"Дипломатия всегда подразумевает компромисс"

@@

Мунэо Судзуки считает неестественным отсутствие мирного договора между Японией и Россией

1999-09-25 / Борис Земцов Мунэо Судзуки родился 31 января 1949 г. В 1983 г. избирается депутатом палаты представителей Японии. В 1989 г. становится парламентским заместителем министра национальной обороны. С 1990 по 1993 г. - парламентский заместитель министра иностранных дел. В 1993-1997 гг. - снова парламентский заместитель министра национальной обороны. С 1997 по 1998 г. занимает пост министра по развитию Хоккайдо и Окинавы. В настоящее время - заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии. Отличается громадной энергией и работоспособностью (по японским стандартам); по темпераменту холерик. Мунэо Судзуки считается одним из самых авторитетных и перспективных японских политиков, одним из возможных кандидатов на пост премьер-министра.



И на предвыборных плакатах, и в жизни заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Мунэо Судзуки полон энергии и оптимизма.

- ГОСПОДИН Судзуки, вы являетесь одним из самых высокопоставленных государственных чиновников Японии. Позволяет ли ваш пост играть самостоятельную роль в текущей политике государства?

- Наше правительство - это парламентское правительство. Политику правительства определяет правящая партия. Поэтому решение, которое принимается правящей партией, всегда совпадает с политикой, которую проводит правительство. И во внешней, и во внутренней политике этот принцип имеет первоочередную важность. Но все зависит от способностей отдельных политиков. Например, нынешний генеральный секретарь кабинета министров - очень способный политик. Он способен ориентировать мнение общественности. Очень влияют на возможности каждого политика и личные отношения с генеральным секретарем кабинета министров. Я изучал президентскую систему в России. Остается только завидовать, что у вашего президента такие большие полномочия и влияние. Я думаю, это объясняется тем, что у вас президент избирается непосредственно народом. А в Японии народом избираются только парламентарии, которые затем выбирают премьер-министра. Именно поэтому президент Борис Ельцин может два или три раза в год сменять своего премьер-министра. Я думаю, это свидетельство больших полномочий российского президента.

- Приезд Бориса Ельцина в Японию намечен на конец года. Что произойдет, если по каким-либо причинам российский президент не приедет в Японию? Какова будет реакция японской общественности и японских политиков, в первую очередь господина Обути?

- Правительство премьер-министра Обути старается кардинально улучшить японо-российские отношения. Мы с премьер-министром очень хотели исполнить те обещания, которые были даны президенту Ельцину: заключить мирный договор к 2000 году. Мы всей душой надеемся, что визит Бориса Ельцина в Японию состоится. Премьер-министр Обути и я очень ждем его. В ноябре прошлого года состоялся визит в Россию премьер-министра Обути. Во время этого визита состоялась встреча на высшем уровне, где я тоже присутствовал. Теперь мы очень надеемся, что Ельцин приедет в нашу страну. Отсутствие мирного договора между Японией и Россией, являющимися державами мира, совершенно неестественно. Очень важно заключить мирный договор к 2000 году на основе токийской декларации. Об этом договорились президент Ельцин и тогдашний премьер-министр Японии в позапрошлом году, в ноябре, в Красноярске. В советский период, в период коммунизма, мы не могли проводить переговоры с Россией по мирному договору и по территориальным проблемам. Мы даже не могли поднять этот вопрос на переговорах. Тогдашний министр иностранных дел Громыко был настолько жестким человеком, что его назвали мистер "Нет". Сейчас обстановка изменилась. Россия уже разделяет с нами общие ценности. Я думаю, все проблемы будут решены путем проведения соответствующих дипломатических переговоров. При этом надо сознавать, что одностороннее удовлетворение желаний одной стороны исключает успешную дипломатию. Дипломатия всегда подразумевает компромисс.

- Центральным вопросом во время встречи президента Ельцина и господина Обути будет, безусловно, территориальный вопрос...

- В апреле прошлого года тогдашний премьер-министр Хасимото передал свое предложение президенту Ельцину. Его суть заключалась в том, что сначала надо определить государственные границы и добиться пограничного размежевания между островами, а потом уже на этой основе заключать мирный договор. В то же время мы должны исходить из того, что статус у четырех "северных" островов не будет подвергаться ни малейшему изменению на некоторое время.

Последние два-три года проводятся японо-российские встречи на высшем уровне. Это стало традицией и свидетельствует, что японо-российские отношения стали лучше, чем это было ранее. Разумеется, в случае заключения мирного договора Япония будет оказывать содействие России в еще большем объеме. Одновременно мы стремимся и к разрешению территориальной проблемы. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что премьер-министр Обути стремится к кардинальному улучшению японо-российских отношений. Это стремление зафиксировано в его политической программе. В том случае, если нам не удастся заключить мирный договор к 2000 году, если не состоится визит в Японию президента Ельцина, авторитет нашего премьер-министра не пострадает. Народ Японии будет считать в этом случае, что президент Ельцин не исполнил своего обещания. В этом направлении будет формироваться общественное мнение в нашей стране. На развитии японо-российских отношений это отразится, безусловно, негативно.

Скажу и о другом. Не только в России, но и во всех странах состояние здоровья политиков - очень деликатный вопрос, носящий сверхсекретный характер. В России гласность развита настолько, что здесь в открытую говорится, что возможность посещения различных стран президентом Борисом Ельциным напрямую будет зависеть от его будущего состояния здоровья. В этом мы видим прежде всего свидетельство развития гласности и демократии.

@@@
"Дипломатия всегда подразумевает компромисс"
"Эти деньги должны работать на Россию"
«Нептун» разведки
Америка все еще ждет
Безвыигрышный вердикт
Белый дом заигрывает с принцами
Большинство конгрессменов - за армянскую резолюцию

Будни белорусской журналистики

@@

На повестке дня - создание идеологического ведомства и второго телеканала

2000-02-10 / Николай Галко



В Минске - перемены. Никто из официальных лиц не обвиняет российские телеканалы в информационной войне, хотя еще совсем недавно подобные претензии звучали почти ежедневно. Зато возобновились разговоры об открытии в Минске второго государственного телеканала. По этому вопросу проведено совещание у президента Лукашенко. Перед нами тот случай, когда желание явно не соответствует возможностям. Продукция белорусского телеканала "Единство" мало у кого вызывает положительные эмоции. Политическая аналитика представлена тремя скучными программами, две из которых пытаются подражать во всем Сергею Доренко. Объект информационной агрессии иной, а стиль нападок тот же. Что касается развлекательных программ, то они не блещут новизной, а фильмы для показа извлекаются из архивной пыли.

В целом белорусское государственное телевидение существенно уступает московским каналам по всем параметрам. С одной стороны - недовольные зрители, которые просто редко смотрят его, с другой - власть. Последние полгода Лукашенко не упускает случая, чтобы не ткнуть пальцем в Григория Киселя, руководителя национальной телерадиокомпании: дескать, не тех лиц показываешь, не тому слово даешь, не те мысли пропагандируешь. Дошло до того, что главный телевизионщик Белоруссии подал заявление об отставке. Началось гадание, на ком же остановит выбор президент при назначении нового председателя. Но гадать пришлось недолго. Григорий Кисель вернулся в свой кабинет и начал нещадно объявлять выговоры ближайшим подчиненным, чего раньше за ним не замечалось, - от него потребовали кардинальных улучшений в работе телеканала.

Главным "рецептом перемен" является укрепление дисциплины кадров: искоренение опозданий и сокращение количества чаепитий, отсутствие возражений вышестоящему начальству. Прошел слух, что из Москвы в качестве генерального рецензента вызван Иван Демидов, который по замыслу должен просмотреть продукцию минских телевизионщиков и дать вместе с оценками советы по улучшению.

Но все это кажется мелочью, поскольку группа чиновников, в том числе и высокопоставленных, развернула активную кампанию по борьбе с "вражеским окружением". Основными объектами такового, по их мнению, являются две польских, одна литовская радиостанции, а также белорусская редакция Радио "Свобода". В Минске считают, что именно эти радиостанции ведут ожесточенную информационную войну против Белоруссии вообще и против Лукашенко в частности. Внутри Белоруссии, с точки зрения властей, информационных проблем не существует. Проведена тщательная "зачистка очагов сопротивления" и сохранены лишь те объекты, которые не представляют большой опасности. Давно ликвидирована радиостанция, пытавшаяся давать разнообразную информацию, в том числе не нравившуюся режиму. Стараниями секретаря Совета безопасности прекратила издаваться популярная газета "Навины", усилен финансовый гнет на все без исключения негосударственные СМИ. В то же время государство в значительной степени покрывает свои расходы за счет бюджетных вливаний. Группа депутатов Национального собрания провела в государственной прессе кампанию об угрозе безопасности Белоруссии, которую несет, по их мнению, информационная война. В частности, один из депутатов палаты представителей Валерий Драко (он же является заместителем председателя Парламентского собрания Союза России и Белоруссии по информации) выступает с предложением о создании мощной идеологической службы, которая взяла бы под жесткий контроль любой источник информации. Общество запугивается: если не обуздать поток информации, то он превратит Белоруссию во второе Косово или Чечню, не больше и не меньше. Для приукрашивания образа правящего режима в последние месяцы на экране государственного телеканала начали показывать лица деятелей оппозиции. Иногда и вовсе происходит для Минска невообразимое - оппозиционерам позволяют произнести несколько слов перед микрофоном. Это уже признаки прогресса. Появилось предложение о начале общенационального диалога между всеми политическими силами. Что это такое, никто сказать не может, хотя можно догадаться, что скорее всего будет организовано всенародное одобрение политики Лукашенко.

Пока же идеологические службы всерьез озабочены созданием второго телеканала. Александр Лукашенко по этому поводу высказал следующую мысль: единственный телеканал плох, потому что у него нет конкурентов. Очевидно, что идею создания второго телеканала подстегивают неудачные попытки протолкнуть на российский рынок белорусские средства массовой информации. Нельзя назвать удачной попыткой и выпуск газеты "Правда народов Содружества", инициированный бывшим депутатом российской Госдумы Сергеем Бабуриным и его минскими единомышленниками. Не приносят должного эффекта и так называемые обменные полосы между некоторыми минскими газетами и газетами областных центров России. Какая роль отводится в планах идеологов второму телеканалу, пока не понятно, но он вряд ли станет лидером в распространении информации за пределами Белоруссии. Во-первых, ощущается дефицит денег на развитие базы. Журналисты вынуждены работать в условиях цензуры, исходящей сверху и со всех сторон от малых и больших начальников. Стоило в кадрах появиться специалисту-аграрнику и высказать точку зрения, не совпадающую с официальной, как президент Лукашенко в публичной речи на всю страну дал резкую отповедь: мол, куда это годится, куда смотрит председатель телерадиокомпании, а ведь речь идет только о взглядах на развитие села. Цензура сковывает журналистов, они в лучшем случае копируют приемы и сценарии, увиденные на других каналах, что, естественно, порождает только серость, причем вторичную. Второй телеканал, планируется, станет закрытым акционерным обществом. Возможно, его возглавит заместитель руководителя администрации президента Иван Пашкевич, но тогда возникает опасность, что на вакантное место устремится вице-премьер Владимир Заметалин, не самый любимый персонаж как среди высокопоставленного чиновничества, так и среди интеллигенции. Поговаривают, что Пашкевич не прочь был совместить обязанности телевизионные с креслом административным, но вряд ли такая комбинация ему удастся.

@@@
Будни белорусской журналистики
Будущее ООН решат главы государств
Буш получил право помогать Азербайджану
Взгляд из Белграда на Гаагский трибунал
Всем сестрам по серьгам
Выборы: еще один претендент на место Буша
Голосование по семейному варианту

Джордж Буш-младший: всерьез и надолго

@@

Российско-американские отношения пока еще остаются хрупкими и обратимыми

2002-12-02 / Сергей Михайлович Рогов - директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук. Когда Джордж Буш-младший был признан победителем президентских выборов в США, многие поспешили объявить нового хозяина Белого дома политическим легковесом. Буш воспринимался как неопытный и некомпетентный провинциальный политикан, "папенькин сынок", которого привела к власти команда Буша-старшего. При этом, естественно, упоминался и беспрецедентный пересчет голосов во Флориде, где благодаря поддержке брата-губернатора Джордж Буш-младший смог набрать необходимое количество голосов выборщиков и стать в итоге президентом, несмотря на то что за кандидата демократов Альберта Гора проголосовали в целом большинство американских избирателей. Отсутствие четкого мандата позволяло экспертам и в США, и за рубежом делать вывод о том, что, дескать, Буш-младший будет "случайным президентом", слабым лидером, не способным вести за собой страну. Однако, как показала практика, эти оценки и прогнозы оказались неверными.



Особенности политического стиля

Оказалось, что Буш-младший способен добиваться успеха вопреки прогнозам умудренных опытом обозревателей и политологов, нарушая устоявшиеся представления о правилах политической игры не только на выборах, но и на посту президента. Сегодня нельзя не признать, что у власти в США находится сильный президент, который обладает качествами национального лидера, умеющего определять свою повестку дня, выбирать приоритеты и добиваться достижения провозглашенных им целей. За два неполных года пребывания у власти Буш смог внести существенные коррективы и во внутреннюю, и во внешнюю политику США и в оставшийся до президентских выборов 2000 года период имеет серьезные шансы закрепить и развить свой успех.

Несомненно, что Бушу действительно помогает сильная команда профессионалов, обладающих огромным бюрократическим опытом и демонстрирующих абсолютную лояльность президенту. Чейни, Рамсфелд, Пауэлл, Райс - это хорошо известные деятели, игравшие видные роли на американской политической арене задолго до появления на ней Буша-младшего. Но было бы глубоким заблуждением считать, что сегодня в Америке "короля делает его окружение". Команда Буша выполняет его волю, а не наоборот. Хотя внутри нынешней администрации существуют весьма существенные расхождения между "твердолобыми" и прагматиками, по всем приоритетным для президента вопросам его команда действует единым фронтом. Политические споры и личное соперничество отходят на задний план, когда президент принял решение. Такая целеустремленность администрации приносит свои плоды. А источник этой целеустремленности - сам президент Буш.

Еще более важное значение имеет нестандартный политический стиль нынешнего президента. Его отец был известен своими прагматическими взглядами. Но это не помогло ему в 1992 году, когда в Буше-старшем разочаровались крайне правые республиканцы - сторонники Рейгана, и он не смог заручиться поддержкой политического центра, который пошел за Клинтоном. Буш-младший хорошо усвоил этот урок. Его политический лозунг - "сострадательный консерватизм". Стиль нынешнего президента - это коктейль из Рейгана и Клинтона. Буш-младший, с одной стороны, вызывает энтузиазм у крайне правых, а с другой - пользуется доверием политического центра.

По всем приоритетным вопросам Буш-младший сначала декларирует лозунги крайне правых, а затем постепенно вносит коррективы в свою позицию так, чтобы успокоить центристов, но при этом не оттолкнуть республиканскую политическую базу. В конечном счете каждый раз выясняется, что хотя президент и пошел на какие-то второстепенные уступки, но все-таки добился своего. Более того, нередко он идет на перехват лозунгов у своих оппонентов, заставляя эти лозунги (изменив их трактовку) работать на себя. Весьма схожей тактики Буш придерживается и в подходе к международным делам.

В результате Буш-младший смог провести крупнейшую в американской истории налоговую реформу, выйти из Договора по ПРО и Протокола Киото, создать беспрецедентную многонациональную коалицию для борьбы с международным терроризмом, добиться от конгресса и Совета Безопасности ООН резолюций по Ираку. Список его личных достижений включает также и подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, вторую волну расширения НАТО, создание Министерства внутренней безопасности. Наконец, крупной победой Буша стал успех Республиканской партии на промежуточных выборах в ноябре 2002 года.

Экономика решает все?

Для предвыборной стратегии Республиканской партии серьезные проблемы создавал циклический кризис, поразивший американскую экономику в 2001 году, после почти 10-летнего периода экономического процветания. Экономический кризис был усугублен также и последствиями террористического акта 11 сентября 2001 года. Тем не менее спад производства оказался незначительным и непродолжительным. Однако безработица увеличилась в полтора раза. Страна столкнулась с глубоким и затяжным биржевым кризисом. Потери финансового рынка составили почти 8 трлн. долл.

В первые месяцы своего пребывания у власти Буш сделал упор на налоговую реформу. Ему удалось провести через конгресс решение о гигантском снижении налогов на 1,25 трлн. долл. в течение 10 лет. Республиканцы утверждают, что это в конечном счете будет стимулировать экономический рост. Однако эти меры привели к падению государственных доходов. В то же время при Буше-младшем произошел существенный скачок военного бюджета - почти на 100 млрд. долл. с 2001 по 2003 финансовый год.

В результате, с одной стороны, сокращения налоговых поступлений и, с другой - роста военных расходов вновь возник дефицит федерального бюджета США. Размеры дефицита приближаются к 2% ВВП. Республиканская администрация не может похвастаться достижениями в экономической сфере. Не случайно Федеральная резервная система на следующий день после выборов объявила о снижении учетной ставки до 1,25%.

Поскольку экономическая программа не могла стать ударным звеном в предвыборной стратегии республиканцев, на первый план Буш выдвинул внешнеполитическую тематику. Осенью 2002 года республиканцы сознательно избегали в конгрессе голосования по бюджетным вопросам (чтобы не подорвать свою популярность), заполняя вакуум кампанией по поводу международного терроризма и Ирака.

Роль президента в избирательной кампании

Террористическая атака 11 сентября 2001 года оказала огромное воздействие на американское общество. Объявив войну международному терроризму, Буш смог резко укрепить свои политические позиции, позиционируя себя как "военного президента". Осенью 2001 года его рейтинг популярности превысил 90%. Хотя сейчас уровень одобрения деятельности президента снизился, американцы поддерживают Буша в соотношении 2 к 1 (61% против 29%).

На организованных с участием Буша предвыборных мероприятиях в казну республиканской партии была собрана рекордная сумма - 141 млн. долл. В ходе избирательной кампании Буш посетил 40 штатов. Только за последние 5 дней перед выборами он выступил в 15 штатах. Буш лично агитировал избирателей поддержать республиканских кандидатов. Такая рискованная тактика сработала.

Избранными оказались 21 из 23 кандидатов в палату представителей и 12 из 16 кандидатов в сенат, которых поддержал президент.

Президент смог превратить промежуточные выборы в референдум о доверии к его курсу и стилю политического руководства. Показательно, что если на промежуточных выборах 1998 года только 46% избирателей руководствовались при голосовании своим отношением к президенту, то в ноябре 2002 года - 53%. При этом 35% избирателей хотели продемонстрировать свою поддержку президенту Бушу. Буквально в последние дни избирательной кампании Буш смог вызвать всплеск энтузиазма у своих приверженцев.

В то же время Буш смог максимально использовать в своих интересах тему терроризма. Через год после террористической атаки 93% американцев полагают, что главной задачей внешней политики США является защита от международного терроризма. Согласно данным Си-би-эс, 30% опрошенных считали наиболее важной проблемой "терроризм" и "безопасность", только 26% ставили на первое место проблемы "экономики" и "рабочих мест". Несколько иные данные были получены в ходе опроса Си-эн-эн: 47% вероятных избирателей считали наиболее важным вопросом на выборах "войну с Ираком" и только 39% - "экономические условия". Такая озабоченность международными проблемами играла на руку Республиканской партии, поскольку американские избиратели обычно с большим доверием относятся к внешнеполитическому курсу республиканцев, чем демократов. Согласно данным Си-би-эс, американцы считают, что республиканцы лучше демократов обеспечивают "сильную оборону" в соотношении 62% против 20%, а "борьбу против терроризма" - 45% против 23%.

Административный ресурс по-американски

Несмотря на ожесточенный характер предвыборной кампании, в большинстве округов исход выборов был предрешен заранее в пользу сенаторов и конгрессменов, добивавшихся переизбрания. Согласно оценкам, республиканцам была заранее предсказана победа с разрывом не менее чем в 20% голосов в 186 округах, а демократам - в 161. Показательно, что только в 75 из 435 округов по выборам в палату представителей разрыв в голосах, поданных за кандидатов от двух главных партий, составлял меньше 20%. Дело в том, что конфигурация избирательных округов (последнее перераспределение округов, проведенное в 2000 году, было более благоприятным для Республиканской партии) обеспечивает доминирование в них партийной машины той или иной партии. Победитель на нынешних выборах получил в среднем 70% голосов в своем округе.

"Административный ресурс по-американски" привел к тому, что 78 кандидатов в конгресс на этих выборах (94 на выборах 1998 года) вообще не имели соперника от другой партии. На новый срок были избраны 98% членов палаты представителей, добивавшихся переизбрания. По оценке газеты "Уолл-стрит джорнел", труднопредсказуемым был результат голосования всего лишь в 10 из 33 штатов, где выбирались сенаторы, и в 15 из 435 округов по выборам в палату представителей. Именно здесь обе партии сконцентрировали свои пропагандистские и финансовые ресурсы.

На выборы 2002 года, несмотря на ужесточение законодательства о финансировании избирательных кампаний, политические партии собрали не менее 800 млн. долл. Только кандидаты в сенат и палату представителей потратили свыше 617 млн. долл. Щедрое финансирование стало решающим фактором, определившим в большинстве случаев исход выборов. Например, в сенат были избраны 25 из 33 кандидатов, собравших наиболее щедрые пожертвования. Таким образом, в сенат прошли 75% обладателей максимальных избирательных фондов. Среди победителей на выборах в палату представителей этот показатель достиг 95%. Однако в ряде случаев деньги не сыграли решающей роли. Так, потерпел поражение в Техасе кандидат демократов Тони Санчез, потративший на предвыборную кампанию около 60 млн. долл. из собственного кармана. В целом же республиканцы, как обычно, существенно опережали демократов по предвыборным расходам (в соотношении 3 к 1).

Демократы не смогли перехватить инициативу, четко сформулировав свою избирательную программу. Оказавшись в роли оппозиции, лидеры Демократической партии в конгрессе не сумели противопоставить четкой альтернативы курсу Буша ни во внутренней, ни во внешней политике. Им не удалось возложить на республиканцев ответственность за ухудшение экономической ситуации. Часть сенаторов-демократов проголосовали за снижение налогов. 6 из них переизбирались в ноябре 2002 года.

Поэтому демократы не выступали с решительной критикой экономического курса Белого дома, испугавшись выдвигать требование о хотя бы частичной отмене снижения налогов. Демократическая партия не выдвинула и альтернативной программы ведения борьбы с международным терроризмом. Демократы поддержали увеличение военного бюджета. Лидеры демократов в конгрессе поддержали и резолюцию, предоставляющую президенту полномочия на ведение войны с Ираком, опасаясь обвинений в "мягкости" и "пацифизме".

Таким образом, как и в 2000 году, Буш оказался для демократов крайне неудобным политическим противником. "В течение всей избирательной кампании демократы позволяли президенту цинично колотить в барабан войны, как и когда ему хотелось. К удовольствию республиканцев, отошли в сторону и другие важные вопросы: экономика, безработица, безобразный подход администрации к защите окружающей среды, попытки президента назначить федеральных судей, угрожающих правам на аборт и гражданским правам", - констатировала газета "Нью-Йорк таймс".

Итоги голосования

В целом следует подчеркнуть, что соотношение сил между двумя партиями остается почти равным. На выборах за республиканцев проголосовали 51%, а за демократов - 46% избирателей. Однако результаты выборов 2002 года оказались крайне успешными для республиканцев. Обычно находящаяся у власти партия теряет места в конгрессе на промежуточных выборах. На этот раз Республиканская партия одержала убедительную победу. Им удалось вернуть контроль над сенатом, который они утратили после выхода из партии в мае 2001 года сенатора Джеффордса.

Теперь в состав республиканской фракции входит 51 сенатор. Однако в декабре к ним может присоединиться новый сенатор-республиканец от Луизианы, где должно состояться дополнительное голосование, так как ни один из кандидатов не набрал больше 50% голосов, как это требуется законодательством этого штата. Кроме того, Республиканская партия увеличила количество своих мест в палате представителей с 223 до 226, а демократическая фракция сократилась с 210 до 204. Впервые с 1934 года правящая партия смогла на промежуточных выборах увеличить свое представительство в обеих палатах конгресса.

Сегодня Республиканская партия заняла уникальные позиции, контролируя одновременно исполнительную и законодательную власть в стране. Кроме того, республиканцы превосходят демократов и в контроле над исполнительными и законодательными органами штатов.

Президент использовал свой политический капитал, стараясь придать избирательной кампании характер общенационального референдума. "С тех пор как его отец потерял пост президента на выборах 1992 года, Джордж Буш-младший утверждал, что президент должен инвестировать свой политический капитал, если хочет добиться его возрастания. Он доказал свою теорию, поставив на кон свой престиж в избирательной кампании 2002 года. Он рисковал потерять часть капитала, но его инвестиция принесла большую прибыль. В результате Буш стал значительно сильнее, чем в первые два года своего президентства. У него теперь развязаны руки и по внутренним проблемам (таким, как снижение налогов), и по международным проблемам (таким, как Ирак)", - писала газета "Лос-Анджелес таймс".

Опросы показывают, что программу Буша сегодня поддерживают большинство американцев. 73% против 22% согласны с созданием МВБ, 64% против 29% поддерживают сохранение сокращенного уровня налогов, 57% против 40% - приватизацию социального обеспечения, 49% против 27% - энергетическую программу Буша. 64% опрошенных (в том числе 83% республиканцев и 47% демократов) против 29% (8% республиканцев и 44% демократов) поддерживают использование военной силы против Ирака. Таким образом, в американском обществе преобладают благоприятные для Республиканской партии настроения.

Демократическая партия оказалась в глубоком кризисе и не знает, как остановить натиск окрыленных победой на выборах республиканцев. Показательно, что демократы в сенате не сумели обеспечить 40 голосов, необходимых для того, чтобы организовать "флибустьерство" (затянуть обсуждение вопроса, чтобы не допустить голосования) по ряду законопроектов, одобрения которых добивались республиканцы. 19 ноября 90 голосами против 9 сенат одобрил закон о создании МВБ.

Все сенаторы, претендующие на выдвижение в президенты от Демократической партии в 2004 году, проголосовали за этот закон. Это большая победа Буша. Президенту Трумэну, например, понадобилось два года, прежде чем он смог добиться в 1947 году одобрения конгрессом своего предложения о создании Министерства обороны. Новое министерство объединит 22 федеральных ведомства, в которых работают 170 тыс. государственных служащих. МВБ будет самым крупным министерством после Пентагона. Бюджет МВБ в 2003 финансовом году составит 35,5 млрд. долл.

Кроме того, Белый дом пытается добиться одобрения сенатом назначения федеральными судьями консервативных республиканцев. Это особенно важно, если Буш сможет осуществить назначение своих ставленников в Верховный суд. Показательно, что вскоре после выборов 55 голосами против 44 сенат одобрил назначение окружным судьей известного своими крайне правыми взглядами Денниса Шедда, против чего раньше решительно выступали демократы.

Прогноз на будущее

Прежде всего можно констатировать, что через два года после прихода в Белый дом Джордж Буш-младший смог существенно укрепить свои политические позиции. Ему удалось "легитимизировать" свое президентство после спорной победы в 2000 году. Теперь нынешний президент США обладает значительно более серьезными возможностями осуществить свои планы как внутри страны, так и на международной арене. Складывается впечатление, что у Джорджа Буша появились неплохие шансы не только успешно завершить нынешний срок своего президентства, но и быть избранным на второй срок.

Кроме того, результаты выборов 2002 года в США могут привести к новой поляризации сил, когда Демократическая партия станет более либеральной, а Республиканская партия - более консервативной. Это выгодно Бушу, который умеет привлечь голоса не только консерваторов, но и центристов.

Вместе с тем новая расстановка сил на американской политической арене создает и определенные проблемы для Белого дома. В конгрессе среди республиканцев, особенно вновь избранных, преобладают правоконсервативные настроения. Несмотря на огромную популярность Джорджа Буша в Республиканской партии, консерваторы хотели бы от президента бескомпромиссности в осуществлении своей идеологической программы. Это может осложнить стратегическую линию Буша, который стремится закрепить свой успех, придерживаясь по многим вопросам умеренно-центристских позиций.

Во-первых, Буш должен продемонстрировать избирателям в 2004 году, что его экономическая стратегия принесла Америке процветание. На президентских выборах 1992 года его отец проиграл Клинтону именно из-за экономических проблем. Буш-младший смог нейтрализовать экономический фактор на промежуточных выборах 2002 года. Но через два года он должен продемонстрировать результаты своей экономической философии. Если выборы совпадут с фазой роста нового экономического цикла, то ему гарантирована победа. Если же рост окажется неубедительным, то неизбежны большие трудности.

Во-вторых, Буш-младший не хочет повторять еще одной ошибки своего отца, который в 1992 году из-за своей готовности к компромиссам с демократами утратил поддержку консерваторов. Поэтому хозяин Белого дома сразу же после промежуточных выборов заговорил их языком. Но если президент станет слишком заигрывать с правым крылом, то он может утратить контроль над политическим центром. Этим, конечно же, постарается воспользоваться Демократическая партия.

В-третьих, не исключено повторение новых террористических актов, которые могут по своим масштабам даже превзойти события 11 сентября 2001 года. Буш смог год назад избежать ответственности за эту трагедию, эффективно использовав террористическую угрозу, чтобы резко поднять свою популярность. Но ситуация может измениться. Сенат сразу же после выборов проголосовал за создание независимой комиссии из 5 демократов и 5 республиканцев по расследованию террористической атаки 11 сентября. Против этого выступал Белый дом, опасавшийся, что выводы комиссии, которые будут опубликованы весной 2004 года, окажутся неблагоприятными для администрации Буша.

В-четвертых, военная операция против Ирана может оказаться затяжной, дорогостоящей и кровопролитной. Это может отразиться и на экономической ситуации (особенно если цены на нефть резко подскочат), и на политических настроениях. Хотя американское общество после гибели тысяч мирных граждан в результате террористического нападения готово согласиться с потерями среди военнослужащих, "вьетнамский синдром" вряд ли изжит полностью. Если военные потери США будут исчисляться тысячами, то настрой общества может измениться.

Тем не менее предвещать Бушу-младшему крах в 2004 году было бы ошибкой (хотя его отец в 1992 году был дважды победителем - в холодной войне и "горячей" войне в Персидском заливе). Исход промежуточных выборов 2002 года еще раз подтвердил, что нынешний президент США умеет добиваться нужного ему результата. В сложной ситуации, как и на президентских выборах 2000 года, он смог получить тактические преимущества и превратить их в стратегический выигрыш. Похоже, Буш-младший - это всерьез и надолго.

Последствия для России

После 11 сентября 2001 года Буш объявил глобальную войну международному терроризму. Борьба с терроризмом стала центральной осью всей американской внешней политики. В результате произошло значительное сближение позиций Москвы и Вашингтона по ряду ключевых вопросов международной политики. Возникла реальная перспектива качественного прорыва в российско-американских отношениях. Впервые за полвека у Москвы и Вашингтона появился общий враг - международный терроризм. США и Россия оказались де-факто союзниками в войне против талибов и бен Ладена.

За прошедший год начала формироваться новая модель взаимоотношений двух стран на основе принципов партнерства и союзничества. В ходе контртеррористической операции в Афганистане началось беспрецедентное сотрудничество между разведывательными и военными ведомствами двух стран. На встрече президентов Путина и Буша в ноябре 2001 года впервые было заявлено о том, что Россию и США объединяют общие идеологические ценности, преданность демократии и рыночной экономике.

В сентябре 2002 года администрация Буша публично провозгласила в своей "Стратегии национальной безопасности" задачу поддержания "баланса сил во имя свободы". Переход к политике баланса сил подразумевает, что США будут играть роль балансира или менеджера, поддерживающего равновесие сил между наиболее крупными игроками на мировой арене. В "Стратегии национальной безопасности" администрация Буша поставила отношения с Россией на первое место после отношений с союзниками (НАТО, Япония, Южная Корея, Австралия), провозгласив необходимость нового стратегического взаимодействия.

Отмечается в "Стратегии" и возможность российской "интеграции в Евроатлантическое сообщество". В документе подчеркивается, что "российские и американские стратегические интересы совпадают во многих областях", и предлагается "перенести фокус наших отношений на возникающие и потенциальные общие интересы". Перспективы российско-американских отношений при умеренно-консервативной администрации оказались лучше, чем при умеренно-либеральной администрации.

Отношения между Россией и США находятся в лучшем состоянии, чем в любое время за последние столетие - со времен президента Тафта, когда была принята первая версия поправки Джексона-Вэника. Россия больше не рассматривается Америкой как соперник, старающийся нанести ущерб США. Единственный способ, которым Россия может нанести ущерб, - развал централизованного контроля над оружейным комплексом, над ОМУ.

В результате администрация Буша изменила отношение к внутренним реформам России. Теперь Вашингтон заботит не "слишком много", а "слишком мало правительства", то есть централизованного контроля, в России. Поэтому Вашингтон не ведет массированной кампании нажима на Москву по вопросам нарушения прав человека в отличие от некоторых европейских стран. То есть проблема безопасности приобрела совершенно новый смысл - Соединенным Штатам нужна не слабая, а сильная Россия. При этом подразумевается, что Россия не должна быть чрезмерно сильной, то есть равной по мощи США, но достаточно сильной для того, чтобы использовать ее в поддержании выгодного для Америки баланса сил в мире.

Сегодня российско-американские отношения находятся в переходной стадии. По целому ряду вопросов у России и США имеются различные точки зрения. Однако не стоит драматизировать эти разногласия. В целом расхождения между США и Россией менее значительны, чем расхождения между США и ЕС, возможно, США и Японией и, конечно, США и Китаем. Но российско-американские отношения все еще остаются хрупкими, обратимыми.

@@@
Джордж Буш-младший: всерьез и надолго
Есть станция, есть вопросы
Казус не устранен
Клинтон предупредила Иран
Конгресс США начал слушания по "русскому делу"
Космическая ось российско-американских отношений
НЕГА сообщает

Наказан за превышение полномочий

@@

Бывший мэр Петрозаводска Андрей Демин осужден по уголовной статье

2002-06-26 / Андрей Фарутин



Петрозаводский федеральный суд завершил рассмотрение громкого "дела о "Мерседесах" по обвинению бывшего мэра карельской столицы Андрея Демина в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, т.е. "Совершение главой органа местного самоуправления действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых государством интересов общества и государства (превышение должностных полномочий)".

"НГ" не раз уж писала об этой нашумевшей истории, в ходе которой городской голова с явным нарушением устава Петрозаводска заключил сделку с фирмой "Эк-Стро-Нева" из Санкт-Петербурга на поставку 25 подержанных автобусов "Мерседес" по неоправданно высокой цене и даже дал распоряжение о частичной предоплате непроверенного на качество товара. В результате город получил всего 10 машин, оказавшихся в отвратительном техническом состоянии. Нанесенный местному бюджету ущерб был оценен в несколько миллионов рублей.

Прокуратура Карелии предъявила чиновнику обвинение еще в декабре прошлого года, предварительно настояв на лишении его парламентской неприкосновенности, которой по старым законам он пользовался, будучи депутатом палаты представителей Законодательного собрания республики. Ознакомление мэра и его адвокатов с материалами дела, собранными в 11 томах, растянулось чуть ли не на весь период подоспевшей кампании по выборам главы республики, нового депутатского корпуса всех структур представительской власти и глав местного самоуправления муниципальных образований. Первое заседание суда состоялось лишь 18 апреля, за десять дней до назначенной даты выборов. Правда, тогда рассмотрение дела было отложено, чтобы не превращать его в чисто политический процесс.

Разумеется, продолжавшееся полтора года гласное обсуждение деталей той неудачной сделки не могло не сказаться на репутации петрозаводского мэра и результатах самих выборов. Андрей Демин проиграл их по всем статьям - и в споре за свой прежний пост, и в борьбе за мандат депутата карельского парламента.

Огорченный таким провалом, он на некоторое время совсем исчез из города. Ходили разговоры, что Демин успел в это время съездить в далекий Страсбург, где числился в составе группы российских экспертов Совета Европы по вопросам местного самоуправления. Острословы шутили, что бывший градоначальник ищет за бугром то ли политическое убежище, то ли новую работу на международном уровне. Знать, в Петрозаводск он уже не вернется, чтобы избежать позора на отложенном, но неизбежном суде. К чести Андрея Демина он опроверг подобные домыслы, вернувшись в город и представ перед судом.

Приговор по "делу о "Мерседесах" недавно был оглашен. Андрей Демин признан виновным по предъявленной ему статье УК РФ и осужден на три года лишения свободы условно с параллельным запретом занимать в течение трех лет государственные или муниципальные должности. Пожалуй, его политическая карьера в Карелии на этом закончилась, поскольку в ближайшее время он лишен права претендовать и на депутатство в Законодательном собрании в тех избирательных округах, где вдруг открылись вакансии в связи с одновременными победами тамошних кандидатов на выборах в парламент и в главы местного самоуправления районов.

@@@
Наказан за превышение полномочий
Не надо ломать Совет Федерации
ОБСЕ будет довольна
Оттавские дебаты на пользу претендентам в НАТО
Переворот в Лэнгли
Почтовый каток Коидзуми
Россель дождался доверия президента

СНГ: НЕГА сообщает

@@

В минувшую субботу президенты Украины и России Л.Кучма и Б.Ельцин обсудили в ходе телефонной беседы итоги Стамбульского саммита ОБСЕ; Уже более месяца в некоторых областных центрах Белоруссии наблюдается дефицит продуктов питания; Совещание координаторов международной программы по борьбе с туберкулезом и СПИДом проходит в Минске...

1999-11-23



Украина

В МИНУВШУЮ субботу президенты Украины и России Леонид Кучма и Борис Ельцин обсудили в ходе телефонной беседы итоги Стамбульского саммита ОБСЕ. Было подчеркнуто, что подписанные документы - Декларация, Хартия европейской безопасности и адаптированный Договор об обычных вооружениях в Европе - имеют основополагающее значение для обеспечения мира, стабильности и безопасности в Европе без разделительных линий, на базе общепринятых международных норм, а попытка внести диссонанс в работу общеевропейского форума потерпела неудачу. Ельцин поблагодарил Кучму за поддержку российской линии на саммите, и президенты условились продолжать усилия по координации внешнеполитических шагов.

Белоруссия

УЖЕ более месяца в некоторых областных центрах Белоруссии наблюдается дефицит таких продуктов питания, как куриные яйца, сливочное масло. Специалисты Минсельхозпрода объясняют создавшееся положение уменьшением производства этой продукции в хозяйствах республики, что вынуждает перерабатывающие предприятия работать в половину мощностей. Власти Бреста ввели нормы отпуска продуктов в одни руки - десяток яиц, 200 граммов сливочного масла и одну бутылку шампанского местного производства. По мере того как с прилавков магазинов исчезло белорусское сливочное масло, его место заняло российское, процентов на сорок дороже.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

СОВЕЩАНИЕ координаторов международной программы по борьбе с туберкулезом и СПИДом проходит в Минске. В нем участвуют представители национальных обществ Красного Креста Белоруссии, Молдавии, России и Украины, а также представители Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. За неделю работы участники совещания обсудят ход реализации программы, обменяются опытом, а также ознакомятся с деятельностью комитетов Красного Креста Гомельской и Могилевской областей по профилактике туберкулеза и оказанию помощи больным этой тяжелой болезнью.

Армения

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор Центра информации и издательства при правительстве Турции Сезгин дал армянской газете "Еркир" разъяснения относительно визита в Турцию в начале этого года армянской делегации, возглавляемой Наири Унаняном, который обвиняется в организации теракта в Ереване 27 октября. По словам Сезгина, "члены делегации обратились в турецкий информцентр в Москве, выразив желание посетить Турцию с познавательной целью. Мы, в свою очередь, удовлетворив просьбу наших московских коллег, отправили приглашение. В Турцию прибыла группа из пяти человек во главе с Унаняном. Они посетили Трабзон, где встретились с представителями областной администрации, после чего побывали в Анкаре, Анталии, а также Стамбуле, где провели переговоры с председателем Союза армянских и турецких предпринимателей и журналистами. Поступило предложение организовать телемост между армянскими и турецкими государственными деятелями, однако идея не была реализована. В ходе встреч с членами группы я не заметил наличия у них обостренного чувства патриотизма".

Таджикистан

УЖЕ в течение недели в следственном изоляторе МВД Таджикистана находятся три уроженца Чечни, которые были задержаны в доме одного из жителей Душанбе при проверке паспортного режима. По некоторым данным, один из чеченцев является братом телохранителя известного полевого командира. В МВД Таджикистана не исключают, что он принимал участие в боевых действиях, поскольку при медицинском осмотре на его теле обнаружены следы огнестрельного ранения. В настоящее время, согласно договору между МВД России и Таджикистана, все документы направлены в соответствующие органы РФ для уточнения личностей задержанных. Вместе с тем, по данным информированных источников, все трое являются эмиссарами и прибыли в Таджикистан для пополнения армии чеченских сепаратистов. Официально в Таджикистане отсутствует чеченская диаспора. По некоторым данным, на днях в восточный регион Таджикистана прибыли несколько десятков чеченских жителей, в основном женщин и стариков, возможно, в качестве беженцев.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

@@@
СНГ: НЕГА сообщает
США ищут 'серьезного противника'
США намерены заблокировать предоставление кредитов МФВ Москве
США получат президента в субботу
США признают геноцид армян
США толкают нефтяные цены вниз
Сострадательный консерватизм

Столкновения цивилизаций можно избежать

@@

До сих пор мир идет на поводу у террористов

2005-07-26 / Василий Викторович Рогов - доктор исторических наук.



Сегодня уже 26 стран мира испытали на себе последствия страшного зла – терроризма. И ни одно государство не застраховано от новых чудовищных акций. Естественно, что борьба с международным терроризмом становится одной из основных задач, стоящих перед человечеством. Бомбы террористов не отличают христиан от мусульман, иудеев от буддистов, мужчин от женщин.

Справиться с этой проблемой нелегко: предлагаются различные рецепты. Известный американский журналист Томас Фридман в газете «International Herald Tribune» 9–10 июля с.г. писал: «Либо исламский мир действительно начнет сдерживать собственных экстремистов, если выяснится, что они стоят за взрывами в Лондоне, либо Запад сделает это за них, и Запад сделает это грубо и жестоко – просто вытесняя их, отказывая им в визах. И сделает это так, что каждый мусульманин на практике будет считаться виновным, пока не докажет обратное». Еще дальше пошел член палаты представителей США Том Танкредо, заявив, что в случае ядерного теракта на территории США ответному удару подвергнется священный для мусульман город Мекка (данный выпад Танкредо, разумеется, несопоставим с недавней историей с осквернением Корана на базе Гуантанамо).

@@@
Столкновения цивилизаций можно избежать
Сторонники и противники интеграции недоумевают
Том Лантос: активы ЮКОСа захвачены
Три стороны одной медали
Члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе*
Шаттлам ищут замену