330 миллионов долларов - на борьбу с чеченскими боевиками

@@

Военные и экономические расходы в Чечне делают эту республику самой дорогой территорией России

2001-07-17 / Владимир Георгиев







Дороже чеченской кампании может быть только жизнь солдата.

Нигде в бюджете-2001 мы не найдем цифр, показывающих, сколько всего тратится в России средств на мероприятия, связанные с контртеррористической операцией в Чечне. Думается, не знают точно об этом и в самом правительстве. Война есть война. И расходы, потери здесь всегда являются величинами отчасти вероятностными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие планы и прогнозы при столкновении с реалиями жизни требуют корректировки. Между тем обществу очень было бы интересно знать, сколько денег из карманов налогоплательщиков тратят силовики в этой неспокойной республике.

Если брать гражданскую сферу, в бюджете-2001 финансовая помощь Чечне из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ должна составить 1,833 млрд. руб. Всего же на реализацию программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни в 2001 г., по данным вице-премьера, руководителя правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Чечни Виктора Христенко, предусмотрено выделение 14,5 млрд. руб. из всех источников.

На последующие два года, по предварительным оценкам, потребуется "удвоение этой суммы", утверждает Виктор Христенко. Таким образом, в 2002- 2003 гг. на восстановление гражданской инфраструктуры ЧР может потребоваться до 30 млрд. руб. Цифра, заметим, равна почти 3% бюджета, который имеет РФ в этом году.

Оставим пока эту цифру за скобками и попытаемся прикинуть, сколько тратят военные. И здесь надо сделать две оговорки. Во-первых, давать информацию и расчеты мы будем на основе открытых данных, и, во-вторых, эти данные могут в чем-то не соответствовать тем или иным документам, поскольку в реальной финансовой жизни нашего государства, как правило, случаются всевозможные метаморфозы - задержки с перечислениями, мини-дефолты, самое банальное воровство и т.п.

Всего на ведение боевых действий в Чечне с сентября по декабрь 1999 г. было затрачено порядка 10 млрд. руб. В 2000 г. на финансирование войск в Чечне ушло не менее 25 млрд. руб., что составило пятую часть военного бюджета страны на тот год. Справиться с такими расходами наше государство смогло лишь благодаря тому, что был профицит бюджета и долгое время сохранялись и сохраняются стабильно высокие цены на нефтепродукты на международном рынке. Для выплаты повышенного денежного довольствия для 40-тысячной группировки войск в ЧР в месяц потребуется не менее полумиллиарда рублей. Для сравнения: стоимость выплат по денежному довольствию всем военнослужащим ВС РФ в месяц (1,2 млн. человек) составляет около 3 млрд. руб.

Таким образом, на обеспечение личного состава федеральных сил в Чечне денежным довольствием в 2001 г. по схеме, которая введена с 1 мая, потребуется не менее 6 млрд. руб. Плюс будет компенсирована ранее образовавшаяся задолженность в размере 2,3 млрд. руб. То есть только на оплату ратного труда военнослужащих, задействованных в антитеррористической операции, потребуется более 8 млрд. руб. в год. Это составит более 10% от сумм бюджета-2001, запланированных по статье "Денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала" (62,5 млрд. руб.).

Только на обеспечение объединенной группировки горюче-смазочными материалами требуется от 200 до 300 млн. руб. Со стоимостью израсходованных боеприпасов, износа и вышедших из строя боевых машин и вооружения это уже потянет примерно на 1 млрд. рублей.

Кроме этого, в Чечне идет активное обустройство федеральных войск. Как известно, в республике на постоянной основе (календарный срок службы офицеров, прапорщиков и контрактников не менее двух лет) дислоцированы 42-я мотострелковая дивизия (численность 15 тыс. человек), 46-я бригада внутренних войск (7 тыс. военнослужащих) и Итум-Калинский погранотряд (1400 военнослужащих). Для размещения этого контингента развернуто большое строительство. По данным ГлавКЭУ МО РФ, в Чечне сейчас трудятся около 4 тыс. военных строителей и гражданского персонала, задействовано около 300 единиц строительной техники, машин и механизмов.

Уже в 2000 г. в гарнизоне Калиновская построены почти все объекты инфраструктуры для размещенного здесь мотострелкового полка, а также дома для офицеров и их семей. В Ханкале, где размещены штаб 42-й мсд и подразделения обеспечения соединения, заканчивается строительство офицерских общежитий и казарм. Работают военные строители и на обустройстве военной инфраструктуры мотострелкового полка в Шали. Здесь пока военнослужащие живут в палатках. Кроме того, в других гарнизонах развернуто строительство более 40 объектов казарменно-жилищного фонда из сборных быстровозводимых конструкций типа "Модуль". На обустройство военных городков, по данным военных коммунально-эксплуатационных служб, выделено около 2 млрд. руб.

@@@
330 миллионов долларов - на борьбу с чеченскими боевиками
Без скидок на вечную мерзлоту
Белый дом заигрывает с принцами
Березовский хочет помочь Гусинскому
Большой приз для бизнесмена-физкультурника
Вертикаль власти и территориальные загогулины
Время определить стратегию

Грузия на пороге катастрофы

@@

Политика властей абсолютно несостоятельна

2001-02-02 / Александр Александрович Чачия - политолог, профессор.







Длиннейшие очереди у российского посольства в Тбилиси уже никого не удивляют.

МИНУВШИЙ год фактически ознаменовал собой начало экономической катастрофы в Грузии. К удивлению правящей элиты оказалось, что национальное богатство, накопленное в предыдущий период, имеет свои пределы и бесконечно разворовывать и продавать его невозможно. Никаких попыток разумно в интересах собственного государства реформировать экономическую систему, реструктурировать полученный в наследство достаточно солидный народнохозяйственный комплекс предпринято не было. Каков итог девятилетнего правления Шеварднадзе и его партии, с чем Грузия вступила в XXI век? Потеря территориальной целостности страны, полная экономическая разруха, жесточайший энергетический кризис, переход всей провинции на натуральное хозяйство, эмиграция почти полутора миллионов соотечественников, интенсивное физическое вымирание нации, двухмиллиардный внешний долг, редкий даже для стран третьего мира расцвет коррупции и, главное, девальвация тех традиционных нравственных ценностей, которые составляли духовную опору нации. А ведь всего лишь десятилетие назад Грузия была развитой аграрно-индустриальной республикой с солидной научной, технической, образовательной базой, с высоким уровнем материального благосостояния населения, с интенсивно развивающимися культурой, литературой, искусством... Такие сравнительные оценки не в диковинку российской общественности, но то, что для огромной России с ее колоссальным потенциалом всего лишь спад или кризис, для маленькой Грузии - полная катастрофа.

Естественно, что в таких условиях политическая обстановка в стране нестабильна. Стихийные выступления населения приняли повсеместный характер. Неспособность власти экономически и идеологически объединить регионы усиливает центробежные тенденции. Но главная беда власти в том, что ни президент, ни парламент, ни правительство не пользуются никаким авторитетом у населения. Народ никому из них совершенно не доверяет. Однако парадоксальной особенностью политической обстановки является тот факт, что при абсолютной оппозиционности большинства населения в стране тем не менее нет авторитетной оппозиционной политической силы, способной выдвинуть альтернативную модель развития, идейно и организационно объединить недовольные массы населения. Существующие партии и движения (а их полторы сотни!) кто - участием во власти, кто - соглашательством с нею, кто - предательством национальных интересов, кто - обманом и демагогией полностью дискредитировали себя в глазах населения. Это обстоятельство, безусловно, содействует росту социальной апатии, нигилизма, неверия в будущее, что играет на руку правящей элите, всячески подчеркивающей свою безальтернативность. Более того, отсутствием реальной политической оппозиции активно пользуется в последнее время так называемое реформаторское крыло правящего Союза граждан, возглавляемое спикером парламента Зурабом Жвания, выпестованное в свое время Эдуардом Шеварднадзе в качестве апологетов "западничества". Сегодня эти "птенцы гнезда Эдуардова" всячески стремятся дистанцироваться от обанкротившегося (естественно, в политическом, но никак не в финансовом смысле) "отца-основателя", всю вину за катастрофу в стране возложить на Шеварднадзе, коррумпированную "старую партноменклатуру", "происки России", а себя представить прогрессивной альтернативой. Все бы хорошо, но беда в том, что нельзя быть альтернативой самому себе.

О внешней политике

В вопросе о внешней политике Грузии следует исходить из содержания основного приоритета государственной политики. Сегодня может быть два варианта этого основного приоритета. Первый: сохранение нации от физического вымирания и нравственной деградации, создание условий для поступательного национального развития. И второй: беспрекословное выполнение заказа определенных мировых сил по изменению исторически сложившихся в Кавказском регионе геополитических реалий, причем выполнение этого заказа - в ущерб национальным интересам грузинского народа. К сожалению, нынешнее руководство Грузии избрало этот второй вариант и руководствуется им в течение всех последних лет. Данный выбор обусловлен тремя моментами: известной ангажированностью Шеварднадзе, который во взаимоотношениях с внешними силами не в состоянии отстаивать национальные интересы; подхалимством, глубоким провинциализмом, продажностью того большинства политической элиты, которое готово выполнить любое задание заграничных "друзей" в обмен на личную выгоду и гарантии безопасности в будущем; многолетней неопределенностью российской внешней политики, когда руководство России фактически способствовало реализации антироссийской стратегии мировых сил.

Правящая элита Грузии кичится государственной независимостью, забывая при этом, что независимость, государственность нужны нации для развития, прогресса, улучшения уровня и качества жизни населения, обеспечения его безопасности, но не для спекуляций на международной арене, не для попыток повыгоднее продать национальные интересы. Можно ли в нынешних катастрофических условиях о независимости и государственности говорить как о благе для народа? К сожалению, нынешний режим девальвировал и эти высокие понятия. О какой независимости может идти речь, если страна существует за счет иностранной помощи, внешняя политика полностью подчинена интересам проводников идеи однополярного мирового устройства, а социально-экономической политикой бесцеремонно заправляют клерки из МВФ, причем делают это крайне неэффективно и непрофессионально? Даже в период Российской империи царские чиновники старались учитывать местную национальную специфику, особенности национального менталитета, экономическое и социокультурное своеобразие. Такой подход начисто отсутствует в деятельности наших новых "покровителей". Если нынешнее состояние Грузии - это состояние независимости, тогда что же такое колония?

Внешнеполитический курс Шеварднадзе, как и все аспекты его внутренней политики, потерпел, к сожалению, полный крах. И это неудивительно в том случае, когда руководитель маленькой страны с очень рискованным геополитическим положением вдруг, с одной стороны, возомнит себя чуть ли не вождем великой державы с правом решающего голоса в осуществлении глобальных геополитических проектов, а с другой - войдет в острую конфронтацию с одним центром силы, от которого, кстати, и политически, и экономически зависит, в угоду другому центру силы. Результат не замедлил сказаться: развал страны с отделением территорий, экономическая катастрофа, духовно-нравственный кризис общества, политическая, экономическая и даже цивилизационная бесперспективность страны. А ведь Грузия с ее крайне выгодным географическим расположением могла бы стать не только "мостом" в политических и экономических отношениях между великими державами, но и связующим межцивилизационным звеном, своеобразной "лабораторией" по отработке моделей сочетания геостратегических интересов мировых сил, мирного и взаимообогащающего сосуществования различных наций, народностей, конфессий, взаимопроникновения культур. Для придания Грузии этой международной функции нужна была выработка сбалансированного внешнеполитического курса и квалифицированная дипломатическая работа. Но президент Грузии, учитывая, видимо, спорность оценок своей прежней дипломатической деятельности, решил пойти по самому легкому пути - беспрекословно играть роль пешки в чужой геополитической игре.

Кстати, если определенные западные круги считают, что нынешний режим в Грузии оптимален для решения ими своих геополитических задач, то они глубоко заблуждаются. Грузинские правители своей антинародной политикой умудрились настолько дискредитировать Запад, от имени которого они выступают, западные ценности и западные интересы в Грузии, что сегодня всякое упоминание о Западе вызывает в грузинском народе настороженность и недоверие. Даже весьма щедрая финансовая помощь со стороны США и МВФ рассматривается людьми как очередное пополнение личных банковских счетов правящей элиты. Я недавно говорил об этом группе американских и английских политологов - моих коллег и друзей. Когда отъявленные коррупционеры или безответственные болтуны-"реформаторы" каждое свое преступное или просто глупое действие преподносят как необходимое следствие прозападной ориентации, "освоения" западных ценностей, это не приносит Западу дивидендов. Я с уважением отношусь к так называемым западным ценностям. Несмотря на то, что многое из этой системы ценностей, сформированной на базе образа жизни специфической общности - американского народа и проникнутой идеалами протестантизма, неприемлемо для традиционного грузинского общества, сформированного на основе патриархальности, общинности и православных устоев, тем не менее считаю, что определенную часть современных западных ценностных ориентаций, касающуюся в первую очередь демократизации общественной жизни, соблюдения прав человека и т.д., можно было органично слить с нашей ценностной базой. Однако правящая элита настолько дискредитировала все эти понятия, что впредь их внедрение возможно лишь без всякого упоминания об их западной принадлежности.

О взаимоотношениях с Россией и роли "российского фактора"

В течение ряда лет никто не понимал, чего хочет Россия на Кавказе и хочет ли она вообще чего-нибудь. Отсутствием мало-мальски целенаправленной российской политики в Кавказском регионе отчасти оправдывается и несостоятельность внешнеполитического курса Шеварднадзе. Сегодня положение начинает постепенно меняться, и итоги визита президента Владимира Путина в Баку - тому подтверждение.

Сегодня у России из всех стран СНГ самые напряженные отношения - с Грузией, хотя, учитывая общность истории, вероисповедания, ментальности наших народов, взаимопроникновения культур, они должны быть самыми близкими. Я понимаю раздражение руководства России антироссийской риторикой правителей Грузии и их пособничеством антироссийским силам. Но при этом прошу учитывать следующие обстоятельства. Первое. Политически неоправданно и исторически несправедливо недовольство политикой ничтожной группы временщиков распространять на весь грузинский народ, который к своей правящей элите относится так же, как до недавнего времени русский народ относился к своим правителям. В России этот период благополучно завершился, а в Грузии пока продолжается. Заявление какого-нибудь чудака в парламенте о том, что в адрес России "будут приняты жесткие меры", что "настало время приструнить Россию", в грузинском обществе вызывает хохот, а в Москве по этому поводу раздражаются. Второе. Объективные геополитические и геоэкономические интересы России и Грузии совпадают полностью. Другое дело, что руководство обеих стран не осознавало и не реализовывало эти интересы, послушно выполняя волю третьих сил. Нынешний конфликт именно тем и обусловлен, что новое руководство России освобождается от диктата и приступило к реализации национальных интересов, а грузинское руководство не в состоянии этого сделать, ибо не является самостоятельным субъектом в политике. Политику Грузии по-прежнему определяют "эксперты" и "советники", командированные из других стран и вовсе не намеренные учитывать национальные интересы "страны пребывания". И третье. Разрыв многовековых политических, экономических, культурных связей двух православных народов с общей историей, по чьей бы вине он ни произошел, будет национальной трагедией как для грузин, так и для русских.

@@@
Грузия на пороге катастрофы
Два сценария для МВФ
Джулио Андреотти: с Америкой нужно вести максимальное количество переговоров и разговоров
Итоги от Ястржембского
Когда врач нужен всем
Криса Паттена хотят уволить
Модернизация по-губернаторски

Направления главного удара Дмитрия Козака

@@

Министр регионального развития собрался менять отношение Центра к субъектам Федерации

2007-10-29 / Андрей Рискин







На собрание советов муниципальных образований Дмитрий Козак (слева) пришел с уже готовым планом реформы системы взаимоотношений федерального Центра и регионов.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами нужно радикально менять. Об этом заявил в минувший четверг министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, выступая в Совете Федерации. «Нам необходимо выработать и создать такую систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, – подчеркнул Козак, – чтобы максимально стимулировать их развитие, и в первую очередь депрессивных регионов».

Дмитрий Козак даже указал три «направления главного удара», должных спасти ситуацию. Это, во-первых, распределение полномочий между различными уровнями местной власти, во-вторых, финансовая помощь субъектам Федерации и, наконец, в-третьих, улучшение финансово-инвестиционного климата в регионах.

Будут сопротивляться – отключим газ

Самая большая неразбериха, конечно же, с первым вопросом. С тех пор как муниципалитеты были выведены из системы государственного управления, федеральный Центр и региональные власти делали все возможное и невозможное, чтобы все-таки встроить местное самоуправление в вертикаль власти.

Методы использовались разные. В ходе реформы местного самоуправления, как известно, муниципалитеты существенно урезали в финансах, что вынудило глав местных самоуправлений регулярно ходить на поклон к региональным руководителям, гарантируя последним полную политическую лояльность. Правда, с мэрами крупных городов было несколько сложнее. Они обладают, как правило, неплохими бюджетными возможностями и солидным в отличие от губернаторов-назначенцев электоральным ресурсом. Последнее, кстати, и привлекло внимание «Справедливой России», которая пыталась «вербовать» градоначальников, обделенных партией власти. И даже добилась определенных успехов: на Ставрополье, к примеру, эсэры на выборах в краевую Думу обошли единороссов во многом благодаря ресурсам мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина.

@@@
Направления главного удара Дмитрия Козака
Палестинцам посулили новые миллиарды
Партия афганского гостя
Почему так важна борьба с исламским экстремизмом
Промышленники Кузбасса занялись нацпроектами
Прощайте, легкие деньги из Америки
Прощание с "Курском"

Россия готова к зиме лишь на 50%

@@

Регионы шантажируют Центр предстоящими катаклизмами

2004-08-16 / Елена Тихомирова







Владимиру Аверченко придется постараться, чтобы не допустить очередных аварий предстоящей зимой.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Обещанная федеральным Центром целевая финансовая помощь для решения проблем ЖКХ достанется не всем. «Регионы получат деньги, но с учетом их хозяйственных показателей и готовности к отопительному сезону», – заявил председатель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Госстрой России) Владимир Аверченко на Всероссийском селекторном совещании представителей ЖКХ субъектов Федерации. Он сообщил, что на подготовку всей России к зиме на сегодня выделено 176 млрд. руб. из запланированных 410 млрд. руб. на год. По селекторной связи с регионами муниципальные руководители и коммунальщики сообщили в Москву, что пока не готовы ни к обогреву жилья, ни к переводу всего хозяйства на зимний режим. Готовность к зиме жилищного фонда в целом по стране составляет 51%, котельных – 46,5%, тепловых сетей – 52%, водопроводных сетей – 64%. При этом угля запасли лишь 46% необходимого объема, жидкого топлива – 57%, газа – 66%. Так что, вероятно, как и в предыдущие годы, работы у министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу этой зимой будет предостаточно. Самыми предусмотрительными оказались Приволжский, Центральный федеральные округа и Республика Саха (Якутия), сообщившие о готовности к зимним неожиданностям систем ЖКХ выше 60%. Владимир Аверченко строго отчитал руководителей Архангельской и Ульяновской областей, Алтайского края, Камчатки и Корякии и пригрозил комплексными прокурорскими проверками.

@@@
Россия готова к зиме лишь на 50%
Саакашвили вывел Москву за формат
Холодные батареи бьют по политическим целям
Этюд в сернокислых тонах
Южный Кавказ - зона интересов США