«Выбираю Кузбасс на жительство»

@@

Доступная ипотека как ключ к решению «квартирного вопроса»

2006-02-10 / Сергей Егоров







Аман Тулеев сделал жилищное строительство одним из главных приоритетов в политике областной администрации.

Фото Сергея Черемнова

«Прошу помочь мне с семьей переселиться в Кузбасс...» Подобных писем из разных уголков страны все больше поступает на адрес администрации Кемеровской области и губернатора Амана Тулеева. И чаще всего ответ на них: приезжайте!

Что тянет людей в эти живописные, но с суровым климатом места? Ведь здесь и зимы лютые, и экология не ахти какая, и до столицы, как говорится, не рукой подать. Да, но зато здесь есть перспективы, отвечают состоявшиеся и потенциальные переселенцы. Шахтерский край всегда славился стабильно высокими заработками. Приличная инфраструктура, нет особых проблем с работой, власти не дают разгуляться ценам, наконец, мощные программы социальной поддержки людей. Но главное – в Кузбассе можно за малый срок заиметь крышу над головой. А что может быть для человека важнее? Не случайно же говорят: мой дом – моя крепость. Вот и помогают власти Кузбасса людям обзавестись такой «крепостью». Да так успешно и интенсивно, что запросились на жительство сюда и из других регионов.

И это при том, что собственных очередников на улучшение жилищных условий в области – больше 100 тысяч. Но начиная с 2000 года объемы жилищного строительства здесь ежегодно возрастают на 10–15%. Так, в минувшем году введено около 641,5 тыс. кв. м жилья, новоселья справили 9 тыс. семей. За счет средств областного бюджета бесплатные квартиры получает примерно четверть из них: в первую очередь ветераны войны и труда, переселенцы из аварийных бараков, дети-сироты, другие льготники...

@@@
«Выбираю Кузбасс на жительство»
«Слухи о завышенности процентных ставок сильно преувеличены»
А у народа не спросили...
Багдад притягивает деловых людей
Будапешт лавирует между Европой и Россией
Будущее России
Быстрого решения жилищной проблемы не будет

В России в январе–сентябре введено в эксплуатацию 397,4 тыс. квартир

@@ 2008-10-27



В России в январе–сентябре введено в эксплуатацию 397,4 тыс. квартир общей площадью 35,2 млн. кв. метров – на 3,9% больше, чем годом ранее. Как сообщил в субботу Росстат, среди субъектов наибольшие объемы жилищного строительства отмечены в Московской области – 10,4% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья, в Краснодарском крае – 7,3%, Татарстане – 4,7%, Москве – 4,6%, Башкортостане – 4,1%, Ростовской области – 3,9% и Санкт-Петербурге – 3,8%. Населением за счет собственных и заемных средств введено 131,4 тыс. жилых домов общей площадью 18 млн. кв. метров, или на 7,7% больше, чем годом ранее.

@@@
В России в январе–сентябре введено в эксплуатацию 397,4 тыс. квартир
В экономике: Шальные нефтедоллары России горят синим пламенем
Вверх по лестнице, не ведущей никуда
Государство – крупнейший земельный спекулянт
Дальше Иркутска отступать некуда
Демилитаризация Севастополя
Дорогая моя Москва…

Дорогу осилит идущий

@@

Опорными точками возрождения республиканской экономики стали конверсия оборонных предприятий, нефтедобыча и автомобилестроение

2002-08-07 / Дмитрий Богданов



Оглядываясь на два последних десятилетия новейшей истории России, не перестаешь удивляться, как много вместили эти годы, как быстро, незаметно, но подчас кардинально менялись наши взгляды, а порой и судьбы.

Казалось бы, совсем недавно демонтаж памятника Дзержинскому на Лубянской площади сопровождался всеобщим ликованием. Москвичи еще не забыли многолюдных демонстраций перед штаб-квартирой СВР под лозунгом "Руки прочь от наших полей и лесов". Все это и многое другое было символами обновления.

А через несколько лет президентом России становится бывший сотрудник той самой Службы внешней разведки. Именно там начиналась биография человека, который смог остановить нравственное падение нашего общества и начать его духовное и экономическое возрождение.

За последние пару лет мы перестали быть мальчиками для битья на международной политической и экономической арене, начали восстанавливать систему государственной власти, поняли, что саморегулирующийся рынок, особенно на переходном этапе, - это очередной разрушительный миф. Сегодня все актуальнее становятся "устаревшие" идеи социально ориентированной экономики, государственного патронажа над духовным и физическим здоровьем нации.

"Не навреди!" - ультимативное требование в медицине. Если дополнить его словами "и сделай шаг вперед", то получится тот принцип, на который ориентируется современное российское руководство, в том числе и партия "Единая Россия".

К сожалению, еще предостаточно демагогов и политиканов, для которых по-прежнему главное - раскачать лодку политической стабильности в стране и встать у руля. Сегодня эти деятели от политики не скрывают своих надежд на будущее и делают все возможное для дестабилизации вертикали в стране.

Именно с этими мыслями я вновь ехал в столицу оборонного края России - Удмуртию. О ней федеральные СМИ рассказывают скупо. Поэтому стоит напомнить, что Удмуртская Республика - это регион, в экономике которого удельный вес оборонки остается самым высоким в стране, а по объемам оборонной продукции республика занимает второе место в России. Здесь производится многое из того, что стоит на вооружении Российской армии и армий других стран мира.

Первый президент Удмуртской Республики Александр Волков, избранный на это пост в октябре 2000 года, не новичок в политике. В 1993 году он возглавил правительство республики, а с 1995 года дважды избирался ее высшим должностным лицом - председателем Государственного совета. С 1993 по 2001 год - депутат, а затем член Совета Федерации.

Политическое долголетие регионального лидера в эпоху системных реформ чаще всего основывалось на его умении адаптировать федеральные инициативы к местным условиям и проявлять собственную инициативу. Сочетание двух этих качеств позволило руководству республики сохранить потенциал одного из важнейших центров ВПК России.

С начала XVIII века жители Ижевска и Воткинска связывали свою судьбу с железоделательными и оружейными заводами. Труд на государственных - казенных - оружейных заводах формировал государственнический тип сознания.

Поэтому и очередная коренная ломка сложившихся отношений и ценностей проходила в республике очень болезненно. Резкое падение объемов промышленного производства и стремительное свертывание программ оборонной продукции ударили не только по материальному положению, но и по моральному состоянию людей.

Опорными точками возрождения республиканской экономики стали конверсия оборонных предприятий, нефтедобыча и автомобилестроение. Из 250 миллионов долларов, обещанных федеральным руководством на конверсию, Удмуртия не получила ни цента. Тогда Александр Волков настоял на выделении республике "конверсионной квоты" нефти - все заработанные на ней деньги уходили оборонным заводам на освоение и производство конкурентоспособной гражданской продукции.

В итоге объемы промышленного производства начиная с конца 1990-х годов в Удмуртии растут темпами, превышающими средние по России. А в 2001 году промышленность республики произвела продукции на 60 миллиардов рублей. И это в условиях, когда объем выпуска оборонных изделий сократился к уровню 2000 года на 36%, а долги государства по оборонному заказу превысили 500 миллионов рублей. Производство ижевских малолитражек за прошлый год выросло в 1,7 раза и составило 47 763 автомобиля.

Доходы от нефтяного комплекса сегодня составляют около 40% республиканского бюджета, и руководство Удмуртии ищет наиболее рациональное соотношение сырьевой и производственной сфер, которое придаст экономике республики более гибкий и динамичный характер. Например, сегодня Удмуртия уверенно занимает нишу на рынке уникального нефте- и газопромыслового оборудования, не уступающего по своему качеству зарубежным аналогам.

В прошлом году на территории Удмуртии 13 компаний разрабатывали 53 месторождения. Впервые с 1986 года республике удалось прекратить падение добычи нефти. Из недр извлечено 7,869 миллиона тонн черного золота, или на 189 тысяч тонн больше, чем в 2000 году. Платежи в бюджет республики от деятельности нефтяников составили 4 миллиарда рублей, такие же средства вложены в развитие нефтедобычи. Консолидированный бюджет Удмуртии по доходам на треть превысил уровень 2000 года и составил 11,877 миллиарда рублей. Созданная финансовая база позволила увеличить расходы республиканского бюджета на социальную политику более чем в два раза.

Программа "Развитие Удмуртии", с которой Александр Волков шел на президентские выборы, предусматривает рост не только промышленного, но и сельскохозяйственного производства. В 2001 году правительство Удмуртии направило сюда более 600 миллионов рублей из республиканского и 156 миллионов из федерального бюджета. На условиях лизинга за год приобрело 200 зерновых и 20 кормоуборочных комбайнов, 100 тракторов и немало другой техники.

Поэтому не случайно, что производство валовой продукции сельского хозяйства в минувшем году превысило уровень 2000 года на 8%. Впервые за последние 10 лет в республике остановлено сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур, а площади под зерновыми, техническими культурами увеличились. Началось возвращение в сельскохозяйственный оборот ранее не использованных земель. В частности, ежегодно начиная с весны этого года по две тысячи гектаров пустующих земель будут засаживаться лесом.

По оперативным сведениям Минсельхоза России, среди республик и областей Приволжского федерального округа по продуктивности дойного стада Удмуртия заняла первое, а по Российской Федерации - девятое место. По тем же данным, республика вошла в число шести субъектов России, не допустивших сокращения поголовья крупного рогатого скота, и оказалась единственным регионом, где увеличилось поголовье коров. Птицефабрики "Вараксино", "Удмуртская" и "Глазовская" вошли в перечень 300 наиболее эффективных хозяйств России.

С 1998 года - с момента утверждения специальной республиканской программы - в Удмуртии значительно расширились посевные площади льна-долгунца. Несмотря на то что в 2000 году Удмуртия получила из федерального Центра чуть больше половины предусмотренных средств под программу "Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы", в 2001 году Удмуртия собрала без малого 6000 тонн льноволокна, а его урожайность оказалась самой высокой за последние 50 лет.

При этом Александр Волков убежден, что дело не только в материальной поддержке сельскохозяйственного производства. Не менее важна и забота о людях села, где в прошлом году построено 33 социально значимых объекта, среди которых 15 новых школ, оснащенных спортивными залами и современными компьютерными классами. Газовые сети республики приросли еще на 269 километров, проложено и реконструировано 134 километра автомобильных дорог с твердым покрытием.

К началу 1990-х годов Удмуртия создала материально-техническую базу для строительства 1 миллиона квадратных метров жилья в год. "Перестроечный" перепад между намерениями и реальностью здесь дал не меньший негативный социальный эффект, нежели в оборонном производстве. Сегодня его частично компенсируют льготные жилищные кредиты, на которые республиканский бюджет ежегодно выделяет 50 миллионов рублей. В 2001 году 1600 жителей республики (в основном это сельские жители) воспользовались ими и построили дома общей площадью 170 тысяч квадратных метров.

А 11 апреля 2002 года Александр Волков подписал указ "О мерах по увеличению объемов жилищного строительства в Удмуртской Республике", согласно которому предприятия и организации всех форм собственности должны принять участие в строительстве жилья для своих работников. Сегодня, кажется, уже всем ясно, что полное освобождение предприятий от социальных обязательств перед рабочими ни к чему хорошему не приводит. Поэтому именно решение социальных вопросов поставил для себя во главу угла Волков А.А., и сделать здесь еще предстоит очень много.

Но не только проводимая Александром Волковым социально-экономическая политика дает положительные результаты. Президент Удмуртии хорошо известен как человек, умеющий отстаивать свои взгляды и убеждения. Вряд ли кто-то вспомнит, что именно он еще в начале 1990-х годов открыто выражал беспокойство по поводу ослабления государственной власти, говорил о защите государственных интересов и личной ответственности руководителей за проводимую политику.

Сегодня его оппоненты любят ссылаться на знаменитое "удмуртское дело" - разбирательство в Конституционном суде России по поводу республиканского Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике".

Но время действительно все расставляет по местам. Сегодня в Удмуртии даже самые ярые оппоненты Александра Волкова вынуждены согласиться, что как политик будущий президент республики оказался чуть впереди своего времени.

В конечном итоге республика отстояла свою правоту. В сельских районах Удмуртии произошло разделение властей, главы администраций городов остаются выборными, но уже не возглавляют представительские органы. Александр Волков приближает время, когда местное самоуправление будет подотчетно, подконтрольно и населению, и органам государственной власти. Он, как и во время Конституционного суда, уверен, что только такая система власти может эффективно обеспечить интересы людей, и доказывает это результатами социально-экономического развития республики.

@@@
Дорогу осилит идущий
Жилищная сказка о 2020 годе
Закон о формировании СФ принят, теперь дело за президентом
Казанцев берет под защиту русских
Как делили Подушкинский лес
Квартиры вместо заводов
Коротко: в мире

Коррупция по-иракски

@@

Власти преследуют американских ставленников за хищение миллиарда долларов

2005-10-12 / Иван Грошков







Экс-министр обороны Ирака Хазем аш-Шаалан – основной претендент на туз пик в 'колоде коррупционеров'.

Фото Reuters

В Ираке собирается очередная колода карт с изображением объявленных в розыск высокопоставленных лиц. Предыдущая была составлена Пентагоном и насчитывала 55 наиболее известных представителей аппарата Саддама Хусейна. Кандидаты в новую колоду уже из следующей администрации – Айяда Алауи, той самой, которую назначили США после свержения саддамовского режима. Ряд членов временного правительства Алауи обвиняются в коррупции и хищении 1 млрд. долл. из бюджета Минобороны страны. Дело, однако, не обходится и без политики.

Пока кандидатов на то, чтобы оказаться в новой колоде, – 27. Основным претендентом на туз пик является экс-министр обороны Хазем аш-Шаалан. Кроме него в розыск объявлены 23 бывших сотрудника оборонного ведомства. Ордеры на арест выданы в отношении еще четырех бывших министров – труда, транспорта, электричества и жилищного строительства.

Дело об исчезновении миллиарда поручено не просто главной структуре по борьбе с коррупцией – так называемой «Комиссии чистого общества», а его особому подразделению – «Комиссии дебаасификации». Последняя была сформирована еще при американской администрации Пола Бремера и в ее задачи входила очистка всего госаппарата страны от бывших членов партии БААС. «Жертвами» комиссии, как правило, становятся сунниты, которые при Саддаме являлись привилегированной общиной. С приходом к власти Алауи (суннит) попытался демонтировать данную структуру, но американцы ему этого не позволили.

@@@
Коррупция по-иракски
Красноярские власти подфартили перекупщикам
Ленская стройполитплощадка
МЭРТ против столичных инициатив
Медведев объявил войну хижинам
Место – Фрадкова, лексика – Путина
Минтимеризм как форма развития

Минфин разуверился в надежности ипотеки

@@

Госрезервы запрещено вкладывать в бумаги иностранных государственных агентств

2009-03-06 / Михаил Сергеев

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"





Минфин запретил вкладывать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бумаги иностранных государственных агентств, которые российские чиновники еще недавно считали абсолютно надежными инструментами. Приказ с запретом был подписан в конце февраля, но опубликован только вчера. Абсолютная вера Минфина и ЦБ в надежность иностранной ипотеки сменилась полным недоверием менее чем за год. Эксперты не исключают, что такое же разочарование может случиться и с государственными казначейскими обязательствами США, в которые были переложены из ипотечных бумаг российские резервы.

Средства Резервного фонда будут на 95% инвестироваться в долговые обязательства иностранных государств и на 5% – в долговые обязательства международных финансовых организаций. Валютные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) должны на 100% инвестироваться в долговые обязательства иностранных государств. Такие требования Минфин опубликовал вчера на официальном сайте. Ранее финансовые власти России допускали вложения до 15% средств ФНБ и Резервного фонда в бумаги иностранных государственных агентств – в том числе и в обанкротившиеся американские ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac.

Как известно, еще в прошлом году первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев считал бумаги американской ипотеки исключительно надежным вложением государственных резервов. Аналогичного мнения придерживался до последних дней и Минфин, который формально не ограничивал вложения госрезервов в обанкротившиеся иностранные ипотечные агентства.

Более того, всего год назад глава Минфина Алексей Кудрин убеждал, что кризис ипотечного кредитования США не скажется на экономическом росте РФ. «Замедление темпов роста в мировой экономике практически совсем не скажется на экономическом росте России», – сказал Кудрин на заседании финансовой «семерки» в Токио в феврале 2008 года, где обсуждались последствия финансовой нестабильности из-за кризиса невозврата ипотечных кредитов в США. По его словам, «наша система менее зависит от тех проблем, которые связаны с кризисом ипотечного кредитования в США».

В список запрещенных к инвестированию теперь попали не только знаменитые Fannie Mae и Freddie Mac, но и другие иностранные агентства, которым ранее доверяли ЦБ и Минфин. Под запрет, в частности, попали немецкий Сельскохозяйственный рентный банк, американские Федеральные банки кредитования жилищного строительства, Федеральные банки фермерского кредита, а также французские Фонд муниципального кредитования, Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения и Фонд ипотечного кредитования.

@@@
Минфин разуверился в надежности ипотеки
Москве и области - одно правительство
Мэров завели в путинскую вертикаль
На улицах Томска догорает история
Налоговая реформа будет продолжена
Новосибирскому мэру бросили вызов
От атома до медицины

От возможностей к необходимостям

@@

Главная проблема Москвы не связана с территориальным планированием

2008-04-22 / Константин Михайлов







Нынешняя плонтность застройки - не предел.

Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Будущее города разумно обсуждать с тем, кто его планирует и проектирует. О перспективах столицы мы беседовали с Олегом Артемовичем Баевским – заместителем директора Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, руководителем НПО перспективного градостроительного развития территории города.

– Актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года предполагает объем жилищного строительства 95 миллионов квадратных метров. Это приблизительно те же пять миллионов квадратов, что мы имеем из года в год, то есть полметра на человека. А задача перед страной и старым и новым президентом поставлена новая: строить по метру на человека в год.

– Прежде чем прокомментировать эту цифру, я хотел бы обратить ваше внимание на еще одну, очень важную: 47 миллионов квадратных метров того фонда, который должен быть предоставлен на социальные программы. То есть примерно по два миллиона в год.

47 миллионов – это тот объем, меньше которого город строить не имеет права. По городским программам и по самой идеологии Генерального плана. Мы не зря заявили, что если предыдущий Генплан был Генплан возможностей, то этот – необходимостей. И надо четко отделять, что город должен обеспечить москвичам, а что может.

@@@
От возможностей к необходимостям
Перестраивая градостроение
Планы Федеральной миграционной службы предвещают рост безработицы
По сценарию партийных съездов
Премьер пообещал легализовать поборы
Пространство урбанизации
Путин борется за Ливию с Западом

Ситуация с ценами на московскую недвижимость сложная

@@

Более трети жилья возводится в рамках социальных программ

2003-05-12 / Марина Борисова Московский строительный комплекс постоянно увеличивает объемы построенного жилья. Тем не менее очередь на получение квартир как была, так и есть, а купить квартиру по карману далеко не каждому москвичу. Рассказать, как решается эта и другие проблемы в столичном регионе, мы попросили первого заместителя мэра Москвы, руководителя комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимира Иосифовича Ресина.



- Московскому инвестиционно-строительному комплексу в силу столичной специфики приходится одновременно решать самые разноплановые задачи. Какие из них наиболее значимые?

- Главным достижением я считаю то, что стройкомплекс Москвы крепко встал на рельсы рыночной экономики. Сегодня это отлаженная машина, работающая четко и продуктивно. В прошлом году мы впервые "выдали на гора" 4,5 миллиона квадратных метров жилья. Причем более трети возводимого - жилье по социальным программам: для очередников, для переселенцев из сносимых пятиэтажек, для молодых семей. Объемы жилищного строительства постоянно растут, условия жизни москвичей становятся более комфортными. За 15 лет в новых домах было сдано почти 50 миллионов квадратных метров - более четверти всего жилищного фонда, которым город располагает на сегодняшний день.

Появились новые технологии и материалы, в городе стали активно строиться монолитные дома по индивидуальным проектам. Столицу украсили многие уникальные сооружения: храм Христа Спасителя, Мемориал на Поклонной горе, Торговый комплекс на Манежной площади, МКАД и третье транспортное кольцо, которое мы планируем замкнуть уже в этом году. Реконструирован старый Гостиный Двор, открыт Дом музыки на Красных Холмах, филиал Большого театра. К 2010 году завершится строительство крупнейшего в Восточной Европе торгово-делового центра Москва-Сити.

- Что перспективнее - типовое или нетиповое жилье? Для строителя, для инвестора, для потребителя, для городских властей?

- В городе строятся как панельные, так и монолитные дома. В современных условиях все решает рынок. При этом доля домов с монолитным несущим каркасом в общем объеме растет и будет расти дальше. Если в 2000 году она составляла треть общего объема строительства, то в прошлом - уже половину.

Наша задача - сделать покупку жилья более доступной для среднего москвича. Стоимость квартир в панельных домах при сопоставимом качестве заметно ниже, чем в тех, которые строятся по индивидуальным проектам. Кроме того, здесь налицо выигрыш в сроках строительства. Это особенно важно при возведении муниципального и переселенческого жилья, которое строится за счет городского бюджета.

Если говорить о перспективах крупнопанельного домостроения, то сейчас в городе возводятся модернизированные серии П3М, и П44Т, разработаны и внедрены в производство принципиально новые серии домов - И-155 и "Юбилейный". Они не только внешне и по планировке выгодно отличаются от прежней "панели", это совершенно иное качество проектирования и строительства.

- Цены на жилье растут быстрее, чем себестоимость строительства. В частности, из-за того, что инвесторы еще в ходе стройки продают квартиры оптовикам. Оптовая торговля новостройками - это хорошо или плохо?

- Цены на московские квартиры определяет рынок. Если растет спрос, то повышаются и цены. Но ситуация, не спорю, сложная. То, что многие строительные организации продают квартиры риелторам оптом на этапе строительства, - это, конечно, плохо. Сейчас мы разрабатываем варианты, которые сделают оптовые продажи менее выгодными, чем розничные. Думаю, что в самом скором времени этот вопрос будет урегулирован.

- Как будут меняться цены на московском рынке недвижимости и каковы перспективы реализации столичной программы ипотечного кредитования?

- Спрос на квартиры в Москве продолжает оставаться стабильно высоким. Жилье раскупается еще на стадии начала строительства. И тенденции к снижению цен на новые квартиры, на мой взгляд, не предвидится, по крайней мере в ближайшие месяцы.

Что касается ипотеки, то мэр Москвы убежден, и я с ним полностью согласен, что программа ипотечного кредитования получит ускорение, если люди будут иметь возможность больше зарабатывать. И задача власти - создать такие экономические условия, чтобы это были не просто слова. Тогда, по оценкам экспертов, потенциальными участниками ипотечной системы смогут стать большинство жителей города. Ипотека - стратегическая задача не одной Москвы, всего государства. Пока развитие ипотеки идет трудно, но будущее все равно за ней.

- Решаются ли при строительстве жилья инфраструктурные вопросы?

- Все жилье в городе мы строим комплексно, со всей необходимой социальной инфраструктурой. Рядом с жилыми домами возводим школы, детские сады, поликлиники, больницы, магазины. Проводим благоустройство территории, оборудуем детские площадки. Без этого просто не утверждается проект.

- Более половины зданий в центре города относятся к ветхому фонду. Что предпочтительнее - реконструировать их или сносить и строить новые (в Москве делают и то и другое) и почему?

- Если дом не является памятником архитектуры, то при решении вопроса, сносить его или реконструировать, все определяет экономика. В некоторых случаях рентабельнее оказывается снос, в некоторых - реконструкция.

- Кто в конечном счете решает, как здание будет выглядеть, впишется ли в окружающую среду?

- Любое строительство в Москве проходит через ряд серьезных согласований, в том числе и в Москомархитектуре. Если проект нарушает облик города, не вписывается в сложившуюся застройку, он это согласование не пройдет и не будет утвержден.

- Известны случаи, когда строители уже после утверждения проекта в ходе строительства наращивают дополнительные этажи. Как к этому относятся городские власти?

- Резко отрицательно! Такие случаи можно пересчитать по пальцам. Все подобные "надстрои" были разобраны. Московские власти жестко следят за тем, чтобы архитектурный облик города не был нарушен. Судьбу проектов решает Общественный градостроительный совет при мэре Москвы, в состав которого входят известные зодчие, руководители Архитектурной академии и архитектурных союзов. Именно они предложили снизить высоту новой башни "ЛУКОЙЛа" на 40 метров, довести ее со 120 до 80 метров. В панораме города эта вершина не только поднялась бы над Иваном Великим, но и заслонила бы силуэт храма с важной видовой точки. Лужков поддержал членов совета.

- Новостройки все больше залезают в ближнее Подмосковье. Не возникает ли при этом проблем с администрацией области?

@@@
Ситуация с ценами на московскую недвижимость сложная
Слухи о жилищном буме сильно преувеличены
События и происшествия: новости
Строительный бум в Оренбургской области
Стройкомплекс может умереть
Цены на жилье в Москве больше не вырастут?
Чужая власть

Шанцев к Чубайсу претензий не имеет

@@

Однако, как говорит вице-мэр столицы, каждый защищает свои интересы

2002-11-01 / Владимир Кузьмин Реформа электроэнергетики России идет своим чередом. Сейчас нет практически никаких сомнений в том, что соответствующий пакет законопроектов пройдет через Государственную Думу и другие необходимые инстанции. Между тем в стране еще есть несогласные с планами правительства и главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом. Одним из главных оппонентов является вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, имеющий свою точку зрения на то, как должна проходить реформа. Против чего выступает инициатор создания "Мосгорэнерго" и как должна функционировать электроэнергетика страны? На эти и другие вопросы Валерий Шанцев отвечает в интервью "НГ".

Из досье "НГ"

Валерий Павлинович Шанцев родился в 1947 г. в с. Сусанино Костромской области. Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. В 1994 г. назначен префектом Южного административного округа Москвы. С июня 1996 г. и по сей день - вице-мэр Москвы. Руководит комплексом экономической политики и развития.



- Валерий Павлинович, означают ли ваши требования о передаче "Мосэнерго" в управление правительства Москвы, что вы принципиально не согласны с планом реформирования электроэнергетики и, в частности, с тем, что сбытовые компании будут переданы в частные руки?

- Система реформирования предусматривает создание генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Я не считаю это панацеей, потому что энергетический рынок достаточно специфичен - товар, который не положишь в авоську и не отвезешь, куда просит потребитель. Например, мы сейчас с удовольствием купили бы электроэнергию, которая вырабатывается на Калининской АЭС: они нам предлагают ее по 10 копеек, а "Мосэнерго" ее продает по 50 копеек. А как это сделать? Надо же линии электропередачи строить, которые пройдут по нескольким областям. Средства и техническая возможность для этого есть. Но пока мы в самом начале пути, создали рабочую группу.

Кроме того, мы хотим, чтобы электроэнергия, которая вырабатывается на наших генерирующих мощностях, тоже могла конкурировать на оптовом рынке России. Дело том, что в Москве специфичная структура генерирующих мощностей - они прежде всего предназначены для обеспечения города теплом. Теплоэлектроцентрали вырабатывают тепловую энергию, а электричество здесь - как побочный продукт. Поэтому затраты на производство тепловой и электрической энергии распределены чисто формально. Когда идет отопительный сезон, электроэнергия ТЭЦ сопоставима по стоимости с электроэнергией ГЭС и близка к стоимости электричества АЭС. А с середины мая до середины октября, когда топить не надо, стоимость электроэнергии резко возрастает. И выходить на рынок с этой продукцией бесполезно - ее нигде не купят. Но остановить производство энергии в Москве, чтобы покупать на оптовом рынке дешевое электричество, практически невозможно. За лето оборудование может прийти в негодность, а значит, его надо консервировать, следить за его состоянием, а по осени проводить расконсервацию. Если посчитать затраты на эти работы, электроэнергия станет неконкурентоспособной и зимой. Какой же смысл для нас в таком "рынке", когда мы заранее знаем, что окажемся в невыгодных условиях?

- Эта позиция касается и остальных регионов страны или исключительно Москвы?

- Мы не очень хорошо знаем специфику других регионов. Известно, что почти нигде нет возможности построить вертикально интегрированную компанию в масштабах одного региона. Там генерирующие мощности и сети зачастую находятся вне территории субъекта РФ. Мы же самодостаточны - у нас генерация, сети и сбыт внутри. Весь мир знает, что вертикально интегрированные компании, где есть производство, транспортировка и сбыт, - это самая эффективная и стабильная форма работы. Мы помним, что разрушение таких компаний в Калифорнии и Англии привело к кризису.

Там, где нет возможности выстроить такое предприятие, следует создать одну оптовую компанию, которая сбывала бы электроэнергию во все регионы; у каждой генерирующей компании должен быть свой тариф. Но нам-то зачем это делать? У нас трубы, по которым идет тепло, направлены в Москву, а не куда-то в другую сторону. Тепло и электроэнергия в городе вырабатываются на ТЭЦ, и невозможно разделить производство тепла и электроэнергии. А реформа предполагает вывод тепловых сетей за скобки.

- Руководство других субъектов поддерживает вашу точку зрения?

- Думаю, да. Во всяком случае, когда я выступаю на межрегиональных совещаниях по этому вопросу, руководители субъектов Федерации реагируют весьма одобрительно, но всегда добавляют при этом: "Вам легко это делать - у вас нет долгов перед энергетиками. А если мы начнем таким образом выступать, то нам просто рубильник отключат". Да, наша позиция во многом основана на нашей уверенности в том, что Москва не пропадет на этом рынке, какие бы преобразования сегодня Чубайс ни сделал. Причина проста - московский рынок сбыта расплачивается живыми деньгами и делает это стопроцентно. В других регионах энергетикам приходится все отдавать в кредит и потом дожидаться платежей. К нам же электроэнергия придет при любых условиях - Москву без электричества никто не оставит. Но мы хотим, чтобы в аварийных ситуациях у нас были рычаги управления. И не хотим, чтобы система оказалась неуправляемой.

На роль координирующего органа выдвигают государство, но государство - это кто? В Москве государство - это правительство столицы. Причем мы предлагаем простое решение, не выдавая его за истину в последней инстанции. Будет переходный период, в течение которого Московской управляющей компанией могло бы руководить правительство столицы. А кто-то пусть командует в другой компании, и посмотрим, у кого получится лучше.

Сейчас действительно необходимо регулировать электроэнергетику региона, иначе мы не можем развивать реальный сектор экономики. Любому инвестору, который пришел в Москву заработать, "Мосэнерго" предлагает построить для себя электроэнергетические мощности. А в процессе жилищного строительства создавать энергетические мощности приходится правительству Москвы. Где вы видели такой рынок? Потребитель для производителя - святое лицо. Производитель должен молиться на него, чтобы он попросил у них дополнительного продукта, то есть помог им расширить бизнес. А "Мосэнерго" это как будто не нужно.

Реформировать надо. И сбытовые компании следует поставить в такие рамки, чтобы развитие бизнеса было для них объективной, экономически выгодной необходимостью.

- Так в правительстве и в РАО "ЕЭС России" вас не слышат или просто не хотят слышать?

- Я не обвиняю ни в чем Анатолия Борисовича (Чубайса. - "НГ"). Я ему это говорил. Но каждый из нас защищает свои интересы. У нас есть обязанности, и мы просим дать нам определенные ресурсы. Они являются управляющей компанией и настаивают на том, чтобы у них был превалирующий ресурс. Это объективная борьба интересов. Мы только не понимаем, почему собственник всего этого хозяйства - государство в лице правительства страны поддерживает не правительство Москвы, а менеджера.

- Вы говорите о борьбе между РАО и правительством Москвы. А не поздно ли уже для борьбы - законопроекты по реформированию электроэнергетики проходят через Думу, и довольно успешно.

- Нет, не поздно. Мы уже прошли полугодовую переговорную стадию, и Чубайс здорово поправил свою позицию. Он отдает нам сетевую компанию в электроснабжении и тепловую компанию. А мы создаем сбытовую компанию. И Чубайс тоже прекрасно понимает, что в сбыте мы будем все решать сами, потому что сети наши, и мы их эксплуатируем. Что касается генерирующей компании, то нам все равно, откуда приходит электроэнергия. У нас деньги есть, и если не наша, то другая компания пригонит электричество и еще сети сама построит.

В Англии, когда создали вертикаль из генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, тариф для населения перестал увеличиваться. Восемь лет тариф оставался прежним! Но генерирующая составляющая тарифа уменьшилась на 60%, а сетевая увеличилась на 60%. Таким образом, на колени поставили не людей, не сети, а генерацию. В России, кстати, избыток производства электроэнергии в 30%, поэтому выбирать тех, у кого брать электричество, будем мы.

- Сейчас возник еще один небольшой конфликт. Руководство Московской области выступает категорически против передачи "Мосэнерго" в управление правительства столицы.

- Руководство? Нет, несколько депутатов написали обращение к президенту.

- Но их опасения имеют под собой какое-нибудь основание?

- Думаю, им просто никто не объяснил смысл преобразований и они не очень понимают, чего добиваются. По Чубайсу будет создано две генерирующие компании: Московская городская и Московская областная. Нам достанутся все ТЭЦ, находящиеся на территории города, и две рядом с кольцевой дорогой. Все остальные ГРЭС и несколько ТЭЦ войдут в Московскую областную компанию. Но у нас себестоимость производства электроэнергии ниже в силу более современного оборудования и меньших затрат - ТЭЦ работают на газе, а в области применяется много угля, торфа и других энергоносителей. Сегодня это все в общем котле, то есть оплата потребления электроэнергии в Московской области в некоторой части осуществляется за счет Москвы. Как только произойдет разделение, каждый сядет на свои коврижки, и у них будет более дорогое электричество, а у нас более дешевое. Да, нам придется покупать часть продукции в области, но и они сами будут платить за потребляемое ими электричество. По нашим подсчетам, сейчас каждый год население столицы платит за областное порядка полутора миллиардов рублей. И мы договаривались о переходном периоде в полтора года с тем, чтобы это перекрестное финансирование ликвидировать. Но мы это должны делать шаг за шагом, чтобы не обрушить энергетику региона.

- Создание "Мосгорэнерго" - это уже решенный вопрос и процесс идет?

- Да, организация создана, руководитель подобран, сейчас разрабатывается устав...

- То есть работа находится в начальной стадии?

- Будем считать, что мы и не торопились с этим делом, время еще есть. Но если нас лишат возможности регулировать тарифы (а такое может случиться, поскольку считают, что через четыре года их вообще не придется контролировать - будет свободное ценообразование), то мы выживем и в такой обстановке. Потому что к тому времени сбытовая организация будет полностью функционировать и электроэнергия начнет приходить к нам. И цены будут регулироваться нами. Мы сможем не покупать дорогую электроэнергию у сетевой компании. Можно сказать, что мы сидим на последней миле.

- Не боитесь, что при создании "Мосгорэнерго" вам будут, как говорится, ставить палки в колеса? Свободный рынок подразумевает и свободную конкуренцию со всеми ее российскими особенностями.

- А посмотрите, что получилось. Все противники создания "Мосгорэнерго" больше всего ратовали за свободный рынок. Но стоило правительству Москвы приступить к созданию компании, которая в перспективе станет их конкурентом, и они тут же первыми начали кричать, что мы организуем симбиоз прокурора, судьи и адвоката. Только… чего бояться-то? Если наша компания не будет востребована, то она умрет сама по себе. Но если ее услуги понадобятся, то умрут те, кто выступает против. Согласитесь, честная конкуренция.

@@@
Шанцев к Чубайсу претензий не имеет
Щедрость государства не знает границ
Эксперты советуют национализировать строительный бизнес