"Надо просто работать"

@@

Председатель Исполнительного комитета СНГ Юрий Яров убежден в том, что потенциал Содружества используется недостаточно

2002-05-27 / Татьяна Давыдова В Москве 30 мая должны состояться очередные заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав правительств СНГ. О ближайших задачах и своем видении перспектив дальнейшего развития Содружества рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" глава Исполкома СНГ Юрий Яров.



- В средствах массовой информации периодически появляются публикации о "нежизнеспособности, неэффективности" Содружества…

- Не дай нам бог дожить до того дня, когда все будет так плохо, как об этом пишут газеты. Мероприятия, связанные с юбилеем Содружества, совершенно в ином ракурсе представили видение перспектив СНГ. Поставлена задача создания государствами - участниками СНГ эффективного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. Предстоит решать проблемы не только внутреннего характера, но и противостояния негативным последствиям глобализации и одновременно максимального использования ее преимуществ.

- А это возможно?

- Конечно. Разворачивающиеся сегодня в мире экономические процессы в общем виде могут быть охарактеризованы противостоянием двух тенденций - глобализации и регионализации. Причем оба направления несут в себе как положительный, так и отрицательный потенциал. Использовать положительные стороны и снизить опасности можно, постепенно включаясь в процесс глобализации и активно используя его главное преимущество, связанное с усилением добросовестной конкуренции, одновременно в необходимых случаях противопоставляя силе транснациональных компаний совместно выработанные меры защиты экономических интересов стран Содружества.

Основной целью интеграции должно стать поэтапное формирование общего экономического пространства СНГ. За последние 20 лет страны из состава существующих в мире торгово-экономических объединений развивались вдвое быстрее стран-одиночек.

- Что же для этого надо?

- Начальное условие - это быстрейшее реальное введение в экономике рыночных принципов, регулируемых как в общих интересах всех, так и каждого государства в отдельности. Главное - обеспечить максимальную отдачу от имеющегося в Содружестве потенциала, который сейчас используется явно недостаточно.

Построение общего рынка с единым режимом торговли будет означать прорыв в экономической сфере. По расчетам ученых Российской академии наук, образование общего экономического пространства позволит в ближайшие 7-10 лет обеспечивать увеличение темпов экономического роста примерно в полтора раза.

Резервы увеличения взаимной торговли в СНГ огромны. Ведь при фактической безальтернативности взаимных связей, крепкой деловой "привязанности" наших стран друг к другу (внутри Содружества потребляется 80% производимой странами продукции) имеющийся потенциал используется всего на 35-40%. Однажды федеральный канцлер ФРГ Хельмут Шмидт очень точно пошутил: "Рынки так же, как парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты".

Мы подготовили интересную информацию, где кратко подводятся итоги работы по организации свободной торговли, которая объявлена приоритетной в сфере экономики, и предлагаются главнейшие меры, которые необходимо осуществлять безотлагательно.

В последние два года появились благоприятные условия для укрепления нашего экономического взаимодействия, для интеграции. Начался и продолжается экономический рост. Реальностью стала стабильность национальных валют. Наконец, значительно сблизились показатели конвергенции, широко применяемые, например, при оценке интеграционного потенциала вступающих в Евросоюз новых стран, - отношение дефицита госбюджета к ВВП и внешнего долга к ВВП, уровень инфляции и ставки рефинансирования. По прогнозу, тенденция сближения этих параметров продолжится.

Имеющая принципиальное значение для стран СНГ проблема усиления их присутствия на мировом рынке теснейшим образом связана с неизбежно грядущим тотальным техническим перевооружением. Ни для кого не секрет, что основные фонды стран СНГ доведены до предельного износа, достигающего 70-80%. При решении этой проблемы государства должны, как представляется, проявить подлинный прагматизм. Именно в связи с переоборудованием необходимо в максимальной мере использовать открывающиеся возможности для осуществления высокоэффективной специализации на основе четко согласованного разделения труда и кооперации.

- Да, но ни для кого не секрет, что это потребует огромных капитальных вложений. Без иностранных инвестиций не обойтись?

- В техническом переоснащении можно рассчитывать и на собственные силы, так как имеющийся уровень качества изделий, технологическая совместимость и относительная незначительность иностранных инвестиций предопределяют такой путь.

Кроме того, есть все возможности поставить дело так, чтобы не превращаться в конкурентов, а быть партнерами.

Экономисты рекомендуют лидерам государств обратить внимание прежде всего на уменьшение количества взаимно применяемых странами различного рода торговых ограничений, расширение производственно-кооперационных связей. Их зачастую надо возродить. Изначально они были заложены в форме технологической привязки производств друг к другу. Вот все это и есть практическая защита отечественных товаропроизводителей от хорошо организованной экспансии третьих стран.

Первый шаг странами Содружества в направлении формирования конкурентных рынков уже сделан: они обменялись перечнями конкурентоспособной продукции. Теперь важно начать совместные конъюнктурные и маркетинговые исследования, прогнозирование внешних рынков, а на основе этого согласовывать позиции при проведении политики в области экспорта, разрабатывать программы по совместному созданию экспорто-ориентированной продукции. В ответ на нарастание в мире кризисных явлений Содружество Независимых Государств обязано создать открытую конкурентоспособную среду с равными для всех условиями и с принятыми в мире элементами регионального регулирования.

- Но все эти грандиозные задачи невозможно осуществить без финансовой базы...

- Совершенно верно. Крупнейшей задачей в СНГ является создание работоспособного механизма валютных отношений как базового фактора развития национальной экономики. Попытки валютной интеграции на основе создания платежного, валютного и экономического союзов оказались безрезультатными.

Сегодня следовало бы решить две практические задачи. Первая - свободная котировка национальных валют через интегрированную биржевую систему государств - участников СНГ для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов. Вторая - на базе единой для всех стран пластиковой карточки СНГ перейти к обслуживанию расчетов по потребительским сделкам граждан. Соответствующие проекты уже разработаны и уже в 2002 году могут начать реализовываться.

- Вы сейчас нарисовали масштабную перспективу сотрудничества в рамках Содружества. Неужели вы думаете, что это все реально?

@@@
"Надо просто работать"
"Рука Москвы" тянется к камской бумаге
«Газпрому» в Грузии замены нет
Александр Самусев: "Практика бонусов себя не оправдывает"
Богатые субъекты - сильная федерация
Будущее энергетики началось еще вчера
В 2008 году в стране может наступить энергодефицит

Газовый пузырь

@@

Сенсационный документ о нынешних и будущих долгах "Газпрома" - на страницах "НГ"

2002-12-17



В целях обеспечения потребности в долгосрочном финансировании инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств Общества Правление открытого акционерного общества "Газпром"

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отчет Департамента корпоративного финансирования об исполнении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2002 год, утвержденной постановлением Правления от 15 ноября 2001 года # 50/4-кт.

2. Утвердить Программу заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год согласно Приложению 1 к настоящему Постановлению.

3. Департаменту корпоративного финансирования (А.В. Круглов) обеспечить привлечение в 2003 году заемных ресурсов в предусмотренные Программой сроки в полном объеме.

4. ООО "Газэкспорт" (А.И. Медведев) обеспечить своевременное согласование с зарубежными покупателями газа уступки выручки по контрактам, предусматриваемым в кредитных сделках в рамках Программы.

5. Департаменту экономики (Р.Г. Гафаров), Департаменту корпоративного финансирования (А.В. Круглов), Управлению налоговой политики (Н.В. Лобанова), Департаменту бухгалтерского учета (Л.М. Прядко), Юридическому департаменту (К.А. Чуйченко) в целях исполнения Программы в полном объеме и соблюдения при этом принимаемых Обществом обязательств по предоставлению кредиторам "чистого рынка" принять меры к сокращению сроков рассмотрения и согласования проектов кредитной документации по предусмотренным Программой сделкам, а также обеспечить участие представителей подразделений в переговорах с кредиторами.

6. Заместителю Председателя Правления А.Г. Ананенкову, Департаменту капитального строительства и транспорта (М.А. Аксельрод), ООО "Газкомплектимпэкс" (В.А. Левиев) совместно с Департаментом корпоративного финансирования (А.В. Круглов) обеспечить до 31 марта 2003 г. наполнение предусмотренного Программой лимита связанных заимствований под гарантии агентств экспортного кредитования контрактами на закупку импортной техники в рамках Плана капитальных вложений на 2003 год.

7. Департаменту корпоративного финансирования (А.В. Круглов) при заключении договоров и соглашений, необходимых для выполнения Программы заимствований и размещения ценных бумаг, с учетом задания по снижению стоимости привлекаемого капитала обеспечить соблюдение лимита совокупного комиссионного вознаграждения банков в пределах до 2,25% от суммы каждой кредитной сделки.

8. Юридическому департаменту (К.А. Чуйченко) принять меры к своевременному привлечению на договорной основе внешних юридических консультантов Общества по иностранному праву для оказания юридических услуг при согласовании с зарубежными банками-организаторами займов кредитной документации по сделкам, предусмотренным Программой.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правления ОАО "Газпром" Б.Д. Юрлова.

Председатель Правления А.Б. Миллер

Программа заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год

Программа заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год

@@@
Газовый пузырь
Девять лет по пути реформ
Десять лет независимости и реформ
Захлебнуться валютой
Знаменка и окрестности
Константин Пуликовский: "Россия должна ответить на вызов XXI века"
Коротко: регионы России

Кто должен готовить проект СРП

@@

Проблемы недропользования

Подготовка соглашений о разделе продукции затягивается по вине инвесторов

1999-09-18 / Михаил Комаров, Семен Кимельман Михаил Алексеевич Комаров - доктор экономических наук, генеральный директор Всероссийского НИИ экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС).

Семен Аронович Кимельман - кандидат технических наук, заведующий отделом лицензирования и раздела продукции ВИЭМСа.




Наше золото добывается в труднодоступных таежных районов Сибири и Дальнего Востока

Фото ИТАР-ТАСС
ЗАКОН О СРП относится к числу документов, которые вызывают острые споры как в научных кругах, так и среди действующих или потенциальных исполнителей конкретных соглашений о разделе продукции. Значительная часть проблем, связанных с практическим применением СРП, возникает на этапе предварительных переговоров сторон.

Не является в этом смысле исключением и переговорный этап подготовки проекта соглашения по Куранахской группе золотых месторождений с инвестором - американской компанией "Эко Бэй Майнз", основным учредителем Куранахской золотодобывающей компании (КЗДК).

Прежде всего отметим основную стратегическую линию инвестора при подготовке проекта соглашения о разделе продукции, которая заключается в следующем:

- сознательное ухудшение геолого-экономических показателей месторождений (так инвестор принимает содержание золота в руде 0,985 г/т, в то время как в запасах, состоящих на государственном учете, содержание золота намного выше - 1,29 г/т);

- сознательное завышение капитальных вложений (инвестиций) в расчете на максимальное "удовлетворение" инвестиционных ожиданий государства. В своем технико-экономическом обосновании (ТЭО) инвестор рассчитал, что капитальные вложения в разработку Куранахского проекта составят 500-600 млн. долл. После представленной инвестору экспертизы ТЭО необходимые инвестиции снижены российской стороной до 340 млн. долл., а с учетом уменьшения годовой производительности с 20 млн. т до 13 млн. т руды для освоения Куранахского проекта, по мнению российской стороны, потребуется не более 250 млн. долл. капитальных вложений.

Такая линия поведения инвестора позволяет путем искусственного завышения эксплуатационных и капитальных затрат значительно принизить достоинство объекта, ухудшить геолого- и технико-экономические показатели, снизить до минимума рентабельность и, следовательно, инвестиционную привлекательность объекта. Как ни удивительно, но на первом этапе переговоров в 1998 г. инвестору удалось создать ложное впечатление о низкой рентабельности Куранахского объекта. Случилось это потому, что и ТЭО, и проект соглашения инвестор составил самостоятельно, без участия российской стороны, что, как показывает наша практика, не должно иметь места. Российская сторона обязательно должна составлять как ТЭО, так и собственно проект соглашения, не доверяя подготовку этих важнейших документов инвестору.

Занижение инвестиционной привлекательности и рентабельности объектов СРП позволяет инвестору "доказывать", что доля прибыльной продукции государства должна быть минимальной, выпрашивать себе дополнительные льготы, снижать ставки обязательных налогов до минимума. Так, в примере с Куранахским проектом Республика Саха (Якутия) отказалась от своей доли налога на прибыль, в результате чего ставка налога на прибыль для этого объекта установлена всего в 16 %. Роялти принято в размере минимальной ставки - 2%. В проекте соглашения инвестора отсутствует обязательность уплаты ренталс, бонусов и т.д. и т.п.

В этом году при проведении второго тура переговоров с инвестором КЗДК российская сторона составила свой проект соглашения, исходя из детальных вариантных технико-экономических расчетов, выполненных специалистами головных отраслевых институтов МПР России по экономике минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) и минерально-сырьевой базы цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ). Получилось, что разработка Куранахской группы месторождений золота по технологии инвестора (кучное выщелачивание) является сверхрентабельной, так как отношение прибыльной продукции к произведенной продукции выше 50 %. Только этот факт проясняет вопросы, почему американская компания "Эко Бэй Майнз" создала ЗАО СП КЗДК, активно, через комиссию Черномырдин - Гор добивалась включения Куранахского проекта в список первых семи объектов, утвержденных Госдумой для разработки на условиях СРП, добивалась получения 11 лицензий на группу месторождения золота Куранахского рудного поля. Правда, при этом переуступка прав пользования недрами от бывшего владельца недрами ОАО "Алданзолото" к АО "Куранахская золотодобывающая компания", где "Эко Бэй Майнз" имеет 50%, проведена с нарушением статьи 17-1 Закона "О недрах". Отсюда судебные разбирательства. Закон надо соблюдать всем, инвесторам в том числе.

Следует отдельно остановиться на позиции переговорной группы инвестора, где тон задают менеджеры компании "Эко Бэй Майнз". Даже согласившись со значительно уменьшенным объемом инвестиций и высокой рентабельностью Куранахского проекта (по последним расчетам инвестора, она равна 41 %), инвестор хочет вывезти из России почти всю прибыльную продукцию. При этом выдвигаются требования типа:

- внутренняя норма прибыли должна быть выше 25%, после чего инвестор согласен увеличить долю прибыльной продукции государства с 5% до максимум 8%, но такое требование возможно лишь при рентабельности, превышающей 60%;

- налоговая нагрузка на проект не должна превышать 30 % прибыльной продукции, а это составляет не более 10-13% произведенной продукции.

Выдвинутые российской стороной принципы раздела прибыльной продукции (доля государства равна 5% при годовой рентабельности до 15%, а свыше 15% прибыльная продукция делится поровну) инвестор отвергает как не соответствующие вышеприведенным требованиям. К сожалению, закон СРП не вооружает российскую сторону аргументами, которые заставили бы инвестора "делиться" прибыльной продукцией. Рассчитывать же на добрую волю инвестора не приходится.

@@@
Кто должен готовить проект СРП
Министров хотели сделать уголовниками
Нельстивое зеркало статистики
Новости
Нужны ли российской власти деньги
Оборонка: последний шанс
Основной инвестиционный ресурс

Реформа МПС должна вестись эволюционным путем

@@

Парламентские слушания сблизили позиции оппонентов в споре о модели реструктуризации железнодорожной отрасли

2001-03-15 / Елена Лашкина



В начале марта Министерство путей сообщения и Министерство экономического развития и торговли после долгого обсуждения наконец обнародовали совместную, фактически согласованную по всем основным позициям концепцию реформирования железнодорожного транспорта России.

Взаимопонимание чиновников Минэкономразвития и МПС достигнуто весьма кстати - накануне парламентских слушаний о реформе железнодорожной отрасли, которые состоялись 13 марта. Политическая цена сближения изначально расходившихся взглядов Германа Грефа и Николая Аксененко, как считают эксперты, высока еще и потому, что 14 марта в Госдуме разыгрывался промежуточный финал интриги с вынесением вотума недоверия правительству.

После того как первоначальный вариант концепции реформирования МПС в итоге обсуждения у Михаила Касьянова был отправлен на доработку, главный оппонент этого варианта Герман Греф, стремясь усилить обоснованность радикального преобразования железнодорожной отрасли, пригласил иностранных консультантов. Но зарубежные специалисты фактически подтвердили умеренные предложения российских "консерваторов". Для согласованной концепции реформы МПС характерны: поэтапный подход, отказ от неоправданно высоких темпов, обоснованность процесса приватизации госсобственности, учет, контроль и снижение возможных рисков. Принцип экономической разумности, опираясь на рекомендации Экспертного совета по законодательному обеспечению реформ МПС, отстаивал и профильный комитет Госдумы. "Реформы - это управляемое эволюционное развитие. Необходимо определить этапы реформирования, наметить точные и ясные цели каждого этапа, непрерывно отслеживать социально-экономические последствия осуществляемых преобразований. Решения должны приниматься на основе обобщения разных, в том числе и не совпадающих в частностях, мнений профессионалов. И главное: реформы необходимы и полезны, если соответствуют интересам страны, общества и граждан", - такова позиция российских экспертов, отметил заместитель председателя Экспертного совета Алексей Ламанов.

Как оказалось, отечественные "консерваторы" и западные "либералы" единодушны: реформы - это следование законам прагматики и выгоды, а не инфантильная верность идеологическим догмам.

"Потребность в переменах назрела". Таково мнение главы комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Владимира Катренко относительно реформирования железнодорожного транспорта. Что именно и как реформировать, было главным предметом обсуждения на парламентских слушаниях, прошедших в минувший вторник в Госдуме. Причем глава комитета высказался за скорейшее реформирование железнодорожной отрасли. Несмотря на то что в последнее время отрасль работает эффективно и динамично, сегодня для полноценного функционирования не хватает рыночных механизмов.

Вопрос реформирования МПС, который должен быть вынесен уже к 1 апреля на заседание правительства, не может быть решен без достижения консенсуса всех участвующих в этом процессе сторон. Поэтому парламентарии и решились на открытое обсуждение столь важного вопроса среди профессионалов, фактически отказавшись от политической дискуссии.

Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов отметил, что сейчас не осталось каких-либо разногласий с железнодорожниками в отношении реформирования МПС. Таким образом, Минэкономразвития выступает за раздельный учет по видам деятельности и создание службы внутреннего аудита в системе МПС, а также за жесткий государственный контроль в тех секторах железнодорожного транспорта, где нет конкуренции. Кроме того, как и предлагалось первоначально, функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта должны быть разделены.

Однако все преобразования в системе отрасли, как единодушно высказывались профессионалы, должны быть проведены таким образом, чтобы не произошло нарушения единства системы и ухудшения качества обслуживания. Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, вопрос об органе их регулирования пока не решен, но они в первую очередь должны быть экономически выгодны для отрасли.

Как отметил министр путей сообщения Николай Аксененко, основой предстоящих структурных изменений отрасли должно стать разделение государственных и хозяйственных функций. Это вызвано рядом причин: старением основных фондов, необходимостью обновления производственной базы, отсутствием необходимых внутриотраслевых инвестиционных ресурсов. В прошлом году отрасль наконец выбралась из разряда убыточных и впервые получила около 50 млрд. руб. прибыли. Однако беспокойство специалистов вызывает в первую очередь выбытие основных фондов.

Общий уровень износа по всем основным производственным фондам с 1992 по 2000 год увеличился с 36 до 55%. Такое положение железнодорожники объясняют тем, что с 1992 года ежегодные объемы капитальных вложений в развитие отрасли не превышали 30% необходимых сумм. Министр подчеркнул, что на первом этапе реформы интересы страны требуют сохранения МПС с сосредоточением в нем "исключительно функций государственного управления". При этом хозяйственное управление отраслью необходимо передать АО "Российские железные дороги", 100% акций которого будут принадлежать государству без права продажи или отчуждения. Причем вовсе не предполагается акционирование отдельных железных дорог.

@@@
Реформа МПС должна вестись эволюционным путем
Сергей Собянин: "Мы не ведем речь о дележе власти"
Слухи о жилищном буме сильно преувеличены
Снова Вайншток
ТНК-ВР будет платить больше налогов
Центробанк беспокоит бензин
Что скрывает "айсберг" Котласского ЦБК

Чужой триллион

@@

Алексей Кудрин изобретает новые аргументы против снижения налогов и использования средств Стабфонда внутри страны

2005-03-23 / Петр Орехин







Алексей Кудрин не отдаст Стабфонд на внутреннее использование.

Фото Михаиала Циммеринга (НГ-фото)

Вчера министр финансов Алексей Кудрин отказал экономике в расширении ресурсной базы для инвестиций. Выступая на конференции «Состояние и перспективы развития экономического образования в России», он заявил, что снижение налогов (НДС) и расходование средств Стабилизационного фонда лишь приведут к инфляции, а не к росту капитальных вложений. По мнению министра, средства, высвобожденные при снижении НДС, почему-то пойдут на потребление, а не на инвестиции, а расходование 100–150 млрд. руб. из Стабфонда внутри страны может повысить инфляцию «на 1 процентный пункт». Стоит отметить, что вчера вице-премьер Александр Жуков сообщил, что размер Стабилизационного фонда на конец года может превысить 1 трлн. руб. Согласно планам Минфина, основная часть средств фонда пойдет на досрочную выплату внешнего долга.

Кроме того, по словам вице-премьера, снижение налогового бремени до 30% ВВП является одной из основных целей правительства на среднесрочную перспективу. А министр финансов отметил, что меры экономического регулирования должны быть направлены прежде всего на стимулирование инвестиций в производство. Таким образом, картина неразберихи не только в правительстве, но и в умах его представителей становится весьма очевидной: с одной стороны, ставятся задачи стимулирования инвестиций и снижения налогов, с другой – снижение налогов называется опасным, а один из основных источников госинвестиций категорически перекрывается. Впрочем, это лишний раз подтверждает тезис об отсутствии у кабинета министров единой и внятной экономической политики.

@@@
Чужой триллион
ЮКОС попрощается с ОАО «Юганскнефтегаз»