А я иду по виртуальным мостовым

@@

Каждый город имеет отражения в сети

2005-09-23 / Елизавета Хоботина







В силу виртуальности своего бытия интернет, разумеется, не признает географических границ. Из любой точки земного шара вы можете выйти в сеть без паспорта и визы, чтобы встретиться на форуме и поболтать с друзьями из других стран. Но при этом границы стран и городов, как и большинство явлений нашей с вами земной жизни, в интернете все-таки отражены. Имеют свои сайты посольства большинства стран, органы таможенного контроля и авиакомпании. Все они с большим удовольствием и, как правило, за ваши деньги снабдят вас информацией, помогут получить визу и заказать билеты, чтобы переместить пятьдесят или сто килограммов вашего живого веса туда, куда вы пожелаете попасть.

Между тем путешествовать можно и вовсе не покидая компьютерного кресла. Конечно, вдохнуть горный воздух и стереть капли прибоя с лица в интернет-путешествии вам не придется, но и свои преимущества у такой экскурсии тоже имеются. Например, под машину не попадете. Не говоря уже о возможности увидеть и узнать много интересного с минимальными затратами времени и денег. По крайней мере будете знать, стоит ли ехать в выбранный город, так сказать, «во плоти».

В рейтинге Rambler’s Top100 в рубрике «Города и регионы» пять первых позиций по посещаемости (по заглавным страницам, хосты) занимают следующие.

@@@
А я иду по виртуальным мостовым
Америка узнала о Кучме много интересного
В Москве создадут Космопарк
Виталий Мутко и секретные VIP-персоны
Главная проблема России - непредсказуемость власти
Дубна - интеллектуальное пространство
Забытые акционеры

Избранное "НГ" за десять лет

@@ 2000-10-13



Это вторая "Особая папка" из шести, посвященных предстоящему 10-летию со дня выхода первого номера "Независимой газеты". Первая "Папка" с лучшими материалами, опубликованными в "НГ" в 1990 и 1991 годах, вышла 29 сентября.

Во второй представлены материалы, напечатанные в 1992 году. Все они публикуются строго в хронологическом порядке без каких-либо сокращений и изменений. Отбор материалов, повторяем, субъективен, много интересного - при всем нашем желании - остается за рамками приложения.

Первые отклики читателей нас обнадеживают. Материалы "Особой папки" вызвали интерес. Прогнозы политологов и аналитические статьи, заметил один из читателей, ознакомившись с материалами 10-летней давности, могут быть не только смелыми, но и довольно точными.

@@@
Избранное "НГ" за десять лет
Историю творит Провидение
Кастанеда, "Бобры" и маршрутка номер 171
Когда человек думает о душе
Москва промарширует в "Параде Миллениумов"
Наедине с камерой
Наказание любовью к Родине

Настоящую дружбу народов Клара Новикова узнала на рынке

@@

Популярная актриса готовится к бенефису

2001-12-08 / Александр Беляев Когда-то она написала о себе: "После "Карнавальной ночи" я хотела быть такой же, как Гурченко. А посмотрев "Возраст любви", Лолитой Торрес себя видела..." Ни второй Гурченко, ни второй Торрес из киевской девочки не получилось. Зато получилась Клара Новикова. Не вторая - первая.



- Клара, нередко вас, артистов смехотворческого жанра, обвиняют в бессмысленном хохмачестве - мол, никакого патриотизма! А что ты думаешь о патриотизме?

- Мой патриотизм в том, что я каждый день выхожу на сцену. Если бы я не любила людей, которые здесь живут, я бы не смогла с ними общаться. Ведь я должна с ними общаться непосредственно. Я выхожу в зрительный зал и спрашиваю: "Как вас зовут, откуда вы приехали, что вы здесь делаете?" И мне отвечают только потому, что чувствуют мой интерес к ним.

Меня пугает то, что отдает спекулятивностью. Кричат, кричат, а сами тихо переводят деньги в швейцарские банки. Мне это очень не нравится. Я вообще лицемерие в любом виде не понимаю и не люблю. Иногда мне бывает стыдно за то, что у нас происходит. Но этот стыд оттого, что я патриотичный человек, мне наша жизнь небезразлична. Я патриот не в национальном смысле - мне интересно жить всюду. Но могу жить я только здесь. О патриотизме не надо орать. Его надо носить в себе. Это - как любовь. Любовь к людям, которые живут здесь. Любовь к истории страны, ее литературе, музыке. Любовь к этому воздуху, к этой ауре, без которой жить невозможно. Я - патриот России. Если бы я не была патриотом, то, может быть, уехала бы давным-давно. Поводов и возможностей у меня было сколько угодно. А мой муж (Юрий Зерчанинов, известный публицист. - Ред.) вообще в этом смысле какой-то сумасшедший: он так любит поговорить с простым человеком. Знаете, как русские люди за водкой разговаривают?! Он верит любой бабушке больше, чем самому себе: приходит на базар, видит, что яблоки у бабки плохие, но бабка утверждает: "Милок, совсем свежие!" И - покупает! Приносит домой, я ему говорю: "Что же ты принес?" А он мне: "Бабуся сказала... Как же можно бабусе не верить?!"

- Ты родилась на Украине и, следуя принципу своего мужа, должна ходить на рынок и покупать только украинские продукты?

- Я прожила полжизни там - полжизни здесь. Приходя на рынок, я людей с Украины узнаю в секунду. По говору! Мне интересно с ними разговаривать, балагурить. Иногда я на рынок прихожу еще и за этим.

- Узнают?

- Я могу ходить по рынку и собирать сливы, яблоки... Мне их просто дарят...

- Только украинцы? Или соотечественники из других наших бывших республик?

- Из Молдавии, например, женщины на Даниловском рынке меня вином угощают.

- Ты написала книгу "Моя история". Тебе мало было лавров - стала писательницей?

- Зрителя все время нужно держать в напряжении - приковывать к себе его внимание. И я подумала: а почему бы не написать книгу? У меня в жизни было много смешного и необычного. Работала над ней полтора года. А точнее - всю жизнь.

- Для своей книги ты избрала какой-то особенный жанр...

- Это повествование с отступлениями, перевертышами, шутками. Но ни одной истории в книге не придумано. Это все, что происходило в моей жизни. Я не выдумывала что-нибудь "посмешнее", не старалась "разрепризить" книгу. К сожалению, какие-то вещи в нее не вошли. Когда она была сдана в производство, у меня столько вспомнилось забытого.

Мне хотелось написать эту книжку по-доброму. Понимаю, кто-то будет ее читать - и обидится: в книге все названо своими именами, не скрыты фамилии. И наверное, кто-нибудь будет чем-то недоволен. Может быть, я сегодня кого-то оценила бы по-другому. Хотя я никого не пыталась оценивать. Я писала как есть, как было. Другое дело, что кто-то может думать о себе лучше, чем он есть на самом деле; людям свойственно хотеть быть лучше.

- Ты добрый человек?

- Добрый человек - я не знаю такой профессии. Мне бы очень хотелось быть по сути своей добрым человеком. Но им трудно быть, тем более что добрый человек иногда должен уметь отстоять себя. Я очень люблю эстраду. Я прошла сложный эстрадный путь - пожалуй, сегодня не назовешь артиста (по крайней мере в моем жанре), который работал в стольких провинциальных филармониях. Лишь когда я была уже достаточно взрослым человеком, переехала в Москву. И представляю, что такое артист периферийной филармонии. Как им, великим труженикам, живется. Я отношусь к своим коллегам из провинции с огромной симпатией и добротой и не хотела бы раздавать оценки. Каждому из нас есть место на эстраде. И каждый из нас - таков, каков он есть. Если бы мы были другие, то это были бы другие Новиковы, Шифрины, Петросяны, Хазановы... Но есть конкретные люди, с конкретными чертами и характером. А если мы не миримся, то мы просто не общаемся. И мысль, которую сказал Михаил Михайлович Жванецкий обо мне с Фимой, точнее не сформулировать: "Огромная дружба разделяет этих двух великих артистов".

- Что происходит в вашем жанре, о кризисе которого не говорит только ленивый?

- Какое-то время назад еще можно было говорить о кризисе жанра. Но тогда был кризис во всем. Люди не могли ходить на концерты. А сейчас полные театры. Сейчас у нас много работы. Появились молодые авторы, новые имена... Не бывает кризиса в этом жанре. Представьте себе народ, который перестал смеяться!

- Чем ты сейчас занимаешься?

- Работаю. Готовлюсь к бенефису в концертном зале "Россия" в феврале будущего года. Есть предложения из театров. Сейчас я читаю пьесы. Найти бы человека, с которым было бы интересно сделать спектакль. Должна быть интересная пьеса, интересный режиссер, который захотел бы меня открыть вновь. Я уже не девочка 15-18 лет, не юная актриса... Главное, что мне нужно, это чтобы не возникало вопросов, почему я пришла в театр?

- А как тебе удается раскалывать зрителей?

- У меня есть даже номер, когда я спускаюсь в зал и разговариваю со зрителями. Когда общаешься таким образом с залом, можно найти очень много интересного. У нас замечательные зрители и - очень разные. Кто-то пытается меня перехитрить, переострить, кто-то хамит, хотя не так чтобы очень: мол, почему я должен с вами разговаривать, что это вы меня спрашиваете? Я в ответ: но ведь спрашивают же, кто последний в очереди? Если не хотите - не отвечайте!.. Здесь важно не оскорбить человека. Когда зал смеется, когда зал вышучивает ситуацию, это уже не оскорбление. Удивительно, но у людей появляется какая-то тонкость души, которая, может быть, в жизни проявляется очень редко. Но стоит сделать какой-нибудь неверный шаг, взять неверную интонацию, не ту ноту - люди замыкаются. А если все подобрано точно, зрители так благодарны за то, что на их глазах рождается живой спектакль. Это игра!

- Наверное, актеры с детства по-особенному любят игры и игрушки?

- В детстве любимыми игрушками у меня были пистолеты, гвозди, мяч, велосипед, лыжи. Своих кукол я выносила во двор и отдавала девчонкам - они в них и играли. А сама гоняла с мальчишками. Все крыши были мои! Только во втором классе я стала девочкой - начала шить куклы, рисовать... Сейчас я тоже собираю кукол. Я не люблю игрушечных пупсов, в них есть что-то бесполое. Мне нравится, когда у куклы есть выражение лица. Поэтому я собираю бабок-ежек - только добрых, а не злых, которые готовы сделать гадость. Бабка-ежка, она ведь только пугает, а сама ничего страшного не делает. Она и в печку даже не сажает, а только на лопату. Ее можно обхитрить. Бабка-ежка - это характер. Она всегда на что-то готова. Если другую бабу нужно на что-то заводить, то Бабка-ежка всегда заранее на все готова! Ее очень интересно сыграть...

- В детстве ты влюблялась исключительно в актеров?

- В спектакле "В добрый час" я впервые увидела Олега Борисова, и он сразу стал для меня самым главным артистом. Он казался мне и самым красивым, и самым всемогущим: он заплачет - и зал заплачет, он рассмеется - и зал вторит ему. А когда Борисова выдворили из театра в Киеве и он уехал сначала в Москву, а затем в Ленинград, Киев опустел, казалось. Познакомилась я с Олегом Борисовым, когда уже работала в Москве... в Министерстве торговли СССР. Там была дама, которая устраивала абонементные вечера, приглашая всякого рода известных людей - прежде всего артистов, конечно. А после выступления, заведя в министерстве знакомства, можно было заполучить, например, дефицитный кухонный комбайн, холодильник и даже машину приобрести. Она и меня спрашивала: "Может, вам что-то надо?" Но у меня тогда хватало денег лишь на банку индийского чая. И вот перед началом такого вечера, где и мне была отведена "страничка", я увидела в министерском коридоре Борисова. Он уже работал в Москве, много снимался и был в зените славы. Я подошла к нему: "Олег Иванович, и вы сегодня выступаете?" "Да". И я быстро заговорила: "Я киевлянка. Я вас помню в русском театре. Я девочкой бегала ваши спектакли смотреть. И я вас выплакала". "То есть как?" - удивился он. "Когда вы играли, я восхищалась вами и плакала. А плакала потому, что мне казалось, что никогда не сумею стать артисткой, которая будет так владеть залом..." "Как это интересно!" - воскликнул он, всматриваясь в меня.

Еще со школьных лет, как и Олега Борисова, я боготворила Николая Гриценко. Ни одного фильма, в котором снимался Гриценко, не пропускала. Его Каренин... С тех пор как увидела в этой роли Гриценко, нет для меня другого Каренина. Кстати, однокурсница Гриценко, которая в довоенные годы училась с ним в Киевском театральном институте, рассказывала мне, как на пари он прошелся по Крещатику в барском халате (в этом халате студенты и Островского, и Мольера играли), представляясь хозяином жизни, - это в те-то годы! - и никто не посмел остановить его, спросить документы. Шел себе, удивляя и завораживая толпу...

- Что тебе дает передача на ТВ "Что хочет женщина", которую ты ведешь?

- Мне интересно общение. Я же не занимаюсь актерской работой, хотя мне кажется, что таким образом я выражаю свою актерскую сущность. У меня и на сцене очень много связано с импровизацией, с непосредственным общением с публикой.

- Иногда кажется, что тебе как-то слишком везет на человеческие судьбы - и возникает подозрение, нет ли у тебя в передаче среди зрителей "подсадных уток"?

- Людям, которые ко мне приходят на передачу, есть что сказать.

- Я спросил тебя о "подсадных утках", потому что в одном твоем номере на эстраде ты вызываешь из зала зрителя, располагаешься с ним на сцене и вы начинаете играть влюбленных.

- Меня и сейчас часто спрашивают, не подсадка ли это. Я спрашиваю в ответ: "Неужели я с собой во Владивосток повезу подсадку?" Иногда меня даже просят: мол, тут сидит наш знакомый, очень богатый человек, вытащи его... Я этого никогда не делаю, потому что в таком случае у меня ничего не получится. Мне придется играть на тех людей в зале, которые меня попросили об этом. А мне это не интересно.

- Ты постоянно в своих монологах решаешь "женский вопрос"? Что ты думаешь о наших женщинах?

@@@
Настоящую дружбу народов Клара Новикова узнала на рынке
Неизвестное завещание Сталина
Почему Черчилль ненавидел де Голля
Предупреждение Ильхаму Алиеву
С чем еще бывает совместен русский гений
Тбилиси перед "Панкисским тупиком"
У москвичей есть выбор

Форс-мажорный сбор генералов

@@

Одна из причин - рост социальной напряженности в войсках

2002-05-22 / Владимир Георгиев



Завтра в Москве начинаются весенние сборы руководящего состава Вооруженных сил России. В них примут участие заместители министра обороны, начальники служб, главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба, главнокомандующие видов вооруженных сил, командующие родов войск, округов, флотов и Каспийской флотилии, руководители военных комиссариатов субъектов Федерации.

Подобные мероприятия до 2000 года были традиционными в нашей армии, но со сменой нового Верховного главнокомандующего было решено собирать весь генералитет только раз в году - осенью. Этот факт объяснялся тем, что войска хорошо знают свои задачи, существует достаточно оперативная система управления ими, а при значительном дефиците средств, выделяемых на национальную оборону, "лишний" раз собирать генералов в столице - накладно для государства. Ведь только одно обеспечение их прилета на "своих" (в каждом округе или флоте имеется военно-транспортная эскадрилья ВВС, действующая в интересах командующего) самолетах на военный аэродром Чкаловский потребует расходов на несколько сот тысяч рублей. А с учетом того, что в воздухе будут совершать перелет не менее 15 самолетов, то только по затратам на полеты стоимость сборов потянет уже на несколько миллионов рублей.

Теперь решением Кремля военачальники из округов и флотов срочно собираются в Москве. По данным российского оборонного ведомства, целью весенних сборов является анализ подготовки вооруженных сил страны в зимний период обучения и уточнение задач на летнюю учебу. Этому посвятят свои доклады министр обороны Сергей Иванов и начальник Генштаба Анатолий Квашнин. На сборах также запланированы выступления почти всех заместителей министра обороны РФ. Как сообщают военные информированные источники, одна из целей весенних сборов не только сказать генералитету из округов и флотов, чем они должны заниматься в будущем, но и найти возможность послушать их самих.

Именно с этой целью с военачальниками планирует пообщаться президент России Владимир Путин. Осенью 2001 года на подобном мероприятии он уже достаточно долго общался с региональными военачальниками и узнал о войсках очень много "интересного", на что раньше не обращал внимания. Скажем, еще осенью Путина озаботила информация, свидетельствующая о снижении уровня морально-психологического состояния офицеров и прапорщиков. По словам многих офицеров, ситуация не изменилась. По-прежнему во многих соединениях и частях, кроме ставших уже традиционных чрезвычайных происшествий на почве пьянства, наблюдается рост преступлений среди кадровых военнослужащих, которые участвуют в кражах и хищениях материальных ресурсов и финансовых средств. Относительно новым видом нарушений и проступков стали уклонения офицеров и генералов от службы в связи с их негласной подработкой на стороне, а также посылка в корыстных целях солдат срочной службы, а в иных случаях и офицеров на "заработки" в ближайшие к части сельскохозяйственные и заводские предприятия. Офицеры не по назначению используют дорогостоящую боевую технику и даже вооружение. Одним из таких примеров является неудавшийся коммерческий полет с бизнесменами Новосибирска 7 мая военного вертолета Ми-8, который потерпел катастрофу в горах Алтая.

Другая причина, по которой Кремль и Минобороны всерьез озабочены моральным состоянием войск, связана с тем, что по-прежнему остается достаточно высоким уровень неукомлектованности войск младшими офицерами и продолжается их массовый отток на "гражданку". В военном ведомстве уже сделан вывод о том, что ЧП среди рядового состава - это, как правило, недоработка офицеров, которых попросту нет на службе по причине их занятости "другими делами" или просто отсутствия их по штату в связи с неукомплектованностью. Складывается парадоксальная картина: армия сокращается, а офицеров низового звена не хватает. На вопрос, что делать в этой ситуации, на сборах постараются ответить многие, в том числе и главный военный прокурор России генерал-полковник юстиции Михаил Кислицын, который выступит со специальным закрытым анализом состояния правопорядка в армии и на флоте.

@@@
Форс-мажорный сбор генералов
Человек из долины Неандерталь
Чешские черты российского хоккея
Шпага короля Фридриха