"Бесправная страна не может быть богата"

@@

Тэтчер и Немцов критикуют политику российских властей

2002-04-19 / Ольга Тропкина Находящийся сейчас в Лондоне на российском экономическом форуме лидер "Союза правых сил" Борис Немцов встретился с бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер по ее приглашению. На этой встрече, где откровенно обсуждались различные аспекты современной жизни России, баронесса Тэтчер высказала ряд критических замечаний по поводу политики, проводимой Владимиром Путиным. По сообщениям информационных агентств, экс-премьер-министр Великобритании на встрече заявила, что "существуют разные формы правления: одна власть действует, чтобы повелевать людьми, другая делает все на благо людей". Госпожа Тэтчер подчеркнула, что "Путин пока движется по первому пути". Она также заявила, что федерализм в России "полностью разрушен". Кроме того, по мнению бывшего лидера английских консерваторов, в сегодняшней России существуют большие проблемы с демократией, свободой слова и судебной системой. По словам Маргарет Тэтчер, нынешней российской власти нужна сильная демократическая оппозиция. Корреспондент "НГ" связался с Борисом Немцовым по телефону и попросил его прокомментировать эту встречу.



- Борис Ефимович, какие конкретно вопросы вы обсуждали с Маргарет Тэтчер?

- Естественно, мы обсуждали проблемы свободы прессы и федерализма в России. Речь также шла о последних политических тенденциях централизации власти в нашей стране и концентрации ее в одних руках - президента Путина. Было достигнуто полное взаимопонимание относительно разгона Совета Федерации и о том, что в процессе избирательных кампаний власть нередко манипулирует общественным мнением. Это происходило, к примеру, в Ингушетии, в Приморье и в Ростове-на-Дону. Все это бесконечно далеко от демократического развития страны и, по словам баронессы, отбрасывает Россию не только от Европы, но и от динамичного движения вперед. Бесправная страна не может быть богата.

Я с госпожой Тэтчер знаком уже около девяти лет, и лично убедился в том, что она всегда говорит простые, но очень точные вещи. Она говорит, что должно быть торжество закона, должна быть открытая власть и ответственность людей за свою судьбу. И до тех пор, пока этого не будет, радужных перспектив у России нет. Кстати, Тэтчер относится к России очень тепло. В свое время я спросил у нее, почему. Она ответила, что Англию и Россию объединяет утраченный статус сверхдержавы. У британцев такой комплекс был, но прошел. Надо теперь, чтобы он прошел и у нас.

- Можно ли сказать, что ваша точка зрения полностью совпала с мнением Маргарет Тэтчер относительно проводимой Владимиром Пути-ным внутренней политики?

- Несомненно.

- С кем еще вы намереваетесь обсудить происходящее в России? Чего вы ожидаете от этих дискуссий?

- У меня будет очень много встреч в рамках экономической конференции. Кстати, лондонская конференция гораздо более представительная, чем в Давосе, потому что она посвящена исключительно проблемам России и наших отношений с Западом. Она, я бы сказал, более деловая, здесь обсуждаются более предметные и содержательные вопросы: инвестиции в конкретные сектора экономики России, презентации русских компаний, выступления ведущих российских экономистов. Мне кажется, что организаторы конференции попали в точку, потому что сегодня существует дефицит информации на Западе не только о политических процессах в России, но и экономических. Конечно, здесь будут обсуждать и Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Вице-премьер Алексей Кудрин сделает свой доклад, скорее всего оптимистический. Но думаю, будут и критические выступления.

- А вы сами собираетесь выступить на конференции?

@@@
"Бесправная страна не может быть богата"
"Единая Россия" готовит сенсацию для Вешнякова
"Неправоверному" музею указали на дверь
"Повелитель горячей воды" может стать мэром
"Путин - обычный кандидат"
100 ведущих политиков России в октябре
240 миллионов рублей на «передвижников»

«Не торопите меня»

@@

Вешняков не собирается ни на пенсию, ни в политику

2007-03-16 / Игорь Романов



Вчера Александр Вешняков провел плановое заседание Центризбиркома. Это было первое появление главы ведомства на публике после его личного «черного вторника». Напомним: 13 марта президент назвал своих выдвиженцев, но фамилии руководителя ЦИКа в списке не оказалось. Вчера многолетний рулевой отечественных избирательных кампаний предпочел не говорить о будущем трудоустройстве, подчеркнув лишь: уходить на пенсию он не намерен.

Родные стены не помогли Вешнякову сохранить самообладание. Открывая заседание, глава Центризбиркома выглядел деловитым и даже шутил с коллегами, многие из которых также оказались за бортом нового состава избирательной комиссии. Познакомив членов ЦИКа с распорядком дня и передав слово докладчику, Вешняков тяжело вздохнул, после чего в буквальном смысле слова отдал себя на растерзание теле- и фотожурналистам. Надо признать, что поединок со вспышками он выдержал достойно, сохранив каменное выражение лица на протяжении всей пытки.

@@@
«Не торопите меня»
Александр Вершбоу: США озабочены российскими выборами
Александр Хлопонин боится забронзоветь
Александр Хлопонин попал в житие
Баксы для диктатуры пролетариата или рубли на подъем АПК?
Без борьбы
Буш готовит глобализацию по-республикански

В Бишкеке вычисляют нового президента

@@

Сторонники Аскара Акаева пытаются через поправки к Конституции добиться продления его полномочий

2004-09-27 / Виктория Панфилова







Аскар Акаев обещает не баллотироваться на третий президентский срок.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Недавно президент Киргизии Аскар Акаев выступил с предложением объявить мораторий на преждевременный старт президентской и парламентской избирательных кампаний 2005 года. Наблюдатели в Бишкеке полагают, что поводом для этого предложения стала заметная активизация оппозиционных политических сил в ответ на заявления президента Акаева в ходе презентации его книги «Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве». Тогда, в частности, Аскар Акаев заявил, что «толчком к созданию этого труда послужили события в Грузии». Президент Акаев полагает, что «революция роз» в Грузии – это вызов новым молодым государствам на постсоветском пространстве» и, дескать, дальнейшее распространение подобных революционных технологий «направлено на ослабление СНГ».

Эти заявления киргизская оппозиция расценила как страх нынешних лидеров стран СНГ перед перспективой их досрочного смещения. И президент Акаев в этом смысле, мол, не исключение, несмотря на то что он уже не раз заявлял, что не намерен нарушать Конституцию Киргизии и на третий срок свою кандидатуру выставлять не будет.

Впрочем, в Бишкеке с этим согласны не все. Группа депутатов Законодательного собрания и Собрания народных представителей Киргизии в начале сентября направила в Конституционный суд республики официальный запрос относительно возможности участия Аскара Акаева в запланированных на 2005 год очередных президентских выборах. По мнению депутатов, отсчет пребывания Акаева на посту президента следует вести с момента принятия последней редакции киргизской Конституции, то есть с 2003 года, в которой, дескать, и оговаривается невозможность избрания одного и того же человека президентом республики более чем на два срока. Как известно, Аскар Акаев становился президентом трижды: первый раз он был назначен на этот пост Верховным советом республики, а затем дважды избирался по результатам всенародного голосования.

@@@
В Бишкеке вычисляют нового президента
В Приморье героин вытесняет эфедрин
В США появятся силы быстрого реагирования
В поисках царя
В прямом эфире "Россия" покажет теледебаты только Москве
В регионах: Нешумный день выбора
Валерий Богомолов: «Единую Россию» пытаются «приватизировать» местные власти»

Вешняков открыл новый политический сезон

@@

Выбирать Мосгордуму будут непрозрачно, но демократично

2005-09-01 / Анастасия Корня







Платонов и Горбунов уверены в свом праве на особый столичный порядок выборов.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Московская городская Дума вчера дала старт кампании по выборам в законодательное собрание столицы – как и ожидалось, они назначены на 4 декабря. Завтра состоится заседание Центральной избирательной комиссии, где будет обсуждаться дата дополнительных выборов в Госдуму по 199-му Преображенскому и 201-му Университетскому округам Москвы. Как сообщил вчера журналистам глава ЦИКа Александр Вешняков, здесь склоняются к тому, чтобы совместить их с городскими выборами. «Политический сезон открывается», – резюмировал вчера глава ЦИКа, приступая к обзору избирательных кампаний, которые пройдут осенью–зимой этого года. По словам Вешнякова, закон не содержит препятствий для выдвижения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы (по крайней мере до вступления приговора в законную силу), но и участие инициативной группы в этом процессе не предусмотрено. Кандидат в порядке самовыдвижения может либо внести избирательный залог, либо собрать подписи и лично (на этом слове Вешняков сделал ударение) представить их в соответствующую избирательную комиссию.

Судя по всему, осень будет жаркой: большинство регионов, где истекают полномочия местных заксобраний, не воспользовались законодательными новшествами, которые позволяют им перенести выборы на весну следующего года. По предварительным данным, до конца нынешнего выбирать местных парламентариев будут в Белгородской области, Агинском Бурятском АО, в Москве, Хабаровском крае, Ивановской, Новосибирской, Тамбовской, Тверской, Челябинской областях, Чукотском АО и, разумеется, в Чечне.

@@@
Вешняков открыл новый политический сезон
Вешняков разберется с "обнаглевшими" СМИ
Военнослужащие проявили активность
Возможны ли повторные выборы в США?
Воронин разогревает пророссийский электорат
Все на построение!
Деньги «Родины»: итоги политического года

Джордж Буш-младший: всерьез и надолго

@@

Российско-американские отношения пока еще остаются хрупкими и обратимыми

2002-12-02 / Сергей Михайлович Рогов - директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук. Когда Джордж Буш-младший был признан победителем президентских выборов в США, многие поспешили объявить нового хозяина Белого дома политическим легковесом. Буш воспринимался как неопытный и некомпетентный провинциальный политикан, "папенькин сынок", которого привела к власти команда Буша-старшего. При этом, естественно, упоминался и беспрецедентный пересчет голосов во Флориде, где благодаря поддержке брата-губернатора Джордж Буш-младший смог набрать необходимое количество голосов выборщиков и стать в итоге президентом, несмотря на то что за кандидата демократов Альберта Гора проголосовали в целом большинство американских избирателей. Отсутствие четкого мандата позволяло экспертам и в США, и за рубежом делать вывод о том, что, дескать, Буш-младший будет "случайным президентом", слабым лидером, не способным вести за собой страну. Однако, как показала практика, эти оценки и прогнозы оказались неверными.



Особенности политического стиля

Оказалось, что Буш-младший способен добиваться успеха вопреки прогнозам умудренных опытом обозревателей и политологов, нарушая устоявшиеся представления о правилах политической игры не только на выборах, но и на посту президента. Сегодня нельзя не признать, что у власти в США находится сильный президент, который обладает качествами национального лидера, умеющего определять свою повестку дня, выбирать приоритеты и добиваться достижения провозглашенных им целей. За два неполных года пребывания у власти Буш смог внести существенные коррективы и во внутреннюю, и во внешнюю политику США и в оставшийся до президентских выборов 2000 года период имеет серьезные шансы закрепить и развить свой успех.

Несомненно, что Бушу действительно помогает сильная команда профессионалов, обладающих огромным бюрократическим опытом и демонстрирующих абсолютную лояльность президенту. Чейни, Рамсфелд, Пауэлл, Райс - это хорошо известные деятели, игравшие видные роли на американской политической арене задолго до появления на ней Буша-младшего. Но было бы глубоким заблуждением считать, что сегодня в Америке "короля делает его окружение". Команда Буша выполняет его волю, а не наоборот. Хотя внутри нынешней администрации существуют весьма существенные расхождения между "твердолобыми" и прагматиками, по всем приоритетным для президента вопросам его команда действует единым фронтом. Политические споры и личное соперничество отходят на задний план, когда президент принял решение. Такая целеустремленность администрации приносит свои плоды. А источник этой целеустремленности - сам президент Буш.

Еще более важное значение имеет нестандартный политический стиль нынешнего президента. Его отец был известен своими прагматическими взглядами. Но это не помогло ему в 1992 году, когда в Буше-старшем разочаровались крайне правые республиканцы - сторонники Рейгана, и он не смог заручиться поддержкой политического центра, который пошел за Клинтоном. Буш-младший хорошо усвоил этот урок. Его политический лозунг - "сострадательный консерватизм". Стиль нынешнего президента - это коктейль из Рейгана и Клинтона. Буш-младший, с одной стороны, вызывает энтузиазм у крайне правых, а с другой - пользуется доверием политического центра.

По всем приоритетным вопросам Буш-младший сначала декларирует лозунги крайне правых, а затем постепенно вносит коррективы в свою позицию так, чтобы успокоить центристов, но при этом не оттолкнуть республиканскую политическую базу. В конечном счете каждый раз выясняется, что хотя президент и пошел на какие-то второстепенные уступки, но все-таки добился своего. Более того, нередко он идет на перехват лозунгов у своих оппонентов, заставляя эти лозунги (изменив их трактовку) работать на себя. Весьма схожей тактики Буш придерживается и в подходе к международным делам.

В результате Буш-младший смог провести крупнейшую в американской истории налоговую реформу, выйти из Договора по ПРО и Протокола Киото, создать беспрецедентную многонациональную коалицию для борьбы с международным терроризмом, добиться от конгресса и Совета Безопасности ООН резолюций по Ираку. Список его личных достижений включает также и подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, вторую волну расширения НАТО, создание Министерства внутренней безопасности. Наконец, крупной победой Буша стал успех Республиканской партии на промежуточных выборах в ноябре 2002 года.

Экономика решает все?

Для предвыборной стратегии Республиканской партии серьезные проблемы создавал циклический кризис, поразивший американскую экономику в 2001 году, после почти 10-летнего периода экономического процветания. Экономический кризис был усугублен также и последствиями террористического акта 11 сентября 2001 года. Тем не менее спад производства оказался незначительным и непродолжительным. Однако безработица увеличилась в полтора раза. Страна столкнулась с глубоким и затяжным биржевым кризисом. Потери финансового рынка составили почти 8 трлн. долл.

В первые месяцы своего пребывания у власти Буш сделал упор на налоговую реформу. Ему удалось провести через конгресс решение о гигантском снижении налогов на 1,25 трлн. долл. в течение 10 лет. Республиканцы утверждают, что это в конечном счете будет стимулировать экономический рост. Однако эти меры привели к падению государственных доходов. В то же время при Буше-младшем произошел существенный скачок военного бюджета - почти на 100 млрд. долл. с 2001 по 2003 финансовый год.

В результате, с одной стороны, сокращения налоговых поступлений и, с другой - роста военных расходов вновь возник дефицит федерального бюджета США. Размеры дефицита приближаются к 2% ВВП. Республиканская администрация не может похвастаться достижениями в экономической сфере. Не случайно Федеральная резервная система на следующий день после выборов объявила о снижении учетной ставки до 1,25%.

Поскольку экономическая программа не могла стать ударным звеном в предвыборной стратегии республиканцев, на первый план Буш выдвинул внешнеполитическую тематику. Осенью 2002 года республиканцы сознательно избегали в конгрессе голосования по бюджетным вопросам (чтобы не подорвать свою популярность), заполняя вакуум кампанией по поводу международного терроризма и Ирака.

Роль президента в избирательной кампании

Террористическая атака 11 сентября 2001 года оказала огромное воздействие на американское общество. Объявив войну международному терроризму, Буш смог резко укрепить свои политические позиции, позиционируя себя как "военного президента". Осенью 2001 года его рейтинг популярности превысил 90%. Хотя сейчас уровень одобрения деятельности президента снизился, американцы поддерживают Буша в соотношении 2 к 1 (61% против 29%).

На организованных с участием Буша предвыборных мероприятиях в казну республиканской партии была собрана рекордная сумма - 141 млн. долл. В ходе избирательной кампании Буш посетил 40 штатов. Только за последние 5 дней перед выборами он выступил в 15 штатах. Буш лично агитировал избирателей поддержать республиканских кандидатов. Такая рискованная тактика сработала.

Избранными оказались 21 из 23 кандидатов в палату представителей и 12 из 16 кандидатов в сенат, которых поддержал президент.

Президент смог превратить промежуточные выборы в референдум о доверии к его курсу и стилю политического руководства. Показательно, что если на промежуточных выборах 1998 года только 46% избирателей руководствовались при голосовании своим отношением к президенту, то в ноябре 2002 года - 53%. При этом 35% избирателей хотели продемонстрировать свою поддержку президенту Бушу. Буквально в последние дни избирательной кампании Буш смог вызвать всплеск энтузиазма у своих приверженцев.

В то же время Буш смог максимально использовать в своих интересах тему терроризма. Через год после террористической атаки 93% американцев полагают, что главной задачей внешней политики США является защита от международного терроризма. Согласно данным Си-би-эс, 30% опрошенных считали наиболее важной проблемой "терроризм" и "безопасность", только 26% ставили на первое место проблемы "экономики" и "рабочих мест". Несколько иные данные были получены в ходе опроса Си-эн-эн: 47% вероятных избирателей считали наиболее важным вопросом на выборах "войну с Ираком" и только 39% - "экономические условия". Такая озабоченность международными проблемами играла на руку Республиканской партии, поскольку американские избиратели обычно с большим доверием относятся к внешнеполитическому курсу республиканцев, чем демократов. Согласно данным Си-би-эс, американцы считают, что республиканцы лучше демократов обеспечивают "сильную оборону" в соотношении 62% против 20%, а "борьбу против терроризма" - 45% против 23%.

Административный ресурс по-американски

Несмотря на ожесточенный характер предвыборной кампании, в большинстве округов исход выборов был предрешен заранее в пользу сенаторов и конгрессменов, добивавшихся переизбрания. Согласно оценкам, республиканцам была заранее предсказана победа с разрывом не менее чем в 20% голосов в 186 округах, а демократам - в 161. Показательно, что только в 75 из 435 округов по выборам в палату представителей разрыв в голосах, поданных за кандидатов от двух главных партий, составлял меньше 20%. Дело в том, что конфигурация избирательных округов (последнее перераспределение округов, проведенное в 2000 году, было более благоприятным для Республиканской партии) обеспечивает доминирование в них партийной машины той или иной партии. Победитель на нынешних выборах получил в среднем 70% голосов в своем округе.

"Административный ресурс по-американски" привел к тому, что 78 кандидатов в конгресс на этих выборах (94 на выборах 1998 года) вообще не имели соперника от другой партии. На новый срок были избраны 98% членов палаты представителей, добивавшихся переизбрания. По оценке газеты "Уолл-стрит джорнел", труднопредсказуемым был результат голосования всего лишь в 10 из 33 штатов, где выбирались сенаторы, и в 15 из 435 округов по выборам в палату представителей. Именно здесь обе партии сконцентрировали свои пропагандистские и финансовые ресурсы.

На выборы 2002 года, несмотря на ужесточение законодательства о финансировании избирательных кампаний, политические партии собрали не менее 800 млн. долл. Только кандидаты в сенат и палату представителей потратили свыше 617 млн. долл. Щедрое финансирование стало решающим фактором, определившим в большинстве случаев исход выборов. Например, в сенат были избраны 25 из 33 кандидатов, собравших наиболее щедрые пожертвования. Таким образом, в сенат прошли 75% обладателей максимальных избирательных фондов. Среди победителей на выборах в палату представителей этот показатель достиг 95%. Однако в ряде случаев деньги не сыграли решающей роли. Так, потерпел поражение в Техасе кандидат демократов Тони Санчез, потративший на предвыборную кампанию около 60 млн. долл. из собственного кармана. В целом же республиканцы, как обычно, существенно опережали демократов по предвыборным расходам (в соотношении 3 к 1).

Демократы не смогли перехватить инициативу, четко сформулировав свою избирательную программу. Оказавшись в роли оппозиции, лидеры Демократической партии в конгрессе не сумели противопоставить четкой альтернативы курсу Буша ни во внутренней, ни во внешней политике. Им не удалось возложить на республиканцев ответственность за ухудшение экономической ситуации. Часть сенаторов-демократов проголосовали за снижение налогов. 6 из них переизбирались в ноябре 2002 года.

Поэтому демократы не выступали с решительной критикой экономического курса Белого дома, испугавшись выдвигать требование о хотя бы частичной отмене снижения налогов. Демократическая партия не выдвинула и альтернативной программы ведения борьбы с международным терроризмом. Демократы поддержали увеличение военного бюджета. Лидеры демократов в конгрессе поддержали и резолюцию, предоставляющую президенту полномочия на ведение войны с Ираком, опасаясь обвинений в "мягкости" и "пацифизме".

Таким образом, как и в 2000 году, Буш оказался для демократов крайне неудобным политическим противником. "В течение всей избирательной кампании демократы позволяли президенту цинично колотить в барабан войны, как и когда ему хотелось. К удовольствию республиканцев, отошли в сторону и другие важные вопросы: экономика, безработица, безобразный подход администрации к защите окружающей среды, попытки президента назначить федеральных судей, угрожающих правам на аборт и гражданским правам", - констатировала газета "Нью-Йорк таймс".

Итоги голосования

В целом следует подчеркнуть, что соотношение сил между двумя партиями остается почти равным. На выборах за республиканцев проголосовали 51%, а за демократов - 46% избирателей. Однако результаты выборов 2002 года оказались крайне успешными для республиканцев. Обычно находящаяся у власти партия теряет места в конгрессе на промежуточных выборах. На этот раз Республиканская партия одержала убедительную победу. Им удалось вернуть контроль над сенатом, который они утратили после выхода из партии в мае 2001 года сенатора Джеффордса.

Теперь в состав республиканской фракции входит 51 сенатор. Однако в декабре к ним может присоединиться новый сенатор-республиканец от Луизианы, где должно состояться дополнительное голосование, так как ни один из кандидатов не набрал больше 50% голосов, как это требуется законодательством этого штата. Кроме того, Республиканская партия увеличила количество своих мест в палате представителей с 223 до 226, а демократическая фракция сократилась с 210 до 204. Впервые с 1934 года правящая партия смогла на промежуточных выборах увеличить свое представительство в обеих палатах конгресса.

Сегодня Республиканская партия заняла уникальные позиции, контролируя одновременно исполнительную и законодательную власть в стране. Кроме того, республиканцы превосходят демократов и в контроле над исполнительными и законодательными органами штатов.

Президент использовал свой политический капитал, стараясь придать избирательной кампании характер общенационального референдума. "С тех пор как его отец потерял пост президента на выборах 1992 года, Джордж Буш-младший утверждал, что президент должен инвестировать свой политический капитал, если хочет добиться его возрастания. Он доказал свою теорию, поставив на кон свой престиж в избирательной кампании 2002 года. Он рисковал потерять часть капитала, но его инвестиция принесла большую прибыль. В результате Буш стал значительно сильнее, чем в первые два года своего президентства. У него теперь развязаны руки и по внутренним проблемам (таким, как снижение налогов), и по международным проблемам (таким, как Ирак)", - писала газета "Лос-Анджелес таймс".

Опросы показывают, что программу Буша сегодня поддерживают большинство американцев. 73% против 22% согласны с созданием МВБ, 64% против 29% поддерживают сохранение сокращенного уровня налогов, 57% против 40% - приватизацию социального обеспечения, 49% против 27% - энергетическую программу Буша. 64% опрошенных (в том числе 83% республиканцев и 47% демократов) против 29% (8% республиканцев и 44% демократов) поддерживают использование военной силы против Ирака. Таким образом, в американском обществе преобладают благоприятные для Республиканской партии настроения.

Демократическая партия оказалась в глубоком кризисе и не знает, как остановить натиск окрыленных победой на выборах республиканцев. Показательно, что демократы в сенате не сумели обеспечить 40 голосов, необходимых для того, чтобы организовать "флибустьерство" (затянуть обсуждение вопроса, чтобы не допустить голосования) по ряду законопроектов, одобрения которых добивались республиканцы. 19 ноября 90 голосами против 9 сенат одобрил закон о создании МВБ.

Все сенаторы, претендующие на выдвижение в президенты от Демократической партии в 2004 году, проголосовали за этот закон. Это большая победа Буша. Президенту Трумэну, например, понадобилось два года, прежде чем он смог добиться в 1947 году одобрения конгрессом своего предложения о создании Министерства обороны. Новое министерство объединит 22 федеральных ведомства, в которых работают 170 тыс. государственных служащих. МВБ будет самым крупным министерством после Пентагона. Бюджет МВБ в 2003 финансовом году составит 35,5 млрд. долл.

Кроме того, Белый дом пытается добиться одобрения сенатом назначения федеральными судьями консервативных республиканцев. Это особенно важно, если Буш сможет осуществить назначение своих ставленников в Верховный суд. Показательно, что вскоре после выборов 55 голосами против 44 сенат одобрил назначение окружным судьей известного своими крайне правыми взглядами Денниса Шедда, против чего раньше решительно выступали демократы.

Прогноз на будущее

Прежде всего можно констатировать, что через два года после прихода в Белый дом Джордж Буш-младший смог существенно укрепить свои политические позиции. Ему удалось "легитимизировать" свое президентство после спорной победы в 2000 году. Теперь нынешний президент США обладает значительно более серьезными возможностями осуществить свои планы как внутри страны, так и на международной арене. Складывается впечатление, что у Джорджа Буша появились неплохие шансы не только успешно завершить нынешний срок своего президентства, но и быть избранным на второй срок.

Кроме того, результаты выборов 2002 года в США могут привести к новой поляризации сил, когда Демократическая партия станет более либеральной, а Республиканская партия - более консервативной. Это выгодно Бушу, который умеет привлечь голоса не только консерваторов, но и центристов.

Вместе с тем новая расстановка сил на американской политической арене создает и определенные проблемы для Белого дома. В конгрессе среди республиканцев, особенно вновь избранных, преобладают правоконсервативные настроения. Несмотря на огромную популярность Джорджа Буша в Республиканской партии, консерваторы хотели бы от президента бескомпромиссности в осуществлении своей идеологической программы. Это может осложнить стратегическую линию Буша, который стремится закрепить свой успех, придерживаясь по многим вопросам умеренно-центристских позиций.

Во-первых, Буш должен продемонстрировать избирателям в 2004 году, что его экономическая стратегия принесла Америке процветание. На президентских выборах 1992 года его отец проиграл Клинтону именно из-за экономических проблем. Буш-младший смог нейтрализовать экономический фактор на промежуточных выборах 2002 года. Но через два года он должен продемонстрировать результаты своей экономической философии. Если выборы совпадут с фазой роста нового экономического цикла, то ему гарантирована победа. Если же рост окажется неубедительным, то неизбежны большие трудности.

Во-вторых, Буш-младший не хочет повторять еще одной ошибки своего отца, который в 1992 году из-за своей готовности к компромиссам с демократами утратил поддержку консерваторов. Поэтому хозяин Белого дома сразу же после промежуточных выборов заговорил их языком. Но если президент станет слишком заигрывать с правым крылом, то он может утратить контроль над политическим центром. Этим, конечно же, постарается воспользоваться Демократическая партия.

В-третьих, не исключено повторение новых террористических актов, которые могут по своим масштабам даже превзойти события 11 сентября 2001 года. Буш смог год назад избежать ответственности за эту трагедию, эффективно использовав террористическую угрозу, чтобы резко поднять свою популярность. Но ситуация может измениться. Сенат сразу же после выборов проголосовал за создание независимой комиссии из 5 демократов и 5 республиканцев по расследованию террористической атаки 11 сентября. Против этого выступал Белый дом, опасавшийся, что выводы комиссии, которые будут опубликованы весной 2004 года, окажутся неблагоприятными для администрации Буша.

В-четвертых, военная операция против Ирана может оказаться затяжной, дорогостоящей и кровопролитной. Это может отразиться и на экономической ситуации (особенно если цены на нефть резко подскочат), и на политических настроениях. Хотя американское общество после гибели тысяч мирных граждан в результате террористического нападения готово согласиться с потерями среди военнослужащих, "вьетнамский синдром" вряд ли изжит полностью. Если военные потери США будут исчисляться тысячами, то настрой общества может измениться.

Тем не менее предвещать Бушу-младшему крах в 2004 году было бы ошибкой (хотя его отец в 1992 году был дважды победителем - в холодной войне и "горячей" войне в Персидском заливе). Исход промежуточных выборов 2002 года еще раз подтвердил, что нынешний президент США умеет добиваться нужного ему результата. В сложной ситуации, как и на президентских выборах 2000 года, он смог получить тактические преимущества и превратить их в стратегический выигрыш. Похоже, Буш-младший - это всерьез и надолго.

Последствия для России

После 11 сентября 2001 года Буш объявил глобальную войну международному терроризму. Борьба с терроризмом стала центральной осью всей американской внешней политики. В результате произошло значительное сближение позиций Москвы и Вашингтона по ряду ключевых вопросов международной политики. Возникла реальная перспектива качественного прорыва в российско-американских отношениях. Впервые за полвека у Москвы и Вашингтона появился общий враг - международный терроризм. США и Россия оказались де-факто союзниками в войне против талибов и бен Ладена.

За прошедший год начала формироваться новая модель взаимоотношений двух стран на основе принципов партнерства и союзничества. В ходе контртеррористической операции в Афганистане началось беспрецедентное сотрудничество между разведывательными и военными ведомствами двух стран. На встрече президентов Путина и Буша в ноябре 2001 года впервые было заявлено о том, что Россию и США объединяют общие идеологические ценности, преданность демократии и рыночной экономике.

В сентябре 2002 года администрация Буша публично провозгласила в своей "Стратегии национальной безопасности" задачу поддержания "баланса сил во имя свободы". Переход к политике баланса сил подразумевает, что США будут играть роль балансира или менеджера, поддерживающего равновесие сил между наиболее крупными игроками на мировой арене. В "Стратегии национальной безопасности" администрация Буша поставила отношения с Россией на первое место после отношений с союзниками (НАТО, Япония, Южная Корея, Австралия), провозгласив необходимость нового стратегического взаимодействия.

Отмечается в "Стратегии" и возможность российской "интеграции в Евроатлантическое сообщество". В документе подчеркивается, что "российские и американские стратегические интересы совпадают во многих областях", и предлагается "перенести фокус наших отношений на возникающие и потенциальные общие интересы". Перспективы российско-американских отношений при умеренно-консервативной администрации оказались лучше, чем при умеренно-либеральной администрации.

Отношения между Россией и США находятся в лучшем состоянии, чем в любое время за последние столетие - со времен президента Тафта, когда была принята первая версия поправки Джексона-Вэника. Россия больше не рассматривается Америкой как соперник, старающийся нанести ущерб США. Единственный способ, которым Россия может нанести ущерб, - развал централизованного контроля над оружейным комплексом, над ОМУ.

В результате администрация Буша изменила отношение к внутренним реформам России. Теперь Вашингтон заботит не "слишком много", а "слишком мало правительства", то есть централизованного контроля, в России. Поэтому Вашингтон не ведет массированной кампании нажима на Москву по вопросам нарушения прав человека в отличие от некоторых европейских стран. То есть проблема безопасности приобрела совершенно новый смысл - Соединенным Штатам нужна не слабая, а сильная Россия. При этом подразумевается, что Россия не должна быть чрезмерно сильной, то есть равной по мощи США, но достаточно сильной для того, чтобы использовать ее в поддержании выгодного для Америки баланса сил в мире.

Сегодня российско-американские отношения находятся в переходной стадии. По целому ряду вопросов у России и США имеются различные точки зрения. Однако не стоит драматизировать эти разногласия. В целом расхождения между США и Россией менее значительны, чем расхождения между США и ЕС, возможно, США и Японией и, конечно, США и Китаем. Но российско-американские отношения все еще остаются хрупкими, обратимыми.

@@@
Джордж Буш-младший: всерьез и надолго
Дума предохраняется от цветных революций
Закон с недоделками
И не физика, и не лирика
И.о. президента сдал "кандидатский минимум"
Квачков ждет приговора окружного избиркома
Керри рассчитывает на «Ржавый пояс»

Корочки от Чурова

@@

Журналисты изучат основы избирательного законодательства под руководством председателя ЦИК РФ

2008-09-05 / Денис Моисеев, Челябинск



Центральная Избирательная комиссия РФ вчера начала проводить семинары для журналистов. Занятия проходят в форме видеоконференции одновременно в 77 регионах страны. В программе обучения, по замыслу ЦИКа, примут участие более тысячи журналистов страны. Челябинская область, вопреки ожиданиям местной избирательной комиссии, направила на семинар всего пятерых журналистов.

В Центризбиркоме уверены, что учиться никогда не поздно. «Живи так, как будто ты умрешь завтра, и учись так, как будто будешь жить вечно», – процитировал слова Сэмюэля Смайлса глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров. Как заявил председатель ЦИКа, в ближайшее время российских журналистов научат разбираться в избирательном и сопутствующих ему законодательствах, также пишущей братии обещали объяснить и основы элементарной математики.

Каждый четверг в течении пяти недель журналисты будут приходить в региональные избирательные комиссии и овладевать основами законодательства. Всего в десятичасовом курсе содержится исчерпывающая информация по основам избирательного права РФ. Журналистам расскажут обо всем, что касается выборного процесса, от введения в избирательное право РФ до использования системы ГАС «Выборы», избирательных споров и финансирования выборов.

Члены избирательной комиссии заявляют, что примеры из практики прошедших избирательных кампаний в Челябинской области говорят о том, что законы неплохо было бы почитать как журналистам, так и другим участникам выборного процесса. Иногда конфликты на выборах возникают из-за элементарного незнания закона. «На последних выборах у одной из местных радиостанций возник конфликт с довольно уважаемым региональным социологом, – рассказал «НГ» заместитель председателя избирательной комиссии Челябинской области Александр Раевский. – Руководство радиостанции отказалось предоставлять социологу эфирное время потому, что он не смог предоставить требуемых по закону сведений о проведенном опросе. Тот в течении двух недель ходил в областную Избирательную комиссию с жалобами, и успокоился только после прочтения соответствующих статей закона».

Вопреки планам организаторов, медиасообщество Челябинской области отреагировало на призыв научиться работать на выборах, мягко говоря, не слишком активно. «Мы приглашали более семнадцати представителей местных средств массовой информации. Откликнулись только пять. Низкая явка журналистов может говорить только об одном – о слабой активности средств массовой информации нашего региона», – считает Александр Раевский.

@@@
Корочки от Чурова
Лора Буш: Политика – это семейный бизнес
Между политическим исламом и «оранжевой демократией»
Наследственный конфликт Самарской области
Наступление на прессу продолжается
Обществу не нужны партии начальников
Олигархи оплатят счет

Оппозиция рвется в прямой эфир

@@

Коммунисты готовят обращение к руководству Государственной Думы и федеральных телеканалов

2008-04-22 / Александра Самарина







Зюганов не оставляет мысли поспорить с единороссами в телеэфире.

Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Коммунисты, как стало известно «НГ», готовят обращение к руководству Государственной Думы и федеральных каналов, требуя выполнения закона о ежемесячных межпартийных дебатах в эфире. Основание для беспокойства: явное преобладание на экранах сюжетов из жизни «Единой России» – в ущерб, как считает КПРФ, материалам, посвященным оппозиции. На каналах о законе знают, но комментировать ситуацию отказываются – до тех пор, пока не получат текста обращения.

По просьбе «НГ» компания «Медиалогия» подсчитала количество появлений обеих партий в телеэфире после 2 марта. Выяснилось, что с коммунистами трудно не согласиться: у единороссов практически нет конкурентов на ТВ.

Между тем Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», принятый еще в январе 1995 года и никем пока не отмененный, требует ежемесячной трансляции в эфире одного из государственных телеканалов дебатов с участием «представителей депутатских объединений в Государственной Думе» (статья 9). Речь идет, подчеркнем, именно о регулярных диспутах межвыборного цикла, а не о встречах партийцев в период избирательных кампаний.

@@@
Оппозиция рвется в прямой эфир
Основные направления антикоррупционной политики России
Охота за «умными урнами»
Партийный брак
Партия власти услышала пожилых
Партия-изгой становится салонной
Петр Латышев: наша цель - единое пространство

Подстеленная соломка электорат не убеждает

@@

Чем тщательнее готовятся будущие выборы, тем меньше доверия вызывают их результаты

2005-07-18 / Александра Яковлевна Самарина - обозреватель "Независимой газеты".



Фонд «Общественное мнение» в конце прошлой недели обнародовал мнение россиян о сложившейся в стране избирательной системе – специально оговорив цель исследования: подготовка к выборам 2007–2008 годов. Опрос населения проводился в 100 населенных пунктах 44 областей среди 1500 респондентов. Плюс, как обычно, дополнительно были опрошены 600 москвичей.

Результаты исследования фиксируют недоверие к существующей системе выборов со стороны явного большинства граждан – 55%, в сознании которых закреплена «презумпция виновности» властей, всегда получающих выгодные для себя итоги всенародного голосования. Эта часть респондентов считает, что результаты избирательных кампаний не отражают мнения народа. 31% уверен в обратном. Заранее сочли нечестными результаты предстоящих парламентских и президентских выборов соответственно 51% и 44% опрошенных. Противоположного мнения придерживаются 23% и 41% респондентов.

@@@
Подстеленная соломка электорат не убеждает
Политика выйдет из тени не раньше экономики
Политический беби-бум
Полпреды свое послание уже получили
Правка конституции пока неактуальна
Придут ли на выборы "батальоны амазонок"
С "черным пиаром" теперь будет разбираться ЦИК

Самоуправление без самовнушения

@@

Совмещение федеральных выборов с муниципальными порождает массу серьезных проблем для последних

2008-02-05 / Аркадий Ефимович Любарев - начальник сектора мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, кандидат юридических наук.



Местное самоуправление – это власть, наиболее приближенная к гражданам. Так в теории. Но в российской действительности все сложнее. Почти повсеместно интерес граждан к муниципальным выборам слабее, чем к выборам федеральным, да и региональным. Иногда значительно слабее.

Даже на выборах глав муниципальных образований достаточно часто явка оказывается ниже 40%. Если же проводятся только выборы муниципальных депутатов, то активность избирателей может быть значительно ниже. В качестве анекдотичного примера можно вспомнить случай, произошедший 11 марта прошлого года в одном из сел Курганской области, где на избирательный участок пришли всего два избирателя – сам кандидат и его приятель. Однако в процентном отношении этот казус нельзя считать рекордом, поскольку в том округе числились около 30 избирателей, а значит, явка составила 6 или 7%. А, например, 2 сентября того же года в одном из избирательных округов муниципального округа «Звездное» Санкт-Петербурга активность избирателей составила 0,9%.

Почему у граждан такое отношение к муниципальной власти? К сожалению, интереса социологов к этой проблеме не наблюдается. Но в целом ответ напрашивается: люди понимают или просто чувствуют, что у этой власти нет возможности решать их проблемы, что она лишена необходимых полномочий и финансовых ресурсов.

С введением «единых избирательных дней» муниципальные выборы стали гораздо чаще совмещаться с федеральными или региональными. В результате активность избирателей на этих выборах искусственно подтягивается до более высокого уровня, то есть до 50–70%. При кажущейся привлекательности такого результата совмещение выборов порождает массу серьезных проблем.

Во-первых, половина, а иногда и более избирателей, пришедших на избирательные участки, не пошли бы голосовать, если бы проводились только муниципальные выборы. Многие из них об этих выборах даже не слышали и лишь на участке с удивлением обнаруживают, что им нужно голосовать еще и за муниципальных кандидатов. Понятно, что их выбор в таких обстоятельствах оказывается практически случайным.

Во-вторых, при совмещении выборов значительная часть информационных ресурсов отдается выборам более высокого уровня, и до избирателя доходит еще меньше информации о кандидатах, баллотирующихся в органы местного самоуправления. Но даже если информация и доходит – у избирателя есть порог восприятия, а поскольку приоритетом для него являются федеральные выборы, то на муниципальные внимания уже не остается.

В-третьих, совмещение выборов увеличивает нагрузку на избирательные комиссии, особенно на стадии подсчета голосов. А поскольку закон обязывает в этом случае сначала считать голоса по федеральным выборам и только потом – по региональным и муниципальным, но трудно оценить, насколько точно и честно будет проведен подсчет по последним – в условиях, когда смертельно устали и члены комиссии, и наблюдатели (тем более что и наблюдателей обычно больше интересуют результаты федеральных выборов).

Со всеми этими проблемами придется столкнуться на муниципальных выборах, которые пройдут 2 марта этого года одновременно с президентскими.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление – самое бессильное. Оба города являются субъектами Российской Федерации, и городская власть в них имеет статус региональной власти, а местное самоуправление осуществляется на уровне «внутригородских территорий». В Москве таких муниципальных образований – 125, их территории в основном совпадают с территорией районов. В среднем в одном районе 50–60 тыс. избирателей, но реально они очень разные: есть район Молжаниновский, где пока еще две тысячи избирателей, а в районе Марьино уже более 150 тыс. (уровень среднего города). К тому же серьезной проблемой является разобщенность жителей мегаполисов. Если в маленьких городах практически все друг друга знают и потому на муниципальных выборах голосуют достаточно осознанно, то в крупных значительная часть жителей живут в одном районе, работают в другом, делают многие покупки в третьем, а развлекаются в четвертом.

Московские власти добились права оставить у себя большую часть полномочий, которые в других городах имеют статус муниципальных: вопросы благоустройства, размещения предприятий мелкорозничной торговли и бытового обслуживания и ряд других гораздо эффективнее решать на районном уровне, но город все это забрал себе. В результате объем полномочий московских муниципалитетов ничтожен, и большая часть их бюджетов уходит на зарплату муниципальных чиновников.

Однако даже в этих условиях выборы муниципальных депутатов в Москве становятся ареной острой борьбы. Предыдущие муниципальные выборы в Москве, прошедшие в марте 2004 года, и повторные выборы, проходившие в мае того же года, сопровождались огромным числом скандалов, связанных как с недопуском на выборы значительного числа кандидатов, представлявших районный актив, так и с прямыми фальсификациями. Не случайно вице-премьер правительства Москвы Анатолий Петров после выборов с удовлетворением докладывал Московской городской Думе о том, что «у нас на севере из трех мятежных муниципалитетов все три потерпели поражение».

@@@
Самоуправление без самовнушения
Скромный архетип главы Южного Урала
Старые задачи и сегодняшние альтернативы
У Александра Вешнякова новый заместитель
Укрупнение выборов
Уральское равновесие
Уроки декабря, февраля, марта

Хиллари собрала 36 миллионов долларов

@@

Систему финансирования выборов в США, возможно, придется менять

2007-04-03 / Юлия Горностаева







У Хиллари Клинтон все источники финансирования записаны.

Фото Reuters

В минувшие выходные кандидаты в президенты США подводили итоги первых трех месяцев президентской кампании-2008.

Сенатор от Нью-Йорка Хиллари Клинтон собрала беспрецедентную к данному этапу кампании сумму – 36 млн. долл. 26 млн. она получила в ходе президентской избирательной кампании, а 10 добавила из оставшихся средств от выборов в Сенат.

В распоряжении сенатора от штата Иллинойс Барака Обамы к настоящему моменту более 20 млн. И это при том, что в президентскую гонку Обама вступил лишь 11 февраля.

Третий в списке лидеров – Джон Эдвардс, удвоивший в этом году свой собственный результат по сбору средств на выборах первой четверти 2004 года.

Примечательно, что отчитались перед избирателями только демократы, данных от республиканцев так и не поступило. Возможно, это связано с тем, что последние пребывают в замешательстве от тех заоблачных сумм, которые кладут в свои копилки демократы. Многие наблюдатели в связи с этим говорят о возможном крахе самой системы финансирования президентских кампаний.

А она была установлена федеральным законом об избирательной кампании в 1971 году. В части финансирования избирательных кампаний выделяется три главных компонента: частичное государственное финансирование предварительных выборов, госфинансирование президентских съездов партий, а также полное финансирование всеобщих выборов из государственных фондов. Фонды эти формируются из госбюджета, но опосредованно – за счет налогоплательщиков. Ежегодно, получая возврат налоговых платежей, каждый гражданин добровольно указывает, что выделяет 3 долл. в фонд избирательных кампаний. Однако эту сумму вносит за него государство.

@@@
Хиллари собрала 36 миллионов долларов
ЦИК объявил бойкот Рахимову
Черное партстроительство
Чечня: последняя надежда
Экзамен для Анатолия Чубайса
Экспресс-опрос
Этика избирательной кампании

Явлинский не доверяет электронике

@@

«Яблоко» опасается компьютерных подтасовок на довыборах в Госдуму

2004-10-19 / Кира Латухина, Анастасия Корня



Вчера Григорий Явлинский направил в Центризбирком открытое письмо, потребовав запретить электронное голосование на довыборах в Госдуму в одном из московских округов. Там впервые в истории российских избирательных кампаний решили практически полностью отказаться от ручного пересчета голосов.

В Преображенском округе за освободившееся место в Госдуме борются представитель «Единой России» Александр Жуков, зампред партии «Яблоко» Сергей Митрохин и член партии «Родина» Михаил Делягин. На всех избирательных участках округа будут применены электронные сканеры – комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Перепроверить при помощи ручного пересчета можно будет лишь 5% из них. Явлинский опасается «прецедента крупномасштабных искажений воли избирателей» и просит сохранить ручной пересчет голосов.

@@@
Явлинский не доверяет электронике
Явлинского позвали к столу