Константин Титов сказал "да"

@@

Экс-губернатор возвращается в политику

2000-05-04 / Андрей Иванов



В САМЫЙ канун христианского праздника православной Пасхи экс-губернатор Самарской области Константин Титов завершил политическую паузу, которую держал с момента ухода в отставку 4 апреля. Как и предполагалось, он вновь публично дал в минувшую субботу согласие баллотироваться на пост руководителя губернии. В просторном конференц-зале самарского Дома ученых собрались 685 представителей от 155 выдвинувших его кандидатуру инициативных групп из 10 самарских городов и всех 27 сельских районов области. В здании Самарского научного центра Российской академии наук, где до 26 марта находился "Самарский региональный штаб поддержки кандидата в президенты России Титова К.А.", собрался весь губернский политический и экономический бомонд. На собрании, в котором приняли участие представители администрации, политических партий и движений, предприниматели, известные деятели науки, культуры, искусства, здравоохранения, образования, депутаты Законодательных собраний губернии, было единогласно заявлено о поддержке его кандидатуры на предстоящих 2 июля губернаторских выборах.

В своем выступлении перед участниками собрания Константин Титов заявил, что остается убежденным сторонником социального либерализма, что сейчас, говоря словами академика Лисичкина, в губернии наступает "время муравьев" - время конкретной работы на земле… Отвечая на вопросы, проводил ли он предварительные консультации в Кремле, перед тем как заявить о своем участии в губернаторских выборах, и не поступало ли ему предложений в новый состав правительства, он заметил:

@@@
Константин Титов сказал "да"
Лучшие лоббисты России
Лучшие лоббисты России - август 2001 года
Лучшие лоббисты России - август 2002 года
Лучшие лоббисты России - апрель 2002 года
Лучшие лоббисты России - декабрь 2001 года
Лучшие лоббисты России - июль 2001 года

Лучшие лоббисты России - июль 2002 года

@@

Юрий Лужков - первый среди региональных лидеров

2002-08-23 / Сергей Туранов



Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.

Настоящее исследование проводилось по итогам июля текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Е.Лашкина - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - Аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.

Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования.

Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций.

В июле наиболее интересные изменения произошли в "региональной" номинации. Главным событием, повлиявшим на рейтинг ряда губернаторов, стало решение Конституционного суда, согласно которому отсчет первого выборного срока действующих глав регионов начинается с октября 1999 г. Это позволяет многим из них баллотироваться на третий, а то и на четвертый срок. В результате московский мэр Юрий Лужков, дальнейшая политическая судьба которого больше всего интересовала аналитиков, занял первое место, а рейтинг многих региональных лидеров увеличился. Правда, отсчет сроков выборности губернаторов зависит также от региональных законодательных норм. Поэтому логичен рост рейтинга саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, который по решению областной Думы сможет баллотироваться на свой пост третий раз подряд. А позиции губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева практически не изменились - неочевидно, что Законодательное собрание города разрешит ему избираться еще на один срок.

На этом фоне заметно увеличение рейтинга губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, который поднялся на 6-ю позицию. В его актив можно отнести заключение договора с правительством Москвы об инвестициях в строительство жилья и сети гостиниц в Ярославской области на сумму 130 млн. долл.

Можно также отметить первое попадание в рейтинг пермского губернатора Юрия Трутнева. Его инициатива по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого округа в единый субъект Федерации была поддержана спикером верхней палаты Сергеем Мироновым. Это может быть первым прецедентом в предстоящей волне укрупнения субъектов Федерации.

В номинации "первых лиц" после долгого перерыва в число ведущих лоббистов вернулся министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. На мнение экспертов, по-видимому, повлияло то, что он возглавил комиссию по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса". В ведении комиссии, в частности, будет создание оборонных холдингов и концернов.

В этой же номинации впервые появился представитель химической отрасли - Николай Левицкий (МХК "Еврохим"). Не без его лоббистских усилий "Еврохиму" удалось приобрести контрольный пакет акций одного из крупнейших российских производителей минеральных удобрений - новомосковского "Азота", а также литовской компании Lifosa. Последнее приобретение особенно значимо, так как Lifosa, которой до этого владели представители американского капитала, является одним из наиболее современных химических производств в Европе, а Литва стоит на самом пороге вступления в Евросоюз.

В номинации "профессионалов" лидерство сохранил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Об укреплении его "аппаратного веса" говорит избрание Кудрина председателем наблюдательного совета компании АЛРОСА. Некоторые аналитики считают это усилением позиций федерального Центра в борьбе с Республикой Якутия за установление контроля над алмазным монополистом. Ведь раньше в совете было два сопредседателя, представлявших интересы правительств России и Якутии.

Рейтинг министра экономического развития и торговли Германа Грефа, наоборот, снизился. Дело в том, что концепция экономической безопасности России, в том числе вопросы вступления России в ВТО, в соответствии с решением президента РФ Владимира Путина будет согласовываться Минэкономразвития с Советом безопасности. Это, а также назначение заместителем Грефа бывшего заместителя начальника Генштаба Владислава Путилина было расценено некоторыми аналитиками как ослабление позиций министра. Также ухудшились позиции президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Снижение его "веса", очевидно, связано с тем, что ФЭП передал свои интернет-проекты, в том числе Страна.Ру и СМИ.Ру, в управление ВГТРК.

Продолжает движение наверх Гарегин Тосунян, возглавляющий Ассоциацию российских банков. В июле он провел ряд встреч в регионах с губернаторами, а также с руководителями местных банков и банковских объединений. При этом решались конкретные вопросы помощи региональным банкам со стороны АРБ, в том числе лоббирования их интересов на федеральном и региональном уровнях.

@@@
Лучшие лоббисты России - июль 2002 года
Лучшие лоббисты России - июнь 2001 года
Лучшие лоббисты России - май 2002 года
Лучшие лоббисты России - март 2001 года
Лучшие лоббисты России - ноябрь 2001 года
Лучшие лоббисты России - сентябрь 2002 года
Лучшие лоббисты России - февраль 2002 года

Лучшие лоббисты России - февраль 2003 года

@@

Анатолий Чубайс возвращается в "призовую тройку"

2003-03-25 / Сергей Туранов



Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкупа чиновников или депутатов.

Настоящее исследование проводилось по итогам февраля текущего года. 67 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", А.Мирошниченко - "Независимая газета", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, А.Кондратьев - Республиканский центр развития предпринимательства, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.

Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-"профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.

Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.

В феврале наконец-то праздник пришел на улицу руководителя РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Госдума, которая ранее неоднократно переносила голосование по пакету законопроектов, реформирующих электроэнергетику, приняла их во втором и третьем чтении. Причем за основу взята "чубайсовская" концепция - электрические сети будет контролировать государственная сетевая компания, а производство и сбыт электроэнергии сосредоточатся в частных компаниях, конкурирующих между собой. Более того, главному энергетику страны удалось заручиться поддержкой правительства, взявшего на себя ответственность за результаты реформы. В результате рейтинг Чубайса заметно вырос, и он вернулся в лидирующую тройку.

В этой же номинации улучшились позиции у Михаила Зурабова. Дело, может быть, в том, что возглавляемый им Пенсионный фонд России постепенно устанавливает контроль над системой обязательного медицинского страхования. По крайней мере это предусмотрено в концепции ее развития, внесенной Минэкономразвития в правительство, согласно которой фонд в порядке эксперимента будет финансировать ОМС.

Впервые в число ведущих лоббистов вошел управляющий Межпромбанком Сергей Веремеенко. В последнее время он сумел существенно расширить присутствие банка в промышленном секторе, что в значительной степени связано с приобретением выгодных активов. Любопытно, что Веремеенко стал вторым представителем Межпромбанка в номинации "первых лиц", старожилом которой является влиятельный лоббист, сенатор и неформальный владелец банка Сергей Пугачев.

И все же увеличение "веса" Веремеенко, по-видимому, в большей степени обусловлено вновь формируемой не без его участия расстановкой политических сил в Башкирии - регионе, с которым у Межпромбанка существуют давние экономические связи.

На этом фоне эксперты неоднозначно трактуют перенос выборов президента Башкирии с июня на декабрь. Многие наблюдатели расценили это не в пользу Муртазы Рахимова, опустившегося в региональной номинации сразу на пять позиций. Ведь его оппоненты, в первую очередь из федерального Центра, за полгода могут "раскрутить" достойную альтернативную кандидатуру действующему президенту республики.

Рейтинг ярославского губернатора Анатолия Лисицына, наоборот, возрос. Лоббируемый им в течение долгого времени проект создания международного аэропорта увенчался в феврале успехом. "Туношна" стал первым немосковским аэродромом в Центральном федеральном округе, получившим статус международного согласно требованиям Международной организации гражданской авиации.

В номинации "профессионалов" снижение рейтинга вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, по-видимому, объясняется тем, что правительство приняло решение перенести рассмотрение проекта налоговой реформы с февраля на март. Премьер Михаил Касьянов посчитал "налоговые" предложения Кудрина, прежде всего по снижению единого социального налога, неподготовленными и чересчур консервативными. В результате вице-премьер уступил лидерство заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову.

В этой же номинации можно отметить рост рейтинга Евгения Примакова и Гарегина Тосуняна, возглавляющих соответственно Торгово-промышленную палату РФ и Ассоциацию российских банков. Объединить свои лоббистские усилия им помогло соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совершенствование нормативно-правовой базы и налоговой политики в сфере банковской деятельности.

В число ведущих лоббистов вернулся депутат Государственной Думы Константин Ремчуков. В феврале внимание экспертов привлек ряд его концептуальных выступлений, в которых Ремчуков заявил о необходимости активизировать административную реформу и структурную перестройку национальной экономики за счет профицита бюджета.

Можно также отметить переход бывшего руководителя МХК "Еврохим" Николая Левицкого из номинации "первых лиц" в номинацию "профессионалов", связанный с его утверждением первым заместителем главы администрации Республики Коми. Как показали первые шаги Левицкого на новом посту, он успешно использует свой лоббистский потенциал, наработанный во время занятия бизнесом.

Лоббисты - первые лица

# Ф.И.О. В феврале 2003 г. В январе 2003 г.

Очень сильная эффективность

1 Волошин А.С. (администрация президента) 4,17 4,20
2 Фридман М.М (холдинг "Альфа-групп") 4,12 4,14
3 Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") 4,10 3,87
4 Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) 4,08 4,10

Сильная эффективность

5-6 Миллер А.Б. ("Газпром") 3,90 3,85
5-6 Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) 3,90 3,83
7 Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") 3,87 3,92
8 Ходорковский М.Б. (ЮКОС) 3,80 3,83
9 Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) 3,67 3,71
10 Костин А.Л. (Внешторгбанк) 3,63 3,67
11-12 Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) 3,45 3,49
11-12 Потанин В.О. ("Интеррос") 3,45 3,47
13 Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") 3,43 3,49
14 Евтушенков В.П. (АФК "Система") 3,41 3,46
15 Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") 3,38 3,35
16 Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") 3,35 3,33
17 Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) 3,32 3,30
18 Вайншток С.М. ("Транснефть") 3,22 3,28

Средняя эффективность

19 Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) 2,87 2,80
20 Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) 2,83 2,87
21 Богданчиков С.М. ("Роснефть") 2,67 2,50
22 Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) 2,65 2,75
23 Веремеенко С.А. (Межпромбанк) 2,60 2,49
23 Каданников В.В. (АвтоВАЗ) 2,58 2,73
25 Бородин А.Ф. (Банк Москвы) 2,52 2,55
  Средний рейтинг 3,40 3,41

Лоббисты - региональные лидеры

# Ф.И.О. В феврале 2003 г. В январе 2003 г.

Очень сильная эффективность

1 Абрамович Р.А. (Чукотский АО) 4,37 4,42
2 Лужков Ю.М. (Москва) 4,28 4,33
3 Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) 4,23 4,15
4 Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) 4,04 4,10

Сильная эффективность

5 Лисицын А.И. (Ярославская область) 3,98 3,94
6-7 Россель Э.Э. (Свердловская область) 3,93 3,90
6-7 Строев Е.С. (Орловская область) 3,93 3,97
8 Тулеев А.М. (Кемеровская область) 3,87 3,90
9 Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) 3,80 3,77
10 Прусак М.М. (Новгородская область) 3,76 3,83
11 Титов К.А. (Самарская область) 3,40 3,43

Средняя эффективность

12 Хлопонин А.Г. (Красноярский край) 2,92 2,83
13-14 Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) 2,91 2,87
13-14 Позгалев В.Е. (Вологодская область) 2,91 2,67
15 Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) 2,90 3,80
16 Магомедов М.М. (Республика Дагестан) 2,67 2,59
17-18 Лапшин М.И. (Республика Алтай, Аграрная партия России) 2,53 2,47
17-18 Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) 2,53 2,65
19 Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) 2,51 2,59
20 Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) 2,43 2,40
21 Ишаев В.И. (Хабаровский край) 2,41 2,35
22 Громов Б.В. (Московская область) 2,33 2,35
23-24 Штыров В.А. Республика Саха (Якутия) 2,30 2,35
23-24 Меркушкин Н.И. (Республика Мордовия) 2,30 2,28
25 Егоров В.Г. (Калининградская область) 2,28 2,31
  Средний рейтинг 3,17 3,21

Лоббисты-"профессионалы"

# Ф.И.О. В феврале 2003 г. В январе 2003 г.

Очень сильная эффективность

1 Сурков В.Ю. (администрация президента) 4,43 4,40
2 Кудрин А.Л. (федеральное правительство) 4,34 4,43
3 Христенко В.Б. (федеральное правительство) 4,32 4,37
4 Авен П.О. (Альфа-банк) 4,21 4,19
5 Греф Г.О. (федеральное правительство) 4,11 4,08
6-7 Медведев Д.А. (администрация президента) 4,03 4,12
6-7 Матвиенко В.И. (федеральное правительство) 4,03 3,80
8 Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) 4,00 4,08

Сильная эффективность

9 Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) 3,89 3,80
10 Ресин В.И. (правительство Москвы) 3,70 3,73
11 Гордеев А.В. (федеральное правительство) 3,67 3,61
12 Березовский Б.А. (портфельный инвестор) 3,65 3,67
13 Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) 3,32 3,28
14 Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) 3,30 3,25
15-16 Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс Капитал") 3,28 3,22
15-16 Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) 3,28 3,30
17 Торшин А.П. (Совет Федерации) 3,14 3,06
18 Черной Л.С. (портфельный инвестор) 3,12 3,11
19 Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) 3,10 3,09
20 Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") 3,09 3,22

Средняя эффективность

21 Лысяков А.А. (Совет Федерации) 2,94 2,96
22 Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) 2,86 2,73
23 Гурьев А.Г. (Совет Федерации, "ФосАгро") 2,84 2,82
24 Левицкий Н.В. (администрация Республики Коми) 2,80 2,72
25 Генералов С.В. (депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) 2,77 2,92
  Средний рейтинг 3,53 3,53
@@@
Лучшие лоббисты России - февраль 2003 года
Лучшие лоббисты России - январь 2002 года
Лучшие лоббисты России - январь 2003 года
Лучшие лоббисты России в Августе
Лучшие лоббисты страны
Первые пять шагов Путина
Шаймиеву от Росселя в подарок Кузбасс