"Чубайс пообещал посадить меня в тюрьму"

@@

Генеральный директор "Мосэнерго" Александр Ремезов считает, что в РАО "ЕЭС России" идет общефедеральная кадровая чистка

2001-08-02 / Елена Лашкина, Екатерина Власова Растет напряжение вокруг ситуации с "Мосэнерго". Пожалуй, впервые противодействие директора региональной компании энергохолдингу приобрело столь открытый характер. Официальной причиной готовящегося увольнения главы "Мосэнерго" Ремезова называются финансовые нарушения, которые выявила ревизионная комиссия в ходе проверки деятельности компании. Однако сам Ремизов оспаривает выводы комиссии. Об истинных причинах сложившейся ситуации "мятежный директор" рассказал корреспондентам "НГ".

Александр Николаевич Ремезов родился 29 августа 1954 г. в Иваново. В 1976 г. окончил Ивановский энергетический институт по специальности инженер-теплоэнергетик. С 1976 по 1989 г. работал на Костромской ГРЭС. В 1989-1994 гг. - заместитель начальника Волжского территориального энергетического объединения "Волгаэнерго" Минтопэнерго РФ. В 1994 г. - вице-президент страховой акционерной компании "Энергогарант". В 1995-1996 гг. - генеральный директор АО "Пензаэнерго" РАО "ЕЭС России". С 1997 по 1998 г. - генеральный директор представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Центральной части России "Центрэнерго". 1998-2000 гг. - заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России". С мая 2000 г. - генеральный директор АО "Мосэнерго".



-АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, в последнее время скандальный интерес к возглавляемой вами компании "Мосэнерго" возрастает. Причем называют самые разные причины вашей возможной отставки. Так что же все-таки случилось?

- Версия очень простая: желание снять генерального директора. А причин несколько - начиная с того, что кому-то лично Ремезов мешает как человек и как профессионал, и заканчивая тем, что кое-кому хочется контролировать финансовые потоки, проходящие через "Мосэнерго". Ведь это компания с оборотом 10 миллионов долларов в день. Насколько мне известно, определенная часть менеджмента РАО "ЕЭС России" уже сидит и делит "Мосэнерго": кто будет поставлять топливо, кто будет его возить, кто будет поставлять автотранспорт, какие банки будут обслуживать. То есть это как раз говорит о том, что многие товарищи очень стараются завладеть финансовыми потоками.

- А для вас подобное развитие ситуации было неожиданностью или вы были готовы к такому повороту событий? Вам известно, кто стал инициатором кампании за вашу отставку?

- Нет, неожиданностью это не было. И организаторов я знаю. Это команда, которая пришла в РАО "ЕЭС России" с новыми идеями реформирования энергетики. А те, кто придерживался старых производственных традиций и принципов, им не подходят. В том числе и я. Когда мне было предложено уйти в "Мосэнерго", одной из причин было то, что я не вписываюсь в новую команду менеджеров РАО. И я, кстати, горжусь тем, что это так.

- Ваш переход в "Мосэнерго" многих удивил, поскольку вас всегда считали человеком из команды Чубайса и весьма активным его сподвижником.

- Ряд позиций я поддерживал и буду поддерживать. Но если говорить о личных отношениях с рядом заместителей, то они изначально не складывались. Сегодня эти заместители (правда, не на публике, а в личных беседах) говорят: мы решили убрать Ремезова и сделаем это. Причем открыто заявляют, что причиной являются не выводы ревизионной комиссии, а поведение и стиль работы Ремезова.

Конечно, я им мешаю. Когда я пришел в "Мосэнерго", мы закрыли коммерческим структурам доход в 1 миллион долларов в день. Объем дневной реализации "Мосэнерго", составляющий 10 миллионов долларов в день, рассчитывался по схеме: 50% - деньгами, 50% - зачетами. То есть 5 миллионов деньгами на счет, 5 миллионов - бумажка. Уважающий себя коммерсант должен снять с зачета свои 20%? Должен. То есть это как минимум 1 миллион долларов в день.

- Каким коммерческим структурам вы "перекрыли кислород"?

- Это сотни компаний. Зачеты проводились по пивзаводам, кондитерским фабрикам и так далее. Кстати, руководили этими компаниями несколько заместителей бывшего генерального директора "Мосэнерго". Естественно, они были вынуждены уйти отсюда, когда я пришел.

- Чем же все-таки не устраивает РАО ваш стиль работы?

- В первую очередь низкой "доходностью" при решении личных проблем. Я же работаю на компанию, а уж потом лоббирую и учитываю личные, дружественные и недружественные интересы. Я прекрасно понимаю неудобство подобной позиции, однако именно такая постановка вопроса позволила компании за год принципиально изменить финансовое состояние. Мы собрали и погасили 5 миллиардов долларов долгов, выплатили половину задолженности газовиками, решили все вопросы по поставке топлива, мазута, угля. Причем в прошлом году спасли просто нереальную ситуацию.

- В такое положение вещей органично вписывается предположение, высказанное помощником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым. Он считает, что вы стали жертвой хорошей работы.

- Я благодарен за такую оценку. И в принципе я с ней согласен. Даже при том, что сегодня акции компании "висячие", они растут. Мы уже 150 миллионов долларов по корпоративной цене отыграли на том, что продолжаем бороться с РАО, с неправильными действиями менеджеров. Наверное, сейчас и работает тот самый авторитет, который формировался в течение года. Акционеры верят в компанию.

- Существуют сравнительные данные, согласно которым на единицу мощности рыночная капитализация "Мосэнерго" в 1,7 раза больше, чем РАО "ЕЭС России". Это действительно так?

- Стоимость единицы установленной мощности - да. Однако это относительный показатель. Я бы взял другой - за год стоимость акций выросла в два раза: с двух центов до четырех. Наши депозитарные расписки, которые стоили 70% номинальной стоимости, сегодня стоят 97%. То есть существует 100-процентная гарантия уверенности в погашении. И я действительно знаю, где и как сегодня взять деньги и погасить долги. Каждый месяц на погашение облигаций откладывается 288 миллионов рублей. Но здесь возникает другой вопрос: где хранить эти 300 миллионов? Вот тут-то Ремезов как раз и неугоден, потому что он будет исходить из единственного критерия в вопросе, где надо хранить эти деньги. Мы будем хранить их там, где выгодно "Мосэнерго".

- Это конфликт с менеджментом РАО или лично с Чубайсом?

- Я думаю, что инициаторами этого конфликта, конечно, выступают заместители Чубайса. Другое дело, что они довели до сведения председателя массу надуманного негативного материала и тем самым сформировали его мнение.

- Вы были на круглом столе по реформе энергетики, который проходил в "Независимой газете". Тогда вы активно отстаивали позицию Чубайса…

- Я и сейчас человек, который встанет и скажет, что реформирование, реструктурирование, замена формы управления необходимы. Мы сегодня первые уговариваем РАО "ЕЭС России" вывести все непрофильные бизнесы из "Мосэнерго". Семь месяцев мы подаем свои предложения в совет директоров "Мосэнерго", которым управляет РАО, и не можем решить эти вопросы. Что это такое? Налицо явное несоответствие декларирования реструктуризации и фактического состояния дел.

- Может, как раз причина отказа менеджмента РАО от ликвидации непрофильного производства "Мосэнерго" кроется в желании сохранить возможность безнаказанного увода денег?

- Возможно. В процессе реструктуризации обязательно встанет вопрос перераспределения собственности. И, конечно, лучше это делать под собственным контролем, чем под контролем директоров, которые не учитывают частных интересов конкретных людей. Моя жесткая позиция и является основой конфликта.

- А насколько велика вероятность того, что Чубайс или менеджмент РАО опасались возможного отказа с вашей стороны от выполнения их указаний?

- Вероятность 100-процентная. Эти люди знают, что я не буду делать то, с чем не согласен.

- Александр Николаевич, а чем можно объяснить тот факт, что власти Москвы активно оказывают вам всяческую поддержку? При том, что еще чуть более года назад ваша кандидатура не вызывала особого энтузиазма у мэра Москвы Юрия Лужкова.

- Это можно объяснить результатами работы "Мосэнерго". Зиму прошли, фактически спасли в прошлом году катастрофическую ситуацию по запасам топлива. И тогда Борис Никольский - заместитель Лужкова, курирующий ТЭК, не верил, что мы выправим ситуацию. В результате проиграл ящик коньяка, правда, так и не поставил до сих пор. В этом году в мае уже сформированы запасы, которые положено иметь в октябре. Могу сказать, что у энергетиков Москвы сегодня никаких проблем при подготовке к зиме нет.

- Это положительные стороны вашего сотрудничества с Москвой. А связана ли поддержка Лужкова с бедственным положением вашего довольно крупного должника - завода "Москвич"?

- Мы решаем эту проблему. Позиция московских властей достаточно конструктивная: должник и кредитор должны договариваться. Сегодня все стороны объективно заинтересованы в разрешении этой проблемы. Можно конечно, как РАО, писать приказы: заставить всех в 2001 году рассчитаться по долгам. Результат обычно печален. Как это произошло, к примеру, в Иваново. Пришел новый мэр и сообщил, что в бюджете денег на тепло нет. В итоге жители без тепла, власти накалены, Ивановская энергосистема потеряла колоссальные средства оттого, что нет реализации тепла. Кто выиграл? Все проиграли.

Что сделаешь, если у должника нет в бюджете денег? Я думаю, что у двух руководителей всегда есть возможность договориться. Проще говоря, РАО должно доверять своим руководителям. Но такого доверия нет, а есть палка, дубина. В сентябре прошлого года меня тоже хотели снять с работы за то, что я включил отопление в городе не по указанию заместителя Чубайса Михаила Абызова, а в соответствии с постановлением правительства Москвы о начале отопительного сезона. Причиной стало то, что город не дал банковских гарантий под имеющиеся долги. Хотя город перевыполнял свои обязательства по согласованному графику погашения задолженности и исправно платил за текущее потребление. Если кредитор перевыполняет график погашения долгов, зачем мне еще гарантии? Вот тогда за нарушение приказа меня пообещали снять с работы. Очевидно, если нужен повод, то он всегда найдется.

- Складывается впечатление, что ваш союз с московским мэром достаточно прочен. А с кем вы сейчас чаще встречаетесь - с Лужковым или Чубайсом?

- И с тем, и с другим я встречаюсь редко. Хотя раньше с Чубайсом мы встречались каждые две недели. Это был нормальный производственный обмен мнениями. Многие из тех положений, которые сейчас предъявляются мне в качестве претензий, были согласованы в устном режиме с Анатолием Чубайсом. Странно, что сегодня эти вопросы перекочевали в разряд финансовых нарушений.

С Лужковым же были отдельные встречи, производственные совещания, часть которых инициировало "Мосэнерго". Например, в первом квартале дважды по моей просьбе мэр собирал совещания по расчетам должников. Я думаю, что любой генеральный директор может мне только позавидовать при таком отношении мэра.

- В отчете ревизионной комиссии обнародованы некие "ужасные финансовые нарушения", которые и выдвигаются вам в качестве обвинений. Насколько эти обвинения соответствуют реальному положению дел?

- Ситуация парадоксальная: ревизионная комиссия ранее утвердила все результаты нашей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, совет директоров 18 июня также утвердил итоги первого квартала. Но потом ревизионная комиссия решила изменить свои выводы. Это говорит о том, что результаты работы ревизионной комиссии скорее всего заказные.

- Но если ваша деятельность сопровождалась такими серьезными финансовыми нарушениями, то почему речь идет только об отставке, а не о возбуждении уголовного дела?

- Я лично сказал Анатолию Чубайсу, что раз допущены такие нарушения, надо прокуратуру приглашать. Мне пообещали, что меня посадят в тюрьму.

- В том случае, если вы не уйдете?

- Естественно, это определенный фактор давления. Я сам передал материалы в прокуратуру для защиты деловой репутации, поскольку единственное, что у меня есть, - мое имя менеджера и специалиста.

- Вы подали в суд на РАО "ЕЭС России"?

- Нет. На ревизионную комиссию. На тех, кто, как я считаю, меня оклеветал. Кстати, компания "Внешаудит", которая работала у нас после ревизионной комиссии, а до этого семь лет проводила аудит нашей деятельности, является аттестованным аудитором РАО "ЕЭС России". Мы попросили их дать свою оценку. Там, где РАО нашло убытки, они насчитали рентабельность 9000%. Вот такие полярные оценки.

- Вам ставили в вину еще и то, что вы передавали заказы компаниям, близким к вам. Каким?

- Это страховая компания "Энергополис". А суть этой близости заключается в следующем: я знаю этих людей и полностью им доверяю. Они приняли решение участвовать в тендере и предложили такие условия, которые не высказала ни одна из пяти компаний: ни РОСНО, ни "Спасские ворота" и так далее. "Энергополис" гарантировал полное медицинское страхование по всей области. Я согласился. А почему я должен отказываться от тех людей, которым доверяю? Они что, воруют? Я же не говорю о том, что половина Новосибирска сегодня работает в подчинении РАО и следует за Журбой и Меламедом по вызову. Это считается нормальным для РАО.

- Связь с этой единственной компанией вам и поставили в вину?

- Нет. Еще я пригласил аудитора, с которым тоже был знаком еще в то время, когда работал в Самаре. Мне нужна была абсолютно чистая, доверительная информация. Я предложил аудиторам ставку в 900 рублей нормо/час - 30 долларов. За 30 долларов ни один аудитор в Москве работать не будет. А в РАО все очень умные сидят: говорят, надо было найти за 700 рублей - эти 200 рублей вы им переплатили. Это ваша упущенная выгода - скрытый убыток. Хотя средняя рыночная цена по расценкам Ассоциации аудиторов города Москвы - минимум 50 долларов. Все факты были предъявлены ревизионной комиссии. Но ведь ревизионная комиссия пришла совсем для другого.

- У вас довольно неожиданно нашелся защитник в лице никому доселе не известного акционера Андрея Воронкова из Кемеровской области, которая славится своим "нежным" отношением к Чубайсу. По его иску было возбуждено исполнительное производство, которое запрещало проводить совет директоров, где должны были рассматриваться кандидатуры на пост главы "Мосэнерго".

- Ко мне обращались с десяток миноритарных акционеров с вопросом, что же происходит. Мы убеждали наших инвесторов, аналитиков, что все происходящее - это чисто личное и к реальному состоянию дел в компании не имеет никакого отношения. Итоги полугодия показывают 1 миллиард 800 миллионов рублей сверхплановой прибыли. Поэтому финансово в компании сегодня все нормально, и тот, кто сегодня покупает акции "Мосэнерго", делает очень мудро: они будут еще выше.

- А лично у вас есть акции "Мосэнерго"?

- Нет. Я принципиально их не покупаю, так как располагаю внутренней информацией и косвенно могу влиять на динамику акций. Чтобы меня в этом не обвинили, я и не держу акции "Мосэнерго". Так спокойней живется.

- А акции каких компаний у вас есть?

- У меня есть акции РАО "ЕЭС России", "Энергогаранта".

- Александр Николаевич, очевидно, что менеджмент РАО и Чубайс на этом не остановятся, вы, похоже, тоже не намерены сдаваться. Как вы видите дальнейшее развитие ситуации?

- Моя главная задача - защита деловой репутации. У меня уже есть ряд документов, которые подтверждают: акт ревизионной комиссии - чистый бред и к реальному положению дел никакого отношения не имеет. А дальше вступают в действие совершенно иные критерии оценки. Если государство устраивает такой менеджмент РАО "ЕЭС России", который, в свою очередь, распоряжается дочерними компаниями, значит, я должен встать и уйти.

- Даже в случае вашего ухода вы без работы не останетесь. Есть ли у вас предложения от каких-нибудь других компаний?

- Есть. Это серьезные компании, и оклад мне там предлагают гораздо больше - раз в 30.

- Компании, куда вас приглашают, связаны с энергетикой или хороший топ-менеджер пригодится везде?

- Нет. Меня приглашают именно в энергетику.

- В списке кандидатов на ваше место нас заинтересовали две довольно известные фигуры - Березкин и Евстафьев.

- Гриша Березкин очень хороший специалист, высокого класса менеджер и порядочный человек. Он проявил себя на "КомиТЭК". Другое дело - пойдет он или не пойдет. Наверняка человек дорожит своей репутацией. Он сам разберется и примет решение.

- А Евстафьев?

- Я бы хотел оставить эту кандидатуру без комментариев.

- В связи с чем?

- В связи с личными качествами данного работника. Я уважаю позицию людей, которые приходят и говорят: я с тобой не согласен, у меня другое мнение, я буду делать по-другому. Но когда человек собирает и выдумывает компромат, а при этом тебе улыбается, это называется по-другому. Бог им судья.

- Он же ваш заместитель.

- Пока еще числится заместителем. Сейчас он в отпуске, но с каким лицом вернется, я не знаю.

- В случае вашей отставки команда в "Мосэнерго" сменится, и как это повлияет на дальнейшую судьбу компании?

- Придут те, кто будет осваивать новые финансовые потоки. Через полгода "Мосэнерго" просто разорвут - компании хватит на полгода.

- Сможет ли Лужков повлиять на ситуацию, ведь ваша кандидатура внесена в список с подачи московских властей?

- Конечно. Во-первых, они акционеры, поэтому внесли свою кандидатуру. Во-вторых, Лужков имеет безусловное политическое влияние. Хотя я знаю, что и его сейчас активно прессуют и убеждают, что Ремезов плохой.

- Можно назвать вашу отставку началом кадровой войны Чубайса?

- Началом назвать нельзя, скорее - продолжением. За последние два-три месяца, я думаю, директоров 20-30 заменили. Ремезов - единственный, кто отказался писать заявление по собственному желанию, а десятки директоров - Камчатка, Амур, Хабаровск, Чувашия, Калуга, Алтай, Омск, Новосибирск, Саратов - ушли.

- Такая кадровая война затеяна в преддверии реформы электроэнергетики?

- Конечно, расставляют своих людей, чтобы уверенно решать вопросы собственности. Причем я знаю этих людей, которых снимают. Уходят наиболее достойные. Я же имею возможность стать первым директором, которого снимут по корпоративной процедуре.

@@@
"Чубайс пообещал посадить меня в тюрьму"
50 наиболее влиятельных предпринимателей
«Роснефть» добьет лежачего
Акции "Газпрома", возможно, подорожают с уходом Вяхирева
Атака миноритариев
Аудиторов не пустили на МНПЗ
Банки рождаются и умирают. Банкиры остаются?

Банкротство Enron аукнулось в "Газпроме"

@@

Развернулась борьба за место в совете директоров газовой монополии

2002-02-14 / Варвара Агламишьян



Если бы скандала с банкротством американского энергоконцерна Enron не случилось, его стоило бы придумать. Возможно, в Америке "разбор полетов" аудиторских компаний и приведет к пересмотру стандартов их деятельности на государственном уровне. В России все может свестись к банальному переделу сфер влияния. Например, на посту аудитора "Газпрома" одну компанию может сменить другая, тоже входящая в пятерку мировых лидеров. Хотя это еще далеко не факт. Кроме того, PR-война с аудитором "Газпрома" наверняка усилит шансы бойцов за прозрачность газовой монополии снова войти в состав ее совета директоров.

Кампания по выборам в новый состав совета директоров "Газпрома" стартовала. По мнению аналитиков, одним из основных кандидатов на вылет является представитель миноритарных акционеров - управляющий директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер. Поэтому неудивительно, что на днях он внес в повестку дня годового собрания акционеров газовой монополии вопрос о замене нынешнего аудитора компании PreicewaterhouseCoopers на Deloitte & Touche. Свое предложение Hermitage Capital Management мотивирует критической оценкой деятельности аудитора по проверке взаимоотношений "Газпрома" с компанией "Итера", а также общей переоценкой роли аудиторов, происходящей на фоне скандала вокруг американского концерна Enron. Напомним, что решение о том, менять или не менять аудитора, акционеры "Газпрома" примут 28 июня, когда и состоится годовое собрание компании.

Собственно, это уже второй заход Deloitte & Touche на ведение аудита газпромовской отчетности. Ровно год назад акционеры "Газпрома", имеющие в сумме более 10% акций газовой монополии, потребовали проведения независимой проверки компании за свой счет. Идея заключалась в том, чтобы провести полный аудит с иным аудитором - Deloitte &Touche вместо PreicewaterhouseCoopers. Акционеры хотели выяснить, справедливы ли подозрения - в частности, относительно сомнительных решений менеджмента, аффилированных лиц, невыгодных для компании сделок. Например, "зачем выдавались гигантские финансовые гарантии "Итере" и "МОСТу"? Почему, когда "Газпром" теряет контроль над активом, цена исчисляется сотнями тысяч долларов, а когда возвращает контроль - сотнями миллионов?

Однако год назад совет директоров "Газпрома" согласился подвергнуть перепроверке лишь взаимоотношения монополии с "Итерой". Аудит проводила компания PreicewaterhouseCoopers. Любопытно, что тогда замену аудитора, проверяющего отчетность "Газпрома" на протяжении многих лет, на Deloitte & Touche лоббировал еще один представитель минаритариев - Борис Федоров. Однако в новой кампании по смене аудиторов он участия не принимает. Выдвигаемые им требования к информации о деятельности "Газпрома" и так были выполнены после смены руководства газовой монополии. Кроме того, о необязательности замены аудитора говорит и подавляющее большинство опрошенных аналитиков.

@@@
Банкротство Enron аукнулось в "Газпроме"
Битва против Конституционного собрания впереди
Бои вокруг «АЛРОСА»
Военно-полевое банкротство
Вопрос о переизбрании Чубайса рассматриваться не будет
Выборы с заранее известным результатом
Высокие цены на нефть не панацея для России

Государство наложило вето на планы "Илим Палп"

@@

Компании не удалось решить корпоративный конфликт вокруг Котласского ЦБК и Братского ЛПК путем слияния спорных предприятий

2003-04-22 / Александр Васильев



20 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге состоялось очередное годовое собрание акционеров ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Братский лесопромышленный комплекс". В собрании приняли участие акционеры, владеющие в сумме 81,9% голосующих акций. Таким образом, оно было признано легитимным и состоявшимся. Результаты собрания в соответствии с законодательством будут объявлены в течение 10 дней счетной комиссией собрания, функции которой исполнял реестродержатель общества - "Петербургская центральная регистрационная компания" (ПЦРК).

Акционеры ОАО "БКХ" проголосовали по 15 пунктам повестки дня, в числе которых - утверждение годового отчета, избрание нового совета директоров и слияние ряда предприятий с целью перехода на единую акцию. В частности, это касается объединения ОАО "БКХ" и "ЦКК", искусственно разделенных миноритарными акционерами, осуществляющими силовое удержание управления Братским ЛПК. Как сообщил на пресс-конференции по итогам прошедшего собрания вице-президент Банкирского Дома "Санкт-Петербург" Юрий Свердлов, "эти активы должны быть слиты воедино, поскольку бизнес был разделен искусственно".

Также Юрий Свердлов отметил, что собрание пришлось проводить в Санкт-Петербурге по причине силового удержания контроля над Братским комбинатом группой миноритарных акционеров, представляющих интересы компании "Илим Палп". "Тем не менее сомнений в легитимности собрания быть не может, - отметил Свердлов. - ПЦРК является законным реестродержателем ОАО "БКХ" в соответствии с предписанием ФКЦБ, а значит, решения состоявшегося в Санкт-Петербурге собрания должны быть неукоснительно соблюдены и вступят в законную силу после их оглашения счетной комиссией".

В тот же день, 20 апреля, миноритарный акционер Братского ЛПК - компания "Илим Палп Энтерпрайз" попыталась провести в Братске альтернативное собрание акционеров предприятия, которое владельцы контрольного пакета акций считают нелегитимным. Однако организаторы перенесли его на следующий день - скорее всего для того, чтобы не дать возможности проголосовать представителю государства, обладающему правом вето по ряду ключевых вопросов.

Накануне распоряжением правительства были назначены госпредставители, уполномоченные голосовать "золотой акцией" БКХ. Однако в Братске представитель государства - заместитель руководителя департамента Минпромнауки России Александр Кривенков так и не смог предъявить руководителям "Илим Палп" позицию государства.

"У меня вообще складывается такое впечатление, что организаторы преднамеренно хотели сорвать собрание, - заявил в воскресенье журналистам Александр Кривенков. - В 11 часов 15 минут по официальным часам, которые находятся в зале регистрации, было объявлено о прекращении регистрации - буквально за два человека передо мной". Не исключено, что отказавшись регистрировать представителя государства, "Илим Палп" рассчитывает на покровителя во властных структурах - в частности, одним из высокопоставленных лоббистов компании аналитики считают министра финансов Алексея Кудрина.

По словам Александра Кривенкова, он тем не менее намерен исполнить поручение правительства. "Распоряжением правительства я назначен присутствовать в совете директоров на этом собрании со специальным правом, - поясняет Кривенков. - В директиве, которая выдана Министерством имущества, оговорено, как я должен голосовать. К примеру, есть такой вопрос в пункте 11 повестки дня: одобрение сделки, в совершении которой имеет заинтересованность ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз", члены совета директоров и директор общества, связанное с реорганизацией общества в форме слияния с ОАО "Котласский ЦБК" на условиях договора слияния ОАО "Лесопромышленный холдинг-компания "Братский лесопромышленный комплекс", ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат", ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат", ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс". Я должен по этому пункту повестки дня использовать право вето, которое мне предоставлено распоряжением правительства. По пункту 12 повестки дня: реорганизация общества в форме слияния с ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат", ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат", ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" я тоже должен использовать право вето. И так по некоторым другим вопросам я должен применить те директивы, которые мне выдало Министерство имущественных отношений РФ".

Таким образом, правительство России в лице своего представителя в Братске в настоящее время выступает против намерения "Илим Палп Энтерпрайз" реорганизовать Котласский ЦБК, Братский и Усть-Илимский ЛПК в одно предприятие.

Между тем планы "Илим Палп" по слиянию спорных лесопромышленных предприятий в единое общество изначально вызывали опасения у представителей государства.

"Намерение компании "Илим Палп" провести в конце апреля собрания акционеров трех предприятий - Котласского ЦБК, Братского и Усть-Илимского ЛПК для принятия решения о слиянии их в единое ОАО "Илим-лесопромышленные предприятия" есть не что иное, как попытка путем юридической авантюры вконец запутать правоохранительные органы", - считает заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Николай Арефьев. "Убежден, что подобное преобразование возможно лишь после вынесения окончательных судебных решений по вопросу о том, кто является собственником двух спорных предприятий, - подчеркнул Арефьев. - Считаю, что и высшая судебная инстанция - в данном случае Верховный суд, и органы прокуратуры должны соответствующим образом отреагировать на последнюю "инициативу" компании "Илим Палп".

Аналитики, в свою очередь, также не сомневаются в том, что за инициированным "Илим Палп" процессом слияния стоит попытка любой ценой сохранить не принадлежащие ей активы ЛПК под своим контролем. Так, по мнению вице-президента инвестиционной группы "Атон" Александра Агибалова, стремительно реализуемый в настоящее время компанией "Илим Палп" сценарий консолидации является попыткой решения корпоративного конфликта вокруг этих предприятий.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

@@@
Государство наложило вето на планы "Илим Палп"
Дипломатия под давлением бизнеса
Еще одна встреча с инвесторами
Еще одна победа Чубайса
Жертвы "народных" IPO требуют прибыли
Ищите того, кому выгодно
Когда б вы знали, из какого Сороса…

Когда тайное становится явным

@@

Вольное обращение с фактами стало частью стратегии лесопромышленного холдинга "Илим Палп Энтерпрайз"

2002-07-18 / Евгений Терехин



Похоже, руководство лесопромышленного холдинга "Илим Палп Энтерпрайз" (ИПЭ) окончательно избрало своей стратегией вольное обращение с фактами. Надо сказать, что до недавнего времени это в некотором роде себя оправдывало, например, помогло ИПЭ стать крупнейшим лесопромышленным холдингом России. Но сегодня, когда вокруг принадлежавшего ИПЭ Котласского целлюлозно-бумажного комбината (г. Коряжма Архангельской обл.) разгорелся крупный скандал, все больше не соответствующих действительности заявлений ИПЭ выплывает наружу.

Например, при покупке КЦБК руководство ИПЭ обещало ему крупные инвестиции. Была разработана амбициозная инвестиционная программа, предусматривающая вложение более 100 миллионов долларов в основное производство (приобретение нового оборудования и модернизация действующего). И действительно, деньги выделялись, но буквально в этот же день возвращались в ИПЭ. Из балансов Котласского ЦБК следует, что на вложение в развитие производства было потрачено не более 30 миллионов долларов, из которых не менее 25 миллионов - собственные средства комбината. Указанные обстоятельства подтверждаются выводами Счетной палаты РФ.

ИПЭ из года в год не выплачивал дивидендов по акциям. Акционерам говорили, что их деньги вкладываются в производство. Опять неправда: сегодня на Котласском целлюлозно-бумажном комбинате изношено 60% оборудования.

Котласский ЦБК уже несколько дней оккупирован "Илим Палпом", представители которого препятствуют доступу на комбинат членов законно избранного совета директоров. Но даже сейчас трудовой коллектив призывают на баррикады, заверяя в том, что с приходом нового руководства жизнь их станет хуже. Куда уж хуже, если на крупнейшем российском предприятии леспрома зарплата работников - самая низкая во всей отрасли?

А вот более свежие примеры искажающих факты заявлений холдинга. 15 июля руководством компании "Илим Палп Энтерпрайз" в СМИ была распространена информация о "пересмотре" Кемеровским областным судом "решения по Котласскому ЦБК" и направлении дела по иску акционера ОАО "Котласский ЦБК" Сергея Мелькина на новое рассмотрение. Как вы уже догадываетесь, на самом деле никаких решений суда не было.

Руководство ИПЭ заявило о том, что в результате электронной атаки неизвестных хакеров была полностью уничтожена финансовая и бухгалтерская отчетность Котласского ЦБК. И это также очень мало похоже на правду, особенно если учесть, что исчезновение документации не выгодно никому, кроме самого "Илим Палпа": теоретически можно скрыть финансовые прегрешения на комбинате.

Но недавно представители ИПЭ превзошли самих себя: умудрились исказить факты в письме президенту страны. Как в нем указано, "отдельные граждане заявляют ничем не обоснованные иски к представляющим инвестиционный интерес предприятиям". Поясним: руководители ИПЭ называют иски миноритарных акционеров, пытающихся отстоять свое право на участие в управлении предприятием, "криминальным вмешательством и переделом собственности".

@@@
Когда тайное становится явным
Коротко
Кудрин продолжил дело президента
Миллиард на обналичку
Миноритарии недовольны качеством управления «Мегионнефтегазом»
Миноритарии против Богданова
На руинах СНГ

Народным акционерам разбавят капитал

@@

Пакеты миноритариев Сбербанка и ВТБ принесут в жертву интересам государства

2009-02-17 / Сергей Куликов

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Зазывные плакаты завели десятки тысяч россиян в финансовую ловушку.

Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Государство готово оказать Сбербанку значительно большую помощь, чем считалось до сих пор. Как заявил вчера источник, близкий к Наблюдательному совету банка, объем поддержки может составить до 700 млрд. руб., тогда как совсем недавно называлась сумма в 500 млрд. Ожидается, что эти средства, по крайней мере их большая часть, как и 200 млрд., которые должны достаться ВТБ, пойдут на увеличение уставного капитала банков. При этом резко вырастет доля государства, в то время как пакеты миноритарных акционеров, включая участников «народных IPO», будут размыты.

«Сбербанк России может получить от 500 до 700 миллиардов рублей в рамках поддержки со стороны государства», – сообщил вчера Прайм-ТАСС источник, близкий к Наблюдательному совету банка. По его словам, этот объем средств обсуждается в рамках второго пакета помощи банковской системе, а ее конкретный размер в этих пределах будет определен позднее.

Судя по всему, вопрос о том, в каком виде банки получат эту помощь, решен. Как заявил 11 февраля глава департамента Минфина Алексей Саватюгин, который входит в наблюдательные советы обоих банков, и Сбербанк, и ВТБ скорее всего проведут в пользу государства дополнительную эмиссию обыкновенных акций. «Обыкновенные акции – это отработанная схема», – уточнил чиновник. В то же время помощь ВЭБу будет разбита – как сообщил вчера в ходе проходящей в Риме встречи глав Минфинов и Центробанков стран «большой восьмерки» вице-премьер Алексей Кудрин. 130 млрд. руб. Внешэкономбанк получит в виде кредита и 100 млрд. – в виде взноса государства в его капитал.

@@@
Народным акционерам разбавят капитал
Новый козырь Чубайса
Ожидание иностранных инвестиций затягивается
Переход "Норникеля" на единую акцию может быть отложен
Подкидной реестр
Правительству представят компромиссный проект
Путину представят единый проект реформы электроэнергетики

РАО "ЕЭС" остается на коне

@@

Миноритарные акционеры энергохолдинга не могут помешать реформе

2003-09-05 / Анжела Сикамова







Анатолий Чубайс задумался о том, какие препятствия еще предстоит преодолеть.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Председатель российского правительства Михаил Касьянов подписал на днях залежавшееся было в Белом доме распоряжение о составе генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии. Подписание этого документа стало свидетельством того, что реформа электроэнергетики движется по сценарию Анатолия Чубайса и вопреки планам некоторых миноритарных акционеров энергокомпании.

Среди основных оппонентов - Группа МДМ. Напомним, что некоторое время назад эта корпорация, владеющая не менее 10% акций самого РАО и пакетами акций в 11 энергетических компаниях, разработала собственный вариант реформирования АО-энерго. Согласно этому плану, стратегические инвесторы могут обменять свои акции на интересующие их активы. Противоречащее уже одобренному плану реформирования РАО "ЕЭС" предложение, однако, не вызвало резко отрицательной реакции главы энергохолдинга. На прошедшей недавно телефонной конференции Анатолия Чубайса с инвесторами (см. "НГ" от 03.09.03) глава РАО "ЕЭС" не отверг с ходу предложения МДМ, заявив, что все варианты реформирования "имеют право на существование".

Другой потенциальный источник конфликта - проблема создания оптовых генерирующих компаний (ОГК) - был снят подписанием Касьяновым соответствующего постановления. Согласно этому документу, на базе крупных федеральных станций, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и АО-энерго, будут созданы 10 оптовых генерирующих компаний (ОГК), 6 из которых формируются на базе теплогенерирующих активов (ТЭС), 4 - на базе гидрогенерирующих активов (ГЭС). "Подписанный документ не принес никаких сюрпризов, что, может, и к лучшему. Это означает, что отдельным стратегическим инвесторам пока не удается лоббировать собственные интересы", - считает аналитик "Атона" Александр Корнеев.

@@@
РАО "ЕЭС" остается на коне
Развод и слияние идут одновременно
Рей Кларк: "Наша задача - сохранить на алмазном рынке стабильность"
Реформа электроэнергетики пройдет по варианту Грефа
Ситуация на Братском ЛПК нормализуется
Собрание акционеров "Башнефти" закончилось скандалом
Суд снова заморозил акции ЮКОСа

Судьбу акционеров решит Госдума

@@

Завтра нижняя палата российского парламента рассмотрит две противоречащих друг другу поправки к закону об акционерных обществах. По итогам заседания станет понятно, как будет определяться и распределяться прибыль предприятий

2002-10-22 / Алексей Носов



На кону - дивиденды. Главный вопрос: платить или нет? Место действия - Государственная Дума России. В октябре на суд законодателей один за другим были представлены два законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Появление этих документов лишний раз доказывает, что в российских АО назрела революционная ситуация: миноритарные (мелкие) акционеры больше не готовы мириться с несправедливой системой распределения дивидендов, а мажоритарные (крупные) - не хотят менять существующий порядок вещей. Камень преткновения - определение размеров чистой прибыли АО, из которой, собственно, выплачиваются дивиденды.

В большинстве стран принято считать, что чистая прибыль - это прибыль предприятия после уплаты налогов. Однако в действующей редакции федерального закона об АО это определение не прописано, что дает мажоритарным акционерам право считать чистую прибыль по собственным схемам. В результате простые акционеры остаются "на бобах", потому что по распространенной в российских АО практике крупные акционеры перед выплатой дивидендов из прибыли вычитают по своему усмотрению различные расходы. После этой процедуры размер выплачиваемых дивидендов сокращается в разы.

Такое положение вещей не устраивает мелких держателей акций, в том числе и сотни тысяч рядовых работников предприятий, которые в результате приватизации получили некоторое количество акций собственных заводов и фабрик. Но никто из них за десять лет существования АО в России не получил в качестве дивидендов сумму, достойную того, чтобы называться "прибылью". При этом существующее положение дел весьма выгодно владельцам предприятий и крупным акционерам.

Сложившаяся ситуация, вне всякого сомнения, не устраивает также инвесторов, в первую очередь иностранных, которые воздерживаются от вложений в реальный сектор из-за того, что неясно, получат ли они дивиденды, и если да, то сколько. Минимизация выплат по дивидендам оборачивается ростом социальной напряженности. Работники успешных АО, приобретшие небольшие пакеты акций в ходе приватизации, чувствуют себя обманутыми, получая копеечные начисления по принадлежащим им акциям.

Внесенные в Госдуму законопроекты отражают диаметрально противоположные взгляды разработчиков на будущее российских АО. В самом факте появления двух проектов крылась интрига. Проект, подготовленный группой депутатов под руководством Сергея Генералова, был одобрен профильным комитетом ГД по собственности и правительством РФ. Смысл этих поправок в том, что дивиденды следует начислять из всей прибыли предприятия сразу после налогообложения. Такое изменение отвечает интересам и инвесторов, и миноритарных акционеров, поскольку лишает владельцев крупных пакетов акций возможности трактовать термин "чистая прибыль" в свою пользу.

Владельцы контрольных пакетов пристально следят за судьбой поправок в федеральный закон об акционерных обществах, поэтому появление альтернативного проекта, разработанного группой Геннадия Райкова, не заставило себя долго ждать. Согласно этому проекту АО будут иметь право направлять часть чистой прибыли в специальные фонды, а значит, уменьшать размер выплачиваемых дивидендов на сумму, направленную в фонды.

Кроме того, законопроект Геннадия Райкова предлагает ввести ограничения на получение информации для акционеров, владеющих менее чем 25% акций, что объективно отвечает интересам крупных акционеров и ущемляет миноритариев.

@@@
Судьбу акционеров решит Госдума
Тарифы "Иркутскэнерго" чрезмерно завышены
У "Славнефти" - новый президент
ФАС не может сопротивляться слияниям госкомпаний
Чемезов определился с "Норникелем"
Чубайс додавливает Москву
Эмиграция в Люксембург откладывается