"Мы готовы к самым смелым решениям"

@@

Спикер парламента Грузии Зураб Жвания убежден, что опасность масштабного вооруженного конфликта между Тбилиси и Сухуми миновала

2001-10-30 / Екатерина Тесемникова Из досье "НГ" Зураб Жвания окончил биологический факультет Тбилисского университета. В 1989 г. создал в Грузии движение "зеленых", затем - Партию "зеленых" и был первым ее председателем. В течение двух лет был сопредседателем Партии "зеленых" Европы. В 1993 г. занял пост генерального секретаря новой коалиционной партии, созданной для поддержки политики Эдуарда Шеварднадзе, - Союза граждан Грузии (СГГ). После победы СГГ на выборах 1995 г. - председатель парламента Грузии. После выборов 1999 г. переизбран на пост спикера. Женат, имеет троих детей.







В минувший уикенд в Москве побывал спикер грузинского парламента Зураб Жвания. Главная новость, озвученная после московских встреч грузинского спикера, - переговоры президентов Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе состоятся в ближайшее время. Господин Жвания отказался уточнить сроки, но заверил, что у обеих сторон есть намерение встретиться до юбилейного саммита СНГ, который пройдет 30 ноября в российской столице. В этом контексте становится очевидным, что вопрос о выходе из Содружества в Тбилиси сочли нужным считать неактуальным, осознав, что Грузия имеет серьезные экономические интересы во всех странах - членах конфедерации. Отошла на второй план и тема вывода российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта, однако парламент Грузии настаивает на изменении отношения КСПМ к позициям конфликтующих сторон. "Миротворцы должны создать условия, которые обеспечили бы начало возвращения в Абхазию беженцев, но пока ни одного шага в этом направлении не сделано… Нам нужны миротворцы, а не те силы, которые под прикрытием КСПМ представляют одну из сторон конфликта. Нужно создать условия, при которых российские военные перестали бы симпатизировать только абхазской стороне", - заявил Зураб Жвания. При этом он выразил мнение, что для вывода "голубых касок" достаточно решения только одной стороны конфликта - грузинской.

Говоря о возможной причастности представителей высшего руководства Грузии к переброске чеченских боевиков из Панкисского ущелья в Кодорское, где те совместно с грузинскими "партизанами" развязали боевые действия против абхазских войск, г-н Жвания сказал, что однозначно не может утверждать этого. Спикер заявил, что данная проблема сейчас активно обсуждается в парламенте и речь идет о создании специальной комиссии, которая выявит, были ли у боевиков помощники в грузинском руководстве. Говоря о заявлении губернатора Имеретии, выступившего с призывом оказать "партизанам" открытую поддержку в борьбе с нынешними властями Абхазии, Зураб Жвания заявил, что это высказывание вызвало в Грузии неоднозначную реакцию и оно не является отражением точки зрения грузинских руководителей вообще и президента Шеварднадзе, в частности.

На другие актуальные вопросы Зураб Жвания ответил обозревателю "Независимой газеты" в эксклюзивном интервью.

- Как после фактического раскола в рядах правящей партии - Союза граждан Грузии функционирует парламент?

- Действительно, сейчас парламент находится в переходном состоянии, потому что фактически впервые за последние шесть лет в высшем законодательном органе республики не существует четкого большинства. Однако несмотря на это, удается принимать даже сложные решения. Недавно большинством голосов парламент высказался за весьма непопулярное сегодня решение о секвестре бюджета.

Пришлось затратить очень много усилий, президент встречался с лидерами фракций, и решение было принято. Хотя как будут дальше развиваться события, сложно сказать. Сегодня в парламенте практически происходит формирование нового политического баланса. Как он сложится, покажет, я думаю, уже ближайшее будущее.

- Согласны ли вы с тем, что сейчас сложилась специфическая для Грузии ситуация, когда парламент из органа, который полностью поддерживал президента, превратился, по сути, в оппозиционную ему структуру?

- Я бы не стал говорить столь однозначно, что парламент становится оппозиционным президенту. Я бы определил ситуацию так: в парламенте стали более активно требовать усилить контроль за деятельностью исполнительной власти. Здесь речь идет о различных ведомствах, различных министерствах. Усиление контроля необходимо для того, чтобы полноценно контролировать те законы, которые приняты парламентом, насколько адекватно функционируют те или иные наши властные структуры и прочее. Хотя, естественно, этот парламент будет намного сложнее, чем тот, где существовало четкое и монолитное большинство.

- На днях прошли выборы мажоритарных депутатов парламента. В Багдадском районе Грузии победил бывший госминистр Важа Лордкипанидзе. Правда ли, что в свое время он покинул пост госминистра в результате вашего давления на президента и как вы теперь собираетесь сотрудничать в парламенте?

- Полтора года назад существовали определенные разногласия, когда при формировании новой администрации после президентских выборов 9 апреля 2000 года Важа Лордкипанидзе не был назначен снова на пост госминистра. Однако я должен подчеркнуть, что он, безусловно, является видным политиком. Я верю, что у него очень серьезный потенциал, настроен на сотрудничество и думаю, что оно получится интересным. Я приветствую то, что он избран депутатом парламента.

- Чем чревато для власти возвращение в парламент ушедшего в оппозицию экс-министра юстиции Михаила Саакашвили, победившего с большим отрывом в Вакийском районе Тбилиси?

- Что касается Михаила Саакашвили, то это мой очень хороший друг. У нас могут быть споры по отдельным, конкретным вопросам. Но в целом мы видим будущее Грузии одинаково. У нас схожие политические взгляды, если не сказать - идентичные. Сегодня он чрезвычайно популярен в Грузии, и свидетельствует об этом как раз его впечатляющая победа в условиях сложнейшей конкуренции в центральном избирательном округе. У него были серьезные, солидные конкуренты, и, несмотря на это, он получил ошеломляющее большинство голосов избирателей, если не ошибаюсь - более 70%. Многие наши сограждане ожидают от Саакашвили значительных действий в решении проблем, которые больше всего будоражат общество. В первую очередь это вопросы, связанные с борьбой с коррупцией в структурах власти.

Чем чревато для власти его возвращение в парламент? Я бы так сказал, что жизнь во власти станет более интересной потому, что Саакашвили чрезвычайно динамичный, энергичный политик, и он не даст скучать никому.

- Как обстоят дела с межпарламентским сотрудничеством в рамках СНГ?

- Я очень рад, что Геннадий Селезнев выступил с инициативой провести в конце ноября четырехстороннюю встречу российского, грузинского, армянского и азербайджанского спикеров в Петербурге в рамках очередного заседания МПА. Я приветствую эту инициативу и уверен, что такие консультации способны сыграть позитивную роль.

- Как вы оцениваете происходящее сейчас в Абхазии?

- Я рад, что сейчас того накала страстей, который был еще неделю назад, уже нет. Можно сказать, что опасность нового более или менее масштабного вооруженного конфликта как-то миновала. Очень важно не допустить возобновления вооруженного противостояния. Хотя все должны понимать, что пока вопрос не сдвинется с мертвой точки, мы постоянно будем сидеть на пороховой бочке. Надо начинать процесс возвращения беженцев, надо добиться подвижек в вопросе о статусе Абхазии. В рамках грузинского государства она будет пользоваться самыми широкими полномочиями, самыми серьезными гарантиями политического самоуправления. Речь может идти о практическом создании новых прецедентов, о том, чтобы перенять самый смелый опыт, который существует в РФ, в европейских государствах.

- Вы имеете в виду Татарстан?

- Не буду называть отдельные модели, но хочу сказать, что мы готовы к самым смелым решениям. Главное, чтобы мы снова начали жить вместе, вернулись к мирной жизни, не смотрели больше друг на друга сквозь очки, затуманенные враждебностью и полным отчуждением. Альтернативы такому решению не существует. Иначе будет постоянная опасность спонтанных либо организованных вооруженных провокаций. Мы должны это понимать и сделать все, чтобы найти компромисс.

- Но логика в заявлениях о том, что полномочия нынешних абхазских руководителей во властных структурах Грузии будут чисто формальными, прослеживается. То Владиславу Ардзинбе предлагают занять высокий пост в грузинском государстве, то грозятся отдать под Гаагский трибунал.

- Если бы Ардзинбу отдавали под Гаагский трибунал, тогда с ним бы не встречался столько раз Шеварднадзе, не было бы постоянных двусторонних встреч и консультаций. Вчера здесь, в Москве (26.10.2001 г. - "НГ"), прошла знаменательная встреча между абхазскими и грузинскими бизнесменами. То, что они рассказывали, действительно ошеломляет. Предприниматели в одни голос заявили: не существует альтернативы тому, чтобы грузины вернулись в Абхазию, что грузины и абхазы должны снова жить вместе. Это та позиция, которая открывает двери к безболезненному, достойному для обеих сторон решению проблем. Если речь будет идти о конкретных гарантиях, можно продумывать много серьезных механизмов, гарантирующих, что Абхазия не будет подвергаться никакому насилию, что не будет ограничиваться свобода развития абхазского народа. Я не хочу давать волю фантазии, у меня есть множество серьезных идей, некоторые из них я, кстати, излагал и абхазскому руководству - сепаратистскому. Так что арсенал возможных решений весьма многообразен и обширен.

- Речь идет о реализации этих решений только после вхождения Абхазии в единое грузинское государство?

- Здесь не будет таких решений, которые могут быть реализованы в одночасье. Проблема беженцев, проблема статуса - они решаемы, но все-таки мы должны начать двигаться друг к другу. Это займет определенное время. Люди должны начать возвращаться в свои дома. Вначале должны вернуться грузины в Гальский район, должен начаться процесс возвращения в другие районы. Мы должны научиться снова совместно работать и на железной дороге, и в аэропортах, и в морских портах. Там ведь сейчас ощущается нехватка рабочих рук. Очень многие блестящие грузинские специалисты с радостью бы вернулись. Я знаю, что этого ждут многие их абхазские коллеги. Мы неоднократно получали подобные сигналы. Здесь речь идет о медиках, о физиках, которые работали в уникальных научных центрах Сухуми. Надо шаг за шагом учиться жить, работать вместе и созидать совместное будущее.

- Так возможна ли реализация этих проектов до принятия решения о политическом статусе Абхазии?

- Это должно идти параллельно. Но прежде всего мы должны обозначить, что речи об отделении Абхазии от Грузии идти не может. Пока этот вопрос будет стоять, и над грузинами, и над абхазами будет висеть дамоклов меч новой войны, нового вооруженного противостояния.

- Как вы оцениваете роль в политической жизни Грузии и шансы на победу на парламентских выборах блока, возглавляемого председателем Верховного Совета Аджарии Асланом Абашидзе?

- Сейчас, за два года до очередных парламентских выборов, сложно делать прогнозы. Вообще-то я привык, что на парламентских выборах всегда побеждает то объединение, которое возглавляю я. Извините за нескромный ответ.

- Зато честно... А как сейчас идет подготовка к подписанию "большого" российско-грузинского договора?

- 15 ноября, если не ошибаюсь, в Тбилиси приедет господин Пастухов с рабочей группой. (Глава комитета Госдумы по делам СНГ Борис Пастухов возглавляет российскую часть двусторонней комиссии по подготовке Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. - "НГ"). Я надеюсь, что первые контуры будут обозначены. Мы с нетерпением ждем этого.

- В МИД РФ мне рассказывали, что грузинская сторона, выступившая инициатором подписания договора, предложила такой путь его разработки: в Москве готовят свой проект, в Тбилиси - свой, а потом их подгоняют друг к другу. Российская сторона сочла такой вариант неприемлемым, заявив: "Кто собаку убил, тот ее и должен зарывать", и предложила грузинской стороне в одиночку разработать документ, в который с учетом мнений обеих сторон будут вноситься изменения. Сколько же сейчас проектов?

- Грузинский проект уже существует. Он передан российским мидовским экспертам. Так что за этим дело не стало. Я не хочу сейчас вникать во все эти нюансы, главное для нас, чтобы договор был создан, подписан и ратифицирован обоими парламентами. Как будут организованы все детали рабочего процесса, должны решать эксперты - таким образом, какой окажется более комфортным для них.

- Слово "безопасность" будет присутствовать в названии договора?

@@@
"Мы готовы к самым смелым решениям"
"Пора спокойно разобраться, как нам войну остановить..."
Адамов пообещал стриптиз для коллектива
Василий Стародубцев: Я за жесткую вертикаль власти
Гайдар предупредил о надвигающейся финансовой катастрофе
Депутаты собрались на экскурсию в Чагино
Записки клинического фаната

Знатные садоводы и любители спелой ягоды

@@

В Москве открылся четвертый фестиваль «Черешневый лес»

2004-05-14 / Вероника Чернышева







Меценат Куснирович и художник Дзеффирелли.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Вокруг Пушкинского музея на Волхонке шли озеленительные работы. Привычные к весенним субботникам горожане ничего сверхъестественного не заметили бы, если бы среди озеленителей не оказалось запросто обменявшей дамскую сумочку на увесистую садовую лопату Галины Волчек, лениво курившего трубку Олега Янковского, хрупкой с виду, но с энтузиазмом взявшейся за возделывание земли Ингеборги Дапкунайте, итальянского гостя Франко Дзеффирелли и гендиректора издательского дома «Коммерсант» Андрея Васильева, который, сетуя на жадность предпринимателя Михаила Куснировича, выпрашивал у последнего новую алюминиевую лейку.

Кающийся интеллигент Куснирович, не простивший классовым предкам вырубку вишневого сада, решил насадить черешневый лес, собрал всех, кто не против поучаствовать, так и возник когда-то фестиваль искусств «Черешневый лес».

В этом году он открывался в четвертый раз. В программе: музыка, театр, кино, живопись, сценография и даже субботник, запланированный, правда, на воскресенье. Планами на ближайшее будущее организаторы и попечители делились на пресс-конференции, организованной в Итальянском дворике Пушкинского музея. За длинным столом, уставленным букетами с сиренью и пионами собрались влюбленный в Россию универсальный гений Франко Дзеффирелли, чья выставка «Искусство спектакля» открывала фестиваль, руководитель МХАТа Олег Табаков, от которого в этом году ждут «Сцен из деревенской жизни», «Дяди Вани» и «Вишневого сада» с Раневской – Ренатой Литвиновой, председатель попечительского совета фестиваля Олег Янковский, джазмен Игорь Бутман, художественный руководитель «Современника» Галина Волчек, актриса Ингеборга Дапкунайте, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, отменивший все свои записи Владимир Спиваков, готовивший к фестивалю свою версию чеховской «Чайки» Андрон Кончаловский, хореограф Андрис Лиепа и доктор моды Вячеслав Зайцев.

@@@
Знатные садоводы и любители спелой ягоды
Капитуляция
Касьянов побеседовал в Интернете
Кто сказал «Горемыкин»?
Кудрин прописал России стагфляцию
Миф о "недешевой" атомной электроэнергии развеивает дорогая продукция ТЭС
Налогоплательщиков поставили на "прослушку"

Национальная идея или национальный синдром?

@@

Подлинное будущее России наступит только тогда, когда начнется ее преодоление

2002-08-27 / Михаил Павлович Капустин - профессор культурологии, академик РАЕН. Статья представляет собой главу из новой книги автора "Культура и власть".



У всякой эпохи есть по меньшей мере три лица - три поколения, сосуществующих одновременно: молодые, зрелые, старые (на языке поэта, "муж, старец и дитя"), поэтому понятно, что, когда одни учатся и, так сказать, дергаются, другие богатеют и куролесят, третьи - исповедуются и плачут... Но и внутри каждого поколения тоже есть свой неоднозначный расклад: интроверты и экстраверты, пессимисты и оптимисты.

Один из наших шестидесятников сказал: "Два поколения изменят взгляд на вещи, наш путь трагический в читальне пролистав" (Юнна Мориц). Что касается ТЕКУЩЕГО хода событий - конечно, да: мы смотрим на коммунизм и советский тип власти совершенно не так, как наши деды. Но на КОРЕННОЙ, ИСКОННЫЙ?! Десять поколений сменилось после державного, екатерининского XVIII века и еще десять было до него (со времени формулы "Москва - третий Рим"), ан по-прежнему господствует принцип "иконы и топора" - одни молятся, другие рвутся господствовать.

Если судьба человека - это его характер (то есть в зависимости от типа своего характера он выбирает или, по Сартру, "проектирует" себе свою судьбу), то ведь то же следует признать и за нацией в целом (поскольку это "размноженная личность"): СУДЬБА НАРОДА - ЭТО ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, одно определяет другое и определяется им. Какова правда ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, такова же и ИСТОРИЧЕСКАЯ, и пора уже высказать до конца всю нашу правду - ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ, тем более что она, как мы уже убедились на многочисленных примерах (исторически важнейших!), без конца ПОВТОРЯЕТСЯ (помните у Ключевского о "повторяемости русской истории"?).

В погоне за фикциями

В поисках глубинного проникновения стоит обращаться к наблюдениям психологии, психоанализа и т.п. Вот и сейчас возникает необходимость прибегнуть к аналогичным источникам - на этот раз к концепции психического развития и энергетики Альфреда Адлера, который открыл энергетический двигатель психической активности и поведения человека.

Каждый человек в раннем детстве переживает ощущение собственной недостаточности, как бы НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, обоснованием чему служит ограниченность его сил, зависимость от тех окружающих, что кажутся ему знающими, ничего не боящимися и, так сказать, могущественными. Будучи крайне неприятным, дискомфортным, этот КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ вытесняется в бессознательное и вместе с тем постепенно компенсируется деятельностью по достижению каких-то успехов - более или менее реальных или кажущихся таковыми, то есть мнимых. Но комплекс неполноценности продолжает и дальше существовать и оказывается принципиально ненасыщаемым источником активности индивида. Поэтому, несмотря ни на какие достижения, он требует постоянной и все большей КОМПЕНСАЦИИ (гиперкомпенсации), порождающей, в свою очередь, обратный феномен - так называемый КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА над другими (разумеется, превосходства МНИМОГО).

Во введении к своей гениальной книге "Практика и теория индивидуальной психологии" (книге, по своей объективности намного превосходящей весьма субъективные интерпретации поведения у Фрейда) Адлер специально подчеркивал, что обсуждаемая им "динамика душевной жизни в равной мере обнаруживается и у здоровых, и у больных. От здорового человека невротика отличает более сильная защитная тенденция, которой он "оснащает" свой ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН. Что же касается ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ и соответствующего ей жизненного плана, то здесь нет никаких принципиальных различий... Эта ФИКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕВОСХОДСТВА, АБСОЛЮТНО ПРОТИВОРЕЧАЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, становится ОСНОВНЫМ УСЛОВИЕМ ЖИЗНИ".

Адлер не делал экстраполяции своей теории на социум в целом, на нацию, однако таковая напрашивается сама собою. Поведение множества людей определяется социальными фикциями - скажем, некоей социальной утопией. То есть можно распространить идею о внутренней взаимозависимости комплекса неполноценности и комплекса превосходства и на нацию в целом, воспользовавшись соответствующим рассуждением - весьма любопытным, кстати, и для интересующего нас плана. Так, крупный знаток истории Рима отмечал: "ТЩЕСЛАВИЕ НАЦИИ, как и личное, стыдится неудачи, свидетельствующей об ограниченности силы, сильнее, чем самого большого позора, который навлекает на себя бездействие, связанное с ЛЕНЬЮ (!) или малодушием: в первом случае высокомерные претензии исчезают, во втором - они продолжают существовать и дальше" (Б.Г. Нибур. История Рима, т. III. С. 248). Адлеровский синдром "индивидуальной психологии" я собираюсь применить к психологии нашей НАЦИОНАЛЬНОЙ, русской. И для этого есть самые веские основания. Вот основные характеристики синдрома неполноценности-превосходства.

1. В погоне за "фикциями" (целями, великими по замаху, но фиктивными, то есть неосуществимыми) люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Человек борется за признание, пытается его завоевать и добиться БОГОПОДОБНОГО ГОСПОДСТВА над своим окружением и тем самым стремится уклоняться от решения своих реальных жизненных задач. Все это побуждает "пациента" направлять свое стремление на цель, значительно превышающую ВСЯКУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ МЕРУ.

Это вам ничего не напоминает из до боли знакомого в национальной нашей истории? Начиная с уникального неумения справиться с собственными имманентными неурядицами в Древней Руси и "призвания" для этой цели варягов. Далее "иго" чужеземцев на протяжении жизни десятка поколений. В области культуры: призвание итальянцев в XV веке построить национальные святыни - кремлевские соборы и сам Кремль, в XVIII столетии - строительство новой столицы, Санкт-Петербурга, посрамление Версаля Петергофом и переход всем привилегированным классам с национального языка на... французский. А идея "Москва - третий Рим и четвертому не бывать"?! А идея "народа-богоносца"? А идея "мировой революции" именно из России, "мировой СССР" и, стало быть, далее уже народ-"коммунизмоносец"! А "великий поворот рек" с севера на юг, небывалый в мировой истории... Ну и т.д. и т.п.

2. Будущее становится для ребенка краем, который должен принести ему компенсацию, то есть упразднит его нынешнее жалкое положение и возвысит над всеми остальными. Так у ребенка (пациента) возникают целевая установка и фиктивная цель превосходства, где его нищета превращается в богатство, подчинение - в господство, страдание - в радость и удовольствие, незнание - во всезнание, а неумение - в мастерство. Помилуйте, можно подумать, что я цитирую не главу из адлеровской психологии, а русскую народную сказку про любимейшего героя - Иванушку-дурачка и сказ про действие "по щучьему велению и моему хотению"...

3. "Состояние застоя. Больной как бы оказывается в заколдованном круге, не позволяющем приблизиться к фактам жизни, увидеть настоящее, приспособиться, испытать свои силы и ответить на вопрос, что он собою представляет". Ну а это - абсолютно точная характеристика нашего общества периода брежневского "застоя", который, кстати, именно так и назывался без какой-либо оглядки на адлеровскую психологию (о коей тогда у нас и понятия-то не имели).

4. "Сомнения и колебания в мыслях и действиях... Явно выражено стремление к ПУСТОЙ ТРАТЕ ВРЕМЕНИ... Сначала создается и КАНОНИЗИРУЕТСЯ трудность, затем предпринимаются ТЩЕТНЫЕ попытки ее преодолеть". Но это же точнейшая фиксация советской власти, социалистического хозяйства ("героический труд"), да и вообще всей жизни нашего общества! Надо ли еще множить примеры?

Народ как единство противоположностей

Народная мудрость гласит: СМИРЕНИЕ ПАЧЕ ГОРДОСТИ, то есть комплекс своей недостачи (неполноценности) возмещается чужим (достаточным), но зато затем возносится БЕЗМЕРНО. Показателен ярчайший национальный синдром: происходит чудовищный скачок от величия в смирение и обратно - причем как на уровне Власти, так даже и на уровне Культуры. Так, Иван Грозный являл собой образчик подобного "двуглавия" (может, кстати, и в этом тайный смысл двуглавого орла?): с одной стороны - Власть до полного, абсолютного самодурства и жестокости, а с другой - покаяние. Среди национальных гениев: Гоголь мнит в себе величие пророка, а потом погружается в отчаяннейшее смирение, в чем и "тайна" его (как знать, и тайна России). Это, так сказать, в "интерьере" личности, а в "экстерьере" - народной массе, в нации - сия самобытная особенность становится уже имманентной чертой, оставшейся навсегда в обозримом промежутке исторического времени. Не случайно Николай Бердяев в специальном трактате "Душа России" утверждал: "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей".

У нас были миллионы староверов, которые после Никоновой реформы откололись и по известной русской традиции пребывают доныне в некоем отщепе (так же, как катакомбная церковь или Зарубежная православная, не говоря уже о католических миссиях и т.д.). А в Европе? Протестантизм, да, поначалу утверждался с трудом, в жестокой борьбе и даже с казнями и резней (Варфоломеевская ночь и т.п.), но, когда окончательно утвердился, то уж для всей страны, всего народа - в целом и навсегда (в обозримом времени). И никаких больше ПОИСКОВ, отрешений, наоборот, очевидно постоянное приближение к изменяющейся социальной действительности, через вдумчивое вглядывание в эти изменения, без неистовых вопрошаний типа "Так что же нам делать?!" Национальный "комплекс неполноценности" и вызвал исторически пафос страдательности, исступленной исповедальности и покаяния (в культуре - см. исповеди Гоголя, Достоевского, Толстого, даже Горького).

В свое время была и тяжкая, и жестокая история у многих, самых цивилизованных народов, но никто из них до сих пор не казнит себя за это, а принял сие как неизбежное зло в прошлом и заботится в основном о своем настоящем. Поэтому, несмотря на все ужасы, что произвела, скажем, Французская революция 1789-1794 гг., все равно сегодня она признается Великой и даже регулярно празднуются ее юбилеи, тогда как мы истошно казним себя то за Ивана Грозного, то за Николая Палкина, то за Ленина, то за Сталина и каемся за свой Великий Октябрь, который, между прочим, перевернул не только национальную историю, но и историю половины народов планеты в ХХ веке. А мы все по-прежнему, по Достоевскому: "СТРАДАТЬ НАДО!" При том, что на другом полюсе: "Россия по преимуществу страна будущего" (Белинский), и все умы - западники и славянофилы, анархисты и коммунисты - жили только этим будущим. Таково, увы, - пора это признать - невротическое преодоление своей неполноценности через маниакальную уверенность в своей конечной - пусть как угодно отдаленной, но столь чаемой ПОБЕДЕ. Это, в общем-то, не болезнь, а ХАРАКТЕР, в данном случае национальный, исторически сложившийся (а не эпизодические проявления, как у многих других народов). Вот она - на поверку - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, вся "тайна" которой в том, что, в сущности, идеи-то никогда и не было (помните: "Да был ли мальчик-то, может, его и не было?.."), она заключалась в самом ПОИСКЕ, чаще всего неистовом - от "неистового протопопа" до "неистового Виссариона" и от героической смерти до столь же героической (то есть отрешенной от себя) жизни в поистине апокалипсическом ожидании ВЕЛИКОГО БУДУЩЕГО.

Именно из этого комплекса вырастает и вся прославленная национальная "святость" (богоявленность святым и богобоязненность простых), и народное вековечное полагание на "авось" - то есть неумение (во многом тайное, скрытое от собственного сознания) справляться с обстоятельствами: ан Бог поможет. Несравненный знаток русского языка и через него народной психологии Владимир Даль фиксировал в своем словаре: "Авось - нар.; может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды... Авось Бог поможет. Авось - вся надежда наша. РУСАК НА АВОСЬ И ВЗРОС. Ждем, пождем, авось и мы свое найдем. АВОСЬ НЕ БОГ, А ПОЛБОГА ЕСТЬ. Авось живы будем - авось помрем. И наконец: держись за авось, поколе не сорвалось".

И, заключая больную тему... Почему в нормальных (цивилизованных) странах, где правит Разум (Франция), Воля (Англия), даже Страсть (Испания), а тем более Деловой педантизм (Германия) или Предприимчивость (США), никакие реальные попытки СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОГО БУДУЩЕГО (вроде коммунистической утопии) никогда не будут поддержаны цивилизованным большинством народа и, следовательно, практически невозможны? Потому что они живут во внутреннем согласии с известным заветом Бисмарка: "Если хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко".

Только страна, в коей правит НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ, выбрала сама себе этот жребий и сейчас продолжает лихорадочно искать очередную "национальную идею"...

Самопознание как самопреображение

Где же выход?

В индивидуальной психологии он состоит в глубоком самопознании - через проникновение в тайны своего бессознательного. Так поступил один из наших современников, национальный гений, до сих пор не вполне оцененный, - Михаил Зощенко. В течение долгих лет он, ощущая свою аномалию на бессознательном уровне, с инструментом сокровенного, супероткровенного, даже беспощадного к себе самонаблюдения познал глубины своего Я и вскрыл причины своего психического недуга. И вот его итог: "Я вышел победителем. Я стал иным после этой битвы. Мало сказать - иным: возникла новая жизнь, совершенно не похожая на то, что было раньше" (М.М. Зощенко. Повесть о разуме. - М.: 1990. С. 143).

Это наш национальный пример, а в общем-то это - дело общечеловеческое; многотысячелетний итог тому (начиная, скажем, с древнеегипетского "Спора разочарованного со своею душой", XX век до н.э.) подвел великий ум уже нашего XX века - Томас Манн: "Познав себя, никто уже не остается тем, что он есть". А великие психоаналитики, как мы уже знаем, считали, что нация - это как бы "размноженная личность", и, стало быть, имеет смысл экстраполировать глубокий личностный опыт на национальный (разумеется, в определенных - разумных - пределах).

Кто-то заметил однажды, что есть нечто трагичное в наших усилиях казаться умнее, чем мы есть. Добавлю от себя: тем более в усилиях казаться сильнее и победоноснее других наций ("народ-богоносец"). Умная и тонкая психотерапия в случае описанного индивида ориентируется на духовного внутри себя человека - "человека пути", а не на "застрявшего" в своей болезни (неврозе), то есть "бес-путного" (А.А. Пузырей в послесловии к цитированной книге М.Зощенко, стр. 171).

Мудрая, то есть самокритичная, интеллигенция также ориентируется не на "застрявшую" в своем синдроме нацию (и тем более не потакает националистическому, ура-патриотическому "застреванию") - она должна ориентироваться на "нацию пути", обретающую принципиальное ОБНОВЛЕНИЕ.

Психологи знают, что невроз пациента коренится в его ПРОШЛОМ, как правило, весьма отдаленном, начиная с раннего детства, картины которого терапевт воспроизводит, соответственно комментируя, и совершает "перенесение". Тем самым он "высвобождает место" (в психике) для ДРУГОГО, существенно обновленного бытия. И прежний - "бес-путный" - человек в пациенте должен как бы умереть ("маленькая смерть", по Выготскому, - маленькая потому, что затрагивает лишь часть нашего существа, пусть и очень важную, считавшуюся "самобытной"). Подобную душевную и духовную - ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ - работу предстоит проделать нашей обновляющейся (просто в плане нового, постсоветского поколения) интеллигенции, чтобы нация прошла через свою "маленькую смерть" в направлении "второго рождения". И ее к этому - как и ко всякой операции - следует готовить. ПРИРОДА нации не есть нечто заданное, то есть данное раз и навсегда от рождения, она ОБРЕТАЕТСЯ в ее ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ, который не должен и далее продолжаться подобно кружению путника в пустыне (или - что ближе нам по географической природе - в метели). Природа нашей нации - молодой по сравнению со старой Европой - есть нечто, еще только долженствующее прийти, обрести себя - для чего должно быть "ВЫСВОБОЖДЕНО МЕСТО" в национальной психологии, очищено от застаревших комплексов.

Во время Отечественной войны, то есть в эпоху жесточайшего маргинального состояния страны и нации, когда вообще стоял вопрос, быть нам или не быть, нечто подобное в психологическом "интерьере" своей личности переживал Михаил Зощенко и, чтобы выжить, постигал шаг за шагом свой мучительный кризис, докапываясь до его истоков, его изначальных и процессуальных причин. Это выразилось в уникальной книге "Перед восходом солнца" (последующие издатели через 30 лет назовут ее "Повесть о разуме").

Психолог А.А. Пузырей в обстоятельном комментарии к переизданию этого произведения отмечал, что там "с почти профессиональной психологической последовательностью представлен уникальный ОПЫТ САМОПОЗНАНИЯ человека, человека незаурядного как личность и щедро творчески одаренного, человека сложного и благородного, человека, силой поначалу недоступных его пониманию причин приведенного на грань духовной и даже физической катастрофы, но все же нашедшего в себе силы предпринять попытку своего физического и духовного спасения..." (цит. соч., стр. 150).

Пользуясь вышеупомянутым методом экстраполяции, я предлагаю нашей творческой интеллигенции аналогичный опыт самопознания проделать по отношению к своей нации. А из предшествующего психоаналитического подхода вытекает, что у синдрома есть не только свое "потому что", но также своеобразное "для того чтобы...". То есть свои самобытные черты, кажущиеся национальными преимуществами - особую задушевность, склонность к страдательности (как говорил Достоевский молодому Мережковскому: "Страдать надо, страдать, молодой человек!") и т.п., - народ наш получил только БЛАГОДАРЯ своему комплексу, только через него. Вот почему нация так цепко держится за свой комплекс (и он тоже "держится" за нацию - остается при ней, несмотря на любые зигзаги исторического пути). И подобно тому, как индивид-невротик парадоксальным образом невольно, бессознательно сопротивляется лечению, сам даже не подозревая об этом, так же и нация в части своей ура-патриотической интеллигенции, оголтело настаивая на этом своем "особом пути", разрушает действительно позитивные и притом самые важные жизненные планы, ставя себя "НА КРАЙ" - то одной, то другой гибельной ситуации (в том числе, например, и экономической). Вспомните - и запомните! - завет поэта: "Болящий дух врачует песнопенье" (Баратынский). То есть это - высокая Поэзия, а также национально самокритичная до беспощадности психология, философия, публицистика.

К воспоминаниям о будущем

Пессимисты говорят, что солнце нашей истории закатилось. Да, исторические и творческие "пики" России позади - имперский и Серебряный века, а теперь еще и роль военно-политического протагониста на исторической сцене XX столетия Россия уже отыграла. Носителям и сторонникам этого державного сознания остается теперь только ностальгировать или жить воспоминаниями, как Наполеону на острове Эльба. Впрочем, по счастью, ныне в нашей Федерации местных наполеонов не лишают московской прописки и тем более не ссылают - пусть их доживают в дебатах и даже, коли уж очень неймется, выставляют свои кандидатуры на выборах.

Что же получается: алкающему чувству национальной гордости более и утешиться нечем?

Отчего же - есть чем: ролью культурного протагониста. Но для этого мало одной лишь доброй ностальгии по нашему Серебряному веку: сейчас интеллигенции следует предаться воспоминаниям о будущем, то есть спроецировать свое славное, даже великое прошлое - вперед. А для этого опять-таки необходимо, чтобы российская интеллигенция, духовная элита общества, заняла в нем то РЕАЛЬНОЕ МЕСТО, какое занимает в человеческом теле голова, а не филейные части, в которые превратились распавшиеся части нашей интеллигенции.

И уразуметь сие должна, во-первых, сама интеллигенция (без ложных обид и выпендрежа), во-вторых, Власть, а в-третьих - постепенно, через СМИ, и вся остальная социальная масса. Пока все общество в целом не научится ценить свой мозг и, следовательно, руководствоваться головой в своей жизни - оно обречено на прозябание или, что более присуще России, на бесконечные метания, которые окажутся впоследствии бессмысленными, более того - обессиливающими весь в прошлом мощный организм, открытый для творчества. Увы, до сих пор творчества сугубо индивидуального (отдельные гении имеются!), а ведь что было бы, если бы оно, будучи суммированным в социальном резонансе, приобрело достойный размах?!

Тут не худо оглянуться на аналогичный опыт, поначалу едва ли приходящий в голову... Замечательный испанский мыслитель первой половины XX века Хосе Ортега-и-Гассет, озирая великое прошлое своей страны и проецируя на него ее незавидное современное состояние, назвал свою родину "задворками Европы" и призвал интеллигенцию и Власть к "преодолению Испании". Перед нами волна НОВОГО ВРЕМЕНИ, говорил он, и кто хочет спастись, должен взмыть на ее гребне. А кто окажет сопротивление и не захочет понять нового облика жизни, тот необратимо будет смыт отхлынувшей волной прошлого. Нужно найти в себе силы восстать против послушной покорности судьбе, приковавшей нас к одному поколению (добавлю от себя - или к одному СИНДРОМУ) и ОБНОВИТЬСЯ, еще раз почувствовав себя молодым. А уж если не хватает сил жить обновленной жизнью, так по крайней мере надо радоваться, что ею живут другие, и, чтобы ближайшее будущее не походило на нас, не справившихся, смело признать за ним его самовластную новизну.

Обращение Ортеги к нации, к интеллигенции и к Власти не пропало даром: оно дало богатые всходы на всех уровнях социального бытия начиная с самого верхнего. В 1978 г., после падения франкистского режима, ставший королем Испании образованнейший человек Хуан Карлос вручал согражданам новую, демократическую Конституцию, говоря, что отныне она означает "преодоление Испании".

Вот и мы ожидаем от главы нашего сегодняшнего государства, что он тоже сумеет сделать нечто похожее, будучи поддержанным объединившейся интеллигенцией. Нужно, чтобы Власть вкупе с духовной и предпринимательской элитой поняли, что подлинное будущее России наступит только тогда, когда НАЧНЕТСЯ ЕЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ", когда воссияет солнце свободной русской культуры, а это станет возможным, когда произойдет смена социальных ценностей и ориентиров - с индивидуально-политических и тщеславно-коммерческих на духовные, истинно творческие.

@@@
Национальная идея или национальный синдром?
Не надо нас терпеть ради наших энергоресурсов
Пентагон и его союзники делят Афганистан
Пернатая «испанка»
Порнография в Польше остается легальной
Практикум по прикладному зверству
Президентская форель

Привет от трубачей и тюльпанов

@@

Кинотеатры

1999-09-15 / Жанна АЛЕЗИЕВА



НА ЭТОЙ неделе, в пятницу, в российский свет выходит очередной американский боевик, коих исправно родит земля американская и так же исправно поставляет на землю русскую, - "Расплата" Брайана Хелджленда. В главной роли - любимчик российских зрительниц Мел Гибсон. Премьера состоится в киноконцертном зале "Пушкинский" 17 сентября в 18.30, и потом каждый день фильм будет идти на сеансах 11.00, 13.30, 16.00, 18.30, 21.00, 23.30. Сюжет таков. Двое приятелей - Портер и Вэл Ресник - совершают дерзкое ограбление, однако обнаруживают, что в похищенном "дипломате" всего лишь 140 тысяч долларов вместо ожидаемого полумиллиона. Ресник поступает, как и подобает настоящему жулику-негодяю, - он забирает долю Портера, прихватив заодно и его жену, и сматывается, предварительно отправив друга в лучший мир. Однако друг до лучшего мира не дошел и, придя в себя, всячески старается вернуть свою долю. Картина - в лучших традициях американских боевиков, "плохой" жулик, конечно же, в итоге наказан "хорошим" жуликом.

Новых российских премьер, к сожалению, на ближайшее будущее не предвидится, про очередную американскую мы вам только что рассказали, хороших старых российских (советских) фильмов кинотеатры показывать не хотят. Что делать тем, у кого нет ни видео, ни денег на него, зато есть время и желание посмотреть качественное кино? Советуем: вспомните, что в Москве есть такой кинотеатр "Иллюзион", редко присутствующий в различных анонсах и афишах. Между тем где можно сейчас посмотреть, например, "Сталкера" Андрея Тарковского? Да вот там и можно - в субботу в 16.00. Там же можно вспомнить молодость, например, с помощью нестареющего Жерара Филипа в фильме "Фанфан-тюльпан" - в пятницу в 13.00 или в 15.00.

@@@
Привет от трубачей и тюльпанов
Путин подписался под утопией
Рашид Нургалиев: "Главным критерием оценки нашей работы является доверие граждан"
Россия – год 2006: логика политического страха
Рубль не выдержал откровений правительства
Руслан Аушев: "Президенту надо поставить точку в чеченской войне"
Север - наша земля

Соотечественникам нужен "НЭП"

@@

В состоянии ли российская власть реально воспользоваться мощным потенциалом зарубежной диаспоры ?

2001-10-23 / Наталья Айрапетова



ЗАВЕРШИЛ свою работу проходивший в Москве Конгресс соотечественников, на котором, безусловно, центральным документом стало выступление Владимира Путина. В речи президента России без всяких судьбоносных фраз о могучем возрождении России, которое вот-вот начнется не сегодня-завтра, причем само по себе (на эти "сигнальные" пассажи за десять последних лет сформировалась уже стойкая аллергия), есть важные положения, свидетельствующие о начале своеобразного "нэпа" по отношению к русской диаспоре. Однако сам ход конгресса, отмеченный по советской привычке засильем чиновников высокого ранга (это отметили прежде всего наряду с прессой представители русской диаспоры из Европы), наглядной демонстрацией устной цензуры ("Нам не дают говорить о наших проблемах!" - возмущались делегаты конгресса из стран СНГ), откровенный провал (сопровождаемый скандалами) обычных оргвопросов с расселением делегатов, а также с их представительством, которыми обязано было заниматься Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики, но "благодаря" которому даже накануне открытия конгресса в Москве царил полный хаос, - все эти вопросы в итоге составляют один, главный: кто и как в ближайшее же время будет осуществлять сформулированную Владимиром Путиным "новую политику" по отношению к нашим соотечественникам? Ее можно назвать "нэпом" потому, что в ней есть и экономическая составляющая. Поэтому наиболее важные тезисы в речи президента России имеет смысл проанализировать сегодня с синхронным "переводом" на язык нынешней сегодняшней реальности. Иначе Конгресс соотечественников может остаться в новейшей истории России не как новая точка отсчета во взаимодействии русской диаспоры и российской власти, а как очередное помпезное мероприятие, которые освятил своим присутствием "сам президент" - и не более того.

ОПАСНАЯ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" ВМЕСТО ЧЕТКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В числе первых проблем президент РФ Владимир Путин назвал слабую законодательную базу для защиты прав соотечественников, "сырое" законодательство о миграции и статусе беженцев - при том, что, по словам главы государства, руководство страны представляет "истинные масштабы нелегальной миграции в России". Фактически сейчас, как об этом не раз писала "НГ", Россия должна одновременно решать двуединую задачу: во-первых, сделать все для того, чтобы прекратить беспрецедентный (а с помощью высокопоставленных лиц - намеренно "неуправляемый") поток нелегальных мигрантов из мусульманских стран СНГ в Россию, применяя самые жесткие меры законодательной и исполнительной власти, причем с жестким же контролем за самой исполнительной властью (со стороны президентской администрации), а во-вторых, предоставить карт-бланш для тех русских, кто в ближайшее время вынужден будет покинуть страны СНГ - в силу кардинально новых условий, сложившихся после 11 сентября. Заметим, что сам Конгресс соотечественников проходил в то время, когда ситуация в мире коренным образом поменялась - и теперь о долговременной стабильности, например в государствах Центральной Азии, говорить не приходится. В связи с чем актуальна проблема введения визового режима не только с Грузией, но и со странами центральноазиатского региона СНГ. Время деклараций прошло, наши прозрачные границы пропускают все больше наркокурьеров и наркодельцов, которые уже сделали из России не перевалочную, а свою основную базу (так как Европа и бывшие страны соцлагеря смогли обезопасить себя именно введением визового режима с бывшими республиками СССР). Чем дальше будет откладываться это решение (которое принимать надо было уже вчера), тем больше Россия будет превращаться в скопление криминального шлака из стран СНГ, что угрожает ее собственной безопасности, не говоря уже о вопиющем демографическом дисбалансе.

Как известно, четкой миграционной политики нет и сегодня, поскольку Минфедерации, на которое были сгоряча возложены эти вопросы, благополучно их завалило, фактически поощряя под видом "толерантности" нелегальную миграцию в Россию. Толерантность вообще становится модным термином и рычагом политической манипуляции, с помощью которого высокопоставленные чиновники, а также некоторые ангажированные ученые и "советники" поощряют превращение России в проходной двор - с необратимым ущербом для титульной нации РФ и коренных народов России. По словам депутата Госдумы Владимира Никитина, "благодаря" подобному усердию Москва - столица России - уже стала азербайджанским городом, а в Концепции миграционной политики РФ, поддержанной на высоком уровне, как раз "научно" обосновываются данные тенденции под видом воспитания подобной "толерантности" как "одной из главных задач государства"(?!). После чего становится понятным, почему верховной российской власти - в том числе и на государственных каналах электронных СМИ - откровенно навязывается "рекомендация" поощрять наплыв мусульманского населения из стран СНГ, поскольку-де русские в этих странах уже не обладают миграционным потенциалом.

Подобная "концепция", само собой, вызвала резкую реакцию делегатов конгресса - понятно, что если и дальше никак не поощрять переселение русских из стран Содружества в Россию (в отличие от граждан Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Грузии), то поневоле усвоишь сомнительные уроки "толерантности", под которой реально надо подразумевать сильнодействующее средство последнего разоружения России перед ее окончательным исчезновением с карты мира именно как Российского государства.

В свое время президентская команда совершила ошибку, ликвидировав миграционную службу и передав ее функции бывшему Миннацу, который никогда этими проблемами не занимался. Руководитель Минфедерации г-н Блохин с первых же дней своего пребывания на этом посту активно проявлял полнейший непрофессионализм и легкость в мыслях необыкновенную. "НГ" об этом высказывалась не раз - и печальный пример г-на Блохина выразительно свидетельствует о том, что агрессивный непрофессионализм может соперничать по своим необратимым последствиям с сознательным нанесением колоссального ущерба всему государству. Поэтому надо немедленно приступить к воссозданию миграционной службы (не "воссоздавая" при этом скомпрометировавших себя структур и чиновников), укреплению пунктов иммиграционного контроля, созданию специальной миграционной полиции, которая координировала бы свою деятельность с силовыми структурами России.

"ЕДИНАЯ СТРУКТУРА": СНОВА МОНОПОЛИЯ ИЛИ?..

В числе проблем, обозначенных президентом России, были названы дублирование и множественность структур, неэффективно занимающихся проблемами соотечественников, при этом Владимир Путин подчеркнул, что необходимо создать "одну государственную структуру, которая будет заниматься этими сложными вопросами". Заметим еще раз, что нелогичное отсутствие двух официальных структур - по делам миграции и по проблемам соотечественников - совсем не восполняется передачей этих функций все тому же Минфедерации, и даже если эта "контора" будет в ближайшее время распущена, не хотелось бы наблюдать ее последующее бурное клонирование в каком-либо "обновленном" виде. На самом деле тезис президента об "одной государственной структуре" следует понимать как необходимость создания одной координирующей структуры. В противном случае мы опять получим непрофессиональный и плотно спрессованный балласт, непотопляемый Миннац с неограниченной монополией - с теми же чиновниками, с той же беспроигрышной "концепцией"(собственного выживания) и с тем же эффектом для страны, не говоря уже о зарубежной диаспоре. Неожиданно всплывающие некоторые новые фигуры в качестве защитников прав соотечественников, которые никогда не были в этом замечены, тоже вызывают резонные возражения русской диаспоры. Так, раскручивание сейчас Валентины Терешковой, возглавляющей Росзарубежцентр при правительстве РФ, вызывает, мягко говоря, удивление у представителей дальнего русского зарубежья: президент института соотечественников ИРИК Франс Юрий Сидоренко, выступая в Госдуме РФ на круглом столе в рамках Конгресса соотечественников, откровенно высказался в том духе, что "мадам Терешкова не владеет ситуацией, хотя на нее и возлагают большие надежды" (о чем, напомним, "НГ" писала задолго до конгресса - и без всякого тлетворного влияния Запада). Чтобы снова не наступать на грабли незабвенного Миннаца, с одной стороны, безусловно нужно создать государственную структуру, профессионально занимающуюся проблемами соотечественников и координацией их решения, а с другой стороны, в деле защиты прав русской диаспоры не может быть никакой монополии, ибо любая монополия ограничивает объективную информацию - и немедленно превращается в новую кормушку для непотопляемой советской номенклатуры.

МИД - КАКОГО ГОСУДАРСТВА?

"День второй" Конгресса соотечественников был посвящен обсуждению разных проблем, в том числе и возможному появлению на горизонте новой российской структуры (например, федерального агентства) - при президенте РФ или МИДе. Так вот, второй вариант был сразу отметен дружным хором: "Только не при МИДе!!!"

Само по себе такое беспрецедентное отношение соотечественников к Министерству иностранных дел России (казалось бы - главному их защитнику), которое в кулуарах и публично не называют иначе как "гнездо птенцов Козырева", должно давно насторожить президентскую команду. Представители Таджикистана, Украины, Латвии, Азербайджана и других стран СНГ откровенно спрашивали на конгрессе: "Российский МИД - это МИД какого государства? Чьи интересы он защищает? Нам давно кажется, что это не Министерство иностранных дел России, а МИД любой другой страны СНГ". Такой сомнительной характеристики на сегодняшний день не удостоилось ни одно внешнеполитическое ведомство - ни в Содружестве, ни в дальнем зарубежье. Факты говорят о том, что такая позиция наших соотечественников не случайна - чиновники МИДа компрометируют и самого президента России, и любое его начинание. На основе многолетних наблюдений можно прийти к однозначному выводу, что многие проблемы - например, принятия российского гражданства да и просто "выхода" на российские структуры - создают… сами российские посольства, негласно выполняя "установки", прямо противоположные высказываниям Владимира Путина. Выяснилось к тому же, что на конгресс МИДом и Минфедерации в большинстве своем были отобраны "нужные" люди, которые на самом деле оказались случайными людьми, и даже более того - людьми с криминальным прошлым. Так, в число официальных делегатов конгресса от Латвии не попал, например, доктор филологии, председатель правления Общества российских граждан в Латвии (ОРГЛ) Юрий Ульянов, но зато в их числе таинственным образом, по словам латвийской делегации, оказался некто Виктор Елкин, 1976 года рождения, который шесть лет назад, судя по документам латвийских структур, "совершил тайную кражу имущества, которое связано с проникновением в помещение". В процессе этого "проникновения" г-н Елкин, как следует из судебного постановления от 17 марта 1995 года, переплюнул Паниковского с его жалким гусем - украл гардины, настенное бра, 2 плафона, стол, одеяло шерстяное, тарелки, постельное белье и прочие предметы, необходимые, видно, на чужбине. Латвийские газеты уже в этом году рассказывали о Елкине как об алкоголике и… педофиле. Казалось бы, такая красочная биография "соотечественника" (о чем, по словам представителей русских общин Латвии, были своевременно проинформированы Минфедерации и МИД РФ еще до конгресса) должна была насторожить организаторов недавнего мероприятия. Но по неизвестным причинам этого не случилось - и сквозь строгое сито разных российских структур на конгресс попал именно г-н Елкин.

Вообще давно вызывает недоумение практика отбора из стран СНГ на различные мероприятия в Москве "нужных" соотечественников по прямой рекомендации (или под диктатом) посольств или других структур МИД РФ: почему исполнительная власть должна вмешиваться в работу общественных объединений, если мы говорим о гражданском обществе? Тем более что этот "неестественный отбор" со стороны российского МИДа и других ведомств России каждый раз вызывает вопросы. По сути, "благодаря" этой порочной практике (отбора "нужных людей") все эти два дня в Москве наряду с официальным конгрессом проходил "альтернативный" конгресс приехавших за свой счет представителей русской диаспоры СНГ - из числа тех, которых "не пропустили" МИД РФ и Минфедерации. По свидетельству "альтернативных" делегатов, в Москву на бюджетные средства России лихо прокатились (в массе своей) люди случайные.

"СТРУКТУРИРОВАНИЕ" РУССКОЙ ДИАСПОРЫ

Обо всех проблемах, разумеется, сказать за два дня было невозможно, тем более что явно прослеживалась "установка" не очень-то откровенничать с соотечественниками. Об этом представители дальнего русского зарубежья откровенно высказывали свое мнение обозревателю "НГ": "Это не съезд соотечественников - это съезд чиновников, а мы хотели бы говорить друг с другом без надзирателей и цензоров, откровенно и обо всем". За кадром официоза остались вопросы конкретной правовой защиты, вопросы гражданства, русского бизнеса, русского образования и т.д. Поэтому, говоря о "структурировании русской диаспоры", надо иметь в виду на ближайшее будущее не нынешнее чиновничье "структурирование" русских диаспор (построить всех в одну шеренгу - и чтоб пели хором!), а непрерываемый диалог российской власти с диаспорой по конкретным вопросам. Это и будет частью "новой экономической политики" российской власти по отношению к соотечественникам, поскольку любая долгосрочная стратегия и любая реальная политика - всегда экономическая.

НЭП: НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДИАСПОРЫ И ВЛАСТИ

@@@
Соотечественникам нужен "НЭП"
Страна осталась без статистики
Съезд необучаемых
Украина стучится в предбанник ЕС
Хосни Мубарак: "Мир на Ближнем Востоке должен стать стратегическим выбором для всех"