"Боевое содружество-2000"

@@

Войска семи государств объединенной системы ПВО СНГ начали совместные маневры

2000-08-22 / Владимир Мухин



ВЧЕРА, 21 августа, на российском полигоне Ашулук (Астраханская область) начался основной этап самого крупного за всю постсоветскую историю тактического учения с боевыми стрельбами сил и средств ПВО и ВВС государств - участников Соглашения о создании объединенной системы (ОС) ПВО СНГ "Боевое содружество-2000". Хотя учение и называется тактическим, но характер замысла и решаемых задач с учетом реальной геополитической обстановки позволяет сделать вывод, что международные военные маневры близ Каспия носят стратегический характер. Их проведению способствовали 10 совместных учений и тренировок по совершенствованию работы и взаимодействия дежурных служб ОС ПВО стран Содружества, которые прошли в этом году.

В нынешних стрельбах, которые состоятся 25 августа, будут принимать участие два зенитно-ракетных дивизиона (С-125 и С-75) ПВО Армении, два подразделения (С-300) ПВО и группа самолетов Су-27 ВВС Белоруссии, дивизион (С-300) сил воздушной обороны Казахстана, два дивизиона (С-125 и С-75) ПВО Киргизии, один дивизион (С-125) ПВО Таджикистана (участвуют впервые), несколько экипажей истребительной авиации (Су-27) ВВС Украины (также действуют впервые), а также подразделения истребительной и штурмовой авиации ВВС, зенитно-ракетные и радиотехнические подразделения России. Кроме них будут задействованы части обеспечения, авианаводчики, подразделения постановки помех и т.п. Всего в стрельбах будут участвовать более 15 частей из войск ВВС и ПВО стран СНГ и 1600 военнослужащих, более 30 летательных аппаратов (самолеты Су-27, Су-24 и Су-25), а также 12 воздушных мишеней (шесть ракетных мишеней "Стриж" - имитаторов полета крылатых ракет, три радиоуправляемые мишени РУМ Ла-17К - имитаторы полета дозвукового реактивного самолета и три парашютные мишени ПМ-6 - имитаторы полета вертолета) и две наземные цели (танковая колонна и ротный опорный пункт). Всего будет выполнено около 40 различных боевых стрельб.

На учении также планировались стрельбы подразделений ПВО и ВВС Республики Узбекистан, но, как сказал корреспонденту "НГ" начальник управления по вопросам объединенной системы ПВО государств - участников СНГ ГК ВВС РФ полковник Александр Пиляев, в связи с напряженной обстановкой, узбекские зенитчики не смогли прибыть на полигон. Однако, по сведениям из Минобороны РФ, на рабочей встрече министров обороны СНГ глава военного ведомства РУ генерал-лейтенант Юрий Агзамов обещал быть.

Сейчас все участники учений перебазированы на полигон Ашулук и тренируются в выполнении задач боевого дежурства сил и средств ПВО и ВВС в новом позиционном районе. 23 августа в район маневров предполагается прибытие руководителя учений "Боевое содружество-2000" - председателя Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ, главкома ВВС РФ генерала армии Анатолия Корнукова. Он должен проверить готовность материальной базы полигона, а также сил и средств участников ОС ПВО СНГ к стрельбам.

В Главкомате ВВС отмечают, что в ходе учений по фрагментам будут разыграны эпизоды действий дежурных средств ПВО и ВВС по пресечению нарушений государственных границ стран СНГ, которые участвуют в маневрах. Вдобавок группа Су-25 и Су-24 российских ВВС нанесет бомбово-штурмовые удары по местам сосредоточения незаконных вооруженных формирований и диверсионных групп. Показ действий штурмовой авиации преследует и другую цель: участники стрельб должны воочию увидеть разрушительные последствия от действий авиации (если ею будет преодолена система ПВО страны).

Все затраты на проведение учений будут компенсированы ее участниками на долевой основе. Они заплатят за электроэнергию, горюче-смазочные материалы, проживание, эксплуатацию российских комплексов ПВО, мишени и т.п. Несмотря на затраты, практические стрельбы захотели провести на Ашулуке семь стран. Азербайджан, Молдавия и Узбекистан, возможно, будут представлены наблюдателями. Грузия и Туркмения, формально входящие в ОС ПВО СНГ, в маневрах принимать участия не будут, но также пришлют своих экспертов.

@@@
"Боевое содружество-2000"
"Клиника неврозов" вместо диалога
"Союзные" СМИ - ради чего?
Апокалипсис для Саддама
Армада российских «Медведей» летит за Полярный круг
Асимметричный ответ найден
Афганистан: удары усиливаются

Завтра Россия передает китайским ВМС новый эсминец

@@ 1999-12-24 / Валерий Алексин



Новый эскадренный миноносец Китая проекта 956Э на испытаниях.

Фото из каталога "Оружие России"

ГОЛОВНОЙ из двух заказанных Пекином эсминцев проекта 956Э (тип "Современный") закончил приемо-передаточные испытания с участием офицеров китайского экипажа и 25 декабря будет официально передан в состав ВМС Китая. На церемонии подъема китайского военно-морского флага будет присутствовать главнокомандующий ВМФ РФ генерал Владимир Куроедов. Корабль построен на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге.

В начале января 2000 года эсминец начнет переход, протяженностью около 10 тыс. миль, к месту постоянного базирования - в Шанхай. Кораблем будет управлять под контролем российских специалистов китайский экипаж, обученный в военно-морских училищах Петербурга. Второй эсминец этого проекта будет передан Китаю после испытаний в конце 2000 года. Стоимость сделки по двум кораблям составляет около 800 млн. долл.

Эсминцы океанского класса значительно укрепят боевой потенциал ВМС Китая. Каждый из них имеет водоизмещение 7900 т, скорость до 32 узлов (около 60 км/час), дальность плавания 4500 миль, экипаж 344 человека, автономность до 30 суток.

Основное ударное вооружение эсминца составляют восемь противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет комплекса "Москит" с дальностью стрельбы до 120 км и массой взрывчатого вещества 300 кг. По оценкам специалистов, в настоящее время это лучшая в мире из ракет своего типа, сбить ее практически невозможно, а попадание в корабль класса "крейсер" или "эсминец" даже одной такой ракеты приводит его к гибели. Стоимость ракет для двух эсминцев около 100 млн. долл. Первая партия из них будет поставлена в Китай уже в апреле, вторая - осенью 2000 года. Ракеты "Москит" впервые продаются Россией за границу.

Кроме того, корабль вооружен двумя универсальными спаренными башенными артиллерийскими установками калибра 130 мм. Основа противовоздушной обороны корабля составляет 48 зенитных ракет комплекса "Штиль" с дальностью стрельбы до 25 км. Для вооружения этих эскадренных миноносцев Китай закупил восемь вертолетов корабельного базирования (три Ка-27 и пять Ка-28), которые способны выполнять различные задачи: выдача целеуказания для ракет "Москит", проведение поисково-спасательных и противолодочных действий, решение ударных задач.

@@@
Завтра Россия передает китайским ВМС новый эсминец
Испытания насторожили Европу и США
Крылатая месть Москвы Киеву
Микроволновая печь против космической системы
Нештатная посадка у Широкого Буерака
Пентагоновский тяжеловес
Противника надо уважать

Противоракетный щит для континента

@@

Российский вариант нестратегической ПРО эффективнее и дешевле аналогичных зарубежных

2001-01-19 / Михаил Ходаренок







ИЗ ШИРОКО известной книги пятнадцатилетней давности "Откуда исходит угроза миру" впервые широкий читатель узнал о существовавшем на то время ракетно-ядерный потенциале стран, рассматривавшихся в эпоху холодной войны в качестве потенциальных противников России. В книге рассматривались как имевшиеся, так и перспективные средства мировой ракетной техники. Однако в тот период даже самый смелый аналитик не мог предполагать наблюдаемые сегодня темпы распространения ракетных технологий в странах так называемого третьего мира и столь заметное смещение акцента в вооружениях развитых стран в сторону нестратегической компоненты. При этом следует иметь в виду, что причины развития нестратегических ракетных технологий у развитых стран Запада и развивающихся стран Ближневосточного и Азиатского регионов различны.

Запад после окончания холодной войны с Советским Союзом в условиях развития компьютерных технологий и современных средств связи основной акцент в достижении своих политических и экономических целей сделал на ведение информационных войн в сочетании со средствами локального силового давления в завершающей их фазе. В качестве инструментов силового давления, как правило, наряду с обычным высокоточным оружием используются и нестратегические ракетные средства нападения, позволяющие дистанцироваться от противника и практически безнаказанно наносить высокоэффективные удары по его военным и экономическим объектам и объектам инфраструктуры. В свою очередь, распространение ракетных технологий среди развивающихся стран третьего мира связано с возрастанием национального самосознания (пассионарности, по Льву Гумилеву), нарушающего устойчивость существующих государственных структур, к тому же становящегося крайне амбициозным вследствие накачки экономики этих стран нефтедолларами.

Межэтнические и религиозные конфликты, неустойчивые политические режимы, взаимные межгосударственные претензии в этих густонаселенных районах обуславливают общий рост вооружений, поощряемый в значительной степени его экспортом из развитых стран. В качестве основных высокоэффективных военных средств правящими режимами развивающихся стран рассматриваются и средства ракетной техники, позволяющие реализовать доставку любых боевых зарядов (в том числе и оружия массового поражения) в любую точку территории как сопредельных, так и более отдаленных государств, практически в любых условиях ведения войны. В настоящее время более пятнадцати стран Ближнего Востока и Азии имеют ракетное оружие. Ожидается, что в ближайшие десять-пятнадцать лет, несмотря на все усилия мирового сообщества по сдерживанию процесса распространения ракетного оружия, число таких стран, как минимум, удвоится. Одновременно растут и возможности создаваемого в этих странах ракетного оружия. В первую очередь это касается увеличения дальности стрельбы баллистических ракет. И если сейчас дальность стрельбы нестратегических ракетных средств нападения (НРСН), находящихся на вооружении "третьих стран", не превышает 300-600 км (исключение среди стран Ближнего Востока - Израиль), то в ближайшей перспективе она будет составлять более 1000 км, а в период 2005-2010 гг. достигнет 2500-3500 км (Израиль, Северная Корея, Ирак, Иран, Индия, Пакистан) и, возможно, еще больших значений. В этих условиях реальными становятся угрозы ударов НРСН с территории стран Ближнего Востока и стран азиатского региона по многим объектам на территории России, в том числе и по объектам центра европейской части России. Учитывая экспансионистские планы НАТО по продвижению на восток и факт существующего и расширяющегося членства НАТО среди стран Европы и Ближнего Востока, эти угрозы могут рассматриваться и как средство силового давления на Россию со стороны стран Запада при разрешении тех или иных конфликтных ситуаций. Аналитические прогнозы показывают, что проблема борьбы с возникающими многочисленными угрозами применения против России и ее союзников нестратегических ракетных средств нападения может решаться только путем создания нестратегической ПРО, обеспечивающей защиту военных и экономических объектов на обороняемой территории. При этом решение проблемы борьбы с атакующими ракетами в нестратегической ПРО должно сочетаться с выполнением Россией всех международных обязательств в области противоракетной обороны и ракетных вооружений.

"Неконтактные" войны современности

Наглядным примером практического использования нестратегического ракетного оружия стали недавние войны в Персидском заливе и агрессия НАТО против Югославии. Высокая эффективность современных ракетных и авиационных средств продемонстрирована США и странами-членами НАТО в операциях "Буря в пустыне" (1991г.) и "Лиса в пустыне" (1998 г.). Операция НАТО "Решительная сила" во главе с США против Югославии в марте 1999 г. оказалась дальнейшим развитием способов военных действий с применением нестратегических ракетных средств нападения и высокоточного оружия, которые были испытаны в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г. и в последующих акциях против Ирака, боснийских сербов, Судана и Афганистана в 1993-1998 гг. Анализ возможностей и способов боевого применения НРСН в войнах последнего времени показывает, что противостоять противнику, способному одновременно использовать космические средства для обнаружения и выдачи целеуказаний, а также ракетное оружие воздушного и морского базирования для поражения обнаруженных целей возможно лишь путем создания единой эшелонированной взаимоувязанной системы обороны с потенциалом ПВО-НПРО. Только наличие подобного оружия позволяет гарантировать безопасность той или иной страны в условиях все более широкого распространения ракетных технологий. Другие подходы к решению этой проблемы вряд ли будут выглядеть убедительными и обоснованными.

Нестратегическая или национальная?

В последнее время аббревиатура НПРО чаще всего связывается с Национальной ПРО США, которую планируют развернуть американцы к 2005 г. (программа NMD) для защиты территории своей страны от ударов стратегических и нестратегических баллистических ракет со всех возможных ракетоопасных направлений. В российском варианте под этой аббревиатурой понимается нестратегическая компонента ПРО. Отличие, однако, носит не только символический характер. Оно принципиально. Так, создание национальной системы ПРО США предполагает выход из Договора по ПРО 1972 г. А российская нестратегическая ПРО, о которой пойдет речь ниже, должна удовлетворять всем существующим международным соглашениям в области противоракетной обороны.

С учетом последнего замечания под нестратегической ПРО понимается совокупность информационных и огневых средств, интегрированных в рамках единой управляющей системы и решающих задачи обнаружения и поражения нестратегических ракетных средств нападения, включая баллистические ракеты малой и средней дальности, авиационные баллистические ракеты и гиперзвуковые летательные аппараты различных классов. Создаваемая НПРО должна быть высокоавтоматизированной, высокотехнологичной системой, решающей задачи обороны от нестратегических ракетных средств нападения в масштабах всей страны (обороняемой территории) и, в случае необходимости, на театрах военных действий за ее пределами. Для решения поставленных задач на системном уровне НПРО должна содержать в своем составе информационно-разведывательную подсистему, автоматизированную подсистему управления, средства огневого поражения.

Идеология создания и развития такой НПРО базируется на взаимоувязанном развитии всех ее составляющих. При этом информационные, управляющие и огневые средства и системы, обладающие потенциалом НПРО, должны модернизироваться и создаваться на основе взаимоувязанных программ с учетом реального научно-технического задела как в части самих средств и систем, так и в части используемых технологий. Следует добавить, что все компоненты НПРО должны строиться на принципах открытой архитектуры, позволяющих достаточно просто наращивать боевые возможности системы путем ввода в ее состав новых дополнительных информационных, управляющих и огневых средств на вновь образующихся ракетоопасных направлениях. С учетом решаемых задач НПРО, являясь важнейшим элементом современных вооружений, расширяет возможности существующих систем стратегической ПРО по борьбе с новыми типами ракетных средств нападения на значительно большие территории, оставаясь в рамках правовых международных соглашений.

Роль НПРО в части нестратегических средств ракетного нападения до определенной степени аналогична роли системы стратегической ПРО по отношению к стратегическим баллистическим ракетам и заключается в обеспечении стратегии сдерживания потенциальных противников от применения нестратегических ракетных средств нападения; обнаружения стартующих и атакующих ракет с выдачей информации предупреждения в адрес высших звеньев управления Вооруженных сил страны для принятия решений на ответные действия и информации целеуказания стрельбовым комплексам, интегрируемым в НПРО; огневого поражения ракет, атакующих обороняемые объекты и территорию. Основным критерием, который целесообразно положить в основу создания НПРО, является обобщенный критерий Нитце "эффективность-стоимость-реализуемость".

Зарубежные программы ПРО

Условия практически неконтролируемого распространения оружия массового поражения и ракетных средств их доставки, все более реальная угроза применения этого оружия в различных регионах земного шара обусловили разработку зенитных ракетных комплексов с потенциалом нестратегической ПРО. Лидерами в создании таких средств являются, безусловно, США и Россия. Примерами огневых комплексов, обладающих возможностями поражения наряду с аэродинамическими целями нестратегических баллистических и гиперзвуковых крылатых ракет являются ЗРК "Пэтриот" РАС-3, ПРК "ТНААD" разработки США, система ПРО ТВД "ЭРРОУ-2" совместной разработки США и Израиля, ПРК "MEADS" совместной разработки США, Германии и Италии.

Аналогичные разработки ведутся в настоящее время и в Российской Федерации. Сравнимыми по техническим характеристикам с лучшим комплексом США "ТНААD" являются модификации комплекса ЗРС С-400. Разрабатываются в России и другие средства, обладающие потенциалом борьбы с нестратегическими ракетными средствами нападения. Следует отметить, что создание зенитных ракетных комплексов с потенциалом ПРО является крайне сложной и дорогостоящей задачей.

Так, по расчетам Управления GAO США, стоимость развертывания противоракетных комплексов РАС-3 США, включая изготовление 1012 ракет-перехватчиков, в настоящее время возросло с 4 млрд. долл. до 7 млрд. долл., а сроки производства увеличены до семи лет. Стоимость работ по программе "MEADS", по оценкам фирм, участвующих в проекте, составит не менее 2,5 млрд. долл. Стоимость системы "ЭРРОУ-2" составила уже более 1,1 млрд. долл. Считается, что к настоящему времени система "ЭРРОУ-2" в состоянии выполнять возложенные на нее задачи и принята на вооружение в количестве только одного ракетного дивизиона. Общие затраты на программу ТНААD оцениваются в 23 млрд. долл. (с учетом стоимости 1250 противоракет). Начальный вариант системы ТНААD, рассчитанный на типовые угрозы, намечено развернуть в 2008 г. Разработку более совершенной системы ТНААD, обеспечивающей селекцию боеголовок баллистических целей и противодействие угрозам на период до 2030 г. намечено начать в 2004 г. ввести ее в действие не ранее 2010 г.

Ворох проблем

Создание нестратегической ПРО предусматривает решение целого ряда сложных технических вопросов. Создание эффективной НПРО осложняется априорной неопределенностью в части излучательных и отражательных характеристик нестратегических ракетных средств нападения в различных диапазонах длин волн, а также априорной неопределенностью в аэродинамических и траекторных характеристиках элементов боевого оснащения атакующих ракет на переходных участках траекторий и в способах боевого применения средств нападения, в том числе ракет, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Кроме этого, проблемными задачами НПРО являются, например, обнаружение старта баллистических ракет малой дальности и своевременное определение параметров их полета. Весьма сложно сопровождение сложных баллистических целей (когда в полете находится не один боевой блок, а целая "колбаса" из десятков боевых блоков и ложных целей). В этой связи весьма проблемной представляется задача селекции головных частей на фоне ложных целей, тем более в условиях возможного помехового противодействия. Достаточно трудно сопровождать и гиперзвуковые цели на траекториях их полета.

Сложностей, одним словом, немало. Стоит только упомянуть о проблемах создания противоракет с большими запасами характеристических скоростей и возможностями маневра в условиях широкого диапазона перегрузок; создания многоспектральных головок самонаведения, обладающих способностью селекции боевых блоков в зонах целеуказания; поражения боевых блоков атакующих ракет с радиологическим, бактериологическим и химическим оружием; оперативного управления и взаимодействия интегрируемых в рамках НПРО разновидовых сил и средств с потенциалом НПРО, в том числе и мишеней, способных имитировать различные типы атакующих ракет в различных условиях их боевого применения. Решение всех этих проблем НПРО базируется на ключевых технологиях, разработка которых составляет одно из направлений работ.

Однако помимо технических, есть и чисто российские проблемы. В частности, это определение наиболее предпочтительных вариантов поэтапного развития группировок НПРО для борьбы с нестратегическими ракетными средствами нападения в условиях жестких ресурсных ограничений, характерных для отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Перспективы создания нестратегической ПРО в России

В общем случае создание НПРО любого государства является многоальтернативной задачей. Оптимизация технических решений на основе обобщенного критерия "эффективность-стоимость-реализуемость" осуществляется в рамках комплексного системного проекта. Цель разработки системного проекта - выбор рационального варианта построения НПРО в условиях существующих финансовых ограничений и возможностей технологической и производственной базы. При этом в максимальной степени должен учитываться имеющийся научно-технический задел в области средств вооружений с потенциалом НПРО.

Системные исследования российских оборонщиков показали, что создание НПРО Российской Федерации вполне реально на базе существующих и перспективных информационных, управляющих и огневых средств систем ракетно-космической обороны и ПВО видов вооруженных сил. В процессе комплексных системных исследований получен ряд базисных результатов для проектирования НПРО РФ, в частности, осуществлена разработка исходных данных для проектирования группировок средств НПРО; определены требования к уровню решаемых задач, составу и структуре группировок НПРО; проведена оценка боевых возможностей существующих и разрабатываемых по отдельным программам систем вооружений, привлекаемых к решению задач НПРО; разработаны предложения по модернизации существующих систем и средств вооружений в целях решения задач НПРО; определены направления создания (состав и структура) информационно-разведывательной и управляющей подсистем НПРО, а также направления создания многофункциональных информационных, огневых и управляющих средств с потенциалом НПРО; осуществлен выбор приоритетных направлений развития научно-технической, технологической и производственной базы для создания перспективных средств НПРО; реализована разработка моделирующего комплекса НПРО первого этапа как основного инструмента конструирования НПРО, а также оценки эффективности и боевых возможностей группировок НПРО с оценкой вклада отдельных средств в решение поставленных задач. Комплексной программой работ, разработанной в рамках системного проекта с учетом всех существующих ограничений, предусматривается трехэтапное создание НПРО Российской Федерации.

Задачи первого этапа состоят в модернизации боедежурящих средств РКО и ПВО видов Вооруженных сил РФ в целях реализации существующего потенциала НПРО и во взаимной увязке привлекаемых к решению задач НПРО информационных и огневых средств в рамках единой управляющей системы. Результатом работ первого этапа должна явиться НПРО, обеспечивающая оборону важнейших объектов РФ от ударов нестратегических ракетных средств нападения, предотвращение крупномасштабных потерь населения и войск, а также экологических катастроф.

Задачи второго этапа - разработка ключевых технологий и создание перспективных образцов в части информационных, управляющих и огневых средств НПРО.

Наконец, на третьем этапе осуществляется наращивание эффективности и боевых возможностей НПРО первого этапа развития за счет ввода в ее состав перспективных информационных, управляющих и огневых средств. На всех этапах создания НПРО РФ развитие ее основных структурных элементов и их средств планируется осуществлять по взаимоувязанным программам.

Основные задачи информационной компоненты НПРО: обнаружение и сопровождение стартующих и атакующих НРСН; формирование для высших звеньев управления Вооруженными силами РФ информации предупреждения об ударах нестратегических ракетных средств нападения; обеспечение стрельбовых средств НПРО сигналами "Тревога" и информацией целеуказания по обнаруженным целям.

К решению задач обнаружения атакующих ракет могут привлекаться: существующие и перспективные средства РКО; информационные средства ПВО видов Вооруженных сил; существующие загоризонтные РЛС и комплексы обнаружения воздушного базирования.

Реализация потенциальных возможностей РКО при работе по новым типам целей обеспечивается за счет совершенствования космических средств обнаружения стартующих БР; средств надгоризонтной радиолокации на основе перспективных технологий РЛС метрового и дециметрового диапазонов; программно-алгоритмического обеспечения командных пунктов РКО и СПРН.

Наращивание боевых возможностей информационной компоненты ПВО видов Вооруженных сил обеспечивается за счет ввода в ее состав вновь разрабатываемых средств ВВС - РЛС дежурного режима и РЛС дежурно-боевого режима, совершенствования РЛС ПВО Сухопутных войск - и доработок РЛС кораблей ВМФ.

Основные задачи в части огневых средств: реализация потенциальных возможностей системы стратегической ПРО по поражению НРСН; наращивание боевых возможностей ЗРК типа С-300 и С-400 путем их модернизации и создания на базе ЗРК С-400 перспективных огневых комплексов ближнего, среднего и дальнего заатмосферного перехвата атакующих ракет. Основные задачи в части систем управления: совершенствование управления системами РКО; совершенствование комплексов средств автоматизации ПВО ВВС, а также войсковой ПВО и ПВО ВМФ; создание комплексов совместной обработки информации по целям типа нестратегических ракетных средств нападения в среде комплексов средств автоматизации ПВО видов Вооруженных сил различных уровней иерархии; интеграция всех сил и средств, обладающих потенциалом борьбы с НРСН в рамках единой управляющей системы.

Отметим, что по результатам комплексных исследований установлено - боеспособная и высокоэффективная нестратегическая ПРО РФ первого этапа развития, базирующаяся на существующем научно-техническом заделе ракетно-космической обороны и средств ПВО России, может быть создана в течение достаточно ограниченного времени (3-4-х лет). Принимая во внимание уровень имеющегося научно-технического задела, нормы оплаты труда в ВПК России, наконец, энтузиазм и патриотизм основной среды разработчиков, изголодавшихся по настоящему делу, следует ожидать, что стоимость создания средств НПРО с характеристиками, соизмеримыми с характеристиками аналогичных образцов средств НПРО за рубежом, окажется у нас в десятки раз ниже, чем там.

Возможен ли Европейский противоракетный щит?

Открытость архитектуры создаваемой НПРО Российской Федерации, инвариантность ее технических решений на любом ракетоопасном направлении и в любом регионе, позволяет достаточно просто одновременно с решением задач обороны территории России решить и проблему защиты от ударов нестратегических ракетных средств нападения большинства европейских стран. Впервые о возможности создания ПРО европейского континента российскими силами заявил президент России Владимир Путин в ходе визита в Италию в июне 2000 г. Он, в частности, сказал: "Я предложил председателю правительства Италии подумать и посоветоваться со своими коллегами о том, что Россия предлагает совместно с Европой, совместно с НАТО, создать систему противоракетной обороны для Европы". Каких-либо практических действий за этим заявлением президента России тогда не последовало и, значит, на том этапе не был обрисован облик возможной системы ПРО европейского континента даже в самых общих чертах. А начало работ могло бы выглядеть следующим образом. Первоочередными этапами создания нестратегической ПРО Европы, вероятно, станет разработка комплексного системного проекта НПРО и разработка комплексной модели НПРО. Специфическими задачами комплексного системного проекта НПРО стран Европы будет разработка исходных данных по составу и тактико-техническим характеристикам нестратегических средств нападения, представляющих угрозу региону при атаке с различных ракетоопасных направлений; определение перечня важнейших объектов обороны и их приоритетности; оценка возможностей средств вооружений того или иного государства по решению задач НПРО; разработка вероятных сценариев военных действий в регионе с применением нестратегических ракетных средств нападения; разработка моделей различного иерархического уровня для обоснования требований и оценки эффективности средств и систем НПРО в целом; определение оперативно-технических и тактико-технических требований к средствам и системе НПРО в целом; определение основных направлений развития нестратегической ПРО в регионе. Выполнение первоочередных этапов нестратегической ПРО европейских стран целесообразно осуществить в соответствии с техническим заданием, определяемым паспортом экспортного облика планируемой опытно-конструкторской работы. При этом в комплексном системном проекте должна быть предусмотрена разработка вариантов создания нестратегической ПРО регионального уровня на базе специализированных средств нестратегической ПРО российского производства.

Необходимые подробности

@@@
Противоракетный щит для континента
Ракетное предупреждение
Россия победила в войне
С неба Бен Ладена не достать
Самолеты НАТО над Москвой
Сверхбомба для ударов по Ирану
Талибов достать будет трудно

Угрозы с морских и океанских направлений растут

@@

Отказываться от стратегических действий на океанском ТВД пока рано

2003-01-31 / Виктор Андреевич Кравченко - начальник Главного штаба ВМФ, адмирал



Геополитическая ситуация вокруг России в ближайшей перспективе будет характеризоваться динамичностью, нестабильностью, напряженностью на всех стратегических направлениях, где существуют предпосылки возникновения новых кризисных ситуаций и эскалации уже существующих вооруженных конфликтов. Вкратце остановлюсь на реальных угрозах России с морских и океанских направлений в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Возможна реальная потеря контроля над морскими территориями государства площадью около 10 млн. кв. км, на которые претендуют другие государства как по отдельности, так и в составе различных коалиций и организаций. Примеров здесь можно привести достаточно много, это может стать реальностью практически во всех прилегающих к России морях: Баренцевом, Балтийском, Черном, Каспийском, Японском, Охотском и Беринговом. Помимо этого существуют проблемы с международно-правовым оформлением морских государственных границ, территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Уже сегодня невозможно обеспечить в полном объеме безопасную морскую экономическую деятельность России, к которой относятся рыболовство, судоходство, нефте- и газодобыча и пр. По сухопутной границе Россия соприкасается только с 18 государствами, а по морю она связана со 127 странами, причем морские коммуникации зачастую проходят через опасные для судоходства районы. Так, в Баренцевом и Норвежском морях за последние 2-3 года число наших рыболовных судов, задержанных кораблями береговой охраны Норвегии, возросло почти в 5 раз. Всем также памятны задержания наших танкеров в Персидском заливе. Все это является прямым следствием отсутствия сил нашего флота в стратегически важных районах Мирового океана.

В последние годы четко просматривается стремление к расширению зон и сфер своего влияния не только Соединенными Штатами, но и такими странами, как Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Турция, Япония, Бельгия, Республика Корея, Китай. Активно осваиваются морские зоны, прилегающие к территории Рф и ранее недоступные для ВМС иностранных государств, в том числе российский сектор Арктики, Балтийское и Черное моря.

Анализируя развитие вооруженных сил иностранных государств, мы наблюдаем значительное усиление их морских составляющих. Наши ближайшие соседи - Китай, Турция и Япония - уже имеют соизмеримые с нами по боевому и численному составу флоты. Необходимо отметить, что все без исключения ведущие страны Запада и Востока имеют долгосрочные научно обоснованные программы модернизации своих военно-морских сил. Эти программы поддерживаются соответствующими бюджетными ассигнованиями. В индустриально развитых странах доля ВМС от бюджета Министерства обороны составляет от 20 до 30%. Характерно, что до 2010 г. боевой состав ведущих морских держав в количественном отношении существенно не изменится, но боевые возможности флотов Запада и Востока увеличатся в полтора-два раза.

Влияние на национальные интересы России угроз с морских направлений в ближайшее время будет только возрастать. Так, по мнению целого ряда отечественных и западных специалистов, Мировой океан в XXI в. станет важнейшим источником экономического развития. Морская экономическая деятельность вполне может привести к столкновениям поистине глобального масштаба. Поэтому, видимо, не случайно XXI век объявлен веком Мирового океана.

ВМС ведущих стран мира на рубеже XX и XXI вв. играли решающую роль в случае вооруженных конфликтов. Достаточно вспомнить Фолклендские острова, Персидский залив, Балканский конфликт, Афганистан. Эта роль в будущем будет только возрастать. Учитывая, что ВМС являются одним из основных инструментов внешней политики и оказания силового давления на недружественные страны по всему миру, уже сейчас группировки военно-морских сил, находящиеся на удалении до 600 миль от береговой черты, способны вести боевые действия на 200 и более миль в глубину суши.

Эффективность боевого применения отдельных родов сил ВМС США за последние 10 лет возросла в несколько раз. В настоящее время в морских районах и зонах, прилегающих к территории России, на постоянной основе развернуты силы ВВС США, стран НАТО и их союзников, находящиеся в высокой степени боевой готовности. Боевой состав этих группировок можно охарактеризовать следующими показателями: до 12 ракетных подводных лодок стратегического назначения, (260 стратегических ракет морского базирования и 2200 ядерных боевых головок), 3-4 авианосных ударных групп (АУГ) (до 300 ударных палубных самолетов), 26 носителей крылатых ракет "Томагавк", способных нести более 600 ядерных зарядов.

Сегодня ежесуточно боевое дежурство и боевую службу по защите территории национальной безопасности и демонстрации государственных флагов в Мировом океане осуществляют более 130 надводных кораблей и подводных лодок под флагами 16-20 государств. При возникновении угрозы региональной и крупномасштабной войны в достаточно короткий срок группировки ВМС США и их союзников могут быть значительно усилены. В частности, только количество носителей крылатых ракет морского базирования типа "Томагавк" может достичь 30-40 единиц с общим боезапасом в море до тысячи КРМБ.

В случае крупномасштабной войны ВМС США и стран союзников способны нарастить свои силы и увеличить боевой потенциал по стратегическим ядерным силам морского базирования в полтора раза (до 20 ПЛАРБ), по силам общего назначения - в 2,5-3 раза, до 9 АУГ и 100 носителей КРМБ "Томагавк" с общим запасом ракет до 2 тыс. единиц.

Если сегодня продолжительность угрожаемого периода, по нашей оценке, в среднем составляет до 50-60 суток, то в ближайшем будущем, с поступлением на вооружение ВМС США боевых кораблей с боекомплектом до 150 КРМБ "Томагавк", эти сроки существенно уменьшатся. Необходимо учесть, что если на сухопутных театрах в течение 20 и более суток военных действий может и не быть непосредственного огневого соприкосновения с силами и войсками противников (в качестве примера можно привести Югославию и Афганистан), то в морских зонах и океанских стратегических районах с самого начала конфликта будут вестись активные боевые действия.

Для того чтобы иметь возможность адекватно реагировать на развитие обстановки в стратегически важных районах, Россия должна располагать не только морскими стратегическими ядерными силами, но и соответствующими группировками морских сил общего назначения, развернутыми в океанских стратегических районах и морских зонах. Военно-политическим руководством России Военно-морскому флоту поставлены соответствующие задачи мирного и военного времени. Содержание боевых задач, приоритетность и уровень их решения прежде всего зависят от вида, масштаба боевых действий, состава сил, наличия боевых средств, сил вероятного противника, географических условий и времени года.

@@@
Угрозы с морских и океанских направлений растут
Цель - за Тихим океаном