"Ночь уже близка..."

@@

"Последняя запись Крэппа" Сэмюэла Беккета на юбилейном вечере театра "Et cetera"

2002-11-14 / Вера Максимова



Капустник по случаю юбилея - это прелестно. Кажется, так и должно было быть. Но не было. Молодая, красивая труппа - сплошь длинноногие мальчики, девочки - и несколько заслуженных и народных ветеранов вышли в финале. И фейерверк - огненными фонтанами-букетами по краю сцены, и взмывание пестрых серпантинов к потолку - все случилось в финале. А сначала в театре, который называют безумием, любовью, страстью Александра Калягина, был спектакль. Театр, который столько раз осуждали (за "легкую" под руководством вождя СТД жизнь, за "таинственные дотации", за "любезность" ангажированной прессы и пр.), который столько раз хоронили, жил себе и жил, работал, выпускал премьеры, добывал знаменитых режиссеров - Р.Стуруа, А.Морфова, Г.Дитятковского и, как показали последние, в высшей степени удавшиеся премьеры - "Шейлок", "Король Убю", потихоньку-полегоньку, но собрал-таки, "сколотил" труппу. Десятилетний юбилей театр отметил правильно. Новым спектаклем. Если совсем точно - то двумя новыми. (Но об "Игре снов" Стриндберга речь впереди.) Сейчас же - о "Последней записи Крэппа" Сэмюэла Беккета - моноспектакле Александра Калягина (который в своем театре играет много, и все великолепные роли, - держит уровень) и легендарной грузинской "троицы" - Роберта Стуруа (постановщик), Георгия Алекси-Месхишвили (художник), Гии Канчели (композитор).

Спектакль начинается медленным нарастанием света, как во многих пьесах Беккета, на сцене, захламленной точь-в-точь как обозначено в одной из ремарок - подсказов автора: "Ничего стоячего, все разбросано, все лежит".

Спектакль начинается космическим гулом, молниеподобным сверканием, громом и грохотом - то ли близкой грозы, то ли мистических "наплывов"из прошлой жизни героя - старика Крэппа и долгой паузой без слов. Ничего этого у Беккета нет. Роберт Стуруа любит так открывать свои монументальные опусы. Нынешний его камерный спектакль с двумя действующими лицами: стариком Крэппом - Александром Калягиным, который слушает записанный на пленку тридцать лет назад собственный голос, и девочкой из прошлого в "бедном зеленом пальто" - Натальей Житковой, - развертывается иногда в согласии с Беккетом (почти буквальном), но в большей своей части - свободно от автора отступая. (В пьесе фрагменты - заимствования из известного романа Беккета "Моллой", новый перевод - Аси Баранчук и Роберта Стуруа.)

Экспериментальный, абсурдистский, постмодернистский театр в нынешней России (в сравнении с мировой сценой до безнадежности опаздывающий, следующий "по стопам"), увы, слишком часто имеет дело с дилетантами-полупрофессионалами, даже шарлатанами, осуществляется, объясняется, пропагандируется ими.

В данном случае на "территорию" короля театрального абсурдизма вступили мощные художественные силы. Чего-то ищут большие русские артисты (недавно Армен Джигарханян, сегодня - Калягин) у Беккета, пик славы и востребованности которого как будто бы миновал, возвращения к которому редки в Европе и у нас. (В переведенной на русский язык книге известного немецкого критика Бернда Зухера "Театр 80-х и 90-х годов" М.: 1995 г. - нет ни единого упоминания о создателе "художественной вселенной ХХ века", классике и лауреате Нобелевской премии.)

В сравнении с "сидячей", неподвижной пьесой, в спектакле Стуруа и Калягина довольно много движения и очень много игры. Старый Крэпп - решительный и семенящий, как по важному делу, совершает переходы-повторы. Если налево, в глубину и сумрак сцены, то (недвусмысленно и ясно) в туалет по нужде. Если направо - значит, за очередной рюмкой или бананом, которые для него, "диетика", - смерть.

Он рвет и топчет магнитофонные кассеты, с отчаянием ищет главную среди них; таскает в помойный бак исписанные листы и запакованные книги, которые за невостребованностью лежат в холодильнике.

Он играет с вещами. Точнее, в спектакле Стуруа вещи играют со стариком. Крэпп слушает старые часы-луковицу, а из приемника вдруг слышится давняя, танцевальная, манящая мелодия. Старик бросает часы об пол, и музыка умолкает. Вынимает из кармана другие - мелодия возникает вновь. Он вешает на антенну свою шляпу, и наступает тишина. Снимает шляпу, но тишина не прекращается. Надевает - звучит музыка. Замечательно играет Калягин эти трогательные усилия слабеющего ума. Крэпп стоит в недоумении, морщит лоб, ребячески упрямо стараясь проникнуть в тайну возникновений и исчезновений. Игра с вещами - игра вещей в спектакле изобретательна и изящна, с идеальной правдивостью прожита актером. Но истинный, глубинный смысл ее открывается не сразу. Этот вещный мир ускользает, разбегается от старого Крэппа (подобно тому, как необъяснимо и бесшумно взлетает в финале ввысь, под колосники, его шляпа); отчужденный, самостоятельный, неподвластный ни слабым рукам, ни ослабевшей воле Крэппа, который ничего уже не в силах удержать и не в силах понять.

Через вещи, живые и неживые аксессуары совершается прощание и связь с ускользающим миром. Вот черный мячик, которым играл молодой еще, тридцатидевятилетний Крэпп с пудельком - в тот самый день, когда в клинике за окном с грязно-коричневыми шторами умирала его мать. Вот желтый банан - "убийца" диабетика. Вот пленка, которую он со злобой рвет, вот кассета, которую с яростью топчет. Вот черепаха. Но она живая и принадлежит медленно текущему времени. Была до Крэппа, будет долго жить после него. Черепаху Крэпп не бросает. Берет на руки, находит для нее ящик, чтобы она не уползла, не исчезла в хламе и мути его истекающей жизни.

Монологический строй пьесы, где плавно чередуются обширные куски магнитофонной записи и чуть меньшие по размеру тексты живого Крэппа, режиссер и актер приводят к диалогу. Старик не столько слушает - он пребывает в активнейшем общении с самим собой, иронически комментирует, яростно спорит, злобно обличает, негодует и ерничает.

Здесь за неряшливой оболочкой чувствуется определенный характер (у Беккета - многовариантный, смутный, туманный). Здесь ощутимы - а значит, сыграны актером, гордыня, эгоцентризм, тщеславие, греховность, не оставляющая и в старости жажда плотских утех. Безбожник, он записывает на магнитофонную ленту свои "теологические" вопросы: "Долго ли еще ждать пришествия Антихриста? Чем занимался Господь Бог до сотворения Мира? Соблюдает ли природа субботу? Вышла ли Ева из ребра Адама или из его верхнего утолщения на адамовой ноге, то есть из задницы? и т.п. В этом озорстве старика его уродство, но здесь же еще и его живая жизнь, дерзость кощунства.

Именно этот человек, теряя нить памяти, забывая обыкновенные слова (бросается к словарю, чтобы вспомнить, что такое "вдовство"), сквернословя и ерничая, ищет смысл своей жизни и самое главное в ней... Страдание прорывается в диком вопле и яростных ударах кулака о стол: "Я мог бы быть счастлив..." О той девочке из летнего дня, что "лежала на дне лодки, закинув руки под голову, закрыв глаза. Палило солнце, веял ветерок, весело бежала вода... Я попросил ее на меня взглянуть, и спустя несколько мгновений она попыталась, но глаза были щелки из-за палящего солнца. Я склонился над ней, и глаза оказались в тени и раскрылись... Впусти меня..."

Этот гениальный в своей естественности и простоте текст вслед за пьесой несколько раз повторены в спектакле. Молодым, полным мужской силы Крэппом - в магнитофонной записи и вживую - стариком Крэппом. И каждый раз Александром Калягиным. Страсть и поэзия этих коротких фраз, звучащих у актера разно, но в такой нераздельности, свидетельствует о величине утраты. Калягин в новом своем творении предстает как подлинно характерный, а потому и трагический актер, которого, к несчастью, в этом качестве мы видим за последние годы нечасто. Его Крэпп жалкий, уродливый, неряшливый и смешной, всепроникающе трагичен, шут и страдалец одновременно в эпизодах стыда и самосуда.

@@@
"Ночь уже близка..."
"Щелкунчик" в точку, а "Раймонда" навыворот
«Россия – страна Востока»
Алексей Гордеев: "В агрокомплексе наметились тенденции к стабилизации"
Арктика в глобальной энергетической безопасности
Бабицкий сообщает подробности
Барак принял предложение Шарона

Биотопливо, но не этанол

@@

Биологический фактор нехватки пищевых ресурсов вновь выходит на первый план

2008-05-14 / Владимир Спирин







Даже если заменить бензин на этанол, экологическая обстановка вряд ли улучшится.

Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Томас Мальтус (1766–1834) был в ряду типичных английских экономистов, про рассуждения которых о «натуральном продукте» писал в своем «Евгении Онегине» Пушкин. Оба, без сомнения, читали книгу Адама Смита «О природе и причинах богатства наций», увидевшую свет в 1776 году. На что несогласный с патриархом экономической науки Мальтус через 22 года ответил своими «Эссе о принципе популяции», то есть народонаселения. Книга подверглась и до сих пор продолжает подвергаться жесточайшей критике, а ее автора числят в отцах-основателях презренного «мальтузианства».

Мальтус хотя и был в ряду, но слишком уж из него выделялся тем, что впервые в истории экономической науки попытался ввести в нее биологическую составляющую. Его по праву можно было бы считать зачинателем популяционной генетики, поскольку он первым включил в ход размышлений тот биологический компонент, который создает продукт натуральный, а именно – человека.

Основной тезис Мальтуса заключался в том, что принцип успешных популяций всегда один и тот же, а именно – их умножение. Более чем через век после него популяционные генетики пришли к тому же выводу: основное свойство биологических систем – расти. С этим полностью согласны те же онкологи, пытающиеся хоть как-то в силу ограниченности своего арсенала сдержать рост опухолей.

@@@
Биотопливо, но не этанол
В Нью-Йорке Путин выступает пятым
В Токио размышляют: кто после Мори?
В Томске ждут главу «Роснефти»
В ключевой структуре украинского ТЭКа - двоевластие
В поисках "Золотого овна"
Вахид не боится импичмента

Вернуть стране рубль

@@

Недостаточность денежной массы будет сдерживать экономический рост

2000-05-16 / Михаил Ершов Михаил Владимирович Ершов - доктор экономических наук



Рисунок Вадима Мисюка

В НАСТОЯЩЕЕ время решение проблемы выхода российской экономики из кризиса - возобновление устойчивого экономического роста, уменьшение неплатежей, осуществление инвестиций, нормализация финансового и банковского секторов и целый ряд других вопросов - в значительной мере упираются в низкий уровень капитализации экономики, в недостаточность ресурсов.

Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. Так, за период 1992-1999 гг. индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли примерно в 6000-6500 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 увеличился за тот же период примерно в 530 раз. В результате реальная денежная масса (т.е. с поправкой на рост соответствующих цен) сократилась более чем в 10 раз.

При этом не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости денег, которая могла бы компенсировать сжатие. Более того, с учетом частых задержек перевода средств, осуществления платежей и т.д. скорость оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась (при всей условности этого показателя в России, когда к середине 1990-х гг. лишь около 20% экономики обеспечивалась "живыми" деньгами, а 80% операций осуществлялось без их участия).

Ситуация еще более усугубилась тем, что на денежную массу, которая до этого традиционно обслуживала текущие операции, стала ложиться дополнительная нагрузка по обслуживанию и обеспечению ликвидности принципиально нового сегмента рынка - акций, облигаций и т.д., ранее не являвшихся объектами сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой.

Очевидно, что большая нагрузка на денежную массу обусловила недооценку и низкую ликвидность фондового рынка.



ПОЧЕМУ НАМ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ

В результате сжатия денежная масса составляла и в преддверии августовского кризиса и после него не более 15% ВВП, тогда как в развитых странах эта величина колеблется в диапазоне 60-100% и даже в государствах с переходной экономикой составляет 25-30%. При этом для реальной экономики проблема выглядела еще более остро, поскольку при нехватке денег они стали настолько дорогими (ставка денежного рынка иногда превышала 100%), что их окупаемость по такой цене можно было обеспечить только на краткосрочных операциях финансового рынка, где и сконцентрировалась большая часть финансовых ресурсов, оголив тем самым реальный сектор (к середине 1998 г. объем рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной массе М2 около 370 млрд. руб. в тот же период). Кроме того, часть денег утекла на обслуживание теневого оборота.

Очевидно, что такой перекос ускорил развитие двух встречных процессов: падения экономического роста, с одной стороны, и восполнения недостающей денежной массы различными суррогатами - с другой. Возникающие на местах средства расчетов (векселя и проч.), а также неплатежи, которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым со стороны продавца неплатежеспособному покупателю, и фактически подставляют собой стихийную эмиссию, не поддающуюся контролю со стороны ЦБ, - все это значительно затрудняло проведение эффективной денежно-кредитной политики.

При этом интенсивный рост неплатежей стал отмечаться в 1994-1996 гг. сразу же вслед за наибольшим реальным сжатием денежной массы. ЦБ РФ в 1993 г. справедливо отмечал, что ограничительные меры в денежно-кредитной сфере "привели к лавинообразному росту неплатежей предприятий". Так, если в середине 1992 г. размер неплатежей составлял около 3 трлн. руб., то к 1994-му - уже около 100 трлн. руб., а в 1996-м - 540 трлн. руб.

Отсутствие денег усилило и натурализацию обмена - бартерные операции. Поэтому довод о том, что предприятия добровольно отказываются от использования "живых" денег для минимизации расходов или налоговых платежей, представляется односторонним. Как показывает практика, использование бартера вынуждает оценивать товары по более высоким ценам, что увеличивает налогооблагаемую базу, приводит к недоимкам, равно как и применение бумаг для обслуживания оборота ведет к потерям и удорожанию денежных ресурсов для продавцов, которые в большинстве случаев предпочли бы "живые" деньги в качестве платежа за свои товары. И хотя, конечно, сложившаяся ситуация создавала благоприятную почву для нарушений, и действительно можно найти немало примеров злоупотреблений и преднамеренного использования бартера, в целом речь идет о его вынужденном использовании из-за отсутствия "живых" денег.

Когда же после ликвидации рынка ГКО-ОФЗ в результате августовского кризиса финансовые ресурсы стали возвращаться в реальный сектор, то это сразу привело к увеличению доли расчетов в этом секторе денежными средствами - с 37% в июне 1998 г. до 47% в июне 1999 г. и более чем до 50% - на начало 2000 г. Если бы речь шла действительно о преднамеренных злоупотреблениях при помощи бартера и о его "системном" характере, то приток дополнительных денежных ресурсов не привел бы к столь значительным изменениям и бартер продолжал бы использоваться в прежних объемах.

В условиях необходимости ""живых" денег и невозможности получить их внутри страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и доступнее. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). Более того, к 1998 г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних источников, что и предопределило августовский кризис.



НЕКОТОРЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОДХОДЫ

Так, справедливо утверждается, что большие объемы валюты есть на руках у населения (по некоторым оценкам, около 50 млрд. долл.). На основании этого делается вывод, что проблема с ликвидностью в экономике не так остра.

Отметим, однако, что, во-первых, большая часть этой валюты используется как средство накопления и не поступает в деловой оборот. Во-вторых, валюта, которая все-таки направляется на платежи, обслуживает, как правило, теневую экономику, не учитываемую официальной статистикой, и в официальном ВВП не происходит увеличения ресурсов. И, наконец, в-третьих, если валюта направляется на обслуживание некоторых операций официального ВВП, то при этом речь идет об операциях, учитываемая стоимость которых занижена (недвижимость и т.д.).

При этом очевидно, что часть операций, которая должна обслуживаться рублями, обслуживается валютой, сужая тем самым сферу действия рубля. Заслуживает также внимания и то обстоятельство, что те же американцы признают свою заинтересованность в долларизации других стран, поскольку такая ситуация (среди прочего) означает предоставление беспроцентного кредита самим Соединенным Штатам. Они даже готовы рассмотреть возможность компенсации странам-"кредиторам" части стоимости такого кредита, чтобы еще больше простимулировать этот процесс (уже подготовлены соответствующие законодательные документы, предусматривающие подобную компенсацию).

В интересах России было бы максимально расширить сферу обращения рубля, а что касается валюты - заставить ее работать на те цели, которые предполагают внешнее финансирование, а не на обслуживание внутреннего оборота.

Утверждается также, что все желающие могли получить деньги в ЦБ (через ломбардное кредитование) по рыночной ставке, показывающей, каковы реальные потребности экономики в деньгах. Формально и это высказывание справедливо. На деле, однако, наподобие валютного курса рубля, который сложился на первых валютных аукционах конца 1980-х гг. и который показывал, по какой цене может реализовываться высокоэффективный потребительский импорт, процентные ставки денежного рынка конца 1990-х гг. также показывали не потребности экономики в денежных ресурсах, а ту предельную эффективность, по которой они могли использоваться (а недостаточность денег, естественно, породила их дороговизну). Поэтому по таким ставкам они и используются лишь на быстроокупаемые высокоэффективные цели.

В этой связи заслуживают большего внимания подходы по активному воздействию на ставку процента (как в тех же США, в частности, вплоть до конца 1980-х гг. действовало так называемое правило D, устанавливающее потолок процента по ряду операций), что может позволить снизить стоимость привлекаемых ресурсов и удешевить их для реального сектора.

Наконец, один из наиболее важных тезисов, предполагающих, что все увеличение ресурсов в экономике должно идти в жесткой привязке к золотовалютному обеспечению и лишь на величину поступающей валюты можно увеличивать денежную массу.

Отметим, что данный подход основывается на давно переставшем выполняться многими странами принципе, когда эмиссия осуществлялась под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение.

Еще в 1971 г. ведущие страны признали невозможность выполнения ранее взятых на себя обязательств по беспрепятственному обмену их денежных знаков на золото по заранее оговоренному курсу, поскольку величина денежной базы в несколько раз превысила величину их золотых резервов, что свидетельствовало о несоблюдении указанного принципа. Те события вошли в историю как "крах золотодевизного стандарта". Тогда мировая экономика столкнулась с полномасштабным дефолтом основных государств.

В настоящее время для США соотношение резервы/денежная база составляет около 35% (в России - свыше 100%). Если учесть при этом государственный внутренний долг Соединенных Штатов, который потенциально может быть превращен его держателями в доллары, то величина обеспечения такого "расширенного долларового навеса" составляет менее 5%. Это лишний раз подчеркивает, что принципы и критерии пополнения ликвидности в развитых странах давно модифицировались и исходят из иных экономических ориентиров.

В практическом плане это также означает неоправданную опору на внешние ресурсы. Так, после августа 1998 г., когда получение внешних ресурсов затруднилось, многие стали напрямую рассматривать это обстоятельство не только с точки зрения решения проблем внешнего долга, но и как препятствие для нормализации финансового положения и экономической ситуации в целом. Очевидно, что необходимо привлекать валюту для обслуживания уже имеющегося долга, для обеспечения стратегического импорта и других подобных целей, и сбои в привлечении внешних ресурсов в этой связи были бы нежелательны для России.

Что же касается целей бюджетного финансирования, а также увеличения ликвидности в экономике в целом, то решение этих вопросов с опорой на внешние источники было экономически неоправданным и предопределило кризис 1998 г.

И вообще с учетом роста нестабильности мировой валютно-финансовой системы (что было еще раз продемонстрировано в апреле 2000 г.) чрезмерная опора на внешние ресурсы будет означать и большую подверженность международным кризисным процессам.



ОРИЕНТИР - СПРОС

В современных условиях центр тяжести при проведении денежно-кредитной политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос, формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на соответствующих сегментах рынка.

В этой связи реальные операции, которые обслуживаются суррогатами или валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения капитальной базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной валюты.

При этом пополнение ликвидности в экономике должно осуществляться в первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как это происходит во многих ведущих странах (так, объемы государственных казначейских обязательств, находящихся на балансе Федеральной резервной системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 1990-х гг. около 500 млрд. долл.). И вопрос состоит в том, какие механизмы следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в частности, как валютный рынок.

При этом также есть большой международный опыт и уже накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании и банки к участию в различных целевых программах, поощряют инвестиции в регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.

Естественно, следует вести речь о комплексном подходе, создающем благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по "длинным" ресурсам, что даст возможность устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же самое касается и последующих этапов движения ресурсов. Для предотвращения возврата рублей на валютный рынок и его разбалансировки также существует много рычагов.

В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота и структуры денежной массы (особого внимания при этом заслуживает практика переучета векселей) с политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.

@@@
Вернуть стране рубль
Взрыв в Техасе подбросил цены на нефть
Вперед, к русским хеппи-эндам
Вся правда о литературе
Выборы как праздник
ГУУАМ - это не то же самое что ЕАНТК или ОЧЭС
Губернатор в опасности

День Киселева в телеэфире

@@

Бороться с новым руководством бывшее собирается через суд

2001-04-05 "Боюсь, что интервью Евгений Алексеевич Киселев вам не даст. Я даже говорить ему об этом вашем желании не буду, потому что в свете последних конфликтов между вашей газетой и НТВ он не захочет с вами общаться. Могу дать телефон приемной Григория Кричевского, его персоны с вас хватит. А Киселев, уверена, давать интервью "НГ" не будет. Вы в последнее время сделали слишком много "хорошего" для нашего телеканала. Если вы уже взяли интервью у Кулистикова, думаю, Евгений Алексеевич не захочет публиковаться с ним в одном номере или тем более в следующем после него. Вам надо определиться, на чьей вы стороне. По последним событиям видно, что явно не на нашей", - такой ответ получил корреспондент "НГ", обратившийся с просьбой об интервью Евгения Киселева, от пресс-секретаря НТВ Татьяны Блиновой. Тем не менее редакция считает необходимым представить точку зрения прежнего руководства телекомпании, пусть даже на основе вчерашних телевыступлений в эфире НТВ.







О СУТИ происходящего: "Кох, Йордан, Кулистиков и все политические силы, которые ими управляют, торопились именно потому, что хотели любой ценой, скорее захватить телекомпанию, не дав нам достичь какого-то определенного рубежа в переговорах с Тернером. Я думаю, они прекрасно понимают, что, если эти переговоры в конечном итоге завершатся успешно, господин Тернер никогда не даст использовать себя как политическую крышу. Он никогда не позволит использовать его доброе имя - основателя всемирной телевизионной информационной сети для расправы над неугодной телекомпанией".

О методах борьбы: "Мы намерены добиваться правды в судах, хотя понимаем, что российская юстиция полностью подмята исполнительной властью, что суды выполняют царский заказ".

О сделке с Тернером: "Поскольку я являюсь не только генеральным директором НТВ, но еще и акционером "Медиа-МОСТа", я, разумеется, знаю, что давно уже ведутся переговоры между "Медиа-МОСТом" и Тедом Тернером и у меня есть определенные обязательства как у акционера "Медиа-МОСТа" и поэтому я просил бы вас не заставлять меня комментировать подписанные документы".

О законности происходящего: "Есть серьезные основания подозревать, что собрание было вдвойне незаконным, так как там не было кворума. Юристы НТВ получили от представителей Media Most Capital Management - одного из акционеров телеканала - информацию, что они не участвовали в собрании. Кроме того, ими не было представлено доверенности на представление своей стороны на собрании акционеров и участие в голосовании. Более того, юристы Capital сообщили, что не выдавали доверенности и BONY - еще одного акционера НТВ - на проведение собрания и на участие в голосовании. Таким образом, здесь начинает пахнуть уже уголовным преступлением".

@@@
День Киселева в телеэфире
Депутаты подозревают друг друга
Долой Форсайта
Думским центристам становится тесно в коалиции
Ждать ли сенсационных перестановок в период майских праздников?
За громким терактом - громкие заявления
К 250-летнему юбилею Гете

Капитальная бюрократия

@@

Рост зарплат и доходов чиновников был самым высоким среди всех социальных слоев России

2006-02-06 / Константин Сардовский Средняя номинальная начисленная зарплата работников сферы образования и здравоохранения.

Источник: Росстат







Министр природных ресурсов Юрий Трутнев (справа) заработал в 2004 году почти 110 миллионов рублей. Министр транспорта Игорь Левитин – почти 140 миллионов рублей.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин предложил создать общественную организацию по борьбе с терроризмом. Штаб-квартиру этой организации сенатор намерен разместить в собственном загородном доме и финансировать за счет собственных средств. По данным «НГ», господин Торшин, никогда не работал в бизнесе. И тем не менее имеет средства для такого проекта. На первый взгляд это может показаться странным, однако динамика роста доходов чиновников многое объясняет. (См.материал Сенатор Торшин будет искать террористов за свои деньги)

Процесс накопления капиталов чиновников можно разделить на два этапа: до Указа президента РФ № 519 от 10 апреля 2004 года «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности государственной службы» и после него. По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК, в период 2002–2003 годов номинальные зарплаты госслужащих выросли примерно в 1,7 раза. После указа динамика роста благосостояния госаппарата резко увеличилась. Причем тарифная, то есть декларируемая перед обществом и налоговыми органами, часть росла не так быстро по сравнению с различными премиями, надбавками и так далее.

@@@
Капитальная бюрократия
Кремлевские призраки
Кризисный замер
Куда пойти в новогоднюю ночь
Мосгордума и два по сто пятьдесят
Мосспроект Два
Музыка, растворенная в тишине

Наши болельщики встретились с ирландскими

@@

Естественно, это добром не окончилось

2002-09-09 / Дмитрий Симакин, Алла Тучкова



В субботу в Москве до начала отборочного матча Россия-Ирландия произошли столкновения между российскими и ирландскими болельщиками. Первая стычка произошла около четырех часов дня на Тверской улице рядом с рестораном "Макдоналдс". В ней участвовали около 20 ирландцев и примерно 15 россиян. Пострадали русские болельщики - одному поставили синяк под глазом, другому сломали нос, третьему ножом порезали руку.

Вторая драка произошла рядом с гостиницей "Россия" около половины шестого вечера. На этот раз подрались ирландцы. Говорят, что потасовка возникла из-за места в кафе. В ней участвовали, по разным оценкам, от 30 до 60 человек. В результате пострадали восемь человек. Двоих из них пришлось увезти в больницу.

Во время матча и после него, несмотря на то что Россия выиграла у Ирландии со счетом 4:2, никаких потасовок не произошло. Вероятно, сказалась хорошая подготовка московских милиционеров. Они заранее начали готовиться к матчу, и ненапрасно - в Москву приехали около пяти тысяч ирландских болельщиков. Безопасность во время матча обеспечивали две тысячи сотрудников милиции и военнослужащих. К стадиону были подтянуты отряд конной милиции и ОМОН. На стадион запрещалось проносить не только спиртные напитки, но и флаги с длинными древками. Часть ирландских болельщиков привезли на матч на автобусах под серьезной охраной.

@@@
Наши болельщики встретились с ирландскими
Нибелунги уже под Киевом
Низы и верхи: что-то меняется?
Нужны ли российской власти деньги
О несчастных сказочных персонажах
Обыкновенный башизм
Останкинская телебашня была обречена на пожар

Открытие на стыке культур

@@

Мусульманский композитор пишет протестантскую музыку

2001-04-14 / Михаил Жирмунский Исполнители вообще более известны, чем композиторы, и на фоне громких имен труднее оценить заслуги подлинных творцов. Композитор Ариф Мирзоев изредка привлекал к себе внимание и теперь оказался единственным создателем музыки из кандидатов на Госпремию - за "Органную симфонию памяти Баха" и "Январские пассионы". "Симфония" много исполнялась в мире на самом престижном уровне, Мирзоев признан в авторитетных кругах: в 1994 г. награжден медалью "Бах-хауза" в Айзенахе "Наследники Иоганна Себастьяна Баха" за вклад в мировую "бахиану". Главное достоинство музыки Мирзоева в том, что в поисках нового языка она чужда игры со смыслами и пробивается к глубокому духовному содержанию, полностью открыта для эмоционального восприятия слушателем.







-Ариф Абдуллаевич, вашей заслугой сочтено музыкальное соединение Запада и Востока на основе полистилистики. В чем же проблема такого сплава?

- Мне в молодости говорили: "Ты азербайджанец и должен писать азербайджанскую музыку". О том же сказал и наш основоположник Узеир Гаджибеков: если писать не родную музыку, то не удастся сделать открытия. Я прислушался к его словам - это вопрос эстетики, а не национализма. Но сам всегда сочинял полифонические пьесы, хотя нашей национальной музыке полифония, считалась несвойственна: наш мугамат - многоголосный, поэмный. В результате поисков я пришел к выводу: мугам - импровизационная музыка восточного Возрождения - имеет скрытую полифонию. Затем мой учитель Кара Караев внушал мне, что национальное в музыке надо видеть глубоко. И я стал копаться в духовной музыке ислама, которая звучала во время похоронного обряда, после него молитвы из Корана читались в основных ладах - семь мугамов, и каждый имеет свой звукоряд. С другой стороны, я уверен, что тема Токкаты и фуги ре минор Баха - восточная: там много необычных для Европы интонаций. Об этом я в Германии разговаривал с Удо Циммерманом, это композитор и главный дирижер Лейпциг-Оперы, директор Лаборатории современной музыки и друг Штокхаузена! И я ему доказал, что эта музыка Баха - готовая восточная импровизация. Бах не был на Востоке, но он не был ни в Италии, ни во Франции - просто обладал этой информацией. Циммерман сказал, что у меня иная полистилистика, которая отличается от Шнитке и соединяет невероятные вещи на трех уровнях. Первый: музыка Востока и Запада. В противоположность Киплингу, сказавшему, что Запад и Восток никогда не сойдутся, я пытаюсь доказать, что они сходятся. Второй: музыка восточного Возрождения и европейского Возрождения и барокко, старинные танцы типа пассакалии, жиги, гавота, сарабанды, менуэта. Третий: духовная музыка ислама и духовная протестантская и католическая музыка. При таком смешении и созданы моя "Органная симфония памяти Баха" и "Январские пассионы (исламская траурная месса)". В мировой музыкальной литературе не было подобных аналогов. В Германии признано, что я первый стал этим заниматься, был назван "Бахом Востока", награжден медалью Баха. Цель моей жизни - создать несколько сочинений в таком ключе и утвердиться в этой полистилистике Востока и Запада, как определил это Циммерман.

- Неужели до сих пор на Востоке не было других композиторов, воссоединившихся с западной музыкальной традицией?

- Были наши классики: Кара Караев, Фикрет Амиров - "Симфонические мугамы" Амирова играли Стоковский, Орманди. Но они писали не полифоническую музыку, а соединяли восточное и западное на принципах европейского симфонизма XX века. В ней нет того смешения, что у меня, - для этого надо быть, наверное, авантюристом. Когда я показал свои работы профессору Леману из Московской консерватории, он сказал: "Вижу, что вы ответственно подготовились к такому опыту - иначе можно было бы опозориться".

- Есть же и другие мусульманские страны. Как там обстоит дело с музыкой?

- Восточный мир имеет много импровизаторов, но они не занимались синтезом. В Турции один крупный композитор - Аднан Сайгун, он учился даже у Хиндемита и Бартока. Но в Азербайджане все несопоставимо: количество значимых композиторов и самой разнообразной музыки, система советского образования. В мусульманских странах такого больше нет нигде. И сам народ очень музыкален, склонен к импровизации. Мой учитель Караев сам учился у Шостаковича. Поэтому и я как композитор прошел эту школу. В чем ее основа? Она идет опять же от Баха: из малой темы выжимается все, что можно, за счет ее интонационного развития.

- Откуда та тема, которая открывает вашу "Симфонию"?

- Это грустная азербайджанская песня, легенда-рассказ на три минуты. Ее печальная тема развивается и доходит до грандиозной пассакалии в финале. Финал - это реквием, стоны умирающего. Все завершается проведением этой песни в грандиозном увеличении, гимном бессмертия Баха. И в этом отражены катаклизмы уже нашего века. Это мое автобиографическое произведение, я шел к нему всю жизнь. Потому что Бах - подарок самого Господа Бога.

- Почему в основе именно Бах и полифония, в чем ее преимущества?

- В Германии меня восприняли как феномен: мусульманский композитор написал протестантскую полифоническую симфонию. А начинается это в моем детстве. Мне удивительно повезло, что отец, владеющий народным щипковым инструментом тар, сам играл и увлекал детей заниматься музыкой. В начале века из провинциального городка Российской империи Ленкорань он переехал в Баку, где сумел купить восьмикомнатную квартиру у большой немецкой семьи. Немцев в Баку было много, там даже есть лютеранская церковь, где прошел концерт к моему 50-летию. Каждый из детей этой семьи играл на музыкальном инструменте. За символическую цену они оставили нам рояль "Бехштейн", пианино "Линке-Берлин", которое сейчас стоит у меня в квартире, флейту, арфу, фисгармонию и клавесин. Были и ноты произведений Баха. Моя влюбленность в Баха не была случайной. Мне больше всего нравилась фисгармония - я брал звук, он тянулся, это меня страшно увлекало. Впервые Токкату и фугу ре минор я услышал в итальянском фильме "Прелюдия славы". Меня потрясла эта полифония: один голос начинает, второй развивается, третий вступает, небольшая интермедия, и - четвертый. Для меня, как для ребенка, это была самая главная игрушка.

- Все, что выдвинуто сейчас на премию, написано довольно давно?

- Но эта музыка эксклюзивна, и интерес к ней все равно будет. "Январские пассионы" написаны по следам январских событий 1990 года в Баку, когда погибло много людей, исполнены ровно два годя спустя только один раз, потому что это сложности его партитуры не позволяют его исполнять часто: оно для хора, органа, оркестра и двух народных солистов, певца и смычкового инструмента кеманчи, напоминающего человеческое пение. А Органная симфония, наоборот, исполнялась очень много раз: впервые в 1986 году в Киеве и затем в Зале Чайковского и в Большом зале филармонии в Петербурге, в Минске, Таллине, Калининграде, в соборе Будапешта, где когда-то играл Лист…

- Как она попала в Вестминстерское аббатство?

- Я задумал проект исполнения "Симфонии" в крупнейших соборах мира. В Англии он был осуществлен в 1996 г. Премьера прошла в Кафедральном соборе Шотландии в Эдинбурге, затем в Йоркминстере, где крестили Елизавету II, и позже в Вестминстерском аббатстве. Это церковь королевской семьи, и там похоронены величайшие люди Англии - совсем особая аура и самый крупный в стране орган, на котором играли Перселл и Гендель. Собралась вся элита Лондона, архиепископ Кентерберийский. Настоятель отец Джонатан встретил Севиль Алиеву, дочь президента Азербайджана, и они торжественно открыли концерт. Это все показывали и в России по телевиденью. Потом в 1997 г. была премьера в Национальном кафедральном соборе США в Вашингтоне, который строили 100 лет и достроили при Рейгане. Чтобы сыграть в нем, органисты ждут годами. А нам с Александром Фисейским удалось договориться за восемь месяцев!

- Общались с кем-нибудь из королевской семьи?

- Перед поездкой в Шотландию мне заказали произведение в память о случившейся там трагедии: террорист застрелил в школе детей. За полтора дня я написал пьесу "Сицилиана-колыбельная детям Дамблейна". Когда проходил мемориальный концерт, на него приехал принц Чарльз, и служба началась с моего произведения. Я только по телевизору видел, как он плачет, слушая мою музыку.

- Вы азербайджанский композитор. Причем же Госпремия России?

- Я свыше 25 лет живу в России - так что я российский композитор азербайджанского происхождения. На родине я почетный член Союза композиторов, но мной не занимается родная республика именно потому, что я гражданин России и не имею никаких званий. Я давно интегрирован в российскую музыкальную культуру - меня исполняли Аркадий Севидов, Александр Слободяник, Нина Коган, Елена Гилельс, органист Наталья Гуреева, скрипач Альберт Марков. В советское время моя музыка звучала во всех залах Москвы. Одно время я и песни писал, их пели Кобзон, Лещенко, Улетова. Песня "Следы на снегу" получила Вторую премию на Всесоюзном конкурсе песни в Таллине.

- Чем живете сейчас?

- Не так давно играл в Париже 24 прелюдии для фортепиано, выступал с концертами джазовой музыки - я ведь еще и пианист-импровизатор. В Париже меня пригласили сыграть осенью "Сарабанду принцессе Диане", поскольку она погибла именно там, - это будет мировая премьера, пока что было только исполнение на Радио Объединенной Европы. Когда я встречался в Германии с выдающимся дирижером Куртом Мазуром, он долго смотрел партитуру "Органной симфонии" и спросил: "Почему вы сами не играете? Видно, что ее писал профессиональный органист". Для меня это было неожиданно. Последняя же встреча с Мазуром была на похоронах Шнитке в Москве. И когда он меня увидел, его первый вопрос был: "Наконец-то вы стали сами играть свою Симфонию?" К тому времени я оценил его дальновидность и стажировался в Московской консерватории по классу органа. И вот сейчас уже приготовлены две программы, одну сыграю в Москве в мае. Многое прозвучит впервые: например, "Аве Мария" на полный текст католического гимна - это будет восточная "Аве Мария". Есть договоренности о выступлениях в Европе, так что следующий сезон буду концертировать в качестве композитора и органиста.

- Что-то сочиняете?

- С 90-х годов я крупными произведениями не занимаюсь: сложно организовать их исполнение. Пишу камерную и органную музыку. Завершил "Бах-пассион" - версию "Органной симфонии" для симфонического оркестра. С ним я буду дебютировать в качестве дирижера. Только что написал поминальную хоральную прелюдия "Жертвам подлодки "Курск".

- Вы отзываетесь на все громкие трагедии?

@@@
Открытие на стыке культур
Первый парень на деревне
Поп-звезда за решеткой
Преемник президента
Приговор летчикам вынесен. Что дальше?
Прославление царской семьи - вопрос решенный
Путин покритиковал Геращенко

Рабочий - "уходящая натура"

@@

В Рязани обеспокоены тем, кому завтра стоять у станка

2001-05-22 / Ирина Сизова



В МИНУВШЕМ году администрация Рязанского станкозавода впервые за 10 лет расклеила по городу объявления о приеме специалистов рабочих профессий - станочников, наладчиков станков, обещая зарплату от 3 тыс. руб. Очереди у проходной не выстроились. Оказалось, что в славной когда-то машиностроителями Рязани как раз рабочие нынче в дефиците. Начавшийся подъем экономики этот дефицит обнаружил, и причины его кроются не только в тревожной демографической ситуации.

Население области сокращается ежегодно на несколько десятков тысяч человек, в 2000 году рязанцев стало меньше на 80 тыс. Специалисты считают, что такие темпы сокращения населения сохранятся еще лет 15 и к 2016 году население области едва ли превысит миллион (сейчас - 1 млн. 334 тысячи). Тогда на 1000 трудоспособных в области будет приходиться 768 нетрудоспособных. По существующим нормативам, население считается "старым", если 7% населения старше 65 лет. В Рязанской области этот показатель превышает 17%. Среднегодовая численность рабочих сократилась за последнее десятилетие почти в два раза. Черпать понадобившиеся промышленности трудовые ресурсы просто неоткуда. Рабочие с опытом и стажем сегодня, как принято говорить, - уходящая натура.

У СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ - СВОИ ЗАНЯТИЯ

По данным Службы занятости, пять тысяч безработных числится сегодня в области, более двух третей из них - женщины. Среди безработной молодежи практически нет рабочих. На одну вакансию в области приходится 1,1 безработный. Почти 90% вакансий - рабочих профессий, а предложений под эти вакансии практически нет. По мнению руководителей предприятий, Служба занятости не отвечает требованиям начавшегося экономического роста: она занята сегодня в основном регистрацией ситуации, сложившейся на рынке труда. Анатолий Балов, заместитель директора Рязанского завода автоагрегатов по кадрам, приводит такие цифры: в прошлом году на завод приняли 528 человек, из них только 10% по направлению Службы занятости. Токарей и фрезеровщиков предприятия переманивают друг у друга, как НХЛ хоккеистов, поднимая вверх планку зарплаты. Тот же станкозавод пришел недавно к парадоксальной ситуации, когда зарплата рабочих у станка превысила зарплату инженерно-технических работников.

Сегодня квалифицированный станочник на крупном предприятии получает от 5 до 7 тыс. руб. в месяц. Для Рязани это совсем неплохо. Но не зарплата стала сегодня решающим фактором при выборе места работы. Большинство молодых людей отдают приоритет возможностям карьерного роста, наличию достаточно свободного режима на рабочем месте и свободного времени вообще, стабильности работы предприятия и заработной платы. От трудовой дисциплины порядком отвыкли, а экономический рост, начавшийся в последнее время, еще не стал достаточно убедительным. Да и не модно, не престижно сегодня быть "рабочим классом". Куда престижнее другие слова: менеджер, юрист, свободный предприниматель. Да и те, кто семь-восемь лет назад, когда заводы останавливались, от станка ушли в рыночные ларьки, сегодня вряд ли вернутся на производство.

Нанять квалифицированного рабочего с улицы практически невозможно. Следовательно, его нужно обучить. Где?

ЮРИСТА ВЫУЧИТЬ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ТОКАРЯ

Казалось бы, адрес известен: в профтехучилище. Однако большинство ПТУ в области готовят сегодня специалистов отнюдь не рабочих профессий. Слесарей готовят два училища, станочников - два, так же как и наладчиков радиоэлектронной аппаратуры, токарей - одно ПТУ. Остальные привлекают выпускников школ приобщением к правоведению, менеджменту, страховому делу, экономике и бухгалтерскому учету, и так далее, и тому подобное. Чрезвычайно популярны профессии водителя автомашин и автомеханика, газоэлектросварщика, электромонтера. В прошлом году профтехучилища области подготовили для работы у станка 97 человек. Только завод автоагрегатов готов принять 30 человек. Такие же потребности у завода счетно-аналитических машин, станкостроительного, ряда других предприятий.

Областная система профтехобразования сегодня объединяет ни много ни мало - 34 учебных заведения, в которых учатся 15 тыс. человек по 96 профессиям. Так вот, из этих 15 тыс. получают специальность станочника всего 376 человек. Оказывается, подготовить станочника гораздо дороже, чем юриста или менеджера средней квалификации. Один токарный резец стоит от 30 до 100 руб., а сколько их нужно для того, чтобы обучить новичка? По той же причине, кстати, отказываются от практики обучения рабочим специальностям на предприятиях - накладно выходит. Ведь для обучения нужны инструменты, станки, электроэнергия, рабочая одежда, мастера, наконец. Знаете, сколько получает сегодня мастер производственного обучения? Ставка - 600 руб. Да и стипендия учащихся не превышает 70 руб. Нужно повышать. Это ни у кого не вызывает сомнений. Не находится только средств. Большинство училищ сводит концы с концами за счет платного обучения отдельным специальностям и сдачи помещений в аренду. А впереди, говорят, перевод всей системы профтехобразования на местное бюджетное финансирование. Вряд ли в региональном бюджете найдутся "лишние" деньги на повышение финансового благополучия профтехобразования.

ВЫПУСКНИКИ В НИКУДА

Самая же острая проблема в том, что молодежь сегодня не стремится получать рабочие профессии. Примерно 40% выпускников школ поступают в вузы. Школы ориентируют ребят в основном на получение высшего образования. В школьной программе только два часа в неделю отпускается на профподготовку, которые используются на подготовку к поступлению в вуз. Психологи в школах помогают в выборе профессий с ориентацией в основном на высшее образование. Школы практически устранились от профориентации, некогда крепкие связи с промышленными предприятиями оборваны. Результат такой практики малоутешителен: 6 тыс. выпускников школ прошлого года не трудоустроились и не поступили учиться. Куда они пошли? В основном в коммерцию. Но даже и те из ребят, которые выбрали местом своей учебы профтехучилище, вряд ли станут работать по избранной специальности после службы в армии. Многие из них не доучиваются и до третьего курса училища и не возвращаются в него после демобилизации. Утрачена и система трудоустройства, то есть распределения по предприятиям после окончания училища.

Данные, полученные после проведения исследования на эту тему в Ульяновске, подтверждают, что примерно половина выпускников технических училищ пребывают в полной неопределенности по поводу трудоустройства. По данным мониторинга, который проводился Министерством труда и социального развития РФ при участии Госкомстата РФ, в общем числе принятых на работу предприятиями выпускники учебных заведений составляют в среднем 2 - 3%. По мнению директора средней школы #71 города Рязани Марии Полухиной, и сегодня в профтехучилища идут только те, от кого школы стремятся избавиться. Она считает, что нужно давать рабочие специальности учащимся старших классов. Тогда те, кто не поступил в вузы, пойдут работать на заводы. Школа #71 обучает своих выпускников параллельно в производственном училище - закончив школу, они имеют и рабочую специальность.

Но этот единичный пример, разумеется, не решает проблемы обеспечения промышленности квалифицированными кадрами. Системы подготовки и трудоустройства таких специалистов в области нет. Есть несколько ведомств, которые ведут учет, складывают и умножают некие цифры, но никто из них не берется ответить на вопрос: кого же поставить к станку? Трудное дело подготовки региональной программы содействия организациям и предприятиям в профессиональном развитии персонала взяла на себя Рязанская торгово-промышленная палата. Для начала ей удалось собрать заинтересованных лиц и обсудить проблему на конференции, посвященной кадрам в промышленном производстве. Но большинство приглашенных на нее руководителей были готовы лишь к обсуждению проблемы, участвовать же в подготовке и обосновании программы подготовки кадров не спешили. И все-таки лед тронулся. К решению проблемы удалось привлечь властные структуры, руководителей ряда предприятий.

@@@
Рабочий - "уходящая натура"
Ректор питерского университета не нашла русского слова
Рожать не заставишь
Российско-американский саммит ничего не решит
Россия на путях миростроительства
СПС выходит из окопов
Сергей Христианович

Смертельный рейс

@@

Опасный участок дороги в пригороде Петербурга стал местом гибели 10 пассажиров маршрутки

2002-11-06 / Екатерина Блинова



Десять человек, в том числе 10-летний мальчик, погибли, и еще пятеро пострадали в результате столкновения автокрана "МАЗ" и маршрутного такси на 671-м км Московского шоссе под Санкт-Петербургом.

Авария произошла вечером в понедельник между поселками Петрославянка и Ям-Ижора. В питерском управлении ГО и ЧС "НГ" сообщили: "Столкновение автокрана, принадлежащего Балтийской строительной компании, и маршрутки марки "Газель" произошло в половине девятого вечера. Судя по всему, при обгоне маршрутка пересекла две сплошные линии и выскочила на встречную полосу движения. Водитель "МАЗа" попытался уйти от столкновения, но на скользкой дороге тяжелый кран перевернулся, после чего в него врезалось такси".

По словам очевидцев, "Газель" буквально разорвало пополам. Чтобы вытащить пассажиров и водителя из искореженного автомобиля, спасателям пришлось применить спецтехнику. Прибывшим на место аварии врачам пришлось констатировать, что семь человек (среди них два гражданина Белоруссии) погибли на месте. Три человека умерли позже: один мужчина - в машине "скорой помощи", еще двое пассажиров маршрутки - в 33-й горбольнице.

Заведующий травматологическим отделением 33-й больницы Юрий Попов рассказал корреспонденту "НГ", что еще двое пациентов, пострадавших на Московском шоссе - молодые мужчина и женщина, - "находятся в удовлетворительном состоянии". Нет угрозы и для жизни трех пострадавших, доставленных в 38-ю больницу. В приемном покое клиники корреспонденту "НГ" заявили: "Пассажиры маршрутки - две девушки и молодой человек - чувствуют себя неплохо. Они пришли в себя, и их уже навестили родственники".

По предварительной версии сотрудников ДПС, авария произошла по вине погибшего 27-летнего водителя "Газели", которому и принадлежал автомобиль. Такси "ЧП Антошевский" совершало рейс по маршруту # 5 от станции метро "Звездная" до райцентра Тосно. Милиционеры склоняются к тому, что к столкновению привело нарушение правил обгона и превышение скорости на опасном неосвещенном участке шоссе.

@@@
Смертельный рейс
Тюрьма для Кононова
Футляр для мозга
Хайри Аль-Ориди: «Мы будем стремиться к миру»
Холодное воскресенье в Иркутске
Чечня - в центре дискуссии
Что в суме у Сумина?

Что плохо лежит

@@

Про подводную лодку «Курск», а также про живую газету и мертвый Театр на Малой Бронной

2006-08-17 / Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".



«Подводная лодка в степях Украины» – называется новый спектакль, премьерой которого открыл свой новый сезон Театр на Малой Бронной. В пьесе Юрия Юрченко (и в спектакле, который поставил режиссер Алексей Литвин) всю дорогу рассказывается про катастрофу подводной лодки «Курск». Получается, что премьеру выпустили к дате – как раз в эти самые августовские дни 2000 года весь мир сперва искал, потом спасал, потом переживал гибель подлодки.

Вообще-то пьеса Юрченко была написана еще до «Курска», но после него и, может быть, даже специально для спектакля на Малой Бронной была актуализирована и «приросла» пространными политическими монологами, которые герои обращают не столько друг другу, сколько – в зал, который, надо сказать, не сразу разобрался, за кого «воюют» театральные агитаторы. Публицистическая направленность предопределена: из трех-четырех главных героев двое – журналисты, Геннадий – столичный, из Москвы, Наоми – американская (есть еще и телеведущая, но она выходит совсем уж под занавес). Все прочие – то и дело цитируют или ссылаются на газетные публикации, прислушиваются к радиоприемнику и даже ведут совершенно мистический диалог с ведущей новостей.

@@@
Что плохо лежит
Чтоб побыстрее отвязались
Шеварднадзе попенял западу