"...Атеист и друг ваш Александр Осипов"

@@

Как известный богослов стал яростным безбожником

1999-11-03 / Сергей Фирсов



ДУША человека - потемки. Это старое выражение срабатывает всякий раз, когда мы обращаемся к исследованию жизни и судьбы неординарной личности. Разумеется, наш герой может вызвать различные чувства - от восхищения до резкого неприятия. Однако главное заключается не в этом. Главное - это понять мотивацию его поступков, разобраться в побудительных причинах, заставивших его совершить то, что он в конце концов совершил. Как-то знаменитый государственный деятель последнего царствования Сергей Витте заметил, что для определения человека необходимо писать роман его жизни, "а потому всякое определение человека - это только штрихи, в отдаленной степени определяющие его фигуру". Роман жизни, а точнее сказать, жизненная драма оценивается всегда субъективно. Можно ли иначе? Видимо, нет. История не свободна от этического начала, а раз так, то отказываться от "необъективного" резюме у нас нет никакой возможности.

Воскресным утром 6 декабря 1959 г., открыв центральную партийную газету "Правда" на четвертой странице, советский читатель мог прочесть броский заголовок огромной (в половину газетной страницы) статьи: "Отказ от религии - единственно правильный путь" и подзаголовок: "Письмо в редакцию. Александр Осипов". Из письма следовало, что с религией порвал известный православный богослов, бывший протоиерей и магистр богословия, профессор ленинградских духовных школ, одно время являвшийся их инспектором. Что могло заставить этого человека гласно решиться на такой шаг, разорвать со своим прошлым? Собственно, ответу на этот вопрос и была посвящена статья. Ее автор пытался уверить читателей, что разорвать "с миром иллюзий" ему помогло историко-критическое изучение Библии, история религий, наблюдение за развитием естественных наук и "практическое знакомство со всей мерзостью капиталистического мира и той, то жалкой, то гнусной ролью, которую играет там религия", а также марксизм-ленинизм и советская действительность.

Декларативность такого заявления была столь откровенна, что сразу бросалась в глаза непредвзятому читателю. Но расчет публикаторов строился, очевидно, не на том, чтобы убедить скептиков. Было ясно, что цель статьи - идеологическая, пропагандистская. Декларация - лучшее доказательство для строителей "нового мира", где религии места не предусматривалось.

Но был и еще один момент: отрекшийся действительно являлся яркой личностью, обладавшей несомненным литературным дарованием. И письмо в газету это показывало. В нем Осипов рассказывал, как постепенно рос и креп его атеизм, как он пришел к заключению, что примириться с совестью (!) и назвать себя честным человеком сможет, лишь порвав с религией.

Отречение вызвало самый широкий резонанс: штатные антирелигиозники заговорили об Осипове так, как раньше не говорили ни о ком из отреченцев. О нем снимались телепередачи, готовились выступления на радио, писали в брошюрах и газетах. За несколько недель Осипов получил всесоюзную известность, стал настоящей знаменитостью. Чем же была вызвана такая известность? Ведь и до него "громко" отрекались (например, молодой преподаватель Саратовской Духовной Семинарии Евгений Дулуман). К тому же известно, что за годы хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь от религии отреклись около 200 клириков. Почему же такое внимание к Осипову?

Видимо, потому, что он был самым ярким среди всех ренегатов, имя которого не только знали, но и любили в церковных кругах, особенно же студенты ЛДАиС. Будучи педагогом по призванию, он относился к своим воспитанникам с удивительным вниманием и заботой, в трудных случаях бескорыстно выручая некоторых из них не только советом, но и деньгами. Его лекции, блестящие по форме, никогда не пропускались слушателями, а проповеди, произнесенные во второй половине 1940-х гг. в академическом храме, снискали Осипову славу местного "Златоуста".

Так что же все-таки произошло 6 декабря 1959 г. и почему любимый многими педагог и богослов оказался в стане гонителей веры, взяв на себя обязанности штатного лектора-атеиста и популяризатора антирелигиозных знаний? С целью найти ответ на поставленный вопрос обратимся к основным моментам его биографии.

Александр Александрович Осипов родился 10 ноября 1911 г. в Ревеле (Таллин) в семье чиновника местного отделения государственного банка. В дальнейшем отца перевели на работу в Сухуми, затем в Оренбург. Там семья и встретила революцию. Гражданская война внесла свои коррективы: чтобы выжить в условиях голода и разрухи, Осиповы переехали на родину отца - в Иваново-Вознесенск. Там семья распалась, и мать, забрав ребенка, в 1922 г. вернулась обратно в Таллин. Таким образом, из советской страны маленький Саша попал в буржуазную Эстонию. Жизнь в Эстонии в то время нельзя было назвать простой, однако работа корректором в типографии позволяла Клавдии Григорьевне (так звали мать Осипова) худо-бедно содержать семью. Александр сумел закончить русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию, блестяще выучить эстонский язык. Формулярный список, конечно же, не может дать представления о том, как формировался в те годы его облик, что (и как) влияло на его характер. Верить его "атеистическому рассказу" трудно - он писался на заказ; домысливать самостоятельно - бессмысленно. Однако у нас все-таки есть возможность ретроспекции.

Незадолго до кончины в больнице Осипов решил надиктовать воспоминания. В том числе он припомнил и рассказал о характере своей матери, о том, как она влияла на его жизнь. Эти воспоминания - сплошной упрек, обвинение матери в неоправданной жесткости. На таком фоне Осипов с нескрываемой теплотой описывает свои отношения с бабушкой - матерью матери. Что же он вспоминает? Казалось бы, совершенно несущественные эпизоды. Простая, безграмотная женщина была единственным человеком, согревавшим молодого Александра теплом своего сердца и жившим его жизнью. Одиночество и тоска по простой человеческой ласке - вот основной лейтмотив его воспоминаний о детстве и юности. Моральный дискомфорт, какая-то ущербность, испытанные в детстве, не могли не сказаться в дальнейшем. Затаенная обида на мать, которая стремилась вывести сына "в люди", но в то же время мало интересовалась его внутренним миром, прошла "красной нитью" через всю жизнь Осипова. Исходя из этого, не будет преувеличением предположить, что именно в своей семье он научился ценить человеческое общение больше всего. Но, видимо, там же научился и неискренности, лицемерию: не испытывая к матери сыновних чувств, он тем не менее скрывал это в течение всей жизни. Взаимоотношения Александра Осипова с матерью - яркий пример его слабохарактерности.

Следующий этап биографии нашего "героя" - учеба на православном отделении богословского факультета Тартусского университета. С января 1931 по июнь 1935 г. он постигал богословские науки, будучи практически по всем предметам отличником. До поступления короткое время отбывал воинскую повинность в эстонской армии. Научная карьера молодого ученого развивалась тогда вполне успешно: после написании работы "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома" Александр Осипов получил ученую степень магистра теологии и был оставлен при университете докторантом. Он учился полтора года и был вынужден покинуть университет (как русский), когда в Эстонии произошел переворот и к власти пришли националисты.

Впрочем, прерванная ученая карьера никак не сказалась на его судьбе православного деятеля. Еще 25 августа 1935 г. он принял диаконское посвящение, а через пять дней - и иерейское. Ранее - 28 июля 1935 г. - он женился на дочери таллинского протоиерея Нине Николаевне Павской. Будучи священником, Осипов продолжал начатую в годы учебы деятельность: работал миссионером тюрем, богаделен, бараков, сумасшедших домов. Свое священническое служение он начал в конце 1936 г. в церкви в честь Казанской иконы Рождества Богородицы. Одновременно он преподавал в Таллинской русской частной гимназии, Эстонской частной гимназии Лендер и на русских вечерних богословских курсах.

В 1940 г., после "воссоединения" Эстонии с СССР, к своим прежним обязанностям Осипов прибавил еще и секретарские, согласившись работать в Эстонском экзархате Московской Патриархии. Летом 1941 г. его мобилизовали в Красную Армию, но направили не на передовую, а в тыловую часть. Служил он, впрочем, недолго: уже в 1942 г. отца Александра лицезрели верующие Перми. Там же в Перми в 1943 г. он усыновил мальчика ("из военных сирот").

В 1944 г., когда Таллин вновь стал советским, он получает возможность переехать в Эстонию. Как и до войны, Осипов - настоятель и секретарь епархиального управления. Вернувшись домой, он не встретил жену: она, взяв маленьких детей - пятилетнюю дочь и трехлетнего сына, - ушла на Запад вместе с отступавшими немецкими войсками.

Таким образом, Осипов разом и навсегда лишился семьи. Как православный священник он не мог надеяться когда-либо создать новую, как советский гражданин он не смел даже мечтать о воссоединении с прежней, вместе с врагом оказавшейся вне досягаемости коммунистического режима. В дальнейшем до Осипова дошло сообщение, что жена, оставшись на Западе, отреклась от него как от "красного попа". Это было одним из самых сильных потрясений его жизни, к которому в тех условиях не могло не добавиться и опасение за свою дальнейшую судьбу: какие последствия "побега жены" могли иметь место в судьбе священника, к тому же выросшего и получившего образование в буржуазной стране, вполне ясно. Тем более что в досоветский период сам Осипов не слишком радовался жизни в Советском Союзе - среди 65 его эстонских публикаций можно было найти и откровенно антисоветские. Думается, не будет большой натяжкой предположить, что компетентные органы имели на этот счет свою информацию: шила в мешке не утаишь. Возьму на себя смелость сказать, что именно тогда Осипов и был завербован как штатный информатор и секретный осведомитель. Недавно опубликованный доклад Осипова ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Кушнареву, помеченный июнем 1951 г., лишь иллюстрирует сказанное...

В дальнейшем его церковная карьера оказалась связанной с Ленинградом: возрожденным после Отечественной войны духовным школам нужны были преподаватели, и профессор Осипов оказался как нельзя более кстати. Более того, он получил назначение инспектором ЛДАиС. В 1947 г. некоторое время исполнял даже обязанности ректора. Жизнь, таким образом, определилась. Но тут произошло еще одно событие, сыгравшее роль последней, роковой соломинки, которая, по арабской пословице, ломает горб верблюда.

В январе 1951 г. Осипов женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. После своего второбрачия Александр Осипов окончательно перестал служить. Не случайно, рассуждая о его печальной судьбе, один из его учеников, ныне маститый петербургский священник, сказал, что "клирик, перестающий служить литургию, постепенно нравственно деградирует. То, что Осипов после своего второго брака никогда более не совершал Таинства, подготовило его уход. Остальное (в том числе и позитивистский взгляд на многие историко-церковные и канонические проблемы) этим лишь усугубилось". Хрущевским идеологам нужен был очередной козырь в антирелигиозной борьбе, и они воспользовались фигурой прекрасно знакомого им (по линии КГБ) церковного профессора. Давно сломанный, переживавший сомнения и нравственное одиночество (второй его брак не был счастливым и в конце концов уже после отречения распался), Осипов сделал роковой шаг.

Его дальнейшая жизнь - жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций до сих пор вспоминают то странное впечатление, которое они производили; с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой - трудно скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не воспринимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 г. за три работы - "Катехизис без прикрас", "Евангелие от иезуита" и "Женщина под крестом" - присвоили ученую степень кандидата философских наук. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.

Но уже в январе 1967 г. активная деятельность бывшего богослова была остановлена неизлечимой болезнью. Он умирал долго и мучительно - смерть не отпускала его до 25 октября 1967 г. И на больничной койке он продолжал заявлять о своем атеизме и нежелании покаяться. Впрочем, если бы и захотел, такой возможности ему бы не предоставили - несколько раз бывшие ученики по Духовной академии безуспешно пытались попасть в его палату. "Живое знамя" атеизма было использовано в полной мере.

...На гранитной стеле, поставленной над могилой Александра Осипова, и сегодня можно прочесть странную эпитафию: "Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов"...

@@@
"...Атеист и друг ваш Александр Осипов"
Абитуриенты на выданье
Белый и пушистый вместо мрамора и глины
Битва вокруг да около Сталинграда
Большая жратва при Короле-Солнце
Вегетарианец
Возвращение призраков

Евгений Гонтмахер: «Ведомство Яковлева в данном случае просто не нужно»

@@ 2007-09-17 / Евгений Шлемович Гонтмахер - руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. Сегодня только столица может похвастаться масштабным переселением москвичей из ветхих пятиэтажек в новые квартиры и полноценной реставрацией старого жилья. Во многих регионах переселение из старых и опасных домов фактически прекратилось из-за нехватки денег у местных властей. О том, какие возможности есть в стране с ветхим жилищным фондом, «НГ» рассказал экономист Евгений Гонтмахер.



– Евгений Шлемович, насколько злободневна для России проблема ветхого жилья?

– В России миллионы человек проживают в жилье, которое надо немедленно либо сносить, либо реконструировать. Эта масштабная проблема в последние годы не решалась, так как требует достаточно больших средств, которые региональные власти, как правило, выделить не могли, кроме самых сильных субъектов Федерации – например, Москвы, Санкт-Петербурга. Жилье нужно не просто снести, надо еще переселить куда-то жителей – то есть либо построить новые дома, либо иметь специальный маневренный фонд, который обычно отсутствует. Об остроте проблемы свидетельствует то, что президент РФ Владимир Путин достаточно жестко поставил ее в своем последнем Послании Федеральному собранию. Президент сказал о создании специального федерального фонда, который должен помочь решить проблему ветхого жилья «сверху», поскольку сегодня только Центр может продвинуть регионы в этой сфере.

@@@
Евгений Гонтмахер: «Ведомство Яковлева в данном случае просто не нужно»
Игра по новым правилам
Из неизданной переписки И.В. Сталина с членами Политбюро ЦК ВКП(б) (1931-1936)
Когда беззащитными становятся все
Лапочки и умнички
Молюсь за Африку
Московский дух

Нам не дано предугадать

@@

28 января 1521 года Католическая церковь объявила Мартина Лютера... бандитом

2009-01-28







Владимир Соловьев. Философ, поэт, сын историка.

Портрет работы Николая Ярошенко. 1895

«Мир тесен», – принято говорить. Иногда это значит «нас мало». Иногда – «опять они стоят над душой». Но в хорошо организованной культурной среде расстояние между действующими лицами часто измеряется в рукопожатиях.

Именно так обстояло дело у двух наших великих соотечественников, чей день рождения приходится на 28 января. Владимир Соловьев (1853–1900) был философом, а кроме того – поэтом (и серьезным, и юмористом), литературным критиком, публицистом. Но была у Соловьева как творческой личности еще одна – семейная – ипостась, связанная с его отцом – великим русским историком Сергеем Соловьевым. А Сергей Соловьев – учитель многих учеников, в том числе родившегося 28 января 1841 года другого великого историка, Василия Ключевского (ум. 1911). У младшего Соловьева с ним ближайшее соседство, а в некотором метафорическом смысле – родство. Что в этом плохого? Ровно ничего. Одно хорошее.

Дальше – ученики Ключевского. И не только в узком смысле слова, но и те многочисленные молодые люди, что ломились на его лекции в Московском университете, изучали историю по его курсу. Творчество – это инстинкт продолжения духовного рода, говорил Лев Толстой. А философская линия, связанная с Соловьевым-младшим? Он положил начало расцвету русского философского идеализма. Сегодня здесь непременно надо вспомнить одного из самых сильных его представителей – Семена Франка, который родился 28 января 1877 года, а в 1922 году был выслан из советской России и умер в 1950-м в Лондоне. К слову сказать, его сыновья Виктор и Василий были журналистами Радио «Свобода», причем Виктор, старший, проявил себя как литературный критик...

@@@
Нам не дано предугадать
Наших не запугаешь
Нельзя делить народы на "чистые" и "нечистые"
Олигархи, президент и общество
Очевидные сходства и различия
По индийскому следу
Правительство нашло виновных в энергокризисе в Приморье

Рак крови у детей - уже не приговор

@@

В Морозовской детской больнице Москвы излечивают больше половины маленьких пациентов

2002-01-16 / Ада Горбачева, Наталья Преображенская



Жизнь человека конечна. Как говорится, летальность стопроцентная. Наверно, поэтому очень глубоко, на уровне подсознания, у людей заложена потребность оставить свой след в мире. Это один из самых сильных стимулов к творчеству. Делать великие открытия, создавать нетленные произведения искусства - редкий дар. Но почти каждый смертный, может быть, как раз в качестве компенсации смертности, наделен способностью к высочайшему творческому акту - продолжению своей жизни в потомстве.

Трудно представить себе большую трагедию для родителей, чем потеря ребенка. Совсем недавно прелюдией к такой трагедии, к пытке ожидания неизбежного был диагноз онкологического заболевания. Этот страшный диагноз ежегодно ставится 3 тыс. детей. В половине случаев - рак крови. 40 лет назад ребенок, заболевший лейкозом, был обречен. Максимум, что удавалось, да и то у единиц, - протянуть жизнь на 3-5 лет. Но медицинская наука не стоит на месте. Одно из самых ярких достижений ее в ушедшем веке - прорыв в детской онкогематологии. В конце

80-х годов в России выживало в лучшем случае 10% детей с острыми лейкозами, сейчас - более 70%.

В Морозовской городской детской клинической больнице в Москве детей с гематологическими и онкогематологическими заболеваниями начали лечить 40 лет назад. В течение 15 лет это было единственное место в СССР, где специалисты пытались хоть как-то бороться с болезнями крови у детей. Сейчас в России детские онкогематологические центры есть во многих крупных городах - от Калининграда до Владивостока. Но отделение Морозовской больницы по-прежнему занимает одно из ведущих мест. С 1991 г. маленьким пациентам с острым лейкозом проводятся современные программы лечения. Сегодня с их помощью можно добиться выздоровления более 70% пациентов с острым лимфобластным лейкозом, 40% - с острым нелимфобластным лейкозом и 50% со сверхтяжелой апластической анемией.

Для достижения таких результатов необходимы диагностические и лечебные мероприятия высокой стоимости, использование сложного оборудования, очень дорогих реактивов, противоопухолевых препаратов, последнего поколения противомикробных, противовирусных и противогрибковых антибиотиков, компонентов крови, иммуноглобулинов. В нашей стране расходы на лечение одного ребенка с острым лейкозом составляет 5-10 тыс. долларов, операция по трансплантации костного мозга - 50 тыс. долларов. Набор типового оборудования для стандартного отделения детской онкогематологии стоит 746,5 тыс. долларов. Даже в богатых странах этот раздел здравоохранения финансируется государством лишь частично, а до 80% поступает в виде благотворительной помощи. Морозовской больнице помогает Внешэкономбанк, который третий год проводит для детей с болезнями крови благотворительную программу "Мир без слез". Дважды в год больница получает от Внешэкономбанка средства на покупку оборудования и расходных материалов, обслуживание и ремонт техники.

@@@
Рак крови у детей - уже не приговор
Ротация или чистка?
Стихия в ранге конфликта
Туз из рукава Наздратенко
Цирк зажигает
Чечня: последняя надежда
Экономика России глазами практика

Элитное образование всегда в цене

@@

Министр образования РФ Владимир Филиппов - о перспективах и об отношении государства к новой специальности МВА

2003-08-20 / Наталья Савицкая У программ МВА в России хорошее будущее. Инициированные Минобразования РФ исследования позволили экспертной комиссии прийти к заключению, что все обследованные учреждения получили общую (интегрированную) оценку соответствия программ МВА "Государственным требованиям к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования" на уровне "выше среднего". Более того, 77% из них имеют оценку, приближенную к высокой степени соответствия "Государственным требованиям".







- Владимир Михайлович, проблемам бизнес-образования в России Минобразования РФ в последнее время уделяло очень много внимания. Каковы, на ваш взгляд, перспективы бизнес-образования в России?

- Как вы знаете, к программам МВА применяются высокие требования во всем мире. Мы так же ответственно подошли к этому в Российской федерации, проведя в течение последних четырех лет эксперимент по отработке программ МВА примерно в 20 самых сильных экономических вузах и на экономических факультетах самых крупных российских университетов. И только после этого само наше образовательное бизнес-сообщество, специалисты в области экономики и области управления по итогам эксперимента разработали, обсудили и представили в Министерство образования теперь уже утвержденное положение по программам МВА в РФ. Там действительно сохранен целый ряд высоких требований к реализации этой программы. В частности, к преподавательским составам, которыми должны быть обеспечены эти бизнес-школы, для того чтобы данному конкретному высшему учебному заведению разрешили бы открывать программу МВА. Мы сохранили (может быть, даже в отличие от многих западных университетов), как правило, двухлетнюю подготовку программы МВА. Мы указали точное число (примерно 10 000) часов, которые должны быть реализованы, именно аудиторных. Мы указали, что на программу МВА могут приниматься люди, которые уже работали после окончания учебных заведений и имеют стаж практической работы не менее двух лет. Таким образом, все это позволяет нам говорить, что и в России программа МВА будет готовить классных специалистов в области бизнеса.

@@@
Элитное образование всегда в цене