"Из-за чиновников страна теряет миллиарды"

@@

Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Собянин считает, что федеральный Центр пренебрежительно относится к регионам

1999-11-19 / Игорь Агейчев, Борис Юрьев



Сергей Собянин.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- Сергей Семенович, как вы оцениваете ситуацию с принятым недавно бюджетом-2000 с позиций северных регионов?

- Сегодня около 80 субъектов Федерации в России - в той или иной степени бюджетополучатели. А есть чистые доноры, которые вообще не получают денег из Центра. Их немного, всего восемь территорий. И в первых рядах Ханты-Мансийский автономный округ - самый крупный донор после Москвы. У нас подход к бюджету, конечно, несколько иной, чем у тех регионов, бюджет которых зачастую более чем на 80% состоит из дотаций. Для нас самое главное - стабильность межбюджетных отношений. Однако в последнее время, даже несмотря на введение Кодекса о распределении бюджетных отношений в пропорции 50 на 50, делаются попытки изменить баланс в сторону Центра, причем без особых на то оснований. В прошлом году этот баланс был изменен на 3%. Если мы вернемся к вопросу через год, я уверен, что баланс будет уже 40 на 60 в пользу Центра. Причем это делается не только открыто, но и скрытно. Уменьшаются налоги, которые распределяются между бюджетами субъектов Федерации, и увеличиваются прямые сборы в федеральный бюджет. Те же таможенные пошлины. Но происходят и более удивительные вещи. Сегодня до региональных налоговых инспекций доводятся планы сбора только федерального бюджета, и стимулирование налоговых инспекций производится только в случае исполнения или неисполнения федерального бюджета.

Складывается впечатление, что в России существует два государства. Одно - в рамках Садового кольца, другое - на уровне регионов, в провинции. Очевидно, что федеральные власти не заинтересованы в формировании самостоятельных бюджетов на местах. Я думаю, это позиции не премьера или президента, а среднего чиновничества. Из-за государственных чиновников страна теряет миллиарды долларов. Тем более что мы выполняем федеральные функции. Это здравоохранение, народное образование, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство дорог, в том числе межрегиональных и федеральных. Мы занимаемся жизнеобеспечением населения. А от качества этого процесса зависит в первую очередь отношение населения к президенту и правительству. Это действительно зависит от малого: от того, как человека обслужили в магазине или вылечили в больнице. К сожалению, федеральные власти этого не понимают и совершенно не заинтересованы в формировании самостоятельных бюджетов на местах. Больше того, Центр не понимает, что мы-то с ним находимся в одной лодке. Но, я думаю, это позиция не президента и не премьера, а мелкого и среднего чиновничества, которое постоянно борется за сохранение своего места путем формальных показателей. То есть выполнения федеральной части бюджета и ряда социальных программ. Остальное их не волнует.

От такого положения нужно избавляться, проводя единую политику с Центром. Тогда наше государство будет крепнуть. А сейчас есть постоянная обида на федеральную власть, потому что пренебрежение к проблемам регионов видно не только в формировании налоговой политики, но и во всем остальном.

- Как, по-вашему, в свете того, о чем мы говорим, складывается предвыборная кампания?

- Именно из-за невнимания к проблемам субъектов Федерации и возникают самые различные региональные движения и блоки. Ведь в Думе нет ни одной фракции, которая бы при принятии любого закона жестко и последовательно отстаивала интересы регионов. А те фракции, которые сейчас работают в Думе, прозевали эту волну, не подняли на щит региональные интересы.

Главная проблема в том, что законы, принимаемые Думой, жестко и последовательно централизуют власть. А ведь полномочия, согласно Конституции, должны разделяться пропорционально. Мы дошли до того, что в каждом субъекте средней величины работают от 15 до 20 тыс. госчиновников, которые выполняют те функции, которые на них систематически возлагает именно Государственная Дума. Формально да, это государственная власть. А на деле получается так, что за тысячи километров от Москвы федеральная власть просто не в состоянии их контролировать. Такого распределения функций нет нигде, даже в унитарных государствах.

- Однако если посмотреть на некоторые исключительно северные проблемы, то становится понятно, что без чиновников не обойтись. Например, тот же северный, или правильнее - досрочный завоз. И раньше, и сейчас его организуют чиновники.

- Да, они его организуют, и организуют безобразно. Происходит это следующим образом. Финансовые ресурсы централизуются, а потом делятся. При этом северным регионам говорят: "Вот вам деньги на централизованный завоз муки или ГСМ". Причем средства берутся отнюдь не из бюджета региона, в который производится завоз. Поэтому сам субъект заинтересован в первую очередь в том, чтобы как можно больше денег забрать, а потом кричать на каждом углу, что у него гибнут люди и ему необходимо срочно завозить продукцию. А получив эти деньги, он тратит их на что угодно, только не на завоз. В результате Федерация начинает хватать за руку региональных чиновников, а те - сопротивляться. Хотя проблема-то решается просто. Нужно всего-навсего учесть в региональном бюджете расходы на досрочный завоз. И тогда каждый губернатор как рачительный хозяин израсходует ровно столько, сколько ему требуется.

- Почему получилось так, что в нынешнем году деньги, которые надо было заплатить по завозу, скажем, нефтяным компаниям, северные регионы отдали по большей части в сентябре, в то время как должны были чуть ли не в феврале?

- Потому что российский бюджет имеет поквартальную структуру. Выплаты идут так, что в первый квартал из бюджета отчисляется минимальная сумма, во второй с учетом инфляции выплачивают больше, в третий - еще больше, а в четвертый выбирают все остатки. А деньги за досрочный завоз надо платить в первом квартале, то есть тогда, когда их нет. Они "размазаны" по бюджету всего года!

- Борьба за деньги развернулась не только у регионов, которые вынуждены закупать нефтепродукты, но и у самих нефтяных компаний. Известно, например, что интересы "СИДАНКО" и Тюменской нефтяной компании столкнулись при проведении процедур банкротства по отношению к дочерним предприятиям первой. Уже можно говорит о переделе собственности в нефтяной области?

- Передел собственности происходит тогда, когда у предприятия есть хороший хозяин, который эффективно им управляет, а у него пытаются отобрать этого хозяина неправовым путем. В случае, к примеру, с компанией "Кондпетролеум" ситуация совершенно иная. Никто не мешал "СИДАНКО" работать, повышать производительность труда, снижать себестоимость и наращивать объемы. Вместо этого компания снизила объемы производства почти в два раза, скупала продукцию по явно заниженным ценам, рассчитываясь за нее не деньгами, а собственными кредитами, и тем самым загнала предприятие в долговую яму. Она не рассчитывалась с местным и федеральным бюджетом, с Пенсионным фондом. И естественно, подошла к классическому банкротству.

- Как вы смотрите на саму процедуру банкротства в России? Ведь уже не первый год говорят, что Закон о несостоятельности далек от идеала.

- Я считаю, что он неэффективен по той самой причине, о которой мы говорили вначале. Смотрите, что получается. Те же федеральные чиновники учат временных управляющих, выдают им лицензии. Потом сами же назначают их управлять обанкротившимися предприятиями и сами же их контролируют, не имея, кстати, никакой личной заинтересованности в итогах работы. А основной груз ответственности за неэффективно работающее предприятие несет не агентство по банкротству, а местная власть. Именно к ней идут за социальной помощью безработные, которые оказались на улице. В результате банкротств предприятий разоряются целые города, лихорадит экономику регионов. И в то же время ни муниципалитеты, ни региональная власть не имеют никакого отношения к процедуре банкротства. Их даже близко не подпускают! И вот это уже сделано искусственно, это работает именно на передел собственности.

- Кредиторы другого близкого к банкротству предприятия - "Черногорнефти" приняли решение о продаже бизнеса этой компании...

- Я плохо себе представляю, какой бизнес там можно продать. Можно продать имущество обанкротившегося предприятия. Но в этом случае лицензия на недропользование к покупателю не перейдет. И покупатель снова вынужден будет участвовать в аукционе. То есть можно будет купить имущество без права добывать нефть. Это тоже абсурдная ситуация. Я считаю, она требует законодательного урегулирования.

@@@
"Из-за чиновников страна теряет миллиарды"
"Потенциал у нас колоссальный, но денег нет"
"Президенту надо опереться на регионы"
"Приключение" и итальянцы в России
50 наиболее влиятельных предпринимателей
«Закрыть границы, газеты, упразднить республики»
«ЛУКОЙЛ» не пустит «Транснефть» в Высоцк

Абрамович снизошел до второго срока

@@

Чукотский губернатор разрешил включить себя в список претендентов на пост главы региона

2005-09-28 / Сергей Мигалин, Евгений Рожков







Роман Абрамович готов еще пять лет быть 'начальником Чукотки'.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский направил в администрацию президента список кандидатов на пост губернатора Чукотского автономного округа. Под первым номером стоит фамилия действующего главы региона Романа Абрамовича, срок полномочий которого заканчивается в декабре 2005 года. По данным пресс-секретаря дальневосточного полпреда Евгения Аношина, в списке кроме губернатора два его заместителя, Анатолий Городилов и Михаил Соболев. Последние, впрочем, вряд ли могут составить конкуренцию губернатору-миллиардеру.

Подготовка к назначению Романа Абрамовича на новый срок началась в мае, когда он встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. «Начальник Чукотки» отчитался перед главной государства о проделанной работе и доложил, что за пятилетний срок его работы в округе валовой региональный продукт вырос в 5 раз, а средняя зарплата – до 11 тыс. руб.

В июне Константин Пуликовский впервые объявил, что сделал официальное предложение Абрамовичу написать заявление о согласии войти в список кандидатов на пост губернатора округа. Окончательное согласие Романа Абрамовича вновь возглавить Чукотский автономный округ было получено на прошлой неделе, во время телефонного разговора с Константином Пуликовским.

@@@
Абрамович снизошел до второго срока
Абрамовича уговаривают остаться
Апология кочегарки
Арифметика с подвохом
Будапешт лавирует между Европой и Россией
Бутов и Ненецкий автономный округ
В Анадыре ударят в бубны

В России у человека нет права на достойную жизнь

@@

Так считает уполномоченный по правам человека Олег Миронов

2002-03-26 / Салават Сулейманов Должность омбудсмена (защитника народа) впервые была учреждена в Швеции в 1809 г. В России институт уполномоченного по правам человека существует с начала 90-х гг. С 1998 г. этот пост занимает Олег Миронов. В интервью корреспонденту "НГ" он рассказывает о наиболее острых проблемах, с которыми сталкивается в своей работе.



-Олег Орестович, как изменилась ситуация с правами человека в России за последние годы? И что можно сказать в связи с этим об эффективности института, который вы возглавляете?

- Ситуация с соблюдением прав человека в России, к сожалению, не изменилась. Я ее оцениваю как неудовлетворительную. Права и свободы граждан нарушаются по-прежнему во всем спектре, охватываемом международными стандартами, причем в отдельных регионах, таких, как Чечня, нарушения имеют массовый характер. В этих условиях измерять эффективность работы института уполномоченного по правам человека в России очень сложно.

Можно, конечно, посмотреть на количественные показатели. В месяц к нам поступает более двух тысяч жалоб. По каждой пятой жалобе, которую принимаем к рассмотрению, мы немедленно добиваемся восстановления прав граждан. С другой стороны, можно изменить одну строку в законе и восстановить права сразу тысячи людей. Например, мы выступили с предложением о внесении дополнения в Закон "О пенсиях". Добавили всего одну фразу о вдовах солдат, погибших в годы финской войны. Эта поправка стала основанием к тому, что более тысячи женщин получают теперь две пенсии.

В 1998 году к нам обратились за помощью 6978 человек, в 1999 году - 22 815, в 2000 году - 24 985, а в 2001-м - 29 956 человек. Однако увеличение количества поступающих жалоб не говорит о каком-то повальном росте нарушений прав человека в стране. На мой взгляд, это результат возрастающей роли института уполномоченного, его влияния на самосознание граждан, которые больше не хотят терпеть произвол чиновников.

В этом я смог убедиться во время поездок в 2001 году в Волгоградскую, Архангельскую, Тульскую, Брянскую области, республики Марий Эл, Калмыкию, Коми и Ненецкий автономный округ. Во многих регионах страны работали выездные приемные аппарата уполномоченного. В Брянской области, например, наши сотрудники за неделю приняли около 800 жалоб и обращений граждан, и около 40% из них были разрешены сразу на месте.

Кроме того, сейчас уже в 17 субъектах РФ действуют уполномоченные по правам человека, в 6 областях - уполномоченные по правам ребенка, в ряде вузов и школ работают на общественных началах свои уполномоченные. И там, где они есть, ситуация с правами человека отличается в лучшую сторону.

- По каким критериям оценивается положение с правами человека в стране?

- По настроению людей, по их психологическому состоянию. В последние годы на лицах людей не видно улыбок, они постоянно обеспокоены и озабочены. У них нет уверенности в завтрашнем дне. И это понятно. В России сегодня почти 40% населения живет за чертой бедности. Это значит, что в отношении них нарушено одно из основных прав человека - право на достойную жизнь. Тем, кто имеет работу, зарплата выплачивается мизерная. Старикам пенсии повысили на 6,5%, но растут цены на товары, тарифы на услуги и транспорт. Учащиеся, заканчивая школу, не уверены, что найдут работу или смогут продолжить образование. Мы абсолютно забыли, что у нас есть и такая группа прав, как культурные. Людям, особенно молодым, почти всюду закрыт доступ к культурным ценностям. Стипендия студента - 200 рублей, а билет в театр в Москве стоит 300. То же самое и с музеями. Если в известных музеях мира, например в Лувре, каждое воскресенье для всех посетителей вход бесплатный, то попробуйте у нас бесплатно сходить в Третьяковку...

Остается телевидение, а там приоритет отдается триллерам и очень мало познавательных, развлекательных и умных программ.

- Сейчас одна из наиболее сложных проблем - это ситуация с правами человека в Чеченской Республике. Как вы ее оцениваете?

- Я видел собственными глазами, не раз бывая в Чеченской Республике, во что превратилась эта некогда цветущая земля. Военные действия там фактически продолжаются, гибнут и солдаты, и мирное население. Боевики, переодевшись в форму российских солдат, проникают в дома и расправляются с теми, кто перешел на сторону новой власти, помогает ей налаживать мирную жизнь. Бандитам это удается потому, что "зачистки", или, как их теперь называют, "адресные проверки", проводятся повально. Российские солдаты нередко своевольничают на блокпостах и в домах местных жителей.

Продолжают страдать и беженцы. Они по-прежнему боятся возвращаться в Чечню. Положение в палаточных лагерях в Ингушетии, где люди зимуют уже третий год, можно расценивать как прямую угрозу их праву на жизнь.

- Насколько успешна, на ваш взгляд, деятельность института уполномоченного по правам человека в такой сфере, как социальная политика?

- Выполнение социальной программы - это одна из приоритетных задач государства. Конституцией закреплены такие экономические и социальные права граждан, как право на труд, защита от безработицы, социальное и пенсионное обеспечение, образование, охрана здоровья, предоставление жилья, улучшение материального положения, условий жизни и другие. Соблюдение этой категории прав человека возможно только при стабильно развивающейся экономике. Сегодня состояние нашей экономики таково, что можно говорить о нарушениях прав человека по любой из этих категорий.

Во многих случаях по жалобам граждан о восстановлении социальных прав мы добились положительных результатов. Например, разрешена проблема пенсионного обеспечения российских граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН. Нам удалось в ряде случаев добиться выплат по детским пособиям, которые задерживались годами, восстановления прав граждан по жилищным вопросам.

- Как известно, уровень развития общества характеризуется отношением к старикам и детям. Эта проблема для России сейчас как никогда актуальна. Работает ли институт уполномоченного в этом направлении?

- Старики и дети у нас сейчас самые обездоленные. Растет смертность, и падает рождаемость, население России сократилось на 4,4 миллиона человек. Причины всем известны, и государство обеспокоено этим. А вот о состоянии здоровья детей, например, в Брянской области, где я недавно был, похоже, плохо знают и в правительстве, и в Министерстве здравоохранения. 65% всех российских детей с заболеваниями щитовидной железы - это дети, проживающие на территории Брянской области. В то же время Минздрав сокращает перечень медикаментов, которые выдаются населению на льготных условиях или бесплатно. Кроме того, в центре Брянской области, куда отселяют чернобыльцев из зараженных районов, находится хранилище химического оружия, которое должно уничтожаться путем сжигания в месте его хранения. Конечно, это скажется на экологической обстановке и на состоянии здоровья уже больных людей. Я обратился по этому поводу к президенту, правительству и Федеральному собранию. Получил ответ от Валентины Матвиенко, которая дала поручение ряду министерств принять меры. Но пока дело двигается медленно.

Также большую тревогу вызывают проблемы, связанные с детской беспризорностью и преступностью. Считаю, что необходимо ускорить реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних. Ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особым судьей - ювенальным, который специально подготовлен для работы с несовершеннолетними и специализируется только в этой области.

Сегодня в России положение детей в семье и обществе требует новых подходов к анализу и решению проблем детства. В экспертном совете при уполномоченном по правам человека создана специальная группа, занимающаяся разработкой предложений об изменении действующего законодательства в области охраны прав материнства и детства.

Хорошие отклики мы получаем, когда проводится акция "Детский телефон доверия". Ее задача - приучать детей самостоятельно, без помощи родителей, получать юридическую информацию о тех областях общественной жизни, которые их касаются. Большая и конкретная работа по защите прав детей ведется в Кемеровской области, где губернатор Аман Тулеев уделяет этому большое внимание; в Новгородской области, где уполномоченным по правам ребенка является Надежда Лисицина, награжденная в 2001 году почетным знаком уполномоченного по правам человека в РФ "За защиту прав человека".

Недавно и в Москве назначен уполномоченный по правам ребенка. Им стал известный своей работой с детьми-сиротами правозащитник Алексей Головань.

- Сейчас достаточно актуальной стала проблема свободы слова. Официальные власти находят причины для закрытия телеканалов, изъятия тиражей газет за то, что они критикуют те или иные их решения. Что вы могли бы сказать об этих конфликтах, вмешиваетесь ли в них?

- Сегодня есть реальная угроза свободе слова, и ее нужно защищать как наше главное завоевание последних лет. Ситуацию с НТВ и ТВ-6 представляют как хозяйственные споры. Но тогда к ней и подходить надо как к хозяйственным спорам, а не доводить дело до закрытия каналов. В регионах местные власти также закрывают независимые телекомпании - например, в Липецке. Вообще сегодня в России 80% СМИ напрямую контролируют федеральные и местные органы власти. Поэтому трудно говорить об их независимости. В конце 2001 года в экспертном совете при уполномоченном по правам человека в РФ создана секция СМИ. Ее цель - защита свободы слова, права свободного доступа к получению и распространению информации, защита экономической и политической безопасности журналистов. Кстати, с 1991 года в России погибли 117 журналистов.

- А что предпринимает уполномоченный по правам человека для решения проблемы прав военнослужащих?

- Показателем отношения к армии в нашей стране сегодня является то, что монополисты в лице РАО "ЕЭС России" позволяют себе отключать электроэнергию в важнейшем приграничном военном округе - Дальневосточном. Это позор для страны и угроза для ее национальной безопасности. Меня поражает, почему прокуратура не нашла ничего противозаконного в действиях энергетиков. Армия не занимается хозяйственной деятельностью, все деньги идут из бюджета, поэтому отвечать за неуплату должно Министерство финансов, а не воинские части. Государство должно занять жесткую и твердую позицию. Я поддерживаю заявление президента Владимира Путина о необходимости проверки расходов естественных монополистов. В то время как руководители этих компаний летают на собственных самолетах и покупают за границей виллы, офицеры, прослужившие в Вооруженных силах по 15 лет и более, не в состоянии обеспечить свои семьи. В ущерб выполнению своих прямых обязанностей они вынуждены искать дополнительную работу.

Принятый Госдумой в конце прошлого года в первом чтении законопроект по вопросам денежного содержания военнослужащих приравнивает их к государственным служащим. Но при этом они теряют из двенадцати существующих сейчас льгот три, самые основные, - льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, пенсионную надбавку и льготы по подоходному налогу.

Это существенно повлияет на материальное положение военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы. Предусмотренные денежные выплаты не компенсируют отменяемые льготы. Это противоречит положениям Конституции РФ, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

@@@
В России у человека нет права на достойную жизнь
Вдоль по Волге
Внутренние офшоры приручили
Вторая жизнь «космического металлолома»
Газовая камера для всей планеты
Губернатору Ямала негде размахнуться
Деньги раздора для автономии

До шестнадцати. Не старше

@@

Российские школьники заняли третье место на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров

2006-01-25 / Мария Раевская







Сборная российских юниоров в Индонезии (слева направо): руководитель команды Валерий Слободянин, Анатолий Костырин, Ксения Соловьева, Михаил Проскурин (с кубком за лучшие результаты в экспериментальном туре), Андрей Андреев, Дмитрий Мыльников, Сергей Ефим

Команда российских школьников возвратилась из Индонезии с необычной международной олимпиады. В ней участвовали только юниоры, то есть ребята, которым к середине декабря не исполнилось шестнадцати лет, а задания давались одновременно по трем предметам: физике, биологии и химии.

Российскую команду тренируют на базе Московского физико-технического института (Физтеха). МФТИ давно занимается подготовкой сборных для международных школьных олимпиад по физике и уже сделал выводы о слабых местах в знаниях современных школьников. Наиболее трудный раздел этой олимпиады – физика. Команду юниоров поэтому формируют из победителей Всероссийской физической олимпиады.

В этом году в сборную вошли Андрей Андреев из Чебоксар, Сергей Ефимов из Бийска (Алтайский край), петербуржец Анатолий Кострыгин, Ксения Соловьева (Пермь), Дмитрий Мыльников из Самары и Михаил Проскурин (Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ). На сборах их предстояло «подтянуть» по химии и биологии. Ребята получили задание в промежутке между сборами «исправлять кривизну рук», то есть как можно больше заниматься опытами, хотя бы и в школьных лабораториях.

«Ведь как сейчас в наших школах с экспериментом дело обстоит, – рассказывает Валерий Слободянин, доцент Физтеха, один из руководителей команды. – Ребята попали к нам на сборы, имея минимальное представление об эксперименте. У них в руках все путалось, рассыпалось, ломалось… Например, выполняя задание приготовить нольоднопроцентный раствор метилоранжа, они превышали дозу в сто раз, и получалась такая жидкость, в которой «ложка стояла». Некоторые школьники впервые только в лаборатории МФТИ увидели электроизмерительные приборы: мультиметры, осциллографы, термостаты. Учились, по существу, заново строить графики, осваивали теорию ошибок. Но эта подготовка очень помогла нам на практическом туре олимпиады. Мы прошли его почти без потерь, а Миша Проскурин получил высший балл за эксперимент!»

@@@
До шестнадцати. Не старше
Долго ли жить "Большому Уралу"?
Задача - реформирование институтов власти
Из множества - почти "единство"
Избиратели дали старт созданию Камчатского края
Казачество предлагает свой выход из чеченского кризиса
Как реформировать вечную мерзлоту?

Как собрать землю российскую

@@ 2006-10-30 / Андрей Рискин







Лавры собирателя земель русских Александра Невского не дают покоя российским чиновникам. (Павел Корин. 1942 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи)

На днях главы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) Равиль Гениатулин и Баир Жамсуев подписали обращение к федеральному руководству об образовании нового субъекта РФ – Забайкальского края – на основании объединения двух регионов. Читинская область, конечно же, ничего не потеряет, а вот округ будет понижен в статусе – из его названия уберут слово «автономный».

Обязательный в таких случаях референдум пройдет 1 марта будущего года, а в целом процесс объединения предполагается завершить не позднее 1 января 2010 года. Правда, не факт, что референдум понадобится. В Совете Федерации уже создана рабочая группа, которая займется усовершенствованием законодательства об укрупнении регионов. Ее руководитель глава комитета по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев уже предложил революционную идею – отказаться от проведения референдумов по вопросам объединения. Мол, референдумы затягивают процесс укрупнения регионов, а «элементы демократии» можно сохранить, доверив принятие решений местным парламентам.

Проект объединения Читинской области и УБАО станет уже пятым в череде подобных. Ранее были запущены процессы по созданию Пермской области (которая поглотила Коми-Пермяцкий автономный округ), Красноярского края (Эвенкийский и Таймырский автономные округа), Камчатской (Корякия) и Иркутской (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) областей. Правда, окончательно процесс объединения завершился только в Пермской области.

@@@
Как собрать землю российскую
Калининград подвергнется тотальной телефонизации
Квашнин осваивает наследство Драчевского
Корякского вице-губернатора арестовали в зале суда
Красивые девушки как брэнд региона
Кремль продолжает ликвидацию национальных округов
Культурная деревня

Ликвидация во имя процветания

@@

C автономией коми-пермяков, похоже, решено покончить

2002-04-30 / Николай Иванов Из досье "НГ":

Коми-Пермяцкий автономный округ образован постановлением ВЦИК СССР в феврале 1925 г. Он стал первым из десяти национально-территориальных образований страны. Первоначально он входил в состав Свердловской области, однако после выделения из нее в конце 30-х годов прошлого века Пермской области стал территориально входить в состав данного региона. По сравнению с промышленно развитой Пермской областью Коми-Пермяцкий округ всегда был депрессивной территорией и фактически был превращен в ее сырьевой придаток. Так продолжалось до "парада суверенитетов" начала 90-х годов. Тогда руководство Коми-Пермяцкого округа заявило о своих претензиях на независимость от Пермской области. А в новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., Коми-Пермяцкий округ назван полноправным субъектом Федерации - таким же, как и Пермская область. В рейтингах социально-экономического развития российских регионов, публикуемых в различных СМИ, Пермская область, являющаяся донором федерального бюджета, традиционно входит в первую десятку регионов с наиболее высоким уровнем развития. Коми-Пермяцкий автономный округ столь же традиционно занимает одно из последних мест. Население Пермской области - более трех миллионов человек, Коми-Пермяцкого автономного округа - 150 тысяч человек. Площадь автономного округа - 33 тысячи кв. км. Площадь Пермской области - 160 тысяч кв. км.



Высшее руководство Коми-Пермяцкого автономного округа предприняло громкий демарш в отношении администрации Пермской области. На заседании координационного совета при главе округа было одобрено заявление, в котором, в частности, отмечается, что "руководство Пермской области в нарушение существующих между субъектами Федерации соглашений и договоров, в нарушение этических, политических и правовых норм ведет политику, направленную на ликвидацию национальной автономии".

Одновременно глава администрации Коми округа Геннадий Савельев и председатель окружного Законодательного собрания Валерий Ваньков обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой высказать свою позицию по поводу того варианта объединения Пермской области и округа, который предлагается администрацией области.

Коми-Пермяцкий автономный округ, занимающий площадь 33 тыс. кв. км., был образован 26 февраля 1925 г. и с тех пор территориально входит в состав Пермской области. До начала 90-х годов область и округ были едины. Затем округ стал самостоятельным субъектом Федерации с собственным бюджетом, органами власти и представительством в Совете Федерации. Однако 150 тыс. жителей округа суверенитет ничего хорошего не принес.

Если экономика Пермской области все последнее десятилетие достаточно бурно развивалась, то Коми округ является одним из самых сложных в социально-экономическом плане регионов. Консолидированный бюджет Пермской области составляет около 18 млрд. рублей, а округа - около 2 млрд. Первый рассчитан почти на 3 млн. жителей, а второй - на 150 тыс. человек. Если Пермская область входит в число российских регионов-доноров, то бюджет округа на 80% состоит из дотаций.

Соответственно уровень жизни в Коми округе значительно ниже, чем в Пермской области. Поэтому неудивительно, что идея объединения области и округа в единый субъект Федерации, "вброшенная" в народные массы в конце 2000 года, получила у людей широкую поддержку.

Тогда, полтора года назад, проходили выборы губернатора Пермской области. И один из кандидатов - Юрий Трутнев - пообещал предпринять конкретные шаги, направленные на объединение области и округа. Во многом именно по этой причине большинство избирателей Коми округа проголосовали за Трутнева.

И вот в конце прошлого года закон об образовании нового субъекта Федерации был принят. А уже в начале марта с.г. Юрий Трутнев в интервью газете "Парма-Новости" заявил о желании завершить процесс объединения до окончания первого срока своего пребывания в губернаторском кресле, то есть до декабря 2005 г. Вместе с тем он выразил опасение, что затормозить этот процесс вполне может и упомянутый закон о создании нового субъекта Федерации. По мнению Трутнева, этот документ обладает массой недостатков. Кое-кто увидел в этих словах пермского губернатора тонкий намек на деятельность депутата Госдумы от Коми округа Андрея Климова.

Климов в долгу не остался и отметил, что пермский губернатор говорит не столько о слиянии двух регионов, сколько о ликвидации Коми округа как субъекта РФ. По словам Климова, если округ лишится статуса субъекта, в нем автоматически будут ликвидированы органы государственной власти. "В этом случае средства из Москвы будут поступать в округ не напрямую, а через администрацию и Законодательное собрание области, - отметил он, - а там из сорока депутатов только двое представляют нашу территорию, и, думаю, нетрудно догадаться, что деньги будут делиться не поровну".

Юрий Трутнев прямо говорил, что "есть всего четыре-пять человек, чьи интересы объединение Коми округа и Пермской области затрагивает напрямую". Ни одного имени не было названо, но, похоже, все эти "четыре-пять человек" участвовали в скандальном заседании координационного совета при главе окружной администрации, на котором и были высказаны беспрецедентно резкие слова в адрес пермских властей.

Помимо самого главы округа Геннадия Савельева и его заместителей в заседании участвовали председатель окружного Законодательного собрания Валерий Ваньков, члены Совета Федерации от Коми округа Оганес Оганян и Владимир Соломонов, депутат Госдумы Андрей Климов и федеральный инспектор по Коми округу Валерий Гринько. Интересно, что все эти государственные мужи автоматически лишатся своих должностей в случае, если Коми-Пермяцкий округ прекратит свое существование как самостоятельный субъект Федерации. Члены совета рекомендовали Савельеву и Ванькову обратиться к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию.

В разговоре с корреспондентом "НГ" пресс-секретарь главы окружной администрации Евгений Клещин так объяснил причины, подвигнувшие представителей политической элиты округа на резкие шаги: "Мы знаем, что у руководства Пермской области есть некий план объединения. Но больше нам ничего не известно. Мы не были включены в этот процесс. Сначала нужно провести референдумы и только после этого разрабатывать конкретный механизм объединения".

Реакция губернатора Пермской области на демарш коми-пермяков последовала незамедлительно. По мнению Трутнева, выступление совета с критикой проекта объединения является "скоропалительным и не очень взвешенным".

Не исключено, что к появлению неожиданного заявления руководства округа привело то, что, как сообщил Юрий Трутнев, начались консультации администраций области и округа по вопросам объединения. Ранее переговоры не касались конкретных шагов, так как отсутствовало необходимое законодательство. Сам губернатор признался, что последний раз говорил об объединении с окружным главой Геннадием Савельевым около года назад.

Правда, сегодня и Геннадий Савельев, и другие коми-пермяцкие политики говорят, что поднимать экономику округа можно и нужно не за счет объединения, а за счет более тесной экономической интеграции и с Пермской областью, и Республикой Коми. А буквально в последние несколько недель, по свидетельствам очевидцев, в окружной прессе развернулась настоящая пропагандистская кампания, рассказывающая том, как хорошо жить людям в суверенном Коми-Пермяцком округе.

"Если за тот период, пока мы отрабатываем законодательную базу и готовим референдум, уровень бюджетной и небюджетной экономики в Коми округе возрастет настолько, что мысль об объединении станет просто некорректной, то я с удовольствием извинюсь перед избирателями, - заметил Юрий Трутнев, - правда, я думаю, что это нереально".

Между тем Коми округ при всей его нынешней депрессивности обладает внушительным экономическим потенциалом. Это в первую очередь богатые лесные запасы. К примеру, пятую часть бюджета соседней Республики Коми формируют поступления от предприятий лесопромышленного комплекса. А в Коми-Пермяцком округе этот показатель не доходит и до 2%.

Через территорию округа запланировано прохождение железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь. Когда-то в округе добывали золото, и сейчас его недра богаты природными ресурсами. Из трех месторождений нефти разрабатывается только одно, геолого-разведочные работы не ведутся. Причина банальна - нет денег. В случае объединения Пермская область могла бы стать мощным инвестором в окружную экономику. При этом пермский губернатор пообещал, что если объединение произойдет, то округ останется округом, а не районом.

Правда, возможное объединение порождает и массу проблем. Ведь обе территории в результате этого процесса не проиграют только в том случае, если повысится доходная база округа. Возникает вопрос: как сохранить федеральные дотации округу или чем покрыть финансовый дефицит при объединении?

Далеко не все участники скандального заседания координационного совета настроены против объединения как такового. Член Совета Федерации от Коми округа Владимир Соломонов считает, что такие регионы в перспективе нужно объединять. Процесс объединения, по словам Соломонова, может начаться в течение ближайших двух-трех лет.

@@@
Ликвидация во имя процветания
Лучшие лоббисты России
Лучшие лоббисты России - март 2001 года
Любовь Чистова: «Одна статья закона грозит перечеркнуть все наши усилия»
Московское эхо приморского кризиса
Нам новые цели поставила жизнь
Нефть на службе страны

Новый субъект со старыми проблемами

@@

Готовится стратегия социально-экономического развития Камчатского края

2008-01-15 / Михаил Кедров 1 июля 2007 года был создан новый субъект Российской Федерации – Камчатский край, объединивший в себе Камчатскую область и Корякский автономный округ. О проблемах развития энергетики нового субъекта РФ рассказывает губернатор края Алексей Кузьмицкий.



– Когда будет разработана стратегия социально-экономического развития Камчатского края с учетом создания нового субъекта РФ?

– Работа над программой социально-экономического развития Камчатского края началась с первых дней создания субъекта. Сейчас она в самом разгаре. Пока стратегия готовится, мы определили для себя две главные проблемы, которые нужно решить для успешного развития региона. Это проблема энергетики и проблема транспортной недоступности большинства отдаленных населенных пунктов. Сейчас разрабатываются соответствующие программы и проекты, призванные оптимизировать расходы на энергетику и обеспечить бесперебойное транспортное сообщение.

@@@
Новый субъект со старыми проблемами
Ножом по экономике и финансам
Отнять и сразу поделить
Прибайкалье споткнулось на дотациях
Проверка приоритетов
Пространство урбанизации
Противники укрупнения регионов передумали

Путин реанимирует Тимано-Печору?

@@

Позиции региональных властей препятствуют реализации широкомасштабных проектов

2000-08-25 / Николай Семенов



НЕСМОТРЯ на жесткость, продемонстрированную президентом в недавнем диалоге с российскими олигархами, невозможно представить, что власти действительно удастся обойтись без услуг крупного капитала. Накануне встречи Путина с предпринимателями это продемонстрировали правительственные чиновники, которые с подачи Кремля попросили бизнесменов посодействовать в проведении второй части Налогового кодекса через Совет Федерации. Этот прецедент в практике взаимоотношений бизнеса и власти - отнюдь не исключение. Каждый год крупные компании ожидают от государства погашения товарных кредитов, выдаваемых по просьбе власти то сельскому хозяйству, то на поддержку Северным территориям. Однако основной ресурс "незаменимости" российских олигархов кроется вовсе не в "разовых услугах". Серьезным козырем российских предпринимателей в диалоге с властью в ближайшее время станет их влияние в регионах.

До сих пор власть губернаторского "клуба хозяйственников" базировалась не только на том, чтобы назначать на ключевые посты в регионах людей "своей команды", но и на возможности замыкать на себя циклы сырьевых и финансовых потоков. Позволить себе вмешиваться в эти процессы напрямую Центр не может. В этом смысле ему гораздо проще действовать через компании федерального уровня. Первый эксперимент такого рода может быть проведен уже в ближайший месяц.

Как стало известно "НГ", в ходе предстоящего в сентябре визита президента России Владимира Путина в США предполагается подписать документ, который фактически призван реанимировать проект освоения Тимано-Печорского нефтяного месторождения. Документ предусматривает изменение будущего состава участников международного консорциума Timan Pechora Company, в состав которых предполагается теперь включить и российский "ЛУКОЙЛ".

Внимание первого лица государства к Тимано-Печорскому региону вполне объяснимо. По мнению экспертов, в ближайшие годы этот регион может войти в число наиболее перспективных нефтяных провинций России (после Западной Сибири и Каспия). Только доказанные запасы нефти там оцениваются в 1,3 млрд. тонн. И весьма существенная доля этих запасов может быть отдана в разработку именно Тимано-Печорской компании - до 400 млн. тонн.

Это уже не первая попытка объединить ресурсы крупнейших международных компаний для разработки этого перспективного нефтяного месторождения. Международный консорциум Timan Pechora Company (TPC) был создан в 1994 году, в него тогда вошли американские "Экссон" и "Тексако" (по 24%), "Амоко" (16%), а также норвежская "Норск Гидро" (16%). Однако со временем заинтересованность иностранцев к экзотике российского Севера заметно ослабела. Ненецкий автономный округ покинул ряд крупных инвесторов. Многие из них в беседе с корреспондентом "НГ" объяснили свое решение особенностями политики нынешнего губернатора округа Владимира Бутова, не совсем понятной с точки зрения привычных иностранцам правил деловых отношений. Многие указывали на деятельность Ненецкой нефтяной компании, которой местные власти фактически предоставили режим наибольшего благоприятствования, чем губернатор Бутов в принципе отбил охоту у серьезных международных инвесторов работать в округе. В результате из международных нефтяных гигантов в Ненецком автономном округе остались далеко не самые крупные по западным меркам компании - "Норск Гидро" (Норвегия) и "Тоталь" (Франция). А такие крупные корпорации, как "Экссон", "Амоко", "Тексако", да и российская "Роснефть", изменили свои планы и отказались работать в этом регионе.

Как бы то ни было, но возможное появление в списке участников консорциума "ЛУКОЙЛа" - это уже не первая попытка включить эту отечественную компанию в проект. Еще в эпоху премьерства Евгения Примакова правительство собиралось реанимировать проект как раз за счет включения в консорциум этой российской нефтяной компании, имеющей в регионе свои стратегические интересы. Однако из-за конфликта в Югославии и эффектного "разворота" Евгения Примакова над Атлантикой документ, который должны были заверить в Вашингтоне, так и не был подписан. Теперь, похоже, интерес к проекту проявляется уже не на белодомовском, а на кремлевском уровне. Повторная реанимация ТРС обговаривалась в ходе личной беседы Владимира Путина с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Интерес Кремля к привлечению иностранного капитала в российские сырьевые провинции подтверждается распоряжением главы государства в адрес министра экономического развития и торговли Германа Грефа упростить процедуру действия Закона "О соглашении о разделе продукции". В настоящее время документы к подписанию готовятся в аппарате вице-премьера Виктора Христенко. Как сообщают источники "НГ" в правительстве, новый состав участников ТРС будет существенно отличаться от первоначального. Не исключено и то, что "ЛУКОЙЛу" удастся включить в ТРС разрабатываемый им в настоящее время проект "Северные территории".

Недолгая практика открытости отечественных сырьевых рынков уже успела обзавестись своей историей разочарований западных компаний в российском инвестиционном климате. В 1999 году та же Amoco ушла с разрабатываемого ЮКОСом Приобского месторождения. В конце прошлого года, когда поглощение Тюменской нефтяной компанией добывающих предприятий "СИДАНКО" казалось неизбежным, о возможном сворачивании своего бизнеса в России заявляла "Бритиш петролеум". Французская "Тоталь", которая с конца 80-х проявляла интерес к разработкам ряда нефтяных месторождений в Коми, после четырехлетних попыток закрепиться там решила, что уйти будет проще и дешевле. Большинство разочарованных инвесторов склонны были объяснять свой уход или отсутствием поддержки со стороны российских властей (как правило, региональных), или их прямым противодействием, а также умением российских предпринимателей совершенно безнаказанно, к примеру путем проведения дополнительной эмиссии акций, на порядки уменьшать долю сторонних акционеров.

Наиболее показательным примером в этой связи может быть деятельность компании "Северная нефть", которую не так давно возглавил бывший первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов. До конца прошлого года эта компания находилась под контролем "Коминефти", которая, в свою очередь, являлась дочкой купленного "ЛУКОЙЛом" "КомиТЭКа". Однако в результате эмиссии доля ее прежних владельцев сократилась в 10 раз. На тот момент в уставный капитал "Северной нефти" входили "Коминефть" и "Ухтанефтегазгеология" (по 25%), "Зарубежнефть" (10%) и швейцарская компания TB Com AG (40%). А новыми главными акционерами стали мало кому известные фирмы "Рэдклайн", "Стройфинактив", "Экспометком" и "Саллэс" - по 20%, а также "Стэнстройтэкс" - 9%. Любопытно, что все эти фирмы были зарегистрированы практически одновременно и на один и тот же юридический адрес. Совершенно очевидно, что у маленьких компаний нет возможности разрабатывать крупные месторождения. Однако при посредничестве региональных властей они достаточно легко могут "прилипать" к уже раскрученным проектам (в том числе под предлогом контроля региональной администрации над разработкой на вверенной ей территории месторождений) и в определенный момент "снимать все сливки" с усилий крупнейших международных корпораций. Любопытным примером в этом смысле является опыт созданной в феврале 2000 года по инициативе губернатора Ненецкого округа Бутова Калмыцкой нефтяной компании.

@@@
Путин реанимирует Тимано-Печору?
Работа над ошибками
Россия увеличивает экспорт нефти
С «матрешками» разберутся после выборов
Север - наша земля
Сенатор Виктор Добросоцкий: "Федерализм - дело тонкое"
Слишком разный особый статус

Смотрите, кто пришел

@@

Губернаторам-назначенцам предстоит много поработать, чтобы их начали узнавать в лицо

2005-09-19 / Андрей Рискин



В минувшую пятницу Калининградская областная Дума утвердила на пост главы Янтарного края Георгия Бооса. Он стал восьмым президентским новоназначенцем в рамках последней политической реформы в стране. И третьим москвичом, брошенным на «укрепление провинции». Правда, если чиновника администрации президента РФ Александра Карлина «сослали» в Сибирь – руководить Алтайским краем, а вице-мэра Москвы Валерия Шанцева отправили наводить порядок в «желтушной» Нижегородской губернии, то Боосу досталась Калининградская область – маленький островок неблагополучия в океане европейского равнодушия. Это все-таки Европа. Не самый худший вариант. Особенно по сравнению с перспективами Олега Кожемяко, которому достался вечно вымерзающий Корякский автономный округ.

@@@
Смотрите, кто пришел
Страсти по Югре
Сырьевые регионы критикуют правительство
Тепло холодной Камчатки
Теплый ветер с Ямала
Тысячелетия арктической Трои
Черное золото работает на людей

Эвенкия в коммуну не спешит

@@

Дотационный регион проявил неожиданную строптивость

2002-04-11



Создание единого субъекта Федерации в Красноярском крае идет с трудом. Скептики и вовсе утверждают, что реформаторский пар уходит в бумаготворчество и словесную эквилибристику. Впрочем, оно и понятно: с кондачка, за месяц-другой, да еще по приказу такие дела не делаются. Тем более что губернаторы Таймыра и Эвенкии явно не разделяют "объединительной" настойчивости губернатора красноярского. Губернатор Таймыра Александр Хлопонин, пусть и с дипломатическими оговорками, но все же советует вначале Александру Лебедю улучшить социально-экономическую обстановку в крае, а уже только потом говорить об объединении. Иначе, мол, эта идея вряд ли "вызовет энтузиазм у населения Таймыра, где сохраняется социальная стабильность и уровень жизни выше, чем в Красноярском крае".

На середину апреля в Туруханске, административном центре самого северного района региона, назначена встреча трех губернаторов: Александра Лебедя (Красноярский край), Александра Хлопонина (Таймырский автономный округ) и Бориса Золотарева (Эвенкийский автономный округ). Цель одна - согласование позиций по поводу объединения трех нынешних субъектов Федерации в один, укрупненный. В преддверии встречи губернаторы Лебедь и Хлопонин и председатель Законодательного собрания края Ус подписали совместное соглашение о намерениях. Помимо прочих в основном бюджетных вопросов в принятом документе говорится о совместных консультациях в целях создания коалиционного правительства края.

Губернатор Таймыра Александр Хлопонин заявил, что принятое соглашение не решает всех накопившихся проблем в регионе, но в тоже время подчеркнул важность документа. Сейчас идет поиск кандидатур на должность главы коалиционного правительства. Сделать это не просто, так как эта фигура должна устраивать абсолютно всех участников переговорного процесса. Председатель ЗС края Александр Ус отметил неизбежные сложности с реализацией идеи создания правительства, представляющего интересы всех трех субъектов Федерации. Вместе с тем он выступил за разработку действенного механизма согласования кандидатуры главы коалиционного правительства края.

Одним словом, Красноярск и Таймыр пока что демонстрируют очевидную активность в поисках общего языка. Однако в диалоге не принимает участия Эвенкия. Губернатор округа Борис Золотарев в подписании соглашения не участвовал. В туруханской встрече губернаторов участвовать он также не намерен. И вообще на пресс-конференции в Красноярске 9 апреля Золотарев назвал преждевременной идею объединения Эвенкии с Таймыром и Красноярским краем. Более того, он выразил сомнение в том, что президент страны Владимир Путин во время приезда в Красноярск действительно давал поручения губернаторам края и Таймыра подготовить предложения по объединению субъектов Федерации.

Нынешнее положение в Эвенкии ее губернатор охарактеризовал так: "Мы являемся частью Красноярского края и одновременно независимы. И нам в этом положении комфортно". А в недавнем интервью "Красноярскому рабочему" Золотарев, комментируя сложную ситуацию с бюджетом Эвенкийского автономного округа, посоветовал остальным участникам переговорного процесса: "Объединяйтесь с Таймыром, пожалуйста, посмотрите, как будете жить, примете решение дальше".

В общем, дотационная Эвенкия пока что проявляет достаточно жесткую строптивость в вопросах объединения. В отличие от зажиточного, а потому и более осторожного Таймыра. Так что сближение позиций в ходе трехсторонних переговоров легким не будет.

Представитель Таймырского АО в Совете Федерации Леонид Биндар считает, что вопросы возможного объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии - это "вопросы отдаленного будущего". "Как может тот же Красноярский край укрупняться и объединяться, если не решаются текущие вопросы взаимодействия, в первую очередь вопрос бюджетов и межбюджетных отношений", - заявил сенатор в интервью агентству "Интерфакс-Евразия". Пока эти проблемы не решены, получится объединение "на негативной основе", считает Л.Биндар. Он также отметил, что Красноярский край не может один принять решение об объединении, его должны утвердить органы госвласти всех участников процесса, в данном случае - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. "Это добровольное объединение, а никакого желания у Эвенкии нет, она не связана с проблемами, существующими между двумя другими субъектами", - подчеркнул Л.Биндар. Сенатор сообщил, что проблемы и перспективы развития отношений в так называемых "сложносоставных" субъектах Федерации, в число которых входит Красноярский край, обсуждались во вторник на круглом столе в Госдуме РФ. По словам участвовавшего в работе круглого стола депутата Госдумы Андрея Климова, в результате обсуждения выработаны рекомендации по созданию государственной концепции развития федерализма и более полному законодательному обеспечению системы федеративных отношений.

@@@
Эвенкия в коммуну не спешит
Югра привлекает и людей, и инвестиции