"Cделать принципиально другой бюджет практически невозможно"

@@

Глава комитета Госдумы Александр Жуков считает, что следующему парламенту придется отменять или приостанавливать действие целого ряда социальных законов

1999-10-02 / Владислав Кузьмичев



Александр Жуков.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

-АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, Государственная Дума уже не первый год отклоняет проект федерального бюджета и направляет его в согласительную комиссию. Однако в нынешнем году ситуация осложняется тем, что уже в декабре предстоят парламентские выборы. Как вы считаете, чем в этот раз больше руководствовалась Дума, отвергая правительственный вариант законопроекта, - политикой или реальными претензиями к конкретным экономическим показателям бюджета-2000?

- Конечно, второй фактор оказал большее влияние. В представленном правительством проекте бюджета на 2000 г. целый ряд принципиальных положений вызывает резкое неприятие и у депутатов, и у губернаторов.

Первое - перераспределение доходов в пользу федерального Центра. Увеличивая доходы федеральной казны, правительство уменьшило поступления в региональные и местные бюджеты. В разработанном кабинетом министров варианте бюджета-2000 58% налоговых доходов направляется в федеральную казну и лишь 42% - в регионы. И это при том, что в Бюджетном кодексе четко прописано, что налоговые доходы должны делиться поровну. Что же касается распределения всех доходов - не только налоговых, то соотношение здесь выглядит следующим образом: 53% получает федеральный бюджет, а 47% - региональные.

Разумеется, такое изменение схемы распределения доходов государственной казны вызывает резкое недовольство со стороны губернаторов.

Второе - ликвидация Дорожного фонда. Здесь недовольны все, поскольку решение не только ликвидирует сам статус Федерального дорожного фонда, но и серьезно уменьшает ресурс региональных дорожных фондов. Сейчас уже практически удалось убедить правительство в том, что предложенная им схема ни в коем случае не пройдет через Государственную Думу, и оно будет вносить какие-то другие предложение.

Третья причина, которая побудила депутатов отклонить проект основного финансового закона страны на будущий год, - неприятие нижней палатой парламента налоговых законов, которые внесло правительство вместе с бюджетом. Поскольку все налоговые законы отвергнуты, правительству придется полностью поменять основные макроэкономические показатели бюджета.

Существует еще масса более мелких претензий к законопроекту. Так, например, вызывает критику намерение сократить расходы на сельское хозяйство. По всем статьям бюджета расходы растут в абсолютных цифрах, по многим и в сопоставимых ценах, а по сельскому хозяйству почему-то, наоборот, финансирование снижается.

Вызывает претензии и уменьшение в расходах федерального бюджета доли ассигнований на оборону. Правительство не выполнило установленное соотношение, согласно которому расходы на оборону должны составлять 3,5% ВВП. Это выглядит тем более странно, если учесть нынешнюю ситуацию на Кавказе. Всем очевидно, что расходы на оборону должны быть увеличены, а правительство почему-то предлагает сокращение их доли в ВВП.

- Можно ли как-то оценить разрыв между расходами и доходами в правительственном варианте проекта федерального бюджета?

- Дело не в абсолютных цифрах. Если оценивать соотношение расходов на выполнение всех существующих ныне, не отмененных пока еще законов с реальными доходами федеральной казны, то правительству для выполнения государственного бюджета пришлось бы вдвое увеличить доходы. Причем доходы пришлось бы увеличить не только федеральному правительству, но и региональным органам власти. Если говорить об абсолютных цифрах, то правительству пришлось бы изыскать 400 миллиардов рублей, а региональным бюджетам - 160 миллиардов.

Закрыть такие "дыры" не удастся. Правительство выступило с предложением об отмене или приостановке действующих законов, на которые нельзя найти средства. Но здесь как раз вступает политическая составляющая принятия решений Государственной Думой - никто в преддверии выборов не проголосует за отмену льгот ветеранам, инвалидам и т.д.

- Судя по вашим словам, на согласительной комиссии придется просто разработать новый бюджет.

- Он действительно будет новым, поскольку поменяются его основные параметры. Но для меня, например, совершенно очевидно, что в условиях жестких ограничений, связанных и с требованиями МВФ по первичному профициту, и с необходимостью удержать инфляцию, и с большой зависимостью государственной казны от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке, и с необходимостью достижения договоренностей по платежам Лондонскому клубу, сделать принципиально другой бюджет практически невозможно.

- То есть членам согласительной комиссии придется работать в очень узких рамках возможных изменений макроэкономических показателей?

- Изменения могут быть, но они не должны быть очень сильными. Сложность нынешней согласительной процедуры как раз и заключается в том, что предстоит достичь договоренностей в очень узких рамках.

- Какие лично у вас, председателя бюджетного комитета Госдумы, претензии к проекту федерального бюджета на 2000 год?

- Правительство само прекрасно понимает, что заложенный в проекте бюджета уровень инфляции в 18% - это минимально возможная величина. Это своего рода ориентир, к которому надо стремиться. Однако обоснование правительством выбора минимально возможного уровня инфляции за основу не выдерживает критики.

В кабинете министров полагают, что чем меньший уровень инфляции будет заложен в бюджете, тем ниже будут инфляционные настроения. Однако элементарные расчеты показывают, что уровень инфляции будет выше. Что такое 18% инфляции в год? Это значит, что в месяц инфляция будет составлять около 1,5%. Нынешняя динамика цен опровергает эти предположения. Рост цен на бензин, который начался с конца весны нынешнего года, продолжится. Этот рост потянет за собой цены на основные виды потребительских товаров.

- А предстоящая кампания по выборам президента будет оказывать влияние на рост цен?

- Конечно. Любая политическая нестабильность создает инфляционные ожидания.

- Как вы считаете, насколько велика вероятность того, что проект бюджета на 2000 год пройдет все чтения еще при нынешнем составе Государственной Думы?

- Если членам согласительной комиссии удастся договориться об изменении основных макроэкономических показателей бюджета, то вероятность принятия бюджета-2000 нынешним составом Думы очень велика. По крайней мере по датам получается.

Если же не удастся договориться в течение этой и следующей недели, то шансов практически нет.

- Однако, судя по всему, правительство намерено очень жестко отстаивать свои решения, скажем, по перераспределению доходов между федеральным и региональными бюджетами.

- Да, премьер-министр Владимир Путин уже выступил очень жестко по этому поводу. Так что однозначно высказываться в пользу того или иного поворота событий я бы пока не стал.

- Очевидно, что бюджет на 2000 год будет проходным явлением - вряд ли в преддверии президентских выборов стоит надеяться на какие-то кардинальные реформы. Не проще ли пропустить этот вариант проекта бюджета, нормально встретить следующего президента и начать работу?

- Это возможный вариант. Как я уже говорил, если бюджет и будет принят, то с очень близкими к нынешнему проекту параметрами. Некоторые очевидные перекосы будут устранены, налоговые доходы будут приведены в соответствие с теми законами, которые действуют. Но очевидно, что он будет приниматься как раз по той схеме, о которой вы говорите.

- В проекте бюджета заложен рост ВВП на 1,5%. Насколько обосновано такое предположение правительства?

- Они могут реализоваться лишь при определенных усло-виях.

- Рост цен на нефть?

- В первую очередь. Второе условие - достижение договоренностей с международными финансовыми организациями. Третье - не будет слишком сильного негатива со стороны политической ситуации.

То есть прогноз по росту объема валового внутреннего продукта выполним при огромном количестве условий, и прежде всего внешних. А они, как известно, не всегда от нас зависят.

- Насколько сильно отличается проект "ЯБЛОКА" от правительственного варианта бюджета?

- Это скорее некая предвыборная платформа. Заявляется, что необходимо кардинально снизить налоги, не брать кредиты на Западе, а в качестве компенсации предлагается, в частности, закрыть таможенные "дыры". В этом есть здравый смысл, но предположить, что в Думе могут снизить подоходный налог до 10%... Против этого будут выступать и другие фракции в Думе, и правительство.

- Но ведь в качестве предвыборных обещаний это хорошо.

- Смотря для кого. Коммунисты считают, что богатые должны платить больше и нельзя снижать, вводить единую ставку подоходного налога в размере 10%. По их мнению, бедные должны платить мало, а богатые много. Они предлагают ввести дифференцированную шкалу подоходного налога и максимальную ставку поднять до 45%.

- А как вы считаете, насколько сильно должна быть изменена нынешняя налоговая система в части снижения фискального давления?

- Налоги надо снижать, и в этом смысле я и с "ЯБЛОКОМ", и с бывшим руководителем Министерства по налогам и сборам Георгием Боосом согласен. Другое дело - какие и как.

Что касается подоходного налога, то 10% - это, наверное, слишком уж радикально. Я бы оставил две ставки: нижнюю на уровне 12%, а верхнюю - 20%. Налог на прибыль надо снижать. Может быть, даже не саму ставку, а путем расширения списка затрат, которые включаются в себестоимость и исключаются из прибыли. Мы, кстати, подготовили главу второй части Налогового кодекса. В октябре в Думе пройдут слушания, а потом наши предложения будут выноситься на парламентскую сессию. Там эти предложения во многом реализуются.

Надо снижать и НДС. Причем необходимо отойти от нынешней практики двухуровневой шкалы налога и ввести единую ставку. Желательно отменить и огромное количество льгот по налогу на добавленную стоимость, которые существуют ныне. Акцизы необходимо проиндексировать с учетом инфляции, но в разумных пределах. Иначе избежать роста цен не удастся.

Но делать это надо всем вместе, не задним числом и не в текущем году, а в рамках экономической программы - с 1 января следующего года. Желательно это все принять до середины года. Безусловно, такой кардинальный пакет может принять правительство, которое опирается на большинство в Думе. Иначе никогда не пройдет.

Конечно, следующей Думе придется менять или приостанавливать действие некоторых социальных законов, на финансирование которых просто нет средств.

- Какие?

- Закон о ветеранах. Это прямой обман людей. В законе записаны определенные льготы, но в реальной жизни они не исполняются, деньги не закладываются. Люди судятся с властью, губернаторы возмущаются, поскольку им приходится выслушивать неприятные выговоры от ветеранов. Но губернаторы не будут отменять эти законы. Это придется делать на федеральном уровне.

Все эти вещи нужно делать сразу. И сделать это может только та власть, которая пользуется доверием населения, иначе это может привести к тяжелым социальным последствиям. И делать это надо, конечно, не перед выборами и лишь в том случае, если принимаемые меры однозначно будут приводить к улучшению положения дел.

- Не могли бы вы дать свой прогноз макроэкономического развития на будущий год?

- Я надеюсь - и этот год надежды подкрепляет, - что, несмотря на все политические препятствия (в этом году были и смены правительства, и процедура импичмента, и события в Чечне и Дагестане), экономический рост будет. Экономика практически перестала реагировать на политические катаклизмы. Были, конечно, какие-то короткие всплески, но динамика производства все равно оставалась положительной.

Произошли серьезные структурные изменения. Здесь помогли и девальвация, и рост мировых цен на нефть. Произошло импортозамещение по многим товарам. Предприятия получили серьезный финансовый допинг. И этого запаса пока хватает на то, чтобы удерживать хорошую тенденцию, несмотря на все политические кризисы.

Когда это кончится или какие политические потрясения должны быть для того, чтобы экономический рост прекратился, мне трудно сказать. Но я надеюсь, что положительная динамика сохранится.

- А не получится так, что в преддверии выборов просто все будут потихоньку складывать свои денежки и уводить их на Запад?

- Пока я не могу сказать, что идет процесс ускорения оттока капиталов. И хотя по-прежнему объемы утекающих на Запад средств остаются весьма существенными, они все же ниже, чем были в прошлом году. Осенью прошлого года был действительно обвал экономики и произошло тотальное бегство и иностранного, и отечественного капитала.

Политический фактор сейчас, конечно же, по-прежнему важен. Но инвесторы сейчас видят позитивные сдвиги в экономике и уже по-другому реагируют на политические катаклизмы. В минувший понедельник я был на конференции, где собирались представители всех крупнейших инвесторов - фондов, банков, компаний, которые работали, работают или собираются реализовывать какие-то проекты в России.

Общее настроение у них позитивное. Они интересуются теми положительными сдвигами, которые происходят в нашей экономике.

- Но, видимо, инвестиции пойдут после выборов?

@@@
"Cделать принципиально другой бюджет практически невозможно"
"Первые шаги президента должны быть понятны и значимы для населения"
"У нас перепроизводство специалистов с высшим образованием"
[5] Исход НКО
«Звезда» призывает служить не только в армии
А вы доверяете Москве?
Академическая верхушка богатеет

Александр Гуров: "Москву может возглавить любой сенатор"

@@

По мнению одного из лидеров "Медведя", необходим баланс федеральной, региональной и муниципальной властей российской столицы

1999-11-27 / Иван Отдельнов



Александр Гуров.

Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

- ПОЛИТИЧЕСКИЕ инициативы "Медведя" произвели эффект новогодней шутихи - экстравагантно, местами звучит просто абсурдно, так что всерьез, по-моему, никто их не воспринял. Ну в самом деле, в руках мэра Москвы и так сосредоточено столько же ресурсов, сколько у всех остальных регионов, а вы предлагаете отдать ему еще и кресло председателя Совета Федерации. Разве это не абсурдное предложение со стороны блока, который создан специально для противовеса лужковскому "Отечеству"?

- Ничего подобного. Давайте сразу договоримся не передергивать. Я юрист и привык к каждому сказанному, а тем более написанному на бумаге слову относиться серьезно. Ни я, ни Карелин, ни Шойгу - никто из нашего блока ни разу не произносил фамилии Лужков. Это не наше дело, а дело самих членов Совета Федерации, кто будет совмещать две должности. Может быть, и Лужков, а может быть, Строев или председатель какого-нибудь Законодательного собрания из далекого сибирского региона.

Мало того, я хочу особо подчеркнуть: когда мы предлагаем совмещение постов, мы говорим вовсе не о существующей должности мэра Москвы, а предлагаем ввести должность главы администрации Москвы как субъекта Федерации. Дело в том, что сегодня мэр Москвы занимает сразу две должности - одну муниципальную, что и следует из названия этой должности - мэр города, а другую - государственную, главы администрации субъекта Федерации. А по Конституции такое совмещение строго запрещено.

Возьмите любой другой субъект Федерации, ту же Тамбовскую область. Там есть глава государственной администрации - губернатор и есть глава муниципального образования - мэр Тамбова. Или, помните, был скандал в Ижевске года два или три назад. Там глава республики тоже хотел сделать, как в Москве, - переподчинить мэрию Ижевска правительству Удмуртии и управлять одновременно и субъектом Федерации, и городским хозяйством. Так вот ему это не позволили. Сначала Конституционный суд Российской Федерации постановил, что такое совмещение противоречит статье 12 Конституции, а затем еще президент Российской Федерации издал специальный указ, чтобы привести все в соответствие.

Возникает вопрос: почему главе Удмуртии Волкову нельзя, а мэру Москвы Лужкову можно? У нас что, Москва уже отделилась от единого правового пространства России? Именно сейчас, в предвыборный период, возник благоприятный момент для наведения конституционного порядка в вопросе о статусе столицы России.

- Какова первая реакция членов Совета Федерации на ваш проект?

- А это смотря на что реакция. На сообщения прессы о том, что мы якобы продвигаем мэра Москвы в спикеры, реакция у большинства была, скорее, негативная. Но когда начинаешь разъяснять реальное содержание, что мы, наоборот, предлагаем Совету Федерации избирать из числа сенаторов главу администрации Москвы, а мэр Москвы остается при этом только должностным лицом местного самоуправления, - это вызывает неподдельный интерес. Даже председатель Московской городской Думы Платонов, который сначала, не заглянув в святцы, бухнул в колокола - мол, проект явно неконституционный, потом, когда все-таки ознакомился, признал, что он имеет право на существование. Хотя уж он-то является более чем заинтересованным лицом. Ведь мы предлагаем и Московскую городскую Думу сделать муниципальным представительным органом, а это означает потерю Платоновым членства в Совете Федерации.

Хотя как раз в этом пункте может быть найден компромисс. Мосгордума, если, конечно, она поддержит наш законопроект, вполне может остаться законодательным органом. Это даже повысит ее статус в системе государственных органов, она как бы станет законодательным оппонентом не просто главы администрации, но и главы Совета Федерации. А помимо нее может быть создана палата муниципальных советников, включающая представителей всех муниципальных округов Москвы. При этом естественно будет выделить в отдельные муниципальные образования город Зеленоград и другие анклавы территории Москвы за пределами МКАД.

- Хорошо, суть предложения "Медведя" вы разъяснили. Но пока не очень понятно, зачем это нужно делать?

- Я вынужден ответить вам совершенно банально. Если существующий порядок противоречит Конституции, то нужно приводить ситуацию в соответствие с ней.

- Нет, это понятно. Но ведь можно просто разделить должность мэра Москвы на две, ввести дополнительно пост губернатора Москвы, и вовсе не обязательно совмещать этот пост с постом спикера Совета Федерации. Разве не так?

- Теоретически, безусловно, так. Но на практике, чтобы принять закон, особенно такой политически важный, затрагивающий интересы буквально всех институтов власти, как закон о статусе столицы, необходимо политически заинтересовать всех участников законодательного процесса, прежде всего членов Совета Федерации. Мы им делаем предложение, от которого невозможно отказаться. Предлагаем всем членам Совета Федерации - и губернаторам, и председателям законодательных собраний - совместно взять контроль над исполнительной властью столичного субъекта Федерации. Кроме того, каждый из них, и никто кроме них, может при желании и согласии коллег лично возглавить исполнительную власть города Москвы. На наш взгляд, это серьезное деловое предложение.

- Другой вопрос, для чего вы это предлагаете. Какую политическую цель преследует "Медведь"?

- На этот вопрос мы тоже с самого начала отвечаем открыто и честно. Мы преследуем три взаимосвязанные цели. Первое - наведение чисто политическими средствами конституционного порядка в системе власти города Москвы, чего сейчас не наблюдается. Ну не имеет конституционного права муниципальное должностное лицо или даже глава исполнительной власти субъекта Федерации своими постановлениями вводить особые режимы регистрации в отдельно взятом городе, а тем более в столице государства.

Заметьте, мы говорим сейчас не о целесообразности введения таких особых режимов. Может статься ситуация, когда такой режим понадобится. Но введение такого режима и по Конституции, и по федеральному закону, определяющему порядок регистрации по месту жительству, является исключительной прерогативой федерального правительства. А то, что мы имеем сейчас, с юридической, да и с политической точки зрения, является типичным проявлением регионального сепаратизма. Главный парадокс, что от всей России пытается отделиться или хотя бы отгородиться столица государства.

Если же глава администрации столицы будет избираться высокими представителями всех российских регионов, то это и есть гарантия того, что в столице страны права граждан из других регионов будут защищены не меньше, чем права самих москвичей. Кстати, права жителей Москвы будут гарантированы, постольку поскольку их по-прежнему будут отстаивать депутаты Московской городской Думы, принимающие законы города Москвы.

Вторая, еще более важная цель - преодолеть наметившуюся тенденцию политического раскола Совета Федерации и гарантировать на основе закона о статусе столицы единство всей Федерации.

- А если члены Совета Федерации согласятся назначать столичного губернатора, но не станут избирать его председателем?

- Это было бы плохо, потому что не разрешает главной политической проблемы, во-первых. А во-вторых, реально ущемляло бы права десяти миллионов граждан России, живущих в Москве. Ведь мы предлагаем лишить их права избирать себе губернатора прямым голосованием. Но при этом даем им полноценную компенсацию. Им гарантируется, что их глава администрации будет председателем Совета Федерации. Кроме того, им фактически гарантируется благоприятное отношение всего Совета Федерации к вопросам федеральных субвенций в бюджет столичного региона и другим насущным проблемам Москвы. Это вполне равноценная замена. Тем более что права избирать мэра Москвы как главу местного самоуправления москвичей никто не лишает.

- Все равно что-то здесь не сходится. Может быть, все это затеяно для решения одной политической проблемы, чтобы помочь мэру Москвы сбросить излишки политического веса, который он явно не тянет? Но взамен мы получаем еще более мощную политическую фигуру, которая может подмять под себя гораздо больше.

- Не совсем так. Во-первых, полномочия губернатора Москвы будут ограничены политически со стороны членов Совета Федерации. Предполагается, что через год работы они могут снять его с поста простым большинством голосов, а до этого срока - в любой момент двумя третями голосов. Эти полномочия будут ограничены по времени пребывания на посту - не более четырех лет. Они изначально ограничены по предмету полномочий - не больше и не меньше, чем у любого другого губернатора. И наконец, они будут ограничены за счет наличия в столице еще двух политически мощных субъектов, ответственных за управление столицей.

Чтобы правильно установить баланс полномочий, необходимо прежде всего четко разграничить три их уровня. Всеми муниципальными делами, включая коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, школы, больницы, муниципальная милиция, по-прежнему будет ведать мэр Москвы, избираемый москвичами. Это будет точно такая же политически мощная фигура, как и сейчас. Мэра Москвы будет уравновешивать не менее мощная политическая фигура губернатора столицы и по совместительству председателя Совета Федерации. В его функции, как и у всех других губернаторов, входит контроль деятельности ГУВД Москвы, утверждение законов, исполнение государственного бюджета столицы, отдельного от муниципального.

@@@
Александр Гуров: "Москву может возглавить любой сенатор"
Антисемитизм - детям
Ближневосточный ход Кофи Аннана
Бывшие соцстраны - группа научного риска
Бюджетный «дефицит» Шарона
В "Росгосстрах" придут частные компании
В Грецию съезжаются любители "похулиганить"

В Туркмении назначили праздники

@@ 2008-01-21



ТУРКМЕНИЯ «Для перехода к новому этапу развития Туркмения нуждается в новой идеологии», – с таким заявлением на встрече с представителями творческой интеллигенции в субботу выступил президент Гурбангулы Бердымухамедов. По его словам, основополагающим для новой идеологии Туркмении должен стать девиз «Государство для человека». Президент подчеркнул роль творческой интеллигенции в решении задач периода, который в Туркмении получил название «Новое Возрождение». При этом он отметил, что в 2008 году на нужды министерств культуры и телерадиовещания, образования, здравоохранения и медицинской промышленности будет выделена почти треть государственного бюджета Туркмении. При этом глава государства в очередной раз подверг резкой критике работу СМИ, театров, кино за непонимание современных требований и «работу по старинке». Он высказался за возрождение в стране национальной оперы и цирка, кино и библиотек. Глава государства, предложил ректорам вузов ввести в учебный курс новую дисциплину, посвященную вопросам развития современного туркменского общества.

@@@
В Туркмении назначили праздники
В поисках былой славы
ВС США пришли в упадок?
Вишневый сад российской науки
Военно-морские махинации всплыли на поверхность
Выстрел в спину президенту
Гастарбайтерами по Воронину

Государство пробует продать один ботинок вместо двух

@@

Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов считает, что самая неэффективная форма управления собственностью - смешанная

2003-04-30 / Владимир Васютин 15 апреля распоряжением правительства была принята программа приватизации федерального имущества на 2003 год. Между тем многие эксперты считают, что эффективность отдельных ее положений может быть выше. С одним из них - председателем комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, доктором экономических наук Валерием Зубовым беседует корреспондент "НГ".



- Валерий Михайлович, чем вызваны критические замечания в адрес приватизационных планов правительства со стороны целого ряда представителей деловых и политических кругов?

- В программу приватизации на 2003 год правительство включило пакеты акций 122 кредитных организаций. Это достаточно внушительная цифра, однако абсолютное большинство этих пакетов незначительно: только 25 из них составляют 5 и более процентов уставного капитала организации. Например, на продажу выставляются две акции Зеленоградского акционерного коммерческого банка, одна акция Акционерного Тюменского коммерческого агропромышленного банка, четыре акции Московского банка реконструкции и развития.

Не знаю, где будут найдены претенденты на такие лоты, а если их и удастся продать, то не превысят ли сопутствующие расходы выручку от реализации акций? По моему мнению, такие действия назвать эффективной приватизацией нельзя.

- Может быть, правительство делает основную ставку на продажу более крупных пакетов акций? Например, заявлена продажа 26% (минус одна акция) "Росгосстраха".

- Более чем десятилетний опыт наблюдения различного рода приватизационных действий приучил меня к мысли, что самая неэффективная форма управления - смешанная. Более правильна (то есть выгодна) определенность: либо государство контролирует и соответственно несет всю полноту ответственности за предприятие, либо это делает частный бизнес. Я знаю примеры эффективной работы и государственных предприятий, и частных. Но не могу вспомнить, когда эффективно работало бы предприятие, где финансовая ответственность уже полностью легла на плечи бизнеса, а государство осталось в виде не обремененного обязательствами наблюдателя. Мне понятен вариант, при котором государство оставляет за собой (как сейчас) право реального управления (51%). При 25%, как показывает опыт, это скорее видимость участия.

- А почему продажа полного пакета акций того же "Росгосстраха" более выгодна для государства?

- Очевидно, что в России давно назрела необходимость "решительно сокращать неэффективный государственный сектор экономики, не дающий ничего, кроме дополнительных расходов и проблем". Это слова не мои, а президента России, сказанные им в Послании Федеральному собранию в прошлом году. И с ними трудно не согласиться.

Дробление продаваемых государством активов, как правило, приводит к тому, что стоимость акции в каждом следующем пакете будет снижаться при прочих равных условиях. По оценкам аналитиков, определявших рыночную стоимость акций ОАО "Росгосстрах", в случае продажи всего принадлежащего государству пакета акций стоимость одной акции будет на 4-5% выше, чем при продаже пакета 26% минус одна акция. Это тот редкий случай, когда продажа оптом дороже, чем в розницу. Сегодня государство, образно говоря, хочет продать один ботинок, в то время как покупателя скорее интересует полноценная пара.

К этому следует добавить, что сегодня государству заведомо выгодно, чтобы у такой крупной компании, как "Росгосстрах", был собственник контрольного пакета акций, а не несколько владельцев-миноритариев. В этом случае облегчается взаимодействие по линии государство - компания. В то же время, привлекая эффективного собственника, заинтересованного в развитии российского страхового рынка, государство получает дополнительные инвестиционные ресурсы для развития социально значимого страхового бизнеса.

Хочу заметить, что данные меры в полной мере соответствовали бы и Концепции развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением правительства в сентябре прошлого года. В ней, в частности, предусматривается исключение государственного участия в капиталах страховщиков. Поэтому, мне кажется, в случае с разгосударствлением "Росгосстраха" правительство проявляет пока некоторую непоследовательность.

- Что каждый из двух рассмотренных подходов к приватизации "Росгосстраха" несет для бюджета страны?

- С точки зрения получения дополнительных доходов в федеральный бюджет однозначно полезнее единовременная продажа госпакета. Дело даже не в том, что в совокупности 51% акций по определению стоит больше, чем 26%, - как я уже сказал, продажа государственного пакета двумя или большим количеством траншей снизит инвестиционную привлекательность компании и соответственно объем мобилизуемых в федеральный бюджет средств.

Между тем вопрос получения дополнительных доходов от продажи федерального имущества сегодня актуален как никогда. Динамика цен на нефть в связи с событиями в Ираке остается труднопрогнозируемой. А ведь именно она - хорошо это или плохо - по-прежнему является базовым фактором для формирования государственного бюджета России.

Кроме того, в следующем году планируется снижение налоговой нагрузки на экономику, вследствие чего, по прогнозам Минфина России, для исполнения федерального бюджета 2004 года потребуется прибегнуть к заимствованию средств из финансового резерва. В этой связи становится совершенно понятно, что государству выгоднее реализовывать принадлежащее ему имущество сегодня по максимально высокой цене и наполнять финансовый резерв, чем в будущем - в случае необходимости оперативного покрытия дефицита бюджета - продавать это имущество в пожарном порядке по более низкой цене.

- А какие аргументы в защиту своей позиции приводят сторонники дробления госпакета "Росгосстраха"?

- Предполагаю, что их основной аргумент - необходимость госконтроля за "Росгосстрахом" в связи с производимыми выплатами по признанным в качестве госдолга старым (времен Госстраха СССР) полисам накопительного страхования. Однако, напомню, данные выплаты осуществляются через территориальные управления федерального казначейства, минуя счета "Росгосстраха". Бюджетные средства на счета компании не поступают. Ответственность страховщика перед государством в этом случае состоит исключительно в подтверждении правомерности требований выгодоприобретателя по старым договорам.

К тому же ничто не помешает государству после его полного выхода из уставного капитала "Росгосстраха" осуществлять контроль за погашением долга через механизмы государственного надзора за страховой деятельностью.

- Не связано ли ваше критическое отношение к программе приватизации на 2003 год с тем, что называется депутатскими амбициями: депутаты активно проявляли заинтересованность в непосредственном участии при определении приватизационного списка?

- Боже упаси! Как раз я считаю, что коллективное утверждение списков - самая ошибочная процедура принятия решений. Парламент должен обнародовать законы. Конкретная форма исполнения законов - безусловная прерогатива правительства.

@@@
Государство пробует продать один ботинок вместо двух
Гранты для доверенных экспертов
Грузинские военные доведены до отчаяния
Дайте нам бумагу настоящую, окончательную!
Два крыла Муху Алиева
Дележ казенного пирога
Задача - декриминализовать страну

Звиадист пал жертвой спецоперации?

@@

В Грузии не все верят в Бальцеровича

2000-08-11 / Нодар Броладзе



МИНИСТР внутренних дел Грузии Каха Таргамадзе направил письмо в адрес Генеральной прокуратуры с просьбой отреагировать на "клеветнические заявления" лидера Национально-демократической партии Ирины Саришвили-Чантурия, которые были сделаны в связи с инцидентом, повлекшим за собой гибель Акакия Элиавы. Последний, как известно, оставался в числе рьяных сторонников бывшего президента Звиада Гамсахурдии и, несмотря на примиренческую политику властей, не раз давал понять, что не намерен признавать законность нынешнего правительства. Сторонники Гамсахурдии повели затяжную борьбу за восстановление так называемой законной власти, что сопровождалось нагнетаемым напряжением, вооруженными акциями, а в феврале 1998 г. даже привело к покушению на жизнь президента Эдуарда Шеварднадзе.

Как известно, гибель Элиавы, по официальной версии, трактовалась как вынужденная мера: спецназ открыл стрельбу в ответ на применение оружия самим Элиавой. Ирина Саришвили-Чантурия предлагает свое видение событий, отличающееся от предложенного властями варианта. Анализируя процесс задержания Элиавы, она приходит к выводу о спланированной операции по физической ликвидации самого активного и непримиримого из вооруженных противников властей. Но лидер национал-демократов объясняет чрезмерное, по ее мнению, усердие полиции и привходящими обстоятельствами. Инцидент произошел в дни, когда объявленный секвестр расходных статей государственного бюджета явно озадачил руководителей всех ведомств. Поэтому, считает лидер НДП, руководству МВД явно хотелось придумать что-либо такое, что помогло бы подчеркнуть широкое общественное значение этого министерства и получить из бюджета максимум возможных финансовых средств. Поэтому и понадобилась эта операция.

Чтобы лучше представить, насколько такое заявление могло вывести министра внутренних дел из равновесия, достаточно сказать, что это министерство, если учитывать социальные и политические реалии последних лет, сохраняющееся идейное противостояние и угрозы сторонников Гамсахурдии вновь дестабилизировать обстановку, вправе ставить вопрос об адекватном финансовом обеспечении. Кроме того, министр неплохо помнит и предыдущие обвинения в свой адрес, когда Саришвили не раз обращала внимание на причастность Таргамадзе к контрабандному сигаретному бизнесу. Критика в адрес Таргамадзе со стороны Саришвили звучит постоянно уже три года. Она остается, пожалуй, единственным политиком, который позволяет себе столь дерзкие выпады против министра внутренних дел, пытаясь уличить его и в коррупции.

На пресс-конференции, устроенной по поводу последних обвинений, Таргамадзе заявил, что если верить Саришвили, то Элиава был убит преднамеренно, а убийцей следует считать его, министра. "Я этого так не оставлю, это уже слишком", - пообещал главный полицейский страны. Новый виток противостояния сулит немало любопытных сюжетов. Разумеется, Таргамадзе обеспечена поддержка со стороны прокуратуры, но Саришвили уже успела добиться отставок министров финансов, обороны и руководителя госбезопасности. Впрочем, на сей раз Саришвили вряд ли сможет всерьез рассчитывать на отставку Таргамадзе. Дело в том, что в условиях, когда власти стремятся преобразовать правительственные структуры, переломить бюджетный кризис и выпустить на поле "свежих игроков", МВД рассматривается как серьезный фактор сохранения социально-политической стабильности. Не случайно руководство МВД распоряжением президента в эти дни укреплено молодыми кадрами.

Тем временем, как ожидается, 8 августа в Тбилиси должен прибыть и взяться за дело отец польских экономических реформ Лешек Бальцерович. Его работа оплачивается американским правительством. Представители правящей партии и другие политики, включая членов правительства, рассчитывают на интеллект польского ученого, способного, как надеются в столице Грузии, на большие чудеса. В случае успеха широкие слои населения не только вовремя получат зарплаты и пенсии, но и забудут о своих прошлых бедах, к тому же забудется и простится то, в результате чего исчезли колоссальные суммы, не доходившие до бюджета. Словом, Бальцерович призван спасти и казну, и тех, кто повинен в социальных бедствиях.

@@@
Звиадист пал жертвой спецоперации?
Зураб Жвания - новый премьер Грузии?
Интернет и деньги помогли Бушу
Ирак может остаться без законодателей
Искусственный дефицит Пенсионного фонда
Как нам не потерять российский Север
Как привлечь частного инвестора

Киев нарушает статьи "большого" договора с Москвой

@@

Накануне визита Леонида Кучмы в Россию выяснилось, что Украина финансирует программы сотрудничества с НАТО из государственного бюджета

1999-12-04 / Виктор Тимошенко



Далеко не все на Украине одобряют ее сближение с НАТО.

Фото АП

В СВОЕЙ инаугурационной речи во время вступления в должность Леонид Кучма заявил, что "приоритетным для Украины остается стратегическое партнерство с Россией". Затем, через три дня, провожая нового посла Украины в РФ Николая Билоблоцкого в Москву, он наставлял высокопоставленного дипломата: "Россия - это не только стратегический партнер нашего государства в политическом и экономическом измерениях, но и государство, с которым нас связывает глубокое историческое прошлое", а среди важнейших задач посольства Украины в РФ президент назвал наполнение Договора "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией" "конкретными делами".

Как правило, задолго до рабочих встреч президентов (в четверг глава Управления по внешней политике администрации Бориса Ельцина Сергей Приходько подтвердил, что 6 декабря, в понедельник, президенты встретятся) дипломаты обеих стран проводят нескучные совместные ночи, готовя своих патронов к беседе. Из истории российско-украинских отношений можно вспомнить, что именно личная дружба Бориса Ельцина и Леонида Кучмы помогла подписать нынешний "большой" российско-украинский договор, решала проблемы ЧФ в Севастополе, отмены НДС на сахар. К нынешней рабочей президентской встрече, как стало известно "НГ", ничего не готово, в портфелях дипломатов нет исторических проектов соглашений о тех самых "конкретных делах в экономической сфере", к решению которых призывал своего посла Леонид Кучма в Киеве. Однако можно с уверенностью прогнозировать, что между Леонидом Кучмой и его другом Борисом Николаевичем состоится неприятный разговор.

Причина для этого вовсе не надуманная. Правительство Украины 2 декабря, то есть в канун рабочего визита Леонида Кучмы в Москву, приняло постановление "О выполнении Государственной программы сотрудничества между Украиной и НАТО на период до 2001 года". Эксперты отмечают, что этим постановлением Киев в одностороннем порядке нарушил собственные обязательства перед Москвой. Статья вторая "большого" договора призывает высокие договаривающиеся стороны "воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой стороны, и не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой стороны".

Не допускается также, чтобы территория одной стороны была использована в ущерб безопасности другой.

Как сообщает киевское информагентство УНИАН, в постановлении украинского правительства подчеркивается, что "министерствам и другим центральным органам исполнительной власти приказано в полном объеме выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными рабочими планами имплементации Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, а также индивидуальными программами Украины с НАТО на 1999-2001 годы". И далее, впервые в истории сотрудничества Украины с Североатлантическим альянсом юридически закрепляется "финансирование этих программ за счет средств, предусмотренных в госбюджете".

Весь текст постановления украинского правительства носит конфиденциальный характер. Однако ровно год назад экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Владимир Горбулин после своего возвращения из Брюсселя на пресс-конференции в администрации президента уже делал программные заявления. В связи с тем, что НАТО пересмотрела свою стратегическую концепцию с учетом интересов Украины, 20 украинских министерств и ведомств будут работать на реализацию "Программы сотрудничества Украина - НАТО", заявлял тогда секретарь СНБО. В числе единых задач, стоящих перед украинскими чиновниками и натовскими генералами, были названы: борьба с распространением ядерного оружия; информационное сотрудничество; военно-техническое сотрудничество; стандартизация военной техники и оружия; проведение совместных военных учений.

Военное сотрудничество Украины с НАТО - сегодня реальность, об этом говорят факты. В ноябре в Севастополе "с дружеским визитом" находились два военных корабля ВМС Великобритании. С 8 по 16 декабря состоятся совместные командно-штабные учения ВМС Украины и ВМС США "Си бриз-99", в которых будет участвовать с обеих сторон 30 кораблей. На Яворовском полигоне планируется проводить "широкомасштабные военные учения с привлечением ряда стран одновременно". За три дня до приезда Леонида Кучмы в Москву министр иностранных дел Борис Тарасюк и министр обороны Александр Кузьмук приняли участие в заседании Совета министров альянса и обсудили "перспективы индивидуального сотрудничества Украины с НАТО". В Верховной Раде идея "интегрироваться" в европейские структуры находит мощную поддержку целого ряда народных депутатов.

В принципе проводить внешнюю военную политику в собственных интересах - это суверенное право каждого государства, в том числе и Украины. Но законы, которыми должны руководствоваться украинские чиновники в своей деятельности (в том числе и военная доктрина Украины), декларируют принцип нейтралитета украинского государства, "внеблоковый статус Украины". Для Украины, как заявляли в интервью "НГ" многие киевские политики самого высокого ранга, нет военных угроз и военной опасности, а ее внешняя политика миролюбива и, как говорил президент во время своей инаугурации, "многовекторна".

@@@
Киев нарушает статьи "большого" договора с Москвой
Китай: без стены
Кишинев стал въездным
Лекарственные ухабы
МПС изыскивает инвестиционные источники
Мечты о реформе российской науки
Министров хотели сделать уголовниками

Николай Патрушев: "Оснований говорить о "дагестанском следе" пока нет"

@@

Директор ФСБ не считает, что взрывы в столице "приближаются к Кремлю"

1999-09-02 / Игорь Коротченко



В СВЯЗИ со взрывом в торговом комплексе на Манежной площади директор Федеральной службы безопасности России генерал-полковник Николай Патрушев ответил на вопросы корреспондента "НГ".

- Николай Платонович, каковы последствия взрыва на Манежной площади? И есть ли уже какие-то версии происшедшего?

- В результате взрыва ранено более сорока человек, из них шесть - тяжело, а один - очень тяжело. Я думаю, что это экстремистские или хулиганские проявления. Сейчас работает оперативно-следственная группа, она выдвинет более обоснованные версии, и тогда мы будем говорить уже более детально. Как о самих версиях, так и о данном преступлении. Вот на этой фотографии, которую я передаю "Независимой газете", вы можете посмотреть место взрыва. Могу добавить, что нанесенный ущерб составляет примерно 500 тыс. долларов США.

- "Дагестанская" версия не исключается? Имеется в виду месть чеченских боевиков, разгромленных в Ботлихском районе?

- Я бы сейчас не стал называть эту версию. Пока оснований говорить о том, что есть "дагестанский след", у меня нет.

- Будут ли приняты в Москве дополнительные меры безопасности?

- Вы знаете, они принимались по сегодняшнему дню, я имею в виду 1 сентября - начало нового учебного года в школах и вузах. В связи с этой датой оперативный состав ФСБ работал более тщательно, мы к этому дню соответствующим образом готовились. Из-за взрыва в торговом комплексе на Манежной площади продолжать именно эту работу в каком-то более напряженном режиме пока оснований нет. Взрывов ежедневно происходит достаточно много. Пока надо понять, в процессе следствия, что это было и кто за этим стоит.

- В связи с созданием в составе центрального аппарата ФСБ нового Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом какие первоочередные задачи вы поставите перед его сотрудниками?

- Эти задачи непосредственно вытекают из названия департамента - защита конституционного строя и борьба с терроризмом. Только что мы как раз обсуждали вопросы, которые относятся к борьбе с терроризмом. Я уже говорил и повторю еще раз: по взрыву на Манежной площади возбуждено уголовное дело по ст.205 ч.1.

- Вам не кажется, что с каждым новым громким взрывом в Москве террористы все более приближаются к Кремлю?

- Я бы не стал так утверждать. По тем взрывам, которые произошли ранее, у нас есть картина в оперативном плане. Ее нужно закрепить сейчас процессуально, и оснований говорить о том, что последний взрыв связан с предыдущими, у меня нет.

- Как вы полагаете, есть ли необходимость выделения из государственного бюджета дополнительных финансовых средств ФСБ для укрепления подразделений, занимающихся борьбой с терроризмом, и их технического оснащения?

- Вы ставите правильный вопрос. Но государство, президент, председатель правительства и Государственная Дума уделяют этой проблеме достаточное внимание. Я надеюсь, что они очень внимательно отнесутся к финансированию Федеральной службы безопасности РФ на 2000 год.

- Могут ли последние взрывы, а также события в Дагестане стать основанием для введения чрезвычайного положения?

@@@
Николай Патрушев: "Оснований говорить о "дагестанском следе" пока нет"
Обстановку в Чечне можно нормализовать
Ожидание иностранных инвестиций затягивается
Особенности национальной биотехнологии
Планы модернизации Вооруженных сил терпят фиаско
По личному счету
Под прикрытием сверхистребителя

Правительство снижает налоги с предприятий

@@

Бремя фискальной реформы в полной мере ляжет на плечи граждан

2000-05-26 / Андрей Литвинов, Анна Закатнова



ПЕРВЫМ вопросом в повестке дня вчерашнего заседания правительства было обозначено обсуждение проекта налоговой реформы, основные параметры которой уже были обозначены в письме президента России Владимира Путина, направленном в Государственную Думу. И перед началом заседания кабинета министров, впервые собравшегося в новом составе, казалось, что обсуждение будет спокойным.

Однако рассмотрение вопроса затянулось. Заместителю министра финансов Сергею Шаталову, выступившему на правительстве с основным докладом, пришлось прямо во время заседания дорабатывать текст письма. И хотя, по его словам, поправки носили чисто редакционный характер, из других источников стало известно, что дискуссия на заседании правительства была более острой.

Одним из основных элементов предлагаемой налоговой реформы является введение единой ставки подоходного налога (13%). Противодействия со стороны депутатов это предложение скорее всего не вызовет - 23 мая налоговый подкомитет Думы одобрил это предложение правительства.

Представленные вниманию журналистов материалы несколько прояснили интересовавший многих экспертов вопрос, как правительство собирается компенсировать доходы, выпадающие из бюджета при условии снижения, начиная с 2001 года, налоговой нагрузки на 2% ВВП. В жертву будут принесены действующие пока для многих категорий населения налоговые льготы. Военнослужащие, судьи и работники прокуратуры должны будут полностью платить налоги наравне с остальными гражданами. Таким образом, люди в погонах потеряют одну из немногих оставшихся у них с советских времен привилегий. Отмена большинства налоговых льгот предлагалась еще в программе Центра стратегических разработок, и явно не случайно, что обоснование этой мере дал новый министр экономического развития и торговли Герман Греф - уплата налогов военнослужащими позволит выправить бюджетное положение тех регионов, где размещено большое количество военных частей. Зато из его уст прозвучали впечатляющие данные о послаблениях для предприятий в результате пол-ной отмены налогов с оборота.

Сейчас они составляют примерно 4%, а каждый процент такого налога равнозначен 11% налога на прибыль. Полная их отмена позволит предприятиям сохранить в своем распоряжении до 200 млрд. руб.

Отменяя многие мелкие и труднособираемые налоги, правительство предполагает в то же время резко повысить косвенное налогообложение некоторых товаров первой необходимости. В представленном Минфином варианте идет речь о повышении в среднем в два раза акциза на табак и (что самое главное) о шестикратном повышении акциза на бензин. Рост цен автомобильного топлива в результате такого шага достигнет, по оптимистичным прогнозам Минфина, 25-28% на высокооктановые марки.

Впрочем в ходе заседания кабинета прозвучали и более мрачные прогнозы. Независимые эксперты называют совсем другие цифры - по их мнению, подобный шаг правительства приведет к повышению цен на бензин на 60-70%. В результате Михаил Касьянов предложил срочно провести перерасчет оценок Минфина, что и послужило одной из причин затяжки с утверждением проекта письма в Думу. Вообще проект правительства весьма вероятно может столкнуться с трудностями при прохождении в парламенте. Повышение акцизов - очевидно непопулярная мера, и хороший повод для критики правительства. Ряд предложений уже встретили возражения в Думе - например, о начале перехода на накопительную систему пенсионного страхования.

Единый социальный налог тоже может стать реальностью - в его состав войдут взносы в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Его ставка может составить 7,6%, из которых 4% будет направляться в Фонд социального страхования, 0,5% - в Федеральный фонд медицинского страхования и 3,1% - в территориальные фонды медицинского страхования. Пенсионный фонд сохранит право самостоятельно собирать взносы с работодателей, ставка по которому предлагается в размере 28%.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

ПРОФСОЮЗЫ из всех налоговых предложений правительства заинтересовались в первую очередь социальным налогом. ФНПР провела вчера селекторное совещание, посвященное предстоящим нововведениям в Налоговом кодексе. Лидер ФНПР Михаил Шмаков призвал представителей отраслевых профсоюзов единым фронтом выступить против попыток введения единого социального налога. Учитывая хронический дефицит государственного бюджета, не исключено, что именно средства единого социального налога станут той палочкой-выручалочкой для затыкания бюджетных "дыр", считают в ФНПР. Кроме того, слияние внебюджетных фондов в одну статью позволит, по мнению Михаила Шмакова, самым незаметным образом сократить расходы на обслуживание социальных нужд.

Пока во внесенной в нижнюю палату парламента редакции Налогового кодекса взносы во внебюджетные фонды уже приравниваются к налогам, страховщик объявляется налогоплательщиком, и устанавливается твердый тариф, причем с понижением. Пока собственником средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования являются застрахованные граждане, которые уполномочивают государство, своих представителей в лице профсоюзов, объединение работодателей-страховщиков, контролируя друг друга, управлять этими внебюджетными фондами. Средства этих четырех фондов могут быть потрачены (по закону) только на целевые нужды, с которыми образованы эти фонды. Появление лишнего звена в цепочке "сбор денег-их выплата", с точки зрения Шмакова, приведет к увеличению сроков начисления и выплат пенсий и пособий. Статистические данные о наполнении каждого внебюджетного фонда за 1999 год показывают, что собираемость взносов составила от 92 до 96%. А сбор налогов в прошлом году составил всего 70%, поэтому слияние социальных взносов в единый налог может означать реальную угрозу резкого снижения поступлений в социальные фонды.

@@@
Правительство снижает налоги с предприятий
Психологические санкции
РТР - канал общего назначения
Революция в недропользовании
Реформы не уменьшают числа бедных
Российское правительство накопило 6 миллиардов долларов на "черный день"
Россия сосредотачивается

Русский Гарвард: мечты или реальность

@@

Зарубежные корпорации готовы принять участие в создании лидерских школ бизнеса в России

2005-12-02 / Наталья Савицкая







Лидерская школа – это школа, реализующая новые технологии в образовании. А это – новое содержание, новые приемы, новое поколение учебников.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Выступая на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета, 5 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание на создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. В связи с этим власти намерены создать уже к 2006–2007 гг. на базе действующих вузов и академических центров новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах, а также открыть бизнес-школы для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге.

Буквально через несколько дней после выступления президента появились сообщения о предложении создать в России две международные бизнес-школы. Председатель совета директоров группы компаний «Тройка-Диалог» Рубен Варданян, декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета Валерий Катькало и министр экономического развития и торговли Герман Греф предложили создать одну школу на базе факультета менеджмента СП(б)У, а другую в Московском регионе с «нуля». При этом, по их предварительным расчетам, на создание каждой школы следует выделить 125 млн. долл. США или в совокупности 250 млн. долл. США, что в переводе на рубли составит 7,25 млрд. рублей, или примерно 13% от всего государственного бюджета, направляемого на развитие высшего образования в России. Речь идет об объединении усилий государства и бизнеса. При этом предполагается, что в становлении этих школ примут участие около 70 компаний, в том числе 17–18 международных.

@@@
Русский Гарвард: мечты или реальность
Север - наша земля
Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике
Социальное бедствие
Страна должна перестать быть большим собесом
Стратегия "глобализационного лидерства" для России
Тайна вкладов

Таможня дала добро

@@

ГТК РФ замешан в крупном скандале

2002-11-25 / Иван Баранов



Таможенный комитет оказался замешан в крупнейшем за последнее время скандале. Громкое мебельное дело началось с материала, опубликованного в газете "Новые известия". Журналистское расследование выявило грубейшие факты нарушения действующего законодательства в магазинах, арендованных фирмой "Диском". Продажа дорогих мебельных гарнитуров производилась за наличную валюту и без соответствующей документации. Кассовые чеки либо просто не выдавались покупателям, либо имели весьма сомнительный вид, что говорило только об одном - данный товар являлся самой настоящей контрабандой. Эти факты стали основанием для дальнейшего разбирательства. Результаты имели поистине сенсационный характер. Масштабы коррупции в высших кругах заставили удивиться даже привычных ко всему чиновников, однако правоохранительные органы продолжают бездействовать.

По информации "Новых известий" от 05.11.2002 г., руководитель ЗАО "Диском" Сергей Переверзев, он же президент ассоциации "Мебельный бизнес", при поддержке государственного таможенного комитета организовал канал "упрощенной" процедуры растаможивания импортной мебели. Члены ассоциации и до этого имели ряд льгот, а тут Сергей Петрович предложил путь, сулящий участникам настоящие сокровища. Глава ГТК Михаил Ванин, в свое время выступающий инициатором создания отраслевых сообществ импортеров, с готовностью одобрил идею Переверзева ("Новые известия" от 05.11.2002 г., стр. 1, 4), тем более что предложение было выгодным для всех. Более сорока фирм, входящих в мебельную ассоциацию, получили эксклюзивную возможность пользоваться такими таможенными льготами, о которых можно только мечтать. Эксперимент проводился на СВХ ДГУП "Ростэк-таможсервис", учредителем которого являлось дочернее предприятие ГТК ("Новые известия" от 05.11.2002 г., 5-й абзац). Если учесть еще и то, что чаще всего "Ростэк-таможсервис" выступал и держателем контракта, и грузополучателем, а "Диском" отвечал за таможенные платежи, то схема становилась просто идеальной.

Первоначально в режиме наибольшего благоприятствования удалось проработать только месяц, но за этот короткий период удалось сделать то, что до этого фирмы не успевали и за целый квартал. Было оформлено 35 грузовиков и подготовлены отчеты перед таможенной инспекцией ГТК. В январе ситуация изменилась, все окончательные согласования стали проводиться в ГТК РФ, что сразу же повлияло на оперативность перевозок. На посту сразу же скопилось около 50 грузовиков. Такая ситуация мало устраивала Переверзева, и к Ванину посыпались обращения с просьбой продолжить эксперимент и разрешить принимать окончательное решение по выпуску товаров мебельной группы в свободное обращение на таможенном посту. Просьба подкреплялась уверениями в том, что ассоциация не отступит от требований закона.

Сколько же было сказано высокопарных слов о пользе такого сотрудничества. Сергей Петрович был убежден, что "политика конфронтации бизнеса и государственных органов - это политика, ведущая в никуда", и был готов "на практике показать, что существуют формы отношений, которые могут обеспечить и прибыль коммерсантам, и доход казне". Переверзев приводил любые доводы в пользу решения заключения соглашения, в котором будут закреплены принципы взаимоотношения и программа перспективного сотрудничества между ГТК РФ и ассоциацией. В итоге идея "зеленого коридора" получила свое реальное воплощение ("Новая газета" от 30.05.2002 г., а также сам документ, указанный в данной газете), и начался непрекращающийся поток импортной мебели. Самое интересное в том, что если общая стоимость товара превышала сорок тысяч долларов, то таможенный осмотр производился без выгрузки мебели на специальный склад. На это у Переверзева имелось специальное разрешение, выданное Ваниным. Можно догадываться о качестве подобного таможенного контроля.

Таким образом и появлялись в магазинах контрабандные гарнитуры (письмо в МВД # БИ-435/1 от 18.10.02 г.; в ФСБ # БИ-435/2 от 18.10.02 г.; в Генпрокуратуру # БИ-383 от 28.05.02 г.; в Министерство по налогам и сборам # БИ-432/2 от 09.09.02 г.), на которые не выдавались чеки, - провести через кассовый аппарат "несуществующую" мебель невозможно.

Статья в "Новых известиях" привлекла общественное внимание к мебельной афере. Член депутатской фракции "Единство" Владимир Быков использовал имеющиеся у него связи и начал обращаться в различные высшие инстанции с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Обращения в самые высокие инстанции правоохранительных органов не дали никаких результатов. Формальные отписки и фактически оставленные без ответа вопросы вынуждают повторно обращаться за разъяснениями, но ситуация не меняется.

Интересно, что по этому поводу думает глава комитета по безопасности Государственной Думы Александр Гуров, к которому недавно обратились с открытым письмом журналисты, проводящие собственное расследование. Вот небольшая выдержка из этого обращения: "Возникает вопрос о том, насколько тщательной была таможенная проверка грузов, ввозимых таможенной же фирмой. Необходимо учесть, что, согласно действующему законодательству, дочернее предприятие Государственного таможенного комитета должно нести ту же ответственность за нарушение таможенного и налогового законодательства, как и его партнер - фирма "Диском". При этом масштаб потерь государственного бюджета от недополучения таможенных и налоговых платежей, по самым скромным подсчетам, измеряется в десятках миллионов долларов".

@@@
Таможня дала добро
Убит один из наиболее последовательных звиадистов
Церетели перебежал дорогу Эрику Моссу
Шеварднадзе - за жесткие меры
Шеварднадзе теряет опору
Ява вернется к жизни через год