18 января

@@ 2000-01-18



1825 - Прологом "Торжество муз" М.А. Дмитриева и балетом "Сандрильона" в Москве открылся Большой театр в новом здании, построенном О.И. Бове на месте сгоревшего Большого Петровского театра. После пожара 1853 г. здание было значительно перестроено (архитектор А.К. Кавос, скульптор квадриги П.К. Клодт).

1835 - Родился Цезарь Антонович Кюи (ум. 1918), композитор, член "Могучей кучки", музыкальный критик, а также ученый в области фортификации, инженер-генерал.

1875 - Родился Алексей Иванович Абрикосов (ум. 1955), патологоанатом, в 1924 г. осуществивший первичное бальзамирование тела Ленина, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945).

1918 - Первое и последнее заседание Учредительного собрания Российской Республики, разогнанного большевиками утром следующего дня.

@@@
18 января
«Аида»: уже не новая, но дорогая
Австрийский квартет на Волхонке
Аллах не любит менять законы
Бананово-лимонный Сингапур в нотах
Бутман и Мусоргский
В лабиринте Шостаковича

Вечерний звон над городом фонтанов

@@

Петергоф празднует свое 300-летие

2005-09-21 / Анна Андрушкевич - музыкальный критик. Вслед за Петербургом к трехсотлетнему юбилею постепенно приближаются окрестные города, усадьбы и летние резиденции. В 2004 году триста лет исполнилось Кронштадту, а с весны этого года юбилей празднуют в Петергофе.







Петергоф отметил свой юбилей театрализованным шоу.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Знаменитый «город фонтанов», он же – «русский Версаль», некогда служивший всего-навсего местом отдыха императора на пути как раз из упомянутого Кронштадта в Питер, в субботу отметил юбилей грандиозным светомузыкальным шоу. Это, впрочем, был только финал, венчающий целую плеяду событий года. В музее гордятся тем, что открылись для публики новые павильоны – «Царицын» и «Ольгин»; что отреставрированы птичьи вольеры, в которых обнаружились росписи Каравакка; что теперь колокольню у въезда в заповедник украшает великолепный карильон – набор клавишных колоколов; что отлит по старой модели утраченный памятник работы Бернштама «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» (и т.д., можно перечислять еще долго).

Несмотря на дождь и ветер, за два с половиной часа до начала праздничного шоу парк у Большого каскада был уже наводнен посетителями и окружен тройным кольцом охраны. Ожидания вознаградили по заслугам: это было дорогостоящее, великолепно обставленное мероприятие, с иллюминацией, салютом, подсветкой фонтанов и цветным дымом. Создавалось полное впечатление, что ты на съемках хеппи-энда новой серии «Гарри Поттера»: несколько тысяч человек с воплями «ура», под фонограмму вездесущей «Шехеразады» и грохот салюта наблюдали, как на фасаде Большого дворца в лучах проектора плывут воздушные кони, корабли и лебеди, по-видимому, имевшие отношение к истории Петергофа. Тайный смысл сих картин остался, правда, не вполне ясным; несколько раз голос из динамика звал всех куда-то «в легенду», после чего выплывший воздушный лебедь совпал даже с мелодией из «Лебединого озера» (можно было поискать и более оригинальное музыкальное оформление), – но в целом сюжету далеко было до хитроумных аллегорий, которые наблюдались в русских «потешных огнях», в том числе и петергофских, триста лет назад. Несмотря на эффектность, спектакль минут через 50 заметно поднадоел – но как раз в этот момент он тактично и закончился. Публика была в полном восторге.

@@@
Вечерний звон над городом фонтанов
Вечное имя Светланова
Война и мир на экране
Время «ноль»
Вселенская радость не состоялась
Гергиев не по-гергиевски
Две Италии на Красных Холмах

Дело вкуса

@@

На вопросы отвечал Анатолий Найман, литератор

2007-03-23 / Спрашивала Вероника Чернышева.



– Какую книгу вы прочли недавно?

– Буквально два дня тому назад закончил читать книгу Сэмюэля Беккета. Это его первая книга. Она только что выпущена по-русски. Называется «Мечта о прекрасных и так себе женщинах». Это действительно совершенно замечательная книга, когда Беккет еще никому ничего не должен. Здесь он просто художник. Невероятно талантливый. Потом уже начнется в его творчестве, будем так говорить, миссия. И это, конечно, все замечательно. Но это совершенно другой разговор. Другое дело. Эта же книга иная – свежая, молодая, невероятная.

@@@
Дело вкуса
Дело номер тринадцать
Демонтаж «Мазепы»
Дефиле нарядов и арий
Джем-сейшн на Эвересте
Дзеффирелли развел текст и действие
Дом музыки открылся «Казнью»

Дословно живой

@@

На Фестивале Московской консерватории к 100-летию Дмитрия Шостаковича Геннадий Рождественский исполнил музыку, которую никогда не слышал даже сам юбиляр

2006-11-22 / Елена Ложкина - музыкальный критик, обозреватель портала "Parter.ru".







Рождественский был настроен более игриво, чем обычно.

Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Как всегда в своих московских концертах, маэстро дирижировал Государственной академической симфонической капеллой Валерия Полянского.

Геннадию Рождественскому не повезло. Модные и продвинутые были завлечены на аншлаговый концерт Теодора Курентзиса и Национального филармонического оркестра России в Дом музыки. Но проталины пустых кресел в Концертном зале им. Чайковского недоумения не вызывали, а наоборот, создавали даже какую-то атмосферу посвященности малочисленного единения слушателей и несомненной заинтересованности в предстоящем концерте. В отличие от всех коллег, принимающих участие с хорошо знакомыми симфониями, концертами, квартетами, киномузыкой Шостаковича, Рождественский, отличающийся даром музыкального археолога, как всегда из кармана временного небытия, выудил то, что еще никто и никогда не слышал, даже сам автор. Иными словами, публику ждала мировая премьера сочинения тридцатидевятилетнего Шостаковича – Симфонический фрагмент 1945 года. Эти триста двадцать два такта музыки на двадцати четырех партитурных страницах композитор писал в надежде, что получится Девятая симфония, посвященная Великой Победе. Но в камерное полотно псевдопобедного сочинения, коей стала знакомая сейчас всему миру симфония, материал не вошел. Рождественский не дал музыке оборваться на «полуслове», дописав в завершение пять страниц. В музыке фрагмента со свойственными Шостаковичу топчущимися хроматизмами и сольными эпизодами въедливых деревянных духовых, басящей настойчивостью медных, ясно слышались призывные мотивные интонации второй части Восьмой симфонии и Десятой (автор впоследствии включил в нее материал симфонического фрагмента).

@@@
Дословно живой
Зальцбург держит баланс
Зарницы апокалипсиса
Защитник окружающей среды
Звезды на выезде
И вновь на сцене Страдивари
Игра в оперу

Композитор как пропагандист

@@

Шемякин представил авторский вечер Слонимского

2005-04-14 / Екатерина Ефремова - театральный и музыкальный критик.



Сергей Слонимский для Петербурга, безусловно, явление уникальное: мало того что известный во всем мире композитор, но еще и виртуознейший пианист, блестящий литератор-мемуарист и остроумный собеседник. С «гражданином мира» Михаилом Шемякиным его связывает давняя и преданная дружба: согласно современной легенде, рассказанной самим Сергеем Михайловичем, их познакомил много лет назад не кто иной, как «великий композитор современности» Игорь Стравинский, приехавший на свое 80-летие в Советский Союз.

@@@
Композитор как пропагандист
Конкуренция модернизму
Любовью за любовь
Маленький Гергиев-фестиваль
Мацуев обошел Спивакова
Мистический Теодор
Моцарт крупного помола

Музыкальный хай-тек

@@

Играть эмоционально нынче не в моде

2005-03-24 / Анна Ветхова - музыкальный критик.



Трудно себе представить музыканта, слушать которого было бы так легко, как Лейфа Ове Андснеса. Великолепные руки, которым под силу побить любой рекорд в беглости – бисерной пальцевой или крупной октавной, мягкое прикосновение к инструменту и отличная голова, программирующая все, что бы он ни делал, на много ходов вперед. Наверное, в первую очередь этой – последней – особенностью мышления и привлек молодой норвежский пианист Михаила Плетнева, о виртуозной игре которого в шахматы ходят легенды: Плетнев пригласил Андснеса в Москву дать совместный концерт в день 90-летия со дня рождения Святослава Рихтера.

@@@
Музыкальный хай-тек
Не наглядный виртуоз
Неизменная величина
Нетребко возвращается
Неуместный фарс
Нечаянный сезон
Новая жизнь короля инструментов

Об объективности не спорят

@@

На Конкурсе пианистов имени Рихтера новых Рихтеров не искали и не нашли

2005-06-29 / Анна Ветхова В Москве закончился Первый Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера. Отсутствие верхнего порога возрастного барьера (нижний – не менее 23 лет) позволило принимать участие в конкурсе вполне сформировавшимся пианистам, на что, собственно, и делалась ставка; одним из условий конкурса было обязательное исполнение произведения современного композитора во втором туре – немаловажная деталь в условиях тотального нежелания многих романтически настроенных пианистов исполнять музыку сегодняшнего дня.







Эльдар Небольсин счастливо сочетает в своем исполнении эмоциональность и интеллект.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Жюри, в состав которого вошли пианисты Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Башкиров, Алексей Любимов, Олег Майзенберг (Австрия), Секейра Коста (Португалия), Дарио Де Роза (Италия), Минору Нодзима (Япония), виолончелистка Наталия Гутман, музыкальный критик из Германии Петер Коссе, не имело председателя, обозначив таким образом полную демократию в принятии решений. Вокруг конкурса сразу образовался особый флер – почему-то считалось, что именно это начинание станет самым объективным в практике всех проходящих конкурсов.

@@@
Об объективности не спорят
Опера для двух солистов
Опера разбитых фонарей
Оседлай коня
От самозванца слышу!
Почти неизвестный Моцарт
Приношение Чайковскому

Продажная девка

@@

«Новая Опера» начала сезон «Нормой» Беллини, заимствованной в Штутгарте

2005-09-19 / Мария Бабалова - музыкальный критик.







Заимствованная «Норма» способна взбудоражить европейцев-католиков, но непонятна российскому зрителю. Сцена из спектакля.

Фото Михаила Гутермана

Театр, не балующий публику премьерами, на пятнадцатом году жизни впервые справил себе обновку настоящего европейского покроя. Не мудрствуя лукаво, свою нынешнюю премьеру москвичи просто арендовали у немецких коллег. В Государственной Опере Штутгарта – одной из культурных столиц Европы, где определяются горизонты современного оперного искусства.

Аренда и продажа постановок для нынешнего оперного бытия – вещь давно уже обыденная. Правда, не столько из-за художественных соображений, сколько из-за экономических - чтобы добро на складе не пылилось. Получается дешево и сердито. Ведь даже приглашение той же постановочной команды, которое обычно жестко оговаривается в контракте аренды или продажи спектакля, покупателю обходится в значительно меньшую сумму, если сравнивать с той, что пришлось бы выложить театру, задумай он сотворить что-то оригинальное, да еще при помощи именитого режиссера. Конечно, к подобной практике театры категории «А» – Метрополитен, Ла Скала или Ковент-Гарден, не прибегают, а все остальные ныне не брезгуют и секонд-хенд поносить.

Обычно театры общаются по принципу «ты – мне, я – тебе». Но Россия только начала прорубать «окно в Европу» и, во всяком случае, пока не может предложить сытой европейской публике товар, который был бы ей интересен. Но зато покупатель Россия – отменный. Кажется, что подсунуть ей можно все что угодно. И появляется на наших сценах откровенное старье в премьерной обертке или очень даже неплохие, интересные по рождению постановки, которые театр не может освоить в силу разности менталитетов или явной лимитированности своего творческого потенциала.

@@@
Продажная девка
Путешествие из комедии в трагедию
Путешествие скрипки
Римский-Корсаков спас сам себя
Рождественская пастораль
Роман с Мариинкой продолжается
Романтические страсти на Красных Холмах

Руслана разменяли на мелкую монету

@@

Премьера оперы Глинки в «Новой опере»

2005-12-19 / Анна Андрушкевич - музыкальный критик. В «Новой опере» прошла премьера постановки «Руслана и Людмилы». Спектакль идет в редакции Евгения Колобова, которая впервые была показана в 1991 году в Италии. Потом опера объездила разные города и веси, дважды ставилась, но постепенно свелась к концертному исполнению. Теперь она предстала в новом антураже (режиссер – Иван Фадеев, сценография и костюмы – Виктора Герасименко).



Авторов спектакля вдохновляли идеи самые благие: во-первых, они, по их словам, «шли за Пушкиным»; во-вторых, им хотелось сделать смешную и современную сказку, которая нравилась бы и детям и взрослым. При этом поход за Пушкиным почему-то привел к весьма неожиданным явлениям: например, Ратмир теперь стал женщиной (Ратмирой? Ратмиршей?), и у него с Гориславой происходит нечто, непостижное уму. А желание «сделать смешно» обернулось такими неумелыми потугами, что поневоле затоскуешь о концертном исполнении; только и о нем мечтать следует весьма осторожно, потому что музыкальная сторона заметно хромает. Наина (Юлия Абакумовская) и Фарлаф (Сергей Тарасов) на премьере были совсем безголосы, Руслан (Алексей Антонов) хотя и сдавленно, но все-таки пел; Людмила (Галина Королева) в I действии под надзором отца звучала довольно робко, в клетке Черномора была уже уверенней, а пробудившись от волшебного сна, запела чисто, ясно и проникновенно. Но вот чего совсем нельзя было ожидать, так это, что сцена Гориславы (Татьяна Смирнова) и Ратмира (Александра Саульская-Шулятьева) станет чуть ли не лучшей в спектакле: обе так поют, что в этот момент прощаешь огрехи режиссуры.

@@@
Руслана разменяли на мелкую монету
Русский маэстро Гарри Бертини
Сашкино творчество и скрипичная «Шизгара»
Скрипач и его родственники
Скрябин с разгильдяйством
Станция «Отдых»
Стена, которую построил Вик

Телеподача

@@

Анонс передач на будущую неделю, 9–15 апреля

2007-04-06



Понедельник, 9 апреля

На Первом канале тем, кто увлекается диетами, полезно будет посмотреть в постоянной рубрике «Спецрасследование» фильм «Смертельные диеты» (22.30).

На «России» поклонники творчества Виталия Вульфа увидят передачу «Мой серебряный шар» (23.15), посвященную «королю эпизода» актеру Виктору Павлову.

На ТВ Центре в ток-шоу «Ничего личного» (23.15) будут спорить, нужно ли бороться с фонограммой, певец Сергей Пенкин, музыкальный критик Артем Варгафтик, радиоведущая Ксения Стриж и другие гости.

@@@
Телеподача
Третьего не дано
Три зайца «Детей Розенталя»
Триумф супружеской любви
Уведенные Плетневым
Умножающий печаль
Февральское крещендо

Черед «Чародейки»

@@

Валерий Полянский вернул к жизни почти забытую оперу

2006-10-20 / Роман Берченко - музыкальный критик, сотрудник Государственного института искусствознания.



Ранее в концертах Полянского были исполнены «Джоконда» Понкиелли, «Андре Шенье» Джордано, «Джезуальдо» Шнитке, «Франческа да Римини» Рахманинова… На сей раз пришел черед «Чародейки» Чайковского – оперы с неудачной судьбой, подвергавшейся многочисленным переделкам и в процессе ее создания, и позже – на театральных сценах, но так и не нашедшей своего успешного воплощения.

Разумеется, дирижер не случайно выбрал «Чародейку» для юбилейного концерта, организованного Московской государственной филармонией в честь 50-летия оркестра и 35-летия хора Государственной симфонической капеллы. Сложная, симфонизированная партитура, насыщенная мощными хорами и виртуозными сольными партиями, давала возможность проявить себя всему коллективу капеллы. Другое дело, что не обошлось без огрехов – впрочем, вполне объяснимых. Если в оперном спектакле шероховатости, а то и «сырой» музыкальный материал премьерного показа шлифуется в ходе последующих спектаклей, то при однократном концертном исполнении такой возможности нет, и составные части оперного организма просто не успевают «притереться» друг к другу. Так, в «Чародейке» далеко не всегда разборчивой была дикция хора и солистов (отчего публика теряла сюжетные нити). Оркестру не хватало сбалансированности и единого ощущения ритма. Весьма различались по уровню и певцы-солисты. Наиболее убедительны были исполнители главных партий, работающие с дирижером уже не первый год, – Людмила Кузнецова и Андрей Антонов, а также Сергей Москальков, появившийся на сцене в эпизодической роли, однако запомнившийся вокальной свободой и артистизмом.

@@@
Черед «Чародейки»
Чижик-пыжик в пиратской бандане
Шлягеры на грани
Шуман навсегда
Юровский приходит на смену Плетневу