"Мы не побеждены"

@@

Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Валентин Купцов считает, что переименовывать Компартию нет смысла

2001-07-24 / Анна Закатнова Тема будущего КПРФ вдруг вновь стала актуальной. На пресс-конференции в Москве перед генуэзским саммитом президент Путин напомнил КПРФ о своем предложении изменить название партии на РСДРП. Фактически же глава государства недвусмысленно намекнул коммунистам, что их методы политической борьбы явно устарели. Однако реализация предложения президента потребовала бы изменений и программы партии, что, в свою очередь, повлекло бы за собой раздробление "красного" электората и падение влияния КПРФ. Об объективных и субъективных причинах неприятия коммунистами идеи перерождения в социал-демократическую партию в интервью "НГ" рассказал второй человек в КПРФ Валентин Купцов.



- Валентин Александрович, президент предложил КПРФ изменить название партии, однако вы, похоже, категорически против. В то же время руководство партии много раз утверждало, что является преемником КПСС, а стало быть, и преемником РСДРП.

- Это предложение Путина звучит уже не впервые. И мы в очередной раз отвечаем, что в нашей партии этот вопрос не обсуждается и не будет обсуждаться в ближайшие десять лет. Начиная с 1993 года эта идея нам все время подбрасывается. Сначала в 1991-1994 годах мы ее тоже активно обсуждали в связи с шоковым состоянием партии в тот момент. Когда деятельность КПРФ приостановили, было много конъюнктурных предложений, как выжить в тех условиях и получить легитимность. Тогда появилась Социалистическая партия трудящихся во главе с Людмилой Вартазаровой, Роем Медведевым - там было больше 120 тысяч членов. То есть искусственно создавалась крыша, под которой работали многие коммунисты, не задумываясь о названии, "социалистическая" партия или "коммунистическая". И в 1993-м, после победы в Конституционном суде, на втором восстановительном съезде КПРФ обсуждалась идея о переименовании, чтобы партия получила большую свободу действий и привлекла на нашу сторону центристов. Но в течение последних пяти лет этой проблемы в партии не существует. Переименование партии не происходит по рекомендации президента, оно должно вырастать внутри партструктуры. Однако из всех 18 тысяч первичек мы не получили ни одного предложения снизу о переименовании КПРФ. Поэтому название останется. Оно отвечает нашим программным целям. И потом, даже если мы переименуемся, ничего в нашей партии не поменяется, мы останемся оппозицией.

- Замена названия означала бы также изменение вашей программы. Если президент говорит о возможном социал-демократическом будущем КПРФ, то он, вероятно, просто выражает пожелания большей части общества, которая предпочитает предсказуемую стабильность.

- РСДРП было хорошим названием для партии начала прошлого века. Сегодняшняя социал-демократия прошла очень серьезное перерождение, и опыт последних десяти лет говорит о том, что она сегодня мало защищает права наемных работников, ограничивает социальные гарантии, усиливает роль капитала. Имидж социал-демократов в мире упал, особенно после того, как 13 социал-демократических правительств поддержали НАТО и были участниками бомбежек Югославии. Даже в собственных странах их авторитет поблек. Но мы не отказываемся от своей программы, а там записано несколько тезисов, которые близки к социал-демократическим: признание права частной собственности, право политического плюрализма, принципиально новое отношение к религии. Мы отличаемся от любой социал-демократии Запада: КПРФ считает, что власть должна принадлежать народу, а не олигархам. Везде у социал-демократов власть принадлежит капиталу, да и в России власть у капитала. Сейчас он фактически вошел в государственные структуры власти.

- Но ведь и КПРФ тоже сотрудничает с предпринимателями?

- Одно дело сотрудничество, а другое - передача власти олигархам. Почему бы нам в условиях, когда страна распродается западному капиталу, не поддержать тех государственников, которые работают в интересах России? Период сегодня такой. И Путина мы поддерживаем до тех пор, пока он работает на Россию. А когда президент идет против интересов большинства, тогда мы его не поддерживаем и остро реагируем на Земельный и Трудовой кодексы, на закон о валютном регулировании. Потому что здесь нет первенства государственных интересов и интересов людей труда. И происходит все это, мне кажется, еще и потому, что олигархи организационно окрепли. Сейчас РСПП Аркадия Вольского - это Политбюро олигархического капитала, которое диктует условия президенту. Я думаю, что в этих условиях роль оппозиции состоит в том, чтобы настойчиво и боевито защищать интересы народного большинства.

- Социал-демократических партий в России довольно много. Есть ли у КПРФ шанс втиснуться в эту переполненную политическую нишу?

- При выдвижении этой идеи надо учитывать, что для нее отсутствует социальная база, а кроме того, надо учитывать опыт создания таких партий. Сейчас существует около 15 социал-демократических или социалистических партий с очень известными деятелями, как Михаил Горбачев, Константин Титов, Гавриил Попов, Мартин Шаккум, Иван Рыбкин. Казалось бы, они ставят нормальную задачу создать партию, подтягивают финансовые ресурсы, опираются на возможности Социнтерна, устанавливают широкие международные связи, но каков финал? В России они не пользуются значительным авторитетом в обществе: голосуют за них за всех - около 1%. Опыт и практика построения социал-демократического движения в России подтвердила, что у избирателей нет доверия к этому движению.

- А вы лично смогли бы сесть за один стол с Михаилом Горбачевым и Александром Яковлевым?

- Нет.

- Электоральной базой социал-демократии традиционно является нарождающийся в России средний класс, в то время как вас поддерживают полумаргинальные слои населения.

- Устойчивого развития социал-демократии на ближайшие годы в России я не вижу, потому что никакой социальной базы для этого нет. Все социал-демократические партии опираются на средний слой. В нашем раздробленном обществе, где всего около тысячи олигархов плюс 5-7%, обслуживающих эту группу, около 60% - это люди обездоленные, живущие при серьезном ограничении социальных гарантий. Можно что угодно высказывать как пожелание, но пока общество отвергает социал-демократов: большинство отдают предпочтение другим партиям - КПРФ, ЛДПР, "Отечеству", "Единству", СПС и "ЯБЛОКУ". Искусственное выращивание социал-демократии ничего не принесет.

- Один из известных левых идеологов Александр Проханов полагает, что руководство КПРФ слишком долго применяло "бархатные" методы борьбы. Может, вы уже упустили свое время?

@@@
"Мы не побеждены"
"Наивные" живут долго
"Независимой газете" – 18 лет
"У нас есть шанс победить"
Айсберг и его вершина
Анатолий Чубайс увидел угрозу демократии в России
Английский дом

Банки смягчают условия получения займов

@@

В России начался «бум» потребительского кредитования

2004-03-15 / Евлалия Самедова







Бытовая техника становится все доступнее благодаря развитию потребительского кредитования.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Судя по всему, население постепенно начинает верить в то, что доход может быть стабильным, вклады безопасными, а кредитование отнюдь не влечет за собой полного разорения. Так называемый средний класс все чаще делает покупки в кредит – начиная от недвижимости и автомобилей и заканчивая простейшей бытовой техникой. Наибольшее количество кредитных сделок заключается, конечно, в нише товаров средней стоимости – это компьютеры, телевизоры с ЖК-экраном, туристические продукты. В конечном итоге такие покупки оказываются выгодными, поскольку нет необходимости вносить всю требуемую сумму сразу. Некоторые специалисты утверждают, что в настоящее время в России происходит настоящий «бум» потребительского кредитования. Большой спрос провоцирует банки на создание различных вариантов кредитных программ. Появляются совместные проекты банков и крупных магазинов. Буквально на днях генеральный директор Московского банковского союза (МБС) Николай Редько заявил, что было бы целесообразным «расширить услуги кредитования». МБС ведет диалог с правительством Москвы по поводу стимулирования кредитования малого предпринимательства, ипотеки, а также потребительского спроса населения, сообщил Николай Редько. По словам гендиректора МБС, в настоящее время остается актуальной проблема правового сопровождения механизма залогового и гарантийного обеспечения кредитования.

@@@
Банки смягчают условия получения займов
Будущее России
Буфет, столик, кресло...
В Думу пришли центристы
В погоне за средним классом
В политике: Принуждение к доверию
Владислав Сурков: "Молчаливым героям пока не помог никто"

Власти нужно точнее определиться, кто в стране гегемон

@@

Перекладывая налоговую нагрузку на автовладельцев и средний класс, государство продолжает наращивать военные расходы

2008-12-08



Государству следует пересмотреть политику в отношении среднего класса и близких к нему по материальному благосостоянию прослоек общества. Пока она слишком противоречивая. С одной стороны, чиновники называют его гегемоном и заявляют о необходимости его защиты в период кризиса. С другой – давят налогами в угоду особо привилегированных бюджетополучателей.

Многих сильно удивил ответ Владимира Путина в ходе общения с народом на вопрос, почему бензин в России дешевеет намного медленнее, чем падают цены на нефть, из которой он вырабатывается. Премьер открыто признал, что «в известной степени это политика государства». По его словам, государство с помощью налогов и экспортных пошлин до сих пор изымало в бюджет сверхдоходы нефтяных компаний от продажи нефти за границу. Сейчас цены на российскую нефть упали со 130,4 до 42,9 (по состоянию на четверг) долл. за баррель, и сверхдоходы нефтяников сменились убытками в 68 долл. с каждой экспортируемой тонны. Однако власти не спешат снижать налоговую нагрузку на них, обещая небольшие послабления лишь с 1 января. Только после этого можно будет рассчитывать на более существенное удешевление бензина. Пока же премьер признал, что «за счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы (правительство. – «НГ») изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые острее нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры, военнослужащие». То есть фактически он признал, что раз уж от экспорта сейчас одни убытки, то бюджет посредством высоких цен на бензин перераспределяет доходы автовладельцев в пользу бедных. Пока, правда, деньги эти получают преимущественно не указанные слои, а так называемые системообразующие структуры – госбанки и финансово-промышленные группы.

@@@
Власти нужно точнее определиться, кто в стране гегемон
Вопросы без ответа
Госсовет начинает с экономики и герба
Деловые круги сменили лидера Филиппин
Еще один шаг к социализму
Извилистый срединный путь
Июльские тезисы Путина

К России людей и людям России без старых ошибок и новых экспериментов

@@

Универсальная предвыборная программа кандидата на пост президента Российской Федерации

2000-11-24 / Виталий Третьяков 18 мая 1996 года

За месяц до выборов (поздновато) начали появляться несмелые всходы предвыборных платформ кандидатов в президенты. Правда, давно уже готова и опубликована платформа Зюганова как лидера КПРФ, но теперь он собирается скорректировать ее под общую фирму объединенной оппозиции (левой). Несколько дней назад появился текст платформы (программы) Горбачева - широкой публике пока практически неизвестны. Явлинский в своем втором письме к Ельцину, публикуемом сегодня в "НГ", изложил часть своей программы. Сам Ельцин в ряде публичных выступлений проговорил некоторые идеи и позиции президентской программы. Вот практически и все. Многие эксперты считают сильной (в смысле действенности) зюгановскую программу (на мой взгляд, это не так). Другие программы еще не могли стать предметом широкого обсуждения. У меня есть слабость - писать тексты за тех, кто меня об этом не просит. Особенно если я чувствую, что у них не получается. Так был написан предлагаемый ниже вариант предвыборной программы кандидата в президенты демократического направления. Чем отличается хорошая программа от плохой? Только одним. Хорошая программа полезна и кандидату (его электорат растет), и стране: реализация программы после победы приносит реальное благо стране и выполнима.



Следующий президент России должен решить всего лишь пять главных задач, стоящих перед страной. Все остальные, исчисляемые десятками и сотнями, суть лишь конкретика, предмет оптимальных политических, социальных или производственных технологий, разрабатываемых и реализуемых профессионалами: правительством, парламентариями, руководителями и владельцами банков, фирм, предприятий, лидерами и функционерами политических партий, руководителями региональных и муниципальных органов власти.

1. СТРАТЕГИЯ

Итак, на ближайшие четыре года таких целей или задач всего пять. Но это очень сложные и большие задачи. Зато успешное их решение приведет к фундаментальным положительным изменениям в жизни общества.

Первая задача. В ближайшие четыре года нужно вести дела в стране так, чтобы сделать больше людей счастливыми и обеспеченными, чем несчастными и неимущими.

Вторая. Остановить - и на сей раз навсегда - всяческие эксперименты над Россией, ее территорией, ее народами, образом жизни ее граждан.

Третья. Не прерывая реформ, ибо жизнь всех стран, а нашей особенно, нуждается в постоянном совершенствовании, обеспечить проведение реформ по-новому, то есть так, чтобы их результаты удовлетворяли не только реформаторов; чтобы плоды реформ доставались всем, а не только богатым; чтобы позитивные итоги реформ были очевидны и ощутимы без доказательств и заклинаний официальной пропаганды.

Четвертая. Восстановить, возродить, реставрировать все лучшее, что было, а оно там было, в советском обществе, в Советском Союзе, откуда родом новая Россия.

Пятая задача. Заставить работать государство и всех его многочисленных чиновников на общество, на людей.

Нетрудно заметить, что до сих пор все было наоборот. В оправдание прежним руководителям России можно сказать только одно: и до них эти задачи либо не ставились вообще, либо если и ставились (как правило, частично), то не решались. За последние же пять лет Россия, несмотря на все пережитые ею трудности и несмотря на все ошибки, сделанные теми, кто принимал в ней главные решения, сумела создать и сохранить:

- основные институты и свободы демократической системы;

- возможность развития этой системы в сторону укрепления гражданского общества и обслуживающего его государства;

- плюралистическую систему идей, мнений и оценок, позволяющих извлечь уроки из ошибок и выбрать наконец оптимальный путь развития.

Как уже было сказано, все конкретные проблемы, стоящие перед страной, укладываются в пять общенациональных задач. Эти пять пунктов - альфа и омега президентской стратегии внешней и внутренней политики России. И, между прочим, не только на ближайшие четыре года, но и на первые десятилетия следующего века. Этими ориентирами смогут воспользоваться и будущие руководители страны. Успешная реализация этих целей не только позволит резко поднять качество жизни русских, россиян, но и даст позитивный импульс будущему, за порогом ХХ века, развитию страны, то есть обеспечит преемственность жизни и деятельности сегодняшних родителей - нынешних избирателей и их детей - избирателей будущих.

Кроме того, и это очень важно, эти пять общенациональных целей президентской программы гарантируют сохранение России неделимой, самостоятельной, независимой, свободной, самобытной, культурной, уважаемой миром великой страной русского и иных живущих в ней народов.

Суммируя, можно вывести следующий основной лозунг предвыборной платформы кандидата в президенты, являющегося разумным реформатором и истинным демократом:

БЕЗ СТАРЫХ ОШИБОК И НОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ - К РОССИИ ЛЮДЕЙ И ЛЮДЯМ РОССИИ

Прежние руководители СССР и России, прежние реформаторы и политики все-таки пытались нащупать этот лозунг, эти цели, пути их воплощения в жизнь. Но не получилось. Была и есть великая и богатая страна. Был и есть самоотверженный и талантливый народ. Были и есть великие, повлиявшие на жизнь всего мира идеи и достижения. Но нет и не было настоящего счастья, благополучия, процветания всех граждан России. Почему? Потому, что мы хотели осчастливить сразу всех, но прежде всего других, ставя интересы свои, своей семьи, своего сословия, своей страны на второе место после интересов государства, всеобщего мира, стран, которым мы помогали. Так мы сначала боролись за коммунизм, потом так же мы боролись против коммунизма. За коммунизм - ради счастья всего человечества. Против коммунизма - ради общечеловеческих ценностей, идеалов демократии, рыночных свобод. И в той, и в другой борьбе, принесшей немалые плоды другим, мы постоянно забывали о себе, о своих семьях, о своих гражданах, о своей стране. Отныне с этим должно быть покончено.

Не перед миром, не перед Западом, не перед Востоком, не перед международными организациями или наднациональными институтами должен держать отчет президент России. Он обязан работать на людей России, на процветание всех ее сословий, на саму Россию. И только перед ними он должен отчитываться в сделанном. Президент России - это тот, кто исполняет волю русских, российских избирателей, каковой бы она ни была. Этому императиву должна подчиняться конкретная политика главы государства.

Как же необходимо действовать, чтобы наилучшим образом выполнить задачи, поставленные перед следующим президентом России не им самим, а ее народом и ее интересам?

2. ПОЛИТИКА

Так, как объективно строится жизнь всякого человека, который живет интересами: - самого себя, своей личности;

- своей семьи, своих детей и родителей;

- своего сословия, людей круга своего общения;

- места своего проживания, своего региона, своей республики;

- своей страны, России в целом.

От интересов отдельного человека к интересам России, а не наоборот - такова суть политики, которая должна осуществляться в рамках провозглашенных пяти общенациональных целей.

3. ЧЕЛОВЕК

Первое. Права и свободы человека неприкосновенны и будут соблюдаться.

Второе. Каждый вправе сам выбирать свое жизненное и профессиональное поприще. Государство не будет здесь никому и ничего навязывать.

Третье. Государство обязано обеспечивать каждого рабочим местом и обязывает работодателя, кем бы он ни был, гарантировать уровень заработка, минимально необходимый для того, что, по общепризнанным нормам, считается достатком.

Четвертое. Экономическая, налоговая и социальная политика станет такой, чтобы в стране рос так называемый средний класс - основа общественной стабильности и гражданского порядка. Богатые люди не делают страну в целом богатой. Богатой ее делает отсутствие нищих, обездоленных, бедных, низкооплачиваемых.

Пятое. Будут сохранены в ее лучших образцах и как система отечественные культура, наука, образование, медицинское обеспечение, русский язык и иные национальные языки, традиции отечественного образа жизни. Лишь по уровню потребления Россия должна приблизиться к западному стандарту, не меняя своих ценностей, традиций и норм жизни.

Шестое. Государство не вправе вмешиваться в частные дела граждан. Практически нет таких государственных интересов, которые были бы выше интересов благополучия граждан страны. Произволу чиновников будет положен конец. Чиновник охраняет закон, а закон охраняет граждан.

Седьмое. Всякий человек, находящийся на государственной службе - от военной до судебной, от дипломатической до муниципальной, - при условии добросовестного исполнения своих обязанностей должен быть избавлен от соблазна служить кому-либо и чему-либо, кроме интересов граждан, охраняемых государством. Заработок чиновников должен обеспечить господство именно этой нормы.

Восьмое. Здоровье и долголетие граждан должны стать основной ценностью Российского государства.

Девятое. Если что и нужно позаимствовать Российскому государству из западного, особенно американского опыта, так это заботу о своих гражданах за рубежом. Все русские, живущие за пределами России и желающие вернуться в нее, смогут это сделать с помощью и за счет государства в ближайшие четыре года.

Десятое. Преступность - вот то, что повседневно мешает нормально жить человеку. Борьба с преступностью должна стать такой, чтобы за четыре года вывести эту проблему из списка тех, что наиболее всего беспокоят граждан страны.

4. СЕМЬЯ

Первое. Частная собственность возрождена в России не для того, чтобы доказать ее большую эффективность перед коллективной или государственной, а прежде всего для того, чтобы человек и его семья имели свое семейное гнездо, свой дом или квартиру, все то, что входит в понятие семейного благополучия. Без частной собственности семьи и ее отдельных членов, защищаемой и охраняемой законом, самой семьи нет и быть не может.

Второе. В такой стране, как Россия, всякая семья, желающая иметь землю, может и будет ее иметь.

Третье. Российская семья вновь должна стать многодетной.

Четвертое. Обеспеченная семья - государственное достояние. Право наследования семейного имущества - основа общественного благополучия и гражданского спокойствия.

Пятое. Учитывая обширность территории России, цены на железнодорожные и авиабилеты, стоимость почтовых и иных услуг связи должны быть такими, чтобы не служить препятствием для общения родственников, живущих в разных концах страны.

5. СОСЛОВИЯ

Первое. Общество не может и не должно быть однородным. Каждое профессиональное, социальное, культурное или иное сословие, большое или малое, способствующее процветанию страны, ее граждан, может рассчитывать на защиту своих законных интересов не только своими усилиями, но и со стороны государства.

Второе. Не может и не должно быть лояльных обществу сословий, третируемых другими сословиями или государством.

Третье. Не должен быть допущен переход от классовой борьбы к войне сословий. Сословный плюрализм и сословная терпимость реальны лишь на основе возрождения среднего класса.

Четвертое. Корпорации и партии, выражающие интересы сословий, должны быть представлены и в парламенте, и в исполнительских структурах.

Пятое. Конфессиональные и религиозные сословия, традиционные для России, не служат государству, но оберегаются им - в том числе и от экспансии аналогичных сословий зарубежного происхождения.

6. РЕГИОНЫ И СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Первое. Россия многообразна и полиэтнична. Никто не вправе унифицировать жизнь людей, основанную на многовековых традициях, региональных и национальных особенностях.

Второе. Самоуправление - от местного до регионального, вписывающееся в общую концепцию демократической России, должно быть свободным и без всяких изъятий, помимо конституционных.

Третье. Нет страны без столицы, но столица всегда меньше страны. Москва не правит, провинция не подчиняется.

Четвертое. Нет бедных и богатых регионов - есть части единой России, опекаемые столицей в большей или в меньшей степени. Больше помощи тем, кто слабее. Меньше опеки тем, кто сильнее.

Пятое. Внешняя открытость бессмысленна без внутренней. Гражданин России живет, где хочет, а региональный патриотизм должен быть основан на процветании для всех, а не на изоляции от всех.

7. РОССИЯ

Первое. Территория России неприкосновенна и неделима.

Второе. Воссоединение России в рамках нового союза или конфедерации с теми, кто вслед за Белоруссией пожелает этого, позволит восстановить историческую справедливость по отношению ко всем, кто добровольно и по большей мере счастливо жил в пределах бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза.

Третье. Тот, кто, не войдя добровольно в новый союз или конфедерацию с Россией, не будет сохранять с ней искренние хорошие отношения и не избегнет соблазна вступать в иные союзы или блоки, реально или потенциально враждебные России, не может рассчитывать на то, что Россия:

- забудет о своем историческом праве на определенные земли и территории;

- откажется от защиты прав и свобод своих соотечественников, исторически проживающих на территории стран, входивших когда-то в СССР;

- будет ограничивать финансовые и иные законные интересы российских предприятий, финансовых и промышленных групп на внешнем рынке.

Четвертое. Народ России не останется разъединенным. Президент и государство обязаны решить эту проблему цивилизованным, мирным путем, но последовательно и непреклонно.

Пятое. Роль России в мире не может оставаться таковой, каковой она является сейчас. Никто не помешает демократической России играть в мире ту же по значению, хотя и иную по содержанию роль, которую она объективно наследует от России XIX века и Советского Союза.

Шестое. Новая Россия принимает все вызовы, бросаемые наступающим XXI веком, - военные, геополитические, цивилизаторские, технологические, информационные. Все реформы, далее проводимые в России под руководством демократического президента, будут направлены на это. Страна Андрея Рублева, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Екатерины Великой, Александра Пушкина, Александра II, Петра Чайковского, Льва Толстого, Владимира Ленина, Михаила Шолохова, Георгия Жукова, Бориса Пастернака, Никиты Хрущева, Юрия Гагарина, Михаила Горбачева вновь займет подобающее ей место в мировой жизни и политике. Но только и прежде всего в интересах ее собственных граждан.

8. ТАКТИКА

Можно провозгласить двадцать пять конкретных пунктов (лозунгов) предвыборной платформы, реализация которых начнется сразу же, на следующий день после вступления победившего кандидата в должность президента Российской Федерации:

1. Низкие налоги - высокие доходы.

2. Мир в Чечне и мир чеченцам.

3. Новый Союз с новой Россией.

4. В XXI век - великой державой.

5. Жизнь без страха, преступность - вне закона.

6. Русские за рубежом - под защитой России.

7. Право на собственность - право на жизнь.

8. Чиновников меньше - порядка больше.

9. От авторитаризма к демократии - и ни шагу назад.

10. Не новые реформы, а реформы по-новому.

11. Вместо экономической гражданской войны - социальный мир на базе процветания.

12. Антикоммунизм не станет идеологией России.

13. Внешний долг: предел роста, а не беспредельный рост.

14. Новая Конституция - для России XXI века.

15. Армия: без дедовщины, но с реформой и славой отцов.

16. Черное море: русский флот под российским флагом.

17. Таджикская граница: либо без крови, либо без России.

18. ВПК - новые деньги на новые технологии.

19. Дальний Восток: власть России, деньги из России.

20. Язык - русский, валюта - российская.

21. Правиытельство - профессиональное, политика - национальная.

22. Президент - над правительством, закон - над президентом.

23. Парламент суров, но это парламент.

24. Наследие Союза - не обуза, а багаж реформ.

@@@
К России людей и людям России без старых ошибок и новых экспериментов
Как заманить инвесторов на Волгу
Кому и какие правые нужны сегодня
Константин Ремчуков: В России появился "новый гегемон"
Константин Ремчуков: Еще раз о спасении среднего класса
Краевой портрет на фоне соседа
Кремль ответит оппозиции

Латиноамериканцы жаждут перемен

@@

Вашингтон все более отстраненно относится к своим южным соседям

2003-01-13 / Карэн Хачатуров



В первый день Нового года состоялась инаугурация "народного президента" Бразилии Луиса Инасиу да Силва, известного миру под именем Лула. Характерно, что "лидером XXI века" назвал Лулу не его друг Фидель Кастро, а директор-распорядитель МВФ Хорст Келлер.

Лула - уникум для Латинской Америки. В крупнейшем государстве региона президентом стал убежденный социалист, самоучка-работяга, профсоюзный запевала. Он сразу спешит раздвинуть государственные границы на континенте, предлагая создать по примеру Европарламента Американский парламент.

Однако отнюдь не европейские модели манят социальных реформаторов. Их кумир - Освободитель Симон Боливар с его мечтой о единой Америке к югу от Рио-Гранде. В Боливарскую республику переименовал Венесуэлу ее президент, бывший подполковник спецназа Уго Чавес. В минувшем году эта страна была самой политически нестабильной в Латинской Америке. В центре бурь оказался сам президент. В апреле его сместила "военно-гражданская хунта", но через пару дней путч был подавлен. Выяснилось, что нити заговора тянутся к Вашингтону, который в дальнейшем стал действовать осторожнее: США сейчас как никогда нуждаются в бесперебойных поставках венесуэльской нефти. Но противостояние воинствующей оппозиции и сторонников Уго Чавеса приобретает все более ожесточенный характер, парализует страну и сказывается на процессе нефтедобычи.

В конце прошлого года получил известность еще один почитатель Боливара. Эквадорцы избрали своим президентом левоцентристского кандидата Лусио Гутьерреса. Он - почти клонированная копия Уго Чавеса: ниспровергатель традиционных политических партий, популист, отставной полковник, в прошлом также замешан в путче.

Примета нынешнего времени - низы не желают мириться с действительностью, верхи не могут по старинке править. Отсюда идет и востребованность лидеров новой формации. Терпят поражение те, кто предлагает хворому обществу с рудиментами докапиталистических отношений оздоровление по рецептам экономического неолиберализма.

Борьбу левых с правыми, межпартийные склоки все чаще сменяет конкуренция прагматически мыслящих харизматических лидеров, способных предложить и хотя бы частично реализовать проект, который облегчил бы положение населения в условиях давнего системного кризиса и новых реалий - однополярного мира и глобализации.

Общую тягу к переменам подстегивает бедность большинства населения. Экономика латиноамериканских стран, за исключением Мексики и Чили, находится в застое. Общие темпы экономического роста к началу 2003 г. сократились на 0,4% по сравнению с показателями годичной давности, когда был зафиксирован нулевой рост. По самым бедным странам региона больно ударило падение цен на кофе, а внешний долг достиг 1,6 тыс. долл. на душу населения.

Прошлый год начался с беспрецедентного кризиса в Аргентине. Треснула континентальная витрина МВФ. Обанкротилась страна, на десятилетия жестко привязавшая курс национальной валюты к доллару. Весной здесь предстоят досрочные выборы, причем больше других рассчитывают на победу правившие много лет перонисты, но, судя по опросам, две трети аргентинцев намерены проголосовать "против всех". В "стране жирных коров" более четверти трудоспособного населения не имеет работы, ряды "новых бедных" пополняет самый многочисленный в Латинской Америке средний класс. "Эффект танго" угрожает соседним государствам.

Призывы Аргентины о помощи не были услышаны, причем от недавней любимицы отвернулись МВФ и Белый дом. Еще один кредитор, Всемирный банк, на днях настойчиво напомнил о долге в 805 млн. долл. Однако платить Буэнос-Айресу, естественно, нечем, поэтому зашла речь о "техническом дефолте".

@@@
Латиноамериканцы жаждут перемен
Либерально-консервативное видение будущего России
Лондонский советский оркестр
Между богатыми и бедными
Механизм воспроизводства
Мина под средний класс
Мобильный двигатель

Моя домработница меня бережет

@@

Запущенную кооперативную квартиру приведет в порядок женщина, сдавшая кандидатский минимум

2004-10-19 / Николай Климонтович Помнится, в ранние послесоветские времена публицисты живо обсуждали, существует ли в нашей стране средний класс. Причем ни один из них не знал, что это такое на самом деле. Постепенно вырисовывалось, что он помещается где-то между высшим классом и низшим. Но признаваться в наличии у нас высшего и низшего классов было тогда не принято, и средний класс, на который были все надежды, повисал как бы в пустоте. И вдруг кто-то с радостью извлек из какой-то переводной книжки, что единственный признак среднего класса – эксплуатация чужого наемного труда.







А вот для такой работы как раз и требуется степень кандидата наук.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Но вот незадача – согласно этому признаку не только высший класс оказывался средним, но даже бабушка, которая за поллитровку подрядила соседа-алкоголика выкопать на огороде картошку, тоже принадлежала к среднему классу. То есть выяснилось, что все население нашей родины – среднее. Ну, может быть, за исключением какого-нибудь бомжа.

К тому же картину размывало наличие личных шоферов, садовников, парикмахеров. Но тут откуда-то поступило спасительное соображение: семья принадлежит к среднему классу, если у нее есть домработница. А поскольку был невероятно популярен предрассудок, что принадлежать к среднему классу очень даже престижно, то буквально во всех семьях, занимавших две-три комнатки кооператива где-нибудь в Чертанове, как по мановению волшебной палочки появились домработницы. То есть семья, в которой была еще жива и относительно трудоспособна хозяйка, могла и сама справиться с поддержанием относительной чистоты в своей квартире. Но иметь домработницу стало, безусловно, фактором престижа.

И тут для тех, кто возжелал обзавестись домработницей, наступили воистину сладостные времена. Дело в том, что повсеместно оказались ненужными бессчетные НИИ, лаборатории и вузы. А наша страна парадоксальным образом является и страной феминисток, и страной антифеминистов, причем последних среди начальников оказалось значительно больше, чем первых. Поэтому повсеместно под сокращение штатов попадали преимущественно женщины. В отличие от мужского безработного контингента, который предпочитал играть во дворах в домино, а в запущенных гаражах пить горькую, женщины, на плечи которых ложилась ответственность за семьи, искали возможности заработать деньги. Отнюдь не всем кандидаткам биологических наук, редакторшам с филологическим образованием и отставным преподавательницам физкультуры с первым женским разрядом по гимнастике удавалось устроиться по специальности. Однако в отличие от заслуженных артисток, которым больше не давали ролей и которые поэтому тихо, но гордо плакали в уголке, эти женщины проявили чудеса предприимчивости. То были годы еще не вполне забытого социалистического дефицита, и на тускло освещенных московских улицах было не редкость увидеть даму в роскошной по советским временам турецкой дубленке, допоздна торговавшую на морозе плавлеными сырками «Дружба». Но тут грянула гайдаровская реформа и сырки «Дружба» оказались в открытой продаже.

@@@
Моя домработница меня бережет
На Немцова готовится покушение
Новая тактика таможни
Новое телевидение Киселева
Новый международный контекст
Нужны ли уроки Давоса?
О возврате денег за эфир

Образовательные кредиты – блеф или реальность?

@@

Семьи с небольшими доходами пугаются ответственности за возврат больших сумм

2005-01-21 / Наталья Савицкая Бесплатное высшее образование может в самое ближайшее время кануть в Лету, и большинство россиян думают над тем, где найти деньги на обучение своего ребенка. В лексиконе обычной семьи появились слова «кредит» и «субсидии»... Воспользуется ли население этими услугами? Готова ли наша банковская система к работе с образовательными кредитами? Об этом мы говорим с ректором Высшей школы экономики (ГУ) Ярославом Кузьминовым.



– Ярослав Иванович, Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией российских банков разработала модель образовательного кредита. Любопытно, кому же могут достаться льготные кредиты на обучение?

 

– Система кредита будет для тех, кто готов кредит взять… Опыт всех стран, где работает система кредитования, свидетельствует, что кредитом – на любых условиях – пользуется только средний класс. Напомню, что у нас к нему может быть отнесено менее трети населения. Почему обычно средний класс? Есть такое понятие – психологическая стоимость денег. Люди с небольшими доходами пугаются будущей ответственности за возврат значительных сумм, им трудно приложить это к своим возможностям. Вообще разговор о том, что бюджетное финансирование образования можно заместить кредитом, представляется мне деконструктивным для России. Впрочем, эксперимент уже проведен. Летом этого года выпускник МГУ Олег Дерипаска выступил с благородной инициативой – создал программу «Кредо», по которой могли получить льготные кредиты на 10 лет те абитуриенты МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургского университета и Московского государственного технического университета имени Баумана, кто недобрал баллов на вступительных экзаменах. Кредит выдавался без имущественных гарантий. В результате – кредитный фонд оказался использованным только на 30%, причем значительная часть взявших кредит – те, кто изначально собирался идти на платное отделение. Их семьи просто реструктурировали свои расходы – типа покупки БМВ в кредит. Очень богатый человек Дерипаска помог другим состоятельным людям. Вряд ли он планировал именно это.

@@@
Образовательные кредиты – блеф или реальность?
Олигархи сделали вид, что капитулировали
Опасное танго
Оптимистическая стратегия
Патриарх озабочен социальным неравенством
Подержанная иномарка как символ преуспевания
Подростковая болезнь общества

Полевение выручило Латинскую Америку

@@

Бывшие партизаны, войдя во власть, избежали крайностей дикого капитализма

2009-04-09 / Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.



Межамериканский банк развития в докладе по случаю 50-летия создания сообщает, что мировой финансовый кризис в меньшей мере отразился на Латинской Америке, чем на США и Европе. Его воздействие по-настоящему начнет ощущаться лишь в будущем году. Это связывают с закреплением методов регулирования экономики в целом ряде стран континента.

Как отмечается в докладе, в последние пять-шесть лет Латинская Америка совершила беспрецедентный в своей истории прорыв в экономическом развитии, темпы роста ее ВВП превышали 5%. За это время количество бедных на континенте уменьшилось на 40 млн., увеличился средний класс. При этом большинство лидеров этих стран стремились регулировать экономику, уделяли большое внимание социальным мерам. Иными словами, делали то, что сейчас, когда разразился кризис, даже сторонники «невидимой руки» рынка стали признавать необходимым.

@@@
Полевение выручило Латинскую Америку
Политология нищеты и несвободы
Построение нормативной модели
Поэма в шелке из Майсура
Правые и право - от одного корня
Приморье: позиции и оппозиция
Прогулки по Багдаду

Работающая бедность

@@

На фоне экономического роста происходит закрепление социального неравенства

2008-07-18



Если говорить без политкорректности, то ситуация с бедностью в России носит экстраординарный характер. По крайней мере аналитический доклад «Малообеспеченные в России: кто они? Как живут? К чему стремятся?», подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с московским представительством Фонда имени Фридриха Эберта, дает мало поводов для оптимизма. Выводы из этого доклада выходят за пределы чисто социологической тематики.

На весенний период этого года к малообеспеченным относились 43% населения России. В том числе группа, которая балансирует на грани бедности, нуждающиеся (16%). «В ближайшие 10 лет средний класс не станет доминирующим в нашей стране, – вынужден констатировать директор Института социологии РАН Михаил Горшков. – У этого социального слоя отсутствует запас жизненной, социальной, материальной прочности». (Социологи отнесли к бедным ту часть населения, чей медианный показатель среднедушевого дохода составляет 3 тыс. руб. в месяц на душу в семье; для малообеспеченных – 5 тыс. 300 руб.; благополучные – 13 тыс. руб.)

@@@
Работающая бедность
Россия: последний прыжок в будущее
Средний класс
Средний класс и богема
Средний класс сформировали бюрократы
Средний класс: не искать, а поддерживать
Стагнация среднего класса

Стартовала первая автомобильная премия рунета

@@ 2008-02-05



Автомобильный ресурс Авто@Mail.Ru объявил об учреждении премии «Лучшее авто года по версии рунета». При помощи голосования пользователей, которое проходит с 1 по 29 февраля 2008 года по адресу http://bestauto.mail.ru, будут выбраны лучшие модели автомобилей за 2007 год.

В премии будут определены лучшие модели автомобилей, находившиеся в продаже у официальных дилеров в России в 2007 году. Основной критерий оценки автомобиля – соотношение цена–качество. Победитель в каждой категории будет определен путем голосования пользователей интернета.

Голосование осуществляется по 16 номинациям: супермини, городской автомобиль, гольф-класс, средний класс, бизнес-авто, представительское авто, компактный внедорожник, полноразмерный внедорожник, купе, суперкар, кабриолет/родстер, минивэн, спортивная версия серийного авто и автомобиль-мечта. Кроме того, имеются номинации от информационных партнеров мероприятия – «самый мужской автомобиль» поддерживает Men's Health, а специальная номинация от радио «Монте Карло» называется «Самое роскошное авто».

@@@
Стартовала первая автомобильная премия рунета
Там русский дух, там нефтью пахнет
Творческий порядок
Три мифа о кризисе
Удобства на каждый день
Уроки декабря, февраля, марта
Усталость от свободы?

Центральный - округ контрастов

@@

Георгий Полтавченко должен увязывать интересы богатой столицы и депрессивной провинции

2001-04-25 / Сергей Сергиевский Седьмой из серии очерков о полпредах президента, подготовленной "НГ", посвящен Георгию Полтавченко, представителю в Центральном федеральным округе России. Он завершает серию, но, разумеется, далеко не закрывает тему. Институт полномочных представителей президента почти за год его существования стал привычным, но вряд ли стал по-настоящему понятным. Как долго просуществует "президентская семерка", не возьмется сказать никто. Потенциал этого звена государственной власти еще не проявился в полной мере, окончательная цель его работы ясна, быть может, только его изобретателям, да и то не наверняка. Даже ключевое понятие самого названия этого звена власти - полномочия президентских представителей - вызывают споры и вполне могут быть пересмотрены.







Георгию Сергеевичу Полтавченко достался интересный округ. Пользуясь старым идеологическим клише, можно сказать: округ контрастов. Всего 3,4% территории Российской Федерации - но на этой территории живет четверть всего населения страны, экономика округа дает России 44% бюджетных поступлений, 26% - валовой продукции. Здесь соседствуют богатая и более чем самостоятельная Москва, вполне успешная Липецкая область и впавшие в глубокую депрессию Брянская и Тамбовская. Крайне непроста и политическая карта Центрального федерального округа. "Галерея" губернаторов подобралась на редкость - конечно, любой руководитель субъекта Федерации непрост, но какой еще округ может похвастаться такими влиятельными и независимыми фигурами, как Егор Строев или Юрий Лужков? Когда Полтавченко еще только принимал "хозяйство", в губернаторском корпусе округа действовали сразу два героя-революционера (или контрреволюционера - кому как нравится): член ГКЧП Василий Стародубцев и его победитель Александр Руцкой, он же неудавшийся мятежник 1993-го. Теперь "победитель" сошел, по крайней мере на время, с политической сцены, зато "побежденный" процветает. И случайно ли курские и тульские выборы оказались едва ли не самыми скандальными за последние несколько месяцев?

Недалеко от Москвы - далеко не Москва

Огромный разрыв между уровнем жизни столицы и других регионов, входящих в округ, создают немалые сложности в работе полпреда. Приехав по ходу знакомства с округом в Брянскую область, Георгий Полтавченко обнаружил, что минимальный прожиточный уровень там составляет около 700 руб. Большинству москвичей трудно это даже представить, но более 40% жителей Брянской области умудряются обходиться и меньшими суммами - а куда деваться?

В российской провинции давно, с советских времен, укрепилось отношение к Москве как к насосу, выкачивающему из страны ресурсы, то есть, попросту говоря, как к городу, живущему за счет страны. Ресурсы в разное время выкачивались в разных формах: зерном, колбасой... Сегодня время "колбасных электричек", то есть принципов натурального хозяйства в отношениях между столицей и провинцией, прошло, теперь Москва по-рыночному просто и эффективно вместо "натуры" сгребает под себя деньги. От этого доброжелательности к ней в остальной России не прибавилось. Но вот год назад образование федеральных округов узаконило перечень "ближайших родственников" преуспевающей столицы. Их оказалось не 89, как раньше, а всего-то 17. Уже круг - теснее связи, ближайшие могут уже не только просить, но и требовать чего-то от богатого родственника (более дальнее родство остальных, видимо, не дает им оснований для серьезных претензий). А во главе узкого семейного круга оказался совсем даже не москвич, человек со стороны. Москва забеспокоилась.

Георгий Полтавченко постарался успокоить москвичей, он заявил, что "нет и не было никаких планов уравновесить регионы округа за счет Москвы, мы не планируем опустить Москву до уровня экономически слабых областей, а наоборот, планируем поднять уровень жизни населения, например, экономически слабой Брянской области до уровня Москвы".

В региональных связях замечен не был

Занявшись укреплением вертикали власти, президент Путин ввел в эту вертикаль принципиально новое звено - "средний класс". Полпреды в федеральных округах сразу же оказались удалены от регионального уровня, а значит, и свободны от региональных связей, которые обладают способностью связывать по рукам и по ногам. Георгий Полтавченко - один из самых ярких примеров в этом смысле. До своего назначения он не только не был связан с региональными элитами на территории Центрального федерального округа - он в нем вообще практически не бывал, за исключением, естественно, Москвы (а в округе 18 субъектов РФ!). Но, как говаривал Козьма Прутков, "чиновник не должен бояться незнания, ибо каждое новое дело он прочтет", и Полтавченко за несколько месяцев основательно изучил свой округ. Вопрос в другом. Можно ли всерьез говорить о том, что в пределах самого округа, столь богатого человеческими ресурсами, не нашлось сильного управленца? Неужели нет их среди нынешних столичных политиков - выходцев из регионов округа? Вопросы, естественно, риторические, и ответ очевиден: от нового звена власти президенту нужны: во-первых, надежность и преданность, а уж только во-вторых, какие-то достижения и изменения в экономике, социальной сфере и т.д.

Никогда не добиться?..

Первоочередной задачей во всех округах стало приведение местного законодательства в соответствие с федеральным. Нетрудно догадаться, чего в связи с этим ждали "широкие народные массы" от Полтавченко: отмены московских правил регистрации приезжих. Полтавченко весьма решительно и определенно заявил, что скоро Юрию Лужкову придется отменить распоряжение об обязательной регистрации всех, приезжающих в Москву более чем на трое суток, подчеркнув, что столице не будет в этом плане предоставлено "никаких преференций". Он даже посоветовал москвичам не бояться большого наплыва приезжих и переселенцев, потому что "люди в областях округа любят свою малую родину, и серьезной миграции внутри Центрального округа ожидать не приходится". Но вскоре выяснилось, что полпред настроен далеко не так бескомпромиссно, как могло показаться. Во-первых, было объявлено, что работу по "приведению в соответствие" Полтавченко начнет с других регионов, а до Москвы очередь дойдет на заключительном этапе. Затем последовали уточнения позиции: не следует, дескать, забывать и о правах жителей столицы, каковые могут быть нарушены, если поток переселенцев все-таки хлынет, - ведь далеко не только рязанцы и владимирцы рады бы попытать счастья на плодородных московских угодьях.

Со временем стало ясно, что полпред и московский мэр сориться не намерены. Это вовсе не означает, что Полтавченко может отказаться от мысли привести московское законодательство в соответствие федеральному - (да это и не он решает, а его высокое руководство). И, между прочим, оно приводится в соответствие. Свидетельством тому недавние судебные решения по структуре власти и распределению полномочий в столичном правительстве. Но полпред действует постепенно, осторожно и дипломатично. Зачем требовать от Лужкова уступок там и тогда, где и когда он их делать не собирается? Власть полпреда высока. Власть руководителей субъектов Федерации реальна.

Осенне-зимняя кампания: победы и поражения

Осенью прошлого года у полпреда Полтавченко началась страдная пора: выборы губернаторов. Она, конечно, как всякая страда (то есть почти стихийное бедствие), не обошла ни одного из полномочной семерки, но Георгию Сергеевичу особенно досталось, ни в одном округе не было столько выборных кампаний сразу: уже в октябре-декабре выборы прошли почти в половине регионов его округа, продолжаются они и сейчас. И проходят по-разному.

В Калуге, где бывший губернатор Валерий Сударенков заранее сообщил, что свою кандидатуру выставлять не станет, и назвал калужанам желательного преемника, людям стало до такой степени неинтересно, что выборы едва не сорвались из-за плохой явки. В благополучной Владимирской области действующий губернатор Николай Виноградов без особых проблем продлил полномочия, получив более 65% голосов. В других краях разворачивались сюжеты подраматичнее.

Всем памятен скандал в Курске со снятием с дистанции в самый последний момент действовавшего тогда губернатора Александра Руцкого. Благостные разъяснения разных высокопоставленных лиц (кстати, Полтавченко в этом вроде бы замечен не был), что мы, дескать, имеем дело с торжеством закона, а то и (страшно сказать!) становлением правового государства, мало кого убедили. Все поняли, что Кремль сделал этот ошеломляющий ход, чтобы сменить хозяина области. Ответный ход (не со стороны Руцкого) оказался не менее ошеломляющим для самого Кремля: на выборах победил коммунист Александр Михайлов. Это бы еще полбеды, но в победной эйфории новый губернатор слишком разоткровенничался и заявил, что уж теперь-то он поборется с евреями, причем бороться собрался плечо к плечу с президентом. Дипломатическая миссия - вразумить зарвавшегося борца - досталась полпреду. Что такое убедительное сказал Полтавченко Михайлову, неизвестно, но губернатор слегка образумился (или хотя бы сделал вид).

Но в целом бойцы "красного пояса" могут быть удовлетворены результатами осенне-зимней кампании. В Рязани Вячеслав Любимов при поддержке КПРФ, и НПСР избран на следующий срок, хотя и со второго тура. В Иваново, на родине первого Совета, первый секретарь обкома КПРФ депутат Госдумы Владимир Тихонов выиграл выборы в борьбе с сильным соперником - председателем областного правительства Анатолием Головковым, которого поддерживало "Единство". В Туле победил самый "красный" из всех председателей колхоза Василий Стародубцев. Пожалуй, только в Воронежской области выборы прошли по кремлевскому сценарию: бывший губернатор Иван Шабанов проиграл выборы начальнику областного управления ФСБ Владимиру Кулакову.

После таких выборов Георгию Полтавченко как человеку разумному и хладнокровному (опыт работы в КГБ и налоговой полиции к тому обязывает) оставалось только сказать самому себе, слегка перефразировав широко известную историческую фразу: "Других губернаторов у меня для вас, товарищ Полтавченко, нет", - и заняться хозяйством.

На острие генеральной линии

В конце 2000 года в Тамбове прошло окружное совещание по проблемам экономики. Там Георгий Полтавченко, по сути дела, заявил о необходимости усиления политического руководства экономикой и централизации управления ею: "Без политического руководства, как показывает опыт последних лет, руководство хозяйством малоэффективно, оно тонет в мозаике местных и частных интересов. В результате - общие задачи не решаются". Правда, далее полпред ссылался не столько на Госплан, сколько на знаменитых экономистов Леонтьева и Канторовича, чьи теории долгосрочного планирования и прогнозирования используются в самых развитых странах мира.

В Тамбове обсуждалось много более частных проблем. Например, необходимость восстановления межрегиональных связей, разрушенных в последнее десятилетие, когда областные начальники, боясь потерять свое призрачное экономическое преимущество над соседями, отгораживались от них шлагбаумами, рогатками, запретами на вывоз продукции из регионов. Справиться с этой бедой полпреду Полтавченко вполне по силам, тем более и региональные бароны поняли, что потеряли больше, чем приобрели. Что же касается централизации политического (читай: государственного) управления экономикой, Георгий Сергеевич, говоря об этом, скорее всего, играет лишь роль ретранслятора. Централизация, по самой сути своей, может исходить только из Центра. И если полпреду Центрального округа поручено было сказать, что централизация необходима, это скорее всего означает, что мобилизационные планы не только подготовлены (такие вещи делаются заранее), но уже и пакеты с надписью "Открыть в день Икс" вынуты из сейфов.

В случае же, если по какой-то политической (вероятность - выше средней), экономической (вероятность - ниже средней) или просто интриганской (высокая вероятность) причине пакеты придется убрать в сейфы до более подходящих времен, всегда есть под рукой крайний, который несвоевременно выступил с заявлением, искажающим генеральную линию. Не потому ли в последнее время Георгий Полтавченко проявляет несколько неожиданную политическую активность?

Полномочия с неба не падают

Еще в ноябре 2000 г. Полтавченко провел серию встреч с мэрами крупнейших городов округа, причем встречи носили закрытый характер, без приглашения прессы. Результатом стало решение о создании совета мэров областных центров. Очевидно, что кроме решения чисто хозяйственных проблем эти шаги полпреда имеют и стратегическую цель политического характера. В Центральном федеральном округе жители городов составляют от 35 до 60% населения, то есть за мэрами стоит весьма значительная сила, в их руках сосредоточены и значительные средства. Союз полпреда с градоначальниками укрепил его позиции в неизбежном (при всей дипломатии) противостоянии с губернаторским корпусом и не только с ним.

В январе нынешнего года стало известно, что Владимир Путин решил передать семерых полпредов из подчинения руководителя территориального управления Сергея Самойлова под руководство главы президентской администрации Александра Волошина. Это означало, что полномочные представители станут значительно менее полномочными. А Георгий Полтавченко всегда был сторонником расширения полномочий полпредов. В скором времени Центральный федеральный округ нашел, что называется, "асимметричный ответ".

В начале марта было объявлено, что депутаты Государственной Думы, избранные в субъектах Федерации, входящих в состав округа, намерены создать межфракционное объединение, причем депутаты и полпред "проявили взаимную заинтересованность в создании подобного объединения". Интерес в этой политической комбинации у каждой стороны свой: каждый из парламентариев-регионалов имеет весьма ограниченные возможности по лоббированию интересов своих территорий. Объединение умножит их пробивную способность. А Георгий Полтавченко с помощью депутатов расширит свои реальные полномочия и укрепит позиции со всех сторон - как перед Кремлем, так и перед губернаторами.

@@@
Центральный - округ контрастов
Черно-белые соблазны