"Альтернативные" заложники

@@

Нижегородский эксперимент стал разменной монетой в крупной политической игре

2002-03-15 / Сергей Анисимов



Первый в России муниципальный отряд альтернативной гражданской службы продолжает свою работу в Первой градской больнице Нижнего Новгорода. Но эти 20 молодых людей, которые уже стали телевизионными звездами не только на местном, но и на федеральном ТВ, оказались в центре большого политического противостояния.

Альтернативная гражданская служба для тех, кто по религиозным или иным (строго определенным и веско мотивированным) причинам отказывается от службы в армии, скорее всего будет официально разрешена в России с 2004 г. Однако нынешний бег нижегородской дрезины впереди федерального паровоза очень не нравится Москве. Например, вице-премьер Валентина Матвиенко уже заявила, что федеральная власть считает нижегородский эксперимент незаконным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столичные чиновники стремятся прикрыть, пока не поздно, нижегородскую лавочку, выставив в качестве стрелочников мэра города и поддержавшего его губернатора. Но дело не в мэре, не в губернаторе и, может быть, не в двадцати альтернативщиках.

Ни для кого не секрет, что нижегородский эксперимент с альтернативной гражданской службой является одним из важнейших звеньев стратегического проекта "Союза правых сил" по проведению в России военной реформы. В конце февраля лидер СПС Борис Немцов вместе с другими депутатами Государственной Думы навестил свою политическую родину - Нижний Новгород. Участникам круглого стола, организованного в Нижегородском кремле по поводу его приезда, раздавали брошюры о проекте военной реформы, подготовленные СПС при содействии гайдаровского Института экономики переходного периода. Думская делегация вместе с губернатором Геннадием Ходыревым посетила Первую градскую больницу и была вполне удовлетворена ходом экспериментально-альтернативной службы. Визитеры сошлись во мнении с местными функционерами: необходимо ускорить принятие федерального закона об альтернативной гражданской службе нижней палатой российского парламента.

На следующий день после визита думцев прокуратура Нижегородской области оповестила всех заинтересованных лиц, что, поскольку федеральный закон до сих пор не принят, альтернативная служба, организованная в Нижнем, является незаконной.

Инициаторы и разработчики нижегородского эксперимента с этим не согласны. По словам начальника правового департамента администрации Нижнего Новгорода Татьяны Гришиной, механизм эксперимента по АГС не выдуман мэрией, а базируется на российском законодательстве: "Мы не самые умные, а просто долго изучали право". Со своей стороны военный комиссар Нижегородской области Алексей Волков недвусмысленно заявил журналистам: "Это дело незаконное, и я буду всячески ему противиться". Самим двадцати альтернативным служащим роль заложников политического противостояния между федеральной властью и "Союзом правых сил" не нравится, поскольку нет никаких гарантий, что завтра из нижегородской больницы их не призовут в Вооруженные силы.

В ближайшее время решение Нижегородского областного суда о запрете эксперимента будет оспорено в Верховном суде. Мэр Нижнего Юрий Лебедев заявил, что лично пойдет защищать в суде интересы альтернативщиков. От успеха или провала эксперимента напрямую зависит его судьба как политика. Губернатор Геннадий Ходырев считает, что нижегородским альтернативщикам не грозит призыв в армию или, хуже того, какой-нибудь военный трибунал: "Они будут служить, а мы - челобитные в Москву писать". В то же время губернатор явно не желает открытой конфронтации с Центром. "Дальше плодить эту проблему я не собираюсь", - отрезал Геннадий Ходырев.

Федеральный Центр стремится сейчас пресечь на корню нижегородский эксперимент не потому, что в Кремле категорически против альтернативной службы, которая давно уже стала данностью не только в Европе, но и странах ближнего зарубежья (в частности, на Украине). Дело скорее в том, что Борис Немцов, судя по всему, собирается продвигать нижегородский эксперимент и дальше, поскольку более удобного способа привлечь внимание к идеям правых о переходе на профессиональную армию может и не представиться. А федералам очень не хочется усиления политического влияния и роста рейтинга правых.

@@@
"Альтернативные" заложники
"В Адыгее национальных проблем пока нет"
"Всеобщий переход на латиницу неизбежен"
"Меня критикуют за жесткость в оценках"
"Мы находимся во враждебной среде"
"Последнее китайское предупреждение" кабинету Касьянова
"СПС проиграет выборы с Гайдаром или Кара-Мурзой"

1. Конституцию поправили

@@

Самый важный шаг президента – правка Основного закона

2008-12-30



За полгода своего президентства Дмитрий Медведев успел сделать немало. Однако самым значительным его шагом стала «техническая» правка Конституции.

Казалось бы, какая разница, сколько править президенту – четыре, пять, шесть лет? И не все ли равно электорату, мягко говоря, слабо знакомому с думской деятельностью, какой срок отсидят в Москве депутаты, избранные в нижнюю палату или по легкомыслию, или – «от противного», или – от протеста, но очень редко – по уму? Но увеличение срока правления главы государства и Государственной Думы – шаг не технический.

Именно это имел в виду Владимир Путин, когда в феврале 2004 года высказался по поводу инициативы ивановских парламентариев, предложивших увеличить до семи лет срок президентского правления. «Есть обстоятельства, которые не позволяют поддержать эту инициативу, – стремление к стабильности будет достигнуто за счет дестабилизации основ Конституции, которая является гарантом стабильного развития страны», – считал тогдашний президент. Он был уверен: «Мы должны сделать все, чтобы обеспечить неприкосновенность Конституции». Заметим: Путин делом подкрепил свои слова. В знак уважения к незыблемости Конституции и вопреки страстному желанию своего окружения он ушел с поста президента.

Инициатива по увеличению сроков означает, что теперь уже премьер Путин пересмотрел свои взгляды самым кардинальным образом. Да и Дмитрий Медведев 9 декабря, на встрече с судьями Конституционного суда, подчеркнул, что не считает коррекцию отдельных статей Основного закона нарушением ее базовых принципов. Что подвигло на столь решительный шаг двух лидеров страны?

Конституция в одночасье перестала быть священной коровой. И следующая ее правка – в любую сторону – вопрос времени. Возможно, не слишком отдаленного. О чем свидетельствует недавняя проговорка сенатора Александра Торшина, предложившего на всякий пожарный случай написать несколько Конституций – про запас.

Важность правки Конституции заключается в одностороннем нарушении договора, заключенного между властью и обществом. Поскольку Основной закон и является выражением такого пакта. Фактически в декабре этот договор был видоизменен, и при этом власть не сочла необходимым посоветоваться со второй стороной заключенного союза. Как и внятно объяснить гражданам причины правки. Именно поэтому люди поняли только, что нынешней элите хочется просто подольше задержаться в креслах. Не исключено, что поняли правильно.

Депутаты и сенаторы живо откликнулись на предложение президента и, не откладывая в долгий ящик процедуру внесения правок в Основной закон, управились с этим за месяц. Президент попытался заодно добавить нижней палате полномочий по части контроля за деятельностью правительства, однако конституционное большинство Думы отнеслось к идее с плохо скрытым отвращением. Идея вызывать на ковер собственного партийного лидера не показалась единороссам удачной. И поэтому была благополучно похоронена.

Стараясь сделать политическую систему более демократичной и прозрачной, Медведев предложил еще пару-тройку новаций. Однако и здесь исполнение Думой поручений главы государства оказалось избирательным.

К примеру, президент посчитал, что в Совет Федерации должны попадать исключительно депутаты местных парламентов, чтобы верхняя палата действительно могла считаться палатой регионов. Соответствующий закон был принят. Но с большой отсрочкой и для нынешних сенаторов, и для тех, кого будут назначать в верхнюю палату еще в течение двух лет.

@@@
1. Конституцию поправили
«Полюса роста» и «мертвые зоны»
«Пускай сидят в наших тюрьмах»
АПР составит партию с "Единой Россией"
Автограф Абрамовича по высокой цене
Адыгея надеется на Европу
Амнистированный туркмен становится помещиком

Банковскую систему губит монополизм

@@

Александр Хандруев: ужесточение контроля над банками не приведет к положительным результатам. Банковскую систему губит монополизм

2004-09-21 / Елена Тихомирова Сегодня должны стать известны первые банки, прошедшие в систему страхования вкладов. О плюсах и минусах этой системы, а также о том, насколько критическим является состояние российской банковской системы, в интервью «НГ» рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков, бывший зампред ЦБ Александр Хандруев.







Александр Хандруев уверен, что наша банковская система не так плоха, как думают на Западе.

Фото Петра Кассина (НГ-фото)

– Насколько, по-вашему, систему страхования вкладов можно считать реальным инструментом защиты банковской системы и населения?

 

– В целом введение системы страхования средств физических лиц – хороший шаг вперед. Вклад до ста тысяч рублей теперь будет гарантирован государством. Правда, вполне понятно, что система страхования депозитов имеет свои плюсы и минусы. Плюсом можно назвать повышение доверия к банкам. А минусом – появление почвы для злоупотреблений: ведь если государство возврат вкладов гарантирует, то ответственность банков уменьшается.

 

– А не кажется ли странным, что банк, уже получивший лицензию на финансово-кредитную деятельность, должен получать еще и дополнительное разрешение на работу с частными лицами? Не профанация ли это банковской лицензии?

 

– Действительно, отбор банков, допущенных к системе страхования, в принципе ненужная процедура. Это и спровоцировало кризис межбанковских отношений и по-прежнему усиливает напряжение на рынке. Есть опасность того, что к отбору и проверке банков могут быть примешаны субъективные пристрастия. И от этого не отделаться. Но коль скоро уж закон принят, надо, чтобы он наконец заработал. Другое дело, что принят он все-таки довольно сырым и не в самой лучшей его версии. И Центробанк не должен создавать искусственных преимуществ каким-то банкам. Если что и губит банковскую систему – это монополизм!

@@@
Банковскую систему губит монополизм
Банкротство по-заграничному
Без вина виноватые
Берл Лазар: "Помогаем каждому, кто к нам обращается"
Беспризорная Клайпеда
Бессмертный самиздат
В Нидерландах легализовали эвтаназию

В Подмосковье запретят нацистскую символику

@@ 1999-10-15 / Даниил Вязен



Теперь и в Подмосковье этого не будет.

Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

ДЕПУТАТЫ Мособлдумы преодолели вето губернатора Московской области Анатолия Тяжлова, наложенное им на региональный закон "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области", который был принят Мособлдумой 14 июля этого года. Теперь Анатолий Тяжлов обязан его подписать. Ранее аналогичный закон был принят и в Москве.

Три месяца назад юристы администрации подмосковного региона не рекомендовали губернатору подписывать этот закон. Они основывались на том, что преследование свастики может обострить отношения властей с рядом восточных религиозных конфессий. Многие из них издревле используют знак, который очень напоминает символы нацистов в период их правления в фашистской Германии. В частности, буддизм. Поэтому, по мнению юристов администрации, преследовать фашистскую символику нельзя. Парламентарии не согласились с такой трактовкой и выступили против символики. 14 октября двумя третями голосов они преодолели вето.

@@@
В Подмосковье запретят нацистскую символику
В Сербии возможен путч
В Туркмении отменят смертную казнь
В Японии вводят полный запрет на курение в общественных местах и на транспорте
Вакцинацией по заразе
Валерий Сердюков: «Армию чиновников увеличивать не собираемся»
Владимир Путин: позитивные тенденции есть, но пока это только тенденции

Во взаимоотношениях двух палат парламента заложен конфликт

@@

Спикер Мосгордумы Владимир Платонов считает, что закон о формировании Совета Федерации необходимо серьезно совершенствовать

2002-07-30 / Ольга Тропкина В последнее время все больше политиков высказывают озабоченность деятельностью верхней палаты российского парламента. Но если раньше самой актуальной темой был вопрос о прямых выборах членов Совета Федерации, с тем чтобы значительно укрепить этот орган и сделать его по-настоящему самостоятельным, то сейчас нередко приходится слышать радикальные мнения о том, что СФ в структуре власти вообще не нужен. О принципах формирования верхней палаты парламента, о необходимости новых взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы в интервью корреспонденту "НГ" рассказывает председатель Московской городской Думы Владимир Платонов.



- Владимир Михайлович, в августе исполняется два года с того момента, как был принят закон о новом порядке формирования Совета Федерации, но сегодня все чаще звучат голоса о том, что схему построения Федерального собрания надо изменить. Некоторые предлагают даже ликвидировать верхнюю палату парламента и передать ее полномочия Госсовету.

- Я спокойно отношусь ко всяким "ликвидаторам". У них старая советская закалка и методы 1937 года: нет человека, нет проблемы. Я считаю, что проблема Совета Федерации - надуманная проблема и его ликвидация - надуманное решение. Есть федеративное государство - Российская Федерация, есть российская Конституция, где четко прописаны все органы власти, в частности парламент, состоящий из двух палат. Это Государственная Дума, где представительство граждан и, к несчастью, политических партий, и Совет Федерации как представительство субъектов РФ. Порядок формирования верхней палаты менялся уже трижды.

И когда велась работа над законом о порядке формирования СФ, со дня принятия которого мы собираемся "отпраздновать" два года, мы понимали, что закон несовершенен и он промежуточный. Понимали, что потом его надо будет совершенствовать. К примеру, избирать верхнюю палату путем прямых выборов.

Между тем в Конституции четко прописаны полномочия Совета Федерации, которые он не имеет права никому делегировать. Так что передать их, например, Госсовету нельзя, поскольку последний - чисто совещательный орган при президенте. Он не может подменить собой верхнюю палату парламента. В то же время я никогда не был сторонником принятия нынешнего закона о порядке формирования СФ. И то, как верхняя палата проявляет себя в работе, только подтверждает мою правоту.

- Какой закон в таком случае нужен?

- Я хотел бы обозначить две составляющие этого вопроса. Это прямые выборы сенаторов в регионах и изменение процедуры участия СФ в работе над законопроектами. При этом все полномочия должны остаться. Есть такое понятие - "челночная работа" палат над законом. Сейчас у нас законы принимаются в Госдуме в трех чтениях и вносятся в верхнюю палату парламента, которая может только отклонить законопроект или его одобрить. И с этой процедурой вполне справлялись представители законодательной и исполнительной власти регионов. Но поскольку сейчас сенаторы работают на постоянной основе, я считаю, что процедурные взаимоотношения между двумя палатами парламента должны быть другими. Получив законопроект из Госдумы, СФ вносит свои поправки (сейчас возможно внесение поправок только путем отклонения документа и создания согласительной комиссии) и передает закон нижней палате парламента. Документ "переходит" из Думы в Совет Федерации до тех пор, пока он не станет совершенен.

- Сложно представить эту схему работы над законами в отношении, к примеру, федерального бюджета, рассмотрение которого при этой схеме может затянуться очень надолго...

- А кто сказал, что законы должны готовиться очень быстро? Если взять опыт Москвы, то у нас есть законы, над которыми мы работаем годами. Мы знаем, что должно быть законодательное регулирование в какой-то области, но мы спорим о том, каким оно должно быть. Сейчас же, при нынешней процедуре прохождения законопроектов, в отношениях между нижней и верхней палатами парламента заложен конфликт. Та процедура, которую я предлагаю, снимает конфликтность.

- Складывается впечатление, что сегодня все говорят о выборности СФ, но реально никто ничего не делает. Почему бы Мосгордуме как органу, имеющему право законодательной инициативы, не взяться за разработку соответствующего документа?

- Мне жалко на это тратить время.

- Вы были одним из главных инициаторов создания "второго Госсовета" - Совета законодателей. Оправдывает ли себя, по вашему мнению, этот орган?

- И в Госсовете основная работа ведется не на больших публичных заседаниях. Такие мероприятия - это скорее официоз, а нам нужна ежедневная работа парламентариев всей России. Порой в регионах принимаются законы гораздо более эффективные и качественные, нежели на федеральном уровне. Кроме того, с помощью Совета законодателей мы можем уменьшить законодательную нагрузку на депутатов Государственной Думы. То есть выгод от этой организации довольно-таки много. Я считаю, что у нее нормальное будущее. К тому же это один из видов построения гражданского общества.

- На днях глава Генсовета "Единой России" Александр Беспалов сделал весьма резкое заявление, суть которого состоит в том, что его партия не намерена блокироваться на следующих выборах практически ни с одной политической структурой, кроме Народной партии Геннадия Райкова. Как в таком случае будет развиваться ситуация, например, в Москве, учитывая, что вы член СПС, а Юрий Лужков - один из руководителей "Единой России"?

- Я не думаю, что мнение всей "Единой России" соответствует сути высказывания Александра Беспалова. Это немножечко неконституционно и немножечко утопично. Возьмем, к примеру, Государственную Думу - там периодически происходит столкновение интересов, и идеи "Единой России" зачастую бывают правее идей "Союза правых сил". А делать такие заявления - это, наоборот, загонять себя в какие-то рамки, которые не дают возможности сотрудничать. Ведь мы говорим о создании нормального гражданского общества. И если брать работу Мосгордумы, то у нас вполне успешно работают вместе депутаты от разных политических структур.

- Значит, вы не против того, чтобы повторить на уровне Госдумы опыт выборов в Мосгордуму, когда политические структуры просто заключили между собой соглашение и заранее поделили избирательные округа?

- Я считаю, что, если это произойдет, не будет ничего страшного. Это только защитит избирателей от грязных избирательных технологий.

- В связи с недавним решением Конституционного суда, которое позволило многим главам регионов избираться, встает вопрос о переносе даты выборов мэра, поскольку Юрий Лужков сможет избираться еще на два срока, если эти самые выборы пройдут в октябре 2003 года. Между тем решение о назначении даты выборов принимает именно Мосгордума.

- Решение КС еще ничего не позволяет. Раньше не было закона, который регламентировал бы, сколько раз могут избираться главы субъектов Федерации. Поэтому московское законодательство никогда не ограничивало количество сроков ни для главы исполнительной власти столицы, ни для депутатов МГД. В 1999 году появился Федеральный закон, который обратной силы не имеет, поэтому можно было избираться еще два раза. Но хочу напомнить, что, если бы была норма, разрешающая хоть пять раз подряд избираться, есть люди, которых не изберут вообще ни разу. Так что бояться решения КС не нужно. Мы действительно устанавливаем дату выборов мэра, но пока еще никаких предложений о переносе выборов главы столицы к нам не поступало. Если они появятся, мы обязаны будем эти предложения рассмотреть.

- Как вы оцениваете внесенную в Госдуму законодательную инициативу СФ, которую уже назвали законом о "пожизненном сенаторстве"? Этот документ предусматривает возможность для региона отозвать своего представителя только с его согласия...

- Я не знаком с этой законодательной инициативой, поэтому не готов ее комментировать. А вообще есть закон Российской Федерации, где четко определено, что полномочия члена СФ ограничиваются сроком полномочий того органа власти, который его направил. К примеру, полномочия Бориса Никольского в Совете Федерации закончатся с прекращением полномочий Юрия Лужкова.

- Считаете ли вы целесообразным предложение Юрия Лужкова о том, что эффективней было бы разделить страну на девять частей и передать часть полномочий президента полпредам?

@@@
Во взаимоотношениях двух палат парламента заложен конфликт
Волошин против программы Чубайса
Вооруженный мятеж как источник права?
Все для иностранного инвестора
Газ и электричество должны выйти на рынок
Геноцид - преступление против человечества
Год Башара Асада

Госзаказы и театр

@@

Судьба Киностудии имени Горького в руках Владимира Грамматикова

1999-11-12 / Павел Руднев Кинорежиссер Владимир Грамматиков пришел к руководству Киностудией имени Горького 2 ноября 1998-го. Этому событию предшествовал период, когда во главе кинoконцерна для детей и молодежи стоял Сергей Ливнев, деятельность которого оценивают сегодня крайне неоднозначно. Связь Грамматикова с киностудией тесная - здесь он в 1960-х снимался сам, а в 70-х снял все свои лучшие картины: "Усатый нянь", "Шла собака по роялю", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".



Владимир Грамматиков, кинорежиссер и киночиновник.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, прошел год. Этого достаточно, чтобы определилась стратегия работы?

- Долгое время я занимался "анализом наследства". Работа по устранению проблем, созданных не мной, затянулась, ее было больше, чем я мог предполагать. Поэтому в этот год и, видимо, еще следующие полгода буду вынужден отказываться от любых творческих предложений. Сейчас я в своем кабинете безвылазно.

Но тем не менее нынешняя стратегия киностудии однозначна - это возвращение к производству искусства для детей и молодежи - направление, которое было утеряно при прошлом правлении. Сейчас взят курс на преобразование горьковской кинофабрики в Российский детский центр визуальных искусств. Сегодня мы не только можем, но и должны (и прежде всего по экономическим причинам) производить не только кино, но и самые разнообразные телепрограммы и даже мультимедийные продукты.

Детское телепроизводство - спасательный круг для Студии Горького. Сегодня это продукт, нужный всем. Рано или поздно будет принят закон о квотировании национального эфира - сколько часов российских передач и сколько западных, сколько программ для детей и сколько для взрослых. Поэтому нам всем сейчас нужно искать и создавать все возможные подходы к созданию национального детского телеканала.

Мы приступили к разработке на базе студии серии компьютерных программ. В частности, готовится энциклопедия "История Великой Отечественной войны". Внутрь программы заложены и самые настоящие игры - осада Брестской крепости, Сталинградская битва, симулятор танка "Курская дуга". Киностудия обеспечивает почти весь творческий состав - актеры на озвучание, художники, графики, мультипликаторы, драматурги. Изготовив серию таких компьютерных дисков, мы можем близко подойти к осуществлению моей давней мечты - к созданию российской детской видеоэнциклопедии. Например, серия видеокассет о 2000-летнем пути христианства, о войне 1812 года.

За этот год продолжалась работа над двумя последними картинами из малобюджетного цикла, который был изобретением Ливнева. Недавно вышел в прокат фильм "8 1/2 долларов" Григория Константинопольского, на стадии монтажа картина "Не хватайте скорпиона за уши" режиссера Евгения Митрофанова.

В ближайшее время мы приступаем к съемкам 10 серийных телефильмов по русским классических водевилям XIX века. Над проектом будут работать Александр Орлов, Виктор Титов, Евгений Гинзбург, Сергей Стеблов, Игорь Ясулович, Александр Титель, Владимир Мирзоев. Среди авторов - Некрасов, Каратыгин, другие; будут даже совершенно неведомые пьесы, существующие только в рукописях. В одном из водевилей снимется Инна Чурикова.

У меня как театрального актера в далеком прошлом есть огромное желание работать с театральными людьми. В театральной жизни сейчас сосредоточена колоссальная энергия - и может быть, на хвосте театра, подцепившись, мы и вылезем наружу из нашей кинематографической ямы.

- К чему еще в ближайшее время готовиться любителям российского кино?

- Совсем недавно закончил съемки фильма "Праздник" Гарик Сукачев (об этом читайте "НГ" 08.10.99. - Ред.) - о самом начале войны, где главные роли играют дети. Сейчас идет монтажный период и досъемки, музыку дописывает Тодоровский-старший. К концу года фильм будет готов. Студия ведет переговоры с властью, чтобы он вошел в программу официального празднования 55-летия Победы в мае 2000 года. Российским губернаторам будет рекомендовано включить в программу региональных празднеств показ нашего фильма. Перед его началом будут звучать песни из альбома Сукачева и Тодоровского, где собраны "окопные песни" - те, которые сочинили солдаты.

Скоро запускается в работу и другой глобальный проект - военно-патриотическая эпопея "Авианосец". Государство должно отвечать за воспитание патриотического духа, поэтому есть острая необходимость финансировать патриотическое кино. Это будет картина для подростков о жизни настоящих мужчин, героев. Большинство сцен будет снято на громадном крейсере, который стоит в Североморске. К середине декабря Валерий Залотуха должен принести нам готовый сценарий.

Будем снимать и телесериал "Театральная академия" - фильм о студентах театральных вузов, где будет увековечен мимолетный опыт многих бывших студентов - любви, отношений с родителями, неудач и успехов в учебе, будут и специфичные темы - жизнь театральной общаги, блат, капустники, театральные розыгрыши.

В наших планах - сериал о современной армии. Мы выбираем слабенький вариант - военное училище, где отношения чуть мягче. Не рискнем выпускать на телеэкраны жестокость и насилие.

@@@
Госзаказы и театр
Гости с юга
Государство не может быть шулером
Губернатор и Дума не сошлись в цене на землю
Демократический шлагбаум для оппозиции
Депутаты готовятся к зимним каникулам
Закон принят, закон действует

Закон прозреть поможет

@@

Ярославский депутат умудрился обеспечить госфинансированием собственную клинику

2002-06-17 / Евгений Соловьев



Каждый хоть как-то хочет прильнуть к бюджетному пирогу. Но одно дело ежегодно добиваться выделения денег из казны, совсем другое - принять закон, который обязывал бы платить тебе государственные средства. В Ярославле подобного добился член фракции "Единая Россия" в Госдуме области Александр Тихов.

Помимо депутатства у него есть другой статус - главный врач ЗАО "Межрегиональная клиника". Этот единственный в Ярославле центр лазерной коррекции зрения является частной собственностью депутата. После вступления в силу областного Закона "О компенсациях молодежи с ослабленным зрением на оперативное лечение" клиника Александра Тихова будет финансироваться из средств Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), несмотря на то что в регионе часто не хватает средств на лечение остронуждающихся больных.

Центр Александра Тихова - предприятие, оказывающее населению платные услуги: от обследований, подбора очков и контактных линз до операций с помощью лазера. Так, за фоторефракционную кератотомию одного глаза пациент должен заплатить 6-7,5 тыс. рублей. Лазерная коррекция зрения сегодня отнесена медициной к косметическим операциям. Она не излечивает само заболевание (близорукость или астигматизм), но позволяет человеку избавиться от необходимости носить очки или контактные линзы.

Естественно, не каждому под силу выложить 6-7 тыс. рублей за операцию на одном глазу. Сегодня ярославцы составляют около половины пациентов Александра Тихова, остальные приезжают из других регионов. Руководитель ЗАО "Межрегиональная клиника" давно задумался, как увеличить число своих клиентов. Депутат выделял областной власти квоты на бесплатное лечение детей. Два последних года, по его утверждению, студентам предоставлялась 50-процентная скидка, а дети до 18 лет обследовались бесплатно.

Одновременно народный избранник разработал законопроект, который бы позволил частично оплачивать операции за счет средств Фонда ОМС. Началась кампания борьбы за избавление молодежи от очков и контактных линз. "В Ярославской области более 30% населения имеют аномалии рефракции, то есть близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Плохое зрение является одним из основных факторов, препятствующих молодым людям получить престижную профессию и найти квалифицированную работу. Каждый год тысячи молодых людей вынуждены, простившись с мечтой о любимой профессии, устраиваться на низкооплачиваемую работу, так как не могут пройти медицинские комиссии по зрению при поступлении в вузы и трудоустройстве", - пишет в пояснительной записке к законопроекту Александр Тихов.

Пока в областной Думе обсуждалась инициатива Александра Тихова, заинтересованные стороны (департамент здравоохранения, дирекция ТФОМС, страховые компании, главный офтальмолог области) высказывались против его принятия. Еще бы - депутат хотел, чтобы операции в его клинике оплачивались из резерва предупредительных мероприятий страховых компаний. На незаконность этой инициативы неоднократно указывали все - от ТФОМС до прокуратуры и управления юстиции.

Противники законопроекта заявляли также, что Александр Тихов хочет обязать за счет средств фонда оплачивать косметические операции, в то время как денег не хватает на жизненно важные виды лечения. К страховым компаниям и в департамент здравоохранения часто обращаются за помощью люди, когда стоит вопрос о жизни или смерти. Значительная часть медицинской помощи сейчас не гарантируется полисом ОМС. Так, больные вынуждены собирать деньги на приобретение кардиостимуляторов импортного производства, различных протезов, искусственных суставов и металлоконструкций, многих дорогостоящих медикаментов (в том числе для лечения рака). Даже за операции на сердце и головном мозге в московских клиниках с пациентов нередко запрашивают астрономические суммы. Увы, оплатить такое лечение может далеко не каждый человек.

Главный офтальмолог области Алексей Тихомиров также выступает против инициативы депутата-бизнесмена. "Если есть лишние деньги в фонде, можно найти им более достойное применение. Например, профинансировать операции по удалению катаракты с помощью лазера, что позволило бы сократить расходы на содержание больных в стационаре", - считает специалист.

Казалось бы, законопроект Александра Тихова был обречен, но ему помог случай. В начале года в области разразился небольшой скандал - прокуратура и казначейство проверили работу дирекции Фонда ОМС за 2000 год и обнаружили множество случаев нецелевого использования средств. Руководитель ЗАО "Межрегиональная клиника" тоже до этого момента критиковал руководство фонда, но в ходе дебатов резко поменял свою позицию, что удивило многих. Дирекция Фонда ОМС в его речах стала чуть ли спасителем ярославской медицины. Сразу же произошло невозможное - его закон был принят.

В его тексте нет прямого указания, что за счет средств территориального Фонда обязательного медицинского страхования будут делаться операции в ЗАО "Межрегиональная клиника". Но из указанных трех видов лечения одно - фоторефракционная кератотомия - производится только в центре Александра Тихова, а два других - как у него, так и в других больницах Ярославля. Малообеспеченными больными оказались в законе все учащиеся и выпускники школ, студенты и аспиранты вузов и т.д. Теперь 50% стоимости операций для большинства из них должно оплачиваться за счет основных средств ТФОМС.

@@@
Закон прозреть поможет
Знакомьтесь: ваш стукач
Изменения назрели
Индустрия СМИ наметила пути своего развития
Информация резко повысит капитализацию Москвы
Ирак может остаться без законодателей
История без вертикали

Кавказский барометр

@@

Лидеры рейтинга нестабильности - ближайшие соседи Чечни

2002-03-18 / Илья Максаков



О том, что Юг России вообще и Северный Кавказ в частности являются самой "горячей" частью страны, говорится столько, что повторять это лишний раз бессмысленно. В числе главных проблем региона, конечно же, называют войну в Чечне, под знаком которой постоянно живут все ее соседи. Говорят о геополитическом значении Северного Кавказа, реальной опасности его потери Россией, концентрации здесь международного терроризма и религиозного экстремизма, перманентном ухудшении социально-экономической и криминогенной ситуации и т.д. и т.п. У всех на устах проблемы неспокойной границы с государствами Закавказья, борьбы за Каспий, проникновения в регион наркотиков, талибов и даже самого бен Ладена. С течением времени количество наводящих ужас тем не уменьшается, а с появлением по ту сторону Кавказского хребта американских спецназовцев обещает стремительно возрасти.

Но как измерить степень напряженности Юга России по его различным субъектам? Какой регион более нестабилен и в перспективе является потенциальным источником наибольшей опасности? "НГ" рискнула составить рейтинг нестабильности (антирейтинг стабильности) субъектов РФ Южного федерального округа. Не нужно проводить особых исследований, чтобы поставить на первое место в этом "хит-параде" Чечню, поэтому воюющая республика была исключена из анализа. "НГ" уделяла и обязательно будет уделять чеченскому кризису огромное внимание. Сейчас отметим лишь одну характерную особенность, отличающую Чечню от ее соседей. Все усилия федеральной власти по выходу из кризиса пока либо безуспешны, либо еще более усугубляют положение. А противостоящим ей "сепаратистам" - "террористам" - "экстремистам" порой и делать ничего не надо - знай себе закладывай фугасы да постреливай по ночам по блокпостам. Мы сами за них все сделаем - восстановим какой-нибудь дом, проведем электричество в дальний аул, а потом возьмем да и "зачистим" этот аул, жители которого потом будут митинговать в Грозном, протестуя против гибели односельчан, а другие - пополнят ряды боевиков-мстителей.

У соседей Чечни есть собственные власти, которые абсолютно не заинтересованы в повторении судьбы мятежной республики. Они ждут от Москвы если не защиты от надвигающихся опасностей, то по крайней мере недопущения роковых ошибок со стороны многочисленных московских "специалистов по Кавказу". Составленный "НГ" рейтинг фактически оценивает размеры "пороховых бочек", заложенных под каждым из субъектов. В качестве критерия оценки выбран специально выведенный коэффициент нестабильности. Для его составления по каналам информационных агентств собраны данные о всех тревожных инцидентах в период с 1 января 2001 г. по сей день - это теракты, вооруженные столкновения, убийства, похищения людей, массовые акции, а также предотвращения терактов, обнаружения арсеналов оружия, задержания боевиков и террористов (последнее, казалось бы, свидетельствует о положительных тенденциях, но на самом деле очевидно, что чем больше в каком-либо регионе задерживается боевиков, тем больше их там находится) и т.д. Главный принцип отбора этих случаев заключался в их особой специфике, присущей только Северному Кавказу, а обычные уголовные или бытовые преступления в расчет не брались. Коэффициент нестабильности представляет собой процентное отношение количества случаев в данном субъекте к общему количеству инцидентов в ЮФО (исключая Чечню) за указанный период. Добавим, что в агентства попадает далеко не полная и не всегда отражающая действительность информация. Однако для выявления тенденций и проведения сравнительного анализа она вполне годится.

Лидер

Безусловным лидером нашего рейтинга стал, как и следовало ожидать, Дагестан, который почти в три раза обошел следующих за ним "соперников". Собственно, для столь высоких показателей есть целый ряд объективных причин. Это и самая протяженная из всех соседей граница с Чечней, и последствия вторжения в республику боевиков в августе 1999-го, и самая мощная экспансия ваххабизма, носители которого притихли лишь на время и не полностью, и достаточно напряженная граница с Азербайджаном, и соблазнительный для браконьеров Каспий, и многое другое. Дагестан лидирует практически по всем категориям. Здесь совершается и предотвращается больше всего терактов, задерживается больше всего боевиков, чаще всего совершаются нападения на милиционеров и покушения на представителей власти, больше всего изымается оружия и обнаруживается арсеналов. Именно в этой республике недавно был совершен "чисто чеченский" теракт, когда от взрыва заложенного на обочине дороги в Махачкале (!) фугаса погибли семеро военнослужащих.

Кстати, столица Дагестана, если верить сообщениям правоохранительных органов, не является такой уж недосягаемой для террористов из Чечни. Ведь именно в Махачкале якобы планировали физически устранить генпрокурора Владимира Устинова во время процесса над Радуевым засланные Хаттабом и задержанные дагестанской милицией боевики. Вообще-то это выглядит немного абсурдно, поскольку организаторы и исполнители столь серьезной акции не допустили бы ее пресечения прямо на дагестано-чеченской границе, именно так все описали правоохранительные органы, представив Дагестан едва ли не зоной свободного перемещения хаттабовцев, сослужив республике медвежью услугу (привет пресс-службам!).

Кроме того, Дагестан иногда становится местом проведения массовых акций и организации массовых беспорядков. Это и столкновения милиции с мелкими коммерсантами в Махачкале, и недавнее перекрытие федеральной трассы Ростов-Баку, также приведшее к столкновениям, и митинг в Махачкале с требованием отставки руководства МВД. Популярными среди террористов в Дагестане остаются нефте- и газопроводы, а также железная дорога.

В то же время у "лидерства" Дагестана есть и субъективные причины, которые по крайней мере до июля этого года, когда состоятся выборы республиканского Госсовета, будут лишь обостряться. На самом деле значительная часть терактов и громких преступлений не имеют ни чеченского, ни ваххабитского "следов", а являются лишь банальными, но жестокими "разборками" внутренних группировок, борющихся за власть и сферы влияния. Об этом, например, свидетельствует молниеносный арест Надиршаха Хачилаева, сразу обвиненного в организации упомянутого теракта против военнослужащих. Потом об этом обвинении забыли, а Хачилаева, явно ставшего жертвой расправы, так и не выпустили, "повесив" на него незаконное хранение оружия. Бывший депутат Госдумы РФ объявил голодовку, но она не произвела на представителей власти никакого впечатления. Один большой начальник даже пошутил: "Ну и пусть голодает, кому-то лишняя пайка достанется".

Таким образом, безусловно, важное геополитическое значение Дагестана (не зря говорят, что "кто владеет Дагестаном, тот владеет всем Кавказом") становится поводом для мелких провокаций шкодливых бандитов, точно знающих, что после их акций все заговорят о "терроризме" и "ваххабизме". И только от властей Дагестана зависит сохранение хоть какой-то стабильности в ближайшие месяцы, оставшиеся до выборов.

Призеры

Нет ничего удивительного и в том, что наряду с Дагестаном "пьедестал" в нашем рейтинге заняли только непосредственные соседи Чечни - Ингушетия и Ставрополье, имеющие абсолютно одинаковые показатели. Вообще-то от Ингушетии вполне можно было ожидать и более тревожных результатов. Размещенные здесь десятки тысяч чеченских беженцев явно не являются стабилизирующим фактором. Когда их лагеря называют "рассадником боевиков", в этом есть доля истины. Да и не только в лагерях беженцев, а вообще по всей территории республики боевики чувствуют себя вполне вольготно, о чем говорят и частые случаи задержания бандитов из отрядов наиболее одиозных полевых командиров. Но, видимо, вайнахи-чеченцы не хотят, чтобы дом вайнахов-ингушей, приютивший их земляков, повторил судьбу Ичкерии. Да и сами ингушские власти при всех разногласиях с Москвой по многочисленным проблемам всеми силами стараются представить свою республику как стабильный российский регион, не имеющий даже намека на отсутствие лояльности Москве.

Тем не менее терактов против российских военнослужащих Ингушетии избежать не удалось. Самый яркий пример - обстрел вертолета пограничников, в результате которого погиб командир экипажа. В Ингушетии также совершаются нападения и убийства на милиционеров и военнослужащих. Чаще, чем в других регионах, здесь совершаются похищения и захваты в заложники людей, казалось бы, уже забытые с началом контртеррористической операции. По-прежнему много инцидентов и даже терактов, что связано с тлеющим осетино-ингушским конфликтом. Ну и, конечно же, имеют место "популярные" на Северном Кавказе обстрелы и взрывы административных зданий, покушения на представителей власти и т.д и т.п. Однако надо отдать должное Ингушетии - подготовка к предстоящим в апреле выборам проходит (пока!) в спокойной обстановке.

Ставрополье, равное по "весовой категории" нестабильности Ингушетии, являет собой типичную прифронтовую зону. Значительно реже, но здесь продолжаются обстрелы и нападения со стороны Чечни. В крае нередки случаи совершения и предотвращения терактов, изъятия оружия и целых арсеналов, задержания боевиков. Здесь также отмечены случаи похищения людей.

Однако самой горячей точкой в крае, пожалуй, остается район Кавказских Минеральных Вод - слишком много желающих дестабилизировать здесь обстановку, и слишком это соблазнительно. Именно в Минеральных Водах и Ессентуках в марте прошлого года совершены самые крупные теракты. Именно в аэропорту Минвод был нейтрализован чеченский террорист, захвативший автобус с заложниками. В курортных городах часто происходят перестрелки, совершаются нападения на милиционеров и покушения на представителей власти и предпринимателей. Как бы то ни было, об опасности отторжения от России Ставрополья вместе со всем Северным Кавказом не заикаются даже законченные пессимисты, но обозримое будущее края так и останется прифронтовым.

Вполне закономерно четвертое место Карачаево-Черкесии, почти не уступившей "призерам" - Ингушетии и Ставрополью. Как и в Дагестане, здесь глубокие корни имеет ваххабизм. Как и в Ставрополе, здесь совершаются теракты, убийства милиционеров, чиновников и видных политиков. В тот же день, в марте прошлого года, когда в Минводах и Ессентуках прогремели мощные взрывы, в Черкесске также был совершен теракт. В республике отмечены и случаи похищения людей. Кроме того, Карачаево-Черкесия "прославилась" заявлением генпрокурора Владимира Устинова о предотвращении здесь попытки государственного переворота. Отличительной особенностью республики является и то, что именно выходцы из нее фигурируют в делах о взрывах российских жилых домов.

Однако Карачаево-Черкесия в отличие от Дагестана, Ингушетии и Ставрополья, наверное, заняла бы первое место в рейтинге непредсказуемости. Вспомним, как забеспокоились в Москве, когда отряд Руслана Гелаева подходил к границам Карачаево-Черкесии со стороны Грузии. Но самая серьезная опасность кроется в неурегулированном конфликте между карачаевцами и черкесами. Не секрет, что последние активно готовятся к следующим выборам президента республики, не скрывая своих намерений "сбросить" карачаевца Владимира Семенова любой ценой. Удастся им это или нет, но обострение ситуации с непредсказуемыми последствиями практически неизбежно.

Аутсайдеры

Среднее положение в рейтинге Северной Осетии, в общем-то, отвечает имиджу этой республики как более или менее спокойной и относительно благополучной. Однако нельзя забывать, что именно в этой республике происходили жесточайшие теракты, в том числе взрывы на рынке Владикавказа и в пригороде Спутник - жилых домов. В то же время в Северной Осетии представлены практически все виды преступлений, но в намного более скромных, чем у соседей, масштабах. Это и похищение людей, и теракты против военнослужащих, и некоторые другие. Стабильно тревожная ситуация сохраняется в Пригородном районе.

Вообще же способность сохранять стабильность, как бы ее ни пытались подорвать, Северная Осетия подтвердила на прошедших недавно президентских выборах. В ходе предвыборной кампании проводились массовые акции протеста оппозиции, против министра внутренних дел Казбека Дзантиева был совершен мощный теракт. Но все равно голосование было проведено организованно, убедительно и без происшествий.

Кабардино-Балкария, как и Карачаево-Черкесия, также была удостоена заявления генпрокурора Владимира Устинова о предотвращении попытки государственного переворота. Но в целом, лишь немного уступая в рейтинге Северной Осетии, эта республика намного превосходит ее в уровне спокойствия. Терактов здесь отмечено не было. Ваххабизм в Кабардино-Балкарии присутствует, но достаточно скромно. Чеченские боевики и ваххабиты задерживаются, но не часто. Оружие у населения изымается, но не в крупных количествах. Одним из самых заметных "подвигов" кабардинцев стал незаконный переход вооруженной группы через российско-грузинскую границу.

В Краснодарском крае экзотика "кавказской" преступности почти незаметна, но иногда встречается. Здесь, например, могут совершить нападение на милиционеров или часового воинской части. Но такие преступления по большому счету не являются "эксклюзивными" южнороссийскими. Встречаются на Кубани преступные группировки, совершающие разбойные нападения. Иногда обнаруживается пластит. Сочи, как и Миноводы в Ставрополье, остаются наиболее кипящими. Здесь отмечены случаи похищения людей, у населения имеется оружие, бывает, совершаются громкие убийства. Сочи граничит с потенциально неспокойной Абхазией. Но в целом для курортников Сочи в отличие от тех же Минвод не имеет имиджа прифронтовой зоны.

В Ростовской области, которая в 1999 г. вместе с Москвой и Дагестаном пережила трагедию взрывов жилых домов, в последнее время тоже гремели взрывы, конечно, намного меньших масштабов, но тем не менее уносящие человеческие жизни. Милиция на Дону также изымает у населения оружие, а вот чеченские боевики здесь практически не задерживаются. Правда, их много в местном СИЗО. Вообще Ростов-на-Дону, являясь центром ЮФО, образно говоря, несет на себе ответственность за весь Северный Кавказ. Здесь расположены аппарат полпреда президента РФ, штаб СКВО, работает печально знаменитая 124-я лаборатория. В Ростове проводятся судебные процессы над чеченскими боевиками, а также один из самых громких процессов - над полковником Будановым. Все это накладывает свой специфический отпечаток на Донской край.

Астрахань, хоть и находится на одном из последних мест, но для нее минувший год был омрачен крупным терактом. До этого область была одним из последних, не затронутых террором регионов Юга России. Но в результате взрыва на вещевом рынке в Астрахани погибли восемь человек. Кроме того, разного рода "разборки" здесь устраиваются по-серьезному - с использованием гранатометов и гранат. Одной из главных особенностей Астрахани является то, что эта область стала "воротами" из стран Центральной Азии в европейскую часть России. Отсюда и большинство ее проблем - от транзита наркотиков и прочей контрабанды до нелегальных мигрантов.

Полное же "поражение" в нашем рейтинге Волгоградской области, Адыгеи и Калмыкии, наверное, очень порадует жителей этих регионов. Хотя, конечно, проблем хватает и у них, как и у любого другого субъекта РФ, находящегося не только на юге страны.

=== ТАБЛИЦА ===

Субъект РФ Коэффициент напряженности

Дагестан 37,2

Ингушетия 13,8

Ставропольский край 13,8

Карачаево-Черкесия 13,5

Северная Осетия 7,2

Кабардино-Балкария 6

Краснодарский край 3,6

Ростовская область 1,8

Астраханская область 1,5

@@@
Кавказский барометр
Катастрофа шаттла нанесет ущерб России
Комитетчики возвращаются с каникул
Кремль собирает жалобы бизнесменов через интернет
Кризис партиям не помеха
Латышские националисты хотят обмануть Европу
Лукашенко назначил нового "преемника"

Мень отыграл назад

@@

Губернатор Ивановской области готов создать в регионе одну из четырех федеральных игорных зон

2006-10-13 / Евгений Соловьев



Губернатор Ивановской области Михаил Мень после объявления президентом РФ законопроекта о создании в стране всего четырех зон, куда должен уйти весь игорный бизнес, в одночасье наряду с ролью активного «душителя» игорных заведений стал выступать за создание таковой зоны в своем регионе.

В одной из самых депрессивных территорий России с подачи главы региона не первый месяц идет кампания по мягкому выдавливанию игорных заведений: принят закон о выселении их из жилых домов и пристроек к ним, подальше от социально значимых и общественных учреждений, проводятся регулярные рейды-инспекции. За последние полтора месяца закрылось около 60 игорных заведений, региональный закон был опротестован в Верховном суде РФ и возвращен на повторное рассмотрение в областной суд, а предприниматели стараются по возможности игнорировать сомнительный закон.

@@@
Мень отыграл назад
Москва выменяла "Окно" для космоса
Мы никому ничего не должны
Накануне саммита на Окинаве Россия получает "удар по кошельку"
Наступление на табак
Национальный вопрос в России
Не отпилим ли сук, на котором сидим сами?

Не резать по живому

@@

Наше здравоохранение нуждается не в хирургическом, а в консервативном лечении

2005-02-11 / Михаил Сергеевич Береснев - кандидат медицинских наук, заслуженный врач России.



Всякая реформа здравоохранения болезненна, так как затрагивает широкие слои населения. При проведении ее необходимо учитывать консервативность отрасли и исходить из медицинского принципа «Не навреди». Начало нынешнему кризису российского здравоохранения было положено полтора десятка лет назад, когда в 1991 году был поспешно принят закон об обязательном медицинском страховании граждан (ОМС). Из-за непродуманности этой реформы существовавшие недостатки государственной системы не только не были преодолены, но к ним добавились пороки и неразбериха системы, именуемой бюджетно-страховой.

@@@
Не резать по живому
Ни грамма за рубеж
Никто не хочет платить за страхование своей ответственности
Палата взывает к общественному мнению
Партии пытаются соответствовать новому законодательству
Петросовет прикрыли
Попечители-процентщики

После победы

@@

О переходном периоде в политической истории Чеченской Республики

2000-02-29 / Игорь Задворнов, Александр Халмухамедов Игорь Анатольевич Задворнов - аспирант Российской академии государственной службы,

Александр Муталович Халмухамедов - кандидат философских наук.




БЛИЗИТСЯ к завершению войсковая операция федеральных сил в Чечне. Очевидно, что контртеррористическая операция будет доведена до конца. И неважно, к какому сроку. Военные многому научились во время первой кампании. Чему научились политики? Вот в чем вопрос. Какими будут стратегия и тактика мирного строительства Чечни?



ЧТО ЕСТЬ ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА?

Если обратиться к археполитическим раскопкам, то обнаружится, что Чеченской Республики как таковой, как государственного (или административного) образования не существовало. Вспомним конспективно:

1918-1920 гг. - современная территория Чечни входит в Терскую, а затем Горскую АССР в составе РСФСР.

С 1922 г. - из состава Горской АССР выделена Чеченская автономная область (АО) РСФСР.

1934 г. - Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую АО.

1936 г. - Чечено-Ингушская АО преобразована в одноименную автономную республику (ЧИАССР).

1944 г. - ликвидация ЧИАССР.

1957 г. - ЧИАССР восстановлена.

1990 г. - ЧИАССР преобразуется в Чечено-Ингушскую Республику (ЧИР).

15 сентября 1991 г. - последняя сессия Верховного Совета ЧИР, на которой принимается решение о самороспуске парламента.

1 октября 1991 г. - часть депутатов самораспустившегося ВС ЧИР принимает решение о разделении ЧИР на Чеченскую Республику "Нохчи-Чоъ" и Ингушскую Республику.

27 октября 1991 г. - победа Джохара Дудаева на так называемых президентских выборах в так называемой Чеченской Республике (фактически в выборах приняли участие менее 20% избирателей).

1 ноября 1991 г. - указ Дудаева "Об объявлении суверенитета Чеченской Республики с 1 ноября 1991 г.".

2 ноября 1991 г. - 5-й съезд народных депутатов РСФСР принимает постановление о признании выборов в высший орган государственной власти (Верховный Совет) и президента республики незаконными, а принятые ими акты - не подлежащими исполнению.

Здесь можно поставить смысловую точку, а на решениях Дудаева, Масхадова, парламента ЧР - жирный крест. Например, на постановлении парламента ЧР #108 (12 марта 1992 г.) о принятии Конституции Чеченской Республики, на президентских выборах 1997 г., проведенных в соответствии с этой лжеконституцией, и на лжепрезиденте Масхадове. Жирный крест - на указах Масхадова годичной давности (3 февраля 1999 г.) о конституционной реформе, согласно которой в республике провозглашалась шариатская форма правления, и на высшем законодательном органе республики - "шуре".

Фактически днем рождения ЧР можно считать 12 декабря 1993 г., когда на общероссийском референдуме была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая разделение Республики Ингушетия и Чеченской Республики на два самостоятельных субъекта РФ. Но возникавшие затем промосковские государственные институты ЧР - Временный совет (Умар Автурханов), правительство национального возрождения (Саламбек Хаджиев), правительство (Доку Завгаев), глава республики (Доку Завгаев), Народное собрание (Амин Осмаев, Али Алавдинов) - достаточно быстро отмирали.

Получается, что по Конституции России Чеченская Республика есть, а в жизни - нет. Нет ни конституции, ни президента, ни парламента, ни законов. Даже территория не определена четко. Соответствующая госкомиссия, которой было поручено определить западную границу Чечни и восточную Ингушетии, приказала долго жить.

Недавно Бислан Гантамиров заявил, что конституция Чечни по своей сути и юридическим нормам соответствует Основному закону Российской Федерации. Трудно согласиться с подобным выводом, если в тексте, который начинается со слов "по воле Всевышнего", нет ни одного упоминания о Российской Федерации, а в постановлении парламента (12 марта 1992 г.), которое эту конституцию вводит в действие, закрепляется ее приоритет в отношении российских законов. Впрочем, для убедительности можно направить дудаевскую конституцию в Конституционный суд РФ, если, конечно, он примет ее к рассмотрению. Ведь Основной закон Чечни принят неконституционным органом, а это уже юрисдикция другого суда.



ЧТО ЕСТЬ МАСХАДОВ?

Масхадов есть объективная реальность, которую мы не ощущаем. За три года нахождения у власти он так и не ответил на вопросы: "Быть или не быть президентом Чечни? Быть или не быть лидером нации?". Народ, его избравший, рассеялся по России, ближнему и дальнему зарубежью. При нем остались разве что бандитские авторитеты, да и тем он нужен лишь для маскировки (и оправдания поездок за рубеж). Прошло достаточно времени после вторжения террористов в начале августа 1999 года на территорию Дагестана, когда перед Масхадовым ребром встал вопрос об осуждении терроризма и выдаче преступников российскому правосудию.

Но Масхадов бежал из Грозного. В неизвестном направлении. Тем самым он подписал акт личной капитуляции как перед федеральным Центром, так и перед лидерами бандформирований. Его политически промежуточное положение приобрело географическое измерение. Он нигде. Масхадов остался за скобками политического процесса. Свой последний шанс - выйти навстречу федеральным войскам, чтобы привести их в освобожденную столицу, как это сделали братья Ямадаевы в Гудермесе, он не использовал. Другого шанса уже не будет. Зачем ждать от бездействующего президента выполнения условий, которые он не может и, как оказалось, не хочет выполнять? Даже если захочет, уже поздно. Въехать в Грозный на белом коне перед проливавшими кровь ополченцами - этого ему не позволят сами чеченцы.

Короля делает свита, Масхадова сделала Москва Хасавюртовскими соглашениями, московским договором от 12 мая 1997 г. "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия", многочисленными совместными псевдопроектами.

Отстранение Масхадова от власти на основании российского законодательства необходимо и возможно. Либо через рассмотрение этого вопроса в Конституционном суде России, либо в рамках Уголовно-процессуального кодекса. Возможны варианты.

Открытый процесс по "делу Масхадова" и признание его нелегитимности позволят в значительной степени нейтрализовать атаки со стороны международных и внутрироссийских проичкерийских сил, выступающих за возвращение Масхадова за стол переговоров. Отчаянные надежды чеченских сепаратистов на открытие второго "дипломатического" фронта на Западе, даже в случае политической эмиграции Масхадова за рубеж, заведомо обречены.



Кто вместо Масхадова?

За последние несколько месяцев федеральный Центр сумел активизировать с полдюжины авторитетных общественных лидеров "пророссийского профиля", за которыми стоят реальные социальные, политические и финансовые силы. Бислан Гантамиров, Ахмад Хаджи Кадыров, Амин Осмаев, Малик Сайдуллаев, Асланбек Аслаханов, Якуп Дениев и ряд других. В то же время они не могут или не хотят стать общенациональными лидерами. По крайней мере сами от этого аргументированно отказываются.

Один из перечисленных выше общественных деятелей как-то заметил, что будущий лидер Чечни не из тех, кто мелькает сегодня на экранах телевизоров. Другой выступил принципиально за упразднение президентского поста с последующим введением коллегиальной формы правления. Третий намекнул, что оптимальным руководителем республики может быть только русский. Расчеты Москвы на появление единого лидера нации, лояльного к Москве и непримиримого к бандитам, оказались ошибочными. К сожалению, у чеченцев сейчас нет (и не может быть) единых политических авторитетов. Эмиграция не стала почвой для политической консолидации и распределения ролей в оппозиции. Эмиграция - понятие скорее торгово-экономическое, чем этнополитическое.

И тем не менее можно говорить о своеобразных зачатках будущей многопартийной системы, конечно, с национальной спецификой: партия-клан, партия-род. Традиционная структура "левый-правый-Центр" маловероятна.

Пока же "начальник Чечни" - человек с ружьем. Вся полнота власти здесь принадлежит в первую очередь военной администрации, во вторую - представительству правительства Российской Федерации. В таких условиях ставить вопрос о постепенной передаче власти республиканским органам преждевременно. Николай Кошман может создать исполнительную вертикаль власти, подобрать хороших хозяйственников и честных бухгалтеров. Но, представляя исполнительную власть, он по определению не уполномочен решать вопросы государственного строительства.

Необходимо еще одно условие - назначение полномочного представителя президента Российской Федерации в Чеченской Республике. Полномочного в самом непосредственном и авторитарном смысле этого слова: уполномоченного решать все без исключения вопросы управления республикой, включая координацию силовых структур и организацию конституционного процесса. Если органы исполнительной власти по преимуществу отвечают на вопросы "Как делать?", то только глава государства - "Что делать?". В конце концов, по Конституции, именно он определяет основные направления внутренней и внешней политики. А Чечня сегодня это и внутренняя, и внешняя политика - по крайней мере для исполняющего обязанности главы государства.

Полномочный представитель президента - это и есть альтернатива Масхадову на переходный период, до тех пор пока не будут созданы и не заработают основные государственные институты, и прежде всего Конституция Чеченской Республики - Конституция субъекта Российской Федерации.



ВЛАСТЬ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ?

Год назад, выступая перед Федерал ьным собранием, Борис Ельцин поставил конкретную задачу: "Назрела необходимость срочной разработки правовых оснований введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека". Впрочем, поставленная задача была благополучно забыта.

Введение прямого федерального правления в ЧР облегчается тем, что оно не нарушает суверенитета республики как государственно-политического института (этот суверенитет просто не оформлен политически). Не нарушает и духовного суверенитета чеченцев как простых людей, желающих выжить. Более того, муфтий Чечни Кадыров уверен, что не будет порядка в Чечне без федеральной силы.

Необходим переходный период, который продлится около двух лет. За это время можно будет сформировать основные государственные институты республики. В некоторой степени этот процесс регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Статья 30 этого закона предполагает двухлетний срок со дня его принятия (6 октября 1999 г.), в течение которого органы власти субъекта Федерации должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным. Таким образом, о полноценных органах власти в ЧР можно будет с уверенностью говорить только спустя два года. Пока же речь идет об органах управления в субъекте Федерации, которые по определению могут быть только федеральными.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по восстановлению экономики, организации жизнеобеспечения населения ЧР, оказания содействия народу Чечни в восстановлении органов местного самоуправления Указом президента РФ # 1380 от 15 октября 1999 г. введена должность заместителя председателя правительства РФ - полномочного представителя правительства РФ в ЧР, на которую назначен Николай Кошман. В развитие задач, поставленных в этом указе, правительство приняло постановление "О мерах по нормализации общественно-политической ситуации на территории Чеченской Республики" (# 1320 от 1 декабря 1999 г.). Согласно постановлению заинтересованным федеральным органам во главе с Минэкономики поручено разработать программу первоочередных мер по обеспечению функционирования экономики и социальной сферы ЧР. Согласно постановлению правительства # 33 от 14 января 2000 г. образована Правительственная комиссия по нормализации общественно-политической ситуации на территории республики (председатель комиссии - Николай Кошман).

В настоящее время на территории Чеченской Республики, освобожденной от бандитов и террористов, разворачивают деятельность территориальные органы федеральных исполнительных органов власти. Руководители районных администраций назначаются Кошманом по согласованию с военными. Правительство предпринимает необходимые меры по налаживанию нормальной жизни, восстановлению конституционных прав и свобод граждан, развитию социально-экономической сферы и занятости населения республики. Процесс возврата вынужденных переселенцев в Чеченскую Республику имеет положительную динамику. Восстанавливаются школы - тысячи детей сели за парты. В больницах появились лекарства и медикаменты. Люди впервые за четыре года стали получать пенсии и зарплату.



МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Контуры федерального правления (управления) просматриваются достаточно четко. Субъект управления известен. В конце концов в резерве главнокомандующего всегда есть право введения ЧП. Сложнее - с объектом управления.

В Чечне не сложилось даже зачатков гражданского общества. Политическая система строилась по бандитским законам. Оппозиция сдавала свои позиции, уезжая в другие регионы России, преимущественно в Москву. Ее возвращение в качестве реальной самостоятельной политической элиты республиканского уровня на ближайшие два года не запланировано.

Решение государственно-политических вопросов ЧР не должно заслонять перспективы внутричеченского социального устройства, организации системы местного самоуправления. Не исключено, что судьба нации будет решаться именно на этом "базисном" в социологическом смысле уровне.

Задача состоит в том, чтобы сформировать прежде всего в равнинных и предгорных районах Чечни такую власть, которая стала бы реально авторитетной. В прошлую чеченскую кампанию назначаемые пророссийские главы местных администраций, как правило чеченцы, не пользовались авторитетом у населения (часто заслуженно). Это подрывало практически все благие начинания федерального Центра - от выплат пенсий и социальных пособий до восстановления экономики Чечни. Говорить о том, что вновь назначаемые в настоящее время главы местных администраций будут пользоваться безоговорочным авторитетом - было бы также неверным. Они, по сути, остаются механизмом федерального правления. Мы не сможем решить сколь бы то ни было серьезных проблем Чечни, если будем основываться на создании властной вертикали в республике исключительно сверху вниз.

Специфика социального устройства чеченского общества заключается в его традиционном, патриархальном характере. Традиции и нормы народного права - "адата" переплетены с адаптированными к ним нормами ислама - "шариата" и продолжают играть главную организующую социальную роль. Политизированные группировки в Чечне (и за ее пределами) до сих пор успешно этим пользовались, представляя свои интересы в качестве общенациональных.

Более того, эпоха бандитского беспредела стимулировала укрепление некоторых традиционных институтов местного самоуправления. Вспомним, как федеральные войска входили в Гудермес, Шали, Ачхой-Мартан, Аргун и некоторые другие населенные пункты. Фактически они были освобождены местными гражданскими авторитетами.

Кризис верховной республиканской власти обусловил проявление внутреннего сепаратизма как реакции на неспособность политической элиты решать насущные проблемы простых чеченцев. Летом прошлого года представители одного из самых влиятельных и богатых тейпов - чинхой - провели родовой сход, на котором была выдвинута инициатива установления собственной независимой власти в пределах родовых земель. Примеру этого тейпа последовали и многие другие (гендерченой, пешхой, нашхой).

В Чечне на местном уровне всегда действовала реальная и в то же время неформальная власть. Это совет села, состоящий из наиболее авторитетных и уважаемых жителей, не только старейшин, но и молодых, образованных людей. Чеченцы их хорошо знают. Это не политики, это люди, живущие, как правило, в селах, но от их решения, от их слова многое зависит. Все главные решения в селе принимаются именно такими неформальными структурами. Задача состоит в институциализации неформальной власти на местах, в передаче ей совещательных и некоторых контрольных функций. Важно, что именно на этом уровне уже идет эффективное взаимодействие с федеральной властью.

Включение фактора местного самоуправления в качестве одного из составляющих в наборе социально-политических мер, связанных с урегулированием ситуации в Чечне, позволит принципиально позитивно изменить внутриполитическую ситуацию в ЧР. Местное самоуправление не требует принятия соответствующего республиканского закона и регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Если президента или парламент ЧР сейчас избрать невозможно (нет республиканского закона), то органы местного самоуправления можно сформировать уже в самое ближайшее время. Конечно, в тех районах, где обстановка стабильно контролируется.

Этнотерриториальная структура чеченского общества исследована меньше всего, однако имеет, как нам кажется, наибольший потенциал в процессе урегулирования нынешней ситуации в ЧР. Она выглядит следующим образом (от частного к общему): куп (община) - сектор (союз нескольких купов) - сельская община (в границах села) - районная община (в границах административных районов) - республиканская община (все граждане, населяющие ЧР). Если последнее звено в этой цепи - собственно State Nation - отдаленная перспектива, то сельские общины конкретная реальность.

"Куп" - это неформальная "десятка" семей, проживающих в одном селе (это чаще всего соседи и родственники), которые решают все проблемы своей улицы, квартала и т.д. Такие "купы" уже существуют практически во всех населенных пунктах ЧР как неформальные структуры. "Куп" возглавляет самый авторитетный житель "десятки" - "куп-да". Из нескольких десятков "купов" образуются так называемые "сектора" (приблизительно 30 "купов" - один сектор, объединяющий около 300 человек). Лидеры "купов" избирают "юрт-да" - главу села. Смысл этой пирамиды суть институциализация "неформальной" власти - с целью возврата к традиционной организации (общинной) власти и управления, в которой уже не будет места ни лидерам бандформирований, ни "ваххабитским" агитаторам. Это прообраз местного самоуправления в его чеченском варианте, имеющий четкий вектор развития: на основе "юрт-да" (глав сел) избирается глава района и так далее вплоть до главы республики.

Подобная стратегия базируется на восстановлении исходных принципов устройства чеченского общества, а именно на возрождении социального института "куп", когда ячейкой социального устройства становится территориально-семейная община (из хорошо известных в отечественной социологии прецедентов можно вспомнить институт "махалля", который в настоящее время становится важным элементом государственного устройства в Узбекистане). По сути, речь идет о чеченском варианте местного самоуправления. Преимущества этого пути заключаются, во-первых, в возможности обустройства чеченского общества "снизу" (а не "сверху"), посредством объединений "купов" в сельские, затем районные и республиканские структуры власти. Во-вторых, уровень местного самоуправления не несет той политической и идеологической нагрузки, которая довлеет над властными структурами высшего звена. В-третьих, подобная структура чеченского государства будет в наибольшей степени соответствовать демократическим ценностям, которые не чужды чеченскому народу.

Возрождение института "купов" может осуществляться независимо от политических условий. При этом включение этого института в политическую структуру чеченского общества могло бы ускорить нормализацию ситуации в республике. Села, управление в которых строится на этих принципах, практически невозможно будет вновь "переключить" под влияние бандгрупп. В современной ЧР подобная система управления уже сложилась в селах Кен-Юрт, Шалажи и некоторых других.

Такова в общих чертах схема построения системы местного самоуправления в ЧР. Если местное самоуправление - не государственная власть, то школа народовластия как минимум. Наконец, это "кузница кадров". Именно местное самоуправление оформит собственно политическую элиту чеченского общества, ответит на вопросы "Who is who?"

Несмотря на попытки ичкерийских лидеров через ваххабизм, через навязывание тейповой и вирдовой разобщенности ослабить традиции и обычаи местного самоуправления чеченцев, они по-прежнему живы. За ними перспектива.



Родимые пятна истории

Чеченский народ богат традициями. Некоторые из них, например чеченская система местного самоуправления, требуют поддержки и развития. Другие традиции целесообразно просто сохранить как родимые пятна. Их удаление опасно.

Многие чеченцы говорят, что раньше, при Советской власти, было неважно, к какому тейпу ты принадлежишь. Только с приходом Дудаева этот признак стал в значительной степени определять как политические, так и межличностные отношения. Главное, не кто ты, а чей ты. Так утверждалась независимость республики. Социализм уступил место родоплеменному строю. Движение пошло вспять. Этническое поглотило социальное, не позволив родиться личному. Капитализм отодвинулся еще дальше.

Этносоциальная структура чеченского общества большинством исследователей представляется следующим образом (от частного к общему): дойзал (моногамная семья) - нек"и (родовая община) - ц"а (союз родовых общин) - тейп (род) - тукхум (племя) - к"ам (нация). Наиболее употребительные термины здесь - тейп и тукхум.

Тейп - это родоплеменная организация, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением этих общин от конкретного лица (рода). Любой чеченец обязан знать историю своего рода (7 и более поколений) и к какому тейпу он принадлежит. Чеченский народ состоит примерно из 130 тейпов.

Говорить о Масхадове (тейп алерой) как о всенародно избранном президенте можно лишь условно. Есть и другие лидеры, чей авторитет более весом, например, главы тейпов (по-русски - "старейшины", по-чеченски - "тхамд"), или религиозные авторитеты - устазы. В свою очередь, тейпы объединены в 9 - 11 тукхумов (их количество остается спорной темой в научной литературе): а"ккхи, нохчмахкхой, чебирлой, м"астой, терлой, шарой, шотой, нашхой, мялхистой, галай, лама"ккхи. Двенадцатым тукхумом иногда называют ингушей, чье происхождение, язык и обычаи имеют много общего с чеченцами.

Исторически тукхум - это военно-экономическое объединение определенной группы тейпов, часто не связанных между собой кровным родством, но решающих общие задачи защиты от нападений врагов и торгового обмена. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте чеченского языка.

В этой схеме нет места российским законам. Ее возрождение способно только затормозить строительство чеченского государства.



Проблема "юга" Чечни

Стало общим местом в СМИ обсуждать перспективы перехода боевиков к партизанским действиям, к партизанской войне. Но не всякий диверсионный или террористический акт можно назвать партизанской войной, которая по определению должна иметь поддержку среди мирного населения.

Если в северных районах республики, а также во многих предгорных (Урус-Мартановском, Гудермесском) основная часть населения видит причину своих бед и страданий в деятельности банд-ваххабитов, то в южных районах, где проживает большая часть сторонников кадирийского исламского тариката (направления), традиционно поддерживающая идею независимости Чечни, социальная база для партизанской войны против Москвы наибольшая. Хотя в этих районах проживают не более 10% населения республики, проблему "юга" надо решать, и не только "антипартизанскими" операциями. На юге преобладают небольшие села, независимые от остальной части страны и друг от друга. Именно в этих местах сохранился тип горца, описанный целой плеядой русских писателей XIX века.

В настоящее время территория Чечни делится на 23 района. Такое деление было установлено указами Дудаева и фактически повторяло административно-территориальное деление, существовавшее до депортации 1944 г. Тем самым режим Дудаева усилил радикальное (антимосковское) крыло в представительных органах власти. Так появились дополнительно несколько районов на юге республики (Галанчожский, Шаройский и некоторые другие).

Нужна административно-территориальная реформа ЧР, чтобы исключить возможность проникновения в законодательный и представительные органы власти республики нелояльных по отношению к Российской Федерации лиц. Речь идет об изменении административных границ районов с таким расчетом, чтобы их население состояло как из жителей горной части, так и предгорной и равнинной, и районный центр располагался бы в равнинной или предгорной части. Для сравнения - в соседней Северной Осетии административные границы Владикавказа простираются вплоть до российско-грузинской границы. С точки зрения картографии может быть неэстетично, но практично и дешево. Реализация этого проекта не требует изменений в законодательстве федеральном и республиканском плюс без существенных финансовых затрат.



Статус ЧР

Вопрос об особом статусе Чеченской Республики снят с повестки дня окончательно. Примерно две трети населения Чечни бежали от "независимости". Оставшиеся умоляют российских солдат не уходить из республики. Лидеры чеченского сепаратизма избрали ультрарадикальный вариант политической борьбы - терроризм, и потерпели сокрушительное поражение - военное, политическое, идеологическое. Победитель диктует свои условия. Победитель выбирает диктатуру закона.

Наведение строгого конституционного порядка в Чечне передвинет ее в число самых "дисциплинированных" субъектов РФ. По крайней мере проект Конституции республики будет написан в Москве. В итоге крайними останутся те региональные лидеры, так называемые новые феодалы, которые постоянно шантажируют федеральный Центр чечено-ичкерийским прецедентом: нас не тронь, иначе будет вторая Чечня. Второй Чечни не будет!



Заключение

После победы предстоит восстановить не только экономику и политические институты ЧР, но и доверие населения.

На протяжении трех последних лет политиками и СМИ очень много говорилось о причинах неудач первой чеченской кампании. Объяснения были разными - от полной экономической и военно-политической неспособности России поддерживать свою территориальную целостность до откровенного предательства со стороны коррумпированных российских чиновников как наших воюющих ребят, так и пророссийски настроенных чеченцев. Поводов для таких оценок было предостаточно.

Любой чеченец, находившийся в те годы на территории республики, которого не заподозришь в антироссийских настроениях, может рассказать о том, как боевики с оружием в руках на джипах практически без досмотра спокойно перемещались по территории Чечни, в том числе через российские блокпосты. Простые мирные жители, наоборот, тщательно досматривались и задерживались.

Большинство чеченцев, которые поверили тогда Москве, все события, начиная со сдачи Грозного в августе 1996 г. и кончая подписанием Хасавюртовских и Московских соглашений, называют предательством. Предательством и чеченской нации, и интересов России.

@@@
После победы
Почта
Приморским школьникам недокладывают мяса
Приспособиться – чтобы выжить
Пуликовский защитит китайских бизнесменов
Путин дал отбой по "Мечелу"
Реклама отсутствующего товара

Реформа в кредит

@@

Бюджетные миллиарды – на счетах ОМС, препараты – на складах, больные – в очередях

2005-04-01 / Ада Горбачева







Склады забиты лекарствами.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Федеральный закон № 122 – о льготных лекарствах. Тут уж, без всяких, натяжек можно говорить, что проблема эта касается самых фундаментальных государственных интересов. Да что там интересов - национальной безопасности. Именно поэтому надо понять, какие же положения этого, несомненно важного, закона вызвали целую волну митингов протеста этих самых потребителей льготных лекарств. И не только их, впрочем. , чем создал для чиновников некомфортную обстановку. Министры, оправдываясь, говорят, что реформы прекрасные, просто народу плохо объяснили их преимущества.

Таким образом, на первый план вышла разъяснительная работа. Задача эта нелегкая: объяснить человеку, который не получил лекарства, что на самом деле его лекарством обеспечат, пусть только погодит. А он требует здесь и сейчас и к тому же с неприятными лозунгами на улицу выходит.

На прошлой неделе было выпущено несколько разъяснительных залпов. Даже отпечатан миллионным тиражом и развезен по всей стране журнал, где министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов терпеливо разъяснял: закон принят ради повышения качества жизни населения и совершенствования системы здравоохранения. Кроме министра разъяснения давали уполномоченные дистрибьюторы лекарств (всего для обслуживания реформы выбрано шесть дистрибьюторских компаний), руководители аптечных предприятий, медицинские чиновники.

@@@
Реформа в кредит
Россия и русские
США разрушают стратегическую стабильность
Сенаторы проявили принципиальность
Сергей Иваненко: "Яблоко" давно перестало быть "московской" партией"
Судебно-думский компромисс в пользу президента
Суета вокруг марихуаны

Та, которой повезло

@@

Ольга Дергунова: Горбачев дал удивительный шанс моему поколению

2006-10-06 / Елена Кутловская







Ольга Дергунова: «Мерило успеха у каждого свое. Но стремление выделиться и достичь поставленной самим собой задачи крайне важно».

Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

С именем Ольги Дергуновой в нашей стране связано развитие индустрии информационных технологий. Именно благодаря ей текстовой процессор «Лексикон» стал в свое время бестселлером на российском рынке. С 2004 года Ольга – президент «Майкрософта» в России и СНГ. О ней с уважением отзывается Билл Гейтс. В 2001 году Всемирный экономический форум включил Ольгу Дергунову в список 100 молодых руководителей для участия в программе «Global Leaders for Tomorrow». «The Wall Street Journal Europe» дважды вносил ее в списки наиболее успешных и влиятельных женщин – руководителей бизнеса в Европе.

– Ольга, что вы думаете о своих ровесниках, о поколении людей, родившихся в середине 1960-х годов?

– Когда в советское время мы поступали в институт, многие из нас до определенной степени могли предсказать, как будет выглядеть наша дальнейшая жизнь. Я – москвичка, родилась в семье научных сотрудников: папа профессор, мама программист. Я выросла в окружении книжек по программированию, поэтому мой путь был предопределен: после школы я поступаю в институт, потом иду в аспирантуру. Защищаю кандидатскую. Выхожу замуж. Дети, садовый участок, «Жигули» и достойная пенсия. Но 1985 год «сломал» привычную траекторию, и я очень уважаю Горбачева за то, что он дал удивительный шанс моему поколению. В 1987 году был принят закон о кооперативах. И у каждого, кто хотел, появилась возможность начать собственное дело. Я ушла от научной карьеры и предпочла реализовать себя в бизнесе… Думаю, Горбачев и люди, стоявшие рядом с ним, тогда еще не понимали, какой «ящик Пандоры» они открывают.

@@@
Та, которой повезло
Творческая эволюция Тейяра де Шардена
Украинская антиспикериада
ФЭК нам еще пригодится
Хитрость Баркашова не удалась
Шесть способов ограничить власть губернаторов
Японцы готовы участвовать в акции возмездия