"Большая честь - живьем увидеть мэра"

@@

Рейтинг руководителей городов с миллионным населением

2001-10-20 / Борис Юрьев



ЕЩЕ СОВСЕМ недавно слово "мэр" было для граждан нашего многострадального отечества малопонятным и совершенно чуждым. Ассоциировалось оно тогда исключительно с содержанием книг и фильмов, обличавших "волчий оскал капитализма" и прочие ужасы враждебного Запада. На сегодняшний день ситуация со словом "мэр" изменилась. Зарубежный синоним понятия - "градоначальник" - прочно вошел в российский лексикон, занял свое место по соседству с некогда такими же непривычными терминами, как "рейтинг" и "электорат". Короче, со словом "мэр" в России сегодня полный порядок. Куда сложнее с отношением россиян ко всему, что подразумевается под емкими понятиями "мэр" и "мэрская власть".

Непросто определить критерии эффективности работы нынешних градоначальников. Можно иметь в своем распоряжении многотомный отчет о километрах вновь положенного асфальта, тысячах сданных квартир и прочих добрых делах мэра, но на каждом шагу натыкаться на подтверждение "любой" нелюбви горожан к начальнику "номер один". И, наоборот, градоначальник, считающийся для жителей города своим в доску, зачастую не имеет в активе ни одного по-настоящему доброго дела. Анализ специфики "мэрских забот" с поправкой на возросшее значение гласности и прочие особенности нынешнего периода российской истории позволяет сделать вывод, что оптимальным критерием действенности работы современного градоначальника является его авторитет среди жителей города, степень доверия к нему этих людей. В свою очередь, достаточно емкие показатели здесь - это данные о личном приеме мэром жителей своего города. Спешат люди доверить первому лицу города боли и проблемы - значит, верят своему мэру, надеются на его помощь. Соответственно - если не прячется градоначальник от посетителей, значит, не стыдно ему смотреть людям в глаза. Разумеется, эти параметры далеко не совершенны, однако универсального критерия оценки мэра сегодня и быть не может, ибо перечень его хлопот и обязанностей попросту бесконечен. Очевидно и другое: сравнивать деятельность градоначальника мегаполиса с миллионным населением с работой мэра города, едва избавившегося от статуса "поселок городского типа", - дело бессмысленное. Разумнее оперировать группами городов, имеющих приблизительно равную численность населения. С учетом перечисленных параметров первой группой городов, избранных для рейтинга "НГ", будет группа городов-миллионщиков, чье население или перевалило, или приблизилось к одному миллиону человек. Понятно, что Москва и Санкт-Петербург в подобный перечень не вошли. У этих городов своя роль в российской общественно-политической жизни, что и подтверждено статусом "самостоятельный субъект Федерации".

Что же касается отобранных для рейтинга "НГ" мэров городов-миллионщиков, то здесь лидером оказался мэр города Перми Аркадий Каменев. За 10 месяцев этого года он принял 956 посетителей.

(Окончание на стр. 4)

(Окончание. Начало на стр. 1)

Его победа в рейтинге своего рода неожиданность, ибо еще и года не прошло, как он избран на эту должность. В методике мэрской работы он многое перенял у своего предшественника Юрия Трутнева, занимающего ныне пост губернатора Пермской области. Похоже, во многом пригодились Аркадию Леонидовичу и навыки работы с людьми, приобретенные им на прежнем месте работы: до избрания на должность мэра он возглавлял ГУВД Перми. Результаты работы с посетителями пермский градоначальник активно использует в организации работы мэрии, в решении проблем коммунального хозяйства.

Второе место в рейтинге "НГ" принадлежит мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому. С начала этого года у него на приеме побывало более 800 человек. Ежедневно администрация города проводит Дни открытых дверей. Глава города Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и его заместители выезжают в районы города (их в Екатеринбурге семь) и общаются с гражданами.

Третье место в рейтинге мэров "НГ" поделили самарский мэр Георгий Лиманский и мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев. Приемы у главы Самары запланированы на первый понедельник каждого месяца. Однако Георгий Лиманский личные кабинетные приемы не любит. На сегодняшний день сеть общественных приемных городской администрации организована во всех девяти районах города, создано специальное подразделение городской администрации - управление по работе с обращениями граждан.

Достаточно высок рейтинг и у мэра Нижнего Новгорода. С января по октябрь он принял 763 человека. В этой работе ему помогает разработанная и внедренная в 1999-2000 гг. в администрации Нижнего Новгорода автоматизированная программа "Документационное обеспечение управления деятельности администрации", которая позволяет вести автоматизированный учет и контроль исполнения писем и обращений граждан, служебной корреспонденции и поручений главы администрации. Чаще всего (60%) нижегородцы обращаются к главе администрации по вопросам обеспечения жильем и работы жилищно-коммунальных служб. Несколько реже - по вопросам, связанным с телефонизацией, предоставления и аренды земельных участков.

Что же касается "хвоста" рейтинга, то последнее место в списке поделили между собой мэр Воронежа Александр Ковалев и мэр Казани Камиль Исхаков. С начала года они приняли соответственно 94 и 119 человек.

Разумеется, причины недоверия жителей этих городов своим главным начальникам - это тема для отдельного, самостоятельного исследования. Однако многие из причин, способные объяснить особенности отношения воронежцев и казанцев к своим мэрам, лежат, что называется, на поверхности. За мэром Воронежа укрепилась репутация харизматического волюнтариста, популиста, типичного директора завода, волей и судьбой ставшего мэром. Он и город рассматривает как свой собственный завод. Обращает внимание его грубость, правда, в основном по отношению к подчиненным. Общеизвестно и то, что он нередко увольняет своих подчиненных едва ли не пачками, при этом в людях разбирается не очень. В Воронеже бытует мнение, что есть в Александре Ковалеве что-то от Жириновского минус образованность последнего.

Присутствие в "хвосте" рейтинга "НГ" мэра Казани представляется несколько странным. В татарской столице принято считать, что для населения Камиль Исхаков более чем доступен. Встречи с населением в трудовых коллективах, "прямая связь с мэром" в местных теле- и радиоэфирах давно стали характерной чертой стиля его работы. Однако факты, как говорится, - вещь упрямая. По числу принятых посетителей Камиль Исхаков фактически замыкает рейтинг мэров российских городов-миллионщиков.

Некоторые аналитики считают, что причиной тому слишком подобострастное отношение казанского мэра к президенту Татарстана. Сам Исхаков признает себя его учеником, в то же время подчеркивая свою самостоятельность в решении всех находящихся в его компетенции вопросов.

Рейтинг "НГ", посвященный мэрам крупных российских городов, был бы более полным, если бы включал в себя данные о мэрах Уфы и Волгограда и некоторых других городов. Однако отправленные туда запросы редакции "НГ" остались без ответа. Чиновники, похоже, руководствуясь известным "как бы чего не вышло", наотрез отказались дать какую-либо информацию о посещаемости своих градоначальников. Неужели статистика общения начальников с народом в России по-прежнему отмечена грифом секретности? Или того проще - мэры в этих городах просто боятся своих граждан, соответственно последние платят им взаимностью.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

При составлении рейтинга "НГ" использованы сообщения наших собственных корреспондентов: Николая Иванова (Пермь), Сергея Анисимова (Нижний Новгород), Марии Бондаренко (Ростов), Ольги Копшевой (Саратов), Юрия Тригубовича (Новосибирск), Веры Постновой (Казань), Виктора Найхина (Воронеж).

# Город Ф.И.О. мэра Посещаемость

(численность

населения) на 1.10.2000 на 1.10.2001

1 Пермь Каменев 1341 чел. 956 чел.

1096,0 тыс. чел. Аркадий

Леонидович

2 Самара Лиманский 1547 чел. 872 чел.

1255,1 тыс. чел. Георгий Сергеевич

3 Екатеринбург Чернецкий 1159 чел. 834 чел.

1392,2 тыс. чел. Аркадий Михайлович

4 Нижний Лебедев 592 чел. 769 чел.

Новгород Юрий Исакович

1435,1 тыс. чел.

5 Ростов Чернышев Михаил 500 чел. 436 чел.

1023,2 тыс. чел. Анатольевич

6 Саратов Аксененко Юрий 369 чел. 386 чел.

905,4 тыс. чел. Николаевич

7 Челябинск Тарасов Вячеслав 101 чел. 340 чел.

1150,9 тыс. чел. Михайлович

8 Новосибирск Городецкий 149 чел. 153 чел.

1448,0 тыс. чел. Владимир Филлипович

9 Омск Белов - 148 чел.

1185,0 тыс. чел. Евгений Иванович

10 Казань Исхаков Камиль 81 чел. 119 чел.

1094,9 тыс. чел. Шамилевич

11 Воронеж Ковалев 94 чел. 99 чел.

@@@
"Большая честь - живьем увидеть мэра"
"Дело Кажегельдина" продолжается
"Зимовочные" деньги могут прийти к весне
"Мы ставим диагноз, но лекарства еще не придумали"
"Рекламный импичмент" провалился
"Федерация" добралась до Думы
Александр Назаров: Госсовет - не "утешительный клуб" для региональных лидеров

Александр Починок: "Уравниловки не будет"

@@

Министр труда и социального развития считает, что готовящаяся в правительстве новая система оплаты труда работников бюджетной сферы будет универсальной

2002-10-21 / Сергей Мигалин Россия стоит на пороге реформы заработной платы работников бюджетной сферы. По своей значимости и ее социальным последствиям ее можно будет сравнить, пожалуй, лишь с приватизацией или реформой жилищно-коммунального хозяйства, потому что она затронет интересы практически всех граждан. Разработкой основных ее принципов занималось Министерство труда и социального развития РФ, а 31 октября проект будет вынесен на заседание правительства. Но уже сейчас он вызывает тревогу в регионах, где опасаются, что выплата зарплат работников бюджетной сферы ляжет полностью на субъекты Федерации. На вопросы корреспондента "НГ", касающиеся предстоящей реформы, ответил министр труда и социального развития РФ Александр Петрович Починок.



-Александр Петрович, на какой стадии находится сегодня работа над проектом реформирования зарплаты работников бюджетной сферы?

- Концепция реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы готова. Сейчас дорабатываются отдельные системы для разных отраслей, у каждой из которых свои особенности. Эти особенности мы и утрясаем. Пока нами определены лишь базовые параметры новой реформы.

- В чем заключается их суть?

- Первое: никому не должно быть хуже от этой реформы. То есть не будет ни одной должности, по которой произошло бы понижение оплаты труда или были бы нарушены требования Трудового кодекса.

Второе: мы отказываемся от единой тарифной сетки, потому что она себя исчерпала. ЕТС была нужна в условиях высокой инфляции, когда приходилось быстро принимать решение о повышении оплаты труда всем бюджетникам. Она абсолютно не учитывала специфики разных отраслей, и это особенно наглядно видно сейчас, когда отрасли вносят предложения в реформирование заработной платы. Сейчас формируется совершенно иной подход и совершенно иные представления, за что нужно платить.

Третье: каждое министерство отрабатывает тарифную сетку не для себя, а для отрасли в целом. То есть Министерство образования - для преподавателей, Министерство промышленности и науки - для ученых. При этом мы сохраняем преемственность. Например, медицинские работники, работающие в любой бюджетной сфере, должны получать одинаково. Таким образом, создаются единые условия для всех организаций, находящихся в различной подчиненности.

- Когда может начаться реформирование системы заработной платы?

- Переход должен начаться с 1 октября 2003 года. В бюджете на эти цели выделяется средств на 33% больше, чем сейчас. Причем эти средства пойдут не на индексацию, а на переход к новой системе оплаты труда. 1 октября - это старт, сигнал для регионов. Федеральный бюджет ее вводит с 1 октября, а регионы тогда, когда появятся ресурсы. Мы не хотим повторения задержки выплат заработной платы, которая была в этом году, поэтому разрешаем ввести новую систему до конца года. Конечно, регионы могут не ввести новые сетки оплаты труда, но в этом случае они будут отвечать перед работником. Регионы могут пойти и дальше, то есть прибавить, по сравнению с теми тарифными сетками, которые будут приняты на федеральном уровне. Они не могут только сделать меньшую оплату.

- Оплата труда будет теперь привязана к прожиточному минимуму для каждого региона?

- Это следующий этап. Мы действительно сейчас рассматриваем районирование и будем давать предложения по изменению его принципов. Но это отдельная проблема. Ведь мы хотим, чтобы районные коэффициенты были связаны не только с климатическими условиями, но и с уровнем прожиточного минимума. Ведь очень часто климат вроде бы суровее, а стоимость жизни ниже. И наоборот. Согласитесь, что в городе с очень высоким прожиточным минимумом бюджетник должен получать больше. Например, в Петропавловске-Камчатском очень высокие сейчас цены и высокий прожиточный минимум, и это надо учитывать при оплате труда.

- Какие еще критерии будут вводиться при формировании тарифных сеток?

- В гораздо большей степени мы планируем учесть опыт работы человека. Во всяком случае, мне нравится, что с началом реформ кандидат наук, доктор наук, высококвалифицированный учитель будут получать существенно больше. Увеличится доля в оплате труда и тарифной части. Мы стараемся перевести максимально возможное количество надбавок в оклад работника, потому что не совсем хорошо, когда его зарплата полторы тысячи рублей, а со всевозможными "накрутками" он получает четыре. Проще заложить все, что возможно, в оклады.

- Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на повышение зарплат регионам будет выделено 7 миллиардов, но в то же время регионам потребуется на эти цели в два-три раза больше. Откуда же они возьмут средства, если, только по официальным данным, их бюджеты в среднем на 40% сегодня стали "зарплатными"?

- Ситуация в каждом регионе разная. Есть регионы дотационные, и есть доноры. Часть регионов справятся и без всяких дотаций. Они введут новую систему оплаты труда, и она будет выше федеральной. Территориям, которые находятся в тяжелом финансовом положении, определенные средства в федеральном бюджете предусмотрены, но ровно на то, чтобы закрыть потребность в выплате по федеральным нормам. Но на всякий случай, если будет тяжелое исполнение бюджетов регионов, мы разрешаем сдвинуть сроки введения новой системы оплаты труда работникам бюджетной сферы до конца года, но не позже. Они должны добрать эти средства. И в бюджете 2004 года все необходимое будет учитываться. Да, действительно, исходя из количества региональных бюджетников, субъектам Федерации введение новой системы обойдется в три раза дороже, чем федеральному Центру.

- На сколько же повысится заработная плата работников бюджетной сферы?

- На этот вопрос мы не можем ответить вообще, потому что отходим от индексации и приходим к строго индивидуальной прибавке конкретному человеку. Я только утверждаю, что хуже не будет. Более того, у работника появляется возможность заработать существенно больше. Но не скрываю, что шкала построена так, чтобы человек был заинтересован в повышении своей квалификации, эффективности своего труда.

- Вам пока не удается договориться с профсоюзами, которые настаивают на выведении минимальной оплаты труда на уровень прожиточного минимума?

- Ситуация улучшается, хотя профсоюзы настойчиво требуют серьезного повышения оплаты труда. И они в этом отношении правы. Но нам этого пока не позволяют сделать ресурсы нашего бюджета. Профсоюзы не возражают в основном против смысла реформ, которые предлагаются, и они очень активно работают над отраслевыми тарифными сетками.

- Сегодня уже ведется дискуссия о введении почасовой оплаты труда?

- Этот вопрос очень активно обсуждается в Думе. Правда, я считаю, что он еще сырой, но в любом случае придется быстро принимать решение и доводить до ума тот проект закона, который уже есть.

- Учитывался ли опыт других стран при подготовке проекта реформы?

- Конечно, учитывался, только с большим "но". Оплата труда в России существенно занижена по отношению к другим странам, поэтому, к сожалению, при переходе на новую систему мы вынуждены это иметь в виду.

- Каким образом будет проходить вопрос о реформе заработной платы через Государственную Думу?

- Дума будет принимать соответствующие изменения в законодательство, а следом будет идти большой набор постановлений правительства. По сути, мы должны будем заменить понятие "тарифная сетка", на "тарифные сетки". При этом профсоюзы настаивают, что в законе должна быть запись о том, что при введении отраслевых сеток не должны ухудшаться условия оплаты, существовавшие при единой тарифной сетке.

- Зачем проводить реформу заработной платы, если можно просто ее повысить?

- Можно, и это хорошо звучит, но нельзя. По одной простой причине. В этом случае мы должны одновременно повысить заработную плату везде и всем абсолютно одинаково - и академику, и банщику. Я сейчас не берусь обсуждать, кто важнее, но утверждаю, что принципы оплаты труда у них должны быть разные.

- И, наконец, последний, традиционный вопрос для министра труда и социального развития. Какова сегодня ситуация в России с задолженностью по выплате заработной платы?

@@@
Александр Починок: "Уравниловки не будет"
Анатолий Чубайс: мы не будем лизать залысины
Англичане не торопились с приватизацией
Аргентина не плачет по МВФ
Будущее России
Бюджетный привратник
Владимир Чуб: "Закон о земле покончит с теневым оборотом угодий"

Всемирный банк замочит Россию

@@

Следующей целью мировых водяных магнатов может стать крупнейшая (по территории) страна в мире

2003-02-14 / Юрий Алексеев







Джеймс Вулфенсон любит чистую воду из частных рук.

Фото Reuters

Всемирный банк вновь угрожает России своими кредитами. На этот раз - в водоканалы и канализацию. Если угрозы будут реализованы, то россияне рискуют столкнуться, во-первых, с приватизацией систем водоснабжения и, во-вторых - с многократным ростом цен на воду.

С реформой жилищно-коммунального хозяйства в России и приватизацией водоканалов на российский рынок могут прийти крупнейшие мировые компании. Во всяком случае, на это направлена политика Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Более того, имеющееся в распоряжении "НГ" расследование американского "Центра за честность общества" (Center for Public Integrity) свидетельствует о том, что три крупнейшие "водяные" компании мира - Suez, Vivendi Environment (Франция) и RWE (Германия) - активно используют возможности Всемирного банка и прочих международных организаций, чтобы добиться передачи в частные руки водохозяйств в странах с развивающейся и переходной экономикой. В Европе, в частности, эти компании привлекают к содействию Европейский банк реконструкции и развития.

По этим данным, передача в частные руки водоканалов была ключевым условием многих кредитных проектов Всемирного банка в Африке, Латинской Америке, Азии. И очень часто в аукционах побеждали представители компаний-гигантов.

Американские журналисты, ссылаясь на данные самого Всемирного банка, утверждают, что за последние 12 лет он предоставил около 20 млрд. долл. займов по проектам, связанным с водоснабжением. При этом банк выступал не только основным финансистом проектов, но и часто оговаривал выдачу кредитов необходимостью приватизации местных водохозяйств.

Проведенный авторами документа анализ 276 кредитов, выданных за 1990-2002 годы на цели водоснабжения, свидетельствует, что в 30% случаев их условием была приватизация. В 1990-1995 годы лишь 21 заем предполагал приватизацию, тогда как в 1996-2002 годах таких обусловленных кредитов было уже 61. В это число не включены так называемые займы на "структурную перестройку" экономики. А очень часто они предусматривали передачу коммунального хозяйства в частные руки.

По утверждению американцев, Всемирный банк напрямую участвовал в процессах приватизации. К примеру, в Буэнос-Айресе банк получил 7% акций новой компании Aquas Argentinas (контролируемой Suez). А один из топ-менеджеров Всемирного банка участвовал в переговорах с властями Аргентины по вопросам повышения платы за воду. И после их завершения возглавил команду банка, принимавшую решение о предоставлении этой стране кредита в 30 млн. долл.

Впрочем, представители Всемирного банка говорят, что проводимая банком политика приватизации уменьшает бедность, способствует привлечению частного капитала и в конечном счете повышению эффективности безденежного водного хозяйства в развивающихся странах. Но результаты расследования свидетельствуют - в ряде случаев новые владельцы коммунального хозяйства практически не используют собственного капитала, а, как правило, полагаются на займы международных финансовых организаций для ремонта водосетей.

Журналистское расследование говорит об активном "пиаре" водяных магнатов. Они работают не только с международными финансовыми организациями, но и с ООН. Их представители входят в руководство международных аналитических центров, комиссий и форумов, продвигающих идею, что приватизация - основной метод решения мировых проблем с водой. К примеру, учрежденный Всемирным банком и ООН Всемирный совет по воде создал Всемирную комиссию по воде. Ее возглавляют бывший руководитель Suez, президент Межамериканского банка реконструкции и развития, а также высшие менеджеры Всемирного банка. Бывший глава Suez Жером Моно был специальным советником Мишеля Камдессю в бытность последнего директором-распорядителем МВФ.

"Водяные" компании активно работают и с органами Евросоюза и Всемирной торговой организацией, стремясь воздействовать на страны, отказывающиеся открыть свое водохозяйство приватизации. По данным американского центра, французское правительство недавно выступило с предложением к Международной организации по стандартам утвердить международные стандарты жилищно-коммунального хозяйства. В итоге, по некоторым оценкам, ВТО может разработать правила, которые заставят страны открыть свои ЖКХ для приватизации.

Как считают авторы расследования, частные компании, приходя в коммунальную инфраструктуру, зачастую дают обещания, которые не могут сдержать. Они говорят о том, что будут предоставлять услуги лучшего качества по более низким ценам. Однако статистика свидетельствует, что местные власти поднимают цены на воду до приватизации и тем самым обеспечивает "водяным" компаниям народную поддержку, когда они немедленно снижают цены. Но, получив в свою собственность водохозяйство, компания столь же немедленно начинает переговоры с властями о повышении цен. Мотивировка находится легко. Да и частник теперь находится в несравненно лучшем положении - ведь он уже контролирует городское водохозяйство, самим этим фактом оказывая давление на власти.

@@@
Всемирный банк замочит Россию
Газовые трагедии
Генерал Снег
Генеральное межевание
Голландская болезнь тульской коммуналки
Губернаторам готовят холодный прием
Драма с собачкой

Екатеринбург станет городом-свалкой

@@

Из-за отсутствия в Свердловской области предприятия по утилизации мусора и полигона для хранения токсичных отходов специалисты прогнозируют волну эпидемий

2005-02-28 / Владимир Терлецкий







«Свалочный бизнес» не станет безопасным без серьезной государственной поддержки.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Министерство природных ресурсов Свердловской области и Академия коммунального хозяйства имени Панфилова договорились о строительстве первой в регионе установки по сжиганию медицинских отходов методом высокотемпературного пиролиза.

Сегодня биологические отходы элементарно выбрасываются на свалки, которые, по словам ведущего специалиста отдела экологической безопасности Минприроды Федора Черепанова, переполнены и не отвечают санитарным нормам. Исследования показывают, что, если продолжать и дальше нарушать технологию утилизации медицинских отбросов, то, несмотря на хлорирование свалок, на Екатеринбург в ближайшее время обрушится волна эпидемий.

Финансирование пиролизной установки взяла на себя Академия имени Панфилова, и в Минприроды рассчитывают, что в 2006 году в области появится центр по уничтожению медицинских отходов. Однако председатель Свердловского областного отделения «Российского движения зеленых» Николай Калинкин сомневается, что проект удастся осуществить так скоро. О переработке бытовых отходов разговоры идут с начала 1990-х годов, но, несмотря на солидные денежные поступления в экологический фонд, строительство единственного завода по утилизации мусора идет более десяти лет. Потратив около 80 млн. руб., областные, федеральные и муниципальные чиновники смогли возвести только линию по сортировке мусора, рассчитанную на 300 тыс. куб. м в год, что может обеспечить потребности лишь стотысячного города Первоуральска. Специальным прессом рассортированное тряпье, бумага, стекло и прочие отходы будут паковаться в брикеты и продаваться заинтересованным предприятиям. Своя переработка мусора будет налажена неизвестно когда, что позволяет многим специалистам ставить под сомнение рентабельность этого проекта: расходы на пакетирование и транспорт здесь превысят стоимость вторсырья.

@@@
Екатеринбург станет городом-свалкой
Жилье ветшает не по плану
Зарплата вместо отопления
Зачистка Юсуфова
Зима опять негаданно нагрянет
Игорь Бычковский: "Коммунальная система одномоментно не рухнет"
Избиратели отстаивают свои права

К Касьянову подкрались выборы

@@

Центристы не поддержат правительственную реформу

2002-11-18 / Иван Родин



С 15 ноября в Госдуме не стало того проправительственного большинства, которое традиционно формировалось из четырех центристских фракций. Во всяком случае, именно так выглядит отказ "Единой России" и Народной партии от дальнейших уступок исполнительной власти в ходе согласования с ней законодательных основ реформирования жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики страны. Лидеры этих партий заявили о том, что ни первое чтение закона о реформе ЖКХ, намеченное на 20 ноября, ни второе чтение пакета законов по РАО "ЕЭС", запланированное на 29 ноября, в эти дни не состоятся. Когда эти законопроекты могут быть вынесены на голосование, неизвестно. Теперь все будет зависеть от сообразительности и уступчивости кабинета министров.

Кабинет Касьянова никак не отреагировал на этот демарш. Видимо, пока еще не осознал ситуации. А между тем и лидер фракции ОВР Вячеслав Володин, и первый вице-спикер Любовь Слиска напрямую связали отказ центристов голосовать за правительственные непопулярные меры с предвыборными перспективами своей партии. Судя по всему, "Единая Россия" наконец поняла, что вовсе не кабинет министров является гарантом успеха ее выборной кампании. Более того, именно тесная связь с ним и подставляет партию под серьезную критику со стороны политических противников. "Единороссы" поняли, что в России быть соавтором правительственных реформ - это плохой пиар. Впрочем, если бы такое понимание не опиралось на что-то более основательное, чем мнение партийных функционеров, то оно не проявилось бы так демонстративно. Однако в случае с реформой ЖКХ и особенно электроэнергетики депутатская тревога нашла поддержку в самых верхах. Сведения "НГ" из различных источников позволяют предположить, что бунт центристов был поднят с санкции Кремля.

Дело в том, что Владимир Путин в последнее время провел ряд весьма интересных встреч, информация о которых не оглашалась. Например, ничего не было известно о том, что в начале прошлой недели по инициативе президента несколько "яблочников" во главе с Григорием Явлинским и в присутствии Андрея Илларионова объяснили первому лицу государства политическую суть и последствия реформы РАО "ЕЭС". Они напомнили Путину, что, приватизировав крупнейшую российскую монополию, частный капитал вместе с губернаторами смогут диктовать свою волю Кремлю. Недавно президент встречался и с Юрием Лужковым, самым непримиримым врагом Анатолия Чубайса. Официально темой этой встречи были итоги переписи населения в Москве, однако обсуждались и прочие проблемы. Очевидно, столичному мэру понимание в Кремле найти удалось - недаром именно фракция ОВР на последнем думском заседании критиковала правительство наиболее резко.

В минувший четверг Путин встречался с лидерами всех парламентских фракций, однако в этот же день он отдельно принял в Кремле и первого вице-спикера Любовь Слиску. Судя по всему, она добавила ему аргументов против правительственного плана реформы ЖКХ. Напомним, что в реформе ЖКХ сильно заинтересованы именно энергетики, которым коммунальщики задолжали огромные деньги. На общей же встрече с лидерами фракций президент еще раз посоветовал депутатам внимательно работать над теми реформами, результаты которых трудно предсказать заранее. Конечно, напрямую проваливать законопроекты он им не советовал. Но они и так прерасно поняли, что начался новый этап кампании под лозунгом "Во всем виноват Чубайс!".

@@@
К Касьянову подкрались выборы
Кабинет министров совершил "мини-революцию" в ЖКХ
Кнут и пряник для сепаратистов
Козак ответит за территории
Коротко: регионы России
Краевой портрет на фоне соседа
Кризис погрузил тысячи россиян во тьму

Левые подталкивают Путина к государственному перевороту

@@

Они призывают президента и спецслужбы разделаться с "гнилостными ельцинскими кадрами"

2001-08-15 / Людмила Романова







Дзержинский возвращается на пьедестал?

ТРАДИЦИОННОЕ августовское затишье, за которым прогнозы о "горячей осени" оказались несколько подзабыты, заканчивается. Вчера на первой полосе газеты "Советская Россия" появилось "обращение сорока трех" "Остановить "реформы смерти". Для тех, кто уже не помнит событий десятилетней давности, авторы делают специальную отсылку к опубликованному меньше чем за месяц до путча 1991 года "Слову к народу". Тогда за "словом" последовало и дело. Трое подписантов обращения 1991 года стали активными членами ГКЧП, а один из них - Валентин Варенников даже отказался от амнистии, объявленной в 1994 году для участников путча. А сегодня в России идет работа по созданию общественного комитета по реабилитации ГКЧП. Один из инициаторов этой акции - бывший гекачепист, а ныне губернатор Тульской области Василий Стародубцев.

У двух обращений - четыре общих автора: лидер КПРФ Геннадий Зюганов, писатели Юрий Бондарев и Валентин Распутин, а также главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. И в том, и в другом случае к спасению страны приобщились и другие представители интеллигенции: в 1991-м - певица Людмила Зыкина, в 2001-м - академик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, летчик-космонавт Светлана Савицкая, главные редакторы газет "День Литературы", "Красноярский рабочий", собственно "Советской России" и журнала "Наш современник", народные артисты, а также члены-корреспонденты РАН, включая депутата-коммуниста Сергея Глазьева. К обращению присоединились и руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы Николай Харитонов, кстати, отнюдь не единственный представитель нижней палаты парламента, генерал армии и бывший министр обороны Игорь Родионов.

Как и десять лет назад, подписанты возмущаются действиями власти. Авторы "Слова к народу" осуждали политику Михаила Горбачева. Теперь клеймят либеральный курс Белого дома. "Реформы смерти", или, как их называют в тексте, "десять путинских ударов по России", - это все козыри правительства Михаила Касьянова: Земельный и Трудовой кодексы, преобразования в области жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной системы, здравоохранения, образования, языка, а также реформы естественных монополий.

К самому Владимиру Путину у авторов обращения только одно пожелание - "зачистить" все ельцинское окружение. С большей частью политэкономической элиты государства президенту рекомендуется поступить так же, как с Владимиром Гусинским и Борисом Березовским. "Не питая иллюзий по поводу возможностей и внутренних установок президента Путина, - говорится в обращении, - мы тем не менее снова и снова побуждаем его сбросить с себя страшный груз ельцинизма, освободиться от ненавистного народу ельцинского окружения - этих волошиных, фридманов, абрамовичей... Призываем вырвать штурвал государства у дилетантов Кудрина, Грефа, загоняющих экономику в штопор".

Обращение недвусмысленно призывает к революции спецслужб. Остановить "реформы смерти", по мнению подписантов, должны именно силовики. Причем те, которые уже попали в систему госвласти. Обращение сорока трех, собственно, и посвящено "работникам спецслужб, "чекистам", которые вслед за Путиным пришли к управлению страной, внесли в политику государственную волю, бескорыстие, идею служения" и которые, оказывается, сейчас "задыхаются от гнилостных ельцинских кадров, отравляющих институты государства". Они-то, как предполагают авторы воззвания, "станут несомненными союзниками патриотов в "кадровой революции, в исцелении больного государства".

В 1991-м "Слово к народу" было адресовано в первую очередь к армии, "снискавшей уважение человечества за самоотверженный подвиг спасения Европы от гитлеровской чумы, унаследовавшей лучшие качества русского, советского воинства и противостоящей агрессивным силам". Правда, тогда армия от призывов отказалась.

@@@
Левые подталкивают Путина к государственному перевороту
Ленский аврал
Лучшие лоббисты России - февраль 2002 года
Любимый проект губернатора Хлопонина под угрозой
Матвиенко собрала своих губернаторов
Московские водители забыли, как правильно тормозить
На россиянах поставят очередной эксперимент

Начальника дворников подвел мусор

@@

Главу горхозяйства Петропавловска-Камчатского ждет обвинение в "ненадлежащем исполнении"

2003-02-18 / Екатерина Блинова



В ближайшие дни прокуратура Петропавловска-Камчатского предъявит обвинения в халатности и "ненадлежащем исполнении обязанностей" помощнику мэра города, а также исполняющему обязанности начальника городского ЖКХ Михаилу Екимову. Как заявил заместитель прокурора Петропавловска-Камчатского Игорь Верес, обвинение в допущенной чиновником халатности, "повлекшей существенные нарушения прав граждан", прокуратура предъявит сразу по возвращении Екимова на полуостров - в настоящий момент он находится в служебной командировке в Москве.

Михаил Екимов, до этого известный в Петропавловске-Камчатском как лидер местного отделения ЛДПР, был назначен на выборную должность и.о. начальника городского жилищного хозяйства (ГЖУ) личным распоряжением главы города Юрия Голенищева. Одновременно он стал куратором реформы в сфере ЖКХ на полуострове. Результатом деятельности на этом посту стал, по словам специалистов (в частности, руководителей коммунальных предприятий области), "полный развал коммунального хозяйства региона". А в ноябре-декабре прошлого года по Камчатке прокатилась громкая акция коммунальщиков, требовавших выплаты многомесячных долгов по зарплате и протестовавших против реорганизации структуры коммунального хозяйства. Главными забастовщиками тогда стали работники предприятий "Жилремсервис" и "Южное", которые в ходе пребывания Екимова на посту главного камчатского коммунальщика лишились муниципальных заказов, а значит, и зарплаты.

После того как горпрокуратура признала законной забастовку, во время которой коммунальщики отказывались убирать улицы и ремонтировать аварийные объекты тепло- и водоснабжения, по факту невыплаты заработной платы было возбуждено несколько уголовных дел. Также прокуратура признала оправданными требования коммунальщиков о повышении тарифных ставок и о выполнении коллективного договора. В связи с этим сотрудники прокуратуры назначили ревизию деятельности горадминистрации Петропавловска-Камчатского и, в частности, служебную проверку работы Михаила Екимова. В ходе всех этих мероприятий прокуратуры всплыл факт, как сказано в документах, "непомерного расходования" трех миллионов рублей из городского бюджета.

@@@
Начальника дворников подвел мусор
Недоступная норма
Новости
О бедной собаке замолвите слово
Обсохшая репутация
Овощ из Центробанка
Один большой собес

Ожидается новая волна денежной эмиссии

@@

Очагами инфляционных процессов остаются затратообразующие отрасли

2000-11-30 "НГ" продолжает публиковать отрывки из ежемесячных обзоров "Экономической конъюнктуры", подготовленные Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования под руководством Андрея Белоусова. В обзоре отмечается, что в октябре-ноябре в реальном секторе экономики сохраняется общая стагнация промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Эксперты центра считают, что при сохранении сложившихся тенденций ВВП возрастет за год на 6,8%, промышленное производство - на 9,4%, оборот розничной торговли - на 8,4%, инвестиции в основной капитал - на 18%. Объемы экспорта и импорта товаров составят соответственно 103 и 44 млрд. долл., сальдо торгового баланса - 59 млрд. долл. Уровень годовой инфляции (декабрь к декабрю) оценивается в 121%, рост цен производителей промышленной продукции - 133-134%.



В ценовой сфере наметилось некоторое ускорение инфляционных процессов.

На потребительском рынке в октябре удорожание товаров и услуг составило 102,1%, что заметно выше уровня соответствующего периода прошлого года. В ноябре можно ожидать сохранения высоких темпов роста потребительских цен - их индекс оценивается в 101,8%. В результате по итогам года инфляция превысит порог в 120%.

Такое ускорение инфляции не является неожиданным. Как уже неоднократно указывалось (в частности, в предыдущем обзоре), месячный рост цен в 102-102,5% соответствует инфляционному фону, присущему российской экономике в течение практически всего года. Более низкие темпы роста цен в предыдущие месяцы объяснялись прежде всего относительно медленным удорожанием продовольствия. В октябре этот сдерживающий механизм перестал работать - удорожание продовольственных товаров составило 102,1%. Несмотря на то что в октябре еще продолжалось сезонное снижение цен на некоторые виды продовольствия (плодоовощная продукция: темп роста 94,8%, крупа и бобовые - 97,9%), его уже оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать удорожание продуктов - ценовых лидеров. Можно выделить три группы таких лидирующих товаров и услуг.

Первая группа продовольственных товаров, "ступенчато" переходящих на новый ценовой уровень (рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, масло сливочное). Здесь можно ожидать быстрого затухания волны удорожания товаров и перехода к относительной стабилизации цен. Вторая группа - услуги жилищно-коммунального хозяйства (рост 102,6%) и пассажирского транспорта (103,5%), где удорожание определяется прежде всего динамикой цен естественных монополий. Третья группа - ограниченное число товаров, удорожание которых имеет преимущественно спекулятивный характер. Так, рост цен на сахар-песок в октябре составил 113,2%, а с мая, когда началось его ускоренное удорожание, - уже 185,1%; на бензин соответственно - 108,6% и 133,3% (июль-октябрь).

На рынке промышленных товаров удорожание продукции в октябре составило 102,7%, что выше, чем в августе и сентябре. За десять месяцев рост цен в промышленности составил 128,8%, соответственно можно ожидать, что по итогам года он достигнет 133-134%.

Как и в прошлые месяцы, очагами роста цен в промышленности остаются затратообразующие отрасли. При этом резкое повышение уровня цен в газовой промышленности в октябре - 119,3% - вывело ее в абсолютные ценовые лидеры (рост с начала года - 172,8%). Хотя в электроэнергетике в октябре рост цен не наблюдался, интенсивное повышение тарифов в предшествующие месяцы (индекс с начала года 137%) также позволяет говорить о ней как о ценовом лидере. Учитывая опережающее удорожание основных видов топлива - газа и нефтепродуктов, - можно ожидать, что такое лидерство сохранится и в перспективе.

Еще один очаг инфляции сформировался в цепочке отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти. И в нефтедобыче, и в нефтепереработке, и в нефтехимии цены в октябре росли быстрее, чем в целом по промышленности (индексы составили соответственно 105,6%, 112,5%, 105,2%). В результате по итогам десяти месяцев, нефтедобыча и нефтепереработка уже вошли в число отраслей с опережающим ростом цен (рост с начала года соответственно 153% и 141,9%), а нефтехимия при продолжении тенденций последних трех месяцев может войти в эту группу уже в ноябре.

Основным сегментом промышленности, где происходит сдерживание инфляции, остается пищевая промышленность. В октябре рост цен в ней составил лишь 101,8%, а за десять месяцев - 114,5%. Кроме того, в последнее время наметилось определенное снижение темпов удорожания машиностроительной продукции (рост цен в октябре - 101,5%), что может быть одним из симптомов ухудшения конъюнктуры в этом сегменте промышленности.

Основным моментом, определяющим состояние денежно-кредитной сферы в октябре-ноябре, стало дальнейшее сокращение разрыва между спросом и предложением валюты на денежном рынке. Эта тенденция наблюдается еще с августа и связана с двумя факторами: во-первых, с расширением спроса на валюту со стороны импортеров, во-вторых, с активизацией спекулятивного спроса со стороны банков и их клиентов (косвенным индикатором такой активизации служит прекращение процесса дедолларизации активов банков). Сокращение "люфта" между спросом и предложением валюты отражается на динамике официальных валютных резервов. Так, если в сентябре их прирост составил 1,2 млрд. долл., то в октябре - 0,8 млрд. долл., а за первую декаду ноября - чуть более 0,1 млрд. долл. (для сравнения: с марта по июль средний ежемесячный объем покупок валюты в официальные резервы составлял около 2 млрд. долл.).

Результатом этого, в свою очередь, является резкое снижение масштабов эмиссии (прироста широкой денежной базы). Этот процесс усиливается продолжающимся оттоком денежных средств на счета расширенного правительства в Банке России. Если в сентябре широкая денежная база увеличилась на 3,7%, то в октябре впервые за последние месяцы наблюдалось ее сокращение на 0,9-1,1%. За первые две недели ноября прирост денежной базы составил всего 1-1,2%.

Несмотря на отмеченную стабилизацию денежного предложения, налично-денежная масса продолжала увеличиваться - хотя и весьма умеренными темпами, соответствующими динамике цен (октябрь, оценка: 2-2,5%). В результате сокращение эмиссии сильнее всего ударило по безналичным элементам денежной базы, прежде всего по остаткам на депозитах и корреспондентских счетах банков в Банке России. В октябре их суммарная величина сократилась на 5-7%. Таким образом, можно констатировать сокращение навеса избыточной ликвидности в активах банков, что, вероятно, приведет к снижению спроса на валюту с их стороны ближе к концу года.

В декабре можно ожидать новой волны денежной эмиссии. Помимо отмеченного снижения спроса на валюту со стороны банков ключевую роль сыграет сезонный рост валютных поступлений от экспорта. С высокой вероятностью это приведет к расширению разрыва между спросом и предложением на валютном рынке и соответственно к увеличению покупок валюты Банком России.

Ситуация в банковской системе характеризуется некоторой активизацией кредитных вложений коммерческих банков в реальный сектор экономики. В сентябре ссуды и займы предприятиям возросли на 5,7%, что существенно превышает среднемесячный темп их прироста за предыдущий период года (3,1%).

Это ускорение является, по всей видимости, реакцией на заметно повысившийся в третьем квартале уровень капитализации банковской системы. За этот период собственный капитал коммерческих банков вырос на 14% в номинальном и на 10% в реальном выражении.

@@@
Ожидается новая волна денежной эмиссии
Половодье беспомощности
Порочный круг
Последнее китайское предупреждение
Починок инициирует проведение новых реформ
Почти предвыборный вояж президента
Правительство Казахстана отбило еще одну атаку

Правительство Чечни переедет в Грозный

@@ 2001-02-16 / Илья Максаков



НА СОСТОЯВШЕЙСЯ вчера в Росинформцентре пресс-конференции руководитель правительства Чечни Станислав Ильясов напомнил, что республиканский кабинет будет полностью сформирован до конца февраля, но, поскольку он уже укомплектован на 60%, его первое заседание состоится уже на следующей неделе. Среди первоочередных задач, стоящих перед правительством, Ильясов назвал восстановление коммунального хозяйства, промышленно-производственного комплекса, решение проблемы занятости населения, а также налаживание финансирования восстановительных работ. Кроме того, по его словам, на восстановление жилья заложены компенсационные средства в размере 1 млрд. 80 млн. рублей, и сейчас уточняются списки тех, кому в первую очередь предоставлять компенсацию. Чеченский премьер уже смотрит и в более отдаленную перспективу и полагает, что в республике возможно полномасштабное развитие курортной отрасли. Но пока приходится решать более актуальные проблемы, в частности, по словам Ильясова, в Чечне обязательно будут усилены УВД, ГИБДД, а также налажено надежное сопровождение грузов. На своих первых заседаниях правительство намерено рассмотреть возможность сокращения комендантского часа, поскольку через месяц, когда начнутся массовые восстановительные работы, строгий режим будет мешать их проведению. Ильясов также намерен добиваться снятия блокпостов там, где это возможно. Через месяц члены правительства Чечни со своими семьями переедут из Гудермеса в Грозный.

@@@
Правительство Чечни переедет в Грозный
Правительство напомнило об успехах экономики
Правительство сложных компромиссов
Предприниматель не выдержал
Проблема выбора
Путин потребовал решить проблемы голодающих Светлогорья
Реформы под байским халатом

Россия нищенская

@@

Правительству РФ подготовили рекомендации по борьбе с бедностью

2001-10-20 / Иван Сас



ВСЕ ПОСТСОВЕТСКОЕ время российскую общественность приучали к мысли, что чем больше будет в стране богатых людей, тем меньше станет бедных. Россия обзавелась собственными олигархами, выросло число просто зажиточных граждан, но количество несостоятельных вопреки ожиданиям за 10 лет становления рыночной экономики выросло с 6 до 30%. Сегодня каждый третий россиянин находится, что называется, за чертой бедности, то есть имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Эти цифры обнародовали специалисты Международной организации труда (МОТ) и вчера официально представили российской общественности. И статистический портрет российской нищеты никаких иных ощущений, кроме "мороз по коже", вызвать не может. По мнению координатора проекта "Стратегия сокращения бедности" Лилии Овчаровой, сегодня 8-12% бедных, голодая, не получают необходимых калорий (не говоря уже о сбалансированном питании). Более половины беременных женщин из наименее обеспеченных семей рожают больных детей. Самая уязвимая в этом плане социальная группа - дети. Специалисты МОТ отмечают ярко выраженную феминизацию нашей нищеты - более других страдают матери-одиночки, 70% одиноких пенсионеров престарелого возраста - это тоже женщины, так как средний возраст мужчин гораздо ниже. Традиционно бедствуют семьи с высокой иждивенческой нагрузкой. Специалисты МОТ даже употребили такой термин, как "новые бедные". Это люди, которые имеют работу, но их зарплата остается ниже прожиточного минимума. Самое страшное заключается в том, что попасть в нищету легко, а выбраться крайне сложно - бедный человек в России фактически лишается доступа к жизненным ресурсам. Исследователи проблемы пришли к выводу, что только 40% россиян стали бедными из-за сокращения доходов, а 60% остаются за порогом бедности из-за неравенства в распределении ресурсов.

Стратегия борьбы с бедностью в России, как считает Лилия Овчарова, должна начинаться с наложения моратория на расширение зоны бедности. Решить эту задачу, по ее мнению, можно даже в рамках существующего бюджета. Но для этого нужно полностью пересмотреть и перестроить систему господдержки социально незащищенных слоев населения. Сегодня государственные средства, направляемые на борьбу с бедностью, часто используются теми, кого никак не причислишь к нуждающимся. Специалисты МОТ рекомендуют правительству создать такой механизм, который не допускал бы дискриминации бедных при их доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам. Здесь нужны четкая адресность и жесткий контроль. Зарубежная практика уже доказала, что не стоит полагаться на всевозможные благотворительные фонды и организации - экономически активная часть населения непременно, что называется, стянет одеяло с менее активной на себя.

Российские власти получили немало рекомендаций. В том числе и проводить все масштабные проекты реформ, задевающие широкие слои населения, через экспертизу социальных последствий. А такие реформы планируются в ближайшем будущем - в сфере медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, реформирование системы МПС. При иных подходах российская армия безработных, составляющая по данным МОТ, около 10% экономически активного населения, может получить массовое пополнение.

@@@
Россия нищенская
Сергей Собянин: "Мы не ведем речь о дележе власти"
Следствие по терактам застопорилось
Снижать потери при малых инвестициях
События и происшествия: вести
Солидарный исход нижегородских варягов
Соратники отвернулись от Дарькина

Сядет каждый десятый

@@

В прошлом году МВД зафиксировало 10 тысяч случаев взяточничества

2006-03-17 / Екатерина Блинова







Генерал-лейтенант Сергей Мещеряков удовлетворен статистикой борьбы с мздоимством.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

О выявлении более чем 10 тысяч фактов взяточничества за прошлый год сообщил на вчерашней пресс-конференции начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России генерал-лейтенант Сергей Мещеряков. Всего же, по его словам, правоохранительные органы выявили свыше 34 тысяч должностных преступлений. Новые данные поступили и о преступлениях в сфере ЖКХ: их более 6 тысяч. При этом сумма причиненного материального ущерба работниками коммунального хозяйства составила 4 миллиарда рублей.

Как рассказал глава ДЭБ, приведенные данные статистики за 2005 год свидетельствуют «о некоторых положительных результатах». По мнению Сергея Мещерякова, это следствие «комплекса организационно-практических мер, направленных на снижение коррупционного влияния на экономику». Кроме того, он отметил, что руководство МВД РФ продолжает мероприятия «по обеспечению целевого использования бюджетных средств, выделенных для реализации соцзащиты льготных категорий граждан».

Тем не менее речь идет о выявленных преступлениях, которые еще необходимо доказать. По словам главы МВД РФ Рашида Нургалиева, «наказывается в лучшем случае только каждый десятый взяточник». Кроме того, как сообщил в беседе с корреспондентом «НГ» адвокат Юрий Гервис (в прошлом работал следователем, занимался в том числе делами о взятках), «взяточничество – латентный вид преступления, и только о 5–10 процентах взяток становится известно правоохранительным органам».

@@@
Сядет каждый десятый
Тарифам могут установить потолок
Техника слабеет, народ крепчает
Товарищеская корысть
Толкиенистов приняли за экстремистов
Три стерляди на память
У республики новый орган

Условия выживания и предпосылки развития российской экономики

@@

Государство должно гарантировать долгосрочное соблюдение честных "правил игры"

1999-09-08

Данная статья представляет собой сокращенный вариант доклада Совету по внешней и оборонной политике (СВОП), который был представлен авторами на VII ассамблее СВОП в феврале 1999 г. и затем существенно доработан после ряда обсуждений в марте - апреле. Авторы: Ярослав Иванович Кузьминов - ректор Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), член Экономического совета при правительстве России, член коллегии Министерства экономики России, кандидат экономических наук; Сергей Николаевич Смирнов - директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ; Овсей Ирмович Шкаратан - заведующий кафедрой экономической социологии ГУ ВШЭ, доктор исторических наук; Лев Ильич Якобсон - заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора ГУ ВШЭ, доктор экономических наук; Андрей Александрович Яковлев - директор Института анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ, кандидат экономических наук.





ОДИН из результатов завершающегося десятилетия реформ - это всеобщая нестабильность и неуверенность в будущем. Неопределенность будущего деформирует мотивы и поведение всех участников экономики: от домохозяйств, тратящих ограниченные накопления на чрезмерное или даже показное потребление, до предприятий, опасающихся выходить за рамки освоенной рыночной ниши, и до государства, выжимающего соки из потенциальных налогоплательщиков сегодня, не заботясь о своем завтрашнем и послезавтрашнем доходе. Никто не хочет инвестировать. Каждый боится за свою собственность - и бездарно распоряжается ею.

Эффективно задействовать имеющиеся ресурсы удастся лишь при условии реализации государством таких мер, которые позволили бы существенно изменить мотивацию всех экономических агентов. Это предполагает:

максимальный учет частного интереса и устранение того, что препятствует фирмам и населению в их экономической активности;

снижение тотальной неопределенности, установление "зон предсказуемости" для участников экономической деятельности.

С позиции макроэкономики это требует стабильности денежной системы, то есть крепкой национальной валюты. Теоретически предсказуемость возможна и в условиях инфляции, для чего ее параметры (параметры эмиссии) должны планироваться, быть заранее известны участникам рынка и главное - регулярно выполняться в течение нескольких предшествующих лет. Подобное временами достигалось в ряде стран Латинской Америки. В России в ближайшие два года будет невозможно достичь ни стабильной валюты, ни планирования инфляции. Макроэкономическая неопределенность сохранится.

Микроэкономические условия стабильности предполагают устойчивость институциональной среды. И сегодня действующие лица экономики инстинктивно стремятся воспроизвести те элементы устойчивости, которые зависят от них. Семьи накапливают сбережения в наличной иностранной валюте. Предприятия поддерживают сложившиеся хозяйственные связи. Региональные правительства поддерживают социальное статус-кво, препятствуя закрытию неэффективных предприятий на своей территории.

Государство больше не может навязывать гражданам и предприятиям экономический порядок: последний сложился в значительной степени независимо от намерений правительства.

Главная проблема этого экономического порядка в том, что активность фирм и домохозяйств, не имевших достаточных гарантий на будущее и уже не надеющихся на помощь государства (это, кстати, тоже один из важных результатов наших реформ), преимущественно была направлена на выживание и перераспределение. Таким образом, одна из главных задач экономической политики государства сегодня - это переориентация предпринимательской и социальной активности на микроуровне на цели развития. В этой связи следует особо выделить новый социальный слой, во многом сформировавшийся в течение последнего десятилетия. Это люди, активная жизнедеятельность которых начиналась в условиях экономической и политической свободы. Они в меньшей степени были отягощены грузом советского прошлого. Они отличались высокой социальной мобильностью. В силу этого именно они приходили в новые структуры - и в бизнесе, и в государственном аппарате. Именно они в значительной мере смогли воспользоваться возможностями развития, которые появились в годы реформ.

Их главной проблемой, однако, была преобладающая ориентация на краткосрочные цели (по принципу "схватить и убежать") - ориентация, во многом задававшаяся политикой самого государства. Тем не менее этим людям уже есть что терять, и, на наш взгляд, сегодня они могут отдать предпочтение долгосрочным интересам развития, могут согласиться играть по честным "правилам игры" - если государство окажется способно гарантировать соблюдение этих правил со своей стороны.

ПРЕДПРИЯТИЯ И ДОМОХОЗЯЙСТВА

Ключевые факторы в экономической сфере сегодня - это налоги и частные инвестиции. Без первых невозможно погашение внешнего долга, содержание сильного государства и обеспечение хотя бы минимальных социальных гарантий. Без вторых невозможна реструктуризация промышленности и выход на траекторию экономического роста. Однако фирмы и домохозяйства должны обладать желанием и возможностью платить налоги, а также инвестировать и сберегать средства в легальных и цивилизованных формах.

Гарантии собственности. Критическим фактором правильной мотивации фирм сегодня является стабильность отношений собственности. Риск произвольного перераспределения собственности - как со стороны государства, так и со стороны неконтролируемых акционерами менеджеров - является сегодня одним из главных антистимулов для предпринимательской активности. Не имея ясных гарантий сохранения имущественного контроля за своими компаниями в долгосрочном плане, акционеры крупных предприятий будут ориентироваться на извлечение краткосрочных выгод. А это логически предполагает и неуплату налогов в разных формах (поскольку преимущества законопослушного легального поведения сказываются только в длительной перспективе), и "высасывание" финансовых ресурсов из подконтрольных предприятий - вместо инвестирования средств в развитие данного бизнеса.

С этой точки зрения очень важными являются меры, обеспечивающие прозрачность отношений собственности, - такие, как раскрытие информации об акционерных обществах, регламентация сделок с аффилированными лицами, защита прав акционеров и т.д. Не менее важным является совершенствование процедур банкротства - с преодолением сегодняшней ситуации, когда внешний управляющий, как правило, действует в интересах одного или группы крупнейших кредиторов и объективно способствует не санации, а распродаже предприятия-банкрота.

Однако лишь этих мер уже недостаточно. Уровень накопленной просроченной задолженности по налогам является главным фактором с точки зрения негативной мотивации фирм реального сектора. Здесь возникает ситуация "институциональной ловушки". В условиях массовых налоговых неплатежей государство очевидным образом неспособно обанкротить всех должников бюджета. Вместе с тем на фоне периодически звучащих грозных заявлений правительства для каждого отдельного предприятия сегодня сохраняется и даже возрастает вероятность применения процедуры банкротства, хотя бы в целях устрашения остальных. И все это лишь дополнительно стимулирует экспорт капитала из России.

Реструктуризация долгов. Для изменения сегодняшнего состояния дел в промышленности необходима полная и безусловная реструктуризация задолженности предприятий бюджету и социальным фондам. Такая мера позволит преодолеть деструктивное воздействие накопленной налоговой задолженности на поведение предприятий. В рамках реструктуризации необходимо списание всей суммы штрафов и пеней при одновременном замораживании основной суммы долга на пятилетний срок без каких-либо предварительных условий, которые предусматривались рядом постановлений правительства по данному вопросу в 1997-1998 гг. Аналогичным образом необходимо провести долгосрочную реструктуризацию задолженности предприятий федеральным, региональным и локальным естественным монополиям, которые по-прежнему в основном контролируются государством.

Налоговая амнистия для физических лиц. Подход, направленный на снятие антистимулов, должен быть применен и к физическим лицам. Значительную часть своих доходов домохозяйства (особенно зажиточные и богатые) получают в неучтенной, "серой" форме. Однако возможности инвестиционного приложения подобных доходов объективно ограничены рамками самого неучтенного наличного оборота. В результате с точки зрения национальной экономики в значительной мере эти доходы либо проедаются (наглядный пример - туристический бум в России в 1990-е гг.), либо выпадают из делового оборота, оседая в "чулках" в виде налично-долларовых сбережений. Налоговая амнистия, легализующая предшествующие "серые" (но не криминальные) доходы домохозяйств, сделала бы эти инвестиционные ресурсы доступными для официального, "белого" сектора экономики.

Очевидно, однако, что подобные меры дадут позитивный эффект только при одновременном выполнении двух требований:

при обеспечении для большинства предприятий возможности платить налоги (как минимум в размере текущих платежей) и осуществлять легальные инвестиции;

при введении неотвратимых санкций по отношению к новым неплательщикам и создании стимулов, противодействующих уводу деловой активности в "тень".

Без выполнения первого требования уже через несколько месяцев неплатежи примут сегодняшние масштабы, что вновь сделает неэффективным механизм банкротств и сведет на нет все возможные позитивные последствия реструктуризации долгов и налоговой амнистии для мотивации предприятий и домохозяйств. Без выполнения второго требования налоги перестанут платить те, кто еще платит их сегодня.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ БРЕМЕНИ ИЗДЕРЖЕК В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

Невозможность платить текущие налоги и осуществлять легальные инвестиции для значительного числа предприятий сегодня определяется слишком высоким уровнем издержек. Отчасти он обусловлен неэффективностью управления предприятиями (что требует более широкого применения процедуры банкротства и финансового оздоровления). Однако в значительной мере превышение издержек над рыночными ценами для предприятий в последние годы определялось неадекватной политикой самого государства.

Снятие "социальной нагрузки" с промышленности. Необходимость финансирования социальной инфраструктуры и содержания избыточных занятых все пореформенные годы выступала своеобразной гирей для крупной российской промышленности. Передача социальной инфраструктуры (особенно жилищно-коммунального хозяйства) в ведение местных властей происходила зачастую лишь тогда, когда базовые предприятия фактически уже находились "при смерти". Именно поэтому, несмотря на всю тяжесть текущей бюджетной ситуации, мы считаем необходимым перейти к финансированию социальной инфраструктуры производственных предприятий из бюджета Федерации и ее субъектов, выделяя целевым назначением соответствующие средства для местных органов власти.

Аналогичным образом государство должно пойти на финансирование общественных работ для избыточных занятых, которые сегодня на полупростаивающих промышленных предприятиях получают минимальную зарплату, часто в натуральной форме и с многомесячными задержками. Основной целью таких работ должно стать поддержание и развитие технологической инфраструктуры - транспортных коммуникаций, энергосетей, коммунального хозяйства. В фонды общественных работ необходимо перевести также значительную часть пособий по безработице, выплачиваемых в настоящее время. Помимо поддержки собственно социальной и технологической инфраструктуры эти меры смогут оказать определенное стимулирующее влияние на спрос на внутреннем рынке.

Реформа естественных монополий. Взаимоотношения предприятий реального сектора с естественными монополиями являются одним из больных вопросов экономической политики. С одной стороны, очевидно, что налоги, собираемые с естественных монополий, составляют значимую долю доходов бюджета. С другой стороны, столь же очевидно, что сегодня естественные монополии, как правило, просто перекладывают свои издержки на потребителей - при активнейшем использовании ценовой дискриминации (как посредством установления разных тарифов для разных категорий потребителей, так и за счет установления разных требований по доле оплаты деньгами при одинаковом номинальном уровне цен). Тем самым неэффективные производства субсидируются эффективными при посредничестве естественных монополий.

Должен быть установлен жесткий государственный контроль за формированием издержек естественных монополий. Государство должно прекратить практику бесплатного пользования их услугами со стороны бюджетных организаций. На этой основе станет возможным прекращение перекрестного субсидирования тарифов естественных монополий.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Для рационально действующего хозяйствующего субъекта выбор платить или не платить налоги определяется издержками законопослушного поведения и санкциями за уклонение от уплаты налогов. Первые сегодня чрезмерно велики, а высокая номинальная величина вторых нивелируется низкой вероятностью наложения санкций.

Радикальное упрощение налоговой системы. На нынешнем этапе необходимо ориентироваться на те налоги, которые удается наиболее успешно собирать. Это главным образом косвенные налоги: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Напротив, от "труднособираемых" налогов (даже если они теоретически более эффективны в воздействии на экономических агентов) сегодня лучше отказаться, отложить их на будущее. В этом смысле целесообразен отказ от налога на прибыль для всех юридических лиц. В сфере малого и среднего бизнеса, где издержки контроля за действиями фирм для государства существенно выше, нужно ориентироваться на замещение всех налоговых платежей единым налогом на вмененный доход. Его величина должна рассчитываться в привязке к используемым ресурсам. При этом алгоритмы расчета налога для разных видов бизнеса необходимо устанавливать в центре, поскольку произвол региональных властей в этом вопросе может дискредитировать саму идею данного налога.

Необходим также переход к единой ставке подоходного налога при одновременном введении достаточно высокого необлагаемого минимума. Другая аналогичная мера - явная персонализация социальных отчислений, когда на индивидуальные пенсионные счета работников будет поступать не менее половины начислений на их зарплату. Только в этом случае они будут рассматриваться не как простой побор со стороны государства, а как будущие доходы самих работников. Тем самым будет существенно ослаблен один из наиболее значимых мотивов к получению "черной" зарплаты.

Жесткое пресечение уклонения от уплаты налогов. В этих целях, во-первых, целесообразно повысить активность силовых структур, направленную против прямого ухода от налогов. Вместе с тем такая активность (уже наблюдаемая сегодня) может привести к некоторому росту налоговых сборов только в том случае, если частный бизнес убедится, что это не разовая кампания. Речь должна идти не о сведении счетов с определенными предпринимательскими структурами, а о системе регулярных мер. Для этого такие меры с самого начала должны затронуть разные регионы, разные сферы экономики и фигуры разной политической ориентации.

Подобные меры в равной степени должны реализовываться как для крупного бизнеса, активно использующего для уклонения от уплаты налогов сделки с аффилированными посредническими структурами, невозврат экспортной выручки, различные депозитно-страховые схемы и т.д., так и для малых и средних предприятий, которые для ухода от налогов преимущественно используют неучтенный наличный оборот. При этом в последнем случае основные усилия нужно концентрировать не на контроле за фирмами-налогоплательщиками, а на пресечении деятельности банков и финансовых компаний, организующих оборот неучтенной наличности.

Во-вторых, шаги по пресечению ухода от налогов должны быть дополнены мероприятиями по борьбе с коррупцией среди чиновников на всех уровнях, поскольку сегодня для малого и среднего частного бизнеса суммы взяток подчас сопоставимы с суммами неуплаченных налогов. Необходимость же платить и взятки, и налоги будет приводить к сворачиванию деловой активности - со всеми вытекающими социальными последствиями.

ПРОМЫШЛЕННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Одним из серьезных просчетов экономической политики начала 1990-х гг. было слишком быстрое открытие внутреннего товарного рынка при сохранении существенных барьеров для прямых иностранных инвестиций и отсутствии работающих механизмов рыночной реструктуризации предприятий. Произошедшая в августе 1998 г. девальвация рубля дала передышку для отечественной промышленности. Вместе с тем очевидно, что она является временной и ее надо максимально эффективно использовать в рамках осознанной промышленной политики. Общая логика такой политики в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, должна заключаться в сохранении (в основном нетарифными методами) относительной закрытости внутреннего товарного рынка - при максимальном открытии внутреннего рынка для прямых иностранных инвестиций и создании благоприятных условий для внутренних инвестиций.

Валютный курс. Для реализации данной цели в сфере валютного регулирования нужно поддерживать такое соотношение между темпами инфляции и ростом курса доллара, чтобы защитный барьер, созданный девальвацией, мог сохраниться еще 4-5 лет. При этом курсовая политика должна быть понятной и предсказуемой для всех участников внешнеэкономических операций и для инвесторов.

Регулирование экспорта и импорта. Таможенные пошлины могут и должны использоваться правительством в качестве активного инструмента воздействия на рынок - как для поддержки технологических цепочек импортозамещения, так и для сдерживания роста внутренних цен на продукцию отраслей-экспортеров. Вместе с тем правительству нужно декларировать как принцип, во-первых, что все основные таможенные пошлины будут снижаться во времени, и заранее обозначить для экспортеров и импортеров рамки такого снижения. Во-вторых, речь должна идти не о поддержке отдельных предприятий или производств, а о создании равных условий для всех фирм, работающих на каждом конкретном рынке, что ни в коей мере не препятствует осознанному выбору приоритетных рынков.

Обновление капитала. В условиях высокого морального и физического износа производственных фондов правительство должно максимально способствовать всем формам обновления капитала - от налоговых льгот на финансовые инвестиционные потоки до либерализации тарифов на ввоз оборудования, в том числе и на лизинговой основе. Параллельное движение в заданных направлениях не ослабит российских производителей оборудования, а только создаст для них реальную конкурентную среду. Фискальная либерализация инвестиций и инноваций обязательно увеличит спрос на технологии, как импортные, так и отечественные.

Иностранные инвестиции. Названные меры позволят российским предприятиям сконцентрировать определенные финансовые ресурсы, необходимые им для технологической модернизации и реструктуризации производства. Наряду с этим, однако, ключевым вопросом повышения конкурентоспособности отечественной продукции является стимулирование прямых иностранных инвестиций. Они невозможны без надежных гарантий собственности зарубежных инвесторов в России, включая право на репатриацию доходов (исключительно важное значение здесь будет иметь практическая реализация Федерального закона "О разделе продукции"), и без существенного упрощения реальных процедур открытия новых производств.

Непосредственным результатом этих мер будут импорт технологий и повышение качества отечественной продукции. Этот эффект - благодаря развитию добросовестной конкуренции (в отличие от конкуренции с "челночным" импортом) - будет иметь место даже тогда, когда иностранный инвестор сочтет, что дешевле построить новый завод в чистом поле, чем вкладывать деньги в существующие российские предприятия.

Политика поощрения прямых инвестиций будет иметь еще одно важное последствие: приходя в Россию, крупные зарубежные фирмы создают здесь очаги развитой экономической и производственной культуры, задают повышенные стандарты качества для смежников, постепенно распространяющиеся по всей экономике.

Концентрация отечественного капитала. Вместе с тем для повышения конкурентоспособности нашей продукции на мировом рынке государство должно содействовать формированию крупных корпораций с российским капиталом. Это особенно актуально для машиностроения, где в настоящее время средний размер капитала российской фирмы составляет малую величину по сравнению со средним размером капитала конкурентов.

@@@
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики
Холода не наступили, а уже мороз по коже
Центробанк беспокоит бензин
Члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе*
Что варится на «кухне погоды»
Южный дебют северянина
Яковлев ответил за качество реформы

Яковлев получил "БМВ", кабинет и кучу проблем

@@

Нового вице-премьера с головой окунут в жилищно-коммунальное хозяйство и аппаратные игры

2003-07-01 / Светлана Офитова



Региональное развитие, вопросы местного самоуправления, архитектура и строительное дело, развитие городов, жилищная политика и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие ипотечного дела и транспортная политика - весь этот воз проблем отныне отягощает плечи нового вице-премьера правительства Владимира Яковлева. Список обязанностей вчера огласил премьер-министр Касьянов - две недели спустя после президентского указа о переезде питерского губернатора в Москву. Поговаривали, что Яковлев, шокированный повышением, вообще на работу не выйдет. Но от почетного перевода на новую работу отвертеться не удалось.

@@@
Яковлев получил "БМВ", кабинет и кучу проблем