Cовет Федерации заблокировал президентский законопроект

@@

Теперь все вновь зависит от депутатов нижней палаты

2000-06-29 / Ольга Тропкина



Сенаторы не склонили головы перед Кремлем, а лишь приготовились к дальнейшим испытаниям.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
НЕШУТОЧНЫЕ переживания губернаторов, связанные со страхом перед президентским законом о новом порядке формирования верхней палаты парламента, который, собственно, и занимал их умы все последнее время, вчера наконец привели к логической развязке.

Большинством голосов Совет Федерации, как и ожидалось, отверг поддержанный Государственной Думой законопроект. Об окончательном решении губернаторов было известно уже давно - в день, предшествующий заседанию, в кулуарах все чаще звучало слово "вето", ведь в минувшую пятницу Государственная Дума в буквальном смысле проигнорировала практически все концептуальные поправки, предложенные сенаторами. Таким образом, нараставшее час за часом возмущение не оставляло никаких шансов путинскому законопроекту в Совете Федерации - в день, предшествовавший голосованию, сразу два комитета рекомендовали членам СФ закон отклонить. С решением собственной судьбы сенаторы предпочли не тянуть - похоже, остальные вопросы, стоявшие в повестке дня, губернаторов мало интересовали. Вице-спикер Совета Федерации Владимир Платонов, обнародовавший отрицательное заключение комитетов по предложенному законопроекту, не смог скрыть своего недовольства поведением депутатов Госдумы. Еще раз перечислив поправки, к которым не прислушалась нижняя палата парламента, он, похоже, делал все, чтобы спровоцировать острую дискуссию сенаторов. В завершение своей речи Платонов оговорился, что отказ Совета Федерации принять путинский законопроект не надо преподносить как "некую борьбу или военные действия", и для того чтобы этого не произошло, он предложил создать согласительную комиссию.

Вполне объяснимо, что основной поток критики из уст губернаторов и глав законодательных собраний регионов вылился отнюдь не на президента, а на Государственную Думу. Депутатам припомнили и "злорадство", с которым принимался закон, и фиктивное "конституционное большинство", когда вместо трехсот с лишним человек на самом деле в зале присутствовали лишь сто пятьдесят. Кроме того, по воле нижней палаты парламента закон, представленный в СФ, еще более ужесточился, что, оказывается, произошло не без усилий администрации президента. Далее поток критики увеличивался по нарастающей, но, по правде сказать, дискуссия напоминала скорее желание "выпустить пар" - сенаторы понимали, что наложенное ими вето Дума скорее всего преодолеет и сидеть в здании на Большой Дмитровке им останется уже недолго. Так, возмущение представителя Брянской области Сергея Понасова вызвал тот факт, что закон в редакции Думы позволяет стать членом Совета Федерации, достигнув лишь 21-летнего возраста, а председатель Рязанского законодательного собрания Владимир Федоткин требовал у президента ответа, какое государство он строит и какую экономическую политику собирается проводить. Без ответа на эти вопросы, считает он, предлагать губернаторам принимать законы, цели которых сомнительны, равнозначно поговорке "утром деньги, вечером стулья". Представитель Хабаровского края Виктор Озеров также заочно обратился к президенту, предлагая вспомнить все достижения нынешнего состава Совета Федерации, например, предотвращение импичмента Бориса Ельцина и роспуска Думы. Кроме того, он напомнил и о роли губернаторов в победе Владимира Путина на выборах.

Обсуждали и целесообразность создания согласительной комиссии - по мнению губернатора Тверской области Владимира Платова, необходимо просить президента самому отозвать закон и идти другим путем. Для того чтобы сохранить Совет Федерации в его нынешнем виде, в пылу дискуссии губернаторы уже готовы были жертвовать всем - чем дольше шло обсуждение, тем громче раздавались возгласы с предложением изъять из российского законодательства пункты, обеспечивающие иммунитет сенаторов и другие блага. Президент Чувашии Николай Федоров, сорвавший немало аплодисментов, заметил, что реформа СФ в нынешнем варианте лишь породит размножение бюрократии, а средства на ее обустройство будут брать из народного кармана. По его мнению, "на шею народа посадят тысячи новых паразитов". Кроме того, по признанию Федорова, вокруг губернаторов уже выстраиваются очереди из желающих получить министерские привилегии, а закон хорош лишь в том смысле, что дает возможность ряду чиновников повыгодней трудоустроиться. В итоге он выступил против создания согласительной комиссии, поскольку "власть надо ставить на место". Губернатор Воронежской области. Впрочем, согласительная комиссия сенаторам не потребовалась, они проголосовали против ее создания. Зато Совет Федерации принял решение обратиться к президенту РФ с предложением создать комиссию для решения вопросов, связанных с законом о порядке формирования верхней палаты.

@@@
Cовет Федерации заблокировал президентский законопроект
Cредство против революции
«Лица российской национальности» почти никто не увидел
Бабушка белорусского чиновника ответит по закону
Буря в стакане Невы
Бюджет пока исполняется с профицитом
В Думе началась 'большая стирка'

В марте депутаты хотят принять много законов

@@

Однако старта земельной и продолжения налоговой реформ по-прежнему не предвидится

2001-03-02 / Иван Родин



ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ программа Государственной Думы на предстоящий месяц, утвержденная 22 февраля, скорее всего не будет выполнена даже наполовину. Всего за пять пленарных заседаний депутатам придется рассмотреть около 150 законопроектов. Необходимо учесть и то обстоятельство, что первая встреча депутатов в Москве после перерыва для работы в округах - 7 марта - будет в основном посвящена обсуждению пяти вариантов текста российского гимна, а следующее заседание - 14 марта, очевидно, будет потрачено на дебаты по вопросу о недоверии правительству, инициированному коммунистами.

Уже сейчас понятно, что в наступающем месяце депутаты не станут принимать никакого решения по проекту Земельного кодекса, поскольку кабинет министров с согласия президента постановил, что документ, который согласовывается последние пять лет, морально устарел. Правительство готовит новый проект, который только к концу марта должен быть утвержден на его заседании.

Можно предположить, что и второе чтение проекта закона о политических партиях в марте также не произойдет. По некоторым сведениям, Кремль больше не подгоняет законодателей. Поэтому утверждение этого законопроекта в более или менее окончательном виде состоится уже в апреле, а это, в свою очередь, значит, что пока депутаты не станут обсуждать и целый список поправок в другие избирательные, налоговые, административные и прочие нормативные акты, связанные с законом о партиях.

Вероятнее всего, что в наступающем месяце также не будет выработано окончательное решение по поводу новой редакции закона о Центральном банке, который по предложению президента должен стать одним из подразделений исполнительной власти, пусть и с особым статусом, а принадлежащие ЦБ банки - например, Сбербанк - через какое-то время приватизированы. Напомним, что в вопросе о статусе Центробанка мнение Кремля и правительства кардинально не совпадают. В настоящий момент текст законопроекта, где инициативы президента учтены в максимально приемлемом для Думы объеме, находится на одобрении в Кремле, где он скорее всего пролежит не один месяц.

В марте 2001 г. нижняя палата парламента не сможет провести обсуждение и двух глав Налогового кодекса, связанных с налогом на прибыль предприятий и организаций и с таможенной пошлиной. Данные законопроекты Совет Думы даже не стал включать в примерную программу наступающего месяца, поскольку ни один из имеющихся на Охотном Ряду документов кабинет министров, по некоторым данным, совершенно не удовлетворяет. Правда, как уверяли корреспондента "НГ" некоторые думские источники, кабинет Касьянова, возможно, ждет кануна летних депутатских каникул, чтобы попросить о продлении заседаний на пару июльских недель и, воспользовавшись неизбежно возникающей после этого авральной обстановкой, попытаться протащить налоговые законы в нужном себе виде.

Что же касается тех законопроектов, которые теоретически могут быть рассмотрены Государственной Думой в течение марта, то прежде всего необходимо отметить два из них - это проекты конституционных законов о чрезвычайном и о военном положении. Они будут вынесены на заседание 21 марта: первый - для голосования во втором чтении, а второй - еще только в первом, и причем не в варианте президента, а под фамилиями депутатов из СПС Аркадия Воробьева, Виктора Похмелкина и Сергея Юшенкова. 14 марта депутатам - если останется время после проработки кабинета министров - также предстоит принять непростое решение: провалить или одобрить во втором чтении поправку к закону о введении в действие Гражданского кодекса, которая вводит в силу главу 17, регулирующую земельные отношения.

На следующем заседании нижняя палата будет вести дебаты вокруг нового механизма выплаты детских пособий, с помощью которого исполнительная власть намерена фактически отказаться от этого социального обязательства. В оставшееся от социальных споров время депутатам, возможно, предстоит одобрить главу Налогового кодекса о государственной пошлине и решить, необходимо ли обязательное страхование автовладельцами своей гражданской ответственности. Уже упоминавшееся выше заседание от 21 марта будет также посвящено поправкам закона о милиции, предполагающим, что процедура согласования кандидатур начальников УВД субъектов РФ между МВД и руководителями регионов не нужна.

@@@
В марте депутаты хотят принять много законов
В свой юбилей Совет Федерации может применить вето
В сотрудничестве стран СНГ меняются приоритеты
Вешняков предложил СМИ судиться с политиками
Возвращение старых долгов
Выборами в Казахстане будет управлять прокурор
Год президентства Путина: с программой или без нее?

Госдума хочет усилить контроль регионов над сенаторами

@@

Совету Федерации это не нравится

2002-05-13 / Александра Новикова



Спустя почти два года после вступления в силу закона о порядке формирования Совета Федерации регионы озаботились проблемой контроля над своими представителями в верхней палате парламента. Сахалинское Законодательное собрание внесло в Государственную Думу весьма жесткий законопроект, регламентирующий, за что именно глава региона или местный парламент имеет право "уволить" своего представителя в Совете Федерации. Любопытно, что сами сенаторы после консультаций с Госдумой отказались от идеи разработки контрдокумента, объяснив это тем, что инициировать принятие защитного механизма для себя самих "неудобно".

Теперь этим займется Госдума, но окончательный документ будет представлять собой отнюдь не механизм защиты. Как заявил в беседе с корреспондентом "НГ" член комитета Госдумы по госстроительству Борис Надеждин, нижняя палата парламента намерена настаивать на усилении контроля за сенаторами со стороны регионов. "Уязвимость" членов СФ в случае, если этот законопроект будет принят, значительно возрастет, и регионы будут иметь право отозвать своего представителя из верхней палаты парламента буквально за одно "неправильное" голосование. Так, по словам источников "НГ" в Совете Федерации, документ содержит очень подробный перечень правил, по которым сенатор обязан голосовать так, как постановила исполнительная или законодательная власть региона, от которого он направлен в СФ. Это и кадровые назначения, отнесенные к компетенции Совета Федерации Конституцией, и практически все важные федеральные законопроекты, и документы о совместном ведении Центра и регионов. По информации "НГ", в Госдуме уже подготовлены и альтернативные законопроекты, согласно которым регион будет обязан отозвать своего сенатора за "неправильные" голосования в течение определенного периода времени.

@@@
Госдума хочет усилить контроль регионов над сенаторами
Демократическое закручивание гаек
Дума подзабыла о московской катастрофе
Дума поработает с порнографией
Думцы хотят урезать права Президента
Живые вешалки для платьев
Закон о партиях немного перепишут

Закон о формировании СФ принят, теперь дело за президентом

@@

Дума преодолела вето сенаторов на второй законопроект, продемонстрировав свою силу

2000-07-20 / Ольга Тропкина, Андрей Литвинов







Сопредседатель согласительной комиссии от Госдумы Валерий Гребенников может теперь только посочувствовать сенаторам.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

КАК и предсказывала "НГ", вчера Государственная Дума большинством голосов все же одобрила согласованный вариант закона о формировании Совета Федерации. Депутаты пошли навстречу сенаторам и проголосовали "за" 306 голосами, "против" - 88. Однако предугадать исход голосования по второму законопроекту - "Об общих принципах..." было гораздо сложнее. Еще во вторник в кулуарах Думы звучали сомнения в том, удастся ли набрать положенные по регламенту 300 голосов, что необходимо для преодоления вето верхней палаты. Ведь, как предположили источники "НГ" накануне, кремлевский "наказ" депутатам поддержать первый согласованный законопроект был обоснован именно тем, что идти на вето по закону о формировании Совета Федерации было бы достаточно рискованно. По предварительным подсчетам, количество депутатов, готовых проголосовать за него, буквально балансировало на грани конституционного большинства. Но худшие опасения не сбылись - вето было преодолено с большим "запасом" - "за" проголосовал 361 депутат. Тем самым нижняя палата парламента продемонстрировала свою способность противостоять сенатскому корпусу, если в этом будет необходимость.

Впрочем, если по первому законопроекту перед Думой и стоял выбор, что предпочесть - вето или компромисс, то во втором случае депутаты были "скованы" рамками определенной законом процедуры. Сенатское вето в любом случае необходимо было преодолевать, но весь вопрос - когда. Дело в том, что первоначальный настрой отказаться от согласительной комиссии депутаты позднее сменили на готовность вместе со своими коллегами из верхней палаты поработать над законом. Но, по словам сопредседателя согласительной комиссии от Госдумы Валерия Гребенникова, члены Совета Федерации не представили на обсуждение ни одной своей поправки, что сделало дальнейшее существование комиссии бессмысленным. Теперь законопроект пойдет прямиком на подпись к президенту, минуя Совет Федерации. Заметим, что "благодаря" самим сенаторам он принят в гораздо более жесткой редакции, чем предлагал Путин. Напомним, что согласно думскому варианту президент на основании решения судебных органов и последующего представления генпрокурора имеет право временно отстранять, а также освобождать от должностей глав исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими законодательства. Кроме этого документ предоставляет президенту право распускать региональные парламенты в случае нарушения ими федерального законодательства путем внесения главой государства соответствующего закона в Думу.

Впрочем, все происходящее как будто вписывается в заранее написанный сценарий. Такой достаточно жесткой мерой нижняя палата парламента четко дала понять, что силы для преодоления губернаторского противостояния у нее всегда найдутся. Однако думцы продемонстрировали и то, что становиться зачинщиками раздора они не желают, пойдя на компромисс по закону о порядке формирования Совета Федерации. Ведь нижняя палата парламента могла действовать и другим путем - попросту отложить голосование по этому закону до осени, предварительно убедившись в возможности преодоления вето на примере второго законопроекта. Теперь же роль "зачинщиков парламентского кризиса", похоже, придется играть губернаторам. Они абсолютно не воспринимают принятие согласованного варианта закона как факт, способный компенсировать им моральные убытки от преодоления вето на второй законопроект. Если до вчерашнего дня еще можно было говорить о возможности одобрения закона о формировании Совета Федерации сенаторами 26 июля, то теперь, похоже, их настрой стал более радикальным. Как выразился президент Чувашии Николай Федоров, преодоление Думой вето "ослабляет шансы на одобрение СФ закона о формировании верхней палаты". А также, видимо, и остальных значимых законопроектов, которые выносит на рассмотрение верхней палаты Кремль.

Имеются в виду прежде всего Налоговый кодекс и бюджет 2001 года. Не исключено, что Совет Федерации воспользуется своим правом "последней инстанции", чтобы, в свою очередь, продемонстрировать силу, как это сделала Государственная Дума. И хотя Николай Федоров, отвечая на вопрос, будут ли сенаторы блокировать пакет налоговых законопроектов, неопределенно сказал, что "сенаторы являются рациональными людьми и действуют не исходя из эмоций", тенденцию к намечающемуся противостоянию по этим законам можно наблюдать уже сейчас. К примеру, мэр Москвы Юрий Лужков вчера назвал "исключительн о опасными и вредными" предложения правительства по поправкам в Налоговый кодекс, а распределение средств в федеральный и региональные бюджеты по схеме "30 на 70" означает, что потенциал бюджета в целом будет резко снижен, т.е. субъекты РФ, которые сейчас самостоятельны, перейдут в разряд дотационных.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

По данным источников в правительстве, в ходе проходивших в выходные дни интенсивных консультаций между представителями Думы и кабинета министров удалось согласовать позиции по пакету налоговых законов. По всем спорным вопросам достигнут компромисс. Правительство пошло на ряд уступок. Не удалось добиться полной отмены налогов с оборота - 1% от выручки предприятий будет направляться на поддержание и развитие российской дорожной сети. Для реального сектора экономики этот процент будет означать изъятие 50 млрд. рублей. При этом правительству удалось уговорить депутатов не прислушиваться к предложениям некоторых сенаторов об установлении дорожного налога в размере 2%. Некоторым успехом исполнительной власти можно считать договоренность о том, что средства на строительство дорог будут направляться не в региональные дорожные фонды, а в бюджеты субъектов федерации. Предполагается, что это облегчит контроль над прохождением этих финансовых потоков.

Депутатам удалось настоять на своих предложениях относительно введения единого социального налога. Выплаты в Пенсионный фонд будут включены в его состав не с 2003 года, как предлагал кабинет, а уже с января 2001, одновременно с отчислениями в другие социальные фонды. Правительству не удалось настоять на своих предложениях по минимальной ставке единого социального налога - она будет составлять не 10%, как первоначально предлагало правительство, и не 5% - промежуточный компромиссный вариант, а всего 2%. Таким образом, наиболее высокооплачиваемым гражданам придется делиться с государством лишь 15% своих доходов - 13% подоходный налог и 2% через фонд оплаты труда.

Решено также сохранить льготы по НДС для СМИ еще на два года и отложить до 2002 года введение этого налога на производителей лекарств. Довольно сложной оказалась схема компромисса по вопросу о сохранении льготы по НДС для строителей муниципального жилья. Из-за этой льготы бюджет ежегодно недополучает 16 млрд. рублей, и правительство в числе ряда других налоговых льгот предложило отменить и ее. Однако на сохранении нынешнего порядка настаивала группа депутатов, особенно активно - Георгий Боос. Они утверждали, что отмена льготы приведет к сокращению объемов жилищного строительства. В конце концов решили сохранить льготу, но только при условии, если государственное участие в строительстве составляет более 50%. Кроме того, будет полностью отменен налог на приобретение автотранспортных средств, а также налог на горюче-смазочные материалы - впрочем, его собираемость и так составляет лишь 17%.

@@@
Закон о формировании СФ принят, теперь дело за президентом
Имя нового спикера СФ известно
Историческая проблематика как фактор современной политики
Комитет тотального контроля
Либерализация газового рынка начнется уже в этом году
Лондонский клуб сопротивляется
Москва не слышит голоса регионов

НЕГА сообщает

@@ 2001-10-23



Белоруссия

В СООТВЕТСТВИИ с декретом "О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Белоруссии", который подписал Александр Лукашенко, республиканской наукой теперь будет руководить президент. Согласно этому документу, президент будет назначать не только президента Национальной академии наук, но и состав президиума этого научного органа. Заметим, эти должности всегда были выборными. Академики, к которым журналисты республиканских СМИ обратились за комментариями по этому поводу, хотя и согласны, что Академии наук необходимо реформирование, однако не согласны с решением президента. По их мнению, теперь академическая система уже не будет демократической и самостоятельной. Одновременно Александр Лукашенко назначил президентом Академии наук бывшего главу своей администрации Михаила Мясниковича. По некоторым данным, последний будет более настойчиво добиваться создания в Академии отделения органов государственного управления, чтобы пристроить туда своих друзей: бывших вице-премьера Михаила Демчука и заместителя главы администрации Владимира Заметалина.

***

В Барановичах (Брестская область Белоруссии) на стратегическом объекте Космических войск России проходят испытания радиолокационной станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении. Как сообщило Минобороны Белоруссии, испытания продлятся два месяца. На РЛС уже завершена отладка боевых алгоритмов и программ, и сейчас станция работает в штатном режиме по реальному космическому фону: обнаруживает и сопровождает космические объекты, а затем выдает информацию о них на командный пункт. В первой половине 2002 г., когда закончатся все испытания систем, РЛС заступит на боевое дежурство.

Азербайджан

ЗАЯВЛЕНИЕ президента Гейдара Алиева о том, что проводить антитеррористическую операцию на "оккупированных армянами территориях Азербайджана пока нецелесообразно", находится в центре внимания оппозиции. Как заявил азербайджанскому агентству "Билик Дуньясы" зампред Партии национальной независимости Азербайджана Магеррам Зульфугарлы, подобное заявление президента говорит о "неготовности вооруженных сил к подобным действиям или же свидетельствует об отсутствии поддержки со стороны больших держав".

Киргизия

ВЕРХНЯЯ палата киргизского парламента приняла в первом чтении Закон о внесении поправки в Конституцию, согласно которой русский становится официальным языком Киргизии. Как сообщает Радио "Свобода", теперь этот документ должен пройти в палате второе чтение, кроме того, нижняя палата парламента также должна принять закон в двух чтениях. Напомним, что государственным языком Киргизии, согласно принятому в 1989 г. закону, является киргизский, что закреплено в Конституции, принятой 5 мая 1993 г.

Киргизия-Узбекистан

@@@
НЕГА сообщает
Назарбаев нацелился на два кресла
Не игроки
Не надо ломать Совет Федерации
Первый партийный скандал в Совете Федерации
Право на смерть
Президент Казахстана получил право запрещать предприятиям иметь валютные счета за границей

При Совете Федерации создается свой "Госсовет"

@@

Вице-спикер СФ Торшин считает, что таким образом можно добиться гармонизации законотворческого процесса

2002-05-21 / Ольга Тропкина Завтра в Совете Федерации состоится совещание руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, итогом которого должно стать создание новой структуры - Совета законодателей. Совет будет носить функции консультативного органа для координации законотворческой деятельности. В его состав войдут все главы местных парламентов. Зачем в России нужно создавать еще один "Госсовет", не вызовет ли возникновение этой структуры очередную волну "ревности" со стороны Государственной Думы и не пытается ли верхняя палата парламента с помощью Совета законодателей прибавить себе больше влияния? На эти и другие вопросы корреспондента "НГ" отвечает вице-спикер верхней палаты Александр Торшин.



-Александр Порфирьевич, в чем необходимость создания очередной совещательной структуры?

- Есть несколько причин для создания Совета законодателей. После того как Совет Федерации стал функционировать на постоянной основе, взаимодействие между законодательными собраниями регионов потеряло координирующий центр. С одной стороны, в рамках федеральных округов полномочные представители президента занимаются вопросами приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, но с другой - у них нет задачи гармонизации законодательного процесса "снизу вверх". Если у президента есть Госсовет, где главы субъектов имеют возможность обменяться мнениями и выработать рекомендации для исполнительной власти, то законодатели остались "оторванными" друг от друга. Площадка Совета Федерации фактически для них утеряна. И если не собираться и не вырабатывать общие подходы и принципы, то в итоге это может привести к огромному количеству ошибок в законотворчестве и нестыковкам между федеральным и региональным законодательством. И комиссия Дмитрия Козака будет работать вечно. Ведь когда принимается некий Федеральный закон, то в 88 регионах России правовые акты местных законодательных собраний будут автоматически ему не соответствовать. Эта проблема существует у всех стран с федеративным устройством. Важно привести законы в соответствие друг с другом как можно быстрее. Особенно нужно работать над региональными экономическими законами.

- Но ведь можно расценить создание Совета законодателей и как желание сенаторов командовать законотворческой деятельностью регионов?

- Я бы специально подчеркнул, что создающаяся структура - консультативный орган. У нас абсолютно нет желания командовать субъектами РФ. Ни в коем случае.

- Когда спикер СФ Сергей Миронов впервые озвучил идею создания подобного органа, она натолкнулась на резкое возражение Государственной Думы, обвинившей верхнюю палату парламента в желании "перетянуть одеяло на себя". Не опасаетесь ли вы, что практическое воплощение этой идеи вызовет еще большую ревность депутатов?

- Действительно, звучали разговоры о том, что Совет Федерации якобы перехватывает инициативу у Государственной Думы, и поскольку парламент вообще-то состоит из двух палат, то и Совет законодателей необходимо создавать при всем Федеральном собрании. Но дело в том, что Совет Федерации - палата регионов, а не политических партий, и он наполовину сформирован из представителей региональных законодательных собраний. Конечно, депутаты Госдумы каким-то образом связаны с заксобраниями, но такой тесной связи, которая существует между сенатором и местными парламентами, у депутатов нет. Сенаторы подотчетны региональным законодательным собраниям, а депутаты - неподотчетны. Кроме того, все-таки Дума отражает политический расклад сил в стране. Мы же даже специально записали у себя в регламенте, что в СФ невозможны не только политические фракции, но и даже территориальные группы. В Госдуме довлеет партийная дисциплина, у нас такого нет. Дума будет иметь возможность участвовать в работе Совета законодателей. Мы обратились к вице-спикеру нижней палаты парламента Любви Слиске с просьбой стать заместителем Сергея Миронова, который возглавит Совет законодателей.

- Какова будет структура руководящих органов Совета?

- Это будет очень демократичный орган. Как решат сами законодатели, так и будет. Мы лишь предложим, что возглавлять всю работу будет президиум. В него войдут председатель Совета Федерации, первый заместитель спикера Государственной Думы, семь представителей законодателей - по одному от каждого федерального округа и ответственный секретарь, который, собственно, и будет обеспечивать организацию всей работы Совета. Вероятно, им станет кто-то из заместителей Сергея Миронова.

- Чем конкретно будет заниматься новый орган? Будет ли Совет законодателей сам разрабатывать какие-то законопроекты?

- Механизмы деятельности будут самыми различными. Например, собирать глав комитетов по бюджету всех субъектов РФ и выработать какие-то рекомендации, которых в дальнейшем будет придерживаться каждое законодательное собрание региона. Или будем обсуждать, к примеру, какую-то законодательную инициативу, которая скоро появится. Кроме того, Советом законодателей могут разрабатываться и новые законопроекты, которые будут вносится в Думу в качестве законодательных инициатив субъектов или от имени Совета Федерации. Или, если законопроект, разработанный в регионе, того стоит, мы будем его просто лоббировать в Государственной Думе. Ведь некоторые законы, принятые в субъектах, гораздо лучше республиканских. И они могут дать почву для корректировки федеральных законов. Сейчас всю работу по региональному законодательству проводит Минюст. Но это исполнительный орган, и они могут лишь отслеживать ситуацию с местным законодательством.

- Как будут строиться ваши отношения с уже существующим подобным органом - Союзом законодателей России?

- Союз законодателей - общественная организация, которая имеет свои наработки. И я думаю, что, если члены этой структуры захотят и дальше продолжать работать, они будут это делать. Но один из самых деятельных функционеров Союза законодателей - председатель Мосгордумы Владимир Платонов - является членом рабочей группы по подготовке нового совещательного органа при СФ. Платонов наш сторонник, и он считает, что чем больше шагов мы сделаем навстречу друг к другу, тем дешевле это обойдется налогоплательщикам. Мы не должны ни в коем случае превратиться в бездумную "машину для голосования". Мы постараемся аккумулировать весь опыт, отражать интересы регионов и идти по пути улучшения законодательства. Ведь качество принимаемых законов постепенно снижается.

- Разве новая структура может в этом помочь?

@@@
При Совете Федерации создается свой "Госсовет"
Путин сделал Думу прокремлевской
Российский гимн никак не складывается
Сенат Узбекистана принял постановление об амнистии в честь праздника независимости
Сенаторы сядут пожизненно
Совет Федерации изменит закон о гостайне
Совет Федерации проверяют на прочность

Третий Миронов

@@

Новый спикер Совета Федерации вряд ли задумывается о судьбе своих однофамильцев в российской истории

2001-12-14 / Валерий Макаров, Петр Парабеллов



Фамилия Миронов для российской истории последнего столетия не оригинальна. Был в смутную пору Гражданской войны красный мятежный командарм с такой фамилией. Другой Миронов в эпоху недавней постгорбачевской смуты возглавлял Министерство печати. Нынешний их однофамилец взлетел еще выше. 5 декабря член Совета Федерации, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Миронов был избран председателем Совета Федерации. Факт примечательный, достойный в равной степени и удивления, и сострадания.

"Я б с киркой в Москве уран нашел..."

Биография у новоизбранного спикера Совета Федерации типично советская. Скорее блеклая, чем яркая.

Сергей Михайлович Миронов родился 14 февраля 1953 г. в Пушкине (Царском Селе), что в 20 км от города на Неве, в семье военнослужащего. Жил в коммунальной квартире на краю города. Неподалеку протекала река Поповка. Здесь находились сланцевые обрывы. В них он любил копаться с ребятами по двору. Находили всякие камушки, ракушки и тащили домой. Соседи окрестили мальчика геологом, а он и впрямь решил им стать. Много читал об экспедициях, путешествиях. После школы поступил в техникум на геофизика. В 1971 г. был призван в ряды Советской армии. Демобилизовался в звании гвардии старшего сержанта.

Поступил в Горный институт имени Г.В. Плеханова. Учился на вечернем, днем работал лаборантом в том же вузе, затем устроился в НПО "Геофизика", попал в сектор, где занимались поисками уранового сырья. 17 лет в поисках радиоактивного металла колесил по Карелии, Кольскому полуострову, Свердловской области, Якутии, Туве… "Перестройку" Михаила Горбачева "проспал". С 1984 по 1991 г. работал старшим геофизиком аэропартии в Монголии.

"Случилось так, что я вернулся из Монголии в Ленинград за две недели до путча, - вспоминает Сергей Миронов. - 20 августа я был на знаменитом митинге на Дворцовой площади, стоял под окнами штаба 5-й воздушной армии. Во время выступления Анатолий Собчак сообщил: поступили сведения, что ВДВ с народом. Мне, как бывшему десантнику, стало очень радостно. В это время офицеры из штаба 5-й армии вывесили огромный плакат, склеенный из листов ватмана. На нем были выведены синей тушью слова "Авиация с вами!". Вся площадь аплодировала, Анатолий Александрович - тоже. В тот момент, глядя на Собчака, я не мог подумать, что спустя несколько лет мы будем с ним очень часто встречаться по работе".

Сергей Миронов был активным комсомольцем, заместителем секретаря институтской комсомольской организации. Девять лет работал в обществе "Знание", читал лекции о подрывной деятельности зарубежных радиостанций, поэтому ему разрешалось слушать "Свободу", "Голос Америки", Би-би-си, "Голос Израиля", "Радио Пекина"… Стоял в очереди в КПСС, но она так до него и не дошла.

С распадом Советского Союза развалилась геология, прекратилось финансирование полевых работ, и он принял решение получить экономическое образование. В 1992 г. поступил в Санкт-Петербургский государственный технический университет и за два с половиной года стал специалистом в области управления совместными предприятиями и внешнеэкономической деятельности. Занимался торговлей, посредническими услугами в фирме "Русская торговая палата". Но эта деятельность оказалась не по душе, и Сергей Миронов решил стать специалистом по ценным бумагам. Самостоятельно подготовился к экзамену, который успешно сдал в Минфине РФ, и получил соответствующий аттестат. Но работу найти не удалось. Тогда в санкт-петербургской газете дал объявление о том, что 40-летний мужчина с двумя высшими образованиями, с аттестатом по ценным бумагам ищет работу. Звонков было предостаточно. Свой выбор остановил на строительной фирме "Возрождение Санкт-Петербурга". Стал исполнительным директором.

В 1993 г. после известных октябрьских событий Борис Ельцин подписал указ о роспуске Ленсовета. Новые выборы назначили на весну 1994-го. Сергей Миронов принял предложение друга и стал кандидатом в депутаты по 12-му округу, в котором проживал. Победил на выборах, но они были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей. На повторных выборах осенью того же года получил мандат депутата. Председателем Законодательного собрания (ЗС) избрали Юрия Кравцова, первыми заместителями - Сергея Миронова и Виктора Новоселова.

В окопе антияковлевского фронта

Отношения между Сергеем Мироновым и Владимиром Яковлевым складывались "не очень". Впервые они столкнулись весной 1996 г. Тогда ЗС по настоянию Анатолия Собчака пыталось перенести выборы губернатора Санкт-Петербурга с июня на май, чтобы сократить время раскрутки кандидатов-конкурентов на главное кресло в Смольном, прежде всего Владимира Яковлева. Исполнительной власти не удавалось собрать кворум и склонить депутатов ЗС к переносу выборов. Внезапно на одном из заседаний вице-спикер Сергей Миронов заявил, что в зале присутствуют 34 человека - кворум есть. По подсчетам других депутатов, в зале находился всего 31 законодатель, кворума не было. Несмотря на расхождение в цифрах и благодаря инициативе тогдашнего заместителя председателя ЗС срок губернаторских выборов был перенесен. Правда, это не помогло действующему градоначальнику переизбраться на новый срок. Владимир Яковлев, став губернатором, в долгу не остался и с удовлетворением принялся вставлять палки в колеса Сергею Миронову и его окружению.

Все, что думал о Владимире Яковлеве, Сергей Миронов изложил в статье с обидным заголовком "Завхоз культурной столицы", которая была опубликована в "НГ" 28 августа 1997 г. Губернатор не раз выражал недовольство упомянутой публикацией.

Не прекращая законодательной деятельности, Сергей Миронов поступает в Академию государственной службы при президенте РФ, которую заканчивает с отличием. Следом получает четвертое высшее образование - красный диплом юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета.

Принятый ЗС в начале января 1998 г. Устав Петербурга очень не понравился губернатору Владимиру Яковлеву. Хозяин Смольного был недоволен тем, что ему отказали в праве издавать нормативные акты и следующий состав ЗС будет работать на освобожденной основе, после чего от исполнительной власти уже не будут зависеть директора предприятий, руководители коммерческих структур. Городского главу не устраивала двухтуровая система выборов губернатора, благодаря которой, кстати, он командовал в Смольном. Еще Анатолий Собчак пытался провести через ЗС закон об однотуровых выборах, ибо прекрасно знал, что именно в первом туре выборов больше шансов на успех имеют действующие руководители.

Смольный ринулся в атаку на Мариинский дворец, точнее, на тогдашнего спикера ЗС Юрия Кравцова. Тот занял жесткую позицию: Устав принят, его надо исполнять. Сергей Миронов поддержал Юрия Кравцова. Тогда губернатор решил наказать спикера. Прогубернаторски настроенные депутаты инициировали отставку Юрия Кравцова. Сергей Миронов открыто заявил, что акция по отставке спикера невозможна без режиссуры Смольного. Полтора месяца группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым держала осаду - им удавалось срывать заседания ЗС, искусственно создавая отсутствие кворума. Но в конце концов спикера попросту вынесли. Полномочия председателя городского парламента до очередных выборов перешли к его первому заместителю Сергею Миронову.

Городской суд Санкт-Петербурга вынес решение, в соответствии с которым Сергей Миронов в должности и.о. не может занять кресло в Совете Федерации РФ.

Новые выборы в ЗС были назначены на декабрь 1998 г. Сергей Миронов победил в первом туре.

Выборы губернатора Санкт-Петербурга, которые должны были состояться весной 2000 г., окружение Владимира Яковлева предложило совместить с выборами депутатов в Госдуму РФ в декабре 1999-го. Сергей Миронов усмотрел в переносе попытку Владимира Яковлева переизбраться на второй срок и стал пытаться сорвать кворум.

Вначале Смольный попытался воздействовать на устроителей бойкота "пряником". Говорят, что неугомонных зазывали в дорогие рестораны, обещали решить жилищные проблемы. Не помогло. Тогда в дело пустили "кнут": списки депутатов, срывающих кворум, стали предавать гласности в "подсмольнинских" СМИ, почетные граждане города, среди них Кирилл Лавров и Андрей Петров, выражали возмущение по адресу "отказников". Тогда против главного оппонента Смольного Сергея Миронова возбудили уголовное дело за "неправильную подпись" на финансовом документе двухлетней давности.

Вновь оказавшись в ЗС, Сергей Миронов, естественно, стал одним из основных кандидатов на пост спикера питерского парламента. Конкуренцию ему могли составить второй вице-спикер Виктор Новоселов и бывший начальник ГУВД Петербурга Аркадий Крамарев. Губернаторская "семья" хотела видеть на этом высоком посту своего ставленника - Сергея Тарасова, кстати, любимого зятя актрисы Алисы Фрейндлих.

Средь бела дня на Московском проспекте взорвали "Вольво-940", в котором ехал Виктор Новоселов. Депутат погиб на месте. Местные СМИ стали намекать, что к заказному убийству мог приложить руку Сергей Миронов с целью устранения конкурента. Ни доказать, ни опровергнуть эту версию сегодня невозможно. Полтора года в ЗС не могли избрать спикера. Вначале сошел с дистанции Аркадий Крамарев, затем сдался Сергей Миронов. Он буквально произнес: "Я уступаю Сергею Тарасову". В тот же день последний возглавил ЗС, Сергей Миронов стал его заместителем.

За нами Путин и... Ленинград

Когда в апреле 1995 г. Сергея Миронова выбрали вице-спикером, он стал часто контактировать с вице-мэром Владимиром Путиным. Последний по линии Смольного курировал ЗС. Они ходили друг к другу, по пунктам обсуждали законопроекты. Находили взаимоприемлемые решения. То есть вели "нулевое чтение" или подгоняли законопроекты под парламентское большинство. Согласованные законопроекты обычно не залеживались в ЗС. Путин и Миронов встречались и в неформальной обстановке. Вслед за Анатолием Собчаком Владимир Путин покинул Смольный, хотя Владимир Яковлев предлагал ему остаться. Поступок Путина Сергей Миронов назвал тогда "примером этического поведения в политике". Сергей Миронов открыто поддерживал Владимира Путина, когда его влияние в городе на Неве было минимальным, - в 1997-1998 гг. На президентских выборах-2000 Сергей Миронов был заместителем главы избирательного штаба нынешнего президента в Петербурге.

После победы Владимира Путина Сергей Миронов создает региональное общественное политическое движение "Воля Петербурга". Его костяк составляют доверенные лица Владимира Путина и члены его избирательного штаба.

Наблюдатели отмечают, что "Воля Петербурга" нацелена прямо на Смольный. Рейтинг лидера движения поднимается в социологических опросах "Кто станет следующим губернатором Санкт-Петербурга?". Однако, похоже, новый порядок формирования Совета Федерации РФ меняет планы Сергея Миронова. Владимир Яковлев не собирается идти "на повышение" и доработает губернаторский срок до 2004 г. За это же время в СФ РФ можно "нагулять" побольше политического веса и со столичной высоты будет проще приземлиться на главное кресло в Смольном.

Сергей Миронов, уступивший в свое время место спикера ЗС Сергею Тарасову, говорит ему, что с удовольствием поработал бы в Совете Федерации от ЗС Петербурга, чтобы инициировать те законодательные инициативы ЗС, которые в верхней и нижней палатах российского парламента обычно отправляют в корзину. Сергею Тарасову поначалу показалось, что не понял своего главного политического оппонента, и попросил повторить просьбу. Ликовали в ЗС и Смольном, что Сергей Миронов добровольно уходит в "почетную ссылку". И, чтобы не передумал, быстро провернули соответствующую процедуру. В Совете Федерации Сергей Миронов становится заместителем председателя комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

"Поддержать, одобрить, упредить..."

Карьерный взлет автора статьи "Завхоз культурной столицы" удивил не только "Всю Россию", но и всю Россию. По уже озвученной версии, Егор Строев еще с лета стал присматриваться к Сергею Миронову, а 23 ноября, когда летел в Петербург на заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ, усадил его рядом с собой и полтора часа беседовал. После "небесных смотрин" глава СФ РФ принял окончательное решение предложить на свое место кандидатуру сенатора из Северной столицы.

Закономерен вопрос: как мог стать третьим в государстве человек, не известный ни программами, ни яркими выступлениями на политические или экономические темы? Увы, в сегодняшней ситуации этот вопрос скорее риторический.

Наблюдатели полагают, что Сергей Миронов возглавил СФ РФ исключительно благодаря личным положительным связям с Владимиром Путиным. Президентское окружение устраивал приход малоизвестного политика, который в силу ограниченности собственных элитных связей будет проводить полностью согласованную с Кремлем политику. Словом, верхняя палата парламента из оппозиционного блиндажа губернаторов в одночасье превратилась в мощный властный рычаг для питерской команды Владимира Путина в Кремле.

Нетрудно угадать, что нынешний Совет Федерации будет не просто предсказуемым и управляемым. Он непременно должен стать "ручным", способным угадывать все пожелания и настроения первого человека в государстве.

Став спикером, Сергей Миронов тут же привлек внимание двумя заявлениями. Первое: верхняя палата должна избираться населением, как и Госдума РФ. Нынешний порядок формирования СФ не соответствует ст. 94 Конституции РФ, в которой говорится, что Федеральное собрание - а значит, не только Дума, но и Совет Федерации - это представительный орган.

Второе: Сергей Миронов предложил увеличить срок пребывания президента России на своем посту, так как, по его словам, для России в современных условиях четыре года президентского срока - это мало. Подобное предложение, сделанное буквально в первые дни после избрания Сергея Миронова председателем Совета Федерации, можно оставить без комментариев. Оно говорит само за себя и оценивается однозначно: "выдвиженец" подобострастно благодарит своего "добродетеля", гарантируя и впредь "способствовать, поддерживать, одобрять и упреждать".

Для реализации предложений спикера дело останется за малым - придется изменить Конституцию России, гарантом которой является президент России. "Российская Конституция - работоспособная, все органы власти функционируют вполне профессионально, разделение властей осуществляется в полной мере". Тем не менее "жизнь идет вперед, появляются новые наработки и идеи, многие из которых можно реализовать" путем внесения изменений в Основной закон страны.

Если судить по петербургским выступлениям Сергея Миронова, то можно ожидать, что в ближайшее время он выскажет свое отношение к военной реформе. Спикер СФ РФ полагает, что по скудности финансирования и обездоленности личного состава нынешняя Российская армия практически неконкурентоспособна. В последнее время все настойчивее звучат призывы к переходу на добровольно-контрактное комплектование армии. Действительно, гораздо предпочтительнее обучать современному боевому искусству и использованию сложнейшей военной техники добровольцев, нежели подневольных призывников.

Новый спикер СФ РФ намерен также всерьез заняться проблемами отечественной науки. Разумеется, на этих направлениях деятельности у Сергея Миронова союзников будет более чем достаточно.

"Привет от Башмачкина..."

Вроде и были в жизни Сергея Миронова моменты, близкие к борьбе, вроде бы и соприкасался он с событиями большой исторической важности - все равно к категории ярких политиков его никак не отнести. И дело даже не в том, что до недавнего прошлого он по большому счету ничем не выделялся из бесцветной массы чиновничества, ровным слоем разлитой по бескрайним российским просторам. В другом дело. Кое-кто из хорошо знающих Миронова уже намекал на некие параллели его характера с характером его куда более знаменитого земляка, героя гоголевской "Шинели". И соответствующее место у классика отыскалось: "Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью".

Увы, параллель с хрестоматийным литературным героем скорее трагична, чем смешна. Ведь роль знаменитой шинели для Сергея Миронова играет сегодня... его нынешняя должность спикера. Безусловно, заполучив третий по важности пост в нашем многострадальном Отечестве, Сергей Михайлович почувствует небывалый прилив чиновной энергии и в лепешку расшибется, отрабатывая собственное выдвижение. Предложение о необходимости избрания верхней палаты населением и об увеличении срока президентского правления - только цветочки. Ягодки будут позднее. Со всеми вытекающими последствиями. Для страны, для ее граждан.

Показательно и другое: отрабатывая "свою шинель", свою высокую должность, новый спикер верхней палаты наверняка не будет задумываться о всей условности своего назначения. В самом ближайшем будущем он непременно поверит (если уже не поверил), что нынешняя занимаемая им должность - закономерный результат его роста как государственного деятеля и личности, что вся поддержка свыше - не рядовое звено в очередной многоходовой политической интриге, а свидетельство того, что ему за его заслуги и таланты воздали должное. Опасное заблуждение. Всякая должность, равно как и воспетая некогда классиком шинель, всегда отделима от человека. И как тут не вспомнить того же Башмачкина, в один прекрасный момент увидевшего перед собой каких-то людей. "А ведь шинель-то моя!" - сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было закричать "караул", как другой приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову, промолвив: "А вот только крикни!" Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь..."

Кстати, город на Неве стал полниться слухами, что через два месяца Сергей Миронов может быть отправлен в отставку. Похоже, что его судьба теперь в руках Владимира Яковлева. Губернатор может распустить ЗС, и тогда автоматически прекращаются полномочия Сергея Миронова в СФ РФ. Сегодня поводом для роспуска может послужить, к примеру, решение Верховного суда РФ, который в срок до 30 января 2002 г. обязал ЗС Петербурга привести местные законы в соответствие с федеральным законодательством. Владимир Яковлев может потянуть с подписанием закона, например, наложить вето, ЗС не уложится в отведенные сроки - и появится причина для роспуска: за неисполнение предписания Верховного суда РФ. Однако наблюдатели подобный поворот событий считают маловероятным. Владимир Яковлев - это не Анатолий Собчак, который мог пойти и против Кремля.

Любимый же зять Алисы Фрейндлих полагает, что Сергей Миронов проработает в СФ РФ не более одного года. "Побудет он год нашим представителем в Совете Федерации, а через год, когда закончатся наши полномочия, закончатся и его полномочия как члена Совета Федерации", - сказал Сергей Тарасов.

Однако более верен прогноз тех наблюдателей, которые полагают, что Сергей Миронов будет руководить верхней палатой российского парламента столько, сколько пожелает Владимир Путин.

1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru

Фамилия Миронов для российской истории последнего столетия не оригинальна. Был в смутную пору Гражданской войны красный мятежный командарм с такой фамилией. Другой Миронов в эпоху недавней постгорбачевской смуты Министерство печати возглавлял. Первого за "непонимание генеральной линии" попросту "поставили к стенке". Второму за "ошибки" биографию испортили, должность со всеми льготами и полномочиями отняли, что не намного легче. Как сложится судьба Миронова - третьего, покажет время.

@@@
Третий Миронов
Тяжелое наследство Ясуо Фукуды
Удивительные переселения американцев в Центральной Азии
Укрепление обороны за счет военнослужащих
Формирование новой стабильности