"Первые шаги президента должны быть понятны и значимы для населения"

@@

Это, как полагает руководитель "Управляющей компании "Тройка-Диалог" Павел Теплухин, будет способствовать укреплению в массовом сознании ощущения улучшения экономической ситуации в стране в целом

2000-03-28 / Владислав Юрьев



- ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ, какие шаги необходимо сделать новому президенту в первую очередь, чтобы улучшить экономическую ситуацию в нашей стране?

- На мой взгляд, первые шаги президента в сфере экономики должны быть достаточно понятны и значимы для основной массы населения страны. Почему это важно? Да потому, что главная задача правительства сейчас состоит в том, чтобы способствовать укреплению в массовом сознании ощущения улучшения жизни и экономической ситуации в стране в целом.

И первый шаг - государство должно в полном объеме исполнять все свои обязательства. Сюда, безусловно, входит и выполнение государственного бюджета в полном объеме, в соответствии с законом и в указанные сроки, и выполнение обязательств перед российскими и иностранными инвесторами и перед разного рода кредиторами. Сюда входят и все обязательства государства по пенсиям, зарплате, по государственному и оборонному заказу и многое, многое другое.

Почему так важен этот шаг? Одновременно все чиновники, как на федеральном, так и на региональном уровне, представители законодательной власти получают сигнал: никаких новых документов, которые связаны с принятием государством на себя новых обязательств, приниматься не будут, вплоть до того момента, пока для новых обещаний не будет достаточной финансовой базы.

Что это означает для населения? Оно получит возможность проконтролировать, насколько серьезно государство решило заняться улучшением общего климата в стране. Ведь по тому, как выплачиваются пенсии и заработная плата, практически любой человек сможет проверить, насколько хорошо в действительности государство справляется со своими обязательствами.

Второй шаг правительства следует из первого. Государство должно строго наказывать через систему правоохранительных органов за нарушение установленных законодательством норм. Кроме того, что также важно, оно обязано требовать от субъектов рынка и госчиновников строгого выполнения действующих договоров, контрактного права и тому подобного. И это следует изложить в виде программы, а не простого заявления. Причем программа эта должна включать в себя деление судебной вертикали и появление новых судей, судебных исполнителей, поскольку нынешняя система судебных органов из-за недостатка квалификации, времени и ресурсов просто ни с чем не справляется. В этот же пункт входит обязательное доведение до логического юридически ясного решения всех судебных процессов.

Путин уже несколько раз заявлял об усилении государственной вертикали, об усилении управляемости. Решение этой задачи я вижу в следующем. Если так получается, что, скажем, пенсии или что-то другое, что является обязательствами субъектов Федерации, не выплачиваются, федеральный Центр обязан воздействовать на губернатора, который не только имеет власть, но и должен нести ответственность по своим обязательствам. И если он не справляется с ними, его властные полномочия также должны быть поставлены под сомнение. Либо федеральный Центр назначает новые выборы в регионе, либо направляет туда, говоря деловым языком, временного управляющего.

Губернаторы должны дополняться исполнительной властью на региональном уровне. И никто не утвердил норму, что местное правительство должно назначаться или полностью подчиняться соответствующему губернатору. Правительство может подчиняться и федеральному Центру, если, например, губернатор не справляется со своими обязанностями.

Правда, в любом случае федеральный Центр должен начать с себя, поскольку иначе у него не будет никакого морального права требовать с других.

Третий шаг. Государство наше должно быть сервильным, то есть служить народу, обслуживать его, а не быть активным участником, например, хозяйственных процессов. Роль государства состоит в том, чтобы создавать правила игры и строго следить за их соблюдением. В связи с этим государству следует форсировать свою деятельность сразу по нескольким направлениям.

Первое - реорганизация и значительное сокращение центрального и местных аппаратов власти. Государство должно также выйти из акционеров или, во всяком случае, утвердить программу выхода из акционерного капитала в очень многих хозяйствующих субъектах. Государству нужно за собой безусловно оставить функции контролирующего органа за естественными монополиями. Но на всех остальных предприятиях государству не место.

Четвертый пункт связан с защитой частной собственности. Пора прямо сказать, что частная собственность, к которой относятся и квартиры, и дачи, и участки, и автомобили, и акции, и счета в банках и многое другое, защищается законом. Всякое нарушение права частной собственности влечет за собой самое суровое наказание по этому закону независимо от того, кто его нарушил: будь то бандит, государственный рэкетир или другое государство. Частная собственность российских граждан - это приоритет Российской Федерации, которая должна защищать эту собственность везде - на территории России и за рубежом. Важно, чтобы у нас на людей, которые законно владеют дачей в Испании, не смотрели как на преступников.

Причем возможны и экзотические методы борьбы с нарушением законов, которые все же имеют под собой вполне серьезную логику. Если, например, какой-то предприниматель докажет в суде, что пострадал от, скажем, бандитов, рэкета, то сумма ущерба должна быть ему возвращена государством.

Предприниматель ведь платит налоги. Можно установить такую норму, когда возмещаемая сумма будет равна годовому налогу, уплачиваемому предпринимателем или его бизнесом.

Государство должно выступать в роли страховщика, ведь бизнесмен платит налоги и рассчитывает, что его защитят органы внутренних дел и судебные инстанции. И если государство не смогло его защитить, оно должно выплатить страховку.

Мера достаточно экзотическая, и она должна подсказать чиновнику, что не он, а налогоплательщики здесь короли. Они платят налоги, из которых чиновник получает зарплату, а не наоборот.

И последний, пятый, пункт. Правительство должно обеспечить рост ВВП. Причем речь идет о качественном, скачкообразном росте ВВП. И это позволит сделать закон о частной собственности на землю. Как только земля получит свою оценку, как только она будет включена хоть в какой-то хозяйственный оборот, станет предметом купли-продажи, будет включена в базу по налогообложению, сразу ВВП вырастает на десятки процентов.

- Перейдем к прогнозам. Многих экспертов волнует один вопрос: какой будет экономика при Путине, как она будет развиваться. Как для себя ответили вы на этот вопрос?

@@@
"Первые шаги президента должны быть понятны и значимы для населения"
"Сетевая война" по-американски
"Центризм" на Мамаевом побоище
Index20 выходит на рынок интерактивной рекламы
«Киношок» не хочет связываться с Венецией
«Эта история никому не нужна»
Александр Коваль: "Мы никого не боимся"

Арабские Эмираты перешли дорогу Москве

@@ 2007-12-18 / Михаил Сергеев



Завершению переговоров России по условиям членства в ВТО мешает появление все новых переговорщиков. Вчера в Женеве прошли консультации российской делегации с миссией Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которые всего несколько дней назад вдруг объявили о заинтересованности в переговорах с Россией. В сентябре в Рабочую группу по переговорам с Россией вошла Саудовская Аравия, ранее не проявлявшая интереса к этим переговорам. Некоторые эксперты рассматривают внезапные инициативы арабских стран как часть глобальной торговой и энергетической политики.

Список стран – членов Рабочей группы ВТО по вступлению России постоянно увеличивается. Первоначально в состав этой рабочей группы, сформированной еще в начале 1995 года, входили 37 стран – членов ВТО, которые настаивали на двусторонних переговорах с Россией. Однако на сегодня формальными членами Рабочей группы являются уже более 70 стран. Почти половина из них подключались к двусторонним переговорам в последние годы. Многие – сразу после собственного присоединения к ВТО. Другие, не имевшие ранее претензий к России члены ВТО, просто посчитали, что у них эти претензии появились.

«Любой член ВТО может вступить в переговоры с Россией, равно как и с другими кандидатами на вступление в организацию. В нашей практике такие случаи были, и партнеры убеждались, что согласованные Россией условия вступления в ВТО для них приемлемы», – заявил глава российской делегации и директор департамента торговых переговоров МЭРТа Максим Медведков. В частности, бывшие республики СССР присоединялись к переговорам с Россией по ВТО сразу после собственного вступления. Грузия сделала это в июне 2000 года, Молдавия – в июне 2001 года, Эстония – в ноябре 1999 года и т.д. Однако Тайвань, например, вступил в состав Рабочей группы лишь через несколько месяцев после формального присоединения к ВТО.

Внезапное появление в числе переговорщиков крупнейших арабских экспортеров энергоносителей породило у экспертов предположение, что нефтяные монархии Персидского залива пытаются надавить на Россию в вопросах координации добычи и торговли нефтью и газом. По словам Медведкова, представители ОАЭ «проявляют интерес к некоторым аспектам нашей внешнеторговой политики, и достигнута договоренность, что диалог будет продолжен». «Но совершенно очевидно, и это несколько раз повторили наши партнеры по консультациям, что ОАЭ заинтересованы в скорейшем присоединении России к ВТО», – утешил чиновник. При этом Медведков подчеркнул, что у России пока не завершены переговоры с Саудовской Аравией и Грузией и планы предстоящих переговоров будут уточнены после 18 декабря. Как пояснили вчера «НГ» в МЭРТе, «никаких договоренностей на консультациях с ОАЭ пока нет и сторонам еще предстоят дальнейшие переговоры».

«Согласно уставу ВТО Россия вынуждена вести переговоры со всеми странами, которые проявляют к этому интерес. Если два-три года назад торговый оборот с ОАЭ не превышал десятков миллионов долларов, то в ближайшее время он может достичь миллиарда долларов, и это обстоятельство является основным мотивом для переговоров», – говорит главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. По его мнению, слухи о давлении арабских стран на Россию в вопросах создания «газового ОПЕК» или доступа к российским месторождениям можно считать инсинуациями. «Нарушение каких-либо кулуарных соглашений в сфере энергетики нельзя будет оспорить в рамках ВТО, и поэтому само их заключение имеет мало смысла», – считает Тихомиров. Гораздо более серьезной проблемой для России, по мнению эксперта, могут стать переговоры с Украиной, в случае если она окажется в ВТО раньше России. «Из политических соображений Киев, как и Тбилиси, может занять такую же неконструктивную позицию по тем вопросам, которые формально не регулируются в рамках ВТО», – предупреждает эксперт.

«Внезапное присоединение арабских экспортеров нефти к переговорам похоже на попытку разыграть энергетическую карту или, например, просто затянуть присоединение России к этой организации», – считает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. По его мнению, темой переговоров могут стать соглашения о недопустимости односторонних или несогласованных действий по поставкам энергоносителей.

@@@
Арабские Эмираты перешли дорогу Москве
Биологический аспект глобализации
Бытовые приборы заводят в тупик
Власть не должна вести себя как оппозиция
Война с народом
Вольфганг Шойбле вынужден оставить штурвал
Другая оттепель

Единого выдвиженца-демократа не будет

@@

По мнению экспертов "НГ", Путину придется заполнить освободившуюся нишу

2003-12-22 / Опрос подготовила Людмила Уварова Консолидация демократов сегодня по-прежнему под вопросом. Возможно ли выдвижение единого кандидата от правых сил? Какие фамилии могут фигурировать в гипотетическом списке претендентов на эту роль? На эти вопросы ответили эксперты "НГ" накануне воскресного съезда партии "Яблоко".



Игорь Бунин, директор фонда "Центр политических технологий"

 

Мне кажется, что никакого единого кандидата от либералов не получится. В лагере двух партий, СПС и "Яблока", существует полная растерянность, психологический шок, отсутствие политической воли к перестройке правого демократического лагеря. Кроме того, нет ни одного реального кандидата, который был бы способен с помощью тонких политических маневров объединить весь правый фланг. Значительная часть брэндов и имен в стане либералов устарели, обветшали, но в то же время у них есть еще энергия блокировать у себя появление новых фигур. Вторая часть ответа. Я бы мог бы предложить кандидатуру - например, Рыжкова, но все равно это немыслимо, политические партии не способны его поддержать.

@@@
Единого выдвиженца-демократа не будет
Игорь Зотов. Человек и журналист
Из тени в свет перелетая...
Колумбию возродят по плану
Кому и какие правые нужны сегодня
Нелегкая промышленность
Новогодние бонусы

Побочный эффект бабочки

@@

В поисках локальных брендов и общей идентичности

2008-01-29 / Владимир Семенов Категория культуры употребляется при описании способов, регуляторов и результатов человеческого существования. Тема «глобализация и культура» затрагивает самые сущностные, самые глубинные последствия увеличивающейся тесноты нашей планеты. Об этих вопросах мы говорили с Виталием Анатольевичем Куренным – заведующим отделением культурологии ГУ-ВШЭ, координатором проектов фонда «Наследие Евразии».







Экзотика осознает себя, только выходя на мировой рынок.

Поль Гоген. Ареарея (Радость). 1892

– Термин «глобализация» получил распространение в последние десятилетия. Так ли нов сам процесс?

– Теоретики системного анализа говорят, что глобальная мировая система сложилась в XVI–XVII веках, когда не осталось на земле мест, так или иначе не включенных в мировой капиталистический обмен. Крейг Калхун, американский политолог, вообще считает, что глобализация – это просто название современной фазы капитализма. С моей точки зрения, это понятие все же отражает некоторые новые процессы. Хотя не все ожидания, с этими процессами связанные, оправдались.

В частности, предполагалось, что роль государства будет неуклонно уменьшаться, а его функции – переходить на более высокий и на более низкий уровни. Соответственно – международный и локальный. На этих уровнях ожидалось появление новых и укрепление уже существующих экономических, социальных и политических структур, которые возьмут функции государства на себя. Однако государство никуда не исчезло и продолжает предъявлять свои права. Проблема суверенитета сохраняет остроту и на Ближнем Востоке, и на Балканах. Она стала ключевой и для современной российской политики. От государства люди ждут решения многих проблем – в первую очередь социальных. Все это делает перспективы глобализации в данном конкретном отношении проблематичными. Глобализационная эйфория, которая достигла пика в 90-е, спадает. Ничего принципиально лучшего, чем государство, изобрести пока не удалось.

@@@
Побочный эффект бабочки
Приток мигрантов – не всегда проблема
Рижский саммит против минского
Россия должна аплодировать американцам
Русские инвесторы покоряют мир
Стратегические партнеры XXI века
Телевидение идет на выборы

Теории и мифы о начале Великой Отечественной

@@

Почему в бесконечных спорах не рождается истина

2008-04-30 / Владимир Вячеславович Славин - полковник запаса, бывший офицер Генштаба ВС РФ.



В течение десятилетий отечественные исследователи стремились максимально полно осветить все подробности событий, приведших к трагедии лета 1941 года и, надо отметить, еще в период существования СССР на основе доступных источников проделали большую работу. Тем не менее начавшееся с конца 1980-х годов появление новых документов, расширение доступа к архивным фондам и освобождение историков от жесткого идеологического диктата со стороны властей поставили задачу нового осмысления этой темы.

@@@
Теории и мифы о начале Великой Отечественной
У каждого свой интернет