"Веда" означает "знание"

@@

Древние мантры сопровождали и сопровождают индуса на протяжении всей его жизни

2001-07-21 / Ирина Петровна Глушкова - старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.



КОГДА в 1995 г. Верховный суд Индии, рассматривая дела о религиозной принадлежности граждан, уточнил семь основополагающих признаков "индусскости", то первым было названо "признание вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента индусской философии".

Словом "веда" ("сакральное знание", ср. русское "ведать", "ведовство") называют четыре свода, в которых отразилась вся совокупность представлений древних индийцев об окружавшем их мире, где неразрывно, а вернее, взаимозависимо существовали люди и боги. Эти памятники индийская традиция относит к категории "шрути", то есть откровений, "услышанных" обладающими особым слухом и видением мудрецами-риши, которые и донесли непреложную истину до своих соплеменников. Самая древняя и обширная из вед - "Ригведа" (РВ), веда гимнов, содержит 1028 гимнов разной величины (от 1 до 58 стихов при средней протяженности в 10-11 стихов, всего - 10462 стиха), которые объединены в 10 циклов (мандал), связанных с определенными кланами древнеиндийских мудрецов. Кроме РВ, существуют еще три веды - "Самаведа" (веда напевов), "Яджурведа" (веда жертвенных формул) и "Атхарваведа" (веда заклинаний).

РВ - культовый (в первозданном смысле этого слова) памятник, и в ее основе лежит ситуация обмена, выраженная в ритуальных жертвоприношениях и в ответной милости богов. При этом не только благополучие адептов зиждется на воле небожителей, но и последние буквально и фигурально зависят от количества совершаемых в их честь жертвоприношений и качества прославляющих их гимнов: Агни, огонь жертвенного костра, а потому посредник между просителем и дарителем, ярко вспыхивает, когда в него подливают жертвенное масло, а Индра, бог-громовержец, "разрастается", если ему подносят сому, напиток-стимулятор. Гимны, как правило, состоят из двух частей: в одной части настойчиво повторяется просьба адепта (об увеличении поголовья скота, излечении от болезни, обретении потомства, победе над врагом и т.д.), а в другой содержится описание божества, к которому взывают. Наряду с лестными эпитетами ("могущественный", "ярко сияющий", "прозорливый", "самый щедрый", "сильнейший" и т.д.) гимны содержат мифологические отсылки-намеки, которые образуют основу для реконструкции древнеиндийской, а через более архаические пласты - и индоевропейской мифологической системы.

Стержень этой системы создают космогонические мифы, представленные рядом вариантов. Существовавший первоначально хаос, то есть отсутствие каких бы то ни было элементов в их взаимозависимости, "перетекает" в воды, из которых родилась вселенная, в том числе - путем сгущения (пахтания) вод - и земля. В другом варианте из вод произошло яйцо, а из него - демиург Праджапати; яйцо раскололось, и золотая половина стала небом, а серебряная - землей. В третьем варианте вселенная, а также социальная организация общества и даже сами веды сотворяются жертвоприношением первочеловека - тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого Пуруши. Наличие в значительной степени несовместимых друг с другом вариантов (как в ведах, так и в примыкающих к ним более поздних жанрах ритуального и философского характера - брахманах, араньяках и упанишадах) как раз и объясняет, почему нет ничего противоестественного в том, чтобы считать ведийские источники "единственным фундаментом индусской философии". Сформировавшиеся впоследствии различные философские школы сначала производили селекцию, а потом подвергали отобранное непротиворечивой интерпретации. Еще в процессе кодификации памятника, последовавшей значительно позже создания отдельных гимнов, ведийский язык (ведийский санскрит) был малодоступен для понимания, и наиболее ранние из известных комментариев, например, к РВ, стали появляться уже в середине I тысячелетия до н.э. Неясность, непрозрачность и неоднозначность усугубляли сакральность текстов и открывали широкий простор для взаимоисключающих построений. Высший божественный уровень в РВ представлен 33 богами, подразделяемыми на земных (например, Агни и Сома), атмосферных (Индра, Вайю и др.) и небесных (Варуна, Сурья, Дьяус, Митра и др.). Наибольшее число гимнов - 250 - посвящено гиганту-громовержцу, могущественному Индре, богу, наделенному неистовой жадностью, утоляемой лишь морем сомы и трапезой из 300 быков. Он вправе претендовать на лидерство в ведийском пантеоне, поскольку ведет неукротимую борьбу с противниками богов - демонами-асурами (Вритрой, Валой и др.) и выходит безусловным победителем, освобождая то упрятанный скот или украденное солнце, то пропавшую утреннюю зарю или запруженные скалой воды. Таким образом, восстанавливающий упорядоченный космос, Индра выполняет и функцию "второго творения".

Ведийская космогония определяла также характер ритуала, который воспринимался как образ космогонического акта. Ядром этого ритуала было возжигание добытого трением огня и поддержание его в течение 12 дней с возлиянием в огонь пьянящего галлюциногенного напитка сомы (ср. древнеиранское "хаома"). При этом огонь персонифицируется богом Агни, которому посвящено 200 гимнов, а слово "сома" одновременно означает растение (вероятнее всего, эфедру; по другой гипотезе - мухомор), отжатый из него сок и бога Сому, воспетого в 120 гимнах. На лидерство среди ведийских богов претендует и Варуна (хотя он прославляется всего лишь в 12 гимнах) как блюститель космического и нравственного закона "рита", приложимого и к людям, и к богам.

Мифологическое пространство ведийских сводов не пронизано четкой иерархией: главным и единственным может становиться любой бог, чьего расположения обильными жертвоприношениями добивается адепт, и этот бог награждается самыми высокими эпитетами и званиями, а искусство сотворения гимна уподобляется выделыванию драгоценной ткани или вытачиванию изукрашенной колесницы. Этот "размытый" политеизм, стремящийся в каждый отдельный момент к монотеизму, настолько смущал западных исследователей XIX века, впервые занявшихся ведами, что глубокий знаток индийской древности немец Макс Мюллер предложил самостоятельный термин - генотеизм - для обозначения гибкой религиозной системы, позволяющей по мере надобности наделять любого бога статусом Всевышнего.

Современный индуизм многое почерпнул из ведийской религии, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли свое место в новой системе. Прежние боги закрепились на мелких ролях, уступив лидерство Вишну, Шиве и Богине, а Индра к тому же скомпрометировал себя неуемными любовными похождениями. Обезображенный проклятием мудрецов-рогоносцев, он вынужден был отмываться от грехов в священных водах индийских рек - таких точек на речных берегах, оспаривающих пальму первенства в возвращении Индре пристойного облика, в Индии насчитывается не одна сотня. Давно ставшие непонятными, веды на протяжении тысячелетий передавались устной традицией: главным было не понимание, но фонетически безупречная артикуляция, ибо ведийские мантры сопровождали (и сопровождают) индуса на протяжении всей его жизни, маркируя ее ключевые события: рождение, имянаречение, посвящение в дважды рожденные, свадьбу и похороны. Ни на мгновение, несмотря на ересь отдельных индусских толков, веды не теряли своего непревзойденного авторитета.

Однако в XIX веке на волне складывавшегося национального самосознания индийцев и попыток сознательной реформации индуизма веды оказались в центре общественного внимания и стали объектом тщательного изучения с последующей реконструкцией и введением в практику ведийской ритуальности.

Рам Мохан Рой (1772-1833) - основатель знаменитого реформаторского общества "Брахмо самадж" и первый индийский брахман, нарушивший запрет на пересечение морей, считается "отцом современной Индии". Страстно выступая против политеизма и идолопоклонства, он доказывал подлинность "индусского монотеизма" ссылками на веды - Макс Мюллер по этому поводу ехидно заметил, что Рой просто не представлял себе содержания вед. И тем не менее именно этот человек, поддержанный группкой соратников, привлекая цитаты из священных книг, в том числе вед, добился того, что в 1829 г. был законодательно запрещен обычай "сати" - самосожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. В дальнейшем Дебендранат Тагор (1817-1905, отец Рабиндраната Тагора), возглавивший "Брахмо самадж", отправил в священный Бенарес четырех молодых людей для изучения каждой из четырех вед и поиска в них монотеистической концепции, а потом сам присоединился к своим посланцам и, устроив многотрудный диспут с бенаресскими знатоками, совершил эпатажный поступок - отказался от догмата о непогрешимости вед. Даянанда Сарасвати (1824-1883), еще один великий индиец и основатель общества "Арья самадж", всю свою жизнь посвятил доказательству высочайшего авторитета вед. Он обнаружил в них не только кладезь сведений о прошлом, но и информацию об огнестрельном оружии, паровозах, химических формулах, достижениях медицины и т.д., не добытую ранее вследствие неумелого толкования текстов. Он декларировал: "Нигде в четырех ведах нет упоминания о множестве богов, скорее есть ясное утверждение, что бог един". Сарасвати считал, что множество имен лишь индивидуализирует различные аспекты божественного. К тому же он не сомневался, что веды могут стать подлинной основой для объединения всей страны, и переложил их на разговорный хинди - так доступ к священному знанию получили женщины и низшие касты. От Сарасвати, кстати, тянутся и ниточки к не существовавшему ранее индусскому прозелитизму.

Еще более известный за пределами своей страны индиец Ауробиндо Гхош (1872-1950), чье имя носит Ауровиль, город всемирного духовного братства (Индия), признавался: "Даянанда утверждает, что в ведийских гимнах можно найти истины современного естественнонаучного знания... Я хотел бы добавить к этому, что, по моему твердому убеждению, веды содержат в себе, кроме того, ряд таких истин, которыми еще не обладает современная наука". Грандиозный скандал разразился в Индии в 1987 г., когда на свет были извлечены пролежавшие почти 30 лет в железных сундуках неизданные труды Бхимрао Рамджи Амбедкара (1891-1956), создателя индийской Конституции, "отца индийского федерализма" и инициатора перехода неприкасаемых каст Индии в буддизм. В "Загадках индуизма" Амбедкар прямо утверждал: "Веды - никчемный набор книг. Нет никакого резона считать их священными или непогрешимыми". Далее он объяснил, что за непомерным возвеличиванием вед стояли заинтересованные во власти брахманы, чье происхождение все тот же гимн о жертвоприношении первочеловека связывал с устами Пуруши ("Его рот стал брахманом...", X, 90-12).

РВ неоднократно переводилась на западноевропейские языки. Первый полный перевод на французский был выполнен к середине XIX века. Затем последовали сразу два немецких перевода - стихотворный (1876-1877) и прозаический (1876-1888). Позднее на немецком же был издан перевод К.Гельднера, ставший вехой в ведологии. На русский язык первые восемь гимнов РВ были переведены Н.Крушевским в 1879 г., значительно позднее по нескольку гимнов перевели Б.Ларина (1924) и В.Кочергина (1963). И только в 1972 г. русскому читателю предоставилась возможность познакомиться сразу с одной десятой частью РВ - 104 гимнами - в переводе Т.Елизаренковой. В 1989 г. в издательстве "Наука" увидел свет первый том первого полного научного перевода РВ на русский язык (мандалы I-IV), выполненного Т.Елизаренковой. В 1995 г. вышел второй том с мандалами V-VIII, а в 1999 г. - третий, с мандалами IX-X. Недавно все три тома были вновь переизданы. Доступна на русском языке и антология заговоров в переводе Т.Елизаренковой - "Атхарваведа. Избранное" (М., "Наука", 1976).

@@@
"Веда" означает "знание"
"Конец, тупик, кризис"
"Русский вопрос" в Киргизии
600 тысяч человеческих жизней - за передел постсоветского пространства
«Православие и культура-2005»
Быть русскими! Но - сегодня
В столице проживают не этносы, а москвичи

Вдохновлен наградой

@@

Польский орден Cв. Станислава в России и в мире

2002-01-26 / Людмила Кучумова



Христианский орден Cвятого Станислава был учрежден 8 мая 1765 года польским королем Станиславом II Августом Понятовским в годы стабильных межгосударственных отношений с Россией. Тем не менее о награде российское общество знало мало. И не случайно - наградной знак и орденская символика были учреждены во имя инославного святого - католика и краковского епископа Станислава, павшего за веру в 1079 году.

Судьба ордена изменилась после 1813 года. Венский конгресс, завершивший эпоху Наполеоновских войн и утвердивший передел государственных границ в Западной Европе в соответствии с новыми реалиями, воссоединил большую часть территории герцогства Варшавского с Российской империей - державой-победительницей. Политическое включение этих земель в состав России со статусом "Царства Польского" обусловило преобразование духовных институтов, в том числе и орденских организаций. На преобразования ушли годы. В эпоху царствования императора Александра I существенных изменений не последовало. Орден - по примеру голштинской награды во имя святой Анны - остался национальным и находился в ведении польских учреждений с резиденцией в Варшаве. Что изменилось? Прежде всего наградной знак. Он стал четырехстепенным с чинами - оруженосец, рыцарь, командор, великий командор. Серебряная звезда вручалась лишь наградам первой и второй степеней. Награждение орденом Святого Станислава давало определенные социальные преимущества по службе. Разрешалось введение элементов орденского знака в фамильные гербы и вензеля.

Подлинное включение в систему российских государственных наград состоялось в эпоху правления Николая I. В январе 1832 года все функции управления Орденом с уровня "федерального" перешли на общероссийский - из Варшавы в Петербург. Граф Грабовский - последний статс-секретарь Ордена - передал свои обязанности "капитулу российских императорских и царских орденов". Но вопросы новых награждений рассматривала автономно действовавшая Дума св. Станислава - 12 старших кавалеров, которые находились в Петербурге. Собственной резиденции Дума не имела и заседала в помещениях Зимнего Дворца.

11 января 1832 года император Николай I издал указ, в котором обращалось внимание на важность изменения наградных знаков. С центрального медальона ордена было снято изображение св. Станислава. Его заменил лишь вензель награды - SS. Одноглавого орла (символ королевской власти) заменил двуглавый орел (символ императорской власти). С начала 1832 года началась переработка Статута (законника). В когорте российских орденов он занял место непосредственно за наградой Cв. Анны.

Орден стал наиболее демократичным. Им поощрялись соотечественники и иностранцы прежде всего за "подвиги на ниве человеколюбия", а также за повседневные труды в области государственного строительства и управления, за развитие экономики, за издательские и просветительские проекты. Вот несколько забытых, но достойных имен.

Эпоха Николая I выдвинула немало деловых людей, послуживших отечеству и миру. Один из них Федор Прянишников - действительный статский советник, член Государственного Совета. Выпускник Московского университета, в начале трудового пути он служил в финансовых структурах, а вторую половину жизни посвятил введению в России передовых европейских технологий. Стажировался в Англии. Орден Святого Станислава получил в начале 1830-х за налаживание почтовой связи Петербург-Варшава. Принимал участие в заключении почтовой конвенции с Пруссией, Австрией, Швецией и Грецией. Прянишников был известен как коллекционер, сформировавший уникальную частную галерею "Пантеон русской живописи" из 127 картин.

Современник Прянишникова - всемирно знаменитый российский архитектор Василий Стасов также имел орден Св. Станислава II степени. "За восстановление Троицкого собора на Измайловском проспекте Петербурга". Памятника исторического. В нем венчались Петр I и Екатерина I.

Алексей Ильин трудился в главном управлении российского Красного Креста, был его председателем накануне Октября 1917 года. После 1917 года он - в составе руководства Петербургского Эрмитажа. По спискам служащих Музеума 1922 года, он заместитель директора С.Тройницкого. В бурные годы после Октябрьской революции сохранил ясную позицию по отношению к музейным ценностям царской России, боролся за сохранение целостности коллекций Эрмитажа.

Орденом Святого Станислава награждались иностранцы католического вероисповедания. В эпоху Николая I такой орден был пожалован знаменитому мюнхенскому архитектору Лео фон Кленце за проект первого российского художественного Музеума - Нового Эрмитажа. В 1861 году был награжден итальянский композитор Джузеппе Верди, создавший на русском материале знаменитый шедевр - оперу "Сила судьбы", - который вплоть до конца 2001 г. не ставился на российской сцене.

Список кавалеров ордена Святого Станислава огромен. Это купцы, артисты и деятели искусства, науки - из области медицины и сельского хозяйства. Такие списки время от времени публиковались. Ныне они разрознены.

Деятельность ордена в России прекратилась в дни Февральской революции 1917 года вместе с другими атрибутами монархии. Ни Советская Россия, ни республиканская Польша его не восстанавливали. Утратив "почвенность", орден тем не менее существовал и оставил миру уникальный опыт служения - вне национальной территориальной государственности. Но не только Россия в XX веке обрела путь "изгнанничества", массового исхода народа со своей земли. На такой путь встала и республиканская Польша. Изгнание - тяжелейшее явление для национального самосознания, сложнее политической эмиграции. Так трагический век дал "пищу и почву" для стоического служения католического ордена, почву для собирания духовной элиты "изгнанных".

Возрождением ордена Cв. Станислава занималось Польское правительство в изгнании. В начале Второй мировой войны оно находилось в Лондоне. Укрепление международного статуса ордена происходило уже после Второй мировой войны. Канцлер российского Капитула - Р. Бегишев подчеркивал, что "выдающимся событием надо считать 9 июня 1979 года" - 900-летие святого Станислава. Юбилей объединил кавалеров ордена, разбросанных судьбой по всему миру. В дни юбилея созрело решение учреждать международный статус "Суверенного ордена Св. Станислава".

11 ноября 1984 года орден Св. Станислава стал субъектом международного права. Это уникальный случай в истории духовно-светских орденов. Сегодня он не связан ни с одним национальным территориально-государственным образованием и вместе с тем объединяет кавалеров ордена по всему миру. Более 20 отделений ордена сегодня существует в мире. Великий VIII Принц-Магистр ордена - граф Юлиус Новин-Сокольницкий. Его штаб-квартира в Великобритании. Ныне существующий орденский знак имеет пять степеней - рыцарь, офицер, командор, командор со звездой и великий командор.

@@@
Вдохновлен наградой
Ветер из "Макдоналдса"
Выбор эпохи
Геноцид - преступление против человечества
Геополитическая ловушка для Москвы
Диаспоры требуют от властей денег и эфира
Древнейший список Корана прочтут компьютеры

Еще один план обустройства России?

@@

Кремлю могут предложить как минимум две религиозные модели

2001-01-17 / Алексей Малашенко



В России религия отделена от государства. Во всяком случае, так записано в статье 14 Конституции РФ, где утверждается, что наше отечество - светское государство.

В советские годы принцип светскости соблюдался неукоснительно. В этом плане СССР полностью соответствовал нормам современной демократии. Попутно большевики предпринимали усилия, чтобы вообще отделить религию от общества и даже от каждого человека в отдельности.

В конце 80-х этому безобразию пришел конец: маятник качнулся в обратную сторону. Начался религиозный ренессанс. Итоги подводить ему пока что рано. Насколько возвернулась вера в сознание постсоветского человека, сказать непросто. Зато очевидно другое - религия врывается в социальную и политическую сферы. Священнослужители - в центре и регионах - котируются наравне с политиками. Патриарх прочно утвердился в первой части рейтинга ведущих политиков, чеченский муфтий был назначен главой местной администрации. Религиозные идеологи предлагают собственную концепцию социального развития, религиозные лозунги используются в этнополитических конфликтах.

Нормально это или нет?

Ко всему происходящему нужно подходить спокойно, как к некой данности, устраниться от которой невозможно.

В чем причины возврата религии к мирским делам? А равно и обращения мирян к религии?

Первая - состоит в той общей социально-экономической ситуации, которая сложилась от Москвы до самых до окраин. А также с южных гор (Чечня) до cеверных морей ("Курск"). Люди устали, они разочарованы и все меньше верят, что власть способна что-либо радикально изменить в лучшую сторону. Вторая причина - в том, что в общественном мировоззрении возникла определенная пустота, в какой-то степени заполняемая верой, а также, что особенно важно, обостренным чувством принадлежности к конфессиональной культуре. Это компенсация за все то же скверное материальное положение, понижение социального статуса и т.д. Третья причина апелляции к религии связана с обострением чувства национального самосознания. Последнее более характерно для национальных меньшинств, в особенности исповедующих ислам.

К этому я бы присовокупил еще одно немаловажное обстоятельство: активную, инициативную позицию духовенства двух главных конфессий России - православия и ислама. Священнослужители, религиозные идеологи вполне резонно увидели в общей неразберихе, в некомпетентности светской администрации возможность выдвинуть свою альтернативу.

Выступая на состоявшемся в ноябре 2000 г. на Межрелигиозном миротворческом форуме, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл уверенно доказывал необходимость участия религии в светских социально-экономических делах, упомянув при этом о конфликте между секулярным и религиозным мировоззрением, особо отметив, что "секуляризм не способен эффективно противостоять этническим конфликтам".

Владыке Кириллу трудно что-либо возразить. Вот только где гарантия, что религия способна эти конфликты разрешать. Практика показывает, что ее участие в них приводит скорее к негативным последствиям.

И еще: у какой религии есть продуктивный ответ на вопросы нашего материально-политического бытия.

Вера во Всевышнего у всех одна (правда, при таком подходе мы отсекаем язычников, число которых в России все множится). А вот религия как конфессиональная культура, комплекс мировоззренческих стереотипов и нормативов индивидуального и общественного поведения у разных народов разная. Именно в соответствии с этими обусловленными исторической эволюцией нормативами и дают религии свой персональный ответ на мирские вопросы.

Но что делать, коль в одной стране, на одной земле сосуществуют две и более религии и каждая из них считает, что именно она несет людям конечную истину?

Далее: предложить свое мнение относительно общественных проблем - одно, заставить прислушаться к нему - другое. А уж реализовать это мнение - и вовсе сложно. Для этого требуются материальные средства. Где их взять? У государства. Поэтому с ним нужно быть в дружеских отношениях, иметь возможность регулярно беседовать с правящим истеблишментом.

Иными словами, духовенство должно находиться при власти, сотрудничать с нею, т.е. участвовать в политике, или, пользуясь выражением Патриарха, "соработничать" с государством. Что Русская Православная Церковь и делает. Все успешнее и успешнее.

Предлагая государству свою версию социального развития, РПЦ (осознанно или нет) приближается к тому, чтобы занять нишу государственной религии. Де-юре это невозможно. Де-факто православная религия, кажется, перестает быть частным делом.

Существует немало серьезных аргументов в пользу того, что дружба между православием и государством обусловлена особенностями исторического развития России, что связывающие их узы - органическая часть российской политической культуры. Не будем полемизировать со сторонниками такого подхода. Более того, допустим, что мы с ними согласны.

Но как быть тогда с тем обстоятельством, что Россия - поликонфессиональная страна? Признать, что у нас равны все религии, но некоторые все-таки "более равны", чем остальные? Сомнительно, чтобы это понравилось мусульманам.

Да в самом деле, если православная идеология выдвигает свою модель обустройства общества, то почему с такой инициативой не выступить исламу? К тому же такой вариант существует, он давно разработан. Имеется в виду исламское государство, построенное по законам шариата. Кстати, некоторые мусульманские идеологи вообще убеждены, что Россия может возродиться только на пути исламизации. Почему бы и не попробовать?

Словом, как минимум Кремлю могут предложить целых две религиозные модели.

Конечно, можно возразить, что, дескать, обе главные конфессии могут скооперироваться и выдать общий исламо-христианский проект… Им для этого всего-то нужно договориться между собой.

Надо ли поощрять инкорпорацию религии в государство или, напротив, ударить во все демоколокола и сделать все для того, чтобы "не сползти в Средневековье"? В Кремле насчет частичной религиезации политики вроде особо не беспокоятся. Власть чувствует себя не слишком уверенно. Ей требуется дополнительная, высшая легитимизация ее действий. Церковь дать таковую готова. Готова дать ее и Мечеть (точнее некоторые мечети).

@@@
Еще один план обустройства России?
Затяжная реинкарнация России
Защитники и враги Чечни
Из досье "НГ"
Имя древности
Как создаются идеологи
Кряшены отмежевались от татар

Мы - не московская партия

@@

В представительных органах власти должно быть как можно больше депутатов из провинции

2003-04-02 / Виктор Бондарев Какая партия в России # 1? Народная партия Российской Федерации.

Не верите? Но это юридический факт - именно Геннадий Райков и его соратники первыми зарегистрировались в Минюсте в соответствии с новым законодательством! Наш корреспондент взял интервью у лидеров НПРФ, депутатов, представляющих различные регионы России: председателя партии Геннадия Райкова, вице-спикера Государственной Думы Владимира Аверченко, первого заместителя председателя НПРФ Валерия Гальченко, заместителя руководителя депутатской группы "Народный депутат" Анатолия Аксакова, руководителя аппарата партии Олега Коргунова.



Партия лидеров

- Ваша партия первой прошла регистрацию, ей полтора года. Однако на экране мы видим только Геннадия Райкова, а где же остальные 50 депутатов, которые записались в НПРФ? И, вспоминая Ленина, хочу спросить: а есть ли такая партия?

Геннадий Райков (Тюменская область). Смею вас уверить: при нынешнем бюрократизме и слабых традициях партийного строительства первенство Народной партии - это реальный показатель доверия избирателей практически всех регионов страны, свидетельство реального организационного потенциала наших структур в регионах. Впрочем, это дело уже давнее, пройденный этап. Сейчас у нас зарегистрированы 86 региональных отделений, в которых работают около 100 000 партийцев. Сегодня мы можем уверенно заявить: партия, безусловно, состоялась. У нее есть свое лицо, своя позиция по всем важнейшим вопросам. Наши действия прямо влияют на внутреннюю и внешнюю политику страны в экономике, государственном строительстве, безопасности, культуре и духовной сфере. Никто не может оспорить важную роль фракции "Народный депутат" в законодательном обеспечении политического курса президента России - принятии многих основополагающих законов, существенно изменивших положение в стране.

Нами был проведен целый ряд акций. Вот некоторые из них, получившие поддержку общества: "Тарифы - под народный контроль", включение в законопроект "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принципиальных ограничений, комплекс мероприятий в поддержку Русской Православной Церкви, по борьбе с насилием на экранах телевидения. Медленно, но неуклонно растет рейтинг партии.

Валерий Гальченко (Московская область). Создавая нашу партию, мы опирались и опираемся на наши, российские традиции. Нельзя утверждать, что в нашей стране никогда не было никакой демократии. История знает и опыт новгородского вече, и земские соборы, и четыре дореволюционные Государственные Думы, и общинные традиции. Да и при советской власти государственная элита формировалась не по наследству, а каждый крупный деятель проходил через жесткие процедуры отбора. Вот уже полтора десятка лет в России господствуют идеи демократии в их западной интерпретации: выборы всех ветвей власти, свобода слова и прочее.

По сути, Народная партия - это партия принципиально иного типа, чем те, которые обычно называются "партиями Садового кольца", это партия соборного типа - вместе собрались и объединились народные представители, избранные более чем в 50 регионах страны.

Анатолий Аксаков (Чувашская Республика). Нельзя пройти мимо парадокса. Полтора десятка лет в стране действует реальный механизм отбора народных представителей во власть - выборы депутатов. Однако практически все это время людям со страниц газет, с экрана телевизора доказывают: депутаты, которые в первую очередь и реализуют народовластие, "плохие". Они, мол, принимают никудышные законы, а "нужных" почему-то постоянно не хватает. Без конца по ТВ показывают одни и те же кадры, как парламентарии либо дерутся и таскают за волосы друг друга, либо занимаются пустопорожней болтовней. Периодически их обзывают "агрессивно-послушным большинством", которым манипулируют то какие-то реакционеры, то некие "кукловоды". За редким исключением депутатов представляют как людей недалеких, корыстных или этаких шоуменов - например, в последнее время с экрана не сходят Жириновский и Шандыбин.

Олег Коргунов (Саратовская область). Да, по сути, федеральные СМИ давно ведут перманентную информационную войну против представительной власти. Кстати, на днях исполнилось 10 лет с первой, тогда несостоявшейся попытки разгона съезда народных депутатов, о чем детально рассказал в своих мемуарах весьма компетентный Коржаков. В те времена небольшая кучка столичных вундеркиндов при полной поддержке прессы спесиво доказывала, как невежественно и реакционно большинство, представлявшее всю великую страну. И расстрел Белого дома в 1993 году, проходивший под улюлюканье журналистов, был закономерным итогом. Однако уроки прошлого явно не поняты, хотя пагубность тех реформ, против которых и выступали народные депутаты, давно уже стала очевидной. И теперь по-прежнему продолжается дискредитация и депутатского корпуса, и всей их законотворческой деятельности.

Владимир Аверченко (Ростовская область). Я в политике уже давно. Берусь утверждать, что созданный и поддерживаемый миф о дефективности нашего парламентаризма неверен и в весьма малой степени отражает реальность. Можно было бы сказать, что какой народ - такие и депутаты, а народные избранники - это типичные представители. Но и это неверно.

Возьмем хотя бы сами выборы депутатов по одномандатным округам - в нашей партии только такие парламентарии.

Выборы - это тяжелая, изнурительная, опасная борьба, нередко напоминающая информационную войну, переходящую в жестокую политическую схватку. Хорошо известно, как сложны политические и экономические процессы, какая борьба идет в регионах. Практически на любого кандидата оказывается мощнейшее давление и власти, и бизнеса, а то и криминала. Немало известных стране деятелей - популярные политики, журналисты, спортсмены, известные академики - пытались стать депутатами и терпели поражение. Оказалось, мало быть известным, нужно еще и доказать в жесткой конкурентной борьбе, что именно ты, именно сейчас соответствуешь потребностям времени и страны. И тем, кто свысока поучает депутатов - таких у нас видимо-невидимо, - мы можем сказать: а вы сами-то попробуйте избраться, хотя бы депутатом муниципального образования, попробуйте заручиться поддержкой нескольких сотен избирателей…

Итак, во-первых, любой депутат-одномандатник - это опытный, упорный человек, боец по характеру, способный рисковать и бороться. В российской политике слабому духом, трусу делать нечего.

Депутат обязан защищать интересы своих избирателей, не забывать об интересах государства, считаться с реальными возможностями бизнеса, уметь искать разумные деловые компромиссы с противниками или просто с теми силами, которые владеют ресурсами и полномочиями. Потому, во-вторых, любой депутат - это на своем уровне готовый дипломат, умеющий не только конфликтовать, но и договариваться, добиваться целей, поставленных перед ним, путем переговоров и компромиссов.

В-третьих, сама предвыборная кампания - это, по сути, предприятие, специфическое производство в условиях военного времени. За несколько месяцев необходимо не только создать команду, настоящую избирательную машину, нередко на очень большой территории, но и дойти если не до всех, то до большинства избирателей, донести им свои мысли и предложения. Это очень непросто. Поэтому любой победивший депутат - это еще и незаурядный организатор, говоря современным языком, топ-менеджер.

Наконец, в-четвертых, никакие деньги и власть не помогут, если кандидат не умеет находить общий язык с людьми, с избирателями. У него за спиной, в его биографии должны быть факты, подтверждающие его человеческую состоятельность, умение добиваться сложных целей. Он обязан уметь и слушать людей, воспринимать их проблемы, и убеждать их в своей правоте и разумности своих предложений. Слава богу, времена демагогов и популистов прошли.

Геннадий Райков. Подводим итог. Без всякого преувеличения, можно сказать, что любой депутат, избранный в округе, - это харизматическая личность, о чем, собственно, и свидетельствует победа на выборах в округе, где живут 500 000 избирателей, подавляющее большинство которых недовольны - и справедливо - своей жизнью. Это лидер, уже доказавший свое право решать проблемы, от которых зависит положение людей, их настоящая жизнь и их будущее.

Вполне закономерно, что за последнее десятилетие именно десятки депутатов-одномандатников выдвигались на все руководящие посты в исполнительной власти - становились министрами и вице-премьерами, губернаторами и мэрами крупнейших городов. Кстати, одно время в стране стал преобладать специфический кадровый уклон, когда активно выдвигались представители только одного замечательного города. При всем своем глубоком уважении к этим людям не могу с этим согласиться. Надо больше выдвигать представителей регионов. Страна у нас большая, и талантов много. Кстати, только что один из наших депутатов, из Свердловской области, прекрасно работавший в Думе Николай Овчинников "усилил" силовые структуры. И это правильно.

Одной из уникальных особенностей Народной партии, отличающей ее от остальных, как раз и является то, что ее ядро составили настоящие лидеры - более 50 народных депутатов, каждый из которых в своем крае, области, республике уже доказал свои качества политика и общественного деятеля. У нас не вождистская партия, а союз единомышленников. Лидер партии - это первый среди равных, тот, кому делегировано право выступать от имени всех. Такой настоящий демократизм умножает потенциал нашей организации, позволил быстро и эффективно сформировать региональные отделения и наладить их работу по всей стране.

Партия регионов - партия глубинки

- Слово "партия" означает "часть". По-моему, сочетание Народная партия - это не очень ясное название политической организации. Вы хотите представлять весь народ? Не много ли на себя берете? А как же другие партии, они - антинародные?

Геннадий Райков. Есть ли "антинародные" партии? На этот вопрос отвечает Министерство юстиции, когда регистрирует политическую организацию - оно следит за тем, чтобы разного рода экстремисты не получали права на легальные формы политической борьбы. Мы центристы в том смысле, что отвергаем радикализм как слева, так и справа. Произошедшие за последние два года перемены в стране, да и сам принцип формирования партии, предопределили ее центристское позиционирование. Если собирается много здравомыслящих и опытных политиков, детально знающих положение во всех областях и краях нашей необъятной родины, они не могут разделять какие-то радикальные убеждения, не могут не быть сторонниками реальных конструктивных действий.

Уже десять лет СМИ пытаются выстроить какие-то политические координаты и "построить" всех. Одних называют левыми, других - правыми, кому-то присваивают ярлык радикала - либерала, коммуниста, фашиста, еще один принцип - деление на партию власти и оппозицию. За редким исключением все эти клише плохо отражают реальный политический расклад в стране. Например, КПРФ всегда представляла себя в качестве оппозиции, но регулярно участвовала в принятии бюджетов, которые привели к дефолту 1998 года, и трудно считать нынешних "левых" действительными наследниками КПСС. Мы не только критикуем, а делаем конкретные вещи. Поэтому-то наша депутатская группа объединилась с другими центристскими фракциями. Сообща мы можем реально влиять на ситуацию, отстаивать интересы своих избирателей не громкими заявлениями, а конкретными законами и поправками к ним. Наша партия в идеологические схемы не встраивается, да это нам и не нужно. Уже достаточно давно мы определили себя как "партию регионов".

Владимир Аверченко. Это не значит, что мы занимаемся только внутренней политикой, тем, что происходит в отдельных регионах, и не претендуем на решение внешнеполитических проблем. Конечно, как политическая партия, представленная в парламенте, мы активно пытаемся влиять на любые решения представительной власти, относящиеся и к внешней политике, и к экономике, и к безопасности, и к развитию культуры. Наши депутаты возглавляют ряд комитетов Госдумы, участвуют в работе международных парламентских организаций.

Олег Коргунов. И тем не менее наша специфика в том, что у нас есть свой, региональный угол зрения. Уже сам состав НПРФ предопределяет теснейшую связь с округами. Практически во всех других партиях депутат, занимаясь проблемами своих избирателей, связан своей партийной принадлежностью. Он проводник линии партии, планы партии для него первичны. Хлесткое выступление политического лидера такой партии, рост личного рейтинга вождя дает очки и его партии. Кстати, на выборах одна из главных задач в таких случаях - демонстрация своей близости к партбоссу, улицы завешиваются "рукопожатными" плакатами. У нас же ситуация обратная: каждый депутат напрямую зависит от своих избирателей в регионе, а партия, в свою очередь, зависит от деятельности депутата. Именно такой политический механизм объективно обусловливает тесную связь нашей партии с регионами. Из отдельных успехов складывается политический капитал нашей партии в целом. Наша партия похожа на улей, где каждая пчела понемногу наполняет его, а в итоге получается общий результат. НПРФ - партия конкретных дел, а не партия чиновников; мы работаем на благо наших избирателей.

Анатолий Аксаков. Это, так сказать, биологический взгляд на работу НПРФ. Если же попробовать сформулировать концептуальное видение, то давайте вспомним о том, что противоречия между богатыми и бедными, между космополитами и патриотами не исчерпывают нашей жизни. Россия - огромная страна, историей предопределены существенные различия между ее территориями, Конституцией установлено ее федеративное устройство.

Еще в советское время говорили, что коммунизм у нас уже построен - в Кремле, развитой социализм - в пределах МКАД, а дальше уже социализм недоразвитый. Очевидно, что за последнее время дистанция между отдельными регионами стала намного больше. Так уж сложилось в России, что в ней существовало и продолжает существовать разделение: столица (в последнее время можно сказать и столицы) - провинция, это еще одно политическое измерение. Нельзя, конечно, не отметить, что новое время для части региональных элит стерло это противоречие: любой бизнесмен средней руки сейчас запросто путешествует по миру, покупает товары и отдыхает где ему вздумается, интернет и развитие средств телекоммуникаций и связи позволяют нестоличному жителю не чувствовать себя второсортным гражданином.

Но для подавляющего большинства россиян, которые ежедневно борются за выживание, провинциализация углубилась, их от столичной жизни отделяет пропасть. Люди не могут себе позволить даже выехать за пределы своего региона и только по телевизору наблюдают вызывающую роскошь и блеск столичной жизни. Как говорит поговорка: у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то - щи пустые. Мы не собираемся в чем-то упрекать москвичей, не призываем к переделу собственности, хотя проблема регионального неравенства требует и политических, и экономических решений. Речь идет о другом: объективно существует противоречие (оговоримся, как нас когда-то учили - неантагонистическое) между столицей и остальной Россией. В нашу информационную эпоху при доминировании в виртуальном пространстве столицы голос регионов плохо слышен, и это реальная проблема.

Валерий Гальченко. Это противоречие имеет и экономическое содержание, и политическое, и нравственное, и культурное. Приведем самое очевидное, которое вряд ли кто оспорит: именно в областях и краях, в российской глубинке в большей степени сохраняются традиционные нравственные ценности, именно здесь сохраняются обычаи российского народа, определяющие его национальный характер, его душевное здоровье. Особое значение имеют традиционные российские конфессии. Мы активно сотрудничаем с Русской Православной Церковью, работаем с исламской общественностью и ее представителями. В этой связи именно наша партия как партия регионов борется за возрождение национального самосознания, патриотизма и национальной гордости, в защиту наших духовных и культурных ценностей посредством государственной информационно-культурного воздействия на общество.

Не могу не отметить особой роли российских СМИ, особенно телевидения, в деморализации нашего народа, в развращении подрастающего поколения. Мы уже предложили законопроект, позволяющий бороться с эпидемией насилия на экранах. И здесь мы получили не только массовую поддержку людей со всей страны, но и почувствовали готовность многих представителей нашей культуры участвовать в этой борьбе за нравственное здоровье народа.

Владимир Аверченко. Для того чтобы интересы регионов стали основой российской политики, Народная партия ставит перед собой задачу: как можно больше депутатов из провинции, непосредственно связанных с жизнью России, должны работать в представительных органах власти. Более того, мы ставим перед собой задачу: поддерживать талантливых людей во всех регионах страны, мы будем помогать талантливым провинциалам во всех сферах деятельности выходить на всероссийскую орбиту.

Геннадий Райков. Одной из особенностей так называемых "цивилизованных" стран - а я жил на Западе и хорошо его знаю - является отсутствие качественной разницы между жизнью в крупных центрах и в провинции. И это хорошо: человек не должен испытывать сегрегацию, обладать привилегиями только потому, что он родился там, где исторически больше благ. И одна из стратегических целей Народной партии - добиваться одинаково высокого качества жизни на всей территории нашей страны.

Вертикаль демократии

- Россия только и состоит из краев, областей, республик национальных округов? Не означает ли это, что партия регионов кому-то себя противопоставляет, например, федеральному Центру?

Геннадий Райков. Извините за откровенность, но на такое извращенное представление о нашей партии способен только журналист, совершенно не понимающий российской жизни. Это полная чушь! Только сильное государство, возглавляемое авторитетным лидером, способно успешно завершить начатые политические и экономические преобразования, обеспечить поддержание законности и соблюдение прав человека, надежно защитить свободу, безопасность и достойную жизнь своих граждан. НПРФ будет содействовать укреплению вертикали государственной власти, обеспечивать соответствие регионального законодательства федеральному.

Валерий Гальченко. Определяя себя как партию регионов, мы считаем, что отношения Центра и регионов - это важная сфера политических и экономических отношений, сфера политической деятельности НПРФ. Это совсем недавно доказали российские бюджетники: вопрос о том, кто платит заработную плату - федеральный бюджет или муниципалитет, - вопрос жизни миллионов. Межбюджетными отношениями занимается каждый депутат, отстаивая интересы своего округа. Но разве не лучше это сделает партия, которая объединяет многих парламентариев, которая, с одной стороны, будет отстаивать интересы государства, а с другой - изыскивать все возможности для решения конкретных проблем конкретных территорий? А разграничение федеральной, региональной и муниципальной собственности - разве это не одно из важнейших направлений институционального развития экономики? Да, конфликт интересов будет всегда: если где-то прибавится, то, значит, где-то убудет. Но партия как политический субъект будет заниматься оптимизацией, поиском наиболее приемлемых вариантов для регионов.

Олег Коргунов. Каждый субъект Федерации состоит в федеративных отношениях с государством, и они, безусловно, должны совершенствоваться и развиваться. Россия - не унитарное государство, при наших пространствах и традициях нам предстоит еще многое сделать в этой области. Быть партией регионов - это значит заниматься совершенствованием всей системы федеративных отношений, развитием местного самоуправления.

На ранних этапах становления новой российской государственности было сделано немало ошибок. До сих пор не решена задача обеспечения равенства субъектов Федерации. Особую проблему представляют "матрешечные" субъекты - Красноярский край, Тюменская область и другие. Не так, как везде, сложилась система местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. Принципиально новые решения необходимы и для Калининградской области, и Чечни.

Трудно признать оптимальной саму систему федеральных органов управления. Так, Народная партия выступает за выборы членов Совета Федерации, поскольку нынешний статус "сенаторов" вряд ли кого удовлетворяет. Пора подводить итоги работы и аппаратов полномочных представителей президента в федеральных округах. Налицо дублирование многих функций и излишняя бюрократизация.

Анатолий Аксаков. Напомню, что именно сейчас в Думе идут законы о местном самоуправлении и разграничении полномочий между органами власти всех уровней. Наша партия поддерживает работу в этом направлении. Важно, чтобы права соответствовали возможностям и всегда была четко закреплена связь обязанностей органов власти с их финансовыми ресурсами. Необходимо наведение порядка на всех уровнях - и в федеральном бюджете, и в межбюджетных отношениях. Вертикали власти должна соответствовать вертикаль демократии - Центр не может и не должен отвечать за все. Развитие местного самоуправления, обеспечение его экономической самостоятельности стали важнейшим направлением укрепления независимости государства, основой реального народовластия в стране.

Геннадий Райков. В одном старом популярном фильме прозвучала мысль: "России после Петра Первого не везло на царей". Конец прошлого века, кажется, сломал эту традицию, и сегодня страну возглавляет сильный и авторитетный лидер. Мы поддерживаем политическую линию российского президента Владимира Владимировича Путина. Твердо уверены, что лидер нашего государства действует в нужном направлении, его политика направлена на благо России и всего российского народа. Но не забудем неплохие слова из "Интернационала":

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни Царь и ни герой.

@@@
Мы - не московская партия
Национальная идеология или "черный пиар"?
Национальное самосознание или духовное безволие?
Норма веры как норма жизни
О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики
Приехали на сабантуй
Противоракетный щит для континента

Расколют ли баски Испанию

@@

Мир с террористами оказался зыбок

2000-06-23 / Александр Моисеев



Как и все террористы, боевики ЭТА скрывают свои лица под масками.

Фото АП

ИСПАНСКИЕ власти проводят серию операций против террористов вооруженной баскской группировки ЭТА. Основная задача местных силовиков - расстроить саму схему организации бандитского подполья, устраняя одно ее звено за другим.

На этих днях в городах Сан-Себастьян и Рентериа полиция арестовала еще семь человек, входящих в так называемые группы поддержки боевиков. Одновременно ведется поиск преступников, совершивших теракты, в результате которых за последние полгода погибло пять человек.

Всего же на совести боевиков ЭТА уже сотни жертв. И сепаратисты угрожают новыми убийствами.

Требования экстремистов - "освободить политзаключенных басков" и вывести из этого национального сообщества "все иностранные испанские вооруженные силы". Ультранационалисты настаивают на расширении самостоятельности Эускади во внешнеэкономических и внешнеполитических делах. Они добиваются также прямого представительства Басконии в международных организациях, таких, как штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе, права заключения соглашений с другими государствами, зарубежных визитов, участия своей национальной сборной команды по всем видам спорта в мировых первенствах отдельно от всего Королевства. А в перспективе экстремисты планируют и вовсе отделиться и создать свое государство на территории между Испанией и Францией. Разумеется, все это для Мадрида неприемлемо.

Отмечу, что Страна Басков и без того имеет в Испании самую широкую автономию по сравнению с другими. У басков свой парламент, свое правительство, свои язык, флаг, полиция. Однако аппетиты сепаратистов постоянно растут. И каждая новая уступка Мадрида лишь подстегивает амбициозных лидеров автономий к более решительным и изощренным действиям во имя единоличной, не ограниченной центром власти.

Вот уже полгода как террористическая организация баскских сепаратистов ЭТА, сумевшая обильно пропитать идею свободы и независимости кровью сотен невинных жертв, нарушила объявленное ею же "всеобщее и окончательное прекращение огня" и возобновила теракты. Напомню, что вооруженная организация была создана в июле 1959 года и только за прошедшие два десятилетия лишила жизни около 800 человек. Жертвами ЭТА становятся политики, журналисты, представители местных властей, военные и полицейские, которые, как правило, лично никогда не причиняли баскам вреда.

Баски населяют три северные провинции Испании (и еще три во Франции), отличаются особым характером, языком, культурой и обычаями. Даже своей кухней баски не похожи ни на одну другую народность Испании.

В эпоху правления каудильо Франсиско Франко любые проявления национального самовыражения, язык, традиции других народов страны были поставлены вне закона и решительно подавлялись.

В Стране Басков, впрочем, как и в Каталонии и Галисии, было запрещено обучение на национальных языках даже в начальной школе. Газеты и радиопрограммы и телепередачи выходили только на испанском, то есть кастильском, языке.

Поэтому неудивительно, что после падения диктаторского режима и с началом демократизации общества в стране произошел бурный всплеск национального самосознания. А в ряде провинций он приобрел формы экстремизма. Испанским властям пришлось приложить немало усилий, политического такта и гибкости, чтобы сдержать мощные накаты националистических страстей и поставить решение национальных проблем в рамки правового поля. И рассматривали проблемы регионов в общем контексте демократических преобразований.

Основы автономного устройства Испании были заложены в Конституции 1978 года. В ней закреплены как неизбежность децентрализации власти как составной части демократического процесса, так и безусловное сохранение единства страны.

В Испании насчитывается 17 автономных сообществ.

Разграничение Конституцией полномочий между Мадридом и автономиями выглядит обычным для современного федерального государства. Автономии могут обладать всеми полномочиями, не подпадающими под исключительную компетенцию центральных властей.

А в последнюю входят регулирование основных прав и обязанностей испанцев на всей территории страны, вопросы гражданства, эмиграции и иммиграции, внешняя политика, вопросы обороны и управления вооруженными силами, торговое, уголовное, трудовое и гражданское законодательство, финансовая система, включая все вопросы, связанные с национальной денежной единицей, ее обменным курсом и конвертируемостью, основы кредитной, банковской и страховой систем.

Конституцией предусмотрены механизмы контроля центральной власти за деятельностью автономий. В каждой из них назначается специальный представитель центрального правительства с широкими полномочиями. Институт делегатов способствует единообразному исполнению воли Центра на всей территории страны. Важное средство контроля над законотворчеством автономий - право Конституционного суда Испании рассматривать их законодательство с точки зрения конституционности. Это важное средство сдерживания амбиций автономных правительств.

Интересно и то, что в соответствии со статьей 145 несколько автономных сообществ не имеют права объединяться в одно "мегасообщество".

Страна Басков получила так называемый предавтономный статус еще до принятия Конституции. Была также объявлена широкая амнистия политзаключенным, в первую очередь членам ЭТА.

Организация молодых баскских националистов была основана в 1959 году как сугубо политическая. И только позднее в ответ на террор франкистов тоже развернула террористическую деятельность. Она вела борьбу за независимость трех провинций Эускади, лишенной режимом Франко автономии и наиболее жестоко притеснявшейся из-за своей непокорности властям. При диктаторе был даже выпущен декрет, в котором все население Страны Басков объявлялось "врагом испанского народа". Так что при Франко борьба ЭТА была логична и пользовалась симпатиями и поддержкой многих свободолюбивых испанцев. После смерти Франко, в процессе демократических реформ Эускади получила наибольшую в стране автономию. Но наиболее фанатичные националисты и боевики ЭТА продолжили борьбу уже за создание независимого государства басков. Они использовали прежнюю тактику террора, не учитывая кардинально изменившиеся настроения в испанском обществе, да и в мире.

Террор был отвергнут испанцами и большинством самих басков. В последние годы спецслужбы Испании и Франции нанесли по вооруженным организациям ЭТА эффективные удары. Около 50 террористов было уничтожено, почти 600 посажены за решетку на длительные сроки заключения. Власти, долгое время не желавшие вести переговоры с бандитами, решили наконец вступить с представителями ЭТА в диалог. Ослабленная, потерявшая уважение масс организация согласилась прекратить террор, начала переговоры с властью. С сентября 1998-го по декабрь 1999 года ЭТА не провела ни одного теракта.

Но мир с террористами оказался слишком зыбок.

Как заявили активисты Эрри Батасуны, партии, представляющей политическое крыло ЭТА, "прочный мир в Стране Басков не наступит до тех пор, пока в тюрьмах Испании находятся еще несколько сот их боевиков, а улицы баскских городов и деревень патрулируют федеральные полицейские и гражданские гвардейцы".

Опросы общественного мнения в Испании и Стране Басков свидетельствуют о том, что подавляющее число граждан государства против его развала. В самой Эускади только 18% басков хотели бы на референдуме поддержать образование своего независимого государства.

По опросам Министерства внутренних дел Испании, 77% басков и 65% жителей всей страны убеждены, что насилие имеет политическую подоплеку, что с его помощью цели не достичь.

@@@
Расколют ли баски Испанию
Сталин, голодомор и дружба народов
Строптивая Коза поможет людям настойчивым
Те же и Мадонна
Три столетия американского искусства
Философия общей судьбы
Хмурое утро, или скучный закат

Цыгане всего СССР объединяются

@@

В Смоленске прошел съезд кочевого народа

2003-02-17 / Светлана Савенок



В Смоленске на съезде цыганского народа создана ассоциация ромов - цыган - стран Союза Независимых Государств и Балтии. Задача ассоциации - возрождение национального самосознания цыган, сохранение их самобытности.

В съезде участвовали более 100 делегатов, которые представляли 30 цыганских общин. Кроме того, приехали гости из США, Финляндии, Германии, Франции, Сербии, Хорватии, а также независимые наблюдатели от Совета Европы, ОБСЕ и Европейского центра по правам цыган. Кстати, за границей в отличие от России само слово "цыган" несет в себе уничижительный оттенок, поэтому там предпочитают употреблять слова "ром" и "рома".

Как пояснил председатель оргкомитета Олег Козловский (он и был избран президентом ассоциации), Смоленск был выбран местом проведения съезда прежде всего из-за его удачного географического положения. Смоленск через Белоруссию соседствует со странами Западной Европы. До Украины и стран Балтии тоже рукой подать. Кроме того, недалеко от областного центра, в Александровке, где когда-то располагался цыганский поселок, находится место массового захоронения цыган, расстрелянных гитлеровцами в начале Второй мировой войны.

@@@
Цыгане всего СССР объединяются