"Работа чиновников должна быть прозрачной"

@@

Реформа госслужбы будет дешевой и незаметной для населения

2003-02-06 / Валерий Цыганков Госдума уже приняла в первом чтении первый из серии президентских законов по реформированию государственной службы. Но до сих пор мало кому известна общая направленность этих преобразовательных усилий: ради чего затевается перестройка государственного аппарата, что хотят получить на выходе? Нет ответа на многие болезненные вопросы: о зарплатах и льготах чиновников, о направлении их усилий в общественно полезные сферы, о создании антикоррупционных механизмов. С этими вопросами мы обратились к первому заместителю министра юстиции Александру Карлину, который в качестве представителя президента отстаивает в Госдуме законопроект "О системе государственной службы Российской Федерации".



- Александр Богданович, решено ли, какие должны быть зарплаты у чиновников, чтобы искоренить мздоимство? Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагал установить в высших властных структурах оклады в несколько тысяч долларов. Другой вопрос - должны ли впредь распространяться привилегии чиновников на членов их семей?

- У нас не было задачи уже в первом законе дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Закон создает только предпосылки к выстраиванию стройной системы госслужбы, обозначает общие правила. Но буквально на этой неделе рабочая группа рассмотрит проект нового Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". В нем достаточно детально будет прописано многое из того, что вас интересует. В том числе и социальный статус госслужащих, характер контракта, регулирование прохождения службы.

Но хочу заметить, вы употребили слово "привилегии", а с точки зрения действующего законодательства этот термин неправомерен. Можно говорить о социальных гарантиях госслужащим. Но привилегированных каст у нас не должно быть - это запрещено Конституцией.

- Но как не назвать привилегией назначение минимальной пенсии депутату Госдумы в 6 тысяч рублей, если учесть те крохи, что получает основная масса пенсионеров?

- Это на совести депутатов, которые сами приняли такие нормативы. Но я бы добивался устранения этой несправедливости не снижением размера пенсий депутатам, а подтягиванием до их уровня пенсий остальных людей.

- Пока внесен лишь один из необходимых законов по реформе властных структур. Существует ли общая концепция реформирования этой сферы? Какие законы будут внесены дополнительно?

- Да, общая концепция существует - президент утвердил ее еще 15 августа 2001 года. Затем, в ее развитие, 19 ноября прошлого года была утверждена федеральная программа реформы и ее основные этапы. Создана комиссия во главе с премьером Михаилом Касьяновым. Ее рабочий орган, межведомственную группу, возглавляет первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев. Первый закон, который мы уже внесли, создает правовую базу и определяет единые параметры, принципы прохождения государственной службы.

- Обеспеченность госслужащих традиционно выше остальных работников бюджетной сферы. В этом смысле многих граждан волнует, какие категории служащих в дальнейшем отнесут к государственным.

- При обсуждении этого закона, конечно, была дискуссия: как правильно и надо ли вообще разделять понятия "государственный служащий" и "бюджетник". Ставился вопрос о выравнивании положения этих двух категорий. Кстати, во многих западных странах все работники, получающие зарплату из бюджета, считаются госслужащими. Можем ли мы законодательно приравнять учителей, врачей, работников социальной сферы к чиновникам? Соответствующую правовую конструкцию создать, наверное, можно. Но с точки зрения реального решения вопросов оплаты труда, социального обеспечения всех работающих на бюджетной основе таких возможностей у государства нет. Кроме того, мы должны понимать, что для госслужащего закон устанавливает кроме неких гарантий еще и очень серьезные ограничения. Так вот, придание этого статуса работникам бюджетной сферы означало бы и распространение ограничений. То есть врачи и учителя, если их приравнять к чиновникам, будут, например, лишены возможности совместительства, работы в коммерческих структурах. Вряд ли их самих это устроит.

- По сей день сохраняется практика, когда каждое ведомство само пишет для себя инструкции и само следит за их исполнением. Кроме того, многие чиновники являются членами советов директоров различных корпораций, что прямо подталкивает их к написанию лоббистских подзаконных актов. Решает ли реформа эту проблему?

- Эта проблема решается в нескольких аспектах. С одной стороны, повышается качество самих законов - они должны быть в достаточной степени детальны. Необходимо, чтобы это были акты прямого действия, не требовали дополнительных документов. Хотя вообще избежать подзаконного регулирования невозможно. Поэтому здесь вырастает роль Министерства юстиции: в последнее время мы более ответственно и активно реализуем наши полномочия по государственной регистрации подзаконных нормативных актов. Такой регистрации подлежат все ведомственные акты, которые касаются статуса организации, прав и свобод человека. О качестве нашей работы говорит такой показатель: в прошлом году в судебном порядке признано частично или полностью недействительными только немногим более одного процента актов, прошедших регистрацию в Минюсте. Но есть и третий аспект. Чтобы было меньше произвола (я бы это назвал административным люфтом), необходимо создание должностных регламентов - административных установлений и процедур, которые до минимума сократят возможность для различных манипуляций. Здесь еще остается большое поле для законотворчества. Вообще мы должны иметь в виду целый комплекс реформаторских действий. Это и воспитание новой когорты современных чиновников, понимающих свою роль и ответственность перед обществом, и создание социальных и материальных предпосылок для их деятельности.

- Как технически перенаправить энергию госслужащих из тех областей, где можно поживиться, например, в среднем и малом бизнесе, на решение других, менее "хлебных", но жизненно важных вопросов? Скажем, помощь сиротам, решение острых жилищно-коммунальных проблем.

- Во многом проблема взаимоотношения чиновников с представителями малого и среднего бизнеса решена изменениями в налоговой системе, ставшей более упрощенной. Новое налоговое законодательство значительно сузило возможности чиновника для произвола.

- В последние годы госструктуры стали гораздо менее прозрачными, более закрытыми для прессы, чем при Ельцине. Решается ли эта проблема в ваших законах?

- Открытость, доступность общественному контролю, объективное информирование о деятельности властных структур - это незыблемые принципы функционирования госслужбы. И в Законе "О государственной гражданской службе РФ" обязательно будут предусмотрены соответствующие механизмы. Сейчас по линии правительства разрабатываются конкретные документы, которые обеспечат необходимую прозрачность работы чиновников. Конечно же, надо понимать, что обязательно будут соблюдены конституционные принципы защиты государственной и коммерческой тайны, личной жизни гражданина. То есть открытость не должна иметь тотальный характер.

- За три года реформаторы госслужбы планируют "освоить" более 539 миллионов рублей, из которых 296 миллионов должно быть направлено на "научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность", а 243 миллиона - на "прочие нужды". Откуда взялись эти цифры?

@@@
"Работа чиновников должна быть прозрачной"
«Родина» обложила роскошь
Автовладельцев пытаются заставить платить больше
Анатолий Кинах: "У нас нет права заниматься победными рапортами"
Баварец в России
Банки ждут от государства поддержки
Битва с офшорами

Власти Ямала просят "Газпром" потесниться

@@

У монополии хотят отобрать уже разработанные месторождения

2003-03-14 / Светлана Офитова



Вчера в Надыме началась Всероссийская конференция "Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов". Открывая конференцию, полпред президента на Урале Петр Латышев заявил, что решение научных и технических проблем по извлечению низконапорного газа из месторождений на Ямале может дать новый импульс развитию всей экономики и социальной сферы городов Ямало-Ненецкого автономного округа. Глубоко залегающее сырье округ намерен перерабатывать в собственную, не нуждающуюся в транспортировке, а значит, дешевую электроэнергию. Сегодня на Ямале сложился дефицит электроэнергии, при этом 97,8% газа вывозится из региона. Решение проблемы низконапорного газа могло бы полностью устранить энергодефицит в ЯНАО.

Заместитель министра энергетики РФ Виктор Кудрявый сообщил, что в правительственную программу развития российской энергетики до 2015 года будет включено развитие технологий по использованию низконапорного газа. В принципе каждое газовое месторождение содержит до 10% запаса низконапорного газа, который остается в скважинах после извлечения промышленных фракций. По словам Виктора Кудрявого, мировой опыт добычи низконапорного газа из разработанных скважин доказывает, что это может быть эффективным, окупаемым и рентабельным проектом.

Другое дело, что "Газпром" пока не готов в полной мере к освоению подобного рода месторождений. Как заявил "НГ" глава "Надымгазпрома" Виктор Кононов, затраты на добычу низконапорного газа больше, чем на освоение поверхностного - давление на глубине гораздо ниже, а сам газ более неоднородный, требует предварительной очистки. В то же время отчисления государству независимо от глубины залегания топлива одни и те же.

Однако правительство готовит газовой монополии не слишком приятный сюрприз. По информации "НГ", уже осенью кабинет министров объявит о новых принципах налогообложения ресурсодобывающих компаний, а также об изменениях в принципах выдачи им лицензий на разработку недр. Революционные поправки в закон о недрах и налоговое законодательство, в частности, запустят практический этап реформы газового рынка, и в первую очередь подтолкнут замедлившийся процесс демонополизации "Газпрома". Изменения, а возможно, и новую редакцию закона о недрах готовит сегодня Минэкономразвития совместно с Дмитрием Козаком - в рамках налоговой реформы.

В частности, акцизные сборы хотят заменить денежным налогом на добычу ресурсов. "Денежный Коридор" налога предполагается от 100 до 300 руб. за добытый кубометр газа. В поправках четко оговорят сроки освоения месторождений. В случае нарушения временных рамок лицензионного соглашения и задержки с началом освоения недр владельцу лицензии придется передать право разработки другим желающим.

Местные власти уже сегодня готовы отбирать лицензии у нерадивых, по их мнению, недропользователей. Так замглавы администрации ЯНАО Александр Ким, указал на то, использовать ЯНАО как сырьевой придаток "Газпрому" больше не позволят: "Если не можете освоить все, передавайте часть функций исполнительной власти газодобывающих регионов или альтернативным компаниям". При этом губернатор ЯНАО Юрий Неелов заверил журналистов, что позицию местных властей разделяет Владимир Путин.

@@@
Власти Ямала просят "Газпром" потесниться
Вопрос о малом бизнесе еще не закрыт
Государство выполняет роль экономического киллера
Дипломатия под давлением бизнеса
Иваненко и Жуков против предложений Минфина
Касьянов не хочет завышать доходы бюджета
Малый бизнес нельзя унифицировать

Налоговая система не должна стричь всех под одну гребенку

@@

Член коллегии МНС Дмитрий Черник считает, что правительству удалось захлопнуть ловушку, через которую уходили доходы

2002-02-16 / Владимир Санько Третий год правительство активно проводит налоговую реформу. Не все получается как задумано. В интервью корреспонденту "НГ" свою оценку нововведений дает член коллегии МНС Дмитрий Черник.

Из досье "НГ"

Дмитрий Георгиевич Черник родился в 1937 году. После окончания в 1961 году Московского авиационно-технологического института работал в авиапромышленности, в структурах Мосгорисполкома. С 1999 по 2001 год - заместитель министра по налогам и сборам. С марта 2001 года - директор Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы при МНС, член коллегии МНС.



- Уважаемый Дмитрий Георгиевич, налоговая реформа - предмет гордости правительства. Однако создается впечатление, что проводится она бессистемно.

- Это не совсем так. Мы воссоздаем налоговую систему с 1992 года. Вот при ее формировании до 1998 года, можно смело утверждать, царила бессистемность и мы действовали методом проб и ошибок. Брали иностранный опыт, который зачастую совершенно неприменим к российским условиям. Налоги брали по высоким ставкам: например, 28% по НДС. Затем также безосновательно резко снижали ставку до 20% и следом вводили спецналог, чтобы сбалансировать бюджет. Ежегодно в массовом порядке шли изменения и дополнения в налоговое законодательство. Этот начальный период становления налоговой системы закончился дефолтом. С 1999 года реформа налоговой системы приняла осмысленный характер. Концептуальное направление реформ правильное.

- Противников направления реформ не так много. Весь вопрос - как они проводятся.

- Я не хочу сказать, что все делается хорошо, со многим я не согласен. Некоторые решения необходимо критиковать и исправлять, другие - разъяснять. Например, единый социальный налог, который предполагает снизить нагрузку на фонд оплаты труда, чрезмерно и безосновательно усложнен. ЕСН при совершенно правильной своей концепции имеет существенные пороки в механизме исчисления.

Мы идем к упрощению налоговой системы, хотя это не всегда получается, стремимся сократить количество налогов, придать стабильность налоговому режиму. Идем к тому, чтобы перенести центр тяжести налогового бремени с товаропроизводителя на потребителя. Это проявляется в снижении прямых налогов и в некотором увеличении косвенных. Все это элементы определенной налоговой политики. Важнейший ее элемент - это освобождение, подчеркну, совершенно осмысленное освобождение от чрезмерного налогообложения фонда оплаты труда предприятий.

- Настораживает та легкость, с которой правительство шло на уступки депутатам в установлении ставки налога на прибыль в 24%. Позже министр Герман Греф признал рискованность этого решения, непросчитанность его последствий.

- И он прав. Я уже не раз говорил о рискованности подобных решений.

- Премьер-министр Михаил Касьянов снова ратует за дальнейшее снижение налогов, и в то же время правительство всерьез озабочено проблемой исполнения бюджета на этот год.

- Я категорический противник резкого снижения и резкого повышения налогов. Снижение ставки налога на прибыль на 11 пунктов ничем не обосновано и никем не просчитано. 35% платили все, а банки, как высокорентабельные организации, платили 43%, и вдруг они будут отчислять лишь 24%.

- Предприятия АПК платили 10%, а теперь тоже 24%.

- Налоговая льгота - это ведь не благотворительность, а регулятор в руках государства. Если мы убираем инвестиционную налоговую льготу, значит, мы должны понять, что инвестиции при этом могут снизиться. Если мы убираем льготы для предприятий, использующих труд инвалидов и пенсионеров, то должны понимать, что это означает: предприятия просто выбросят людей на улицу и взамен экономических проблем будут социальные.

У налога на прибыль я вижу три серьезных порока. Первый - снижение налоговой ставки. Как директор хозрасчетного института, я это приветствую, теперь буду меньше платить налог на прибыль у себя в институте, но, как налоговик, я не понимаю, чем возместить этот разрыв.

Второе - отмена налоговых льгот. Я всегда выступал против этого. Считаю, что налоговая льгота - регулятор экономики в руках государства.

Когда мне говорят, что теперь у предприятия остается больше прибыли и оно будет больше вкладывать в производство, я не верю. Потому что руководитель, который хочет вкладывать, будет вкладывать, а кто не хочет - не будет вкладывать, сколько бы прибыли ему ни оставили. Сама по себе пониженная ставка налога не является регулятором производства.

И третье, что у меня лично вызывает сомнения, - это необходимость введения налогового учета. Везде и всегда налогообложение базировалось на бухгалтерском учете. Если у нас бухгалтерский учет не совершенен, то не стоит вводить налоговый учет, достоинства и недостатки которого мы не знаем, только из-за того, что он другой.

- Многие нормативы производственной деятельности, которые отражаются в бухучете, регламентируются НК, в частности амортизационные отчисления. Ведь проблема обновления основных фондов весьма актуальна.

- У нас в стране всегда применялась, в том числе для исчисления прибыли, а следовательно, и налога на прибыль, линейная амортизация. Сейчас сделана разумная вещь - предусмотрена нелинейная, ускоренная амортизация.

- Если посмотреть основные фонды, их оценку, то она очень низка и, соответственно, малы амортизационные отчисления. Верно ли предположение, что инвестиции, которые сейчас идут в промышленность, в основном являются амортизационными средствами?

- Мне приходилось слышать и противоположную точку зрения. А именно, что в период перестроечных, переходных лет у нас были, наоборот, чрезмерно завышены стоимости основных фондов. Что очень неплохо отражалось на амортизационных отчислениях, но зато приводило к повышению налога на имущество предприятий. Предприятия были вынуждены платить откровенно завышенный налог, поэтому в 90-е годы началась переоценка ценностей.

- С тех пор рубль значительно девальвирован. Здесь мы снова выходим на структуру налоговой системы и, в частности, существующий налог на имущество.

- В Швеции налог на имущество платят только физические лица, а для юридических лиц он отменен, как сдерживающий развитие производства. В советское время и в России сейчас мы неправильно относимся к основным фондам. Стоит отметить, что несколько лет назад структура основных фондов у нас и у американцев была примерно одинакова. По степени изношенности, устарелости. Но американцы, списывая устаревшую технику с передового производства, передают ее на более отсталое предприятие, отсюда - на какое-то малое и так далее. А у нас на самом передовом заводе, оснащенном новейшим оборудованием, стоит наряду с этим застарелое барахло. Вопрос амортизации, оценки основных фондов очень сложный.

- Насколько оправдались ожидания от введения единой ставки на доходы физических лиц в 13%? Увеличение поступлений по этой статье на 50% в 2001 году вполне прозрачно: 18% инфляции, рост реальной зарплаты составил 6%, легализованы депозитные и страховые "серые" схемы выплаты зарплат.

- Все так и есть. Но имейте в виду, что так это и было задумано. Налог с населения и был построен именно таким образом, чтобы захлопнуть ловушку, через которую уходили доходы. Когда вы применяете "серую" схему, то заплатите за нее больше. То, что захлопнули эти схемы, и является одним из основных положений нового налога на доходы физических лиц.

- Тем не менее зарплату по-прежнему получают в конвертах?

- Это явление сохранится еще долгое время.

- Получается, что налог на доходы оправдал себя частично?

- Не частично, а полностью. Нельзя требовать от налога того, чего он дать не может. Нельзя требовать, чтобы, снизив налог, вывести из тени всю зарплату, это просто невозможно. Если такую задачу поставим перед собой, это будет заведомо ложная и невыполнимая задача.

- Но в западных странах при значительно более высоких ставках подоходного налога эта проблема не так остра.

- Каким образом там выводится заработная плата из тени? В США социальный налог не 39, а 16%.

- Но там граждане сами платят в пенсионные фонды?

- Психологический результат и размер отчислений у нас и в США разный. Выход какой? Один - экономику поднимать, а обложение фонда оплаты труда снижать. Выведение зарплаты из тени - это не одномоментный акт.

@@@
Налоговая система не должна стричь всех под одну гребенку
Наступление на офшоры отложено до 2003 года
Недра в законе
Пенсионная система должна быть трехуровневой
Правительство завлекает деньги на биржу
Российская экспансия на Шпицберген неизбежна
СНГ: НЕГА сообщает

У Баку свои стандарты

@@

Азербайджан отказывается от "клонированной стратегии" МВФ

2003-01-27 / Ариф Усейнов



Сложные отношения Международного валютного фонда и азербайджанского правительства в последнее время переросли в холодную войну. По крайней мере на завершившейся на прошлой неделе в Люцерне (Швейцария) международной конференции, где рассматривалась стратегическая программа по сокращению бедности (PRSP) для семи государств СНГ с переходной экономикой, руководство МВФ оценило позицию Азербайджана как "неприемлемую". По сути, это означает, что Фонд не намерен размораживать приостановленную в конце 2002 года трехлетнюю программу кредитования республики по линии PRSP. Азербайджан получил по этой программе только два транша кредита, общая сумма которого должна была составить 100 млн. долл. Но сегодня МВФ рассматривает возможность полного отказа от сотрудничества с Баку.

Причина противостояния кроется в отказе азербайджанских властей выполнять требования МВФ. Поначалу Фонд потребовал поднять внутренние азербайджанские цены на энергоносители до уровня мировых. Правительство возразило, что такой шаг приведет к социальному взрыву, поскольку 49% - это люди, уровень жизни которых не позволяет оплачивать электроэнергию и газ по мировым ценам. Поэтому правительство продолжило практику искусственного удержания минимального уровня цен за счет дотирования ТЭК. Удорожание энергоресурсов планируется осуществить постепенно, в течение 3-7 лет.

Второе требование МВФ касается Нефтяного фонда Азербайджана, средства которого, по мнению экспертов фонда, не должны использоваться для финансирования строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Иностранные эксперты указывают на то, что проект является коммерческим, а посему никто не имеет права тратить на него "накопления для грядущих поколений". Также МВФ выступает против выделения средств данного фонда на реализацию социальных программ, в частности, строительство жилья для беженцев.

Еще одним яблоком раздора послужило принятое в Азербайджане в декабре прошлого года обновленное налоговое законодательство, в котором были дифференцированы налоги для предпринимателей: в Баку ставки выше, на периферии - ниже. Руководство Валютного фонда потребовало отменить нововведение и вернуться к старому порядку. Но азербайджанские законодатели отказались подчиниться, ссылаясь на необходимость возродить промышленность и бизнес-активность в провинции.

Диалог между руководством МВФ и азербайджанским правительством оказался на редкость непродуктивным и затяжным, что побудило премьер-министра Артура Расизаде выступить с резким заявлением: "В конце концов Азербайджан может обойтись и без МВФ". Сегодня золотовалютные запасы республики превышают 1,3 млрд. долл., за последние годы экономика республики окрепла, что, по мнению властей, позволяет игнорировать советы и рекомендации МВФ.

@@@
У Баку свои стандарты
Юрьев день для перебежчика
Якушкин занялся рекламой и.о. президента