"Башкир придумали большевики... вместе со Столыпиным"

@@

Золотоордынские амбиции идеологов Казанского кремля разрушают единство татарского народа

2002-06-11 / Вера Постнова



В Казани прошел курултай башкир, проживающих в Татарстане. Историческая родина решила уважить своих сыновей и дочерей по полной программе: из Уфы прибыла солидная - 80 человек - делегация во главе с вице-премьером правительства РБ Халяфом Ишмуратовым, а также председателем Всемирного конгресса башкир Ниязом Мажитовым. Президент Муртаза Рахимов перед открытием курултая звонил в Казань с просьбой как можно торжественнее обставить мероприятие, чтобы каждый из 20 тысяч проживающих в братской мусульманской республике башкир знал, что у них есть свой президент. И этот президент - он, Муртаза Рахимов, который помнит и заботится о них.

Татарские власти тоже ни на минуту не забывали о том, что в республике проживают тысячи башкир, кабинет министров Татарстана взял на себя организацию башкирского курултая. Но при этом власти РТ делали все возможное, чтобы хотя бы половина живущих здесь башкир поняли, что башкиром быть хорошо, а татарином, да еще в Татарстане, - лучше. Предстоящая в октябре Всероссийская перепись населения поставила братские народы в позицию, близкую к боевой.

За месяц до курултая в местных СМИ была опубликована на двух государственных языках серия статей государственного советника по политическим вопросам при президенте Татарстана Рафаиля Хакимова под общим названием "Кто ты, татарин? Горькие размышления на сломе эпох", где с обескураживающей откровенностью автор заявляет, что на постсоветском пространстве никогда не было тюркских народов. "На самом деле был один народ, сформировавшийся в эпоху Золотой Орды". И этот народ - татары, как следует из рассуждений госсоветника. Других народов нет. И не было. Другие народы выдуманы. "Столыпин в свое время предложил сделать каждую этническую группу татар отдельным народом с собственным литературным языком и таким образом покончить с нацией, - сообщает советник президента Шаймиева. - Большевики успешно продолжили эту политику. На карте появились узбеки, киргизы. Срочно изобрели башкирский язык и ряд национальных "атрибутов". Своеобразной визитной карточкой башкир стал характерный танец, в котором джигиты выступают в шапках с лисьими хвостами. Этот танец придумал и поставил на сцене Файзи Гаскаров - татарин, которому не дали квартиру в Казани, и он в 60-е годы уехал в Уфу. Это сценическая конструкция. И весь народ (башкирский. - В.П.) так сконструирован, но для политической сцены".

После такого заявления госсоветника при президенте Шаймиеве нетрудно представить атмосферу курултая башкир, проживающих в Татарстане. Здесь их еще называют "условные башкиры". То есть по этой логике на самом деле они татары, но большевики насильно записали их башкирами, уж если не их, то их родителей, дедов, прадедов. Правда, забыли построить для башкирских детей школы. А нынешние власти не строят в Татарстане башкирские школы из принципа: башкиры не захотели признать татарский язык третьим государственным языком, несмотря на то что в Башкирии проживают больше двух миллионов татар, и заставляют татарских детей, проживающих в Башкирии, учить башкирский язык. Аксакалы, выходившие на трибуну курултая, плакали и говорили, что местные власти не удосужились построить для башкир, живущих в Набережных Челнах, ни одной мечети. Да что там мечети! Ни одной передачи на башкирском языке на татарском телевидении не увидишь. Ни книг на башкирском языке не печатают, ни газет. Обвинения градом сыпались на организаторов курултая.

Татары держали удар. И не позволяли себе выходить за рамки любви и уважения к проживающим в республике башкирам. Только один раз язуче (писатель) Роберт Миннуллин корректно поправил аксакала по части телевидения, напомнив, что спутниковый канал "Татарстан - новый век" часами вещает на башкирском. Да еще один язуче, национал Заки Зайнуллин разнервничался, посчитав слезы старика-башкира притворными, и, смачно плюнув, вышел из зала. Ни на минуту не забывая о сверхзадаче курултая, татары обещали исправиться и уже в этом году приступить к изданию вкладыша к республиканским газетам на башкирском языке, открыть для татарских башкир сайт в интернете, не забывать о культурном обмене и почаще устраивать гастроли башкирских национальных трупп. И так увлеклись обещаниями, что чуть ли не вслух стали подсчитывать, сколько тысяч башкир после этого уж точно запишутся татарами. А тут культурная программа...

Быстрые, словно стрелы, на сцену в зажигательном танце вырвались воины-башкиры с лисьими хвостами на шапках, поблескивая саблями. И татары поняли, что в Уфе не просто прочитали статьи госсоветника президента Шаймиева, но и подготовили достойный ответ. Зал загудел. Гостевые ряды, где сидели уважаемые татары, ожили, зашипели, заворчали. Казалось, вот-вот в волосы друг другу вцепятся. Такого накала страстей не знали даже курултаи радикальных националов "на сломе эпох".

Еще бы не гудеть! Татарстану жизненно необходимо сохранить "единство" нации перед Москвой, да еще приумножить за счет диаспор тюркских народов, поскольку официальная Казань намерена отстаивать свою государственность, свой суверенитет до победного конца. Пусть в составе Российской Федерации. Если не получится в статусе ассоциированного члена, тогда как полноправный субъект России, но отстоять право народа самостоятельно распоряжаться своей судьбой и своей собственностью. Вот почему так важно во что бы то ни стало сохранить за татарами статус второго по численности коренного российского народа. Тогда как ситуация перед переписью далека от идеальной. "Мы потеряли нагайбаков, имеем претензии кряшен и сибирских татар на самостоятельность и наблюдаем вконец запутанные татаро-башкирские отношения", - констатирует госсоветник президента Рафаиль Хакимов.

Страсти по переписи перерастают в истерию. Тиражи призывов и обращений к "сепаратистам" одуматься и встать под знамена тюркского гения зашкаливают. "Кто ты, татарин? - не скрывая раздражения, вопрошает госсоветник президента Шаймиева своих соплеменников. - Задумайся, загляни в свою душу и дай ответ. Ты - стесняющийся своего происхождения и потому прячущийся за именем булгар, кряшен, мишар, нагайбак, башкир несчастный, гражданин несчастного государства или ты - наследник великих традиций, верящий в возрождение своего народа. Стесняющийся черной легенды о татаромонгольском нашествии манкурт или гордый своим прошлым потомок тюркского гения?"

Когда татарская делегация во главе с драматургом Туфаном Миннуллиным приехала в Иркутск на братскую встречу с сибирскими татарами разведать их настроения перед переписью, им кричали из зала: "Вы учить нас приехали?! Нас не надо учить. Уезжайте в свою Казань".

@@@
"Башкир придумали большевики... вместе со Столыпиным"
«Латинисты» Татарстана уповают на ЮНЕСКО
Без татарского народа Российское Государство - неполное
Вновь обретенная государственность
Воины джихада с берегов Камы
Десять самых популярных татар России
Из Татарстана выживают кириллицу

Из досье "НГ"

@@ 2001-02-27



Кул Гали ( 1183-1236)

В 1983 году отмечалось 800-летие со дня рождения основоположника булгарско-татарской литературы, поэта Кул Гали. Его поэма "Кыйса и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе"), написанная в XIII в., - самый ранний из сохранившихся литературных памятников татарского народа, вошедший в золотой фонд мирового поэтического эпоса. Кул Гали погиб во время монгольского завоевания Волжской Булгарии.

Кул Шариф

Великий поэт XVI века, дипломат, религиозный и культурный деятель. Он был главным священником Казанского ханства - сеидом. В последний ханский период вел дипломатические переговоры между Казанью и Москвой. Именно он в 1551 году вручил Ивану Грозному в Москве прошение о разрешении мирным путем конфликта, возникшего на острове Свияжск в 1552 году.

Каюм Насыри (1825-1902)

По данным ЮНЕСКО, татарский язык относится к 14 наиболее коммуникационным языкам мира. Формирование современного татарского языка началось во второй половине XIX в. и завершилось в начале XX в. На первом этапе (до 1905 г.) основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыри. Он был философом, историком, художником-иллюстратором, писателем - автором книг "Повесть о сорока визирях" (1868 г.), "Абугалисина" (1872 г.), теоретиком в области этики, эстетики, исследователем фольклора. Каюм Насыри - известный просветитель. В 1871 г. в Казани им была открыта первая школа по обучению мусульманских детей русскому языку.

В конце XIX в. образование у татар распространялось в основном на родном языке - в 1897 г. читать и писать по-татарски могли 87,1%. К 1913 г. по тиражу книг на национальном языке татары вышли на второе место в Российской империи, уступив лишь русским, и на третье место - по числу наименований книг (больше было издано лишь на русском и латышском языках).

Габдулла Тукай (1886-1913)

"На небе поэзии есть плеяда поэтов, имена которых не смогли стереть из памяти людей ни пламя войн, ни пыль веков. На востоке это Рудаки, Хайям, Хафиз, Низами, Руставели, Навои и Кул Гали (Кашани)... На западе - Данте, Гете, Гейне, Байрон, Пушкин. Все ярче сияют их имена. Есть еще плеяда демократических поэтов: Шевченко, Бернс, Петефи, Некрасов, Абай, среди которых светлой звездой горит и наш молодой Тукай".

Хасан Туфан

Наки Исанбет (1899-1992)

Родившийся на башкортостанской земле писатель навсегда связал свою жизнь с Татарией. Наки Исанбет - драматург, ученый, замечательный поэт, публицист. За заслуги в области литературы и искусства он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, присвоено звание заслуженного деятеля искусств России и Татарии. За трехтомник "Татарские народные пословицы" писатель в 1968 г. был удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

Салих Сайдашев (1900-1954)

В истории татарской профессиональной музыки велика роль Салиха Сайдашева - талантливого композитора, творчество которого расцвело в 20-е годы и в дальнейшем ознаменовало целую эпоху в развитии национальной музыки.

Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской музыки. Мелодика татарской песни отличается высокоразвитой орнаментикой. В музыковедческой литературе татар иногда называют "северными мусульманами".

Баки Урманче (1897-1990)

"Баки Урманче - патриарх нашего изобразительного искусства. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Габдулла Тукай и Салих Сайдашев. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки Урманче".

Наки Исанбет

Муса Джалиль (1906-1944)

Поэт и редактор, первый руководитель литературного отдела Татарского оперного театра, председатель правления Союза писателей Татарии (1939 г.), фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага". В июне 1942 г. в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненный, оказался в плену. За создание подпольной организации был заключен в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944 гг.) был создан всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи впервые были изданы на татарском языке в Казани в 1953 г., а в 1957-м удостоены Ленинской премии. 26 августа 1944 г. Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме.

Софья Губайдуллина (род. в 1931 г.)

Композитор, чье имя знает весь мир. Ее музыку называют свободной от оков. Сама же она говорит так: "В основном, как дочь двух миров, я живу душой в музыке одновременно Запада и Востока. И все же музыковеды, кажется, слышат в моих произведениях преобладание татарских мелодий".

***

В Татарстане сегодня работают 12 профессиональных театров, филармония, Государственный ансамбль песни и танца, несколько государственных оркестров, ряд издательств, 90 государственных музеев, включая 5 музеев-заповедников, свыше 300 ведомственных музеев, 1717 библиотек, в том числе научная библиотека Казанского университета (4,8 млн. томов) и Национальная библиотека Республики Татарстан (более 3 млн. томов), 120 детских учебных заведений искусства, 8 средне-специальных заведений искусства, Академия культуры и искусства, Казанская государственная консерватория.

@@@
Из досье "НГ"
Какой национальности крещеный татарин?
Крымские татары требуют отдать им полуостров
Кучма обратил внимание на крымских татар
Латинский алфавит - татарам
Лукавые решения
Минтимер Шаймиев: "Самый короткий путь в рай - через образование и терпимость"

Национальность - крымчанин

@@

Межэтнических конфликтов в Крыму можно избежать, если его население станет ощущать себя единым народом

2002-02-04 / Васви Абдураимов - политолог, заместитель главного редактора общественно-политического журнала "Крым".



Прочность многонациональных образований и пределы коммуникаций между этническими группами зависят от характера социокультурных различий. Их глубина и несовместимость ценностей - главная причина неустойчивости многих полиэтничных государств и всех образований подобного типа. При высокой степени этнической разнородности проблематичным становится не только формирование общих институтов ценностей и социальных норм, но и, с точки зрения отдельных групп, легитимность государства как такового.

Всегда существует искушение подстричь всех под одну гребенку. Однако всякие попытки форсированной унификации, навязывание общего языка, аргументы в пользу экономической целесообразности и даже программы ускоренного развития более отсталых этнорегионов и групп обычно обеспечивают лишь формирование интегрированных элитных подгрупп и поверхностное усвоение элементов нормативной культуры наиболее мобильными (городскими) сегментами этнических сообществ. Для более глубокой культурной интеграции компактно расселенных и относительно крупных этнических групп требуется не одно столетие.

При всем многообразии национального состава крымское общество культурно гомогенно. Даже стоящие несколько особняком крымские татары тем не менее мало чем отличаются (в культурно-языковом смысле) от других жителей полуострова. За более чем два столетия нахождения в составе России крымско-татарский народ подвергся глубокому и всестороннему воздействию русской культуры. Практически все крымские татары владеют русским языком. Современные сферы их культурной жизни практически лишены какой-либо особой этнокультурной специфики.

В свете сказанного совершенно непонятно, чем же вызвано мнение о неизбежности в Крыму межэтнического конфликта, который, по мнению ряда авторов центральных и крымских изданий, в конце концов должен обязательно завершиться прямым вооруженным столкновением крымских татар и русских?

Истоки современного состояния крымского вопроса лежат в глубине веков. Вспомним о захвате Россией Крымского Юрта с целью его глубинного освоения в соответствии с русскими социокультурными стандартами. Тогда этот шаг России был вызван стратегическими планами ее продвижения далее на юг с целью установления полного контроля над черноморскими проливами и утверждения Царьграда (Стамбула) третьей столицей империи после Санкт-Петербурга и Москвы. Причем если Санкт-Петербург рассматривался как "окно в Европу", то будущей южной столице Царьграду отводилась роль щита от "басурман".

В русле этой стратегии крымско-татарскому народу не оставлялось никаких перспектив не то что на развитие, но даже на физическое выживание. Крымским татарам оставалось одно из двух: либо полностью ассимилироваться, раствориться в русском социокультурном море, либо освободить Крым от своего присутствия. Что и происходило на протяжении двух с лишним столетий с небольшими паузами (1921-1944 гг., 1989-1991 гг.).

Сейчас есть две точки зрения на будущее Крыма. Крым двести лет был, есть и будет русской территорией. Этого требуют логика освоения пространств и законы геополитики. А потому жизнь и судьба какого-то полумиллионного крымско-татарского народа никого всерьез не волнует. Карфаген должен быть разрушен, и он будет разрушен. Такова в общих чертах позиция русской стороны.

Есть и противоположная точка зрения. Крым - родина крымско-татарского народа, и никто в мире не имеет права претендовать на владение и управление им. Являясь автохтонным населением полуострова, крымские татары нигде, кроме Крыма, не могут предъявить права на компактную целостность, территорию, государственность, без чего не может существовать ни один народ. Компактное ядро нации на национальной территории, защищенное всей мощью национального государства, - вот слагаемые полноценной жизни и развития любого народа, любой нации. Эту истину хорошо понимает думающая часть крымских татар, а на подсознательном, генном уровне осознают все остальные, ощущающие себя крымскими татарами люди, желающие оставаться таковыми. Нынешнее нетатарское население (читай: русское), рассматривается ими как угроза собственной безопасности, невзирая на то что населяющие сегодня полуостров русские не имеют прямого отношения к трагедии народа.

Логику таких настроений крымских татар понять можно. В их восприятии в 1944 г. именно русские изгнали их из родных домов, ограбили до нитки, половину истребили физически, а оставшихся в живых 50 лет держали на высылке. А Крым все это время ускоренными темпами заселяли своими - русскими. И этот комплекс причастности к преступлению передается, как наследственная болезнь, из поколения в поколение, омрачая жизнь ныне живущих в Крыму русских.

Наличие двух комплексов: жертвы, требующей возмездия и возмещения ущерба, и преступника, не желающего признаваться в содеянном и отвечать по закону, - одна из основных составляющих конфликтогенности в Крыму.

Ситуация усугубилась с исчезновением скрепляющего начала - единого государства (СССР). Но если для русских один объект - СССР сменился другим - Россией, то большинство крымских татар такой объект утратили полностью. Возникло чувство незащищенности, страха за свое будущее и утраты привычной национальной среды. Таким скрепляющим русских и крымских татар объектом при определенных условиях могла бы стать крымская государственность. Но, увы. Сегодня Автономная Республика Крым - лишь часть Украины. Такая государственность не нужна никому: ни русским, ни крымским татарам.

В Крыму теоретически возможны три пути развития ситуации. Русские изменяют свою идентичность в пользу другой социокультурной системы.

Или крымские татары окончательно ассимилируются и растворяются в русском мире.

Или - на основе признаваемых всеми сторонами принципов совместного проживания вырабатывается общая региональная крымская идентичность.

Маловероятно, чтобы русские захотели бы сменить собственную идентичность. Ни сегодня, ни в ближайшем будущем этого не произойдет. Поэтому приоритетным становится вопрос идентичности крымских татар. Кем они себя ощущают? Как их воспринимает нетатарское население полуострова?

Сегодня крымские татары - на 100% русскоговорящий народ. Это бесценный ресурс, который может стать "центром кристаллизации" Крыма в целостный мир. Как бы это ни казалось странным, но русский мир для крымских татар такой же родной и понятный, как и для самих русских. Разница лишь в том, что если русским для вхождения в этот мир нет надобности в этнонациональной среде-оболочке (и в этом смысле русские - это не народ-нация, а народ-цивилизация), то для крымских татар нахождение в русском мире вне национальной среды немыслимо. Свойства национальной оболочки таковы, что всякое грубое воздействие на нее приводит к прямо противоположным результатам. Попытка ускорения ассимиляционных процессов (которые естественным образом протекают в крымско-татарской среде) ведет к внутренней сплоченности и консолидации этноса. С другой стороны, искусственная насильственная консервация национального уклада ведет к ускорению ассимиляционных процессов.

Расставание с национальной оболочкой - глубоко персонифицированное и отнюдь не безболезненное действие. Всякого, кто "созрел" и разламывает национальную оболочку, вырываясь в более просторное цивилизационное пространство, "несозревшие" безапелляционно осуждают, зачисляя в изменники и отступники. На такой сильный поступок решаются наиболее сильные духом представители нации. В этом и заключен смысл развития - движение к новому состоянию этноса. В крымско-татарской среде этот процесс активно идет.

Сами по себе крымские татары никакой угрозы нынешнему состоянию Крыма не представляют. Нет у них ресурсов, чтобы преобразовать полуостров по своим стандартам, сделать его татарским или мусульманским. Главная для крымских татар проблема заключается в сохранении народа-нации как исторической общности и цивилизационного феномена. Их требования и борьба за восстановление национальной целостности, компактности, правосубъектности и равноправия не есть желание получить для себя какие-либо привилегии и льготы, а осознание того, что без этих базовых ценностей неизбежными будут окончательная утрата национальной идентичности для большинства и маргинализация в законсервированных формах для меньшей части народа.

Конечно, когда нет народа - нет и проблемы. Можно попытаться вернуться к сталинским схемам и методам. Но тогда конфликтный потенциал в Крыму будет сохраняться до последнего татарина или до последнего русского. Мы этого хотим?

Надо признать, что русские воспринимают крымских татар тоже как угрозу. Пусть не прямую, но угрозу. Слишком свежи картины балканской, чеченской и новой афганской войн, в которых самым активным элементом являлся мусульманский. Поэтому для русских актуальным является вопрос: будет ли представлять угрозу восстановленный в своих правах крымско-татарский народ? Ответ на него зависит от того, куда будет направлен крымско-татарский вектор развития, какая идентичность возобладает. Если самоопределение и идентичность крымских татар останутся в цивилизационном поле русского мира и будут гармонично вписаны в него, то никакой угрозы русскому Крыму и русским крымские татары представлять не будут и даже, наоборот, будут усиливать позиции этой социокультурной системы в регионе. Если же по каким-либо причинам крымские татары станут тяготеть к иным цивилизационным платформам, западной или мусульманской, отношение русских к крымским татарам и крымских татар к русским будет находиться в прямой зависимости от взаимоотношений субъектов глобальной политики.

@@@
Национальность - крымчанин
Не допускать перекосов
О латинице и не только
Питерские оставили в Казани след
Сабантуй - московский праздник
Татар зачистят под башкир
Татарское теневое госстроительство

Третье единение нации

@@

На Всемирном конгрессе татар будет обсуждаться проект акта о государственной независимости Татарстана

2002-08-28 / Вера Постнова



Сегодня в Казани открывается III съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ) - организации, признанной ООН. Более восьмисот делегатов со всех уголков планеты съехались в столицу Татарстана, чтобы принять участие в работе курултая. Самая представительная делегация прибыла из Башкирии - 40 человек во главе с президентом Муртазой Рахимовым. Девиз столь представительного форума: единение нации.

Исполком Всемирного конгресса татар, чьими устами глаголет татарская власть, заверяет, что в повестке съезда не запланировано обсуждение проблем татарской государственности, татарского суверенитета, отмененного решением Конституционного суда РФ еще 27 июня 2000 года, проблемы гражданства, экономической самостоятельности, Договора между Москвой и Казанью о разграничении полномочий и предметов ведения, срок которого истек месяц назад, и даже проблемы перевода татарской письменности на латиницу. Однако именно эти проблемы будут обсуждать съехавшиеся со всего мира самые именитые татары.

Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) накануне съезда провел конференцию, на которой был доработан и утвержден проект акта "О государственной независимости - суверенитете Республики Татарстан". "Разработанный по многочисленным просьбам соотечественников", как утверждают разработчики, проект предлагает вернуться к состоянию, когда Татарстан, независимое государство, субъект международного права, сам определял свои отношения с Россией как с соседним государством. Представители ВТОЦ и предложат вниманию съезда этот скандальный документ, ибо будут представлять на съезде "крикливую" оппозицию. Не потому, что другой нет. Просто другую - инакомыслящую - не пригласили.

Всемирный конгресс татар был создан властями в 1992 году как альтернатива миллимеджлиса татарского народа. Тогда власти увидели в теневом парламенте, собравшим вокруг себя казанскую интеллигенцию, духовенство, лучших представителей татарского народа, душой болеющих за судьбу нации, серьезную угрозу своему благополучию и покою. И ощетинились международной организацией с постоянным рабочим органом - исполкомом ВКТ, который возглавил друг президента Минтимера Шаймиева и, по слухам, очень влиятельный человек в его окружении, академик Индус Тагиров. Конгресс очень скоро обзавелся шикарным особняком в центре города и все эти годы находился официально на госсодержании. Вся деятельность исполкома ВКТ сводилась до сих пор к постоянным командировкам за рубеж, куда везли в основном местные газеты.

Нужно ли говорить, что "выработанные" решения двух предыдущих съездов были подготовлены в Казанском кремле? И сценарий их проведения писался там же. Третий не будет исключением. С той лишь разницей, что предыдущие проходили в атмосфере сплошной эйфории от завоеванной свободы. Нынешний - в обстановке, больше напоминающей похороны этой самой свободы и связанной с нею вседозволенности.

@@@
Третье единение нации
Узников Гуантанамо судят в очередной раз