"Бюджета пока нет"

@@

Глава "Федерации" Валерий Горегляд пытается найти способы для активного участия верхней палаты в торге за основной финансовый документ страны

2001-08-24 / Ольга Тропкина Министр финансов Алексей Кудрин, представляя проект бюджета на 2002 г., уже успел заявить, что с его прохождением проблем возникнуть не должно. Однако в Думе подготовлены два альтернативных документа - коммунистами и "яблочниками". В Совете же Федерации и вовсе считают, что нижней палате парламента следует отклонить бюджет в первом чтении и создать трехстороннюю согласительную комиссию. Об этом рассказал "НГ" глава группы "Федерация" в СФ Валерий Горегляд.



- ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ, вы уже успели ознакомиться с проектом бюджета на 2002 год. Как, на ваш взгляд, он будет проходить через Совет Федерации?

- Фактически бюджета пока нет. Во вторник на заседании правительства он только обсуждался. По Бюджетному кодексу он должен быть внесен в Госдуму 26 августа, и только после этого можно будет говорить о каком-то документе. Подобного рода документы просто обязаны трудно проходить через парламент. В противном случае непонятна функция парламента как органа представительной власти. Бюджет - это компромисс различных участников бюджетного процесса. Не случайно правительство, когда вносит бюджет, в первую очередь декларирует приоритеты. Что-то "выпадает" из приоритетов и остается менее "удовлетворенным" финансами. И за этими "неудовлетворенными" сферами тоже стоят конкретные социальные слои, конкретные группы в парламенте. Поэтому любой бюджет обязан иметь трудную судьбу. Что касается бюджета на 2002 год, то обсуждение в правительстве вселяет в меня некоторую долю оптимизма. И в целом я должен сказать, что бюджет 2002 года свидетельствует об определенных успехах той последовательной линии, которая проводилась правительством в последние годы, в частности, после августовского кризиса 1998 года. Действительно, это политика макроэкономической стабилизации, роста общественного производства, увеличения бюджетных доходов и расходов, выплаты внешнего долга.

- Вы сказали, что бюджет - это прежде всего компромисс. Фракция "ЯБЛОКО" объясняет необходимость разработки своего альтернативного бюджета тем, что выходящий из правительства документ - как раз продукт давления различных групп интересов. И ставит ему это в вину.

- Все зависит от степени "компромиссности". Но от этого никуда не денешься. Бюджет - не абстрактный экономический документ, а отражение реальной жизни. Поэтому "рафинированный" документ вряд ли кому-то нужен. Он будет отражать интересы абстрактных экономистов-теоретиков, которые ставят эксперимент над обществом. Впрочем, бюджет не должен быть беспредельно популистским. Поэтому правительство, когда вносит бюджет, оставляет определенный диапазон возможности "для отступления". Но правительство должно четко представлять, до каких пределов оно может уступать парламенту, поскольку бюджет может поменять идеологию. Но составление альтернативных бюджетов - дело нормальное, во всяком случае в этом процессе рождаются полезные идеи, которые можно будет учесть в окончательном варианте.

- Будет ли группа "Федерация" в таком случае предлагать что-то свое, альтернативное?

- Готовить свой вариант не самоцель. Работа над бюджетом не конкурс программ.

- Но вы же заявляли о том, что одной из целей группы "Федерация" является работа над бюджетом еще до первого чтения в Государственной Думе, подготовка пакета собственных предложений...

- Мы это и делаем. Скажем так, бюджет "начинается" не с 26 августа, бюджет "начинается" раньше. Он начинался еще с нашего активного участия в разработке и с обсуждения программы бюджетного федерализма. Потому что в ней заложены принципы взаимоотношения бюджетов разных уровней. В работе трехсторонней комиссии, которая начала работу в прошлую пятницу, мы детализируем наши подходы, наши взаимоотношения с федеральным бюджетом. Кроме того, мы постараемся выстроить бюджетный процесс таким образом, чтобы наша точка зрения прозвучала и была услышана до того, как будет приниматься решение в Государственной Думе. После первого чтения вступать в процесс корректировки конструкции бюджета по идеологии уже бессмысленно. Мы попытаемся сыграть "на опережение". Как только бюджет поступит в Думу, под эгидой группы "Федерация" пройдет большая конференция, в которой, я надеюсь, примут участие депутаты, члены правительства, Совета Федерации. Мы постараемся привлечь к этому процессу и научных деятелей.

- В вину правительству ставят то, что оно не вело консультаций по бюджету с Государственной Думой и Советом Федерации...

- Я бы не сказал, что правительство ни с кем не советовалось. Но мы не удовлетворены теми консультациями, которые проводились. Правильнее "договориться на берегу". А когда кабинет министров заранее говорит: "Мы знаем, что это натолкнется на сопротивление Совета Федерации, но мы должны сделать так, поскольку у нас другие интересы, другая позиция", - разве это можно назвать консультациями? Ведь именно Совет Федерации находится в сложном положении. Дума имеет право формировать статьи бюджета. А у Совета Федерации в этом плане возможности более ограниченные. Нам говорят: "Когда по Конституции ваш срок наступит, тогда и делайте что хотите". Но мы же понимаем, что возможностей что-то поменять просто нет - подходит к концу финансовый год, страна ждет бюджет, и его непринятие еще хуже, чем плохой бюджет.

- То есть все свои идеи вам придется вбрасывать через Думу?

- Перед первым чтением мы проведем целый ряд мероприятий и подготовим развернутое заключение. Я постараюсь встретиться с профильными комитетами Государственной Думы и обговорить с ними возможные формы совместной деятельности. Мы были бы заинтересованы в парламентских слушаниях перед первым чтением, поскольку это позволит повлиять на позицию депутатов. Но в идеале нам нужна такая процедура, как согласительная комиссия. Дума принимает решение об отклонении бюджета в первом чтении и создании трехсторонней согласительной комиссии с участием двух палат парламента и правительства. В этом случае степень нашего участия в формировании бюджета будет значительно выше. Дума-то готова пойти на этот шаг, а правительство - боится. Поскольку отклонение бюджета в первом чтении - это своего рода оценка. Это якобы и нехороший резонанс, и политические интриги. Уж очень этого правительству не хочется. Оно уговаривает Думу: "Мы потом все учтем, а сейчас, пожалуйста, не принимайте решения об отклонении в первом чтении". Может, правительство и выполнит свои обещания Думе, а мы оказываемся крайними. Мы - вне процесса формирования бюджета.

- Что не устраивает Совет Федерации в бюджете?

- Я бы не хотел говорить о цифрах. Можно рассуждать о категориях. Перед первым чтением мы должны сосредоточиться на концепции бюджета, на его идеологии. Какие приоритеты провозглашаются, какие проблемы он решает, какие - не решает. Бюджет сбалансирован по доходам и расходам. С существенным профицитом, и в нем отражен экономический рост. Мне нравятся приоритеты, которые провозглашены правительством. Один из них - существенное снижение налоговой нагрузки на производство. Нравится то, что правительство все-таки пытается занять достаточно реалистичную позицию в расчете основных бюджетообразующих параметров: заложены пессимистические цены на нефть, которые гарантируют достаточно высокий уровень непроцентных расходов, чтобы покрыть основные социальные издержки, и выполнение основных государственных функций. Получается достаточно большой профицит, который идет на покрытие внешних долгов, что тоже очень важно. При этом правительство изыскивает ресурсы в бюджете на проведение разного рода реформ. В частности, судебная реформа, которая уже назрела в обществе, подкрепляется, может быть, скромными, но реальными средствами. Мне нравиться, что приоритет - желание сбалансировать бюджеты разных уровней - федерального и субъектов Федерации. Но я не уверен, что это будет достигнуто. И есть такие опасения, что как раз "благополучие" федерального бюджета во многом достигнуто за счет неблагополучия бюджетов региональных. И для Совета Федерации это очень важная проблема.

- То есть в целом вы считаете бюджет реальным. А как тогда быть с такими цифрами, как инфляция в 12%, которую уже называют нереальной?

- Это же ориентир, цель бюджетной политики. Хотя я сторонник того, чтобы прогноз выполнялся точно. В этом, собственно, и состоит задача правительства. Пока это выполняется недостаточно. Но у нас все-таки молодая демократия, молодая бюджетная политика. С каждым годом прогноз становится точнее. И то, что к концу года уровень инфляции у нас может составить где-то около 18% - более реалистичный факт. Уровень в 12% - это та цель, к которой, мне кажется, надо стремиться. Но если честно, то я тоже не очень верю, что так будет и в реальности. Однако закладывать более высокую инфляцию - еще хуже, это рождает, в свою очередь, высокие инфляционные ожидания

- А как, по вашему мнению, нужно бороться с инфляцией?

- Все об этом говорят. У нас инфляция - главный критерий благополучия жизни нации? Если мы ее победим и сделаем нулевой, это будет экономический прогресс? Мне кажется, это все из области жесткого, вульгарного монетаризма. Инфляция - как температура у больного. Если мы температуру собьем до уровня 36,6 градуса, мы что, вылечили больного? Как и высокая температура, инфляция иногда способствует выздоровлению. В задачи бюджетной политики не входит разработка способов борьбы с инфляцией. Надо думать о росте производства, благосостояния нации. Для меня важнее соотносить, насколько выросла реальная заработная плата по отношению к инфляции.

- А как быть с новыми кредитами МВФ, которые снова планируется брать под определенные статьи? Неужели правительство игнорирует "наказ" Владимира Путина, который заявлял, что занимать Россия больше не намерена?

- Насколько я понял по выступлениям на заседании правительства во вторник, раньше мы привлекали кредиты МВФ для достижения экономической стабилизации, для обеспечения устойчивости рубля. Сейчас же речь идет о несколько других вещах. Сегодня мы обслуживаем внешний долг исходя из собственных средств. А кредит - сама по себе вещь-то неплохая, другое дело, на что он будет тратиться. Если под конкретные инвестиционные проекты - хорошо, потому что мы очень мало под это получаем кредитов.

- В проекте бюджета существенно увеличены расходы на администрацию президента и Государственную Думу. Если по первому пункту это объясняется появлением института полпредов, то с парламентом ситуация неясна.

@@@
"Бюджета пока нет"
"Покупать газ на скважине - это мечта наших конкурентов"
"Просто работа"
"У нас есть два метода борьбы с террором"
Америка и Россия договорились о сотрудничестве
Ахмад Кадыров: "Надо быстрее и больше работать"
Баварец в России

Бомонд на ярмарке

@@ 2003-03-07 / Дмитрий Буткевич



Первая неделя марта в Москве проходит под знаком антикварной ярмарки. Любители старины, а к таковым можно смело отнести почти все более-менее заметные персоны российского экономического, политического и культурного бомонда, в эти дни регулярно наведываются в Центральный Дом художника на Крымском Валу, - смотрят, прицениваются, а часто и покупают... Вот только VIP-приемы устроителям антикварных ярмарок - компании "Экспо-Парк" - традиционно не слишком удаются. Конечно, с точки зрения программы чаще всего они безупречны: полгода назад это было мероприятие, организованное совместно с московским Английским клубом, где был и камерный струнный оркестр, и вручение наград и дипломов; нынешний салон вообще был ознаменован присутствием культового Вячеслава Зайцева с его новой коллекцией, недавно побывавшей в Париже. Но тех, ради кого, собственно, и затевались "очень важные" приемы, - VIP-персон бывает удручающе мало. В основном зал заполняется журналистами и частью антикваров, оторвавшихся от своих стендов ради лицезрения экзотики в виде высоченных и худющих, очень эффектных, накрашенных 14-15-летних девиц, дефилирующих по импровизированному подиуму.

Ничего не буду говорить о коллекции Вячеслава Михайловича, поскольку ничего в этом и не понимаю. Скажу только, что Зайцев традиционно использовал здесь русские мотивы, что вполне корреспондировало с соседними витринами некоммерческого проекта "Светский выход" (дамский костюм и аксессуары из собрания Павловска и Останкино).

По моим наблюдениям, "випы", даже посещающие подобные приемы, предпочитают в отсутствие обычных посетителей сосредоточиться на экспозиции салона, обойти все стенды, посмотреть, прицениться и так далее (смотри выше...). Тем более что время есть: последний прием, состоявшийся в день открытия салона 3 марта, начался в 19.00, а продлился до 11 вечера.

О составе самого салона говорить уже приходилось. Самое большое впечатление производят размеры XIV ярмарки. На этот раз она заняла весь Центральный Дом художника, за исключением тех площадей, которые постоянно арендуются галереями, магазинами, кафе и проч., - все три этажа! На мой вопрос, куда будет расширяться салон в следующий раз (а явно число участников будет еще расти и расти, - только мои друзья и знакомые открыли и открывают в текущем месяце три новые галереи), директор "Экспо-Парка" Василий Бычков совершенно серьезно ответил: "Прорублю дверь в Третьяковку". Впрочем, в "новую Третьяковку" прорубать дверь не надо. Между ЦДХ и ГТГ на Крымском раньше был открытый переход. По словам Бычкова, он уже вел переговоры с соседями и договоренность о будущей совместной деятельности в принципе достигнута.

Яркая черта нынешней ярмарки - участие сразу пяти провинциальных российских галерей (три казанских, ижевская и пермская). Казанцы говорили о том, что им давно предлагали участвовать и они, дескать, сами не понимают, почему это не случилось раньше, пермяки же приезжают уже во второй раз и на мой прямой вопрос: "Значит, в прошлый раз вы отбили свои затраты на участие?", - отвечали, потупившись: "Ну, в общем..." (следует понимать, что отбили). Интересно, что цены регионалы держат значительно ниже московских и питерских.

@@@
Бомонд на ярмарке
В СНГ появились миротворцы
Волгоград переименуют ради брэнда
Волошин в Киеве не поучал, а вел диалог на равных
Время собирать страну
Георгию Шпаку выставили счет
Золотая палитра вновь открытых имен

К Европе регионов

@@

Субъекты Российской Федерации обладают значительным потенциалом международного сотрудничества

2000-09-29 / Василий Николаевич Лихачев - постоянный представитель РФ при Европейских сообществах, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор.



СОВРЕМЕННОЕ евростроительство, образование и эффективное функционирование европейской системы безопасности и сотрудничества находятся под прямым влиянием совокупности объективных и субъективных факторов стратегического характера. Важнейшую системообразующую роль среди них играет и будет играть, особенно в долгосрочной перспективе, глобализация международных отношений. В числе ее последствий нельзя не обратить внимание на активно формирующуюся, политически и нормативно признаваемую международным сообществом, отдельными государствами и межправительственными организациями, другими институтами тенденцию к регионализации международных отношений, которая взаимодействует с процессами регионализации самих государств.

РЕГИОНАЛИЗМ И ФЕДЕРАЛИЗМ

"Регион", "региональная политика", "региональное и межрегиональное сотрудничество" - эти и другие подобные категории и термины описывают реальность, которая на языке обществоведения, социологии, экономики и юриспруденции представляет собой в обобщенном виде важнейшее направление общегосударственной политики, логично и целесообразно дополняемое сегодня практикой международно-правового сотрудничества. Чем характеризуется такая деятельность, в чем существо социального феномена, имя которому - "европейский регионализм"?

В декларации Ассамблеи регионов Европы "О регионализме в Европе" (1996 г.) подчеркивается, что "регионы представляют собой важнейший и незаменимый элемент построения Европы и процесса европейской интеграции". В этом качестве они органично взаимодействуют с центральной властью, являя собой весьма существенную часть государства в целом.

Накопленный в Европе опыт дает основание сделать существенный вывод: там, где государство не отягощено "региональной критической массой", различными "региональными рисками" (сепаратизмом, национализмом, конфессиональной агрессией и т.д.), его внутренняя стабильность положительно сказывается на международной активности страны, росте ее международного авторитета в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии. Следовательно, между региональной политикой государства и его внешней политикой имеется прямая связь, которая в том или ином виде отражается на состоянии и тенденциях развития международной (в том числе и европейской) системы межгосударственных отношений. Прикладное значение, реальность регионального фактора заставляют государства предпринимать усилия для формирования правовой (национальной и международной) основы его действия. Это важная черта европейского регионализма. И весьма важной в связи с этим представляется активизация работы по подготовке не только национальных (Конституция, специальные законы, программы и концепции регионального развития), но и международных политико-правовых документов (коммюнике, декларации, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения и т.д.), затрагивающих региональное измерение. Самую заметную роль в этом направлении играют такие международные организации, как ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, а также специализированные на европейском регионализме институты - Конгресс местных и региональных властей Европы, Ассамблея регионов Европы, Комитет регионов ЕС и другие. Европейский опыт позволяет говорить о наличии у регионов таких инструментов, как право заключать договоры и соглашения; право открывать собственные или совместно с другими регионами представительства в третьих странах и при соответствующих международных организациях; право участвовать в подготовке международного (межправительственного) договора, если им затрагиваются его фундаментальные интересы (применение этого права является предметом внутригосударственного регулирования); право участвовать в работе международных конференций; право на участие в применении дипломатического протокола (в данном случае регион выступает именно как субъект применения дипломатических правил в рамках международных обязательств того государства, частью которого он является); право на использование в международных контактах своего флага, герба и гимна. Согласно декларации о регионализме в Европе "европейские государства должны взять на себя обязательство максимально передавать полномочия регионам, а также финансовые средства, необходимые для их выполнения, изменяя, если нужно, международные нормы" (ст. 13). Каждое государство обладает собственным опытом регионального и субрегионального строительства, который требует уважения, анализа и исследования. Таким самостоятельным предметом изучения является и современная практика российского федерализма, конституционно-правовой и внешнеполитической деятельности РФ.

Россия как государство в равной мере может быть названа и сообществом наций (народов), и сообществом собственных регионов. Российский подход к региональной политике базируется на истории развития собственной государственности и на европейском опыте, учитывает соответствующие международно-правовые разработки и стандарты. Суть его можно изложить в нескольких тезисах: 1) регионализм составляет интегральную часть российского федерализма, реформирования последнего, и требует от властных органов внимательного и комплексного анализа региональной политики, экономики, обеспечения прав и свобод человека, их судебной защиты, продовольственной, экологической и информационной безопасности, изучения межнациональных и межконфессиональных отношений, достигнутого в субъектах уровня культуры и правосознания и т.д.; 2) регионы РФ обладают властью, некоторые из них - республики - согласно действующей Конституции обозначены в качестве "государств" (ст. 5 п. 2); 3) одним из принципов федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст. 5). Оно осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11); 4) в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся "координирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации"; 5) согласно ст. 15 п. 4 Основного закона "общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

ТАТАРСТАНСКОЕ РЕШЕНИЕ

Реформа государственного строительства, которая активно началась в России с приходом к власти нового президента Владимира Путина, обязательно должна основываться на глубоком и критичном изучении накопленного опыта. При этом следует иметь в виду и ряд специфических моментов, обусловивших появление такой своеобразной правовой категории, как договоры о разграничении полномочий и предметов введения между федеральными и региональными органами власти. Речь, в частности, должна идти - естественно, больше в историческом плане, чем применительно к реалиям 2000 г., - об антиконфликтном, антиколлизионном характере этих актов, появление которых в середине 90-х гг. преследовало цель конституционной нормализации отношений федерального Центра с отдельными регионами, выстраивания такой модели взаимодействия, которая бы опиралась на взаимное уважение, и создания общего экономического и правового пространства. Сегодня эта задача практически выполнена, и договоры "настраиваются" решать уже другие важные задачи. Haпpимер, очевидно, что они в состоянии оказывать заметное влияние на раскрытие внешнеэкономического, научно-технического, культурного потенциала, решение конкретных серьезных проблем имплементации международно-правовых обязательств РФ через региональные механизмы и формы.

Применительно к сфере международных и внешнеэкономических связей регионов сложившаяся в России система конституционно-договорного регулирования отношений органов власти Федерации и ее субъектов представляет собой комплекс, состоящий из нескольких блоков. Среди них - конституционные положения (принципы), нормы договоров о разграничении полномочий и предметов введения ("большие договоры"), юридические установления из специальных договоров, которые относятся исключительно к сфере международных отношений. О положениях, записанных в Конституции РФ или вытекающих из нее, мы говорили выше, теперь обратимся к другим нормативным источникам. Особое место в истории российского федерализма занимает Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.94. И не только потому, что он был первым среди аналогичных актов (сегодня их более 40). Опыт его подготовки, процесс переговоров между делегациями федерального Центра и республики, продолжавшийся более трех лет, методика отработки согласованных сторонами позиций (от частного к общему, сначала политическая договоренность, затем юридическая), атмосфера работы: доверие, ориентация на поиск решений, на конкретный результат - это и многое другое уже стали достоянием современной истории и способствовали тому, что документ стал предметом изучения в органах власти других субъектов России, его положения проецировались на поиск решения политических проблем в различных горячих точках (Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах, Косово и др.). Российский опыт (и не только как пример из области "конфликтологии") стал предметом изучения в ряде международных организаций - OБCЕ, Конгрессе местных и региональных органов власти, Парламентской ассамблее Совета Европы, Европарламенте, Комитете регионов Евросоюза, отдельных комитетах ООН. Причина тому - в реальности предложенного решения, его опоре на целую совокупность предпосылок: исторических, политических, правовых, экономических, мультинациональных, психологических и т.д. И, конечно, очень важно то, что в нашей ситуации действовали не только объективные факторы, но и такие категории, как согласованная воля, согласованный интерес, скоординированная ответственность сторон.

В Договоре от 15.04.94 содержатся различные нормы, часть из которых имеет прямое отношение к определению статуса Республики Татарстан во внешних сношениях (надо иметь в виду, что при этом договаривающиеся стороны исходили из положения Конституции РФ: республика - это государство). Назовем некоторые из них. Генеральная норма, закрепляющая право Республики Татарстан участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях, содержится в преамбуле Договора. Она конкретизируется в последующих частях документа. Согласно ст. II органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют полномочия государственной власти, в том числе участвуют в международных отношениях, устанавливают отношения с иностранными государствами и заключают с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и настоящему Договору, участвуют в деятельности соответствующих межгосударственных организаций (п. 11). В соответствии с п. 13 этой же статьи они "самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Разграничение полномочий в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным Соглашением".

В ст. III Договора Российской Федерации и Республики Татарстан, посвященной совместным полномочиям сторон, закреплены другие важные нормы, которые относятся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, защите суверенитета и территориальной целостности, а также к координации международных и внешнеэкономических связей. При их реализации следует учитывать и международный компонент, ответственность республики и ее участие в обеспечении международно-правовых обязательств Российской Федерации.

Ст. IV Договора констатирует исключительную компетенцию Российской Федерации и ее органов. Это внешняя политика и международные отношения РФ, ее международные договоры, вопросы войны и мира (п. 9); внешнеэкономические отношения РФ (п. 10).

Таким образом, Договор впервые в практике российского федерализма дал четкую схему исключительных полномочий и предметов ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, а также определил зону их совместной деятельности. Такая юридическая четкость - основа стабильности отношений, предпосылка их прогрессивного развития, а следовательно, и укрепления практического федерализма в российском государстве.

СВЯЗИ ПОВЕРХ ГРАНИЦ

Помимо Договора в отношениях органов власти РФ и РТ действуют специализированные акты. Речь идет о серии межправительственных, межведомственных документов. Среди них - Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Татарстан "О разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей" 1994 г. Оно базируется на идее координации и согласования действий исполнительных органов власти РФ и РТ. В ст. 1 этого документа подчеркивается, что стороны "координируют формирование концепции и программы развитая внешнеэкономических связей и согласовывают их в рамках вопросов, относящихся к совместному ведению". Ст. 2 Соглашения, опирающаяся на общие установки ст. 72 Конституции России (п. 10), дает конкретизированный перечень вопросов, находящихся в совместном ведении сторон. Речь идет, в частности, о защите экономических интересов РТ, предприятий, организаций и граждан Республики Татарстан за рубежом; о регулировании платежно-расчетных отношений с иностранными государствами; об установлении торгово-экономического режима в отношениях с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями и т.д. К исключительному ведению Республики Татарстан Соглашение относит сложные вопросы, решение которых потребует от нее высокого юридического и материального обеспечения, дисциплины исполнения, способности нести ответственность перед иностранными партнерами. Это - заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран; заключение торгово-экономических соглашений с иностранными государствами; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов, ссуд под гарантии правительства Республики Татарстан, контроль за их использованием; предоставление государственных гарантий участникам внешнеэкономической деятельности РТ; участие в работе международных экономических и финансовых организаций и др.

Реализация такого юридического комплекса прав и полномочий Республики Татарстан привела в практическом плане к созданию системы международных и внешнеэкономических связей, в рамках которой прежде всего активно развивается договорная деятельность РТ и ее контрагентов как по линии исполнительной, так и по линии законодательной власти. Вот несколько примеров.

На сегодняшний день Республика Татарстан заключила более 50 международных договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами (Венгрией, Германией, Испанией, Турцией, Болгарией, Италией, Францией, Польшей, Ираком, Ираном, США, Австралией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Чехией, Словакией, Кубой, Литвой, Беларусью, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном), субъектами иностранных федеративных государств (Квебеком, правительством земли Нижняя Саксония, штатом Южная Австралия), административно-территориальными образованиями иностранных государств (Сообществом Мадрида).

В основном эти соглашения носят экономический характер. Так, согласно рамочному Соглашению между Республикой Татарстан и Федеральным ведомством по особым задачам в связи с объединением Германии, последнее под гарантии страховой фирмы "Гермес" и нефтяные контракты выделяет Татарстану на 5 лет 1 млрд. марок инвестиционных кредитов, которые будут использоваться для реализации социальных и конверсионных проектов. Сегодня за рубежом (Австралия, Литва, Франция, США, Чехия, страны СНГ и др.) действуют 16 торговых и иных представительств республики. Татарстан имеет связи с программами и органами ЮНЕСКО, ЮНИДО, Советом Европы, принят в члены Ассамблеи районов Европы.

Государственный совет Республики Татарстан (парламент) подписал Протокол о сотрудничестве с Великим национальным собранием Турции от 30.10.95 и Протокол о намерениях с Парламентским центром Канады от 12.06.95. В настоящее время готовятся соглашения о межпарламентском сотрудничестве с Венгрией и Квебеком. Со стороны Латвии имеется предложение о заключении межпарламентского соглашения. Государственный совет РТ имеет также 21 соглашение (протокол) с высшими законодательными органами субъектов Российской Федерации: Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Коми, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Саха (Якутии), Бурятии, Тывы, Ивановской, Нижегородской, Самарской, Астраханской, Архангельской, Амурской, Ульяновской, Пензенской областей, Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной области, г. Москвы.

Совершенно очевидно, что на сложившейся основе партнерства и сотрудничества могут при необходимости решаться различные вопросы, в том числе о подготовке регионами России совместных законопроектов для Государственной Думы и Совета Федерации, разработке инициатив в рамках Ассоциаций межрегионального сотрудничества субъектов РФ, обмене законодательными актами субъектов РФ, посвященными правовому регулированию международных связей российских регионов, выходе на общие действия в рамках международного межпарламентского обмена и т.д.

По многим направлениям Республика Татарстан вместе с федеральными органами власти явилась инициатором интересных идей и механизмов для регионального направления российской внешней политики. Вне всякого сомнения, наработки в этой области есть и у других субъектов Российской Федерации. Сегодня можно говорить как об общих моментах, так и о своеобразии этой деятельности. Последнее, например, напрямую зависит от географических, историко-культурных, экономических, языковых, национальных и других факторов. Они отражаются в содержании юридического инструментария, каковым и являются договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Ныне в рамках реформы российского федерализма, а также для достижения единой внешней политики крайне важно провести мониторинг содержания и действия этих договоров и соглашений, создать на базе Федерального собрания и МИД РФ базу данных с перспективой образования соответствующего раздела в Интернете, связывающего все регионы РФ и заинтересованные государственные структуры, и с возможностью выхода на Европейский сайт Интернета в целях совершенствования международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Европейский вектор российской внешней политики, согласно новой Концепции внешней политики РФ, был и остается одним из самых значимых. Что касается региональной тематики, то здесь наиболее комплексно, на солидной юридической базе строится диалог между Российской Федерацией и Евросоюзом. Объясняется это как общими подходами в оценке значения и роли регионального фактора для построения современного государства, независимо от его формы (федеративная, унитарная, с элементами автономии), так и стремлением реально объединить ресурсы отдельных стран (материальные, интеллектуальные, технологические и т.д.) для формирования эффективной системы общеевропейского сотрудничества (прежде всего на межправительственном уровне) по региональным и межрегиональным проблемам.

Именно таким прагматичным подходом сторон можно объяснить то внимание, которое они уделяли и уделяют региональным вопросам на уровне политико-правовых основ своего взаимодействия. Обратимся к анализу конкретных документов. Прежде всего следует отметить положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, которое вступило в силу 01.12.97. Задачи и цели сотрудничества, закрепленные, например, в ст. 1 Соглашения (укрепление политических и экономических свобод; поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес; обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе и др.), достигаются, в частности, через региональное сотрудничество.

Более детально этот аспект отражается в других частях СПС. Так, в VII разделе документа - "Экономическое сотрудничество" - "оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития" обозначается в качестве важнейшей области взаимодействия сторон наряду с такими, как освоение новых источников снабжения и новых рынков, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. (ст. 56). Согласно ст. 73 стороны приняли обязательство способствовать "прямым контактам между соответствующими регионами и государственными организациями, ответственными за планирование регионального развития с целью inter alia, обмена методами и формами поощрения регионального развития". Приведенные положения СПС свидетельствуют о потребности в новом прочтении региональной проблематики сотрудничества, о ее изменении по тематике, механизмам и структурам регулирования. И, безусловно, в дальнейшем при внесении в текст Соглашения дополнений и поправок стороны должны иметь в виду и необходимость более эффективного изложения двусторонних договоренностей, которые касаются сферы регионального сотрудничества. В какой-то степени эта работа уже началась и принесла первые и важные результаты.

В КОНТЕКСТЕ ЕВРОСТРОИТЕЛЬСТВА

Политические и нормативно-юридические формулировки СПС получили дальнейшее развитие и необходимую детализацию в двух других новых для сотрудничества РФ-ЕС документах, которые с полным правом можно отнести к категории фундаментальных. Речь идет об Общей стратегии Европейского союза в отношении России (1999 г.) и о принятой в 1999 г. Стратегии развития отношений Российской Федерации с Евросоюзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).

Документ ЕС рассматривает актуальные комплексные проблемы партнерства с Россией. И весьма закономерно, что в нем нашлось место для декларации планов "пятнадцати" на региональном направлении. Так, отмечается, что "Европейский союз будет уделять особое внимание региональной и местной администрации в соответствии с рамками их компетенции". При этом в качестве одного из существенных каналов укрепления гражданского общества предлагается интенсификация контактов между политиками ЕС и России на федеральном, региональном и местных уровнях, включая представительные органы власти.

Содействуя развитию трансграничного и регионального взаимодействия, ЕС принимает на себя обязательство подготовить перечень соответствующих инструментов и мероприятий, связанных с распространением программ Евросоюза на "российские регионы, представляющие особый интерес для ЕС". Надо отметить, что эта работа началась, в частности, по линии ТАСИС.

Самое серьезное внимание региональной проблематике, определению перспектив участия субъектов РФ в европейском сотрудничестве уделено в российском документе о стратегии развития отношений с ЕС. Эти положения раскрываются в нескольких его разделах. В той части, где речь идет о задачах придания партнерству Россия-Европейский союз стратегического характера, подчеркивается, что "заинтересованные регионы России должны иметь возможность активно участвовать в развитии партнерства с Евросоюзом в экономической и гуманитарной областях, в реализации программ трансграничного сотрудничества". Актуально звучит и другой тезис - "поощрять контакты между регионами России и Евросоюза, в том числе с использованием возможностей Комитета регионов ЕС, с целью налаживания гуманитарных и экономических связей и обмена опытом местного самоуправления и хозяйствования".

К настоящему времени заметно расширилась договорная база межрегионального сотрудничества. На основе профессиональной помощи МИД РФ российские регионы активно работают над проектами новых соглашений с зарубежными партнерами. К началу 2000 г. действовало 1133 таких соглашения, из них 320 - с иностранными правительствами, министерствами и ведомствами. Значительный объем их приходится на европейское направление. МИД РФ проводит и будет проводить линию на вовлечение российских регионов в программы соответствующих международных организаций.

С учетом того потенциала, который накоплен в области международных связей и внешнеэкономических контактов по линии Россия-регионы Европы (он включает, естественно, и практику сотрудничества с регионами стран СНГ, что представляет самостоятельный предмет изучения), можно сделать ряд важных выводов, а также сформулировать соответствующие предложения по совершенствованию этого опыта в интересах евростроительства на принципах международного права - с учетом, естественно, политических и правовых нормативов национального характера и уровня.

1. Европейский регионализм - это объективный процесс раскрытия государственного, административного и международного потенциала субъектов различных европейских государств, формирования и развития разнообразных внешних связей и контактов между ними в рамках и границах юридических полномочий, которые устанавливаются самими центральными органами власти или при их участии в соответствии с действующими конституционными актами, а также с учетом международных обязательств самого государства как субъекта международного права.

2. Европейский регионализм в качестве концепции и практического направления международных отношений получил ныне политическое признание и является интегральным элементом построения и функционирования европейской системы безопасности и сотрудничества. В этом статусе он включается во внешнеполитическую деятельность государств и становится важной частью действий многих международных организаций, в том числе ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза и др.

3. В процессе евростроительства каждый регион, сохраняя свою государственную или социальную сущность, историческое, культурное и языковое своеобразие, обладает серьезным потенциалом сотрудничества, способен внести достойный вклад в укрепление международных и внешнеэкономических связей и отношений на общеевропейском пространстве.

4. Позитивная деятельность европейских регионов способствует формированию тенденции к строительству "Европы регионов", которая должна на концептуальном и практическом уровне цивилизованно коррелировать с "Европой государств", "Европой наций" и "Европой граждан". В этой системности - основа стабильного и благополучного развития европейского сообщества в геополитическом, политико-правовом и гуманитарном смысле.

Развитие данной тенденции сопровождается формированием общеевропейского регионального пространства, соответствующих организационных структур, которые специализируются в сфере экономики, информатики, научно-экономического прогресса и т.д. На этой основе возникают региональное правосознание, региональная культура и другие явления, которые в широком смысле оказывают прямое или косвенное влияние на цивилизованное развитие европейских политических институтов сотрудничества и безопасности.

5. Региональное (межрегиональное) сотрудничество, которое осуществляется на базе примата государств и их совместного творчества - международного права, политических договоренностей, в том числе и в рамках соответствующих международных организаций, - развивается в двустороннем и многостороннем формате. Появляются предпосылки к формированию в рамках международного порядка своеобразного правового комплекса, который, регулируя отношения и связи современных регионов, затрагивает такие отрасли, как право международных договоров, право внешних сношений, международных организаций и конференций, сфера международной правосубъектности государств и т.п. Одновременно выстраивается правовой комплекс внутреннего применения. Очевидно, учитывая закономерный характер глобализации и регионализации, можно говорить о формировании "региональной дипломатии" как дипломатии sui generis. В этой связи можно сделать и другой вывод. Интенсификация регионального сотрудничества, возрастание его роли в общеевропейском процессе обеспечения безопасности, прав и свобод человека, гармонизации отношений природы и общества, решении вопросов экономики, повышении потенциала государств перед вызовами XXI века со временем поставит перед международно-правовым сотрудничеством государств в первую очередь вопрос о кодификации принципов и норм, регулирующих проблемы международных и внешнеэкономических связей субъектов. Первым и реальным шагом в этом направлении могла бы стать разработка проекта Кодекса поведения регионов Европы. В ходе работы над этим документом целесообразно использовать документы и предложения, которые появились в процессе формулирования проекта Хартии регионального самоуправления на базе Конгресса местных и региональных органов власти СЕ.

6. Перспективы регионального сотрудничества в рамках стратегического партнерства Российской Федерации и Евросоюза, накопленный в этой сфере опыт, тенденции развития еврорегионостроительства ставят в повестку диалога РФ-ЕС вопросы совершенствования и оптимизации международных и внешнеэкономических связей регионов России и государств - членов ЕС. В этих целях актуально рассмотрение следующих аспектов:

- созыв международного форума "Регионы России - регионы Евросоюза";

- открытие в рамках партнерства РФ-ЕС действующих стратегий сторон при поддержке программы ТАСИС Европейской академии регионального сотрудничества. Она могла бы решать возникающие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане, создав, например, соответствующие банки информации о европейских регионах, действующих между ними договорах и соглашениях, наладив выпуск специальных обзоров, рефератов, организовав подготовку специалиста по регулированию региональных проблем и т.д.;

- подготовка и заключение международного (Россия-Евросоюз) соглашения о содействии региональному сотрудничеству;

- разработка совместной международно-правовой инициативы с внесением на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "О Декларации принципов, касающихся регионального сотрудничества и партнерства в соответствии с международным правом и Уставом ООН";

- инициирование РФ и ЕС предложения о принятии в рамках ОБСЕ "Декларации об ответственности регионов Европы за политическую стабильность, безопасность, экономический прогресс и правопорядок в Европе".

@@@
К Европе регионов
К лету обстановка прояснится
Клуб по разным интересам
Криминальные кубометры
Леонид Кучма махнул на Россию рукой
Либералы не прочь присоединиться
Минобороны РФ оправдывается

Модернизация по-губернаторски

@@

Новые методы хозяйствования во Владимире выдвинули область в число десяти наиболее динамично развивающихся регионов России

2000-11-21 / Милрад Фатуллаев



ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ жизнь начинается сразу же за Московской кольцевой автодорогой. А с ней - и Россия. Настоящая - без прикрас и манящего блеска. Однотипный "коробочный" городской пейзаж, зародившийся из почти инкубаторских одноэтажных, с крылечками, деревянных сельских домиков, при неспешной текучке жизни в глубинке стирает все визуальные грани между близкими и далекими краями и областями российской географии. Пожалуй, одно из немногих исключений на этом фоне - живописная владимирская земля с ее старейшими акварельными городами - столицей Владимиром, душой Руси, шоколадным ныне Покровом и "жемчужным" Суздалем, средоточием средневекового славянского зодчества, промысловым Гусь-Хрустальным, издавна известным центром художественного стекла. "Золотое кольцо России".

Ныне Владимирская область с ее исключительно выгодными экономическим и транспортным положением, определяющим из которых, безусловно, стала близость к Белокаменной столице, переживает устойчивый промышленный подъем. Хотя Владимирщина и обделена "хлебными" ресурсами (нефть, газ, другие энергоресурсы), зато отличается наработанным за прошлые десятилетия завидным промышленным потенциалом, который и стал основой вот уже четырехлетнего динамичного роста почти во всех производственных областях. С 40-го места среди субъектов страны область переместилась на 7-е. Каждый второй телевизор и стеклоизделие, каждый пятый метр льняного полотна, шестой мотоцикл, седьмой трактор имеют владимирскую прописку.



ИНВЕСТИЦИИ: ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ЗАХОТЕЛ

Когда более 70 иностранных компаний из двух десятков государств прибыли два месяца назад во Владимирскую область для участия в Международной конференции по стеклу ХХI века, большинство из них интересовалось не только последними научными и технологическими изысканиями и разработками в этой сфере, как это было в недалеком прошлом, но и претворением конкретных проектов по совместной деятельности и инвестированию.

- Я ничего особенного не ждал от этой поездки, но увиденное превзошло мои ожидания, - признается представитель немецкой фирмы "Глас Хем Консалт" Габриэль Швалек. - Мы работаем над защитой поверхности стекла при помощи специальных покрытий, что позволяет добиться соответствия продукции высоким требованиям международных стандартов. Это эксклюзивная даже для Запада технология. И нам важно наладить соответствующее сотрудничество на владимирской земле.

Сегодня самое быстрое обновление производства идет именно в стекольной отрасли, представленной 24 предприятиями. По сравнению с началом 90-х производство увеличилось в 7 раз. Область выпускает треть всех бутылок в стране - около одного миллиарда в год, столько же, сколько во всей Украине.

За годы реформ здесь был потерян только один завод, несмотря на то что в результате непродуманных действий оборотные средства владимирских предприятий обесценились в 10 тысяч раз. Ситуацию усугубляло то, что отечественные предприятия так и не наладили выпуск машин и линий по производству высококачественной стеклопродукции. А чтобы получить иностранные производственные линии стоимостью до нескольких миллионов долларов, необходимо под кредит предложить залог. Которого, как известно, нет. Заполонившие рынок хрустальные изделия из Чехии, Словакии и второсортное стекло для быта из Польши, Южной Кореи, Турции едва ли не вытеснили отечественную продукцию, отражаясь на себестоимости.

Финансовый кризис августа-98 в какой-то мере спас отрасль, открыв перед ней новые возможности. С реализацией областной программы по оздоровлению экономики на период 1997-2000 гг., "второе дыхание" обрели хрустальные заводы двухвековой давности (выполнявшие в прошлом крупные заказы императорского двора), уникальный "мальцовский" хрусталь для иранского шаха.

- Успех будет значительно большим, - говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий стекольной промышленности области С.Жаров, - если нам удастся обеспечить себя местным сырьем, особенно кварцевым песком. Большие перспективы сулит Великодворское месторождение песков.

По данным журнала "Эксперт", по инвестиционной привлекательности область входит в первую десятку регионов. Сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом, конечно, не стоит, но темпы роста инвестиций очень высокие. В прошлом году объем иностранных инвестиций превысил 157 млн. долл. В заслугу ныне действующему губернатору Николаю Виноградову ставят то, что со времени его избрания в целом в экономику было привлечено в 13 раз больше инвестиций, чем за тот же период управления областью его предшественника, - всего более 400 млн. американских долларов. Причем предприятия с иностранными инвестициями, а таковых в нынешнем году зарегистрировано в области более 300, играют все возрастающую роль в развитии экономики области. По мнению экспертов, эти показатели были бы значительно выше, если бы федеральный Центр взял на себя координирующую роль, так как инвесторы порой ничего не знают, кроме Тюмени, Екатеринбурга, Москвы.



ОТ УСПЕХОВ В ЭКОНОМИКЕ - ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ПРЕМИЙ ПО КУЛЬТУРЕ

- Привлечению дополнительных средств в экономику способствует не только инвестиционная привлекательность региона, подстегиваемая льготами по налогам, - говорит Николай Виноградов, - но и целевое выделение финансовых ресурсов из областного бюджета на решение плановых задач, где мы выступаем гарантом для выделения кредитов хозяйствующим субъектам.

Впервые промышленные предприятия области, отчисления с которых составляют 80% областного бюджета, были освобождены от несвойственных им затрат по содержанию жилищно-коммунального и социального хозяйств. Большую часть этих функций взяли на себя органы местного самоуправления.

Власть отвечает за благополучие граждан, утверждают в области, и потому считают оправданными действия, направленные на смену неэффективного руководителя. Есть приватизированные предприятия, ставшие АО и прекрасно работающие. Другие, в основном должностные лица, забрали себе акции, руководство безбедно существует, а предприятия погрязли в долгах. Разве здесь не должна предусматриваться ответственность властей и возможность влиять на смену собственника? - резонно замечают в областной администрации. Благо, механизмов для этого предостаточно. Такой подход привел к уменьшению общей суммы убытков более чем на 10%.

Положительно зарекомендовал себя отработанный "механизм продвижения" владимирской продукции на внутренний и внешний рынки (так называемый областной заказ) как форма поддержки почти 400 местных товаропроизводителей, внутриобластная кооперация и формирование интеграционных структур - холдингов, альянсов и промышленно-банковских структур, что позволяет выделить устойчиво работающие предприятия, реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Созданы дополнительные рабочие места (безработица уменьшилась более чем в 3 раза), почти на 40% возросла собираемость налогов.

Проблемной отраслью остается только энергетика, но и здесь в последние месяцы происходят некоторые положительные подвижки. Себя область обеспечивает теплом и светом только на треть, и в ближайшее время кардинально ситуацию не изменить. Поэтому особые надежды возлагаются на энергосбережение. Принята даже специальная программа по рационализации энергопотребления. В перспективе задумано создать собственные генерирующие мощности на основе малых электростанций.

"Мы не виноваты, что у нас нет нефти", - говорят владимирцы, объясняя проблемы выработки тепла. Энергетики предлагают сделать "больший крен на использование наиболее технологичных и относительно дешевых видов топлива". Конечно же, это газ (который в прошлом году наконец пришел в совершенно негазифицированные районы) и торф, от которого необоснованно отказались и залежи которого в большом количестве есть в области.

В сельском хозяйстве при финансовой поддержке областного правительства удалось создать цепочку: поставка сырья, его переработка и реализация. Например, к "хромающей" птицефабрике подключаются структуры, занимающиеся производством кормов. Таких кооперативов ныне около сотни. Образцом интеграции может служить созданное объединение "Ополье", которое является по существу финансово-промышленной группой. Учредителями его выступили 19 предприятий и организаций, в том числе Владимирский филиал банка "СБС-Агро", птицефабрики, комбикормовый завод. Новый подход к селу позволил в прошлом году впервые за 6 лет завершить работу с положительным результатом.

Все это и позволило области войти в десятку наиболее динамично развивающихся регионов России. Область ежегодно уменьшает долю трансфертов из федерального бюджета и выходит на уровень самодостаточности: финансовая помощь, оказываемая федеральным Центром, сократилась с 38 до 16%. Во Владимире не любят говорить о градации регионов на субъектов-доноров и дотационных: область относят к последним (хотя уже все реже), несмотря на то что она перечисляет в федеральный бюджет налогов больше, чем получает оттуда.

Кстати, дополнительно полученные средства позволили учредить областной симфонический оркестр, реставрировать Центр изобразительного искусства, а историческое здание, так называемые Присутственные места, где размещалась областная администрация, было передано под Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь организована не имеющая аналогов в стране экспозиция, что, видимо, и послужило присвоению ряду ведущих работников музея президентских премий в прошлом и нынешнем годах.



КИТАЙСКИЙ ОПЫТ - НАМ ПОДСПОРЬЕ

Немаловажное значение для производственных успехов возымела и политическая стабильность. Владимирская область, "не так коррумпированная и криминализированная", как Москва или Санкт-Петербург, в этом плане уникальна. Главе области удалось консолидировать в Политическом консультативном совете, действующем при губернаторе, все известные региональные отделения политических партий, движений и общественных организаций, религиозные объединения, в том числе и такие, которые имеют противоположные взгляды - КПРФ, "Единство", "Отечество".

Хотя область и относят к "красному поясу", сам губернатор видит в этом "журналистскую выдумку", полагая, что народ не делится на красных, белых, зеленых, а первые лица не должны становиться лоббистами той или иной идеологии:

- Всех сегодня объединяют экономические проблемы. Это и должно стать, а у нас уже и стало, основой для объединения всех здоровых сил общества. Более важная проблема сегодня - в подборе кадров и управлении. Мы отказались от прежней системы контроля и отчетности, не предложив взамен ничего. В итоге, когда я попросил дать мне справку об остатках продуктов питания на складах, магазинах области, наши специалисты сделать этого не смогли. А без фактуры, анализа ситуации невозможно принимать взвешенные, грамотные решения.

- Несколько месяцев назад в интервью "НГ" вы признавались в своих симпатиях китайскому опыту реформирования экономики. Что именно привлекло вас в нем?

- Меня заинтересовало и даже поразило то, что если на начальном этапе реформирования в Китае контроль и учет показателей предприятий, независимо от форм собственности, осуществлялся по 68 показателям, то по мере решения экономических проблем количество подконтрольных показателей было сокращено до 22. На недавней моей встрече в Москве с Ли Пэном я еще раз убедился, что китайский опыт мне значительно ближе. И, на мой взгляд, значительно лучше, чем то, что делалось в России. То, что происходило у нас, вряд ли можно назвать реформами. Вся система учета была сразу же разрушена. Решили, что рынок все сам отрегулирует. Это невозможно. Всегда необходимо принимать определенные управленческие решения. А без анализа, в основе которого лежат конкретные показатели, принимать управленческое решение просто невозможно.

- Как скажется в этой связи наметившаяся тенденция централизации власти в России?

- В трудные времена, уверен, необходима централизация управления государством, что открывает возможности для концентрации финансовых и иных ресурсов. Это еще одно подтверждение того, что принятая нами на вооружение западногерманская модель государственного устройства в целом нам не подходит. Государство должно держать в своих руках ключевые отрасли экономики, такие как энергетика, финансы, транспорт. По большому счету именно они определяют решение экономических вопросов. И присутствие государства здесь должно быть тем большим, чем сложнее экономическая ситуация.

Вместе с тем областные власти не поддерживают идею абсолютной централизации управления страной. Такие вопросы, как регулирование земельных отношений, сбор и реализация цветного лома, избирательное право и так далее, в большей степени должны регулироваться законодательствами субъектов. Специфика, например, Дагестана и Чукотки различна. Есть свои особенности и на Владимирщине.

Рассматриваемый сейчас проект федерального бюджета ущемит положение 12-14 субъектов-доноров и облегчит положение другой категории краев и областей. Но Владимир озабочен иной проблемой. "Федералы" "привязали" к себе наиболее собираемые налоги, например налог на добавленную стоимость, оставляя субъектам "капризный" налог на прибыль. Если, предположим, возникнут проблемы с энергоресурсами, сократится прибыль - область просто останется без денег, тогда как Центр все равно получит свой "стабильный" налог. По мнению владимирского губернатора, целесообразнее было бы идти по пути пропорционального распределения всех видов налогов - часть Федерации, часть субъекту.

@@@
Модернизация по-губернаторски
НЕГА сообщает
Наш сосед, конкурент и партнер
Нетаньяху и Путин праздновали Хануку
Нефтяной триумф Ханоя
Новости
Озабоченные триумфаторы

Опасные юридические казусы

@@

Деятельность 'третьей власти' России подчас наносит серьезный ущерб не только бизнесменам, но и международному авторитету страны

2001-03-21 / Виктор Кузьмин



В ПОСЛЕДНЕЕ время в адрес федеральной власти, и прежде всего правительства, звучит немало нелестных слов. Суть основных претензий сводится к тому, что Кремль и правительство потеряли темп в проведении реформ. Лишь в последние месяцы власть серьезно взялась за такие проблемы, как дебюрократизация экономики и реформирование судебной системы, целью которых помимо вопросов общего характера могло бы стать повышение уровня деловой активности в России.

Концепция судебной реформы, подготовленная рабочей группой во главе с заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком, сейчас активно обсуждается в юридическом и деловом сообществе России. Отечественные предприниматели уже не раз высказывали мысль о том, что реформа судебной системы давно назрела, и сейчас необходимо совместными усилиями доработать соответствующий документ. Предприниматели кровно заинтересованы в реальной независимости судебной власти. В приватных беседах с корреспондентами 'НГ' представители крупного отечественного бизнеса уже не раз говорили о том, что одного этого фактора будет достаточно, чтобы существенно улучшить инвестиционный климат в нашей стране. Это позволит не только выстроить нормальные отношения между российскими предпринимателями, но и наконец убедит мировое сообщество в том, что Россия становится полноценным правовым государством и скандальные истории эпохи первоначального накопления капитала уходят в прошлое.

А до тех пор России и отечественным предпринимателям придется мириться с, мягко говоря, настороженным отношением к ним со стороны западного делового сообщества. Дефолт 1998 года, чуть было не разразившийся на пустом месте скандал вокруг выплаты долга Парижскому клубу, а также многочисленные случаи нарушения прав иностранных акционеров поставили нашу страну в ряд финансовых изгоев.

У всех на слуху борьба иностранных акционеров с руководством крупнейших российских корпораций. Много месяцев, например, фондовые компании пытались добиться от руководства РАО 'ЕЭС' защиты их прав. Следующий на очереди - Сбербанк, отставки руководства которого недавно потребовали миноритарные акционеры.

Но появление этих историй в информационном поле является, пожалуй, лишь исключением и во многом объясняется масштабом конкретных российских корпораций и их политической значимостью. Гораздо чаще иностранные предприниматели стараются не предавать огласке свою вовлеченность в судебные дрязги, желая сохранить свою репутацию в международном деловом сообществе. Но вместе с тем эти истории очень часто бывают полезны не только с точки зрения их поучительности, но и в интересах выработки основных принципов реформирования нашей судебной системы, над чем сейчас размышляет власть.

В распоряжении 'НГ' оказались документы, свидетельствующие о долгом хозяйственном споре между компанией 'Лираль Трейдинг Лтд.' и компаниями, подконтрольными банку 'Российский кредит' - любимому детищу Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Вкратце история выглядит следующим образом. Еще в 1994 году фирма 'Лираль' собралась наладить на московском рынке производство изделий из полимеров - пластмассовых и гофрированных труб, а также сантехнического оборудования. В качестве потенциального партнера тогда была выбрана компания 'РТИ-Каучук' (РТИ), имевшая крупные заводские мощности в Москве.

В октябре того же года 'Лираль', 'Реалбаза 1 2 1' (подконтрольное фирме 'Лираль' предприятие в Москве) и РТИ заключили договор о совместной деятельности и решили создать СП, получившее название 'Каучук-пласт'. Договор предусматривал, что в уставный капитал новообразованной компании должны быть внесены: со стороны 'РТИ-Каучук' - производственные мощности, площади и оборудование, закупленное 'Лираль', а со стороны 'Лираль' и 'Реалбазы' - оборудование и денежные инвестиции. Размеры взносов были распределены таким образом, чтобы в результате у обеих сторон оказалось бы по 50% совместного предприятия. До момента передачи помещений по обоюдному согласию оборудование хранилось на 'Реалбазе'. Причем компания 'Лираль' по просьбе своих партнеров закупила для них оборудование на Западе.

Однако фирму 'Лираль' не устроило, как ведет дела 'РТИ-Каучук'. Особенно после того, как РТИ перешла под контроль банка 'Российский кредит'. В итоге долгих препирательств стороны решили пойти на мировую и расформировать СП, забрав каждая свое имущество. Был заключен договор об условиях выхода 'Лираль' и 'Реалбазы' из состава акционеров 'Каучук-пласта' и раздела оборудования между акционерами. В юридическом плане это требовало в качестве предварительного шага изменения организационно-правовой структуры СП - из ОАО в ООО. И стороны согласились начать действия, целью которых являлось создание такого положения, 'чтобы с момента завершения их 'Лираль' и 'Реалбаза' перестали быть участниками 'Каучук-пласта'. Однако оппоненты фирмы 'Лираль' так и не предприняли никаких действий, чтобы преобразование обрело юридическую силу. Вместо этого совет директоров 'РТИ-Каучук' объявил подпись своего генерального директора под договором недействительной. Мало того, акции 'Каучук-пласта', принадлежащие РТИ, были проданы трем компаниям, и оппоненты фирмы 'Лираль' потребовали односторонне вернуть то оборудование, которое хранилось поначалу на 'Реалбазе'.

Фирма 'Лираль' в соответствии с арбитражной оговоркой была вынуждена обратиться в Лондонский суд международного арбитража (ЛСМА) с целью защиты своих инвестиций. Спор тянулся очень долго, и в конце концов суд вынес первое решение в пользу 'Лираль'. Однако, несмотря на присоединение России к Нью-Йоркской конвенции, обязывающей наши суды выполнять решения международных инстанций (равно как и иностранные - российских), в Москве лондонские решения игнорировались. Напротив, оппоненты фирмы 'Лираль' возбудили многочисленные судебные процессы в России, которые имели одну цель - не допустить исполнения решения ЛСМА.

Затем начали происходить события, которые вообще, по мнению западных предпринимателей, не вписываются в рамки нормального делового партнерства. В конце 1999 года (когда уже знали о принятом решении в Лондоне) 'РТИ-Каучук', финансовое положение которого было до того момента достаточно прочным, неожиданно перестает вносить арендную плату Москомзему. В результате у компании образовался долг примерно в 7 млн. руб., что дало основание Москомзему обратиться в суд с требованием начать процедуру банкротства РТИ. Самыми крупными кредиторами на тот момент у РТИ были именно 'Лираль' и 'Реалбаза'. Однако в сентябре 2000 года в рамках дела о банкротстве был впервые предъявлен договор займа, заключенного РТИ с Михайловским ГОКом на 150 млн. руб. Схема кредитования была выбрана, мягко говоря, странная. Заем предоставлялся не деньгами, а векселями Михайловского ГОКа, но сама РТИ должна была провести первые два платежа (уже через пару месяцев после получения займа) в денежной форме. РТИ, которая, напомним, якобы находилась в сложном финансовом положении, вместо того чтобы в экстренном порядке реализовать векселя на рынке и выручить хоть какие-то средства, назаключала хозяйственных договоров. И, разумеется, когда в положенный срок ГОК потребовал у РТИ начать погашать заем, денег не оказалось, и ГОК на 'законных' основаниях потребовал вернуть всю сумму кредита. Следует отметить, что оба - 'РТИ-Каучук' и ГОК - и последующие компании-контрагенты по вышеуказанным хозяйственным договорам прямо или косвенно контролируются банком 'Российский кредит'.

По заявлению 'Реалбазы', следственным комитетом Министерства внутренних дел было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве в отношении руководителей 'РТИ-Каучук'. Надо сказать, что у органов правопорядка уже давно чесались руки перекрыть этот весьма эффективный в послекризисное время бизнес, когда через лазейки в законодательстве от ответственности перед акционерами и инвесторами уходили очень крупные предприятия и банки.

Но это далеко не единственная история 'знакомства' фирмы 'Лираль' с российской судебной системой. За последние годы руководству компании приходилось общаться и с неожиданно появившейся на ее предприятиях налоговой полицией, хотя все платежи перечислялись исправно, столкнуться с непонятным поведением некоторых представителей Высшего арбитражного суда России, которые, вместо того чтобы лишь исполнить предписания лондонского арбитражного суда, принимали решения прямо противоположного характера и регулярно и добровольно-принудительно предлагали сторонам сесть за стол переговоров.

Судебные тяжбы продолжаются до сих пор. С момента обращения 'Лираль'/'Реалбазы' в российский суд о признании первого лондонского решения прошел год, в течение которого 'Лираль'/'Реалбаза' были вынуждены принять участие в более чем 105 судебных заседаниях, а взыскать им пока что не удалось ни одной копейки. Трудно сказать, чем дело закончится, но, как сообщили 'НГ' в фирме 'Лираль', они намерены бороться до конца. Лондонский суд продолжает рассматривать дело по этому хозяйственному спору и постоянно принимает новые решения в пользу компании 'Лираль'. Сейчас уже рассматривается вопрос не только о необходимости выполнения обязательств, но и о возмещении материального ущерба и убытков, а также о выплате компенсации фирме 'Лираль' за упущенную выгоду.

@@@
Опасные юридические казусы
Открыт южный предвыборный фронт
Платон Лебедев требует извинений
Преодолеть историческое деление Европы
Пуликовский защитит китайских бизнесменов
РАО «ЕЭС» нашло общий язык с РУСАЛом на 3 миллиарда долларов
Радикалы уже в политическом бомонде

Родственная связь

@@

В Киеве утверждают, что семья президента монополизировала мобильную телефонную сеть Украины

1999-09-30 / Татьяна Ивженко



КОГДА в марте 1997 года украинское правительство провело тендер на право получения лицензии на радиочастоты в стандарте сотовой связи GSM-900, его неожиданно выиграла компания "КиевСтар", капиталы которой в то время составляли лишь 17-18 тыс. долларов. Абсурдность решения чиновников Фонда госимущества, отдавших предпочтение никому не известной и никак не зарекомендовавшей себя компании, трудно объяснима, ведь в тендере участвовали мировые лидеры сотовой связи, среди которых "Motorola", "BK Telecom", "Daewoo", а также крупные отечественные компании "Украинская мобильная связь" (УМС), "Украинские радиосистемы" (УРС).

Задолго до проведения тендера экспертный анализ украинского рынка сотовой телефонной связи показывал, что компании УМС и УРС внесли большой вклад в развитие коммерческой части сети GSM. В частности, УМС к моменту проведения тендера работала на украинском рынке более пяти лет, ее инфраструктура охватывала восемьдесят городов Украины. При этом компания выполняла все свои обязательства перед государством, а 51% акций УМС принадлежали государственной компании "Укртелеком". УРС также уже давно финансировала проект GSM. Поэтому обе украинские компании назывались экспертами в числе основных фигурантов на победу. Однако победила "КиевСтар". Еще более сенсационным стало решение ряда российских компаний (в числе которых, по сообщениям российских СМИ, АО "Спутник-5" и АО "Спутник-6"), которые не только приняли предложение "КиевСтар" о совместной деятельности на украинском рынке, но и инвестировали в развитие карликовой компании огромные финансовые средства.

Оказалось, что далекие от политических битв проблемы приватизации украинской сотовой связи имеют прямое отношение к нынешнему президентскому предвыборному марафону на Украине. Так, в числе собственников и в должности заместителя директора компании "КиевСтар" числится дочь Леонида Кучмы Елена Франчук. Крупным пакетом акций владеет брат жены украинского президента Юрий Туманов. А президент "КиевСтар" Игорь Литовченко является близким родственником одного из руководителей Фонда госимущества. Именно по этим причинам, как утверждают политические оппоненты Леонида Кучмы, "КиевСтар" выиграла тендер и получила "неограниченный кредит" от российских бизнесменов.

В принципе любой инвестор, вкладывающий деньги в гипотетически прибыльную компанию, обязан думать о гарантиях безопасности и успеха своего бизнеса. По учебнику Самуэльсона, источником получения прибыли может быть, например, разница между доходами и издержками. Но на рынке "по-украински, по-президентски" экономические законы подменяются семейными интересами и подчинены главной цели - переизбранию Леонида Кучмы на второй срок. Поэтому президентская "крыша" для российских инвесторов - весьма условная гарантия не только получения дивидендов, но и возвращения денег. Об этом свидетельствует и то, что в одном из американских аналитических обзоров, подготовленных к проведению экономического форума в Давосе, подчеркивалось, что Украина - в числе лидеров стран с наибольшим уровнем взяточничества, коррупции в политике и уклонения от налогов. Понятно, что политические риски для российских бизнесменов существенно уменьшились бы, если бы они в экономическом сотрудничестве делали ставки не на политиков, стоящих у власти, и протежируемые ими фирмы, а на те украинские компании, которые в результате стабильной работы завоевали себе авторитет на рынке мобильной связи.

@@@
Родственная связь
Россия – критически важная составляющая безопасности XXI века
Россия вернулась в Туркмению
Россия и НАТО снова советуются
Россия на Луне
СНГ: НЕГА сообщает
Север - наша земля

Следить за ракетами будут все

@@

РФ и США строят глобальную систему контроля

2000-12-22 / Сергей Сокут, Петр Титов







Шестнадцатого декабря министр иностранных дел России Игорь Иванов и госсекретарь США Мадлен Олбрайт подписали в Брюсселе Меморандум о понимании об уведомлениях о пусках ракет.

Это второй документ, воплощающий в конкретную форму Совместное заявление об обмене информацией о пусках ракет, которое президенты России и США подписали в Москве 2 сентября 1998 г. Готовя это заявление, руководители двух государств стремились прежде всего свести к минимуму угрозу ядерной войны, которая может возникнуть при ложном срабатывании российской или американской систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Другая задача - начать сотрудничество в сфере контроля за пусками ракет третьих стран. Следует отметить, что Россия и США находятся в уникальном положении - СПРН во всем мире есть только у наших стран.

Однако сотрудничеству в сфере контроля за пусками ракет и распространением ракетных технологий в Москве и Вашингтоне придают разные оттенки. Россия рассматривает эту деятельность как альтернативу созданию ПРО территории страны, а США хотели бы в первую очередь поставить под контроль ракетостроение южных и восточных соседей РФ.

Именно поэтому в первом документе, развивающем упомянутое Совместное заявление - Меморандуме о создании Центра обмена данными (подписан в июне в Москве), - стороны решили на первых этапах не обмениваться информацией о пусках ракет третьих стран.

В нынешнем Меморандуме эта проблема также обойдена стороной. Москва и Вашингтон зафиксировали согласие по важным, но по сути дела техническим аспектам. Пожалуй, наиболее интересным является то, что стороны решили предусмотреть техническую возможность создания на базе российско-американской международной многосторонней системы уведомлений о пусках ракет. Причем архитектура позволяет подключить к ней до двухсот участников. Таким образом, создается инфраструктура предложенной Россией Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

Важным элементом новых договоренностей стало то, что ими создан режим уведомления о пусках ракет. Стороны обязались не позднее чем за сутки давать предварительную информацию. Также определено, через какое время после пуска необходимо представить соответствующие подтверждения.

Кроме того, Москва и Вашингтон договорились уведомлять друг друга о пусках не только межконтинентальных ракет, но и систем, имеющих дальность выше 500 км. В категорию подлежащих уведомлению попадут космические носители, аппараты, снимаемые с орбит, и геофизические ракеты.

Конкретные аспекты совместной деятельности Центра обмена данными (ЦОД) оговорены в четырех приложениях к подписанному 16 декабря Меморандуму. В них стороны согласовали термины и определения, которыми сотрудники ЦОД будут пользоваться в повседневной работе. Определены форматы сообщений о пусках ракет, которые будут предоставляться в Центр национальными СПРН РФ и США. В частности, предполагается сообщать о готовности к пуску, старте ракет, отмене пуска и типе запускаемого аппарата.

Разработаны и согласованы протоколы сопряжения технических и программных средств, которыми будут пользоваться стороны при обмене данными. Наконец, специалисты и дипломаты договорились о мерах информационной безопасности, которые позволят защитить создаваемую систему от несанкционированных действий, например, от компьютерного пиратства.

@@@
Следить за ракетами будут все
Союз антимафии
Улица ждет подростков
Холодное воскресенье в Иркутске
Шпак удержался к кресле