"Мы, беларусы, з братняю Руссю…"

@@

В деле создания государственного гимна Белоруссия вознамерилась пойти по пути России

2002-04-08 / Анатолий Незванов







Белоруссия всегда строила собственную независимость с оглядкой на свою восточную соседку - Россию. В последние два-три года это стало настолько очевидным, что волей-неволей начинаешь верить в то, что развитие белорусского общества сегодня напрямую зависит от тех социально-политических изменений, которые происходят в российском обществе.

Добрались и до государственного гимна. Сегодня в Белоруссии разворачивается активная государственная кампания по разработке и принятию нового варианта гимна Республики Беларусь. Вероятность того, что конечный результат будет аналогичен российскому, весьма велика: из всех представленных вариантов музыки, а их всего два, большая часть белорусского общества по-прежнему отдает предпочтение музыке Соколовского, утвержденной еще в 1955 г. Президиумом Верховного совета БССР, которая в течение всех первых 10 лет независимости Белоруссии и являлась официальным гимном страны.

В начале нынешнего года специальным распоряжением премьер-министра был утвержден состав комиссии по проведению конкурса на создание текста и музыки Государственного гимна Республики Беларусь. Возглавляет ее сегодня вице-премьер Владимир Дражин. В состав комиссии входят министры культуры и информации, представители парламента, директор Института литературы им. Янки Купалы НАН РБ, начальник главного идеологического управления администрации президента, председатель Национальной гостелерадиокомпании, видные музыканты и композиторы. И - ни одного поэта. Последнее, к слову сказать, сегодня и позволяет многим сделать вывод о том, что Белоруссия вознамерилась пойти по пути России, которая на старую мелодию наложила новые слова и таким образом получила полноценный гимн.

Народный поэт Белоруссии Нил Гилевич также не исключает такой возможности. "По всему видно, что к старой музыке "Мы, беларусы, з братняю Руссю…" хотят приспособить новый текст, - считает известный белорусский поэт. - Так не делается. Это свидетельство эстетической неграмотности, непонимания элементарных вещей. Нельзя соединить музыку, которая несет такие выразительные следы своего времени, сталинской псевдооптимистической эпохи, с современным текстом. Если в комиссии не окажется самых лучших поэтов и самых лучших серьезных композиторов, нужный гимн создан не будет. Тем более если заранее дадут установку, каким должен быть гимн. Если этот вопрос будут решать не самые талантливые люди, а просто большие начальники, сделают что-то такое, как в России".

Стоит отметить, что вопрос создания нового гимна Республики Беларусь уже обсуждался на государственном уровне еще депутатами Верховного совета 12-го созыва в 1992-1994 гг. Однако созданная тогда специальная комиссия так и не пришла к единому мнению. Какой гимн предложит суверенному белорусскому государству новая комиссия, мы узнаем очень скоро. В соответствии с решением комиссии до 1 апреля общественные организации, творческие союзы и отдельные граждане имели право направлять в комиссию на рассмотрение свои варианты текста и музыки. Пять наиболее удачных будут записаны в исполнении духового оркестра. Из них и предстоит выбрать новый гимн Белоруссии. Впервые он должен прозвучать 3 июля - в День независимости Республики Беларусь.

@@@
"Мы, беларусы, з братняю Руссю…"
Александр Усс: Людей надо убеждать, а не "строить"
Анатолий Чубайс: мы не будем лизать залысины
Бим-бом и диссиденты
Бремя пожарных хлопот
Весна в большом городе
Выйти в мир, оставшись собой…

Гости из Закавказья мстят столичным скинам

@@

Московским властям остается лишь гадать, какие еще формы примет национальная нетерпимость

2001-11-27 / Алла Тучкова



В минувшие выходные в Москве двое мужчин - выходцев с Кавказа повздорили в вагоне метро с четырьмя подростками и ударили одного из них ножом. Как только поезд остановился на ближайшей станции, мужчины выбежали из вагона. По словам некоторых очевидцев, перед тем как ударить 16-летнего молодого человека ножом, мужчины обвинили подростков в принадлежности к организации скинхедов.

После того как стало известно об этом происшествии, многие решили, что инцидент является откликом на погром в Царицыно, который не так давно устроили юные националисты. Однако столичные милиционеры не склонны драматизировать ситуацию. По словам заместителя руководителя пресс-службы ГУВД города Москвы Евгения Гельбеева, никакой взаимосвязи между событиями в Царицыно и инцидентом в метро нет. "В каждом подобном случае надо разбираться отдельно: кто на основании чего что-то сделал. Ведь все люди когда-то дрались. Вроде происшествие в метро проверяли на националистические моменты - смотрели, есть ли здесь связь с событиями в Царицыно. И вроде выяснилось, что люди просто чего-то не поделили. Обычное хулиганство", - сказал корреспонденту "НГ" Евгений Гольбеев.

По словам Гольбеева, усиленный вариант несения службы, введенный после погрома в Царицыно, уже отменен. Но тем не менее милиционеры работают "с учетом того, что было". Постоянно поступает информация о возможных столкновениях на национальной почве, после чего сотрудники милиции предпринимают меры по предотвращению погромов. Информация приходит из разных источников. Не так давно, например, в милицию позвонила женщина, которая сказала, что ее сын перед уходом из дома бросил: "Едем на разборки". После этого звонка милиционеры подтянулись к станции метро "Тимирязевская", где могло произойти побоище, и предотвратили его.

Однако при этом никто не может гарантировать, что инциденты, подобные царицынскому, не повторятся. По оценкам руководителя Московского антифашистского центра Евгения Прошечкина, сейчас в столице насчитывается около 10 тысяч экстремистов. Он говорит, что такого обострения межнациональных отношений, как сейчас, в Москве еще никогда не было.

"В этом виноваты власти всех уровней, - заявил Евгений Прошечкин корреспонденту "НГ". - Районные не могут навести порядок на рынках, которые сейчас являются средоточием конфликтов. Городские власти не пресекают экстремистской пропаганды, федеральные - не принимают соответствующих законов. А прокуратура отмахивается от заявлений общественности, требующей пресечь националистическую пропаганду".

@@@
Гости из Закавказья мстят столичным скинам
Два интервью на эстонско-русскую тему
Доктор оркестров
Как румынская революция стала антикоммунистической
Капсула с русской землей отправилась в Гималаи
Кредо смоленского генерал-губернатора
Куда ж нам плыть?

Лицо отечественного сериала

@@

В мужчине-актере много от женского начала: и капризность, и самолюбование, и самообожание, - считает Игорь Ливанов

2001-10-20 / Елена Кутловская Несколько лет назад на наших экранах появился фильм "На углу, у Патриарших...". Теперь мы имеем "На углу, у Патриарших-2...". Вероятно, появятся -3, -4, -5... На работе у героя станут появляться новые уголовные дела, в его жизни - меняться спутницы: какая-то уедет за границу, другая разлюбит, третью бросят. Неизменным останется главный герой в исполнении Игоря Ливанова. Брат Аристарха Ливанова и однофамилец Василия Ливанова, который и пригласил его когда-то в Москву в свой театр "Детектив", Игорь Ливанов служит сейчас в Театре Луны.



-У ВАС появилась своя театральная аудитория, на вас ходят, кричат: "Браво, Игорь!"

- Такого фанатизма нет, и слава Богу! Мой зритель другой - это люди, которые лишены тупой способности фанатеть. Они просто дарят цветы, высказывают очень умные и дельные суждения о моих актерских работах. Это всегда трогательно. Наверное, благодаря моим работам в кино меня узнают на улице. Практически каждый день в самых различных ситуациях люди просто подходят, а иногда бывают случаи, когда меня спрашивают: "А можно вас потрогать?"

- Вам нравится, когда вас трогают?

- Конечно, это же моя работа - как может не нравиться вот такое ее признание?

- А вас только женщины потрогать хотят?

- Нет, и мужчины тоже, и руку пожимают. Смешная ситуация была, когда мы с сыном пришли на Преображенский рынок, в зоомагазин. И там, на доске объявлений о продаже собачек и кошечек, висели отксеренные статьи о моем творчестве. Я сразу голову вжал в плечи.

- Вас смущает такое внимание?

- Смущает, конечно. Но когда люди улыбаются тебе, машут руками из окон машин, таким кредитом доверия я дорожу.

- Как вы относитесь к тому, что ваше фото растиражировано на всех книгах Доценко о "Бешеном"?

- Эта ситуация возникла как данность. Сначала без моего ведома издательство "Вагриус" опубликовало фотографии на обложках нетленных произведений Доценко, мотивируя свою вольность тем, что они имеют какие-то права на это. Доценко представил им ситуацию так, будто все права на публикацию моих фото имеет он. Что мне оставалось делать? Прийти в издательство с юристом и объясниться. После чего мы подписали договор. Теперь они платят мне деньги за эксплуатацию моего лица. Но это деньги очень маленькие.

- А сам факт того, что вы - принадлежность Доценко, вас не смущает?

- Даже раздражает. Но ситуацию не изменить, поэтому я лишь снисходительно улыбаюсь, глядя на обложки книг Доценко, которые я, кстати, читать не могу. Но мама читает и олицетворяет героя произведений о "Бешеном" со мной. Ей это очень нравится, и, чтобы не портить ей хорошее настроение, я "остаюсь жить на обложке".

- Как мужчина может конвертировать свою славу во что-то материальное?

- Не знаю. Я не пользуюсь своей известностью никогда. И ни за что не воспользуюсь ею, чтобы нечто материальное приобрести. Я дружу с теми, кто мне симпатичен, а не с теми, кто мне может что-нибудь дать. Я живу так, как живу, и получаю то, что получаю.

- Вы полностью самовыражаетесь как актер?

- Нет, конечно. Хотелось бы, к примеру, еще раз поработать с Вадимом Абдрашитовым.

- А вас не угнетает некоторый авторитаризм его характера?

- Абдрашитов не авторитарный человек, а человек эпохи Возрождения. В нем нет желания подавить. Наоборот, Абдрашитов всегда готов к работе и всегда четко знает, как работать с тем или иным актером. К сожалению, мне часто приходится быть сорежиссером и своей роли, и фильма в целом: профессионалов мало. А вот профессионализм требует жесткости, иногда жестокости, потому что профессионал добивается того, что хочет, как Абдрашитов, и это здорово!

- Кто самый профессиональный, с вашей точки зрения, телережиссер?

- Наверное, Бортко. И "Собачье сердце", и "Бандитский Петербург" сделаны эталонно для телевизионного художественного кино. Знаете, я с удовольствием работал на ОРТ, потому что и Максимов, и Эрнст чрезвычайно трепетно относятся к своим проектам, любят и балуют их, как дедушки внуков. Такое пестование продукта - тоже эталонный профессионализм продюсеров.

- Кто является для вас идеалом в театральной режиссуре?

- Анатолий Эфрос, конечно. Все, что я видел у него, остается для меня самым любимым.

- Как вы думаете, почему с телеэкранов исчез жанр телеспектакля? Были же замечательные постановки Васильева, Товстоногова, Эфроса, Виктюка, перенесенные на экран телевизора.

- У меня нет суждения по этому поводу. Я понимаю, что спектакль, переведенный на кинематографический язык, теряет свою целостность, свою живую энергетическую неповторимость. Нужно иметь особое чутье, особый талант, чтобы, сделав телеспектакль, не потерять его театральной эффектности.

- Насколько ваши герои похожи на вас?

- Чем меньше ты на себя похож в роли, чем дальше ты от себя способен уйти, тем больше актерского удовольствия ты получаешь от работы. Но с момента переезда в Москву в 1988 году возможностей испытать истинное актерское наслаждение у меня не было. А вот в Ростове-на-Дону, где я до того играл, актерского счастья было предостаточно - я там много пробовал и экспериментировал.

- Если в Ростове максимально проявлялась ваша творческая личность, зачем же вы переехали в Москву и остаетесь здесь? Вы из тех, кто меняет провинциальное лучшее на столичное худшее?

- Это было давно, и на то было много причин глубоко личного характера. К тому же в Москве я получил возможность сниматься в кино, что доставляет мне колоссальное удовольствие.

- Вы практически все время играете людей сложных государственных профессий. Этот типкиноперсонажей доставляет вам колоссальную радость?

- Первые роли были другими. Я, будучи в Архангельске, встретился с моей безответной любовью - Инной Макаровой. Вспоминали, как работали в 1979 году в картине по ранним рассказам Горького. Я играл мальчика, влюбленного в актрису, которая намного старше его. В фильме я стрелялся из-за безответной любви. Это была настоящая драма.

- Что для вас важнее - человеческие или профессиональные качества партнеров по работе?

- Для меня понятия профессии и человеческого начала неотделимы. В какой-то момент мне очень хотелось работать с Никитой Михалковым - сейчас не хочется. Как и с Соловьевым.

- По человеческим соображениям?

- Именно. Для меня это очень важно.

- А вы считаете себя хорошим человеком?

- Давайте определим, что такое хороший человек и что такое плохой. Плохой человек - это тот, кто сознательно делает зло и наносит вред другому.

- То есть вы сознательно зла не творите. А как вы относитесь к собственному профессионализму?

- Я настолько профессионален, насколько профессионален. Я никогда не смогу играть так, как играли актеры 60-х годов, когда профессией владели просто виртуозно. У меня нет ни партнеров, которые могли бы так же работать, ни режиссера-педагога, который мог бы такое пространство создать. К сожалению.

- Почему вы часто играете в сериалах среднего качества?

- Но никогда в плохих. Даже если мне предложат хорошие деньги (а такое бывало), я не пойду работать с плохим режиссером над плохим материалом.

- В "Империи под ударом" ваш персонаж заводит роман с женщиной намного моложе его. Как вы думаете, нет ли в этом чего-то дурного, опасного?

- Это вполне нормально и естественно. Лично мне такой возрастной разрыв очень нравится. Может быть, потому что моя избранница моложе меня на 25 лет.

- Это хорошо?

- Для меня это очень хорошо. (Смеется.)

- А для нее?

- И для нее!!!

- А представляете, что будет через пять лет?

- С волнением думаю на эту тему, но предпочитаю не загадывать. Знаете, поколение девушек, к которым принадлежит моя подруга, совсем другое: они умные, рано взрослеющие. А вот пацаны их возраста - инфантилы.

- А вы не боитесь возможной корыстной подоплеки ее любви к вам? Знаменитый и далеко не бедный актер…

- Боюсь, конечно. Но, слава Богу, она не актриса, иначе я думал бы на эту тему гораздо чаще. У меня есть определенное знание, как некоторые актрисы ищут популярных и немолодых актеров для замужества.

- А как складываются ваши отношения с ребенком от предыдущего брака?

- У нас замечательные отношения, он часто бывает у меня. И у него замечательные отношения с моей новой избранницей.

- Он смотрит фильмы с вашим участием?

- Очень внимательно, и у него есть почитание отца. К сожалению, я не могу уделять ему столько времени, сколько хотел бы, и для меня это болезненно. Но он мой сын и всегда будет моим самым любимым человеком.

Знаете, сколько "душистого" на тему моих отношений с сыном было рассказано разными изданиями? Они сообщили, будто бы я отказался от него. Откуда они это взяли? И еще отказались писать опровержение, но принесли мне личные извинения. Не знаю, зачем им все это?

- Вероятно, есть люди, которым нравится организовывать вокруг себя скандальные ситуации. Они считают, что таким образом увеличивают свою популярность среди широких слоев населения.

- Да ну что вы! Я это с трудом переношу - это так мешает. Я достаточно профессиональный актер и не беру с собой повседневные проблемы на сцену и съемочную площадку, но часто теряю самообладание. И страшно трудно идти потом на сцену, идти к камере. Весь кошмарный бред по поводу сына до сих пор как заноза в мозгу. Это просто ад!

- Что для вас самое сложное в ситуации преодоления себя? Приходится ли переступать через самолюбие или какие-то отношения?

- Самое сложное - стоять на распутье, когда понимаешь, что шаг, который ты должен сделать, чреват для тебя осложнениями. Я часто стоял перед мучительным выбором и иногда принимал недостойные решения. За свое малодушие мне до сих пор стыдно.

- Вы мрачный человек?

- Нет. Но и не эпикуреец.

- Тогда замкнутый?

- Нет. У меня достаточно много друзей. Я бываю азартным и заводным, и люди, которые меня окружают, это ценят. И терпят мою замкнутость, если она вдруг возникает.

- А в гневе вы страшны?

- Да, наверное… Но довести меня до белого каления очень сложно.

- Вы из тех, кто активно взаимодействует с обстоятельствами, ломая судьбу, или нет?

- Я фатальный человек. Что-то приходит, и я счастлив. Что-то проходит мимо меня, и я не страдаю, что это прошло мимо. Я вообще независтлив.

- И некорыстны?

- Мне нужны деньги - как тут быть некорыстным. Я терпеть не могу, когда меня обманывают в денежном плане, а обманывают слишком часто. Поэтому я пытаюсь выработать систему по выбиванию денег из нечестных продюсеров. Я пробовал работать с актерскими агентствами, надеясь защитить себя от разных проблем. Но и они часто, как только возникала конфликтная ситуация, сразу же отходили в сторону. Словом, никакой защиты у актеров нет!

- Из нашего разговора следует, что вы не стремитесь заработать деньги любой ценой и не продаетесь… Но ваша подруга наверняка требует некоторых расходов. Да и ваш сын. Как же вы живете, зарабатываете?

- Мне удается озвучивать рекламу, для меня это творческая работа.

- И что это за реклама?

- Ой, ее так много! "Поли Бриллианс от Шварцкопф", бритва "Браун" - всего около 150. А еще я озвучивал Лиса из диснеевского Робин Гуда. Это очень шкодный персонаж, и его было интересно делать. Мне нравится, как я это сделал! К сожалению, часто приходится слышать: неталантливый дубляж. Иногда подбор голосов (особенно женских) безумно мешает воспринимать картинки.

- А как вы попали на озвучивание рекламы?

- Пригласили, и мой голос понравился. Поверьте, это весьма интересное занятие. Иногда ты достигаешь голосом необыкновенного звучания - получается маленький шедевр. "Поли Бриллианс", наверное, можно слушать и без изображения. Согласитесь, что сложно за пять секунд сказать три предложения и при этом художественно донести информацию. Когда я озвучивал ролик с дезодорантом, англичанка, которая была заказчиком, услышав меня, произнесла: "O? So sexes!" То есть мужской голосовой модуль должен быть в очень объемном смысле слова мужским.

- Что вы делаете в состоянии творческого голода?

- Встаю возле плиты и что-нибудь изобретаю.

- Как часто такое случается?

- Практически каждый день. Сейчас, правда, реже, потому что моя подруга занимается хозяйством. Но она отступает, если нужно приготовить что-либо рыбное или мясное.

- Вам это всегда нравилось или только сейчас?

- Дело в том, что мои родители много работали и часто отсутствовали дома. Поэтому мне приходилось хозяйничать самому. Помню, в классе втором приехал на дачу к девочке, которая мне нравилась, наловил сам рыбу, сам ее приготовил. А когда нес свое блюдо к столу, споткнулся - и все оказалось на полу! Сколько горьких слез было пролито. Но девочка все оценила. (Улыбается.)

- А в жизни вы эстет?

- Да нет, я разгильдяй. Люблю рыбную ловлю и хорошо приготовленную уху. Запах костра, воды - вот та гармония, к которой стремишься. Но вряд ли мне удалось бы выжить на необитаемом острове, хотя я бы посопротивлялся, потому что очень люблю моменты победы!

- Общеизвестно, что актрисы боятся наступления старости. А мужчины-актеры?

@@@
Лицо отечественного сериала
Москвичи и провинциалы
Мыльное развлечение
Не всякой Мурке мышка в радость
Памяти Маргариты Эскиной
Партбоссы готовы примкнуть к недовольным
Португалия: парад Санта-Клаусов

Преступление и наказание

@@

Государство не имеет права превращать судебное решение в месть или акт запугивания

2002-08-20 / Сергей Николаевич Егоров - правовед. Ефим Яковлевич Смулянский - независимый политический обозреватель.



Широко распространено мнение, что за преступлением обязательно должно следовать наказание. Здесь и сейчас, и как можно скорей… Но, например, христианская мораль, которая представляется нам одной из самых гуманистических, отдает предпочтение суду не "мирскому" (человеческому), а Божьему. Кроме того, в ней считается, что самое большое наказание преступивший закон (в самом широком смысле) понесет от мук собственной совести. Конечно, мы не можем сказать, что за почти полтора века, прошедшие после литературно-психологических изысканий Федора Михайловича, усредненный нравственный уровень человечества очень уж повысился (некоторые считают, что скорее наоборот), и потому всерьез полагаться на очищающее влияние собственной совести не будем. Мы готовы согласиться с тем, что общество (по преимуществу руками государства) должно наказывать преступника. Вот только какая ставится при этом цель?

Когда любящая мать наказывает несмышленое чадо, ставя его лицом в угол или - не дай Бог! - даже берясь за ремень, то она имеет дело с существом, пока еще не успевшим понять, что такое хорошо и что такое плохо, и хочет добиться "понятного объяснения" и "лучшего запоминания". Со временем ребенок, вооруженный этим знанием, как правило, научается контролировать и гасить в зародыше стремления, ведущие к нарушениям общепринятых норм и к возможным "криминальным" последствиям. Подобные намерения никогда не являются целью наказания настоящего преступника, потому что мы с определенностью можем сказать: если не рассматривать спонтанные преступления, преступления в состоянии аффекта, неосторожность, самозащиту и т.п., а только серьезно продуманные, далеко рассчитанные и тщательно подготовленные, т.е. умышленные преступления (не делая сколько-нибудь значимой ошибки, можно считать, что наибольшую опасность представляют именно они), то преступник всегда знает, что он совершает и чем рискует. В том, что, несмотря на это, он все-таки преступает закон, огромную роль играет человеческая психология: правонарушитель рассчитывает, что его не поймают, - на это в основном направлена вся его подготовка. А если и поймают, то при нашем судопроизводстве можно запугать свидетелей, с большей или меньшей степенью обоснованности обжаловать недопустимые методы ведения следствия, найти ключ к судье или, наконец, пользуясь огромными "вилками", заложенными нашим законодателем в Уголовный кодекс, получить минимальное наказание. И очень часто (значительно чаще, чем хотелось бы) он оказывается прав.

С учетом такого положения вещей можно утверждать, что хорошая работа правоохранительных органов включает также и профилактическую составляющую. На наш взгляд, существуют только четыре причины, которые можно было бы рассматривать в качестве оснований для "наказания" преступника:

1) обычная банальная месть;

2) защита данного преступника от самого себя путем лишения его возможности совершать другие преступления;

3) защита общества от возможного совершения преступлений этим же преступником;

4) перевоспитание этого же преступника при помощи наказания.

Всякие другие цели, часто придумываемые ретивыми охранителями общественного спокойствия, блага и нравственности (ну, например, уже упоминавшееся профилактическое воздействие на потенциальных нарушителей закона), чаще всего притянуты за уши и в этом качестве вообще не должны быть рассматриваемы. Нам кажется аморальным специально жестоко наказывать за преступление, рассчитывая на воспитательный эффект в отношении других. При этом мы совсем не отрицаем реальности такого воздействия. Но мы сознательно отказываемся рассматривать эту сторону наказания преступника - с целью "воспитания", т.е. воздействия на остальных: вот как будет с вами, если и вы нарушите закон. С нашей точки зрения, такой подход имеет мало общего с гуманистическими ценностями. Мы думаем, есть нечто глубоко порочное в наказании одного человека в назидание другим людям - еще не преступникам. Более того, мы совершенно убеждены, что если будет раскрываться максимальное количество преступлений, то и "воспитательная" цель также будет достигаться обществом в подавляющем числе случаев. Процесс "воспитания" общества тем успешнее, чем чаще раскрываются преступления и реально наказываются настоящие преступники. Что же касается воспитательного воздействия на самого преступника, то сейчас, при нашей пенитенциарной (исправительной) системе, об этом лучше и не заикаться, чтобы не смешить народ.

Зато необходимо сказать несколько слов о мести. Складывается впечатление, что мало кому из любящих порассуждать о необходимости ужесточения уголовных санкций приходила в голову мысль о принципиальной недопустимости такого мотива для наказания. Они искренне считают, что наказание должно последовать в отместку преступнику за совершенное деяние. Именно такой смысл вкладывают они в понятие "наказание", видимо, не отдавая себе отчет, что этим они оправдывают и легализуют библейско-варварское "око за око". Человечество выросло уже из ранних, детских представлений о наказании как восстановлении справедливости. Об этом свидетельствует отказ общества (и это никем не ставится под сомнение!) от клеймения преступников, вырывания ноздрей и т.д. К сожалению, мы редко задумываемся: почему это ворам перестали рубить руки, лжесвидетелям - отрезать язык, а насильников - оскоплять. Дело в том, что люди (в значительной мере под влиянием христианской морали) поняли, что никому до самой смерти не заказано осознать тяжесть своих проступков, раскаяться и исправиться. Потому нельзя применять такие методы воздействия на преступника, которые приводили бы к необратимым изменениям человеческой природы - отрубленная рука никогда не отрастет. Если довести эту оправданную всем развитием человечества логику до естественного предела, то придется признать и недопустимость смертной казни - после смерти человека не воскресить. Более того, если мы надеемся, в какой угодно далекой перспективе, еще и перевоспитывать в процессе наказания, то при чем здесь смертная казнь? Как говорит героиня Елены Яковлевой в телесериале "Каменская": "Мертвых ничему нельзя научить…" В юриспруденции цивилизованных стран, а также среди их населения "наказание" давно уже не интерпретируется как кара или возмездие за совершенное преступление: от такого "наказания" преступника там давно отказались. Воздействие общества на осужденного организовано таким образом, что, изолируя его, ему какое-то время не дают возможности совершать преступления вновь, а самая реализация такого запрета уже рассматривается обществом как наказание.

Почему же, несмотря на все сказанное, идея ужесточения наказаний, так же как и идея смертной казни, вновь и вновь лоббируется некоторыми политиками и, надо признать, находит отклик у простых людей? Ответ достаточно ясен.

Когда государство не справляется с криминальной обстановкой, когда представляется, как теперь у нас, недостижимой задача раскрытия хоть сколько-нибудь значимого числа (мы уже не говорим: большинства) преступлений, то у некоторых деятелей, отличающихся, на наш взгляд, большей потребностью что-нибудь делать, чем способностью о чем-нибудь серьезно подумать, в который уж раз в истории человечества появляется искушение путем ужесточения наказаний защитить общество от вала преступности. Позиция более чем порочная. Во-первых, поскольку государство не справляется с раскрытием совершаемых преступлений, то число ошибок в определении настоящих преступников возрастает, и, следовательно, резко увеличивается вероятность наказания невиновных (известный императив "лучше отпустить десять виновных, чем наказать одного невинного" - это, естественно, не про нас и не для нас!). Когда же речь идет о смертной казни, то любая такая ошибка не только имеет трагический характер, но и является необратимой в отношении безвинно осужденного. Когда приводишь аргумент: "А скольких невиновных людей расстреляли, вычисляя Чикатило?" - у неподготовленных людей реакция абсолютно стандартная: "Но если он действительно убил? Почему же не расстрелять?" Почти никто не отдает себе отчет в том, что судебный вердикт не означает истину в последней инстанции - просто люди договорились так считать, ибо иначе никто и никогда не сможет разрешать перманентно возникающие между ними споры. По умолчанию предполагается, что все это знают. Надо отчетливо понимать, что истина недостижима для людей в принципе, что судьи - тоже люди, а не боги и что судейские ошибки - такой же постоянный и совершенно необходимый атрибут суда, как, например, судейская мантия. История юриспруденции знает огромное число примеров, когда совершенно неопровержимые на первый взгляд доказательства оказывались не более чем цепью случайных (и от этого еще более трагических) совпадений. Судебный вердикт просто означает, что доводы и доказательства одной стороны показались человеку в мантии (судье) более убедительными, чем аргументы и представленные суду законные доказательства другой. Швейцарским судом подтверждается пушистая белизна г-на Михайлова ("Михася") в том смысле, что обвинение не представило суду достаточных доказательств причастности этой фигуры к преступной группировке.

Во-вторых, все более или менее сведущие люди знают, что еще в античные времена с достоверностью было установлено, что "ужесточение наказаний не ведет к уменьшению количества преступлений" и что этой цели можно достичь только все возрастающей степенью неотвратимости наказания, т.е. все увеличивающимся процентом раскрываемости преступлений. Спрашивается: высокопоставленные адепты ужесточения наказаний и смертной казни настолько неграмотны, что они не знают этих прописных юридических истин? Да нет, они скорее либо настолько не подготовлены к серьезной государственной деятельности, что просто не в состоянии осмыслить этот с древности известный факт, либо просто дурачат нас с вами - лгут, фарисействуют, подыгрывают самым низменным инстинктам толпы, стремясь таким способом завоевать у электората дешевую популярность. Понятно, что, с нашей точки зрения, такие действия политиков глубоко аморальны, ибо в нашей действительности за их популистскими призывами при существующих милиции, прокуратуре, судах и тюрьмах стоят сломанные судьбы, разбитые жизни и даже смерть многих и многих невинных. Хотя… нам к этому не привыкать.

К слову сказать, многие государственные люди, от которых зависит принятие решений весьма высокого уровня, видимо, не доросли до понимания того непреложного факта, что для государства соблюдение принципа является абсолютной ценностью. Исторический опыт свидетельствует, что любые исключения, отступления от него, оправдываемые даже самыми благородными целями ("жизнь сложнее и многообразнее любых человеческих установлений" - узнаете?), оборачиваются в конце концов самыми непредсказуемыми, а часто и трагическими последствиями.

@@@
Преступление и наказание
Прощайте, купюры с большими нулями
Путник с мечом и вороном на плече
Рождение трагедии из духа гротеска
Руслан Хасбулатов: "В Дагестане мы получили неизбежное"
Самый страшный терроризм - государственный
Сергей Богданчиков: "Идет нормальный процесс отделения бизнеса от власти"

Служба, с которой не уходят

@@

Спасатели умеют все, даже расплетать косы

1999-12-16 / Юлия Буланова



МОСКОВСКАЯ служба спасения существует уже почти четыре года. Особую популярность она приобрела после того, как на канале НТВ появилась одноименная передача, выходящая в воскресенье с утра. Молодые ребята стали звонить по телефону 937-91-11 и проситься на работу. Кстати, совсем скоро - 27 декабря - люди, работающие здесь, будут отмечать свой профессиональный праздник - День спасателя. Офис спасателей расположен в небольшом особняке на Абельмановской, 4а, недалеко от метро "Пролетарская".

То, что видят телезрители воскресным утром - ежедневный подвиг, если можно так выразиться, "парадная сторона" профессии спасателей. Меня же интересовала "технология" работы Службы спасения.

Например, на что существует служба, работающая на столицу, но тем не менее не получающая из ее бюджета ни копейки? С их коллегами из МЧС и его подразделений понятно - они финансируются из бюджета. Сфера деятельности у Службы спасения несколько другая, чем у коллег из МЧС. Те больше занимаются ликвидацией последствий стихийных бедствий, техногенных и экологических катастроф. Работа же Московской службы спасения тесно связана с повседневной жизнью города и бытом его обитателей. Так называемые "ничьи" случаи: ребенок натянул на голову кастрюлю и никто не может ее снять, у хозяйки палец застрял в мясорубке; ребята, играючи, приковали на морозе наручниками своего товарища, открыть не получается - парень замерзает. Страшные ДТП, когда вытащить людей из искореженных автомобилей невозможно без помощи гидравлики. Многочисленные собаки, провалившиеся в люки; кошки, забравшиеся на деревья; птицы, застрявшие в вентиляционных шахтах... Конечно, когда в Москве взрывались дома, когда были крупные пожары, например в гостинице "Интурист", на места трагедий приезжали и работали бок о бок и те и другие. Но подобное, к счастью, происходит редко.

Единственная услуга, которую спасатели оказывают за деньги - это открывание железных дверей. Открыть захлопнувшуюся дверь стоит 200-400 рублей, но деньги спасатели возьмут лишь в том случае, если за этой дверью не может произойти никакого ЧП - нет пожара, потопа, утечки газа, там не остался психически больной человек или маленький ребенок. Если спасатели, открывшие такую дверь, обнаружат за ней старушку или инвалида-колясочника, то, конечно же, тоже не возьмут с них денег. Сама же дорогостоящая металлическая дверь при этом не будет испорчена. Зачастую после работы уникальных специалистов, работающих в службе, даже не приходится менять замок.

Другой способ зарабатывания денег, о котором сегодня мало кто знает, это оказание Службой спасения информационных услуг владельцам сотовых телефонов. В справочный зал Службы спасения владелец телефона может позвонить круглосуточно и спросить все что угодно, начиная с того, по какому номеру можно заказать билет на самолет или забронировать апартаменты в гостинице, и заканчивая совершенно нестандартными вопросами и просьбами, например, "где продаются балетные тапочки сорок первого размера?". Однажды клиент попросил оператора напомнить мелодию одного вальса. Девушка напела. Клиент остался доволен. Но и такого рода услуги стоят не очень дорого. Денег хватает только на очень скромное существование. Люди зарабатывают здесь в среднем столько же, сколько бюджетники. А еще надо покупать для спасателей обмундирование, инвентарь, такой дорогой нынче бензин.

В Московской службе спасения всего четыре автомашины. Спасатели "летают" по городу на белых "Лендроверах". Как же им удается успевать везде? На места происшествий спасатели прибывают одними из первых. В этом им помогает прекрасное техническое оснащение их автомобилей. В каждом "Лендровере" установлена система спутниковой навигации. (В свое время служба создавалась на базе Центра гибких технологий безопасности, но быстро проела деньги центра. Спасение людей - деятельность затратная.) Оперативные дежурные информационного центра, куда поступают звонки, всегда могут связаться с экипажами и отследить именно ту машину, которая находится ближе всех к месту происшествия. В результате получается так, что практически в любую точку огромного города спасатели добираются за 15-20 минут. Сотрудники не помнят такого случая, чтобы позвонившему отказали в помощи из-за того, что нет машин. Кстати, в американской службе "911", по аналогу которой создана московская служба, собственно спасателей нет. Работа "911" ограничивается лишь работой информационного центра, который оперативно оповещает о беде, постигшей американца, соответствующие городские службы.

Сколько же спасателей в Московской службе спасения? Их всего около ста. В каждом экипаже четыре человека, среди них обязательно опытный врач. Работают ребята сутки через трое, но часто приходится трудиться сутки через сутки. Особенно тяжело им было в дни недавних страшных событий в Москве, ведь сотрудники Службы спасения работали и на разборе завалов в Печатниках и на Каширке, а остальной город продолжал жить своей обычной жизнью - также захлопывались двери, и в квартирах оставались немощные старики и малые дети, были ДТП, самые разные несчастные случаи, помочь при которых не могли ни врачи, ни пожарные, ни милиция.

Практически все, кто пришел сюда четыре года назад, остались и работают только здесь, не подрабатывают, несмотря на скромную зарплату. Почему? Во-первых, здесь тяжело. Люди устают и физически, а еще больше психологически. В выходные спасателю просто необходим полноценный отдых. А во-вторых, поработав здесь, люди просто не могут трудиться где-либо еще. Так что здесь практически нет привычной ныне почти везде "текучки кадров". Отбор очень жесткий. Люди приходят откуда угодно, зачастую и просто с улицы. Если вакансии есть, а это бывает крайне редко, то пришедшего будут проверять. Человек, желающий стать спасателем, должен быть не старше 35 лет, отслужить в армии, иметь отличную физическую подготовку, не иметь судимостей. Очень важно при тестировании также выяснить мотивацию его желания работать в Службе спасения. Ведь здесь никогда не будет ни денег, ни славы. Только тяжелая, подчас рутинная работа. Если кандидат прошел все эти испытания, то он начинает учиться спасательному делу. За два месяца он должен освоить все спасательные дисциплины: пройти альпинистскую, противопожарную, кинологическую подготовку. Научиться работать с аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и навигации, а затем сдать все зачеты. Но самое главное испытание предстоит новичку, когда его прикрепляют к экипажу. Со всеми необходимо сработаться, потому что экипаж должен быть, как семья. Иначе никакой работы в экстремальных условиях, в условиях риска для жизни не выйдет. Останется новичок в экипаже или нет, решают члены экипажа.

В информационном центре Службы, расположенном в этом же особнячке на Абельмановской, работают посменно девушки-операторы и оперативные дежурные. Десять девушек в каждой смене. К информационному центру подключены все основные каналы связи: многоканальные телефоны московской городской телефонной сети всех работающих в столице телефонных компаний и радиостанции различных систем связи, в том числе работающие в любительском диапазоне 27 мегагерц. Нагрузки колоссальные - 15 тысяч сообщений о чрезвычайных происшествия в сутки поступает сюда. В небольшой зал нельзя входить без специального разрешения. На возвышении, словно на сцене, установлены ряды компьютеров и телефонов. Все девушки в наушниках. Они отвечают на звонки и определяют, нужно ли по данному вызову высылать экипаж. Если да, то звонок переадресовывается оперативному дежурному, который связывается со спасателями. Но спасатели выезжают всего около 60 раз в день. Соответственно в большинстве случаев людям помогают операторы, не выходящие на улицу. Умело разговаривая с людьми и давая советы, эти молоденькие девчонки тоже спасают человеческие жизни. Поэтому отбор и здесь очень строгий. Помимо высшего образования, умения работать на компьютере необходимо иметь приятный голос и очень хорошо знать город. Здесь нужны также быстрота реакции и крепкие нервы. Ведь порой приходится выслушивать такое... В жизни бывает всякое: страшные ситуации, которые даже трудно себе вообразить; звонит много психически больных людей (особенно в период осенних и весенних обострений), самоубийц, число которых увеличивается в праздничные и выходные дни. Иногда звонки бывают просто нелепыми, а ответить резко никому нельзя. Вот, например, однажды, рассказывает Екатерина, позвонила женщина. Банальная ситуация - муж ушел к другой. А она требует выслать спасателей, чтобы они съездили туда, куда ушел муж, и привели его обратно. Ей объясняют, что нельзя этого сделать, предлагают телефоны психологической помощи. А она в ответ: "Нет, не надо. Приезжайте вы! Вы же СПАСАТЕЛИ!!!" Другой случай. Девушка расчесывала длинные волосы и запуталась в них расческой так, что хоть отрезай косу. Тоже зовет спасателей к себе. (В этом случае они, кстати, действительно приехали и разобрали по зубчикам расческу. Шикарная коса была спасена.) Вот так многообразно люди понимают слово СПАСЕНИЕ.

@@@
Служба, с которой не уходят
Страна самоубийц
У Соловецкого камня вспоминали репрессированных
Ультиматум Фрадкову оказался фиктивным
Условия в СИЗО оказались предметом спора
Шаровое волеизъявление
Юрий Башмет: "Я люблю влюбленных людей"