"Русский вопрос" в Казахстане

@@

Реальные проблемы и реальные перспективы

2001-05-24 / Евгений Александрович Круглов - вице-президент Института постсоветских исследований.



СЕЙЧАС, как и в советскую эпоху, Казахстан является многонациональной страной, где проживают представители более 100 этносов. Бурные события последнего десятилетия привели к значительным переменам в национальном составе казахстанского социума. Подобные перемены происходили и в других постсоветских странах. Но при этом за все годы независимости в Республике Казахстан не произошло ни одного значительного межнационального конфликта, в отличие от многих других регионов бывшего СССР.

Однако спекуляции вокруг так называемого русского вопроса в Казахстане не прекращаются. Основные поставщики "уток" - немногочисленная, но активная, богатая и громкоголосая группа деятелей, собравшихся вокруг экс-премьера Акежана Кажегельдина. Для них характерно особо циничное отношение к сфере национальных отношений: обращаясь к российской аудитории, они скорбят о "бедственном положении" русских в Казахстане, выступая же перед аудиторией западной - раздувают угрозу, исходящую от "русского национализма".

В то же время в информационном пространстве, как в российском, так и мировом, ощущается очевидный недостаток серьезных публикаций, адекватно анализирующих сущность национальной проблематики в постсоветском Казахстане.

МИГРАЦИЯ: МАСШТАБЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

В течение минувшего десятилетия нетитульное население Казахстана сократилось примерно на 2 миллиона человек (при общем населении страны в 15 миллионов). Именно этот массовый исход чаще всего фигурирует в качестве доказательства "притеснений", которым якобы подверглась русскоязычная часть казахстанского социума. Но, как известно, мощные потоки русскоязычных мигрантов в постоветскую эпоху направлялись в Россию практически из всех республик бывшего СССР, за исключением Белоруссии. Таджикистан, Туркмению, Грузию покинуло подавляющее большинство русских жителей, из Узбекистана и Азербайджана уехали более половины. На Украине численность этнических русских сократилась примерно в той же пропорции, как и в Казахстане. Еще более быстрыми темпами сокращались русские общины в странах Балтии и в Молдавии.

Исследования, проведенные в минувшие годы под эгидой Федеральной миграционной службы РФ, показывают, что обстоятельства, побуждающие к миграции, включают в себя специфические комбинации неблагоприятных факторов (политических, экономических, социально-психологических и пр.).

При этом негативные политические факторы (дискриминация по национальному признаку, нарушение прав и свобод) были основными для русских переселенцев из Балтии и для значительной части выезжающих из стран Закавказья, Узбекистана и Туркмении. Массовый исход (не только русскоязычных, но и представителей коренного населения) из Таджикистана был вызван прежде всего гражданской войной и послевоенной разрухой (при этом прочие негативные факторы выглядят второстепенными, хотя также имеют место). Мигранты из Молдавии и Западной Украины переселялись в Россию под воздействием и политических, и экономических факторов (при доминировании последних). Переселенцы же из Восточной Украины и Казахстана уезжали в Россию лишь по причине неблагоприятных экономических условий жизни на прежних местах.

Следует отметить, что из Казахстана в минувшие годы уезжали не только русские. На историческую родину отправилось большинство членов некогда многочисленной немецкой общины Казахстана. В казахстанском обществе немцы занимали особое место. То были самые лучшие работники в ряде отраслей промышленности, сельского хозяйства. Компактные поселения немцев отличались повышенным уровнем обустройства и бытовой культуры. Из Казахстана в Россию за минувшие годы выехало и немало представителей титульной нации - это в основном квалифицированные рабочие, специалисты и предприниматели, надеющиеся лучше устроиться в соседнем государстве. Уезжали также корейцы, выходцы с Кавказа, крымские татары, представители других народов - типичная ситуация для недостаточно обустроенного общества переходного периода, когда у многих людей возникает желание искать счастье за тридевять земель от родного дома.

Однако после того как на рубеже 1999-2000 гг. начался экономический подъем, динамика миграционных потоков стала ощутимо меняться. Многие из тех, кто покинули Казахстан в предыдущие годы, начинают возвращаться. По состоянию на конец 2000 года в страну прибыло уже более 100 тысяч мигрантов (в основном - бывшие казахстанские жители, искавшие и не нашедшие лучшей доли в других странах).

ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ

В советском Казахстане две основные национальные группы, казахи и русскоязычные, были примерно равны по численности. Обе эти группы были равновесно, представлены и в верхушечном номенклатурном слое общества, при этом существовало определенное разделение ролевых функций: казахская часть номенклатуры доминировала в партийно-политическом руководстве, русскоязычные, составлявшие большую часть директората крупных предприятий, первенствовали в экономической сфере (которая тогда была жестко централизована и замкнута на аппарат союзных ведомств). Судьба двух половинок советско-казахстанской номенклатуры после августа 1991 года сложилась по-разному.

Казахстанская партполитноменклатура во главе с президентом Назарбаевым сравнительно быстро приспособилась к демократическим институтам и процедурам и постепенно трансформировалась в политическую элиту буржуазного типа. При этом множество бывших деятелей номенклатуры "выпало из рядов", но в целом высший политический класс Казахстана сохранил свой статус и нашел в себе ресурсы эволюционного развития.

Высший слой хозяйственных руководителей советского времени, пресловутый "красный директорат" не смог одномоментно адаптироваться к условиям внезапно заявленной рыночной свободы, не удержал на плаву крупные предприятия (ранее находившиеся в союзном подчинении), а потому утратил свои позиции в экономике и политике, после чего был вытеснен новой генерацией капиталистических собственников и менеджеров.

Весьма типична в этом отношении карьерная судьба Олега Сосковца, коренного казахстанца, который долгое время возглавлял Карагандинский металлургический комбинат, а в начале 1992 года стал первым вице-премьером и министром промышленности Республики Казахстан. Его считали выдвиженцем самого Нурсултана Назарбаева, некогда возглавлявшего партийные структуры в Караганде, поэтому в высшем кругу казахстанского руководства он был вполне "своим". Тем не менее Сосковец не сумел проявить себя и уже осенью 1992 года покинул свой пост, перебрался в Россию, где со временем сделал отменную карьеру - до поста первого вице-премьера. И в Казахстане, и в России он запомнился как типичный хозяйственный руководитель советской закваски, приверженец административных методов в экономике.

Сходные с казахстанскими процессы происходили в России, на Украине, а также в других странах СНГ, где выходцы из советского "хозяйственного актива" составляют ныне меньшинство в стратах крупного и среднего бизнеса, уступив доминирующие позиции энергичным "разночинцам". Но в Казахстане деклассация "красного директората", помимо прочего, означала резкое снижение интегрированных параметров социального статуса для всей русскоязычной части общества. Не найдя себе применения, деятели из хозноменклатуры массами перебирались в Россию.

Их отбытие стимулировало миграционные настроения в средних слоях русскоязычного социума - среди специалистов и квалифицированных работников. Тем более что в первой половине девяностых годов произошло катастрофическое падение производства именно в тех отраслях, где наиболее высок был процент русских и русскоязычных работников. Таким образом, миграция в наибольшей степени захватывала верхушечные и средние слои русской общины.

Следует, однако, отметить, что размывание старономенклатурной верхушки само по себе отнюдь не ухудшило положение прочих социальных групп громадной русской общины Казахстана. А для наиболее активной части "неноменклатурного" русскоязычного народа появились новые возможности, которые расширяются по мере восстановления сфер высококвалифицированного труда после выхода казахстанской экономики из кризиса.

Позитивным фактором для всех русскоязычных жителей Казахстана является то, что руководство республики избегает экстремизма в языковой политике. Русский язык имеет официальный статус, и его применение никто не собирается ограничивать. Благодаря этому сохраняется реальное равенство прав между представителями титульной нации и всеми остальными гражданами страны. По данным на 1 мая 2001 года в Казахстане действует 1373 средства массовой информации. И если на казахском языке выходят 186 газет и журналов, то на русском - 526. Это не считая тех изданий, которые печатаются на двух языках, в том числе - на русском. Аналогичная ситуация наблюдается и среди электронных СМИ, где русскоязычные передачи также преобладают в общем объеме вещания.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, численность граждан русской национальности в стране составляет 4 479 618 человек. Удельный вес русской диаспоры составляет 30% от всего населения республики, численность которого на начало 1999 года составляла 14 953 126 человек.

Русский язык в Казахстане всегда являлся одним из ключевых источников получения информации в разных областях науки и техники, средством коммуникации с ближним и дальним зарубежьем. Интересы экономического, научно-технического и культурного развития определяют сегодня востребованность знаний, получаемых на русском языке.

Государственная поддержка русского языка заключается в обеспечении условий для его использования в органах власти всех уровней наряду с казахским. Это нашло отражение в Конституции Республики Казахстан и в законе "О языках в Республике Казахстан". На русском языке проходят практически все заседания правительства Казахстана.

Реальное обеспечение условий для развития русского языка осуществляется путем получения среднего, средне специального и высшего образования. Согласно данным (на 01.12.2000 г.) Министерства образования и науки Казахстана, в 2000/2001 учебном году в стране работали 1144 детских дошкольных учреждения. Из них 280 - с казахским (24,4 %), 516 - русским (45,1%), 2 (0,1%) - с другими и 346 (30,2%) - со смешанными языками воспитания.

Число общеобразовательных школ - 8007. Из них 3545 (44,2 %) с казахским, 2356(29,4%) с русским, 13 с уйгурским, 81 с узбекским, 3 с таджикским, 1 с украинским, 2008 с двумя и более языками обучения.

Процентное соотношение студентов, обучавшихся на русских отделениях в высших учебных заведениях в 1999-2000 году, равнялось 67,8%, и только 32,1% составляли студенты отделений с казахским языком обучения.

На 2000/2001 учебный год было выделено 12 360 грантов и 9610 кредитов. Из них 6702 (54,2%) грантов и 4981 (40,2%) кредитов - для поступления в русские отделения вузов.

Здравая и эффективная политика руководства страны обеспечивает отсутствие какой-либо политизированности межэтнических отношений. Сегодня ни русские, ни казахи не политизированы по этническому принципу. Руководству Казахстана удалось нейтрализовать процессы формирования национально ориентированных партий, не допустить зарождения таких, по сути дела, националистических структур, как, к примеру, "Рух" на Украине.

Помимо прочего, в последнее время заметны признаки активизации русскоязычной части казахстанского общества в процессах публичной политики. Этнические русские имеют представительство во всех структурах государственной власти, в том числе в правительстве, в обеих палатах парламента, в высших органах судебной власти, в местных законодательных и исполнительных структурах.

@@@
"Русский вопрос" в Казахстане
28 рублей – не предел
Америку построили вдоль дороги
ВЭБ опять рассчитался по долгам
Вузы посадили на казначейство
Десять лет в ожидании чуда
Если требует дело

Киев торгуется с Москвой

@@

Предметом спора снова стали газ и трубы

2001-12-04 / Екатерина Власова, Елена Лашкина



Визит премьер-министра Украины Анатолия Кинаха в Москву проходит под знаком самого большого за последние годы российско-украинского сближения. Москва и Киев снова будут решать самую болезненную проблему в двусторонних отношениях - газовые долги Украины. Несмотря на то что стрелка барометра отношений России и Украины уже давно показывает политическую дружбу, а с ноября этого года в России начался "год Украины", некоторые камни преткновения между двумя бывшими братскими республиками все же остаются. И если инцидент со сбитым российским авиалайнером Москва не сочла нужным превращать в серьезную тему для обсуждения, то в экономике у Михаила Касьянова и Анатолия Кинаха таковые, безусловно, найдутся.

Не исключено, что украинская делегация на переговорах выдвинет требование о частичной оплате Россией услуг Украины по транзиту газа. При этом украинская сторона не готова принять предложенную Россией оплату за прокачку газа живыми деньгами, а не газом. По мнению высокопоставленного чиновника из Белого дома, такое "упрямство" украинцев обусловлено тем, что схема "транзит за газ" оставляет гораздо больше лазеек для махинаций, чем оплата деньгами. Кроме того, есть и еще одна причина, по которой Украина так держится за российское голубое топливо - перепродажа части получаемого Киевом газа в Европу.

К уже ставшему привычным вопросу оплаты поставляемого на Украину газа добавилась еще одна, не менее важная тема: квоты на экспорт украинских труб. В свое время Украина поставляла более 1 млн. тонн труб на российский рынок, но уже с апреля текущего года эти поставки были ограничены соглашением о квотах, согласно которому украинский экспорт ограничивался рамками 620 тыс. тонн.

В Киеве эту меру рассматривают как временную и надеются после истечения срока действия соглашения - в декабре 2001 года - вернуться к прежним правилам. Однако Москва не разделяет оптимизма украинской стороны: последние переговоры по этому поводу в октябре и ноябре выявили нежелание российской стороны распахнуть братские объятия украинским трубам. И дело здесь не в предвзятости политики российского правительства.

Украина давно известна как государство, поставляющее на мировые рынки продукцию черной металлургии по демпинговым ценам. Низкая стоимость рабочей силы, а также налоговые, коммунальные и таможенные льготы со стороны правительства позволяют украинским производителям экспортировать свою продукцию по ценам на 20-35% ниже рыночных.

Остроты в вопрос добавили также пессимистические прогнозы развития российской трубной отрасли на 2002 год, появившиеся вскоре после падения цен на нефть. Многие специалисты выражают опасения, что уже в следующем году может произойти резкое снижение потребления труб в России - на 25-35%. В связи с этим российская сторона уже предложила Украине пересмотреть размер квот в сторону снижения их до 440-400 тыс. тонн в год. Такая позиция совпадает с интересами отечественных производителей, однако можно предположить, что Киев постарается выторговать для себя более благоприятные условия: если уж не отменить квоты вообще, так хоть оставить их на прежнем уровне. В качестве аргументов Украина в преддверии встречи премьер-министров поспешила обзавестись дополнительными козырями в разговоре с Россией - возбудила несколько антидемпинговых расследований против российских импортеров электролампочек, соды и дорожных стрелок. Не исключено также, что Киев может ввести квоты на поставки российской руды.

В любом случае ясно, что диалог между Украиной и Россией будет весьма напряженным. Вопрос о трубах увязывается с решением проблем транзита российского газа в Европу через территорию Украины, и поэтому можно предположить, что эти темы будут также обсуждаться на встрече президентов России и Украины в Харькове в середине декабря. Прогнозировать, каким будет окончательный итог торгово-экономических споров Киева и Москвы, сложно, однако не вызывает сомнения, что Россия со всей определенностью будет отстаивать свою позицию по сокращению ввоза украинских труб.

@@@
Киев торгуется с Москвой
Коммуникация не для бедных
Кризис задавил автопроизводителей
МПС перестанет быть монополистом
Миллион человек стали жертвами засухи
Московское эхо приморского кризиса
Налоги будут снижены

Нацвопрос для президента

@@

В Центре стратегических разработок обсуждены новые подходы в национальной политике России до 2010 года

2000-04-08 / Лидия Андрусенко



В МАЕ президент Путин должен обнародовать свою программу стратегического развития страны. Пока работа над ней идет вяло. В Центре стратегических разработок не выработан единый подход к тому, какой из вариантов следует осуществлять. Говоря об экономике, большинство придерживается умеренно либеральной модели, рассчитывающей на рост в 1,5-3% в год и делающей ставку на улучшение инвестиционного климата. Но есть и такие, как Андрей Илларионов, которые исповедуют более революционный подход, поддерживаемый отдельными высокопоставленными сотрудниками администрации президента и включающий дерегулирование экономики, резкое снижение налогов и таможенных пошлин. Пока в Центре пытаются найти компромиссный вариант. Помимо чисто экономических планов в Центре занимаются и другими насущными проблемами.

Несмотря на то что формально глава государства был избран на четыре года, все говорит о том, что властные амбиции нового хозяина Кремля и его команды простираются на перспективу двух сроков правления. Доказательством тому может служить не только известное письмо трех губернаторов о возможности "президентской семилетки", но и то, что практически все планы, которые обсуждаются сегодня в Центре стратегических разработок, рассчитаны как минимум до 2010 года. Это касается, в частности, и национальной политики России. История показала, что советская марксистская модель национальных отношений себя полностью исчерпала, однако и западная этнополитическая доктрина, рассчитанная на то, что под влиянием урбанизации и глобализации общества этническое самосознание народов будет затухать, в России не срабатывает. Как оказалось, за период между последней советской переписью населения 1989 года и первой российской микропереписью 1994 года в нашей стране возникло 45 новых этнических общностей (всего их стало 172), сохраняющих свою самобытность и особое самосознание.

В последнее десятилетие сформировались такие реальные угрозы государству, как экстремизм и сепаратизм. Центральная власть оказалась не готова предъявить российскому обществу национальную доктрину, которая полностью устраивала бы и республики, и автономии, и государство в целом. Боясь развала России и "успокаивая" национальные регионы, Кремль зачастую потакал сепаратистским настроениям, стараясь не замечать того очевидного факта, что национальные элиты намеренно этнизируют экономические процессы, преследуя свои корыстные интересы в борьбе за бюджетные доходы. Это привело к тому, что принцип "не навреди", который должен стоять во главе угла национальной политики, трансформировался в "ничегонеделание". И на сегодняшний день, по мнению генерального директора Центра этнополитических исследований Эмиля Паина, мы имеем пять основных проблем, которые требуют немедленного разрешения в рамках единой общегосударственной программы. Во-первых, это этнический сепаратизм, наиболее ярко проявивший себя в Чеченской Республике. Во-вторых, межэтническая напряженность в республиках Северного Кавказа и ряде других регионов, перерастающая порой в межреспубликанские противоречия (как в случае с осетино-ингушским конфликтом). В-третьих, это "русская проблема", которая, по словам Паина, "до сих пор вызывает у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обвинения в шовинизме". Между тем именно от решения этого вопроса зависит сегодня возможность предотвращения этнического сепаратизма и межнациональных конфликтов. В-четвертых, это проблема коренных малочисленных народов. Автономный статус округов зачастую используется только для того, чтобы бесконтрольно эксплуатировать природные ресурсы региона. В-пятых, это нерегулируемые этнические миграции.

В 1996 году указом Бориса Ельцина была утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации". Тогда федеральной власти удалось в какой-то мере предотвратить разрастание этнического сепаратизма и экстремизма. Однако данная программа не только запаздывала в решении тех или иных проблем, но и была фрагментарной, направленной на погашение конфликтов, вырванных из общеполитического контекста. Теперь специалисты и эксперты предлагают новому президенту совершенно иной подход в развитии национальной доктрины государства. По их мнению, национальная политика до 2010 года должна быть одновременно превентивной, нацеленной на предотвращение наиболее опасных этнополитических тенденций, и целостной, в рамках общей поэтапной стратегии развития России. Было рассмотрено три основных сценария. Первый - "унификационный" подразумевает строительство государства на основе исключительно этнического федерализма. Например, формирование так называемой "русской республики" (по некоторым данным, один из известных политтехнологов активно пропагандирует сегодня именно такую модель будущей России). По мнению экспертов ЦСР, этот сценарий не только абсолютно неприемлем, но и крайне опасен, поскольку может усилить вытеснение русских и нацменьшинств из "чужих" республик и даже породить этнические чистки. Второй - "адаптационный" - рассчитан на полное изгнание этничности из федеративных отношений на основе "губернизации" государства. Эта модель тоже не годится, так как ее воспримут в штыки национальные элиты, у которых сохранится возможность мобилизации населения республик на открытую борьбу с федеральным Центром. Наиболее оптимальным сценарием будущего может считаться концепция этнополитической интеграции как необходимая основа развития гражданского общества. Смысл ее состоит в том, что все народы России признаются государствообразующими и ни одна этническая группа не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами. То есть абсолютное равенство прав и равенство обязанностей обусловливают необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп. При этом усиливается роль федеральных законов в обеспечении демократических свобод и прав человека. Впервые в новой концепции сделан ясный акцент на русской проблеме. Признается, в частности, что это центральный вопрос национальной политики государства, от решения которого зависит устойчивая система федеративных отношений. В то же время русские должны отказаться от своего приоритета в пользу общероссийского общества. По мнению Эмиля Паина, необходимо легализировать, избавить от бесчисленных нападок и укоренить в общественном сознании термин "россияне" применительно к любому гражданину нашей страны независимо от его этнической принадлежности. Специалисты утверждают, что без этой "малости" невозможно реализовать принцип этнополитической интеграции. Несомненным новшеством можно считать и решение о создании на базе Миннаца специальной службы предупреждения межнациональных конфликтов (конкретные цели и задачи этого института будут в скором времени сформулированы).

@@@
Нацвопрос для президента
Нефтепадение
Ниша для книгоноши
Новая угроза с юга
Обвалу не видно конца
Обездоленный север
Объем ввоза автомобилей в Россию в январе–феврале сократился на 213,7 тысяч

Ожидается новая волна денежной эмиссии

@@

Очагами инфляционных процессов остаются затратообразующие отрасли

2000-11-30 "НГ" продолжает публиковать отрывки из ежемесячных обзоров "Экономической конъюнктуры", подготовленные Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования под руководством Андрея Белоусова. В обзоре отмечается, что в октябре-ноябре в реальном секторе экономики сохраняется общая стагнация промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Эксперты центра считают, что при сохранении сложившихся тенденций ВВП возрастет за год на 6,8%, промышленное производство - на 9,4%, оборот розничной торговли - на 8,4%, инвестиции в основной капитал - на 18%. Объемы экспорта и импорта товаров составят соответственно 103 и 44 млрд. долл., сальдо торгового баланса - 59 млрд. долл. Уровень годовой инфляции (декабрь к декабрю) оценивается в 121%, рост цен производителей промышленной продукции - 133-134%.



В ценовой сфере наметилось некоторое ускорение инфляционных процессов.

На потребительском рынке в октябре удорожание товаров и услуг составило 102,1%, что заметно выше уровня соответствующего периода прошлого года. В ноябре можно ожидать сохранения высоких темпов роста потребительских цен - их индекс оценивается в 101,8%. В результате по итогам года инфляция превысит порог в 120%.

Такое ускорение инфляции не является неожиданным. Как уже неоднократно указывалось (в частности, в предыдущем обзоре), месячный рост цен в 102-102,5% соответствует инфляционному фону, присущему российской экономике в течение практически всего года. Более низкие темпы роста цен в предыдущие месяцы объяснялись прежде всего относительно медленным удорожанием продовольствия. В октябре этот сдерживающий механизм перестал работать - удорожание продовольственных товаров составило 102,1%. Несмотря на то что в октябре еще продолжалось сезонное снижение цен на некоторые виды продовольствия (плодоовощная продукция: темп роста 94,8%, крупа и бобовые - 97,9%), его уже оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать удорожание продуктов - ценовых лидеров. Можно выделить три группы таких лидирующих товаров и услуг.

Первая группа продовольственных товаров, "ступенчато" переходящих на новый ценовой уровень (рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, масло сливочное). Здесь можно ожидать быстрого затухания волны удорожания товаров и перехода к относительной стабилизации цен. Вторая группа - услуги жилищно-коммунального хозяйства (рост 102,6%) и пассажирского транспорта (103,5%), где удорожание определяется прежде всего динамикой цен естественных монополий. Третья группа - ограниченное число товаров, удорожание которых имеет преимущественно спекулятивный характер. Так, рост цен на сахар-песок в октябре составил 113,2%, а с мая, когда началось его ускоренное удорожание, - уже 185,1%; на бензин соответственно - 108,6% и 133,3% (июль-октябрь).

На рынке промышленных товаров удорожание продукции в октябре составило 102,7%, что выше, чем в августе и сентябре. За десять месяцев рост цен в промышленности составил 128,8%, соответственно можно ожидать, что по итогам года он достигнет 133-134%.

Как и в прошлые месяцы, очагами роста цен в промышленности остаются затратообразующие отрасли. При этом резкое повышение уровня цен в газовой промышленности в октябре - 119,3% - вывело ее в абсолютные ценовые лидеры (рост с начала года - 172,8%). Хотя в электроэнергетике в октябре рост цен не наблюдался, интенсивное повышение тарифов в предшествующие месяцы (индекс с начала года 137%) также позволяет говорить о ней как о ценовом лидере. Учитывая опережающее удорожание основных видов топлива - газа и нефтепродуктов, - можно ожидать, что такое лидерство сохранится и в перспективе.

Еще один очаг инфляции сформировался в цепочке отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти. И в нефтедобыче, и в нефтепереработке, и в нефтехимии цены в октябре росли быстрее, чем в целом по промышленности (индексы составили соответственно 105,6%, 112,5%, 105,2%). В результате по итогам десяти месяцев, нефтедобыча и нефтепереработка уже вошли в число отраслей с опережающим ростом цен (рост с начала года соответственно 153% и 141,9%), а нефтехимия при продолжении тенденций последних трех месяцев может войти в эту группу уже в ноябре.

Основным сегментом промышленности, где происходит сдерживание инфляции, остается пищевая промышленность. В октябре рост цен в ней составил лишь 101,8%, а за десять месяцев - 114,5%. Кроме того, в последнее время наметилось определенное снижение темпов удорожания машиностроительной продукции (рост цен в октябре - 101,5%), что может быть одним из симптомов ухудшения конъюнктуры в этом сегменте промышленности.

Основным моментом, определяющим состояние денежно-кредитной сферы в октябре-ноябре, стало дальнейшее сокращение разрыва между спросом и предложением валюты на денежном рынке. Эта тенденция наблюдается еще с августа и связана с двумя факторами: во-первых, с расширением спроса на валюту со стороны импортеров, во-вторых, с активизацией спекулятивного спроса со стороны банков и их клиентов (косвенным индикатором такой активизации служит прекращение процесса дедолларизации активов банков). Сокращение "люфта" между спросом и предложением валюты отражается на динамике официальных валютных резервов. Так, если в сентябре их прирост составил 1,2 млрд. долл., то в октябре - 0,8 млрд. долл., а за первую декаду ноября - чуть более 0,1 млрд. долл. (для сравнения: с марта по июль средний ежемесячный объем покупок валюты в официальные резервы составлял около 2 млрд. долл.).

Результатом этого, в свою очередь, является резкое снижение масштабов эмиссии (прироста широкой денежной базы). Этот процесс усиливается продолжающимся оттоком денежных средств на счета расширенного правительства в Банке России. Если в сентябре широкая денежная база увеличилась на 3,7%, то в октябре впервые за последние месяцы наблюдалось ее сокращение на 0,9-1,1%. За первые две недели ноября прирост денежной базы составил всего 1-1,2%.

Несмотря на отмеченную стабилизацию денежного предложения, налично-денежная масса продолжала увеличиваться - хотя и весьма умеренными темпами, соответствующими динамике цен (октябрь, оценка: 2-2,5%). В результате сокращение эмиссии сильнее всего ударило по безналичным элементам денежной базы, прежде всего по остаткам на депозитах и корреспондентских счетах банков в Банке России. В октябре их суммарная величина сократилась на 5-7%. Таким образом, можно констатировать сокращение навеса избыточной ликвидности в активах банков, что, вероятно, приведет к снижению спроса на валюту с их стороны ближе к концу года.

В декабре можно ожидать новой волны денежной эмиссии. Помимо отмеченного снижения спроса на валюту со стороны банков ключевую роль сыграет сезонный рост валютных поступлений от экспорта. С высокой вероятностью это приведет к расширению разрыва между спросом и предложением на валютном рынке и соответственно к увеличению покупок валюты Банком России.

Ситуация в банковской системе характеризуется некоторой активизацией кредитных вложений коммерческих банков в реальный сектор экономики. В сентябре ссуды и займы предприятиям возросли на 5,7%, что существенно превышает среднемесячный темп их прироста за предыдущий период года (3,1%).

Это ускорение является, по всей видимости, реакцией на заметно повысившийся в третьем квартале уровень капитализации банковской системы. За этот период собственный капитал коммерческих банков вырос на 14% в номинальном и на 10% в реальном выражении.

@@@
Ожидается новая волна денежной эмиссии
Олег Орлов: «Шахидок породила власть»
Очень кушать хочется!
Ошибка Ельцина
Поколение телепузиков
Российская металлургия на пороге кризиса
Российская нефть вырывается на свободу

Россия теряет нефтедоллары

@@

Финансовый кризис резко сократил возможности для инвестиций в новые месторождения

2008-09-26 / Сергей Куликов, Максим Егоров

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"





России в среднесрочной перспективе грозит новое серьезное падение нефтедобычи и, возможно, снижение притока нефтедолларов. Такой сценарий почти неизбежен, учитывая, что финансовый кризис резко сократил возможности для инвестиций в новые месторождения и вынуждает компании сокращать инвестпрограммы.

Вчера глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что принятые государством меры по поддержке нефтяных компаний – в частности, резкое снижение экспортных пошлин на ближайшие два месяца – должны способствовать отказу нефтяников от рассматриваемой корректировки планов по нефтедобыче.

@@@
Россия теряет нефтедоллары
Рынок продолжил падение
Соло на трубе
Справочник по евро
Съели мясо с чумой, съедим и с гриппом
Точка в споре еще не поставлена
Трагический разрыв с прошлым

Траектория падения

@@

Правительство признало, что в 2009 году экономику России ждут резкое снижение производства и высокая инфляция

2009-01-23 / Михаил Сергеев

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Эльвира Набиуллина пересмотрела прогноз на 2009 год в сторону ухудшения.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Официальные прогнозы социально-экономического развития страны продолжают ухудшаться. Вчера в агентства попала информация о новых разработках Минэкономразвития, параметры которых оказались хуже, чем обнародованные на днях вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным пессимистические ожидания (см. «НГ» от 20.01.09). МЭР прогнозирует падение ВВП на 0,2%, промышленного производства на 5,7% и инфляцию в 13%, что полностью соответствует классическим понятиям о стагфляции.

Столь неутешительные данные свежего макроэкономического прогноза Минэкономразвития со ссылкой на источник в одном из ведомств финансово-экономического блока правительства обнародовал вчера Интерфакс. Предыдущий прогноз министерства, сделанный в декабре, не предполагал падения объемов российской экономики. Рост ВВП в 2009 году планировался на уровне 2,4%. Новый прогноз разрушил эти ожидания. Наряду с падением ВВП на 0,2% МЭР ожидает падение объемов промышленного производства за год на 5,7% против падения на 3,2% в предыдущем варианте прогноза.

Помимо этого, по новому прогнозу министерства, инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7% против ранее ожидавшегося роста на 1,4%. Экспорт из РФ в 2009 году может упасть на 42,6%, а импорт – на 16,1%. Такие пропорции сокращения внешней торговли должны позволить сохранить положительное сальдо в 24,1 млрд. долл. Как ранее уже озвучивалось, новый прогноз Минэкономразвития базируется на среднегодовой цене нефти в 41 долл. за баррель, среднегодовом курсе доллара в 35,1 руб. и инфляции 13%.

@@@
Траектория падения
Хартия европейской безопасности
Хорошими делами прославиться нельзя?!
Цены акций идут вниз
Чем заражены "ножки Буша"