Александр Починок: "Уравниловки не будет"

@@

Министр труда и социального развития считает, что готовящаяся в правительстве новая система оплаты труда работников бюджетной сферы будет универсальной

2002-10-21 / Сергей Мигалин Россия стоит на пороге реформы заработной платы работников бюджетной сферы. По своей значимости и ее социальным последствиям ее можно будет сравнить, пожалуй, лишь с приватизацией или реформой жилищно-коммунального хозяйства, потому что она затронет интересы практически всех граждан. Разработкой основных ее принципов занималось Министерство труда и социального развития РФ, а 31 октября проект будет вынесен на заседание правительства. Но уже сейчас он вызывает тревогу в регионах, где опасаются, что выплата зарплат работников бюджетной сферы ляжет полностью на субъекты Федерации. На вопросы корреспондента "НГ", касающиеся предстоящей реформы, ответил министр труда и социального развития РФ Александр Петрович Починок.



-Александр Петрович, на какой стадии находится сегодня работа над проектом реформирования зарплаты работников бюджетной сферы?

- Концепция реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы готова. Сейчас дорабатываются отдельные системы для разных отраслей, у каждой из которых свои особенности. Эти особенности мы и утрясаем. Пока нами определены лишь базовые параметры новой реформы.

- В чем заключается их суть?

- Первое: никому не должно быть хуже от этой реформы. То есть не будет ни одной должности, по которой произошло бы понижение оплаты труда или были бы нарушены требования Трудового кодекса.

Второе: мы отказываемся от единой тарифной сетки, потому что она себя исчерпала. ЕТС была нужна в условиях высокой инфляции, когда приходилось быстро принимать решение о повышении оплаты труда всем бюджетникам. Она абсолютно не учитывала специфики разных отраслей, и это особенно наглядно видно сейчас, когда отрасли вносят предложения в реформирование заработной платы. Сейчас формируется совершенно иной подход и совершенно иные представления, за что нужно платить.

Третье: каждое министерство отрабатывает тарифную сетку не для себя, а для отрасли в целом. То есть Министерство образования - для преподавателей, Министерство промышленности и науки - для ученых. При этом мы сохраняем преемственность. Например, медицинские работники, работающие в любой бюджетной сфере, должны получать одинаково. Таким образом, создаются единые условия для всех организаций, находящихся в различной подчиненности.

- Когда может начаться реформирование системы заработной платы?

- Переход должен начаться с 1 октября 2003 года. В бюджете на эти цели выделяется средств на 33% больше, чем сейчас. Причем эти средства пойдут не на индексацию, а на переход к новой системе оплаты труда. 1 октября - это старт, сигнал для регионов. Федеральный бюджет ее вводит с 1 октября, а регионы тогда, когда появятся ресурсы. Мы не хотим повторения задержки выплат заработной платы, которая была в этом году, поэтому разрешаем ввести новую систему до конца года. Конечно, регионы могут не ввести новые сетки оплаты труда, но в этом случае они будут отвечать перед работником. Регионы могут пойти и дальше, то есть прибавить, по сравнению с теми тарифными сетками, которые будут приняты на федеральном уровне. Они не могут только сделать меньшую оплату.

- Оплата труда будет теперь привязана к прожиточному минимуму для каждого региона?

- Это следующий этап. Мы действительно сейчас рассматриваем районирование и будем давать предложения по изменению его принципов. Но это отдельная проблема. Ведь мы хотим, чтобы районные коэффициенты были связаны не только с климатическими условиями, но и с уровнем прожиточного минимума. Ведь очень часто климат вроде бы суровее, а стоимость жизни ниже. И наоборот. Согласитесь, что в городе с очень высоким прожиточным минимумом бюджетник должен получать больше. Например, в Петропавловске-Камчатском очень высокие сейчас цены и высокий прожиточный минимум, и это надо учитывать при оплате труда.

- Какие еще критерии будут вводиться при формировании тарифных сеток?

- В гораздо большей степени мы планируем учесть опыт работы человека. Во всяком случае, мне нравится, что с началом реформ кандидат наук, доктор наук, высококвалифицированный учитель будут получать существенно больше. Увеличится доля в оплате труда и тарифной части. Мы стараемся перевести максимально возможное количество надбавок в оклад работника, потому что не совсем хорошо, когда его зарплата полторы тысячи рублей, а со всевозможными "накрутками" он получает четыре. Проще заложить все, что возможно, в оклады.

- Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на повышение зарплат регионам будет выделено 7 миллиардов, но в то же время регионам потребуется на эти цели в два-три раза больше. Откуда же они возьмут средства, если, только по официальным данным, их бюджеты в среднем на 40% сегодня стали "зарплатными"?

- Ситуация в каждом регионе разная. Есть регионы дотационные, и есть доноры. Часть регионов справятся и без всяких дотаций. Они введут новую систему оплаты труда, и она будет выше федеральной. Территориям, которые находятся в тяжелом финансовом положении, определенные средства в федеральном бюджете предусмотрены, но ровно на то, чтобы закрыть потребность в выплате по федеральным нормам. Но на всякий случай, если будет тяжелое исполнение бюджетов регионов, мы разрешаем сдвинуть сроки введения новой системы оплаты труда работникам бюджетной сферы до конца года, но не позже. Они должны добрать эти средства. И в бюджете 2004 года все необходимое будет учитываться. Да, действительно, исходя из количества региональных бюджетников, субъектам Федерации введение новой системы обойдется в три раза дороже, чем федеральному Центру.

- На сколько же повысится заработная плата работников бюджетной сферы?

- На этот вопрос мы не можем ответить вообще, потому что отходим от индексации и приходим к строго индивидуальной прибавке конкретному человеку. Я только утверждаю, что хуже не будет. Более того, у работника появляется возможность заработать существенно больше. Но не скрываю, что шкала построена так, чтобы человек был заинтересован в повышении своей квалификации, эффективности своего труда.

- Вам пока не удается договориться с профсоюзами, которые настаивают на выведении минимальной оплаты труда на уровень прожиточного минимума?

- Ситуация улучшается, хотя профсоюзы настойчиво требуют серьезного повышения оплаты труда. И они в этом отношении правы. Но нам этого пока не позволяют сделать ресурсы нашего бюджета. Профсоюзы не возражают в основном против смысла реформ, которые предлагаются, и они очень активно работают над отраслевыми тарифными сетками.

- Сегодня уже ведется дискуссия о введении почасовой оплаты труда?

- Этот вопрос очень активно обсуждается в Думе. Правда, я считаю, что он еще сырой, но в любом случае придется быстро принимать решение и доводить до ума тот проект закона, который уже есть.

- Учитывался ли опыт других стран при подготовке проекта реформы?

- Конечно, учитывался, только с большим "но". Оплата труда в России существенно занижена по отношению к другим странам, поэтому, к сожалению, при переходе на новую систему мы вынуждены это иметь в виду.

- Каким образом будет проходить вопрос о реформе заработной платы через Государственную Думу?

- Дума будет принимать соответствующие изменения в законодательство, а следом будет идти большой набор постановлений правительства. По сути, мы должны будем заменить понятие "тарифная сетка", на "тарифные сетки". При этом профсоюзы настаивают, что в законе должна быть запись о том, что при введении отраслевых сеток не должны ухудшаться условия оплаты, существовавшие при единой тарифной сетке.

- Зачем проводить реформу заработной платы, если можно просто ее повысить?

- Можно, и это хорошо звучит, но нельзя. По одной простой причине. В этом случае мы должны одновременно повысить заработную плату везде и всем абсолютно одинаково - и академику, и банщику. Я сейчас не берусь обсуждать, кто важнее, но утверждаю, что принципы оплаты труда у них должны быть разные.

- И, наконец, последний, традиционный вопрос для министра труда и социального развития. Какова сегодня ситуация в России с задолженностью по выплате заработной платы?

@@@
Александр Починок: "Уравниловки не будет"
В отсутствие Ельцина будущее алма-атинских договоренностей оказалось под вопросом
Война как инструмент захвата рынков
Ждать ли сенсационных перестановок в период майских праздников?
Интеграционный день для Лукашенко
Калашников ставит задачи
Летать над Россией можно еще два дня

Майское наступление профсоюзов

@@

ФНПР вновь собирается атаковать правительственный вариант КЗоТа

2001-04-26 / Анна Закатнова







В ПОСЛЕДНЕЕ время снова активизировалась борьба вокруг Трудового кодекса, который никак не могут принять. Напомним, что сейчас в Думе лежат пять проектов Трудового кодекса: правительственный, "проект восьми" (профсоюзный), вариант депутата от СПС Андрея Селиванова, а также проекты бывшего члена КПРФ Теймураза Авалиани и бывшего члена "ЯБЛОКа" Анатолия Голова.

Реально же до сих пор обсуждались только два первых проекта, и накал страстей, подогретых профсоюзами, в конце ноября - начале декабря прошлого года был так велик, что проблема формирования единого КЗоТа казалась делом крайне отдаленного будущего. Работа согласительной комиссии, куда вошли представители правительства, министр труда Александр Починок, ряд депутатов, в том числе из политического крыла ФНПР "Союз труда", продвигалась довольно медленно.

Однако президент, выступая с Посланием Федеральному собранию, жестко заявил, что необходимо как можно скорее принять новый Трудовой кодекс "на базе правительственного варианта". А недовольно зашипевших слушателей Путин быстро одернул. Таким образом, сомнения в том, что уже к 2002 г. страна будет жить по новому КЗоТу, отпали.

Первые шаги, ускорившие процесс создания Трудового кодекса, были сделаны уже зимой: главой согласительной комиссии после длительных закулисных консультаций была назначена "медведица" Любовь Слиска вместо коммуниста (и традиционного союзника профсоюзов по этой проблеме) Петра Романова. А прошедший в минувший вторник Совет Госдумы подтвердил слухи о возможной перемене "профильного" комитета, рассматривающего законопроект: теперь подготовку КЗоТа и работу согласительной комиссии помимо комитета по труду и социальному законодательству (контролируется КПРФ) будет курировать еще и комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам под председательством Павла Крашенинникова. Причем зампредседателя согласительной комиссии Виктор Похмелкин полагает, что единый проект будет подготовлен уже к осенней сессии, несмотря на все трения между правительством и ФНПР.

Пока согласительная комиссия заседала пять раз и утвердила структуру кодекса, а также два первых раздела - общие положения и главу о социальном партнерстве. Авторы законопроектов также подписали протокол о разногласиях. Но главный конфликт впереди: депутатам предстоит обсудить трудовой договор, социальные гарантии, права профсоюзов на каждом конкретном предприятии. Представители ФНПР настаивают, что правительственный проект введет неограниченное применение срочных трудовых контрактов, возможность бесконтрольно увеличивать рабочий день, легализует сбор информации о самом работнике, а также отстраняет профсоюзы от решения жизненно важных вопросов на предприятиях. По мнению же Виктора Похмелкина, "правительство перегибает в сторону работодателей, профсоюзы лоббируют интересы только одной ассоциации, а приоритетом должны быть законные интересы наемного работника".

@@@
Майское наступление профсоюзов
Минск не готов к принятию антикризисных мер
Минтруда приступает к непопулярным реформам
Москва простилась с Сергеем Юшенковым
Нам строить и жить помогают
Нет антикварным пистолетам
Оксана Дмитриева: "Многие законы принимаются в спешке и очень "грязными"

Починку не поверили

@@

Депутаты и правительство готовятся к битве вокруг частных пенсионных фондов

2002-06-18 / Сергей Фролов



Возможно, уже на этой неделе депутаты Государственной Думы будут рассматривать последний блок законов из пакета по пенсионной реформе. Два документа - "Об инвестировании накопительной части пенсии" и "О негосударственных пенсионных фондах" определяют, кто будет управлять деньгами, которые должны через много лет стать составной частью нашей пенсии.

Вчера основные участники процесса - депутаты, правительство, Пенсионный фонд и представители НПФ - решили публично обозначить свои позиции. Министр труда Александр Починок объявил о необходимости создать единые правила игры для Пенсионного фонда России и для НПФ. В том числе и по вопросу налогообложения. Никаких предпочтений для ПФР, заявил вчера министр труда, которому выпала нелегкая доля представлять вышеуказанные законопроекты в нижней палате от имени правительства. Однако Починок подчеркнул, что необходимо свести к минимуму все риски, связанные с пенсионными деньгами. Следовательно, надо усилить контроль за частными организациями, заставить уйти с рынка мелкие структуры и ввести требование о жесткой диверсификации вложения средств. Период всеобщей вольности заканчивается сообщил министр труда, пенсионные деньги должны быть серьезно защищены.

В отсутствии таких гарантий сейчас обвиняют государство депутаты и представители бизнеса. В настоящее время действует порядок, по которому средства, идущие на накопительную часть пенсий, ПФР, с благословения Минфина, инвестирует в государственные ценные бумаги. Это дает наблюдателям повод спорить о возможных сроках крушения очередной финансовой пирамиды, которое государство создает из пенсионных средств. О том, что государство - плохой менеджер и плохой инвестор, хорошо известно во всем цивилизованном мире. И именно поэтому только в двух странах - Польше и Казахстане - оно участвует в накоплении пенсионных денег. Об этом напомнил вчера руководитель ассоциации негосударственных пенсионных фондов Игорь Калашников. По его словам, проект закона об НПФ высветил "всю глупость пенсионной реформы", но шанс исправить положение еще есть.

А исправлять, по мнению представителей НПФ, придется очень многое. Это прежде всего касается уравнивания прав Пенсионного фонда России с правами его негосударственных собратьев. Например, Закон "О НПФ", устанавливает жесткие требования к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда. Для ПФР такого требования не существует. Возмущение у представителей НПФ вызывает и пункт, разрешающий переходить от государства в НПФ только раз в год, в строго определенный месяц. Бизнес предвидит ситуацию, когда чиновники не смогут справиться с потоком людей (а индивидуальных страхователей, по предварительным оценкам, будет около 50 млн.), в "юрьев день" решивших сменить место хранения своих кровных. Исход этого предсказуем: устав от бюрократической волокиты, лишь некоторые граждане предпочтут расторгнуть свои отношения с государственным Пенсионным фондом.

@@@
Починку не поверили
Починок инициирует проведение новых реформ
Починок попросил защиты у Большого жюри
Правительству опять придется выбирать между плохим и очень плохим
Преемница президента
Пришли за тверским губернатором
Проект нового КЗоТа готов

Промежуточная победа профсоюзов

@@

Подготовка нового КЗоТа может затянуться до февраля 2002 года

2000-12-27 / Анна Закатнова



Глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков вчера уверенно заявил своим соратникам о победе в борьбе за создание нового Трудового кодекса. Напомним, что в Госдуме последние два месяца шла ожесточенная схватка между сторонниками профсоюзного КЗоТа (его еще называют депутатский вариант восьми) и правительственного. В результате рассмотрение КЗоТа в Думе вновь перенесли и создали согласительную комиссию под председательством Петра Романова, в которую войдут представители правительства, министр труда Александр Починок, ряд депутатов, в том числе из политического крыла ФНПР "Союз труда". Михаил Шмаков полагает, что "турнир" вокруг кодекса будет продолжен и пока профсоюзы одержали "промежуточную" победу, хотя смогли добиться почти всего.

Это тактическое отступление правительства было отчасти вызвано продуманной атакой профсоюзов на думских депутатов: пикеты, сбор подписей, некоторые из них получали более 50 телеграмм с протестами, сахалинский профсоюз буквально "вытащил" своего депутата в регион, а в Ростове-на-Дону профбоссы довели одного из думских деятелей до того, что тот клялся "кровью подписаться под вариантом восьми". Однако на деле только 10% членов профсоюза (только активисты) знают о реальных отличиях между различными вариантами кодекса, и продолжать поддерживать давление на том же уровне ФНПР вряд ли сможет. Тем более что на днях, по словам депутата Андрея Исаева, в Думу внесен пятый проект КЗоТа депутатом от СПС Андреем Селивановым, который называется так же, как и профсоюзный "вариант восьми". Пятый проект будет еще либеральнее правительственного, и его явно используют для того, чтобы запутать думцев. Тем временем руководители региональных отделений ФНПР предложили начать сбор подписей по отзыву Михаила Дмитриева, Александра Починка и Владимира Варова из состава правительства.

@@@
Промежуточная победа профсоюзов
Профсоюзы нашли себе партнера
Россия входит в XXI век с советским трудовым законодательством
Устранение парадоксов между пенсией и зарплатой
ЭТА - за "альтернативные" выборы