"Медведи" - за туризм в Чечне!

@@

Фантастические идеи "Единой России" будут разъяснять ее новые члены - телеведущие государственных каналов

2002-12-23 / Максим Гликин, Ольга Тропкина







Александр Беспалов еще многим утрет нос.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

В редакцию "НГ" попал документ, явно претендующий на сенсацию. Это проект манифеста "Единой России", который обсуждался в минувшую субботу на заседании центрального политсовета партии. Несмотря на свою экзотичность, партийные тезисы, вполне отражающие амбиции и интеллектуальный уровень вождей партии власти, могут стать эрзац-программой "Единой России" на парламентских выборах.

Выступая на субботнем политсовете, новый лидер "единороссов" Борис Грызлов упрекнул соратников в том, что за прошедший год у партии не появилось ни свежих идей, ни ярких инициатив. Проект манифеста призван убедить главу партии и кремлевских кураторов в обратном: "интеллектуальная жизнь" в "Единой России" бьет ключом. И в самое ближайшее время Россия при посредничестве "Единой России" явит некое чудо, которое повергнет в трепет остальной мир. Экономический прорыв, который отказался в свое время обеспечить премьер-министр Михаил Касьянов, обеспечит партия Грызлова, Шойгу и Беспалова. Конечно, только в том случае, если ей отдадут свои голоса большинство избирателей.

Стилистика манифеста такова, что невольно напрашиваются ассоциации с хрущевской "программой построения коммунизма", рассчитанной до 1980 года. Ожидалось, что к этому сроку все граждане страны будут бесплатно пользоваться общественным транспортом, получат отдельные благоустроенные квартиры и научно обоснованное количество основных продуктов питания на душу населения.

Однако новая программа нашей главной партии еще более амбициозна. Теперь поголовная раздача квартир ожидается не через 20 лет, как в хрущевские времена, а всего через шесть - к 2008 году. Причем "вне зависимости от уровня дохода", что является истинно коммунистическим принципом ("от каждого по способностям, каждому по потребностям"). Чеченская проблема, по мнению авторов манифеста, тоже решится сама собой - просто на смену арабским террористам на Северный Кавказ придут западные туристы.

Среди прочих фантастических идей "единороссов" обращает на себя внимание тезис о том, что "у нас есть принципиально новые виды связи, невиданные по качеству и скорости". Видно, что программу партии писали явно гуманитарии, а не технари.

Неизвестно, ознакомился ли с этим манифестом сам Борис Грызлов перед тем, как взойти на трибуну политсовета. Но в его докладе говорилось о гораздо более приземленных вещах: "Главная задача партии - реформа государственного аппарата, оздоровление бизнеса, культурной и общей социальной атмосферы, повышение стандартов уровня и качества жизни основной массы населения". Явные несоответствия доклада партийного лидера и партийного манифеста говорят о существовании в "Единой России" нескольких независимых групп "криэйтеров" и "спичрайтеров".

В любом случае в партии сегодня возникла серьезная проблема: как добиться того, чтобы обещания "единороссов" не воспринимались населением как пустые декларации, чтобы аудитория страны поверила в возможность реализации хотя бы части наполеоновских планов "медведей". Руководители партии власти решают эту задачу по-своему - "Единая Россия" объявила журналистский призыв. Борис Грызлов и его соратники считают, что отныне партийными должны быть не только министры, но и журналисты. По крайней мере те, что работают на государственных телеканалах и отвечают за освещение общественно-политических тем. Ради восстановления добрых советских традиций глава высшего совета "Единой России" Борис Грызлов накануне заседания партактива провел встречи с журналистскими коллективами "Первого канала" и "России", где настоятельно рекомендовал телеведущим обзавестись "медвежьими" корочками.

"Единороссы" решили, что для начала партбилеты следует выдать самым ярким бойцам информационного фронта: Михаилу Леонтьеву, Евгению Ревенко и Екатерине Андреевой, которая недавно блестяще провела телебеседу президента с народом. Екатерина Андреева пока раздумывает над этим заманчивым предложением, а Михаил Леонтьев за свое вступление в партию попросил выделить ему место в федеральном списке на выборах-2003. Партбоссы согласились, тем более что подобный опыт у них уже был: в 1999 году список "Единства" украсили своими именами телевизионщики Михаил Комиссаров и Александра Буратаева. Правда, в партийный ареопаг их в итоге не пустили. Но, возможно, Леонтьеву повезет больше. Партбилет "Единой России" ему в торжественной обстановке вручил сам глава МВД. Одновременно с Леонтьевым "медвежьи" корочки из рук Бориса Грызлова получили ректор МГУ Виктор Садовничий и руководитель общественной организации "ОПОРА" Сергей Борисов.

По мысли лидеров "Единой России", на двух ведущих телеканалах страны должны в итоге появиться полноценные партийные ячейки. Руководители Первого канала Константин Эрнст и Александр Гельман, по информации "НГ", благословили своих подчиненных на вступление в партию власти, но сами решили пока остаться беспартийными. На телеканале "Россия" за обмен журналистских удостоверений на "медвежьи" корочки будет отвечать заместитель Олега Добродеева, бывший руководитель ЦОС ФСБ Александр Зданович. Интерес у "единороссов" и телевизионщиков сегодня взаимный. Боссы "Единой России" получат рычаги прямого, без посредничества Минпечати и кремлевской администрации, влияния на политику двух телеканалов на старте избирательной кампании. А руководители ТВ надеются активнее поучаствовать в освоении колоссального избирательного фонда партии власти, который, по оценкам экспертов, будет на сей раз достигать 300-500 миллионов долларов.

Манифест партии "Единая Россия" (Проект)

"Мы утверждаем, что XXI век будет веком России. Мы стоим на пороге беспрецедентного роста национальной экономики, какого еще не знала мировая история. Российское чудо будет достигнуто усилиями объединившихся вокруг партии "Единая Россия" граждан, на основе максимального использования уникального интеллектуального потенциала страны и открытий, сделанных российскими учеными за последние годы.

Через 15 лет, к 2017 году Россия будет ведущей мировой державой. Мы займем достойное России место в мировой экономике и политике, весь мир будет с восхищением наблюдать развитие проснувшегося российского медведя. В России будет развитая транспортная инфраструктура, доступная по цене любому гражданину и делающая легко достижимым любое место нашей необъятной Родины. Благодаря передовым технологиям в энергетике и новым источникам энергии Россия будет осваивать новые территории и ресурсы, приумножая ее богатства. Благодаря быстрому росту экономики рабочих мест будет больше, чем рабочих рук, спрос на рабочие руки будет превышать предложение, каждый сможет реализоваться в той сфере, в которой захочет. Каждый россиянин будет иметь доход, достойный гражданина великой страны. Благодаря бурному росту экономики будет возможным использование на практике всех достижений отечественной науки и потребуется мобилизация всего интеллектуального потенциала страны. Новый уровень развития технологии позволит обеспечить безопасность каждого гражданина и государства в целом. В свободной стране каждый сможет реализовать свои образовательные, культурные и духовные запросы в полной мере.

Наша конкретная программа такова. После победы на выборах в декабре 2003 г., сразу, в 2004 г. начнется:

- программа модернизации энергетического комплекса

- массовое строительство индивидуального жилья

- программа развития новой транспортной сети России

- технологическая революция в российском сельском хозяйстве

- быстрый рост доходов всех категорий граждан

В результате, уже

- В 2004 г. каждый житель России будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем сейчас

- В 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России

- В 2006 г. у каждого будет работа по профессии

- К 2008 г. каждая семья будет иметь собственное благоустроенное жилье, достойное третьего тысячелетия, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода

- К 2008 г. Чечня и весь Северный Кавказ станет туристической и курортной "Меккой" России

- К 2010 г. будет построена транспортная магистраль Санкт-Петербург-Анадырь, Токио-Владивосток-Брест и другие

- К 2017 г. Россия будет лидером мировой политики и экономики

Скажете, что этого не может быть? Это будет! Мы - партия "Единая Россия" - сделаем это! Тысячу лет Россия была основным элементом мировой политики и экономики. Скажете, что в стране упадок и это никогда не повторится? У нас есть общественные силы, готовые поддержать возрождение России. Мы на пороге взрывного роста национальной экономики и мы сделаем этот шаг. Через 15 лет Россия будет лидером мировой экономики и политики. И весь мир на это посмотрит.

Российский медведь долго спал? Мы его разбудим. Все ждут Русского Чуда? Мы его создадим. Нужна национальная идея? Она у нас есть. В России есть природные ископаемые и территория, но этого недостаточно для взрывного развития страны и достойного благосостояния всех граждан? У нас есть главное богатство - интеллект. Мы знаем, как превратить его в массовый продукт, как воспользоваться новейшими научными открытиями, как соединить науку и жизнь. В России много выдающихся ученых, множество изобретений и открытий, но они не востребованы? У нас есть технология внедрения новейших открытий. Развитие только основных проектов в области энергетики, транспорта, связи, металлургии, медицины, строительства, жизнеобеспечения даст новые рабочие места, беспрецедентный в мировой практике взрывной рост экономики и благосостояния. Российская промышленность и сельское хозяйство в упадке, Россия не конкурентоспособна? Мы обладаем новыми технологиями производства, новыми товарами и новыми ресурсами. Мы готовы заполнить новые экономические ниши - как в России, так и за рубежом.

Россия - холодная страна и в России трудности с энергетикой? У нас есть новые источники энергии и передовые технологии ее получения. Мы готовы дать всей стране и всему миру много доступной и дешевой энергии. С новой энергетикой нам станут доступными неосвоенные территории и ресурсы. В России демографический кризис, стареет население и ухудшается здоровье людей? У нас есть новые технологии в медицине, мы сделаем их доступными каждому. Рост благосостояния, качества жизни и медобслуживания даст России новое здоровое поколение. Россия - огромная страна и есть трудности с транспортом и связью? У нас есть новые виды транспорта. Мы построим и разовьем новую транспортную инфраструктуру. У нас есть принципиально новые виды связи, невиданные по качеству и скорости. Мы создадим новую информационную среду России, свяжем каждого с каждым. В России трудности с жильем, разваливается жилищно-коммунальное хозяйство? У нас есть технология сверхбыстровозводимых зданий. Мы построим новые города с новой инфраструктурой, в которых каждый будет жить с удовольствием и в безопасности.

@@@
"Медведи" - за туризм в Чечне!
"Страна понятного завтра"
Власть не должна вести себя как оппозиция
Восток и Запад продолжают спор
Время собирать страну
Вузы посадили на казначейство
Глобальные тенденции и российские реалии

Егор Строев: "Идет процесс оглупления регионов"

@@

Губернатор Орловской области считает, что, если Совет Федерации не будет избираться, Россия превратится в унитарное государство

2002-06-06 / Ольга Тропкина В течение семи лет - с 1993 по 2000 год - нынешний губернатор Орловской области Егор Строев руководил Советом Федерации, состоящим из глав субъектов РФ. За это время верхнюю палату парламента не раз называли и символом политической стабильности, и главной опорой президента, и "клубом губернаторов", и даже слишком самостоятельным, а потому неудобным для Кремля органом власти. Впрочем, сам Строев всегда был самостоятельным политиком-"тяжеловесом", который не боялся открыто высказать свое мнение, далеко не всегда совпадающее с точкой зрения президента. Как бывший спикер Совета Федерации относится к нынешнему сенату? Нужно ли менять российскую Конституцию, принятую в экстренном порядке осенью 1993 года? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает губернатор Орловской области Егор Строев.



- Егор Семенович, скоро исполнится два года с момента принятия закона о новом порядке формирования Совета Федерации. В свое время вы были явно неудовлетворены этим документом. Оправдались ли ваши худшие ожидания?

- Я выражал не только неудовлетворение этим законом, но и категорическое несогласие с предложенной схемой формирования верхней палаты по принципу назначения сенаторов. А сейчас все больше убеждаюсь в том, что российский сенат должен формироваться только путем выборов. Так, как записано в Конституции. Я думаю, что в федеративном государстве, где территории играют определяющую роль, обойтись без людей, отражающих интересы регионов, нельзя. В противном случае Россия превратится в унитарное государство. Поверьте, что это не пойдет на пользу ни государству, ни обществу, ни конкретному гражданину. Все-таки учет интересов человека - это основное условие формирования любой системы власти.

- Верхнюю палату в последнее время часто называют управляемым органом, "машиной для голосования". Не думаете ли вы, что период перехода СФ к выборности может затянуться надолго?

- Вопрос о том, что порядок формирования Совета Федерации надо менять, созрел. Об этом у меня были неоднократные и откровенные разговоры с Путиным и в администрации президента. Часто эту тему поднимают и сами члены СФ, не говоря уж о руководителях регионов. Но я считаю, что до следующих выборов президента никакого перехода верхней палаты на выборную основу не произойдет. Конечно, по той же причине, которую вы назвали, - Совет Федерации сейчас абсолютно управляем. Там сегодня находятся люди, для которых свой бизнес и интерес держаться поближе к власти, выше, чем интересы регионов. Они неподотчетны народу. Конечно, для конкретного главы региона они могут "выбить" какую-то строчку в бюджете, разместят капитал в области. Поэтому каждый губернатор вынужден поддержать олигарха, бизнесмена, дабы хоть немного пополнить свой бюджет. Но сначала это взаимный интерес, а потом - зависимость главы субъекта от сенатора. И власть должна наконец понять, что рано или поздно этот "альянс" необходимо разорвать. Ведь наступит период такого "срастания", что разрушить его будет очень и очень тяжело.

- Нынешний СФ называют не только управляемым органом, но и местом под солнцем, где неоднозначные политические фигуры могут "пересидеть" до лучших времен. Как вы оцениваете столь потребительское отношение к верхней палате?

- Когда в Совет Федерации приходят специалисты, я отношусь к этому с уважением. Туда пришли, например, бывшие заместители министра финансов Владимир Петров и Евгений Бушмин, которые очень хорошо знают процесс бюджетного построения в увязке с интересами регионов. Но ведь кроме них приходят и люди, которые и экономики-то не знают, и регион, от которого направлены в СФ, в глаза не видели. Думаю, что наполнение Совета Федерации людьми, которые никем не избраны, этот орган власти не красят. Даже если они очень талантливы. Им самим со временем становится стыдно, поскольку за них никто не голосовал. Передо мной Путин тоже поставил вопрос о том, не хочу ли я остаться в Москве в качестве спикера верхней палаты. Но я сказал: "Я не могу остаться в СФ, не получив народного доверия через голосование".

- Сказываются ли, по вашему мнению, особенности нынешнего состава верхней палаты на том "законодательном продукте", который выходит из стен российского сената?

- Я бы не хотел обсуждать сегодняшний Совет Федерации по двум причинам. Во-первых, я там работал с 1993 года. Во-вторых, любому органу нужно время на адаптацию. Этот процесс идет, и палата начинает медленно "созревать", появляется небольшое пока, но желание помогать регионам. Ведь нельзя допускать, чтобы субъекты РФ отдавали только на зарплату до 80% своих доходов от того количества средств, которые им оставляет Центр. Как будто кроме зарплаты у регионов нет других статей расходов. Демонстрации, прошедшие недавно в Воронежской области, наглядно демонстрируют, что вопрос бюджетного федерализма как не решался, так и не решается. Есть серьезные трудности с коммунальной и социальной реформами. Решение этих проблем сброшено на регионы, но не подкреплено ни интеллектуально, ни финансово. Не исключено, что воронежская ситуация распространится и на другие регионы. Но нашей стране нельзя еще раз проходить "рельсовую войну" и другие социальные всплески. Правда, сейчас мы столкнулись уже с другой "войной" - переделом собственности. Она более скрытая, более агрессивная, подкрепленная действиями силовых структур. Но эта борьба за спиной народа и власти отдельных личностей, которые считают, что еще не переделили капитал. Они сейчас делят поделенное между собой.

- Почему же тогда в 2000 году главы регионов все-таки приняли этот закон своими собственными руками?

- Совет Федерации, кстати, тогда не принял этот закон и отправил его на доработку в согласительную комиссию в Госдуму. Мы очень долго над ним работали и в результате опять же не приняли условий Госдумы. Закон был принят только из-за предложенной "мягкой" ротации членов СФ, по мере того как главы регионов и заксобраний складывали с себя полномочия. Кроме того, было обещано, что это лишь переходный период. Все эти позиции были оговорены с Владимиром Путиным.

- Известно, что многие губернаторы уже "махнули рукой" на своих сенаторов из-за невозможности их контролировать. Считаете ли вы, что нужно разработать более жесткие меры для того, чтобы главы регионов могли обладать хоть какими-то рычагами влияния на своих членов СФ?

- Принцип демократии предполагает не только действие, но и противодействие. В данном случае речь идет о подконтрольности. Раз нет подконтрольности со стороны народа, должен быть контроль над сенаторами хотя бы со стороны того, кто его посылает на работу в Москву. В противном случае это "отвязанное" состояние, степень которого будет определяться не только субъективными желаниями самих членов СФ, но и тех, кто им чего-то посулил побольше. Нужен закон, в котором невыполнение обязанности выражать на федеральном уровне мнения регионов грозило бы "увольнением" сенатора. Хотя у нас в Орловской области нет такого, чтобы сенаторы не согласовывали свои действия с руководителями исполнительной и законодательной власти региона.

- Прошло два года с начала реформы по укреплению вертикали власти, но ее промежуточные итоги устраивают далеко не всех губернаторов.

- Вопрос укрепления роли государства в системе рыночной экономики был центральным, когда СФ еще в 1997 году поставил его в повестку дня своего заседания. Конечно, укрепление системы власти в нашем государстве, "разбегающемся в стороны" и по национальным причинам, и по причине огромной протяженности России, действительно необходимо. Ельцин в свое время бросил лозунг - берите суверенитета сколько хотите. Некоторые главы регионов так и сделали, и федерация начала трансформироваться в конфедерацию. После того как была принята Конституция 1993 года, регионы вообще начали подписывать договора. Когда мне, как губернатору Орловской области, предложили подписать этот договор, я отказался. И сейчас считаю, что именно благодаря русским регионам нам удалось на том этапе сначала приостановить "психическую деградацию" Федерации, а потом и направить эту "машину" в другую сторону - к укреплению единой государственной системы власти. Но Владимир Путин потом добавил от себя еще один "рычаг" - федеральные округа, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Надо отдать должное полпредам - с этой задачей они справляются неплохо.

Но сегодня мы столкнулись с другой тенденцией. Как говорится, съел одну конфету - хочется вторую, а потом кажется, что и вся коробка твоя. Примерно то же сейчас происходит и у нас в России. Федеральной власти показалось, что хорошо бы все рычаги влияния забрать в Москву. Я уж не говорю про то, что норма бюджетного кодекса о распределении доходов между Центром и регионами в пропорции 50 на 50% нарушена. Сейчас исключительно 30 на 70%. К примеру, Орловская область стала донором федерального бюджета. И я с ужасом посмотрел, что мы за первый квартал перечислили в два раза больше средств по сравнению с прошлым годом. Наступает момент, когда начинаешь задумываться: а надо ли тебе лучше работать? Идет самый настоящий процесс оглупления, торможения интеллектуального потенциала самих регионов. А ведь Россия состоит не из одной федеральной власти. Если мы не будем стимулировать хорошую работу в регионах, в местном самоуправлении, завтра все будем идти с протянутой рукой и просить денег у Центра. Но почему я их должен просить, если мы их заработали? Это возможность для федерального Центра "кормить с ложечки" того руководителя региона, который политически лоялен. Но это уже не система власти, это контрпродуктивная схема, которая рано или поздно сама взорвется.

- Осознает ли федеральная власть, каким будет в этом случае конечный результат реформ?

- Мне кажется, осознает. Но понимание у всех разное. Это показали итоги Госсовета, на котором рассматривали по предложению Совета Федерации концепцию экономического развития России. Тогда так и не договорились. Доклад губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева предлагал одно направление, а доклад Михаила Касьянова - другое. Прошел год, который показал, что та концепция, которая была предложена, себя не оправдала. И если быстро ее не скорректировать, то мы опять окажемся в ситуации, похожей на события 1998 года. Мы видим, как на наших глазах, несмотря на высокую цену на нефть, "садится" вся промышленность, как на наших глазах перестал расти жизненный уровень граждан. Неожиданно с первого июня резко возросли цены на горючее и в два раза опустились цены на молоко! Власть не может оставаться при этом сторонним наблюдателем. Необходимо прежде всего посмотреть на стратегию социально-экономического развития страны в ее концептуальном плане - строить ли мост вдоль реки или все-таки поперек. Мне кажется, мы сейчас продолжаем строить мост вдоль реки.

- Как вам кажется, способен ли Госсовет влиять на государственную политику нашей страны или он стал лишь декоративной компенсацией для губернаторов вместо Совета Федерации?

- Прошедшие два года показали, что руководители регионов - разумные люди. И в Совете Федерации они работали разумно. Может быть, если бы у нас не было того состава СФ, то страна бы пережила гражданское противостояние. Тогда губернаторам хватило мудрости удержать страну от края пропасти, куда ее подталкивали как со стороны Государственной Думы и политических партий, так и со стороны Бориса Ельцина. Сегодня разум у этой группы людей никто не отобрал. Начиная с первого заседания Госсовета, посвященного стратегии экономического развития страны, и заканчивая последним заседанием, где мы рассматривали самый тяжелый вопрос об обороте земель сельхозназначения, мы находим взвешенные и компромиссные решения. Наши предложения, кстати, в некоторой степени должны были поправить концепцию правительства.

- В некоторых федеральных округах, похоже, уже намечается некое противостояние между полномочными представителями президента и главами регионов. Первых обвиняют в том, что они превышают свои полномочия, которые, кстати, так и не закреплены законодательно.

- Этот вопрос возникал еще на стадии представления закона о формировании Совета Федерации и наделения полпредов полномочиями. Тогда 36 членов СФ, главы комитетов и руководители крупнейших регионов встретились с Владимиром Путиным. Мы ему сказали, что власть - это такое явление, что ее всегда мало. И спросили его, не превратятся ли федеральные округа в микрогосударства, которые будут стремиться подменить федеральную власть? И сегодня мы действительно лицом к лицу столкнулись с этим явлением. Сейчас полпреды от своих прямых функций контроля за федеральными органами на местах потянулись почему-то к бюджетам регионов, а вслед за этим - к распорядительным и хозяйственным функциям управления. Но не к самым тяжелым, как жилищно-коммунальная реформа или выплаты заработной платы, а начали вмешиваться в экономику регионов, в то, как распределить деньги и так далее. Это бесперспективно. Потому что эта вседозволенность не укрепляет не только государство, но и власть самого президента.

На последнем заседании Госсовета в мае, когда рассматривался вопрос международных отношений, губернатор Новгородской области Михаил Прусак поднял вопрос о полномочных представителях президента. В эту дискуссию включились и Константин Титов, и Александр Дзасохов, и Равиль Гениатулин, и многие другие губернаторы. Вопросы были очень прямые и жесткие. И тогда президент откровенно ответил, что есть положение о полпредах, в котором написано, чем им заниматься. В нем нет ничего, связанного с экономикой регионов и вмешательством в деятельность местных органов власти, кроме как контроля за соблюдением законодательства. Президент согласился с нашими предложениями, но время покажет, как эта проблема будет решена.

- Не перестает быть актуальным вопрос об изменениях в Конституции. Какие положения Основного закона, по вашему мнению, следует менять в первую очередь?

@@@
Егор Строев: "Идет процесс оглупления регионов"
Здесь будет кластер заложен
Идеи вместо железок
Ислам Каримов посетил Китай
Мода на одаренных детей
Не СССР, но и не СНГ
Нервы страны

Нужен ли России Институт человека?

@@

Мобилизация интеллектуального потенциала требует создания в первую очередь высоких гуманитарных технологий

2002-04-23 / Владимир Евгеньевич Лепский - доктор психологических наук.



Что тормозит сегодня развитие высоких технологий в России? Во-первых, отсутствие эффективных форм междисциплинарных научных исследований, особенно между естественно-научными и гуманитарными областями знаний. Во-вторых, крайне низкий уровень организационной культуры разработок, фактический разрыв науки с практикой.

В СССР формы организации науки и ее связей с практикой были более адекватны специфике создания высоких технологий. Организаторами создания форм интеграции различных областей научного знания, науки и практики выступали, как правило, представители ВПК, и это достигалось с большими затратами ресурсов.

Вернуться к вчерашним формам невозможно, надо искать новые формы - адекватные сложившейся ситуации. В последнее время по инициативе президента Российской Федерации, руководства страны и Российской академии наук предпринимаются меры по реформированию российской науки и преодолению ее разрыва с практикой. В частности - выделение главных направлений исследований, укрупнение отделений РАН и др. Однако в центр внимания не попадает принципиально важный тезис: "Сегодня в России локомотивом интеграция научных областей знаний для создания высоких технологий должна выступить Российская академия наук".

При такой постановке проблемы необходимо преодолеть стереотип формирования структуры академических институтов в соответствии с принятыми областями знаний (такие институты целесообразно максимально укрупнить). Особое внимание следует уделить институтам, изначально ориентированным на актуальные комплексные проблемы, которые должны стать не только центрами комплексных научных исследований, но и центрами стимулирования и организации разработок высоких технологий. В эти институты необходимо привлечь уникальных специалистов - "научных интеграторов", единичные экземпляры которых в России пока сохранились, но не востребованы и могут быть потеряны в скором времени. Кроме того, эти институты необходимо обеспечить высоким организационным потенциалом (менеджмент в науке и разработке высоких технологий). Актуальность предлагаемого подхода определяется также тенденциями повышения роли гуманитарных знаний в любых перспективных разработках высоких технологий и прогнозом развития сектора рынка высоких гуманитарных технологий.

Такой подход может способствовать решению многих актуальных российских проблем:

- вчера еще модные "Центры стратегических…", судя по результатам их работы, не смогли ассимилировать и создать адекватных поставленным проблемам организационных технологий. Сегодня в России практически отсутствуют организации типа "фабрик мысли" (в США яркий представитель - "РЭНД корпорейшн"), потребность в них очевидна, и не только в связи с волной глобального терроризма;

- мобилизация интеллектуального потенциала России для создания высоких технологий, и в первую очередь гуманитарных технологий, ориентированных на стабилизацию мировых процессов и организацию развития мирового сообщества, на решение актуальных проблем развития России. Становление России как ведущего мирового экспортера гуманитарных технологий. Привлечение в Россию инвестиций на разработку высоких технологий. Создание в России условий, привлекательных для интеллектуальной элиты, формирование предпосылок к переходу от утечки мозгов к эмиграции мозгов в Россию.

Институт человека РАН мог бы стать одним из полигонов для отработки новых форм организации комплексных научных исследований и разработки высоких гуманитарных технологий, на основе интеграции гуманитарных и естественно-научных областей знаний. Этот институт должен быть в первую очередь ориентирован на задачи, связанные с разрешением моральных и этических коллизий, раздирающих современное общество. Эти коллизии, как правило, столь сложны, что разобраться в их существе невозможно, опираясь на элементарную общечеловеческую моральную интуицию.

Число вопросов, требующих профессионального и комплексного морально-этического изучения, непрерывно возрастает. Это проблемы, возникающие в связи с успехами биологии и медицины, проблемы социальной справедливости и ответственности, дилеммы, возникающие в международных отношениях, проблемы борьбы с глобальным терроризмом и др. Институт человека РАН при соответствующем его развитии может стать центром создания нового поколения высоких гуманитарных технологий.

Есть и еще одна причина, позволяющая утверждать, что существование и развитие Института человека РАН не просто желательно, но и абсолютно необходимо для обеспечения национальной безопасности. Российская Федерация - это страна с великой и уникальной культурой. В ее фундамент заложена идея личной жертвенности, рассматриваемая как одна из высших моральных ценностей. И, надо сказать, власти немало злоупотребляли этой жертвенностью, чересчур низко ценя человеческую жизнь. В то же время, учитывая эти особенности нашей культуры, следует сказать, что те решения реальных проблем, которые предлагают многочисленные американские исследовательские центры, бывают далеко не всегда приемлемы для нас именно по моральным причинам. Если мы сами не научимся разбираться в сложных морально-этических коллизиях, нам не останется ничего иного, как импортировать американские идеи, а нашими "моральными учителями" станут профессора Гарвардского университета. Разве нам мало опыта использования западных советов при переходе к рыночной экономике?

@@@
Нужен ли России Институт человека?
Реформы не уменьшают числа бедных
Российская космическая стратегия
Старая стратегия на новый лад
Хартия европейской безопасности
Шимон Перес: «В политике нет ничего окончательного»
Экономика России глазами практика