Альтернативы Горбачеву

@@

Отставка нынешнего Президента СССР представляется вполне реальным сценарием ближайшего развития событий. Следовательно, пора подумать о тех, кто может прийти ему на смену

2000-09-29 / Виталий Третьяков Материал был опубликован в #43 от 9 апреля 1991 г.



"Альтернативы Горбачеву нет" - давно прошло время, когда этот лозунг, эксплуатировавшийся и правыми, и левыми, был одновременно и партийным мифом, и реальностью. Начав процесс преобразований в стране, Михаил Горбачев, сам того, видимо, не желая и не предвидя, создал обстановку политического соперничества, которая рано или поздно должна была породить альтернативную ему кандидатуру на высший пост в государстве. И сегодня уже можно назвать вполне конкретные имена. На мой взгляд, это Ельцин, Янаев, Павлов и Лукьянов. Список достаточно очевиден, но не очевидны последствия прихода на смену Горбачеву каждого из этих политиков, равно как и их шансы в соревновании за первенство друг с другом.

Президент

РЕАЛЬНА ЛИ ОТСТАВКА?

Информация из достаточно надежных источников о том, что группа "Союз" уже собрала необходимое число подписей народных депутатов СССР под требованием собрать внеочередной съезд, вообще переводит ответ на этот вопрос из отчасти теоретической области в сугубо практическую. Я не буду сейчас разбирать юридические аспекты проблемы отставки Президента СССР. Прежде всего потому, что, если конституция и не дает простора для фантазии в этой сфере, в реальности все решится не в форме отставки Горбачева кем-то, а его самоотставки, то есть добровольного (насколько доброволен уход любого политика) отказа от поста. К этому готово общество, готовы противоборствующие политические силы, в какой-то степени, на мой взгляд, готов и сам нынешний Президент СССР.

Институт народных депутатов СССР, объединенных в съезд или Верховный Совет, безусловно противостоящий, несмотря на всю свою слабость, формальному и неформальному всевластию аппарата коммунистической партийной номенклатуры, делает смену Президента СССР не более чем технической проблемой.

Предположение, что правые и левые вновь примутся яростно бороться друг с другом за Горбачева, чем он столь успешно пользовался до сих пор, скорее всего, можно отнести уже к истории перестройки, а не к ее сегодняшнему дню. Сегодня, очевидно, ситуация прямо противоположная: куда вероятнее совместная, хоть и не согласованная, борьба против Горбачева. Фактически эта борьба в самом разгаре. А вопрос "за" решается уже применительно к кандидатам на роль "второго в истории" Президента СССР.

Тбилиси (апрель 1989-го), Баку (январь 1990-го) и Вильнюс (январь 1991-го) - вот три главные вехи, которые привели Михаила Горбачева к его сегодняшнему тупику. Если бы через них прошел просто генсек ЦК КПСС, вопроса бы не возникало: генсекам прощалось и не такое. Но для Президента СССР это был воистину путь на Голгофу. Он показал, что либо М.Горбачев не контролирует ситуацию в стране, либо отводит справедливую и законную кару от виновников кровавых событий. Последнее - главный резон для разочарования в нем среди демократов. Но в любом раскладе - президент уходит от своей персональной должностной ответственности за происходящее. И это объединяет в недоверии к нему и правых, и левых.

Наконец, и справа, и слева уже появились фигуры, которыми достаточно безболезненно можно заменить Горбачева законно, не нарушая политических приличий в нашей достаточно политически неприличной стране.

Горбачева могут вынудить добровольно подать в отставку правые (через партийные каналы или иным образом - это неважно). Могут - левые, демократическим стачечным или митинговым путем. Оба эти давления могут совпасть во времени, что наиболее вероятно. Я думаю, что ответственность за даже "малую", не говоря уже о "большой" крови (не дай бог ни того, ни другого), где бы в СССР она ни пролилась, президенту больше не удастся отвести от себя. Поводом может стать и отказ республик (еще одной-двух к уже имеющимся) подписать Союзный договор. Словом, поводов более чем достаточно. И ни один из них не представляется нереальным. Если помножить это на чрезмерную эмоциональность М.Горбачева, его явно угнетенное в последнее время состояние, то чудом окажется, скорее сохранение им своего нынешнего поста, чем отставка с него.

Настоящих союзников у него на сегодня, на мой взгляд, почти вовсе не осталось. Безусловно, это Запад. Конечно же, это какая-то часть нынешнего Верховного Совета СССР - тех, кто только-только вкусил прелестей жизни демократической номенклатуры и не хочет рисковать своим настоящим ради чьего-то будущего. Да еще, пожалуй, лидеры некоторых среднеазиатских республик и Азербайджана. Но все это союзники либо не всесильные, как Запад, либо ненадежные, как новая депутатская элита.

Вправо Горбачеву идти не резон. Его, конечно, примут, но вслед за тем сместят еще быстрее. А левые, пожалуй, уже и не примут. А если и примут, то с таким количеством оговорок, что от президентских полномочий останется пшик.

Есть, правда, одна лазейка - союз с Ельциным. Но на условиях, опять же, последнего. Лидер России может спасти Президента СССР, ибо Россия - это почти СССР (в старом, ныне все еще сохраняющемся смысле). Но как только спасение случится, Горбачев автоматически, даже если за ним сохранится пост президента нового Союза, перейдет на вторые роли (например, на роль "человека Ельцина" в КПСС). Вряд ли Михаил Сергеевич пылает такой любовью к Борису Николаевичу, чтобы последовать совету пушкинского Савельича, который говорил своему барину: не упрямься, Петр Андреич, плюнь да поцелуй у злодея ручку.

Временами, надо признать, фантасмагория нашей политической суеты вновь и вновь реанимирует мысль о каком-то "тайном союзе" Горбачева и Ельцина, совместно ведущих сложную политическую игру с самого апреля 1985 года. Но до фантасмагорий ли нам сегодня? Нет, отбросим эту гипотезу до более спокойных и сытных времен.

ЧТО ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВА ГОРБАЧЕВУ

Под этим я разумею не вообще фигуру, которая способна вести нашу внутреннюю политику по более здравому, демократичному и эффективному пути (к таковым, пожалуй, я бы причислил и себя, если бы потерял чувство юмора), а лишь того, кто в силу определенным образом сложившихся обстоятельств находится сегодня на таком политическом уровне, с которого можно реально претендовать на пост Президента СССР. На мой взгляд, реальными кандидатурами могут быть только Ельцин, Янаев, Павлов и Лукьянов. К этому списку я и перехожу.

(В скобках замечу, что в уединенных кабинетах высшего аппарата ЦК КПСС, КГБ и Министерства обороны могут возникать и иные имена. Мне это, как и другим малым коммунистического мира сего, неизвестно и недоступно. Впрочем, вряд ли и там перебирается существенно другая политическая колода.

ЕЛЬЦИН

В чем сила Ельцина?

Прежде всего - в ненависти к нему аппарата, в ненависти, которая всякий раз порождает, несмотря на многочисленные промахи председателя ВС России, симпатии к нему избирателей. Действуя напористо, Ельцин постоянно побеждает аппарат одним и тем же оружием - гласностью. А если говорить точнее - срыванием покрова тайны с того, что аппарат даже в нынешних условиях пытается скрыть.

За Ельциным - его популярность в народе, с которой до сих пор не может сравняться никто, его нынешний высокий государственный пост в России, его образ единственного из партийных выходцев продолжателя дела настоящей перестройки. Он идет вперед и если интриги против него ослабевают, и если они усиливаются. Единственное, что может остановить его сегодня, - эффективная экономическая и национальная политика Центра. Ни того, ни другого не было, нет и, судя по всему, не предвидится.

Надо думать, что к президентским выборам в России будет извлечен какой-нибудь новый "компромат" на единственного реального претендента на победу в этих выборах. Тем уверенней он победит.

Однако здесь и возникает проблема. До получения президентского поста в России Ельцину бессмысленно отвлекаться на борьбу за президентство в стране в целом. Тем более что политически верховная власть в республиках масштаба Украины, Казахстана и тем более России сегодня более перспективна, чем на общесоюзном уровне. После того как Ельцин станет российским президентом, он сможет всерьез задуматься о президентстве союзном, но только в том случае, если будет иметь надежного преемника в республике. Вряд ли такое возможно в ближайшее время.

Конечно, съезд народных депутатов СССР может сам предложить Ельцину высший пост в стране, что, между прочим, гарантировало бы на ближайшие годы единство действий России и Центра. Но, с одной стороны, это представляется достаточно маловероятным, если учесть силу аппарата в среде народных депутатов СССР. С другой - проблема преемника на "российском троне" остается. Вариант совмещения двух президентских постов Ельциным в нынешней обстановке, конечно же, не будет поддержан республиками.

Таким образом, самый сильный политический соперник Горбачева вряд ли станет тем, кто сменит нынешнего Президента СССР на его посту.

ЯНАЕВ

В своем положении вице-президента Геннадий Янаев находится в опасной для Горбачева близости. И, надо думать, Горбачев взвешивал эту опасность, прежде чем дать свое согласие на назначение Янаева вице-президентом.

Фигура Янаева аморфна, туманна, непривлекательна для избирателей (хотя второй Президент СССР, скорее всего, будет избран, как и первый, не народом, а народными депутатами, реакцию населения нельзя сбрасывать со счета). Типичный аппаратчик, выходец из откровенно презираемых сегодня структур комсомола, КМО, ССОД, ВЦСПС, Янаев - человек без политического прошлого. Он мало чем проявил себя в перестройке, которой был, по некоторым свидетельствам, отнюдь не поклонником. Своим неожиданным и резким возвышением, первопричина которого - политическая всеядность, он разозлил и левых, и правых. Странная история, получившая название "янаевгейт" (не опровергнутые серьезно и официально обвинения в фальсификациях при повторном голосовании его кандидатуры на пост вице-президента), висит на его политической биографии несмываемым пятном. И с этим пятном трудно даже думать о возможности занять президентский пост в раздираемой противоречиями стране.

Горбачев заставил народных депутатов избрать Янаева. Это тоже не забывается. Скорее всего, с уходом Горбачева уйдет в более или менее почетную отставку и первый советский вице-президент, дискредитированный даже и тем, что его возвышение произошло через членство в политбюро ЦК КПСС.

ПАВЛОВ

Многие экономисты предрекают Валентину Павлову скорую отставку - следствие "переходности" его кабинета, начавшего неблагодарную работу по проведению денежной реформы и повышению цен. Надо думать, что сам Валентин Павлов, пребывавший до перестройки в полной неизвестности, хотя и на хорошей должности (председатель КМО Янаев на это жаловаться не мог), имеет другие виды на свое будущее. Благодаря перестройке он пошел вверх (Янаеву перестройка чуть было не сломала всю карьеру), осенью прошлого года стал, по существу, теневым премьер-министром при еще "живом" Рыжкове. Его, Павлова, привела в кресло главы правительства профессиональная, а не партийная выслуга (между прочим, дополнительный плюс сегодня).

Он решительнее Горбачева и насмотрелся на "страдания" своего мягкотелого бывшего шефа, оставшегося благодаря дружбе с Горбачевым на своем посту "до последнего", но превратившегося в мальчика для "парламентского" и "внепарламентского" битья. Его будущее - только в движении вперед. И чем менее кажется кому-то перспективной его экономическая политика, тем более Павлов будет нуждаться в политическом закреплении своей роли. Президентский пост в этом смысле - лучшая цель. И то, что она для Павлова существует, подтверждается его неожиданным появлением на пасхальном богослужении в Патриаршем соборе (более неожиданным могло бы стать лишь отсутствие там Ельцина или присутствие Горбачева). Зачем это главе коммунистического кабинета министров, атеисту по определению и партийному уставу, приобщаться к таинствам пусть и официальной, но религии? Символично: с Ельциным они стояли рядом, с будущим Президентом России.

Итак, блюдя и интересы военно-промышленного комплекса, и многострадального русского народа-богоносца, Валентин Павлов нащупал плодотворный союз, который кому-то ведь надо возглавить.

Прошлой осенью я встретил Валентина Павлова на проспекте Калинина: он пешком шел из Кремля (с сессии Верховного Совета) в депутатский небоскреб. Министр финансов СССР - пешком! Удивительно даже не то, что не разучился ходить, а то, что осмелился при расстроенных финансах, договорных ценах и прочей подведомственной ему ерунде один окунуться в московскую толпу.

Горбачев дал Павлову карт-бланш в экономике, но Павлов-то прекрасно понимает, что с такой политикой, как у нас сегодня, он находится на пути к политической петле. Нет, собственная политическая власть Валентину Павлову отнюдь не помешает. И, думаю, ему есть что сказать на этот счет и съезду народных депутатов и "ребятам", как выражается Николай Травкин, из политбюро.

Лично я шансы Павлова занять президентский пост оцениваю высоко. И Западу придется забыть его бестактное интервью газете "Труд" - голосовать ведь за Павлова будет не Запад, а те, кому это интервью было нужно.

Остается, правда, сама денежная реформа, циничное и унизительное изъятие сторублевок - следовательно, ненависть интеллигенции и старушек. Но на то есть Рыжков с Горбачевым, три года тянувшие с реформой. Им, если умело повернуть, - и расплачиваться.

ЛУКЬЯНОВ

Анатолий Лукьянов представляется мне лучшей на сегодняшний день, можно даже сказать оптимальной, кандидатурой в преемники Горбачеву на посту Президента СССР.

Прежде всего, я думаю, он способен резко двинуть реформы в сторону их радикализации и демократизации. Основа моей уверенности - в сплетении субъективных и объективных факторов, связанных с этим политиком.

Безусловно, что Лукьянов, несмотря на свое аппаратно-партийное прошлое, - дитя перестройки. Благодаря ей он вошел и в высшую партийную элиту, работая, однако, не в ней, а в Верховном Совете, сговорчивость которого во многом объясняется манипуляторскими способностями Лукьянова. С лета 1989 года Лукьянов занят черной и, в общем-то, неблагодарной работой: приводить в божеский (с точки зрения закона) вид идеи Горбачева, проводить эти порой откровенно сомнительные идеи через местами строптивых народных депутатов, урезонивать откровенных радикалов и откровенных правых, контролировать сложный баланс сил и интересов в Верховном Совете. Он всякий раз должен был играть в те ворота, в которые целился, но бил мимо Горбачев. И чуть позже, потихоньку, Лукьянов закатывал направленный президентом мяч, хотя первоначальная траектория уводила этот мяч совсем в другом направлении. Он мирил, сколько мог, интересы республик. Перед лицом всей страны он не боялся предстать иезуитски изощренным политиканом, который слышал то, что нужно было слышать, и давал слово тому, кому его нужно было давать. Никто за последние годы, думаю, не оказал Горбачеву больше политических услуг, чем Лукьянов. А в результате - он был оттеснен на второй и даже третий план Павловым и Янаевым.

Сегодня, когда советская внутренняя политика меньше всего творится в залах заседаний Верховного Совета СССР, а больше всего - в республиканских парламентах и в их сложных контактах-конфликтах с Центром, Лукьянов продолжает, как стойкий оловянный солдатик, оставаться на своем посту, обеспечивающем ему популярность в анекдотах, но отнюдь не в истории.

По существу, Лукьянов обрек себя быть тенью Горбачева, не имея полномочий серого кардинала. Вроде бы он и не страдает чрезмерным честолюбием, но при изменчивом характере шефа и судорожности горбачевской политики возропщет и человек без всякого самолюбия.

Отдельные признаки свидетельствуют, что Лукьянов уже давно лишь по служебному и партийному принуждению оформляет президентскую линию в более или менее цивилизованные парламентские формы, являясь на самом деле сторонником более определенного и демократического курса. Если бы даже он и не любил демократию вовсе, то в своей, пусть дирижерской, роли главы парламента с демократией сроднился. Президент может резко оборвать левых - Лукьянов постарается хоть по жилам, но вытянуть из них компромисс.

Усиление исполнительной власти в стране, перенесение центра политических игр и интриг из парламента в Кремле в республиканские парламенты - все это все более и более принижает роль нынешнего председателя Верховного Совета СССР до той роли, которую исполнял в свое время на этом же посту какой-нибудь малообразованный Подгорный. Думаю, эта перспектива очень тревожит Лукьянова.

Между тем он - политик, имеющий обширнейшие связи с лидерами разных политических движений и партий страны, с лидерами, которых Горбачев знает разве что по отчетам "компетентных" органов. Как говорят, Лукьянов не в восторге от последней идеи фикс президента - центризма, он склоняется к "круглому столу" и даже, чем черт не шутит, к коалиционному правительству.

И, конечно же, очень важно, что Лукьянов - единственный, после Горбачева, человек, который способен заставить съезд или Верховный совет СССР принять решение, прямо противоположное тому, за которое собирались голосовать депутаты.

Помимо откровенного манипулирования Верховным Советом, у Анатолия Лукьянова есть еще один, меньший недостаток: работники его аппарата, а может быть, и он сам не раз уже предлагали издательству "Известия", где печатается "НГ", прекратить выпуск "Независимой газеты". Но вдруг и здесь он исполнял не свою волю, насилуя собственный демократизм и любовь к разномыслию?

ПОЧЕМУ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ?

Не затеряться в истории, наследуя Горбачеву, очень трудно. Ни поворотом назад, ни топтанием на месте этого не добиться. Только резким рывком вперед можно будет если и не обойти, то хотя бы сравняться с нобелевским лауреатом. Второй президент должен будет превзойти Горбачева, чтобы остаться хотя бы рядом с ним в истории. И Янаев, и Павлов, и Лукьянов, безусловно, понимают это и неминуемо пойдут дальше Горбачева. Но шансов на президентский пост и возможностей реализовать этот рывок вперед больше у Анатолия Лукьянова.

У проблемы есть и другая сторона: мало стать достойным преемником Горбачева - нужно еще будет суметь найти общий язык с Ельциным. И в этом смысле Лукьянов предпочтительней Янаева и Павлова. Уж он-то найдет в законах то ли Российской, то ли Римской империи обоснование этого союза. Не удивлюсь, если после избрания Анатолия Лукьянова на высший в Союзе пост произойдет и быстрое замирение республик с Центром - хотя бы временное, как передышка.

@@@
Альтернативы Горбачеву
Без татарского народа Российское Государство - неполное
В столице проживают не этносы, а москвичи
Голодная смерть или бандитская пуля
Диаспоры требуют от властей денег и эфира
Дмитрий Медведев проговорился о задаче-максимум на 2008 год
Если Черная гора не идет к Слободану...

К России людей и людям России без старых ошибок и новых экспериментов

@@

Универсальная предвыборная программа кандидата на пост президента Российской Федерации

2000-11-24 / Виталий Третьяков 18 мая 1996 года

За месяц до выборов (поздновато) начали появляться несмелые всходы предвыборных платформ кандидатов в президенты. Правда, давно уже готова и опубликована платформа Зюганова как лидера КПРФ, но теперь он собирается скорректировать ее под общую фирму объединенной оппозиции (левой). Несколько дней назад появился текст платформы (программы) Горбачева - широкой публике пока практически неизвестны. Явлинский в своем втором письме к Ельцину, публикуемом сегодня в "НГ", изложил часть своей программы. Сам Ельцин в ряде публичных выступлений проговорил некоторые идеи и позиции президентской программы. Вот практически и все. Многие эксперты считают сильной (в смысле действенности) зюгановскую программу (на мой взгляд, это не так). Другие программы еще не могли стать предметом широкого обсуждения. У меня есть слабость - писать тексты за тех, кто меня об этом не просит. Особенно если я чувствую, что у них не получается. Так был написан предлагаемый ниже вариант предвыборной программы кандидата в президенты демократического направления. Чем отличается хорошая программа от плохой? Только одним. Хорошая программа полезна и кандидату (его электорат растет), и стране: реализация программы после победы приносит реальное благо стране и выполнима.



Следующий президент России должен решить всего лишь пять главных задач, стоящих перед страной. Все остальные, исчисляемые десятками и сотнями, суть лишь конкретика, предмет оптимальных политических, социальных или производственных технологий, разрабатываемых и реализуемых профессионалами: правительством, парламентариями, руководителями и владельцами банков, фирм, предприятий, лидерами и функционерами политических партий, руководителями региональных и муниципальных органов власти.

1. СТРАТЕГИЯ

Итак, на ближайшие четыре года таких целей или задач всего пять. Но это очень сложные и большие задачи. Зато успешное их решение приведет к фундаментальным положительным изменениям в жизни общества.

Первая задача. В ближайшие четыре года нужно вести дела в стране так, чтобы сделать больше людей счастливыми и обеспеченными, чем несчастными и неимущими.

Вторая. Остановить - и на сей раз навсегда - всяческие эксперименты над Россией, ее территорией, ее народами, образом жизни ее граждан.

Третья. Не прерывая реформ, ибо жизнь всех стран, а нашей особенно, нуждается в постоянном совершенствовании, обеспечить проведение реформ по-новому, то есть так, чтобы их результаты удовлетворяли не только реформаторов; чтобы плоды реформ доставались всем, а не только богатым; чтобы позитивные итоги реформ были очевидны и ощутимы без доказательств и заклинаний официальной пропаганды.

Четвертая. Восстановить, возродить, реставрировать все лучшее, что было, а оно там было, в советском обществе, в Советском Союзе, откуда родом новая Россия.

Пятая задача. Заставить работать государство и всех его многочисленных чиновников на общество, на людей.

Нетрудно заметить, что до сих пор все было наоборот. В оправдание прежним руководителям России можно сказать только одно: и до них эти задачи либо не ставились вообще, либо если и ставились (как правило, частично), то не решались. За последние же пять лет Россия, несмотря на все пережитые ею трудности и несмотря на все ошибки, сделанные теми, кто принимал в ней главные решения, сумела создать и сохранить:

- основные институты и свободы демократической системы;

- возможность развития этой системы в сторону укрепления гражданского общества и обслуживающего его государства;

- плюралистическую систему идей, мнений и оценок, позволяющих извлечь уроки из ошибок и выбрать наконец оптимальный путь развития.

Как уже было сказано, все конкретные проблемы, стоящие перед страной, укладываются в пять общенациональных задач. Эти пять пунктов - альфа и омега президентской стратегии внешней и внутренней политики России. И, между прочим, не только на ближайшие четыре года, но и на первые десятилетия следующего века. Этими ориентирами смогут воспользоваться и будущие руководители страны. Успешная реализация этих целей не только позволит резко поднять качество жизни русских, россиян, но и даст позитивный импульс будущему, за порогом ХХ века, развитию страны, то есть обеспечит преемственность жизни и деятельности сегодняшних родителей - нынешних избирателей и их детей - избирателей будущих.

Кроме того, и это очень важно, эти пять общенациональных целей президентской программы гарантируют сохранение России неделимой, самостоятельной, независимой, свободной, самобытной, культурной, уважаемой миром великой страной русского и иных живущих в ней народов.

Суммируя, можно вывести следующий основной лозунг предвыборной платформы кандидата в президенты, являющегося разумным реформатором и истинным демократом:

БЕЗ СТАРЫХ ОШИБОК И НОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ - К РОССИИ ЛЮДЕЙ И ЛЮДЯМ РОССИИ

Прежние руководители СССР и России, прежние реформаторы и политики все-таки пытались нащупать этот лозунг, эти цели, пути их воплощения в жизнь. Но не получилось. Была и есть великая и богатая страна. Был и есть самоотверженный и талантливый народ. Были и есть великие, повлиявшие на жизнь всего мира идеи и достижения. Но нет и не было настоящего счастья, благополучия, процветания всех граждан России. Почему? Потому, что мы хотели осчастливить сразу всех, но прежде всего других, ставя интересы свои, своей семьи, своего сословия, своей страны на второе место после интересов государства, всеобщего мира, стран, которым мы помогали. Так мы сначала боролись за коммунизм, потом так же мы боролись против коммунизма. За коммунизм - ради счастья всего человечества. Против коммунизма - ради общечеловеческих ценностей, идеалов демократии, рыночных свобод. И в той, и в другой борьбе, принесшей немалые плоды другим, мы постоянно забывали о себе, о своих семьях, о своих гражданах, о своей стране. Отныне с этим должно быть покончено.

Не перед миром, не перед Западом, не перед Востоком, не перед международными организациями или наднациональными институтами должен держать отчет президент России. Он обязан работать на людей России, на процветание всех ее сословий, на саму Россию. И только перед ними он должен отчитываться в сделанном. Президент России - это тот, кто исполняет волю русских, российских избирателей, каковой бы она ни была. Этому императиву должна подчиняться конкретная политика главы государства.

Как же необходимо действовать, чтобы наилучшим образом выполнить задачи, поставленные перед следующим президентом России не им самим, а ее народом и ее интересам?

2. ПОЛИТИКА

Так, как объективно строится жизнь всякого человека, который живет интересами: - самого себя, своей личности;

- своей семьи, своих детей и родителей;

- своего сословия, людей круга своего общения;

- места своего проживания, своего региона, своей республики;

- своей страны, России в целом.

От интересов отдельного человека к интересам России, а не наоборот - такова суть политики, которая должна осуществляться в рамках провозглашенных пяти общенациональных целей.

3. ЧЕЛОВЕК

Первое. Права и свободы человека неприкосновенны и будут соблюдаться.

Второе. Каждый вправе сам выбирать свое жизненное и профессиональное поприще. Государство не будет здесь никому и ничего навязывать.

Третье. Государство обязано обеспечивать каждого рабочим местом и обязывает работодателя, кем бы он ни был, гарантировать уровень заработка, минимально необходимый для того, что, по общепризнанным нормам, считается достатком.

Четвертое. Экономическая, налоговая и социальная политика станет такой, чтобы в стране рос так называемый средний класс - основа общественной стабильности и гражданского порядка. Богатые люди не делают страну в целом богатой. Богатой ее делает отсутствие нищих, обездоленных, бедных, низкооплачиваемых.

Пятое. Будут сохранены в ее лучших образцах и как система отечественные культура, наука, образование, медицинское обеспечение, русский язык и иные национальные языки, традиции отечественного образа жизни. Лишь по уровню потребления Россия должна приблизиться к западному стандарту, не меняя своих ценностей, традиций и норм жизни.

Шестое. Государство не вправе вмешиваться в частные дела граждан. Практически нет таких государственных интересов, которые были бы выше интересов благополучия граждан страны. Произволу чиновников будет положен конец. Чиновник охраняет закон, а закон охраняет граждан.

Седьмое. Всякий человек, находящийся на государственной службе - от военной до судебной, от дипломатической до муниципальной, - при условии добросовестного исполнения своих обязанностей должен быть избавлен от соблазна служить кому-либо и чему-либо, кроме интересов граждан, охраняемых государством. Заработок чиновников должен обеспечить господство именно этой нормы.

Восьмое. Здоровье и долголетие граждан должны стать основной ценностью Российского государства.

Девятое. Если что и нужно позаимствовать Российскому государству из западного, особенно американского опыта, так это заботу о своих гражданах за рубежом. Все русские, живущие за пределами России и желающие вернуться в нее, смогут это сделать с помощью и за счет государства в ближайшие четыре года.

Десятое. Преступность - вот то, что повседневно мешает нормально жить человеку. Борьба с преступностью должна стать такой, чтобы за четыре года вывести эту проблему из списка тех, что наиболее всего беспокоят граждан страны.

4. СЕМЬЯ

Первое. Частная собственность возрождена в России не для того, чтобы доказать ее большую эффективность перед коллективной или государственной, а прежде всего для того, чтобы человек и его семья имели свое семейное гнездо, свой дом или квартиру, все то, что входит в понятие семейного благополучия. Без частной собственности семьи и ее отдельных членов, защищаемой и охраняемой законом, самой семьи нет и быть не может.

Второе. В такой стране, как Россия, всякая семья, желающая иметь землю, может и будет ее иметь.

Третье. Российская семья вновь должна стать многодетной.

Четвертое. Обеспеченная семья - государственное достояние. Право наследования семейного имущества - основа общественного благополучия и гражданского спокойствия.

Пятое. Учитывая обширность территории России, цены на железнодорожные и авиабилеты, стоимость почтовых и иных услуг связи должны быть такими, чтобы не служить препятствием для общения родственников, живущих в разных концах страны.

5. СОСЛОВИЯ

Первое. Общество не может и не должно быть однородным. Каждое профессиональное, социальное, культурное или иное сословие, большое или малое, способствующее процветанию страны, ее граждан, может рассчитывать на защиту своих законных интересов не только своими усилиями, но и со стороны государства.

Второе. Не может и не должно быть лояльных обществу сословий, третируемых другими сословиями или государством.

Третье. Не должен быть допущен переход от классовой борьбы к войне сословий. Сословный плюрализм и сословная терпимость реальны лишь на основе возрождения среднего класса.

Четвертое. Корпорации и партии, выражающие интересы сословий, должны быть представлены и в парламенте, и в исполнительских структурах.

Пятое. Конфессиональные и религиозные сословия, традиционные для России, не служат государству, но оберегаются им - в том числе и от экспансии аналогичных сословий зарубежного происхождения.

6. РЕГИОНЫ И СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Первое. Россия многообразна и полиэтнична. Никто не вправе унифицировать жизнь людей, основанную на многовековых традициях, региональных и национальных особенностях.

Второе. Самоуправление - от местного до регионального, вписывающееся в общую концепцию демократической России, должно быть свободным и без всяких изъятий, помимо конституционных.

Третье. Нет страны без столицы, но столица всегда меньше страны. Москва не правит, провинция не подчиняется.

Четвертое. Нет бедных и богатых регионов - есть части единой России, опекаемые столицей в большей или в меньшей степени. Больше помощи тем, кто слабее. Меньше опеки тем, кто сильнее.

Пятое. Внешняя открытость бессмысленна без внутренней. Гражданин России живет, где хочет, а региональный патриотизм должен быть основан на процветании для всех, а не на изоляции от всех.

7. РОССИЯ

Первое. Территория России неприкосновенна и неделима.

Второе. Воссоединение России в рамках нового союза или конфедерации с теми, кто вслед за Белоруссией пожелает этого, позволит восстановить историческую справедливость по отношению ко всем, кто добровольно и по большей мере счастливо жил в пределах бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза.

Третье. Тот, кто, не войдя добровольно в новый союз или конфедерацию с Россией, не будет сохранять с ней искренние хорошие отношения и не избегнет соблазна вступать в иные союзы или блоки, реально или потенциально враждебные России, не может рассчитывать на то, что Россия:

- забудет о своем историческом праве на определенные земли и территории;

- откажется от защиты прав и свобод своих соотечественников, исторически проживающих на территории стран, входивших когда-то в СССР;

- будет ограничивать финансовые и иные законные интересы российских предприятий, финансовых и промышленных групп на внешнем рынке.

Четвертое. Народ России не останется разъединенным. Президент и государство обязаны решить эту проблему цивилизованным, мирным путем, но последовательно и непреклонно.

Пятое. Роль России в мире не может оставаться таковой, каковой она является сейчас. Никто не помешает демократической России играть в мире ту же по значению, хотя и иную по содержанию роль, которую она объективно наследует от России XIX века и Советского Союза.

Шестое. Новая Россия принимает все вызовы, бросаемые наступающим XXI веком, - военные, геополитические, цивилизаторские, технологические, информационные. Все реформы, далее проводимые в России под руководством демократического президента, будут направлены на это. Страна Андрея Рублева, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Екатерины Великой, Александра Пушкина, Александра II, Петра Чайковского, Льва Толстого, Владимира Ленина, Михаила Шолохова, Георгия Жукова, Бориса Пастернака, Никиты Хрущева, Юрия Гагарина, Михаила Горбачева вновь займет подобающее ей место в мировой жизни и политике. Но только и прежде всего в интересах ее собственных граждан.

8. ТАКТИКА

Можно провозгласить двадцать пять конкретных пунктов (лозунгов) предвыборной платформы, реализация которых начнется сразу же, на следующий день после вступления победившего кандидата в должность президента Российской Федерации:

1. Низкие налоги - высокие доходы.

2. Мир в Чечне и мир чеченцам.

3. Новый Союз с новой Россией.

4. В XXI век - великой державой.

5. Жизнь без страха, преступность - вне закона.

6. Русские за рубежом - под защитой России.

7. Право на собственность - право на жизнь.

8. Чиновников меньше - порядка больше.

9. От авторитаризма к демократии - и ни шагу назад.

10. Не новые реформы, а реформы по-новому.

11. Вместо экономической гражданской войны - социальный мир на базе процветания.

12. Антикоммунизм не станет идеологией России.

13. Внешний долг: предел роста, а не беспредельный рост.

14. Новая Конституция - для России XXI века.

15. Армия: без дедовщины, но с реформой и славой отцов.

16. Черное море: русский флот под российским флагом.

17. Таджикская граница: либо без крови, либо без России.

18. ВПК - новые деньги на новые технологии.

19. Дальний Восток: власть России, деньги из России.

20. Язык - русский, валюта - российская.

21. Правиытельство - профессиональное, политика - национальная.

22. Президент - над правительством, закон - над президентом.

23. Парламент суров, но это парламент.

24. Наследие Союза - не обуза, а багаж реформ.

@@@
К России людей и людям России без старых ошибок и новых экспериментов
Казанцев берет под защиту русских
Маккейн и Обама переходят на личности
Нацвопрос для президента
Не завидуйте президентам!
О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики
Олимпийцы штурмуют вузы

Праздник непослушания в Совфеде

@@

Война спикеров вступила в законодательную фазу

2007-02-22 / Михаил Мошкин







Вчерашний день был не самым удачным для Владимира Плигина, представлявшего Госдуму в Совфеде.

Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Через две недели на стол президенту ляжет подготовленный Советом Федерации, третий по счету доклад о состоянии российского законодательства. До 10 марта сенаторы должны будут ознакомиться с объемистым документом, презентацию которого вчера провел спикер СФ Сергей Миронов. В интерпретации спикера СФ документ превратился в инструмент критики в адрес самих законодателей. В первую очередь – коллег из нижней палаты.

«Законотворчество в значительной степени сохранило выявленные ранее системные недостатки. Вывод и рекомендации предыдущих докладов остаются в значительной части не реализованными, – сетовал спикер. – В стране до сих пор отсутствует антикоррупционное законодательство». Это был суровый приговор. Миронов пояснил возмущенно: «Соответствующий закон вот уже седьмой год находится в Госдуме». В России «отсутствуют основополагающие государственные документы по таким актуальным вопросам, как региональная и особенно национальная политика», не принята концепция миграционной политики. «Недоделанное» законодательство бьет и по гражданам (в качестве примера Миронов привел незначительное повышение пенсий в сравнении с ростом зарплат), и по политической системе страны – примерами чего, по мнению спикера, стали инициативы думских единороссов: отмена графы «против всех» и минимального порога явки избирателей.

@@@
Праздник непослушания в Совфеде
Прощание с Миннацем
Работа в еврейской общине - не только читать молитвы
Российские автономии: между федерацией и унитаризмом
Себестоимость национальной политики
Сменим федерализм на феодализм
Феномен не упущенных возможностей

Эсэры раскритиковали «Русский проект»

@@

Лидеры «Справедливой России» мечтают о депутатских пенсиях для россиян

2007-02-08 / Игорь Романов



Вчера руководство «Справедливой России» дало оценку предвыборному «Русскому проекту» конкурирующей партии «Единая Россия». По мнению лидера эсэров, спикера Совета Федерации Сергея Миронова, в стремлении получить дополнительные голоса за счет поддержки праворадикальных националистов, единороссы запускают очень «опасные для страны проекты». В перспективе, уверен спикер, это может привести к «печальному исходу»: «Сядут (националисты. – «НГ») на головы и на их плечах въедут в политику». Как подчеркнул Миронов, «русская национальная политика в нашем государстве – это политика справедливая по отношению ко всему многонациональному народу России, и по-другому быть не может».

@@@
Эсэры раскритиковали «Русский проект»
Этика избирательной кампании