"Каких-либо опасений относительно интеграции в СНГ у нас нет"

@@

Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев считает многовекторность естественным состоянием внешней политики страны

2000-03-01 / Сергей Козлов



Касымжомарт Токаев.

Фото ИТАР-ТАСС

- ВАШЕ НАЗНАЧЕНИЕ премьер-министром вызвало в Казахстане немало дискуссий. Впервые на должность главы правительства пришел профессиональный дипломат. Многими наблюдателями это объясняется особым положением Касымжомарта Токаева на казахстанской политической сцене - его непричастностью к борьбе кланов и группировок и в то же время авторитетом на международной арене и опытом работы в предыдущих составах правительства. Согласны ли вы с этими утверждениями?

- На протяжении нескольких лет, начиная с девяносто второго года, работая в Министерстве иностранных дел, я действительно был далек от клановых или олигархических "разборок" у нас в стране. Назначение же на должность премьер-министра было неожиданным, но в то же время оно в какой-то мере было предсказуемым. Президент, выступая на заседании парламента, подчеркнул, что несколько раз беседовал со мной на эту тему, и с моей стороны высказывались самые серьезные сомнения в отношении целесообразности прихода на должность премьер-министра.

Чем же вызвано это назначение? Сам факт, что политик становится премьер-министром в принципе достаточно общепринят в мировой практике. С другой стороны, для Казахстана это скорее всего вынужденная необходимость. Начиная с девяносто первого года правительства возглавляли экономисты всех профилей: специалист в области сельского хозяйства, макроэкономист, производственник и так далее. Может, не от сладкой жизни президент принял решение о назначении политика на эту должность, потому что сейчас необходимо, как мне представляется, и об этом мне говорил глава государства при назначении, консолидировать все силы, которые находятся в правительстве, вне его и в целом в обществе. Консолидировать на выполнение главной, пожалуй, задачи - обеспечение устойчивого экономического роста.

Несколько лет я руководил внешней политикой Казахстана, и за годы независимости основная внешнеполитическая задача, на мой взгляд, была выполнена: Казахстан стал узнаваемым государством в мире, сумел наладить стабильные отношения, прежде всего с соседними государствами. Наше государство определило свои приоритеты, из которых одним из основных, что вполне естественно, являются отношения с Россией. И главное, это то, что мы внешнеполитическими средствами сумели обеспечить хорошие условия для стабильного претворения в жизнь экономических преобразований внутри страны. В целом, я считаю, кто бы ни был следующим премьером Казахстана, это должен быть узнаваемый в мире человек. Ситуация сегодня такова, что премьер-министр является политической фигурой, постоянно ведущей сложные международные переговоры, и без известности, определенного авторитета в мировом сообществе выполнять ему свои функции весьма сложно.

Было также немало дискуссий по поводу многовекторности политики Казахстана, она вытекает, во-первых, из геополитического, географического положения нашей страны, во-вторых, из ее потенциала. Если даже Казахстан захотел бы замкнуться в каких-то узких пределах, стать провинциальным, региональным государством, ничего не получилось бы, потому что интерес к нашей стране в мире очень большой. Поэтому многовекторность - это вполне естественное состояние внешней политики республики.

- Если пришло время руководить кабинетом министров Казахстана видному политику, не означает ли это, что проблемы, стоящие перед страной, не в силах решить, как принято у нас говорить, экономисты-хозяйственники?

- Как я уже сказал, наверное, назначение политика на эту должность произошло не от сладкой жизни. Видимо, экономисты в значительной степени себя исчерпали или, может быть, даже скомпрометировали. Экономистов у нас, как известно, множество, масса докторов наук, людей, считающих себя специалистами в области финансов и в целом в экономике. Но положение в стране не подтверждает их претензий на какое-то особое понимание путей ее успешного экономического развития. Главное, мне кажется, в другом - в острой необходимости организовать работу, четко расставить приоритеты, настроить весь коллектив, который проводит экономическую политику страны.

Одним из приоритетов своего правительства я вижу борьбу с коррупцией. Это очень серьезная проблема, которая в будущем может реально поставить под угрозу национальную безопасность. Кроме того, нам нужно разобраться с расстановкой акцентов экономической политики, в условиях, когда Казахстан вступил, с одной стороны, на путь рыночных преобразований, а с другой - находится в Таможенном союзе, имея открытые границы. Здесь много различных факторов, осложняющих развитие нашей экономики. Нашу страну, огромную по территории, в принципе можно назвать небольшой по своему населению и удельному экономическому весу, поэтому большое значение для Казахстана имеют внешние рынки. Поднять производство - это одно дело, но обеспечить рынки сбыта, наладить спрос на нашу продукцию - это одна из первостепенных наших задач.

- Первым обвинением в адрес кабинета министров Токаева, прозвучавшим в казахстанской прессе, было "лоббирование интересов иностранных компаний" в республике. Чем, на ваш взгляд, вызваны эти обвинения?

- Не вижу ничего предосудительного в том, что одной из задач правительства является защита законных интересов иностранных инвесторов. Они должны работать в точном соответствии с нашими законами, но при этом чувствовать себя на территории Казахстана огражденными от правового произвола. Те чиновники, которые пытаются выкачивать из инвесторов праведными и неправедными путями различного рода, мягко говоря, материальные льготы для себя, наносят огромный ущерб прежде всего самому Казахстану. Иностранные предприниматели, подвергшиеся незаконным притеснениям, вправе негативно оценить свой опыт, что отнюдь не способствует инвестиционной привлекательности нашей страны. Кроме соблюдения центральными и местными властями законов страны применительно к деятельности иностранных инвесторов - никаких иных требований у них нет.

А обвинения в наш адрес появились в связи с тем, что мы твердо решили обеспечить выполнение закона "Об иностранных инвестициях" и отменили ряд дискриминационных мер местных властей в отношении одной американской компании, работающей в Павлодарской области. Разразился шумный, явно инспирированный газетный скандал, но он не поколебал нашей позиции: хорошая это компания или плохая, но она имеет право на то, чтобы условия контракта с ней в соответствии с этим законом не нарушались.

- В связи с относительной экономической стабилизацией в России многие связывают надежды на прогресс и в странах, интегрированных с этой страной. Какова точка зрения казахстанского правительства на возможные благоприятные перспективы экономики республики?

- Действительно, те государства, которые реально и наиболее тесно интегрированы с Российской Федерацией, пожалуй, могут выиграть, если там произойдет экономический рост. Недавно я встречался в Москве с первым вице-премьером правительства Михаилом Касьяновым. Он очень подробно мне рассказал о том, как развивается экономика России. У россиян очень оптимистический взгляд на будущее. Конечно, общий уровень жизни населения после дефолта упал, но тем не менее есть и позитивные его последствия, которые выразились в росте производства. Заметны, особенно в свете последних заявлений президента США Клинтона, успехи Москвы и в сфере внешней политики. При условии же реальной интеграции с Россией и проведении согласованной тарифной и курсовой политики Казахстан только выиграет.

События последних лет на мировой арене показали, что наиболее верный путь для нас - это интегрироваться с Российской Федерацией в области экономики, на двусторонней основе и в целом в рамках Таможенного союза. Других союзов пока для Казахстана не предвидится.

- Решены ли, по вашему мнению, такие сложные казахстанско-российские проблемы, как раздел акватории Каспийского моря, совместное освоение космоса, создание топливно-энергетической системы? И какие, быть может, новые задачи двустороннего сотрудничества стоят сегодня перед нашими странами?

- Шестого июля девяносто восьмого года на высшем уровне в Москве было подписано очень важное соглашение, дающее толчок к пониманию того, каким должен быть юридический статус Каспийского моря. Сейчас же идут переговоры о делимитации дна северной части Каспия. Я бы не назвал эти переговоры легкими, потому что здесь задействовано огромное число специалистов, большой объем материалов. Но тем не менее главное достигнуто - определен принцип деления Каспийского моря на национальные секторы по дну, в соответствии с принципом срединной линии.

- Значит ли это, что в данном вопросе возобладала все-таки казахстанская точка зрения?

- Да, это именно так. Мы всегда выступали именно за такой принцип деления, и в этой связи я очень благодарен российским специалистам. Не последнюю роль в таком решении вопроса сыграл и бывший министр иностранных дел России Евгений Примаков.

Очень перспективным направлением нашего сотрудничества видится создание совместной топливно-энергетической компании, у которого есть, конечно, критики. Опять же нас обвиняют в "сдаче суверенитета" и так далее. Это настолько большая глупость, что даже трудно ее комментировать. Казахстан абсолютно заинтересован в получении доступа на рынки России и через ее рынки в другие страны. Мы можем экспортировать свою электроэнергию и нуждаемся в этом экспорте. Кроме того, в связи с плохим управлением на Экибастузской ГРЭС-2, из-за отъезда некоторых специалистов, в том числе и в Россию, там сложилась трудная ситуация. И решить ее путем передачи части наших акций РАО "ЕЭС России" - оптимальный выход.

На вещи надо смотреть реально. Никакой сдачи суверенитета нашей страны нет и не будет - есть сотрудничество и интеграция. Никто флаг Республики Казахстан из ООН изымать не собирается. Надо понимать, что сейчас происходит глобализация, то есть теснейшее переплетение экономических интересов всех государств, и там, где есть возможность, они интегрируются. Нам нельзя отставать, тем более в процессе интеграции с Россией, которая находится рядом и, по существу, является близким государством для Казахстана.

Во время встречи в Кремле с Владимиром Путиным мы говорили как раз о том, что Казахстану Россия, конечно, нужна, но и России Казахстан ведь тоже нужен. И взаимное экономическое сближение должно подкрепляться именно экономическими действиями.

Это и энергетика, и нефть - в частности, строительство нефтепровода на Новороссийск. И космос - сотрудничество на Байконуре, несмотря на все трудности, все же я расцениваю наше взаимодействие в космосе очень положительно. И, конечно, в гуманитарной сфере. Настало время, чтобы на территории Казахстана были созданы российские вузы, российские гимназии, нужно проводить фестивали культуры, как это было раньше, - фестиваль, например, российской культуры в Казахстане. По этим вопросам были достигнуты конкретные договоренности между нашим президентом и исполняющим обязанности президента Российской Федерации во время их последней встречи в Кремле.

- Существуют ли опасения у казахстанского правительства в связи с последними событиями в России, связанными со сменой высшего руководства? Каковым в такой ситуации видится в Астане будущее СНГ и Таможенного союза?

- Все идет к тому, что Владимир Путин будет избран президентом Российской Федерации. Думаю, что это очень благоприятный исход для Казахстана, тем более что мы имели контакты с Владимиром Владимировичем и вели очень плодотворные переговоры. Каких либо оснований для того, чтобы беспокоиться о будущем СНГ или о будущем Казахстана в контексте Содружества нет. Мы всегда выступали за интеграцию, и это должным образом оценивается во всех странах, прежде всего в России. Мы считаем, что эта страна является ведущим государством в СНГ - надо об этом открыто говорить - в силу своего потенциала, высокого уровня демократии, в силу того, что рыночные преобразования здесь набрали очень сильные обороты. Поэтому мы будем содействовать России в развитии интеграции.

Российское правительство сейчас размышляет о том, вводить ли в действие договор о зоне свободной торговли. Мы с пониманием относимся к сомнениям российского руководства, потому что они связаны с большим объемом расчетов последствий этого соглашения для экономики России. Встречаясь с руководителями правительства в Москве, я говорил, что мы не спешим, мы, конечно, хотели бы, чтобы соответствующее решение было принято как можно быстрее. Но в то же время видим все те трудности, с которыми российское правительство сталкивается сейчас, особенно учитывая затраты на военную операцию в Чечне.

Что касается Таможенного союза, то это, как мы считаем, локомотив, ядро интеграции в СНГ. Таможенный союз успешно развивается. Каких-либо опасений относительно этих двух интеграционных объединений - Содружества и Таможенного союза у Казахстана нет. Все идет поступательно, так, как хотели бы мы и другие наши партнеры по СНГ.

- Однако в последнее время все реже звучит тема Евразийского союза, автором которой, как известно, был президент Назарбаев. Означает ли это, что идея не нашла понимания у лидеров СНГ?

- На начальном этапе эта идея действительно была воспринята лидерами СНГ с очень большой настороженностью. Может быть, это объяснялось обычной политической ревностью, поскольку идея принадлежала президенту Казахстана. Но, с другой стороны, идея имеет перспективу быть реализованной. Таможенный союз развивается, например, достаточно динамично, и, если там экономические процессы пойдут настолько успешно, что страны этого союза не будут испытывать друг к другу каких-либо подозрений, опасений, прежде всего в экономическом плане, ну а затем и в политическом, я не исключаю возможности того, что в будущем Таможенный союз сменит свое сугубо функциональное наименование на более широкое, политическое название - Евразийский союз. С естественным добавлением целого ряда политических функций, как, к примеру, делегирование каких-то политических полномочий какому-то наднациональному органу, как это прописано в концепции президента Казахстана о Евразийском союзе.

- После президентских выборов в прошлом году Запад сильно критиковал Казахстан, обвиняя его в несоблюдении принятых в ОБСЕ демократических стандартов. Каково сейчас состояние отношений республики с западными странами?

@@@
"Каких-либо опасений относительно интеграции в СНГ у нас нет"
"Мы не будем увеличивать поставки газа в Европу"
"Мы сделаем вас счастливыми"
Moody's и есть "Мудиз"
«Росэнергоатом» акционируется
Алюминщики рвутся к конечному потребителю
Богатые полномочия при скромных возможностях

Будет новая почта

@@

На смену десяткам хозяйствующих субъектов придет единый национальный оператор

2001-11-16 / Александр Данильченко



Коллегия Министерства РФ по связи и информатизации во вторник одобрила проект концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. Как сообщили в Минсвязи, реструктуризация рассматривается как необходимое условие и составляющая часть масштабного реформирования рынка услуг почтовой связи. По сообщению Интерфакса, объем корреспонденции, обработанной государственной почтой РФ в 2000 году, превысил 1 млрд. отправлений, более 13,4 млн. посылок, 44,8 млн. денежных переводов. Общее число почтовых отделений в стране составляет около 40 тысяч.

При этом почта испытывает серьезные сложности, связанные с отсутствием единой системы управления, невозможностью привлечения достаточного объема инвестиций, технологической модернизации.

Заложенные в концепции механизмы позволят решить все эти проблемы. Результатом реструктуризации должно стать качественное изменение уровня почтовой связи, существенное улучшение "универсальных услуг", рост доходности почты, повышение эффективности использования федерального имущества, обеспечение адекватной доходности капиталовложений и инвестиционной привлекательности федеральной почты, повышение социальной защищенности работников почтовой связи.

Как отметили в Минсвязи, значительная часть сегодняшних проблем почты связана с тем, что структура федеральной почтовой связи образована более чем 90 самостоятельными хозяйствующими субъектами. В связи с этим отсутствует возможность проведения единой стратегии развития.

В основу концепции положена схема создания в стране единого национального почтового оператора. Эта схема была создана на основе анализа опыта проведенных почтовых реформ в странах Европы.

В процессе реализации концепции предстоит перейти от территориального принципа организации структуры федеральной почтовой связи к функционально-территориальному принципу с созданием подразделений по основным направлениям бизнеса, отметили в Минсвязи.

Концепция будет реализована в три этапа. На первом этапе предполагается определить потребности и источники финансирования мероприятий, спланировать структуру федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", а также определить приоритетные инвестиционные проекты в рамках программы модернизации.

На втором этапе планируется создание на базе всех предприятий государственной почтовой связи единого ФГУП "Почта России". По мнению Минсвязи, создание единого юридического лица позволит изменить хозяйственный механизм с целью повышения его прозрачности, реализовать первоочередные инвестиционные проекты.

Во время реализации третьего этапа ФГУП предполагается преобразовать в акционерное общество "Почта России" с сохранением 100-процентного контроля государства. В целом реализация концепции реструктуризации федеральной почты займет 3,5-4 года.

@@@
Будет новая почта
Бюджет-2006 больше смахивает на предвыборную рекламу
Виртуальные экономические успехи
Владивосток хотят переделить
Владимир Соколин и точный подсчет грызунов
Газовая анархия в действии
Государство выполняет роль экономического киллера

Земля в рассрочку

@@

Новосибирские промышленники не желают покупать землю под свои предприятия

2002-11-28 / Юрий Тригубович



Примерно тысяча гектаров земли, в основном в Новосибирске, была выставлена на продажу для частных владельцев предприятий в этом году. Выкупили землю под своими корпусами завод "Элсиб", "Новосибирскнефтепродукт" и "Оловокомбинат" (всего 150 га). Основными приватизаторами, как утверждают власти, стали владельцы частных автозаправочных станций. Те собственники, кто решился на покупку земли, утверждают, что сделали это в целях повышения инвестиционной привлекательности своих предприятий. Впрочем, "Элсиб" выкупил землю еще шесть лет назад, заглядывая в будущее. Ведь в то время цена гектара в Новосибирске была намного ниже.

Сейчас цены на городскую землю колеблются от 200 тыс. руб. за гектар на окраине до 10 млн. руб. в центре. Те, кто до сих пор не желает выкупать "свою территорию", ссылаются на нехватку средств. По мнению некоторых директоров, сейчас они стоят перед выбором - потратить несколько десятков миллионов на землю или на приобретение нового оборудования. Кстати, они считают, что арендные ставки на землю повысятся ненамного, поэтому можно и подождать.

Такая ситуация складывается на фоне того, что сегодня в Новосибирске земля, по оценке специалистов обладминистрации, продается по цене в три-четыре раза ниже рыночной. Снижать цены, как считает замдиректора департамента по имуществу Новосибирской обладминистрации Владимир Лемайкин, не имеет смысла из-за спекулянтов. Власти опасаются, что сразу же появятся люди, которые займутся скупкой земли с целью их дальнейшей перепродажи.

Поэтому власти пошли на беспрецедентный шаг. Они предложили выдать льготную ссуду тем, кто выкупит землю до нового года. Владельцы предприятий 25% должны выплатить сразу, еще 25% - в рассрочку за год, а остальные 50% - в течение трех лет. Этот шаг должен решить две проблемы. Во-первых, обеспечить предприятиям возможность "легкой покупки". Во-вторых, наполнить местные бюджеты. При этом предполагается, что дополнительный бюджетный доход в этом году составит 200 млн. руб., а в следующем - 600 млн. руб. Но эти прогнозы могут не оправдаться из-за того, что со следующего года практически все средства от продажи земель будет "забирать" федеральный Центр.

В Новосибирской обладминистрации не скрывают, что именно по этой причине хотели бы решить земельную проблему уже в нынешнем году. При этом власти прозрачно намекают промышленникам, что и им выгодно совершить сделки уже сейчас, так как цена за гектар новосибирской земли в следующем году увеличится в 1,8 раза. Кстати, те, кто уже владеет землей, открыто заявляют, что работать на своей земле спокойнее, поскольку наше государство непредсказуемо.

@@@
Земля в рассрочку
Зия Бажаев шел в политику из бизнеса
Игорь Юсуфов: "Полномочия нужны не ради их количества"
Инвестиции в обмен на технологии
К елке - с отчетом!
Коротко
Кто должен готовить проект СРП

Минтимеризм как форма развития

@@

Татария предлагает Центру свою испытанную на практике модель экономического развития

2001-03-30 / Милрад Фатуллаев







Старый центр Казани уже опустел: половина жителей трущоб справила новоселье в новом микрорайоне столицы.

"МЫ ТАКАЯ большая страна, что просто не можем без местной демократии" - это выражение Томаса Джефферсона в полной мере относится и к России. Эту мысль особенно любят татарские политики, последовательно отстаивающие свое право на выработку самостоятельной модели экономического поведения. Регионы имеют подчас эксклюзивный и эффективный опыт работы как в области политики, законодательной сфере, так и на экономическом поприще. Опыт десятилетнего относительно самостоятельного экономического развития Татарии привел к тому, что оправдавшие себя наработки, прошедшие испытание практикой и временем в течение нескольких лет, ныне уже закладываются в основу экономической стратегии России.

Модель Республики Татарстан (РТ) - это прежде всего модель экономического поведения. Республика не стала ждать, когда рынок сам все как-то выправит, как твердили либералы, а занялась раскруткой своего фондового рынка. Среди "голубых фишек" России много предприятий Татарии. "Татнефть", к примеру, вырвалась на международный фондовый рынок и первой из российских нефтяных компаний вошла в листинг Лондонской фондовой биржи.

- В прошлом году благодаря поддержке властей только на нерентабельных и малодебитных скважинах "Татнефти" добыто 10 миллионов тонн нефти, - говорит генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов.

Казна республики получает на рубль налоговых льгот 1,7 рубля дохода. В 1995 году группа во главе с вице-премьером правительства республики Равилем Муратовым разработала новую программу.

- Впервые именно в Татарстане прозвучало то, что сегодня звучит в России: мол, у страны нет национальной идеи, - комментирует ситуацию заместитель директора Центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) Артем Карапетян. - Это то, о чем на Западе говорят как о миссии государства. Власти необходимо определить, чем она занимается: не просто управляем, а конкретно что делаем? Перед министерствами Татарии поставлены определенные задачи - своеобразный "госзаказ на управление". Детально расписано, чем руководит министерство. Значит, можно определить, выполнили министерства и ведомства свои функции или нет.

Татария впервые применила систему индикаторов в программе адресной социальной защиты, развернутой еще в начале 90-х. С прошлого года эта методика распространяется на все отрасли госуправления экономикой. Определены пороговые значения 12 индикаторов, например такие, как уровень жизни, средняя зарплата, обеспеченность жильем, социальная инфраструктура, уровень безработицы, уровень газификации, телефонизации, обеспеченность дорогами, собственными доходами. Это только одно из универсальных управленческих решений, которые татарстанцы рекомендовали для применения по России в целом.

Для эксперимента такой модели выбран город Елабуга - свободная экономическая зона, но только в части налогов республики: если федеральное законодательство изменится, то местное останется неизменным. По инициативе правительства Татарии осуществляется пилотный проект муниципального управления. Цель эксперимента - рассчитать комплекс мер в сфере госуправления, обеспечивающих выход района на уровень самодостаточности. Параллельно можно будет определить оптимальный с точки зрения эффективности управления расклад полномочий по всем уровням власти: местное самоуправление-район-республика.

- Это приблизительно то же самое, что мы хотим видеть от федерального Центра в отношении регионов: каждый регион страны, а в регионе - каждый район должны быть самодостаточными, - объясняет заместитель министра экономики и промышленности правительства РТ Алевтина Кудрявцева. - Опытом республики в области внедрения индикативного управления заинтересовались Бурятия, Удмуртия, Марий Эл.

- Управлять и оценивать можно только то, что можно измерить, - убежден министр экономики и промышленности правительства РТ Сергей Когогин. - Мы попытались измерить труд чиновника и простого гражданина. Работа на индикативной основе показала высокую эффективность, и год завершен с опережением ожидаемых показателей. Управленческие решения принимаются не на предчувствии чиновника, а на основе статистики и науки.

Вывод на уровень экономической самодостаточности городов и районов сегодня является одной из стратегических задач руководства Татарии. В контексте такой задачи может решаться и конкретный политический вопрос: как вообще должна быть устроена Федерация?

- Кто бы что ни говорил на эту тему - говорят исходя из политических убеждений, - не сомневается вице-премьер правительства Равиль Муратов (Муратов и Кудрявцева - эксперты команды Грефа). - Но никто не пробовал исходить из экономики. "Прежде чем спорить, надо считать", - заметил еще Лейбниц. На основе индикаторов в каждом регионе определять, какая там ситуация, какие у него шансы самостоятельно выбраться, какая необходима помощь со стороны государства, чтобы выйти на уровень рентабельности. После такой работы в регионах почему бы не вводить в оборот термин "регион-банкрот, субъект-банкрот" и вводить внешнее управление из федерального Центра? Главное - отодвинуть эмоции и подключить математику.

В свое время Минтимер Шаймиев отказался от "гайдаровской" шоковой терапии, исповедуя идеологию "мягкого вхождения в рынок". Этим объясняются наименьшие по сравнению с другими регионами страны потери от реформ. Последние 5 лет - стабильный экономический рост: по уровню жизни населения республика переместилась с 5-го на 4-е место и находится на пороге, когда может быть дан мощный старт экономическим преобразованиям. Оснований для такого оптимизма достаточно. По уровню производства республика практически вернулась к отметке 1990 года - знакового для России. Только за один последний год количество безубыточных предприятий уменьшилось на 6% и составило 64% от общего числа, а количество районов-доноров возросло более чем на треть. Зарплата росла еще быстрее - почти на 60%.

По объему экспорта Татария превзошла Марийскую Республику, Мордовию, Чувашию, Башкирию, Удмуртию, а также Кировскую, Нижегородскую, Самарскую и Ульяновскую области вместе взятые, выручив на внешнем рынке более 80 млн. руб. против 60 в 1999 году. Основные внешнеторговые партнеры - Германия и Великобритания. Причем сальдо в пользу РТ. Об уровне инвестиционной привлекательности говорит деятельность более 130 совместных предприятий с участием крупнейших западных компаний - "Люфтганза", "Сюкдент", "Дэу", "Дженерал моторс". Прямые инвестиции в прошедшем году увеличились почти в 40 раз.

В марте состоялась презентация первых татарских автобусов "Bars", изготовляемых компанией "Вольво" на территории СЭЗ "Алабуга". В России это первый подобный проект - вместо "отверточного" производства наладить выпуск комплектующих деталей непосредственно в Татарии. За счет этого при высоком качестве была достигнута низкая цена - 65-70 тыс. долл. Организация предприятия стала возможной во многом благодаря целевому госзаказу правительства РТ - 600 машин в течение четырех лет.

Время подтвердило верность принятого в 1995 году решения, направленного на госмонополизацию спиртовой отрасли: "Татспиртпром" по объему производства занимает в своей отрасли второе место в РФ, а по платежам в бюджет - первое. Этот опыт в 1998 году тоже востребован Москвой.

Одна из главных составляющих новой экономической политики Татарии - поддержка предпринимательства и полный уход государства из тех сфер экономики, которые должны быть частными. Разрабатывается система регистрации и контроля "в одно окно": проверка будет проводиться комплексно, всеми службами одновременно один раз в год (за исключением налоговых служб) и по графику - с предварительным уведомлением. Главным в экономике становится увеличение добавленной стоимости труда.

Уникальна сама по себе уже реализованная идея создания социального паспорта каждого гражданина. Республика предлагает принять соответствующий федеральный закон. Это как раз тот самый пример, когда противоречащий федеральному закону республиканский нормативный акт явно прогрессивнее федерального. Отсюда и предложения Казанского кремля сделать процесс унификации законодательства в стране двусторонним. С созданием социального паспорта появилась возможность адресной, четко определенной социальной поддержки. Не выделять школьнику малообеспеченных родителей и сыну миллионера по 70 руб. на приобретение учебников, а выделять тому же школьнику, испытывающему затруднения, 200 руб. Кстати, адресная защита обходится дешевле, чем помощь всем понемножку.

Более 40 тыс. казанцев переселены в новые микрорайоны из домов старой постройки. Это половина людей, проживавших в трущобах: реализуется президентская программа "Ветхое жилье", которую 5 лет назад сочли предвыборным шагом.

- С принятием второй части Налогового кодекса основная часть добавленной стоимости находится уже не под нашей властью, - говорит Когогин, - но это не значит, что мы свернем социальные программы или это как-то скажется на развитии предпринимательства. Большие проекты будут и далее реализовываться. Это строительство крупнейшего в Европе моста через реку Каму, создание Казанского метрополитена, сохранение одного из самых высоких показателей жилищного строительства - 5% от вводимого в стране жилья, аэропорта, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, строительство самолета Ту-214, поддержка вертолетного завода для создания легкого вертолета.

@@@
Минтимеризм как форма развития
Модернизация по-губернаторски
Мы гордимся общественным строем
Немецкая экономия на мыле
Нервничать не обязательно
Новости
Пиявка для "Газпрома"

Приморский расклад

@@

Край может проголосовать против всех

2001-05-04 / Игорь Верба







Накануне выдвижения кандидатов Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ проводило опрос среди приморских избирателей с традиционным посылом: за кого бы вы проголосовали в ближайшее воскресенье?

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК НА СУНДУК ГУБЕРНАТОРА

Результаты трудно назвать неожиданными. И хотя в опубликованном недавно в одной из приморских газет рейтинге отсутствует ряд фамилий (о существовании которых в ходе опроса никто еще не знал), есть мнение, что пятерка лидеров осталась неизменной - все они в числе тринадцати зарегистрированных кандидатов прошли первый отборочный тур в виде сдачи подписных листов. Но до полной ясности еще так же далеко, как до дня выборов.

Последний кандидат был зарегистрирован 26 апреля, и теперь полный список претендентов на приморское воеводство выглядит следующим образом: депутаты Госдумы Владимир Гришуков (фракция КПРФ) и Виктор Черепков (фракция "Народный депутат"), и.о. губернатора Валентин Дубинин, депутаты приморской Думы Александр Кириличев, Владимир Гильгенберг, Юрий Рыбалкин и Сергей Жеков (председатель), предприниматели Сергей Попов и Сергей Дарькин, бывший председатель Арбитражного суда Приморского края Татьяна Локтионова, первый заместитель дальневосточного полпреда президента Геннадий Апанасенко, руководитель местного отделения общественного движения "Честь и Родина" Владимир Омшарук, главный редактор газеты "Дальневосточная Республика" Игорь Черевков и адмирал Игорь Касатонов.

Месяц назад в рейтинге популярности лидировал генеральный директор Приморского морского пароходства Кириличев, за ним шли и.о. губернатора Дубинин и замполпреда Апанасенко, далее располагался "одиночка" Черепков, а замыкал пятерку лидеров коммунист Гришуков. Сегодня обеспокоенность кандидатов от власти вызывают соцданные, где на первом месте уже обосновался экс-мэр Владивостока. И ни у кого практически не осталось сомнений, что "совесть России" пройдет во второй тур, причем с минимальными затратами. А виной тому - сама власть. Власть работает на Черепкова.

Начнем с того, что она (власть) не сумела выставить на выборы единого кандидата, ощерившись на избирателя сразу тремя головами - законодательной (Жеков), краевой исполнительной (Дубинин) и федеральной (Апанасенко). Мало того, за короткий срок власть умудрилась растащить по кускам так называемый административный ресурс, который в "разорванном" виде выглядит, мягко говоря, не совсем прилично. И вот уже несколько недель на одном местном телеканале Дубинин расхаживает по приморским полям, прикидывая на сельхозглазок, сколько "поднято зяби", на другом спикер Жеков использует любое внутридумское поползновение для сеансов нарциссизма, а все это перекрывается сообщениями об участии замполпреда в ничего не значащих совещаниях с приморским партхозактивом. При этом каждый из кандидатов не упускает возможности попенять друг другу на отсутствие управленческой харизмы, но вершиной абсурдного театра стало празднование Дня ПВО, когда Апанасенко и Дубинин, позируя перед телекамерами, не только не обменялись рукопожатием, но даже взглядами ни разу не пересеклись. Хотя, возможно, им еще придется не раз обменяться взглядами, во всяком случае с главным приморским законодателем Жековым, который с места в карьер начал свою кампанию с того, что обвинил Дубинина в криминализации лесной отрасли и развале сельского хозяйства, а Геннадия Апанасенко - в сговоре с руководством "Дальэнерго", которое якобы по требованию замполпреда отключает в крае телевещание, а потом по его же просьбе включает. Всем этим властным раздраем умело пользуется Черепков, причем практически не прикладывая к тому серьезных усилий. "Утка" о сломанной челюсти Виктора Ивановича и недавнее обращение к президенту, в котором он по обыкновению жалуется на происки врагов, - это мизерная часть трюкового потенциала последнего "харизматика" в когорте приморских политиков. Просто большего от него и не требуется - все делает власть.

А зачинателем всей этой внутривластной нелепицы выступил не кто иной, как полпред президента Константин Пуликовский. И дело не в том, что он первым нарушил избирательное законодательство, публично объявив о поддержке своего заместителя, дав тем самым старт пресловутой чернопиаровской кампании. "Пиарить" основных кандидатов начали бы и без него, благо что Приморье славится в этом плане богатыми традициями. Но он изрядно подмочил завоеванный при снятии Наздратенко авторитет федеральной власти, когда стала просачиваться информация о закулисных переговорах полпредства с мэром Владивостока Юрием Копыловым. А ведь совсем недавно Пуликовский вызывал его на дуэль за антиполпредовские растяжки-плакаты над владивостокскими дорогами. Очевидным подтверждением таких переговоров стал отзыв комиссии КРУ Минфина, приезд которой инициировал и.о. губернатора для проверки финансо-вых дел в столице Приморья.

Как неуклюже объяснял Апанасенко, он "попросил" минфиновцев не проводить в крае никаких проверок до окончания выборной кампании, дабы никто не мог использовать их в корыстных избирательных целях. А буквально через несколько дней после этих объяснений прокуратура препровождает в СИЗО одного из заместителей Копылова, которому вчиняют иск на 2,5 млрд. руб. Естественным предположением становится версия о том, что Копылов заручился защитой полпреда ценой в пару миллиардов за соответствующие результаты выборов во Владивостоке, где проживают треть избирателей края. Как же быть в таком случае со справедливостью, которая вроде как восторжествовала с отставкой Наздратенко?..

ПОЛПРЕД РАСТЕРЯЛСЯ

Геннадий Васильевич Апанасенко - человек, наверное, неплохой. Говорят, что ему до сих пор благодарны за то, что он разгреб финансовые дела в Хабаровском крае, будучи заместителем тамошнего губернатора Ишаева. Но коль скоро пошла такая закулисная пьянка, то бесплатные пиаровские газетенки отыгрались на нем по полной программе. Вспомнили и предположили все, что можно: и жену он больную с двумя детьми бросил, и с дальневосточным авторитетом Джэмом повязан, и пару-тройку предприятий развалил. Ну а последним гвоздем в крышку "избирательного" гроба федерального чиновника могут стать недавние обращения Апанасенко к экс-губернатору Наздратенко, депутату Госдумы Светлане Горячевой и полпреду Пуликовскому с просьбой приехать 5 мая на "стрелку" "приморских патриотов", с тем чтобы разработать какую-то антикризисную программу для края. При этом Апанасенко призывает Горячеву отбросить политические пристрастия, Наздратенко - старые обиды, а Пуликовского... А Пуликовского его первый заместитель критикует (!) за недостаточное внимание к Приморскому краю. В общем, бред, авторство которого уже приписывается "засланному казачку" в штаб Апанасенко. Не говоря об авантюрном выборе адресатов, очевидно, что в обращениях напрочь игнорируется наличие в крае еще двух ветвей власти помимо федеральной. А самое главное, возникнув из черной политической дыры, обращения оставляют за кадром и принятие в крае бюджета, и начало весенне-полевых работ - в общем, весь период времени с 6 февраля (после отставки Наздратенко) и до 5 мая. Плюс неприкрытая растерянность кандидата, который хватается за любую пиаровскую штучку, как утопающий за соломинку. Растерян, кстати, и полпред Пуликовский. Особенно ярко это проявилось в предпоследний его приезд в край, когда, объявив об инспекции приморского ЖКХ как основной цели своего визита, он вдруг обрушился с резкой критикой на местного спикера и и.о. губернатора за то, что они "увязли в очередной политической борьбе, вместо того чтобы работать на своих местах". Как будто не ясно, что, работая на своих местах, они и вовсе могут остаться без работы после 27 мая.

Благо еще, что "профессионализм" избирательных штабов других кандидатов хоть как-то нейтрализует грубейшие ошибки протеже полпреда, оставляя ему минимальные шансы на прохождение во второй тур. В частности, экс-лидеру рейтинга популярности Кириличеву еще не раз придется объяснять избирателям, для чего он вообще ввязался в избирательную кампанию, если на первой же пресс-конференции после регистрации заявил, что в случае поражения уедет из края и будет управлять своим пароходством откуда-нибудь с Сахалина или из Москвы. Подставился и Дубинин, затеяв в числе других антикризисных мер покупку в рассрочку китайских тракторов. При этом он так открыто подчеркивал свою дружбу с мэром Суйфуньхэ, что в местные СМИ уже запустили весьма болезненную для и.о. историю о финансировании его кампании на китайские деньги. А ведь в ход еще не пошла тяжелая артиллерия в виде обещанных со всех сторон компроматов на и.о. по "лесным" и "хлебным" делам. Не совсем объяснимой с точки зрения пиар-стратегии был и питерский выход трех клонов Апанасенко. Акция пшиковая - однодневка, эффект нулевой.

ПРИМОРСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛОВ

На этом фоне чуть-чуть подрос рейтинг спикера Жекова. Но его "по-настоящему" еще и не "били". Кроме того, он раньше времени выдал на-гора все свои наступательные козыри, только раззадорив Апанасенко и Дубинина. Теперь же, когда они, должно быть, раззадорились, у Сергея Викторовича в избирательном загашнике остались только скучные отчеты о проделанной работе и истории, как он сумел спасти приморскую Думу от роспуска. Но это уже из области "прикидов" на шансы кандидатов добраться хотя бы до второго тура. Заканчивая же тему закулисной предвыборной возни, стоит отметить стартовавшее паломничество в край федеральных чиновников. В один день, 23 апреля, в Приморье прибыли председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс и полпред Пуликовский. Анатолий Борисович еще в аэропорту заявил, что цель его визита - "сделать Приморье символом процветающей энергетики". Интересно только, на какой "символ" как на будущего губернатора он сделает ставку, перед тем как займется приморской энергетикой. Как показал опыт трехдневного отлучения приморцев от ЦТ, рубильник может стать действенным оружием в руках любого кандидата. Что же касается Пуликовского, то какую-то неожиданность он может привнести, если отпустит наконец закушенные в период борьбы с Наздратенко удила. В любом случае "уклюжего" подыгрыша в истории с обращениями Апанасенко от полпреда ждать не приходится. Да такого подыгрыша и не видно. Верхом издевательства над избирательским вкусом может стать как вид Пуликовского, заседающего за одним столом с Наздратенко в поисках антикризисной программы, так и пикирование в сторону Апанасенко, которого он "пригрел на груди", а тот теперь, понимаешь, спелся с бывшим приморским губернатором. На пресс-конференции 24 апреля Константин Борисович назвал критику своего зама конструктивной, но тут же "обжегся", запамятовав дату, на которую была назначена "стрелка".

- Я думаю, во многом Геннадий Васильевич прав, - "признал" Пуликовский. - Действительно, наверное, пришло время прекратить эти политические противостояния. То Наздратенко с Черепковым воевал, то я - с Наздратенко, хватит...

При этом Пуликовский не исключает возможности своего участия в круглом столе с бывшим губернатором. Такую реакцию можно принять только как попытку цивилизованно вывести из избирательной кампании своего протеже, которому вроде с трудом маячит даже второй тур. В противном случае... Слабо, очень слабо.

ОПЯТЬ ЭТОТ ЧЕРЕПКОВ

Ну а теперь о шансах. О Черепкове мы уже говорили. Его лидерство не имеет ничего общего с популярностью в крае. 11-12%, которые он набрал сегодня, это скорее реакция избирателей на неразбериху во властных эшелонах края, на попытки навязать губернатора извне и низкую узнаваемость руководителей обеих ветвей приморской власти. В Черепкове очевидные плюсы удивительным образом переплетаются с минусами. Собственно, о плюсах Виктора Ивановича можно говорить в привязке к его имиджу бескомпромиссного борца с произволом чиновников. Но, к сожалению, это все в недалеком, но прошлом. Ситуация с местным телевидением "ОТВ-Прим", когда он неожиданно вступился за опального руководителя - "наздратенковца" Холенко, показала, что запасного имиджа у экс-мэра нет.

Но проблема в том, что образ неутомимого борца Черепкова воспринимается в крае полярно. Для одних он - совесть Приморья, для других - полусумасшедший скандалист (прежняя власть постаралась). Наспех сколоченные прожекты по формированию правительства края, строительству каскада гидроэлектростанций, восстановлению российского флота выглядят спонтанно и неубедительно. Тем более что он также в некотором роде причастен к развалу флота, подписав в свое время бумаги на снятие внешнего управляющего ВБТРФ Карима Набиева. Предвыборные трюки типа "сломанная челюсть" скорее вредят ему, нежели прибавляют популярности. Неожиданным и более положительным для избирательного имиджа Черепкова может стать поворот к спокойному разговору без экстравагантных выходок. А кроме того, ему нужно успеть понять, что "малой кровью" победы не достичь - не только Владивосток решает судьбу выборов. Главная проблема Черепкова в том, что он не командный человек. Он вождь по определению, не терпящий возражений и отклонений от генеральной линии вождя.

При всем при этом шансы у Черепкова на прохождение во второй тур есть. Во Владивостоке ему благодарны за дорожные развязки, а отряд неизменной поддержки в лице владивостокских пенсионерок и учителей, которым он существенно помогал в бытность мэром, количественно почти не уменьшился. Что же касается победы вообще, то, похоже, он и сам в нее не очень верит.

У идущего вторым Кириличева сохраняются высокие шансы минимум на выход во второй тур. В его плюсах- авторитет удачливого бизнесмена и последовательность позиции, с которой он выступал еще в прошлую избирательную кампанию, когда единственной альтернативой чиновничьему (негосударственному) регулированию могла стать именно здоровая рыночная хватка, на собственном примере демонстрирующая преимущества иной системы ценностей. Сыграет свою роль и общественная нагрузка в виде обязанностей краевого депутата - в Думе он был не на последних ролях. Резервом может служить грамотное повторение своих программных принципов в СМИ с поправкой на изменение политической ситуации. Минусы Кириличева - в сохраняющемся отрицательном отношении у части приморцев к рынку, слабой ораторской подготовке, инфантильности в проведении избирательной кампании и местечковой привязанности кандидата к Находке и к своему бизнесу, который, как поговаривают, процветает в основном за счет кредитов.

У АПАНАСЕНКО С ДУБИНИНЫМ ОДНА ПРОБЛЕМА НА ДВОИХ

Последующие два места делят замполпреда и и.о. губернатора. К сказанному об Апанасенко можно добавить, что его столь высокая позиция в рейтинге - своего рода неожиданность. Но дело в том, что для него поражение смерти подобно. На чаше весов - авторитет полпредства. И именно это обстоятельство, пожалуй, - главный движитель ошибок, которые допускает полпред в продвижении своего зама. Хотя основная ошибка полпреда в том, что он не настоял в свое время на переносе выборов куда-нибудь поближе к августу, когда Геннадию Васильевичу удалось бы наработать хоть какой-то авторитет. Теперь даже перенос выборов сыграет ему только во вред - слишком много копий сломано, слишком откровенной при таком варианте будет роль полпредства. А ведь в феврале депутаты краевой Думы согласились бы с любой датой, предложенной полпредом, - тот же Кириличев, например.

Очевидная имиджевая слабость Апанасенко в практически неисправимой нетелегеничности и отсутствии мало-мальской харизмы. Кроме того, его имя связывают с не совсем понятными солидной части приморцев силовыми методами по смене руководства края. Им, может быть, и абсолютно без разницы - Наздратенко управляет краем или Иванов, но они чувствуют себя несколько оскорбленными в своих избирательных чувствах, когда вдруг выяснилось, что итоги выборов ничего не значат даже через год после избирательной кампании. Кроме того, они пока не видят преимуществ новой системы управления - опять тотальное угодничество и очередные конфликты, заложниками которых становятся рядовые граждане, как, например, в случае с блокадой вещания центральных телеканалов. Плюсы Апанасенко - в богатом опыте управленца и причастности к реформам Путина по укреплению авторитета государства. Но ему нужно приложить титанические усилия, чтобы "познакомить себя" с приморцами. Многие просто не знают, что это он причастен к относительно благополучному (по сравнению с Приморьем) состоянию дел в хабаровском ТЭКе, а также успешно реализуемым программам по поддержке среднего и мелкого бизнеса. Да что там программы - для некоторых станет большим откровением даже тот факт, что замполпреда родом из Приморья и уехал из края 13 лет назад. Поговаривают, что на крайний случай для поддержки Апанасенко запланирован краткосрочный визит в Приморье Путина. В полпредстве подобные предположения комментируют как бредовые. По Дубинину все проще. Он остается претендентом # 1, несмотря на отставание от Кириличева с Черепковым и равные позиции с Геннадием Апанасенко. Во-первых, на его стороне пресловутый административный ресурс края, который в выборных делах посильнее окружного. Губернатора снять или на дуэль кого вызвать - это в округ, нет проблем, как говорится. Переломить в сознании 10 тысяч членов избирательных комиссий, что они не являются винтиком системы исполнительной власти края, отождествляемой с конкретным человеком в "Белом доме", - это гораздо сложнее. Кроме того, Дубинин - один из наименее неприемлемых кандидатов для глав муниципальных образований. Для них он отождествляется с прежней системой управления, а от новых порядков они не знают что ожидать.

Во-вторых, Дубинин кажется доступным и демократичным. Свой в доску парень - вчера только от сохи, с которым за рюмкой водки можно в одночасье решить все проблемы села Захудалово или протекающего на кухне крана. В-третьих, он всегда оставался за рамками политических скандалов и реже, чем кто-либо, подвергался критике в былые времена даже со стороны политических противников Наздратенко. На самом деле он мог бы стать примиряющей для всех фигурой, лояльной к федеральному Центру и более приспособленным к рыночным преобразованиям в стране, ярым противником которых выступал бывший губернатор. Минусы Валентина Степановича - в тянущемся за ним с 7 февраля шлейфе "предателя". Кто железно не будет за него голосовать, так это фанаты Наздратенко, которые за семь лет правления последнего нажили в основном луженые глотки на митингах да мозоли на указательных пальцах при подписывании всякого рода обращений в защиту любимого губернатора. Они могут месяцами сидеть без работы или не получать мизерную бюджетную зарплату, но будут продолжать свято верить, что только вмешательство Евгения Ивановича в дела "Востоктрансфлота" помогло этой компании развалиться с треском, по-государственному, а не тихо-мирно, по сценарию подлого Милашевича. Потенциальный минус Дубинина - и в возможном выбросе на него компроматов по "лесным" и "хлебным" делам. Многое будет зависеть от того, сумеет ли он сделать упреждающие ходы, рассказав об антикоррупционных предложениях на предмет самых темных пятен в его биографии.

В связи с его уходом в предвыборный отпуск может появиться еще одна проблема. В должности первого вице-губернатора пытается восстановиться по суду Константин Толстошеин, известный суперлояльностью по отношению к полпредству. Но даже если замещать Дубинина останется Игорь Бельчук, не исключается возможность, что так называемый краевой ресурс развернется в сторону полпреда. У Бельчука очень слабые виды на чиновничье будущее. Он - одна из знаковых фигур в команде Наздратенко, при случае с ним расстанутся без особого сожаления. Тем более что Дубинин уже сказал в одном из интервью, что хочет возглавить край на переходный период, чтобы произвести смену хозяйствующей элиты на молодую перспективную команду политиков, более приспособленную к новым экономическим реалиям. При таком раскладе Бельчук может выторговать для себя кое-какие гарантии в полпредстве при соответствующем поведении в период предвыборной кампании.

Ну а главная проблема Дубинина сродни замполпредовской - оставаясь все 7 лет правления Наздратенко за рамками политических скандалов, в такой же тени он остается и для жителей края. Удивительно, но многие до сих пор думают, что обязанности губернатора исполняет не Дубинин, а... Апанасенко. Причем мнение это настолько укоренилось в приморской глубинке, что непонятным образом перекочевало и за пределы края. После выдвижения Апанасенко на его имя пришла поздравительная телеграмма от сахалинского губернатора Фархутдинова, который выражал надежду, что Геннадию Васильевичу удастся избавиться от приставки и.о.

ОСНОВНЫЕ ДУБЛЕРЫ "ОСНОВНЫХ"

Дальше плотной группой идут три кандидата, которых также причисляют к "основным", но их прохождение во второй тур будет расцениваться как случайность. Это адмирал Касатонов, спикер Жеков и коммунист Гришуков. Хотя с Гришуковым будут вынуждены считаться все кандидаты. У него сильные позиции в Арсеньевском избирательном округе. Ему странным образом готовы оказать поддержку представители частного бизнеса и руководство такой солидной компании, как "Дальэнерго". Кроме того, у него уже в кармане 3 тысячи голосов членов краевой партийной организации. Ну и, наконец, не надо забывать о том, что на выборах президента РФ коммунист Зюганов набрал в Приморье 36% голосов. Гришуков - единственный кандидат, который идет на выборы в яркой политической раскраске. В своей рекламной кампании Владимир Витальевич может беспроигрышно играть на любой дуде - от нищенского положения пенсионеров и бюджетников до инвестиционной привлекательности края. Проблемы могут возникнуть там, где какой-нибудь умник попросит отложить плакаты с лозунгами в сторону и популярно объяснить ему, каким образом через два года край может стать бездотационным, если сегодня на ремонт ЖКХ выделяется 450 млн. руб., а требуется почти два миллиарда. Объясните ему и все тут - сплошная, понимаешь, контрреволюция.

Ну а главная "арбузная корка" - это 64% "незюгановских" голосов. Адмирал Касатонов делает ставку на чистоту своего мундира и заслуги в отстаивании Черноморского флота. Обижать его, наверное, не будут, но электорат адмирала кроется скорее всего среди тех, кто традиционно голосует против всех. Для второго тура это очень мало. Кампанию он проводит вяловато, хотя, по пиаровским слухам, его финансирует московский мэр Лужков.

Ну а по спикеру Жекову можно сказать, что он в любом случае ничего не теряет. Место в краевой Думе, выборы в которую состоятся в декабре, для него забронировано. Что же касается губернаторских регалий... А чем черт не шутит - может быть, несколько удачных пиаровских акций и позволят ему проскочить во второй тур.

Из "остальных" обращает на себя внимание только молодой бизнесмен Сергей Дарькин. Его кампания проходит на удивление широко, и есть мнение, что "парень" всерьез рассчитывает побороться со "взрослыми дядьками". В "мочильные" дела он не лезет, а в качестве первой рекламной акции профинансировал из своего избирательного фонда уборку Владивостока. Вот, пожалуй, и все, за исключением информации о том, что 37,7% приморских избирателей еще не определились в своих симпатиях. Этих процентов любому кандидату хватило бы для победы уже в первом туре. Хотя эти же проценты - свидетельство того, что второго тура избежать не удастся.

@@@
Приморский расклад
Путин передал Матвиенко привет от «Тойоты»
Развитие города в условиях рынка
Реклама как двигатель инвестиций
Рубль не выдержал откровений правительства
Саакашвили заговорил об отставке
Сахалинское ускорение

Сделка века

@@

В Киеве решается вопрос о продаже крупнейшего предприятия страны

2006-02-13 / Татьяна Ивженко







'Укртелеком' может монополизировать связь третьего поколения в стране.

Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Украинское правительство готовится к проведению «приватизационного конкурса года», которым должна стать продажа компании «Укртелеком». На сегодня она является монополистом на рынке услуг стационарной связи, обслуживая около 10 млн. абонентов, владеет наиболее разветвленной первичной сетью волоконно-оптической линии связи. Недавно «Укртелеком» на внеконкурсной основе получил лицензию на 3G-связь, которая теоретически позволяет оператору в будущем обслуживать треть рынка услуг мобильной связи третьего поколения на Украине. Планируется, что продажа предприятия станет крупнейшей сделкой за всю историю украинской приватизации.

Между тем информация о сроках и условиях проведения конкурса пока не разглашается. Судя по всему, разные органы украинской власти, принимающие участие в подготовке к проведению приватизационного аукциона, не могут прийти к общему мнению в этом вопросе. Известно, что премьер-министр Юрий Ехануров 11 января поручил всем ответственным ведомствам начинать работу.

Министерство транспорта и связи Украины отрапортовало, что продажа «Укртелекома» возможна до парламентских выборов. Министр Виктор Бондарь сказал журналистам: «Затягивать всю эту историю с приватизацией (длящуюся с 1998 года, когда впервые заговорили о продаже предприятия. – «НГ») дальше уже некуда... На мой взгляд, продажу необходимо проводить в духе «Криворожстали» – собрать инвесторов и провести между ними аукцион, пускай торгуются». Министр считает, что в итоге госбюджет может получить от 4 до 7 млрд. долл. – в зависимости от размера выставляемого на продажу пакета, инвестиционной привлекательности компании, конъюнктуры рынка и политических рисков.

@@@
Сделка века
Снова Вайншток
События и происшествия: новости
Споры об ЕГЭ продолжаются
Стиль и география
Страсти вокруг янтаря
Тихая гавань вышла из моды

У бизнеса теперь есть дело до лампочки

@@

Чубайс рассчитывает на приток частных инвестиций в отечественную энергетику

2006-02-27 / Игорь Наумов



Вчера совет директоров РАО «ЕЭС» рассмотрел приложение к концепции стратегии компании на 2003–2008 годы. Предлагаемые меры направлены в том числе и на повышение инвестиционной привлекательности ОГК. Накануне глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс завил о планах развития холдинга на ближайшие 3 года. По его словам, за это время планируется увеличить втрое инвестиции в развитие генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. Он считает это главным приоритетом в своей работе. «В следующие три года в РАО «ЕЭС» объем инвестиций должен вырасти не менее чем в три раза. При сегодняшних цифрах – это примерно 5 миллиардов долларов. Мы считаем, что за три года мы должны утроить и довести до 15 миллиардов долларов», – подчеркнул Анатолий Чубайс, уточнив, что в основном нагрузка ляжет на частных инвесторов, деньги которых следует направить на развитие генерирующих мощностей, а вот бюджетные средства пойдут главным образом в сетевые компании.

@@@
У бизнеса теперь есть дело до лампочки
Федерализм по-казански
Чубайс смотрит на Запад
Энергоэффективность по-русски
Эффект ЮКОСа по-карельски
ЮКОС по-прежнему в осаде
Юрий Неелов: «Мы не «матрешки», а равноправные партнеры»