"Де Бирс" выходит из ОАО "Североалмаз"

@@

Возвращение АК "АЛРОСА" на Ломоносовское месторождение обошлось компании в круглую сумму

2000-05-18 / Владимир Санько



Не только жаркое африканское солнце способствует "Де Бирс" успешно добывать алмазы в Намибии.

СООБЩЕНИЕ о подписании протокола о намерениях, в соответствии с которым "Де Бирс" согласилась продать АК "АЛРОСА" свой 27-процентный пакет акций ОАО "Североалмаз", несомненно, можно считать сенсацией. Действительно, событие многозначительное.

Уход "Де Бирс" с Ломоносовского алмазного месторождения (запасы которого оцениваются в 12 млрд. долл.) в Архангельской области красноречиво говорит о качестве нашего инвестиционного климата, о том, насколько неуютно чувствует себя в России иностранная компания. Стоит заметить, что эта компания особо не избалована - ей постоянно приходилось работать в весьма сложных условиях. Известно, что Юго-Западную Африку, где расположены основные добывающие предприятия "Де Бирс", весь век сотрясали военно-политические катаклизмы: то передел колоний по результатам мировых войн, то десятилетиями полыхавшие антиколониальные освободительные войны, то гражданские междоусобицы. Компания почти всегда находила общий язык и с колонизаторами, и с новыми лидерами африканских государств.

Еще два года назад казалось, что южноафриканцы пришли на наш российский Север всерьез и надолго. Длительное общение менеджеров компании с президентской администрацией (1996-1997 гг.) по увязке условий торгового соглашения с АК "АЛРОСА" закончилось его подписанием и… образованием СП "Согласие - Де Бирс Майнинг Инвестмент", которое неожиданно оказалось владельцем 54% акций ОАО "Североалмаз". Таким образом, ограночная компания "Согласие", которая на тот момент была аффилирована с управлением делами президента, и "Де Бирс" совместно получили контрольный пакет Ломоносовского алмазного месторождения. Мало того, вслед за этим "Североалмаз" получает от правительства товарный кредит в 30 млн. долл., и это при том, что у ОАО появился стратегический инвестор.

Правительство впервые рассекретило данные по архангельскому алмазному месторождению, и "Де Бирс" получила всю техническую документацию - результат многолетней работы сотрудников ПО "Якуталмаз" (предшественника АК "АЛРОСА"). Двухлетнее обследование месторождения специалистами "Де Бирс" полностью подтвердило технико-экономическое обоснование российских геологов. В частности, эксперты убедились в высоком качестве сырья - свыше 50% камней были пригодны для производства бриллиантов, тогда как в Якутии только 25%.

Свое решение об уходе с месторождения представители "Де Бирс" мотивировали рядом причин: иностранной компании не разрешено владеть контрольным пакетом в алмазодобывающем предприятии, запрещена разработка алмазных месторождений на условиях соглашения о разделе продукции. По их мнению, в России чрезмерно высокие налоги, которые забирают до 45% выручки. В таких условиях, считают они, невозможно достичь рентабельности, достаточной для того, чтобы компенсировать высокую степень риска ведения бизнеса в России.

Риск действительно большой. В отсутствие четкого законодательства по недропользованию, значительной зависимости арбитражных судей от бесконтрольных действий всевластных федеральных и региональных чиновников в России в настоящее время идет передел собственности. В этом "Де Бирс" убедилась на своем опыте. Дело в том, что через аффилированную канадскую компанию Archagel Diamond Corporation (АДС) южноафриканцам принадлежат 40% в СП "Алмазный берег", созданном в 1993 году для освоения Верхотинского алмазного месторождения, запасы которого оцениваются в 5,5 млрд. долл., находящегося в той же Архангельской области. Устав от претензий российских партнеров и не добившись защиты своих прав на месте, АДС обратилась в Арбитражный суд Стокгольма. Так что интересы "Де Бирс" в освоении алмазных месторождений в России пока сохраняются. Сейчас представители компании утверждают о полном отказе от участия в подобных работах.

Не исключено, что последнее решение "Де Бирс" продиктовано тем, что со сменой руководства в управлении делами президента была потеряна мощная поддержка в органах исполнительной власти. А без нее нет никакой возможности работать в российском алмазном бизнесе, ибо нет уверенности в том, что в законодательстве по драгоценным камням будет учтена вся специфика бизнеса.

Дело в том, что алмазный рынок живет по своим законам. Если опросить производителей бриллиантов, то практически все они выскажутся за одноканальную систему сбыта сырья, которая контролировала бы до 80% рынка. Это обеспечивает ценовую стабильность на рынке и определенность перспективы. То есть общепринятый подход к рыночной конкуренции здесь не применим. В настоящее время такую стабильность обеспечивает ЦСО "Де Бирс". Немаловажную роль в этом деле выполняет торговое соглашение компании с АК "АЛРОСА", так как вместе они контролируют порядка 80% рынка алмазного сырья.

В этом плане для укрепления позиций России в мировом алмазном бизнесе необходима консолидация всей добычи на территории страны в рамках одной компании, и, без сомнения, ею должна быть АК "АЛРОСА". Сейчас же политика чиновников не соответствует интересам государства.

В этом отношении показательно возвращение АК "АЛРОСА" на Ломоносовское месторождение. Как говорилось выше, разведку, подготовку ТЭО на освоение этого месторождения провели специалисты ПО "Якуталмаз". Однако в начале 90-х годов при акционировании в угоду местным властям имела место бесконтрольная раздача лицензий, которые не содержали каких-либо инвестиционных обязательств. Архангелогородцы в течение семи лет упорно сопротивлялись привлечению АК "АЛРОСА" к разработке месторождения. Теперь справедливость в какой-то мере восторжествовала, но российской компании это обошлось в значительную сумму в валюте, которую получили южноафриканцы. Следует подчеркнуть, что сейчас множество лицензий на перспективные алмазные месторождения находятся в руках мелких АО, которые ведут бесконечные поиски выгодных покупателей. Сами же они чаще всего не способны провести даже объемное геологическое обследование. Покупатели - в основном обычные спекулянты, которые способны только на перепродажу прав на месторождение.

@@@
"Де Бирс" выходит из ОАО "Североалмаз"
"Дело Кажегельдина" продолжается
"Кремль" нацелился на администрацию президента
"Новые русские" сенаторы наехали на старых русских губернаторов
210 миллионов долларов освоят без Павла Бородина
Аврал во дворце конгрессов
Алексий II перенес микроинсульт

Антикризисное дворцовое строительство

@@

В центре Екатеринбурга заканчивается строительство комплекса зданий Управления делами президента РФ

2009-03-17 / Владимир Терлецкий

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Резиденция полпреда должна быть сдана в эксплуатацию уже к лету.

Фото автора

В центре Екатеринбурга заканчивается строительство комплекса зданий Управления делами президента РФ. Летом или осенью туда переберется аппарат полпреда президента в Уральском федеральном округе (УрФО), ФСО, окружное контрольное управление. Кроме того, это будет уже вторая в регионе резиденция президента страны. Сейчас точно неизвестно, сколько денег было потрачено на строительство, но, судя по помпезности здания, призывы президента РФ Дмитрия Медведева сэкономить на дворцах в кризисные годы остались неуслышанными.

В Екатеринбурге полным ходом идет подготовка к встрече глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Встреча пройдет летом нынешнего года, и предполагается, что даже всемирный экономический кризис не помешает этому событию.

В конце февраля с.г. состоялось официальное открытие отеля «Хаятт», где будут жить большинство глав государств. Достраивается гостиница «Украина», которую избрала местом проживания делегация Китая. К приему гостей подготовлены уже 35 гостиниц, еще пять, по словам вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контева, будут сданы до лета.

В общей массе объектов выделяется два, имеющих федеральное значение. Во-первых, заканчивается реконструкция дома купца Севастьянова, который станет гостевой резиденцией Дмитрия Медведева. Во-вторых, к лету обещают сдать официальную резиденцию полпреда президента в УрФО Николая Винниченко, в которой, по словам заместителя полпреда Бориса Кириллова, «будет находиться резиденция президента РФ в Екатеринбурге». Любопытно, что по документам здание проходит как резиденция полпреда, а не президента.

@@@
Антикризисное дворцовое строительство
Апрельская шутка с переездом
Аресты в высших эшелонах власти продолжаются
Армия будет оборонять Красную площадь до последней квартиры
Благотворительный марафон
Большая клумба – большой восьмерке
Бывший "главный завхоз" продолжает разоблачения

В Кремле открыли общепит

@@ 2001-06-06 / Владимир Тихомиров



НА ПРОШЛОЙ неделе в Кремле было отрыто питейное заведение для простых смертных - кафе-бар "Кремлевский". Как сообщили мировые информагентства, новое предприятие было открыто по инициативе управляющего делами президента РФ Владимира Кожина.

- Мы считаем, что это не просто кафе, каких в Москве открываются десятки. Таких за всю историю Московского Кремля на его территории не было. Это первый шаг на пути реализации концепции открытости Кремля, - заявил Владимир Кожин на церемонии открытия.

Однако на фуршет по случаю открытия бара "У Путина", как метко окрестили его в народе, допускались только специально приглашенные журналисты из так называемого кремлевского пула. И, кроме того, в четверг Кремль для посещения и экскурсий закрыт. А сразу же после торжественного открытия "для прессы" бар снова закрыли.

Корреспонденты "НГ" пришли в Кремль на следующий день. Найти "Кремлевский" оказалось делом непростым. Ни вывески, ни щитов с рекламой… На расположение оазиса общепита в так называемом дипломатическом фойе Государственного Кремлевского дворца указывала скромная табличка с лаконичной надписью "Бар".

Но бар был закрыт. Хмурый дедуля-охранник объяснил, что никакого такого кафе для всяких проходимцев тут не открывалось, а есть столовая, в которой кормят иностранцев. Тут как раз к дверям подошла бойкая компания каких-то бюргеров, и охранник с несвойственной для его пенсионного возраста прытью оттер нас в сторону. Женщина-экскурсовод пересчитала по головам своих подопечных и подала команду строиться на обед. А мы отправились в кабинет Евгения Кузьмичева, заместителя директора комбината питания Московского Кремля.

- Действительно, мы несколько поторопились с открытием кафе, - объяснил нам Евгений Николаевич. - Но у управделами очень плотный рабочий график, и этот день был наиболее удобным… До следующей недели мы все подготовим и начнем работать по-настоящему. А что касается иностранцев, то мы экскурсионные группы кормим в Кремле с апреля. У туристов такой плотный график экскурсий, что в Кремль они приезжают голодными. И мы подумали: а почему бы им в центре России вместе с духовной пищей не давать и пищу для желудка - нашу, исконно русскую пищу? А теперь вот решили кормить и всех желающих. Так что, ребята, приходите в понедельник.

В понедельник мы снова были у ворот Кремля. Милиционеры, дежурившие у турникета, кивали нам, как старым знакомым, и желали приятного аппетита.

Интерьер нового кафе сильно отдает незатейливым советским дизайном - будто сидишь в столовке ведомственного санатория в Сочи. Просторный зал, отделанный деревянными панелями, столики на 6 человек, офисные стулья и тут же - белые крахмальные скатерти и свернутые в цилиндры полотенца на тарелках. В углу - раздаточная стойка, словно взятая напрокат из студенческой пельменной. Правда, с подносами там стоят не посетители, а официанты.

- Понимаете, кухня у нас находится на 6-м этаже, - говорит официант Женя. - Вот мы и оборудовали такую стойку для доработки поступающих блюд…

Посетителей в зале было немного - народ в основном заходил полюбопытствовать, чем в Кремле кормят. Для нового проекта кремлевского управделами Владимира Кожина в штат комбината питания набрали 3 поваров и 10 официантов. В планах - расширение сети общепита и создание своего "фаст-фуда" с открытыми столиками. О политике "открытости" в Кремле нам постоянно напоминал и подошедший метрдотель Александр Кривошеенко.

- Метрдотель, а тем более кремлевский метрдотель, должен поддержать разговор на любую тему, - делится секретами мастерства Александр Иванович, который уже четвертый десяток кормит кремлевских обитателей. - Сегодня у вас ужинает физик-конструктор, а завтра - народный артист. И с каждым нужно поговорить. Ведь ресторан - это не только место, где можно поесть, это клуб общения, исповедальня…

@@@
В Кремле открыли общепит
В аэропортах депутатов не принимают за VIP-ов
Великий пост докатился до столовых Кремля, Совета Федерации и Думы
Время платить долги
Все "завидуют" бедной "Единой России"
Вторая столица де-юре
Второй президент России

Выборы мэра Москвы выходят на финишную прямую

@@

В окончательном списке соискателей кресла столичного градоначальника - 11 фамилий

1999-11-20 / Сергей Шагин



В ПРОШЛУЮ субботу, 13 ноября, истек срок перечисления залога на избирательный счет кандидатов в московские градоначальники. После этой даты гражданин, желающий стать мэром Москвы, такую возможность терял и у него оставался единственный шанс: сдать подписные листы с подписями москвичей в свою поддержку. По закону, 18 ноября являлся последним днем подачи документов в избирательную комиссию на регистрацию, но даже теоретически трудно предположить, чтобы кто-либо из случайных кандидатов за столь короткий срок сумел собрать необходимые 78 тысяч подписей в свою поддержку.

Вчера состоялось заседание Мосизбиркома, на котором круг претендентов был очерчен окончательно. Как известно, в свое время об участии в выборах мэра и вице-мэра столицы официально заявляли 16 пар кандидатов. Они получили необходимые банковские реквизиты, инструкции и разъяснения. Для большинства из них московская выборная кампания - лишь удобный способ напомнить о себе, так как реальных шансов на выборах у них нет.

Официальные удостоверения кандидатов на сегодняшний день имеют: пенсионер Владимир Воронин, правозащитник из Казани Дмитрий Бердников, экс-премьер Сергей Кириенко, нынешний мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами президента РФ Павел Бородин, депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов, депутат Госдумы Владимир Семаго, вице-президент АО "Концерн "Стальконструкция" Евгений Мартынов, зам. председателя Комитета по здравоохранению г. Москвы Иван Лешкевич, председатель общественного движения "Национально-патриотический фронт "Память" Дмитрий Васильев, гендиректор торгово-производственного предприятия "Алтуфьево" Владимир Киселев.

@@@
Выборы мэра Москвы выходят на финишную прямую
Где училиcь наши политики
Госдача здесь уже была
ДПР позаботилась о потомках
Джакузи для Евросоюза
Дипломаты теряют лицо
Дорогие наши депутаты

Дружба дружбой, а болгарский табачок врозь

@@

Киев не признает за Москвой исключительного права на собственность СССР и царской России за рубежом

2006-04-03 / Игорь Наумов







Владимир Кожин не намерен отказываться от царской собственности.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Россия намерена предъявить права на некоторые объекты за рубежом, находившиеся в собственности не только бывшего СССР, но и Российской империи. Это следует из обнародованного вчера заявления управляющего делами президента Владимира Кожина: «Мы активно ведем поиск собственности не только советской, но и Российской империи. И есть достаточно серьезные наработки, когда мы будем предъявлять свои претензии на эту собственность», – сказал управделами в интервью Интерфаксу.

О каком порядке цифр идет речь, Владимир Кожин уточнять не стал. Также он воздержался от конкретики в отношении «заводов, газет, пароходов», на которые Москва собирается предъявить права в разных странах мира. Лет 8–10 назад, если верить международному детективному агентству «Пинкертон», зарубежная собственность России оценивалась примерно в 400 млрд. долл. Это не только недвижимость, но и долги разных стран Российской империи и Временному правительству. Однако цифру следует воспринимать как ориентир. В то время правительство не могло провести полную инвентаризацию заграничного имущества государства. Попытки предпринимались в 1995 и 1998 годах, но в полном объеме российскую собственность взять на учет не удалось.

@@@
Дружба дружбой, а болгарский табачок врозь
Жена президента
Закрыто на спецобслуживание
Заместителем министра культуры стал опытный экономист
Зачем выселяют Волошина
Издательство "Известия" обзавелось новой техникой
Ильхам Алиев предотвратил госпереворот

Исторический архив задохнулся от миллиардов

@@

Крупнейшее хранилище исторических документов в Санкт-Петербурге никак не может пережить переезд

2008-09-22 / Даниил Борисов



В октябре Государственный исторический архив, базирующийся в Петербурге, должен возобновить работу после многолетнего перерыва. Впрочем, историки смогут воспользоваться лишь малой частью услуг, которые архив оказывал до переезда в новое здание. Миллиарды рублей, потраченные на переезд архива с целью освобождения площадей для Конституционного суда, не помогли учреждению полностью восстановиться.

Многолетняя история переезда Российского Государственного исторического архива (РГИА) началась 17 декабря 2002 года, когда было подписано распоряжение правительства РФ «О передаче в ведение Управления делами президента РФ наиболее значимых исторических комплексов, относящихся к федеральной собственности и расположенных в Санкт-Петербурге». Согласно этому распоряжению, здания Сената и Синода, в которых тогда располагался архив, передавались Управделами. Это было сделано для того, чтобы впоследствии разместить там Конституционный суд. В тот момент сотрудникам архива не разъяснили, для чего на самом деле изымаются здания. Более того, никто не пытался опровергнуть распространившиеся в тот момент слухи о том, что комплекс Сената и Синода на Исаакиевской площади будет переоборудован в VIP-гостиницу. Только летом 2004 года губернатор Валентина Матвиенко впервые упомянула, что исторический комплекс зданий будет использоваться для передачи Петербургу части столичных функций.

@@@
Исторический архив задохнулся от миллиардов
Ключ к объединению
Кожин пересмотрит условия аренды госдач
Кожин считает свои доходы
Коллекция для резиденции президента
Кому мигать и крякать
Конституционный суд оставляет в Москве сотни миллионов долларов

Кремлевский стандарт качества

@@

Имперский стиль снова в моде

2003-05-16 / Галина Окулова



21.05-24.05. II Международная выставка-презентация высоких российских торговых марок ювелирных украшений, подарков и часов "Новый русский стиль".

Атриум Гостиного Двора.

На смену малиновым пиджакам и увесистой голде пришла одежда ведущих дизайнеров. Золото и бриллианты воспринимаются уже не только как способ вложения денег, но и как предмет искусства. В России все встало на свои места.

В принципе не сказать чтобы в России не хватало ювелирных выставок. Но, как правило, они ориентированы на достаточно узкий круг людей, занятых в этом красивом бизнесе. "Новый русский стиль" - по сути своей попытка сделать проект, полезный для производителей, интересный для покупателей и сверх всего этого просто модный, пышный и престижный.

Все действительно обещает быть очень красиво. Пространство атриума символически поделят на "Площадь ювелиров", "Улицу часовщиков" и так далее, что вкупе с показами "Недели моды в Москве", которая проходит там же, в Гостином Дворе, одновременно с "Новым русским стилем", создаст, судя по всему, атмосферу средневекового карнавала. Пока профессионалы будут обсуждать проблемы ювелирной отрасли, посетителям позволено разглядывать стенды таких известных производителей, как "Алмаз-Холдинг", "Алмазный мир", "Эдем", Московский экспериментальный ювелирный завод, "АЛРОСА", Костромской ювелирный завод "Топаз", ювелирный дом "Екатеринбург", "Ювелиры Урала", "Русские самоцветы" и т.д.

Что касается того самого, заглавного понятия "Новый русский стиль", то это субстанция очень загадочная, он как бы должен быть, но на самом деле его как бы и нет. Видимо, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нам с вами предлагается взглянуть на то, что представляет собой "старый", или просто "русский". Если помните, было такое звание: "Поставщик Двора Его Императорского Величества". И этого звания в дореволюционной России были удостоены ювелирные фирмы "Болин", "Лорие", "Ган", "Хлебников" и "Фаберже".

Имперский размах снова в моде, поэтому в 2003 году в управлении делами президента было решено создать собственный сертификат качества под названием "Кремлевский стандарт". Новые фавориты власти будут определены на конкурсе "Лучшие украшения России", но скорее всего сюрпризов не будет - недаром выставка проходит под девизом: "Будущее принадлежит известным брэндам!"

@@@
Кремлевский стандарт качества
Кремль вступил вчера в переписку с "Коррьере делла сера"
Кусачий отдых марки «брэнд»
Ледяной дом печати
Леонид Трошин: "Городские власти не должны заниматься политикой"
Лукашенко не выпускает из рук сигареты
Матвиенко и Клебанов обмыли корабль

Министров хотели сделать уголовниками

@@

Это не понравилось Касьянову, и административная реформа была остановлена

2003-03-26 / Светлана Офитова



В административной реформе наступила пауза. Михаилу Касьянову по-прежнему не удается развести по ведомствам три абсолютно не стыкующиеся по закону функции - правоприменительную, правоустанавливающую и оказание услуг.

В распоряжении "НГ" оказался направленный недавно премьеру документ, перечисляющий все обязанности существующих ведомств. Каждое министерство напоминает маленькое государство в государстве - со своей хозяйственной деятельностью, медицинским и даже страховым обслуживанием. Иначе говоря, несоответствие деятельности ведомств своим прямым обязанностям носит тотальный характер, а потенциал для коррупции и нецелевого освоения бюджетных и внебюджетных средств огромен.

Перечень "занятий" госструктур поражает воображение - свыше 5000 параграфов. Но лишь малая толика связана с непосредственной деятельностью того или иного министерства. Все остальное - чистая кормушка, денежная или властная. Более того, необходимость коммерческой деятельности никем не скрывается, а, напротив, выдвигается чуть ли не на первый план.

Особенно преуспевают в хозяйствовании силовики. К примеру, Министерство внутренних дел очень скупо говорит о защите прав граждан или их собственности, но очень подробно расписывает механизмы собственной коммерческой деятельности. Оно, в частности, "организует капитальное строительство объектов, возводимых за счет лимитов капитальных вложений министерства и иных федеральных органов исполнительной власти", а также "арендует движимое и недвижимое имущество, осуществляет отчуждение подведомственных министерству объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета и находящихся в оперативном управлении министерства, а также сдачу в аренду закрепленного за ним имущества".

Министерство по налогам и сборам идет дальше. Оно не только занимается хозяйственной деятельностью, но и единолично "разъясняет законодательство" по обороту спирта в стране, разрабатывает механизм контроля и контролирует его. Есть ли здесь потенциал для коррупции - вопрос риторический.

Таможенный комитет идет по пути Министерства путей сообщения при Николае Аксененко - как и тогдашние железнодорожники, ГТК "управляет и распоряжается внебюджетным фондом развития таможенной системы РФ". Контролю за материальными ресурсами посвящена львиная доля обязанностей Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Осваивают бюджетные средства не только силовики. Министерство по антимонопольной политике "организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и ГО", Министерство по природным ресурсам "организует тушение пожаров леса, защиту лесов от вредителей и болезней леса" (хотя, казалось бы, за противопожарную безопасность должно отвечать МЧС).

Наконец, чистой бюджетной кормушкой выглядят такие функциональные обязанности госведомств, как, например, у Госкомрыболовства - "государственный надзор за охраной человеческой жизни на море" и "общее руководство деятельностью морских рыбных администраций"; Минприроды "создает государственную лесную охрану РФ" (в каком времени и пространстве, а может быть, в какие сроки - не указано. - "НГ"), а Минздрав - "реализует политику в области гигиенического воспитания". МИД "регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками других государств" (в то время как эта функция находится и в компетенции МВД), Минтранс "организовывает всероссийские конкурсы профмастерства", а Минтруда "разрабатывает проект бюджета государственного фонда занятости РФ" (хотя указанный Госфонд уже давно упразднен).

Все типы функциональных обязанностей смешаны в Минфине. Он не только разрабатывает и осуществляет финансовую политику, но и предоставляет самые разные услуги населению и государству - "проводит всероссийскую государственную лотерею", "приобретает в Госфонд РФ драгоценные металлы", "осуществляет отпуск драгметаллов".

Как ни странно, в списке о функциях правительства значится и подразделение администрации президента - Управление делами президента РФ. А значит, административная реформа ждет и его.

Наконец, одна из самых примечательных обязанностей ведомств - как правило, последним пунктом в перечне - "осуществление других функций в соответствии с законодательством РФ". Иными словами, все, как в нормальном коммерческом предприятии - можно заниматься всем. Видимо, и торгово-посреднической деятельностью.

Впрочем, оказывается, хозяйственная активность министерств не противоречит закону. Как сказал корреспонденту "НГ" адвокат Генри Резник, в России имеют право заниматься коммерческой деятельностью все. А ограничения не могут накладываться на юридические лица, а лишь на конкретных субъектов - чиновников. По мнению Генри Резника, запреты сами по себе - не лучшее средство для искоренения разного рода злоупотреблений.

Судя по этому интереснейшему сборнику, реформа действительно назрела. Однако бой предстоит нешуточный. Министерства вряд ли выпустят из своих рук функции "оказания услуг" и "правоприменения", поскольку именно они гарантируют им коммерческое процветание. Более того, по имеющимся в "НГ" данным, ведомства даже настаивают на расширении перечня своих функций. И скорее всего Касьянову придется сделать "ход конем" - передать коммерческие функции новой структуре. Вероятнее всего, этой структурой станет воссозданное Министерство торговли.

Впрочем, сам премьер сознает, что музыка административной реформы будет вечной. В одном из писем Касьянова к Владимиру Путину отмечается: "Процесс совершенствования исполнительной власти носит продолжительный и постоянный характер - поэтому каждые 3-5 лет власти придется решать подобные проблемы в связи с "непрерывным развитием общественных отношений".

@@@
Министров хотели сделать уголовниками
Минобороны продает тыл
Мода с человеческим лицом
НТВ признали виновным в клевете на генерального прокурора
Наши хунвейбины
Николай Глушков остается под стражей
Олигархи сокращают министерства

Остров невезения в Петербурге есть

@@

Обитатели Крестовского не хотят уступать землю Конституционному суду

2006-11-20 / Даниил Борисов







У председателя Верховного суда Валерия Зорькина возникли проблемы с переселением в город на Неве.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Управление делами президента РФ столкнулось с неожиданной преградой, препятствующей переезду в Петербург судей Конституционного суда. Жильцы дома на Крестовском острове, где планируется построить особняки для высокопоставленных господ, доказали в суде, что причины расселения их дома необъективны. Теперь управделами и администрации города на Неве придется применить особые, скажем так, меры для выселения строптивых петербуржцев с Крестовского острова.

Как уже писала «НГ» (см. номер от 19.10.06), для размещения конституционных судей был выбран самый престижный район города – Крестовский остров. Более того, участок, на котором планируется построить особняки, является самым удобным и привлекательным на острове. Получить право строить здесь не могли даже самые состоятельные инвесторы. Управделами, впрочем, инвестором в привычном смысле этого слова не является, поэтому для него этот участок был предоставлен на особых основаниях.

Жильцы дома № 7 по улице Эсперова, расположенного в пределах этой зоны, не выступали против соседства с судьями, пока не выяснилось, что их дом готовится к сносу. Соответствующее распоряжение подготовили специалисты жилищного комитета, а губернатор города Валентина Матвиенко поставила под ним свою подпись. В документе говорится о том, что данное здание необходимо расселить по причине его аварийного состояния. Узнав об этом, жильцы через ТСЖ заказали обследование здания в Северо-Западном региональном центре судебной экспертизы. Как сообщили «НГ» в этом учреждении, экспертиза показала износ дома в пределах 40–50%, некоторую опасность обрушения балконов, но ни о какой аварийности речь не идет. Имея на руках официальный документ, жильцы оспорили постановление губернатора в Смольнинском суде Центрального района Петербурга. Суду ничего не осталось делать, кроме как отменить решение губернатора. По словам адвоката Евгения Баклагина, защищающего интересы ТСЖ, удача в суде объясняется поспешностью городских чиновников, не озаботившихся подготовкой законного основания для расселения дома. Теперь освободить дом для сноса будет несколько сложнее. Впрочем, для этого, судя по всему, будут предприняты все возможные усилия, ведь остальные «препятствия» в виде двух детских учреждений и общежития уже преодолены.

@@@
Остров невезения в Петербурге есть
Отрежьте нос, пришейте уши
Переезд откладывается
Побег "верного завхоза"
Позолоченного верблюда не будет
Политика: коротко
Политика: новости

Преемник президента

@@

Президентство Владимира Путина - рубеж, с которого Россия прекращает свое многолетнее геополитическое отступление

2000-01-06 / Александр Головков

На рубеже года от Рождества Христова 2000, в XII веке от основания Российского государства, через восемь лет после установления демократии в России совершилось небывалое дело: глава государства добровольно отказался от власти и передал бразды правления преемнику. Впервые в отечественной истории такой акт совершен согласно конституционной процедуре, при жизни ушедшего в отставку лидера страны и без его насильственного смещения.

С формальной точки зрения назначение Путина премьером, а затем и.о. президента вовсе не гарантирует его избрание при всенародном голосовании. Но нынешние обстоятельства таковы, что иной исход на ожидаемых в марте выборах представляется почти невероятным. Хотя, конечно, колесо политической фортуны в принципе может еще повернуться совершенно неожиданным образом.

Путин Владимир Владимирович родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. Он окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета имени Жданова. Кандидат экономических наук (с 1996 г.), владеет английским и немецким языками (свободно).

Награжден орденом "Знак Почета".

Воинское звание - полковник запаса.

Женат, имеет двоих детей.

Увлекается спортом (самбо, дзюдо).

В 1975 году, сразу же после окончания юрфака ЛГУ, Владимир Путин по распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности.

До 1990 года служил в Первом главном управлении КГБ СССР, последнее время (1985-1990 гг.) работал в Германии. После возвращения в СССР был переведен в действующий резерв и устроился на работу в ЛГУ - помощником проректора по международным вопросам.

В том же 1990 году стал советником председателя Ленинградского совета Анатолия Собчака.

С 12 июня 1991 года - председатель Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда-Санкт-Петербурга.

В 1994-1996 годах - первый заместитель председателя городского правительства, председатель Комитета по внешним связям.

В 1995 году возглавил региональное отделение НДР.

С начала 1997 года - заместитель управляющего делами президента РФ.

С 26 марта 1997 года - заместитель руководителя администрации президента - начальник Главного контрольного управления.

19 февраля 1997 года вошел в состав Межведомственной комиссии Совета безопасности России по экономической безопасности.

С 25 мая по июль 1998 года - первый заместитель руководителя администрации президента.

С 25 июля 1998 года - директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

С 2 октября 1998 года - постоянный член Совета безопасности России.

29 марта 1999 года назначен секретарем СБ с сохранением обязанностей директора ФСБ.

С июля 1998 года - председатель комиссии при президенте России по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

9 августа 1999 года назначен первым заместителем председателя правительства Российской Федерации. В этот же день назначен исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации.

16 августа Государственная Дума дала согласие президенту на назначение Владимира Путина председателем правительства Российской Федерации.

31 декабря Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента Российской Федерации после того, как Борис Николаевич Ельцин заявил о своей отставке с поста главы государства.





Владимир Путин.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)
ТЕ, КОМУ доводилось встречаться и беседовать с Путиным, отмечают в нем своеобразное обаяние и специфический "закрытый" юмор; его манера общения не лишена определенной магии, которая возникает не вдруг, но спустя какое-то время по ходу разговора. Внешнее обличье создает ощущение вежливого, немного отстраненного спокойствия. Но это лишь маска, под которой надежно укрыт темперамент страстного, впечатлительного человека, остро переживающего трудности и неудачи, но привыкшего держать себя в железной узде.

Внутренняя упорядоченность создала Путину репутацию умного, дальновидного руководителя. Собственная дисциплинированность и стремление к налаживанию дисциплины выработали в нем навыки хорошего организатора. Многолетняя привычка к разумному самообузданию выработала в нем исключительную выдержку (хотя по натуре Путин склонен к сильным эмоциональным проявлениям). Как подобает закаленному бойцу, у него непроницаемо прочная внешняя психологическая оболочка сочетается с мгновенной реакцией. Путин очень осторожен, ибо прекрасно знает цену риска на своем личном опыте. Он не любит выставляться на первый план, это также выработано длительной практикой выполнения сложнейших и деликатнейших обязанностей.

Путин исключительно рационален, а потому предпочитает лобовым атакам дипломатические ходы. При этом соединение развитого интеллекта и твердых принципов придает ему уверенность в себе и внутреннюю прочность, обеспечивая необходимое преимущество над противниками и партнерами. В отношениях с подчиненными, начальниками, друзьями и недругами он умеет действовать в самом широком диапазоне жесткости и гибкости, не выходя при этом за рамки собственных представлений о дозволенном и недозволенном.

У своих руководителей Путин всегда создавал себе репутацию преданного, лояльного человека. У подчиненных - впечатление, что за таким начальником - "как за каменной стеной". Путин никого никогда не "сдавал" даже в ущерб собственным политическим интересам.

В исполнении своих обязанностей он большой формалист, предпочитает вести дела в официально установленном порядке, а не через "теневых" советников и приближенных лиц. При том достаточно прост и демократичен в манере поведения, сравнительно доступен для подчиненных. Никто не может сказать, что Путин обращает особое внимание на политические взгляды и политическое прошлое своих сотрудников. Тем не менее он (как уверяют) считает необходимым для себя знать всю подноготную о тех, с кем приходится работать.



Юные годы

Владимир Путин родился в Ленинграде-Питере-Петербурге - в городе, где на протяжении двух с половиной веков разыгрывалась непрерывная череда исторических мистерий. В городе, где в последние десятилетия эпохи "реального социализма" видения великого прошлого выглядели рациональнее и материальнее, чем мистически неуловимое содержание обессмысленного настоящего. Великий имперский город с областной судьбой.

Явившись на свет в семье рабочих, Путин должен был утверждаться на первых ступенях жизненной карьеры исключительно собственными усилиями. Первейшей потребностью было - овладеть способами отстаивания своего места в неупорядоченном, несовершенном мире. Он стал серьезно заниматься борьбой самбо - это совершенно рыцарский вид боевого искусства, направленный на то, чтобы самый обыкновенный человек мог защитить себя и окружающих против физически более сильного хулигана или даже вооруженного громилы. Чтобы не "вырубить" противника (как в карате), а только обезоружить и нейтрализовать, дабы потом, не чиня самосуд, отдать преступника в руки стражей порядка. Со временем Путин стал великолепным самбистом, мастером спорта, выигрывал крупные соревнования, но отнюдь не спорт избрал основным движителем своей карьеры.

Он поступил на юридический факультет Ленинградского университета, где учился на одни "пятерки". Как вспоминают однокурсники, Путин был редким гостем на студенческих вечеринках. Чаще всего его можно было застать в библиотеках. С 4-го курса Путин стал обучаться по индивидуальному плану.

В те годы на юрфаке университета преподавал Анатолий Собчак. Он был научным руководителем студента Путина и был его куратором по защите диплома.

Диплом на тему "Принцип наиболее благоприятствующей нации в международном праве" Владимир Путин защитил на "отлично".

Женился он уже после выпуска на родной сестре своего однокурсника, которая некоторое время была вузовским преподавателем.



Карьера: начальные ступени

В 1975 году выпускник Ленинградского университета Владимир Путин направляется для прохождения службы в органы КГБ. Закончив Высшую школу КГБ в Москве, он попал в Первое управление (внешняя разведка). В течение десяти лет работал на различных должностях в Ленинграде, а в 1985 году был направлен в Группу советских войск в Германии, в Лейпциг, где в течение пяти лет служил под "крышей" начальника Дома советско-германской дружбы.

В 1989 году сравнительно спокойное, застойно-благополучное существование "первого социалистического государства на немецкой земле" было взорвано мощным народным движением за демократию и объединение двух германских государств, инициированным сообщениями, приходившими из Советского Союза, где горбачевская "перестройка" шла прямым ходом к краху компартийного режима. В мае произошел исторический Первый съезд народных депутатов СССР, расшатавший все скрепы политической системы СССР, а уже в ноябре пала Берлинская стена. Не под натиском вооруженного врага, а под аплодисменты собственного народа исчезла с политической карты Германская демократическая республика.

Сотрудник организации, обеспечивавшей всесторонюю безопасность Советской империи, стал свидетелем падения (точнее - добровольной сдачи) ее важнейшего бастиона на западном направлении. Дальнейшее пребывание в "органах" казалось уже бессмысленным, поскольку Путин в отличие от некоторых других вовсе не собирался воспользоваться неразберихой, воцарившейся тогда в Западной группе советских войск, для решения собственных материальных проблем. Он добился перевода в действующий резерв, вернулся в начале 1990 года в Ленинград и устроился на работу в ЛГУ - помощником ректора по международным делам. Занимался, помимо прочего, совместными предприятиями, которыми по моде времени и из желания укрепить финансовое положение обзавелся тогда университет. Мелкие, хлопотные дела, дававшие, однако, великолепный тренинг в сфере реальной рыночной экономики.

В конце весны 1990 года Анатолий Собчак, только что ставший первым лицом города - председателем Ленинградского совета народных депутатов, пригласил Путина работать в Ленсовете советником по международным вопросам. После избрания 12 июня 1991 года Собчака мэром Ленинграда Путин стал председателем городского комитета по внешним связям - весьма важного властного подразделения для такого региона, как Санкт-Петербург.

За июнь 1991 - июнь 1996-го Путин превратился в одну из самых заметных и влиятельных фигур в городской политике. Близкие к официальным кругам люди за глаза стали называть Путина "серым кардиналом". Без его ведома в мэрии практически ничего не решалось. По утверждению источников, Собчак (человек не слишком доверчивый, который часто менял мнение об окружавших его людях) Путину доверял неизменно. В отсутствие мэра (Собчак часто бывал за рубежом и много ездил по стране) его обязанности исполнял не вице-мэр, а председатель Комитета по внешним связям Путин. Когда Российское информационное агентство решило прикрепить к Собчаку своего корреспондента, чтобы он освещал все передвижения мэра по стране, этим занимался Путин. При том, как до прихода в мэрию, так и после него, Путин сохранял определенную дистанцию по отношению к Собчаку. Фактически принимая самостоятельные решения, он постоянно подчеркивал, что нужно посоветоваться с Собчаком. Даже тогда, когда он оставался за мэра (что случалось часто), Путин старался подчеркнуть свое "вспомогательное" положение.

В августе 1991 года Путин предусмотрительно встретил мэра в аэропорту с усиленной охраной. В эти дни Путин был почти незаметен, но, без сомнения, сыграл важнейшую роль в непростых переговорах, которые Собчак вел с руководством ленинградского КГБ, а также с военными, стремясь добиться хотя бы их нейтралитета в отношении городских властей, выступивших против ГКЧП.

В 1994 году Путин, занимая пост председателя Комитета по внешним связям, стал первым заместителем председателя правительства Петербурга. При этом его функции и влияние были достаточно обширны. Он занимался дипломатическими представительствами, гостиницами, игорным бизнесом, общественными объединениями, курировал все силовые структуры. Одновременно Путин занимался крупными инвестиционными проектами. При этом его влияние на Собчака уже тогда было значительным. Собчак довольно часто использовал Путина для ведения различных переговоров. Когда Путин стал заметной фигурой в Петербурге, журналисты часто донимали Собчака вопросом, почему он взял на работу гэбэшника. На это Собчак неизменно отвечал: "Он не гэбэшник, а мой ученик".

Осенью 1995-го, когда по всем регионам стали создаваться структуры НДР, возглавлять их должны были или губернаторы, или их заместители. Анатолий Собчак предпочел "направить для руководства" своего первого зама: Путин стал председателем совета городского отделения НДР и ответственным за думскую предвыборную кампанию НДР в Петербурге.

В конечном итоге Путин оказался практически единственным из первой команды "питерских демократов", кто оставался при Собчаке до самого поражения петербургского мэра на выборах 1996 года. После поражения Собчака на губернаторских выборах Путин наотрез отказался работать с Яковлевым, заявив, что это "будет выглядеть предательством". Не отказался Путин от своих отношений с бывшим руководителем и тогда, когда Собчак стал фигурантом ординарного коррупционного дела и скрывался от чрезмерной ретивости следователей во Франции.

В тот же период, в 1996 году, Путин стал кандидатом экономических наук. Диссертацию на тему "Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений" он защитил в Санкт-Петербургском горном институте. Ректор этого института Владимир Литвиненко позже заявит в одном из интервью: "Эта работа была больше чем кандидатская, она смело могла бы претендовать на докторскую. Я считаю, что Путин профессиональный экономист высокого класса".



В московских коридорах власти

Вскоре после ухода из правительства Санкт-Петербурга Путина пригласили на работу в Москву, где он занял должность заместителя управляющего делами президента России Павла Бородина. Здесь он занимался юридическими и внешнеэкономическими делами. Именно он в первую очередь определял судьбу собственности Министерства внешнеэкономических связей в тех странах, где его представительства закрылись.

В марте 1997 года Путин перешел на работу в администрацию президента. На пост руководителя Контрольного управления президента Российской Федерации его порекомендовал Алексей Кудрин, тоже питерский выходец. В мае 1998 года Владимир Путин стал куратором регионов и первым заместителем руководителя администрации президента с расширенными полномочиями. А затем, 28 июля 1998 года Владимир Путин был назначен директором ФСБ России.

Это случилось в период очередного кризисного обострения - видимо, Ельцин уже интуитивно почувствовал неизбежность очередных политических потрясений и стал укреплять свои позиции проверенными кадрами. Скорее всего, именно тогда внимание президента впервые привлекла фигура внешне незаметного, но весьма толкового и расторопного чиновника. Вероятно, президент по своему обыкновению подробно ознакомился с личным делом Путина и сделал собственные выводы, которые уже после подписания указа о новом назначении заложил в дальний угол памяти.

Во главе ФСБ Путин оказался, будучи подполковником, а полковником он стал уже позже. Многие кадровые сотрудники ФСБ встретили назначение главой ведомства какого-то подполковника запаса с нескрываемым недовольством. Но вскоре сослуживцам довелось убедиться в высоком профессионализме, а также и в административных талантах Путина. За короткий срок он провел глубокую реорганизацию, сократил центральный аппарат (с 6 до 4 тыс. человек), укрепив при этом региональные звенья ФСБ.

Считают, что именно Путин после утверждения на Лубянке помог Анатолию Собчаку вернуться в Россию, несмотря на то что поддержка питерского экс-мэра (изрядно подпортившего свою репутацию пресловутым "квартирным вопросом") могла существенно повредить политической репутации поддерживающего.

Путин возглавил ФСБ незадолго до августовского краха, инициировавшего острейший политический кризис, завершившийся лишь 11 сентября 1998 года после утверждения в Госдуме компромиссной фигуры Евгения Примакова на посту премьер-министра. Данное событие ознаменовало финал очередной политической схватки, в которой Борис Ельцин впервые за все последние годы потерпел жестокое, хотя и неокончательное поражение. Для президента это обернулось, помимо прочего, упадком сил и обострением многочисленных физических недугов, так что многие в кремлевской и белодомовской верхушке поспешили мысленно распрощаться с первостроителем российской демократии и задавались лишь вопросом, когда же Ельцин окончательно уйдет с политической арены?

Путин не мог в тот момент отречься от "безнадежного дела Ельцина" - как ранее он не отрекся от своего предыдущего политического патрона, Анатолия Собчака.

В ходе кадровых передвижений осени 1998 года знаковым моментом стало назначение директора ФПС Николая Бордюжи на пост секретаря Совбеза. Вскоре президент, немного окрепший от своих сезонных осенних болячек, вдруг "проникся" к экс-пограничнику и 7.12.98 г. назначил его главой своей администрации вместо Валентина Юмашева - то было еще одно знаковое событие. Разочаровавшись в "молодых реформаторах", равно как и в "опытных хозяйственниках", Ельцин обратил свои симпатии к офицерскому корпусу.

Предугадывая неминуемую активизацию Ельцина к весенне-летнему политическому сезону и не рассчитывая на его благоволение, Примаков в конце января 1999 года предложил заключить некий пакт о взаимном согласии ветвей власти, сердцевинным элементом которого стал бы отказ президента от права производить существенные кадровые перестановки в правительстве без согласования с Федеральным собранием - реализация этого положения, сделав правительство практически несменяемым, закрепила бы первенствующее положение премьера в системе исполнительной власти.

Это весьма скромное по форме предложение главы правительства инициировало очередной тур противоборства в сферах публичной и аппаратной политики. В марте-апреле в борьбу был втянут генпрокурор Скуратов, пытавшийся выкарабкаться из последствий собственного "секс-скандала", политизировав расследования уголовных дел по некоторым структурам крупного бизнеса и представляя себя жертвой происков "кремлевских коррупционеров". Когда Совет Федерации (где задавали тон деятели, уже фактически ставшие в явную либо тайную оппозицию к Ельцину) вторично отверг предложение об отставке Скуратова с генрокурорского поста, в схватку пришлось вступать и Путину. Лишь с непосредственным участием директора ФСБ удалось собрать улики, необходимые для того, чтобы открыть против Скуратова уголовное дело и соответственно отстранить его от руководства Генпрокуратурой.

В апреле 1999 года, как раз в период обострения ситуации вокруг Генпрокуратуры, Путина назначили секретарем Совета безопасности Российской Федерации при сохранении прежней должности. Фактически он стал главным "щитоносцем" президента, сменив в этом статусе Николая Бордюжу.

Между тем к маю 1999 года расклад карт в политической игре определился в пользу президента. Сделав свое дело, чрезмерно независимый от президента и опирающийся на парламентскую оппозицию премьер должен был уйти, его преемником стал Сергей Степашин, незадолго до того возведенный в ранг первого вице-премьера. Оставаясь за кулисами событий, Путин тем не менее оказал значительное влияние на формирование кабинета - как в отношении его структуры, так и по кадровому составу.

Вскоре после отставки правительства Примакова президент обронил на одной из встреч с журналистами, что, дескать, он знает своего потенциального преемника, но не скажет, "а то вы все наброситесь". Пишущая братия и аналитики разного толка в течение некоторого времени ломали головы: кто он, таинственный избранник Ельцина? Называли различных деятелей, но никто о Путине тогда не вспомнил - хотя само по себе совмещение двух ответственнейших должностей в одних руках должно было бы дать повод для соответствующих размышлений. Однако Путин сумел как-то замаскироваться, оставаясь на виду у всех, но вне фокуса общего внимания.

Примерно к середине июля в узком кругу лиц, непосредственно причастных к высшей государственной власти, созрело мнение, что Степашин на премьерском посту не совсем адекватен ситуации. Последние сомнения исчезли после того, как глава правительства допустил несколько "ляпов" во внешней политике (вероятно, в чрезмерном стремлении произвести хорошее впечатление на западных партнеров), а затем ввязался в сомнительные политические игры вокруг губернаторского объединения "Вся Россия". В четверг, 5 августа 1999 года, Степашина вызвали к Ельцину, и состоялся откровенный разговор. Премьер старался оправдаться, и, как ему показалось, удачно - президент не стал подписывать указ об отставке правительства, хотя и сказал о такой возможности. Ельцин на самом деле уже все решил, но на всякий случай по своему обыкновению взял тайм-аут. Однако события развивались далее в такой динамике, что откладывать смену главы кабинета не было уже никакой возможности. Степашин оплошал в делах Северного Кавказа - там, где он нераздельно кураторствовал и считался главным авторитетом.

Начиная с мая, на чечено-дагестанской границе спорадически шли боевые действия, назревал крупный военный конфликт. Однако Степашин не придал значения соответствующей информации, поступавшей по оперативным каналам, и уже после начала крупномасштабных боев говорил о "нескольких десятках бандитов, с которыми будет покончено за пару дней". Благо премьер все же дал необходимые полномочия генералам из Минобороны, которые действовали быстро и слаженно - ударили по боевикам с воздуха, перебросили в Ботлих десантников; уже к вечеру второго дня боев ситуация стала меняться к лучшему.

Степашина это, однако, не спасло. Утром 9 августа он был отстранен от занимаемой должности, а президент наконец-то назвал фамилию своего преемника - в этой роли был представлен Владимир Путин, тогда же назначенный и.о. премьера. Он был утвержден Госдумой на премьерском посту 16 августа и в течение недели сформировал свою правительственную команду - кадровые изменения при этом были незначительны.

Свое новое назначение, равно как и статус "престолонаследника", Путин воспринял как очередную обязанность - соответственно известной поговорке: "На лестнице долга нет места для радости или сожалений".

Политизированная общественность на первых порах восприняла назначение нового премьера как очередной ельцинский каприз, но очень скоро все могли убедиться, что Путин - это серьезно. За обещанием "мочить" террористов в известном месте последовали жесткие и последовательные действия на Северном Кавказе. Премьер без колебаний взял на себя ответственность за развертывание контртеррористической операции на чеченской территории и дал военным возможность действовать по всем правилам тактики и стратегии, не подгоняя их и не одергивая.

Обстоятельства новой войны на Кавказе привели к радикальному изменению общеполитической ситуации в России, где впервые за все постсоветские годы стал формироваться общенациональный консенсус по фундаментальным проблемам защиты целостности и безопасности страны. Лидеры основных политических партий и движений, включая оппозиционные, вынуждены были солидаризироваться с кавказской политикой Путина (по крайней мере на первом этапе).

Тенденция к общенациональной консолидации оказалась настолько мощной, что наскоро созданный проправительственный блок "Единство" добился триумфального успеха на выборах в Госдуму, а вовремя заявивший о своих симпатиях к премьеру "Союз правых сил" отобрал у "ЯБЛОКА" доминирующее влияние среди "либерально" ориентированных избирателей. По существу, итоги голосования 19 декабря 1999 года означали всероссийский вотум доверия правительству Путина и обеспечили ему почти беспроигрышный сценарий участия в президентской избирательной кампании 2000 года. Но первым лицом в государстве он стал еще до всенародного голосования, по решению президента Ельцина, объявленному 31 декабря 1999 года.



Первый президент России, его преемник и другие

Тяжким оказался для Бориса Ельцина завершающий период его президентства, когда не осталось ни былой популярности, ни поддержки общества. Самым лютым врагом (хуже левой оппозиции и чеченских сепаратистов) стало собственное здоровье президента, позволившее ему в течение минувших трех лет лишь считанные месяцы полнокровно исполнять свою президентскую работу. Наверняка уже в начале осени 1996 года, готовясь к рискованной операции на сердце, Ельцин не мог не задуматься о том, кто станет реальным наследником трудов первостроителя российской демократии. И снова вернулся к этим мыслям весной 1997 года. Не потому ли дал он тогда столь обширные полномочия "молодым реформаторам" - Немцову с Чубайсом, что видел в них слаженную пару будущих руководителей постельцинской России?

Разочаровавшись в этой реформаторской паре (не только в деловом, но и в этическом плане - после ряда не слишком красивых эпизодов), Ельцин приблизил к себе нового фаворита - Сергея Кириенко. Но и тот не потянул воз в меру ельцинских требований, не справился с рулем государства, сотрясаемого ударами кризиса. А далее настала очередь людей в погонах. Бордюжа - не сдюжил во внутренней борьбе. Степашин также показался слишком мягким, компромиссным в отношениях с оппозицией, нерешительным в жизненных вопросах обеспечения безопасности государства. Подержал его Ельцин в премьерах в течение двух испытательных месяцев - не понравилось, как себя ведет. И окончательно выбрал самого жесткого и устойчивого, самого надежного и верного - не по расчету, а по природному складу. Того, кто сможет стать не только преемником во власти, но и наследником в деле построения демократической российской государственности.

Уже в не слишком отдаленной перспективе двенадцатилетняя политическая эпопея Бориса Ельцина будет выглядеть как захватывающая историческая драма, где главный исполнитель попеременно представал в самых различных образах. Он был героем-борцом, затем сибаритствующим правителем термидорианского типа, непредсказуемым комбинатором политических стихий. Вызывал попеременно восхищение и ненависть, оставлял в дураках тончайших аналитиков и сам попадал в нелепые и неприглядные ситуации. В завершающем акте своего театрально-политического действа Ельцин восторжествовал над всеми своими врагами и хворями - и не стал доигрывать финал в стиле традиционно-занудного хеппи-энда. Вместо того эффектно ушел со сцены с последней репликой, которая обречена осесть в учебниках новейшей истории: "Берегите Россию".

Далее - музыкальный антракт, признанные мастера политической пантомимы демонстрируют сольные и групповые номера накануне следующего этапа российской исторической драмы.



Слова и дела

Путин никогда не проявлял себя в роли идеолога, творца волшебных программ скорейшего преобразования страны. Впрочем, по основным направлениям все составляемые сейчас программные документы мало различимы: уже и коммунисты не настаивают на повальной национализации, а самые крутые либералы не отрицают необходимости сильного государства и государственных методов регулирования в экономике. Никто, естественно, не призывает отказаться от благ демократии и свободы слова, и все хором требуют перемен в Конституции ради ограничения президентского своеволия. Противоречия между устремлениями партий и лидеров уходят во второстепенные детали, в частности в количественные, а не качественные различия, а также в субъективные, личностные обстоятельства.

Все за рыночную экономику, все за демократию, всех греют идеалы цивилизованного патриотизма и защиты национальных интересов. На словах. По делам - картина несколько иная.

Выдвинул еще в 1996 году один замечательный генерал-миротворец не менее замечательный лозунг: "Правда и порядок". Потом стал генерал-губернатором. Где ныне правда и где порядок в его обширном крае? Только пыль до небес от разделов-переделов собственности и власти.

Еще одна замечательная компания бывших министров, вице-премьеров (и даже некоторых экс-премьеров) не устает повторять, что их дело - "правое". Но трудно забыть, как эти господа, дорвавшись в минувший год до полной силы и власти, загнали страну в дефолт, нарастив при этом внешний долг за неполных четыре месяца на десять миллиардов долларов. Впрочем, указанные "правые" господа получили вполне соответствующее наследие от экономической политики других, "правоцентричных" господ - тех, кто ныне "Наш дом - Россия".

А вот и новые державники сугубо "централистского" облика встали за "Отечество" и за "Всю Россию". И в борьбе за свою будущую "патриотическую" власть уже так разоблачили власть нынешнюю, что по всем западным СМИ поднялась мутная антироссийская волна - со всеми вытекающими многомиллиардными убытками для отечественной же экономики.

У Путина, несомненно, есть своя система приоритетов государственного развития и своя программа - достаточно продуманная, но еще не проговоренная на публику. Все это - не от теории, а от конкретики государственного служения.

Его первым делом на премьерском посту стала война на Северном Кавказе. Новая кавказская война также стала испытанием на прочность хрупкого еще демократического порядка в России. И оказалось, что порядок этот при всем несовершенстве - достаточно прочен, чтобы выдержать удар агрессивного национал-экстремизма, направляемый и усиливаемый мощной поддержкой из-за рубежа. Оказалось, что свободная, демократическая Россия, при всех ее нынешних социальных болячках и межнациональных неувязках, необходима и привлекательна для своих граждан не только в Москве, Петербурге, но и в горном Дагестане.

Коварному, кровожадному врагу надо противопоставить силу - ту силу, которая обретается в общенациональном единении перед лицом внешней угрозы. Ясно, что на позициях в Ботлихе, в Кадарской зоне и под Хасавюртом все заодно - армейцы, омоновцы, ополченцы, рядовые и офицеры, местные уроженцы и те, кто прибывает из Подмосковья, Поволжья, с Дальнего Востока. О единстве немало говорят и в тусовке Садового кольца, в ходе общефедерального политического действа. Но где это единство, если в условиях реальной войны, реальной угрозы для государства перманентно раздаются обвинения в адрес верховной власти, призывы к отставке президента - как-никак Верховного главнокомандующего? Это все равно, как если бы требовать в 1941 году отставки Сталина - так вырвалось однажды у Путина в телеинтервью.

Общенациональное единство общества должно строиться не только на компромиссе элитарных групп, но на значительно более широком и устойчивом фундаменте общественного согласия. Поэтому ключевые принципы свободы и демократии при этом должны быть дополнены идеями справедливости - в том, что касается взаимоотношений социальных, межнациональных, межрегиональных и т.д. В единой России не должно быть сынов и пасынков, лучших и худших, "избранных" и "неизбранных", все - равноправны и равноответственны перед законом.

Консолидация общества нужна не только и не столько для защиты от внешних врагов, но прежде всего для наведения должного порядка - этот порядок власть должна устанавливать, начиная с себя. С укрепления дисциплины и ответственности во всех государственных структурах, с удаления оттуда коррумпированных и профессионально непригодных элементов. С аккуратного счета и ответственного расходования казенных денег.

Справедливость - это также формирование строгого правового порядка, где первенствует закон, а не прихоть власть имущих. Твердый и справедливый порядок в сочетании с широкой экономической свободой создаст необходимые условия для реализации трудового и творческого потенциала граждан в экономической, социальной сфере - и тогда Россия начнет стремительно развиваться во всех отношениях, поскольку для этого имеются все необходимые ресурсы (природные богатства, производственный потенциал, квалифицированные руки и тренированные мозги).

@@@
Преемник президента
Продается наследие "Мабетекса"
Путин стал "политическим тяжеловесом"
Рыбакам нужны гарантии
СНГ: НЕГА сообщает
Саммит на фоне скандала
Секретный договор аферистов

Сергей Самойлов: "Госсовет будет работать в Кремле"

@@

Начальник Главного территориального управления дминистрации президента Сергей Самойлов считает, что новый орган будет ведать ключевыми кадровыми назначениями, а также объявлением войны и мира

2000-08-02 / Марина Калашникова Вместе с реформой института президентских полпредов были реформированы и управляющие ими структуры. Недавно три департамента администрации президента, отвечающие за связи с регионами, деятельность президентских представителей и местное самоуправление слились в один - Главное территориальное управление, которое возглавил бывший начальник управления по делам территорий Сергей Самойлов.







Сергей Самойлов считает, что вопрос о конституционной реформе зреет.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, перестройка вашего ведомства была связана с созданием института полпредов. Может ли в ближайшее время произойти очередная реорганизация администрации президента и, в частности, не собираются ли еще добавить функций ГТУ?

- Изменения возможны только в одном случае: если более конкретные очертания приобретет Государственный совет. Когда идея Госсовета будет юридически оформлена, то обеспечение его деятельности, вероятно, станет одной из обязанностей ГТУ. Это объясняется просто: в Госсовете будут работать руководители субъектов РФ.

- Известны ли уже какие-либо подробности о численности и функциях этого органа?

- Согласно распоряжению президента, органы власти и управления, а также палаты законодательных собраний регионов будут вносить свои предложения по составу, функциям и регламенту работы Госсовета. Уже ясно, что это будет отнюдь не декоративный орган. Не исключено, что его статус потребуется закрепить законом или изменениями в Конституции. Костяк Госсовета составят руководители исполнительных органов власти субъектов Федерации. Руководить Госсоветом будет непосредственно президент. К Госсовету перейдет часть функций, которые ныне исполняет Совет Федерации. Кстати, работать он будет в Кремле, в помещениях бывшего Верховного Совета СССР.

- Как на практике произойдет разделение функций Госсовета и Совета Федерации?

- Все обязанности по законотворческой деятельности будут оставлены за Советом Федерации. А ряд других вопросов общегосударственного значения, связанных с ключевыми кадровыми назначениями, объявлением войны и мира, чрезвычайным положением, вероятно, будут переданы в ведение Госсовета.

- Если Госсовет действительно будет наделен политическими функциями, губернаторы, по сути, будут пользоваться тем же влиянием, которым они располагали в Совете Федерации?

- Сегодня для губернаторов важно сохранить возможность влияния на решения, затрагивающие коренные интересы субъектов Федерации. Одной из функций Госсовета будет принятие концепции федерального бюджета. Ведь параметры бюджета закладываются задолго до того, как начинают обсуждаться конкретные статьи и их наполнение. Думаю, что это поможет сделать глав субъектов реальными союзниками в деле максимально быстрого оформления Госсовета. Свидетельством тому явилось достаточно дружное голосование Совета Федерации по его реформе. Этим голосованием начат отсчет новых процессов, и в них одинаково заинтересована федеральная и региональная власть.

Губернаторам сегодня важно, чтобы Госсовет появился как можно быстрее, чтобы он был легитимным и недекоративным органом и чтобы в этом органе у них была возможность влиять на принятие решений и сохранить свой статус государственного политического деятеля федерального уровня. Госсовет в состоянии это обеспечить. Но этот орган отличается от Совета Федерации, поскольку президент вносит в него вопросы для обсуждения и подписывает его решения. Кстати, президент поручил своим полпредам в семи федеральных округах выяснить с губернаторами, как они видят состав и функции Госсовета.

- Какие отношения складываются у губернаторов с полпредами?

- Самые разные. Пока они присматриваются друг к другу. Губернаторы ясно понимают, что теряют часть функций, которыми они ранее располагали и которые определяли их влияние. Когда эти функции уходят к другому чиновнику - это сложно осознать и принять. Вторая проблема - это главы административных центров федеральных округов. Они достаточно ревностно отнеслись к тому, что в их епархии появился чиновник по статусу значительно выше, чем они.

- Сколь вероятно создание Конституционного собрания и чем оно будет заниматься? Как поделят между собой функции Госсовет и Конституционное собрание?

- Президент сознательно пошел сначала на административную реформу, за которой может последовать конституционная. У меня глубокое убеждение, что вопрос о конституционной реформе еще не созрел. В недавнем прошлом вы видели, какие бурные дебаты шли вокруг тех или иных поправок, которые необходимо внести в Конституцию. Сегодня об этих поправках уже не говорит никто. Где гарантия, что завтра не появятся новые претензии к Конституции? Я, как и многие, убежден, что политический и юридический ресурс Конституции достаточно велик. И если сегодня грамотно распорядиться конституционными законами, то можно не спешить с конституционной реформой. Стране нужна управляемая вертикаль власти - прозрачная, подотчетная, дееспособная. Когда это будет достигнуто, можно будет заняться конституционной реформой. Если мы начнем этим заниматься параллельно, то мы потеряем не менее двух лет в жарких дебатах и спорах, в которые окажутся втянутыми все ветви и органы власти. Лучше, чтобы сначала наладилось четкое и эффективное управление государством. Тогда можно будет приступать и к конституционной реформе. Но при условии, что для этого созреет само общество, а не только та или иная политическая сила.

- А когда, по-вашему, это произойдет?

- Думаю, что глубокая проработка возможных изменений в Конституции может начаться не раньше, чем через полтора-два года.

- Давайте вернемся к повседневным обязанностям ГТУ. По каким принципам, например, планируются командировки президента в регионы?

- Президент заявил в своей предвыборной платформе о необходимости инвентаризации того хозяйства, которое он имеет. Отсюда - интенсивность его поездок по стране и выбор направления. Один из главных приоритетов - знакомство с регионами, экономически значимыми для страны. Другим критерием являются его зарубежные визиты. Для посещения выбираются те российские регионы, которые сопрягаются с ними или по тематике переговоров, или по пути следования. Эта практика будет продолжена осенью этого года. Уже идет подготовка к целому ряду таких визитов, среди которых будут, к примеру, Сахалин, Бурятия.

Президент уделяет большое внимание становлению институтов полпредов. И поэтому важным приоритетом также является посещение административных центров федеральных округов. Подобные поездки стоят в графике его командировок. И одну из них - в Екатеринбург, столицу Уральского округа, президент совершил, хотя там институт полпреда еще не в полной мере развернут. Наконец, есть даты, важные не только для региона, но и для страны в целом. Это могут быть и праздничные даты, и, наоборот, связанные с какими-то трагическими событиями. Скажем, в минувшее воскресенье президент праздновал день ВМФ на Балтийском флоте в Калининградской области. А 2 августа он посетит 104-ю Псковскую дивизию ВДВ - не только по случаю 70-летия ВДВ. Там состоятся церемония, посвященная памяти погибших в Чечне десантников, и закладка камня будущего мемориала.

- Готовятся ли специальные справки для президента с описанием ситуации в регионе и сколько человек обычно занимаются информационным обеспечением президентских командировок?

- Конечно, готовятся. Это делают различные ведомства. Но в управлении мы анализируем все предложения и соглашаемся или не соглашаемся. Наша задача, чтобы президент не был случайно втянут в зрелищные мероприятия, имеющие неоднозначное толкование. Могу привести пример. Военное ведомство предложило, чтобы во время поездки в Балтийск или Псков президент вручал военным ордера на квартиры в новых домах. Мы понимаем, что это - важное событие, но поднимать его статус до уровня государственной значимости, наверное, не стоит. Безусловно, обеспечение военных жильем - это государственная проблема. Президент ею интересуется, в нее вникает и даже делает все возможное, чтобы выделить дополнительные средства. Но некая публичность и театрализованность вредна и неуместна. Дома должны строиться и заселяться независимо от того, приедет президент или нет. И такого рода моментов бывает много.

В других случаях в процессе подготовки задействовано правительство. Скажем, во время недавней поездки в Благовещенск ключевым мероприятием было совещание по перспективам развития Дальнего Востока. Отвечал за его подготовку вице-премьер Виктор Христенко. Визит в Нижний Тагил на выставку вооружений готовил вице-премьер Клебанов. За посещение Камчатки и подготовку материалов по этому проблемному региону, к примеру, отвечала заместитель премьера Валентина Матвиенко. Задача нашего управления - свести воедино всю информацию, касающуюся места пребывания и тематики встреч, и передать ее первому заместителю руководителя администрации Дмитрию Медведеву, который координирует усилия всех ведомств по организации президентских командировок. Работаем же мы под руководством замглавы администрации Александра Абрамова. Что касается протокольной части, то этим занята служба протокола. Принимают в этом участие и спичрайтеры президента, которые помогают должным образом расставить акценты в выступлениях. Президент с их материалами обязательно знакомится. Как задействована пресс-служба, вы хорошо себе представляете. Могу сказать, что поездки нынешнего президента очень динамичны, в них меньше церемоний и больше дела. Они насыщены встречами и проблемами, которые решаются. Эта интенсивность не будет снижена.

- Давайте вернемся к вашим новым обязанностям - работе с полпредами.

- Институт полпредов потребовался для восстановления властной вертикали и управляемости территориальных федеральных органов. Первый раз идею укрупнения регионов и реорганизации деятельности полпредов, равно как и слияния трех управлений в одно главное территориальное, Владимир Путин предложил, когда был первым заместителем руководителя администрации и курировал это направление в 1998 году. Тогда перед уходом в отпуск он попросил наше территориальное управление подготовить соответствующие материалы. Но после отпуска вышел уже на другую работу - в ФСБ, и проект так и остался нереализованным. Владимир Путин вернулся к нему уже в качестве президента. Так что над концепцией реформы президент думал долго, и ошибаются те, кто утверждает, что это непродуманное, стихийное решение. Президент принял его абсолютно осознанно. Более того, он знает, что делать дальше, и знает это гораздо глубже, чем мы можем себе представить.

- Какое число укрупненных округов было заложено в первоначальном проекте?

- Не могу сказать, что в 1998 году мы заложили в проект какое-то конкретное количество округов. Мы тогда подготовили предложения по новой структуре расположения полпредов в принципе и по реорганизации ГТУ.

- Сколь далеко простираются компетенции новых полпредов? Не создает ли реформа угрозы децентрализации в новых границах?

- Главное - не перейти грань, не создать семь мини-государств на территории России. Уйдя от децентрализации в виде излишней самостоятельности субъектов в их экономических и правовых взаимоотношениях с Центром, не перейти к децентрализации в рамках семи федеральных округов. Эту грань президент тонко чувствует и постоянно на это указывает своим полпредам, находясь с ними в диалоге.

- Как идет подбор кадров в аппараты полпредов, где и из кого они уже сформированы?

- Штатное расписание аппаратов полпредов - не искусственное и не завышенное. На территории субъектов остался штат аппаратов бывших полпредов, контрольные службы и кадровые службы администрации президента. Сегодня вся эта штатная численность в рамках федеральных округов передана новым полпредам. Ни одной дополнительной вакансии мы не открыли. Более того, мы предполагаем, что наиболее эффективная реорганизация территориальных федеральных органов, имея в виду их сокращение, позволит высвободить значительную часть федеральных служащих в регионах.

- Безработица среди госслужащих...

- Специалисты у нас везде требуются. Мы создаем рабочие места не для того, чтобы занять людей просто работой, а для того, чтобы они выполняли конкретные задачи. Если обстоятельства таковы, что эти задачи будут выполняться на уровне федеральных округов, то туда и уйдут вакансии. Значительная их часть уже передана из регионов в округа, а в ряде субъектов вообще не будет никаких структур.

- Надо ли понимать так, что далеко не в каждой столице субъекта будет теперь находиться человек из аппарата полпреда? Кроме столиц федеральных округов, где еще будут они размещаться и по какому принципу будут выбирать эти города?

- Полпреды будут назначать федеральных инспекторов далеко не в каждый субъект, входящий в округ. Как правило, это будут крупные, экономически и политически значимые области или республики. Другой критерий - такое географическое положение, которое обеспечивает им своеобразную роль центра. Например, в Волгоград назначен главный федеральный инспектор, который будет обслуживать сразу три региона: Волгоградскую, Астраханскую области и Калмыкию. Смело могу сказать, что по одному федеральному инспектору будет во всех сложносоставных субъектах, на территории которых находятся автономные образования. Скажем, инспектор в Чите будет отвечать и за Агинский Бурятский округ. Более того, все федеральные структуры по соображениям целесообразности будут постепенно выводить с территории автономии в область, где она расположена.

Вообще каждый полпред в своем округе строит удобную для управления схему. Она не предопределена никакими указами, не запланирована и будет складываться на практике.

- Начали ли полпреды заниматься финансово-кредитными вопросами, участвуют ли в бюджетном планировании?

- Бюджет - это не те проблемы, которыми занимаются полпреды, поскольку бюджет составляется не по федеральным округам, а по регионам. Главная задача для полпредов - инвентаризация хозяйства, которое им досталось, и знакомство с федеральной проблематикой на территории округа. Вторая по значимости задача - предложить оптимальную схему управления территориальными федеральными структурами. Третья - включиться в решение конкретных проблем, ответственность за которые на территории округов несут федеральные органы власти.

- Потребуют ли столь разнообразные обязанности полпредов создания специальных внебюджетных фондов? Такая активная деятельность, видимо, потребует не только средств на содержание аппарата, как это было у их предшественников?

- Нет, никаких внебюджетных фондов не будет. Полномочные представители президента не являются юридическими лицами, они работают в составе структурного подразделения администрации президента. Поэтому их финансирование проходит в рамках утвержденного бюджета и именно по сметам, которые утверждаются администрацией. Финансирование идет через управление делами президента.

- Будут ли полпреды заниматься внешнеэкономической деятельностью?

- В их функции это не входит. Другое дело, что решения, которые принимает президент или правительство, согласно новому положению должны получать оценку полпредов. Поэтому и вопросы, связанные с внешними займами, с реализацией федеральных целевых программ, тоже должны будут ими визироваться. Скажу так: полпреды не будут указывать губернаторам, как строить внешнеэкономические отношения. Но, как вы знаете, около 40 регионов у нас являются пограничными. А развитие отношений с зарубежьем, в том числе со странами СНГ, - это часть их обязанностей.

- Планируются ли специальные экономические и социальные программы в рамках федеральных округов?

- Да, планируются. Основой для них являются программы, которые разрабатываются в рамках ассоциаций экономического взаимодействия. Могу сказать, что программой регионального масштаба является программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, составленная до 2006 года. Другие же программы затрагивают целые округа. Например, в Центральном округе - развитие льна. Но хочу подчеркнуть, что обилия программ не будет, потому что свободных инвестиционных средств в бюджете очень мало. Поэтому количество программ будет сокращено. Еще раз повторяю, если полпреды смогут доказать целесообразность программ президенту или правительству, их мнение будет услышано. Полпреды будут участвовать в заседаниях правительства по проблемам, которые затрагивают интересы федерального округа.

- Будет ли создаваться единая мониторинговая сеть и сбор статистики по округам?

@@@
Сергей Самойлов: "Госсовет будет работать в Кремле"
Скуратова обыскали
События и происшествия: новости
Солидарный исход нижегородских варягов
Сотрудники предпочитают не болеть
Союзные отношения с душком
Стратегия "глобализационного лидерства" для России

Три источника для полпредов

@@

Кремль продолжает выстраивать жесткую модель управления государством

2000-08-10 / Калерия Пухова



ПРОЦЕСС внутренней консолидации федеральных округов продолжается. Вслед за реорганизацией управления власть, похоже, готова сделать следующий решительный шаг - продавить формирование окружной экономики. И тем самым вплотную подойти к оформлению нового административно-территориального деления, в чем до сих пор не решалась признаться.

Стало известно, что деятельность полпредов получит финансовую поддержку сразу из трех источников. Как сообщил "НГ" вице-премьер Алексей Кудрин, помимо того, что сохраняется прежний канал финансирования аппаратов полпредов через Управление делами президента, в федеральном бюджете на новый финансовый год в разделе "государственная власть" запланирована отдельная строка расходов на полпредов. Кроме того, бюджеты полпредов будут пополняться деньгами различных министерств, которые по плану должны создать свои представительства в округах. Таким образом, наместники будут располагать суммой, которая позволит им заниматься не только "координацией", но и экономическим развитием регионов. Кстати, полпреды и не отрицают, что к осени должны представить собственные экономические программы. Они скорее всего потянут за собой передел собственности и влияния хозяйственных элит, а также переориентацию экономических связей с межрегиональных на межокружные. Экономическое "самоопределение" останется дополнить культурным, скажем, безобидными ансамблями песни и танца или собственной футбольной лигой, которые вполне могут усилить окружной патриотизм и дополнить экономическое соревнование округов новыми культурными связями. Не исключено, что в багаже у кремлевских политиков вполне может оказаться и что-то еще.

@@@
Три источника для полпредов
Трубная ушла в старые подвалы
Убежище для беглых вождей
Управделами подает навылет
Управделами советует заниматься гостиничным бизнесом
Управделами сокращает квоты на отдых сенаторов
Феномен Коржакова

Шанцев зачистил подступы к Кремлю

@@

Губернатор разрешил въезд в центр Нижнего Новгорода только начальникам

2008-04-08 / Светлана Гамзаева



Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев приступил к борьбе с автомобилями. В областном центре по инициативе властей проводится планомерная кампания по оттеснению машин от кремлевских стен.

Сначала региональные власти запретили ставить машины на территории самого кремля. Многие годы внутрь можно было проехать по специальным пропускам, но теперь управление делами президента распорядилось не пускать туда никакие другие автомобили, кроме имеющих номера с буквами «А», «Н», «О» или «Р», то есть перевозящих первых лиц и депутатов. Многочисленные чиновники правительства, полпредства, мэрии и арбитражного суда, расположенных в кремле, и просто имевшие пропуска приближенные к власти лица оказались вынуждены оставлять машины на площади Минина, уже за пределами крепостной стены.

@@@
Шанцев зачистил подступы к Кремлю
Экологически чистый лесоповал
ЮАР дарит России православный храм
Юрию Скуратову предъявлено обвинение