Сергей Самойлов: "Госсовет будет работать в Кремле"


@@@

Начальник Главного территориального управления дминистрации президента Сергей Самойлов считает, что новый орган будет ведать ключевыми кадровыми назначениями, а также объявлением войны и мира

2000-08-02 / Марина Калашникова Вместе с реформой института президентских полпредов были реформированы и управляющие ими структуры. Недавно три департамента администрации президента, отвечающие за связи с регионами, деятельность президентских представителей и местное самоуправление слились в один - Главное территориальное управление, которое возглавил бывший начальник управления по делам территорий Сергей Самойлов.







Сергей Самойлов считает, что вопрос о конституционной реформе зреет.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, перестройка вашего ведомства была связана с созданием института полпредов. Может ли в ближайшее время произойти очередная реорганизация администрации президента и, в частности, не собираются ли еще добавить функций ГТУ?

- Изменения возможны только в одном случае: если более конкретные очертания приобретет Государственный совет. Когда идея Госсовета будет юридически оформлена, то обеспечение его деятельности, вероятно, станет одной из обязанностей ГТУ. Это объясняется просто: в Госсовете будут работать руководители субъектов РФ.

- Известны ли уже какие-либо подробности о численности и функциях этого органа?

- Согласно распоряжению президента, органы власти и управления, а также палаты законодательных собраний регионов будут вносить свои предложения по составу, функциям и регламенту работы Госсовета. Уже ясно, что это будет отнюдь не декоративный орган. Не исключено, что его статус потребуется закрепить законом или изменениями в Конституции. Костяк Госсовета составят руководители исполнительных органов власти субъектов Федерации. Руководить Госсоветом будет непосредственно президент. К Госсовету перейдет часть функций, которые ныне исполняет Совет Федерации. Кстати, работать он будет в Кремле, в помещениях бывшего Верховного Совета СССР.

- Как на практике произойдет разделение функций Госсовета и Совета Федерации?

- Все обязанности по законотворческой деятельности будут оставлены за Советом Федерации. А ряд других вопросов общегосударственного значения, связанных с ключевыми кадровыми назначениями, объявлением войны и мира, чрезвычайным положением, вероятно, будут переданы в ведение Госсовета.

- Если Госсовет действительно будет наделен политическими функциями, губернаторы, по сути, будут пользоваться тем же влиянием, которым они располагали в Совете Федерации?

- Сегодня для губернаторов важно сохранить возможность влияния на решения, затрагивающие коренные интересы субъектов Федерации. Одной из функций Госсовета будет принятие концепции федерального бюджета. Ведь параметры бюджета закладываются задолго до того, как начинают обсуждаться конкретные статьи и их наполнение. Думаю, что это поможет сделать глав субъектов реальными союзниками в деле максимально быстрого оформления Госсовета. Свидетельством тому явилось достаточно дружное голосование Совета Федерации по его реформе. Этим голосованием начат отсчет новых процессов, и в них одинаково заинтересована федеральная и региональная власть.

Губернаторам сегодня важно, чтобы Госсовет появился как можно быстрее, чтобы он был легитимным и недекоративным органом и чтобы в этом органе у них была возможность влиять на принятие решений и сохранить свой статус государственного политического деятеля федерального уровня. Госсовет в состоянии это обеспечить. Но этот орган отличается от Совета Федерации, поскольку президент вносит в него вопросы для обсуждения и подписывает его решения. Кстати, президент поручил своим полпредам в семи федеральных округах выяснить с губернаторами, как они видят состав и функции Госсовета.

- Какие отношения складываются у губернаторов с полпредами?

- Самые разные. Пока они присматриваются друг к другу. Губернаторы ясно понимают, что теряют часть функций, которыми они ранее располагали и которые определяли их влияние. Когда эти функции уходят к другому чиновнику - это сложно осознать и принять. Вторая проблема - это главы административных центров федеральных округов. Они достаточно ревностно отнеслись к тому, что в их епархии появился чиновник по статусу значительно выше, чем они.

- Сколь вероятно создание Конституционного собрания и чем оно будет заниматься? Как поделят между собой функции Госсовет и Конституционное собрание?

- Президент сознательно пошел сначала на административную реформу, за которой может последовать конституционная. У меня глубокое убеждение, что вопрос о конституционной реформе еще не созрел. В недавнем прошлом вы видели, какие бурные дебаты шли вокруг тех или иных поправок, которые необходимо внести в Конституцию. Сегодня об этих поправках уже не говорит никто. Где гарантия, что завтра не появятся новые претензии к Конституции? Я, как и многие, убежден, что политический и юридический ресурс Конституции достаточно велик. И если сегодня грамотно распорядиться конституционными законами, то можно не спешить с конституционной реформой. Стране нужна управляемая вертикаль власти - прозрачная, подотчетная, дееспособная. Когда это будет достигнуто, можно будет заняться конституционной реформой. Если мы начнем этим заниматься параллельно, то мы потеряем не менее двух лет в жарких дебатах и спорах, в которые окажутся втянутыми все ветви и органы власти. Лучше, чтобы сначала наладилось четкое и эффективное управление государством. Тогда можно будет приступать и к конституционной реформе. Но при условии, что для этого созреет само общество, а не только та или иная политическая сила.

- А когда, по-вашему, это произойдет?

- Думаю, что глубокая проработка возможных изменений в Конституции может начаться не раньше, чем через полтора-два года.

- Давайте вернемся к повседневным обязанностям ГТУ. По каким принципам, например, планируются командировки президента в регионы?

- Президент заявил в своей предвыборной платформе о необходимости инвентаризации того хозяйства, которое он имеет. Отсюда - интенсивность его поездок по стране и выбор направления. Один из главных приоритетов - знакомство с регионами, экономически значимыми для страны. Другим критерием являются его зарубежные визиты. Для посещения выбираются те российские регионы, которые сопрягаются с ними или по тематике переговоров, или по пути следования. Эта практика будет продолжена осенью этого года. Уже идет подготовка к целому ряду таких визитов, среди которых будут, к примеру, Сахалин, Бурятия.

Президент уделяет большое внимание становлению институтов полпредов. И поэтому важным приоритетом также является посещение административных центров федеральных округов. Подобные поездки стоят в графике его командировок. И одну из них - в Екатеринбург, столицу Уральского округа, президент совершил, хотя там институт полпреда еще не в полной мере развернут. Наконец, есть даты, важные не только для региона, но и для страны в целом. Это могут быть и праздничные даты, и, наоборот, связанные с какими-то трагическими событиями. Скажем, в минувшее воскресенье президент праздновал день ВМФ на Балтийском флоте в Калининградской области. А 2 августа он посетит 104-ю Псковскую дивизию ВДВ - не только по случаю 70-летия ВДВ. Там состоятся церемония, посвященная памяти погибших в Чечне десантников, и закладка камня будущего мемориала.

- Готовятся ли специальные справки для президента с описанием ситуации в регионе и сколько человек обычно занимаются информационным обеспечением президентских командировок?

- Конечно, готовятся. Это делают различные ведомства. Но в управлении мы анализируем все предложения и соглашаемся или не соглашаемся. Наша задача, чтобы президент не был случайно втянут в зрелищные мероприятия, имеющие неоднозначное толкование. Могу привести пример. Военное ведомство предложило, чтобы во время поездки в Балтийск или Псков президент вручал военным ордера на квартиры в новых домах. Мы понимаем, что это - важное событие, но поднимать его статус до уровня государственной значимости, наверное, не стоит. Безусловно, обеспечение военных жильем - это государственная проблема. Президент ею интересуется, в нее вникает и даже делает все возможное, чтобы выделить дополнительные средства. Но некая публичность и театрализованность вредна и неуместна. Дома должны строиться и заселяться независимо от того, приедет президент или нет. И такого рода моментов бывает много.

В других случаях в процессе подготовки задействовано правительство. Скажем, во время недавней поездки в Благовещенск ключевым мероприятием было совещание по перспективам развития Дальнего Востока. Отвечал за его подготовку вице-премьер Виктор Христенко. Визит в Нижний Тагил на выставку вооружений готовил вице-премьер Клебанов. За посещение Камчатки и подготовку материалов по этому проблемному региону, к примеру, отвечала заместитель премьера Валентина Матвиенко. Задача нашего управления - свести воедино всю информацию, касающуюся места пребывания и тематики встреч, и передать ее первому заместителю руководителя администрации Дмитрию Медведеву, который координирует усилия всех ведомств по организации президентских командировок. Работаем же мы под руководством замглавы администрации Александра Абрамова. Что касается протокольной части, то этим занята служба протокола. Принимают в этом участие и спичрайтеры президента, которые помогают должным образом расставить акценты в выступлениях. Президент с их материалами обязательно знакомится. Как задействована пресс-служба, вы хорошо себе представляете. Могу сказать, что поездки нынешнего президента очень динамичны, в них меньше церемоний и больше дела. Они насыщены встречами и проблемами, которые решаются. Эта интенсивность не будет снижена.

- Давайте вернемся к вашим новым обязанностям - работе с полпредами.

- Институт полпредов потребовался для восстановления властной вертикали и управляемости территориальных федеральных органов. Первый раз идею укрупнения регионов и реорганизации деятельности полпредов, равно как и слияния трех управлений в одно главное территориальное, Владимир Путин предложил, когда был первым заместителем руководителя администрации и курировал это направление в 1998 году. Тогда перед уходом в отпуск он попросил наше территориальное управление подготовить соответствующие материалы. Но после отпуска вышел уже на другую работу - в ФСБ, и проект так и остался нереализованным. Владимир Путин вернулся к нему уже в качестве президента. Так что над концепцией реформы президент думал долго, и ошибаются те, кто утверждает, что это непродуманное, стихийное решение. Президент принял его абсолютно осознанно. Более того, он знает, что делать дальше, и знает это гораздо глубже, чем мы можем себе представить.

- Какое число укрупненных округов было заложено в первоначальном проекте?

- Не могу сказать, что в 1998 году мы заложили в проект какое-то конкретное количество округов. Мы тогда подготовили предложения по новой структуре расположения полпредов в принципе и по реорганизации ГТУ.

- Сколь далеко простираются компетенции новых полпредов? Не создает ли реформа угрозы децентрализации в новых границах?

- Главное - не перейти грань, не создать семь мини-государств на территории России. Уйдя от децентрализации в виде излишней самостоятельности субъектов в их экономических и правовых взаимоотношениях с Центром, не перейти к децентрализации в рамках семи федеральных округов. Эту грань президент тонко чувствует и постоянно на это указывает своим полпредам, находясь с ними в диалоге.

- Как идет подбор кадров в аппараты полпредов, где и из кого они уже сформированы?

- Штатное расписание аппаратов полпредов - не искусственное и не завышенное. На территории субъектов остался штат аппаратов бывших полпредов, контрольные службы и кадровые службы администрации президента. Сегодня вся эта штатная численность в рамках федеральных округов передана новым полпредам. Ни одной дополнительной вакансии мы не открыли. Более того, мы предполагаем, что наиболее эффективная реорганизация территориальных федеральных органов, имея в виду их сокращение, позволит высвободить значительную часть федеральных служащих в регионах.

- Безработица среди госслужащих...

- Специалисты у нас везде требуются. Мы создаем рабочие места не для того, чтобы занять людей просто работой, а для того, чтобы они выполняли конкретные задачи. Если обстоятельства таковы, что эти задачи будут выполняться на уровне федеральных округов, то туда и уйдут вакансии. Значительная их часть уже передана из регионов в округа, а в ряде субъектов вообще не будет никаких структур.

- Надо ли понимать так, что далеко не в каждой столице субъекта будет теперь находиться человек из аппарата полпреда? Кроме столиц федеральных округов, где еще будут они размещаться и по какому принципу будут выбирать эти города?

- Полпреды будут назначать федеральных инспекторов далеко не в каждый субъект, входящий в округ. Как правило, это будут крупные, экономически и политически значимые области или республики. Другой критерий - такое географическое положение, которое обеспечивает им своеобразную роль центра. Например, в Волгоград назначен главный федеральный инспектор, который будет обслуживать сразу три региона: Волгоградскую, Астраханскую области и Калмыкию. Смело могу сказать, что по одному федеральному инспектору будет во всех сложносоставных субъектах, на территории которых находятся автономные образования. Скажем, инспектор в Чите будет отвечать и за Агинский Бурятский округ. Более того, все федеральные структуры по соображениям целесообразности будут постепенно выводить с территории автономии в область, где она расположена.

Вообще каждый полпред в своем округе строит удобную для управления схему. Она не предопределена никакими указами, не запланирована и будет складываться на практике.

- Начали ли полпреды заниматься финансово-кредитными вопросами, участвуют ли в бюджетном планировании?

- Бюджет - это не те проблемы, которыми занимаются полпреды, поскольку бюджет составляется не по федеральным округам, а по регионам. Главная задача для полпредов - инвентаризация хозяйства, которое им досталось, и знакомство с федеральной проблематикой на территории округа. Вторая по значимости задача - предложить оптимальную схему управления территориальными федеральными структурами. Третья - включиться в решение конкретных проблем, ответственность за которые на территории округов несут федеральные органы власти.

- Потребуют ли столь разнообразные обязанности полпредов создания специальных внебюджетных фондов? Такая активная деятельность, видимо, потребует не только средств на содержание аппарата, как это было у их предшественников?

- Нет, никаких внебюджетных фондов не будет. Полномочные представители президента не являются юридическими лицами, они работают в составе структурного подразделения администрации президента. Поэтому их финансирование проходит в рамках утвержденного бюджета и именно по сметам, которые утверждаются администрацией. Финансирование идет через управление делами президента.

- Будут ли полпреды заниматься внешнеэкономической деятельностью?

- В их функции это не входит. Другое дело, что решения, которые принимает президент или правительство, согласно новому положению должны получать оценку полпредов. Поэтому и вопросы, связанные с внешними займами, с реализацией федеральных целевых программ, тоже должны будут ими визироваться. Скажу так: полпреды не будут указывать губернаторам, как строить внешнеэкономические отношения. Но, как вы знаете, около 40 регионов у нас являются пограничными. А развитие отношений с зарубежьем, в том числе со странами СНГ, - это часть их обязанностей.

- Планируются ли специальные экономические и социальные программы в рамках федеральных округов?

- Да, планируются. Основой для них являются программы, которые разрабатываются в рамках ассоциаций экономического взаимодействия. Могу сказать, что программой регионального масштаба является программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, составленная до 2006 года. Другие же программы затрагивают целые округа. Например, в Центральном округе - развитие льна. Но хочу подчеркнуть, что обилия программ не будет, потому что свободных инвестиционных средств в бюджете очень мало. Поэтому количество программ будет сокращено. Еще раз повторяю, если полпреды смогут доказать целесообразность программ президенту или правительству, их мнение будет услышано. Полпреды будут участвовать в заседаниях правительства по проблемам, которые затрагивают интересы федерального округа.

- Будет ли создаваться единая мониторинговая сеть и сбор статистики по округам?

@@@