"Корабль дураков" поплывет по Москве-реке

@@ 2001-06-30 / Татьяна Рыбакина







В Москве завершилась III Всемирная театральная олимпиада. Кто-то вздохнет с облегчением: не каждому под силу двухмесячный марафон. Но большинство - огорчится: такого праздника театра Москва скорее всего уже не увидит никогда. Программа Олимпиады была настолько разнообразна, что осмысление ее будет продолжаться долгие месяцы. Есть о чем подумать, а главное, что вспомнить. Как сказал корреспонденту "НГ" Марк Захаров, для него главным событием Олимпиады стал "выход экспериментальных спектаклей на улицы города и вовлечение в театральный праздник большого количества зрителей, карнавал, который объединяет нас в какой-то степени с традициями Венеции... Такого не было ни на японской Олимпиаде, ни в Дельфах" (опрос театральных деятелей об итогах Олимпиады читайте в следующем номере "НГ").

Финальная точка - отплытие "Корабля дураков" от Москворецкой набережной. Все началось вчера в 23.00. Темнеющее небо столицы расцветилось фейерверками, петардами и огласилось криками. Самое интересное, что корабль-то был настоящий, но выстроен он из... бамбука, 20 тонн которого специально везли морем из Азии. Австралиец Саймон Барли был приглашен специально как строитель корабля. Он давно известен в разных странах мира своими уникальными бамбуковыми фантазиями. На приеме в посольстве Австралии он заявил, что готов снова пережить все те трудности, с которыми столкнулся во время подготовки проекта, только для того, чтобы вновь посетить Москву. Строительство нашего корабля шло почти на протяжении всей программы "Уличные театры мира", художественным руководителем которой был Вячеслав Полунин. Он же и автор идеи "Корабля дураков". "Идиоты" всего мира дружно развлекали москвичей в Саду "Эрмитаж" и на Манежной площади. Участники площадной программы втащили на "Корабль" свой дурацкий скарб, и бамбуковый фрегат исчез за огненным занавесом.

@@@
"Корабль дураков" поплывет по Москве-реке
"Маска" в сослагательном наклонении
"Портрет" без добавленной стоимости
Incognito
Алхимик закулисья
Американский фестиваль танца
Балет любит труд

В Союзе театральных деятелей подвели итоги Пражской Квадриеннале-2007

@@ 2007-10-31



@@@
В Союзе театральных деятелей подвели итоги Пражской Квадриеннале-2007
Валерий Фокин: «Театры должны умирать»
Виртуальная палата Северной столицы
Владимир Васильев: "Уланова у нас одна"
Галстук, наган и пуговица
Гвозди сезона вбиты
Государственное спасибо для театральных деятелей

Гранты безвозмездными не бывают

@@

От награжденных президентом театральных деятелей потребуют лояльности, считают эксперты «НГ»

2005-08-15 / Опрос подготовила Наталья Костенко. На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ об учреждении 11 грантов в области театрального искусства на сумму 405 млн. руб. в год. Среди первых получателей, которых определяет сам глава государства, названы театральные коллективы, где работают подписанты нашумевшего обращения 50 деятелей культуры к общественности в защиту Мещанского суда, вынесшего приговор Ходорковкому. Чем будут платить власти театральные генералы за благодеяние? На этот вопрос «НГ» ответили известные политики и политологи.



Сергей Марков, директор Института политических исследований

 

Думаю, театральные деятели в глубине души не считают это благодеянием. Дело в том, что у них, как и творческой интеллигенции в целом, всегда была своеобразная болезненная любовь к власти и страх перед ней. Слабая волей творческая интеллигенция тянется к сильной власти точно так же, как женщина тянется к мужчине. И как женщина считает, что мужчина должен ее обеспечивать, так и творческая интеллигенция считает: обеспечивать культуру – ответственность власти. Эта требовательная любовь интеллигенции не зависит от того, дает ей власть деньги или нет. В 90-е годы российская власть мало делала для культуры. Но хотя культура начала сама находить рыночные источники дохода, базовая поддержка государства ей необходима. И, естественно, за эти огромные гранты театральная общественность будет очень благодарна лично Владимиру Путину, который принял это решение.

@@@
Гранты безвозмездными не бывают
Девять с половиной ликов нашей тети
Еще раз о "Современнике"
Женщины и офицеры осаждают Общественную палату
Калягин устроил из театра палату
Кого повысят, а кого оставят так
Кровь, которая пугает

Кто будет руководить московской культурой?

@@ 2000-03-01 / Григорий Заславский



СЛУХИ о том, что нынешний председатель комитета по культуре правительства Москвы Игорь Бугаев может вскоре оставить свой пост, курсировали в Москве еще в начале прошлого года. Они, правда, довольно скоро развеялись, и Бугаев как ни в чем не бывало продолжал открывать выставки, посещать концерты, выходить на сцену, чтобы поздравить очередного юбиляра из подведомственной ему культурной сферы. Нынешние слухи, кажется, имеют под собой более реальные основания. Снова говорят, что Бугаев скоро будет отставлен. И самое знаменательное, что имя преемника называется то же - Владимир Урин, бывший секретарь Союза театральных деятелей России, а ныне - директор Музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и директор Российского молодежного театра по совместительству.

Естественно, у того и другого есть свои плюсы и минусы. Бугаеву недоброжелатели ставят в вину советское прошлое, называя человеком старой формации. Но в Москве, даже сегодняшней, пост- и даже постпостперестроечной, работают немало людей, которым Бугаев помог - с рождением театра, музея и т.п. Даже когда он работал в Бауманском райкоме партии (а это было давно), он не боялся помогать "неблагонадежным". Во многом благодаря его поддержке появились когда-то Студия Табакова и Театр на Красной Пресне.

Урин - человек нового времени, и, конечно, ему в заслугу наверняка будут ставить нынешнее финансовое благополучие Музыкального театра, начавшиеся реконструкцию и ремонт, впрочем, оплаченные деньгами правительства Москвы - то есть и тут не обошлось без Бугаева. Его кандидатуру, к слову, поддерживает нынешнее руководство СТД, которое, конечно, будет радо иметь в комитете по культуре своего человека.

Есть и такие, которые, считая, что уход Игоря Бугаева - вопрос почти что решенный, предлагают и вовсе отказаться от нынешней разветвленной структуры комитета по культуре и выходят наверх с предложением преобразовать его в какой-нибудь распределительный отдел при Людмиле Швецовой, нынешнем первом вице-премьере правительства Москвы, отвечающей за социальные вопросы. Поскольку в конечном счете главная функция нынешнего комитета по культуре - распределение бюджетных денег.

@@@
Кто будет руководить московской культурой?
Кто хочет стать Гулливером
Культура: коротко
Культурный центр против Дома актера
Личное и очень личное
Мастерство на природе
Мы спасали архивы, когда их выбрасывали на помойку

На европейском уровне

@@

В Звенигороде начала работу Летняя школа СТД

2008-06-04 / Алла Шевелева



В Звенигороде открылась II Международная летняя школа Союза театральных деятелей. До конца июня начинающим актерам дадут мастер-классы ведущие театральные деятели Москвы и Санкт-Петербурга: Петр Фоменко, Олег Табаков, Лев Додин, Лев Дуров, Александр Ширвиндт и многие-многие другие, не менее достойные.

Вчера первый мастер-класс дал Петр Наумович Фоменко, затворник, из которого в другом случае слова не вытянешь, на интервью не затянешь, – если, конечно, речь не о его собственных учениках, не о его мастерской.

@@@
На европейском уровне
Нужны ли парламенту гримерные?
Па-де-де под тарифной сеткой
Пан директор
Первая декада "Et Cetera"
Почтовая открытка: век нынешний и век минувший
Предложение, от которого нельзя отказаться

Свободный взгляд на советское прошлое

@@

Александр Пономарев нашел понимание в РАМТе и не нашел его в театре "Et Cetera"

2003-04-17 / Ольга Романцова Александр Пономарев - из тех режиссеров, что начинали в конце 80-х в "Творческих мастерских" Союза театральных деятелей России. Там он впервые поставил Хармса, Введенского. После распада "Мастерских" работал в разных театрах, четыре спектакля выпустил в РАМТе, последняя премьера - "Таня" Алексея Арбузова - вышла недавно. После "Тани" Пономарев приступил к работе сразу над двумя спектаклями - в театре "Et Cetera" и "Около дома Станиславского". На днях стало известно, что премьера в театре "Et Cetera" не состоится: художественный совет принял решение о нецелесообразности ее выпуска.



- Александр, чем отличается первый вариант "Тани" от второго?

- В первом варианте чувствуется, что "Таню" написал молодой талантливый автор, учившийся на лучших образцах русской драматургии. У него получилась развернутая эпопея - в пьесе то и дело появляются вставные новеллы о судьбах людей того времени. Во втором варианте "Таня" скорее камерная пьеса. Еще одно кардинальное отличие: во втором варианте Арбузов заменил молодого приамурского охотника Игната Соколова, в которого влюбилась Таня, на партработника средних лет. Таня уходит не с молодым парнем, а с мудрым дядей, который учит ее жизни. По-моему, второй вариант безнадежно устарел. Было бы странно, если бы кто-то захотел его поставить. Давно нужно было открыть пьесу в ее первозданном, изначальном виде.

- Ваш спектакль можно назвать романтической историей о любви?

- Можно. Но для меня жанр спектакля определяет название "Первый вариант". Это первая пьеса Арбузова (на мой взгляд, лучшая), его первый прорыв. Все впервые: первая любовь, первые утраты, первая попытка выжить и обрести смысл жизни.

- Основную идею известного нам варианта "Тани" можно сформулировать так: женщине нужно сначала стать самостоятельной, осуществить себя как личность. И тогда ее жизнь будет прекрасной. В первом варианте эта идея тоже есть?

- Идея остается, от нее никуда не денешься. Но главное в пьесе не то, что Таня стала самостоятельной. Важно, что, пережив потерю любимого и смерть ребенка, она сумела выстоять. Контраст жуткого финала первого действия и волны, в конце пьесы выносящей к свету. Не случайно у Арбузова "Таня" начинается с эпиграфа из пушкинского "Пророка": "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". У нас в программке спектакля два эпиграфа. В первом акте: Москва. "Итак, она звалась Татьяной". Во втором: Дальний Восток. "И снится чудный сон Татьяне". Этот акт по сценографическому и световому решению не бытовой, а скорее фантасмагорический. На Дальнем Востоке происходит то, чего в жизни почти не бывает. Появляется автобусная станция с невероятной башней, с огромным столом и огромным фикусом (на нем висит портрет Пушкина). У Васи-радиста есть радиостанция, полная самых невероятных приспособлений. Над прииском "Роза" висит огромная красная роза. (Может быть, рабочие сами сшили ее по ночам из красных знамен.) На прииске играют самодеятельный спектакль "Чапаев". Во втором акте со сцены постепенно исчезают все бытовые предметы. В финале Таня и Игнат остаются одни на пустой сцене. Только падают вниз огромные белые снежинки в виде пятиконечных звезд.

- Первый вариант "Тани" написан в конце 30-х годов. В спектакле есть какие-нибудь детали, связанные с этим временем?

- У нас есть бессловесный персонаж - охранник. Когда Шамановой вручили орден Ленина, к ней приставили шофера-чекиста. Он пару раз ненавязчиво появляется в первом акте и во втором. С этим временем у меня свои счеты. Внутренне я посвящаю "Таню" своей бабушке, которая воспитала нас с братом. Она была совсем молодой, когда расстреляли деда. Она больше не вышла замуж и воспитывала детей одна. Казалось бы, помня об убиенных и сосланных в моей семье, я должен ненавидеть это время, рассказывать об ужасах, которые тогда творились, и ставить что-нибудь вроде "Хрусталев, машину!". Но мне хотелось сделать спектакль о людях, которые в конце 30-х жили, любили и верили, что их страна лучшая в мире. Они же не знали, что их обманывают. Я говорю об этом времени так, и это моя принципиальная позиция.

- Вы выпускаете "Таню" в РАМТе и одновременно репетируете в театре "Et Cetera" пьесу Фейдо "Займись Амели"...

@@@
Свободный взгляд на советское прошлое
Сергей Миронов отправил Михаила Швыдкого в отставку
Стабильная сцена
Сын за отца
Театр лечит неврозы
Театр, выставленный на продажу
Театральные деятели открыли для себя еще одну сцену Большого театра

Хрустальные гвозди на Страстном

@@

В понедельник вручали премии Союза театральных деятелей

2004-01-28 / Григорий Заславский



«Гвоздь сезона» – премия молодая, в понедельник ее вручали во второй раз. И впервые – в открывшемся полгода назад Культурном центре Союза театральных деятелей на Страстном, ставшем сегодня «свободной площадкой» для спектаклей молодых экспериментаторов: скажем, среди нынешних лауреатов оказался спектакль Виктора Рыжакова и Ивана Вырыпаева «Кислород», нашедший здесь пристанище.

Процесс выбора лауреата новой премии сложен и проходит в три этапа: сначала члены экспертного совета, в который в этот раз пригласили и театрального обозревателя «НГ», из числа всех столичных премьер составляют «короткий список». На втором этапе этот список предлагают оценить всем членам Союза театральных деятелей (СТД). Лучшего из лучших – единственного лауреата премии – выбирает на своем заседании секретариат СТД.

@@@
Хрустальные гвозди на Страстном
Художники-погорельцы требуют сатисфакции
Шут на троне