"Лебединое озеро" нашего времени

@@

Если бы путч случился сегодня - опыт политического моделирования

2001-08-18 / Ирина Бурденко



ЕСЛИ бы не гибель людей, путч десятилетней давности вполне мог войти в историю как удачная и безобидная шутка силовиков. Постращали три дня народ и разошлись с миром, дав дорогу забавам романтиков от демократии. И не будь путча, то по крайней мере ельцинской команде его следовало придумать.

Владимиру Путину, конечно, никакие путчи не грозят. Тем более, подобные августовскому 1991 г. Однако мы сочли забавным экстраполировать события десятилетней давности на наше время и представить, как повели бы себя игроки нынешнего политического поля в подобной ситуации, сопоставив рейтинг двадцатки ведущих политиков 1991 г., составленный "НГ", и данные июльского опроса нынешнего года.

Хотя участники путча 19 августа 1991 г. хорошо известны, "кукловоды" и их истинные мотивы, как всегда бывает в подобных случаях, остаются за кадром. К примеру, крайне мало и неохотно говорят о "региональной составляющей" путча, роль которой тогда играли республики СССР. Так и в нашем "путче" главные бунтовщики и их цели останутся величинами неизвестными. Пусть истинными заговорщиками и безмолвными катализаторами будут некие региональные лидеры (без каких бы то ни было фамилий).

Прежде всего "наш" бунт затевается не против Владимира Путина, с десятилетним лагом выполняющего роль Михаила Горбачева. Любой здравомыслящий путчист, и лучше всего это доказывает недавнее "Обращение сорока трех", опубликованное в "Советской России", выступит только под флагом нынешнего президента. Так или иначе, но любой гипотетический бунт - "экономический", связанный с расхождением взглядов на проводимые реформы, или "федеративный", провоцируемый, к примеру, изменениями в территориальном делении страны, будет трактоваться как борьба двух команд - старой ельцинской и новой питерской. И каждая из сторон постарается заполучить президента в свои сторонники.

ЧУБАЙС - ГЭКАЧЕПИСТ

Геннадием Янаевым нашего времени, казалось бы, должен быть Сергей Иванов. Однако Янаев, хоть и занимал пост вице-президента СССР, был фигурой второстепенной. В отличие от Иванова, который вице-президентом не является, но в народе награжден именно этим, отсутствующим в госиерархии постом. Единственное, чем во время путча прославился Янаев, - дрожащими руками. Иванов же, запишись он в бунтовщики, и намека на подобную слабость себе не позволил бы.

Как ни крути, но Сергей Иванов по всему станет одновременно Владимиром Крючковым и Дмитрием Язовым. Как и Владимир Крючков в свое время, Сергей Иванов не станет выступать на пресс-конференциях и "светиться", но, как и Дмитрий Язов, в случае чего сможет обеспечить поддержку армии (или же спецслужб). Однако это чуть ли не единственный пример в двух двадцатках влиятельных политиков и должностного, и сущностного, и "манерного" совпадения. Дальше из-за исчезновения за десятилетие некоторых должностей и в целом поменявшихся принципов влиятельности аналогии будут только примерными.

Должность премьер-министра десятилетней давности, занимаемая Валентином Павловым, не идет ни в какое сравнение с касьяновским аналогом. По влиятельности и доступу к воздействию не столько на президента, сколько на всю страну, с Павловым из июльской двадцатки 2001 года может сравниться только Анатолий Чубайс: выключил рубильник в регионе - решил любую проблему в нужном для себя ключе. Так что претендовать на роль современного Павлова больше всех прав имеет Чубайс. Где экстремально, там всегда Чубайс (или где Чубайс, там всегда экстремально - над причинно-следственной связью до сих пор бьются аналитики). Так что сидеть сложа руки во время путча Анатолий Борисович не будет. Решения Чубайс способен принимать молниеносно, жесткости ему не занимать. Как и Павлов, Чубайс не боится разойтись с "генеральной линией", как в случае с принятием гимна. Но опять-таки, как Павлов в случае с попыткой принятия антикризисной программы Горбачева, готов уступить свою "светлую идею" президенту, оставшись в тени.

Кроме того, как уже было сказано выше, "на бытовом уровне" наш путч выльется в разборку со старой командой. Чубайс прекрасно понимает, что она не может быть вечной. И хотя при Ельцине он безостановочно был "на коне", в последнее время педалируемая близость к питерской команде вполне способна толкнуть Чубайса в объятия путчистов-ивановцев. Пламенные речи об угрозе демократии из уст Анатолия Борисовича в этом случае благодарным слушателям обеспечены.

На роль Павлова, впрочем, может претендовать и нынешний руководитель Центробанка Виктор Геращенко, молчаливо, но ощутимо (при желании) поддерживающий "путчистов" за все "семейные" обиды. Специально "светиться" он, конечно, не станет. Но если встретится на его пути журналист, Геращенко афористично и точно выскажет направление собственной мысли.

Вообще-то силовиков в нынешней двадцатке как-то маловато. Олега Бакланова, заместителя Горбачева по Совету обороны, Бориса Пуго, министра внутренних дел, среди нынешней политэлиты не встретишь. Некоторое личностное сходство с Пуго, как ни странно, есть у Сергея Шойгу: немногословный, честный "солдат", уверенный в правоте тех, кто отдает ему приказы. Впрочем, без малого за два года он успел "поднатаскаться" в политике федерального масштаба и выработать собственный стиль. Так что скорее всего Сергей Шойгу во время гипотетического путча предпочтет уйти в регионы - наводнений, пожаров и прочих бедствий в любое время года хватает.

Но, конечно же, никакой современный путч невозможен без Зюганова. Готовность митинговать у Геннадия Андреевича в крови. В принципе он мог бы стать Анатолием Лукьяновым. Но на роль теневого идеолога в отличие от Лукьянова Зюганов не тянет. Объединяет их лишь общее "тяжелое семидесятилетнее наследие", которое и тот и другой почитают за благо, а также некоторое стилистическое сходство.

Итак, круг современных "путчистов" определен: Иванов, Чубайс, Геращенко и Зюганов. Набор, конечно, еще тот. Но в политике ничего невозможного нет. Общие тактические цели вполне на время могут объединить таких антиподов, как Чубайс и Зюганов. Что отнюдь не отменяет взаимного стремления, когда все закончится, разобраться между собой.

БУНТ ТЮБЕТЕЕК

Проще всего с теми, кто, по идее, должен поддержать "свежий" путч. В нынешней двадцатке это прежде всего представитель региональных элит Минтимер Шаймиев, выполняющий роль, к примеру, руководителя Казахской ССР Нурсултана Назарбаева. К ним относится и Юрий Лужков. Однако он не Гавриил Попов десятилетие спустя. В вечной двойственности столичного градоначальника и руководителя субъекта Федерации в случае путча побеждает вторая составляющая. Но если Минтимер Шаймиев будет вести себя крайне осторожно, то Юрий Лужков со свойственной ему временами экспрессивностью (как, например, в борьбе за Крым или Думу) будет отстаивать идеалы новообразованных путчистов.

Подумав какое-то время, на сторону путчистов может встать и Илья Клебанов, восполнив оборонным комплексом недостающих в нынешней двадцатке силовиков. Клебанов - это первое "питерское" назначение Владимира Путина, когда тот еще только начинал свою премьерскую карьеру. И Клебанову ссориться с питерской командой ни к чему, хотя в открытую выступать в поддержку той или иной стороны он не будет.

В роли поддерживающего путч при определенных обстоятельствах может выступить и Геннадий Селезнев. В принципе он вполне потянул бы на роль зампреда Совета обороны Олега Бакланова - партийного функционера с большим стажем и влиянием. Однако Геннадий Селезнев, вполне сознательно уронивший роль спикера Думы и одновременно заметно дистанцировавшийся от КПРФ, вполне способен "затеряться" среди ораторствующих думцев и попытаться сохранить нейтралитет.

С противоположной же стороной не все так гладко. Дубликата Ельцина в нынешней двадцатке нет и в ближайшие годы, видимо, не появится. "Нынешний" Ельцин - это часть старой команды, наиболее ярко представленная в двадцати ведущих политиках Александром Волошиным и Владиславом Сурковым. Яркие, красивые, иезуитские комбинации, склонность к игре, что называется, "на грани фола" - все это присуще как Ельцину, так и Волошину, и Суркову. Впрочем, ораторствующими на танке с видами на будущее президентство двух последних представить сложно. Зато эту функцию на стороне антипутчистов вполне мог бы выполнить Андрей Илларионов, заменив терминологию РАО "ЕЭС" на экзальтированные пассажи о демократии.

По сути, антипутчистов поддержали бы Михаил Касьянов и Игорь Иванов просто за отсутствием выбора. Их имена тесно связаны со старой командой, и у питерцев им ничего не светит. Но открыто высказываться ни тот, ни другой не стали бы. Один, учитывая специфику МИДа, другой - опыт более чем годовой работы премьером при президенте Путине. Видимо, Департамент правительственной информации выдал бы на ленты информационных агентств сообщение о том, что кабинет министров работает в обычном режиме - в полную силу.

И действительно, если бы путч произошел сегодня, ни уже упомянутый Михаил Касьянов, ни его заместитель Алексей Кудрин, ни руководитель ключевого экономического ведомства Герман Греф, по сути, в нем бы не участвовали, по возможности, закопавшись в рутину.

На сторону антипутчистов скорее всего встал бы и Николай Аксененко. И, возможно, его слово могло бы оказаться решающим, поскольку именно он в конечном счете решал бы, отправлять ли в Москву тот самый танк, на котором должен выступать Андрей Илларионов. Но спустя десять лет путч, если бы кому-то пришло в голову его затеять, выглядел бы так, что многие его просто могли и не заметить. Никаких "пережитков прошлого": танков на улицах Москвы, митингов и тем более крови. Никаких последующих арестов и пошловатых празднований "победы демократии", вне зависимости от того, кто в итоге окажется на коне. Вместо этого - несколько более агрессивных, чем обычно, заявлений с одной и с другой стороны по-разному (в зависимости от политпристрастий) трактуемых телеканалами и газетами, кислые лица чиновников, готовящихся к отставке, взволнованная и, как всегда, разговорчивая Дума. И Владимир Путин на этом фоне, привычно принимающий парады и награждающий деятелей культуры - тоже своего рода Форос.

"МАТРОССКАЯ ТИШИНА" - В КОЛУМБИИ

О том же, что это действительно был путч, можно будет догадаться только по прошествии времени, в течение которого кому-то все-таки придется уйти в отставку. И никаких пущенных пуль в лоб. А вместо камеры в "Матросской Тишине" кому-то достанется посольский кабинет, например, в Колумбии.

По прошествии 10 лет в России стало невозможным повторение событий 1991 г., даже отдаленно их напоминающее. И это, как нельзя лучше, доказывают две двадцатки ведущих политиков: люди не те, структура власти другая. Если в двадцатке десятилетней давности на шестерых силовиков приходился один экономист, то в нынешней - ситуация ровно противоположная. 10 лет назад в двадцатке не было и не могло быть ни одного бизнесмена, зато присутствовал руководитель государственного телеканала. И если бы сегодня кто-то вздумал бунтовать, скучный вышел бы путч.

20 ведущих политиков: десять лет спустя

#

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

СРЕДНИЙ БАЛЛ

без знака влияния

со знаком влияния

@@@
"Лебединое озеро" нашего времени
"Проповедь язычникам" в версии Михаила Пиотровского
"Я не авторитарный руководитель..."
Good bye, America
Verbatim
[5] "Письмо четырех" и "антиписьмо" в ответ
Балет любит труд

Бродячая собака

@@

100 сальто для Плучека; "Вербатим" в Москве; Остановка для режиссеров.

1999-11-23



100 сальто для Плучека

ВАЛЕНТИН ПЛУЧЕК и его театр одним махом отпраздновали два юбилея сразу - 90-летие мэтра и 75-летие Театра сатиры. Режиссером праздничного мероприятия выступил Александр Ширвиндт, который, кроме того, занял место на сцене у правой кулисы подле рояля, откуда в свойственной ему ироничной манере комментировал происходящее.

Для начала под водительством Городничего из "Ревизора" на сцену выплыли актеры театра в костюмах из разных спектаклей. Впервые за долгие годы играл живой оркестр. Затем все те же артисты выезжали на сценическом круге по одному и делали свои поздравления. Наибольшие аплодисменты сорвал Спартак Мишулин в костюме Карлсона с комическими куплетами. Выступления перемежались показом на экране отрывков из спектаклей. Благодаря кинопленке на вечере побывали и ныне покойные знаменитости театра - Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Михаил Зонненштраль.

Публика горячо приветствовала выход на сцену живой легенды Театра сатиры - Григория Менглета. Принесли свои поздравления и давние друзья театра - Марк Захаров, Аркадий Арканов и Григорий Горин.

В финале все на том же круге выехал сам Плучек, перед которым выбежавшие на сцену дети исполнили рок-н-ролльные пляски. Один из них был загримирован под юбиляра и прокрутил перед его взором ровно 100 символических сальто.

Организация юбилея знаменитого театра была осуществлена на медные деньги - спонсором выступил сам коллектив. Случай в наши дни достаточно редкий.

Михаил МАУС

"Вербатим" в Москве

БРИТАНСКИЙ совет и фестиваль "Золотая маска" в рамках проекта "Новая пьеса" провели в Москве третий семинар по драматургии вместе с лондонским театром "Роял Корт". Опытом по технике документального театра "Вербатим" поделилась Элиз Доджсон, руководитель международных программ театра "Роял Корт". Смысл предложенной техники заключается в том, что актеры следят за реальными людьми, записывая их подлинные истории, а драматург из собранного материала для этих актеров создает пьесу. Например, одной из участниц, пережившей абхазскую войну, на семинаре было задано множество вопросов. Ее ответы российские драматурги общими усилиями преобразовывали в пьесу.

На семинаре вспомнили опыт Станиславского, который, прежде чем поставить известную пьесу Горького, изучал жизнь "дна", и опыт Додина, перед постановкой "Братьев и сестер" погружавшегося с актерами в реальную деревенскую атмосферу. Но это только предварительная подготовка к воплощению уже готового драматургического материала. Техника театра "Вербатим" позволяет театру оперативно отзываться на проблемы сегодняшнего дня, волнующие общество.

В рамках семинара состоялся также показ мега-пьесы "Москва - открытый город", включающей более десятка историй, написанных разными авторами: Москва москвичей и Москва приезжих, Москва интеллигенции и Москва грузчиков и даже Москва с птичьего - вороньего полета. Весьма интересными были работы Владимира Мирзоева (пьеса прошлогоднего антибукеровского лауреата Максима Курочкина "Глаз") и Вадима Данцигера (пьеса ленинградского комедиографа Железцова "Диалоги о животных"). Смешные миниатюры показал Евгений Гришковец ("Погружение", "Падение"), необычным получился этюд "Сцены у фонтана" Екатерины Шагаловой. Работа над этим спектаклем будет продолжена. Впереди постановки питерского режиссера Александра Галибина, Ольги Субботиной, Николая Крутикова, "фоменок" и многих других.

Ольга МИХАЙЛОВА

Остановка для режиссеров

В СТОЛИЧНОМ клубе искусств "Дом" группа молодых режиссеров, выпускников ВГИКа, представила кинофотопроект под названием "Остановка для глаз", в котором попыталась соединить два вида искусства: кинематограф и фотографию. Если первый отличается динамизмом и стремительными ритмами, то второй, напротив, характеризуется известной статикой, не исключающей экспрессии. Качество представленных фоторабот свидетельствует не просто об увлеченности и широте интересов молодых кинематографистов, но отвечает всем требованиям профессии фотохудожника, которой, похоже, режиссеры владеют вполне. По выставленным в "Доме" фотографиям можно судить о хорошем вкусе, незаурядной наблюдательности и оригинальном взгляде на мир, присущим их авторам. Кинематографическая часть проекта представлена короткометражными лентами, отмеченными многочисленными международными призами. Это "Герой" Павла Бардина, "Весточка" Александра Митрофанова, "Фотограф" Александра Котта, "Тоскующая телка" Александра Горшанова. Среди них и документальный фильм "Портрет мальчика с собакой" американки Робин Хессман, который она сняла во время учебы во ВГИКе. Эта картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший студенческий фильм".

@@@
Бродячая собака
Бурбулис и Коржаков по-прежнему в отличной форме
В путанице муаровых лент
Вегетарианец
Возвращение Солженицына
Год президентства Путина: с программой или без нее?
Гранты безвозмездными не бывают

Других писателей у них для нас нет

@@

Власть собирает под свои знамена мелкотравчатых деятелей от культуры

2005-04-07 / Екатерина Юрьевна Барабаш - обозреватель "Независимой газеты".



Недавно в одной телепередаче отставленная солистка Большого театра Анастасия Волочкова выдавала отрепетированные тирады о судьбах российской культуры. Стало грустно – ведь российской культуре и так несладко, а тут еще адвокаты неграмотные.

Когда-то, как говорят, Сталин бросил фразу, которой суждено было войти в анналы крылатых выражений по крайней мере советского периода. В ответ на жалобы писательского начальника на вверенных ему литераторов – мол, пьют, безобразничают – лучший друг физкультурников отрезал: «Других писателей у меня для вас нет». Пожалуй, в этом была своя правда – где ж их было взять, других-то?

@@@
Других писателей у них для нас нет
Елка для деятелей искусства
Если бы парад Победы принимал фельдмаршал Манштейн...
Если про терроризм, то – на уровне Достоевского
Западник на русской подкладке
Из чего растет "национальная идея"
Кнут и пряник

Мечты, которым не довелось сбыться

@@

Дневники Мравинского не востребованы, на доме Козловского нет памятной доски

2001-12-26 / Надежда Кожевникова



Я позвонила в Санкт-Петербург Александре Михайловне Вавилиной, вдове великого дирижера Мравинского, в связи с тем, что готовлю новую книгу "Записки иностранки", куда войдет цикл работ о наших выдающихся музыкантах, в том числе и о Евгении Александровиче Мравинском. Хотела узнать, смогу ли получить те уникальные фотографии, которые Александра Михайловна мне давала при публикации моего очерка в газете "Советская культура", а также выяснить, где и когда были изданы дневники Мравинского: отрывки из них в тогдашнем своем материале я использовала.

То, что эти драгоценные записи за прошедшие десять лет так и не будут обнародованы и все попытки к их изданию упрутся в стену, мне в голову не приходило. Когда я их читала, разбирала почерк Евгения Александровича, представляла: какой подарок ждет его почитателей, какой явится вклад в сокровищницу отечественной - да и мировой - культуры.

Так вот, дневники, как выяснилось, остались пока в папках. И к предстоящему юбилею, столетию музыканта (2003 г.) интереса пока не возникло: гробовая тишина. И еще: могила его на Богословском кладбище дважды подверглась надругательству. Вандалов соблазнила бронза в ажурной композиции с распятием Христа. Мравинский был глубоко верующим человеком. Вдова, чтобы поставить надгробие, продала самое дорогое: свой инструмент, флейту.

Помню, после командировки в Ленинград (город еще так назывался), хотя материал был уже запланирован, завизирован главным редактором, я с тревогой поглядывала на телефон. Как было обещано, послала Александре Михайловне текст, и с первым чтением обошлось. Но она стала его изучать, вгрызаться, искать огрехи, и, что совсем худо, не мои, а свои: сболтнула-де лишнее. Уберите, говорила, про мое увольнение из оркестра, это мелочь, к главной теме, Мравинскому, отношения не имеет. Хотя получила она сообщение об увольнении в день годовщины смерти мужа, после концерта, посвященного его памяти. Про флейту, проданную, чтобы заказать памятник, тоже запретила упоминать. И сейчас, предвижу, рассердится за разглашение сведений, которые я уже не от нее получила: прослужившая столько лет в прославленном оркестре, замечательный педагог, она, Александра Михайловна, существует на пенсию в семьсот девяноста два рубля, то есть, по курсу, на 27 долларов в месяц. Между тем и здесь, в США, по телевизору рекламируются компакт-диски классической музыки, и циклы записей Мравинского присутствуют в этом золотом фонде постоянно. Понимаю, детский вопрос, но все-таки: куда эти средства идут, в чей карман, в то время, когда вдова дирижера бедствует? Или это тоже "мелочь"?

В начале 90-х, когда я собирала материал для статей о Голованове, Оборине, Гилельсе, Когане, Юрлове, Кондрашине, в судьбе каждого открывалась драма. Веяния гласности позволили определить ее истоки: всех их душил, калечил режим. Мравинский же по своему рождению, происхождению был обречен изначально. Чудом уцелел, но всю жизнь чувствовал на себе мету чужого...

Теперь вот думаю: мы ведь ждали перемен, в них верили, и такие настроения, обнадеженность остались в тех моих текстах. Оказалось - мечты, сбыться которым не довелось. Те же безразличие к личности, к человеческой жизни, безнаказанность в осквернении святынь...

В Москве, в Брюсовском переулке, фасады домов сплошь увешаны памятными досками в честь выдающихся деятелей культуры, там живших. Практически все они водружены были при советской власти. А вот Ивану Семеновичу Козловскому не повезло: он, долгожитель, ушел в другие уже времена, и некому, кроме родственников, заботиться об увековечивании его памяти на доме, где и я когда-то бывала. Найдут средства - пожалуйста, препятствий не возникнет. А если средств нет? Откуда им взяться, если, когда Козловский на сцену выходил, тогдашняя власть присваивала львиную долю его гонораров.

Вспомнив про одно ведомство, решила туда позвонить - в российское Министерство культуры.

Не хотелось бы показаться наивной, хотя и наивность бывает годна как уловка, подхлест хотя бы самой себя к действию - ну, да, понимаю, - не сулящему результатов. Поэтому, что называется, не охолонув, после звонка в Санкт-Петербург набрала номер приемной министра культуры. То, что меня с ним не соединят, догадывалась. Обещание секретаря, что доложат и, если он выкажет интерес, сами перезвонят сюда, в США, оценила трезво: не дождусь никогда.

Напомнила о себе еще раз, сама над собой надсмехаясь: чего лезу! Не сплю, жду, когда там, за океаном, начнется рабочий день, а секретарь опять скажет: министр занят, у него совещание, он в командировке. Так и было. Но я все же добилась - беседы с высокопоставленным чиновником.

И окунулась туда, в прошлое. Тебя как в зыбучий песок засасывает. Не называю собеседника, так как в его лице воскресли предшественники, с которыми раньше приходилось общаться. И позиции прежними остались: мой напор раздражал еще тем, что корысть мою личную распознать почему-то не удавалось. Где она, в чем? А без этого как же? И еще ведь из Штатов звонит.

Тут чиновника, видимо, и осенило: "Если помощь придет из Америки, - услышала, - это кстати бы было для наших проектов". - "Что?" - Я не поверила своим ушам. Он помедлил, не то чтобы смутившись, а желая, не без усилий, дать свои разъяснении поотчетливее. "Ну… соотечественники за рубежом, наверно, могли бы собрать какие-то средства. Вот вы говорите, памятник, а возможен и фестиваль к юбилею".

До того он изъяснялся, употребляя местоимение "мы": мы, Министерство культуры, мы, должностные лица, наши полномочия, наша ответственность… Ну, я и ответила ему в том же ключе: "Вы - вы! - всех нас обманули, обобрали и еще смеете что-то просить?!"

Пауза. Через тысячи километров донеслось, как он там, у себя в кабинете, заметался. Но скорее и я, и мой собеседник поддались, как дурману, прошлым стереотипам. Положит он трубку, и наваждение рассеется: "Что это я? Подумаешь, позвонила какая-то, не беда, если и напишет, все они пишут, а что с того?"

Да, прав. Российские журналисты, да и читатели, знают, успели привыкнуть, что свобода прессы у нас обернулась полной потерей влияния. Разоблачения? Да никто ничего уже не боится. И тем более не стесняется.

@@@
Мечты, которым не довелось сбыться
Монетизацию вытеснили антисемитизмом
Мы все нуждаемся в диалоге с умными людьми
Мы приветствуем решение суда
НЕГА сообщает
Национальный вопрос в России
Не все еще сестры с серьгами!

Неоформленность контура путинских линий

@@

Картину премьер-министра назвали зашифрованным посланием Украине

2009-01-19 / Даниил Борисов







Полотно премьер-министра «Узор» пользовалось особой популярностью у посетителей.

Фото автора

Художественный эксперимент Владимира Путина высоко оценили в Петербурге на благотворительном аукционе. Как и ожидалось, картина «Узор», которую премьер-министр написал на рождественской ярмарке, оказалась самым дорогим лотом и поставила абсолютный рекорд.

Путин посетил ярмарку как бы неожиданно незадолго до Нового года. И так же – экспромтом решил написать картину в рамках благотворительной акции «Гоголевская азбука». Творения известных политиков, деятелей культуры и предпринимателей, написанные в ходе акции, продаются на аукционе. В этот раз вместе с премьер-министром свои картины написали губернатор Валентина Матвиенко, спикер питерского парламента Вадим Тюльпанов, балерина Ульяна Лопаткина, оперная дива Анна Нетребко, музыкант Сергей Шнуров и другие известные люди.

Еще во время аккредитации на аукцион накануне мероприятия корреспонденту «НГ» предложили отказаться от идеи лично посмотреть на полотна именитых живописцев и ход торгов. Оказалось, что желающих приобщиться к своеобразной культуре намного больше, чем может вместить ресторан «Крыша» отеля «Европа». Пришлось настоять.

Организаторы не врали. Небольшой зальчик, в котором перед торгами были выставлены картины, был до отказа набит камерами, фотоаппаратами, блокнотами, ручками и их хозяевами. Редкое мероприятие в Петербурге могло похвастаться таким вниманием прессы. В центре внимания, разумеется, была картина «Узор» Владимира Путина. Чтобы просто постоять около нее, надо было сперва пробиться через толпу фотографов, операторов и молодых тележурналисток, которым хотелось непременно сделать стенд-ап перед полотном великого мастера.

@@@
Неоформленность контура путинских линий
Обращение российских деятелей культуры
Отдушина для политика
Очередной отчет о борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Па-де-де под тарифной сеткой
Пианист - это вам не пианистка
По стопам Хрущева

Простуженный Сфинкс

@@

На «Киношоке» Эстония представила самое качественное кино

2004-09-20 / Евгения Леонова - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.



Хит кинопрограммы XIII «Киношока» – конкурс короткометражных фильмов. Он открылся 27-минутным «Сокуровым» Виктора Тихомирова. Первый кадр – крупный план головы питерского Сфинкса с сочащейся из ноздри большущей каплей дождя. На этой метафоре можно было бы закончить. Фильм, построенный на коротких, малоинформационных интервью деятелей культуры, туманных монологах героя ленты, отдельных кадрах из его лент («Камень», «Русский ковчег», «Одинокий голос человека») и нескольких авторских ассоциациях вроде бегущей вдоль забора собаки с высунутым языком, предназначен, как другие кинозарисовки Тихомирова «Андрей Битов: Зеленый чемодан», «Герман: Ленфильм», «БГ: Лев Толстой», для домашнего употребления внутри тусовки, имеющей представление об этих персонажах и без дальнейших разъяснений понимающей, что простуженный Сфинкс означает склонность любящего загадки Сокурова связывать страдальческое восприятие реальности с физиологическим нездоровьем организма. Тихомиров – забавный художник, но кино не его стихия. Он не чувствует ритма, банален в ассоциациях, не умеет извлекать визуальную пользу из имеющейся речевой/литературной подкладки. Один из интервьюируемых деятелей формулирует кредо Сокурова: «Вот ты любишь, например, женщин, а он все это в себе убил». За словами следует детская изобразительная антология «убитого» – ножки, эскимо, алое лаковое авто. В заключительном эпизоде валяющийся на земле апологет некрореализма Евгений Юфит выдает изумительно емкое описание сокуровского кино: «Видел я фильм. Мало людей. Много молчат. Черно-белое. Как раз то, что надо». Начало и финал «Сокурову» удались.

@@@
Простуженный Сфинкс
Российский гимн никак не складывается
Свердловский выскочка
Тотальная ложь власти и выбор личности
Удар справа
Условно-досрочное совпадение
Ходорковский как Юрий Деточкин

Центр России от Москвы далеко

@@

Полпред президента должен был доказывать правительству, что Сибирь нужно развивать

2002-12-27 / Юрий Тригубович



Первым испытанием для полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского стала программа "Стратегия развития Сибири", о которой впервые заговорил Владимир Путин, посетив Новосибирск в конце 2000 года. Как ни странно, саму необходимость развития Сибири полпред вынужден был доказывать.

В марте 2001 года ведомством Драчевского была создана рабочая группа для разработки концепции, и уже в июле был готов ее первый вариант. Однако в Минэкономразвития РФ "Стратегию Сибири" подвергли редактуре, с которой разработчики не могли согласиться. Чуть позже в недрах правительства даже родилась аналитическая записка, в которой вообще ставилась под сомнение целесообразность вложения государственных средств в развитие Сибири. По мнению столичных аналитиков, развивать Сибирь - пустая трата средств.

Леонид Драчевский, судя по всему, пытался найти общее решение аппаратными методами. Но в правительстве упорствовали. Тогда полпред ясно и жестко высказал свою позицию. Он заявил, что Сибирь - это центр России, ее основа, а в Центре до сих пор существует непонимание роли Сибири в жизни страны. Драчевский даже пообещал… застрелиться, если правительство не утвердит концепцию.

Безусловно, без одобрения своего главного начальника президентский полпред вряд ли стал бы делать подобные заявления, тем более проявлять излишние эмоции на публике. Однако после борьбы за "Стратегию развития Сибири", в которой он стал победителем, Леонид Драчевский раз и навсегда завоевал в округе авторитет.

Ограниченное "невмешательство"

Стоит вспомнить, что чуть ли не первым заявлением полпреда по вступлении в должность были слова о том, что его влияние не будет распространяться на региональные проблемы. По словам Драчевского, он не намеревался вмешиваться ни в работу губернаторов, ни в политический расклад. Однако вмешиваться все-таки пришлось.

Скажем, в ходе выборов красноярского губернатора в нынешнем году Драчевский поначалу держался отстраненно. Но политический кризис, разразившийся в крае после скандального решения крайизбиркома, отменившего было результаты выборов, кардинально изменил ситуацию. Леонид Драчевский несколько раз выезжал в Красноярск. О целях его визитов внятной информации не было, но всем было ясно - Драчевский по меньшей мере детально изучает ситуацию. Красноярский кризис, в общем-то, разрешил Владимир Путин, назначив и.о. губернатора Александра Хлопонина, легитимность победы которого была установлена позже. Однако очевидно, что президентское решение было принято не без помощи Леонида Драчевского.

Стремление максимально скрыть от общества влияние полпреда (читай - президента) на внутриполитические коллизии регионов говорит о попытках Центра продемонстрировать свою демократичность. Красноярский политический кризис наглядное тому подтверждение. Фактически федеральная власть не дала красноярским событиям развиваться по демократическим принципам - судебной схеме разрешения конфликта.

До создания полпредства снабжением регионов теплом и электроэнергией занимались сами субъекты Федерации, каждый губернатор варился в собственном соку. Леонид Драчевский поставил эту работу "на поток".

В условиях суровой зимы 2000/2001 года удалось предотвратить многие чрезвычайные ситуации за счет объединения усилий регионов. Тем же субъектам, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций, Леонид Драчевский помог получить дополнительную финансовую правительственную поддержку. В округе был принят ряд специальных мер для подготовки к нынешнему отопительному сезону. Полпред стал инициатором подготовки соглашения "Об обеспечении устойчивого снабжения предприятий и населения топливно-энергетическими ресурсами и мерах по взаимному сдерживанию роста цен и тарифов на них". Оно было подписано в июне 2001 года, что позволило не допустить сезонного спада добычи энергетических углей в летний период, обеспечить их поставку предприятиям энергетики по более низким "летним" ценам, создать на электростанциях запасы выше, чем были установлены заданиями РАО "ЕЭС России". В целом готовность Сибирского федерального округа к отопительному сезону 2001/2002 года оказалась значительно выше, чем годом ранее.

Кстати, в одном из интервью Леонид Драчевский заметил, что почему-то никто в России не говорил о том, что в Читинской области были морозы под 55 градусов, зато вся страна смотрела, как в замерзающее Приморье на самолетах завозятся чугунные радиаторы отопления. А в это время, сказал полпред, Читинская область спокойно отгружала уголь в Приморье, хотя из-за морозов ломались механизмы и даже сходили с рельсов поезда, потому что на железнодорожных путях лопались металлические части креплений.

Могучим точечным ударом...

Играть на "чужих полях" - дело сложное, требующее серьезных усилий и высокой степени информированности, поскольку коррумпированность в Сибири достаточно высока. Что касается осведомленности, то поток информации, идущий в полпредство, очень обширен. Судя по кулуарным оговоркам Леонида Драчевского и его окружения, недостатка в информации у полпредства нет. А вот полномочий - кот наплакал. Между тем проблемы коррупции, когда разворовываются бюджетные средства, очень серьезно влияют на социально-экономическое положение некоторых сибирских территорий. Особенно там, где речь заходит о предприятиях, которые являются одновременно и стратегическими для страны, и градообразующими для маленькой территории.

Если предположить, что у полпреда есть установка на борьбу с коррупцией, сейчас можно сделать вывод лишь о тактическом этапе этой борьбы. Другими словами, о "точечном" решении проблемы коррупции.

После "вмешательства" Леонида Драчевского пограничники блокировали канал проникновения китайской контрабанды через Казахстан и российскую станцию Локоть в Алтайском крае. Ранее поезда, останавливавшиеся на станции Локоть для смены поездных бригад, спокойно разгружали контрабандисты. Далее груз перевозился автомобильным транспортом и до таможни, расположенной в Рубцовске, не доходил. Теперь пограничники, сопровождающие поезда от Локтя до Рубцовска, серьезно усложнили жизнь контрабандистам. Сейчас при участии Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Федеральной пограничной службы идет подготовка необходимых документов и расчетов для создания железнодорожного пункта пропуска на станции Локоть и нескольких автомобильных пунктов пропуска в Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях. Перекрытие канала контрабанды нанесло удар по теневым доходам региональных криминальных группировок.

Другой удар был направлен на решение проблемы северного завоза. Еще два года назад северный завоз частично не исполнялся, частично разворовывался. В первую зиму после назначения Леонид Драчевский инициировал ряд прокурорских проверок в отношении должностных лиц, которые отвечают за выполнение и распределение северного завоза. Уже в следующем году транспортировка продукции на Север была организована в максимально короткие сроки и практически без потерь. Теперь, считают в полпредстве, снабжение сибирского Севера превратилось в чисто техническую операцию, не требующую чрезвычайного вмешательства региональных и окружных властей.

Моральная поддержка - лучший подарок

Однако представляется, что эти точечные меры, если дело ими и ограничится, далеко не соответствуют масштабности полпредства. Поэтому часто возникает вопрос о том, стоит ли вообще перед полпредом задача борьбы с коррупцией. Если стоит, то роль СМИ в этом процессе в полпредстве как минимум недооценивают. Аппарат полномочного представителя, несмотря на определенную открытость, является все же жестко замкнутой структурой. Даже "журналистский эскорт", который практически всегда сопровождает Леонида Драчевского в наиболее значимых поездках, обладает крайне скупой и разрозненной информацией.

Правда, полпред часто заявлял, что его заботит проблема формирования окружного информационного пространства. В частности, создание окружного телевидения. Однако реально полпредство поддерживает лишь один проект, который реализуется ВГТРК на базе ГТРК "Новосибирск", председатель которого Яков Лондон является и руководителем Сибирского телевидения. Леонид Драчевский заявлял, что поддержка Лондону оказана лишь потому, что он единственный, кто пришел в полпредство с проектом.

Отношение к деятельности Якова Лондона в Сибири неоднозначное. В СМИ время от времени появляются сообщения о "претензиях Лондона" на монополизацию телевещания. Опыт работы Лондона на ГТРК "Новосибирск" показал, что с точки зрения содержания и качества телевидения, он мало чем отличается от своих предшественников. Поэтому аргумент, что "кроме Лондона никто не пришел", выглядит слабо. Полпредство для формирования окружного информпространства практически ничего не сделало, кроме моральной поддержки ряда печатных изданий. Окружной информационный центр, который работает при полпредстве, направлен скорее на формирование положительного имиджа самого Леонида Драчевского и констатации официальных совещаний, которые проводятся полпредством в СФО.

Для многих стала неожиданной поддержка Леонидом Драчевским идеи "Российского Сибирского народного собора", учредительный съезд которого состоялся в июне 2002 года в Омске. Цель нового общественного объединения сибирской интеллигенции - консолидация усилий общественных и религиозных организаций, политиков, ученых и деятелей культуры, представителей деловых кругов в решении задач по сохранению национальных и культурных традиций Сибири и развитию ее духовного потенциала.

@@@
Центр России от Москвы далеко
Церетели дошел до Волги
Что может национальная община?
Что мы приобрели, и что мы потеряли...
Яйца Фаберже ушли в политику