"В Чечне нужна конституция переходного периода"

@@

Бислан Гантамиров призывает поддерживать администрацию Кадырова и правительство Ильясова

2001-08-30 / Илья Максаков Среди самых известных чеченских политиков Бислан Гантамиров, не достигший еще 40-летнего возраста, имеет, пожалуй, одну из наиболее ярких биографий. Он поддерживал Джохара Дудаева, воевал с ним, сидел в тюрьме в Москве, затем снова воевал с сепаратистами, возглавляя чеченскую милицию, трижды был мэром Грозного, дважды - вице-премьером чеченского правительства, один раз - заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чечне. И вот без малого три месяца назад Гантамиров занял, наверно, самую мирную в своей биографии должность - главного федерального инспектора в Южном федеральном округе. В его обязанности входят связи с общественными организациями, чеченской диаспорой в российских регионах, а также координация работы по подготовке Конституции Чечни. О первых результатах своей деятельности он рассказал "НГ".



-КОГДА вас назначали главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе, полпред президента РФ в ЮФО Виктор Казанцев говорил, что вы будете координировать работу по созданию Конституции Чечни. Как продвигается ваша деятельность?

- Главную цель своего назначения я вижу не в том, чтобы написать Конституцию Чечни. На мой взгляд, и это моя твердая позиция, автором Конституции может быть кто угодно, проектов Конституции может быть сколько угодно. Мое назначение в том, чтобы сдвинуть политический процесс именно в этом направлении, начать в Чечне конституционный процесс. Если мне это удастся, в моем лице руководство Южного федерального округа сделает огромную работу. Это будет уже полшага, полдела для стабилизации обстановки.

- А сколько сейчас существует проектов, предложений? Как вообще проходит весь этот процесс?

- Вообще-то проектов может быть и сто, и двести, если подходить к этому вопросу вот так, в лоб. Если относиться к этому более серьезно, с точки зрения законодательства, то проектов для Чеченской Республики может быть всего два: один - антироссийский, антифедеральный, антигосударственный, второй - проект, который будет соответствовать Конституции страны, законам РФ. Естественно, я за то, чтобы новая Конституция была уложена в рамки Конституции РФ, чтобы все противоречия, которые возникали на протяжении последних 10 лет, были урегулированы именно принятием этого общенационального документа. Таким образом, мы завершили бы то, что творится сего дня на Северном Кавказе, в частности в Чечне.

- Представляет ли вам какие-то предложения администрация Чечни?

- Администрация республики тоже будет готовить свой проект. Свои проекты будут иметь несколько так называемых политических лидеров, Южный федеральный округ, но повторяю, что Виктор Казанцев не ставит задачи бороться за авторство Конституции. Самое главное - начать конституционный процесс.

- О необходимости политического урегулирования кризиса говорится с самого начала ввода войск в Чечню. Но до сих пор не видно, чтобы что-нибудь делалось. В чем вы видите политическое урегулирование?

- В двух словах, я вижу ситуацию таким образом. В первую очередь надо знать, что мы хотим в Чечне. А мы этого до сих пор не знаем. В общих чертах - мы хотим наведения порядка. Я тоже хочу, чтобы жизнь во всем мире процветала, чтобы все были сытые, одетые и обутые, но ведь это не означает, что так и будет на самом деле. Федеральный Центр должен знать, на кого он хочет опереться в Чечне, какой строй восстановить в республике. Если мы хотим восстановить конституционный строй, то это один подход, если - масхадовский, сепаратистский строй, то это другой подход. А сегодня мы наблюдаем целый комплекс всевозможных наработок и советов. Такое впечатление, что все это свалили в один мешок и вытаскивают из него почту. Кто-то советует проводить переговоры с Масхадовым - побежали с ним договариваться. Достали вторую рекомендацию: нельзя с ним переговоры вести - побежали отменять эти переговоры. Третью достали: надо создавать чеченскую милицию - давайте быстрее ее создавать. Четвертая бумажка: нельзя доверять чеченцам - отменили все решения, нельзя создавать милицию. Нет ясной, четкой программы действий. В самой РФ нет четкого политического центра, который координировал бы деятельность всех федеральных, республиканских, местных структур государственной власти. Нет комплексного подхода к решению проблемы по трем основным блокам. У нас одни хотят заниматься политикой, другие - экономикой, третьи - войной. А четкой программы координации политической, экономической и военно-политической составляющих нет.

- А когда будет?

- А вот когда будет, тогда все это и закончится.

- Когда же?

- Сегодня уже начались и продвигаются политические и конституционные процессы. Я надеюсь, что будут приняты Конституция ЧР, соответствующие законодательные акты. Как следствие это приведет к созданию такого центра.

- Рассматриваете ли вы возможность принятия Конституции на референдуме?

- Всего может быть два варианта. Конституция будет принята Конституционным собранием или на референдуме. Но какой бы вариант ни был принят, в любом случае, на мой взгляд, она должна называться Конституцией переходного периода. Потом, через несколько, может быть 5-10, лет на референдуме чеченский народ еще раз основательно посмотрит эту Конституцию, изменит, дополнит ее. Но в любом случае Конституция как нормативный акт, как гражданский договор в чеченском обществе, как договор всех противоборствующих сторон должна быть принята. Это первое. Во-вторых, Конституция будет являться тем фундаментом, на котором будет создаваться объединяющий центр, будут зарождаться законные государственные органы власти в республике - парламент, правительство, министерства, ведомства. Только через принятие Конституции и выстраивание системы органов власти можно выстроить четкую вертикаль власти на уровне всей страны - Федерация, округ, республика, город, район, село.

- Как вы относитесь к идее проведения общенационального чеченского съезда или конгресса, которую высказывали, например, Асламбек Аслаханов, Саламбек Маигов?

- Во-первых, любые съезды, которые проводятся в интересах чеченского народа, должны проходить на территории республики. Во-вторых, перед делегатами съезда должны быть поставлены четкие задачи. Исходя из сегодняшней ситуации, задача, по-моему, одна - объединить народ, вывести его из кризиса, в котором мы сегодня оказались. Если съезд будет отвечать этим требованиям - я за него, если нет - конечно, я против. Например, планы проведения съезда в Ингушетии вызывают только отрицательное отношение.

- Но ведь Ахмат Кадыров запретил проведение съездов в Чечне...

- В таком случае этот съезд будет проходить в пику Кадырову. Тогда заведомо понятно, что съезд будет направлен не на консолидацию чеченского общества, а наоборот, на то, чтобы нарушить существующий баланс, который мы более или менее сумели создать. Независимо от моего имиджа я в свое время пошел на очень большие уступки, чтобы не завести республику в тупик, не привести к новым вооруженным столкновениям. Нужно ли нам это сегодня? На мой взгляд, сегодня нужно поддерживать администрацию Ахмата Кадырова и правительство Станислава Ильясова. Не потому, что нам нравятся или не нравятся эти люди, а потому, что только таким путем, только поддержкой существующей власти можно хоть чем-то помочь населению республики, продвинуть работу по конституционному строительству, государственному обустройству Чечни.

- С чем вы связываете возросшую интенсивность боевых действий в Чечне? Ведь заметно, что количество спецопераций и одновременно активность боевиков значительно возросли...

- Это тоже объяснимо. Намечается какой-то съезд или собирается международный форум - и учащаются теракты, возрастает диверсионная активность боевиков. Сразу создается впечатление, что они опять накопили силы, что война разгорелась с новой силой, сразу Масхадов, его окружение и политические пособники в Москве начинают какие-то процессы. Событие проходит - и в Чечне сразу все стихает.

- То есть сейчас говорить о реванше боевиков не приходится?

@@@
"В Чечне нужна конституция переходного периода"
"У политика должен быть внутренний тормоз"
[3] Школьники отдадут родине 11 лет
Альтернативная служба за рубежом
Будет ли решена проблема турок-месхетинцев?
В Красноярском ФСБ работают лучшие физики?
В интересах подъема экономической эффективности

Валентин Никитин: "Необходима доктрина национальной политики"

@@

Председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей считает, что понятие права народов на самоопределение нуждается в новом содержании

2001-04-20 / Илья Максаков В Кисловодске 25 апреля пройдут выездные парламентские слушания по проблемам лиц, вынужденно покинувших постоянное место жительство в Чеченской Республике. Одним из основных организаторов слушаний стал председатель комиссии Госдумы РФ по Чечне Валентин Никитин. О работе этой комиссии, а также возглавляемого им комитета Госдумы по делам национальностей депутат рассказал "НГ".



- ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ, чем вызвана необходимость разработки проекта закона об основах государственной национальной политики, который недавно обсуждался на парламентских слушаниях в Госдуме?

- Прежде всего нынешним состоянием межнациональных, межконфессиональных и федеративных отношений, сложившихся за последние 10 лет, проблемами, возникшими на Северном Кавказе, в ряде республик и автономных округов. Да и в областях, в краях России тоже достаточно непростая обстановка в этой сфере. После распада Советского Союза национальный вопрос резко обострился. Все прошедшие годы в известном смысле мы были вынуждены заниматься латанием дыр, отработкой отдельных элементов новой конструкции национальной политики, федеративных отношений. Возникла необходимость создания целостной доктрины национальной политики, решения этой проблемы на законодательном уровне.

- В июне 1996 года президент России подписал Указ "О Концепции государственной национальной политики". Есть ли принципиальные отличия законопроекта об основах госнацполитики от названной Концепции?

- Национальная политика, содержание которой оформлено законом, на наш взгляд, более эффективна. Подходы к межнациональным отношениям, лежащая в их основе политическая целесообразность могут меняться вместе со сменой президентов. Закон позволит установить в этом направлении некие стабильные ориентиры на долгие годы.

- А есть ли принципиальные идеологические различия между этими документами?

- В нашем законе сделан акцент на ответственности органов государственной власти субъектов Федерации, граждан. Кроме того, наш закон рамочный и позволяет на местах, в субъектах Федерации принимать соответствующие законодательные акты. С момента принятия концепции был разработан и принят целый ряд важных законов в сфере межнациональных отношений, произошло новое осмысление этой проблемы. Наш закон должен в полной мере вобрать в себя все новшества последней пятилетки.

- Острые дискуссии вызывает Закон "О национально-культурной автономии". Как вы прокомментируете предложения правительства внести в этот закон изменения, ограничивающие сферу его применения национальными меньшинствами?

Принятие Закона "О национально-культурной автономии" стало важным шагом в формировании нового экстерриториального принципа реализации прав народов. Мы намеренно ушли в этом законе от того, что субъектом права должны быть только национальные меньшинства. Однако дальнейшее развитие событий заставило нас задуматься над тем, все ли мы предусмотрели. Речь идет о вызывающей много вопросов идее и практике создания федеральной русской национально-культурной автономии. Ни в обществе, ни в среде экспертов однозначного ответа на эти вопросы нет. Мы склоняемся к следующему мнению: НКА создаются для сохранения и развития языка и культуры. Русский же язык и русская культура имеют в нашей стране государственный статус. Поэтому де-факто создание русской ФНКА ставит этот статус под сомнение, что противоречит нашему видению объединяющей роли русского народа, его языка и культуры. К сожалению, в призывах к созданию русской ФНКА просматривается стремление к политизации русского вопроса, к его использованию как политической карты. Не думаем, что это пойдет на пользу русскому народу, народам России в целом. Потому предложенные правительством поправки в закон о ФНКА в принципе представляются вполне разумными и обоснованными. Но должен признать, что вопрос этот не простой, и сказать, каким будет решение Думы, сложно.

- Уже не один год продолжаются споры о необходимости губернизации и, наоборот, о сохранении в составе Федерации национальных республик. Каково ваше видение этой проблемы?

- Считал и считаю необходимым действовать в рамках существующих законов, в рамках сложившегося положения вещей. Мы понимаем: нынешнее федеративное устройство асимметрично, и здесь есть проблемы. Мы также понимаем, что как принцип защиты прав народов этническая государственность, интеграция этнических меньшинств через формы территориальной автономии имеют фундаментальные недостатки. Но люди, призывающие изменить Федерацию, не заботятся о стабильности. Любые серьезные перемены могут происходить, только когда страна находится на подъеме.

- Какое место в межнациональных проблемах, на ваш взгляд, занимает религия, межконфессиональные отношения?

- Конфессиональный фактор имеет огромное значение. Межконфессиональные отношения в России относительно гармоничны, но крайние течения присутствуют везде. Вообще, религиозный сепаратизм сам по себе очень опасен, и это тоже одна из проблем национальной безопасности. Россия - светское государство. Но в то же самое время при выработке национальной политики нельзя не учитывать конфессиональные особенности того или иного народа. В своем законопроекте мы попытались увязать конфессиональный фактор с национальной политикой.

- Как, на ваш взгляд, соотносятся права человека с правами народа?

- Демократические ценности, права человека и права народов не противоречат друг другу. Их объединяет право индивида на выбор своей национальной, культурной и языковой идентичности. В строгом смысле полномасштабная реализация прав человека автоматически означает исчерпывающую реализацию прав народа. Права народа видятся нам самостоятельной сферой правовых отношений с чисто функциональной, управленческой точки зрения. Институты демократического общества делают его достаточно "восприимчивым" к этническим различиям. Однако не стоит закрывать глаза на тот факт, что фундаментальный принцип защиты прав человека по национальному признаку через "чистую" демократию подчас дает сбои и порождает сомнения в необходимости всегда действовать этнически нейтрально.

- Вы входили в комиссию Госдумы по Чечне с момента ее создания, а недавно возглавили ее. Каковы планы комиссии на ближайший период?

- Сегодня мы думаем о том, как подвигнуть исполнительную власть к более чуткой реакции на наши предложения. Мы собираемся установить в Чечне постоянные "дежурства" членов комиссии. Еженедельно в республике должны находиться 2-3 депутата. Еще одно направление нашей работы - сотрудничество с чеченской общественностью, проживающей за пределами республики. Многие здоровые силы чеченского общества сегодня оказались вне общественно-политического процесса, а их роль, на мой взгляд, может быть очень велика. Планируется расширенное заседание комиссии, посвященное проблеме соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, а 25 апреля - выездные парламентские слушания по проблемам граждан, вынужденно покинувших места постоянного проживания в Чеченской Республике.

- Есть ли у возглавляемой вами комиссии возможность влиять на решения высшей российской власти?

- Конечно, прямыми на то полномочиями мы не наделены, но наш фактический статус - как комиссии высшего органа одной из ветвей государственной власти - достаточно действен. Никакие независимые комиссии в принципе не в состоянии работать и не работают так эффективно, как мы. Поверьте, представителям федеральных органов исполнительной и судебной власти не доставляет удовольствия выслушивать критические замечания в свой адрес на заседаниях комиссии. Эта критика становится достоянием гласности, доходит до президента, Совета безопасности, которые не сидят сложа руки.

- Сейчас абсолютно все говорят о необходимости политического урегулирования в Чечне. Что вы под этим понимаете?

- Вопрос как раз и заключается в понимании того, кто и какое содержание вкладывает в призыв о "политическом диалоге". Мы, например, с момента образования комиссии ведем речь о необходимости такого диалога: надеясь только на военную силу, по определению невозможно добиться урегулирования. Надо учиться цивилизованно решать проблемы. Ведь еще Дудаеву и Ельцину предлагалось сесть за стол переговоров и определиться. Но они не захотели или им не дали этого сделать. Я участвовал в переговорах с чеченской стороной в декабре 1994 года. Было принято решение о создании правительственной комиссии по ведению таких переговоров и по подготовке встречи Дудаева и Ельцина. Что там случилось, я не знаю, но 11 декабря, в день отлета нашей делегации во Владикавказ, в Чечню вошли войска. Это была грубейшая ошибка, если не сказать преступление, за которое мы до сих пор расплачиваемся.

Недавно в вашей газете было опубликовано интервью с Масхадовым. Так вот, садиться с ним, как и с Басаевым, за стол переговоров невозможно и бессмысленно. Речь может идти об одном: об их сдаче в руки российского правосудия. Другое дело, что к политическому процессу надо привлекать чеченскую общественность, политические силы чеченского общества. Субъект политического диалога, на котором мы настаиваем, - чеченский народ, который сам должен заявить: "Долой бандитов с территории республики, давайте жить мирно" - и который во всеуслышание заявляет это. Масхадов кричит о независимости, забывая о том, что если бы народы Чеченской Республики, и прежде всего чеченский народ, желал бы независимости, то Дудаев или Масхадов провели бы референдум. Но Дудаев референдум расстрелял в 1993 году, а Масхадов "забыл" об этом обещании сразу же после своего избрания. Вместо права на непосредственное волеизъявление чеченский народ получил так называемую Шуру.

По моему мнению, политический диалог с чеченским народом ведется. Главой администрации Чеченской Республики назначен чеченец. Чеченцы все шире привлекаются к работе в органах государственной власти в республике, судебной системы, местных правоохранительных органах. Другое дело, что потенциал политического диалога пока до конца не отработан, не оформлен. Я полностью разделяю положение Резолюции январской 2001 года сессии ПАСЕ: "Признавая, что условия для убедительных демократических выборов в Чеченской Республике отсутствуют, Ассамблея призывает российские власти незамедлительно предпринять промежуточные шаги, такие, как создание консультативного органа, состоящего из авторитетных чеченских лидеров, призванного способствовать национальному примирению и занимающегося подготовкой будущего статуса самоуправления Чеченской Республики".

Ранее нами была обозначена рабочая формула таких промежуточных шагов: образование переходного органа представительной власти Чеченской Республики (своего рода предпарламента). В свою очередь, принятие Конституции Чеченской Республики на референдуме расставило бы все точки над "i" в политическом урегулировании чеченского кризиса и стало бы прологом для проведения выборов органов исполнительной и законодательной (представительной) власти Чеченской Республики.

@@@
Валентин Никитин: "Необходима доктрина национальной политики"
Владимир Егоров: 'Калининград был, есть и будет российским'
Военные приравнены к госслужащим
Военным вернут все, что отобрали
Все для иностранного инвестора
Гости с юга
Гражданское общество призвали к порядку

Деньги для бедных регионов

@@

Минэкономразвития борется с неравномерностью развития

2003-06-03 / Константин Фрумкин На прошлой неделе правительство приняло решение продолжить реализацию федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации". За скучным названием этой программы таится важнейший принцип нашей бюджетной политики - перераспределение средств от богатых к бедным. Различия в экономическом развитии между субъектами Федерации буквально поражают воображение. В 2002 г. уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в Ханты-Мансийском округе в 38 раз превышал аналогичный показатель в Республике Тыва. В нынешнем году на помощь беднейшим регионам страны российское правительство выделило 2,6 млрд. руб. О региональной политике федерального Центра корреспондент "НГ" беседует с заместителем министра экономического развития и торговли Мухамедом Цикановым.



-Как бы вы могли сформулировать общие задачи региональной политики правительства?

- В связи с тем, что у нас большое количество субъектов Федерации и в каждом есть выборные органы, вполне вероятна ситуация, когда принимаются законодательные акты, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности или свободу перемещения товаров по стране. Суть федеральной региональной политики заключается в том, чтобы по всей территории страны были одинаковые экономические и социальные условия, а также свобода перемещения товаров, людей и капиталов. Следующая проблема, которую необходимо решать, - снижение уровня дифференциации развития между разными регионами. На сегодняшний день он довольно высокий. С помощью реализации региональной политики, и в частности программы "Сокращение различий…", мы пытаемся сгладить различия, но хочу особо подчеркнуть: мы не пытаемся выровнять степень развития. Одинаковых социальных и экономических условий не может быть. Не может быть одинаковой обеспеченности больничными койками в Корякском автономном округе и в Москве или автомобильными дорогами в Якутии и Ярославской области, поскольку плотность населения в названных регионах разная и соответственно разные экономические потребности.

@@@
Деньги для бедных регионов
Депутаты готовятся к выборам президента
Депутаты снова погорячились
Дума облегчила жизнь сенаторам
Дума торопится покончить с отсрочками
Дума ударила по зарубежным фондам
Законодатели лишили военнослужащих всех льгот

Иностранцы в Российской армии

@@

Плохо подготовленный закон не принесет пользы Российской армии

2003-10-17 / Андрей Николаев, председатель комитета Государственной Думы по обороне, генерал армии.



В этом году 23 сентября президентом Российской Федерации в Государственную Думу в качестве срочных внесены проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Последний из законопроектов направлен на создание правовых основ для прохождения военной службы в Российской Федерации лицами, не являющимися ее гражданами. Им предлагается служить по контракту на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Общее количество таких военнослужащих, по прогнозам Генерального штаба ВС РФ, может составить более тысячи человек в год.

@@@
Иностранцы в Российской армии
Иркутские единороссы не спешат бороться с коррупцией
Ислам в Казахстане: правда и вымыслы
К закону шли четыре года
Казань за реальный федерализм
Калининградская область выхлопотала особый статус
Кандидаты от СПС переходят на контрактную основу

Когда в товарищах согласье есть

@@

Глава Дагестана Магомедали Магомедов демонстрирует умение оставаться у власти вопреки всему

2002-02-22 / Гаджи Магомедов



Еще десять лет назад никто не мог и предположить, что нынешний руководитель Дагестана Магомедали Магомедов займет первую должность самого южного субъекта страны, удержится у власти в многонациональной республике более десяти лет и вновь обретет наибольшие шансы на победу на предстоящих в июле нынешнего года выборах председателя Госсовета Дагестана. Все эти годы жизнь в республике протекала под знаком одного человека, приведшего руководимую им Страну гор к наиболее худшим по сравнению с другими регионами России социально-экономическому положению и криминальной ситуации, уступающим по некоторым показателям только мятежной Чечне.

Из "отстойника" к Олимпу

Когда бывший управляющий колхозами при правительстве Дагестана Магомедов был назначен Дагобкомом республики председателем Верховного Совета Дагестана, он не без основания объяснил это формальное повышение в должности кознями против него. Несмотря на лозунг о принадлежности Советам власти рабочих и крестьян, представительно-законодательная власть была и остается до сих пор неким приложением к действительно главной ветви - исполнительной. Магомедали просто лишили контроля над значительными финансовыми потоками - дотациями нерентабельным колхозам и совхозам, финансированием целевых государственных программ - и отправили в, как называли его в те годы, "отстойник", куда направляли партийные кадры перед уходом на пенсию. Так же проштрафившихся чиновников среднего звена иногда назначали директорами школ.

Но кто бы мог подумать, что с избранием президентом России Бориса Ельцина единым росчерком пера будут отменены обкомы и власть на местах перейдет к Верховным Советам, так как избранных руководителей субъектов на тот момент нигде не было. Верховный Совет в нарождающемся демократическом государстве был первой ветвью власти. Идущих по цепочке политических лидеров резко развернули, и находящийся "без пяти минут в отставке" Магомедов стал первым дагестанцем. Взлет был столь неожиданным, что к новому сценарию политическая элита просто не успела подготовиться. Став главой Дагестана, Магомедов - признанный игрок и мастер рокировок (глава Госсовета еще и хороший шахматист) - продемонстрировал редкий талант оставаться у власти с 1991 года, несмотря на известные потрясения в республике, рост религиозного экстремизма, приближенность криминалитета к власти, которую он порою и представляет, отсутствие какой бы то ни было экономической программы в республике. Все 10 лет Дагестан - некогда регион-донор - держится на выбиваемых из Москвы дотациях.

За время правления Магомедова несколько раз перекраивался "уникальный" Основной закон республики только с одной целью - сохранить у власти действующего руководителя. Вначале его полномочия продлило Конституционное собрание из-за событий в Чечне. Затем Магомедов избирается главой созданной для него должности - Госсовета. При этом в Конституцию было введено противоречащее федеральному законодательству, но необходимое для многонациональной республики положение о невозможности избрания председателем Госсовета представителя одного и того же народа два раза подряд. После того, как Магомедов был избран главой Госсовета дважды, положение Конституции изменили ввиду того, что оно "противоречит федеральному законодательству", а ограничения по национальному признаку, как оказалось, "противоречили правам человека".

Таким образом у власти в многонациональной республике третий срок подряд окажется представитель одной и той же национальности - даргинец. Это ведет к пока глухому недовольству других этносов, прежде всего аварцев - самого многочисленного из дагестанских народов, составляющего почти 28% от численности населения. Идея коллективного президента, каким являлся Госсовет Дагестана, не оправдала возлагаемых на нее надежд равного доступа к высшей власти представителей крупных народов.

А два года назад уже мало кто сомневался, что Магомедов будет вновь, уже в третий раз, переизбран. Этому способствует прежде всего политическая поддержка Москвы, наличие финансовых и административного ресурсов. В республике так и не сформировалась оппозиция, не осталось ни одной оппозиционной газеты. Вчерашние лидеры национальных движений, преуспевшие на криминальном поприще, ныне вхожи в Госсовет и прямо способствуют удержанию Магомедова у власти. Даже во время работы в Дагестане группы замминистра внутренних дел Владимира Колесникова самые крупные криминальные авторитеты оказались вне досягаемости сыщиков.

О пользе ислама

Другое объяснение политического долгожительства - умение вносить раскол в стан конкурирующего клана. Главный козырь - предоставление должностей, помощь в избрании депутатами Госдумы, назначение в Совете Федерации и т.д., но ключевым остается поддержка Москвы. Отсутствие политических противников у Магомедова объясняется еще и механизмом избрания председателя Госсовета Дагестана. Он избирается Конституционным собранием, состоящем из 121 депутата Народного собрания и 121 представителя территорий. Большинство членов КС были ранее назначены на свои должности главой Госсовета или избраны при поддержке властей.

Хотя выборы и не проводятся прямым тайным голосованием, тем не менее немаловажное значение имеет поддержка религиозных деятелей. Чтобы ею заручиться, бывшие коммунистические функционеры уступают им светские позиции в области культуры и образования, средств массовой информации. Несмотря на то что религия отделена от государства, правительство республики предоставляет руководителям Духовного управления мусульман Дагестана неафишируемые крупные денежные суммы "на улучшение квартирных условий", расходы ДУМД списываются. И это на фоне полного отсутствия средств у созданного при Даггосуниверситете Центра исламских исследований.

Кстати, за государственный счет бытовые условия улучшают и находящиеся на политической авансцене деятели культуры. Разумеется, небескорыстно - за поддержку политиков художественным словом. Реверансы в сторону религии привели к клерикализации общества, опасности "шариатизации" отдельных высокогорных районов. Осторожно предупредительное отношение к религиозным деятелям привело к бесконтрольной коммерциализации паломничества, а в последние годы позорной практикой стал вывоз в святые места женщин из России для оказания интимных услуг в местах расположения паломников. Несколько десятков женщин предприимчивые дельцы просто продали богатым арабам.

О пользе московских дотаций

Отсутствие как таковой политической борьбы за высшую должность привело к отсутствию не только инакомыслия и критики в Дагестане, но и самокритичности. Прочность положения Магомедова подвигла его окружение к успешному лоббированию в кремлевских кабинетах власти идеи об избрании председателя ГС даже не Конституционным собранием, а просто на заседании Народного собрания. Большинство депутатов неформально входят в блоки, поддерживающие Магомедова. Если цели этой инициативы просты и очевидны, то непонятны действия Кремля, который больше года рядится в одеяния государственника, укрепляющего вертикаль власти и приводящего местные законодательные акты в соответствие с федеральными. В какой статье Конституции РФ говорится о возможности избрания главы субъекта страны парламентариями?

Уверенность Магомедова позволяет ему обходиться даже без предвыборных обещаний. Если в первые годы его правления в республике произносились такие слова, как выход из кризиса, экономическая программа, поддержка горных или южных регионов, то в последние несколько лет о них просто не вспоминают. Притчей во языцех стали реконструкции Махачкалинского морского торгового порта и аэропорта - единственное, о чем заговаривают в кабинетах власти. Еще бы - эти проекты связаны с выбиванием субсидий из Москвы, а не изысканиями на месте. Вообще выбивание дотаций в первопрестольной - особое искусство, которым постоянно занимаются преуспевшие на этом поприще чиновники дагестанского правительства, месяцами работающие в кабинетах гостиницы "Москва".

Между тем именно затягивание реконструкции Махачкалинского порта выбивает Дагестан из транснационального коридора "Север-Юг" (ТРАССЕКА). Несмотря на то что порт является единственным в России незамерзающим на Каспии, первенство в переброске товаров заняла Астрахань, руководство которой более ответственно отнеслось к перспективному проекту. По этой же причине все квоты на пользование биоресурсами Каспия предоставлены Астрахани, а Дагестану, обладающему самым выгодным - срединным положением на Каспии, разрешено вылавливать только несколько тонн осетров - в научных целях.

О земляках забыли

Хотя руководство Дагестана признает наличие множества проблем соотечественников в соседнем Азербайджане, тем не менее до сих пор в отличие от положения азербайджанцев в России, а тем более в Дагестане не решены вопросы сохранения языка и культуры дагестанских народов. Южный сосед уже перешел на латинский алфавит, что перечеркнуло саму возможность сохранения информационного, языкового и культурного единства разделенных народов - лезгин, аварцев, рутульцев, цахуров. Как быть нацменьшинствам, которые обучаются по программе и учебной базе, подготовленной на кириллице, как и у их земляков в Дагестане? Ведь книги для них не будут издаваться в Азербайджане.

Ярким примером неумения (или нежелания) отстаивать национальные интересы стало демонстрируемое руководством Дагестана с развалом Союза бессилие в решении проблемы водораспределения реки Самур. Вопреки расхожему мнению только 12% госграницы России с Азербайджаном проходит по Самуру. Это значит, что Азербайджан имеет право пользоваться только половиной воды, то есть 6%. Но по необъяснимым причинам он использует 80%, оставляя без воды населенные пункты ниже водозабора, отводящего воду по Самур-Дивичинскому каналу в Баку и Сумгаит. Таким образом, развитие мелиорации в Южном Дагестане было практически заморожено. Снижение водозабора наносит большой ущерб сельскому хозяйству республики. Если такая ситуация была правилом в советское время (жили-то в одной большой стране), то сегодня за потребляемую сверх нормы воду независимый Азербайджан должен платить по международным ценам. Учитывая тот факт, что водоотводящая система находится на территории Азербайджана, руководство Дагестана предлагало соседям поделить воду по принципу 50/50. Хотя, напомним, Азербайджан имеет право только на 6% водных ресурсов. Тем не менее руководство Дагестана не сумело решить проблему даже такой уступкой: Азербайджан отказался от "справедливого" предложения.

Незаменимость "полезного" долгожителя

Говоря о заслугах Магомедова и его незаменимости, местные СМИ и чиновники постоянно муссируют многолетний и беспроигрышный в условиях Дагестана аргумент о том, что Магомедали доверяют в Москве и потому дают деньги, без которых республика обречена едва ли не на голодное прозябание. Другой "важнейший" аргумент - Магомедову удалось сохранить мир и согласие в Дагестане. А где, спрашивается, мир не сохранен, кроме Чечни? Если бы, как и чеченцы, дагестанцы были депортированы (о чем было даже соответствующее решение), то события в Чечне были бы только тенью возможных потрясений в Дагестане. Об этом свидетельствуют и 25-летняя Кавказская война под руководством имама Шамиля, и вооруженное сопротивление федеральным силам религиозных радикалов в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана, когда одно окруженное село с применением тяжелой техники и авиации брали в течение полутора месяца, не сумев тем не менее уничтожить главарей бандгрупп. Кстати, радикальный ислам все еще остается проблемой для республики. Как отмечают в ДУМД, египетские власти в последнее время стали настороженно относиться к дагестанцам, после того как было выявлено несколько случаев их причастности к египетским радикальным религиозным организациям. В прошлом году в Каире были арестованы четверо дагестанцев, которых обвинили в распространении ваххабитской литературы.

Только вторжение боевиков из Чечни привело к почти полному неприятию дагестанцами идей ваххабизма, которые получили наибольшую популярность среди части молодежи. По данным Международной организации труда, количество безработных в Дагестане составляет около 200 тыс. человек, что соответствует 22% экономически активного населения. Такого высокого уровня безработицы нет ни в одном регионе России. Анализ социально-демографической структуры показывает, что около половины экономически активного населения являются иждивенцами. Впервые республика была признана депрессивным регионом правительством Черномырдина. На федеральном уровне было принято несколько программ по социально-экономической реабилитации геополитически важного южного субъекта страны. Однако руководство Дагестана так и не сумело добиться начала финансирования хотя бы одной из этих программ. Из-за отсутствия работы регион вновь вспомнил о практике отходничества, когда горцы полтора столетия назад с окончанием сельхозработ покидали свой дом, чтобы поработать зиму, а то и несколько лет на чужбине. Если учесть, что значительная часть миграции сезонная, то задача усложняется вдвое. В Махачкале признают такое типичное явление, как, например, дагестанец - выходец из внутренних районов Азербайджана, зарегистрированный в Тюмени, работающий в Москве и имеющий семью в Дагестане.

В еще более тяжелом положении оказались русские. За последнее десятилетие численность славянского населения в Дагестане сократилась в два раза. Если в 80-х годах доля покидающих республику русских составляла около 0,5% от общего числа населения, то к началу 2000 года - 38%. Наметившееся было в 90-х возрождение православия в Дагестане, где до 1917 года было 19 православных церквей, а в 85-м оставалось всего 5, теперь даже не в застое, а в упадке. Известный и самый большой в республике православный храм в Хасавюрте собирал в "атеистические" 50-60-е годы до трех тысяч верующих. Теперь нет и 40.

За последнее десятилетие в Дагестане сложилась такая система власти, при которой смена лидера неизбежно приведет к радикальному изменению кадрового состава на ключевых должностях. По неписаному правилу ключевые должности в Дагестане распределяют между собой наиболее крупные народы. Если главой республики стал даргинец, то спикером парламента - аварец, председателем правительства - кумык, прокурором - лезгин, главой местного отделения Центробанка РФ - лакец и т.д. Таким образом, если на смену даргинцу Магомедали придет, например, кандидат от аварцев, то председателю Народного собрания аварцу Муху Алиеву придется оставить свой пост, а на пост председателя правительства могут назначить другого кандидата от кумыков. Такая ситуация в итоге привела к тому, что, как это ни покажется странным, представители многих народов, занимающие ключевые посты, заинтересованы в переизбрании Магомедова на новый срок. В этом еще один секрет политического долгожительства главы Госсовета.

@@@
Когда в товарищах согласье есть
Крепкое купеческое слово
Крупным партиям вручат карт-бланш
Кто будет судить террористов
Латинский алфавит - татарам
Михаил Касьянов сблизился с предпринимателями
Настоящее будущее

Нет антикварным пистолетам

@@

В ближайшие годы легально торговать старинным оружием не получится

2003-04-25 / Дмитрий Буткевич



Во вторник на этой неделе аукционный дом "Гелос" устроил акцию, призванную помочь благородному делу: легализовать в России торговлю антикварным оружием. Для этого он устроил достаточно помпезный (даже с телерекламой) круглый стол, куда пригласил "все заинтересованные стороны". Были крупные работники из Минкульта, МВД и Госдумы, завсегдатай антик-мероприятий министр труда Починок и научный руководитель музея "Московский Кремль" Александр Левыкин. Было много пишущих и тележурналистов...

Напомню вкратце суть проблемы. В двух словах: хранить, а тем более продавать антикварное оружие в России сейчас нельзя, - если вас поймают, дадут от шести месяцев до трех лет за огнестрельное или от 7,5 суток до трех лет за холодное. Хождение всякого оружия на территории России в настоящее время регулируется (в основном запрещается) Федеральным законом "Об оружии" от 13.12.1996 # 150-ФЗ. В этом законе не прописано отдельного понятия "антикварное оружие". Зато в Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 # 4806-1 предусмотрены "виды оружия, являющиеся культурными ценностями". Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление правительства РФ от 21.07.1998 # 814) "не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность". Таковы основные законодательные акты России, касающиеся данного вопроса. Выглядят они крайне невнятно, но ясно одно: если вас "заметут" со старинным холодным либо огнестрельным, срок скорее всего не дадут (правда, нужен будет хороший адвокат). Зато предмет отберут сначала на экспертизу, а потом или вообще не вернут, или вернут в таком состоянии, что "антикварным" он считаться уже не сможет...

Конкретным поводом нынешнего круглого стола с немного пафосным названием "Скрытый пласт культурной жизни страны" явились действия аукционного дома "Гелос". Последний ввез из Испании купленные там бельгийские дуэльные пистолеты середины XIX века, официально оформил ввоз и заплатил таможенные пошлины, провел искусствоведческую экспертизу, в которой за подписью Левыкина предмет определяется как "антикварное оружие, представляющее культурную ценность". После чего выставил пистолеты на мартовские торги. При этом "Гелос" разослал всем заинтересованным ведомствам письма с оповещением о своих намерениях... Закончилось все тем, что за три дня до даты аукциона представители МВД все же явились в "Гелос" и оформили "добровольную выдачу" пистолетов. Провели дознание и отказали в возбуждении уголовного дела против сотрудников фирмы. Однако пистолеты не вернули, и дальнейшая их судьба, равно как и перспективы их аукционирования, неясны. В частных беседах руководители "Гелоса" говорят, что пойдут дальше и все равно будут пытаться выставить предметы на открытые торги...

@@@
Нет антикварным пистолетам
Одобрять нельзя - нельзя и проваливать
Пилюли от Глушкова
По ту сторону свободы
Политика: новости
Правительство против льгот военным
Прокуроры пойдут в большую политику

Прощание с шестой Государственной Думой

@@

Она не стала лучшей в ряду других

1999-12-18 / Алексей Сурков Алексей Сурков - кандидат юридических наук.



Увы! До них у депутатов руки Где остальные?

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПОСТЕПЕННО мы начинаем свыкаться с необходимостью периодического обновления власти на всех уровнях. И нас уже не удивляет, что смена власти вершится без революционных потрясений и гражданских войн. Все происходит по закону, в меру пристойно, выборным путем. Вот и сейчас мы являемся не просто свидетелями, но непосредственными участниками перевыборов депутатского корпуса нижней палаты.

Можно не сомневаться, что большинство россиян примет 19 декабря участие в голосовании. Только вот как определиться с выбором? Не думаю, что он будет основан на программных речах и заверениях партийных лидеров или независимых кандидатов. Обещаниями сейчас никого не купишь. Сегодняшний избиратель способен разобраться во многом. За годы реформ его не раз надували не только Мавроди, "Хопры-инвесты" и "Гермесы", но и сладкоречивые политики с "мандатом народного доверия" на депутатство.

Понял избиратель и значимость для успешной работы парламента слаженной команды. Если она нацелена на конструктивную работу, то через законотворческий процесс и консолидацию усилий с другими ветвями власти Дума способна существенным образом влиять на правовое обустройство жизни общества и государственное развитие в целом. Если же большинство депутатов ориентировано на политиканство, то парламент легко превращается в митинговую площадь. Избирателю от этого точно лучше жить не станет.

К сожалению, в короткой истории российского парламентаризма как раз митинговщины было более чем достаточно.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

В истории Руси народное представительство во власти прослеживается со времен правления киевских князей и Великого Новгорода. Что касается возникшего в Европе двухпалатного парламента, то он пришел в Россию в начале ХХ века. В соответствии с изданным 17 октября 1905 г. Николаем II Манифестом "Об усовершенствовании государственного порядка" в 1906 г. в Российской империи была учреждена Государственная Дума как законодательно-представительный орган. Применительно к структуре парламентов европейских государств Госдума являла собою нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действующий при царе с 1810 г. высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Компетенция царя в период деятельности Думы была близка к компетенции сегодняшних президентов многих стран. Царю подчинялась исполнительная власть. Он единолично назначал министров, руководил внешней политикой, в его подчинении были вооруженные силы, он объявлял войну, был вправе вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. В перерывах между сессиями Думы царь вправе был издавать от своего имени новые законы.

Стремление либерального монарха перенести на российскую почву двухпалатный парламент вначале оборачивалось смутой в верхах власти, что понуждало царя прибегать к разгону Думы. Справедливости ради следует отметить, что и сегодня в большинстве конституций государств мира имеется норма о досрочном роспуске именно нижней палаты народных представителей, которые ради своекорыстных политических амбиций часто спекулируют на социально-экономических трудностях, создавая угрозу национальной безопасности. Яркий пример тому - наша отечественная история.

Первая Дума просуществовала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., проведя всего одну сессию. За столь короткий промежуток времени она успела вступить в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, вынесла резолюцию о полном недоверии правительству, потребовав его отставки. Вместо законотворческой деятельности все 72 дня своего существования Дума посвятила формулированию почти 400 запросов о незаконных действиях правительства. Не видя перспектив умиротворения народных избранников, царь распустил Думу.

Вторая Дума просуществовала чуть дольше: с 20 февраля по 2 июня 1907 г., проведя одну сессию и тратя время на баталии по процедурным вопросам, вместо того чтобы рассматривать вносимые правительством законопроекты. В результате 3 июня 1907 г. царь изменил закон о выборах и снова распустил Думу.

Лишь избранная по новому закону Третья Дума проработала положенный ей пятилетний срок (с 1 ноября 1907-го по 9 июня 1912 г.), проведя пять сессий.

Четвертая Дума начала свою законотворческую деятельность 15 ноября 1912 г. и работала до 25 февраля 1917 г., хотя формально существовала до октября 1917 г. В этой Думе слишком много времени отводили, говоря современным языком, "личностным разборкам". После поражений русской армии на фронтах в 1914 г. Дума вступила "в острейший конфликт с исполнительной властью". Царь собирался ее разогнать, но ограничился периодическими роспусками. Последний такой роспуск произошел с 16 декабря 1916-го по 14 февраля 1917 г. Вновь Дума была распущена 25 февраля 1917 г. и больше официально не собиралась.

6 (19 по новому стилю) октября 1917 года Временное правительство, где фактически верховодили большевики, окончательно распустило Думу и Госсовет в связи с подготовкой Учредительного собрания, которое должно было определить форму правления в Российской империи. Но, не получив должного для себя количественного перевеса, большевики, опираясь на обманутых солдат, матросов и люмпенизированные массы, в январе 1918 г. разогнали Учредительное собрание, узурпировав власть и развязав братоубийственную Гражданскую войну.

Так большевиками была похоронена весьма привлекательная идея русского царя о создании российского парламента европейского типа.

После 1917 г. о подлинном народоправлении не могло быть и речи. Последователи большевиков создали псевдозаконодательные карманные органы - однопалатные Советы народных депутатов, в основном лишь утверждающие одобренные высшими партинстанциями законы. Что примечательно, законы Советского государства уступали статусу постановлений ЦК КПСС, которые, будучи принятыми директивными парторганами, были обязательны для всех.

Как отмечают исследователи Фонда развития парламентаризма в России, Верховный Совет СССР, являясь высшим законодательным органом страны, за период с 1938-го по 1988 г. самостоятельно принял менее 1% действовавших в СССР законов. В основном он утверждал списком законодательные акты, утвержденные указами Президиума Верховного Совета.

Возрождение российского парламентаризма стало возможным в ходе распада СССР и утраты Коммунистической партией статуса "руководящей и направляющей" силы общества. Именно в этот момент (начало 90-х) Россия смогла приступить к полноценному государственному строительству. Пытались не отстать и союзные лидеры. Правда, делалось все это только для виду.

Так, в дополнение к однопалатному Верховному Совету СССР зачем-то был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Внешне это смахивало на двухпалатный парламент, а по сути было пародией на него. Ибо в двухпалатном парламенте палаты независимы, формируются по разным принципам, имеют собственную компетенцию.

Учрежденный советскими лидерами съезд, состоявший более чем из двух тысяч депутатов, был не чем иным, как несуразной надстройкой все того же однопалатного советского парламента. Члены Верховного Совета являлись депутатами съезда и вместе со всеми голосовали на нем за принятые ими на Верховном Совете законы. Учитывая, что двухтысячной массой нельзя серьезно заниматься законотворчеством, съезд постепенно превращался в штамповщика заготовок Верховного Совета и его аппарата. Возможно, устроители парламентской надстройки надеялись, что общество и Запад поверят в реальность перехода Советского Союза к демократическим институтам госуправления. Но на практике работа съезда все больше походила на хорошо срежиссированную работу съезда Компартии, которым функционеры могли легко манипулировать для принятия кулуарно подготовленных решений.

Аналогичную гипертрофированную парламентскую структуру: съезд - Верховный Совет - союзные лидеры навязали и Российской Федерации. Но продержалась она недолго.

16 мая 1990 г. в Москве начал работу Первый съезд народных депутатов РСФСР, сформированный свободным волеизъявлением граждан. Принятая съездом Декларация о государственном суверенитете не оставляла союзным лидерам никаких надежд на возможность и дальше третировать Россию, по своему произволу транжирить ее богатства для укрепления коммунорежимов во всем мире.

В тот период даже российские коммунисты искали сближения с депутатами-демократами. Дело в том, что демократическое крыло депутатского корпуса хоть и было в меньшинстве, но активно выступало за государственное равноправие РФ в составе СССР, поскольку союзная власть игнорировала Россию как государственное образование. На этом фоне депутаты-партфункционеры стремились заполучить республиканскую партавтономию. Они добивались от ЦК КПСС права иметь российскую Компартию по аналогии с компартиями Украины, Узбекистана, Грузии и других союзных республик. Поэтому и заигрывали с депутатами-демократами, голосуя за демократические законопроекты, расширяющие компетенцию РФ.

Это уже потом, после распада СССР, почувствовав себя вне партконкуренции и размечтавшись о воссоздании в России прежней партдиктатуры, российские левые станут ярыми антагонистами курса реформ. В качестве главной цели коммунистами был взят курс на реванш советской власти с ее тоталитарной системой. Пропагандируя большевистский лозунг "Вся власть Советам!", коммунисты превратили Съезд народных депутатов в трибуну для борьбы с правительством страны, главой государства, провоцируя население на гражданское неповиновение.

Чтобы удержать страну от гражданской войны, президент России 21 сентября 1993 г. издал Указ #1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым прервал "осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов" до начала работы "нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального собрания", который и приступил к работе в 1994 г.

Так прекратил в России существование парламент советского типа. Без своей главной опоры - коммунистической системы - он был нежизнеспособен.

Принятая в декабре 1993 г. на всенародном референдуме Конституция России восстановила историю российского двухпалатного парламента. Согласно главе 5 Конституции Федеральное собрание является парламентом РФ, ее представительным и законодательным органом. Состоит парламент из двух независимых палат: верхняя палата - Совет Федерации, в который входят по два представителя каждого субъекта Федерации; нижняя палата - Государственная Дума, в которой 450 депутатов.

11 января 1994 г., то есть 77 лет спустя после прекращения работы Четвертой Думы Российской империи, состоялось первое совместное заседание вновь избранного двухпалатного парламента Российской Федерации.

Председателем первой Государственной Думы РФ (или пятой по исторической хронологии) был избран бывший народный депутат РФ, член фракции "Коммунисты России" Иван Рыбкин. Эта Дума весьма плодотворно проработала положенный двухгодичный срок.

Состав нынешней Госдумы был избран в декабре 1995 г. и отработал полный конституционный срок - четыре года. В немалой степени именно отношение к нему будет определять выбор россиян 19 декабря. А претензий к Думе, в которой председательствовал также коммунист - Геннадий Селезнев, у избирателей предостаточно.

Спикеру не удалось справиться с непростой задачей: удержать Думу от чрезмерной политизации.

В итоге коэффициент полезного действия "селезневской" Госдумы составляет менее 13%, а по количеству принятых новых законов - около 4-5%.

Многие принятые Думой законы отклонялись либо Советом Федерации, либо президентом. По состоянию на конец ноября 1999 г. общее количество таких законов составило почти 42%.

Анализ же принятых Думой законов показывает, что многие из них финансово не обеспечены, а значит, обречены на неисполнение.

Не исключено, что столь недоброкачественное законотворчество обусловлено отсутствием должной проработки законопроектов в думских комитетах. Только вот откуда им взять на это время? Вспомним только трехдневные майские дебаты по досрочному отрешению от должности главы государства. Три дня думцы упражнялись перед телекамерами в "плетении словес", пытаясь обвинить президента в совершении государственных преступлений. Затея провалилась на глазах всей страны.

В этом же ряду думского политиканства неоднократные попытки левых по перекройке Конституции России.

Настораживает и то обстоятельство, что абсолютное большинство законов "селезневской" Госдумы составляют такие, которые переделывают действующие законы, т.е. дополняют или изменяют их суть.

Как бы там ни было, ясно, что превращение Думы в орган политической борьбы причиняет явный ущерб правовому обустройству России. На протяжении четырех лет президент в своих посланиях парламенту обращал внимание на необходимость скорейшего принятия таких важных законов, как:

- Земельный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс государственной службы;

- новую редакцию закона "О чрезвычайном положении";

- законов, направленных на укрепление вертикали исполнительной власти и повышение ответственности руководителей субъектов РФ, и т.д.

Увы! До них у депутатов руки так и не дошли. Зато уйма времени тратилась на разработку и многоразовое обсуждение явно курьезных либо мало чем мотивированных законопроектов.

Но верхом депутатской бестактности по отношению к нам, избирателям, явилось принятие "селезневцами" решения о возможности передоверия своего голоса. Депутаты освободили себя от обязательного личного участия в нудных дебатах при постатейном обсуждении законопроектов. А ведь ради этого мы и избираем их в парламент! О какой легитимности подобного законотворчества и качестве законов можно говорить? (Возможно, новая Дума начнет с изменения и дополнения поспешно принятых предыдущими составами думцев законов.)

Обходится же нам подобное законотворение недешево. Если исходить из годовой суммы расходов федеральных средств на Госдуму (более 820 млн.руб.), то каждый вступивший в силу закон обошелся налогоплательщикам примерно в 4 млн.руб.

@@@
Прощание с шестой Государственной Думой
Разрушать – не строить
Республики призывают Центр к правовым компромиссам
Росатом двинулся к приватизации
Российские автономии: между федерацией и унитаризмом
Россия все "отмывается"
Санкцию на обыск дает президент

Совет Федерации сказал «да» защите персональных данных

@@

Сенаторы проголосовали за ратификацию Конвенции Совета Европы, охраняющей неприкосновенность информации о частной жизни граждан

2005-12-09 / Петр Поспелов



Сама Конвенция была принята в Европе еще в 1981 году, да и Россия ее уже подписала достаточно давно – в 2001-м. Однако для ратификации Конвенции этого мало. По условиям Конвенции, ее основные принципы должны быть зафиксированы в национальном законодательстве. Именно поэтому в Госдуме РФ в настоящее время рассматриваются проекты сразу четырех федеральных законов, обеспечивающих выполнение условий Конвенции: «О ратификации Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», «О защите персональных данных», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О защите персональных данных» и новая редакция Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

@@@
Совет Федерации сказал «да» защите персональных данных
Стратегический осетр
Таможне дают добро
Таможня осталась совсем без развития
У Грефа отобрали таможню
Уздечка для губернаторов
Укрепление обороны за счет военнослужащих

Черноморский флот ставят на якорь

@@

Киев создает новый очаг напряженности с Россией

2008-08-29 / Виктор Мясников



В последние дни Украина приняла ряд законодательных ограничений на деятельность Черноморского флота РФ. Российская сторона категорически отвергает все попытки связать ей руки. Дальнейшее обострение отношений в этой сфере закладывает базу для серьезного конфликта.

Кабинет министров Украины принял в минувшую среду проект постановления «О вопросе пересечения государственной границы военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами Черноморского флота РФ, пребывающего на территории Украины». Одноименный указ был подписан президентом Виктором Ющенко еще 14 августа. Президент своим указом распорядился усилить контроль над российскими военнослужащими ЧФ, а правительство утвердило формы подачи документов на пересечение границы.

На смену уведомительному порядку пересечения границы вводится разрешительный, призванный максимально осложнить жизнь Черноморского флота РФ. Отныне российской стороне предписано рассылать документы в четыре ведомства – пограничное, таможенное, МИД и Минобороны Украины. На вход-выход кораблей из территориальных вод требуется заблаговременно получить разрешение Минобороны Украины, а матросы и офицеры обязаны заполнять миграционные карты и декларировать грузы.

Это еще не все, отработка нормативной базы продолжается. По словам министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, документы о порядке выхода и захода российских кораблей, групп военной техники и авиации на Украину будут приняты в ближайшее время. А пока весь этот бюрократический механизм не действует, и российские инстанции никаких документов не получили.

Все эти постановления – не только традиционное стремление выдавить Черноморский флот из Севастополя. Это попытка блокировать оборонные возможности России на Черном море. Требование за 72 часа до выхода в море уведомить о целях, маршруте, вооружении и боеприпасах – предоставить полный комплект развединформации – просто абсурдно. Понятно, что постановление, которое было заготовлено еще в июне, должно было в августе задержать Черноморский флот в Севастополе, не дать ему выйти к берегам Абхазии.

Находящийся в Душанбе президент РФ Дмитрий Медведев вчера заявил, что все вопросы решаются в рамках существующего соглашения о флоте. «Всякое международное соглашение имеет больше прав, нежели указы местных властей», – подчеркнул президент, имеющий не просто юридическое образование, а являющийся автором учебников по юриспруденции. Он отметил, что «российский флот является частью Вооруженных сил и подчиняется Верховному главнокомандующему», а все остальное считает эмоциями и не комментирует.

Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын так прокомментировал действия украинских властей: «Мы сдержанно относимся к этим заявлениям. Были и иные попытки сделать все наспех. У России и Украины есть двусторонний договор о Черноморском флоте, который Москва выполняет неукоснительно».

Народный депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов Александр Кузьмук назвал постановление правительства «несвоевременным». «Выход таких документов может характеризоваться как односторонний, – сказал депутат, – может привести к нежелательным результатам – усложнению отношений с нашим стратегическим партнером, участником Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве; может кинуть тень на наше государство как на сегодняшний день прогнозированного партнера».

Бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов считает, что законодательные акты, подписанные президентом Ющенко, носят односторонний, внутренний характер. И на российский Черноморский флот распространяться не могут. Вопрос о новом порядке пересечения границы должен выноситься на обсуждение совместной российско-украинской комиссии по Черноморскому флоту.

@@@
Черноморский флот ставят на якорь
Что в портфеле у инвестора?