"Большая часть наших дел связана с оргпреступностью"

@@

Генерал-лейтенант Сергей Щадрин считает Главное управление МВД по Центральному федеральному округу "боевым" подразделением

2002-04-12 / Андрей Скробот Создание института главных управлений МВД по федеральным округам моментально породило множество споров. Одни считали, что это очередное бюрократическое звено с непомерно раздутым штатом и генеральскими креслами. Другие видели в новых управлениях единственно возможный путь для объединения усилий в борьбе с оргпреступностью. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент "НГ" обратился лично к начальнику ГУ МВД по ЦФО генерал-лейтенанту милиции Сергею Щадрину.

Из досье "НГ" Сергей Федорович Щадрин, генерал-лейтенант милиции, начальник ГУ МВД России по ЦФО. Родился 14 июня 1949 года в Ивановской области. Окончил Ивановский государственный университет. В 1975 году направлен на работу в органы внутренних дел. В 1981 году командирован в Афганистан. В 1993-1998 гг. - начальник УВД Псковской области, с 1998 по 1999 г. - первый замначальника УСБ МВД РФ, в 1999-2001 гг. - начальник ГУВД Ростовской области. 6 августа 2001 года указом президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД РФ по ЦФО. Награжден 12 государственными наградами, в том числе орденом Красной Звезды. Женат, имеет дочь.



- Сергей Федорович, с какой целью были созданы управления по федеральным округам?

- Управления в федеральных округах появились в прошлом году, после июньского указа президента "О некоторых вопросах МВД". Задача у новой структуры очень простая - улучшить управляемость подразделениями. Ведь стоит только сравнить: в России 89 областей, а в ЦФО всего 18. С точки зрения проведения любого управленческого решения в округе работать много проще. Кроме того, таким образом куда легче контролировать выполнение поставленных задач непосредственно на "земле".

Есть и еще одна сторона. Все привыкли говорить, что нынешняя преступность не стоит на месте. А о МВД почему-то позабыли. Так вот, создание главных управлений МВД в федеральных округах - это тоже своего рода попытка совершенствования. Никто не говорит, что данная форма единственно правильная. Может быть, через год что-то изменится, появятся более прогрессивные формы и методы работы.

- Расследованием каких преступлений занимаются сотрудники управления?

- Самых разных. Но все-таки большая часть дел связана с оргпреступностью. Хотя необходимо отметить, что сегодня все виды преступности переплелись довольно сильно и зачастую отличия просто незаметны. У меня глубокое убеждение, что сейчас преступность можно разделить на три составные части. Первая - бытовая. Она наиболее распространена и чаще всего строится по принципу: украл-продал-пропил. Вторая - наркомания и все, что с нею связано: в последнее время проблема борьбы с наркоманией едва ли не самая серьезная для МВД. И, наконец, третья часть - непосредственно организованная преступность. Идет нешуточное накопление капитала, и мы должны отследить все до мелочей.

- Получается, что сотрудники управления по большей части занимаются теоретической работой?

- Нет. Помимо теории нам поставлены и более узкие задачи. Например, организация работы по конкретным преступлениям, по конкретным уголовным делам. На сегодняшний день по нашим материалам возбуждено 54 уголовных дела. И поверьте, все они достаточно серьезны: это дела по организованной преступности.

- То есть обычными жуликами вы не занимаетесь? С чем это связано?

- Мы ограничены количеством людей. Вот и все.

- Но у вас солидный штат - несколько сотен человек?

- Не забывайте, что в Центральном федеральном округе живут 25% населения страны. Охватить все виды преступлений просто невозможно физически. Мы вычленили подразделения по борьбе с организованной преступностью, так называемые ОРБ. Бюро имеют два направления работы. Первое - организация ОРБ на местах: фактически подмена бывших РУБОПов. Правда, с одной существенной оговоркой: все подразделения на местах входят в состав криминальной милиции и подчиняются одному начальнику. (РУБОПы теоретически имели двойное подчинение, а на деле не подчинялись приказам местного милицейского руководства. - "НГ".) Наше подразделение должно не только обобщать информацию о преступном сообществе, но и в дальнейшем помочь вывести злоумышленников на чистую воду. Это уже второе направление работы - по конкретным преступлениям. Причем если раньше борьба с оргпреступностью стояла особняком, то сегодня она ведется в совокупности с раскрытием других преступлений. У нас есть подразделения, которые занимаются экономическими и общеуголовными преступлениями. Также ведутся работы и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - за это отвечает подразделение по проведению специальных операций.

- Ваше управление расположилось в стенах бывшего московского РУБОПа - организации, снискавшей себе неоднозначную репутацию...

- Действительно, у нас работают довольно много представителей той самой организации. Придя сюда и решая вопрос о формировании управления, я сразу сказал, что нельзя всех огульно красить черной краской. Некоторые сотрудники просто выполняли задания руководства, были поставлены в такие условия. Согласитесь, не мог же оперативник сказать начальнику: ты не прав. Мы это хорошо понимаем. Но все-таки постарались очистить управление от неблагонадежных людей, запятнавших себя. А в целом - хорошие ребята, настоящие профессионалы. Есть люди, которые пятнадцать лет занимаются раскрытием заказных убийств или освобождением заложников. Это ведь богатейший опыт, который нельзя терять!

Кстати, любопытный случай из реальной жизни. Один коммерсант попал в неприятную ситуацию и советовался с другом, что делать. Приятель говорит: "Иди на Шаболовку. Там помогут". "Да ты знаешь, сколько там берут?" - ужасается предприниматель. "Теперь не берут", - ответили ему. Приятно, когда так говорят.

- Слышал, что в вашем управлении разработана уникальная схема возврата денег государству. Применяется ли она на практике?

- Уникальной-то ее, конечно, не назовешь. Хотя… Как оценить нашу работу? По количеству посаженных? Но не секрет, что тюрьмы переполнены, а толку нет. Поэтому мы решили в первую очередь вернуть государству как можно больше наворованного и оценивать себя по количеству средств, возвращенных в доход государства. За первый квартал мы возвратили более миллиона долларов. Технология работы такая. Мы принялись исследовать ситуацию по складским помещениям, куда из-за границы поступает разнообразный товар. Оказалось, что во многих случаях это контрабанда или контрафакт. Провели несколько мероприятий, чтобы выяснить наиболее опасные в этом плане участки.

- Оказалась Москва?

- Я бы не сказал. Хотя, конечно же, здесь немало нарушений. В столице мы проверили шесть крупных складов. Проводили оперативные мероприятия и убеждались, что предлагаемый товар завезен в Россию без соответствующих документов или не соответствует установленным нормам. Затем наши сотрудники выясняли количество товара, изымали его и сдавали на ответственное хранение. Хозяевам груза предлагали в установленные законом сроки представить нам необходимые документы на изъятый товар. Если владельцы так и не являлись, то материалы передавались в суд, где и решается дальнейшая судьба товара. Нередко его просто распродают, а деньги от его реализации обращаются в доход государства.

Таким образом, мы не только боремся с преступностью, но и нарабатываем опыт. Оттачиваем алгоритм действий. Пишем методические рекомендации, которые станут своеобразной памяткой для милиционеров на местах. Ведь там часто просто не представляют, как поступить в определенном случае. Подводя итог, скажу, что нет смысла просто лишать злоумышленника свободы. Он все равно свое получит. Главное, чтобы государство получило возмещение полученного ущерба.

- А какая роль в вашем аналитическом ведомстве отводится СОБРу?

- Без силовой поддержки сегодня не обойтись. У нас возникали разные ситуации. Например, мы изымаем товар и сдаем его на ответственное хранение. Ночью на складе делают подкоп, все вывозят, а утром владельцы испарившегося товара обращаются в милицию с заявлением о краже. Теперь мы стали подстраховываться и брать на все мероприятия СОБР. Надежнее, знаете ли.

- Есть ли у вас контакт с полпредом президента?

- Конечно. К примеру, не так давно рассматривался вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса в Липецке. Ну как обойтись без нас? Ведь только наши сотрудники владеют всей ситуацией снизу: как идут "поборы" с бизнесменов, как они сами себя ведут. Мы подпитываем полномочного представителя президента информацией. А он, в свою очередь, ставит перед губернатором задачу - на что обратить внимание с точки зрения правопорядка.

- Приходилось ли вам общаться лично с президентом?

- Я этого жду. А вообще разговаривал с Владимиром Владимировичем 21 февраля.

- Путин как-то оценил работу управления?

@@@
"Большая часть наших дел связана с оргпреступностью"
"Звезды у меня нет"
"На повестке дня - вопрос о судьбе правительства"
100 ведущих политиков России в ноябре
«Роснефть» заложит свою нефть или заложат ее саму
АРКО и банки
Благочестивым царям на поклонение и молебствование...

В России воюют до усталости

@@

Рустам Ибрагимбеков отстаивает значение национальных кинематографий

2001-06-02 / Екатерина Сальникова Рустам Ибрагимбеков - драматург, сценарист, режиссер, председатель Конфедерации союзов кинематографистов. Он написал сценарии к картинам "Белое солнце пустыни", "Спокойный день в конце войны", "Допрос", "Храни меня, мой талисман", "Филер", "Урга - территория любви" и "Сибирский цирюльник" (в соавторстве с Никитой Михалковым), "Восток - Запад" (в соавторстве с Сергеем Бодровым). Режиссер фильмов "Человек, который старался", "Семья", "Телефон доверия".







-Недавно в Москве проходил Форум национальных кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. В программе участвовала ваша новая картина "Телефон доверия". Она посвящена одной из самых болезненных и существенных тем - правам женщин в современном обществе. Действие производит впечатление почти документального. Как возник замысел?

- Полнометражная картина была снята за 12 смен, в общей сложности за месяц. Без сценария, на тему, которую выбрал заказчик. Я собрал актеров моего маленького театра, и мы начали работу. Я полагаю, что кинематограф должен быть либо таким, каким его делают в Америке, - шоу, развлечением, аттракционом, либо высококлассным постановочным искусством. Либо - и это направление я считаю самым важным - отражать жизнь как можно ближе к самой жизни. Художественный вымысел должен существовать, как бы растворившись в достоверной, почти документальной, материи фильма. И наши лучшие режиссеры - Герман, Балаян - этого добивались. А есть другой путь - сделать кино не "под документ", а именно документальное. В "Телефоне доверия" почти все люди играют самих себя. Парень, который хочет жениться - он и в жизни не женат. Это действительно его квартира. Он позвонил своему реальному другу, которого мы и сняли… Некоторые справедливо отмечают, что звук в "Телефоне доверия" может быть лучше. Конечно, может. Это стоит недорого, можно переозвучить диалоги. Но это уже мертвое кино! Пусть уж лучше звук остается с дефектами - зато не утрачивается ощущение правды жизни.

- Насколько такая эстетика характерна сейчас для азербайджанского кино?

- Если бы я не снял эту картину, Азербайджан вообще не был бы представлен на Форуме. Чтобы снять картину на качественной пленке и соответствующим образом ее обработать, нужно как минимум 200 тысяч долларов. А в Азербайджане на все кинопроизводство выделяется 500 тысяч. Кое-кто из режиссеров считает, что этой суммы недостаточно даже для одной картины. По этой причине в Азербайджане ни в прошлом, ни в нынешнем году не завершен ни один фильм.

- Вы полагаете, у вашего метода есть перспективы?

- Вообще малобюджетное кино - это прежде всего проблема эстетическая. Нельзя просто сокращать затраты на фильм. Следует прежде всего придумать историю, которую можно без особых потерь снять на маленькие деньги. И такое кино может стать популярным - взять хотя бы датскую картину "Celebration". Главное - свежесть замысла и желание высказаться. И "заказное" искусство не обязательно должно быть плохим. Конечно, если тебе заказывают что-то, противоречащее твоим нравственным и творческим принципам, - это плохо. Но мне удалось снять и на деньги ООН то, что я хотел.

- Какова дальнейшая судьба "Телефона доверия"?

- Надеюсь, картина станет пилотом сериала, финансируемого ООН. Я предложил сделать проект региональным, то есть распространить географию действия на другие страны Закавказья и Средней Азии.

- В этом году Конфедерации союзов кинематографистов исполняется десять лет. Как она создавалась?

- Еще до распада СССР кинематографисты поняли, что профессиональные и человеческие связи не должны зависеть от политической конъюнктуры. И на одном из последних пленумов Союза кинематографистов СССР был принят новый принцип организации. Советская модель строилась как пирамида, в которой все уровни подконтрольны центру. Когда-то творческие союзы создавались Сталиным для управления творческими личностями. Но в конце 50-х, когда создавался Союз кинематографистов, уже стало ясно, что союзы при всей своей соглашательской политике все-таки помогают творческим личностям хоть как-то противостоять государству. И так или иначе выражают независимое общественное мнение. Были случаи, когда Госкино закрывало картину, а на пленуме в Союзе эта картина объявлялась высоким достижением советского искусства. И в конце 80-х мы понимали, что Союз кинематографистов следует сохранить, перестроив его структуру и вертикальную соподчиненность. Новая модель была построена на конфедеративной основе: все союзы равны, каждый имеет по одному голосу. Россия представляет великий кинематограф, поэтому у нее пять голосов. Членами Конфедерации, кроме Российского, являются еще и Московский, Санкт-Петербургский, Северокавказский и Татарский союзы. Сейчас, к сожалению, Российский союз приостановил свое членство в Конфедерации. Самый же многочисленный Московский союз активно участвует в деятельности Конфедерации.

- Какова специфика деятельности Конфедерации в постсоветских условиях?

- При новых обстоятельствах кинематографисты оказались в тяжелейшей ситуации. Раньше государство нас финансировало, но накладывало жесткие идеологические, политические обязательства. Сейчас же все государства, образовавшиеся после распада СССР, освободив нас идеологически, фактически отказались и от финансовой поддержки. И мы оказались в ситуации первобытного рынка. И опять начала процветать конъюнктура, только не та, которая обслуживает государственную идеологию, а конъюнктура рынка, обслуживающая дурные вкусы.

- Как можно этому противостоять?

- В этой ситуации союзы должны не бороться с государством, а наоборот, возбуждать в нем интерес и к кинематографу. Многие союзы на местах настолько озабочены проблемой выживания, что забыли о своей главной задаче: отстаивать интересы киноискусства, помогая наиболее талантливым творческим работникам реализовывать их планы. И, конечно же, задача союзов - формировать общественное мнение. Чтобы "дешевое" рыночное кино - и отечественное, и зарубежное - получало достаточно весомую критическую оценку. Союзы должны думать об интересах национального киноискусства. Мы все продолжаем жариться на одной сковородке. Все мы поставлены в одинаковые, "постсоветские" обстоятельства. Удивительно похоже мыслят руководители наших стран вне зависимости от того, ближе ли они к Европе или к Азии. Все они считают, что кинематограф должен сам себя содержать. Но есть, например, французская модель, когда определенный процент от проката любого фильма идет на развитие национального кино. Нам следует создать законодательную базу такой концепции проката в наших странах. Тогда американский кинематограф будет косвенно работать на российский и другие национальные кинематографии.

- Но как кино может налаживать отношения с государством?

- Государство должно понимать, что, выделяя деньги на развитие кино, оно думает о будущем. Это ведь не одолжение - поступают налоговые отчисления, и в них заложены деньги на кино как на часть национальной культуры. И это надо внедрять в сознание власть предержащих. Кроме того, есть межгосударственные культурные программы. Советская власть строила свои отношения с искусством определенным образом. Новая власть их никак не строит. Конфедерация сумела в 6-7 странах пробить законы. Мы утвердили ряд важных межгосударственных соглашений о кино. Они предоставляют киноорганизациям право беспрепятственного ввоза и вывоза картин, поощряют фестивали, совместные постановки, создавая юридический инструментарий для сотрудничества в сфере производства фильмов и обмена информацией. Как ни странно, в России это соглашение не ратифицировано в Думе до сих пор.

- Почему?

- Видимо, никто этим не занимается. Спустя пять лет после подписания оно очередной раз будет представлено на слушание в Думе. А ведь и российские кинематографисты заинтересованы в межгосударственных связях. Олег Янковский едет сниматься в молдавском фильме "Прокрустово ложе", а оператор Сергей Акопов делает в этом фильме замечательное изображение. В азербайджанских фильмах тоже снимаются русские актеры. И в результате феномен Евразийского кино - как когда-то советского - существует как эстетическая категория. Потому что за десятилетия сложился общий менталитет, не чисто европейский и не чисто азиатский. Традиционно в Конфедерации один из сопредседателей представляет Российский союз. Это дань уважения российскому кино. Мы добились того, что нет антироссийских настроений, психологических, политических предубеждений. Российское правительство, Московское правительство, Минкульт, МИД помогают провести Форум национальных кинематографий. А Российский союз не участвует.

- В последнее время обострился конфликт вокруг Киноцентра. С чем это связано?

- Руководству СК России хочется, чтобы Киноцентр принадлежал только ему. Но Киноцентр создавался на общие средства всех СК бывшего СССР. И при распаде страны его акционерами стали все союзы кинематографистов, хотя и с разными долями. У СК России - 32% акций. Решение о том, что Киноцентр должен перейти в собственность СК России, принималось на том съезде, где Никита Михалков избирался председателем. И тогда он еще не мог повлиять на его решение. А теперь вынужден его выполнять. Мы договорились отделить наши человеческие отношения от проблемы Киноцентра. И пока нам это удается.

- И как разворачивается ситуация?

- Идут суды. Мы их последовательно выигрываем. Но СК России надеется, что может добиться своего с помощью прямого вмешательства власти.

- Каковы взаимоотношения Киноцентра с Музеем кино, расположенным в том же здании?

@@@
В России воюют до усталости
Все ведущие телеканалы окажутся под Кремлем?
Вывод военной техники из Абхазии приостановлен
Газ и электричество должны выйти на рынок
Женщина будущего
Журналисты подпишут конвенцию
Закон о партийной мимикрии

Керченская история

@@

"Золотой чемодан". Были и легенды

2000-03-01 / Евграф Кончин



БЕСЦЕННЫЕ сокровища - золото Керченского историко-археологического музея находилось в этом черном чемодане. Оно при загадочных обстоятельствах исчезло в годы прошедшей войны. Но его поиски продолжаются до сего времени...

В январе 1926 года крестьянин крымского села Марфовка Нашев нашел на распаханном кургане богатый клад - захоронение готского царя, относящееся к III-V векам: золотую диадему, украшенную сердоликами и зернами граната, несколько золотых пряжек и ушных подвесок. Таких превосходных, высокого художественного качества готских памятников еще не находили. Они были переданы в Керченский историко-археологический музей и получили в литературе наименование "марфовского клада". Он вошел важной частью с знаменитую золотую коллекцию музея.

Да, да, она была действительно знаменита, общепризнанного мирового значения, входила во все специальные справочники и каталоги. Состояла из 719 золотых и серебряных вещей. Среди них - семьдесят понтийских и боспорских монет митридатовского времени, то есть II-I веков до нашей эры, тиритаковского клада, обнаруженного при раскопках в конце 1935 года. Особой известностью пользовались золотые бляшки с изображением скифов, пьющих вино из рога, бляшки с изображением юноши, сдерживающего коня, а также с изображением сфинкса, медальоны с изображением Афродиты и Эрота, золотые маски, бусы, пояса из золотых и серебряных пластин, золотые иглы и лепестки. Редчайшей считалась коллекция средневековых пряжек из семнадцати предметов, собрание всевозможных браслетов, серег, колец, перстней, подвесок с изображениями грифона, сфинксов и львов. Наконец, в ней находились пантикапейские монеты червонного золота, золотые боспорские, греческие, римские генуэзские, византийские, турецкие, русские монеты, медали, древние иконы в золотых окладах, украшенных драгоценными камнями, и многое другое. Словом, это были бесценные памятники мировой культуры.

Война обернулась для коллекции страшной трагедией. Когда фашисты осенью 41-го года прорвались в Крым, наиболее значительные экспонаты были уложены в 19 ящиков и приготовлены к эвакуации. Золотую коллекцию поместили в большой фанерный чемодан, обитый черным дермантином. В описи он был указан, как "место # 15". Но чаще всего, даже в официальных документах, его именовали "золотым чемоданом". К нему относились особенно бережно. Все предметы укладывались в него не только в присутствии директора музея, выдающегося археолога Юлия Юльевича Марти, и главного хранителя, но также и в присутствии председателя городского совета и секретаря горкома партии. Закрыли чемодан на замки, перевязали ремнем, запечатали сургучной печатью Керченского горкома ВКП(б).

26 сентября 1941 года Марти и инструктор горкома партии Иваненко отправились с музейным грузом в глубокий тыл, в далекое и опасное путешествие, которое оказалось безвозвратным, трагическим, во многом загадочным до сих пор. В середине семидесятых годов я в поисках "золотого чемодана" также совершил тот же самый путь от Керчи...

Но вернемся к сентябрю сорок первого. Вначале ящики на катере переправили через Керченский пролив. Под бомбежки не попали, что сочли удачным предзнаменовением. В Тамани ящики перегрузили на грузовики. Дорога проходила по открытой местности, которая хорошо просматривалась фашистскими самолетами. При налетах выскакивали из машин и прятались, где придется. Марти и Иваненко приходилось труднее всех, так как они тащили тяжелый чемодан. Он всегда должен быть с ними при любых, самых чрезвычайных обстоятельствах. Даже ценою собственной жизни они обязаны были его сберечь.

Так добрались до Краснодара, а затем переехали в Армавир. Здесь Марти и Иваненко сдали свой груз. Их опасная миссия была закончена, и они оправились дальше в тыл. Но вряд ли они предполагали, что для "места # 15" самое страшное было еще впереди. Вряд ли об этом догадывались и руководители Краснодарского крайисполкома Пашкова и Маркова, которые телеграфировали в Москву, в Наркомпрос о благополучной эвакуации ценностей Керченского музея. Кто ж мог тогда знать, что фашистское нашествие достигнет Краснодарского края...

Вскоре начались бомбежки Армавира. При очередном налете фугасная бомба попала в здание, где находились ящики с керченскими экспонатами, и все они погибли под руинами и в огне пожара. И "золотой чемодан"? Долгое время и я так считал.

Однако после долгих поисков в архивах, длительной переписки, запросов, на что понадобилось несколько месяцев, мне удалось связаться с человеком, от которого я узнал дальнейшую судьбу керченского золота. Им была Анна Моисеевна Авдейкина. Встретился с ней в Армавире, в ее крохотном домике. В 1941-1942 годах она заведовала так называемой спецчастью горисполкома. Именно сюда привезли Марти и Иваненко "золотой чемодан".

- Председатель горисполкома Василий Петрович Малых распорядился открыть чемодан, - рассказывала Анна Моисеевна, - сверить его содержимое с представленной описью. Все сошлось в точности. Затем чемодан закрыли, поставили печать Армавирского горисполкома. Его оставили на сохранение в "спецчасти", поэтому он и уцелел при бомбежке.

Летом сорок второго года я сильно заболела - сыпной тиф и воспаление легких. Еле-еле меня выходила мама. Встала с постели слабая-слабая. Но 3 августа обеспокоенная мама сказала мне, что немцы совсем близко и, похоже, город наши оставляют. Я решила пойти в Дом Советов, где размещалась моя "спецчасть". Здание встретило меня открытыми дверями и полным безлюдьем. Все уже из него уехали. С трудом вскарабкалась на четвертый этаж, вошла в свою комнату и... сразу же увидела тот самый чемодан! Глазам своим не поверила! Но это был он. О нем в суматохе просто забыли.

Что же делать? Одной мне чемодан не унести - ведь в нем килограммов восемьдесят было. Возвращаюсь домой и прошу помочь сестру Полину и племянника Шуру. Втроем тащим тяжеленный чемодан по пустынным улицам. Началась бомбежка - взрывы, пожары, летят куски кирпича, осколки стекол. Все же донесли его до дома. А что дальше? Вспоминаю, что мне назвали "на всякий случай" место для эвакуации. Бегу туда. Слава богу, вижу совершенно измученного Малых. Он хотел было отмахнуться от меня, но когда узнал о чемодане, даже в лице изменился. Сразу же направил за ним грузовик, приказал во всю мочь ехать в станицу Спокойная и там отдать его заведующему Госбанком Якову Марковичу Лободе.

По дороге нас обстреляли из кукурузника. Спустили шины. Кое-как добрались до станицы на скатах. Чемодан я отдала Лободе, а сама решила пробираться к своим. Но была задержана фашистским патрулем и отведена в лагерь для проверки личности. Поняла, если немцы дознаются, что была заведующей "спецчастью"... Словом, из лагеря бежала и со многими приключениями перешла линию фронта.

После освобождения Армавира от оккупантов Анна Моисеевна в феврале 1943 года вернулась домой. Узнала от матери, что за ней приходили гестаповцы, расспрашивали о... чемодане, требовали сказать, где он спрятан. Похоже, что кто-то видел Авдейкину с ним и донес немцам. Гестаповцы обыскали дом, даже стога сена во дворе истыкали штыками.

Анна Моисеевна тогда не знала, что за этим чемоданом от самой Керчи шла специальная зондеркоманда, в составе которой были берлинские археологи. Они имели полную опись содержимого "золотого чемодана", которую им передал предатель - сотрудник керченского музея.

Кстати, ее копию я обнаружил в делах немецкой администрации города, которую мне любезно показали в керченском КГБ.

Зондеркоманда добралась и до Спокойной. Побывал в станице спустя тридцать лет и я. Расспрашивал старожилов, музейных работников. Особенно помог мне краевед Михаил Николаевич Ложкин - большое ему спасибо. Вот что я узнал.

6 августа 1942 года Лобода погрузил чемодан на бричку, закрыл разным домашним скарбом и стал пробираться в тыл. Но нарвался на фашистов. Солдаты, однако, не стали проверять, что вез усталый, небритый и испуганный мужик, и направили его обратно в станицу. Яков Моисеевич свернул в лес и добрался до партизан. Там остался рядовым бойцом.

В декабре сорок второго года Спокойненский партизанский отряд попал в крайне тяжелое положение. Его продовольственные базы были разграблены фашистами, кончились продукты и боеприпасы. Бойцы голодали, страдали от болезней и сильных морозов. Отряд окружили каратели, и он понес серьезные потери. Поэтому его командование решило пробиваться из окружения небольшими группами, частью рассеяться по близлежащим селам.

Снаряжение, лишнее оружие, документы закопали в разных местах. О каждом тайнике знали два-три человека. Все они были указаны в карте командира отряда Якова Григорьевича Соколова. Но после его гибели она при невыясненных и весьма загадочных обстоятельствах исчезла. Оставшиеся же в живых партизаны сообщили мне, что чемодан прятали Соколов и Лобода. При выходе из окружения Якова Марковича и нескольких его товарищей схватили гитлеровцы. 14 декабря их расстреляли.

Перед казнью разрешили проститься с женой Еленой Павловной.

- Он все порывался что-то сказать мне, - вспоминает она. - Ну какой уж здесь разговор! Полицай рядом стоял, торопил, ругался. Сумел лишь прошептать о каком-то спрятанном чемодане... но я была почти в беспамятстве от ужаса и горя, ей-богу, мне было ни до какого-то там чемодана. Лишь позже все удивлялась, что ему дался этот чемодан?!

Дался, и, вероятно, Яков Маркович сказал жене, где был он спрятан. Но Елена Павловна все запамятовала, и ее понять можно.

Итак, теперь уже никто ничего не сможет сказать о "золотом чемодане". Остается надеяться лишь на архивный документ. Долго я не мог его отыскать. Счастливое "вдруг" произошло совершенно случайно. Просматривал я материалы, никакого отношения не имеющие ни к Керчи, ни к Краснодару. Вот среди них-то и затерялся этот столь желанный, совсем небольшой листок. Притом с грифом "секретно", и поэтому он никак не должен был находиться именно в этих бумагах. Вероятно, кто-то из архивных работников положил "секретную" страничку не в ту папку. Но как я ему благодарен за эту "ошибку"!

Документ этот - письмо заместителя наркома просвещения РСФСР Н.Ф. Гаврилина, направленное 24 июня 1944 года заместителю наркома внутренних дел, комиссару госбезопасности 2 ранга С.Н. Круглову. В нем кратко излагается история эвакуации золотого фонда Керченского историко-археологического музея, мне уже хорошо известная. Но вот ради последующих нескольких строк я и перерыл множество архивных бумаг. Вот они: "В январе 1944 года Управление музеями Народного Комиссариата просвещения РСФСР обратилось к начальнику Управления НКВД Краснодарского края с просьбой расследовать обстоятельства пропажи в Спокойненском партизанском отряде золотого фонда Керченского историко-археологического музея. Но ответа до сих пор не поступило. Весной 1944 года председатель Армавирского горисполкома В.П. Малых (тот самый, о котором упоминает Авдейкина. - Е.К.), будучи у меня в присутствии начальника Управления музеев А.Д. Маневского, сообщил, что чемодан # 15 был найден на месте стоянки партизан у станицы Спокойная. Но чемодан был пуст (подчеркнуто мною. - Е.К.)... Народный Комиссариат просвещения просит Вас дать указание расследовать дело о пропаже золотого фонда Керченского музея..."

И такое расследование было произведено. Однако на мой запрос, направленный в середине семидесятых годов в Краснодарское КГБ о материалах следствия, мне ответили, что таковых нет. Как выяснилось лишь в середине девяностых годов, это было неправдой. Но эти материалы мне уже не были нужны, так как об их содержании я узнал от партизан Спокойненского отряда и их родственников, которых разыскал в разных местах страны.

Следствие велось жестко. Партизан допрашивали сурово, придирчиво, подчас унизительно. Кое-кто из них был даже на какое-то время арестован "по подозрению к пропаже "золотого чемодана". Кое-кто лишился партийных билетов. Но следов керченского золота так и не обнаружили.

Хотя, постойте, оно не исчезло бесследно! Мне рассказали почти легендарную историю. В августе 1946 года в лесу близ станицы Спокойная мальчишки нашли золотую диадему. Отнесли ее в милицию, оттуда ее передали в Госбанк, и дальнейшая судьба драгоценности неизвестна. Судя по позднейшим описаниям, она весьма напоминает царскую диадему из "марфовского клада", который, напоминаю, находился в "золотом чемодане". Но тогда никому в голову не пришло сделать такое сопоставление. Впрочем, единственным человеком, который мог бы совершенно точно сказать о принадлежности диадемы, был, конечно, Юлий Юльевич Марти. Но он в то время жил в Казахстане, сосланный туда за свою немецкую национальность.

Когда же спохватились в семидесятых годах, было уже поздно. В течение нескольких лет отряды добровольных искателей облазили все окрестные леса. В составе одного из них и я прошелся по местам стоянок партизанского отряда, но, увы и ах, мне не повезло!

@@@
Керченская история
Кому пеньки - кому стволы
Конфликт в Карачаево-Черкесии урегулирован
Кризис на Украине: причины и последствия (1)
Кто главнее - посланец Путина или избранный губернатор?
Куда исчезли нарушители границы?
Лик над бездной

Митту Ромни помог папа

@@

Результаты праймериз в Мичигане добавили непредсказуемости президентской гонке республиканцев

2008-01-17 / Андрей Терехов



Победу в штате Мичиган на внутрипартийных выборах среди республиканцев, претендующих на президентский пост, одержал мультимиллионер Митт Ромни. Теперь республиканцы и демократы сконцентрируются соответственно на Южной Каролине и Неваде, которые определятся со своими предпочтениями по будущему лидеру США в ближайшую субботу.

Согласно обнародованным вчера результатам за бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни в Мичигане проголосовали 39% избирателей. Второй – сенатор от Аризоны Джон Маккейн, у которого 30%. Наконец, третьим к финишу с 16% пришел экс-губернатор Арканзаса Майк Хакаби. Таким образом, после первых трех схваток за право получить выдвижение от Республиканской партии на президентские выборы осенью этого года лидер в гонке претендентов не определился. Напомним, на внутрипартийных выборах в Айове ранее в этом месяце победил Хакаби, а на последовавших за ними праймериз в Нью-Гемпшире – Маккейн.

Опросы по выходе с участков позволяют предположить, почему в Мичигане победил Ромни. Главным вопросом кампании для избирателей штата с самой высокой безработицей в стране оказалась экономика, а именно дальнейшая судьба автопромышленности, где занята большая часть рабочих рук. Более половины опрошенных сказали, что их беспокоит состояние экономики штата, и 42% из них отдали голоса Ромни, отмечает New York Times.

Митт сказал народу то, что тот хотел услышать: потерянные рабочие места еще можно восстановить, как и лидерство Америки в автомобилестроении, и Мичигану будет уделено особое внимание, если Ромни станет президентом. Обещание было подкреплено напоминанием, что кандидат считает штат родным. Действительно, Ромни родился и вырос в Мичигане, здесь руководил компанией American Motors его отец Джордж, который потом трижды в 1960-х становился губернатором штата. Правда, родные пенаты Ромни покинул лет 40 назад.

Маккейна, как отмечают аналитики, подвела его ставка на «прямой разговор». Ошибкой было его заявление, что утерянные рабочие места в автопроме больше не восстановить, хотя это мнение разделяют и многие экономисты.

Настоящей борьбы претендентов на президентский пост от Демократической партии в Мичигане не получилось. Как уже писала «НГ», руководство партии наказало штат за самовольный перенос даты праймериз на более ранний срок. В результате Мичиган лишили права послать своих делегатов на общенациональную конвенцию Демократической партии летом, где и будет выбираться кандидат партии на ноябрьские президентские выборы. Из основных претендентов в праймериз в Мичигане участвовала только сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, которая получила 55% голосов. Ее основные конкуренты – сенатор от Иллинойса Барак Обама и экс-сенатор от Северной Каролины Джон Эдвардс – отказались от участия.

Теперь поле битвы для республиканцев переносится на юг – в Южную Каролину, а для демократов – на запад, в Неваду. Ромни, Маккейн и Хакаби уже вылетели в Южную Каролину. Ромни попытается воспользоваться инерцией, приданной его кампании последней победой в Мичигане, и рассчитывает привлечь консервативных избирателей-республиканцев. Маккейн надеется на голоса умеренных республиканцев, а также независимых избирателей, которые, кстати, помогли ему победить в Нью-Гемпшире. Не исключено, что ветерану вьетнамской войны помогут даже избиратели-демократы. Ведь в Южной Каролине зарегистрированным сторонникам Демократической партии разрешено голосовать и за республиканца. Однако неприятным сюрпризом для кандидата стало известие о новой PR-акции группы «Ветераны вьетнамской войны против Маккейна». Они разослали избирателям Южной Каролины листовки, что Маккейн, будучи в плену, сообщал вьетконговцам в обмен на лучшее обращение секретную информацию. Сам ветеран это полностью отрицает.

Наконец, Хакаби заявляет, что победа обеспечена именно ему. В активе этого претендента, бывшего священника-баптиста, – англиканский электорат, а также все те, кто прислушается к его популистским обещаниям.

@@@
Митту Ромни помог папа
Наперегонки с прокуратурой
Нет антикварным пистолетам
Нет педагога лучше турка
Новый русский орднунг
Обстоятельства нового времени
Объективная логика политического краха Горбачева

Опасности XXI века

@@

Достойное будущее России немыслимо без эффективной системы национальной безопасности

1999-10-12 / Николай Михайлов Николай Васильевич Михайлов - профессор Академии военных наук.



Стратегические ракетоносцы Ту-160 в случае оснащения их высокоточным обычным оружием могут стать эффективным средством решения задач в конфликтах любой интенсивности.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ПОБУДИТЕЛЬНЫМ мотивом для написания этой статьи стали два события последнего времени: агрессия США и стран НАТО в Югославии и подписанный 23 июля сего года президентом США Федеральный закон "О национальной системе противоракетной обороны 1999 г.". Эти события вынуждают критически отнестись к дню сегодняшнему и переосмыслить представления о дне завтрашнем.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Особенность современного этапа развития состоит в том, что создание мифов, опирающееся на современные информационные технологии, стало мощным инструментом активной политики ряда государств.

Пример первый. Вся индустрия пропаганды многие годы "работала" в полную силу, убеждая в том, что расширение НАТО на восток несет благо странам, вступившим в этот блок и даже не вступившим, в том числе и России.

Какова реальность - показали события в Югославии. Во-первых, всем стало ясно, что в самой НАТО нет равноправных членов, а есть США и находящиеся от них в прямой зависимости страны Европы. Во-вторых, в полной мере проявилась агрессивная сущность блока. Право сильного оказалось сильнее гуманистических идеалов. Одновременно США решили и другую стратегическую задачу. На теле Европы - главного экономического соперника - появилась вследствие усилий Альянса незаживающая рана. И это непременно будет использоваться как мощный инструмент политического и экономического давления. А заодно предупреждение получили и другие - так будет с каждым, кто вздумает ослушаться.

Пример второй - борьба с терроризмом. Безусловно, проблема абсолютно реальная и актуальная. Но оказалось, что и здесь есть благодатная почва для мифов. Во-первых, при искусной "раскрутке" проблемы терроризма создается прессинг на неугодную США и их союзникам политику тех или иных стран, и, во-вторых, этим самым достигаются условия для осуществления прямого государственного терроризма, несущего в себе одну из самых серьезных опасностей для всего мирового сообщества. Достаточно вспомнить бомбардировки Ирака и Югославии.

Очень неубедительно звучат заявления некоторых политиков о том, что страны НАТО, включая США, делают все для сохранения сложившейся системы сдерживания, которая базируется на ракетно-ядерной компоненте и информационном обеспечении системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), поскольку этими же странами было сделано все возможное для уничтожения РЛС СПРН в г. Скрунде (Латвия), а ранее в Красноярске. Это решение уже привело к существенному снижению характеристик системы предупреждения о ракетном нападении и, следовательно, к снижению устойчивости всей системы сдерживания в связи с расширением возможностей и соблазнов несанкционированных, провокационных и террористических пусков баллистических ракет (БР). Как следствие - уровень безопасности в мире, в том числе стран НАТО, включая США, существенно снизился.

Подобных фактов можно привести множество, все они свидетельствуют лишь о том, что мировому сообществу необходимо ориентироваться не на мифы, а на реальность. Только в этом случае станет возможным обеспечить стратегическую стабильность и устойчивость мира на планете.

Первое и главное, вокруг чего следовало бы максимально консолидировать усилия действительно независимых стран, состоит в необходимости ликвидации монополии одного государства или группы стран на оценку событий в мире. В связи с этим как минимум должны быть объединены потенциалы России, Китая, Индии, Малайзии, Республики Корея и других стран, стремящихся к реальной независимости и долговременной стабильности в мире. Рано или поздно, но свое слово в этом вопросе должна сказать и просвещенная Европа.

ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ

Система обеспечения национальной безопасности - сфера деятельности государства, где любая ошибка может оказаться роковой. Здесь не может быть неравнопрочных звеньев, поскольку устойчивость этих систем всегда определяется наиболее слабыми из них. Подтверждений тому множество, самое убедительное - сокрушительное поражение политической, социальной и экономической систем СССР невоенными методами при наличии у него мощного оборонного потенциала.

Совершенно очевидно, что основой обеспечения национальной безопасности РФ от внешних военных угроз в ближайшей перспективе будет оставаться стратегия ядерного сдерживания. Она заключается в угрозе применения ядерных сил против любого агрессора в масштабе, обеспечивающем нанесение ему заведомо неприемлемого ущерба. При этом мера ущерба должна исключать провоцирование агрессора на неоправданную эскалацию применения ядерных сил. Другими словами, речь идет о дозированном применении стратегических ядерных сил, адекватном угрозе.

Для обеспечения эффективности стратегии ядерного сдерживания как средства обеспечения национальной безопасности России необходимо, чтобы каждое из ядерных государств оставалось уязвимым для наших ядерных сил при любом сценарии развития конфликта. И уязвимость должна быть постоянной. Только тогда все страны ядерного клуба будут вынуждены стремиться к исключению эскалации конфликтов и искать компромиссные решения и можно будет говорить о том, что стратегия ядерного сдерживания является стабилизирующим фактором.

Ранее достигнутое согласие ядерных государств в этой области стало основой поддержания стратегической стабильности между ними и принципом, на основе которого можно определять направления взаимного сокращения стратегического наступательного вооружения (СНВ), не нарушая стратегическую стабильность.

Особое место в вопросе о ядерном сдерживании и стратегической стабильности занимают системы противоракетной обороны (ПРО).

Отнюдь не случайно в Договоре об ограничении систем ПРО 1972 г. между СССР и США отмечена недопустимость создания территориальной стратегической системы ПРО как наиболее дестабилизирующего стратегическую обстановку фактора. При этом важно отметить, что, несмотря на двухсторонний характер Договора, он по духу разделяется другими ядерными странами, которые внимательно отслеживают его судьбу и учитывают его в своих концепциях национальной безопасности и в военных доктринах.

Тем не менее вопреки Договору 23 июля сего года президентом США подписан Федеральный закон "О национальной системе противоракетной обороны-1999 г.", который практически открывает работы по созданию территориальной системы ПРО США. Более того, в оборонном бюджете США на 2000 г. уже выделено 4,5 млрд. долл. на эти цели. Последствие такого решения - существенное снижение уровня стабильности в мире, в том числе и уровня национальной безопасности самих США. Почему? Попробуем разобраться.

В качестве основных аргументов, обосновывавших отрицательное отношение к разработке, созданию и развертыванию территориальной системы ПРО, российскими специалистами всегда приводились следующие:

- принятое США решение о создании и развертывании ПРО национальной территории с возможностью ее развития во многоэшелонную систему перехвата баллистических ракет неадекватно возможным угрозам;

- создание эффективных средств борьбы даже с ограниченными ударами стратегических ракет может существенно ослабить потенциал сдерживания Китая, Франции, Индии, имеющих малый по отношению к России и США ракетно-ядерный потенциал. Очевидно, что негативная реакция возникнет у этих ядерных стран вне зависимости от того, рассматривают ли они пытающуюся выйти из круга ядерного сдерживания страну как своего потенциального противника или нет;

- создание эффективной системы перехвата стратегических ракет, атакующих территорию США, возможно только при выходе из Договора по ограничению систем ПРО. Поскольку выход из Договора при современных средствах информационного обеспечения и средствах дальнего перехвата создает предпосылки для создания системы ПРО, эффективной против ответного удара, то это неизбежно породит новый виток гонки вооружений, связанный с необходимостью для других государств, включая Россию, восстановить свой потенциал сдерживания;

- планируемое использование для защиты территории противоракет с большой дальностью перехвата придаст этой территориальной системе большой противокосмический потенциал, способный противодействовать разведывательным системам и средствам в "ближнем" космосе (до высот около 2000 км). Иначе говоря, создание такой системы открывает гонку вооружений в космосе. Это тем более опасно, что США всячески препятствуют идее запрета создания и развертывания противокосмических систем;

- создание средств борьбы со стратегическими ракетами может затормозить процесс дальнейших ограничений и сокращений СНВ и подключение к нему других государств;

- отказ от хранения полетных заданий на БР явился недорогим, но значительно более действенным шагом по предотвращению несанкционированных пусков БР, чем создание территориальной системы ПРО с сомнительной эффективностью;

- реализация как односторонних, так и совместных мер по решению проблемы обороны от оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетного оружия (РО) третьих стран не требует выхода или корректировки Договора по ПРО. В частности, решение любых возникающих сложностей по этой проблеме вполне может быть обеспечено в рамках Договора по ПРО и подписанных протоколов, определяющих разграничения тактических и стратегических систем ПРО.

Создание территориальной системы ПРО не является адекватным ответом на реально существующие для США угрозы, не решает поставленных задач и неизбежно вызовет новый виток гонки стратегических и космических вооружений во всем мире. Негативные последствия для стратегической стабильности принятого Вашингтоном решения признают многие специалисты и в самих США.

Исходя из неизбежности сохранения в ближайшей перспективе приверженности стратегии ядерного сдерживания как средства обеспечения национальной безопасности, необходимо уже сегодня вести поиск новой стратегии и способов ее реализации. А пока нет иного решения, чем наделение наивысшими государственными приоритетами проведения комплекса работ по модернизации существующих, разработке и созданию новых стратегических и тактических систем с параметрами и масштабом развертывания, адекватными реальной угрозе и исключающими возможность снижения стратегического потенциала ядерного сдерживания.

Надо сразу заметить, что высокоточное оружие (ВТО) с обычными боеприпасами как перспективное средство реализации стратегии сдерживания обладает существенными недостатками. В частности:

- наступательное и оборонительное применение ВТО не может и не будет рассматриваться как экстраординарная ситуация, поскольку сдерживающий эффект от угрозы его применения несравнимо слабее, чем от ядерного оружия;

- разработка, создание, производство ВТО в необходимых количествах и его информационное обеспечение под силу только мощным в научно-техническом, экономическом и военном отношениях государствам. По этой причине оно никогда не будет обладать той же привлекательностью, что и ОМУ, включая ядерное. Другими словами, уже сегодня определилась условная граница между государствами, которые могут и будут обладать этим оружием, и теми, которые создать и закупить его никогда не смогут и уже по одной этой причине будут стремиться к обладанию ОМУ как оружию сдерживания;

- по сути, ВТО - это не оружие сдерживания, а средство достижения победы (в первую очередь над слабым противником), и с учетом его значительно большей легитимности возникает соблазн провоцирования применения ВТО, прежде всего против государств, которые не обладают таким оружием;

- создание ВТО, его высокие боевые свойства, продемонстрированные в последнее время, дали, безусловно, новый толчок для разработки средств противодействия и обороны против него и предопределили начало нового витка гонки наступательных и оборонительных систем ВТО.

Таким образом, стратегия сдерживания в ближайшей перспективе, вероятно, будет носить комбинированный характер: сильные в военном отношении государства будут и далее сдерживаться ядерным оружием, а "слабые" государства - ВТО в сочетании с другим высокоэффективным вооружением и военной техникой общего назначения.

Для исключения или ослабления нового витка гонки вооружений уже сейчас надо думать и вести переговоры о количественном и качественном ограничениях систем ВТО, в том числе и об ограничениях на формы и методы его использования. Ясно, что эти переговоры должны иметь многосторонний формат. От полученных решений будет зависеть и дальнейшая судьба ядерного оружия. России в этих переговорах может быть отведена решающая роль, поскольку она обладает всеми компонентами системы стратегического ядерного сдерживания и технологиями, позволяющими развивать высокоэффективные системы и средства высокоточного оружия как с ядерными, так и с обычными боевыми частями. Но главное - Россия не на словах, а на деле заинтересована в развитии долговременной и устойчивой стабильности в мире, не стремясь к получению для себя каких-либо исключительных преимуществ. Это начинает понимать подавляющее число стран мира, и это нужно использовать во благо всем.

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА

В среде российской политической элиты длительное время идут дискуссии о военной доктрине РФ как о важнейшем политическом документе, определяющем систему принципов защиты национальных интересов, характер и способы военного реагирования на возникающие угрозы и вызовы. Переоценивать роль и значение различного рода доктрин и концепций в условиях быстро меняющегося мира не следует, поскольку они всегда отстают от жизни и никогда и никаким образом не в состоянии подменить принятую систему реального оперативно-стратегического планирования Вооруженных сил (ВС). Тем не менее с учетом приведенных выше аргументов в военной доктрине представляется целесообразным отразить следующие наиболее принципиальные положения:

1. ВС РФ в единстве с другими войсками и воинскими формированиями обеспечивают вооруженную защиту жизненно важных интересов РФ.

К таковым относятся долгосрочные геополитические интересы, обеспечивающие безопасность России:

- статус великой державы;

- способность влиять на глобальные процессы в мире;

- экономическая стабильность;

- суверенитет, целостность и неприкосновенность территории;

- высокий жизненный уровень населения и его духовное развитие;

- безопасная деятельность в Мировом океане и космическом пространстве, свободный доступ к важным международным экономическим зонам и коммуникациям.

2. Государство осуществляет ресурсное обеспечение (финансовое, материальное, кадровое) ВС РФ на уровне, позволяющем им выполнять поставленные задачи.

3. Основой предотвращения угроз национальной безопасности РФ на ближайшие 10-15 лет остается стратегическое ядерное сдерживание.

4. ВС РФ обеспечивают решение задач:

- поддержания стратегической стабильности в мире;

- предотвращения агрессии, откуда бы она ни исходила;

- уничтожения противника при развязывании им агрессивных действий против РФ или ее союзников;

- участия в миротворческих операциях (по решению ООН).

5. Для решения поставленных задач ВС используют ракетно-ядерные силы и силы общего назначения. При неотвратимой угрозе жизненно важным интересам РФ возможно превентивное применение всего арсенала сил и средств ВС.

6. Для предотвращения военных конфликтов РФ использует весь арсенал, прежде всего невоенных средств, включая дипломатические, экономические и другие средства.

7. ВС РФ должны быть способны к ведению боевых действий в любой среде: на суше, море, в воздухе и космосе. Достижение успеха должно обеспечиваться концентрацией усилий на главных направлениях и преимущественно меньшим числом личного состава, как правило, не вводя его в зону действия огневых средств противника.

8. ВС РФ действуют в рамках Конституции и законов РФ. Руководство ВС осуществляет Верховный Главнокомандующий - президент РФ.

ВС РФ находятся вне политики. Партийная агитация в них не допускается.

9. Повседневная деятельность ВС организуется в соответствии с планами боевой подготовки и боевого применения, разрабатываемыми Генштабом ВС РФ под руководством министра обороны РФ.

10. Ответственность за соблюдение в повседневной деятельности основных положений военной доктрины возлагается на органы законодательной и исполнительной власти всех уровней в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами РФ.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сегодня есть три ключевые задачи международного военно-технического сотрудничества, без решения которых немыслима всеобщая и устойчивая безопасность. Это прежде всего:

- укрепление и развитие существующих и международных механизмов, обеспечивающих снижение уровня противостояния сторон и предупреждающих риск возникновения военных конфликтов;

- противодействие распространению технологий производства ОМУ и ракетных средств их доставки;

- разработка принципов и создание новой системы обеспечения коллективной безопасности, включающей механизмы предотвращения конфликтов или их локализацию и ограничения (при доминирующей роли ООН).

Набор конкретных шагов, которые необходимо осуществить при развитии межгосударственного сотрудничества, общеизвестен. В самом деле, что можно противопоставить (и нужно ли?) переходу от двустороннего к многостороннему формату переговоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений; разработке принципов количественного и качественного ограничения систем ВТО и условий его применения; приданию многостороннего характера Договору по ограничению систем ПРО от 1972 г. путем присоединения к принципиальным ограничениям, вытекающим из этого Договора, всех государств ядерного клуба; приведению Договора об обычных вооружениях к сложившимся в настоящее время в Европе военно-политическим реалиям; обеспечению дееспособности национальных систем технической разведки и систем, обеспечивающих адекватное угрозе применение СЯС (системы ПРН и ККП).

Не вызывает сомнения необходимость осуществления стандартного набора конкретных шагов и при решении задачи противодействия распространению технологий ОМУ и ракетных средств их доставки. Это прежде всего:

- ограничительные невоенные меры по нераспространению ОМУ и РО, предусматривающие последовательное укрепление режимов нераспространения; дальнейшие шаги в области ядерного разоружения, включая запрещение испытаний ядерного оружия всеми государствами мира; политические меры для устранения возможности приобретения ОМУ и РО; расширение зон, свободных от всех видов ОМУ, как существующих, так и создаваемых вновь; совершенствование системы гарантий МАГАТЭ; укрепление режима РКРТ, его совершенствование;

- обмен информацией о состоянии распространения ОМУ и РО и др.;

- военные меры по противодействию распространению и боевому применению ОМУ и РО, включая такие средства, как провозглашение и следование жесткой стратегии сдерживания потенциальных агрессоров от применения ОМУ и РО; активная (с помощью ПРО и ПВО) и пассивная оборона стран мирового сообщества и миротворческих сил в зоне конфликтов; превентивное подавление агрессоров, обладающих и готовящих применение ОМУ и РО и др.

Принципиально важным для мирового сообщества является принцип деления стран на те, к которым следует применять дружественные, и те, к которым следует применять недружественные меры. Мы исходим из того, что это деление должно осуществляться исключительно на основе некоторых общепринятых критериев, базирующихся на том, насколько каждое из государств следует общим правилам поведения в мировом сообществе. Любой иной подход, например, деление стран на основе того, являются ли они друзьями или союзниками одной или группы стран, заведомо является деструктивным и дискриминационным по отношению к другим странам.

Исходя из того, что эффективное применение любых мер мировым сообществом, направленных на ограничение распространения ОМУ и РО, защиту от него или подавление военными средствами, немыслимо без достоверной и постоянно обновляемой информации о его распространении или боевом применении.

Решение этой задачи могло бы стать делом совершенно реальным, если бы ООН выступила с инициативой создания международной системы мониторинга распространения ОМУ и РО, раннего предупреждения и ограничения ущерба при их боевом применении.

Такая система могла бы стать одним из основных инструментов, обеспечивающих:

- ограничение распространения РО и ОМУ;

- контроль за распространением, испытаниями и развертыванием этого оружия;

- контроль за соблюдением международных договоров по ограничению вооружений в этой области;

- снижение вероятности ошибочного (неадекватного ситуации) применения ракетного (ракетно-ядерного) оружия;

- обнаружение факта и предупреждение о боевом применении ракетного (ракетно-ядерного) оружия;

- снижение ущерба от применения ракетного (ракетно-ядерного) оружия.

Обязательными и необходимыми условиями создания такой системы являются:

- соответствие ее национальным интересам каждого государства - участника соглашения о ее создании;

- повышение стратегической стабильности в мировом сообществе в результате создания системы;

- предотвращение гонки вооружений.

Выбор принципов ее создания, структуры, состава и уровня развертывания должны производиться в зависимости от того, насколько эффективно решаются сформулированные выше задачи. Создание такой системы дало бы предпосылки для предотвращения военных конфликтов с применением РО и ОМУ.

Учитывая, что информационные средства системы, обеспечивающие обнаружение БР, способны одновременно осуществлять контроль космического пространства (поскольку космические объекты являются фоном, на котором надо обнаруживать БР), они могли бы обеспечить:

- ведение единого полного каталога космических объектов, содержащего полученную на основе объективных данных информацию об их назначении, типе, режимах работы, параметрах орбит и их изменениях, а также весогабаритных, сигнальных и иных характеристиках;

- расчет для всех стран, осваивающих космос, безопасных трасс запуска и полета космических аппаратов, а также прогнозирование опасных сближений космических объектов;

- прогнозирование падения космических объектов и предупреждение;

- международный контроль за невыводом ядерного оружия в космос;

- международный контроль с участием МАГАТЭ мер безопасности при выводе в космос и эксплуатации на орбитах космических аппаратов с ядерными энергетическими установками;

- анализ аварийных и иных нештатных ситуаций в космосе, обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о поведении космических объектов в этой ситуации и предупреждение об опасных последствиях;

- международный контроль объявленных целей запуска и назначения космических аппаратов.

Несомненно, что придание системе этих функций сделало бы ее более привлекательной для стран третьего мира. Этой же цели служила бы и возможность обеспечения доступа заинтересованных стран к информации о космическом пространстве и современным технологиям.

В перспективе возможно дополнение средствами перехвата ракет для защиты на театре военных действий при проведении миротворческих или коллективных военно-полицейских операций против стран - обладателей РО.

Основным принципом могло бы стать создание повсеместного мониторинга, использующего в качестве источника информации датчики различного класса, входящие в национальные системы мониторингов различных стран. Это был бы наиболее дешевый и быстрый подход.

Россия, с ее развитой системой разведки предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и эффективных комплексов тактической системы ПРО, научной и производственной инфраструктурой по разработке и созданию аналогичных систем, может внести существенный конструктивный вклад.

При этом основу комплексов ПРО на театрах военных действий, используемых при проведении миротворческих операций, составили бы российские комплексы С-300ПМУ, С-300В, С-400, их дальнейшие модификации и, разумеется, комплексы "Пэтриот" и вновь создаваемый - ТХААД, в случае если будут в США найдены пути существенного повышения их эффективности.

Проблема создания международной системы мониторинга распространения ОМУ и РО, раннего предупреждения и ограничений ущерба при их боевом применении отнюдь не нова. Более того, с каждым годом становится все более ясно, что представления о возможности ее создания чересчур идеализированны. Через отношение к этой проблеме все более отчетливо проявляется грань между странами, которые реально и ответственно стремятся к обеспечению системы международной стратегической безопасности, и государствами, которые за правильными декларациями, по существу, стремятся консервировать сложившееся положение или обеспечить для себя дополнительные односторонние преимущества (политические, экономические, военные). Многое говорит о том, что в прямой зависимости от решения (или нерешения) этой проблемы находится либо развитие и укрепление ООН как важнейшего инструмента обеспечения коллективной безопасности, либо ослабление ее роли и сползание мира к последней черте. Это как раз тот случай, когда каждому государству нужно определиться. Приверженность к тем или иным союзам или блокам здесь уже не имеет какого-либо значения.

ЛИКВИДАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

Предшествующая история не позволила выработать эффективных способов разрешения региональных конфликтов и других кризисных ситуаций. Видимо, теперь это уже станет задачей будущей системы коллективной безопасности. Здесь же есть смысл остановиться лишь на некоторых частных проблемах международного сотрудничества при преодолении кризисных ситуаций, возникающих при региональных и иных конфликтах.

Практически при каждом новом конфликте мировое сообщество оказывается к нему не подготовленным, а это, как следствие, не позволяет прекратить его на ранних стадиях развития, избежав больших человеческих и материальных потерь.

Мировое сообщество еще более не готово к кризисам, в которых стороны могли бы применить ракетное оружие и (или) ОМУ. Причем эта объективная неготовность касается практически всех действий, необходимых для нейтрализации конфликта.

Во-первых, как правило, плохо предсказуемы районы и острота возникновения региональных конфликтов.

Во-вторых, практически каждый раз идет поиск и создаются новые механизмы и средства урегулирования непосредственно в ходе конфликта, что создает предпосылки для его неконтролируемого развития.

В-третьих, нет регулярных международных источников получения своевременной и объективной информации о ходе развития конфликтов.

В-четвертых, до конца не отрегулирован механизм принятия политических, и особенно военных, решений по нейтрализации конфликтов. Более того, имеющаяся практика порождает напряженность в отношениях государств, которые должны "гасить" конфликт.

В связи с этим представляется необходимым проведение следующих мероприятий.

1. Разработка и международно-правовое оформление в рамках ООН политических, экономических и военных мер, направленных на ограничение и прекращение конфликтов, в том числе с использованием ОМУ и РО.

2. Разработка и создание в рамках ООН системы международных центров для получения и анализа оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия решений, направленных на недопущение или прекращение конфликтов и контроля за их проведением.

3. Разработка и осуществление в рамках ООН системы мер, исключающих монопольное формирование и распространение намеренно ложных информационных образов (моделей), отражающих предысторию, причины и ход развития конфликтов в угоду одной или группе стран.

4. Разработка и создание политических и военных механизмов, обеспечивающих принятие необходимых решений.

5. Создание финансового, продовольственного, промышленного и военного потенциала, необходимого для реализации принятых решений.

6. Разработка сценариев и возможных вариантов действий международного сообщества. Проведение регулярных учений в целях отработки механизмов и взаимодействия сторон в ходе преодоления кризисных ситуаций.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

@@@
Опасности XXI века
Отблески Серебряного века
Перепроизводство в законе
Пора вспомнить о рационализме
Российские миротворцы останутся в Абхазии
Скандал с Лазаренко в разгаре
Сорванный праздник в Брюсселе

Туркменбаши завтра станет пророком в своем отечестве

@@

Оппозиция и западные правозащитники сделают свой подарок в день рождения Сапармурата Ниязова

2003-02-18 / Виктория Панфилова



Завтра Туркмения будет отмечать самый главный национальный праздник - день рождения Туркменбаши Сапармурата Ниязова (Аннаныязова Сапармырата Атамырадовича в миру). Кстати, 19 февраля отмечается еще один государственный праздник - День национального флага. Но в этом году этот праздник не может соперничать с президентским днем рождения: пожизненному лидеру государства исполняется 63 года - возраст в исламском мире очень символичный. Пророк Мухаммед покинул бренный мир и вознесся на небо, когда ему было 63. Мусульмане, достигнув этого почтенного возраста, переоценивают свое прошлое и собственное отношение к миру. Например, известный во всем мусульманском мире Ходжи Ахмед ибн Ибрагим аль-Ясауи - дервиш, проповедник суфизма, основатель аскетического братства, поэт, писавший стихи на языке простого народа, достигнув возраста Пророка Мухаммеда, поселился в подземной келье около мечети и там провел остаток жизни. Рядом жила не только вся его семья, но и многочисленные ученики, слушавшие наставления и поучения шейха. Следовать высокому духовному примеру по мере сил пытаются все мусульмане.

Поэтому Туркменбаши в свое время принял решение о специальных льготах и денежном вознаграждении для всех мужчин-соотечественников, достигших 63-летнего возраста. Причем именинники в этот день обязаны принести в жертву Аллаху белого барана.

Разумеется, даже особый день рождения простого смертного не идет ни в какое сравнение с торжествами в честь самого Туркменбаши. Важнейшей частью "царственной" церемонии было и остается преподнесение подарков, от стоимости и красоты которых во многом зависит дальнейшая судьба дарителя. Например, однажды вице-премьер правительства, курирующий нефтегазовую отрасль, Еллы Курбан Мурадов был в Индии и выбрал подарок имениннику - золотые шахматы стоимостью около 20 тыс. долл. Видимо, благодаря этому он до сих пор находится у власти. А вот бизнесмен Гувандж Джумаев, обвиненный в причастности к недавнему покушению на президента Туркмении и отбывающий сейчас наказание, сделал подарок всего на тысячу долларов. Сам Туркменбаши рассказывал, как еще в конце 90-х двое представителей дружественной Турции подарили ему: один - миллион долларов наличными, а другой - шесть килограммов золота. Отец всех туркмен лично демонстрировал их народу.

Согласно обычаю подарки президенту преподносят не только его друзья и подчиненные, но и государственные структуры Туркмении. Так, местный парламент несколько лет тому назад порадовал именинника, утвердив пожизненный срок его президентских полномочий. Кроме того, депутаты награждали Туркменбаши специально учрежденным орденом "Рухубилент" ("Высокий дух"). Однажды парламентариям удалось "раздобыть" для Ниязова даже Международную литературную премию имени классика туркменской литературы XVIII века Махтумкули. Кстати, еще одного государственного ордена Туркменбаши удостоился за невиданные успехи именно на литературном поприще: созданная им книга "Рухнама" признана в Туркмении священной. Этот труд, рассказывающий о духовном наследии туркмен, изучается сегодня в школах и вузах, в государственных и коммерческих структурах, его обязан знать каждый, кто мечтает о какой-либо карьере. Известен и такой весьма нетрадиционный подарок парламента президенту: не так давно было решено, что центральное место на гербе Туркмении должно занимать изображение любимого коня Янардага (Огненной горы) из собственной конюшни Туркменбаши. Что подскажет депутатам их весьма изобретательное воображение на этот раз - пока неизвестно. Поскольку его именем названы не только многочисленные населенные пункты, колхозы и совхозы, но и звезда на небосклоне. Но очевидно, что подарок будет "на уровне".

Остальные поздравители тоже не спят по ночам, думая о дарах высочайшему правителю. Естественно, информация о готовящихся весьма дорогостоящих "сюрпризах" содержится в строжайшей тайне. Но, несомненно, о подарках и дарителях после дня рождения Туркменбаши будет говорить вся мировая общественность. Ведь с 25 ноября прошлого года, когда на президента Туркмении было совершено покушение, весь мир узнал о досадном инциденте и о многочисленных врагах туркменского народа, посягнувших на самое дорогое и светлое, что у этого народа есть, - Туркменбаши. По итогам уголовного дела осуждено 60 человек, а те, кого туркменский лидер назвал организаторами "покушения", приговорены к пожизненному заключению. Странность, однако, заключается в том, что все пойманные бандиты так или иначе были связаны с туркменской оппозицией. Этот факт так заинтересовал Запад, что почти сразу после дня рождения Туркменбаши сложившуюся в стране ситуацию приедет изучать специальная миссия ОБСЕ...

@@@
Туркменбаши завтра станет пророком в своем отечестве
Хотели прогноз, а получили диагноз
Церковный корабль
Экономика США выдержит еще одну кампанию