"Путь на Запад? Путь к себе?"

@@

Выставка, которая посвящена 90-летию общества художников "Бубновый валет"

2002-02-16 / Вера Кирсанова



Она проходит одновременно по двум адресам: на ул. Неглинной, 14, в залах Московского Центра искусств до 5 марта и на Крымском валу, 10, - в галерее "Элизиум" до 28 февраля.

Московский Центр искусств представляет более 70 живописных полотен из 10 художественных музеев центральной России. Наши провинциальные музеи обладают бесценными коллекциями русской живописи начала прошлого века. Большая часть произведений этих коллекций поступила к ним еще в 20-е годы из центрального отдела изобразительного искусства Наркомпроса и его подразделений - Музейного бюро, Государственного музейного фонда. До недавнего времени этот пласт искусства как бы хранился в музеях под грифом "совершенно секретно" - его нельзя было показывать, реставрировать, изучать. Теперь же периферийными музейщиками уже многое выявлено и опубликовано, а некоторые "бубнововалетцы" впервые выставляются в сегодняшней экспозиции; среди них работы Н.Гончаровой, В.Кандинского, И.Машкова, О.Розановой и др.

Куратор проекта - Ярославский художественный музей, представленный в экспозиции 12 интересными работами. Под его эгидой проложен маршрут данной выставки: Ярославль, Кострома, Вологда, Иваново, Рязань, Москва.

Выставка, посвященная 90-летию общества "Бубновый валет", устраивается после большого перерыва. В 1927 году в Третьяковской галерее состоялся последний ретроспективный показ творчества этой группы российских художников.

Более 30 произведений "бубнововалетцев" из частных собраний Москвы экспонируются в галерее "Элизиум". Надо отметить, что эта часть живописной дилогии, подчас выдерживающая музейную планку, является хорошим дополнением к образу и сущности "бубнововалетцев".

Их общество было учреждено в Москве в ноябре 1911 года. Хотя еще в декабре 1910-го в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке прошла выставка молодежного объединения "Бубновый валет", устроителями которой были Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, М.Ларионов, А.Лентулов. В выставке участвовали 38 художников из России, Германии и Франции. Среди них - Р.Фальк, братья Бурлюки, К.Малевич, А.Экстер... Экспонировалось 250 произведений (живопись, рисунок, скульптура) всех жанров, кроме исторического.

И в такой же холодный и темный декабрьский день, но уже 1917 года, на закрытии 5-й выставки "Бубнового валета" состоялся очередной диспут. Д.Бурлюк, В.Каменский и К.Малевич прочитали доклады на тему "Заборная живопись и литература". Был выпущен и расклеен по всей Москве стихотворный "Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств" - автор В.Каменский... Деятельность общества художников "Бубновый валет" на этом прекратилась.

Оно возникло как бы в предчувствии катаклизмов Первой мировой войны и октябрьского переворота. Именно тогда в искусстве России, а также Германии и Франции произошел прорыв авангарда. Тогда творческое и выставочное молодежное объединение "Бубновый валет" оказалось в самом пекле драматических процессов европейской художественной культуры, породивших блистательный "русский авангард".

В основу поисков "бубнововалетцев" легло творчество французского живописца Поля Сезанна с его ритмической цельностью, идеей единства мироздания. А стремление передать на холсте мир в его зримой, весомой ощутимости, в "борьбе двух мировоззрений: индивидуалистически-мистического и динамического, грубо-реального материалистического" (слова Лентулова) привело к созданию как в живописи, так и в литературе тех лет уникального явления - русского кубофутуризма.

Под термином "материальное мировоззрение" "бубнововалетцы" подразумевали прежде всего полнокровное, здоровое, самобытное начало, оптимистическое восприятие реального мира, верность живописного глаза. И конечно, искусство "бубнововалетцев" было, по выражению того же Лентулова, "глубоко национальным", оно обращалось в первую очередь к собственной народной традиции - вывеске, игрушке, лубку.

@@@
"Путь на Запад? Путь к себе?"
100 лет Борису Ефимову
Базар без искусства
Бродячая собака
В Москве открывается выставка современной живописи Вьетнама
Главное не побеждать, а выставляться
Грызун стал брэндом

Династия

@@

В Академии художеств России открыта выставка "Семья Голицыных"

2002-03-30 / Дмитрий Буткевич



Это необычная коллекция: более 350 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и документов на сей раз объединены родственными отношениями трех поколений художников.

Любое собрание начинается с самого первого предмета. В основе данного, голицынского, - творчество и жизнь Владимира Голицына, трагически погибшего в годы сталинских репрессий в исправительной колонии города Свияжска в 1943 году. Его 100-летию посвящена эта выставка.

В.Голицын был сотрудником Морского научного института, участвовал в экспедиции на ледоколе "Малыгин" и оставил много зарисовок и акварелей, посвященных морю и кораблям, быту и работе рыбаков. Он - изобретатель и автор увлекательных настольных игр, в которые играет уже четвертое поколение детей. В 1925 году за росписи деревянных изделий он получил золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Здесь, на выставке, можно увидеть и треугольники писем, которые он отправлял своей семье в город Дмитров, куда она была выслана в 20-е годы прошлого века "за аристократическое происхождение".

Образ отца - один из центральных в творчестве Иллариона Голицына, может быть, самого самобытного мастера современного изобразительного искусства. Как и образ матери - Елены Шереметевой.

Екатерина, Иван и Сергей - дети и племянник Иллариона Владимировича - третье поколение художников Голицыных. Екатерина создает сложные по цвету произведения в технике классического гобелена. Сын Иван органично соединяет в своей философской живописи жизненные реалии с фантастикой. А акварели Сергея - это глубоко лирические пейзажи старой Москвы: Подкопаевский, Старосадский, Спасоглинищевский переулки...

Живопись В.Куцевич, второй жены Иллариона Голицына, ее пейзажи и натюрморты, городские пространства и архитектурные памятники - емкие, красивые и тонкие образы человеческих предпочтений.

@@@
Династия
Из досье "НГ"
Из серии забытых историй
Искусство разводить спонсора
Классик андерграунда
Когда "Спящая" не пробуждается
Коротко

Михаил Швыдкой призвал художников к радикальному ответу

@@

В Москве подвели наконец итоги Первой международной биеннале современного искусства

2005-09-09 / Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".



В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии решили наконец подвести итоги Первой московской биеннале современного искусства спустя полгода после ее окончания. Надо думать, не тяжба между Михаилом Швыдким и Александром Соколовым помешала сделать это раньше – может, и вправду требовалась определенная временная дистанция, чтобы незамутненным взглядом обозреть художественные и прочие достижения прошедшего события. Впрочем, для произведений изобразительного искусства порой требовались годы и даже столетия, чтобы дождаться признания.

@@@
Михаил Швыдкой призвал художников к радикальному ответу
Модернизация по-губернаторски
На задворках зоопарка
Непривычное искусство в промышленной зоне
Новости
О нас знают
От Церетели до компьютера

Произведение Хуана Гриса оказалось подделкой

@@

Всюду жизнь

2001-02-27



ИСПАНИИ, имеющей давние и богатые традиции в изобразительном искусстве, в последнее время вокруг разных картин знаменитых художников то и дело вспыхивают скандалы. Последний произошел в Музее современного искусства Королевы Софии в Мадриде.

Как недавно стало известно, в июне прошлого года руководство музея приобрело за 6 миллионов песет (более 33 тысяч долларов) картину испанского художника начала XX века Хуана Гриса "Дама перед зеркалом". Она не только оказалась довольно грубой подделкой: обстоятельства этого приобретения более чем сомнительны, а потому вызвали шумный скандал в испанской столице.

В Испании действует закон, согласно которому подоходный налог может вноситься в виде ценных предметов, в том числе и произведениями искусства, которые потом переходят в собственность государственных музеев. Несколько месяцев назад популярный в прошлом телевизионный ведущий Лало Аскона в качестве налога передал в казну акварель Гриса, написанную якобы художником в Париже в 1909 году. Из казны картина была передана в музей Королевы Софии. Хотя это произведение всего за три месяца до этого было приобретено бывшим телеведущим за 1,8 миллиона песет (10 тысяч долларов), хранительница музея Мария Хосе Саласар оценила ее почему-то в три с лишним раза дороже. Когда же стали разбираться в чем дело, выявилась еще более скандальная деталь: картина Гриса, вокруг которой сейчас бушуют страсти, - подделка.

Аскона с недавних пор стал членом попечительского совета музея. Многих удивило, что этот бизнесмен, не являющийся ценителем изобразительного искусства (что и было убедительно доказано в этом деле), занял такой пост в совете второй после музея Прадо художественной галереи Испании.

Оправдаться, сославшись на ошибку, руководству музея Королевы Софии оказалось невозможно. Ибо, что тоже всех повергло в шок, авторитетный французский искусствовед Раймон Башолье, который пишет книгу о Грисе и исследовал приписываемую художнику акварель "Дама перед зеркалом", еще до всей этой истории заказным письмом с уведомлением сообщил руководству музея, что речь идет о безусловной фальшивке. Всеобщее внимание во время этой истории привлек и факт "семейственности": нынешний директор музея Хуан Мануэль Бонет - сын президента его попечительского совета Антонио Бонета Корреа. Против назначения хранительницы Саласар, которая оформила прием картины и оценила ее чрезмерно высоко, возражали сотрудники музея, указывая на ее профессиональную некомпетентность. Однако их не послушали, так как Саласар, по словам ее коллег, является протеже директора. И наконец, масла в огонь скандала подлило то, что, как только начался скандал, директор музея, вместо того чтобы выяснить, что же произошло, вместе с хранительницей занялся лихорадочными поисками "злоумышленников", допустивших утечку информации об этом деле.

@@@
Произведение Хуана Гриса оказалось подделкой
Радуга над Женевским озером
Рампа: скорее огни, чем пыль
Революция как первое апреля
Ротшильды-передвижники
Сокровища Зильберштейна
Хуррамабад навсегда