1152 книги в школьном ранце

@@

Собирание земель как ответ на все вопросы учебного книгоиздания

2000-04-13 / Александр Гаврилов



К НАЧАЛУ осени огороды ощетиниваются астрами. Одичалые за лето дети перезваниваются с одноклассниками и выбирают одежки на первое сентября. Всякий раз именно в этот момент учителя, пресса и руководители регионов вдруг замечают: учебников не хватает.

Как особый осенний благовест эта удивительная весть несется над землею. Кто бы мог подумать, что так получится? В прошлом году было так, в позапрошлом было, но в нынешнем-то! Спешно собираются совещания у вице-премьеров, на которых издатели с самыми жалобными лицами выкручивают чиновникам руки, а представители регионов требуют незамедлительных действий федерального Центра. Самые жуткие дыры латаются наспех, а на будущий год все повторяется снова.

Возможно, 2000-й станет первым переломным годом в этой истории. В конце марта прошла совместная коллегия Министерства печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (внутри ведомства принята аббревиатура МПТР) и Министерства образования, посвященная состоянию и перспективам развития учебного книгоиздания в России.

Как часто бывает в таких случаях - главный позитивный результат совещания состоит именно в том, что оно состоялось, что к нему была подготовлена толковая и внятная справка, что были четко артикулированы государственные позиции по острым вопросам и намечены возможные направления работы. Ведь до сих пор не существует даже выверенной информации по тому, какими учебниками реально пользуются ученики и учителя, а какие складируются в школьных подвалах. Известно, например, что в Москве, где деньги на закупку учебников выделяет столичное правительство, до 30% книг остаются невостребованными.

Информации и сейчас маловато. Зато определены задачи. Замминистра образования Виктор Болотов отчетливо проговорил, что хотя в проекте национальной доктрины образования обозначена как цель бесплатность учебника, достигнуть этой цели министерство планирует примерно через 25 лет (честно говоря, в российской действительности это больше всего похоже на "никогда", ну да подождем-поглядим). Сегодня же надо решать проблему доступности качественного учебника для всех слоев населения. А полностью принять на себя финансирование учебной литературы государство может только в отношении особых групп - слепых и слабовидящих детей (очень яркие, и в силу этого - очень дорогие книги), малых народов и народов Крайнего Севера.

Основных проблем на пути решения названо три. Первая - неразвитость информационной системы и отсутствие структур, обеспечивающих взаимодействие издателей, книгораспространителей и конечных пользователей (учреждений, учителей, учеников и их родителей). То есть получается, что зачастую учитель (не говоря уже о родителях ученика) не может даже узнать подробностей о выбранном пособии - есть ли у него продолжение в рамках программы, существует ли к нему методический материал. В этой ситуации и сама вариативность учебных курсов, возможность самостоятельного выбора программы, о которой так много сказано хорошего и плохого, становится совершенно бессмысленной: как же учителю выбрать из восьми учебников, если он ничего не знает ни про один, кроме старого советского?

Вторая проблема - отсутствие во многих российских регионах местных издательских программ, ориентированных на обеспечение школ. Значит, каждый учебник приходится везти из Центра - и покуда он едет до школы, цена на него взлетает до небес.

Третья, также влияющая на ценовую доступность учебника, - несовершенство законодательной базы, в частности отсутствие льготных почтовых и транспортных тарифов для книжной продукции. Как сказал в своем выступлении зам. министра печати Владимир Григорьев, "не может пересылка учебной литературы стоить столько же, сколько пересылка косметики, тем более в стране, где 67 тысяч школ и только 19 тысяч из них - городские".

Но главная закавыка таится в самой ныне принятой системе образования. Одобренные Минобром книжки множатся, как тараканы, - и так же бесследно прячутся в огромной щелястой стране.

Судите сами. В 1994 году Федеральный комплект учебников состоял из 120 названий. Все их выпускало одно-единственное издательство "Просвещение". Уже к середине 95-го (то есть к началу нового учебного года) "просвещенческая монополия" была разрушена: 8 издательств получили допуск к заветному грифу "Рекомендовано Министерством образования" и Федеральному комплекту со 195 книгами. Еще через два года уже 29 издательств готовили и выпускали 738 книг. В нынешнем учебном году Федеральный перечень учебников (о едином комплекте в новых реалиях даже речи идти не может) включает в себя 1152 названия. Для их выпуска задействованы 52 издательства.

Конечно, монополия непродуктивна ни в какой отрасли. Но сейчас речь идет не о борьбе с монополистами, а о распылении финансовых ресурсов страны. Тот же Владимир Григорьев, которому не привыкать к резким заявлениям, сказал: "Вариативность учебника была необходима на определенном этапе, когда надо было сломать старую, закосневшую систему образования. Сегодня избыточная вариативность становится одной из проблем учебного книгоиздания".

Конечно, никто не собирается отменять начисто идеологию свободного выбора. В конце концов она едва ли не единственное реальное завоевание российской школы за все время посткоммунистических свобод. Идея такова: Минобр осуществляет экспертную оценку Федерального перечня в целом, оптимизирует его к нуждам момента, не отменяя вовсе вариативности. Издатели же смогут понимать, какие учебники приоритетны, какие надобно печатать скорее всего, какие необходимо поддерживать на уровне Федеральной программы книгоиздания.

Речь идет о собирании воедино всех имеющихся ресурсов. Совет по книгоизданию, созданный при МПТР, становится межведомственным - и в него входят представители Минобра. Финансовые ресурсы обоих министерств консолидируются. Информационные службы входят во все более тесное взаимодействие. "Российская книга" принимает на себя часть забот по снабжению регионов учебниками, а информационно-аналитические службы работают в тесном контакте.

То, что нынче происходит в учебном книгоиздании, вполне точно описывается евангельской притчей о сеятеле. Когда он сеял, одни зерна упали при дороге и там их склевали птицы. Другие упали на каменистую почву, быстро взошли и так же быстро увяли, когда пригрело жаркое солнце; какие-то заглушили сорняки. Часть зерна упала на хорошую пахотную землю и взошла, и заколосилась, и поспела. Сеятель спит и не знает, как зерно всходит и как колосится. Но когда плод созреет - немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

@@@
1152 книги в школьном ранце
А вуз и ныне там
АРКО и банки
Академик Виктор Ивантер: «В российском энергомашиностроении появится эффективная компания»
Александр Филипенко: "Нельзя усиливать центр в ущерб регионам"
Афины и Анкара сближаются
Великое переселение соотечественников

Владимир Воронин: "Мигранты не должны жить возле стратегических объектов"

@@

Идеолог донского казачества опасается нарушения этнического баланса на юге России

2003-04-14 / Мария Бондаренко Урегулирование ситуации в южных регионах страны невозможно без учета мнения такой влиятельной этнической группы, как казаки. О целях и задачах казачества, проблемах казачьего движения корреспонденту "НГ" рассказал начальник Управления информации, идеологии и традиции казачества общества Всевеликое войско Донское, куда входят казаки Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей, войсковой старшина Владимир Воронин.



- Владимир Васильевич, казачество Войска Донского постоянно поднимает вопрос об угрозе будущему края. Что вы вкладываете в это понятие?

- Сегодня казаки как никогда обеспокоены положением на Дону. Опасность заключается в нарушении этнического баланса в области, в неконтролируемом лавинообразном наплыве мигрантов.

Не только в Ростове, но и в глубинке, особенно в восточных районах области, формируются многочисленные устойчивые, сплоченные и богатые чеченские, ингушские, турко-месхетинские, азербайджанские и китайские общины. Они не просто расселяются и укореняются, но и активно формируют собственную инфраструктуру - выкупают предприятия, создают торговые фирмы, в огромных объемах строят жилье и открывают мечети, которых в некоторых районах скоро станет больше, чем православных храмов.

К тому же не обходится без иностранного влияния, особенно турецкого. К примеру, в Азовском районе, где обживаются турки-месхетинцы, уже действуют национальные школы, в которых не только изучают турецкий язык, но и проповедуют идеи возврата земель Приазовья в состав "великой Турции". Дескать, Приазовский край был отнят у турок казаками в XVIII веке.

Нас беспокоит попустительство, а порой и откровенное покровительство местных властей и правоохранительных органов многочисленным диаспорам, богатство многих из которых основано не на честном труде, а на наркоторговле и иной преступной деятельности. Только муниципальные казачьи дружины, укомплектованные местными казаками, в состоянии дать настоящий отпор преступникам. Но эти дружины безоружны и юридически бесправны. Мы не раз заявляли о необходимости введения нового закона, расширяющего юридические права и возможности применения средств защиты для муниципальных казачьих дружин.

Численность русского населения, особенно в восточных районах края, за последнее время значительно сократилась. Есть станицы, от которых русским осталось одно название. А, например, жители Чечни, приехавшие сюда в связи с проведением контртеррористической операции, не торопятся возвращаться на родину. Только по официальным данным, из 1700 жителей Чечни, переехавших за последние два года в Ростовскую область, за ее пределы выбыли единицы. Статус вынужденных переселенцев получили 259 человек, независимо от национальности. Остальные же стали так называемыми добровольными мигрантами и решают свои проблемы либо самостоятельно, либо с помощью российских и зарубежных общественных организаций.

Из восточных районов Ростовской области бегут коренные жители, которым становится негде работать, а значит, не на что жить. В области зарегистрировано 43 тысячи мигрантов, но, по оценкам специалистов, на самом деле их 400 тысяч. Из официально зарегистрированных мигрантов только 47% - трудоспособное население, остальные 53% - дети и пенсионеры, которые нуждаются в социальном обеспечении. Кто и как сможет решить эти проблемы, если среди коренного населения практически каждый второй живет за чертой бедности?

- Какие же пути решения этих проблем вы предлагаете?

- Мы хотим, чтобы на территории нашей области ввели особый режим проживания и регистрации иногородних, в том числе ограничение срока их пребывания, чтобы был разработан порядок их выдворения даже за незначительные правонарушения. Нужно ввести тестирование на знание законов и русского языка. Мигранты должны быть лишены права на проживание вблизи стратегических объектов, к числу которых отнесены АЭС, водохранилища, плотины, воинские части, госграница и аэропорты. Эти наши требования признаны, впрочем, противоконституционными. Хотя, признаться, мы иного мнения.

Нас настораживает давление мусульман, присутствие в регионе их ваххабитского крыла. Да, не скрою, мы опасаемся их наплыва, как, кстати, и те чеченцы, дагестанцы, татары и другие мусульмане, которые живут здесь более тридцати лет и уже успели понять наш казачий менталитет.

- Вы неоднократно, в том числе и через СМИ, резко высказывались против строительства мечетей. Но как быть живущим на Дону мусульманам? К тому же строящаяся в Ростове главная мечеть уже практически готова, ее открытие намечено на май...

@@@
Владимир Воронин: "Мигранты не должны жить возле стратегических объектов"
Власть задумалась о кадрах
Внешнеполитическая халтура
Восемь лет экономике не хватало политической стабильности
Время собирать
Встреча на грани войны
Год глобального антитеррора

Голосование автоматами

@@

Юрий Свердлов: "Hac пытаются уверить, что существуют суды, запрещающие собрания акционеров"

2002-12-16 / Виктор Нестеров 13 декабря акционерный конфликт на Котласском целлюлозно-бумажном комбинате ознаменовался очередным инцидентом. Компания "Илим Палп Энтерпрайз" попыталась сорвать собрание акционеров предприятия. Сделано это было при помощи автоматчиков из службы физической защиты судебных приставов г. Санкт-Петербурга и сотрудников службы безопасности "Илим Палпа". О событиях последних дней рассказал член совета директоров Котласского ЦБК, вице-президент банкирского дома "Санкт-Петербург" Юрий Свердлов.



- Юрий Владимирович, кто инициировал проведение собрания акционеров и кто принимал в нем участие?

- Собрание проводилось по требованию акционеров, владеющих более 10% акций Котласского ЦБК. В собрании приняли участие 15 акционеров, в том числе компании "Базовый элемент", "Континенталь Менеджмент" и банкирский дом "Санкт-Петербург". В связи с тем, что группа компаний владела совокупно 61,8% акций, все эти акционеры голосовали досрочно.

- А какие меры противодействия предпринимала при этом оппонирующая вам компания "Илим Палп Энтерпрайз"?

- Это полный набор классических мер. Опять появились миноритарные акционеры, которых Арбитражно-процессуальный кодекс уже несколько месяцев назад лишил прав на запрет на проведение акционерным обществам собраний. Тем не менее "Илим Палп" утверждает, что какие-то суды выносят определения, в которых запрещается всем и все. И нельзя понять, относится ли это к стопятидесятимиллионному населению Российской Федерации или ко всему шестимиллиардному населению земного шара. Это показывает, что предпринимаемые на сегодня меры по оздоровлению юридической, правовой обстановки в стране пока результата не приносят. Тем хуже, что исполнять заведомо безграмотное и вынесенное с нарушением закона определение суда берется служба судебных приставов Санкт-Петербурга во главе с главным городским приставом, направившим на собрание своего референта. Все это происходит при поддержке группы физической защиты, вооруженной автоматами. Это наводит на достаточно печальные выводы о том, что программа по нормализации правовой ситуации в стране, объявленная президентом РФ, сегодня не работает.

- А на основании какого судебного решения действуют сегодня акционеры из компании "Илим Палп Энтерпрайз"?

- Речь идет о решении некоего арбитражного суда в Амурской области, о котором мы случайным образом узнали из сети интернет. Но при этом мы не видели ни искового заявления, не знали ни о дате рассмотрения, ни к кому именно адресован иск. Тоже через интернет было объявлено, что существует некое решение Невского суда Санкт-Петербурга. Но ни на сам суд мы не приглашались, ни исковых заявлений не получали, ни самих определений. До сих пор все "отвязанные" решения судов обеспечивала одна и та же группа юристов во главе с начальником службы безопасности корпорации "Илим Палп Энтерпрайз" господином Хромовым. И все боевики, которых он с собой привел, за исключением службы физической защиты судебных приставов, являются штатными сотрудниками "Илим Палпа".

- А в какой стадии сейчас находится конфликт акционеров на Котласском ЦБК, каковы пути его решения?

- К сожалению, пути разрешения конфликта не лежат в плоскости отношений компаний "Базовый элемент", банкирского дома "Санкт-Петербург" и компании "Илим Палп Энтерпрайз". Они лежат в рамках общей правовой ситуации в стране. Ведь тот факт, что нашим компаниям принадлежит контрольный пакет акций Котласского ЦБК, нигде и никем не оспаривается, хотя компания "Илим Палп Энтерпрайз" и пыталась завести второй реестр акционеров. Это при том, что имеется постановление ФКЦБ о том, что единственным реестродержателем Котласского ЦБК является Петербургская центральная регистрационная компания. "Илим Палп Энтерпрайз", с одной стороны, заявляет, что он владеет реестром Котласского ЦБК, а с другой стороны, пытается заблокировать проведение собрания акционеров, инициированное нашими компаниями, чтобы помешать владельцам контрольного пакета избрать легитимные органы управления предприятием. Не вижу логики. Если у ИПЭ все хорошо, то чем же ей помешало собрание 13 декабря? Пришли бы без автоматов и проголосовали.

- И как же разорвать эту порочную цепочку?

@@@
Голосование автоматами
Греф «в шоколаде»
Губернатор Бетин и рваные геи
Долой Форсайта
Дума ждет предложений правительства
Игра в молчанку
Как выходить из кризиса

Конец мифа о российском образовании

@@

"Нам надо меньше гордиться своей системой обучения, а больше инвестировать в нее", - считает ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов

2000-12-06 / Наталья Савицкая В свои 43 года Ярослав Кузьминов - один из самых молодых ректоров России, хотя занимает пост ректора Государственного университета - Высшей школы экономики уже 8 лет. Многие именно с его именем связывают два варианта реформы образования - 1997 и 2000 годов. Сам про себя он говорит, что является главным представителем "государственного либерализма" в команде Германа Грефа. Группа Кузьминова ставит во главу угла активную структурную политику и массированные государственные инвестиции в кадровую, транспортную и информационную инфраструктуры экономики, в первую очередь - в образование.







Ярослав Кузьминов.

- Ярослав Иванович, насколько я могу судить по вашим заявлениям, в образовании вы - либерал, но не безоглядный…

- Я не знаю ни одного "безоглядного" либерала в образовании. Есть люди, которые просто ориентируются по принципу "свой-чужой", на уровне ключевых слов и Вообще либерализм в образовании - это не уход государства из его финансирования, а максимально полная реализация того ресурса свободы, который образование предоставляет каждому человеку.

Почему образование не может стать зоной решений каждой семьи или фирмы в отдельности? Во-первых, семьи и даже предприятия лишены "стратегического горизонта" в оценке рынка труда, они склонны ориентироваться скорее на текущий спрос. Во-вторых, спрос семей и предприятий недостаточен: выплачивая из своего собственного бюджета, они оплатят в лучшем случае половину тех расходов, которые несет общество. В то же время те же самые семьи одобрительно относятся к решению государства затратить дополнительные деньги на образование из бюджетных доходов. Но ведь образуются-то эти доходы из налогов, которые уплачивают члены семьи или сотрудники предприятия!

С другой стороны, если оставить все образовательные расходы на долю государства, мы получим систему без обратной связи. Такая система (а пример ее представляет советское образование) склонна как бы окукливаться, покрываться панцирем, реагировать только на очень резкие сигналы сверху. А это ведет к потерям общественных ресурсов: готовятся излишние работники, а ряд кадровых и социальных потребностей экономики и общества не покрывается вообще.

- Это, так сказать, экономический базис. А если опуститься на уровень конкретных причин: чем вызваны нынешние реформы в российском образовании? Всегда звучало с самых разных трибун: наше, советское-российское, образование - самое лучшее в мире.

- К сожалению, это не так. По уровню образованности мы занимаем сейчас примерно 25-е место в мире. Кстати, это наиболее высокое место России по всем принятым в оценке конкурентоспособности стран параметрам. По другим показателям (качество жизни, правовой климат, состояние социальной и производственной инфраструктур) мы занимаем пятидесятые места, то есть отстаем от стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Мы привыкли гордиться отечественным математическим и физическим образованием. Увы, в математике мы стоим сейчас практически вровень с США. А ведь Гор и Буш в своих предвыборных манифестах говорили о необходимости национальной программы ликвидации отставания в этой области. Лидеры - Нидерланды и Швеция. О физике, где требуется регулярно обновлять дорогие приборы и лабораторное оборудование, я даже не говорю.

Качество массового профессионального образования в России ставит под угрозу перспективу экономического роста. Возраст учебно-научного и учебно-производственного оборудования в наших инженерных вузах, техникумах и ПТУ составляет в среднем 20-30 лет. Владение информационными технологиями не подкреплено информационной инфраструктурой.

- Вы предполагаете начать с изменения законов?

- Результатом широкого демократического движения 80-х - начала 90-х годов стал Закон об образовании 1992 года, предоставивший учебным заведениям академические и экономические свободы. В значительной мере этот закон был реализован в вузах, наполовину - в средних профессиональных заведениях и совсем слабо коснулся школ.

Увы, закон этот не предусматривал механизма реализации провозглашенных свобод. В результате они во многом остались на бумаге. Сегодня школа формально - юридическое лицо, но имеют собственный счет только 20 процентов государственных образовательных учреждений.

В 1992 году этот термин - "государственное образовательное учреждение" - просто более солидно звучал, чем "учебное заведение". В последующие годы, однако, вышли Гражданский кодекс и Бюджетный кодекс, где госучреждение трактуется совсем не как обладающая свободой утверждать свой бюджет самоуправляемая единица. Школу и вуз приравняли к отделению милиции. Отсюда множество проблем.

В среднем по стране один "коммерческий" студент приносит денег в 4-5 раз больше, чем бюджетник, и позволяет соответственно качественно обучать 4-5 бюджетных студентов. Ужесточение контроля за действиями ректорского состава, закрытие расчетных счетов вузов, наконец налоговое преследование благотворительности по отношению к образованию - все это усугубляет ситуацию, сложившуюся в нашем образовании.

Государство сегодня финансирует треть уставной деятельности вузов. Еще треть (некоторые - меньше) вузы набирают благодаря платным услугам и научно-исследовательским работам. Треть потребностей не финансируется никак. Вузы не покупают книги, не снабжают своих студентов учебными пособиями, не приобретают новое оборудование.

Учитель получает зарплату меньше, чем пенсия, а значит, ему нужно зарабатывать на стороне. Чем ближе к вузу, тем больше возможностей для приработка. Один миллиард долларов в год тратят семьи на "поступление" своих детей в вузы - официальные курсы по подготовке в институт, платные базовые школы, репетиторство настоящее, псевдорепетиторство и взятки. В бюджете образования этого года заложены примерно те же деньги.

- Существует версия, что все действия, связанные с реформами в образовании, активизировались в последнее время только потому, что России нужно как-то отчитываться за 70 миллионов долларов займа у Всемирного банка. Так ли это?

- Единственный заем Всемирного банка России в области образования - 40 миллионов долларов. Получен он в 1998 году и не имеет отношения к реформе образования. У него два компонента. Первый - совершенствование преподавания экономики, социологии и политологии. Все деньги идут на субзаймы вузам, которые будут отдавать только 25 процентов через 17 лет. Остальное взяло на себя государство. Второй компонент - гранты на подготовку учебников для средней школы и займы на коммерческих условиях издательствам, выпускающим такую литературу. Никаких условий проведения реформ при получении этого займа не ставилось.

Сегодня Россия ведет переговоры со Всемирным банком о пилотном займе на образование (реструктуризация сельских школ и переоснащение ПТУ) для трех регионов - Самарская и Ярославская области и Чувашия. Эти средства поступят регионам-заемщикам не раньше конца следующего года. Деньги Всемирного банка даются государству-заемщику на уникальных условиях: это самые дешевые деньги в мире! В течение 10-15 лет мы их вообще не возвращаем, а потом начинаем отдавать по ставке межбанковских кредитов плюс один процент. Это составляет 6-7 процентов годовых. Почти даром в экономическом плане! Так что сегодня мы с министром образования России Владимиром Филипповым боремся за то, чтобы расширить долю образования в пакете заимствований.

- Брать-то можно, знать бы, на что конкретно. Подавляющая часть населения до сих пор не может понять, началась эта реформа в образовании или нет?

- Реформа началась с резкого увеличения государственных инвестиций в образование. Федеральный бюджет 2001 года составляет 48,8 миллиарда рублей - это в полтора раза больше, чем в прошлом году, и в 1,35 раза больше с учетом инфляции. Впервые вузы получают деньги на оборудование, компьютеры, учебные практики и библиотеки. Мы вышли практически на стопроцентное покрытие коммунальных расходов образовательных учреждений.

У нас сегодня нет достаточных финансовых ресурсов для серьезных инвестиций в экономику, но то, что имеем, мы можем вложить в образование. В этом случае к нам придут иностранные инвесторы, мы станем для них интересны. В грефовской программе образование поставлено на первое место не для красного словца. Образованию приоритет не потому, что мы такие добрые, а потому, что по-другому мы не вытянем страну.

- Как раз многие убеждены в обратном: то, что делается сейчас, разрушает лучшие достижения в образовании. Например, большинство специалистов настораживает тестирование как форма единого национального экзамена.

- Да, споров вокруг тестирования много. У некоторой части общества вызывает опасение тот факт, что учебный процесс будет заменен примитивным натаскиванием на прохождение тестирования. Но эти опасения оправданы только в том случае, если вопросов было бы, скажем, 500. Если же их будет более 10 тысяч, то "натаскиваться" станет бессмысленно, проще выучить тот или иной учебный предмет.

Часто говорят о том, что при тестовой системе проверяющий лишен возможности следить за ходом мысли абитуриента. Во-первых, это относится только к самым примитивным тестам. В мире сейчас разрабатываются так называемые тесты второго поколения, которые позволяют оценить способность логически мыслить, рассуждать. Во-вторых, на каждом формате испытания мы всегда что-то теряем. А как быть с устными экзаменами, с тем же сочинением? Проводящие такие испытания экзаменаторы субъективны, даже если беспристрастны.

Я тоже был противником тестов, пока мы не опробовали их в своем собственном вузе. В 2000 году уже все вступительные экзамены в Государственный университет - Высшую школу экономики прошли в формате письменных тестов.

- Чем вызвано столь активное сопротивление нововведениям некоторых уважаемых ректоров институтов и университетов? Не можем же мы предположить, что они заинтересованы в сохранении существующей системы поступления в вузы исключительно из корыстных побуждений?

- В нынешней системе ректор не только руководит академической и экономической деятельностью вуза. Он распределяет дефицитный ресурс - финансируемые государством места на получение высшего образования. Реформа предлагает еще больше увеличить права высшего учебного заведения на академическую и хозяйственную автономию, но функция распределения от имени государства у ректора уйдет. Его место займет рынок. Вузы попадут в конкурентную среду. Ректор превратится в высокопоставленного менеджера государственного предприятия. Ректор должен уметь продвигать свой вуз на рынке, зарабатывать деньги для своего вуза, иначе он не сможет привлечь сильных преподавателей и обеспечить соответствующие академические стандарты. Я знаю ряд уважаемых ректоров, которым за 60, и они все это воспринимают несколько болезненно.

Реформа не делается "против вузов" или "против ректоров". Все новое мы будем вводить, только отработав оптимальную технологию. Министр образования РФ Владимир Филиппов пригласил ректорский корпус для активного участия в подготовке конкретных мер реализации Плана действий правительства. Больше 50 руководителей вузов совместно начинают искать наилучшие пути решения проблемы. Каков оптимальный формат единого экзамена? Как организовать зачисление в вузы? Какую долю свободы в отборе предоставить вузу? Как быть, если к Виктору Антоновичу Садовничему в МГУ придет сто тысяч человек? Может, имеет смысл для МГУ провести отдельные экзамены? Но эти испытания должны опять же проводиться публичной комиссией, а не преподавательским составом этого вуза!

Вопрос в том, чтобы продавались услуги по обучению, а не по поступлению в вузы. В будущем мы даже готовы пойти на такой шаг, как публикация в Интернете всех тестов заранее. Мы готовы предоставить вузам возможность организовывать олимпиады. Они могут и должны искать для себя таланты. В общем, будем отрабатывать самые разные варианты технологии отбора, чтобы изжить взяточничество - сегодня эта проблема уже массовая.

- Высшее образование для большинства сегодня остается бесплатным. Предполагаемые реформы сделают его почти полностью платным, а значит, доступным для людей с определенным и достаточно высоким уровнем доходов.

- Не могу с вами согласиться. Никакими мерами правительства нельзя заставить семьи платить за образование больше, чем они платят сегодня. Согласно исследованиям доходов на конец 1999 года только одна треть населения была способна финансировать обучение своих детей в вузах. При этом доля полностью платных студентов в 2000 году - 35 процентов, а в новом приеме этого года - 49 процентов, в том числе 44 процента - в государственных вузах! Сейчас семьи вынуждены перенапрягать свой бюджет, залезать в долги, отказываться от необходимого, чтобы дать образование своим детям - в том числе и на формально "бесплатных" местах.

Интересно, что доля "платников" неуклонно падает от курса к курсу, пока не достигает 25 процентов. Если предположить, что треть переводится на бесплатные места, то не менее 17 процентов просто уходит из вузов не в силах платить за образование. Эти 17 процентов относятся как раз к тем слоям населения, доходы которых не позволяют оплачивать высшее образование. Тем не менее они делают попытку платить, выискивая самые дешевые программы и нередко становясь жертвами обмана недобросовестных коммерсантов от образования.

При этом надо учитывать, что средний размер взятки, зафиксированный в столичных вузах, колеблется в пределах 5-10 тысяч долларов. Примерно в эту же сумму обойдется "хороший" репетитор. Стоимость официальных подготовительных курсов - 800-1500 долларов в год. Если мы сложим как минимум половину от "бесплатного" приема, оплатившую таким образом доступ к бесплатному образованию, то получим, что минимум три четверти российских студентов уже в рамках старой системы платят за свое образование полностью или частично.

И эту систему мы именуем бесплатным образованием? Побойтесь Бога!

Существо нынешней государственной политики - в сокращении чрезмерных затрат на образование, которые вынуждены нести российские семьи. Увеличивая бюджетное содержание на одного студента, государство берет на себя расходы, непосильные для семей, делает высшее образование доступным для детей из низкооплачиваемых групп населения.

"Верхняя" по рейтингу треть студентов будет действительно учиться только на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Но и вторая треть - в основном тоже на основе ГИФО. Почему? Потому что подавляющая часть учебных заведений просто не сможет установить плату за обучение на уровне значительно выше ГИФО, к ним иначе просто студенты не пойдут. Да, 20-30 московских и питерских вузов смогут установить очень высокую планку (и по академическим стандартам, и по цене обучения), но большинство вузов - нет.

Сегодня бесплатный студент приносит вузу (за него платит государство) в среднем - 7500 рублей в год, а платный - от 1 до 5 тысяч долларов. ГИФО предполагается довести к 2003 году до 15 тысяч рублей (примерно 500 долларов по сегодняшнему курсу). С этими деньгами студенты пойдут туда, куда захотят, закроются ненужные специальности и факультеты, после окончания которых уровень трудоустройства не превышает 10 процентов.

Обновление профшкол и ПТУ - тоже серьезная задача. На Западе давно стерлась разница между техником и квалифицированным рабочим. Нужно подготовить ПТУ к выходу на современный рынок. Дать возможность выпускнику хорошо зарабатывать, даже если он не сможет получить в дальнейшем высшее образование. Если мы сегодня не займемся очень плотно профобразованием, у нас не будет квалифицированной рабочей силы.

- В таком случае стоит ли всех учеников заставлять сдавать единый национальный экзамен?

- Не знаем. Это как решит правительство по итогам экспериментов. Может, национальный сертификат будут выдавать после сдачи выпускных экзаменов, а может, он заменит и выпускные экзамены. Возможно, пойдем на то, чтобы не травмировать учеников, у которых была плохая школа, и они не набрали достаточного количества баллов. Дадим им аттестат о среднем образовании, а там пусть опять готовятся. Все эти вопросы еще обсуждаются.

- И все-таки, как можно по результатам теста судить, тот или не тот студент пришел в вуз?

- А это можно сделать по итогам сегодняшних вступительных экзаменов? Потом, ведь никто не предлагает зачислять на мехмат по итогам теста по русскому языку и истории. Каждому выпускнику школы будет предоставлена возможность сдать любое количество специализированных тестов по всем предметам школьной программы. Вузы будут заранее объявлять набор специальных предметов и минимальную оценку для зачисления. В подготовке этих тестов примут участие специалисты университетов. Отличие от действующей системы только в общенациональном характере требований.

Во время учебы этого студента можно будет еще не раз испытать и решить, нужен он вузу или нет. В Сорбонну поступает 5 тысяч человек на курс, а потом остается 700. У каждого нашего вуза существует возможность отчислить негодного. Пусть набрали вдвое больше на первый курс, зато в течение первых семестров слабых студентов можно будет отсеять.

- А как быть с теми специальностями, на которые сегодня никто не поступает, но государство в таких специалистах крайне заинтересовано?

- Я думаю, что к стандартным ГИФО в этом случае придется еще доплачивать из бюджета. Не вузам напрямую платить, а тем студентам, которые захотят учиться в этих вузах. Но как это будет, мы еще не знаем. Мы для этого и оставили два года для апробации. Будем проводить эксперименты сначала в нескольких регионах, потом по всей стране, чтобы не запустить неотработанный механизм.

- Действительно ли прибавлять класс при переходе на 12-летнее образование будут приращением к выпускному 11-му?

- Сегодня мы еще точно не знаем. О переходе на 12-летнее образование не говорится ни в одном документе по реформированию системы образования. Этот вопрос рассматривался на Всероссийском совещании учителей в январе прошлого года. Лично мое мнение, что приращение должно идти в начальной школе.

- Известно, что около 80 процентов населения учатся в городских школах. В таком случае - что даст реформа образования селу? Более того, говорят, что в целях экономии большое количество сельских школ будет просто закрыто.

- По нашим расчетам, государство не получит экономии от программы реструктуризации образования на селе. Проблема не в затратах. Две трети сельских школ - это малокомплектные школы. Один учитель ведет 5-6 предметов. Мы хотим их не закрыть, а укрупнить на уровне 5-11 классов. Опять же с той целью, чтобы дать равные стартовые возможности обучающимся там детям. Этот процесс укрупнения может происходить в трех формах: подвоз детей автобусами - самая дешевая форма, она экономит 15-20 процентов, интернатная система - безумно дорогая программа, но она у нас уже есть на Севере, и, наконец, дистанционное обучение, Интернет. В 2001 году планируется оснастить компьютерными классами четверть сельских школ. В каждом селе может остаться малокомплектная школа для начальных классов, но и там мы планируем дать учителю в помощь двух человек - воспитателей, помощников учителя.

- Каким образом будет достигнута "прозрачность" поступления и использования денежных потоков в образовании? Ведь услышав слово "инвестиции", обыватель уверен, что большая часть этих денег осядет в карманах чиновников.

- Такие технологии "прозрачного" для общества исполнения инвестиционного бюджета образования имеются. Первая составляющая - формирование и конкурсная закупка типовых пакетов информационного и учебно-производственного оборудования. Вторая - эти пакеты заранее расписываются по конкретным вузам, техникумам и школам. Контролирующие органы могут в любой момент проверить наличие и использование компьютерных классов, оборудования учебных лабораторий и цехов. Третья - общественный контроль наряду с государственным. "Прозрачность" бюджета впервые выступает не как принцип, а как технология. Она применима к большей части государственных закупок.

- Многие западные ученые говорят о нашей сильной математической и инженерно-технической школах. Почему мы не можем продвинуть свой "товар" на Запад в форме цивилизованного экспорта образовательных услуг, а не только самих ученых?

- Научные школы в точных и естественных науках, в самых разных отраслях инженерного дела действительно есть - это то немногое, что осталось у нашего государства. Надо прекратить заклинания и заняться их практической поддержкой, как это уже сделано в так называемых закрытых городах у атомщиков. Средств потребуется не так уж много - для сохранения научной школы в режиме консервации достаточно платить приличную по российским меркам зарплату нескольким ведущим ученым и выделять гранты для аспирантов и молодых исследователей. Это - 100 тысяч долларов в год. Если выделить по России 200 таких школ, то потребуется 20 миллионов долларов (600 миллионов рублей). При расширенном воспроизводстве научной школы эти затраты возрастут немного - в 1,5-2 раза. Но в массовом порядке студентов можно готовить, когда на них есть спрос. Нельзя заранее готовить безработных.

Инженерам и естественникам необходимо новое оборудование. Начиная с 2001 года университеты впервые за последние десять лет начнут получать приборы и компьютерные системы.

Что касается непосредственного ответа на ваш второй вопрос… У российской системы образования сегодня есть серьезные преимущества перед нашими конкурентами: мы предлагаем достаточно качественное образование за 15-20 процентов от цены американских и европейских университетов. Но для расширения экспорта образования нашим вузам нужно научиться работать на английском языке.

@@@
Конец мифа о российском образовании
Кредиторов попросят подождать
Кузбасс: повторение пройденного
Либеральный расизм
Максимыч, друг Максимыча
Мало призвать женщин рожать
Минобороны продает тыл

НЕГА сообщает

@@ 2001-10-23



Белоруссия

В СООТВЕТСТВИИ с декретом "О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Белоруссии", который подписал Александр Лукашенко, республиканской наукой теперь будет руководить президент. Согласно этому документу, президент будет назначать не только президента Национальной академии наук, но и состав президиума этого научного органа. Заметим, эти должности всегда были выборными. Академики, к которым журналисты республиканских СМИ обратились за комментариями по этому поводу, хотя и согласны, что Академии наук необходимо реформирование, однако не согласны с решением президента. По их мнению, теперь академическая система уже не будет демократической и самостоятельной. Одновременно Александр Лукашенко назначил президентом Академии наук бывшего главу своей администрации Михаила Мясниковича. По некоторым данным, последний будет более настойчиво добиваться создания в Академии отделения органов государственного управления, чтобы пристроить туда своих друзей: бывших вице-премьера Михаила Демчука и заместителя главы администрации Владимира Заметалина.

***

В Барановичах (Брестская область Белоруссии) на стратегическом объекте Космических войск России проходят испытания радиолокационной станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении. Как сообщило Минобороны Белоруссии, испытания продлятся два месяца. На РЛС уже завершена отладка боевых алгоритмов и программ, и сейчас станция работает в штатном режиме по реальному космическому фону: обнаруживает и сопровождает космические объекты, а затем выдает информацию о них на командный пункт. В первой половине 2002 г., когда закончатся все испытания систем, РЛС заступит на боевое дежурство.

Азербайджан

ЗАЯВЛЕНИЕ президента Гейдара Алиева о том, что проводить антитеррористическую операцию на "оккупированных армянами территориях Азербайджана пока нецелесообразно", находится в центре внимания оппозиции. Как заявил азербайджанскому агентству "Билик Дуньясы" зампред Партии национальной независимости Азербайджана Магеррам Зульфугарлы, подобное заявление президента говорит о "неготовности вооруженных сил к подобным действиям или же свидетельствует об отсутствии поддержки со стороны больших держав".

Киргизия

ВЕРХНЯЯ палата киргизского парламента приняла в первом чтении Закон о внесении поправки в Конституцию, согласно которой русский становится официальным языком Киргизии. Как сообщает Радио "Свобода", теперь этот документ должен пройти в палате второе чтение, кроме того, нижняя палата парламента также должна принять закон в двух чтениях. Напомним, что государственным языком Киргизии, согласно принятому в 1989 г. закону, является киргизский, что закреплено в Конституции, принятой 5 мая 1993 г.

Киргизия-Узбекистан

@@@
НЕГА сообщает
На Окинаве Россия сыграла на равных
На права граждан комиссия не покушается
Напрасный шум вокруг премии Ахтисаари
Не в ладах с историей
Немцов выходит из игры
Новое противостояние в стране басков

Панкисская проблема тесно связана с трудностями российского Кавказа

@@

Сенатор Владимир Кулаков напоминает, что Грузия никогда не существовала без России

2002-08-29 / Салават Сулейманов Ситуация на Северном Кавказе в связи с последними событиями на российско-грузинской границе, а также операцией грузинских силовых структур в Панкисском ущелье остается в центре внимания российских политиков. О своем видении возникших на Кавказе проблем "НГ" рассказал член Совета Федерации Владимир Кулаков.

Из досье "НГ"

Владимир Федорович Кулаков родился в 1948 г. в городе Белая Церковь. В 1970 г. окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, в 1976 г. - Академию имени Фрунзе, в 1992 г. - Военную академию Генштаба, в 1999 г. - Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Прошел путь от командира взвода до командующего армейским корпусом на Северном Кавказе. Занимал должности начальника Управления службы войск и безопасности МО РФ, начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ. В 2000 г. был первым заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике.



-Владимир Федорович, какова ваша оценка ситуации в Панкисском ущелье и какие пути решения этой проблемы вы видите?

- Ситуацию в Панкисском ущелье необходимо рассматривать в контексте событий, происходящих на Северном Кавказе и в Закавказье в целом. Я имею в виду и Дагестан, и Чеченскую Республику, и Ингушетию, и Северную Осетию. Я не стал бы исключать из этого ряда и проблему Кодорского ущелья Грузии. Откуда истоки проблем в Панкиси и Кодорском ущелье? Еще в ходе первой чеченской кампании боевики создавали свои лагеря, базы, склады оружия и боеприпасов на территории тех районов Дагестана и Ингушетии, которые граничат с Чечней. После известных событий в Кизляре и Первомайском дагестанцы "закрыли" свою территорию для бандитов. Не сладко им стало и на территории Ингушетии. Они оказались изолированными. Более-менее вольготно они чувствовали себя в Панкиси, куда проникали под видом беженцев. Через Турцию и Азербайджан туда пошла мощная финансовая и материальная помощь в виде оружия, боеприпасов и снаряжения, стали прибывать наемники. Поэтому именно в Панкиси образовалось "осиное гнездо". Если вы помните, именно оттуда чеченские боевики под руководством Руслана Гелаева пошли в Кодорское ущелье, именно оттуда они стали совершать свои набеги на территорию Чечни. На сегодняшний день российскому руководству удалось частично закрыть границу пограничниками, частями и подразделениями армии и внутренних войск. Подчеркиваю, частично. Там очень сложный рельеф местности, и техническими средствами этот участок госграницы не оборудован. Местность труднодоступна для техники, но для группы людей из трех-пяти человек с мулом или лошадью она проходима. Грузинская же сторона практически свой участок не контролирует. Я согласен с заявлением министра обороны России о том, что боевик должен сидеть на скамье подсудимых и что Грузии и России необходимо проводить совместную операцию. Ведь можно ее осуществить, не переходя госграницу, - каждый на своей стороне проводит операции против боевиков, которые координируются.

- Заинтересована ли в этом грузинская сторона и способны ли ее силовые структуры на такие действия?

- Грузия никогда не существовала без России. Это конфедеративное государство. И не все его районы сейчас подчиняются Тбилиси. Велика роль российских военных в стабилизации обстановки в стране. В Южной Осетии дислоцируется российский миротворческий батальон. Во многом благодаря нашим миротворцам там обстановка достаточна стабильна. В Абхазии также находится российский миротворческий контингент, его вывод в настоящее время нецелесообразен. Понимают это, я думаю, и официальные грузинские власти. В Аджарии и Джавахетии размещены наши военные базы. Мингрелию официальные грузинские власти также весьма слабо контролируют. И что остается под контролем грузинских властей - только город Тбилиси и районы вокруг него? Как только российские войска покинут территорию Грузии, власть перейдет к региональным "баронам". Надежды на то, что американские инструкторы и натовская помощь позволят существенно повысить уровень подготовки грузинской армии, весьма слабые. Суммируя это, можно сказать, что заявления представителей Грузии о том, что они способны самостоятельно справиться с панкисской проблемой, безосновательны. Грузии всегда помогала Россия, потому что в сохранении мира в регионе прежде всего заинтересована Москва. По крайней мере в гораздо большей степени, чем те, кто находится за океаном.

- Российские официальные лица неоднократно заявляли, что ситуация в Чечне контролируется. Однако ежедневные обстрелы федеральных войск, взрывы фугасов, а также недавняя попытка боевиков захватить ряд сел Урус-Мартановского района свидетельствуют о том, что до стабилизации обстановки очень далеко. Ваша оценка ситуации в республике?

- Обстановка действительно остается достаточно сложной. В республике на постоянной основе размещены 42-я мотострелковая дивизия Минобороны, 46-я бригада внутренних войск МВД. Там пока остаются временные отделы милиции, в которых работают прикомандированные из других регионов сотрудники. Сейчас завершается формирование постоянных РОВД, в которых работают милиционеры-чеченцы. Необходимо принять Конституцию республики и провести выборы в органы власти, а также восстановить экономику и социальную сферу. Другая задача - это создание в республике гражданского общества, то есть дееспособных общественных и государственных институтов. Что касается действий наших силовиков, то этап войсковых операций с привлечением значительного количества армейских частей и техники закончен. Сейчас есть необходимость в точечных ударах и специальных операциях. Не случайно руководство контртеррористической операцией передано директору ФСБ, который осуществляет и общую координацию действий всех силовых ведомств. Заметно, что эффективность таких действий значительно возросла. Нынешнее осложнение ситуации в Цумадинском районе Дагестана и Урус-Мартановском районе Чечни - это попытка боевиков нанести скоординированный удар. Но мы видим, что сил у них нет. Это уже не захват Грозного в августе 1996 года. Да, провокации будут еще какое-то время продолжаться. И бороться с этим необходимо.

- Согласны ли вы с тем, что солдаты и офицеры 42-й дивизии и 46-й бригады остаются там одни и без поддержки?

@@@
Панкисская проблема тесно связана с трудностями российского Кавказа
Парламент защитит газовые интересы
Петр Лучинский: "Мы делаем все для того, чтобы сохранить самые теплые и хорошие связи между Молдовой и Россией"
Полноценная аптека имеет мало общего с торговлей
Почта
Правда наземная – и подземная
Правозащитники пожаловались комиссару

Президентское Послание: демо-версия

@@

Путин поработал над текстом своего обращения в присутствии адресатов

2004-04-09 / Наталья Меликова







Реакция Владимира Путина на предложения парламентариев была «адекватной».

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Работа над Посланием близка к своему завершению», – порадовал вчера Владимир Путин лидеров думских фракций и руководство Совета Федерации. Но у последних еще есть шанс добавить несколько умных мыслей к эпохальному тексту: «...в окончательном варианте будут учтены предложения, высказанные руководством обеих палат парламента». Глава государства хотел бы услышать мнение присутствовавших о том, «какие из задач во внутренней и внешней политике представляются им приоритетными, какими видятся пути их решения, услышать оценки депутатского корпуса по этим проблемам». Гости, в свою очередь, крайне своевременно передали главе государства свои предложения по тексту его обращения.

Заметим, что черновик Послания уже готов и даже передан руководителю администрации президента Дмитрию Медведеву. Его, конечно, могут поправить, но радикально – вряд ли. Даже главный ответственный за текст, бывший старший референт Андрей Вавра, – в Кремле последнюю неделю. Вероятно, для Путина вчерашняя встреча в его представительском кабинете – скорее дипломатический ход в отношении парламентариев. Им наверняка будет приятно, что их хоть как-то задействовали в работе над важным документом.

Хотя имидж обеих палат этот жест главы государства вряд ли изменит – хорошо известно, что Госдума и Совфед практически безмолвно соглашаются со всеми предложениями, выходящими из-за зубчатой стены. Тем не менее Путин счел нужным проинформировать парламентариев о своих новых инициативах. «Очевидно, что нужно выходить на новую динамику работы, причем по всем направлениям. Это необходимо для качественного повышения уровня жизни наших граждан», – сообщил президент. И сделал еще один комплимент своим гостям: «При подготовке приоритетных законопроектов в полной мере будут востребованы профессиональная законотворческая экспертиза и конструктивные предложения всех парламентариев». Хотя присутствующие вчера в кабинете президента, как никто другой, знают, до какой степени теперь согласованы документы между Кремлем и Белым домом: изменить в них, пожалуй, можно только детали. Тем не менее вышедшие из президентского кабинета остались довольны встречей и затронутыми темами: как отметил Борис Грызлов, там обсуждались не только Послание, а «фактически программа действий на четыре года, вопросы стратегического развития страны в ключевых сферах – социальной, внешнеполитической, в сфере повышения обороноспособности страны». «Истина должна опираться в парламенте на дух обсуждения», – восторженно цитировал слова главы государства главный «медведь» страны.

@@@
Президентское Послание: демо-версия
Программа поездки президента на Сахалин и в Японию будет напряженной
Промосковские лидеры Чечни не могут договориться
Путин замахнулся на депутатский мандат Немцова
СВОП занялся глобализацией
США выдавливают нефть из экспортеров
События и происшествия: новости

Трагедия сблизит Индию и Пакистан

@@

Однако землетрясением могут воспользоваться кашмирские экстремисты

2005-10-10 / Андрей Терехов







Пакистан пережил мощнейшее землятресение за последние сто лет.

Фото Reuters

Мощнейшее землетрясение, поразившее Пакистан и Индию в минувший уикенд, унесло десятки тысяч жизней. Вместе с тем трагедия может способствовать умиротворению региона, еще несколько лет назад стоявшего на грани ядерного конфликта, и ускорить наметившееся в последние два года сближение Дели и Исламабада. В потоке предложений оказать Пакистану незамедлительную помощь особенно выделяется заявление Дели. «Мы готовы оказать любую помощь в поисково-спасательных работах, которую вы сочтете необходимой», – сказал премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Эксперты называют это заявление беспрецедентным. Вопрос теперь в том, примет ли Исламабад эту помощь.

В эпицентре землетрясения, как и в многолетнем индо-пакистанском противостоянии, оказался Кашмир. Основной удар пришелся на пакистанскую часть. В гораздо меньшей степени пострадала подконтрольная индийцам территория. «Предложенная Индией помощь Пакистану вполне согласуется с процессом, который идет в двусторонних отношениях», – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» Вячеслав Белокреницкий, завотделом Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН профессор МГИМО. «В индо-пакистанских отношениях идет медленный, но позитивный процесс. Большинство населения в этих странах выступает за развитие отношений». Эксперт напомнил, что наметился прогресс даже в решении застарелой проблемы Кашмира. Так, президент Пакистана Первез Мушарраф недавно заявил, что она будет разрешена в период его пребывания у власти, то есть до 2007 г. В начале октября в Пакистане министр иностранных дел Индии Натвар Сингх и его коллега Хуршид Касури обсуждали пути решения территориальной проблемы. Министры также договорились об открытии генконсульств в Карачи и Бомбее (Мумбаи). А в ближайшее время должен последовать ответный визит пакистанского министра в Индию. Между двумя частями Кашмира действует автобусное сообщение, предполагается введение дополнительных маршрутов. Между тем в сентябре Первез Мушарраф и Манмохан Сингх обязались разрешать любые конфликтные вопросы лишь мирным путем.

@@@
Трагедия сблизит Индию и Пакистан
Церковный корабль
Энергетические заморозки в Приморье
Это банальное слово "свобода"