"АЛРОСА" выйдет на биржи Антверпена

@@

Бойкот "конфликтных" алмазов продолжится

2002-10-09 / Николай Сидоров



В Антверпене - мировом центре алмазной торговли - прошла конференция "Международная алмазная политика и стратегия". В последние годы в этом бизнесе происходят глубокие преобразования, которые обусловлены рядом причин. Прежде стратегия "Де Бирс" по одноканальному сбыту алмазов обеспечила устойчивый рост цен на сырье, что делало добычу драгоценных камней весьма прибыльной. Принесла свои плоды и политика советского правительства (а теперь и российского), направленная на тесное сотрудничество с южноафриканцами в сбыте алмазов. В последнее время ряд стран стали самостоятельно выходить на мировой рынок, кроме того, в последние годы США и ЕС усилили давление на компанию с целью его демонополизации. Так, например, торговое соглашение АК "АЛРОСА" с "Де Бирс", заключенное в конце прошлого года, до сих пор внимательно изучается в антимонопольной комиссии ЕС. Сложность вопроса о монополизме на алмазном рынке обусловлена тем, что компания "Де Бирс" обеспечивала своей торговой политикой (регулировала объемы продаж) стабильность работы всего мирового алмазо-бриллиантового комплекса. Возникшие противоречия поставили в повестку дня необходимость уточнения мировой алмазной политики и стратегии.

Место проведения конференции выбрано не случайно. Через торговый центр Антверпена - знаменитую "алмазную квадратную милю" - проходит 85% мирового оборота сырых алмазов и около половины - бриллиантов. Здесь сосредоточены четыре крупнейшие в мире алмазные биржи и 1644 фирмы - от гранильных мастерских до ювелирных магазинов, а также торговые представительства добывающих компаний и стран. Здесь работают более 30 тыс. человек, связанных с алмазным бизнесом: гранильщики, торговцы, банкиры. Над всем этим кварталом царит Высший алмазный совет.

Важной составляющей современной мировой алмазной политики является так называемый Кимберлийский процесс. Дело в том, что в ряде африканских стран (таких, как Конго, Сьерра-Леоне, еще совсем недавно и Ангола) повстанческие движения использовали выручку от продажи алмазов на закупку оружия. Три года назад ООН призвала все страны объявить бойкот таким сделкам. Можно с уверенностью сказать, что в прекращение гражданской войны в Анголе свой вклад внесли алмазные бизнесмены.

В конференции приняли участие президент Ботсваны Фестус Мегае, чья страна лидирует в мировой добыче алмазов, бывший вице-президент США Альберт Гор. Российскую сторону представляли руководители АК "АЛРОСА", Алмазной палаты России и Ассоциации российских производителей бриллиантов, которые подписали соглашение о сотрудничестве с Высшим алмазным советом Антверпена.

Важность этого документа для обеих сторон несомненна. В России тоже идет перестройка алмазного бизнеса, либерализация которого в ближайшее время будет юридически поддержана указом президента страны. "АЛРОСА" получит свободный (в обход "Де Бирс") выход на мировой рынок. Появятся на антверпенских биржах и российские огранщики. Российская алмазная промышленность, стремящаяся укрепить свои позиции на международном рынке алмазов, сможет лучше узнать этот рынок и стать на нем цивилизованным партнером.

@@@
"АЛРОСА" выйдет на биржи Антверпена
"Без признаков насильственной смерти"
"Де Бирс" разъясняет свою стратегию
"Его искусственно "привязали" к убийцам Юшенкова"
"Железный занавес"
Административные алмазы
Алмазный монополист не желает менять стратегию

Бродячая собака

@@

100 сальто для Плучека; "Вербатим" в Москве; Остановка для режиссеров.

1999-11-23



100 сальто для Плучека

ВАЛЕНТИН ПЛУЧЕК и его театр одним махом отпраздновали два юбилея сразу - 90-летие мэтра и 75-летие Театра сатиры. Режиссером праздничного мероприятия выступил Александр Ширвиндт, который, кроме того, занял место на сцене у правой кулисы подле рояля, откуда в свойственной ему ироничной манере комментировал происходящее.

Для начала под водительством Городничего из "Ревизора" на сцену выплыли актеры театра в костюмах из разных спектаклей. Впервые за долгие годы играл живой оркестр. Затем все те же артисты выезжали на сценическом круге по одному и делали свои поздравления. Наибольшие аплодисменты сорвал Спартак Мишулин в костюме Карлсона с комическими куплетами. Выступления перемежались показом на экране отрывков из спектаклей. Благодаря кинопленке на вечере побывали и ныне покойные знаменитости театра - Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Михаил Зонненштраль.

Публика горячо приветствовала выход на сцену живой легенды Театра сатиры - Григория Менглета. Принесли свои поздравления и давние друзья театра - Марк Захаров, Аркадий Арканов и Григорий Горин.

В финале все на том же круге выехал сам Плучек, перед которым выбежавшие на сцену дети исполнили рок-н-ролльные пляски. Один из них был загримирован под юбиляра и прокрутил перед его взором ровно 100 символических сальто.

Организация юбилея знаменитого театра была осуществлена на медные деньги - спонсором выступил сам коллектив. Случай в наши дни достаточно редкий.

Михаил МАУС

"Вербатим" в Москве

БРИТАНСКИЙ совет и фестиваль "Золотая маска" в рамках проекта "Новая пьеса" провели в Москве третий семинар по драматургии вместе с лондонским театром "Роял Корт". Опытом по технике документального театра "Вербатим" поделилась Элиз Доджсон, руководитель международных программ театра "Роял Корт". Смысл предложенной техники заключается в том, что актеры следят за реальными людьми, записывая их подлинные истории, а драматург из собранного материала для этих актеров создает пьесу. Например, одной из участниц, пережившей абхазскую войну, на семинаре было задано множество вопросов. Ее ответы российские драматурги общими усилиями преобразовывали в пьесу.

На семинаре вспомнили опыт Станиславского, который, прежде чем поставить известную пьесу Горького, изучал жизнь "дна", и опыт Додина, перед постановкой "Братьев и сестер" погружавшегося с актерами в реальную деревенскую атмосферу. Но это только предварительная подготовка к воплощению уже готового драматургического материала. Техника театра "Вербатим" позволяет театру оперативно отзываться на проблемы сегодняшнего дня, волнующие общество.

В рамках семинара состоялся также показ мега-пьесы "Москва - открытый город", включающей более десятка историй, написанных разными авторами: Москва москвичей и Москва приезжих, Москва интеллигенции и Москва грузчиков и даже Москва с птичьего - вороньего полета. Весьма интересными были работы Владимира Мирзоева (пьеса прошлогоднего антибукеровского лауреата Максима Курочкина "Глаз") и Вадима Данцигера (пьеса ленинградского комедиографа Железцова "Диалоги о животных"). Смешные миниатюры показал Евгений Гришковец ("Погружение", "Падение"), необычным получился этюд "Сцены у фонтана" Екатерины Шагаловой. Работа над этим спектаклем будет продолжена. Впереди постановки питерского режиссера Александра Галибина, Ольги Субботиной, Николая Крутикова, "фоменок" и многих других.

Ольга МИХАЙЛОВА

Остановка для режиссеров

В СТОЛИЧНОМ клубе искусств "Дом" группа молодых режиссеров, выпускников ВГИКа, представила кинофотопроект под названием "Остановка для глаз", в котором попыталась соединить два вида искусства: кинематограф и фотографию. Если первый отличается динамизмом и стремительными ритмами, то второй, напротив, характеризуется известной статикой, не исключающей экспрессии. Качество представленных фоторабот свидетельствует не просто об увлеченности и широте интересов молодых кинематографистов, но отвечает всем требованиям профессии фотохудожника, которой, похоже, режиссеры владеют вполне. По выставленным в "Доме" фотографиям можно судить о хорошем вкусе, незаурядной наблюдательности и оригинальном взгляде на мир, присущим их авторам. Кинематографическая часть проекта представлена короткометражными лентами, отмеченными многочисленными международными призами. Это "Герой" Павла Бардина, "Весточка" Александра Митрофанова, "Фотограф" Александра Котта, "Тоскующая телка" Александра Горшанова. Среди них и документальный фильм "Портрет мальчика с собакой" американки Робин Хессман, который она сняла во время учебы во ВГИКе. Эта картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший студенческий фильм".

@@@
Бродячая собака
В Казани придумали "Пирамиду"
Валерий Рудаков: "Я лоббирую интересы "АЛРОСЫ"
Ганеев получил «дозу»
Гохран должен быть вне рынка
Гохран освободится от драгоценных камней
Гриф "секретно" на поставках из Гохрана

Для пущего блеска

@@

В Москве покажут балет о драгоценных камнях

2004-04-23 / Майя Крылова







Ирма Ниорадзе хочет блистать в 'Сапфирах'.

Фото предоставлено организаторами спектакля

27.04, 28.04. Балет «Сапфиры». Театр «Новая опера».

 

У Джорджа Баланчина есть три балета под общим названием «Драгоценности». Великий балетмейстер в 1967 году перевел в танец впечатления от встречи с Клодом Арпелем, знаменитым нью-йоркским ювелиром. Блеск ювелирной коллекции покорил Баланчина, и, сочиняя балет, он виртуозно сыграл танцем на цветовой разнице лучей света, преломленного гранями драгоценных камней. В баланчинский цикл входят элегантные холодноватые «Бриллианты», роскошно-вальяжные «Изумруды» и острые пламенеющие «Рубины». Но хореограф охватил не все дорогие минералы – только три, хотя есть сведения, что Мистер Би собирался сочинять «Драгоценности» и дальше.

Восполнить пробел в год столетия со дня рождения Баланчина взялась петербургская балерина Ирма Ниорадзе. Она много танцевала Баланчина у себя в Мариинском театре. А в собственном проекте Ирме захотелось превратить триаду в тетралогию – добавить к вышеназванным камням еще «Сапфиры» на музыку Мендельсона и грузинского композитора Дато Евгенидзе. Так называется балет, мировая премьера которого пройдет в Москве.

Для проекта приглашены хореограф Георгий Алексидзе и парижский знаток мод Александр Васильев в качестве сценографа, режиссером Ниорадзе взяла Андриса Лиепу, а себе отвела партию главной драгоценности. Действие балета происходит на светской вечеринке, куда приглашен гостем сам Джордж Баланчин. Потанцевав с Хозяйкой вечера (Ниорадзе) и вдохновившись блеском драгоценностей на присутствующих дамах, маэстро тут же сочиняет новый балет про сапфиры. «Драгоценности» буквально «отражают» цвет камней, а кроме того, считаются профессиональным посвящением хореографа трем известным школам классического балета («Изумруды» – зеленый цвет костюмов и французская школа, «Рубины» – красное и американская школа, «Бриллианты» – серебристое и русская школа). Поэтому, чтобы не нарушать систему, синего цвета «Сапфиры» – синтез классики с разными танцами, от степа и вальса до танго и чарльстона.

@@@
Для пущего блеска
Задержана банда торговцев драгоценностями
Золото, очищенное в печи
Интеллигенция против разграбления Якутии
Исламское движение Узбекистана (ИДУ)
Как казаки казну спасали
Календарь

Конголезский водоворот

@@

Войне в стране алмазов не видно конца

2000-03-03 / Игорь Тарутин



Конголезские повстанцы вблизи Киншасы.

Фото Рейтер

ОРГАНИЗАЦИЯ Объединенных Наций приняла решение направить своих наблюдателей в Демократическую Республику Конго. До того конфликт в этой стране удостоился отдельного обсуждения на специальном заседании Совета Безопасности. Тем самым война в бывшем Заире наконец получила "широкое международное признание". Собственно говоря, давно пора. Ведь по числу участников и сложности конголезский кризис один из худших в истории независимой Африки. Не случайно госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала этот кризис "африканской мировой войной". Причем обстановку в ДРК не удается нормализовать, несмотря на соглашение о прекращении огня.

В июле нынешнего года все африканские государства, непосредственно участвующие в этом конфликте, подписали договор об окончании боевых действий. В самом конце августа к перемирию присоединились мятежные партизанские группировки, пытавшиеся свергнуть режим конголезского президента Лорана Кабилы.

Формально все противоборствующие стороны сложили оружие. На деле, постоянно обвиняя друг друга в нарушении достигнутых договоренностей, они продолжают сражаться, хотя и не с прежней интенсивностью. В столице Киншасе даже пришлось вводить чрезвычайное положение. Как заявило правительство ДРК, повстанцы при содействии поддерживающих их Руанды и Уганды готовятся к массированному наступлению. Острие предполагаемой атаки вроде бы направлено на города Мбужи-Майи, Кананга, Илебо, расположенные в сердце алмазодобывающего пояса. Направление удара невольно заставляет задуматься о подоплеке конфликта в Демократической Республике Конго.

Помимо политических интересов в этой войне присутствуют и немалые экономические интересы. Отделить одни от других весьма непросто. Но о том, что они тесно переплетены, свидетельствует вся трагическая история страны. Павший в мае 1997 года, режим Мобуту Сесе Секо держался на плаву не только благодаря тому, что верно отстаивал политические интересы Запада в период холодной войны. Заир, как прежде именовалась ДРК, стал подлинным заповедником для транснациональных монополий, которые десятилетиями разрабатывали богатейшие природные ресурсы страны. И когда от Мобуту уже отвернулись ведущие капиталистические державы, его одиозная диктатура еще какое-то время существовала благодаря поддержке крупных иностранных корпораций. Конец наступил, когда престарелый правитель перестал их устраивать. Медленно съедаемый раком, тяжело больной Мобуту фактически уже не контролировал внутреннего положения. Достигшая космических масштабов коррупция, полный развал государственных структур, вопиющая некомпетентность в управлении привели Заир к хозяйственному параличу. Анархия и деградация достигли таких размеров, что иностранные монополии больше не могли прибыльно работать. Поэтому, когда на окраинах страны вспыхнуло восстание, распространявшееся со скоростью пожара в саванне, крупный западный капитал воспринял это как полезную для себя смену режима. С лидером мятежников Лораном Кабилой тайно встречались представители ряда ведущих иностранных компаний. Переговоры вели эмиссары южноафриканского гиганта "Де Бирс", "Англо-америкен", "Лонро", американских и бельгийских горнорудных корпораций. Им были даны заверения о будущем сотрудничестве. Взамен, как говорят, Кабила получил ощутимую финансовую поддержку и тайное благословение в борьбе за власть.

Когда отряды повстанцев триумфально вступили в Киншасу, к новому руководству поспешили визитеры. Посетившая страну американская делегация во главе с высокопоставленным дипломатом Биллом Ричардсоном открыто высказала свое видение будущих отношений с Демократической Республикой Конго. Как было заявлено, правительство ДРК должно продемонстрировать "приверженность экономике, открытой для Запада и, в частности, для американских капиталовложений". Яснее не скажешь. Речь шла о создании суперконсорциума с участием американских, бельгийских, австралийских и южноафриканских корпораций для добычи цинка, кобальта, хрома, меди, урана и так далее. Только одних алмазов планировалось экспортировать на 600 млн. долл. в год.

Однако новое конголезское правительство не спешило выдавать разрешения на концессии. Став главой государства, Лоран Кабила повел себя не совсем так, как ожидалось. Хотя многое в его поведении можно было прогнозировать. Дело в том, что свою карьеру нынешний президент ДРК начинал в далеких 60-х годах, когда Черный континент был охвачен пафосом освободительной борьбы с ее революционной романтикой. Кабила был соратником Патриса Лумумбы и даже пересекался с легендарным Че Геварой. Мало кто знает, что команданте Че умудрился повоевать в Конго. Он, правда, не сошелся с Кабилой во взглядах и оставил в своих дневниках уничижительные записи о нем. Но не о том речь. Проведя десятки лет в изоляции, на положении никому не известного партизанского вожака, Кабила во многом законсервировался, сохранив мировоззрение борца. Став президентом, он публично стал выражать отрицательное отношение к империализму. Дело не ограничилось словами. Кабила не спешил, как планировалось, приватизировать и передать национальные горнорудные месторождения западным фирмам. Обещанные им лицензии на разработку минералов застревали в министерствах.

Дележ конголезского пирога минеральных ископаемых не состоялся. Вместо этого правительство заговорило о необходимости оградить богатства национальных недр от нещадной иностранной эксплуатации. Прежнее благосклонное отношение к Кабиле быстро улетучилось. Отношения с западным капиталом и как следствие отношения с США, Францией, Бельгией стали чрезвычайно прохладными. О конголезском лидере на Западе начали отзываться все более и более негативно. Стало ясно, что он не устраивает весьма могущественные силы. И тут Лоран Кабила делает опрометчивый шаг. Он ссорится с соседней Руандой. Последствия оказались катастрофическими. Как известно, одолеть Мобуту Кабила не сумел. Он вступил в союз с представителями народности тутси, проживающими на востоке страны. Когда те подняли мятеж, к ним присоединились бойцы регулярной армии Руанды, где у власти стоят те же тутси. Именно тогда после долгих лет не особо успешных партизанских действий Кабила сумел добиться быстрой победы. Но затем он, судя по всему, стал тяготиться зависимостью от Руанды. Появились и новые друзья. Например, началось активное сближение с Зимбабве и Анголой. В ДРК зачастили китайские делегации, появились северные корейцы, ливийцы. В итоге Кабила пошел на разрыв с руандийским режимом, неожиданно потребовав, чтобы все тутси были изгнаны из национальной армии. Те в ответ устроили бунт и получили немедленную поддержку Руанды и Уганды, которые ввели свои войска на конголезскую территорию. Совместно они развернули наступление на Киншасу.

Тогда на помощь Кабиле бросилась Зимбабве. К ней присоединились Ангола, Намибия и Чад. Война в Конго приобрела интернациональный характер. У каждого участника схватки, понятно, есть свои политические задачи. Так, Руанда и Уганда считают, что Кабила дает приют угандийским и руандийским оппозиционным движениям, что серьезно угрожает их национальной безопасности. Ангола же, наоборот, поддерживает нынешний конголезский режим, чтобы перекрыть пути снабжения подрывной ангольской группировки УНИТА, которая при Мобуту использовала Заир как свою тыловую базу. Оппозиция в Зимбабве прямо утверждает, что правящая верхушка страны имеет крупные капиталовложения в ДРК и рассчитывает на получение солидных барышей. Недавно, например, было объявлено о создании государственного конголезско-зимбабвийского совместного предприятия по добыче алмазов с капиталом в десятки миллионов долларов. Поисковые работы уже начались в районе слияния рек Сенга-Сенга и Мбужи-Майи. Другую концессию на добычу драгоценных камней, обещанную ранее бельгийской компании, получил частный предприниматель из Зимбабве.

Многие аналитики считают, что небогатые Руанда и Уганда надеялись отторгнуть или по крайней мере поставить под свой контроль часть конголезских минеральных месторождений. В районах, которые оказались в руках Руанды, Уганды и повстанцев, по имеющейся информации, идет интенсивная добыча золота, алмазов и других драгоценных камней. Точные объемы установить трудно. Но возросшая контрабанда косвенно свидетельствует о размахе подобных нелегальных операций.

Тем не менее некоторые иностранные монополии, давно осевшие на конголезской земле, заморозили свою деятельность. На то есть объективные причины: в стране идет война, что не располагает к деловой активности. Такие гиганты, как бельгийская группа "Юнибра", "Англа-америкен", похоже, просто выжидают. Возможно, они рассчитывают на крах режима Лорана Кабилы или на то, что сложившиеся обстоятельства сделают его более покладистым. Причем дело не в личной неуживчивости Кабилы, его авторитарных замашках или социалистической риторике. Транснационалы умеют, когда нужно, быть гибкими. В Анголу, например, они активно начали внедряться, когда ее правительство официально еще исповедовало марксизм. А дикие репрессии последней военной диктатуры в богатой нефтью Нигерии не заставили западных борцов за демократию свернуть экономическое сотрудничество с этой страной.

Проблема с Кабилой та же, что и с Мобуту. Новый конголезский режим не сумел обеспечить необходимых условий для деятельности монополий. А раз мавр не сделал своего дела, то он может и умереть. Последнее, конечно, не надо понимать буквально, что транснациональные монополии развязали, войну, чтобы устранить нынешнее правительство ДРК. Но вспыхнувшая по иным причинам междуусобица, несомненно, им на руку. И стоит задуматься, откуда у нищей Руанды и достаточно бедной Уганды средства на широкомасштабные боевые операции.

@@@
Конголезский водоворот
Контрабандисты-подкаблучники
Кто он, Джума Намангани?
Легко ли быть таджикистанцем
Лучшие лоббисты России - август 2002 года
Невыездные алмазы
Новости

Редчайший голубой бриллиант продан за рекордные 8 миллионов долларов

@@

Перстень с ярко-голубым ограненным алмазом весом шесть каратов ушел с молотка на аукционе в Гонконге

2007-10-09 / Виктор Плющ



На аукционе Sotheby's в Гонконге за рекордную сумму, эквивалентную 4 миллионам фунтов стерлингов (более $8 миллионов) был продан один из редчайших в мире драгоценных камней - голубой бриллиант весом 6,04 карата.

На торгах был установлен абсолютный рекорд стоимости за один карат, цена которого составила около $1,3 миллионов. Таким образом, рекорд 1987 года, когда был продан красный алмаз Hancock Red, уступил место новому камню. Тогда же, цена одного карата алмаза составила $900 тысяч.

@@@
Редчайший голубой бриллиант продан за рекордные 8 миллионов долларов
Рей Кларк: "Наша задача - сохранить на алмазном рынке стабильность"
Рубины для КГБ
Тейлор опять рискует, но не выигрывает
УНИТА опять говорит о мире
Фуршет за 20 миллионов долларов
Цена российских бриллиантов