"За экономическую помощь надо отвечать"

@@

Экс-министр обороны республики Вагаршак Арутюнян считает, что его страна стала заложницей Запада

2002-10-07 / Татьяна Копейкина В ближайшие дни Москву посетит еще неназванный единый кандидат от оппозиции на грядущих президентских выборах в Армении. О планах оппозиции "НГ" рассказал один из ее лидеров, бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян.

Из досье "НГ":

В 1999-2000 гг. генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян занимал пост министра обороны Армении. Он был уволен со своего поста вместе с премьер-министром Арамом Саркисяном. В настоящее время - членполитсовета оппозиционной партии "Анрапетутюн".



- Вагаршак Варназович, вы являетесь одним из лидеров оппозиции по отношению к президенту Армении Роберту Кочаряну. Готова ли оппозиция к единым действиям?

- Формирование единой оппозиции началось в 2001 году, когда объединились три партии, а в мае этого года, после отключения вещания канала АТВ, к ним присоединились еще 13 партий. Цель этого объединения была одна - объявить импичмент действующему президенту. В последних числах августа все 16 оппозиционных партий подписали документ о создании политического союза, целью которого является отрешение от должности Кочаряна, создание предвыборного блока и выдвижение единого кандидата и предвыборной программы. Сейчас в оппозиции можно назвать двух-трех сильных лидеров, но представлять ее на предстоящих выборах будет тот, чьи шансы на победу оцениваются как наибольшие.

- В чем заключаются ваши принципиальные разногласия с президентом?

- Мы считаем, что деятельность нынешнего президента идет вразрез с национальными интересами армянского народа. Происходит постепенный дрейф в сторону Запада, отход от пророссийских позиций.

Оппозиция категорически против решения карабахского вопроса на основе уже одобренного Кочаряном плана территориального обмена.

Кроме того, резкое неприятие вызывают шаги, которые действующий президент предпринял после теракта 27 октября 1999 года. Тогда по странному стечению обстоятельств расстреляли тех руководителей страны, которые активно выступали против американского плана урегулирования карабахского конфликта. Почему террористы уже три года сидят в тюрьме, а суд над ними еще не закончен? Почему адвокат потерпевших гражданин РФ Олег Юношев называется проправительственными СМИ агентом российских спецслужб (что, согласитесь, странно для государства, считающего себя союзником России)? Вопросов много, и получение ответов на них является лишь делом времени. Те действия, которые президент предпринял после теракта, вызывают недоумение.

- Вы упрекаете Роберта Кочаряна в отходе от пророссийского курса во внешней политике. В чем конкретно это проявляется?

- Нынешний уровень взаимоотношений между Арменией и Россией сильно уступает тому, который был до 1999 года. Основные предприятия, которые сегодня есть в Армении, активно передаются под контроль западных государств. Причем Россия либо не допускается до обсуждения вопроса о создании СП вообще (как это было с вопросом об АЭС), либо ей предлагаются заведомо невыгодные условия. Западные же страны получают один за другим промышленные объекты практически даром. Причем среди них есть стратегически значимые объекты: международный аэропорт "Звартноц", единственный в Армении принимающий все классы самолетов, - под контролем Аргентины, мощнейший химкомбинат отдан Англии, распределительные электросети - английской офшорной компании. Однозначно, что они должны были стать СП с Россией. Но этого не произошло: они были отданы под контроль Западу. В политике так не бывает, что государство может принимать деньги отовсюду, даже если оно в них очень нуждается. Экономическая помощь имеет политические последствия, за которые надо потом отвечать. А нынешний президент, принимая финансовую помощь Запада, постепенно становится от него зависимым.

- Вы позиционируете себя как пророссийский политик. Будете ли вы стремиться к интеграции наших стран?

- Сегодня отношения, закрепленные межгосударственными договорами, у нас фактически союзнические. Тесное взаимодействие осуществляется в военной области. У нас единая система ПВО, существует совместный план применения вооруженных сил для отражения агрессии извне, охрана границы осуществляется российскими военнослужащими. Осталось только восстановить тесные экономические связи. Это одна из главных целей оппозиции.

- Армения - одна из немногих стран, где российский фактор играет важную роль во внутренней политике. Как вам видится роль России в предвыборной борьбе в Армении?

@@@
"За экономическую помощь надо отвечать"
"Зайчик" будет жить еще долго
"Стамбул не самое приятное место…"
Ария индийской приемки
Бегом от дедовщины
Буш иногда осторожничает
В Тбилиси приступил к работе новый российский посол

В едином пространстве Федерации

@@

Баланс взаимоотношений между уровнями власти надо сделать устойчивее

2005-10-28 / Виктор Иванович Гришин - председатель комитета Государственной Думы РФ по делам Федерации и региональной политике.



Россия проходит этап упорядочения и совершенствования федеративных отношений, которые постепенно приводятся в соответствие с целями обеспечения единства и целостности страны, создания механизмов и стимулов для ускорения экономического и социального развития, совершенствования системы управления и оптимизации функций органов власти, укрепления демократии, активизации участия граждан в управлении государством, развития системы общественного самоуправления.

Важнейшей задачей этого процесса – я подчеркиваю, процесса, а не единовременной политической акции – является создание единого политического пространства, без которого не может быть целостного государства. Только оно может гарантировать каждому гражданину в любой точке России одинаковые возможности для осуществления своих прав.

@@@
В едином пространстве Федерации
Ведено или Вашингтон
Власть и партии
Войну проиграла не армия, а политики
Вооруженный мятеж как источник права?
Вопросов пока больше, чем ответов
Генерал Уильямс: "Лишь матерям дано судить, за что их сыновья воюют"

Геополитическая ловушка для Москвы

@@

Попытки реанимации ташкентского Договора о коллективной безопасности СНГ способствуют втягиванию РФ в трясину среднеазиатских конфликтов

2000-07-18 / Андрей Михайлов



Следует заметить, что подписание 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности (ДКБ) странами - членами Содружества независимых государств, по существу, в то время не вызывалось какими бы то ни было объективными причинами. В 1992 г. никаких внешних серьезных угроз Содружеству не существовало. Крупномасштабные войны и конфликты находились в области гипотез и самых осторожных предположений. Столь поспешное, не лишенное определенной суетливости заключение Договора и по сей день вызывает немало вопросов.

Без практиЧеской ценности

Необходимость срочного заключения ДКБ не прослеживается даже в преамбуле самого документа. В первых строках его отмечается, что государства-участники, "руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств", "учитывая создание государствами-участниками собственных вооруженных сил", "принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности" и, наконец, "признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, вооруженных сил и укрепления мер доверия", решили заключить Договор о коллективной безопасности.

Между тем все перечисленное отнюдь не является основательными причинами для создания военного союза. Особенно "необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, вооруженных сил".

Столь же туманным является и текст самого Договора, практически ничего конкретного собой не представляющего. В частности, в нем говорится: "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

Вместе с тем многие необходимые вопросы коллективной обороны подробно, с необходимой степенью детализации расписаны не были. В частности, Договором не предусматривались такие важные аспекты коллективной безопасности, как, например, разделение ролей, риска и ответственности за общую оборону. За восемь прошедших лет не проработаны практические механизмы осуществления многих положений документа. В число таких ключевых механизмов должны как минимум входить: общее оперативное планирование, система создания многонациональных формирований, условия возможного расквартирования войск (сил) за пределами национальной территории, механизмы переброски подкреплений, процедуры консультаций, общие стандарты вооружения и военной техники, совместные и объединенные учения.

Однако эйфория от внезапно свалившейся на среднеазиатские республики государственной независимости (за которую в этих протогосударствах ранее никто и не помышлял бороться), жажда полной свободы от бывшей метрополии привели к тому, что Договор о коллективной безопасности в целом так и остался набором деклараций о благих намерениях. Единственная попытка объединения усилий государств-участников в рамках коллективных миротворческих сил в Таджикистане окончилась практически ничем. Коллективные миротворческие силы окончательно материализовались в виде российской 201-й мотострелковой дивизии. А узбекские, казахские и прочие миротворцы, не проявившие по большому счету никаких особых боевых качеств, растаяли, как утренний туман в памирских горах.

Подавляющее большинство документов, принятых в рамках ДКБ, так и остались не имеющими практической ценности бумагами. А если попытаться описать атмосферу взаимоотношений между государствами - участниками Договора за последние годы, то не будет большим преувеличением сказать, что она характеризовалась взаимной подозрительностью, плохо скрываемыми чувствами национальной и культурной неприязни, явно выраженными желаниями решить свои проблемы за счет "старшего брата". Азимуты культурных, религиозных и идеологических ориентиров внутри ДКБ отличались порой не абсолютными величинами, а знаком, полярностью.

Кто противник?

Гипотетические противники в тексте Договора о коллективной безопасности не обозначены и не упомянуты. Очевидно, в те времена они не могли быть на Западе, поскольку именно туда были обращены алчные взоры лидеров и ведущих политиков всех новых независимых государств, ибо только с Западом связывались и продолжают связываться надежды на получение кредитов, масштабных инвестиций, на импорт высоких технологий и сбыт энергоресурсов - этот единственный конвертируемый товар, которым обладают некоторые государства - участники ДКБ.

Не существовало никаких противников ни на Востоке, ни тем более на Севере. Оставался один только Юг. Но и там не было никаких очевидных неприятелей, за исключением окончательно погрузившегося в свою внутреннюю смуту Афганистана, который, возможно, еще десятки лет будет пребывать в состоянии перманентной анархии и гражданской войны.

Таким образом, никакого, даже гипотетического противника для государств - участников ДКБ не существовало и не существует. Единственная и самая крупная угроза для этих стран - как этнические и религиозные стычки между ними самими, так и внутренние вооруженные конфликты. Однако для их локализации и ликвидации межгосударственных военных союзов не требуется.

Близорукость Москвы

И вот в мае 2000 г. наблюдается очередная попытка оживления этого в общем-то бесполезного для Российского Федерации договора. Следует отметить, что погружение России в весьма далекие от нее этнические и религиозные проблемы Средней Азии означает для нашей страны дальнейшую самоизоляцию от Европы. Можно предположить, что, участвуя именно в ДКБ, Российская Федерации может быть втянута в кровопролитные и изнуряющие конфликты на южных границах СНГ.

Россия в течение последнего столетия была локомотивом для среднеазиатских республик, ценой огромных усилий выводя их на столбовую дорогу цивилизации. В каком состоянии могли бы быть сейчас бывшие ханства и эмираты, находящиеся в стороне от мировых торговых путей и цивилизации, явственно показывает пример Афганистана.

Что же касается некоторых государств - участников ДКБ, то они по-прежнему проводят антироссийскую и антирусскую политику практически по всем направлениям, касается ли это маршрутов прокладки трубопроводов либо преследования русского языка в любых его проявлениях. На этом фоне Москва демонстрирует свою поразительную беззубость и всепрощенчество. "Пробуждение национального самосознания" в том же Таджикистане на рубеже 90-х гг. почему-то сопровождалось избиениями, грабежами, изнасилованиями и убийствами русскоязычной части населения, приведшими к массовому исходу из республики наиболее грамотной и квалифицированной части населения.

Надо наконец понять, что Россия сейчас слишком слаба, слишком разорена, слишком отстала от всего мира, чтобы взваливать на себя тяжелый мешок со среднеазиатскими проблемами и вновь играть какую бы то ни было роль старшего брата, тем более в непонятном по целям оборонном сообществе. Лучший из всех возможных "евразийцев" - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в мае с.г. в Минске предельно четко обозначил суть ДКБ - российские поставки государствам-участникам Договора современного вооружения, военной техники, боеприпасов, военно-технического имущества по льготным ценам. Однако Россия не может в настоящее время быть бескорыстным донором и оказывать кому бы то ни было "льготную" помощь. Это является для экономики страны и ВПК, которые еще не вышли из затяжного системного кризиса, непосильным бременем.

Альтернатива

Древние говорили: "или быть сильным, или дружить с сильными". В этом отношении последовательные действия, например, прибалтийских государств по вступлению в военные структуры НАТО - четкое осознание своих национальных интересов.

Заслуживает понимания и украинский путь. Дистанцирование от всех возможных альянсов на территории бывшего СССР выглядит несомненно более правильным и более отвечающим национальным интересам Киева.

@@@
Геополитическая ловушка для Москвы
Грузия: нелегкий путь к единству государства
Джордж Робертсон: НАТО ждет от Москвы подробностей, раскрывающих суть предложения о создании нестратегической ПРО для Европы
Дорожная карта для непризнанных
За державу не обидно
Зачем иранский президент приедет в Россию
Защитники и враги Чечни

Ислам Каримов посетил Китай

@@

Узбекская образовательная система признана лучшей в Центральной Азии

1999-11-17 / Мехман Гафарлы



НА ПРОШЛОЙ неделе состоялся государственный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Китай. В Пекине узбекский руководитель провел переговоры с председателем КНР Цзян Цзэминем, по итогам которых главы двух стран подписали совместное заявление о дальнейшем развитии дружеского сотрудничества между Узбекистаном и Китаем, а также соглашение об экстрадиции. Кроме того, были заключены соглашения о сотрудничестве в области телекоммуникаций, об охране прав интеллектуальной собственности, о предоставлении льготного кредита Узбекистану. Сегодня отношения между Ташкентом и Пекином находятся под пристальным вниманием международных наблюдателей. Обе страны по своему экономическому потенциалу и географическому положению считаются региональными державами, и от взаимоотношений между Россией, Узбекистаном и КНР будут зависеть перспективы прочного мира и стабильности в Центральноазиатском регионе.

Посол КНР в Узбекистане Ли Цзинсянь считает, что китайско-узбекские отношения (сегодня они регулируются более чем 40 межправительственными документами) за последние годы поднялись на качественно новый уровень. По его словам, за семь лет с момента установления дипломатических отношений правительства обеих стран "продемонстрировали серьезную заинтересованность в развитии торгово-экономического сотрудничества". Объем товарооборота между двумя странами на конец сентября текущего года достиг уже 200 млн. долл. В республике действуют около 100 совместных китайско-узбекских предприятий. Китайские национальные компании стали победителями тендеров по проектам реконструкции ташкентского аэропорта и развития железнодорожного транспорта республики. Китайскими и узбекскими специалистами совместно завершена реконструкция автомобильной дороги Андижан-Ош-Кашгар (Узбекистан-Киргизия-Китай). По этому же маршруту специалистами двух стран строится железнодорожная магистраль.

Китайских специалистов также интересует образовательная система Узбекистана, которая экспертами ряда международных организаций, в частности ЮНЕСКО, признана лучшей в странах Центральной Азии. Пекин выразил свою заинтересованность в подготовке китайских специалистов в вузах Узбекистана, и прежде всего в области высоких технологий. Поэтому в рамках визита узбекской делегации 8-10 ноября в Китай были подписаны соглашения о сотрудничестве между Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана и Министерством народного образования КНР, а также между Университетом мировой экономики и дипломатии МИД Узбекистана и Институтом дипломатических отношений МИД Китая.

В Китае внимательно следят за реформой и развитием образовательной системы Узбекистана, и многие достижения узбекских вузов используются китайскими специалистами у себя на родине. Характерно, что даже такая могущественная держава, как Китай, со своей достаточно развитой экономикой, не стесняется использовать успехи узбекских реформаторов и обмениваться с ними опытом. По словам министра высшего и среднего специального образования Узбекистана Саидахрора Гулямова, с первых же дней независимости Узбекистана стала ощущаться острая необходимость в реформировании сферы образования и подготовки кадров, развития интеллектуального потенциала, профессионального обучения в масштабе всей страны. Поэтому в 1997 г. по инициативе и при личном участии президента Ислама Каримова была разработана национальная модель подготовки кадров, которая составила ядро соответствующей национальной программы. Приступая к ее разработке, специалисты Узбекистана изучили отечественный и зарубежный опыт становления и развития систем образования и подготовки кадров. В настоящее время в республике среднее специальное образование осуществляется в очной форме в двух типах учебных учреждений: в академических лицеях и профессиональных колледжах, которые организуются на базе высших учебных заведений. В целях повышения качества высшего образования, обеспечения подготовки квалифицированных, отвечающих современным требованиям специалистов в вузах вводится двухступенчатая система подготовки кадров - бакалавриат и магистратура. Для организуемых образовательных учреждений подготовлены и прошли экспертизу учебные планы по 104 направлениям, разработаны учебные программы по более чем 1000 предметам. Также проводится эксперимент по рейтинговой системе оценки качества знаний обучающихся, обеспечивающий преемственность в процессе обучения. Эта новая модель подготовки кадров в Узбекистане называется системой "непрерывного образования".

@@@
Ислам Каримов посетил Китай
Историческая проблематика как фактор современной политики
Касьянов хочет вернуть вьетнамскую нефть
Колония Европы или ее часть
Коноводы раскола
Красноречивая тишина
Кризис на Украине: причины и последствия (1)

Кто ответит за прогноз?

@@

Избиратели определяются в предпочтениях в считанные дни перед выборами

2007-10-02 / Роза Цветкова Рейтинги партий – кто и как их формирует и почему в данных различных социологических центров зачастую присутствуют разночтения, касающиеся уровня популярности даже одной и той же партструктуры? Своим видением взаимоотношений между социологическими институтами и обществом, выступающим одновременно в роли и объекта соцопросов, и потребителя этой информации, с «НГ» поделился представитель российского дочернего предприятия крупнейшей международной исследовательской компании GfK Group, гендиректор Института маркетинга и социальных исследований Александр Демидов.



– Александр Михайлович, каково отношение международного сообщества к отечественным опросам и прогнозам, им доверяют?

– Времена скепсиса уходят в прошлое. Это в 90-е годы было, конечно, большое недоверие: на Западе сильно удивлялись, как в России можно вообще проводить опросы. Международным аналитикам тогда казалось, что выявить реальную картину мнений у нас невозможно, потому что все продолжают лицемерить и говорить так, как партия приказала. Мы же здесь отмечали скорее обратный эффект: как только двери свободы раскрылись, люди стали высказывать более негативные суждения, то есть маятник качнулся в другую сторону и все, что было связано с мнением правительства или официальным мнением вообще, отрицалось. То есть многие говорили: раз правительство говорит вот так, то я скажу противоположное. Еще международные наблюдатели того периода считали, что поскольку нет каких-то четких структур политических, потому что бывшие развалились, а новые не сформировались, то массовое сознание в России еще не сформировано и в этом хаосе очень трудно что-то исследовать. Это тоже было аргументом в сомнениях по поводу достоверности наших данных. Ну и остальные претензии недоверия к нашим исследованиям относились к географической протяженности страны и криминогенной обстановке в ней. Мол, разве мы, ученые, в состоянии добраться до всяких деревень, городов и весей, а если даже и доберемся, то кто же нам там дверь откроет?

@@@
Кто ответит за прогноз?
Масхадов консолидировал боевиков
Милицию разделят по новому принципу
Михаил Касьянов сблизился с предпринимателями
На чью мельницу льют воду правозащитники
Направления главного удара Дмитрия Козака
Неизбежность евразийства - неизбежность тупика

Неслучайный дрейф к НАТО

@@

Зона влияния России на постсоветском пространстве стремительно сокращается

2006-12-01 / Виктория Панфилова - заведующая отделом политики ближнего зарубежья "Независимой газеты".



Элитное подразделение азербайджанской национальной армии, известное как «бакинский корпус», переходит на стандарты НАТО. Весьма неожиданное, в первую очередь для Москвы, известие. Все-таки Азербайджан все последние годы старался проводить взвешенную и сбалансированную политику, предпочитая не афишировать свои отношения с Североатлантическим альянсом. Если в соседней Грузии громко заявляют о поддержке НАТО, то Баку свои контакты, которые могут раздражать Москву, напоказ не выставляет.

После получения независимости, если не считать первых лет, когда у власти пребывали радикалы из Народно-демократического фронта, Баку всегда пытался поддерживать добрососедские взвешенные отношения с Москвой и одновременно искал общий язык с противостоящим России лагерем. Такой политике равновесия не помешало даже то, что в определенный период, по крайней мере до ухода Бориса Ельцина с поста президента, симпатии Москвы в карабахском конфликте склонялись к армянской стороне.

Разумеется, это вызывало в Баку острую негативную реакцию и даже не раз становилось причиной охлаждения взаимоотношений между двумя странами. Однако трудности всегда быстро преодолевались, и Баку выходил на режим наибольшего благоприятствования с Москвой. В этом свете следует вспомнить, что Азербайджан не устраивает препятствий для функционирования Габалинской радиолокационной станции – важного для России военно-стратегического объекта, помогающего отслеживать запуски баллистических ракет с южных направлений. Между тем Габалинская радиостанция не раз становилась предметом острейших споров властей с оппозицией, категорически требовавшей как вывода станции с территории страны в частности, так и более принципиальных отношений с Россией в целом.

Москва не скрывает своей заинтересованности в Азербайджане и развивает контакты по всему спектру возможного сотрудничества, включая военно-политический. Тем не менее позиции России как в Азербайджане, так и в регионе в целом, похоже, ослабли. Исчерпался имперский аспект присутствия России на Южном Кавказе, а попытки восстановить влияние в регионе через экономику пока не слишком удачны.

В Баку, судя по всему, прекрасно понимают, что вступление соседнего стратегического партнера – Грузии – в Североатлантический альянс является делом решенным, вопрос только во времени и в желании главного проводника экспансивной политики НАТО – США, с блеском провернувших нечто подобное на Балканах. Вступление Грузии в альянс станет началом распространения влияния НАТО на весь Южный Кавказ, а по предположению экспертов, и далее в Центральную Азию, после чего разговоры о восстановлении военно-политического влияния России приобретут мифический оттенок.

В этом свете шаг Азербайджана навстречу НАТО вполне логичен и дальновиден. После Тбилиси именно Баку станет в регионе главным претендентом на углубление отношений с НАТО, а в дальнейшем и на вступление в альянс. Именно подготовкой к пусть и отдаленному будущему объясняется перевод элитного подразделения на натовские стандарты. Кроме этого, в планах Баку – освоение новых (по стандартам альянса) видов вооружения, развитие оборонной промышленности и армии. Не случайно в последнее время в Азербайджане все чаще говорится о создании новых военных баз в республике.

Москва без восторга воспримет действия Баку. Но в Азербайджане понимают, что воспрепятствовать развитию событий Кремль не может. При этом Азербайджан постоянно подчеркивает полную готовность углублять и расширять экономические контакты и связи с Россией, предоставляя российскому капиталу преференции и широкое поле деятельности. Два таких вектора, когда политически государство ориентировано на Запад, а социально-экономически – на Север, способствуют сбалансированности государственного курса Азербайджана. Можно предположить, что дальнейшее развитие военных отношений с НАТО и экономических отношений с Россией станет для Азербайджана сильным козырем в последующих дискуссиях о статусе Нагорного Карабаха. Впрочем, в Армении прекрасно видят это и начинают делать все, чтобы не проиграть. Поэтому, сохраняя военно-политический стратегический союз с Москвой, Ереван осторожно, но последовательно старается укрепить отношения и контакты с Брюсселем...

Страны Балтии, открывшие двери в НАТО Украина и Грузия, в не таком уж далеком будущем Азербайджан – вокруг России образовывается или создается тот самый санитарный кордон, который в первой четверти прошлого века был устроен мировым сообществом вокруг новообразовавшегося большевистского государства.

@@@
Неслучайный дрейф к НАТО
Николай Конкин: "Партии банкротами признать нельзя!"
Новая фигура на старой доске
Новосибирский политический штиль
Новости
О диктатуре и законе
Обречены на сосуществование

Первым делом - самолеты, потом - газ

@@

Путин не взял Клебанова в Ташкент

2003-08-06 / Мария Никифорова, Виктория Панфилова, Евгений Верлин







Владимир Путин и Махатхир Мохамад подкрепили многополярность крупным военным контрактом.

Фото Reuters

Завершив официальный визит в Малайзию, президент России Владимир Путин отбыл в Самарканд, где сегодня проведет переговоры с узбекским коллегой Исламом Каримовым.

Как считают наблюдатели, визит российского президента проходит на достаточно сложном фоне взаимоотношений между двумя странами. Москву всегда раздражала чрезвычайная самостоятельная и независимая линия Узбекистана во внешней политике и экономике. А уж тем более военное сотрудничество со странами Запада. В прежние годы экс-президент России Борис Ельцин пытался, что называется, поставить Ислама Каримова "на место", и теперь нынешнему главе российского государства приходится как-то выправлять ситуацию.

Обозреватели обращают внимание на тот факт, что команда, сопровождающая российского президента в поездке в Самарканд, сильно поредела по сравнению с малайзийским этапом. "Капитаны" отечественного ВПК - министр по науке и технологиям Илья Клебанов, гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян и гендиректор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, посетившие с президентом Малайзию, вернулись домой.

Это объяснимо. Ведь посещение Куала-Лумпура было связано в первую очередь с реализацией достигнутых ранее договоренностей о поставках одному из главных "тигров" Азиатско-Тихоокеанского региона российской авиатехники. Контракт, напомним, предусматривает поставки в Малайзию 18 российских истребителей, за что Москва должна получить 900 млн. долл.

Понятно, что в Узбекистане подобные масштабные сделки не могут состояться по определению. Это, впрочем, не означает, что Москва склонна приуменьшать значение своих отношений с Ташкентом. Напротив, напутствуя нового посла России в Узбекистане, российский президент отметил, что Фарит Мухаметшин направляется в страну, "которая играет особую роль не только в Средней Азии, но и на всем пространстве СНГ и в мире, и не только потому, что это самая крупная по населению центральноазиатская страна - 25 млн. человек, но и по экономическому потенциалу".

Президенты Владимир Путин и Ислам Каримов встретятся в формате "один на один". В центре переговоров - вопросы расширения двустороннего экономического сотрудничества, в частности в газовой отрасли. В прошлом году российский "Газпром" заключил с местными партнерами долгосрочный контракт на поставку узбекского газа. А в прошлом месяце глава "Газпрома" Алексей Миллер провел успешные переговоры с Каримовым и подписал пакет соглашений.

В Самарканд Путин прилетает из гораздо более теплого - в прямом и переносном смысле - Куала-Лумпура. Накануне отбытия президента из малайзийской столицы стало известно, что в ходе переговоров с премьер-министром Махатхиром Мохамадом Путин заявил о желании России вступить в организацию "Исламская конференция" (ОИК). На первом этапе - возможно, в качестве наблюдателя. Это сообщение, переданное РИА "Новости", стало неожиданностью для российских дипломатов и многих наблюдателей.

Между тем Махатхир Мохамад стал первым в "дальней" Азии высшим руководителем, награжденным российским орденом Дружбы. Путин вчера лично вручил награду главе малайзийского правительства. В пресс-службе кремлевской администрации "НГ" сообщили, что формулировка обоснования награждения премьера далекой страны звучит достаточно стандартно ("за вклад в развитие международного сотрудничества и двусторонних отношений"). Однако мало кто из наблюдателей сомневается в том, что Москва решила наградить 78-летнего Махатхира по более конкретным причинам и поводам. Во-первых, в связи с тем, что благодаря ему российский ВПК заработал приличные деньги и совершил прорыв на рынок ЮВА. А во-вторых, - но это уже скорее удобный повод - в связи с предстоящим добровольным уходом патриарха азиатской политики в отставку после двадцати с лишним лет пребывания у власти.

Это событие случится через два месяца, но уже сейчас Путин, как бы подытоживая политическую биографию Махатхира, дал высокую оценку периоду его правления. Тем самым прочие лидеры развивающегося мира получили от Москвы достаточно недвусмысленный месседж: вы можете быть сколь угодно авторитарными, можете сколь угодно находиться у власти, но если при этом вы будете дружить с нами - особенно в области ВПК, то вам воздастся...

Конечно, кто-то возразит, что наши отношения с Малайзией отнюдь не сводятся к закупкам ВПК, что, как выразился Путин, есть надежда, что эта азиатская страна станет "определенным мостом для развития нашей бизнес-активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и т.д. Однако большинство экспертов скептически относятся к перспективам экспансии российского бизнеса на данном направлении в обозримом будущем. Равно как и к перспективам двустороннего сотрудничества в инвестиционной области, а также в сфере хай-тека. Конечно, малайзийский космонавт может слетать на МКС, но так на наших "Союзах" кто только в прошлом не летал...

Конечно, оба лидера в своих выступлениях на состоявшемся вчера Российско-Малайзийском деловом форуме попытались выглядеть как можно более солидными и конкретными. Путин, например, заметил, что по темпам роста двустороннего товарооборота Россия вышла на малайзийском рынке на второе место после Японии. Правда, при этом президент не стал уточнять, что по объемным показателям наша торговля с Малайзией отстает от японо-малайзийской в десятки раз.

Махатхир посетовал, что еще несколько лет назад его страна продавала в Россию автомобили (малайзийские версии японских "Мицубиси"), но вот потом что-то застопорилось, и хорошо было бы как-то скооперироваться и вновь наладить поставки.

@@@
Первым делом - самолеты, потом - газ
Петр Лучинский: "Мы делаем все для того, чтобы сохранить самые теплые и хорошие связи между Молдовой и Россией"
Пик конфронтации в российско-грузинских отношениях еще не пройден
Письма
Политика: коротко
После победы
Принцип мушкетеров по-польски

Путин получил письмо от Фиделя

@@

Визит кубинского министра иностранных дел

2000-01-27 / Карэн Хачатуров



ВИЗИТ в Москву кубинского министра иностранных дел Фелипе Переса Роке внес приятное оживление в дипломатическую жизнь Москвы хотя бы потому, что он никак не связан с главным - и очень тяжелым - направлением сегодняшней деятельности Москвы на внешнем фронте: Брюссель и ЕС, Страсбург и ПАСЕ с их мини-санкциями против России. Кубинский министр находится с официальным визитом в Москве в ответ на аналогичную поездку в Гавану в сентябре прошлого года его российского коллеги Игоря Иванова. С ним кубинский гость продолжил вчера переговоры по широкому кругу международных проблем и двусторонних отношений, провел также беседы со спикерами палат Федерального собрания, с сопредседателем российско-кубинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Сергеем Шойгу. Во второй половине дня состоялась встреча с Владимиром Путиным, которому было передано личное послание Фиделя Кастро.

С самого начала не предусматривалось подписание каких-либо документов, ибо в последние годы был заключен целый пакет соглашений. Начало восстановлению нарушенных связей положил визит в Гавану в мае 1996 г. главы внешнеполитического ведомства Евгения Примакова. Тогда была подписана Декларация о принципах взаимоотношений между Россией и Кубой. Затем в Гаване его преемник Игорь Иванов назвал отношения двух стран находящимися на подъеме, стратегическими, подчеркнул наличие общих точек зрения по основным международным проблемам, включая осуждение новых опасных проявлений силовой политики.

В Москве кубинским министром обсуждалась реформа ООН и необходимость снятия американского эмбарго на торговлю с Кубой, при том что совпадение позиций двух стран очевидно. И не только по этому вопросу. В самое последнее время МИД России трижды выступил с протестом в связи с задержанием в США малолетнего кубинца Элиана Гонсалеса. Однозначная позиция России в защиту суверенных прав Кубы созвучна настрою подавляющего большинства мирового сообщества, стабильно развивающего с карибским островом политические и экономические связи.

В ходе визита кубинского министра был затронут вопрос о необходимости расширения экономических связей, в сфере которых в последнее время происходят позитивные подвижки. В минувшем году объем товарооборота достиг почти одного млрд. долл. (в 1990 г. - 9 млрд. долл.), превысив показатель 1998 г. более чем на 30%, причем стоимость экспорта и импорта примерно равна. Расширяется номенклатура российского экспорта за счет товаров машиностроения и авиатехники. На прошедшей в Гаване в конце 1999 г. 17-й Международной ярмарке с участием более 60 стран как никогда широко за последнее десятилетие была представлена российская продукция. Предприятие "Рыбинские моторы" подписало контракт на ремонт авиадвигателей. Рассматриваются новые схемы сотрудничества для погашения кубинского долга СССР. Стороны готовятся к проведению 4-го заседания межправительственной комиссии. В то же время в торговле основными товарами продолжают оставаться нефть и сахар. Затягивается реализация договоренностей о завершении сооружения наиболее перспективных объектов, в первую очередь АЭС в Хурагуа.

@@@
Путин получил письмо от Фиделя
РСПП вступился за "своего", боясь за себя
Реймонд Кларк: "Де Бирс" не уйдет из России"
Рождаться, жить и умирать по-рыночному
России нужна вся Молдавия, а не только Приднестровье
Россия-Азербайджан: вместе и навсегда?
Рынок грязного воздуха

Сенатор Виктор Добросоцкий: "Федерализм - дело тонкое"

@@

Представитель пермского парламента в Совете Федерации, зампред комитета по экономической политике считает, что нельзя строить вертикаль власти за счет ослабления регионов

2002-07-29 / Николай Иванов В последнее время тема возможного укрупнения субъектов Федерации приобретает все более актуальный характер. Ее активно обсуждают в отношении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов; Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов; в отношении ряда областей Центральной России. Правда, дальше разговоров дело там пока не двигается. Первым же прецедентом подобного рода может стать слияние в единый субъект Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. По крайней мере председатель Совета Федерации России Сергей Миронов во время своего визита на Западный Урал публично поддержал идею такого объединения и отметил, что слияние Коми округа с Пермской областью может стать первым примером цивилизованного укрупнения субъектов Федерации. Сегодня на страницах "НГ" свое мнение о возможном объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого округа высказывает представитель Законодательного собрания Пермской области в Совете Федерации, заместитель председателя сенатского комитета по экономической политике Виктор Добросоцкий.



- Виктор Иванович, вот уже в течение десяти месяцев вы представляете в Совете Федерации России Законодательное собрание Пермской области. Как столичный житель вы вроде бы должны быть заинтересованы в централизации власти. Как сенатор от крупнейшего региона-донора - в более справедливом распределении полномочий между Москвой и территориями. Как найти золотую середину?

- Нужна очень тонкая настройка взаимоотношений между Центром и регионами. На мой взгляд, построение федерализма не должно сводиться к простому усилению Центра за счет ослабления регионов, нужна справедливость: если на тебя возложены определенные функции, то, значит, ты должен обладать соответствующими полномочиями и финансовыми возможностями по их осуществлению.

Такая логика была продекларирована главой нашего государства и закладывается в работу комиссии при президенте по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления во главе с заместителем главы президентской администрации Дмитрием Козаком. Эта комиссия разработала некоторые принципы разделения полномочий между федеральными и региональными властями.

- А тем временем Центр продолжает изымать из регионов все больше и больше средств…

- Знаете, процесс разграничения полномочий предполагает достаточно тонкую настройку взаимодействия федеральных и региональных властей. В отсутствие оной и происходит усиление Центра путем роста доли поступлений в федеральный бюджет и, естественно, ее снижения в региональную казну. Между тем объем функций, которые должны исполнять региональные власти, не уменьшается.

Например, на федеральном уровне принимается решение об увеличении зарплаты работникам бюджетной сферы. Исполняться же оно должно за счет местных источников. Вот и приходится в благополучных регионах ради этого снижать финансирование ЖКХ, социальных и культурных программ. А в неблагополучных территориях происходит фактическое замещение главных статей регионального бюджета выплатой зарплаты.

Если комиссии Козака хватит прагматизма и терпения произвести тонкую настройку взаимоотношений Центра и регионов, то мы получим достаточно сбалансированную модель федерализма. Управление Федерацией сродни руководству предприятием. Хорошие топ-менеджеры тщательно настраивают взаимодействие между производственными подразделениями и аппаратом управления. В государственном масштабе нужна точно такая же тонкая настройка.

- Сколько же времени уйдет на эту настройку?

- Если мы получим какие-то итоговые документы, разработанные комиссией Козака, то можно будет давать прогнозы о том, когда внедрим их на практике. Если проект окажется некачественным, в него забудут включить какие-то важные звенья, все придется начинать заново.

- До этого продолжат действовать договора о разграничении полномочий, подписанные еще в эпоху Ельцина?

- Думаю, сегодня все понимают, что эти договора необходимо аннулировать. Ведь их наличие невыгодно прежде всего самим регионам. На регионы по этим договорам возлагается масса полномочий, которые сегодня не имеют финансового обеспечения.

- На ваш взгляд, Совет Федерации в его нынешнем виде состоялся как влиятельный орган государственной власти?

- Думаю, да. Во-первых, не оправдались прогнозы скептиков о том, что после реформы сената обе палаты российского парламента будут похожи друг на друга как две капли воды. На мой взгляд, сенаторы по сравнению с депутатами Госдумы большие прагматики. В отличие от Думы Совет Федерации чисто политических вопросов рассматривает немного. В основном проблемы носят прикладной экономический характер: завоз продовольствия на Север, реформа энергетики, незаконный экспорт цветных металлов и т.п.

Во-вторых, нынешний сенат стал гораздо активнее заниматься подготовкой законодательных инициатив. Сегодня Совет Федерации высказывает свою точку зрения еще до того, как закон проходит первое чтение в Государственной Думе. Считаю, что это правильно.

- Недавно исполнилось два года с момента создания семи федеральных округов. Насколько оправдала себя эта затея?

- Первая задача, для которой они создавались - выстроить законодательную вертикаль, - близка к завершению. Вторая часть их функций связана непосредственно с организацией взаимодействия Москвы и регионов. У Центра должна появиться четкая аналитическая обратная связь с территориями. Сегодня она, к сожалению, отсутствует. Такая связь предполагает не просто обмен информацией, но и мониторинг эффективности решений, принимаемых наверху.

- В последнее время широко обсуждается идея укрупнения российских регионов. Эта проблема актуальна и для Западного Урала. Сегодня идет бурная дискуссия о том, нужно ли объединять в единый субъект Федерации Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Какова ваша позиция на сей счет?

- Это очень тонкая сфера, в которой переплетается целый клубок проблем - политических, экономических и очень часто национальных. Если даже такое объединение диктуется экономической целесообразностью, нужно обязательно учитывать национальный фактор - как в случае с Пермской областью и Коми-Пермяцким округом. И здесь последнее слово остается за жителями регионов.

@@@
Сенатор Виктор Добросоцкий: "Федерализм - дело тонкое"
Сергеев ведет переговоры в Лондоне
Сергей Иванов дебютировал в НАТО
Сетка безопасности или удавка депопуляции
Скинхедами не рождаются
Совбез выбирается из спячки
Театр, политика и женщины

Тем временем Егор Строев изучает парламентский опыт Западной Европы

@@

Регионы хотят финансовой независимости

2001-06-01 / Ольга Тропкина



Глава Совета Федерации Егор Строев завершил свой визит в Австрию. Вслед за Владимиром Путиным и спикером Государственной Думы Геннадием Селезневым, посетившими эту страну ранее, настал черед и главы российского сената знакомиться с опытом государственного строительства одной из наиболее развитых европейских стран.

Визит Строева был скорее ознакомительного свойства - вместе с представителями Совета Федерации он провел ряд встреч с главами обеих палат парламента, а также президентом Австрии и ее канцлером. Несомненно, для спикера СФ поездка была интересна прежде всего именно возможностью поговорить со своим коллегой - главой Федерального Совета Австрийской республики Гердом Кламотом, с которым он встретился в понедельник. Егор Строев, последовательный критик президентской реформы вертикали в России, в ходе визита не раз подчеркивал, что действующая в Австрии система разделения полномочий между органами государственной власти, палатами парламента достойно проявила себя за более чем семивековую историю. И в этом смысле высказывание спикера СФ весьма интересно. Ведь австрийский Федеральный Совет обладает гораздо меньшими полномочиями, чем российская верхняя палата. К примеру, он не имеет права вносить законодательные инициативы, не может влиять на принятие бюджета страны. Кроме того, ротация спикеров Федерального Совета происходит каждые полгода, а представители в сенат избираются местными парламентами. Вместе с тем в вопросах распределения бюджетных средств регионы Австрии играют гораздо более весомую роль, чем в России. Они сами зарабатывают деньги и не так сильно зависят от воли Центра в вопросах финансирования.

Тема самостоятельности регионов была затронута на встрече Строева с фактически первым лицом государства канцлером Вольфгангом Шюсселем. В беседе, по словам спикера СФ, были обсуждены итоги визита двух делегаций (Владимира Путина и Геннадия Селезнева) в Австрийскую республику, которые канцлер расценил как подтверждение хороших взаимоотношений между обеими странами. Кроме того, главе Совета Федерации было интересно, как канцлер республики смотрит на эффективность федеративного устройства России: что, по его мнению, нужно отвести к компетенции Центра, а что - регионов. По словам Строева, произнесенным им не без грусти, канцлер рассказал ему, что за многие годы эффективно проявила себя система ландтагов - законодательных собраний земель, которые и принимают решения, сколько заработанных средств целесообразно перечислять Центру, какие устанавливать налоги. Именно это делает ландтаги влиятельными органами государственной власти на федеральном уровне.

Еще одна тема, которую обсуждал спикер СФ на встрече с канцлером Австрии, - весьма больной для Совета Федерации регионов вопрос о земельной реформе. Для спикера СФ явилось приятной неожиданностью, что лишь сорок процентов земель республики принадлежит государству. Остальные угодья полностью находятся в распоряжении фермеров. И главное условие приобретения земель, отметил Строев, - это требование в течение долгого времени доказывать, что они действительно будут использоваться на благо региона. Кроме того, по словам Строева, он передал привет Шюсселю от Владимира Путина, и в ответ услышал немало положительных слов в адрес российского президента, которого в Австрии до сих пор вспоминают "как прекрасного лыжника", "вызвавшего оживление" у всей страны. Во вторник Егор Строев встретился с президентом Национального совета страны (аналогом российской Государственной Думы) Хайнцем Фишером, а также президентом Австрии Томасом Клестилем. На встрече с президентом страны глава российского сената заручился его обещанием, что Австрия не намерена вступать ни в какие военные блоки. Половину дня вторника спикер СФ провел в переговорах с представителями деловых кругов страны. Судя по его словам, никаких практически целей эта встреча не преследовала, и была скорее попыткой "проверить климат" настроений по отношению к России. А также проконтролировать реализацию ряда договоров. Результаты встречи приятно удивили Егора Строева - он особо подчеркнул, что ему дали понять - в Австрии Россия воспринимается как экономически перспективное государство, которому можно "верить".

@@@
Тем временем Егор Строев изучает парламентский опыт Западной Европы
ФКЦБ предлагает всем играть по единым правилам
Эта страшно подпольная дедовщина