"АТЭС ПОЛИТИКОЙ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ"

@@

Перспективы России в АТР

1999-12-11 / Кирилл Рюриков С 30 ноября по 9 декабря в России находился г-н Сербини Али, заместитель исполнительного директора секретариата форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Прибыв в Москву из поездки по Хабаровску, Иркутску и Новосибирску, г-н Сербини любезно согласился дать интервью "НГ".

ДОСЬЕ:Сербини Али родился в Брунее 10 апреля 1955 г. В 1980 г. пришел на работу в МИД Брунейского Султаната, работал в департаменте протокольной и консульской службы и в экономическом департаменте, также в представительствах Брунея в Токио, Сингапуре и Бангкоке. В составе делегаций представлял Бруней в Координационном комитете Движения неприсоединения, Исламской Конференции, на встречах АСЕАН. Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла и занимает пост заместителя исполнительного директора форума АТЭС. С 1 января 2000 года г-н Али станет исполнительным директором АТЭС. Женат на Рафии Мод Арифф. Имеет четырех детей.





Сербини Али.

Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

- ГОСПОДИН СЕРБИНИ, опишите основные цели вашего визита в Россию, будете ли вы проводить встречи, и если да, то с кем?

- Этот визит - составная часть программы развития сотрудничества между Россией и АТЭС, это составная часть программы, направленной на то, чтобы более полно осветить для России деятельность и сущность АТЭС, возможность сотрудничества между Россией и другими членами АТЭС. В Хабаровске, Иркутске и Новосибирске мы встречались с местными губернаторами. В Москве мы будем встречаться с различными высокопоставленными чиновниками, среди которых заместитель министра иностранных дел Иван Иванов, заместитель министра торговли Владимир Карастин, первый заместитель министра экономики Аркадий Самохин.

- Как вам видятся перспективы экономической интеграции России, нового члена, в АТЭС? Видите ли вы какие-либо трудности на пути этой интеграции?

- Во-первых, Россия для нас очень важна. Это один из самых больших участников АТЭС. Часть вашей экономики ориентирована на Восток. У вас очень много ресурсов. Я имею в виду не только природные ресурсы, но и человеческие. Для нас очень важно, что нам организовали поездку в Хабаровск, Иркутск, Новосибирск и, наконец, приезд в Москву. Мы очень рады видеть большой уровень энтузиазма, понимание целей и задач АТЭС.

Конечно, трудности есть. В первую очередь это язык. Но, конечно, программа АТЭС предусматривает интеграцию в течение достаточно длительного времени, основные ее итоги будут подводиться в 2010-м и 2020 годах, поэтому у России есть достаточное время для преодоления всех препятствий.

- Есть ли у АТЭС какая-то собственная экономическая модель, которой должны следовать ее члены, как это может случаться, к примеру, с получателями кредитов МВФ?

- Хороший вопрос. Я рад, что вы его задали. АТЭС в этом смысле не похожа на другие международные организации экономического толка, такие, как ВТО и МВФ. Она никому не навязывает каких-то особых моделей развития. В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть страны с очень разными экономиками. У АТЭС, конечно, есть и единые экономические модели. Это касается, например, ориентации участников на оптимальные стандарты качества промышленного производства, что облегчает экспорт товаров. Но даже и в этом мы приветствуем ориентацию на национальную специфику.

- В России сейчас популярно обсуждение темы стратегического партнерства между Россией, Индией и Китаем как противопоставления евроамериканскому партнерству. Считается, что такое партнерство сможет служить основой многополярного мира. Как один из руководителей организации, в которой участвуют и Россия, и Китай, могли бы вы прокомментировать эту идею?

- Вопрос, конечно, непростой. Я, признаться, не очень хорошо знаю, как именно Россия, Индия и Китай строят свое политическое или экономическое партнерство. В том, что касается политики, АТЭС ею не занимается. АТЭС занимается в основном экономикой, развитием бизнеса, хотя, конечно, если в рамках АТЭС встречаются лидеры стран, то они могут обсуждать и политические вопросы. Наша основная задача - умножать экономический рост, добиваться процветания.

- Могли бы вы назвать какие-либо политические разногласия, препятствия, которые могли бы помешать сотрудничеству государств в рамках АТЭС?

- Разногласия, конечно, есть, например в Азиатском регионе, там их достаточно. Но мы не считаем политические разногласия приоритетными. Они не мешают нам стремиться к взаимодействию в экономическом плане. Мы стремимся найти общий знаменатель, а общий знаменатель - увеличивать объемы торговли и добиваться новых успехов.

- Позволяют ли делегированные АТЭС полномочия вводить экономические санкции против стран-участниц?

- Нет. АТЭС - это абсолютно добровольный процесс. Мы понимаем, что между членами форума существуют огромные экономические различия. Мы не политическая организация, мы не основаны на каких-либо правилах. Члены АТЭС не могут быть принуждены делать то, чего они не хотят делать. Говоря это, мы берем на себя определенные моральные обязательства.

Но в то же время страны в АТЭС наблюдают друг за другом, и тот, кто отстает - в экономическом плане, - просто вынужден предпринимать усилия, чтобы сократить разрыв. Но все это, конечно, добровольно, что во многом и является сутью АТЭС.

- В ближайшем будущем (с 1 января 2000 года. - "НГ") вы станете исполнительным директором АТЭС. Что вы собираетесь предпринять на этом посту?

- Даже до того, как я займу этот пост, я буду продолжать делать то, что делал. Я закончу поездку по России, приложив максимум усилий, чтобы она оказалась полезной для России и АТЭС. Я провел здесь ряд семинаров, это очень важно. Я бы не сказал, что у меня есть особый личный план действий. Политика форума в будущем году будет определяться председательствующим в нем Брунеем и, конечно, взаимодействием экономик участвующих в АТЭС стран. Моя роль будет, скорее, заключаться в том, чтобы поддерживать претворение в жизнь этой политики. Моя задача - обеспечивать административные стороны функционирования сотрудничества и следить за надлежащим материальным и информационным обеспечением - проще говоря, смотреть, чтобы все детали были смазаны и крутились.

- Какие основные достижения форума вы можете привести сейчас в пример?

- АТЭС существует уже десять лет. У нас огромные достижения, например в области либерализации торговли и инвестиций. Форумом был сделан огромный вклад в развитие торгового и экономического сотрудничества. Принята Ванкуверская программа добровольной секторальной либерализации. Мы также делаем очень много, чтобы наиболее полно реализовывать потенциал, так сказать, человеческого фактора. Более того, мы предприняли ряд мер по более эффективному вовлечению женщин в экономическое сотрудничество. В сентябре этого года на последнем, седьмом, саммите АТЭС в Окленде (Новая Зеландия) рассматривались меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе после известного финансового кризиса. В успешном завершении Уругвайского раунда ВТО есть также и наша скромная заслуга.

- Как вы считаете, участие России в АТЭС поможет ей выйти из финансового и экономического кризиса?

- Выход из финансового кризиса - очень сложная вещь. Она требует комплексного подхода. Одной теорией здесь не обойтись. Однако министры и главы государств в АТЭС договорились о том, что можно сделать для оптимизации функционирования банковской системы. Министры финансов должны проводить встречи и консультации для выработки единых подходов в управлении банковской системой. С другой стороны, усилия АТЭС, направленные на увеличение стабильности рынков, - Бруней за это очень активно выступает и будет продолжать выступать и в следующем году. И одна из самых важных вещей - усовершенствование ваших собственных трудовых ресурсов. Кроме того, у России еще и великолепный научный потенциал. В этом я убедился, посетив отделение РАН в Новосибирске. Трудовые, человеческие ресурсы - одна из самых широко обсуждаемых в АТЭС тем.

- Говорилось, что АТЭС не похож ни на ВТО, ни на МВФ. А могли бы вы в нескольких словах сказать, на что похож АТЭС?

- АТЭС - нечто отличное от какой-либо международной организации. Форум не основывается на каких-либо договорах или правилах. Это добровольная система. Вы берете на себя только те обязательства и вступаете только в те отношения, которые наиболее вам подходят. Основная задача АТЭС - общая для всех: построение к 2020 году общей для всего АТР зоны свободной торговли и свободных инвестиций. Каждая страна развивается в том темпе, который ей наиболее удобен. При этом, конечно, ей не стоит слишком сильно отставать от других.

- В одной из своих речей вы сказали, что достижения АТЭС не только в том, что им сделано, но и в том, что им не сделано. Что именно АТЭС собирается "не делать" полезного для России?

- В АТЭС стремятся не проводить длительные переговоры, и это хорошо. Переговоры - процесс, отнимающий дни, месяцы, иногда годы. У многих экономик просто не хватает времени на это. Далее, мы предоставляем самому государству решать, какое направление его внешнеэкономической деятельности является приоритетным. Если бы вы спросили меня, то я сказал бы, что вам следует экспортировать не только продукцию ТЭК, но и, например, климатические условия - у вас прекрасная зима, почему бы не продавать ее? Наконец, я повторю еще раз, что мы стараемся не создавать ничего такого, что могло бы помешать развитию свободного сотрудничества: правила, стандарты, крупные фонды и т.д. Это помогает самостоятельному развитию бизнеса.

- Со следующего года Бруней будет председательствовать в АТЭС. Что бы вы могли рассказать об этом?

@@@
"АТЭС ПОЛИТИКОЙ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ"
"Мягкая" форма инвестирования
"НГ": подписка опять выросла
"Праймериз" для госпредставителей
Бешеная лисица нападает первой
Боги, куклы и люди
Браконьерство пуще охоты

Во власти перемен

@@

Бояться нельзя надеяться

2006-11-28 / Владимир Семенов







Перемены обязательно произойдут. Причем очень скоро.

Фото Олега Ласточкина

И те, кто всей душой жаждет многое изменить в России, и те, кого такая перспектива пугает, знают непреложную истину: перемены обязательно случатся, причем очень скоро. Наступает очередной избирательный цикл, или, проще говоря, в 2008 году у страны будет новый президент.

В годы перестройки часто говорилось о том, что, когда жизнь станет «цивилизованной», у нас, как в Швейцарии, личность главы государства будет не столь значима, а очень многим даже и неизвестна. С тех пор сделалось яснее, что у каждой страны с давней историей есть только ей свойственная модель политического жизнеустройства, уходящая корнями в века. Это своего рода конституция, но не та, писаная, празднование дня которой у нас не так давно отменили, а другая, не формализованная, но проявляющая себя в огромном количестве повседневных черт.

В соответствии с Конституцией, принятой в 93-м году, глава государства обладает чрезвычайно широкими полномочиями. Но не это самое главное для характеристики властной системы страны. Согласно исторической традиции России ее лидер определяет характер эпохи своего правления, в огромной степени влияет на господствующие в обществе нормы поведения и вкусы. Считается, что по мере развития общества степень такого воздействия будет уменьшаться. Это возможно. Однако сомнительно, что она когда-нибудь полностью сойдет на нет.

@@@
Во власти перемен
Государство расширяет основу финансовой пирамиды
Граждане второго сорта
Граница без "колючки"
Гром грянул, но мужик не перекрестился
Дымовая завеса над Нальчиком
Интимная коррупция

Каширская ГРЭС взорвалась от старости

@@

Причиной ЧП на станции могло стать изношенное оборудование

2002-10-07 / Николай Остров



Первые результаты расследования взрыва, прогремевшего в минувшую субботу на одном из первенцев ГОЭЛРО - Каширской ГРЭС, стали известны уже на следующий день. Как сообщили в МЧС России, по предварительным данным, взрыв одного из энергоблоков станции произошел в результате "искрения в третьем энергоблоке, которое привело к технологической детонации охлаждающей емкости с маслом".

Одна из самых мощных и эффективных ГРЭС России - Каширская станция славилась своей безопасностью и стабильностью. Субботний день не предвещал никаких неприятностей - смена была спокойной, оборудование работало "чисто", без видимых отклонений. Однако в 15.30 в третьем энергоблоке произошел сильнейший взрыв. Как рассказали корреспонденту "НГ" в управлении ГО и ЧС Московской области, детонация была такой силы, что корпус "сложился как карточный домик": рассыпались перекрытия, рухнула кровля. Кроме того, в считанные мгновения ГРЭС охватил огонь, который, по словам спасателей, за несколько секунд распространился на площади более 1000 квадратных метров. Лишь по счастливой случайности в третьем энергоблоке не оказалось людей - менялись смены.

К моменту прибытия первых пожарных расчетов пламя перекинулось на соседние постройки и бушевало уже на площади 3000 квадратных метров. На борьбу с огнем ушло несколько часов. Лишь к 18.00 пожар удалось локализовать. А окончательно потушить огонь смогли спустя еще час.

Каширская ГРЭС, отметившая в этом году 80-летний юбилей, сегодня обеспечивает электроснабжение Южного, Юго-Восточного, части Центрального, Восточного и Юго-Западного округов Москвы, а также Люберецкого, Раменского, Ленинского, части Домодедовского, Ступинского районов Московской области. Однако, как заявили в корреспонденту "НГ" в АО "Мосэнерго", несмотря на то что в срочном порядке пришлось отключить первый и второй энергоблоки станции, перебоев с электроснабжением ни в столице, ни в Подмосковье не было. "Часть нагрузки перекинули на четвертый, пятый, шестой и седьмой энергоблоки, а часть взяла на себя Шатурская станция", - пояснили в "Мосэнерго".

О том, что стало причиной взрыва на Каширской ГРЭС, сами энергетики говорят крайне неохотно, ограничиваясь стандартными отгороворками: "все выяснит следствие". А вот представители МЧС вчера заявили, что, хотя окончательных результатов пока нет, предварительные выводы уже сделаны. По словам спасателей, скорее всего причиной ЧП стало "искрение в третьем энергоблоке", проще говоря, короткое замыкание в электросети. Второй день на Каширской ГРЭС работают следователи местной прокуратуры, представители испытательной пожарной лаборатории и специально созданная комиссия, члены которой должны будут вынести окончательный вердикт по поводу причин случившегося.

@@@
Каширская ГРЭС взорвалась от старости
Коллекционирование "бумажной моды"
Край непуганых киллеров
Кулума – река, текущая на север
Ловушка для хакера
Люди гибнут за вольфрам
Масхадов консолидировал боевиков

Олег Толкачев: "Москва обязана быть локомотивом реформ"

@@

Первый заместитель мэра - об управлении столичным хозяйством

2002-03-27 / Сергей Шаповал Рыночная экономика создала новую реальность, в которой повседневной необходимостью стало рациональное использование собственности, в том числе и городской. О том, как решаются эти проблемы в условиях столичного мегаполиса, рассказывает первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олег Толкачев.







- Олег Михайлович, могли бы вы для начала выделить самые важные моменты в деятельности возглавляемого вами имущественно-земельного комплекса?

- Можно попробовать. Город Москва как субъект Российской Федерации, думаю, смею так сказать, является не только донором, дающим до 30% бюджетных поступлений, но и наиболее продвинутым регионом нашей страны по части рыночных преобразований. Кроме того, Москва - довольно крупный собственник: город обладает зданиями, сооружениями, земельными участками, интеллектуальной собственностью, технологиями, произведениями искусства. Есть предметы собственности на первый взгляд довольно неожиданные. Например, собственностью города Москвы является храм Христа Спасителя. У нас в собственности есть подводные лодки, самолеты, - в общем, спектр очень широкий. Но жизнь такова, что базовым объемом собственности являются земля и имущество.

Собственность оправдывает ожидания собственника только тогда, когда она работает, приносит прибыль. Правильная политика в области эксплуатации собственности - прошу обратить внимание на эту формулировку - является основной задачей имущественно-земельного комплекса Москвы, который был создан в 1995 году. Смею утверждать, что за все время его существования по всем вопросам эксплуатации собственности Москва опережает не только другие регионы, но и всю Российскую Федерацию в целом. Говорю это не для того, чтобы набрать лишние очки, я считаю, что так и должно быть. Москва - это не просто промышленный, научный, культурный центр России, так всегда было и, надеюсь, будет впредь, несмотря на разговоры о переносе столицы в другое место. Дело в том, что имеющийся в Москве потенциал нужно использовать для развития рыночных отношений. Я с удовлетворением наблюдаю за тем, что наши знания и наработки, часто полученные в результате исправления наших же ошибок, впоследствии используются и в других регионах, и на федеральном уровне. Что я имею в виду? Например, соединение земли и построенных на ней объектов. Мы этот вопрос "зацепили" лет пять назад, об этом же говорит и Земельный кодекс, принятый в прошлом году. Разница в пять лет. Мы создали комплекс, отвечающий за политику в области эксплуатации собственности, как я уже сказал, в 1995 году, а на уровне Российской Федерации функции сбора земельных платежей переданы в Министерство имущественных отношений примерно полтора-два года назад. Повторюсь, говорю это не для самовозвеличения, так и должно быть: Москва обязана быть локомотивом реформ. Это главное. И этот локомотив набрал приличные обороты. Мы в течение последних восьми лет приносили и приносим городу доходы от 600 тысяч до миллиарда долларов ежегодно. Еще цифра: в прошлом году Москва от работы с землей получила в свой бюджет 6,1 миллиарда рублей, а вся остальная Российская Федерация - 3,9 миллиарда. Не кажется ли странным, что Россия со своим гигантским земельным ресурсом получает от работы с землей почти в два раза меньше, чем Москва? Та же картина складывается и по аренде: в 2001 году сборы по Москве составили 5,9 миллиарда рублей, по всей России - 4,2 миллиарда! Есть над чем задуматься.

- Это происходит за счет эффективности работы вашего ведомства?

- Не столько моего ведомства, хотя оно работает эффективно, сколько благодаря эффективности модели приватизации по Лужкову.

- О богатстве Москвы по стране ходят легенды, распространено убеждение, что оно в значительной мере поддерживается огромными бюджетными вливаниями. Что вы можете сказать на этот счет?

- Бюджет в основном складывается из налоговых поступлений, но я-то говорю о поступлениях неналоговых! Что мешает в регионах увеличить поступления от аренды портов, пакгаузов, складов, цехов? Я говорю об эффективности работы системы. И здесь должен без обиняков подчеркнуть важную вещь: правительство Москвы проводит политику мэра города. Именно мэр является основным генератором идей, он построил свою команду таким образом, что та постоянно нацелена на достижение успеха. Отсюда эффективность. Скажем, по некоторым позициям эффективность работы нашего комплекса в 50 раз выше, чем в Санкт-Петербурге! Объясню. Так называемая культурная столица отчитывается о работе с акционерными обществами: в 2001 году получено 9 миллионов рублей дивидендов от тех акционерных обществ, где есть доля города. Я отвечаю: замечательно, хороший результат, но в Москве этот показатель составляет 350 миллионов рублей, плюс к этому 170 миллионов от государственных унитарных предприятий! Некоторый контраст, не правда ли?

- Выходит, что в правительстве Москвы собрались самые сообразительные и талантливые управленцы, равных которым нет нигде в России?

- Выходит, что в Москве создана гораздо более эффективная система работы с городским хозяйством, чем в других регионах России.

- И ее создание вы связываете исключительно с личностью мэра?

- Система создана по лекалам и чертежам первого лица, но в ее создании, естественно, принимали участие и другие люди - члены правительства, префекты и так далее. При этом, говоря об эффективности созданной системы, я ни в коем случае не хочу создать видимость отсутствия недостатков в нашей работе. Я их знаю лучше, чем кто бы то ни было.

- Об одном из недостатков. Работа в вашем ведомстве полна соблазнов: от чиновников зависит принятие решений, связанных с собственностью, и охотников их ублажить, чтобы получить правильное для себя решение, мягко говоря, немало...

- Ну да, как писал Салтыков-Щедрин: "Чиновник, не берущий взятки, подозревается в государственной измене".

- Тем не менее не станете же вы утверждать, что такой проблемы нет?

- Если я вам скажу, что за все годы работы нашего ведомства не было ни одного случая получения чиновником взятки, то погрешу против истины. Но должен сказать, что эти эпизоды можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако проблема серьезная и далеко не однозначная. Например, были претензии к руководителю Регистрационной палаты Александрову, он был арестован, его обвинили в получении взяток, а на суде он был полностью оправдан в связи с отсутствием события преступления. За этим явно стояла другая проблема.

Если говорить о реальной борьбе с коррупцией, то здесь есть несколько способов, которые мы используем. Прежде всего гласность. Если решение зависит от подписи одного чиновника, ему очень трудно устоять перед соблазнами, поэтому мы практикуем принятие открытых решений по собственности, с проведением конкурсов и аукционов. Обратите внимание, ни один московский конкурс не вызвал событий, подобных тем, которые развернулись вокруг некоторых конкурсов на федеральном уровне. В 1999 году был приглашен политкиллер, который должен был покрошить в салатик московское руководство.

- Вы имеете в виду Доренко?

- Конечно. Труды его оказались напрасными: поддержка мэра москвичами на выборах осталась мощной, созданная система продолжает доказывать свою эффективность.

О коррупции можно спорить, можно о ней рассуждать, но мне кажется гораздо более интересным взгляд на то, что удалось создать в Москве и что еще можно сделать.

- Вы сказали, что вам удается успешно работать с акционерными обществами, но завод "Москвич" к числу примеров такого рода явно не относится. Могли бы вы объяснить ситуацию, сложившуюся вокруг этого предприятия?

- "Москвич", расположенный на территории Москвы, является федеральной собственностью, то есть это предприятие не городское. Нам от этого не легче, потому что если завод остановить, около 10 тысяч человек лишатся работы, а это уже проблема социальной устойчивости города. "Москвич" сегодня не является формальным банкротом только по одной причине: главный его кредитор - правительство Москвы. Обанкротить предприятие не стоит большого труда, мы этого не делаем в силу ряда социальных причин. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Есть, и мы его предлагали много раз, причем на разных уровнях, включая самый высокий. Последний раз крупное обсуждение ситуации вокруг "Москвича" состоялось в декабре прошлого года в кабинете премьер-министра Касьянова, в совещании участвовал мэр города, я был в числе приглашенных. Мы внесли предложение, как предприятие вывести из тупика.

Дело в следующем. Российская Федерация задолжала Москве как столице по статье "Субвенции за выполнение столичных функций" 6 миллиардов рублей. Этот долг кочует из бюджета в бюджет уже третий год, но он остается реальным и признанным. Долг должен быть погашен либо деньгами, что правительство не очень хочет делать, либо акциями предприятий. На сегодняшний день в счет этого долга Москве переданы два предприятия: косметическое объединение "Свобода" и научно-производственное объединение "Химавтоматика". Из шестимиллиардной суммы долга эти предприятия выбирают менее 400 миллионов рублей. Мы много раз просили передать нам в счет долга контрольный пакет акций "Москвича", что сократило бы долг на полтора-два миллиарда рублей. Правительство Москвы берет на себя обязательство немедленно рассчитаться по долгам с энергетиками, поставщиками, с рабочими по зарплате, восстановить производство, но самое важное - провести техническое перевооружение завода и поставить на конвейер абсолютно новую модель.

- Вы считаете, что завод сможет производить конкурентоспособный автомобиль?

- Я не считаю, я уверен в этом.

Возвращусь к основной коллизии. Нам отказывают в передаче акций, мотивируя это тем, что у "Москвича" есть долг, возникший в конце 80-х годов. Тогда был куплен завод по производству двигателей, он, хотя и в несколько разобранном виде, существует сегодня, но он неактуален: кому нужны двигатели двадцатилетней давности? Нам говорят: берите и этот завод. А он стоит в районе 400 миллионов долларов, да плюс еще около 200 миллионов - накопившиеся штрафы и пени. Как можно вешать на себя хомут примерно в 600 миллионов долларов за оборудование, которое сегодня нигде нельзя использовать?! Долг должен быть реструктуризирован. На декабрьском совещании у Касьянова этот вопрос был разобран. Михаил Михайлович сам предложил решение вопроса: упомянутое оборудование нужно вывести в государственное дочернее предприятие, государство должно с ним разобраться, а все остальное производство на "Москвиче" должно быть отдано Москве. На этот счет не нужно принимать ни новых законов, ни новых указов, все может решиться на уровне премьера! Дается поручение соответствующим ведомствам, оно до сих пор не выполнено...

Собственник в конце концов должен определиться: нужен ему этот завод или нет. При этом речь идет не только о производстве. Например, на территории завода находится огромной мощности канализационно-насосная станция, которая питается от заводской электросети. Прекращение подачи электроэнергии на "Москвич" означает экологическую катастрофу - проще говоря, пол-Москвы может залить дерьмом.

- Раз решение упорно не реализуется, можно предположить, что в этом кто-то заинтересован...

- Мы знаем, кто в этом заинтересован. Могу сказать, что много раз к нам обращались с предложением отдать производство переднего моста "Москвича" - это, как известно, переднеприводной автомобиль. Вообще "Москвич" - один из тех заводов в стране, которые обладают технологией производства переднеприводного автомобиля. Фактически предпринимается попытка забрать уникальное оборудование и использовать его на других производствах. Именно против этого выступает правительство Москвы.

- Еще одна тема - памятники Москвы. В связи с ними тоже возникает некоторое противоречие между федеральным Центром и Москвой как регионом России. Расскажите об этом подробнее.

- Если говорить о корнях этой проблемы, то они примерно те же, что и корни проблемы земельной. Когда в начале 90-х годов мы столкнулись с необходимостью денежных затрат на содержание памятников, а тратиться никто не хотел, было принято решение: пусть город забирает все себе и ищет средства, если сможет. В течение пяти-семи лет московские памятники мало того что были отреставрированы, они стали приносить приличный доход. Например, усадьба Коломенское, пребывавшая в запустении и не приносившая городу ничего, кроме головной боли. Сейчас это жемчужина Москвы, куда супруге нашего президента не стыдно пригласить на прогулку супругу канцлера ФРГ. Кроме того, этот памятник стал приносить доход: там появились кафе, рестораны, пасека, там проходят фольклорные фестивали и так далее. Еще один пример - галерея Александра Шилова. Художник подарил городу свои работы, к ним относятся по-разному, я, кстати сказать, считаю его гениальным мастером. Правительство Москвы вложило средства в реставрацию особняка на Знаменке, где и расположилась галерея (сейчас мы реставрируем особняк напротив Пушкинского музея для галереи Ильи Глазунова, который тоже подарил свои работы городу), она приносит прибыль. Таких примеров я мог бы привести немало.

Отмечу важный момент. Сейчас происходит смешение двух понятий - значение памятника и собственность. Значение памятника может быть местным или федеральным, а находиться он может даже в частной собственности. Например, "Черный квадрат" Малевича, выставленный недавно на продажу, находился в собственности Инкомбанка. На такого рода собственность накладываются определенного рода ограничения: памятник нельзя вывезти без санкции, владелец дает гарантии его сохранности, и прочее. Мы сейчас находимся в бывшем доме генерал-губернатора Москвы, это памятник федерального значения, но он является собственностью Москвы. А вот Большой театр - памятник федерального значения, находящийся в федеральной собственности. Я говорю так подробно, чтобы прояснить исходные позиции возникшей проблемы.

Что нам предлагают? Принять закон, согласно которому все памятники федерального значения автоматически перейдут в федеральную собственность. Инициирует его принятие министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой. Поначалу никто не хотел тратиться, но когда памятники благодаря вложенным в них Москвой средствам стали интересными и прибыльными, возникло желание схватить чужое. Не получится! Мы свою собственность на памятники зарегистрировали в органе Министерства юстиции!

Как мы видим решение проблемы? Для начала нужно управиться с той собственностью, которая есть у Российской Федерации, к ней относятся дом Пашкова, Исторический музей, Большой театр. Все указы приняты, но я не очень уверен, что реконструкция пройдет качественно и в срок, хотя я желаю всяческих успехов в этом деле.

- И последний сюжет - помощь Москвы флотам, вы оказываете ее не только Черноморскому, но и Северному флоту...

- Эта проблематика возникла на рубеже 1993-1994 годов опять же по инициативе мэра. Начиналось все с шефства над крейсером "Москва". Моряки в то время страшно нуждались: у них не было ни подворотничков, ни носков, ни ботинок, ни зубной пасты, ни мыла - так уж сложилось. Частная, казалось бы, задача переросла в более серьезную: мы взяли шефство над 30-й дивизией надводных кораблей, а дальше - шефство над флотом. У меня к Севастополю особое отношение, я его прилично знаю, там я встретился со своей женой, так что присутствует и частный момент. Я за эту работу взялся в качестве хобби, но мы ее сумели развернуть довольно прилично. В Севастополе было построено более двух тысяч квартир для офицеров и мичманов флота, что позволило решить жилищную проблему. Надо понимать, что для флотского офицера жилье имеет особое значение. После этого мы стали заниматься ремонтом штаба флота и дома офицеров, строительством поликлиники, госпиталя для ветеранов и детского сада. В Севастополе мы построили русскую школу, ее много раз показывали по телевидению. Такого проекта нет даже в Москве! Там московский уровень преподавания, московские учебники, выпускники получают московский аттестат. Далее встал вопрос о высшем образовании, мы открыли Черноморский филиал МГУ, который работает уже три года.

Стали возникать проблемы иного порядка. После открытия упомянутой школы туда явился прокурор города с претензиями: у вас нет лицензии, нет разрешения, ваша школа будет закрыта. Директор школы дала ему совет: "Не связывайтесь с флотскими офицерами!" Прокурор пошел на попятную.

Мы качественно реанимировали боевые корабли. Расскажу один эпизод, связанный с восстановлением крейсера "Слава". Он стоял на заводе в Николаеве в полуразобранном виде, Москва в него вцепилась. Мы его отремонтировали, отправили туда командира Владимира Ивановича Богдашина, экипаж и призывников. Мы поставили на него уникальный автомат стрельбы, такой системы нет даже у американцев. На корабль она попала весьма причудливым способом. Ее изготовили в Комсомольске-на-Амуре и по железной дороге доставили в Николаев. Братская Украина стала требовать за это деньги, а денег у Министерства обороны, естественно, нет. Пушка лежит на причале. Командир крейсера собрал мичманов и матросов и поставил задачу: ночью наловить в лимане рыбы. Наловили. Его спрашивают: "Зачем?" - "Увидите". Рыбу продали на местном базаре. Его спрашивают: "Зачем?" - "Увидите". На вырученные гривны купили несколько ящиков горилки. Его спрашивают: "Зачем?" - "Увидите". Вечером Богдашин позвал местного крановщика и сказал: "Видишь эту горилку? Ночью забросишь пушку на корабль - она твоя". - "Нет вопроса!" Пушка оказалась на корабле. Утром руководство завода спохватилось: "А деньги?!" Ему объяснили: "Пушка - российская собственность, она проследовала с российской территории на российскую же территорию - крейсер "Слава", а украинскую территорию она прошла в транзитном режиме!" Так действительно и было. В результате крейсер пришел в Севастополь. В прошлом году он совершил поход в Средиземное море по приглашению мэра города Канн. Наша работа в Севастополе была оценена и в 2000 году получила Государственную премию.

Еще один важный момент. Год назад наш мэр в Керчи при большом стечении народа объявил, что Москва примет участие в создании паромной переправы. Тут миллион проблем, мало кто верил в реализацию этого проекта. Сегодня я могу доложить: паром приобретен, 11 марта он отправился к месту назначения, переход займет примерно 35 суток.

@@@
Олег Толкачев: "Москва обязана быть локомотивом реформ"
Оружейников загоняют в "Единую Россию"
Освобождение в виде депортации
Последний вброс одномандатников
Раз в Крещенский вечерок...
Распад Югославии, похоже, откладывается
Режим в Исламабаде стоит поддержать

Резидентура службы внешней разведки России разгромлена в Варшаве

@@

Действиями польских властей, скорее всего, руководили из Лондона

2000-01-22 / Игорь Коротченко



Рисунок Вадима Мисюка

ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА и тесной координации деятельности в рамках Организации Варшавского договора к конфронтации и открытому противостоянию - такова логика полувекового развития отношений между специальными службами Польши и России. Беспрецедентный шаг официальных польских властей, объявивших 20 января персонами нон грата группу российских дипломатов, наглядно продемонстрировал, что после вступления Польской Республики в НАТО функционирование варшавских резидентур СВР и ГРУ будет проходить в условиях резкого ужесточения контрразведывательного режима и мало чем отличаться от той обстановки, в которой приходится работать представителям спецслужб России на Западе.

В соответствии с решением польского МИДа страну должны покинуть девять сотрудников российского посольства, которым инкриминируется деятельность, несовместимая с их статусом, проще говоря - шпионаж. Как сообщила пресс-служба польского правительства, "их деятельность распознана и документально подтверждена". Соответствующая нота протеста была передана Москве. Как подчеркивают польские источники, решение о высылке дипломатов-разведчиков принималось на совещании, которое провел президент Польши Александр Квасьневский с главой правительства Ежи Бузеком и министром иностранных дел Брониславом Геремеком. Основанием для этого шага послужили оперативные материалы, представленные польской контрразведкой - Управлением охраны государства (УОГ).

Следует отметить, что незадолго до шпионского скандала польское правительство приняло программный документ под названием "Стратегия безопасности Польской Республики". В его преамбуле подчеркивается, что членство в НАТО коренным образом повлияло на геополитическую и геостратегическую позицию Польши, поскольку республика стала частью эффективной союзнической системы. К разряду наиболее значимых угроз безопасности страны причисляются военные, экономические и экологические кризисы, а также "активность иностранных спецслужб".

Варшава и Москва пока что воздерживаются от обнародования имен провалившихся разведчиков. По имеющимся данным, большинство из них являются офицерами СВР, использовавшими дипломатические должности прикрытия. Подобного мнения придерживаются и польские контрразведчики. Последствия же случившегося таковы, что фактически речь идет о полном разгроме варшавской резидентуры СВР, которая в ближайшие годы едва ли обретет былую работоспособность. Теперь основная тяжесть в добывании секретной информации по Польше ляжет на разведаппарат ГРУ.

Благодаря чему стал возможным безусловный успех УОГ, которому премьер-министр Польши Ежи Бузек уже выразил публичную благодарность? Эта спецслужба занимает ведущее положение в польском разведсообществе и отвечает, в числе прочих вопросов, за контрразведывательное обеспечение важнейших экономических, научных и исследовательских объектов. УОГ было создано в мае 1990 года и первоначально входило в состав МВД, однако затем было выделено в самостоятельную службу. В настоящее время аппарат УОГ насчитывает около 6 тыс. кадровых сотрудников, из них свыше 2 тыс. - контрразведчики. Агентурная сеть УОГ внутри Польши насчитывает около 40 тыс. осведомителей и тайных информаторов. В каждом воеводстве УОГ имеет свои территориальные управления, которые занимаются разведкой, контрразведкой, наружным наблюдением, следствием и сбором информации с использованием технических средств. Весь оперативный состав регулярно проходит стажировку во Франции или США, а руководящее звено - в Германии. Однако представляется весьма маловероятным, чтобы польская контрразведка смогла самостоятельно решить такую непростую задачу. Ей помогли: сузили круг потенциальных объектов разработки или же вообще сообщили детали проводимых СВР операций.

Вероятнее всего, установочные данные на российских разведчиков в Варшаве были получены от одной из западных спецслужб. А конкретно - от ЦРУ или СИС, располагающих "кротом" в Ясенево или же в одной из европейских резидентур СВР. Такая трактовка событий представляется наиболее вероятной, учитывая, что за последние несколько лет ведомство Вячеслава Трубникова преследуют хронические неудачи именно на Европейском континенте. Достаточно вспомнить последние скандальные провалы в Норвегии, Швейцарии и Финляндии. Есть и другая версия. Обращает внимание откомандирование в Варшаву (вероятно, что на должность резидента) с вступлением в должность в апреле с.г. одного из высокопоставленных офицеров московской резидентуры СИС, ведшего успешную разработку ближайшего окружения министра иностранных дел РФ Игоря Иванова и ряда других фигур на Смоленской площади. Не исключено, что англичане сумели найти равноценную замену вместо арестованного Платона Обухова и получить исчерпывающие данные на тему "кто есть кто" в российской колонии в Польше.

@@@
Резидентура службы внешней разведки России разгромлена в Варшаве
России равенство не по карману
Российский бюджет недосчитался доноров
Рыцари круглого стола
События и происшествия: новости
Соглашения с США достижимы
Солдаты вертикали

Тестирова-

@@ ние или экзамены?

В недрах Министерства образования РФ зреют новые подходы к проверке знаний учащихся

2001-04-07 / Игорь Зиновьевич Вольшонок- доктор технических наук, Электростальский политехнический институт.



РАНЕЕ в московских вузах было 75% иногородних студентов и только 25% москвичей. Сейчас ровно наоборот - 74% москвичей и 26% иногородних. Получается, что элитарные московские вузы - Бауманка, МГУ - строились для Москвы и Московской области, а не для всей России. Такая вот любопытная информация прозвучала недавно из уст министра образования РФ Владимира Филиппова на одной из пресс-конференций, посвященной единому государственному экзамену (ЕГЭ). ЕГЭ, по замыслам разработчиков, должно исправить данный перекос. По словам министра, это только одна из причин для перехода со старой системы сдачи экзаменов на новую. Не секрет, что существует такая проблема, как коррумпированность приемных комиссий в вузах, в конечном счете не позволяющая получить высшее образование детям из малообеспеченных семей. Система единого экзамена поможет исправить и эту ситуацию - тестирования будут проходить не в вузах, а в специально оборудованных классах в разных городах. Кроме того, сегодняшние репетиторы, как правило, готовят абитуриентов к поступлению в определенный вуз. "Гарантия" поступления при этом, по сути, является "скрытой коммерциализацией" преподавательского состава, имеющего влияние в приемной комиссии. С введением новой системы репетиторам придется готовить школьников для сдачи экзамена, то есть повышать общий уровень знаний, что гораздо эффективнее.

Во-вторых, мировая тенденция заключается в неизбежном приближении образовательных услуг к человеку. В США, например, экзамены проводятся на территории абитуриентов, им не нужно никуда ехать, не нужно проходить неимоверное количество выпускных, а потом вступительных испытаний. Это сильно облегчает жизнь и благоприятно влияет на психологическое, да и на финансовое состояние тоже. В России же последний аспект является, пожалуй, решающим. Для якутских семей, к примеру, попытка поступления ребенка в Москву становится просто непосильным бременем, если учесть, что только авиабилет туда и обратно стоит 15 тысяч рублей. ЕГЭ позволит выпускнику школы, никуда не выезжая, послать свои оценки в неограниченное количество вузов страны. "Таким образом, по академическим критериям мы не потеряем способных ребят: лучшие вузы отберут лучших, средние - средних", - это цитата из выступления Владимира Филиппова. Не всем по карману учиться в дорогой Москве. В Министерстве образования готовы решить эту проблему соответствующим постановлением правительства. Оно касается введения помимо академических социальных стипендий для детей из малообеспеченных семей.

Третьей причиной необходимости ЕГЭ можно назвать полное отсутствие в России государственной аттестации знаний учащихся. Итоговые оценки выставляются у нас с известной долей предвзятости. Школьные учителя, как правило, по привычке "заваливают" троечников и "вытягивают за уши" медалистов. Никто не может гарантировать единые критерии оценки знаний учащихся, золотая медаль одной школы может равняться по качеству слабой "четверке" в другой. Результаты же ЕГЭ будут оцениваться независимыми экзаменационными комиссиями, которые летом этого года будут созданы в пилотных субъектах РФ (Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Якутия). В состав комиссий войдут представители вузов, школ, а также родители и представители правоохранительных органов. Проверяться работы будут в течение 3-4 дней, причем проверяющие не будут знать имен авторов экзаменационных работ. Оценки, ежегодно получаемые учениками на ЕГЭ, станут объективным показателем качества преподавания каждого учителя и каждой школы и дадут родителям повод для соответствующих выводов.

В этом году в полномасштабном варианте эксперимент по единому экзамену проведен пока не будет. В Якутии и Марий Эл пройдет ЕГЭ только по математике. В Чувашии - по географии, химии и математике. А в Мордовии в качестве экспериментального предмета выбрана биология. Самое главное в рамках этого года - апробировать технологию проведения ЕГЭ. Если эксперимент увенчается успехом на самом тяжелом предмете - математике, то подключить к нему на следующий год другие предметы будет гораздо проще.

Недавно Минобразования провело конкурс на лучшие контрольно-измерительные материалы, а проще говоря, на сами тесты по различным предметам. В финал конкурса вышло более 10 организаций. Надо отметить, что во многом неправильное толкование слова "тест" привело к отрицательному настрою общественности по отношению к единому экзамену. Нельзя сводить систему единого экзамена только к тестам. Английское слово "test" означает лишь проверку и не предполагает обязательный выбор правильного варианта из нескольких предложенных. У тестов будет pазличная модификация. Во-первых, привычные для нас задания или вопросы с наличием нескольких вариантов ответов. Во-вторых, открытые задания, когда ребенку нужно своей рукой вывести формулы, отразить порядок решения задачи и т д. И, в-третьих, необходимо будет написать что-то вроде эссе, т.е. логично изложить свои мысли. Последний тип заданий является до сих пор наиболее сложным, ведь здесь встает вопрос об объективности оценки, поэтому перед разработчиками стоит задача алгоритмизировать выставление отметок во избежание спорных ситуаций.

Работа по формированию тестовой базы идет полным ходом, изучается опыт США, Великобритании, Китая, Казахстана. Созданная электронная база уже содержит более 10 тысяч заданий, из которой компьютер с помощью датчика случайных чисел будет выбирать номера заданий и отсылать их в регионы по каналам ФАПСИ.

Одной из сложных проблем ЕГЭ является защита информации. Существует реальная опасность, что с того момента, как компьютер в Москве определит номера заданий и отправит по первому адресу, у хакеров будет время взломать систему, найти нужные примеры и решить их. Пока предполагается выслать задания в одно и то же физическое время, невзирая на часовые пояса, в будущем для каждого из них будет формироваться свой набор заданий. В этом году во избежание осложнений (все-таки система не обкатана) было принято решение проводить ЕГЭ на бумажных носителях. Но на компьютер все равно придется переходить: это самый быстрый способ передачи информации.

@@@
Тестирова-
Убит в ста метрах от кремля
Хочу, чтобы больно и некрасиво
Чушь прекрасная
Шансы Крашенинникова наиболее высоки
Энергетическая безопасность или «провалы»