"Пора делать шаги навстречу друг другу"

@@

Премьер-министр Украины Анатолий Кинах убежден в приоритетности экономического подхода к межгосударственным отношениям

2002-04-10 / Татьяна Ивженко Сегодня премьер-министр Украины Анатолий Кинах прибудет в Москву с рабочим визитом - готовится подписание украинско-российского соглашения о зоне свободной торговли. Между тем в Киеве у украинского премьера не меньше проблем и забот. Блок "За единую Украину!", в составе которого Анатолий Кинах был избран в Верховную Раду, в эти дни проводит сложнейшие переговоры о создании парламентского большинства. Некоторые потенциальные союзники "блока власти" выдвигают в качестве залога будущего сотрудничества требование о смене правительства. О том, насколько реальна такая перспектива и как подобное развитие событий может сказаться на украинско-российских экономических отношениях, Анатолий Кинах рассказал в беседе с российскими журналистами, аккредитованными на Украине.



- Анатолий Кириллович, как вы оцениваете результаты парламентских выборов на Украине? Не считаете ли вы, что убедительная победа правых, представленных блоком "Наша Украина", приведет к переориентации вектора экономического сотрудничества Украины с России на Запад?

- Результаты выборов достаточно сложные и неоднозначные. Главная задача, которая ставилась перед выборами-2002, состояла в том, чтобы сформировать дееспособный парламент, в котором было бы профессиональное большинство, готовое к сотрудничеству с президентом и правительством. Но, к сожалению, результаты выборов не приблизили нас к решению этой задачи.

Конфигурация политических сил в новом составе Верховной Рады такова, что ни одна его составляющая - ни левые политические силы, ни правые, ни центр - по ряду причин на данном этапе не готовы сформировать устойчивое парламентское большинство.

Однако я абсолютно убежден в том, что новый состав парламента не допустит ухудшения украинско-российских отношений, поскольку альтернативы углублению стратегического партнерства между нашими государствами нет. Какая бы политическая пена ни поднималась на гребень волны (особенно в "предвыборных штормах"), время снесет ее, потому что сотрудничество объективно выгодно и для Украины, и для России. Сегодня, нужно признать, уже не идеология, не политика диктуют экономике свои правила, но экономические интересы задают тон в политических переговорах между двумя государствами. Хорошей иллюстрацией к сказанному, на мой взгляд, может служить сотрудничество украинского правительства с российскими нефтяными компаниями. Мы подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому обязались согласовывать наши действия на рынке, экспортную, импортную политику. И сегодня российские компании, которые работают в Украине и владеют частью украинских нефтеперерабатывающих предприятий, по сути, лоббируют в российском правительстве те изменения в законодательстве, которые фактически совпадают с украинскими интересами - в частности относительно НДС на сырую нефть. Потому что чем ниже здесь, в Украине, финансовые результаты деятельности российских компаний по переработке нефти, тем меньше у них средств для того, чтобы инвестировать в добычу нефти на территории России. Экономические интересы Украины и России завязаны в тугой узел, и от этого никуда не деться.

- Тем не менее посол Украины в РФ Николай Белоблоцкий заявил о том, что объемы товарооборота между Украиной и Россией стремительно сокращаются…

- За первый квартал этого года падение товарооборота составило 17-18%. Это серьезный показатель, который тревожит как нас, так и российскую сторону. На падении объемов товарооборота в первую очередь сказалось ухудшение конъюнктуры на мировых рынках. Протекционистские меры, принятые каждой страной с целью защиты своих производителей, конечно же, не способствуют активизации экспортно-импортной деятельности. Так, введение российской стороной ввозных пошлин, а также жесткое квотирование продукции, которая поставляется с Украины, не только снизили экспортную активность украинских производителей, но и сказались негативно на экономике Украины в целом. Как известно, с украинской стороны были приняты ответные меры.

Сегодня мы вышли на понимание необходимости синхронизации законодательства Украины и России - особенно в сфере налогообложения, таможенных правил. На мой взгляд, нам нужно исходить из безальтернативного варианта сотрудничества Украины и России.

- Будет ли рассматриваться во время встречи с Касьяновым проблемный для обоих государств вопрос о зоне свободной торговли?

- Безусловно. На уровне премьер-министров мы планируем обсудить все проблемы, которые препятствуют подписанию двустороннего соглашения об этом. В июне вопрос будет рассмотрен в Киеве, на очередном плановом заседании межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

- Видимо, шаги навстречу России предполагают в первую очередь общее видение цели украинскими ветвями власти - ведь, если в новом парламенте сложится "прозападное" большинство, сотрудничество Украины с Россией и странами СНГ будет под вопросом?

- Я бы хотел, чтобы стратегические решения о партнерстве и сотрудничестве - будь то вхождение в Таможенный союз или интеграция в евразийское экономическое пространство - принимались не на основе эмоциональных политических подходов, а по результатам глубокой аналитической работы и технико-экономического обоснования. Если положительных экономических сторон больше - нужно принимать решение о вхождении в ту или иную организацию, если больше минусов - необходимо искать оптимальные формы сотрудничества. Но главный вектор нашей работы направлен на то, чтобы последовательно снимать барьеры в сотрудничестве как между Украиной и Россией, так и в рамках СНГ в целом. И чем глубже будет такая интеграция, чем эффективнее сотрудничество, тем меньше мы будем зависеть от амплитуды политических колебаний.

Что касается парламентского большинства, то переговоры о его формировании постоянно ведутся. Блок "За единую Украину!", который и я представляю, готов к сотрудничеству со всеми политическими силами, представленными в парламенте. Важно вначале сформулировать те задачи, над которыми предстоит вместе работать, а на основе общего видения проблем сообща начинать работу.

Мне, например, очень импонирует часть программы Компартии - относительно совершенствования структуры экономики, методов защиты внутреннего рынка, социальной политики. Точно так же мне близки некоторые идеи правых - касающиеся, скажем, формирования эффективного института собственников, необходимости интеграции в европейскую и мировую экономическую систему. То есть общие цели у нас есть, необходимо только найти возможность отбросить на второй план политические амбиции, и формирование дееспособного парламентского большинства, лишенного идеологических предубеждений, перестанет быть проблемой.

- Вы сказали, что "За единую Украину!" ведет переговоры о сотрудничестве со всеми парламентскими политическими силами. Ведутся ли такие переговоры с блоком Виктора Ющенко? Готовы ли вы как премьер-министр к разговору о создании парламентского большинства на основе "ЗаЕдУ!" и "Нашей Украины" - ценой создания нового правительства?

- Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что, согласно Конституции Украины, избрание нового парламента не ведет к обязательной смене правительства. Кабинет министров, согласно Конституции, утверждается на срок полномочий президента, который истекает только в 2004 году. До тех пор "автоматические" ротации правительства законодательством не предусмотрены.

Во-вторых, правительство в любом случае не будет предметом торга. Если для решения проблем общегосударственного масштаба, перечень и очередность которых определит парламентское большинство, понадобится укрепление правительства - в том числе на основе кадровых предложений блока "Наша Украина", - подобные предложения можно рассматривать. Но нужно начать с первого шага - сформировать большинство. Это основа для переговоров. Иначе Кабинет министров превратится в разменную монету, в предмет торга относительно определения условий сотрудничества между той или иной парламентской силой. Мы этого допустить не можем. Если в исходных условиях заложены политические амбиции, не учитывающие интересов государства, переговоры о сотрудничестве бесперспективны.

- Как вы считаете, может ли взаимная неуступчивость парламентских сил завершиться импичментом президента Украины? Ведь в Киеве говорят о том, что многим политическим лидерам и парламентское большинство, и кресло премьер-министра необходимы только как трамплин к победе в досрочных выборах президента?

@@@
"Пора делать шаги навстречу друг другу"
"Стальная война" с США продолжается
1. Рубль пошел на снижение
Euronext переманивает эмитентов
IPO на руку страховщикам
Shell претендует на иракскую нефть
«Газпром», «ЛУКОЙЛ» и «НОВАТЭК» идут в Ливию

«Газпрому» предлагают войти на американский рынок через Мексику

@@

Министр экономики Мексики Фернандо Каналес Кларионд: наша концепция поведения в международных экономических отношениях такова – выгадывать, выгадывать и выгадывать

2005-07-29 В ходе недавнего визита президента Мексики в Россию много говорилось об интенсификации экономического сотрудничества между двумя странами. Особый интерес вызывает газовая отрасль. О том, какие проекты могут быть предложены Мексикой для совместной реализации, и о том, почему эта латиноамериканская страна так заинтересована в российском газе, корреспонденту «НГ» рассказал министр экономики Мексики Фернандо Каналес Кларионд.



– Господин министр, как мексиканские власти думают заинтересовать российские компании в сотрудничестве?

 

– В моем министерстве экономики есть отдел, который занимается продвижением инвестиций. В Мексике энергетический сектор до сих пор находится в руках государства. Мексике удалось добиться и выгодных для нее условий в Северо-Американском соглашении о свободной торговле (НАФТА), утвержденном Конгрессом США в ноябре 1993 года.

@@@
«Газпрому» предлагают войти на американский рынок через Мексику
«Роснефть» предупредить забыли
Авигдор Либерман: "Доверия к ООН у нас нет"
Ангола готова открыть рынок нефти для России
Анкара и Москва восстановят инфраструктуру Ирака
Антимонопольной службе подкинули кокса
Багдад взялся за иностранцев

Битва за иракские миллионы

@@

Российские компании едва не понесли крупные убытки в рамках программы ООН 'Нефть в обмен на продовольствие'

2007-11-13 / Андрей Терехов







Пан Ги Муну предстоит завершить то, что начал Кофи Аннан.

Фото Reuters

В СБ ООН подготовлено письмо на имя генсека Организации, в котором рекомендуется закрыть гуманитарную программу для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие» к 31 декабря 2007 года. Компаниям, имеющим контракты в рамках этой программы, необходимо осуществить поставки до Нового года. Оплачиваться аккредитивы будут в специальном режиме уже в 2008-м. Как стало известно «НГ», российские компании едва не понесли многомиллионные убытки. Однако Москве в последний момент удалось отстоять почти все российские контракты.

Программу «Нефть в обмен на продовольствие» (НОП) решено закрыть 31 декабря этого года. Пятерка постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) согласовала письмо генсеку ООН Пан Ги Муну. Процесс подготовки документа, который, по данным «НГ», должен поступить генсеку в ближайшие дни, превратился в дипломатическое противостояние между Россией и США – за российские контракты в рамках НОП. Всего на кону было 11 контрактов, выполняемых «Русской инженерной компанией», «Гидромашсервисом», «Калмыкойлом» и другими компаниями, на десятки миллионов долларов. Из-за позиции Вашингтона Москва не смогла сохранить один контракт в рамках НОП, и реализовывать его «Русской инженерной компании» придется на двусторонней основе с иракским заказчиком – Министерством просвещения страны. Компания, таким образом, не может рассчитывать на получение оплаты заказа из уже лежащих на ооновском счете иракских средств. Деньги придется изыскивать в иракском бюджете, что может представить определенные трудности. Впрочем, и тем компаниям, контракты которых российскому МИДу удалось отстоять, придется непросто.

@@@
Битва за иракские миллионы
В Красноярске беспокоятся только финансисты и строители
Вагит Алекперов: "ТВ-6 - хороший канал. Он стоит хороших денег"
Владивостоку наставили золотые рога
Во вторник Саддаму объявят войну
Война играет на руку Казахстану
Война по бизнес-плану

Восточная Сибирь требует 40 миллиардов долларов

@@

Правительство приступило к проектированию восточного нефтепровода, не имея источников его финансирования

2005-01-25 / Анна Скорнякова



Министерство природных ресурсов (МПР) посчитало, что инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы Восточной Сибири из всех источников до 2050 года составят около 40 млрд. долл. Об этом вчера сообщил директор департамента государственной политики и регулирования в области природопользования МПР Сергей Федоров. По его словам, эта программа учитывает строительство нефтепровода Тайшет–Находка с ответвлением на китайский Дацин мощностью 80 млн. тонн в год.

Около половины средств, о которых говорил Сергей Федоров, должно быть направлено на строительство восточного нефтепровода Тайшет–Находка, разговоры о необходимости которого ведутся уже несколько лет. Вместе с тем до сих пор не определены источники его финансирования. У государства таких денег нет, средства Стабилизационного фонда направить на эти цели невозможно, частные российские компании вряд ли заинтересует перспектива таких инвестиций в связи с негативным отношением правительства к идее частных нефтепроводов и даже возможности сдачи трубопроводных мощностей в концессию. Остается надежда на иностранные инвестиции – в частности, из Японии, больше всех заинтересованной в строительстве нефтепровода.

@@@
Восточная Сибирь требует 40 миллиардов долларов
Время пены
Госкомпания для нефтегазовых проектов
Грузия объявила "Мегафон" вне закона
Депутаты хотят помочь главе МВД
Ельцин напомнил Клинтону и миру: Россия остается ядерной державой
Если фирма не находит себе места

Заказной финансовый скандал

@@

Александр Шохин считает, что при всем обилии возможных версий происходящего массированный вывод российского капитала является неоспоримым фактом

1999-09-14 / Иван Родин



Александр Шохин.

Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

-АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, что вы можете сказать о так называемом финансовом скандале, который чуть меньше месяца назад развернулся на страницах западных СМИ?

- Разнообразие версий о причинах возникновения финансового скандала настолько обширно, что, видимо, ни у кого не возникает сомнений в его заказанности. Это первый вывод. Второй вывод заключается в том, что, поскольку скандал носит заказной характер, в нем присутствует очень много домыслов и спекуляций, перемешанных с фактами и некоторыми эпизодами из уже давно ведущихся уголовных расследований. Третий вывод: коль скоро скандал заказан и опирается на не всегда проверенные факты, то авторы соответствующих статей неизбежно должны додумывать что-то и выстраивать некие логические конструкции, которые позволяют им замыкать цепочки. В этой связи некоторые организации и люди, можно сказать, "попадают под каток" в силу самой логики скандала.

Главный ущерб скандал нанес имиджу России. И, кстати, все уже согласны с тем, что репутация России подмочена, в том числе не только из-за скандала, но и благодаря неадекватной и запоздалой реакции официальных властей. А эта реакция должна выражаться не только в соответствующих заявлениях, но и в соответствующих действиях - в частности, кооперации с правоохранительными органами США, Великобритании и других стран по расследованию упоминаемых в прессе фактов и расследовании собственных финансовых и коррупционных скандалов.

Если исходить из гипотезы, что скандал выплеснулся не только из-за обнародования данных различных расследований, а носит частично заказной характер, то становится понятным, почему существует много спекуляций на тот счет. Кто же все-таки заинтересован в его раздувании? На мой взгляд, круг таких заинтересованных лиц настолько широк, а букет их интересов настолько велик, что здесь можно говорить о том, что, наверное, в каждой версии есть доля истины. Скандальные факты всплыли - их запустили, - а дальше каждый начал, так сказать, разрабатывать свою жилу.

- И все-таки, какая же из версий, на ваш взгляд, наиболее вероятна?

- Есть, как известно, политическая версия. Вернее, их две - российская и американская. Американская - это подножка Альберту Гору, в чем заинтересованы республиканские кандидаты в президенты. Российский вариант - это подножка президенту Ельцину и принуждение его к досрочной добровольной отставке уже в сентябре этого года. Кстати, есть и модификация этого варианта прямо противоположная - это раскрутка скандала Примаковым и Лужковым для того чтобы не допустить досрочной отставки президента. Ведь если власть перейдет преемнику, то он успеет использовать все ресурсы для своей раскрутки. То есть, как видно, гипотезы прямо противоположные высказываются, и все выглядит вроде бы почти правдоподобным. Кстати, и в Штатах тоже бытуют различные версии: одни считают, что это Гору республиканцы портят жизнь, а другие полагают, что демократы сами раздули этот скандал, чтобы он выплеснулся именно сейчас - более чем за год до президентских выборов - и чтобы его нельзя было использовать в ущерб демократам в том случае, если бы он вышел на поверхность, скажем, весной или летом следующего года. Также, если говорить о политических версиях, нельзя исключать и такую: прогноз, сделанный американской администрацией о том, что преемники президента Ельцина не выиграют выборы 2000 года, а потому лучше дистанцироваться от режима хотя бы в такой форме. То есть не принуждать наши элиты к определенному поведению, не указывать им подходящих кандидатов, а отходить от нас, для того чтобы летом следующего года суметь заявить: "А мы давно уже поняли, что этот режим прогнивший, и от его поддержки отказались". Если такой ход делается за год до российских президентских выборов и за год с лишним - до американских, то он также позволит демократам снять возможные обвинения со стороны республиканцев: дескать, по своей инициативе разобрались с российскими делами и сами от них дистанцировались.

Есть и экономические версии. Глобальная экономическая версия - это, во-первых, так называемая версия Ходорковского: подрыв позиций крупного российского бизнеса его конкурентами. Частично она, видимо, имеет место, поскольку мы видим, как, например, в том же нефтяном бизнесе жестко конкурируют западные и российские компании. Поэтому, если доказать криминогенность крупного российского бизнеса как такового, можно на следующем этапе обусловить крупные инвестиционные проекты, в частности, в добывающих отраслях обязательным сильным присутствием крупных западных компаний, которые гарантируют траспарентность, чистоту и так далее. Так что в этом скандале такой интерес - и, может быть, его раскручивание и поддержание - безусловно, может присутствовать, хотя это не значит, что все это инициатива тех самых крупных западных компаний.

Во-вторых, и этот вариант как раз я и "пропагандирую", речь может идти об увязке этого скандала с дефолтом годичной давности. Вот здесь я сделаю небольшое отступление - когда я был вице-премьером в правительстве Примакова, я имел встречи с высокопоставленными западными банкирами, которые прямо говорили мне о том, что они прекратят отношения с Россией, если российские банки - должники западных банков-кредиторов уведут свои активы либо за рубеж либо в другие российские структуры прежде, чем расплатятся с ними. Речь шла и о синдицированных займах, и о форвардных контрактах, и о прочем. Из таких своих собеседников я, в частности, могу назвать президента Европейского банка реконструкции и развития Хорста Келлера, который заявил о том, что его банк заморозит все программы сотрудничества с Россией, если российские банки - получатели кредитов ЕБРР будут заниматься отводом "хороших активов". Тогда же появилась и информация о том, что в ответ на дефолт, жесткую позицию по реструктуризации ГКО и начавшиеся неплатежи по долгам Парижскому и Лондонскому клубам западные банки начали собственное расследование. Они наняли сыскные конторы, для того чтобы обнаружить российские деньги за рубежом. И, кстати, наткнулись в результате такого расследования, в частности, и на "Фимако". Да и тот же "Bank of New York" попал под колпак спецслужб в октябре прошлого года - именно тогда началось расследование, судя по публикациям. Так что этот факт тоже совпадает с той версией, которую я излагаю. То есть был заказ от кредиторов на поиск российских денег - и особенно накануне и после дефолта.

Да ведь и тот факт, что скандал возник 19 августа 1999 года - ровно через год после всем известных событий, - тоже делает эту версию достаточно правдоподобной, тем более что намечаются переговоры с Лондонским клубом: 15 сентября состоится встреча у министра финансов РФ. Известно также, что в Лондонском клубе есть две позиции: самого клуба и американских финансовых институтов - не членов Лондонского клуба, но держателей российских облигаций по долгам этому клубу. Известно, что в июле они заняли более жесткую позицию по реструктуризации обязательств России в рамках Лондонского клуба, и наш министр финансов обещал раз в месяц с ними встречаться и объяснять ситуацию. И я не исключаю, кстати, что имелось в виду не только объяснение ситуации, но и контроль за выполнением каких-то обещаний конкретно в адрес этих финансовых институтов - пенсионных фондов, инвестиционных банков и тому подобных, - которые прикупили у Лондонского клуба российские облигации. Где-то процентов на 15-20 они находятся в руках этих структур.

Нельзя исключать, что эти структуры предпринимают попытку давления на Россию, в том числе и накануне завершения в США финансового года, который кончается 30 сентября. То есть этот скандал является способом либо давления на Россию, чтобы хотя бы что-то выжать из должников, либо по крайней мере оправдания перед пайщиками, акционерами, что, мол, Россия - бандитская страна, и поэтому не вина менеджеров этих фондов в том, что они потеряли деньги, которые у них находились в управлении. Такого интереса тоже исключать нельзя. Тем более что если сейчас сильно надавить на Россию в рамках переговоров с Лондонским клубом, то взамен можно попробовать получить что-либо в виде обещаний, например приоритетного участия в приватизации госпакетов акций именно для инвесторов - держателей российских облигаций. Поэтому нельзя исключить, что это одно из тех оснований, которые до сих пор и удерживают финансовый скандал на плаву.

- Версий действительно много, но есть ли под ними хотя бы какие-нибудь реальные основания?

- Мне кажется, что такое обилие возможных интерпретаций финансового скандала прежде всего свидетельствует о том, что "мальчик-то был!". То есть процесс вывода из нашей страны капитала есть, и об этом вообще никто не спорит. Заметьте, обсуждаем мы в основном вопрос, кому выгоден этот скандал, кто его удерживает на поверхности и как долго он там продержится, как он повлияет на политическую ситуацию в разных странах, как он скажется на присутствии России в мировом хозяйстве, финансах и так далее. Но вовсе не то, имел ли место оборот соответствующих денег на счетах в "Bank оf New York" и других банках США, были ли подобные процессы в европейских банках. Известно, кстати, что первой реакцией крупных банков на скандал была инвентаризация всех российских счетов. Следует также ожидать появления новых схем предоставления гарантий по операциям на российских счетах.

Если же вернуться к технологии скандала, то я бы хотел сказать о том, что хотя и не доказано, что же лежит на тех или иных конкретных счетах: деньги ли мафии, утекшие ли на полузаконных основаниях российские капиталы или что-то другое, тем не менее очевидно, что отток капиталов существует, причем в объемах, достаточных для обслуживания внешних долгов России. Любопытно, что расчет, на котором в западной печати все вроде бы уже сошлись, показывает, что из России утекло как минимум 15 миллиардов долларов. Председатель банковского комитета конгресса США Джеймс Лич называет цифру в 100 миллиардов - и она совпадает с суммой советских долгов. Сумма же в 15 миллиардов близка к обязательствам России по 1999 году. Михаил Задорнов, в свою очередь, заявил, что, по его оценкам, утечка капиталов составляет до полутора миллиардов долларов в месяц, - и это есть точное совпадение с объемом российских обязательств. Вот нас, так сказать, и "ткнули мордой" в то, что утечка из России капитала в разных формах равна обязательствам России по внешним долгам. На Западе считают, что если Россия сумеет поставить под контроль этот процесс, то, стало быть, она сумеет расплатиться и по своим обязательствам.

Отсюда и исходят экстравагантные схемы, которые, кстати, в основном предлагают конгрессмены, а вовсе не банкиры, - заморозить деньги на российских счетах в американских банках до завершения расследования. А может быть, и для того, чтобы эти деньги - в случае недоказанности законности их происхождения - пустить на компенсацию обманутым американским вкладчикам в российские ценные бумаги. Идеи, безусловно, несколько экзотические - арестовать, а потом все поделить.

- Как же можно выяснить, какие деньги российские, а какие - нет? Ведь перевод "грязных" или "серых" денег обычно идет не напрямую.

- Безусловно. Поэтому если под подозрение попадут счета, похожие на российские, то, понятно, что тогда это довольно масштабная операция, которая может производиться только на основании специально принятого закона. Ясно также, что разбирательства подобного рода будут многолетними, а суды - вообще десятилетними. Понятно, что это приведет просто к замораживанию огромных сумм и российский бизнес может остановиться. Так что скорее всего обсуждение всяческих планов такого рода - это, видимо, с американской стороны, со стороны Капитолия, некая "страшилка", но действительно весьма страшная. Если конгрессмены об этом говорят, значит, нельзя исключать и того, что и билль какой-то будет принят. И то, что в сентябре в конгрессе США будут устроены слушания, означает, что нам надо дождаться их итогов, чтобы понять, куда же все-таки дело идет. И нельзя исключать, что пойдет оно к замораживанию финансовых отношений с Россией через схему блокирования денег на счетах и проведение многолетних расследований.

Однако даже когда криминальная часть денег будет отделена, все равно останется нерешенным вопрос, что делать с полулегально вывезенным капиталом. Кстати, я не исключаю, что он и составляет большую долю всех утекших из России денег. Это, возможно, деньги, отмытые в самой России. Наша страна - безусловно, более благоприятное место для отмывания денег, чем солидные банки с Уолл-Стрит. И самый надежный способ отмывания денег - это использование тех "серых" сумм, которые уходили в оффшоры, а начиная с 1996 года возвращались на российский рынок ГКО и с него - через валютную, фондовую и иные биржи - репатриировались уже как деньги нерезидентов на счета в солидных банках. То есть Россия как бы сама, не контролируя происхождение денег на счетах нерезидентов, открыла себя как прачечную и для криминальных денег, и для "серых" капиталов.

- И что же теперь России надо делать, чтобы не попасть под одну из таких, по вашим словам, "экстравагантных" схем?

- Теперь нам придется вырабатывать программы и заявлять о готовности бороться с оттоком капитала - и прежде всего нелегальным, вводя нормы регулирования, которые не нарушали бы основ рыночной экономики. А что такое борьба прежде всего с нелегальным оттоком капитала? Это, во-первых, защита честного имени тех, кто попал "под каток" скандала, а во-вторых, жесткое доведение до конца расследования внутрироссийских коррупционных и иных уголовных дел, которые сейчас находятся в центре общественного внимания.

- Если говорить о первой части ответа на ваш вопрос, то кого конкретно вы могли бы назвать? Насколько известно, вы вместе работали с господином Кагаловским, как он попал в скандал?

- Константин Кагаловский и Наташа Гурфинкель-Кагаловская явно попали "под каток". Зачинателям скандала как раз не хватало того звена логической цепочки, которое позволяло бы запустить информацию о том, что отмывались именно деньги МВФ. Сейчас всем понятно, что деньги МВФ отмываться никак не могли, но в начале скандала понадобилось выстроить определенную схему: Кагаловский как бывший директор от России в МВФ и муж первого вице-президента "Bank оf New York" вступил с последней в связь, и вместе они занимались отмыванием денег МВФ. Очень удобная цепочка, учитывая, что тот же Кагаловский сейчас работает в "ЮКОСе", - так что и бизнес российский мог отмывать деньги или это "семейное предприятие".

Я Константина Кагаловского знаю лично, поскольку в то же время был управляющим в МВФ от Российской Федерации, и заявляю, что все утверждения на его счет - это откровенная глупость, которая нужна только для того, чтобы выстроить логическую цепочку "Bank оf New York" - МВФ - преступная российская власть и преступный российский бизнес. Константин Кагаловский подходил к ней как нельзя лучше.

- Но сейчас этот этап скандала позади, и о его начале забыли. И вообще, не кажется ли вам, Александр Николаевич, что масштаб финансового скандала как раз и доказывает, что повод для его возникновения, очевидно, был совершенно надуманным?

- Да, схема эта использована - МВФ отмылся, а Кагаловский ни для чего более вроде бы и не нужен. Кстати, и "Financial Times" уже опубликовала статью, где просто написала, что та же Наташа Гурфинкель, имея отношение к ведению дел с российским бизнесом, счета не вела и не контролировала. То есть ее реабилитировали. Кагаловский, как оказалось, ни при чем. Хотя никто извиняться перед ними не собирается. Защитить честное имя конкретных людей, которые попали под этот удар, - это одна часть того дела, которым должна заниматься российская власть. Другая часть - доведение уголовных дел, находящихся сейчас на стадии следствия, до суда. Иначе поверить в искренность властей в их борьбе с нелегальной утечкой капиталов, с коррупцией и так далее в тех условиях, когда дела, в которых замешаны высокие имена, всячески тормозятся, просто невозможно. Никто в искренность таких слов не поверит.

Поэтому я считаю, что вторая задача - добиться формирования в стране общественного мнения на этот счет: что власть все сделает для того, чтобы быстро расследовать подобные дела. Это, пожалуй, вообще единственное основание для того, чтобы отношение к власти в обществе было хотя бы на йоту позитивное. Причем к власти как таковой: ведь понятно, что проблема не в нынешних конкретных фамилиях. Власть дискредитирована. И президент, и правительство обязаны эту проблему решить - в том числе доведением расследования до логического конца и передаче дела в суд.

Если же власть этого не сделает, то сложится мнение, что у нее "рыльце в пушку". Против такой власти в предвыборный период будут выступать все политические силы, вся предвыборная кампания пройдет под лозунгом обвинения власти в коррупции и укрывательстве преступников. Может дело дойти и до морального импичмента, принуждения президента к добровольной отставке. Чтобы не доводить до крайних форм выяснение отношений, власть, и президент в первую очередь, должны сделать шаг в направлении собственного очищения, а если понадобится, то и покаяния.

@@@
Заказной финансовый скандал
Израиль не собирается наносить по Ираку ядерный удар
Компании борются за выход на китайский рынок газа
Коротко: экономика
Корпорация «Кремль» успешно поработала
Кризис не добавил Минску сговорчивости
Крупные бизнес-группы

Кучма подрывает бизнес Алекперова и Фридмана

@@

Украина обвиняет российские компании во вздувании цен на нефть

2003-10-10 / Илона Заец



Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вскоре могут прекратить свою работу. Поводом для этого стало решение украинского правительства о введении с середины сентября регистрации контрактов на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Нюанс состоит в том, что значительная часть украинских НПЗ принадлежит российским собственникам. Так, ТНК владеет контрольным пакетом акций Лисичанского НПЗ (его мощности по переработке нефти составляют 16 млн. тонн в год). "Татнефти" принадлежит блокирующий пакет Кременчугского НПЗ (18 млн. тонн), "ЛУКОЙЛ" контролирует Одесский НПЗ (3,9 млн.), "Альянс" управляет Херсонским НПЗ (6,2 млн.). Владельцы всех перечисленных предприятий уже обратились к украинскому правительству с просьбой отменить регистрацию контрактов и предупредили, что это нововведение может привести к задержке выполнения экспортных обязательств, прекращению сотрудничества с западными компаниями-покупателями, остановке НПЗ и непрогнозируемой ситуации на рынке.

@@@
Кучма подрывает бизнес Алекперова и Фридмана
Лондонские смотрины Минска
МВА и Болонский процесс
Меньше 1 доллара
Милошевича продали по дешевке
Минск готов на все
Минск готовит «фамильное серебро» на продажу

Москву обделили казахским ураном

@@

Астана расширяет сотрудничество с Пекином в сфере мирного атома

2007-10-15 / Игорь Наумов



Российским атомщикам все чаще приходится отступать перед конкурентами на просторах СНГ. Соседи, располагающие запасами природного урана, охотно заключают контракты на разработку месторождений с ведущими западными и китайскими компаниями, вынуждая российские компании искать сырье для атомной отрасли на далеких континентах.

В минувшую пятницу национальная атомная компания «Казатомпром» подтвердила намерение создать с China Guangdong Nuclear Power Holding (CGNPC) и China National Nuclear Corporation (CNNC) совместное предприятие (СП) по освоению урановых месторождений в Казахстане. Меморандумы были подписаны в конце сентября в Пекине. Стороны, в частности, договорились, что китайские компании получают доступ к освоению казахских урановых месторождений, а «Казатомпрому» разрешено инвестировать в атомную энергетику КНР. Кроме того, «Казатомпром» и CNNC подписали рамочное соглашение «об углублении и расширении стратегического сотрудничества», в котором определили направления стратегического партнерства в атомной сфере.

В соответствии с этими документами весь уран, добываемый казахстанско-китайскими СП, будет поставляться в Китай в виде продуктов более высокой степени передела ядерного топлива. При этом в пресс-службе «Казатомпрома» не уточнили, какие именно урановые месторождения планируется предложить китайцам к разработке в рамках СП.

Источник «НГ» в Росатоме отнесся к этому сообщению достаточно хладнокровно. «Нам все равно. У нас есть другие поставщики урана», – заявил он вчера. Однако показное спокойствие и философский тон комментариев представителей Росатома не перечеркивают очевидного – в Москве сообщения о крепнущих партнерских связях в сфере мирного атома между Астаной и Пекином, равно как и другие шаги по диверсификации международного сотрудничества в этой области, предпринимаемые Казахстаном, воспринимаются болезненно. Фактически это чистый проигрыш конкурентам, которых у российских атомщиков сегодня в Казахстане немало. «Казатомпром» работает как самостоятельно, так и в рамках СП с французской Areva, канадской Cameco, японскими Sumitomo Corp. и Kansai Electric Power Co и российской «Техснабэкспортом». Теперь к этому списку присоединяются китайские CGNPC и CNNC, претендующие на свою долю казахстанского уранового пирога. Кроме того, Астана ведет переговоры о создании уранового СП с американским концерном Westinghouse.

Запасы природного урана в Казахстане эксперты оценивают в 620 тыс. тонн. Из них более трети (около 240 тыс. тонн) досталось четырем российско-казахстанским СП. Речь идет о СП «Заречное», «Акбастау», «Южное Заречное» и «Каратау», на которых через три года планируется довести объем добычи до 6 тыс. тонн урана в год. Однако этого недостаточно, чтобы покрыть потребности российского рынка, которые оцениваются в 18 тыс. тонн урана в год. Дефицит покрывается из госзапасов урана, однако они небезграничны.

@@@
Москву обделили казахским ураном
На Западе больше рады за ТНК, чем за British Petroleum
Надо было лучше беречь недра
Новогодний подарок от Туркменбаши
Новое руководство Киргизии начинает действовать
Олимпийский бюджет съедает девальвация
Опыт чужих ошибок

От разбойников с большой дороги есть спасение

@@

Страхование грузов становится для российских бизнесменов не роскошью, а необходимостью

2003-08-11 / Евгения Обухова



Еще не так давно, отправляя свой груз в путь, фирма фактически отдавала его судьбу воле случая. И если на Западе практически все грузы на время перевозки застрахованы, то у нас их объем и сейчас не превышает 10% от общего грузооборота, а сборы по этому виду страхования составляют около 3-4% всех сборов российских агентств. Однако потихоньку ситуация меняется, причем сказывается и развитие страхования в целом. "Можно с уверенностью сказать, что российские компании и предприятия страхуют свое имущество, и это постепенно становится нормой сегодняшнего дня, - считает председатель правления СОАО "Русский Страховой Центр" Дмитрий Извеков. - Это подтверждается количеством клиентов РСЦ, число которых превышает 500".

@@@
От разбойников с большой дороги есть спасение
Отечественные инвесторы предпочитают тень
Партнеры далекие, но интересные
Пациент скорее жив...
По политическому ранжиру
Польша и Россия поделили Украину
Проектов больше, чем денег

Распродажи не будет

@@

Белоруссия не планирует приватизировать предприятия в условиях кризиса

2009-01-15 / Антон Ходасевич

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Кризис загоняет в угол Александра Лукашенко.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Александр Лукашенко заявил, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса Белоруссия не будет приватизировать свои предприятия. Разве что за них кто-нибудь захочет заплатить по старым ценам. Об этом президент Белоруссии сообщил журналистам во вторник.

«Планы приватизации мы корректировать не будем. В этой ситуации, когда все обваливается, продавать предприятия мы не будем. Да у нас и нет необходимости что-то продавать», – сказал Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов в ходе посещения минского предприятия по производству троллейбусов «Белкоммунмаш». В то же время президент Белоруссии заявил, что ранее сверстанные планы приватизации корректироваться не будут. «Мы будем продавать предприятия не по новым, обвалившимся ценам, а по старым», – сказал он. При этом Лукашенко пояснил, что посещаемое им предприятие «Белкоммунмаш» он согласился бы продать за 5 млрд. долл., да и то с условием, что новый собственник сохранит рабочие места и обеспечит рост заработной платы.

Напомним, что трехлетние планы приватизации приняты в Белоруссии летом 2008 года. В приватизационном списке около 500 предприятий, которые сначала необходимо акционировать, а затем уж решать их дальнейшую судьбу. Планом было предусмотрено, что 176 предприятий станут акционерными обществами уже в 2008 году. По предварительным данным Госкомимущества Белоруссии, свой статус изменили 155 предприятий. Флагманы белорусской промышленности, такие как Минский автомобильный завод, Минский моторный, к которым проявляли интерес российские компании, уже стали акционерными обществами. В планах на 2008 год были и известные белорусские предприятия БелАЗ, Гомсельмаш.

@@@
Распродажи не будет
Реклама как двигатель инвестиций
Российские связисты рвутся за рубеж
Россию ждет китайская десятина
Россия борется за иракские контракты
Россия пока продолжает настаивать на реструктуризации долга
Россия претендует на карабахское золото

Россия реанимирует контракты в Ираке

@@

Москва не устояла перед соблазнительными предложениями Багдада

2009-04-13 / Андрей Терехов



В Москве и Багдаде положительно оценивают завершившийся в субботу визит в РФ иракской делегации во главе с премьером Нури аль-Малики. Стороны договорились развивать сотрудничество в сфере электроэнергетики, нефтяной отрасли, в военной области. Как стало известно «НГ», Багдад намерен вскоре направить в Россию команду экспертов, чтобы выбрать модель вертолетов, которые закупит Ирак.

Премьер Ирака Нури аль-Малики в сопровождении главы МИДа, руководителя оборонного ведомства, министра электроэнергетики и представителей Миннефти прибыл в Россию в четверг вечером. Основные переговоры с премьером Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым состоялись в пятницу. В субботу иракские гости общались с российскими бизнесменами.

Как заявил «НГ» официальный представитель правительства Ирака Али ад-Даббаг, визит в Москву был успешным. «Теперь мы ждем практической реализации добрых намерений с обеих сторон», – сказал чиновник. В частности, ад-Даббаг сообщил о желании Ирака приобрести новую партию российских вертолетов. По данным «НГ», в 2010 году Ирак получит 22 вертолета Ми-17, которые затем будут оснащены дополнительным иностранным оборудованием и вооружением. Предположительно, иракцы могут закупить еще 20 вертолетов. По словам ад-Даббага, конкретные цифры в Москве не обсуждались. «Но мы действительно хотим приобрести вертолеты у России. После этого визита (в Россию. – «НГ») приедет техническая команда, которая установит, какая модель лучше отвечает потребностям (Ирака. – «НГ»)», – заявил чиновник.

По словам Путина, в Москве отметили заинтересованность Багдада в возобновлении ВТС. Однако ключевой темой на переговорах российского премьера с его иракским коллегой стало сотрудничество в нефтегазовой сфере. Как заявил министр электроэнергетики Ирака Карим Вахид, которого цитирует РИА Новости, «российские компании, в том числе «ЛУКОЙЛ», имеют очень большие возможности участвовать в нефтяном секторе». Ирак рассчитывает, что российские компании будут способствовать в том числе достижению страной уровня добычи нефти в 6,5 млн. баррелей в сутки к 2016 году. Вахид также обратил внимание на большие перспективы в газовой отрасли. В свою очередь, представитель Министерства нефти Ирака отметил, что иракское правительство готово подписать соглашение о создании совместных предприятий с нефтяными и инжиниринговыми компаниями в области бурения, разведки и других секторах промышленности.

Иракские гости призвали российские компании открывать представительства в Багдаде, чтобы своевременно готовить предложения для участия в тендерах. А премьер аль-Малики лично гарантировал безопасность для российских инвестиций. Это замечание ценное, поскольку Москва и Багдад по-прежнему не могут договориться о судьбе ряда контрактов, подписанных российскими компаниями еще при Саддаме Хусейне. Первый в этом ряду – контракт с участием «ЛУКОЙЛа» на крупнейшее месторождение Западная Курна-2, который новые власти в Багдаде считают расторгнутым. Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко по итогам встречи премьеров заявил: «Мы принципиально договорились о том, что особым образом будет мониториться ситуация по довоенным контрактам. В ближайшее время должна собраться рабочая группа по оживлению этих контрактов». Судя по всему, реанимировать контракты иракцы позволят лишь на своих условиях. Как заявил «НГ» ад-Даббаг, в Ираке «существуют приоритетные законы и нормы». «Мы привержены выполнению этих законов. И хотим установить сотрудничество с «ЛУКОЙЛом» в рамках данных законов». Кстати, по словам Алекперова, «ЛУКОЙЛ» готов адаптировать контракт под новое законодательство Ирака.

Очевидно, речь об этом пойдет в ходе намеченного на ближайшее время визита в Багдад делегации российского правительства во главе с Шматко. Путин, хотя и принял приглашение аль-Малики приехать в гости, пока, похоже, сам в Ирак не спешит.

Особое удовлетворение в Москве, очевидно, вызвали предложения иракцев в электроэнергетике. «Мы получили ряд очень соблазнительных предложений по участию российских компаний в развитии электроэнергетики и инфраструктуры Ирака. «Технопромэкспорт» и «Стройтрансгаз» могут принять участие в этих проектах», – сказал Шматко. Кроме того, в пятницу ОАО «Технопромэкспорт» подписало контракт объемом 133 млн. долл. на восстановление ТЭС «Харта». Финансирование контракта, как сообщило РИА Новости, осуществляет Всемирный банк.

@@@
Россия реанимирует контракты в Ираке
Рынок IPO упал в 20 раз
Свободное падение
Стальная квота для России в торговле с Евросоюзом будет увеличена
Страховщики предпочитают корпоративных клиентов
Стремительный бросок в Триполи
Субъективная четверка

Телевизионный пульт в руках Лесина

@@

Претенденты на первую и третью "кнопки" могут "споткнуться" о концепцию вещания

2000-03-02 / Екатерина Григорьева



Что же останется после того, как телеканалы "поставят на место"?

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

НАШУМЕВШЕЕ решение Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций для многих не стало неожиданностью - споры о продлении лицензий на вещание ОРТ и ТВЦ возникли еще около полугода назад, на заре парламентской избирательной кампании. Однако тогда властные структуры ставили перед собой несколько иные задачи - их интересовала не отдаленная перспектива, а благополучный исход выборов.

Именно тогда были определены три возможных сценария построения отношений с телеканалами. Первый из них отстаивали сторонники либерального пути - автоматически продлить лицензии, простив все накопившиеся информационные прегрешения, и поискать другие, "нелицензионные", методы воздействия. Но с того момента, как ОВР потеряло звание "партии власти" и превратилось в опасного врага Кремля, либеральная точка зрения потеряла актуальность - стало ясно, что ТВЦ необходимо "поставить на место". Свою роль сыграли и претензии 3-го канала на звание "центрального".

Таким образом, и было принято решение о конкурсном продлении лицензии. Мешало лишь то, что срок действия лицензий ОРТ и ТВЦ истекал приблизительно одновременно - весной 2000 года. И похоже, что угроза, нависшая и над ОРТ, изначально возникла лишь ради соблюдения формальностей.

Для первого канала все эти неприятности должны были стать скорее намеком на необходимость вести себя скромнее. Были во властных кулуарах и "телевизионные радикалы", требовавшие одинаково жесткого подхода и к ТВЦ, и к ОРТ. Как сказал в беседе с корреспондентом "НГ" высокопоставленный источник, "Березовский в конце концов знал, во что играет".

Тем не менее заявление Михаила Лесина для телеканалов оказалось серьезным ударом. Руководство ОРТ расценивает его как "неприкрытую угрозу" компании, как "открытое издевательство не только над нами, но и над десятками миллионов телезрителей страны". У 1-го канала есть и дополнительный повод для обид - лидеры ОРТ без ложной скромности считают, что именно они благодаря своей антилужковской позиции одержали победу на парламентских выборах, приведя во власть "Единство" и правых. Но вместо благодарности получили такой неприятный сюрприз.

До сих пор ОРТ извлекало максимальную выгоду из собственного статуса. Как только у компании возникали очередные финансовые проблемы, ее менеджеры сразу вспоминали о точном смысле собственной аббревиатуры - "общественное" телевидение, государственный канал, следовательно, государство обязано оказывать поддержку 1-му каналу, прежде всего финансовую. Эта тактика приносила свои плоды, и ОРТ каждый раз благополучно выбиралось из очередных неприятностей. Однако реальных повседневных рычагов влияния на политику канала государство так и не смогло добиться. А сейчас эта задача вновь стала весьма актуальной. По признанию одного из высокопоставленных сотрудников президентской администрации, "против нас работают некоторые хозяева телеканалов, в том числе и те, кого вы считаете "нашими".

Возможно, таким рычагом и станет предстоящее в мае конкурсное продление лицензии. В принципе это не слишком сложная процедура. Да, она требует определенных затрат, но оба канала, скорее всего, смогут ради собственного будущего найти необходимую для участия в тендере сумму в 30 млн. руб. В Минпечати убеждены, что заявки будут, и, скорее всего, в конкурсе на собственные частоты примут участие не только ОРТ и ТВЦ. По нашим данным, на "третью кнопку" готова претендовать компания Ren-TV. А своеобразным индикатором майских сражений станет назначенный на конец марта конкурс на право работы на 25-м дециметровом канале, вещающем на Москву. Возможно, в нем примут участие и новички телевизионного рынка - российские компании со значительной долей иностранного капитала, что предусматривает положение о проведении конкурсов.

Однако в любом конкурсе на право вещания есть один очень любопытный этап - представление концепции канала. Это как школьное сочинение - сколько людей, столько и мнений. В любой момент можно поставить неудовлетворительную оценку, сославшись на то, что "тема не раскрыта". А в случае со средствами массовой информации задача упрощается до предела: при большом желании в любом издании, на любом телеканале можно найти признаки "нарушения норм морали и нравственности". В этом смысле у телевизионных чиновников появилось надежное подкрепление - и.о. президента во время недавней встречи с иркутской интеллигенцией призывал "отторгнуть пропаганду секса, насилия и терроризма" в СМИ. И если к маю у власти сформируются более конкретные виды на тот или иной канал, именно этот этап конкурса станет решающим. Пока же Михаил Лесин затрудняется сказать, чем закончится эта история.

Кроме того, все это является своего рода намеком НТВ, в отношении которого власти избрали также "формальные" подходы. Возможность отмены указа Бориса Ельцина, дарующего льготы на вещание, с возвратом денег за несколько лет, пожалуй, окончательно характеризует политику в отношении НТВ - за последние полгода компании пришлось выложить круглую сумму. Несмотря на то что срок действия лицензии этой компании истекает лишь в июне 2002 года, подобный пример демонстрирует, что при желании и на частный канал можно найти управу.

Но тем самым инициаторы подобного решения сделали то, что раньше считалось невозможным, - у крупнейших телеканалов, ранее соперничавших между собой, появились общие цели и общая позиция. И если ОРТ гордится тем, что в одиночку одержало победу на выборах, то сознательное давление со стороны трех каналов в принципе способно повлиять на любое властное решение.

@@@
Телевизионный пульт в руках Лесина
Теперь бизнес разорится на юристах
У WorldCom появился еще один последователь
Удар по «Боингу»
Украина обещает воровать российский газ и впредь
Шафраник создает свою компанию
Ющенко ищет мира, Тимошенко требует войны