"Демократическая" Латвия продолжает преследовать Василия Кононова

@@

Наши сограждане, живущие за рубежом, должны быть уверены, что Россия готова прийти на помощь

2002-05-28 / Иван Поддубный



В латвийском городе Резекне Латгальский окружной суд начал повторное рассмотрение уголовного дела против 79-летнего бывшего советского партизана Василия Кононова. По горькой иронии судьбы Василий Кононов родился и вырос недалеко от этого городка, отсюда ушел партизанить, стал лучшим подрывником отряда, пустил под откос около 20 фашистских военных эшелонов. И здесь же по прошествии стольких лет сел на скамью подсудимых как военный преступник.

Два года назад, в январе 2000 г., Рижский окружной суд приговорил Кононова за его партизанскую деятельность к 6 годам тюремного заключения. Верховный суд Латвии, куда направил кассационную жалобу бывший партизан, признал предъявленные Кононову обвинения недостаточно обоснованными и доказанными. Ветеран был освобожден. В том же году решением президента РФ Владимира Путина Кононову было предоставлено российское гражданство. Но уже в апреле прошлого года латвийская прокуратура повторно направила его дело на рассмотрение. Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию кемеровского губернатора Амана Тулеева, неоднократно выступавшего в защиту старого партизана. Вот его слова:

- Это форменное свинство. Нет, это свинство в квадрате! Сколько можно истязать старика, отдавшего свою молодость борьбе с фашизмом?! Рига внаглую пытается ревизовать итоги Нюрнберга. А Россия, одна из участниц этого процесса, молчит. Неужели у нас забыты герои прошедшей войны, неужели предан забвению тот факт, что за свободу стран Западной Европы мы обильно удобрили землю этих государств нашими костями и полили кровью?! Удивительно и другое: нет никакой реакции Запада, готовящегося распахнуть объятия стране, где преследуют ветеранов-освободителей и обеляют пособников палачей? А может быть, в сытой и умильной Европе тоже забыли Орадур, Бухенвальд, Заксенхаузен, Берген-Бельзен?! Или для нее подвиг солдат стран-освободительниц СССР, Англии, США - уже так, древняя история? Или парады бывших эсэсовцев из латвийского легиона кажутся им театрализованным шествием, на которое можно не обращать внимания? Да и был ли мальчик? Был, был мальчик!!! И никто не вправе забывать этого, сколько бы лет ни прошло с тех пор.

Конечно, сейчас времена куда как более гуманные - в годы фашистской оккупации молодого партизана Кононова, попади он в лапы фашистов, пытали бы, истязали и повесили бы без суда и следствия. В нынешней же "демократической" Латвии ветерана-инвалида "всего-то" преследуют по суду.

@@@
"Демократическая" Латвия продолжает преследовать Василия Кононова
380 000 военных пасынков
Авиабаза "Кант" ждет пополнения
Багапш видит Абхазию российской
Богемный дедушка
В ожидании помощи
Важный фактор региональной стабильности

Владислав Ардзинба: "Болезнь не мешает мне руководить"

@@

Президент Абхазии по-прежнему участвует в решении основных вопросов государственной политики

2003-01-30 / Игорь Плугатарев Глава непризнанной Республики Абхазия Владислав Ардзинба уже довольно длительное время не дает никаких комментариев и не встречается с журналистами. После болезни он лишь недавно стал выступать по местному телевидению. И хотя, по сведениям "НГ", президент пока не имеет возможности каждый день решать государственные проблемы непосредственно в своем рабочем кабинете, он принимает чиновников и в курсе всего происходящего в Абхазии и вокруг нее. "НГ" стала первым российским изданием, которому лидер страны согласился дать интервью после своего вынужденного молчания.







- Владислав Григорьевич, в Абхазии на днях закончилась перепись населения, и, судя по обработанным данным, подтверждается прогноз, что почти 80% населения республики, помимо абхазского гражданства, имеют второе - российское. Какие политические шаги предпримет руководство Абхазии, если это подтвердится?

- Руководство Абхазии непосредственно не занималось организацией процесса принятия нашими гражданами второго - российского гражданства, но это волеизъявление людей совпадает с нашими национальными интересами. Они заключаются в налаживании самых тесных взаимоотношений Абхазии с Россией. Поэтому и наши политические шаги следует рассматривать в аспекте нашей инициативы, направленной на установление ассоциированных отношений Республики Абхазия с Россией. Они предполагают прежде всего вхождение Абхазии в валютный и таможенный союз с Россией, осуществление Абхазией скоординированной с Москвой внешней политики, а также политики в области обороны и безопасности. Модель этих ассоциированных отношений мы рассматриваем в качестве гарантии безопасности и экономического процветания Абхазии. Российскому руководству это известно.

- Сейчас в паспортах большинства жителей Абхазии стоят официальные российские штампы о признании владельцев документов российскими гражданами. А когда начнется реальная паспортизация?

- Граждане Абхазии, получившие российское гражданство, теперь имеют возможность получить российские общегражданские заграничные паспорта. Выдача этих паспортов является чисто технической проблемой.

- Что изменилось в российско-абхазских отношениях с тех пор, как вами было направлено известное письмо президенту России Владимиру Путину с предложением придать Абхазии статус ассоциированного члена?

- Официальная позиция руководства России по вопросу политического статуса Абхазии не изменилась: оно по-прежнему признает территориальную целостность Грузии в пределах границ бывшей Грузинской ССР. Однако мы в республике считаем, что такой подход России, других ведущих государств и международных организаций лишен правовых оснований.

Напомню, что разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией произошел еще в период существования СССР, на основе советского законодательства. Грузия 9 апреля 1991 года провозгласила свою независимость и заявила о том, что является правопреемницей не Грузинской ССР, а Грузинской демократической республики, существовавшей в 1918-1921 годах. С этого момента ГССР, с которой Абхазия имела государственно-правовые отношения, прекратила существование. На ее территории возникло два не связанных друг с другом государства - Грузия, провозгласившая независимость, и Абхазия, оставшаяся субъектом СССР. Факт отсутствия государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией был зафиксирован также в заявлении о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта еще 4 апреля 1994 года, которое, помимо двух сторон, подписали Россия, ООН и СБСЕ (теперь ОБСЕ. - "НГ"). Таким образом, Абхазия в настоящее время является независимым государством не только де-факто, но и де-юре.

И мы надеемся, что наша правовая аргументация по этому вопросу будет внимательно рассмотрена международным сообществом, и прежде всего руководством России.

- Как вы видите в идеале отношения Абхазии и России? Нынешние тенденции свидетельствуют о сближении позиций или, напротив, их расхождении?

- В настоящее время, несомненно, видны благоприятные тенденции в отношении российского руководства к проблемам, существующим у нашего народа. Во многом благодаря этому жизнь простых граждан Абхазии стала улучшаться, у них появились новые возможности для экономической активности. Мы надеемся, что эти тенденции не только сохранятся, но и получат всестороннее развитие.

Ведь даже в условиях непризнанности государственной независимости Абхазии мы имеем возможность активно взаимодействовать с субъектами Российской Федерации, различными российскими коммерческими структурами. Кстати, это не противоречит международно-правовым обязательствам, взятым на себя Россией в рамках СНГ. В частности, результатом договоренностей абхазских и российских коммерческих организаций явилось открытие железнодорожного сообщения Сухуми-Сочи.

- Это, как известно, наделало много шума в российско-грузинских отношениях. Почему, на ваш взгляд, руководство Грузии так болезненно реагирует на факт возобновления пуска электрички Сочи-Сухуми? Считаете ли вы в какой-то перспективе возможным пуск электропоезда Сухуми-Зугдиди, чтобы возобновить сквозное пассажирское движение между Грузией и Россией?

- Вся политика руководства Грузии направлена на удушение Абхазии и ее граждан, создание экономической и политической нестабильности. На протяжении всего периода, прошедшего после войны 1992-1993 годов, грузинские власти ведут настоящую террористическую войну против Абхазии. ООН неоднократно заявляла об ответственности официального Тбилиси за действия незаконных вооруженных формирований, подрывающих мирный процесс. Руководство России также выступало с заявлениями о том, что власти Грузии являются организаторами деятельности террористов. Однако, несмотря на это, Грузия не отказалась от политики государственного терроризма, создавая серьезную угрозу региональной стабильности.

Поэтому естественно, что все шаги, реально способствующие улучшению положения в Абхазии, вызывают болезненную реакцию руководства Грузии. Не случайно параллельно с протестами официального Тбилиси по поводу возобновления железнодорожного сообщения Сухуми-Сочи прозвучали заявления главарей грузинских террористических формирований с угрозами совершения терактов на железной дороге. Между этими фактами есть несомненная связь, свидетельствующая о том, что террористы получили соответствующие указания от властей Грузии. Такая позиция руководства Грузии вызывает крайнюю степень недоверия в Абхазии и создает неблагоприятный фон для развития переговорного процесса.

Что касается возобновления сквозного железнодорожного сообщения, то оно, несомненно, соответствовало бы интересам не только нашей страны, но и Армении, и простых граждан Грузии. Однако, на мой взгляд, неурегулированность грузино-абхазского конфликта является для грузинских властей только поводом для блокирования решения этого вопроса. Реальные причины этого более глубокие. Они связаны с незаинтересованностью Грузии и стоящих за ней сил в усилении экономического, а значит, и политического влияния России в Закавказье.

- Ясно, что грузино-абхазский конфликт должен быть в какой-то перспективе исчерпан. Ваш взгляд на эту проблему в современных условиях? Какую роль здесь могла бы сыграть Россия?

- Урегулирование конфликта между Абхазией и Грузией возможно только политическими средствами, путем переговоров при посредничестве ООН и России.

Россия же в настоящий момент является, на наш взгляд, главным стабилизирующим фактором в Кавказском регионе. В этом контексте мы и рассматриваем ее шаги по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Именно благодаря России и Коллективным миротворческим силам СНГ, представленным российским военным контингентом, в нашем регионе сохраняется мир. Мы надеемся, что в ближайшей перспективе удастся создать надежный механизм международных гарантий соблюдения сторонами в конфликте своих обязательств по неприменению силы и угрозы ее применения.

- За следующий вопрос заранее приношу извинения. Но в последнее время усиленно муссируются слухи о состоянии вашего здоровья, утверждается, что с некоторых пор ваш контроль над Абхазией является лишь номинальным. Проясните, пожалуйста, эту ситуацию.

@@@
Владислав Ардзинба: "Болезнь не мешает мне руководить"
Гражданство России должно защищать и человека, и государство
Грузия в ожидании денег
Две версии патриотизма
Дело Кононова слушают вновь
Ищите женщину!
Как гражданину СНГ получить московскую прописку

Как нам реформировать Дагестан

@@

Застой в решении этнополитических проблем может сказаться на ситуации в республике и ее отношениях с Азербайджаном

2009-01-28 / Мухаммед-Ариф Садыки - помощник депутата Госдумы РФ, доктор политических наук.







В Дагестане живет лишь часть лезгин. Есть еще азербайджанские по ту сторону гор.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

О том, как следует подходить к решению этнополитических и этнокультурных проблем в многонациональной Республике Дагестан, сегодня нет единого мнения. Особенно много споров вызывает проблема разделенного лезгинского народа. Как федеральные, так и республиканские власти сделали ставку исключительно на создание национально-культурной автономии на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. Оптимальным вариантом считалось образование двух самостоятельных национально-территориальных автономий – для лезгин в Российской Федерации и для лезгин в составе Азербайджанской Республики. А затем – межгосударственной национально-культурной автономии лезгин в границах их постоянных этнических территорий.

Решение лезгинского вопроса – ключевая задача для нормализации положения на южных рубежах Российской Федерации. Специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы разделенного лезгинского народа. Согласно этой концепции, необходимо сделать следующее:

а) начать переговоры с Азербайджаном о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве, с тем чтобы в дальнейшем предоставить российское гражданство всем желающим лезгинам – гражданам России, а также живущим компактно в Дагестане азербайджанцам;

@@@
Как нам реформировать Дагестан
Кононову предлагают жить в Волгограде
Лишние русские
МВД нравится закон о гражданстве
Мирных планов оказалось слишком много
Может, и не экстремисты
Москва признала территориальную целостность Грузии

Наркополицейский меняет профессию

@@

Следствие подтвердило причастность сотрудника УФСКН по Московской области к похищению человека

2005-02-28 / Иван Сас



В минувшую пятницу Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы предъявила обвинение по статье 286, часть 2 УК РФ (превышение должностных полномочий) старшему лейтенанту Азамату Хаймагомедову – оперуполномоченному УФСКН по Московской области. Следствие подтвердило скандальную причастность сотрудника подмосковной наркополиции к похищению человека в самом центре Москвы.

ЧП произошло 23 ноября 2004 года на Манежной площади в торговом комплексе «Охотный Ряд». Примерно в 18.30 группой неизвестных здесь был похищен уроженец Нигерии, получивший российское гражданство в связи с вступлением в брак, 25-летний Джозеф Чукуди. По этому поводу с заявлением в милицию обратилась жена похищенного. Сотрудники ОБОП УВД Центрального округа столицы совместно со своими коллегами из уголовного розыска сработали на редкость оперативно – г-н Чукуди был найден и освобожден через 4 часа. По сообщениям представителей правоохранительных органов, преступники удерживали похищенного в доме на улице Летчика Бабушкина и вымогали у него за освобождение 10 тыс. долл. В ходе операции были задержаны четыре человека. Пресс-служба Главного управления по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД РФ сообщила тогда, что у одного из задержанных изъято удостоверение сотрудника Управления ФСКН по Московской области. Но на тот момент были сомнения в подлинности документа.

@@@
Наркополицейский меняет профессию
Нарушители тоже хотят на родину
Нелицензированная катастрофа
Немцов стал человеком Ющенко
О патриотах, негодяях и родине
Охотники за паспортами
Пик конфронтации в российско-грузинских отношениях еще не пройден

Проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией

@@

После взрывов жилых домов Москва должна приостановить безвизовый въезд в страну из государств СНГ

1999-10-02 / Наталья Айрапетова



Миграционный поток на протяжении десяти лет из СНГ движется в основном в одну сторону - России.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
КАЖЕТСЯ, Россия уже справилась со своей ролью беспечного проходного двора для всех без исключения граждан СНГ и "третьих стран": террористические акты в Буйнакске, Москве и Волгодонске снова ставят со всей остротой нерешенный вопрос об эффективной борьбе с "нелегалами", то есть с нелегальной и незаконной миграцией на территории России. Вопрос этот сегодня имеет прямое отношение и к национальной безопасности страны, и к безопасности ее обычных граждан, поскольку мы становимся участниками и свидетелями двойного и очень опасного удара: девятый вал международного терроризма обрушился на Россию вместе со штормовой волной нелегальной миграции, а такую "синхронизацию" без решительных и комплексных действий со стороны правительства и всего общества не выдержит ни одно государство. Однако в течение последних десяти лет власть на всех уровнях делала вид, что никакой опасности для государственности России и ее граждан "нелегалы" не представляют, - и в отличие от своих партнеров по СНГ расслабилась до такой степени, что сегодня мы лишены не только правового, но и статистического инструментария для решения этой проблемы, не говоря уже о полнейшем отсутствии мощной финансовой и материальной базы для цивилизованного приближения к таковому решению. Но прежде полезно разобраться, против кого должна быть направлена не созданная пока система защиты и государства, и конкретного человека.

Против "нелегалов", как и против терроризма, вправе бороться любое государство - и это право зафиксировано в многочисленных международных документах. Но, поскольку сегодня мы имеем дело с определенным сценарием, исполнители которого должны раскачать ситуацию в России на крови обычного гражданского населения (теракты и взрывы, как легко заметить, были целенаправленными, поскольку жертвами стали люди небогатые, из рабочих кварталов), спровоцировав не только социальный, но и межнациональный взрыв, полезно проанализировать, куда столь последовательно режиссеры терактов направляют страх и ненависть людей.

ДВОЙНОЙ УДАР ГОТОВИЛСЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Ровно десять лет назад межнациональные конфликты развалили Союз - и этот же простенький, но испытанный метод должен сегодня сработать и при развале России. Тем более что сама власть со всеми своими ветвями (увы, включая четвертую, которая и сегодня подбрасывает якобы случайные дровишки в огонь людской ненависти) много способствовала тому, чтобы "перелетные птицы" со всего СНГ и из "третьих стран" беспрепятственно селились и гнездились в России. С другой стороны, именно российская власть повседневно в течение многих лет унижала собственный народ этим последовательным попустительством нелегальной миграции (а также преступности и любому "интернациональному" криминалу) на фоне изгнания русских сначала из стран СНГ, а потом и из собственных национальных республик России.

Главы администраций, губернаторы, правоохранительные органы, которые сегодня вдруг вспомнили про патриотизм и свою прямую обязанность - защищать прежде всего граждан собственной страны, - на протяжении ряда лет демонстрировали, причем откровенно, свой особый номенклатурный "интернационализм", уходящий корнями в советские времена: "свои" - это те, кто платит регулярную мзду местному начальству от имени многочисленных этнических общин "нелегалов", а "чужие" - это все остальные, будь они хоть трижды россияне. Наверное, можно было предвидеть и без семи пядей во лбу нынешний итог: постоянное насыщение российских городов пришлым криминалом (вдобавок к своему, отечественному) не может не кончиться взрывом - в прямом и переносном смысле.

"ЛИЦА КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ"

Эмоциональный взрыв в обществе можно тоже назвать "целенаправленным", поскольку он направляется прежде всего на "лиц кавказской национальности", тем более что серьезные основания для этого вроде бы имеются: подозреваемые в недавних терактах лица - уроженцы Кавказа, нельзя сбрасывать со счетов и так называемую этническую преступность. Однако, чтобы не быть марионетками в чужих руках, полезно подумать, кто они - "лица кавказской национальности", почему обществу предлагается вместо решения конкретных проблем долгосрочный мордобой "всех против всех", откуда берутся призывы выслать "всех кавказцев" и против чего конкретно должна будет сработать новая, еще не созданная система национальной безопасности, частью которой должна быть новая миграционная политика. Речь, по сути, должна идти о простых вещах: о тех, кто находится на территории России на законных основаниях, независимо от своей нацпринадлежности, и тех, кто таких оснований не имеет и пополняет ряды "нелегалов", бороться с которыми - нелишне это повторить - долг и обязанность каждого государства.

Итак, кто они - "лица кавказской национальности"? Есть, во-первых, законопослушные граждане России независимо от цвета кожи и разреза глаз, а государство прежде всего должно защищать своих граждан, их жизнь и безопасность. Более того, есть "кавказцы", коренные жители России, которые на протяжении не одного поколения доказывали свою лояльность и преданность русскому народу независимо от формы государственного правления. Поэтому когда "отдельные представители" московской милиции простодушно объясняют задержанным, что им, дескать, велено "отлавливать дагестанцев", то это не просто глупость - это преступление, грозящее обвалом очень предсказуемых эмоций на всем Северном Кавказе (что тоже входит в сценарий дестабилизации) и по всей России: значит, пока Дагестан и дагестанцы вместе с федеральными силами отстаивают интересы и границы России, в ее столице "отлавливают" именно уроженцев республики? Такие случаи надо немедленно пресекать, виновных исполнителей - наказывать, одновременно разъясняя населению, что цель столичных и российских властей - не "отлавливать" кого бы то ни было по национальному признаку, а прежде всего искать преступников, поскольку некоторые из них, судя по предварительной информации, могут быть уроженцами в том числе и Дагестана. Власть - любая - в подобных ситуациях должна действовать, с одной стороны, жестко и определенно, а с другой - достаточно гибко и осторожно, чтобы не тушить пожар бензином…

И, наконец, есть "лица кавказской национальности" из стран Закавказья, живущие в России, как правило, на нелегальном положении - и вот именно они наряду со всеми другими нелегалами, в том числе и из "третьих стран", должны быть в центре внимания органов миграционной службы, милиции, паспортно-визовой службы и других структур, пока не складывающихся в "единый кулак" и единую систему.

ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

В России, по разным экспертным оценкам, "перелетных птиц", то бишь нелегалов, от 700 тысяч до 1,5 миллиона (по мнению спецслужб, эта цифра достигает и 3 миллионов). По данным Федеральной миграционной службы России, у нас "гостят" господа-товарищи из Китая, Афганистана, Пакистана, Сирии, Ливана, Турции, Шри-Ланки, Северной Кореи, Индии, Вьетнама - всего насчитывается "флагов" более 60 стран мира плюс все страны СНГ. Только в Москве, по экспертным оценкам, около 200 тысяч нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья плюс около 500 тысяч мигрантов из СНГ "благодаря" безвизовому режиму, который ударяет прежде всего по России, поскольку миграционный поток на протяжении десяти лет из СНГ движется в основном только в одну сторону - в сторону Российской Федерации.

Из граждан СНГ первые места среди "нелегалов" занимают граждане Азербайджана и Грузии (мягко говоря, не слишком дружественно настроенных к России государств, к тому же сыгравших свою роль в поддержке Чечни, в том числе и ее известных лидеров, промышляющих террором и похищением людей), а также жители Украины. Последнее обстоятельство указывает на то, что среди нелегалов (поставщиков наркотиков и оружия, потенциальных исполнителей терактов и просто криминальных личностей) напрасно искать непременно "лиц кавказской национальности" - уже известны случаи, когда из Таджикистана и других стран СНГ в Россию нелегально проникают и славяне, и этот криминальный канал братки из СНГ в ближайшем будущем будут непременно использовать для смены "имиджа".

По данным азербайджанских источников, в РФ постоянно проживают более 500 тысяч азербайджанцев, но надо полагать, что эта цифра выше. По данным российских экспертов, ежегодно только Азербайджан "поставляет" в Россию до 900 тысяч трудовых мигрантов и сезонных рабочих (хотя эта цифра у некоторых наблюдателей вызывает сомнения). Впрочем, все это экспертные оценки, которые очень разнятся между собой в зависимости от структур и ведомств, и это лишний раз свидетельствует о том, что мы не готовы эту проблему решать, так как даже приблизительно не знаем ее очертаний.

Если же говорить о нелегальных мигрантах из "третьих стран", то здесь лидирует Китай - с учетом колоссальной безработицы в этой стране (по данным профессора Вили Гельбраса, цифра может колебаться от 130-150 млн. безработных до 200 млн.) численность нелегальной и полулегальной общины к 2010 году может возрасти, по оценкам экспертов, до 8-10 миллионов, и, таким образом, на фоне демографического кризиса в России, население которой сокращается на 1 миллион ежегодно, китайцы могут стать второй по численности этнической группой в стране.

Главная проблема не в том, чтобы "гнать и не пущать" в Россию кого бы то ни было (это нереально), а в том, чтобы этнические общины нынешних "нелегалов" состояли с государством в цивильных и легальных отношениях и платили бы нормальные налоги именно в государственную казну, а не местным чиновникам всех уровней, пополняющим свой личный бюджет за счет этой категории мигрантов. К тому же нужна хорошо оснащенная система иммиграционного и миграционного контроля, без которой любые меры, включая депортацию, будут малоэффективны.

Вот последние данные представителей московского правительства, подводящие некоторые итоги "особого режима" за 10 дней, начиная с 13 сентября: более 15 тысяч человек не могли внятно объяснить причины своего присутствия в Москве, около 50 тысяч человек уклонились от повторной регистрации и несколько тысяч человек планируется депортировать к месту их бывшей "дислокации". Слово "депортация" звучит, возможно, негуманно, но если речь идет о "нелегалах" из стран СНГ, проживавших в России на незаконных основаниях, то эти меры вполне оправданны: в марте 1998 года странами Содружества было подписано (за исключением Грузии, Туркмении и Узбекистана) Соглашение о сотрудничестве по борьбе с нелегальной миграцией, причем одна из статей этого соглашения предусматривает и депортацию нелегальных мигрантов на их историческую родину. Россия готовится ратифицировать это соглашение - другой вопрос, насколько оперативно это сделают ее партнеры, подписавшие документ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина. Жизнь показывает, что процесс ратификации может длиться годами (соглашение вступает в силу после так называемой третьей ратификации, когда его должны подписать как минимум три участника), а Россия уже в цейтноте и заплатила за этот цейтнот человеческими жизнями.

При отсутствии современной базы данных и единой для всей страны компьютерной сети можно сколь угодно долго, по нескольку тысяч за ночь, проверять подвалы и квартиры, сверять данные регистрации и паспорта, мобилизовывать граждан на ночные дежурства, наконец, депортировать тысячи "нелегалов", но должного эффекта все эти меры в итоге не дадут, поскольку они хотя и безусловно нужны, но являются мерами вторичными: это все равно что санитарный кордон вокруг Чечни устраивать с помощью добровольных дружин, вооруженных одними красными повязками… Без современной цивилизованной компьютерной системы контроля за каждым, кто проникает на территорию России, все разрозненные меры малоэффективны, поскольку у лайпановых, как правило, есть и прописка, и российское гражданство, и деньги, и связи.

Говорят, бороться с нелегальной миграцией невозможно и что окончательной победы над ней не добились даже самые богатые страны. Да, это так, но это не означает, что Россия и дальше должна быть для всех перелетных птиц удобным и бесхозным проходным двором, где удобно селиться и гнездиться целыми семьями, кланами и даже районами в течение целого десятилетия (при этом изменения в демографической ситуации нашу власть тоже не волнуют), а во время "критических дней" нужно всего лишь перелететь из Москвы в Московскую область - и наоборот: переждать, отсидеться, а там, глядишь, снова осесть. Способствуют такой "борьбе с нелегальной миграцией", помимо отсутствия должного технического и организационного уровня иммиграционного контроля (который ФМС России планирует в ближайшее время сделать "тотальным" на всей территории страны, а не только на соответствующих пунктах по старинному принципу "прибыл-убыл", особенно когда "убывать" залетные гости не спешат), и огромные черные дыры на нашем правовом пространстве, и до неприличия "прозрачные" границы, и отсутствие должных правовых актов, одни из которых пора принимать (как, например, готовящийся в Госдуме ко второму чтению законопроект о правовом положении иностранных граждан в РФ), а другие пересматривать или корректировать, как, например, Бишкекское соглашение, которое заслуживает отдельного разговора.

ДЕМОКРАТИЯ ДЛЯ "НЕЛЕГАЛОВ"

Семь лет назад, в октябре 1992 года, в Бишкеке было принято Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников, от подписания которого благоразумно уклонились правительства Туркмении и Украины. Недавно Туркмения ввела визовый режим, так что часть предназначенных ему "нелегалов" хлынула в Россию. О том, что миграционный поток будет улицей с односторонним движением, можно было бы догадаться еще в 1992 году, когда до России начали докатываться волны обвальной миграции. Однако уже тогда нашлись светлые головы, сочинившие не только статью 1 ("Граждане Сторон имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории Сторон без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство"), но и статью 2, открывающую все шлюзы для нелегалов всего мира, ибо эта замечательная статья гласила: "Граждане Сторон, постоянно проживающие на территории третьих государств, могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории Сторон также без виз", что, как понимает читатель, граждане СНГ активно проделывают, а вместе с ними передвигаются и различные сюрпризы, в основном наркотики...

Почему именно Россия до сегодняшнего дня с такой патологической настойчивостью соблюдала этот безвизовый режим, тогда как ее собственные граждане никуда особенно не двигались - ни в Таджикистан, ни в Казахстан (с которым границы практически не существует), ни в Азербайджан, - это загадка, но сегодня ясно одно: на карту поставлена безопасность граждан России - и правительство России должно принимать адекватные меры, тем более что и само Бишкекское соглашение это предусматривает в статье 4, где подчеркивается право Сторон "принимать особые меры по защите своих границ и территории при чрезвычайных обстоятельствах, в частности, в ситуациях, угрожающих их безопасности".Поэтому безвизовый режим не исключает права Сторон - по крайней мере на бумаге - "осуществлять соответствующий паспортный и иные виды контроля".

Однако сегодня Россия стоит перед суровой необходимостью, не довольствуясь этими оговорками, приостановить со своей стороны безвизовый режим, поскольку страна оказалась в экстремальной ситуации, беспрецедентной для всего мира, когда международный терроризм объявил войну целому народу - и причем на всей территории России.

КОНТРОЛЬ ЗА ЧИНОВНИКАМИ-"НЕЛЕГАЛАМИ"

По мнению специалистов из разных правительственных структур, ФМС и МИД России могут проявить должную инициативу при разработке и принятии тех правовых актов российского правительства, которые должны гарантировать гражданам России безопасность и значительно сократить потоки нелегальной миграции и бесконечные визиты неконтролируемых "гостей" из СНГ и третьих стран. Если необходимо для безопасности граждан и собственных границ приостановить и другие международные акты, подписанные Россией сгоряча, это надо сделать именно сегодня, а поборникам "прав человека", по старинке противопоставляющим государство личности (и тем самым играющим на разрушение государства), следует подумать и о том, что наверняка у тех, кто погиб в собственных домах, тоже были какие-то права, не говоря уже о праве на жизнь. Если же процесс корректировки Бишкекского соглашения, как и вообще переговоры с партнерами по СНГ, займет немало времени, России ничто не мешает принять национальные правовые акты в одностороннем порядке, поскольку и демократия не может быть бесконечной улицей с односторонним движением.

В контексте сегодняшних событий, круто изменивших ситуацию внутри России и вокруг ее границ, пора пересмотреть и закон о российском гражданстве, особенно о "стаже" гражданства, поскольку гражданство РФ получить сегодня легче, чем купить подпольную водку или стакан семечек, причем его с легкостью необыкновенной приобретают граждане недружественных государств СНГ (тогда как граждан России этот и другие законы не защищают по обе стороны от российской границы). Наконец, самое главное - добиться четкой координации и ответственности перед законодательной и исполнительной властью всех заинтересованных ведомств и служб - МИДа, пограничников, миграционной службы и правоохранительных органов: не секрет, что паспортно-визовые службы РФ, выдавая визы сомнительным гражданам из "третьих стран" и снабжая их вполне законными документами для пересечения российской границы, не очень обеспокоены тем, что легально прибывающие в Россию представители - граждане других государств через недельку-другую бесследно растворяются на ее просторах, пополняя ряды "нелегалов". Следовательно, пора уже привлекать к уголовной и административной ответственности всех тех, кто способствует расселению в России нелегальных мигрантов и тем самым подвергает опасности жизнь собственных граждан, а уж кто этот чиновник-"нелегал" - глава администрации, представитель МИДа или участковый, - никакого значения не имеет.

Видимо, должна возрасти и роль Федеральной миграционной службы не только как контролирующего, но и как координирующего органа - заметим, что на Западе особая роль в поимке преступников и нелегальных мигрантов принадлежит именно миграционным службам и четко работающему иммиграционному контролю, когда уже на подступах к стране террорист или криминальный авторитет может быть обезврежен.

ДВЕ ЛОВУШКИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ

@@@
Проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией
Российская дипломатия перешла на "вахтовый метод"
Российские летчики вернулись из индийского заключения
Российское гражданство станет более доступным
Россия готова объявить Туркмении холодную войну
Россия сосредотачивается
Саакашвили летит на саммит СНГ

Своих в беде Россия не оставит

@@

Москва должна ответить на новый суд над Кононовым санкциями против Риги

2001-01-16 / Аман Тулеев - губернатор Кемеровской области.



Латвийская прокуратура возобновляет процесс над бывшим советским партизаном Василием Кононовым по тому же обвинению, что инкриминировалось ему год назад рижскими судьями: уничтожение мирных латышей во время боя его группы с местными полицаями весной 1944 года.

Несмотря на то что суд не смог доказать "мирный статус" кого-либо из погибших, как и само участие в том бою обвиняемого, его осудили на шесть лет тюрьмы "за военное преступление". Даже многие независимые латвийские юристы назвали приговор "сфабрикованным". Россия высказала резкий протест, в дело лично вмешался исполняющий тогда обязанности главы государства Владимир Путин. И через четыре месяца Верховный суд Латвии освободил 77-летнего инвалида войны, а президент РФ предоставил ему российское гражданство.

Возобновление процесса свидетельствует о том, что судом по делу о военном преступлении - первым в независимой Латвии - ее власти стремятся создать прецедент для дальнейшего тотального преследования всех тех, кто сражался с фашизмом и волею судьбы доживает свой век в этой стране. По крайней мере еще 150 бывших советских партизан ожидают подобные судилища. При этом в действиях воевавших на стороне нацистов Рига ничего преступного не усматривает. Больше того - в республике открыто действуют ветеранские организации эсэсовских легионеров, в шествиях которых участвуют представители властей. Одновременно оскверняются советские мемориалы - тот же Рижский окружной суд оправдал боевиков нацистской организации "Громовой крест", трижды взрывавших памятник Победы в Риге. Во всем этом в стране, где русские люди лишены элементарных гражданских прав, сказывается раздуваемая латвийскими властями русофобия, их ненависть ко всему советскому, ко всем, кто был связан с бывшим СССР. Президент Латвии публично призывает мерить одной меркой советский и нацистский режимы.

Рига внаглую ревизует итоги Нюрнберга. И Россия, наследница одного из главных обвинителей на процессе, молчать не имеет права. Тем более когда молчит Европа, удобренная костями миллионов освобождавших ее от фашистского рабства советских солдат и открывающая двери своего Союза стране, где обеляют пособников поработителей. Победа в Великой войне - общая память всех народов бывшего СССР, и травлю наших ветеранов в Латвии иначе как глумлением над этой памятью не назовешь. Кто кроме нас защитит нашу память, нашу Победу и наших соотечественников?

@@@
Своих в беде Россия не оставит
Соотечественникам не до России
Соратник Кучмы начал компроматную войну
Хиддинку – российское гражданство
Южная Осетия рвется в состав России