"Военной реформы по Квашнину не получится"

@@

Председатель комитета по обороне Государственной Думы Андрей Николаев уверен в этом на сто процентов

2001-02-03 / Игорь Коротченко



-Андрей Иванович, сейчас много говорится о предстоящем разделении функций Министерства обороны и Генерального штаба, которое должно произойти уже весной 2001 года. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- Чтобы провести разделение функций Минобороны и Генерального штаба, требуется не только политическое решение, но и время. Здесь надо не семь, а сорок семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И не топором мясника рубить по живому, а действовать выверенно, как скальпелем нейрохирурга. Решать эту проблему поэтапно, шаг за шагом, последовательно, сохранив управление Вооруженными силами РФ и обеспечив решение вопросов, входящих в компетенцию Минобороны.

Вообще это важнейший элемент военной реформы. В процессе ее, как известно, решаются такие задачи, как изменение системы управления военной организацией государства, системы комплектования, переоснащение Вооруженных сил и системы подготовки и воспитания.

При этом все должно быть взаимосвязано. Вспомним милютинскую военную реформу. Была рекрутская система, а сделали систему всеобщей воинской повинности. Она, в свою очередь, потребовала создания системы военных округов. В результате изменилась система управления.

Совершенно очевидно, что и сегодня одним из важнейших вопросов военной реформы является изменение системы управления. Как это произошло уже в системе военно-технического сотрудничества, одним из элементов управления военным потенциалом страны.

Президент по системе ВТС решение принял, он четко сказал, кто и чем здесь управляет. По Вооруженным же силам (Минобороны и Генштаб) пока нет таких решений и не определен период, в который нужно эти преобразования осуществить.

Сейчас кое-кто под флагом реформы тянет на себя одеяло и говорит: я - главный и буду всем руководить. Не так все просто. Пока министром обороны остается человек, которому подчинен Генеральный штаб, военная система будет неизменной. Будет военный министр. Работает цепочка управления президент - Министерство обороны - Генеральный штаб - Вооруженные силы. Вот когда будет президент, министр обороны со своими задачами, Генштаб со своими задачами, взаимодействие министра обороны и начальника Генерального штаба как политика и военного, то есть когда министр обороны уже не управляет непосредственно Вооруженными силами, вот тогда будет разделение функций МО и ГШ.

У нас же, к сожалению, господствует примитивное представление: вот назначат во главе военного ведомства гражданского - у нас будет гражданский министр обороны. Да не будет, он все равно останется по сути военным человеком, но только в гражданской одежде.

Словом, до тех пор, пока не изменятся качественно задачи по управлению военным ведомством и Вооруженными силами, говорить о таком разделе преждевременно.

- Сколько времени понадобится, чтобы разделить функции Минобороны и Генштаба?

- Не менее двух-трех лет. И если президент Владимир Владимирович Путин действительно хочет провести такие изменения в период своего президентства, то соответствующее политическое решение надо принимать уже сегодня. И планомерно, к 2004 году завершить разделение функций Министерства обороны и Генерального штаба. Это - один из важнейших вопросов управления всем процессом военной реформы. Раз этого не произошло до сих пор, военная реформа пока не стартовала. Кстати, в эти же изменения вписывается закон об альтернативной службе, изменяется система комплектования армии, разрабатываются и поставляются вооружения, которые потребуются через 10-15 лет.

Но это еще не все. Если мы механически разделим функции Минобороны и Генштаба, а оставим систему комплектования прежнюю и вооружения прежние, то вывод один - такая армия обречена на поражение. Ведь логика будущей войны, войны профессионалов: один выстрел - одна цель.

- Как вы относитесь к планам выделения ВКС и РКО из состава РВСН?

- Так же, как в свое время я отнесся к объединению ВВС и ПВО. На мой взгляд, и я остаюсь убежденным сторонником этого, ВВС и ПВО страны объединить невозможно. Военно-воздушные силы, кроме дальней и военно-транспортной авиации, децентрализованы. Другие рода авиации приближены к военным округам, фронтам, армиям, то есть это авиация - поле боя. А вся система управления ПВО страны строго централизована, и с ЦКП ПВО можно ставить задачи и управлять отдельным огневым дивизионом на Камчатке. Так как же ВВС и ПВО будут одной системой?

Ведь несколько десятилетий они развивались абсолютно на разных принципах - их объединить невозможно, так как их системы управления несовместимы. Так что к разделению РВСН я отношусь негативно.

Вот приходят к президенту отдельные деятели и говорят: давайте иметь не восемь военных округов, а шесть. Да какая разница президенту? Вы можете выполнить задачу по обороне государства? Да или нет? А какие задачи перед нами стоят? Где они сформулированы? Давайте возьмем российскую военную доктрину. Там понятие войны вообще отсутствует. А ведь ситуация в мире развивается так, что она требует сохранения у РФ мощных Вооруженных сил.

Кроме того, президент Владимир Владимирович Путин ставит перед собой политическую задачу выступать России в качестве определенного центра силы в мире, с которым надо считаться.

Он понимает, что мы уже прошли отметку принятия решений. Любая ошибка может быть чревата необратимыми последствиями.

- Но ведь военная реформа по Квашнину предусматривает резкое понижение статуса РВСН - основной компоненты стратегических ядерных сил России. А высвободившиеся деньги пойдут на силы общего назначения.

- Реформы по Квашнину не получится.

- Но документы уже подписаны Путиным…

- Я вам еще раз говорю - не получится военной реформы по Квашнину. Я в этом уверен на сто процентов. Поскольку сегодня необходим подход к военной реформе через призму преобразований многих сфер жизни общества, а не только взглядов начальника Генштаба. В результате упрощенного понимания мы начинали и заканчивали военную реформу после 1991 года раз пять-шесть. Я только на своей памяти помню четыре бойких доклада Грачева Ельцину, что военная реформа начата и завершена.

Наверное, президент имеет какие-то соображения, те, которые мы не должны с вами обсуждать. В связи с этим определенные вопросы будут подкорректированы в ходе исполнения решений, которые принял Совет безопасности. Я с ними знаком и свое мнение по данному вопросу изложил в личном письме к президенту.

- Что конкретно?

- Это не полежит широкому обсуждению. Я высказал свои предложения, свои взгляды по отношению к тем документам по военному строительству, которые приняты по рекомендации Совета безопасности.

- Я так понял, что вы отнеслись к ним отрицательно?

- Скажем так - критически. Отметил недостатки, позитивные стороны документа и предложил свой вариант конкретных мер по решению данной проблемы.

Между прочим, те документы, которые подписал президент, - это уже не реформа по Квашнину. К тому же план строительства вооруженных сил РФ до 2005 года будет, безусловно, скорректирован - исходя из внешних условий в мире и внутренней ситуации в стране.

- А как быть с понижением статуса РВСН? По последним данным, Квашнин передумал включать их в состав Военно-воздушных сил и теперь намерен подчинить непосредственно Генштабу?

- Полагаю, что их статус понижен не будет. У Комитета по обороне Госдумы достаточно хорошие отношения с Минобороны, Генштабом и РВСН, чтобы представлять, что в действительности будет происходить. Я думаю, что Владимир Владимирович Путин не допустит ошибок, подобных тем, что допускал предыдущий президент.

То, что предлагал Квашнин, - сокращение РВСН для того, чтобы иметь возможность создания двух-трех дивизий сухопутных войск, - это глупость. Причем очевидная глупость. И он сам это прекрасно сегодня осознает. Есть другие резервы, где можно найти людей и ресурсы для того, чтобы восстановить сухопутные войска.

Россия занимает 14 процентов земной суши, протяженность ее границ 61 тысяча километров - а мы два с половиной года назад по предложению того же Квашнина отказались от такого вида Вооруженных сил, как сухопутные войска. Теперь создаем их заново. Действительно: решаем сложные проблемы методом их дальнейшего усложнения. Требуется восстановить Главкомат сухопутных войск - а где брать кадры? Он занимался вопросами боевой подготовки, комплектования, мобилизационными вопросами, управлял округами (конечно, с Генеральным штабом совместно), вел все военно-учебные заведения - и вдруг в один день его ликвидировали. Затем через два с половиной года его надо снова восстановить.

- Так инициатива о ликвидации Главкомата сухопутных войск принадлежала Квашнину?

- Да. И по переподчинению сухопутных войск непосредственно Генеральному штабу, и по созданию Главного управления вместо Главкомата СВ.

Аргументировали так: мол, у американцев трехвидовая система вооруженных сил. Да она у них в таком виде складывалась и развивалась изначально. Я, например, противник ликвидации пятивидовой системы Вооруженных сил РФ, так как она складывалась в СССР исторически. Можно уменьшить численность вида ВС до разумного предела, но систему управления трогать нельзя. Ее надо модернизировать, развивать. А мы подстраиваемся под США - у них три вида ВС, значит, и у нас должно быть столько же.

Но, например, у американцев стратегическая авиация играет совершенно другую роль, чем у нас дальняя авиация. Наша дальняя авиация не выполнит ту задачу, которую выполнят американцы. Дальней авиации надо несколько суток, чтобы быть готовой к выполнению поставленной задачи. Мы, разумеется, не должны отказываться от авиационной компоненты стратегических ядерных сил, но ее задачи должны быть переосмыслены. Что, в случае ядерного конфликта дальняя авиация тут же полетит выполнять боевую задачу через Северный Ледовитый океан? Конечно, нет. Ей требуется время. А РВСН готовы действовать немедленно.

- То есть наземная группировка СЯС должна быть сохранена?

@@@
"Военной реформы по Квашнину не получится"
"Не надо кошмарить бизнес"
"Это был нелегкий выбор"
Автономии нужны деньги и особый статус
Администрация плюс ФСБ
Атташе по особо важным делам
Аяцков всех обманул

Борцы с преступными капиталами приедут в Москву

@@

FATF обсудит c финансовой разведкой способы экономического противодействия мировому терроризму

2001-11-15 / Наталья Меликова



Приезд в Москву чиновников международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF), возможно, состоится уже в ближайшее время. Вести переговоры с иностранными гостями предстоит главе недавно созданного комитета по финансовому мониторингу Виктору Зубкову. Главной целью визита FATF в Россию скорее всего станет координация действий по борьбе с международным терроризмом через контроль финансовых операций. Нельзя также исключать, что чиновники FATF намерены на деле убедиться, следует ли вывести Россию из черного списка стран, не ведущих борьбу с преступными капиталами, и, возможно, позволить нашей стране досрочно избавиться от неприятного звания "прачечной".

Весной Россия ратифицировала международную конвенцию по борьбе с отмыванием, а летом президент подписал Закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Согласно этому закону, банки и другие организации, связанные с финансовыми операциями, должны сообщать в соответствующий орган только о сделках, размер которых превышает 600 тыс. руб. (20 тыс. долл.). Однако похоже, что главной целью принятия этого закона была не собственно борьба с отмыванием грязных денег, а стремление проявить добрую волю и выйти из списка FATF. Эксперты с самого начала заговорили о том, что закон имеет слишком много лазеек. Так, в частности, из понятия доходов, полученных преступных путем, были исключены налоговые и таможенные нарушения. Кроме того, сделки с недвижимостью и ряд операций с офшорами не попали в разряд подозрительных.

В соответствии с правилами FATF, одного закона оказалось недостаточно. На сентябрьском заседании эта международная организация сочла необходимым сохранить за Россией статус "финансовой прачечной". Эксперты этой международной организации с нетерпением ждали, когда в России будет создан наделенный достаточными полномочиями и средствами орган, который сможет отслеживать подозрительные сделки. Наконец, в самом начале ноября президент подписал указ о создании комитета по финансовому мониторингу при Минфине, который возглавил бывший начальник УМНС по Санкт-Петербургу Виктор Зубков. Комитету предстоит заниматься сбором и анализом информации о подозрительных сделках. Кроме того, он будет сотрудничать с международными организациями, борющимися с отмыванием грязных денег. Как отметил в беседе с корреспондентом "НГ" глава финансовой разведки Виктор Зубков, планируемая встреча будет носить чисто ознакомительный характер и на ней будут выработаны конкретные пути взаимодействия России и FATF.

В ходе визита речь обязательно пойдет об участии России в противодействии финансовым операциям, которые могут проводить международные террористические организации. По мнению главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина, миссия FATF намерена убедиться, позволяет ли действующее российское законодательство осуществлять меры, подобные тем, которые сейчас активно применяются в Соединенных Штатах и Великобритании. Речь идет о замораживании счетов террористических организаций. Шохин не исключает, что России будет предложено ввести новые и усилить уже существующие схемы борьбы с финансовым аспектом деятельности международного терроризма.

@@@
Борцы с преступными капиталами приедут в Москву
Будет ли остановлен президент Ингушетии?
Два миллиона для Шмакова
Для хорошего человека пяти миллионов не жалко
Дума занимается законотворчеством к случаю
Касьянов и Кремль: тайная антикоррупционная связь
Китайцы вытесняют турков из Москвы

Конфискация – отмершая часть законодательства

@@

Павел Крашенинников разъясняет, в какую сторону сегодня качнулся законотворческий маятник

2005-03-31 / Анастасия Корня Вернется ли институт конфискации имущества, каких масштабов достигнет предъюбилейная амнистия, не приведет ли новый Жилищный кодекс к потере бедными слоями своего жилья, проще ли либеральные идеи проводить изнутри партии власти? На эти и другие вопросы отвечает глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.



– Павел Владимирович, есть ощущение, что законотворческий процесс идет по пути закручивания гаек. Вот даже вернуть конфискацию предлагают...

 

– Сейчас в области развития уголовного законодательства процесс напоминает маятник.

То у нас либеральная реформа, то попытки контрреформы. Напомню: в декабре 2003 года президент подписал достаточно большое количество поправок в Уголовный кодекс, абсолютно либеральных. Декриминализация затронула более 100 статей УК, в том числе и конфискацию отменили. Новый состав Госдумы – не единственная причина того, что маятник пошел в другую сторону: после Беслана изменилось общественное мнение. Возникла комиссия по антитеррористическому законодательству, куда я входил и вхожу. Она наработала достаточно много позитивного, не только в уголовно-процессуальном законодательстве: например, в области авиационной безопасности, оборота взрывчатых веществ. Но возникают и законопроекты, которые, как мне кажется, являются не инструментом борьбы с преступностью, а ее имитацией.

@@@
Конфискация – отмершая часть законодательства
Леонид Рейман снова вышел на связь
Лукашенко щелкнул по носу "Газпром"
Медведев начнет с себя
Минюст санирует общественность
Мирный атом Лукашенко
Москва объяснилась с Вашингтоном

На Украине началась кадровая революция

@@

Кучма разрушил собственную вертикаль власти в министерствах

2003-05-29 / Олег Синельников







Все -для оптимизации руководства...

Фото Reuters

В эти дни в правительстве Украины происходит кадровая революция: на днях президент Кучма подписал указ о ликвидации должностей госсекретарей в министерствах. Их сменили первые заместители и заместители министров.

Тем самым украинский президент отменил им же созданную вертикаль власти, поскольку госсекретари фактически дублировали деятельность отраслевых министров, но при этом напрямую подчинялись Кучме. Причем в случае возникновения спорных ситуаций их мнение, как правило, оказывалось решающим.

Президент считает, что подобная кадровая реформа способствует "оптимизации руководства в системе центральных органов исполнительной власти". Согласно указу, первых замминистра и замминистра назначает и увольняет президент по представлению главы правительства. В течение ближайших двух месяцев премьер Виктор Янукович должен предложить главе государства соответствующие кандидатуры.

Напомним, должности государственных секретарей министерств были введены указом Леонида Кучмы в мае 2001 года в рамках административной реформы. Причем госсекретари назначались президентом на пятилетний срок независимо от того, меняется в этот период правительство или нет.

Поэтому решение Кучмы о ликвидации целого "класса" госслужащих стало неожиданным для многих украинских политиков. Тем более что еще месяц назад в своем послании парламенту Кучма говорил об усилении и развитии института госсекретарей в рамках инициированной им политреформы. Президент подчеркнул, что госсекретари должны стать административным противовесом "политическому правительству", ответственному перед Верховной Радой.

@@@
На Украине началась кадровая революция
На Украине разгорается новый политический скандал
На пороге перемен
Ни дня без антитеррора
Первое дело генпрокурора
Петербургские парламентарии не боятся роспуска
Плацдарм для экс-президента

Почетное трудоустройство в высшей школе

@@

Ректоры в регионах «досрочно» спешат стать президентами вузов

2006-08-04 / Наталья Савицкая



Как сообщила пресс-служба Минобразнауки, в вузах России официально вводится должность президента. Поправки в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» уже подписал президент РФ. Предложение Госдумы о разделении функций между ректором и президентом вуза прозвучало в середине текущего учебного года и вызвало тогда неоднозначную реакцию ректоров (комментарии и об аттестации ректоров, и о президентах в вузах можно прочесть в статье «НГ» от 19. 05.2006). Одним из аргументов против нововведения были опасения по поводу лишения вузами академических свобод и появления двоевластия в высшей школе, которое отрицательно скажется как на процессе образования в целом, так и на отношениях внутри профессорско-преподавательского сообщества. Заявления были жесткими, но сопротивление ректоров оказалось недолгим. Спустя некоторое время, комментируя ситуацию для «НГ», ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров уточнил, что наибольшее опасение ректоров вызывает изъятие из концепции законопроекта того пункта, где предлагалось, что на пост президента вуза может претендовать только бывший ректор вуза. Ректорское сообщество опасалось, что изъятие столь важного пункта повлечет за собой приход в вузы неудачников-чиновников и политиков, людей от образования далеких.

@@@
Почетное трудоустройство в высшей школе
Президент Пакистана подписал мирный договор с талибами
Российская оборонка выходит из комы
СНГ: НЕГА сообщает
США защищают Украину от санкций FATF
Саакашвили вспомнил о НАТО
Связь станет лучше, но дороже

Скандальные законопроекты: исправленное и дополненное

@@

«Единая Россия» готовит путь к отступлению

2006-08-14 / Наталья Костенко







Парламентское большинство привлечет в Госдуму дополнительные «мозги».

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В сентябре «Единая Россия» намерена наладить механизм корректировки скандальных законов. Как стало известно «НГ», с началом осенней сессии ЕР будет создавать рабочие группы из депутатов, членов общественных организаций, представляющих заинтересованные стороны и членов Общественной палаты. Решение об этом новшестве в работе Госдумы было принято, по словам секретаря президиума генсовета Вячеслава Володина, на одном из последних заседаний высшего парторгана.

Задачей этих рабочих групп будет мониторинг реализации того или иного скандального законопроекта и подготовка возможных изменений к ним. Первым таким законопроектом, заявил «НГ» Вячеслав Володин, станет вступивший в силу закон о противодействии экстремистской деятельности.

«Этот закон вызвал повышенный интерес в обществе», – объяснил единоросс. По его мнению, в нем уже есть вопросы, требующие корректировки, в основном скандальный пункт о публичной клевете в отношении чиновников. «Если что-то пойдет не так при реализации, будет механизм исправления», – подчеркнул Володин. Кроме того, он не исключил, что осенью рабочие группы могут быть созданы по нашумевшему Закону «О рекламе» и по пакету последних избирательных инициатив парламентского большинства. Напомним, новую редакцию Закона «О рекламе» президент подписал в марте. Еще тогда эксперты прогнозировали, что его принятие приведет к болезненным катаклизмам на рынке рекламы. Дело в том, что в законе прописывается сокращение количества рекламного времени на телевидении. С 1 июля 2006 года по 2007 год под рекламные паузы должно отводиться не более 20% рекламного времени. А с 1 января 2008 года это количество сократится до 15%. Это означает, что телеканалы будут нести финансовые потери. В ЕР осознают, что Закон «О рекламе» к концу года может вызвать закрытие большого количества частных телекомпаний в регионах, что в преддверии выборов может негативно ударить по самой партии власти. ЕР не намерена пилить сук, на котором сидит, – ссориться с медиасообществом и сокращать количество площадок для пропаганды. Поэтому еще в марте Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) удалось договориться с руководством ЕР о создании согласительной комиссии, которая должна была обсуждать и вносить поправки в Закон «О рекламе».

@@@
Скандальные законопроекты: исправленное и дополненное
Солана прибыл на Ближний Восток не вовремя
Стопроцентная надежность
Сукарно называл нас братьями
Тимошенко может уйти в отставку
Тимошенко чудом избежала отставки
Уволенный чиновник выиграл суд у президента

Украинская армия как объект для подражания

@@

Несмотря на критику со стороны НАТО, Киев опережает Москву в реформировании Вооруженных сил

2002-03-25 / Владимир Георгиев



Критика, прозвучавшая со стороны генсека НАТО Джорджа Робертсона в отношении медлительности Киева в проведении военной реформы, верна, видимо, лишь отчасти. Если объективно оценивать шаги Украины по пути военного строительства, то в сравнении с Россией они выглядят гораздо эффективнее. В стране уже давно действует закон об альтернативной гражданской службе, и молодые люди имеют законное право не служить в армии. Как известно, в России данный закон не могут принять уже более восьми лет. Киев раньше Москвы провел военно-административное деление страны и вместо военных округов ввел военно-стратегические направления, более четко разделив функции Минобороны и Генштаба. Несмотря на низкий уровень военных расходов (1% от ВВП), намечено поэтапно сокращать ВС и переходить к контрактной службе. В отличие от России в выработке этих положений участвовало практически все общество, и по этому поводу приняты соответствующие законы ("О вооруженных силах Украины" и "О численности вооруженных сил Украины на 2000-2005 годы").

На прошлой неделе Киев сделал очередной шаг в деле построения гражданского общества и контроля за вооруженными силами. Украинский президент подписал Закон "О воинской службе правопорядка". Этот документ военные руководители ждут давно, поскольку, по их мнению, он должен регламентировать новый порядок организации караульной и гарнизонной службы, которая до этого времени действовала по советским образцам. Закон предписывает создать в структурах Минобороны Главное управление военной службы правопорядка, которое должно руководить подчиненными ему структурами на местах (территориальными и зональными управлениями). Таким образом, создается военная полиция, которая будет отвечать за обеспечение дисциплины и порядка в местах дислокации воинских частей и подразделений, организацию противодействия возможным диверсиям и терактам на военных объектах, обеспечение движения военного транспорта. Общее число блюстителей порядка должно составить 5 тыс. военнослужащих. При этом предусматривается сокращение на 40% центрального аппарата МО Украины, так что общая численность армии не увеличится. Более того, в 2002 г. она уменьшится на 10 тыс. военнослужащих и составит около 390 тыс.

Основу украинской военной полиции составят комендатуры, подразделения охраны и военная автоинспекция. Все они будут напрямую подчиняться Центру и ни в чем не зависеть от командования воинских гарнизонов. Представители службы правопорядка будут иметь право задерживать и обыскивать не только военнослужащих Минобороны, но и представителей Службы безопасности Украины, внутренних войск, МЧС, пограничников и т.п. На их вооружении будут состоять бронемашины, вертолеты, спецтехника и даже водометы.

Таким образом, президент и правительство Украины предприняли попытку создания надежного механизма контроля за вооруженными силами. Эксперты отмечают, что с введением военной полиции значительно снизится количество беглецов и дезертиров, уменьшится количество конфликтов между военнослужащими и населением. Кстати, в 1996-1997 гг. в России также активно дискутировался вопрос о создании военной полиции. Но идея заглохла.

Поучиться у украинских вооруженных сил есть чему и в вопросах разработки и производства военной техники, обучения иностранных граждан в военных вузах, активных контактах в вопросах миротворчества по линии ООН и НАТО. Украинские вертолетчики, саперы, минеры и специалисты других военных профессий являются главными конкурентами российских военных при проведении тендеров на участие в миротворческих группах и контингентах.

@@@
Украинская армия как объект для подражания
Учиться, учиться и учиться… всю жизнь
Фундаментальной науке нашли нового руководителя
Хотят ли русские в Россию?
Чечня готовится к осеннему призыву
Электронно-цифровое лето
Ющенко пугает Европу танками Януковича