"В Чечне нужна конституция переходного периода"

@@

Бислан Гантамиров призывает поддерживать администрацию Кадырова и правительство Ильясова

2001-08-30 / Илья Максаков Среди самых известных чеченских политиков Бислан Гантамиров, не достигший еще 40-летнего возраста, имеет, пожалуй, одну из наиболее ярких биографий. Он поддерживал Джохара Дудаева, воевал с ним, сидел в тюрьме в Москве, затем снова воевал с сепаратистами, возглавляя чеченскую милицию, трижды был мэром Грозного, дважды - вице-премьером чеченского правительства, один раз - заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чечне. И вот без малого три месяца назад Гантамиров занял, наверно, самую мирную в своей биографии должность - главного федерального инспектора в Южном федеральном округе. В его обязанности входят связи с общественными организациями, чеченской диаспорой в российских регионах, а также координация работы по подготовке Конституции Чечни. О первых результатах своей деятельности он рассказал "НГ".



-КОГДА вас назначали главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе, полпред президента РФ в ЮФО Виктор Казанцев говорил, что вы будете координировать работу по созданию Конституции Чечни. Как продвигается ваша деятельность?

- Главную цель своего назначения я вижу не в том, чтобы написать Конституцию Чечни. На мой взгляд, и это моя твердая позиция, автором Конституции может быть кто угодно, проектов Конституции может быть сколько угодно. Мое назначение в том, чтобы сдвинуть политический процесс именно в этом направлении, начать в Чечне конституционный процесс. Если мне это удастся, в моем лице руководство Южного федерального округа сделает огромную работу. Это будет уже полшага, полдела для стабилизации обстановки.

- А сколько сейчас существует проектов, предложений? Как вообще проходит весь этот процесс?

- Вообще-то проектов может быть и сто, и двести, если подходить к этому вопросу вот так, в лоб. Если относиться к этому более серьезно, с точки зрения законодательства, то проектов для Чеченской Республики может быть всего два: один - антироссийский, антифедеральный, антигосударственный, второй - проект, который будет соответствовать Конституции страны, законам РФ. Естественно, я за то, чтобы новая Конституция была уложена в рамки Конституции РФ, чтобы все противоречия, которые возникали на протяжении последних 10 лет, были урегулированы именно принятием этого общенационального документа. Таким образом, мы завершили бы то, что творится сего дня на Северном Кавказе, в частности в Чечне.

- Представляет ли вам какие-то предложения администрация Чечни?

- Администрация республики тоже будет готовить свой проект. Свои проекты будут иметь несколько так называемых политических лидеров, Южный федеральный округ, но повторяю, что Виктор Казанцев не ставит задачи бороться за авторство Конституции. Самое главное - начать конституционный процесс.

- О необходимости политического урегулирования кризиса говорится с самого начала ввода войск в Чечню. Но до сих пор не видно, чтобы что-нибудь делалось. В чем вы видите политическое урегулирование?

- В двух словах, я вижу ситуацию таким образом. В первую очередь надо знать, что мы хотим в Чечне. А мы этого до сих пор не знаем. В общих чертах - мы хотим наведения порядка. Я тоже хочу, чтобы жизнь во всем мире процветала, чтобы все были сытые, одетые и обутые, но ведь это не означает, что так и будет на самом деле. Федеральный Центр должен знать, на кого он хочет опереться в Чечне, какой строй восстановить в республике. Если мы хотим восстановить конституционный строй, то это один подход, если - масхадовский, сепаратистский строй, то это другой подход. А сегодня мы наблюдаем целый комплекс всевозможных наработок и советов. Такое впечатление, что все это свалили в один мешок и вытаскивают из него почту. Кто-то советует проводить переговоры с Масхадовым - побежали с ним договариваться. Достали вторую рекомендацию: нельзя с ним переговоры вести - побежали отменять эти переговоры. Третью достали: надо создавать чеченскую милицию - давайте быстрее ее создавать. Четвертая бумажка: нельзя доверять чеченцам - отменили все решения, нельзя создавать милицию. Нет ясной, четкой программы действий. В самой РФ нет четкого политического центра, который координировал бы деятельность всех федеральных, республиканских, местных структур государственной власти. Нет комплексного подхода к решению проблемы по трем основным блокам. У нас одни хотят заниматься политикой, другие - экономикой, третьи - войной. А четкой программы координации политической, экономической и военно-политической составляющих нет.

- А когда будет?

- А вот когда будет, тогда все это и закончится.

- Когда же?

- Сегодня уже начались и продвигаются политические и конституционные процессы. Я надеюсь, что будут приняты Конституция ЧР, соответствующие законодательные акты. Как следствие это приведет к созданию такого центра.

- Рассматриваете ли вы возможность принятия Конституции на референдуме?

- Всего может быть два варианта. Конституция будет принята Конституционным собранием или на референдуме. Но какой бы вариант ни был принят, в любом случае, на мой взгляд, она должна называться Конституцией переходного периода. Потом, через несколько, может быть 5-10, лет на референдуме чеченский народ еще раз основательно посмотрит эту Конституцию, изменит, дополнит ее. Но в любом случае Конституция как нормативный акт, как гражданский договор в чеченском обществе, как договор всех противоборствующих сторон должна быть принята. Это первое. Во-вторых, Конституция будет являться тем фундаментом, на котором будет создаваться объединяющий центр, будут зарождаться законные государственные органы власти в республике - парламент, правительство, министерства, ведомства. Только через принятие Конституции и выстраивание системы органов власти можно выстроить четкую вертикаль власти на уровне всей страны - Федерация, округ, республика, город, район, село.

- Как вы относитесь к идее проведения общенационального чеченского съезда или конгресса, которую высказывали, например, Асламбек Аслаханов, Саламбек Маигов?

- Во-первых, любые съезды, которые проводятся в интересах чеченского народа, должны проходить на территории республики. Во-вторых, перед делегатами съезда должны быть поставлены четкие задачи. Исходя из сегодняшней ситуации, задача, по-моему, одна - объединить народ, вывести его из кризиса, в котором мы сегодня оказались. Если съезд будет отвечать этим требованиям - я за него, если нет - конечно, я против. Например, планы проведения съезда в Ингушетии вызывают только отрицательное отношение.

- Но ведь Ахмат Кадыров запретил проведение съездов в Чечне...

- В таком случае этот съезд будет проходить в пику Кадырову. Тогда заведомо понятно, что съезд будет направлен не на консолидацию чеченского общества, а наоборот, на то, чтобы нарушить существующий баланс, который мы более или менее сумели создать. Независимо от моего имиджа я в свое время пошел на очень большие уступки, чтобы не завести республику в тупик, не привести к новым вооруженным столкновениям. Нужно ли нам это сегодня? На мой взгляд, сегодня нужно поддерживать администрацию Ахмата Кадырова и правительство Станислава Ильясова. Не потому, что нам нравятся или не нравятся эти люди, а потому, что только таким путем, только поддержкой существующей власти можно хоть чем-то помочь населению республики, продвинуть работу по конституционному строительству, государственному обустройству Чечни.

- С чем вы связываете возросшую интенсивность боевых действий в Чечне? Ведь заметно, что количество спецопераций и одновременно активность боевиков значительно возросли...

- Это тоже объяснимо. Намечается какой-то съезд или собирается международный форум - и учащаются теракты, возрастает диверсионная активность боевиков. Сразу создается впечатление, что они опять накопили силы, что война разгорелась с новой силой, сразу Масхадов, его окружение и политические пособники в Москве начинают какие-то процессы. Событие проходит - и в Чечне сразу все стихает.

- То есть сейчас говорить о реванше боевиков не приходится?

@@@
"В Чечне нужна конституция переходного периода"
"Мы готовы к самым смелым решениям"
Аграрии боятся потерять голову
Альтернативная мода
Афишная тумба
Бегун на старте
Березки и ромашки за доллары и евро

Бюджет "полной катастрофы"

@@

Представители ТЭКа критикуют правительственный вариант главного финансового документа страны на 2000 год

1999-09-02 / Людмила Александрова



ЕСТЬ ВСЕ основания полагать, что обсуждение бюджета России на 2000 г. в очередной раз пройдет в худших традициях взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти. Точнее, в режиме аврала. Не успело правительство внести свою редакцию главного финансового документа страны в Госдуму, как из нижней палаты парламента посыпался шквал критических реплик в адрес Министерства финансов. Первыми свои антибюджетные настроения поспешили обнаружить лоббисты нефтяного сектора.

Главные претензии высказавшихся на эту тему представителей ТЭКа сводятся к тому, что реализацию основной части доходов бюджета призваны обеспечить нефтяные компании, причем без достаточных компенсаций в его расходной части. Так, председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Владимир Гусев заявил, что правительственный вариант предусматривает всего 8 млрд. руб. инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что для обслуживания потребностей всех производящих отраслей этого явно недостаточно. Отсюда, по мнению Гусева, следует, что бюджет "получит отпор всех нормальных людей", а его принятие будет "полной катастрофой".

Если продолжить логику депутата от ЛДПР, можно прийти к выводу, что внутренние капиталовложения в топливно-энергетический блок, в том числе в геологоразведку и нефте- и газодобычу существенно сократятся. Кстати, уместно напомнить что за 8 лет после распада СССР объемы добываемой нефти сократились примерно с 500 до 300 млн. тонн в год. Что за этим последует, предположить несложно: дальнейшее сокращение разведанных сырьевых ресурсов, развитие ситуации с недогрузкой перерабатывающих заводов, падение производства нефтепродуктов. Кстати, по мнению члена депутатской группы "Российские регионы" Владимира Медведева, реализация правительственного проекта бюджета приведет к сокращению добычи нефти и газа на 20-30%.

Автором других антиминфиновских аргументов, раздающихся из топливно-энергетической среды, стал экс-министр топлива и энергетики, а ныне директор Центра стратегических исследований в ТЭКе Сергей Генералов, который и поделился ими с журналистами. Его первая, скорее политическая, нежели экономическая, претензия касалась хода подготовки бюджета. По его словам, Министерство финансов готовило свой проект без учета мнений Минэкономики, Минтопэнерго и других ведомств.

Главной же экономической претензией Сергея Генералова является то, что, по его мнению, в доходной части бюджета заложена серьезная налоговая реформа нефтяной отрасли. Речь идет о прописанной в бюджете замене налога на реализацию ГСМ, выплачивавшегося до сих пор нефтеперерабатывающими заводами, так называемым акцизом на бензин, который будет взиматься с нефтяных компаний. И хотя формально объем поступлений от придуманной Минфином налоговой рокировки никак не изменится - в тексте бюджета в обоих случаях они составляют 14,7 млрд. руб., фактически, по словам Генералова, это новшество обойдется компаниям несколько дороже - в 15,8 млрд. с учетом НДС. Так что заявление министра финансов Михаила Касьянова о том, что рост доходов предполагается обеспечить не за счет введения новых налогов, а благодаря повышению их собираемости, в отношении нефтяного сектора, верно лишь отчасти.

Не содержится в бюджете и внятных механизмов решения проблемы топливного кризиса. Предложенные Минфином меры, в том числе и увеличение экспортной пошлины на сырую нефть до 7,5 евро за тонну, а дизтопливо и мазут до 10-12, по словам Генералова, не приведут к достаточному насыщению внутреннего рынка нефтепродуктов, поскольку даже в этом случае рентабельность внешнеторговых операций по-прежнему остается довольно высокой. Что же касается введения запретительных пошлин на бензин в размере 20 евро за тонну, то это вкупе с введением акцизов на бензин или других новых налогов моментально скажется на цене моторного топлива. Тем более что на бензоколонках о картельном соглашении забыли почти сразу после его подписания. Из чего, по мнению Сергея Генералова, следует, что для страны это будет бюджет "голодной осени" и "холодной зимы".

Решение правительства о повышении экспортных пошлин на сырую нефть до 10 евро за тонну при условии, что мировая цена на черное золото в среднем будет выше 17 долл. за баррель, также не способствует сдерживанию внутренних цен на нефтепродукты. Достаточно сказать, что представители всех опрошенных "НГ" компаний заявили о своем негативном отношении к решению исполнительной власти. Впрочем, судя по прогнозам аналитиков ОПЕК, в ближайшее время мировая цена российской нефти скорее всего упадет до 15-16 долл., поскольку по политическим причинам страны, входящие в мировой картель, вероятно, не смогут в полном объеме выполнить свои обязательства по сокращению производства. Но решающую роль здесь могут сыграть даже не столько экономические, сколько психологические мотивы.

@@@
Бюджет "полной катастрофы"
В Томске власть переходит к Советам
В апреле у депутатов будет много работы
Глазьев задаст народу пять вопросов
Деньги есть, патриоты найдутся
Дом как игрушечка потерял своего автора
Думская оппозиция напоминает о себе

Заветы дедушки Скрябина

@@

Паша Цветомузыка захватил галерею "Муха". И оставил зрителей в живых

2002-08-27 / Вероника Гудкова



Когда-то (очень давно) композитор Скрябин решил, что звук, цвет и свет следует объединять в одно "синтетическое" произведение. Чуть позже Владимир Баранов-Россине собрал первое цветомузыкальное пианино. В 60-е годы представители американской, коряво говоря, молодежной субкультуры, не чуждавшиеся использования психотропных веществ, решили обострить свои ощущения и применили световые пушки и мигалки. В 70-80-е цветомузыка стала непременным атрибутом любой дискотеки, даже в доме культуры колхоза "Заветы Ильича".

С наступлением новой эры цветомузыкальная традиция начала погружаться в пучину забвения. Но московские художники не позволили ей погрузиться окончательно. В арт-клубе "Муха" - выставка музыкально-световых объектов под лаконичным, но недвусмысленным названием "Цветомузыка".

Центром экспозиции по праву стал световой робот-скульптура с большими проблесковыми лампами на уровне сосков и на причинном месте работы художника Леонида Тишкова. Зовут робота "Паша Цветомузыка", и в этой своей ипостаси он впервые появился на публике.

Василий Богачев, напротив, представил зрителям фрагмент работы, которую они могли наблюдать ранее на выставке "Герои". Корабль из плексигласа, обильно украшенный пружинками, звоночками, фонариками и пивной банкой на веревочке, когда-то держал в разноцветных руках "Высоцкий-инопланетянин" (кончики пальцев так и остались на борту корабля). На вопрос, как корабль оказался на новой выставке, автор ответил, что, "он - живой организм, что хочет, то и делает".

Таким же "объектом многоразового использования" стала "Радиоелка" с гирляндой фонариков, подключенная к радиоприемнику, живущая, по признанию ее автора Игната Данильцева, круглый год в его мастерской.

Дуэт художников Лета Добровольская и Fitz Ellarald (Влад Добровольский) разделили цветомузыку на цветистые картины и музыку к каждой из них. Московский электронно-альтернативный бэнд "Spies Boys" вместе с Андреем Суздалевым представили в "Мухе" свой проект "Papier Muzika" и приурочили к вернисажу свой концерт в поддержку выставки.

Но с наибольшей силой подлинно цветомузыкальную ностальгию вызвала у зрителей инсталляция Константина Батынкова "Белый парАход". В затемненном углу его многопалубный круизный теплоход, написанный тушью по старой бумаге и мигающий теплыми лампочками в такт родным попсовым мелодиям, доносящимся из динамиков китайской "шарманки", производит неизгладимое впечатление. Как говорит Батынков:

@@@
Заветы дедушки Скрябина
Земля превращается в хот-спот
Изменения в Минэнерго будут носить "лексический" характер?
Кто должен готовить проект СРП
Миронов поправил свой проект
Мрачные импровизации евнухов
ОБСЕ будет довольна

По вине Вольтера

@@

В фильме "Просветление" Жан-Марк Барр и Паскаль Арнольд в третий раз упиваются сладким словом "свобода"

2002-07-10 / Вадим Рутковский Удачу дебютной режиссерской работы Жана-Марка Барра и Паскаля Арнольда "Любовники" можно было объяснить случайностью. Следующий прорыв - фильм "Слишком много плоти" - обладая известным скепсисом, тоже. Завершающая часть трилогии, одновременно похожая и непохожая на предыдущие картины, становится сертификатом, узаконившим Барра-Арнольда в статусе ведущих европейских режиссеров.



Обозначив свой проект "Трилогией свободы" (согласно авторской декларации, "Любовники" - о свободе любить, "Плоть" - о свободе сексуального выбора, "Просветление" соответственно - о свободе мысли и духа), теплая и спаянная компания демонстрирует прежде всего редкую творческую свободу. "Просветление" придумано и снято раскованно, привольно, так же, как прежние ленты, но в жанре комедии нравов, без намека на грусть - несмотря на один сердечный приступ в начале и одну немотивированную и красивую смерть в финале.

В новом проекте Паскаль Арнольд вновь выступает оператором и сценаристом, а Барр - сценаристом и актером, но его персонаж, американский бизнесмен Джек, находится в подчиненном положении, в положении ведомого у современного Кандида по имени Максим; почти вольтеровское название "Максим, или Оптимизм" подошло бы для адекватной замены "Просветлению". Актера Ромена Дюри можно упрекнуть в излишнем подражании эксцентрику Дени Лавану, звезде "Дурной крови" и "Любовников с Нового Моста". При этом его персонаж достаточно самобытен, чтобы от упреков воздержаться - драматургической фантазии товарищества Барр-Арнольд с лихвой хватило, чтобы придумать героя, не похожего ни на кого. 25-летний Максим - лучезарный симпатяга, простодушный путешественник, смывшийся из психушки в Шан-Флери.

Естественно, все его безумие проявляется в абсолютной непосредственности - "Просветление" начинается с очень смешного отчета Максима перед вокзальным служащим: "Я проверил - я ничего не забыл в вагоне!" Он бредет по Парижу с широко распахнутыми глазами, доверившись рекламе, выпивает литры швепса, рассчитывая разбудить в языке зверя, молится поросенку-талисману - господину Хрюну, а купившись на еще одну рекламу - "расслабляющего бара" - попадает в гостиницу, где мгновенно принимает предложение нового знакомца Джека стать переводчиком во время делового раута.

К своей обязанности Максим подходит неформально, вследствие чего выгодная сделка срывается, а Джек, заразившись радостным безумием нежданно обретенного друга, забывает о делах и пускается в заманчивую авантюру - поездку в Индию. Там, за стенами монастыря живет обретшая душевный покой Жюстина, подруга детства и платоническая возлюбленная Максима. Это, пожалуй, единственная роль музы Барра, сексапильной Элоди Буше, в которой она не щеголяет неглиже и не предается плотским наслаждениям. Впрочем, Буше несказанно хороша и в строгих монашеских одеяниях, а каждый кадр "Просветления" сочится эротической радостью жизни даже если речь идет о духовной приязни.

Барр и Арнольд не ограничиваются собственными творениями, принимая посильное участие в проектах друзей. Например, в "Сыновьях Марии", поставленных канадской актрисой Кароль Лор при их живейшем участии. Сюжет "Сыновей" не менее своеобразен, чем история "Просветления". Женщина, чьи муж и ребенок погибли в автокатастрофе, размещает в газете объявление: "Мать, потерявшая сына, ищет сына, потерявшего мать", и находит - да не одного, а сразу четырех, одного из которых Барр сыграл похожим на Джека из "Просветления". Искренность делает гуманный посыл всех работ Барра-Арнольда нефальшивым, искренность лишает странноватые сюжеты малейшего оттенка надуманности.

Обманчиво безыскусные ленты трилогии выделяет и уникальное кинематографическое чувство. Запечатленные ручной камерой выкрутасы Максима и Джека на дискотечном танцполе, спонтанный танец Жюстины, развевающиеся на ветру цветастые индийские ткани - лишь некоторые выбранные произвольно, наугад образцы исключительной красоты.

@@@
По вине Вольтера
Поддержки РПЦ ищут и правые и левые
Посредники предложат свой проект обустройства молдавского государства
Президент пытается переиграть парламент
Протонные пучки жизни
СБ ООН не готов к «взаимосостыковке»
Селезнев обиделся на Куваева, а Куваев - на Селезнева

Симфония городских улиц

@@

Молодое немецкое искусство в Московском доме фотографии

2004-03-30 / Михаил Сидлин Две немецкие выставки открыты в МДФ. Вторая – «Берлинская лазурь. Молодое фотоискусство Берлина» логично дополняет первую – «О телах и других вещах. Немецкая фотография в XX веке». Благодаря инициативе Ольги Свибловой посетители музея теперь обладают уникальной для Москвы возможностью увидеть немецкую фотографию в ее последовательном развитии – от классика Августа Зандера (1876–1964) до молодого Андреаса Коха (р. 1970).







Петра Карадимас. Стройплощадка. 2001.

Фото предоставлено Новым берлинским обществом искусств

Берлин – это пространство движения. Город, который создается заново у нас на глазах.

Самый подвижный мегаполис Европы все еще растет. За недолгие годы, прошедшие после объединения Германии, новая старая немецкая столица изменялась неоднократно и продолжает меняться. Потсдамерплатц, не так давно «пустая и безвидная», сегодня – образцовый архитектурный ансамбль начала XXI века. Менялась не только архитектура.

Люди Берлина обрели особую пластичность. Они привыкли к тому, что вынуждены кочевать постоянно: от бюрократа – работника нового комплекса правительственных зданий до турка-мигранта, продающего донер-кебаб с уличного лотка. Кажется, большинство жителей Берлина – некоренные. Но именно они могут с полным правом сказать о себе словами президента Кеннеди: «Я – берлинец». Потому что именно они создают этот город-в-движении.

Кристоф Келлер отказался от неподвижного взгляда на город. Его объектив перемещается вслед городскому ритму: когда скорость камеры и объекта совпадает, то трамвай застывает на рельсах, а все вокруг трамвая превращается в супрематические линии; когда эти скорости не совпадают, то картинка выглядит динамической чередой размытых пятен и линий, в которых можно – с разной степенью отчетливости – найти то нерезкий полупрофиль пожилой крашеной блондинки, то размытый силуэт мужчины с папкой. Это портрет города-в-движении.

Есть два разных мегаполиса – днем и ночью. Нина Фишер и Мароан аль Зани исследуют этот контраст. Их серия «Клубы-призраки» (1997) посвящена модным тусовочным площадкам Митте – центрального района Берлина: только фотографии сделаны при солнечном свете. А дневному горожанину совершенно непонятна жизнь ночных: ему видна только дверь, заложенная кирпичом, или забор, за которым, кажется, – ничего интересного. Кипящие ночные центры днем обращаются в ничто. Как в сказке про Золушку.

Альбрехт Шефер назвал свой проект вслед Виму Вендерсу. «Берлин Александерплатц» – это серия городских фотографий с вмонтированными в них (без «швов») проектами разных архитекторов. Еще не построенные здания выглядят частью уже существующего ландшафта. Это современный мегаполис, в котором воображение архитектора диктует реальность.

@@@
Симфония городских улиц
Споры об альтернативной службе накаляются
Тамбов дождался президента
Терминологический кризис
Хитрость Баркашова не удалась
Электричество для электората
Эсэры придержали закон об оппозиции