1. Даша & Маша

@@

В Москве открылись сразу две статусные площадки современного искусства

2008-12-30







Проект Даши Жуковой "Гараж" стал одним из самых значимых событий года. Роман Абрамович, Даша Жукова, Эмилия и Илья Кабаковы.

Фото предоставлено CCC Garage

Первенство в преобразовании московской элиты в культурную московскую элиту навсегда останется за центром современной культуры «Винзавод». Год назад Винзаводу в предельно короткий срок удалось не только поменять привычные маршруты да и вообще стиль жизни светской публики, но и больше того – безболезненно и незаметно сплавить богему с буржуазией. Этот же год можно считать беспрецедентным в том смысле, что, не отменяя завоеваний Винзавода, были введены в действие, причем практически одновременно, центр современной культуры «Гараж» и пространства бывшей фабрики «Красный Октябрь».

«Гараж» – детище Дарьи Жуковой, «Красный Октябрь» сначала освятил своим присутствием один из самых влиятельных мировых арт-дилеров Лари Гагосян, в прошлом году только прощупывавший почву на российском арт-рынке. Затем на территории «Красного Октября» презентовали Baibakov Art Projects юной Марии Байбаковой.

Журнал «Артхроника» признал Дашу Жукову самым влиятельным человеком в арт-мире. Что логично. Ее проект «Гараж» и косвенное появление на арт-сцене Романа Абрамовича стали, пожалуй, самыми значимыми событиями уходящего года. Роман Абрамович – мастер нестандартных ходов в этом году, по неофициальным данным, приобрел предметов искусства на общую сумму около 100 млн. долл.

Приход на арт-пространство светских девушек, чьи инициативы поддержаны серьезными капиталами серьезных мужчин, в целом стоит оценить как позитивное. Правда, Дашу Жукову упрекают в том, что на официальных мероприятиях она выступает, как робот. Не будем забывать, что девушка выросла в Америке и думает на английском. А Машу Байбакову – в неровности контента, с которым она работает. Еще скептики говорят, главное, мол, чтобы, стартовав такими масштабным проектами, девушки не начали в дальнейшем выставлять на этих роскошных пространствах своих подруг, которые хорошо рисуют. От этого, пожалуй, обе застрахованы международным образованием, широким кругозором, профессиональными консультантами и все-таки неангажированностью в довольно тесном и ревнивом московским арт-сообществе. Будем надеяться, что люди извне, тем более с деньгами, незамутненным сознанием и связями в мировой арт-среде, окажутся полезны искусству так, как они того хотят.

@@@
1. Даша & Маша
Бесшумный светский вечер
Блошиный рынок
Более 2 миллионов – цена одного аукциона
Братание как фильм-утопия
В поисках утраченного синтеза
В темном зале и за деньги

Гений мгновения

@@

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого клоуна Карандаша

2001-11-24 / Сергей Шаповал С начала ноября в Петербургском цирке идет спектакль "Большой маленький клоун", посвященный Карандашу. Соавтор сценария - внучка артиста Овена Румянцева. Сегодня мы беседуем с ней и дочерью мастера - Натальей Михайловной Румянцевой.



-Зачастую люди, которые веселили массы, в жизни оказывались отнюдь не веселыми. Каким был Михаил Николаевич?

Овена Румянцева: Он был человеком непредсказуемого характера. Окружающие всегда ожидали, что Карандаш может в любой момент начудить. Много таких историй приводится в книге Юрия Владимировича Никулина. Я бы не сказала, что он целыми днями дома веселился, но он очень любил перебрасываться с людьми репликами, любил контакт и импровизацию. Часто с Эмилем Кио-старшим они составляли шуточную пару, несмотря на то что были разными людьми. Эмиль Кио всегда хорошо одевался, обедал в "Метрополе" и прочее. Карандаш перекусывал у себя в гардеробной, отдыхал там же на маленьком диванчике. Так вот, приходит импозантный Кио, а дед ему: "Что-то, Кио, вы сегодня совсем по-домашнему". И дальше начиналась игра.

Когда он женился на бабуле, у них не было жилья, они спали в гардеробной на сундуке. Единственное достояние, которое в то время было у деда, - это заячья шуба. В ней он и пришел свататься. Бабушка была на семнадцать лет моложе его, а он был уже известным артистом и обладателем заячьей шубы.

Танцовщица на проволоке Валерия Волокова, много лет работавшая в коллективе Карандаша, рассказала мне историю о своей дочери. Будучи маленькой девочкой, она много времени проводила в цирке, Карандаш в свободное время любил ей рассказывать о природе смеха и прочих серьезных вещах: ему нравился такой старательный слушатель. Как-то ее родители уехали на несколько дней, а когда вернулись - артисты просто вскричали: слава богу! Карандаш распределил дежурства: кто-то девочку отправляет в школу, кто-то встречает, кто-то кормит, кто-то проверяет уроки. При этом следил, как кто справляется со своими обязанностями.

Наталья Румянцева: Я бы отметила еще одну деталь: он невероятно уставал, что заставляло его все больше уединяться. Представьте себе: человек выходит на арену и втягивает в свою орбиту две тысячи зрителей - это требовало колоссальной отдачи энергии.

- А как он отдыхал?

О.Р.: У него было хобби - кинокамера, которую он купил в начале 60-х. Когда у него было свободное время, он бесконечно все снимал. Ведь он по первому образованию художник, сам рисовал афиши, делал себе реквизит. Он очень хорошо чувствовал визуальный ряд, любил рассматривать живописные альбомы, отсюда и страсть к кинокамере.

Было у него еще одно увлечение - рыбалка. Каждый раз это была отдельная история. Когда в очередной раз он говорил своим ученикам: "Едем на рыбалку!", те приходили в ужас, но соглашались. Дальше начиналось: надо выезжать часа в четыре утра, чтобы не пропустить утренний клев, приезжают невыспавшиеся ребята, бабушка делает на всех бутерброды и чай. Поехали, обнаруживается хорошее место. "Не подходит, здесь будет плохо клевать, я знаю", - говорил Карандаш. Едут дальше, машина попадает в яму, ее выталкивают. После этого нужно было перекусить - ели бутерброды. Нужно ехать дальше, потому что место по-прежнему не то. Пока доезжали до того места, никакого клева уже не было. Вылавливали пару маленьких рыбешек, перекусывали и отправлялись в обратный путь. Дома он бабушке важно говорил: "Тамара, зажарь рыбу". Накрывали стол, на котором присутствовали и эти зажаренные рыбешки.

- Профессия клоуна, пожалуй, сложнее профессии драматического актера, она предполагает проникновение в загадку природы смешного. Карандаш помог вам приоткрыть эту загадку?

Н.Р.: Талантливый клоун - это актер интуиции, он работает на интуитивном ощущении зала и взаимном контакте. Только таким образом он может добиться желаемого результата. Здесь загадка. Драматические актеры работают на основе хорошей драматургии, есть прописанный сюжет, который нужно отыграть так, как того хочет режиссер. У клоуна сюжета нет, он - сам по себе сюжет.

О.Р.: Еще важно ощущение сегодняшнего зала. Дед до начала номера понимал, что сегодня он может играть, скажем, длиннее, знал, какую паузу он может взять. Интуиция у него была блестящая.

- Бывали моменты, когда у него не получался контакт с залом?

О.Р.: Случались эпизоды, когда ему этот контакт могли "посадить": не вовремя включалась музыка или осветитель допускал прокол. На такие вещи дед реагировал бурно. Он чрезвычайно добросовестно относился к своей работе: приходил в цирк за несколько часов до представления, тщательно гримировался, входил в образ и так далее. Такой же добросовестности он требовал от тех, кто занимается музыкой и светом.

- Говоря современным языком, Карандаш входил в число суперзвезд своего времени. Как он относился к светской жизни?

О.Р.: У него не было времени для светской жизни. Он целые дни проводил в цирке, часто у него бывало по два-три представления в день, а в перерывах между ними он еще и репетировал. В свободное время он писал книгу, снимал кинокамерой, что-то мастерил для циркового реквизита. У него были дружеские отношения с уже упоминавшимся Эмилем Кио-старшим, с семьей канатоходцев Волжанских, с кинорежиссером Владимиром Немоляевым, позднее - с Юрием Владимировичем Никулиным. Дуэт Никулин-Шуйдин начинал с Карандашом. У них случались небольшие конфликты, и вот в них проявилась одна из главных особенностей Никулина: в таких ситуациях он всегда допускал, что его оппонент может быть прав. Это допущение опережало его обиды и самолюбие. Именно поэтому он и стал Никулиным. Потом они работали отдельно, но большая дружба с Юрием Владимировичем сохранилась.

- Два-три представления в день - это тяжелый режим. Карандаш стремился побольше заработать или это была воля начальства?

О.Р.: Карандаш зарабатывал, но не для себя. Если где-то в стране цирк "горел" по сборам, туда отправляли Карандаша, который быстро обеспечивал аншлаги. Таким образом выполнялся план. Кстати, это был дешевый способ поправить положение. Одно дело - отправить, скажем, аттракцион с хищниками (затраты на это очень немаленькие), а другое дело - одного человека с небольшим реквизитом. В принципе Карандаш работал в Московском цирке, но очень часто ездил по стране. Был своеобразным стабилизирующим фактором.

Н.Р.: Во время войны он обеспечивал другую стабильность. В блокадном Ленинграде исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало символом несломленности людей, в Москве - что бы ни происходило - работал Карандаш. Это была очень важная стабильность.

- С возрастом Карандаш стал меньше работать?

Н.Р.: Я бы не сказала. Он проработал на арене 55 лет, количество выходов у него практически не уменьшалось, к концу жизни стал делать несколько меньше реприз. Последний раз он вышел на арену за двенадцать дней до смерти.

О.Р.: Я хотела бы добавить одну важную вещь. В нашей стране именно в цирке можно было точно выразить время. И главной, безусловно, была фигура клоуна. Здесь возникает перекличка с фигурой шута. Говорили: чтобы понять монарха, нужно посмотреть на шута. Клоун очень точно выражает свое время, гораздо точнее, чем драматический актер. Собственно, клоун - это вершина драматического в искусстве.

- Проблема шута очень интересна, ведь ему дозволялось больше вольности в отношении монарха, чем остальным. Как Михаил Николаевич относился к советской власти, к монархам, при которых он жил?

Н.Р.: Я бы не сказала, что он был политизированным человеком. Перед Сталиным он никогда не выступал, но считал его человеком, который выиграл войну. Об остальном ведь тогда не было никакой информации.

- А после XX съезда?

О.Р.: Дед не был ни сталинистом, ни антисталинистом. Его полностью занимало искусство.

Н.Р.: Надо сказать, что через всю его жизнь прошел один лейтмотив: как что-то может получиться, если нет одного хозяина. Фактически он был против идеи равенства, но всегда это носило конкретный характер: его возмущало, когда человек не выполнял свою работу, а пенял либо на обстоятельства, либо на других.

- Были люди в комедийном жанре, которыми он восхищался?

О.Р.: В молодости он рисовал афиши к кинофильмам и, естественно, пересмотрел все фильмы со знаменитыми западными комиками - Чарли Чаплином, Максом Линдером, Бастером Китоном и другими. Когда большой артист становится на ноги, ему продолжают нравиться многие в его жанре, но прежде всего его занимает собственное творчество.

Н.Р.: К своему образу он шел сам, долго его искал, постепенно что-то менял. О прямых влияниях здесь говорить не приходится.

- А как Михаил Николаевич относился к собственной популярности?

О.Р.: Он очень не любил попадать в толпу. Был однажды смешной эпизод. Как-то он зашел в магазин, его кто-то узнал, люди ринулись внутрь. Среди них был огромного роста человек, он отодвинул Михаила Николаевича: "Не путайся под ногами - Карандаш в магазине!"

- Если говорить о природе таланта Карандаша, вы можете назвать его гением?

@@@
Гений мгновения
Главное не побеждать, а выставляться
Двадцать первый антикварный
Жизнь – это мясо, искусство – просто гарнир
Итальянская печаль северной "валькирии"
Как разогревались гости Михалкова
Конец светской жизни

Конкур "на мощность"

@@

Завидову не дают покоя лавры Эскота

2003-08-12 / Нана Куликова В конце июля в шестой раз прошли соревнования по конкуру - "Кубок Завидово-2003". Состязания продлились три дня, главным из которых стал день демонстрации самого зрелищного вида конкура - "на мощность" - максимальная высота прыжка составила 170 см. Кроме того, надо было преодолеть шесть препятствий подряд. Но картина праздничного безумия состояла вовсе не в этом.



Многочасовые скачки и прыжки лошадей элитных пород через барьеры - занятие медитативное. Дабы не утомлять зрителя, организаторы предприняли смелый шаг - на протяжении всего дня проходила дегустация коньяков. А как же иначе? Истинно аристократичный вид спорта никак не может обойтись без дорого, изысканного коньяка. А заодно предложили делать ставки на понравившихся лошадей. Другое дело - что московских "тусовщиков", и без того мало интересующихся лошадьми, они (лошади) и вовсе перестали интересовать. Но это, конечно же, детали.

Конкур - самый престижный вид конного спорта. Думалось, что на этакую светскую вечеринку съедутся многие представители московской богемы. Однако присутствовали далеко не все, заявленные в списках VIP-гостей (от Агузаровой до Ярмольника - в алфавитном порядке имен 200). Соревнования задумывались как альтернатива самых известных в мире скачек с препятствиями (steeple-chase) - Royal Ascot, проходящих в Эскоте и являющихся одним из главных мероприятий в светской жизни Великобритании. На королевских скачках главным всегда считался не результат, а парад мод, точнее, женских шляпок. Необычные дорогие наряды и шляпки - неотъемлемая и даже обязательная часть скачек. Но, не настояв на обязательности этих самых шляпок, организаторы "Кубка Завидова" заранее "понизили" статус мероприятия.

Вечером состоялось торжественное награждение победителей кубками, медалями, денежными суммами (призовой фонд турнира составил около 30 тыс. долл.) и, конечно же, бутылками коньяка. А после прошло премирование бутылкой коньяка обладательницы самой оригинальной и красивой шляпки - организаторы хотели еще более подчеркнуть сходство всего происходящего с королевскими скачками в Эскоте. Нелегко было выбрать самую оригинальную из всех красивых и самую красивую из всех оригинальных - шляпок насчитывалось не более пяти-шести. Но выбор все же был сделан, и основной день соревнований подошел к своему логическому завершению - начались выступления каскадеров, танцевальных коллективов, несколько песен спела некая новая молодежная группа, а затем на сцене появилась группа "Високосный год". Фейерверк и дискотека в праздничной программе также присутствовали. Хотя VIP-гости, а вместе с ними и журналисты, стали расходиться задолго до этого. А вот местная публика - жители Тверской области - кажется, осталась довольна.

@@@
Конкур "на мощность"
Короли и королевы
Малахов открыл собственный глянец
Модная ностальгия Славы Зайцева
Мужской стиль
Не ради славы, но все же...
Под Ять

Прекратить фокусы

@@

Особенности свободного волеизъявления граждан в осенний период

2004-10-28 / Катя Метелица Недавно было так: я сидела в очень теплой, очень прокуренной комнате в компании очень умных говорливых людей и мирно дремала. Большинство особей, которые знают за собой этот грешок – тихо задремывать в схожей обстановке, предпочитают носить очки с тонированными стеклами. Фиг тогда поймут, спишь ты или внимательно слушаешь…

Очнулась на фразе: «А давайте закажем социологическое исследование. Пусть соберут фокус-группы, и они нам покажут, какого мэра на самом деле хотят москвичи».







На вопрос социолога можно ответить то, что думаешь, а можно угадать то, что от тебя хотят услышать.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Ну, допустим, сейчас этот вопрос уже практически неактуален. Никаких москвичей никто спрашивать не собирается, в том числе и в форме голосования. Но тот разговор был еще за несколько дней до соответствующего заявления Путина. Услышав про «социологическое исследование» и «фокус-группы», я как-то автоматически раскрыла глаза, а заодно и рот и довольно громко спросила: «Сколько?»

На меня посмотрели с интересом. Типа: ну вот, уже и ореховая соня в разговор вступает. «Что сколько?» – переспросили с вежливым интересом. «Сколько будет стоить фокус-группа?» – «Ну, недорого. Тысяч пять». И тут я завелась.

Фокус-группы относятся к предметам, против которых у меня особо стойкое предубеждение. Проще говоря, я в них не верю. Социологическим исследованиям я в глубине души не верю тоже («социология – продажная девка империализЬма», как говорил наш школьный военрук), но там по крайней мере есть что обсуждать. Социологическое исследование может дать правдоподобный результат с той или иной – скорее всего очень большой – степенью приближения. Но фокус-группа может разве что попасть пальцем в небо.

На фокус-группы ходят люди, которые сделали это формой постоянного приработка. Мало того, они одновременно воспринимают участие в фокус-группе как некую форму своей светской жизни. Поэтому они хотят понравиться, во-первых, организаторам, а во-вторых, остальным участникам. Слышат, что говорят другие, и ориентируются на общее мнение. На самом деле им наплевать. Я не верю фокус-группам. Услышав про пять тысяч (долларов, надо понимать, хотя и в рублях было бы возмутительно), я как раз и взвилась.

@@@
Прекратить фокусы
Приезд королевы - всегда праздник
Смотр торговцев стариной
Там хорошо, где нас много
Три миллиона долларов за яйцо
Хотят ли русские в Куршевель?