"Дом Герцена"

@@

Сергей Есенин и другие

2000-03-31 / Вацлав Скальский Гуверовский архив существует при одном из самых престижных американских университетов, Стенфордском в Калифорнии. Это одно из самых полных и авторитетных собраний документов о советской стране - самых разных аспектах ее жизни. Когда прошло семь с лишним лет моего профессорства в Бостоне, я устал и начал поговаривать о возвращении в родные края, профессор Роберт Конквест (вы, возможно, знаете его книги "Большой террор" и "Жатва скорби", выходившие на русском) предложил мне поработать в Гуверовском архиве. Осенью прошлого и позапрошлого года я работал среди калифорнийских архивных ящиков, рылся в бумагах, узнавая очень много важного и интересного. Архив огромен, и многое в нем можно обнаружить, даже копая почти вслепую или не очень целенаправленно. Я просматривал архивы белогвардейских журналов тридцатых годов, рылся в личных коллекциях (только что Гуверовский фонд приобрел в Париже у Марии Розановой, вдовы Андрея Синявского, весь его архив и накупил немало попутных документов), не переставал удивляться богатству заокеанской коллекции. Случайно я натолкнулся на коллекцию бумаг Вацлава Скальского, огромное собрание манускриптов, касающихся советской литературной жизни в двадцатых-тридцатых годах. Время было очень интересное, информированные свидетели его выживали редко... К тому же недавно исполнилось 65 лет первому Съезду Союза писателей СССР - невиданной в мире организации, куда собрали множество пищущей братии из всех союзных республик, подчинив этих людей партийной фантазии, государственной задаче, заставив многих из них писать, что велели. С тех пор всякое бывало - вы об этом знаете, и я тоже знаю, потому что в течение ряда лет был секретарем правления этого самого Союза писателей СССР. В общем, я по своему усмотрению скопировал несколько глав из воспоминаний Вацлава Скальского и на всякий случай взял в Гуверовском архиве бумагу, разрешающую все это публиковать. Виталий КОРОТИЧ Примечания 1Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. 2Его фамилия, кажется, была И.Новокшенов. 3Макс Истмэн: "Артистс ин юниформ", Нью Йорк, 1934 (Изд. Альфред Кнопф).



Сергей Есенин. 1925 год.

Мой родной язык - нерусский, по-русски я выучился только в 1916-1917 годах. Я тогда мог говорить, а потом и писать, но только статьи. Первые рассказы по-русски я стал писать не раньше начала двадцатых годов.

Примерно до начала 1925 года я непосредственного участия в руководстве ВАПП1 не принимал. Потом, кажется, с 1925 года я был сперва членом правления, потом членом президиума этой организации, а также и членом "напостовской группы", о которой я еще буду говорить.

Мои воспоминания об этом периоде времени, то есть о конце 24-го и начале 25-го года, тесно связаны с "Домом Герцена" в Москве (Тверской бульвар, 25). В этом доме помещались тогда различные литературные организации. Каждая из них занимала по одной комнате, часто комнатушке, и только Союз писателей обладал помещением несколько более обширным: двумя или тремя комнатами во втором этаже. Что касается РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей), а потом МАПП (московской) и ВАПП, то она также помещалась в "Доме Герцена" в одной комнате, являющейся одновременно и редакцией журнала "На посту", потом "На литературном посту". На стенах комнаты красовались лозунги, большей частью юмористического характера. Некоторые из них я помню: "Не пиши про доярок, если не умеешь отличить коровы от Вовки Ермилова" и "Наше комчванство ни в чем не уступает вашему".

Внизу, в подвальчике, помещался ресторан, в котором всегда можно было встретить многих писателей и который был открыт до поздней ночи. Бывал там часто Маяковский, заходили Юрий Олеша, Алексей Толстой, Виктор Шкловский, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Пантелеймон Романов - но обыкновенно днем. По вечерам и ночью ресторан обыкновенно был наполнен "крестьянскими поэтами", среди которых было значительное количество молодых людей, никакого отношения ни к поэзии, ни к литературе вообще не имеющих. Это были друзья поэтов, приходившие в "Дом Герцена" выпить. Пьянство принимало подчас буйный характер, но это случалось сравнительно редко. Писатель А.Свирский, заведующий "Домом Герцена" и рестораном, обладал большими дипломатическими способностями и пользовался общим уважением даже среди горьких пьяниц. Некоторым из них он в наказание за какое-нибудь буйство запрещал приходить в ресторан на неделю или две, других - в случае нужды - выводили по просьбе Свирского сами "крестьянские поэты", причем особенно отличался в этом отношении человек монгольского типа (впрочем, монгол по происхождению), автор книги "Потомок Чингисхана", которую режиссер Пудовкин взял потом в основу своего известного фильма, шедшего за границей под названием "Буря над Азией". Монгол, фамилии которого я не помню2, писал тоже стихи на крестьянские темы и отличался необыкновенной физической силой, что он приписывал своей привычке ездить каждый день на скотобойню, где он выпивал стакан животной крови. Некоторые писатели, по его уговору, пытались делать то же самое, но ни один проглотить крови не мог.

Бывал в ресторане "Дома Герцена" и Сергей Есенин, чаще всего в нетрезвом состоянии. Во время, когда я его там встречал, он производил впечатление человека, состоящего как бы из нескольких частей, плохо смонтированных между собою. Это было видно даже в его движениях и даже в те дни, когда он был трезв. Двигался он как-то робко, неумело, неисправно, как будто не был уверен, что сможет, например, поднять руку, когда захочет. Какой-то врач сказал мне тогда, что эта плохая координация движения - типичное явление при начале "делириум тремонс", которым Есенин тогда уже, несомненно, страдал. Но, мне кажется, тут было не только это. В Есенине был не один человек, а несколько, причем простой, умный или, быть может, "у себя на уме" деревенский парень доминировал, и этот парень был скромен той скромностью, которая почти всегда характеризует великий талант. Но вдруг его лицо менялось, в нем уже преобладала ненависть, именно не простая злоба, а ненависть - к людям, почти ко всем людям, и к самому себе. Несколько минут спустя он был уже опять другим человеком: чутким и добрым.

В декабре 1925 года он, как известно, покончил жизнь самоубийством. У него в это время было очень много друзей, с которыми он пьянствовал, которым он читал свои стихи или с которыми он - это тоже бывало - дрался. В "Доме Герцена" я чаще всего видел его с поэтом Кусиковым и писателем Мариенгоффом. Но настоящий, близкий друг был у него тогда, мне думается, только один: Григорий Устинов. Устинов был журналистом и писателем, я с ним одно время был близок, и источником нашей близости было довольно необычное обстоятельство: в 1918 году я был арестован немецкими военными властями в Ковно, и в газетах появилось сообщение, что я расстрелян. Устинов, с которым я был знаком еще в 1917 году, написал в московских "Известиях" очень лестное и теплое посмертное воспоминание обо мне.

После самоубийства Есенина в Советском Союзе и за границей было напечатано множество версий о причинах и обстоятельствах его смерти. По одной из них3, Есенин просил служащих "Английской гостиницы" в Ленинграде никого к нему не пускать, повесился вечером, и когда в 10.30 утра дверь была вскрыта по требованию Устинова, то Есенин уже много часов был мертв. Но сам Устинов рассказал мне о самоубийстве Есенина вот что.

Он с женой и Есениным поехал в Ленинград в тот период времени, когда у Есенина были в Москве большие неприятности, вызванные им самим. Он брал авансы во многих редакциях и издательствах, обещая принести стихи, и не исполнял обещаний. Кроме того, он продавал одно и то же стихотворение нескольким газетам или журналам, скандалил в редакциях, когда это становилось известно, и опять много пил. Дело дошло до того, что ему больше никто не хотел давать авансов, и московское редакторы условились между собою, что они не только не дадут ему ни копейки вперед, но и не будут его печатать, пока он не образумится.

В такой обстановке Есенин по совету Устинова поехал с ним и с женой Устинова в Ленинград. Никаких дел там у него не было. Устинов уговорил его поехать, чтобы поговорить с ним и повлиять на него, так как Есенин оказался в почти что безвыходном положении.

Разговор у них начался уже в поезде, и там же, в поезде, Есенина осенила идея, связанная, очевидно, с тем, что позже случилось. Он сказал Устиновым, что замышляет что-то, но не хотел сказать, что именно. Он говорил что-то в таком роде, что вот когда "вся Россия узнает", что он сделал, то тогда издатели, которых он вместе с редакторами московских газет и журналов особенно ругал, поймут, как они были несправедливы к нему, и сразу же переменят свое отношение к нему. Эту перемену отношения он особенно подчеркивал, повторяя все время, что они, то есть редакторы и издатели, будут "ползать перед ним", просить прощения и тому подобное. Я помню - со слов Устинова, - что его замысел был направлен к тому, чтобы "вся Россия опять его полюбила", а когда Устиновы сказали ему, что его и сейчас любят, но что он непременно должен облагоразумиться, то Есенин ответил, что они ошибаются, что его все ненавидят, но вот после того, что он сделает в Ленинграде, все сразу переменится.

Устиновы поехали с Есениным в "Английскую гостиницу", их комната была в том же этаже, что и комната Есенина. Они приехали рано утром, ночным поездом, и почти не спали по дороге. У Устиновых были в Ленинграде важные дела, они вскоре отправились в город и условились встретиться с Есениным за обедом в той же гостинице.

После обеда Есенин сказал, что ему хочется спать, и просил Устиновых, которые тоже собирались отдохнуть, разбудить его ровно через два часа. Он повторял это несколько раз, и когда добился обещания Устинова, что он разбудит его точно в условленное время, никак не раньше и не позже, то еще сверил свои часы с часами Устинова.

Устинов рассказывал мне, что ни он, ни его жена не обратили особого внимания на настояние Есенина, чтобы его разбудили именно в такой-то час. Они думали, что это с его стороны типичное пьяное упрямство без всякого значения. Есенин часто так упрямился, повторяя несколько раз одно и то же по совершенно пустяшным делам. Устинов даже рассердился, сказал Есенину: "Отстань и не дури мне голову", или что-то в таком роде, и в конце концов обещал постучать в его комнату ровно через два часа, только чтобы от него отвязаться.

Он пошел разбудить Есенина не в условленный час, а несколько позже. Есенин был уже мертв. Устинов был совершенно уверен в том, что Есенин не хотел умереть, а хотел только симулировать самоубийство, рассчитав точно время и надеясь, что Устинов спасет его в последний момент.

Я лично думаю, что так оно и было. Но тем не менее смерть Есенина не была, как мне кажется, случайной. Он родился и жил в революционные годы, в годы Гражданской войны, он был глубоко лирическим поэтом, и он, можно сказать, не подходил к этой эпохе, не находил в ней для себя места. Этим объясняются его метания, его несуразный брак с Айседорой Дункан, его буйства. Он когда-то сказал мне, что прочел в каком-то романе фразу: "Я не нашел ключей к новой эпохе" и что эта фраза относится также и к нему. Он сказал это с застенчивой улыбкой и сразу же, не желая быть заподозренным в застенчивости, разразился грубой бранью по адресу одного писателя, которого увидел где-то в другом конце комнаты, после чего бросил мне очень довольный, "победоносный" взгляд: смотрите, мол, какой я на самом деле. В другой раз, кажется в "Доме Герцена", кто-то в ресторане заговорил о группе "Долой стыд", члены которой раздевались догола и пытались разгуливать в таком виде по главным улицам Москвы с плакатами, на которых красовался этот лозунг. Происходило это в первые месяцы после революции, борцы против стыда не пользовались большим успехом, их избивала на улицах публика, и им обыкновенно приходилось спасаться бегством.

"Какие дураки, - сказал Есенин.- Не понимали, что гораздо легче раздеться внешне, чем внутренне. Пальтишко и штаны всякий снимет, никакого геройства тут не требуется. А ты вот душу свою голую покажи, если тебе не стыдно, тогда ты будешь настоящим поэтом, иначе нет. Но вот дело в том, что всем стыдно и историческое время тоже неподходящее".

"Вопрос не в историческом времени, - возразил один из его собеседников. - Для внутреннего раздевания оно никогда не было подходящим и никогда не будет, потому что это противоречит человеческой натуре".

"Противоречит? - закричал Есенин. - Значит, и поэзия противоречит. А вот мне не противоречит, слышишь ты? А впрочем, не знаю. Не знаю, зачем все это и зачем живу. Может, и не надо жить".

@@@
"Дом Герцена"
"Игрок" на сцене "Метрополитен"
"Россия–Майями-2007"
1:0 в пользу Романа Абрамовича
«Мировой» Нобель достался экологам
Архангельские байки
Асламбек Аслаханов: "Если бы я не был оптимистом, я бы озверел"

Афишная тумба

@@ 2002-09-27



Кинотеатры

3 октября. "Госфорд-парк". Киноцентр (Малый зал), "Люксор".

Почти великий Роберт Олтмен снял фильм в духе безусловно великой Агаты Кристи. Старая добрая Англия, которая на поверку оказывается не совсем доброй, потому что, разумеется, совершено убийство. Но совершено оно уже ближе к середине, когда зритель напитался духом старинного замка с его аристократами-обитателями и многочисленной прислугой, живущей этажом ниже хозяев и для удобства откликающейся на имена хозяев. Сюжет - интереснейший и выстроенный так, что по нему впору учиться начинающим сценаристам, почти тонет в стилистике фильма. Сюжет - не главное, хотя и он ой как занятен. Главное - тончайшие психологические нюансы, на которых, как на почти невидимой паутине, держится громада картины. Впрочем, если вы даже глухонемой и не поймете, кто в конечном счете убил хозяина замка, все равно пойдите, если еще не видели. Стиль с большой буквы настолько самодовлеющ, что можно носом почуять слегка заплесневевший аромат старого замка, тончайшим образом смешанный с запахом овсянки.

27 сентября - 3 октября. "Птицы". 35 мм, Киноцентр (Малый зал), "Люксор", МДМ-кино.

Противники этого фильма могут сказать, что подобные кадры они с избытком видели и еще сотни раз увидят где-нибудь в "Discovery". Полтора часа по экрану летают стаи птиц, десятками, сотнями, тысячами. "Летят перелетные птицы". Фильм, о котором рассказать без потерь невозможно, как невозможно рассказать о запахе грозы, о первом поцелуе, о закате... Жак Перрен, снявший до этого знаменитый документальный фильм "Микрокосмос" про невидимых миру тварей, показал, как в таком, казалось бы, житейском моменте, как птичий перелет с одного места на другое, есть невероятная поэтика, даже поэтичность, есть завораживающая красота и даже ошеломительная эротика. Это фильм, на котором можно вздремнуть, если вы устали, - он к тому располагает, ибо более релаксантного фильма еще поискать. А можно, если спать не хочется, сверлить взором экран, поражаясь, как птицы порой похожи на людей - злые, нежные, ревнивые. Только куда красивее.

27 сентября - 3 октября. "Поговори с ней". Киноцентр (Малый зал).

Казалось бы, Педро Альмодовар сказал все. Предыдущий его фильм, прошедший с колоссальным успехом по всему миру, был слишком уж похож на предыдущие. Ан нет, "Поговори с ней" - мелодрама с неожиданным для Альмодовара содержанием, показала, что маэстро Педро еще не все сказал. Предыдущие картины Альмодовара были переполнены женщинами, что часто бывает у режиссеров-гомосексуалистов. По Альмодовару, мир держится на женщинах. Последняя его картина декларирует суперпростую истину: мир держится на любви. В фильме два главных героя - и оба мужчины. Один - журналист, другой - придурочный. Придурочный, который оказывается мудрее любого умника, любит девушку, четыре года подряд лежащую в коме после автокатастрофы. Надежды на ее выздоровление практически нет, но герой не отчаивается. Он уверен, что, если разговаривать с ней, как с нормальным близким человеком, она придет в себя. И она приходит. Но уже после того как герой кончает с собой в тюрьме. А в тюрьму он попал за то, что вступил с бесчувственной (в самом прямом смысле) девушкой в связь. Не спросив, естественно, ее о том. Соответственно действие его было расценено как изнасилование. Придя в себя, девушка знакомится с другом героя, журналистом, и назревает любовь. Одно только условие у родных девушки. Она не должна знать ни о чем, что происходило во время ее беспамятства. Настоящие герои, как правило, безымянны. Фильм по-альмодоварски шокирующ, по-альмодоварски же смешон и слезовыжимающ.

27 сентября - 3 октября. "Кукушка". "5 звезд", Большой зал ЦДЛ, "Ролан", "Художественный", "Формула кино".

Александр Рогожкин снял по-настоящему пацифистский фильм. Во время Второй мировой три человека - русский солдат, финский солдат и женщина редкой национальности саами. Каждый говорит только на своем языке, отчего смех в зале не смолкает. "Как тебя зовут?" - по-фински спрашивает финн русского. "Пшол ты", - немиролюбиво отвечает тот, уверенный, что перед ним - фриц. "Странные у вас имена, у русских. Ну ладно, Пшолты, так Пшолты". Сначала настроенные враждебно, три разноязыких стороны сходятся во взаимной любви и дружбе, в результате которой у вдовой хуторянки родятся двое мальчишек, названных ею Вейко и Пшолты. "Кукушка" выдвинута нами на "Оскара", но вряд ли его получит - в фильме слишком много нюансов, к которым "Оскар" не привык.

Екатерина Барабаш

Театры

27 сентября. "Женитьба". МХАТ имени Чехова.

Несколько лет назад этот спектакль был почти единодушно обруган за то, что все в нем против традиций Художественного театра. Чистое развлечение. Говорят, спектакль Романа Козака готовился для американских гастролей театра, да в последний момент заокеанские продюсеры от "Женитьбы" отказались. Зато наш зритель встретил спектакль с удовольствием. От других сценических версий эта коренным образом отличается тем, что в финале Подколесин - Гвоздицкий не просто сигает в окошко, а улетает, как настоящий Карлсон.

28 сентября. "Искусство". Театр под руководством Олега Табакова.

Из двух версий французской пьесы Ясмины Реза на русской почве эта, если можно так сказать, самая русская. Наверное, один из лучших спектаклей "Табакерки" - в постановке Евгения Каменьковича. История трех друзей, которых ссорит вдруг купленная одним из них картина авангардного художника, неожиданно трогает всех - и тех, кто равнодушен к авангарду, и тех, кто мало проку видит в дружбе. Играют Сергей Беляев, Михаил Хомяков, Александр Мохов.

28 сентября. "Орнифль". Театр сатиры.

Из всех вышедших за последний год в этом театре премьер "Орнифль" - самая удачная. Спектакль Сергея Арцибашева как-то изящно обыгрывает жизненные передряги самого худрука театра Александра Ширвиндта. В роли прожигателя таланта и жизни он довольно жестоко рассказывает о себе самом и судит себя за свои собственные компромиссы. Здесь все на своем месте - и Михаил Державин, и Вера Васильева.

29 сентября. "Корсиканка". Малый театр.

Комедия, рассказывающая о последних днях Наполеона, которые император проводит, как и положено ему историей, на острове Святой Елены. Вся прочая история имеет мало общего с реальными событиями, что никого, кажется, не печалит. Комедия же! Тем более что актеры Малого, не измученные какими-либо режиссерскими конструкциями и наслоениями, играют совершенно свободно и в полную мощь: Валерий Баринов и Евгения Глушенко вполне могли бы состязаться за звание соответственно лучшего актера и актрисы прошлого сезона (когда вышла премьера).

30 сентября. "Фауст". Театр на Таганке.

Юбилей Юрия Любимова венчает юбилейную неделю, когда один за другим игрались спектакли Таганки - от первого до самых недавних. И вот "Фауст" Гете. Премьера. В самый день 85-летия Мастера. Час тридцать без антракта, свободный взгляд на великий двухтомный труд веймарского философа.

30 сентября, "От четверга до четверга". Театр под руководством Олега Табакова.

По-прежнему на сцене ДК МЭЛЗ. Театр Табакова в сентябре часть своего богатого репертуара вывозит на "Электрозаводскую". "От четверга до четверга" - комедия итальянского драматурга Альдо де Бенедетти в постановке Олега Табакова и Александра Назарова. Тот случай, когда спрашивать не с кого, коллективная ответственность приводит к полной безответственности, актеры играют кто во что горазд, а горазды актеры без режиссерской поддержки, как выясняется, мало на что. Успех выпадает на долю Ольги Блок-Миримской, которая комикует безо всяких затей и в свое удовольствие. Тем более что публике нравится.

1 октября. Вечер, посвященный 75-летию Олега Ефремова. МХАТ имени Чехова.

Вся труппа, все, кто помнит и любит. Все, кто настаивает на том, что память о Ефремове должна быть сосредоточена в двух, максимум в четырех руках. В основанном Ефремовым "Современнике" вспоминать основателя будут двумя днями раньше, 29 сентября, а 1 октября открывают сезон "Тремя товарищами" по Ремарку.

2 октября. "Горе от ума". Малый театр.

Постановка Сергея Женовача, одна из лучших ролей последних лет у Юрия Соломина, который играет Фамусова. Хотя трудно назвать роль, которая бы Соломину не удалась, здесь он поразил Москву совершенно иным, незнакомым обликом Фамусова, замечательного хозяина дома и любящего отца.

3 октября. "Отравленная туника". Мастерская Петра Фоменко.

Спектакль Ивана Поповски по Николаю Гумилеву. Стиль, характерный для этого театра. Красота костюмов, поз, стиха.

Григорий Полуактов

Музыка

27 сентября. Большой зал консерватории. Концерт Геннадия Рождественского.

Заключительный концерт цикла "Геннадий Николаевич Рождественский и его ученики". Помимо прославленного маэстро в концерте принимают участие его ученики - дирижеры Лидия О"Риордани, Альваро Манзано и Рамиро Сориано. В программе - 9, 10, 11 и 12 Concerti grossi Генделя. Геннадий Николаевич - один из лучших наших дирижеров. К сожалению, его концерты часто отменяются. Поэтому возможность послушать не только Рождественского, но и его учеников не стоит упускать. Играть будет Международный камерный оркестр "Ансамбль XXI века". Начало концерта в 14.00.

28 сентября. Большой театр. Концерт Фрайбургского барочного оркестра.

Известнейший немецкий оркестр дал свой первый концерт в 1987 году. С тех пор их состоялось уже более пятисот. Популярность ФБО давно уже преодолела рамки узкого круга любителей старинной музыки. Оркестр играет на исторических инструментах без дирижера, что соответствует исполнительской традиции XVII-XVIII веков. В репертуаре оркестра - Филипп Эммануил Бах, Георг Гендель, Георг Телеманн, а также такие звезды барокко, как Генри Перселл и Антонио Вивальди. Старинной музыкой не занимается у нас сейчас только ленивый. Концерт ФБО - редкий шанс услышать, как же на самом деле все это должно звучать. Начало концерта в 9.30.

29 сентября. Концертный зал Павла Слободкина. Концерт оркестра "Солисты Москвы".

Ожидается масса нового. Знаменитый виолончелист, ученик Мстислава Ростроповича Давид Герингас (в качестве дирижера) этим концертом представит публике цикл "Мировые премьеры Давида Герингаса". Впервые коллективом Юрия Башмета будет дирижировать не сам Юрий Абрамович. Произведение латышского композитора Питериса Васкса "Виаторе" для струнного оркестра также будет исполнено впервые.

Помимо "Виаторе" Васкса, слушателей в этот вечер ожидает Концерт до-мажор Йозефа Гайдна - маэстро Герингас будет и дирижировать, и солировать.

Второе отделение откроется дуэтом - Давидом и Татьяной Герингас (фортепиано). В их исполнении публика услышит Три пьесы-фантазии Роберта Шумана. Завершит концерт Эпилог к балету "Пер Гюнт" для виолончели, фортепиано и звучащего хора, записанного на пленку (!)", Альфреда Шнитке. Это исполнение практически тоже можно назвать премьерой, так как исполнялось оно в России при жизни композитора только один раз. Ко всем этим достоинствам и приманкам примешивается лишь одно "но". Это само место проведения концерта. Невероятные интерьеры больше напоминают вульгарный ресторан или кабаре, нежели концертный зал. В любом случае стоит сходить - такое увидишь не часто.

1 октября. Большой зал консерватории. Концерт - празднование юбилея Юрия Любимова.

Отличная компания - главный альтист страны Юрий Башмет, самый экспрессивный скрипач Гидон Кремер, Марта Судраба (виолончель), Елена Ревич (скрипка), Ула Улийона (альт) и Юрий Голубев (контрабас) в сопровождении "Солистов Москвы" подарят юбиляру Баха, Шостаковича, Шнитке, Денисова. Скорее всего самым интересным и ярким номером концерта станут три пьесы для скрипки и альта Морриконе из музыки к спектаклю "Сон странного человека" в исполнении Юрия Башмета и Гидона Кремера. Оба - всемирно известны. Оба - любители музыкальных "спецэффектов". Пропустить такое нельзя.

Варвара Турова

Балет

27 и 28 сентября. Концертный зал имени Чайковского. Ансамбль народного танца Игоря Моисеева.

Прославленный коллектив открывает свой 66-й сезон. В программе, как всегда, - танцы народов мира. На первом концерте будет присутствовать сам Игорь Моисеев, 95-летний патриарх российского искусства.

28 сентября. Пластические импровизации. Клуб "Муха". 29 сентября. Перформансы. Культурный центр "Дом". 30 сентября. Театр "Особняк".

Если вы не зациклены не классическом балете и хотите узнать, что умеет делать ваше тело, - вам дорога в "Муху". Перед началом официальной программы здесь состоится интерактивный перформанс со зрителями: вас будут вовлекать в представление. И только после этого начнут выступать участники официальной программы. Кто не успел поучаствовать в перформансе 28-го, может раскрепоститься 29-го, в "Доме". Артисты выберут трех зрителей, закроют им глаза и начнут строить из их тел параллельную реальность.

Если настроиться на нужный лад, а не ждать привычного, то на этих вечерах скучать не придется. Импровизация - это произведение, создаваемое в момент его исполнения, так что процесс похож на детектив: кто убил, станет ясно лишь в конце. Александра Конникова и Настя Смирницкая назвали свои самовыражения просто "Соло". А Василий Ющенко, наоборот, окрестил свой проект художественно - "Пограничники". Будет и "Инсталляция", и "Фрагмент хореографии в 9 частях", дуэты "Женский" и "Без структуры", и нечто под названием "Секонд-хенд". А чтобы не обошлось без скандала (все-таки современное искусство, а не "Лебединое озеро"), роль провокатора, видимо, отведена проекту Альберта Альберта "Ваш концерт -....".

28 (12 ч.) и 29 (12 ч.) сентября. "Чиполлино". Большой театр.

Уж который год этот балет тянет тяжелый воз: по утрам выходных дней завлекает в Большой малолетних зрителей и их родителей, озабоченных приобщением своих чад к прекрасному. Детям весело. Родителям - тоже, потому что весело их детям. С ужимками и гротеском, хлопоча физиономиями, танцуют большие дяди и тети, изображающие ожившие овощи и фрукты. Храбрая и добрая Луковица с помощью Вишни в отчаянной борьбе побеждает плохой Помидор и отвратный Лимон. Музыка проста до немыслимости. Костюмы надлежаще пестрые. Ведите детей на первый спектакль - в нем участвуют хорошие артисты Анастасия Горячева и Денис Медведев.

1 - 3 октября. "Lord of the dance". Кремлевский дворец.

Не так давно именно этот ирландский танцевальный проект уже показывали в Москве. Теперь одна из четырех компаний Майкла Флэтли, зарабатывающих гастрольным челом по миру, приезжает во второй раз. Ничего нового по сравнению с прошлым годом вы не увидите. Те же хорошо обученные мальчики и девочки, синхронно-быстро махающие ногами и дробно стучащие каблуками. Те же кельтские мелодии в фонограмме. Та же невнятно рассказанная история про Плохого и Хорошего парней, соперничающих за первенство в танце. Свет и цвет - уместны, но не поражают. Вполне среднестатистическое шоу, просто очень хорошо разрекламированное.

2 октября. "Сильфида". Большой театр.

Старинный балет с шотландским колоритом. В первом действии много клетчатых килтов, во втором - полупрозрачных тюник. Потому что главный герой, который в килте, бежит из родного дома перед собственной свадьбой, пленившись девой воздуха - сильфидой в тюнике. Хеппи-энда не будет. Покружившись с девой в бесплодных попытках ее обнять, герой прибегает к помощи колдуньи, чтобы сделать непоседливую деву более оседлой. А колдунья пользуется случаем и мстит герою за старые обиды. В результате сильфидины крылья опадают, она гибнет, герой тоже на пороге могилы. Балет можно воспринимать как грустную сказку, а можно символически - как конфликт мечты с действительностью при поражении последней.

Майя Крылова

Выставки

Светотени авангарда. Фотогалерея "им. Братьев Люмьер" в ЦДХ (Крымский вал, 10, зал А51). По 13 октября.

Эль Лисицкий - изобретатель дизайна. Эль Лисицкий - супрематист, ученик Малевича. Эль Лисицкий - фотомонтер. Из трех граней его таланта новая московская галерея Люмьер выбрала одну - фотографическую. Российский госархив литературы и искусства до сих пор хранит уникальные памятники советского авангарда. Теперь часть этих архивных сокровищ смогут увидеть посетители ЦДХ. В экспозиции - работы Лисицкого, Клуциса, Сенькина, Зимина. Только подлинники - оригинальные работы, сделанные самими художниками.

Алексей Шульгин. Монтаж. Московский Дом фотографии (Остоженка, 18).

Алексей Шульгин - электронный музыкант. Алексей Шульгин - изобретатель сетевого искусства. Алексей Шульгин - самый инициативный участник клуба "Непосредственная фотография" в позапрошлом десятилетии. Из трех его ипостасей Московский Дом фотографии выбрал одну - естественно, фотографическую. В 1987 году Алексей Шульгин работал штатным фотографом в Гипронефтеспецмонтаже. И нашел в этой конторе целый архив потертых и исцарапанных негативов. На архивной основе Шульгин сделал проект "Чужие фотографии". Теперь старый шульгинский проект снова можно увидеть в стенах МДФ.

"Украина и Россия в XVII-XVIII вв.". Выставочный зал Федеральных государственных архивов (Б. Пироговская, 17).

Украина и Россия - кровные братья или большие враги? В истории можно найти разные ответы на этот вопрос. Новая выставка подготовлена русскими и украинскими архивистами. Она показывает ключевые этапы во взаимоотношениях двух стран. Запорожские набеги и православное братство, Хмельничина и гетманщина, шляхетский автономизм и российский империализм - в документах и материалах, многие из которых уникальны.

Стой! Кто идет? - Фестиваль молодого искусства. Галерея "Файн арт" (Б. Садовая 3, корп. 10). По 27 сентября.

Сегодня - последний день фестиваля нового искусства. Имена участников ничего не скажут ни наивному зрителю, ни продвинутому искусствоведу. Видеопроекты четырех юных художников еще можно увидеть в галерее "Файн арт".

@@@
Афишная тумба
Бродячая собака
Брэд Питт согласился стать идиотом
В Нью-Йорке все спокойно
В театре будущего нет слов
Варвары покоряют Францию
Вернуть русский и физкультуру

Виват, Елена!

@@

46 000 долларов раздали в Санкт-Петербурге молодым оперным певцам

1999-09-22 / Бесик Пипия



От площади Искусств до Русского музея приветствовали Елену Образцову почетным строем кадеты Санкт-Петербургского военного училища.

Фото автора
ЗА СВОЮ 100-летнюю историю в залах Русского музея впервые чествовали человека. Великую дочь северной столицы Елену Образцову поздравляли с юбилеем и началом I Международного конкурса Елены Образцовой. От площади Искусств до Русского музея приветствовали примадонну почетным строем кадеты Санкт-Петербургского военного училища, играл оркестр Военно-морской академии, в воздух взлетали цветные огни.

Специально для торжеств композитор Игорь Рогалев написал кантату "Виват, Елена!", которую исполнили солисты Мариинского театра. Сердца зрителей заходились от эмоций, когда пела арии 8-летняя Саломэ Катамадзе из грузинского города Кутаиси. Поздравляли Елену Образцову Зара Долуханова, Важа Чачава, Эдуард Хиль и многие другие. А виновница торжеств благодарила собравшихся замечательным пением.

Многочисленные гости произносили тосты, пили шампанское и грузинское вино, угощались виноградом и хачапури. Из Испании прибыли поздравить маму и бабушку дочь певицы Елена Макарова, которая учится у Монтсеррат Кабалье, и 12-летний внук Саша. "Моя мама поначалу была против, чтобы я пела, - сказала корреспонденту "НГ" Елена-младшая. - Считала, что я не обладаю хорошим голосом. Я же полагала, что природные данные от матери у меня есть, а приемам пения можно научиться. И я рада, что мама сегодня в этом убедилась". Саша Макаров учится в 6 классе. Владеет испанским, каталонским, английским и итальянским языками. Мальчик очень гордится своей бабушкой и мечтает стать президентом.

Елена Образцова четырежды принимала участие в крупных международных конкурсах: на VIII Международном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, в Москве в конкурсах Глинки и Чайковского, Франсиско Виньяса в Барселоне. Везде получала первые премии, после чего ее пригласили в Большой театр. Нынче примадонна возглавила собственный конкурс молодых оперных певцов.

"Мне легче самой спеть, чем судить, - сказала Елена Образцова. - Ведь от твоего решения может зависеть судьба певца. Случайный успех возможен. Но если мы не заметим дарования, мы можем психологически убить человека. Но я твердо верю, что если Бог дал талант, то он и проследит, чтобы этот талант не пропал. Жюри состоит из истинных мастеров, конкурс должен быть объективным. Я костьми за это лягу".

В жюри работали выдающиеся деятели мировой музыкальной культуры - Рената Скотто, Федора Барбьери, Матти Пальм, Зара Долуханова, Маквала Касрашвили, пианисты Важа Чачава, Лариса Гергиева, зав. оперной труппой "Метрополитен-опера" Ленора Розенберг, менеджер из Англии Марк Хилдрю. Оргкомитет конкурса возглавлял губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

Конкурс вызвал интерес более 130 вокалистов из десяти стран мира. Составляя программу, Елена Образцова ориентировалась на собственный оперный и романсовый репертуар. За три тура необходимо было спеть арии Верди, Беллини, Россини, немецкую романтическую Lied (Шуберта, Малера, Брамса, Вольфа и Рихарда Штрауса), романсы Чайковского, Рахманинова, современные камерные сочинения. Гран-при конкурса составил 10 000 долларов, а общий призовой фонд - 46 000 долларов.

Обладателем главного приза стал солист Академии молодых певцов Мариинского театра Ильдар Абдразаков. Первые премии получили москвичи Любовь Петрова и Айк Мартиросян. Вторыми были Марина Поплавская (Москва), Михаил Казаков (Казань), Надежда Сердюк и Даниил Штода (Петербург). Лауреатами третьей премии стали Екатерина Соловьева (Петербург) и Ольга Сергеева (Москва). Четвертой наградили Мзию Ниорадзе (Петербург) и Ирину Макарову (Ростов-на-Дону). Премия, учрежденная для лучшего иностранного певца, досталась японке Торики Яй-Ей.

Вот что сказали корреспонденту "НГ" члены жюри конкурса:

Рената Скотто: "Мне кажется, конкурс получился такого уровня, какие проводятся в Америке и Италии. Я очень горда за Елену. Она потрясающая певица и сделала большой шаг для поиска молодых талантливых оперных певцов".

Федора Барбьери: "Я никогда не была в России и, когда получила впервые предложения побывать на родине Елены Образцовой, не задумываясь согласилась. Она фантастическая личность и выдающаяся певица. На конкурсе было много хороших голосов, но необходимо еще много работать. Положение с оперными исполнителями сегодня незавидное. Меньше стало хороших педагогов. Услуги профессионалов не каждому по средствам. В Италии, например, стоимость одного урока достигает 350 тысяч лир (около 200 долларов. - Б.П.)".

Важа Чачава: "Более 20 лет я выступаю с Еленой Образцовой. Достаточно сказать, что она единственная в России примадонна, которая выступала на самых престижных сценах мира с самыми выдающимися партнерами, дирижерами. Конкурс проводился с целью выявления новых имен, чтобы на них обратили внимание более серьезно, дали возможность лучше себя проявить. Это очень важно, когда дают дорогу".

Конкурс Елены Образцовой будет проводиться раз в два года. Певица создала в северной столице центр "Петербургские меломаны". Он откроется на Невском, 65 в начале 2000 года. Здесь, в частности, будут проводиться мастер-классы выдающихся мировых оперных звезд. Организуется богатая видеотека, сюда передаст примадонна свою уникальную нотную библиотеку, которыми смогут пользоваться все желающие меломаны, студенты, артисты.

@@@
Виват, Елена!
Винтаж с прослойкой
Вузы посадили на казначейство
Выжить в Бейруте
Дружба победит
Крупные бизнес-группы
Начальнику нельзя без коня

Не потерять энергию жизни

@@

Во Вроцлаве вручают европейские театральные премии

2009-04-02 / Ольга Галахова







Победитель Люпа.

Фото ИТАР-ТАСС

Тринадцатая церемония вручения премии «Европа – театру», которая стала одной из самых престижных в европейском сообществе, на этот раз проходит в Польше, в одном из самых значимых центров на театральной карте ХХ века. Собственно само мероприятие открылось 31 марта. Вручение премий – кульминация и итог, а до того – проходят мастер-классы и спектакли.

Город Вроцлав выбран комитетом премии прежде всего потому, что главная награда справедливо будет вручена выдающемуся режиссеру Кристиану Люпе, связанному с этим городом пусть и не в той мере, как с Краковом и Варшавой, но работавшему здесь. Если спектакли его великого предшественника, который отдал часть жизни театру во Вроцлаве, Ежи Гротовского, никогда не видели в России, равно как и его оппонента Кантора, то спектакли Люпы не раз привозились к нам. И что не менее важно – Люпа совсем недавно поставил в Санкт-Петербурге «Чайку» с актерами Александринского театра (этот спектакль номинирован в этом году на «Золотую маску», а сам Люпа – претендует на «Маску» как лучший режиссер).

До того как получить премию «Европа – театру», Центр им. Вс.Мейерхольда, возглавляемый Валерием Фокиным, вручил Люпе премию имени нашего великого реформатора. И дело совсем не в том, чтобы найти поводы к соревнованию с Европой, а напротив – осознать, что той изоляции, в которой мы жили еще 20 лет назад, уже нет. Критерии Запада и Востока совпадают, когда в права вступает подлинная культура. Люпу будут чествовать 6 апреля. Перед тем состоятся симпозиумы, посвященные его творчеству, в которых с докладами выступят ведущие польские критики, в программе также объявлена встреча с режиссером. Таков формат мероприятий премии «Европа – театру». Публичность мысли и приглашение к совместному размышлению – в своем роде негласное установление, повторяемое из года в год устроителями. В Турине, когда вручали премию Гарольду Пинтеру, и это было последнее публичное выступление драматурга, английский критик Майкл Биллингтон представлял свою книгу о Пинтере, в этот раз состоится презентация книги «Люпа/Театр», написанной Кшиштофом Белинским. Но в театре учеными дискуссиями сыт не будешь. Будут показаны спектакли Люпы «Президентши» по пьесе Вернера Шваба, «Фабрика-2 – коллективная инсталляция, вдохновленная работами Энди Уорхола».

@@@
Не потерять энергию жизни
О недостатках одностороннего движения
Персона грата
Премия не за гениальность
Приз Тернера-2000
Растет спрос на арендные поселки
Реванш с одиннадцатой попытки

Рождение турбулентности

@@

Медаль Дирака за теорию образования больших вихрей из малых получили россиянин и американец

2003-09-24 / Иван Сапрыкин







Снимок из космоса: ураган над Флоридой – типичный пример образования гигантского вихря в атмосфере.

Фото NASA

В Международном центре теоретической физики Абдуса Салама в Триесте (Италия) состоялась церемония вручения престижной международной награды - медали Дирака. Ее получили российский физик-теоретик, академик Владимир Захаров и американец Роберт Крайчнан.

Медаль Дирака - одна из самых престижных наград, которые научное сообщество присуждает лучшим своим представителям. В отличие от других научных наград медаль Дирака присуждается за выдающиеся достижения одновременно в двух научных дисциплинах - математике и физике. Она была учреждена по инициативе выдающегося теоретика, нобелевского лауреата Абдуса Салама в память об учителе, нобелевском лауреате Поле Морисе Дираке.

Первые присуждения медали Дирака состоялись в 1985 году. В списке награжденных этой медалью в разные годы были многие советские и российские ученые: Яков Зельдович, Яков Синай, Николай Боголюбов, Ефим Фрадкин, Людвиг Фаддеев, Александр Поляков. В этом году российская наука была вновь достойно представлена - медалью Дирака награжден академик Владимир Захаров. С 1993 по 2003 год он был директором одного из самых известных физических институтов России - Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау в Черноголовке. В Дираковский комитет, который и определяет лауреатов, входят нобелевские лауреаты, лауреаты премий Дирака и Вольфа, президент Папской академии наук.

@@@
Рождение турбулентности
Российские музыканты выдвинуты на премию "Грэмми"
Российский академик Жорес Алферов стал нобелевским лауреатом в области физики
С крейсерской скоростью
Толоконский бросил свою вторую половину на борьбу с коррупцией
Тум-балалайка
Управделами подает навылет

Ученые поблагодарили опального олигарха

@@

Научной элите России вручили 300 тысяч долларов

2007-12-14 / Владимир Покровский



Вскоре после того, как в Стокгольме были вручены Нобелевские премии, в Москве были названы шесть лауреатов российской независимой премии «Триумф-Наука» за 2007 год. Церемония проходила 11 декабря.

Напомним, премия «Триумф» учреждена в 1992 году Фондом Бориса Березовского и поначалу ее присуждали за достижения в области литературы и искусства. С 2001 года ее вручают и наиболее выдающимся ученым. Призовой фонд премии «Триумф-Наука» с самого начала составляет 300 тыс. долл. (то есть по 50 тыс. за каждую номинацию) и с тех пор не менялся. По западным меркам в финансовом выражении эта премия средняя. Но cегодня это, пожалуй, одна из самых престижных «частных» научных премий России.

@@@
Ученые поблагодарили опального олигарха
Шахматный фестиваль дарит сюрпризы
Экономический расчет и исторический гнев