"Работа чиновников должна быть прозрачной"

@@

Реформа госслужбы будет дешевой и незаметной для населения

2003-02-06 / Валерий Цыганков Госдума уже приняла в первом чтении первый из серии президентских законов по реформированию государственной службы. Но до сих пор мало кому известна общая направленность этих преобразовательных усилий: ради чего затевается перестройка государственного аппарата, что хотят получить на выходе? Нет ответа на многие болезненные вопросы: о зарплатах и льготах чиновников, о направлении их усилий в общественно полезные сферы, о создании антикоррупционных механизмов. С этими вопросами мы обратились к первому заместителю министра юстиции Александру Карлину, который в качестве представителя президента отстаивает в Госдуме законопроект "О системе государственной службы Российской Федерации".



- Александр Богданович, решено ли, какие должны быть зарплаты у чиновников, чтобы искоренить мздоимство? Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагал установить в высших властных структурах оклады в несколько тысяч долларов. Другой вопрос - должны ли впредь распространяться привилегии чиновников на членов их семей?

- У нас не было задачи уже в первом законе дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Закон создает только предпосылки к выстраиванию стройной системы госслужбы, обозначает общие правила. Но буквально на этой неделе рабочая группа рассмотрит проект нового Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". В нем достаточно детально будет прописано многое из того, что вас интересует. В том числе и социальный статус госслужащих, характер контракта, регулирование прохождения службы.

Но хочу заметить, вы употребили слово "привилегии", а с точки зрения действующего законодательства этот термин неправомерен. Можно говорить о социальных гарантиях госслужащим. Но привилегированных каст у нас не должно быть - это запрещено Конституцией.

- Но как не назвать привилегией назначение минимальной пенсии депутату Госдумы в 6 тысяч рублей, если учесть те крохи, что получает основная масса пенсионеров?

- Это на совести депутатов, которые сами приняли такие нормативы. Но я бы добивался устранения этой несправедливости не снижением размера пенсий депутатам, а подтягиванием до их уровня пенсий остальных людей.

- Пока внесен лишь один из необходимых законов по реформе властных структур. Существует ли общая концепция реформирования этой сферы? Какие законы будут внесены дополнительно?

- Да, общая концепция существует - президент утвердил ее еще 15 августа 2001 года. Затем, в ее развитие, 19 ноября прошлого года была утверждена федеральная программа реформы и ее основные этапы. Создана комиссия во главе с премьером Михаилом Касьяновым. Ее рабочий орган, межведомственную группу, возглавляет первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев. Первый закон, который мы уже внесли, создает правовую базу и определяет единые параметры, принципы прохождения государственной службы.

- Обеспеченность госслужащих традиционно выше остальных работников бюджетной сферы. В этом смысле многих граждан волнует, какие категории служащих в дальнейшем отнесут к государственным.

- При обсуждении этого закона, конечно, была дискуссия: как правильно и надо ли вообще разделять понятия "государственный служащий" и "бюджетник". Ставился вопрос о выравнивании положения этих двух категорий. Кстати, во многих западных странах все работники, получающие зарплату из бюджета, считаются госслужащими. Можем ли мы законодательно приравнять учителей, врачей, работников социальной сферы к чиновникам? Соответствующую правовую конструкцию создать, наверное, можно. Но с точки зрения реального решения вопросов оплаты труда, социального обеспечения всех работающих на бюджетной основе таких возможностей у государства нет. Кроме того, мы должны понимать, что для госслужащего закон устанавливает кроме неких гарантий еще и очень серьезные ограничения. Так вот, придание этого статуса работникам бюджетной сферы означало бы и распространение ограничений. То есть врачи и учителя, если их приравнять к чиновникам, будут, например, лишены возможности совместительства, работы в коммерческих структурах. Вряд ли их самих это устроит.

- По сей день сохраняется практика, когда каждое ведомство само пишет для себя инструкции и само следит за их исполнением. Кроме того, многие чиновники являются членами советов директоров различных корпораций, что прямо подталкивает их к написанию лоббистских подзаконных актов. Решает ли реформа эту проблему?

- Эта проблема решается в нескольких аспектах. С одной стороны, повышается качество самих законов - они должны быть в достаточной степени детальны. Необходимо, чтобы это были акты прямого действия, не требовали дополнительных документов. Хотя вообще избежать подзаконного регулирования невозможно. Поэтому здесь вырастает роль Министерства юстиции: в последнее время мы более ответственно и активно реализуем наши полномочия по государственной регистрации подзаконных нормативных актов. Такой регистрации подлежат все ведомственные акты, которые касаются статуса организации, прав и свобод человека. О качестве нашей работы говорит такой показатель: в прошлом году в судебном порядке признано частично или полностью недействительными только немногим более одного процента актов, прошедших регистрацию в Минюсте. Но есть и третий аспект. Чтобы было меньше произвола (я бы это назвал административным люфтом), необходимо создание должностных регламентов - административных установлений и процедур, которые до минимума сократят возможность для различных манипуляций. Здесь еще остается большое поле для законотворчества. Вообще мы должны иметь в виду целый комплекс реформаторских действий. Это и воспитание новой когорты современных чиновников, понимающих свою роль и ответственность перед обществом, и создание социальных и материальных предпосылок для их деятельности.

- Как технически перенаправить энергию госслужащих из тех областей, где можно поживиться, например, в среднем и малом бизнесе, на решение других, менее "хлебных", но жизненно важных вопросов? Скажем, помощь сиротам, решение острых жилищно-коммунальных проблем.

- Во многом проблема взаимоотношения чиновников с представителями малого и среднего бизнеса решена изменениями в налоговой системе, ставшей более упрощенной. Новое налоговое законодательство значительно сузило возможности чиновника для произвола.

- В последние годы госструктуры стали гораздо менее прозрачными, более закрытыми для прессы, чем при Ельцине. Решается ли эта проблема в ваших законах?

- Открытость, доступность общественному контролю, объективное информирование о деятельности властных структур - это незыблемые принципы функционирования госслужбы. И в Законе "О государственной гражданской службе РФ" обязательно будут предусмотрены соответствующие механизмы. Сейчас по линии правительства разрабатываются конкретные документы, которые обеспечат необходимую прозрачность работы чиновников. Конечно же, надо понимать, что обязательно будут соблюдены конституционные принципы защиты государственной и коммерческой тайны, личной жизни гражданина. То есть открытость не должна иметь тотальный характер.

- За три года реформаторы госслужбы планируют "освоить" более 539 миллионов рублей, из которых 296 миллионов должно быть направлено на "научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность", а 243 миллиона - на "прочие нужды". Откуда взялись эти цифры?

@@@
"Работа чиновников должна быть прозрачной"
IPO на руку страховщикам
Алексей Гордеев: "В агрокомплексе наметились тенденции к стабилизации"
В скрытой безработице повинна пассивность россиян
Выборы
Вынужденное сближение или новая система безопасности?
Диаспоре готовы помочь психологи

Дипломатия под давлением бизнеса

@@

Посол Великобритании считает, что Запад обязан открыть России рынки на ее условиях

2002-07-16 / Марина Калашникова Недавно представительная делегация британских политиков, бизнесменов и военных инициировала целую серию новых проектов в Ростовской области. Посол Великобритании сэр Родерик Лайн, который побывал в Ростове в шестой раз, видит в этом модель отношений с Россией в целом. Он считает перспективы сотрудничества многообещающими, хотя и признает, что Россия и Запад остаются очень разными.

Из досье "НГ"

Сэр Родерик Лайн - посол Великобритании в Российской Федерации, кавалер ордена Британской империи и ордена Св. Михаила и Св. Георгия. Стал послом в РФ в январе 2000 года. Состоит на дипломатической службе с 1970 года. В 1972-1974 годах находился в Москве в своей первой загранкомандировке в должности третьего секретаря посольства. 1976-1979 гг. работал в Лондоне в восточно-европейском и советском департаменте МИДа и занимался проблемами СССР. 1987-1990 гг. - советник по политическим вопросам, возглавлял политический отдел посольства в Москве. 1990-1993 гг. - начальник советского департамента, переименованного после распада СССР в восточный департамент МИДа, внес большой вклад в развитие новой фазы отношений между Соединенным Королевством и Российской Федерацией, а также со странами СНГ и Балтии. В совершенстве владеет русским языком. Дипломатическая карьера сэра Родерика Лайна включает работу в британском посольстве в Сенегале, а также родезийском департаменте внешнеполитического ведомства. 1979-1982 гг. - в аппарате министра иностранных дел лорда Каррингтона отвечал за развитие отношений с неевропейскими странами. 1982-1986 гг. - первый секретарь в британском представительстве в ООН в Нью-Йорке по делам Азии, Африки и связям с прессой. 1993-1996 гг. - личный секретарь премьер-министра Джона Мейджора по иностранным делам, проблемам обороны и Северной Ирландии. Сопровождал премьера во время его поездок в Россию в 1994 и 1995 годах. Окончил исторический факультет Университета в Лидсе. В 1969 году женился на Мэнди Смит (дочери посла в Чехословакии и СССР). Имеет троих детей. Разносторонний спортсмен: играет в теннис, сквош, крикет, футбол, увлекается бегом, равнинными и горными лыжами.







- В своей статье, недавно опубликованной в газете "Moscow Times", вы охарактеризовали формулу сотрудничества Великобритании и России как "обоюдный выигрыш". Как она конкретно работает в программах, реализуемых Британией в Ростовской области?

- В Ростове-на-Дону эта формула сотрудничества действительно очень хорошо работает. Здесь успешно действует один из нескольких открытых в России центров переподготовки офицеров, который поддерживает британское правительство. Программа началась семь лет назад. Почему мы за это взялись? В британских вооруженных силах офицеры уходят в отставку в возрасте 35-40 лет и обычно начинают после этого вторую карьеру. Поэтому у нас есть чем поделиться в смысле переквалификации отставников на гражданские специальности.

В России офицеры традиционно служат дольше, однако многие хотят найти свое новое призвание. Тем не менее поначалу, 5-7 лет назад, наша инициатива встречала сопротивление, в том числе в российском Министерстве обороны. Может быть, кто-то там не хотел, чтобы британское военное ведомство работало с российскими офицерами. Многие в военных кругах вашей страны отнеслись к этой идее с подозрением.

Мы же терпеливо разъясняли, что совершенно искренне предлагаем нечто выгодное для российской стороны, хотя в этом также есть интерес Великобритании. В чем он состоит? Офицеры, прошедшие курсы переподготовки, могут внести существенный вклад в становление стабильной России с динамично развивающейся экономикой. Это выгодно всем в Европе.

В конце концов мы начали проект. На сегодня ростовский центр переподготовки имеет на своем счету 4400 выпускников, а в целом наши курсы в нескольких городах окончили 15 000 человек. Они изучали налоговое законодательство, финансы, информационные технологии, деловой менеджмент, английский язык. 70-80% из них быстро получили новую работу. То есть это прекрасный пример нашего взаимодействия.

А вот вариант делового сотрудничества. В составе делегации британских предпринимателей в Ростове находились представители двух компаний, занимающихся энергетикой и разработкой угля. Было подписано соглашение о намерениях, по которому эти компании собираются участвовать в создании нового угледобывающего производства в Донском бассейне. Мы надеемся, что они помогут построить здесь новую шахту и две электростанции с использованием самых передовых технологий, разработанных в Великобритании. Все это позволит использовать для производства электроэнергии даже низкосортные угли без нанесения экологического ущерба. Надеюсь, будет дан импульс экономике региона, которая испытывает сегодня большие трудности.

Другая британская компания помогла открыть в Ростове российско-британский консалтинговый центр, который занимался, в частности, трудоустройством местных горняков. Это еще один "обоюдный выигрыш". Наше правительство поддерживало этот центр в течение четырех лет. Теперь он - частная фирма, принадлежащая россиянам и управляемая россиянами. В ней работают десять человек. Прямого участия с нашей стороны нет, но сотрудничать с британскими компаниями она продолжает.

- В чем вы видите "обоюдный выигрыш" во внешней политике?

- Возьмем операцию в Афганистане. В российских политических кругах многие были поначалу озабочены вовлеченностью американских, британских, французских и других западных контингентов в Афганистане и Центральной Азии. Говорили, что эти силы действуют в традиционной зоне российского влияния. Но это устаревший взгляд. Если же подойти к этому так, как сделали президент Путин, премьер-министр Блэр и президент Буш, то все обстоит иначе. Имеется исходящая из Афганистана общая угроза стабильности России, Америки и Западной Европы, угроза в виде терроризма и наркоторговли. Поэтому Россия была не меньше заинтересована в проведении антитеррористической операции, чем другие ее участники. Отказ от сотрудничества нанес бы ущерб самой России.

- Вы поддерживаете много гуманитарных проектов в ростовском регионе, включая помощь беженцам, которая особенно важна в этих краях. Российское правительство в настоящее время активно занято пересмотром законов о беженцах. Каким вам представляется возможное сотрудничество в этой области с учетом опыта британской политики в сфере иммиграции?

- Такое сотрудничество уже существует, и мы можем его расширить. Некоторые депутаты Госдумы обсуждали проблемы иммиграции с членами британского парламента, которые недавно побывали в Москве. Это очень сложная область, где наши парламентарии должны сопоставлять имеющийся опыт. Для успеха важно соблюдать два принципа: предотвращать нелегальную иммиграцию и упорядочивать легальную. И не занимать враждебную позицию по отношению к иммигрантам вообще. Легальная иммиграция - важная реальность, и мы должны относиться к ней цивилизованно и прагматично. Британия с выгодой для себя использовала фактор иммигрантов на протяжении столетий, особенно в последние 50 лет. Они принесли нам свои профессиональные навыки, укрепили нашу страну во многих отношениях. Америка, Австралия, Канада - страны иммигрантов, сумевшие добиться больших успехов. Так что сама по себе иммиграция не плоха и может сослужить ценную службу для общества.

Россия испытывает демографический кризис, ее население сокращается ежегодно почти на миллион. Поэтому поток профессионально квалифицированных людей мог бы быть для нее очень полезен.

Еще один ключевой принцип - наладить хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей и религий, чтобы не возникало этнической, расовой и конфессиональной напряженности между различными общинами. Это легко сказать, но очень трудно сделать. Но это чрезвычайно важная задача. В мире нет страны, где ситуация была бы идеальной. В России есть напряженность между разными этническими группами, есть она и у нас в Британии. В некоторых британских городах в прошлом году произошли волнения. Если взять Ростов, то только в нем одном живут люди более ста национальностей. Здесь много беженцев, которые в последнее время прибывали с Кавказа или из Центральной Азии. Им необходимы жилье, работа, финансовая поддержка, а это может означать, что между ними и коренными жителями будут возникать трения.

В Глазго, который является городом-побратимом Ростова, всегда было много иммигрантов и соответственно много национальных общин. Неправительственные и официальные организации помогают там установить добрые отношения и терпимость между разными этническими группами. Мы обсуждали это в Ростове на семинаре с представителями неправительственных организаций. В нем участвовал также мэр Глазго. Вместе с ним мы думаем теперь о том, чтобы британские эксперты из Глазго приехали в Ростов для обмена опытом.

- Не кажется ли вам, что ход антитеррористической операции и ее последствия уже вызвали в России определенное разочарование, которое, в свою очередь, питает никогда не затухавшую у нас враждебность к Западу? Сказывается ли это как-то на российско-британском сотрудничестве?

- Я вообще не думаю, что отношение россиян к Британии и к Западу в целом изменилось после 11 сентября. В ходе моих поездок по России мне не встречались проявления враждебности по отношению к Западу. В Ростове, например, в ходе выпускной церемонии, где собрались около трехсот офицеров и членов их семей, была удивительно дружелюбная, просто великолепная атмосфера. Если среди этих пяти-шести сотен людей и был кто-то враждебно настроенный к Западу, то я этого не заметил.

- Я имею в виду другой уровень - различные ведомства, военные круги и их риторику.

- Во многих странах военные живут несколько иной жизнью, изолированно от других частей общества, к тому же они люди консервативные и отстают от современных тенденций. Но главное, что мне хотелось бы подчеркнуть, - это отсутствие у россиян враждебности к Западу. Сегодня они посещают Запад так часто, как никогда раньше. Миллионы граждан России ежегодно бывают в Западной Европе в деловых поездках и по программам образовательного обмена. С другой стороны, опросы общественного мнения среди россиян в мае показали, что 52% поддерживают интеграцию России в ЕС и только 18% настроены против нее.

Как выглядит будущее России и ее основные интересы? Неужели она мыслит себя отдельно от остального мира? Как Россия собирается повысить уровень жизни и оздоровить экономику, чтобы люди были довольны качеством жизни? Любой россиянин ищет ответы на подобные вопросы и вряд ли приходит к выводу, что будущее его страны - в изоляции от мира. Россия уже имела такой опыт в течение 70 лет, и возврат к нему бесперспективен. Россия открывает себя миру прежде всего потому, что это в ее собственных интересах, а не потому, что этого хотят на Западе. Но мы поддерживаем ее в этих усилиях.

Скажем, российским интересам отвечает устранение террористической угрозы, исходящей из Афганистана. Следовательно, операция в Афганистане имеет не антироссийский, а пророссийский характер. В российских интересах - наладить более свободный режим торговли с Западной Европой, расширить свой рынок. На мой взгляд, все это и означает прогресс для России в условиях, когда она набирает экономический вес и реформирует свою экономику. Другое дело, что изменить менталитет советского образца, особенно у пожилых людей, непросто и не быстро. Но от молодых людей, которые имеют опыт общения с Западом, вы уже вряд ли услышите слова враждебности по отношению к нему. Что же касается Запада, то и он не враждебен по отношению к России. Сегодня нет политических противоречий и идеологической войны, нет различных политических и экономических систем.

- В своей статье вы говорите, что Россия живет по своим собственным специфическим правилам. С какими из них вы могли бы согласиться, а с какими нет?

- Дело не в том, согласен я или нет. Любой человек, имеющий дело с Россией - будь то дипломат, бизнесмен или политик, - должен начать с того, чтобы ее понять. У России своя история, традиции и способ ведения дел. Рассчитывать на успех, впрочем, как и в работе с любой другой страной, можно только начав ее понимать. Диктовать России поступать так, а не иначе, потому что так мы действуем у себя дома, недопустимо. Что нам следует делать, приезжая в Россию, так это внимательно ее изучать. Я имею в виду не только русский язык, но и то, как россияне работают и каков оптимальный путь сотрудничества.

Скажем, в России очень много значит человеческий фактор. На Западе деловая активность во многом связана с документацией, мониторингом информации в прессе и на биржах, консалтингом. Она гораздо меньше зависит от того, как давно люди знакомы друг с другом. В каждой стране - свой способ строить деловую жизнь. Это составляет главную трудность в бизнесе, и иногда приводит к непониманию или разочарованиям. Мой главный тезис - понять, почему каждая сторона ведет дела так, а не иначе.

- Группа британских парламентариев, которая недавно побывала в Москве и беседовала с депутатами Госдумы, высказала мнение, что Россия во многих отношениях еще все-таки далека от западных стандартов. На какой основе и по каким конкретно правилам Запад собирается налаживать партнерство с Россией, в частности, в НАТО?

- Я бы сказал, с НАТО меньше всего проблем. Если бы мы пытались интегрировать наши вооруженные силы в одну структуру, мы бы столкнулись с большими проблемами, но у нас нет такой задачи. Россия также не собирается объединять свои вооруженные силы с натовскими. Что же касается совместных усилий в решении проблем безопасности под эгидой НАТО, то практика показывает, что мы не испытываем больших затруднений, поскольку опираемся на сходные оценки. Скажем, проблема терроризма представляет собой угрозу и для России, и для нас. Мы начали с обмена информацией и аналитическими оценками по этой проблематике. Это предполагает особый уровень доверия, которого нам нужно добиться. Такое начало само по себе не есть нечто принципиально новое, но мы хотим расширить рамки взаимного доверия. А затем вместе поискать способы борьбы с терроризмом - будь то в Афганистане или в любом другом месте.

Совместными усилиями многих стран, включая Россию, нам удалось запустить процесс политического урегулирования в Афганистане. Россия выступила влиятельным участником форума в Бонне, который состоялся несколько месяцев назад. Мы тесно сотрудничаем в мирном урегулировании ситуации на Ближнем Востоке, и Россия там действует вместе с Европой, Америкой и ООН, но никак не вопреки их усилиям.

В том, что надо делать для снятия напряженности в отношениях между Израилем и Палестиной, наши подходы были почти идентичны. Российской дипломатии в этом регионе мира принадлежит важная роль, и она ее активно играла наряду с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН. Лидеры наших стран и министры иностранных дел были в постоянном тесном контакте.

В Алма-Ате президент Владимир Путин встречался с премьер-министром Индии и президентом Пакистана. Он доносил до них точку зрения на урегулирование конфликта между этими странами, выработанную вместе с западными партнерами на саммите в Риме. Это еще одно свидетельство успешного сотрудничества в международной политике.

- Вы не считаете, что сотрудничество России и Запада в международных делах несколько обгоняет развитие деловых контактов?

- В известном смысле это так. В некоторых вопросах внешней политики мы сотрудничаем больше и успешнее. Развитие деловых связей все еще сдерживается несовершенством правовой базы в России. Успех рыночной экономики сильно зависит от выполнения законов, правил и нормативных актов. В Ростове, в частности, мы согласовывали правовую базу сотрудничества британских и российских компаний, транспарентность, защиту интеллектуальной собственности, методы бухгалтерского учета. Все эти нормы в российском предпринимательстве далеки от западных. Это неудивительно, потому что Запад совершенствовал их в последние 100 лет, вырабатывая механизмы, которые не позволяют рыночной экономике полностью выйти из-под контроля.

В середине 90-х годов российский рынок развивался абсолютно хаотично и непредсказуемо, что привело ко многим неприятным последствиям. Сегодня ситуация значительно лучше, но все еще сохраняются явления, которые противоречат правилам западной рыночной экономики. Есть случаи, когда бизнес строится на основе личных связей с правительством как на региональном, так и на национальном уровне. В правительстве есть люди, которые реализуют свои коммерческие интересы. Служащим правительства в западных странах закон запрещает извлекать коммерческую выгоду, используя служебное положение. Они не имеют права помогать своим друзьям или родственникам получать выгодные контракты или лицензии.

Проблема коррупции в России известна, о ней говорил президент Путин в своем послании к нации. Так или иначе, коррупция присутствует во всех странах. Однако в России бизнес слишком ею поражен, и это подрывает деловые отношения, настораживает зарубежных партнеров. Одна из самых болезненных точек - соблюдение прав акционеров. Если права акционеров нарушаются, можно легко присвоить чужую собственность. Особенно сильно нарушаются права миноритарных акционеров - будь то российские или иностранные граждане. Необходимо выработать строгие правила на этот счет и придерживаться их.

Говоря обо всех этих недостатках, я в то же время хотел бы подчеркнуть, что прошло еще слишком мало времени, чтобы российская экономика и общество могли от них избавиться. Возможно, понадобится еще 10-15 лет, чтобы люди выработали привычку соблюдать эти правила и чтобы российский бизнес не напоминал джунгли. Однако, на мой взгляд, Россия движется в правильном направлении, и это вдохновляет.

- Не так давно на нашей политической сцене вновь появился экс-президент Борис Ельцин. Могла бы его роль в деле поддержки и продолжения реформ вновь оказаться востребованной в России и на Западе?

- Вряд ли я смогу прокомментировать намерения экс-президента Ельцина. Однако хочу напомнить, что во время своего президентства в начале 90-х годов он внес неоценимый вклад в развитие демократии и свободы слова в России. И нам не следует об этом забывать.

- В свое время академик Андрей Сахаров предупреждал об опасности увлечься рыночными свободами в ущерб демократическим. Он настаивал на том, чтобы либерализация экономики ни в коем случае не проводилась на фоне тоталитарных тенденций. Вам не кажется, что в России как раз назрела подобная ситуация? Если взять прессу, то в середине 90-х годов при хаосе в экономике мы имели независимые СМИ. Сегодня ситуация меняется.

- Я совершенно согласен с тезисом академика Сахарова: нельзя развивать рыночную экономику ценой ущемления демократических свобод. Я бы сказал, что демократия - залог здорового рынка. Они не должны конфликтовать между собой. СССР распался во многом из-за краха экономики, а последний, в свою очередь, был частично обусловлен несовершенством свободы слова. Чрезмерная секретность тормозила нормальную творческую работу.

Что касается российских СМИ, то здесь действительно очень сложная ситуация. Как и в экономике, в этой сфере не создана правовая база и контрольные механизмы, и пресса оказывается лицом к лицу с несовершенным рынком.

В любой западной стране деятельность СМИ регламентируется. В Британии есть государственная компания Би-би-си, независимая комиссия по телевидению, комиссия по жалобам прессы. Специальные законы регулируют, кто и какой частью СМИ может владеть, чтобы состоятельные люди не установили слишком сильный контроль над СМИ. Закон также запрещает использовать телевидение в партийно-политической конкуренции и предусматривает равные возможности, в том числе равное эфирное время для партий во время предвыборных кампаний. Британская пресса не свободна в том смысле, что журналисты не могут говорить и писать все, что им захочется. Если они напишут обо мне неправду - я подам на них в суд. То есть свобода прессы - немного неточное понятие. Другое дело, что пресса должна быть независима, представлять широкий спектр мнений и действовать в рамках транспарентных законов. Нынешний закон о СМИ в России, к сожалению, пока не обеспечивает этих условий. Поэтому и возникает напряженность вокруг того, что позволительно делать прессе.

@@@
Дипломатия под давлением бизнеса
Дирижер, но не диктатор
Запад надеется на Медведева
Зачем человеку супружеская жизнь
Зима: капиталы "летят" на родину
Индия преодолела ядерный запрет
Иностранцев пугает наш ЕГЭ

Кое-что осмыслить, а кое-что изменить

@@

Русский экономический менталитет и "заветные мысли" Менделеева

2000-01-18 / Сергей Ивановский



Дмитрий Иванович Менделеев.

МЕНТАЛИТЕТ, пожалуй, самое модное ныне понятие, означающее совокупность специфических привычек, особенностей этноса, целого народа или его отдельных социально-политических групп. В главном своем проявлении - это характерный национальный дух, существующий на уровне подсознания людей. Например, про всех нас можно сказать пушкинскими словами: "там русский дух... там Русью пахнет!"

У каждого народа ярко выражена своя, присущая только ему специфика менталитета, особо заметная в экономической сфере деятельности. В этом смысле можно говорить и об экономическом менталитете того или иного народа. В частности, следует выделить ряд особенностей именно русского экономического менталитета.

Русские - народ общинный, имеющий привычку к жизни в общинах, к артельной работе. Общинный и артельный труд - характерная черта русского уклада жизни. Поколения русских людей, живших в достаточно суровых природно-климатических условиях, научились их преодолевать с помощью различных форм простейшей кооперации (сельской общины и артели, затем рабочей артели).

Суровая окружающая среда приучила русских не только к общинному труду, но и к жизни в нужде, без излишков, как хроническому состоянию. Русские люди неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Поэтому в нашем народе стремление к материальному благополучию, достатку никогда не являлось преобладающим. На первом месте всегда оставалось достижение определенных духовных целей - веры и любви, грамотности, овладение каким-либо редким видом ремесла и т.п.

И далеко не случайно, что немало богатейших русских купцов и промышленников ХIХ столетия значительную долю свободного капитала стали вкладывать в развитие народного просвещения, в строительство и содержание городских театров, церквей, покупку картин лучших художников и т.д. Причем некоторые из них занимались подобным меценатством столь усердно, что иногда теряли контроль над собственными доходами и безнадежно разорялись, впрочем, успев посеять в душах и памяти людей то самое "разумное, доброе, вечное", что одно только и имеет непреходящую ценность.

Это качество русских создало необъятный многовековой запас моральной прочности и терпения, на котором во все времена держалось и держится до сих пор нескончаемое бездарное реформаторство в России.

Удивительна также наша излишняя доверчивость ко всему западному, зарубежному и наивная, подчас рабская убежденность, что все там, в дальних странах, лучше нашего, русского. Отсюда неустанное стремление многих поколений перенести "бесценный заграничный опыт" на русскую почву.

Весьма показательно наше неумение или, вернее, нежелание работать в таких сферах, связанных с кропотливым однообразным трудом, как финансово-банковская деятельность, торговля. В то же время преобладает стремление к творчеству, полету мысли, крупным масштабным проектам и техническим изобретениям. От творческого состояния "задумчивой лени" совсем близко до "обломовщины", этой болезни доброй половины старой, помещичьей Руси, в конце концов и погубившей ее. "Задумчивая лень" русских Онегиных и Обломовых затрещала и рухнула под энергичным, нахрапистым напором прагматиков Штольцев и прочих немцев - "новых русских" ХIХ века.

Можно подумать, что у нас в России недоставало собственных мыслителей, экономистов, ученых-исследователей, инженеров и т.п, поэтому временами и было так плохо.

На самом деле их всегда было с избытком - хватало не только родному отечеству, но и другим, как сопредельным, так и заокеанским державам. Русское государство почти всегда отличалось безумной расточительностью по отношению к талантам русского происхождения, губило и разбрасывало их по сторонам без видимой жалости.

В обществе преобладает небрежное отношение к собственным идеям и достижениям, медлительность и нерасторопность в использовании отечественных разработок, увлечение крайностями. Так, за три последних столетия Россия дала миру целую плеяду выдающихся экономистов от Ивана Посошкова до Василия Леонтьева. Но пользы стране это практически не принесло - их идеи на родине, как правило, оказывались невостребованными и в лучшем случае находили применение в западных странах. Например, в то же самое время, пока Леонтьев терпеливо занимался в США своими разработками по межотраслевым балансам, на его родине покончили с "рыночной стихией" и перешли к всеобщему планированию. Рыночные законы были преданы анафеме, а новый идол - план - поднят на социалистический пьедестал. Теперь предается анафеме ненавистный план, а новый, пока довольно безобразный идол - рынок - водружается на освободившийся пьедестал. Как всегда, вопреки диалектике, никаких полутонов и переходных состояний, естественных сочетаний из прошлого и будущего.

Таким образом, пушкинское выражение "задумчивая лень" удачно подчеркивает, пожалуй, главную особенность русского национального характера, проявляющегося и в экономике. Нельзя сказать, плохо это или хорошо, мы просто такие, какие есть, и в обычное мирное, спокойное время не привыкли быть другими. Стремление к правде, неторопливое осмысление и сопереживание, касается ли это мировых событий или каких-то мелких, незначительных фактов, очень симпатичная черта нашего народа. Но, кажется, время взрослеть наступило, мир вокруг нас радикально изменился. Миром теперь правит западный прагматизм.

Времени у русских, если мы хотим сохранить себя как единый, большой народ, почти не осталось. Пора понять, что нация только тогда полнокровна и полноценна, если она, в том числе и в соответствии со своим менталитетом, контролирует прежде всего экономическую сферу жизни. Всем русским также пора понять, что подавляющая часть разного рода клеточек и каналов движения в современном общественном организме должна быть освоена и контролироваться ими. Для этого нужно не только осмыслить и изменить довольно опасные для самосохранения нации особенности своего экономического менталитета, но и постараться занять большую часть командных высот в собственной стране. Надо стать лучшими и преуспевающими предпринимателями, банкирами, парламентариями, юристами, торговцами, посредниками и администраторами. Другого пути у русских в России нет.

В этой связи очень кстати будет напомнить о некоторых экономических идеях Дмитрия Ивановича Менделеева.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Менделеев - один из той великой когорты деятелей русской науки и культуры, составившей мировую славу России XIX века. Как часто даже внешне похожи эти люди. Они словно вырублены из одной несокрушимой, базальтовой скалы и созданы для нескончаемой, разнообразной работы. И за что бы ни брались люди этого ряда, везде они достигали выдающихся результатов или хотя бы оставляли свой неповторимый заметный след.

Еще совсем молодым человеком, 35 лет, в 1869 г. Менделеев опубликовал первую работу о периодическом законе, а вскоре приобрел мировую известность как основатель Периодической системы элементов. После этого ему предстояла еще долгая жизнь (он скончался в возрасте 73 лет в 1907 г.). Впрочем, личности такого масштаба для полной реализации своих возможностей и ста лет мало. Это был очень живой, увлекающийся человек, сохранивший энергию, молодость до конца дней.

За свою разнообразную жизнь Дмитрий Менделеев имел множество занятий - чтение лекций в Петербургском университете, участие в основании Русского химического общества, работа в качестве управляющего Главной Палаты мер и весов, созданной по его проекту при Министерстве финансов. В представлении многих Менделеев остается прежде всего гениальным химиком, хотя абсолютно большая часть его трудов посвящена вовсе не химии. С не меньшим основанием его можно считать, например, выдающимся инженером-технологом и экономистом (в 25-томном собрании его сочинений экономические работы составляют 4 тома).

Достаточно раскрыть его книгу "Заветные мысли" (опубликована в 1905 г.), в которой он рассматривает в единой системе такие вопросы, относящиеся к России переходного периода на рубеже XIX-XX вв., как проблемы народонаселения и образования, внешняя торговля, организация промышленности и сельского хозяйства, устройство правительства России. Эта книга не потеряла своей ценности и актуальности, поскольку многое из того разумного и рационального, что предлагал Менделеев, не выполнено до сих пор.

Менделеев достаточно скептически, пожалуй, даже отрицательно относился к увлечению русскими марксизмом. Революционером он был только в своих делах и открытиях. Возможно, именно потому, что он достаточно хорошо знал марксистскую теорию, он оставался истинно русским человеком, реалистом, сторонником эволюционного развития России по традиционному капиталистическому пути.

В своих экономических работах Менделеев довольно много места уделил процессам накопления капитала, поскольку понимал, что в них реально консервируется прошлое, обеспечивается настоящее и будущее. Он подробно показывает, что капитал как труд есть дело людского развития, а не природное. Голландия богата, несмотря на природную свою бедность. Россия же, как Китай, бедна, несмотря на природные свои богатства. Поэтому первейшую и настоятельную обязанность правительства составляет создание всех условий для возможности и возбуждения в народе усиленного труда, накопления капиталов и возрастания богатства.

А вот следующее высказывание адресуется непосредственно нам в сегодняшний день: "... наш промышленный рост есть, но мал, не отвечает ни требованиям времени, ни природным ресурсам, и надо хоть понемногу начать разбираться в причинах нашей промышленной отсталости и бедноты".

Несколько крупных работ Менделеева посвящены обоснованию налоговой и тарифной политики в России. В кратком изложении все его пожелания можно свести к следующим: "Желательно, чтобы начинающимся и особенно кооперативным (артельным) предприятиям было оказываемо исключительное внимание и всякие с них налоги уменьшаемы ради их усиленного возникновения.

Желательно, чтобы основанием государственных доходов служили первее всего косвенные обложения предметов не первой необходимости: спиртных напитков, табака, сахара, чая, и т.п. (но не продуктов нефти и др. видов горного дела), таможенные сборы, прогрессивный налог на денежные (акционерные и т.п.) капиталы (но не подоходный налог), чистые доходы казенных имуществ и предприятий, прогрессивные налоги на наследства, квартиры и жилища, на залоги, контракты, счета и промышленно-торговые предприятия, а в их числе и на казенные. Уплаты же, ныне производимые за отправку писем и телеграмм, за межевые измерения, за обучение, за проверку мер и весов и т.п., не будучи отяготительными, желательно по возможности сохранить, но обращать преимущественно на удушение соответственных и близких дел".

И далее: "Облагать прогрессивно полезно, быть может, только капитал пассивный, т.е. денежный и во всяких доходных бумагах, а всякий капитал, приложенный к делу, к торговле ли, земле ли или промышленности, облагать прогрессивно - значит задерживать рост промышленности...

Из косвенных обложений, по моему мнению, всего нерациональнее обложение нефтяных продуктов, но я не стою за уничтожение и этого обложения, только за его понижение и вообще полагаю, что косвенные обложения следует пересмотреть в подробностях, но сохранить как такой основной вид обложения, к которому народ привык и который ныне у нас едва ли возможно по размерам заменить каким-либо иным".

Эти бы мысли да в головы наших творцов нового Налогового кодекса РФ. Видно, не читали они экономических трудов великого химика, а между тем много полезного могли бы там почерпнуть для улучшения налоговой системы в современной России.

@@@
Кое-что осмыслить, а кое-что изменить
Кризисный замер
Леонид Рошаль предупреждает
Налоговая система не должна стричь всех под одну гребенку
Насилие рождает насилие
Настенные росписи могут узаконить
Наш ответ Америке

Не "второй сорт", а реальная сила

@@

Полемика с Владимиром Семеновым ("НГ", 13.02.02)

2002-05-15 / Галина Георгиевна Силласте - профессор, доктор философских наук, заведующая кафедрой социологии Финансовой академии при правительстве РФ, президент Международной ассоциации "Женщины и развитие".



Депутат Государственной Думы Владимир Семенов выступил в "НГ" со статьей "Политики второго сорта. "Женский вопрос" остается самым нерешенным в нашем обществе". Я признательна депутату за его озабоченность трудностями, с которыми россиянки сталкиваются в политической жизни страны. Но беда в том, что В.Семенов односторонне, примитивно и поэтому неправильно понимает и представляет роль женщин в политической жизни России.

Согласно основному тезису депутата, женщины "в социальном плане являются безусловным меньшинством. Их роль в общественной и социальной жизни страны несравнимо меньше роли мужчин, что является совершенно несправедливым". При этом автор утверждает, что россиянки - это "политики второго сорта". Видимо, к политикам первого сорта он относит только главу государства, премьер-министра, министров. Действительно участие женщин на высшем уровне принятия решений - президентском и правительственном - является минимальным, в лучшем случае консультативным.

Но если на высших ступенях государственной властной иерархии соотношение явно в пользу мужчин, то на высоком, среднем и низшем уровнях - совсем наоборот: там большинство составляют женщины. По данным Госкомстата, занимают государственные должности на федеральной государственной службе 280,3 тыс. женщин и 101,2 тыс. мужчин (73% и 27%), на государственной службе субъектов РФ - 69,7 тыс. женщин и 34,4 тыс. мужчин (67% и 33%), муниципальные должности - 134,8 тыс. женщин и 42,8 тыс. мужчин (76% и 24%). Именно эта армия госслужащих-женщин реально, повседневно осуществляет политику государства. И что же, эти женщины - государственные служащие являются политиками второго сорта? Вот уж действительно патриархально-мужской штамп!

Не только на всех уровнях исполнительной власти, кроме высшего, но и во многих сферах общественной жизни России женщины занимают ведущие позиции. Пример - российская система образования. В 1998-1999 учебном году обучались в государственных средних специальных учебных заведениях 1 млн. 163 тыс. женщин и 889 тыс. мужчин, в государственных вузах - 1 млн. 865 тыс. женщин и 1 млн. 482 тыс. мужчин. Перевес (или, как говорят в социологии, гендерная асимметрия) в пользу женщин особенно значителен среди преподавателей всех государственных образовательных учреждений: 1 млн. 629 тыс. женщин и 463 тыс. мужчин. Вывод напрашивается сам собой: женщины в России составляют и будут составлять в будущем основную часть специалистов, готовят их как в средней, так и в высшей школе в большинстве своем преподаватели-женщины.

Предвижу реплику моих оппонентов: а какое место занимают женщины в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации? По статистическим данным 1999 г., в составе депутатов этих органов насчитывалось 3376 депутатов-мужчин и 354 депутата-женщины, то есть 91% против 9%. Это свидетельствует о социальной дискриминации женщин в избирательной системе. Между тем среди избирателей России женщин на 9 млн. больше, чем мужчин. Если бы - представим себе такую гипотетическую ситуацию: женский электорат выступил бы объединенным на парламентских и особенно на президентских выборах, то очень скоро наша страна жила бы в условиях, максимально приближенных к полному матриархату.

Но политический потенциал, в том числе избирательный, той или иной социальной общности нельзя измерять лишь одной категорией количества, как это делает В.Семенов. Женский политический потенциал сравним с мощным потоком воды, временно скованным льдом. А ледоход при определенных обстоятельствах бывает стремительным и непредсказуемым. И в этом случае женская политическая активность способна проявиться с огромной силой.

Уважаемый депутат забыл и о таком скрытом резерве женской политической активности, как абсентеизм. В зависимости от уровня выборов он достигает 30-35% от общего числе избирателей. Вовлечение этой массы женщин хотя бы только в выборные кампании - уже задача "большой", а не "малой" (второго сорта) политики. Осуществима ли эта задача? Для ее реализации имеются различные возможности, и прежде всего законодательные.

Владимир Семенов пишет, что "сегодня в России мы все-таки вынуждены задуматься о необходимости обязательного пропорционального представительства женщин, как количественного большинства и социального меньшинства, в государственных и общественных институтах". Но здесь автор явно запоздал. Еще 30 июня 1996 г. тогдашний президент России подписал указ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором был поставлен вопрос о квотах для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы, о назначении женщин на ответственные управленческие должности.

Указ был издан Борисом Ельциным накануне второго тура президентских выборов и, несомненно, преследовал конъюнктурную цель. Вместе с тем он был и остается правовой основой для применения квотной системы, прежде всего при формировании аппарата госслужбы. Владимир Семенов ошибается, когда пишет, что квоты, "по сути, являются коммунистическим принципом". Квоты для женского представительства широко используются во многих западных странах. Квотная система вполне демократична, когда она, учитывая конкретные условия той или иной страны, способствует успешной борьбе с дискриминацией женщин в различных сферах общественной жизни, в том числе в политике.

Политический ресурс женского населения России не только не раскрыт, но даже в достаточной мере не изучен. Повторю: этот ресурс огромен. Только дремучие провинциалы могут игнорировать тот бесспорный факт, что всесторонние женские заявки на участие в большой политике сделаны. Это заявки на пост главы государства, на министерские посты, на руководство федеральными и региональными институтами власти, на ведущие роли в политических партиях.

Выдающийся российский социолог Михаил Острогорский в свое время писал, что на выборах в России обязательно появятся "батальоны амазонок" и ни одна из борющихся сторон не обойдется "без содействия женщин".

@@@
Не "второй сорт", а реальная сила
Не жалея красок
Не место красит МВА, а качество обучения
Не надо ломать Совет Федерации
Нельзя делить народы на "чистые" и "нечистые"
От эмбриона до почтенного "третьего возраста"
Отстающий не всегда в проигрыше

Пересадка без перестрелки

@@

Русская Православная Церковь одобряет трансплантацию органов от умерших

2004-10-29 / Ада Горбачева







В ожидании трансплантации почки кровь очищают с помощью гемодиализа.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Прогресс идет в разных областях жизни разными темпами. И если темпы прогресса в науке не совпадают с темпами его в человеческом сознании, неизбежно возникают конфликты, порой очень острые. Так произошло нынче в России с одной из самых продвинутых отраслей медицины вообще и в нашей стране в частности – с трансплантацией органов. Пересадка частей тела одного человека другому – в этом есть что-то царапающее этическое чувство. Куда бы лучше – вместо сердца пламенный мотор. Так когда-нибудь и будет, пока же – органы погибшего человека могут спасти жизнь другому.

Увы, человек смертен, и, как говорил Воланд в известном романе Булгакова, самое печальное, он смертен внезапно. Теперь, конечно, под трамвай, как Берлиоз, попадают редко, просто потому, что трамваев мало, но зато очень часто гибнут в автомобильных катастрофах. В западных странах все чаще люди подписывают акты дарения, завещая в случае смерти свои органы для пересадки. Такое завещание написал знаменитый модельер Труссарди, и, когда он разбился на дороге, его органы были пересажены пяти больным. Так что можно считать, что в каком-то смысле Труссарди не погиб – он будет жить, пока в ком-то бьется его сердце, работают почки и печень. На испанских соборах наклейки: «Не берите с собой на небо свои органы, они вам там не понадобятся. Оставьте их тем, кто в них нуждается на земле». Академик Валерий Шумаков рассказывает, что видел, как женщина, потерявшая дочку, согласилась, чтобы ее органы пересадили другому ребенку. Она говорила: пусть сердце моей девочки продолжает биться хотя бы в другом теле, пусть еще одна семья не знает горя от смерти ребенка.

@@@
Пересадка без перестрелки
Политическое завещание
При вступлении в ВТО надо избежать "дикого капитализма"
Путь к авантюре
Реклама - двигатель новой банковской революции
Российской авиации поставили «неуд»
Свобода – это учет и контроль

Сергей Данкверт: "У нас сейчас рынок самый свободный"

@@

Первый заместитель министра сельского хозяйства считает, что отечественному производителю необходимо обеспечить равные условия в конкурентной борьбе

2002-08-21 / Владимир Санько Правительство жестко придерживается намерения к концу 2003 года вступить во ВТО. О конкурентных возможностях отечественного сельхозпроизводителя при интеграции в мировой рынок рассказал корреспонденту "НГ" первый заместитель министра сельского хозяйства Сергей Данкверт.

Из досье "НГ"

Сергей Алексеевич Данкверт родился 22 августа 1955 года. Окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства в 1977-м. В 2000 году назначен первым заместителем министра сельского хозяйства.



-Сергей Алексеевич, политическое решение о вступлении в ВТО в октябре 2003 года фактически принято. Для ускорения переговорного процесса правительство в последнее время значительно либерализовало российские позиции. В какой мере это затронуло АПК?

- Идут переговоры, к очередному раунду стороны готовят новые предложения, то есть идет обычный процесс по сближению позиций. Естественно, что партнеры по переговорам настаивают на таких условиях вступления нашей страны во ВТО, которые устраивают их. Мы не можем на переговорах оперировать условиями их вступления в эту организацию. А между тем у них агрегированные меры поддержки сельского хозяйства приняты в объемах и ценах середины 80-х годов. Если бы мы зафиксировали параметры нашего вступления по данным того же периода, то получили бы невероятные цифры для нынешнего, но реальные для того времени - это больше 60 миллиардов долларов, то есть примерно те же объемы поддержки сельского хозяйства, что сейчас в Евросоюзе. Однако мы входим во ВТО в другое время, и от нас требуют зафиксировать те цифры, которые имеются на сегодняшний день.

- У нас не только малы объемы финансовой поддержки аграрников, но и сам перечень мер скромен по сравнению с западными странами. Предполагает ли правительство застолбить весь набор средств? Ведь новые члены ВТО имеют право сохранить в своем арсенале только те средства поддержки, которые были на момент вступления.

- На переговорах обсуждаются три группы вопросов: прямая финансовая поддержка сельхозпроизводителя - это так называемая желтая корзина; условия доступа на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции (тарифы, пошлины, квоты); экспортные субсидии. Все западные страны используют весь набор средств в значительных масштабах.

Наши переговорные позиции соответствуют тому, что мы хотим. "Желтая корзина" - объем всех видов финансовой поддержки сельхозпроизводства. В США, например, прямо и косвенно субсидируется чуть ли не вся сельскохозяйственная продукция в среднем в размере 30% стоимости ее производства. В США понимают, что сельское хозяйство в значительной мере формирует спрос во всех секторах промышленности. Сегодня в нашем консолидированном бюджете "желтая корзина" составляет около двух миллиардов долларов. Но мы отстаиваем цифру гораздо больше для того, чтобы не лишать страну в будущем эффективно использовать механизм "желтой корзины".

В защите наших позиций нам мешает и собственное законодательство. Наш таможенный механизм не позволяет надеяться на взвешенное, не подавляющее конкуренцию ограничение импортного потока. То есть срочно необходимо внести соответствующие изменения в законодательство относительно квот и немедленно принимать решения об их применении ко всему импорту сельхозпродукции, особенно по мясомолочной группе. Пошлины и квоты - эффективный комплекс средств по защите внутреннего рынка во всех странах.

Здесь нужно подчеркнуть крайне важный момент - механизм квот вносит определенность в развитие отечественного производства. При затоваривании внутреннего рынка западные страны часто субсидируют экспорт в Россию сотен тысяч тонн сельхозпродукции. Решения принимаются без всякого учета наших интересов. В таких условиях отечественный производитель не может выдержать ценовой конкуренции. Страна-экспортер за счет прямой финансовой поддержки своего производителя и целевого субсидирования поставок за рубеж всегда может сделать свою продукцию дешевле нашей.

- Какие еще формы поддержки национального сельхозпроизводителя используются в западных странах?

- В США помимо "желтой корзины" в объеме 20 миллиардов долларов в среднем в год существует так называемая зеленая корзина, которая предназначена для стимулирования спроса на сельхозпродукцию. Ежегодно 40-45 миллиардов долларов государство тратит на организацию бесплатных завтраков и обедов для 25 миллионов школьников, на программы "Мать и дитя" и для поддержки 20 миллионов малообеспеченных американцев, им поставляется в основном продовольствие. Мы этим совершенно не пользуемся, у нас нет подобных социальных программ, а в США они работают с 1933 года.

- По существу, это госзакупки. На Западе они являются существенным фактором не только поддержки отечественного производителя, но и важным средством стимулирования экономики в целом. Минэкономразвития же предложило законопроект, который допускает участие в конкурсах на поставки государству зарубежных производителей.

- Я ничего не слышал об этом законопроекте. Но твердо могу заверить, что американское правительство не пустило бы на этот рынок иностранных поставщиков, так как у них все уже расписано, или сформировало бы такие условия тендера, которые гарантировали бы победу своих поставщиков. Минэкономразвития должно предложить механизм притока иностранных инвестиций в развитии производства. Его не должно заботить участие зарубежных компаний в выполнении госзаказов, которые у нас не так велики. Для того чтобы пришел инвестор в отрасль, необходимо гарантировать прибыльность производства. Например, ни один зарубежный инвестор не вложит и цента (копейки) в молочное производство, так как у нас в отличие от США не зафиксированы минимальные закупочные цены.

- В прошлом году государство попыталось закупками, правда в скромных объемах, стабилизировать ценовую ситуацию на рынке зерна. Но это нужно проводить и по другим продуктам?

@@@
Сергей Данкверт: "У нас сейчас рынок самый свободный"
Срок обучения могут "скостить"
Страховщики страдают от мошенников
Счетная палата "посягает" на Центробанк
Танцы медведя с драконом
Террористы должны понять, что бежать им некуда
Тоска по норме

Трудотерапия для вандала

@@

Подростков, ломающих лифты и подъездные двери, будут уговаривать потрудиться на уборке улиц

2002-03-06 / Алла Тучкова



В четырех районах Москвы стартовал необычный эксперимент. Теперь с подростками, которые на территории районов "Зябликово", "Братеево", "Бескудниково" и "Беговой" ломают лифты и снимают с петель подъездные двери, будут работать психологи. Они начнут ходить по домам вандалов и уговаривать их либо сразу возместить причиненный ущерб, либо поработать немного дворниками и слесарями, чтобы заработать ту же необходимую сумму. Если через год станет ясно, что эксперимент удался, его попытаются распространить на все остальные районы.

Проблема вандализма в подъездах жилых домов уже давно является головной болью работников столичных ДЕЗов и ГРЭПов. И это несмотря на то, что во многих подъездах сейчас сидят консьержки и устанавливаются кодовые замки, домофоны и видеокамеры, а жильцы для наведения порядка выбирают старших по подъездам. На прошедшем вчера в Мосгордуме семинаре представители организаций, занимающихся эксплуатацией домов, в один голос говорили, что "подростками наносится колоссальный ущерб жилищно-коммунальному хозяйству". Они отрывают подъездные козырьки, ломают лифты, домофоны, срывают с подъездных окон защитные жалюзи (из-за чего, случалось, из окон выпадали люди).

Сотрудники ДЕЗов пытаются получить от юных вандалов деньги на восстановление испорченного имущества, обращаясь с соответствующими заявлениями в суды. Но это редко приносит результаты. На рассмотрение иска уходит не меньше двух месяцев, а выясняется, что у вандала нет денег. А если подросток еще и слишком мал, тогда, по словам представителей ДЭЗов, "и вовсе никакой надежды на возврат денег". В лучшем случае комиссия по делам несовершеннолетних штрафует родителей вандалов на очень незначительную сумму.

Решив переломить эту ситуацию, городской центр "Дети улиц" не так давно выступил с инициативой начать применять к юным вандалам принципы восстановительного правосудия, тем более что в Москве есть общественная организация, готовая помочь. Схема работы такова: психолог этой организации разговаривает по очереди сначала с сотрудниками ДЕЗа, а потом с юными вандалами, предлагая им встретиться, чтобы найти компромисс. Если они согласны, психолог проводит "примирительную встречу", на которой представители ДЕЗа и подростки договариваются, каким образом может быть исчерпан конфликт - либо вандалы обещают сразу отдать сумму для восстановления поломанного, либо соглашаются поработать месяц-другой дворниками. Если ДЕЗ еще до этой встречи обратился с иском в суд, то туда направляется документ, в котором говорится, что подростки возместили ущерб, и судья это учитывает при вынесении решения.

Правда, возникает серьезный вопрос: зачем подростку идти на примирительную встречу, а потом каждый день махать метлой, если суд потом наверняка признает, что у него нет денег на возмещение ущерба, и оставит его в покое? Во многих западных странах практика восстановительного правосудия существует много лет, но неизвестно, можно ли ее перенести на российскую почву. А у некоторых представителей районных управ в ходе вчерашнего семинара возник еще один вопрос: как устраивать на работу подростков? Сейчас ДЕЗы имеют право привлекать для работы школьников, но для заключения договоров со школами требуется провести огромную "бумажную работу".

@@@
Трудотерапия для вандала
Церковь против осквернения Дракулы
Шариатское право по-чеченски