"Данный конфликт примитивен"

@@

"ЕвразХолдинг" не считает себя участником конфликта вокруг Коршуновского ГОКа

2003-07-23 / Александр Васильев



Компания "ЕвразХолдинг" не считает себя участником конфликта, который развернулся в последнее время вокруг Коршуновского ГОКа, сообщил президент "ЕвразХолдинга" Александр Абрамов на пресс-конференции в центральном офисе агентства "Интерфакс" во вторник.

"В данном случае конфликт по своему существу примитивен, есть кредитор в лице государства, есть должник", - заявил Александр Абрамов.

Как сообщалось ранее, Коршуновский ГОК находится на стадии банкротства. Между АО "Стальная группа "Мечел", кредитором ГОКа, и ФСФО РФ имеются серьезные разногласия по вопросу кредиторской задолженности.

@@@
"Данный конфликт примитивен"
120 миллионов долларов китайцы потратят в Питере
«Волготанкер» укрепил свою финансовую независимость
Аграриям простят долги
Алексей Гордеев: "В агрокомплексе наметились тенденции к стабилизации"
Бумага все стерпит?
ВПК России рискует остаться без связи

Владимир Торлопов: "Буду пахать, как последний завхоз"

@@

Глава Республики Коми считает, что руководитель донорско-депрессивного региона обязан работать за троих

2002-12-25 / Сергей Мигалин Новому главе Республики Коми Владимиру Александровичу Торлопову досталось нелегкое наследство. Богатейший край имеет огромный государственный долг и весь набор проблем, свойственных северным ресурсодобывающим территориям: сокращение объемов добычи угля, переселение людей в южные районы республики, преодоление коррупции и т.д. и т.п. О перспективах региона в решении этих и других проблем руководитель республики ответил корреспонденту "НГ".



- Владимир Александрович, развитие экономики Республики Коми всегда определялось добывающими отраслями: нефтяной, газодобывающей, угольной и лесной. Федеральная власть отдала их полностью на откуп крупным финансово-промышленным группам. А кто же в регионе больше всего заинтересован в стратегическом развитии этих отраслей?

- Сегодня государство не вкладывает средства в разведку недр, считая, что эту функцию должны выполнять коммерческие структуры, занимающиеся добычей сырья. Но это, на мой взгляд, не совсем правильно. Российское законодательство пока несовершенно, и добывающие компании не очень охотно вкладывают деньги в геолого-разведочные работы, зная, что, инвестировав туда средства, в дальнейшем они могут и не получить лицензию на добычу нефти и газа. Именно поэтому субъекты Российской Федерации, где в структуре доходной части бюджета немалую часть составляют платежи за недра, хоть небольшие суммы, но вкладывают в геолого-разведочные работы.

- Именно поэтому наиболее болезненным стало решение федерального Центра отобрать право регионов на лицензирование добычи полезных ископаемых, так называемый "второй ключ"?

- Непонимание, которое мы порой испытываем со стороны Центра, полностью подкашивает экономическое и финансовое состояние северных регионов. До 2002 года 80% налогов на добычу формально оставалось на местах, а 20% уходило в Центр. На самом же деле за счет возврата средств и личных договоренностей с правительством республике доставалось 99%. Большую часть этих денег республиканские власти направляли на геолого-разведочные работы. С января 2002 года все стало наоборот. Теперь 20% налога остается в регионе, а 80% идет в Центр.

В течение 20-30 лет добывающие регионы развивались, только укрепляя минерально-сырьевую базу. Поэтому я называю мою республику донорско-депрессивной территорией.

Да, у нас высокий уровень жизни. Доходная часть бюджета в нынешнем году составит 16 миллиардов. В будущем году мы получим 15 с небольшим миллиардов рублей. Но у нас шесть с половиной миллиардов государственных долгов. И без помощи федеральных властей нам с ними не справиться.

И еще одно немаловажное последствие решения правительства. Теперь все олигархи, которые придут, например, на территорию Республики Коми, будут полновластными хозяевами.

- Сегодня не стихают страсти вокруг сделки, которую заключило руководство республики с группой МДМ, создав управляющую компанию "Печоруголь", куда внесен пакет акций "Воркутауголь" и "Интауголь", принадлежащих региону. Для многих она стала неожиданностью.

- О том, какой компании я отдал предпочтение при передаче пакета акций в уставный фонд, мои заместители узнали за час до заседания правительства. Безусловно, главным претендентом на наш пакет акций была "Северсталь". Однако их интересовали только 4 миллиона тонн коксующегося угля, а сегодня объем добычи в Печорском угольном бассейне составляет 8-9 миллионов тонн. Если бы я отдал предпочтение этой компании, это означало бы, что пришлось бросить на произвол судьбы наших шахтеров. К тому же Интинский угольный бассейн "Северсталь" интересует весьма относительно.

Минимущество намеревалось получить за 60-процентный госпакет акций шахт всего в 700 тысяч долларов. Но за один металлолом, находящийся на шахтах, сегодня можно выручить в десять раз дороже. Мы же оценили свои 22% акций "Интаугля" выше, чем государство оценило свой 60-процентный госпакет. А ведь там всего две работающие шахты.

Накануне сделки началась грязная закулисная возня вокруг акций угольных предприятий - игра на занижение их стоимости, увеличение кредиторской задолженности, вывод основных фондов. К тому же покупатель начал перекрывать все наши усилия при помощи представителей Центра в составе совета директоров. Что я должен был делать в такой обстановке?

- В будущем году вам предстоит выдержать новое испытание. Я имею в виду бюджет 2003 года, который недавно принят депутатами Госсовета республики. В чем его особенности по сравнению с предыдущим?

- Мы впервые решили сделать бюджет честным и открытым. Но самое главное, мы утвердили для муниципальных образований доходную часть их бюджетов, не требуя с них сметы расходов. Это вызывает недоумение у многих наших местных руководителей.

Если же они хотя бы копейку заработают сверх утвержденного плана, мы не будем эти средства у них изымать, чтобы дать стимул к развитию.

- А какие приоритеты вы определили в расходовании средств республиканского бюджета?

- Одной из важных проблем, которой занимается правительство республики, - это дети Севера. На Севере сегодня практически не появляется на свет здоровых малышей. Федеральная программа "Дети Севера" существовала всегда, хотя суммы под нее выделялись смешные - 88 миллионов рублей на 27-28 территорий. Но на каждый миллион, вложенный из федерального бюджета, регионы добавляли от одного до трех миллионов.

Еще одна актуальная проблема - переселение северян. Сегодня идет процесс возвращения переселившихся северян обратно в республику.

- Вам досталось нелегкое наследство. Мне, например, рассказывали, что при прежнем руководителе были случаи, что люди, посмевшие высказать противоположную точку зрения, просто исчезали....

- Система страха, которая сложилась в республике при прежнем руководстве, продолжает действовать и сегодня. Поэтому то, что произошло год назад на выборах, оказалось закономерным явлением.

Так же и с коррупцией. Побороть ее очень непросто, потому что система формировалась десятилетиями. По разным оценкам, от 25 до 40% финансовых потоков республики изымались в личное обогащение небольшим кругом лиц. Я стараюсь перекрыть эти потоки, но, к моему великому сожалению, это оказывается не так уж просто. Например, из года в год одни и те же фирмы выигрывают конкурсы на поставку лекарственных средств. Мы видим, какое количество медикаментов бракуется, списывается, но других компаний в республике просто нет, или они к нам не доходят.

- И все же не жалеете, что стали главой республики?

@@@
Владимир Торлопов: "Буду пахать, как последний завхоз"
Выяснение отношений откладывается
Газовый пузырь-3
Греф и Кудрин проверили аудит газа
Губернаторство как защита от клеветы
Дума примет бюджет 6 октября
Жизнь взаймы

Казахстан пугает инвесторов

@@

Госчиновники действуют по принципу: закон - что дышло...

1999-10-16 / Петр Константинов



В НЕДРАХ казахской земли - несметные богатства. По некоторым данным, только запасы "Тенгизшевойля" оцениваются суммой от 2 до 4 млрд. долл., золотовалютные резервы - в 1,5 млрд. И это не говоря о запасах других ископаемых. Почему же тем не менее внешний долг Республики Казахстан на сегодняшний день составляет более 200 млн. долл.?

Восток - дело тонкое

Совсем недавно президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал с деловым визитом в центре мировой торговли Сингапуре. На всех встречах и презентациях он призывал бизнесменов и предпринимателей активнее инвестировать в казахскую экономику, что, по его же словам, сулит инвесторам баснословные барыши.

Как это бывает зачастую, в суете окружение президента напрочь забыло проинформировать своего шефа о письме, которое было направлено лично г-ну Назарбаеву от одного из крупных деловых людей Сингапура Бернарда Чана, ныне председателя Совета директоров одной из крупнейших компаний страны, председателя парламентского комитета по обороне и иностранным делам. Странно, но на обращение иностранного инвестора окружение президента Казахстана никак не отреагировало. А, между прочим, зря.

Если сравнивать на сегодняшний день Казахстан и Сингапур, то это, что называется, земля и небо. Люди, достаточно хорошо знакомые с положением дел островного государства, утверждают, что там за чуть более чем тридцатилетний срок удалось построить социализм с "человеческим лицом". Здесь на острове не знают, что такое безработица, инфляция и другие язвы капитализма. Средняя заработная плата около 1,5 тыс. долл. в месяц, бесплатное образование и медицинское обслуживание. Молодожены получают бесплатное жилье. Все это достигнуто в результате правильной экономической политики и неустанного труда 3,5-миллионного населения. Нет здесь и трений на межнациональной основе. Никто не называет другого "лицом китайской, индийской, малайзийской или еще какой-нибудь другой национальности".

ИСПЫТАНИЕ "МЕДНЫМИ ТРУБАМИ"

3 февраля 1995 г. казахстанское АО "Джезказганцветмет" заключает договор с английской фирмой "Ноубл Коул ЛТД." - контракт о купле-продаже 5 тыс. т катодной меди общей стоимостью 10 млн. долл. 4 апреля того же года компания "Ноубл" через своего сингапурского партнера и сингапурский банк произвела предоплату в полном объеме. Согласно договору, первая партия катодной меди, а это 1667 т, должна была быть поставлена продавцом по указанному покупателем адресу в октябре 1995 г. А последняя партия должна была быть отгружена в декабре.

Однако казахстанской стороной ни одна поставка не была произведена. Не дождавшись вразумительного ответа от партнера о причинах непоставок, фирма "Ноубл" забила тревогу и потребовала, согласно контракту, либо выполнения медеплавильным комбинатом взятых на себя обязательств, либо возврата предоплаты уже упомянутой суммы в 10 млн. долл. - уже с процентами, как это принято в таких случаях у настоящих деловых партнеров. Кстати, задолженность со всеми процентами и различными накрутками уже вдвое превысила сумму предоплаты, произведенной "Ноублом" четыре года назад. Но казахстанская фирма, видимо, полагала, что авось рассосется. И не собиралась ни товар поставлять, ни деньги отдавать.

ГДЕ ДЕНЬГИ, КИМ?

Конечно, складывающаяся ситуация выглядела более чем странной. Но на поверку все оказалось до банального просто. Выяснилось, что 7 июня между правительством РК и корейско-немецкой компанией "Самсунг Дойчланд ГмБХ" был подписан контракт, согласно которому права на управление государственным пакетом акций АО "Джезказганцветмет" переданы вышеупомянутой корпорации сроком на пять лет.

Тем не менее управляющая фирма, опять-таки согласно договору, обязалась погасить кредиторскую задолженность медеплавильного комбината в течение одного месяца после проведения аудиторской проверки, но не позднее 90 банковских дней. Президентом АО "Джезказганцветмет" назначается гражданин Казахстана Владимир Ким, который, по его же словам, реальной властью не владеет. Да и откуда ей взяться, если крупнейший комбинат был отдан на откуп иностранным предпринимателям.

Широко известно, что главным приватизатором в РК был бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин. Сейчас все больше огласки получают факты незаконной приватизации, когда наряду с широко объявленным и разрекламированным тендером шел торг, скрытый от глаз широкой общественности. Победителем в конечном итоге становился тот, кто давал больше всех взяток. Так, согласно сведениям из хорошо информированных журналистских кругов, только с продажи "Джезказганцветмета" г-н Кажегельдин и его подельники могли получить многомиллионную прибыль.

Поэтому становится понятным, почему изначально были бессмысленными и безрезультатными хождения и письменные обращения кредиторов в АО "Джезказганцветмет", кабинет министров, правоохранительные органы, к президенту. А в это время шла вовсю незаметная для окружающих подковерная борьба. Управляющий комбинатом Владимир Ким обращается в правительство РК с просьбой пересмотреть условия контракта в отношении долгов. В итоге 29 декабря 1995 г. премьер-министр подписывает Постановление # 1895, в котором объявляется мораторий по погашению кредиторской задолженности до 31 декабря 1996 г., тем самым ущемляя конституционные права других предприятий (в том числе и "Ноубла"), которые гораздо раньше инвестировали в "Джезказганцветмет". Но на простой вопрос, где же все-таки деньги инвесторов, г-н Ким хранит загадочное молчание.

Уже в феврале Министерство юстиции обратилось в правительство с предложением отменить вышеупомянутый документ, так как он не имеет силы закона. Более того, Генеральная прокуратура своим представлением в правительство требует устранить нарушение законности и принять конкретные меры по отмене противоречащего соглашения, а также рассмотреть вопрос об исполнении фирмой "Самсунг" условий контракта по погашению долгов. Наконец, в марте 1996 г. Джезказганский народный суд признает недействительным постановление кабинета министров РК и направляет соответствующее письмо на имя председателя Конституционного суда республики.

Но определение Джезказганского городского суда о принудительном взыскании долгов через наложение арестов на расчетные счета и имущество неоднократно приостанавливается председателем областного суда г-ном Угрюмовым. Однако и он в конце концов вынужден признать, что оснований не исполнять все находящиеся решения о принудительном взыскании кредиторских задолженностей с комбината нет. Но торжества по поводу одержанной победы оказались преждевременными. Уже 30 апреля 1996 г. председатель горсуда Джезказгана уведомляет кредиторов о том, что решение облсуда о взыскании кредиторских задолженностей не может быть исполнено в силу Постановления правительства РК "О мерах по восстановлению платежеспособности и предотвращению банкротства АО "Джезказганцветмет" под # 500 от 23 апреля".

Правительство намеренно пытается подвести Джезказганский медеплавильный комбинат под закон о банкротстве. В постановлении говорится, что это производится в связи с выявленными кредиторскими задолженностями, на основании чего "Джезказганцветмет" признается несостоятельным. По утверждению управляющего директора, при подписании контракта с "Самсунгом" кредиторская задолженность составляла 4 млрд. тенге и вдруг ни с того ни с сего возрастает до 10 млрд. тенге. С чего бы? А все просто: легенда о скрытых долгах нужна была фирме "Самсунг" для того, чтобы не выплачивать кредиторские задолженности.

Ситуация выглядит еще более парадоксальной при чтении официозной казахстанской прессы, где черным по белому написано, что в марте комбинатом получено самое большое количество меди - 18,5 тыс. т. Ко всему прочему становится достоянием гласности, что в течение некоторого времени фирма "Самсунг" отгрузила 50 тыс. т меди в порту Находка с дальнейшей доставкой в Южную Корею, 66 тыс. т - в Санкт-Петербург и далее в Германию и еще 70 тыс. т - в Новороссийск. Разумеется, при таких аппетитах южнокорейского монстра уже не до прочих кредиторов. Все это стало возможным из-за волюнтаристского толкования законов госчиновниками правительства РК. К тому же есть соответствующий Указ президента РК "О банкротстве", имеющий силу закона. Согласно ст. 11 п. 1, внешнее управление имуществом должника достигается соглашением между собственником и кредиторами, а не постановлением кабинета министров, которое принимается в одностороннем порядке. Согласно же закону о банкротстве, на период установления внешнего управления имуществом должника руководитель хозяйствующего субъекта отстраняется от выполнения обязанностей по управлению должником. Исходя из вышесказанного, корпорацию "Самсунг" необходимо отстранить от управления и предъявить судебный иск в международные судебные органы за невыполнение условий контракта и доведение гиганта цветной металлургии Казахстана до банкротства.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, суды не исполняют свои же решения о принудительном взыскании долгов, а правительство нарушает указ президента и Конституцию, в которых говорится о равенстве всех форм собственности перед законом.

"АЛЕМ БАНК" ПРОТИВ БАНКА "ТУРАН-АЛЕМ"

При подписании контракта между "Ноубл Коул ЛТД." и "Джезказганцветметом" гарантом с казахстанской стороны выступил второй по величине банк страны - "Алем Банк". Заметим: не коммерческий, а государственный. Общую сумму с процентами, которая составила около 12 700 000 долл., казахстанский гарант обязался уплатить по первому требованию. В соответствии же с договором о переуступке гарантии от компании "Ноубл" с ведома и согласия "Алем Банка" получил сингапурский банк.

По истечении срока поставки меди и в соответствии с условиями гарантии "Алем Банк" получил письменное требование об уплате вышеприведенной суммы. После нескольких приличествующих моменту реверансов 9 ноября 1995 г. "Алем Банк" сообщает своим сингапурским коллегам, что предъявил требование об уплате по гарантии со счетов "Джезказганцветмета". Тем самым "Алем Банк" отказался исполнить свое обязательство по гарантии.

А 15 ноября 1997 г. происходит слияние "Алем Банка" с "Туран Банком". Вновь народившееся детище признается правопреемником своих финансовых родителей и несет согласно правопреемственности ответственность по всем их обязательствам. И опять начинается сказка про белого бычка... Есть обещания, есть признание обязательств по долгам, только вот денег нет.

А между тем сумма долга растет как снежный ком. Сюда уже входят не только долг по гарантии (примерно 12 700 000 долл.), но и неустойка за неправомерное пользование чужими деньгами в течение двух лет. И сумма эта достаточно кругленькая - не менее 4 864 100 долл. плюс 198 931 долл. за издержки и расходы из-за несвоевременного исполнения обязательств по гарантии.

А между тем, согласно подсчетам руководства "Ноубла", приведенным в претензии к АО "Джезказганцветмет", сумма нанесенного ущерба и вовсе составила около 22 млн. долл.

ЧТО В ИТОГЕ

Итак, казахстанская сторона отказывается возвращать чужие деньги, равно как и не собирается выполнять свои обязательства по контракту о поставке 5 тыс. т меди.

Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, куда вынуждена была обратиться фирма "Ноубл" с иском против "Джезказганцветмета" и банка "Туран-Алем", состоялся дважды - в апреле и ноябре 1998 г.

Решение арбитражного суда было однозначным: "Джезказганцветмет" признали ответственным по всем пунктам предъявленного к нему иска.

Своим решением (в марте 1999 г.) суд обязал "Джезказганцветмет" выплатить основную сумму долга и помимо этого те издержки, которые возникли в связи с невыполнением контрактных обязательств. На слушаниях в Париже в качестве свидетеля со стороны ответчика выступал вышеупомянутый г-н Ким. Так как решения парижского суда не выполнялись, истец вынужден был обратиться в судебные органы Казахстана за принудительным взысканием. Небезынтересными с точки зрения юридической практики представляются результаты рассмотрения иска сингапурского "Банка Лимитед" против банка "Туран-Алем" в казахстанском суде. На различных уровнях судопроизводства имели место попытки откровенного давления и шантажа местных юристов, представлявших интересы сингапурского банка. После ряда протестов, представленных истцами против незаконных и необоснованных решений, Верховный суд не нашел ничего лучше, как объявить вне закона на территории Казахстана правила Международной торговой палаты.

По сути, создан прецедент, который ставит под угрозу позиции любого участника внешнеэкономических отношений, осуществляющего коммерческую деятельность на территории Казахстана с организациями, предприятиями и фирмами республики. А это означает, что Верховный суд РК сводит на нет все усилия руководства республики по созданию имиджа страны с наибольшим экономическим благоприятствованием.

@@@
Казахстан пугает инвесторов
Когда торг уместен
Кредиторы мирятся с "СИДАНКО"
Криминальные банкротства рушат экономику
Кричевский остается на ТВС
Кушать продано
Летят самолеты - привет бюджету!

Назад? В будущее!

@@

Энергетика ставит "крест Чубайса" на темном прошлом

2008-06-27 / Валерий Кузнецов







Бурейская ГЭС – как зеркало десяти лет развития электроэнергетики. От заброшенной стройки до энергогиганта.

1 июля 2008 года прекратит свое существование одна из крупнейших отечественных корпораций – РАО «ЕЭС России». Это событие знаменует не только важный этап реформы электроэнергетики, но и окончание целой эпохи в истории отрасли, связанной с именем Анатолия Чубайса.

За Чубайсом закрепилось звание главного российского реформатора. Однако сам он признается, что реформировать не любит: «Если без реформ можно обойтись, без них лучше обойтись». «Но реформы делать нужно тогда, когда их нельзя не делать», – убежден Чубайс.

Именно такая ситуация сложилась в электроэнергетике России в конце прошлого десятилетия. На начало 1998 года задолженность потребителей превышала 100 млрд. руб. Это, в свою очередь, привело к стремительному росту кредиторской задолженности «дочек» РАО. Денег не было не только на новое строительство или ремонт действующих электростанций, но и на закупку топлива. Да что там – если бы законы физики позволяли, энергетики, по примеру своих коллег из других отраслей, и зарплату получали бы киловатт-часами.

В этой обстановке в апреле 1998 года Анатолий Чубайс занял пост председателя правления РАО «ЕЭС России». Правда, тогда о реформировании электроэнергетики если и задумывались, то лишь как о перспективе – до этого в отрасли необходимо было навести элементарный порядок. В компании начался этап финансового оздоровления: Чубайс и его команда повели борьбу с неплатежами.

@@@
Назад? В будущее!
Нервная кампания без явных претендентов
Проблема подъема "Курска" тонет в водовороте аппаратных интриг
Реалистичный, бездефицитный и сбалансированный?
Рубль работает на оборону плохо
Свет и тепло в конце тоннеля
Слезы русской целлюлозы

Справка к проекту Постановления "Об утверждении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год".

@@ 2002-12-17 При публикации документов сохранены стилистика,орфография и пунктуация оригинала.



Конфиденциально

СПРАВКА

к проекту Постановления "Об утверждении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год".

I. Отчет об исполнении Программы заимствований на 2002 г.

Программой внешних заимствований ОАО "Газпром" в 2002 году предусматривалось привлечение иностранных заемных ресурсов с учетом использования ранее привлеченных кредитов на общую сумму 5,9 млрд. долл. США.

За период с января по октябрь с.г. в рамках Программы привлечены несвязанные долгосрочные синдицированные займы на общую сумму 647 млн. долл. США и необеспеченный займ на 200 млн. долл. США на 2-летний срок.

Для обеспечения корпоративных нужд Общества в дополнение к Программе привлечены несвязанные и необеспеченные экспортной выручкой среднесрочные займы иностранных и российских банков на общую сумму 785 млн. долл. США, включая дополнительные транши на сумму 125 млн. долл. США по итогам успешной синдикации кредитов. Осуществлено размещение на международном рынке 5-ти и 7-ми летних облигаций на общую сумму 1 млрд. 200 млн. долл. США.

В настоящее время завершается работа по привлечению среднесрочного кредита банковского синдиката на сумму 450 млн. долларов США.

Вместе с тем, привлечение связанных экспортных кредитов на сумму до 300 млн. долларов США не было осуществлено из-за отсутствия заявок заинтересованных подразделений, несмотря на достигнутые с рядом агентств экспортного кредитования договоренности о предоставлении необеспеченных гарантий. Неопределенность с товарной номенклатурой не позволяет завершить работу с экспортными агентствами в текущем году.

В связи с известными проблемами остается нереализованным ряд сделок по привлечению ресурсов для инвестиционных проектов. В частности, ввиду пересмотра размеров инвестиций и переноса сроков осуществления проектов отложена организация финансирования участия ОАО "Газпром" в словацкой компании СПП и строительстве перемычки Кобрин-Капушаны. Нет окончательного решения по схеме финансирования участия Общества в проекте "Запад-Восток" в Китае.

Руководством Общества принято решение не размещать акции, находящиеся на балансе ДП "Газпромфинанс Би Ви" (Голландия), что изначально предусматривалось Программой.

Всего в январе-октябре с.г. на баланс Общества и проектных компаний (Трубопроводная компания "Голубой Поток" и Газтранзит) поступило 3,7 млрд. долл. США средне- и долгосрочных заемных ресурсов. До конца года ожидается завершение сделок на сумму 0,7-0,8 млрд. долл. США.

II. Проект Программы на 2003 г.

(1) Общая задолженность и ее обслуживание в 2003 году

Четкое исполнение Газпромом своих обязательств по договорам заимствований укрепило за Обществом репутацию надежного заемщика. За 10-летнюю кредитную историю компания не допустила случая платежного дефолта, в том числе в период финансового кризиса в России во второй половине 1998 года.

К настоящему времени общая задолженность Газпрома по всем видам заимствований составляет 14,7 млрд. долларов США. Общество располагает возможностями ее обслуживания с использованием собственных и вновь привлекаемых средств.

Вместе с тем следует признать, что нынешний уровень задолженности с точки зрения способности ОАО "Газпром" по ее обслуживанию уже приближается к предельно допустимому значению. Так, привлекаемых в 2003 году по программе заемных ресурсов (3,56 млрд. долларов) будет недостаточно для обслуживания в течение года текущей задолженности по всем видам долговых инструментов. В платежи по кредитным обязательствам предстоит выделить часть экспортных поступлений.

В течение 2003 года общая сумма платежей в обслуживание и погашение ранее привлеченных и текущих заимствований составит 7,45 млрд. долларов США, в том числе:

- по ранее привлеченным долгосрочным займам - 2,90

- по краткосрочным кредитам - 2,82

- по векселям - 0,80

- по облигациям - 0,50

- по действующим кредитам, предоставленным под поручительства ОАО "Газпром" - 0,31

- по текущим заимствованиям - 0,12

(2) Особенности заимствований на внутреннем рынке.

Проектом Программы заимствований на 2003 год учитываются весьма ограниченные возможности российских банков по предоставлению Газпрому дополнительных ресурсов. Сумма выбранных займов этого сектора рынка превышает в настоящее время 2,8 млрд. долларов США. С учетом внутренних облигационных займов и суммы векселей к погашению до конца года (0,9 млрд. долларов США) ОАО "Газпром" привлек с российского рынка больше, чем банки могут предоставить в соответствии с нормативами ЦБ РФ. Это происходит ввиду превышения нормативов главным образом тремя банками - Сбербанком России, Внешторгбанком и Газпромбанком. Таким образом, в работе с российскими банками основной упор в Программе на 2003 год сделан на осуществлении револьверных операций, позволяющих по существу отложить на более поздний период окончательное погашение ранее полученных займов.

(3) Предложения по проекту Программы заимствования и размещения ценных бумаг на 2003 г.

Возможность внешних заимствований в 2003 году на рынке банковских кредитов будет определяться готовностью прежде всего зарубежных кредиторов предоставлять заемные ресурсы ОАО "Газпром" на приемлемых условиях.

Проект Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год составлен с учетом в целом благоприятной для займов ОАО "Газпром" текущей ситуации на международном банковском рынке, успешного размещения еврооблигаций и коммерческих бумаг. Как ожидается, сохранится интерес финансовых институтов к предоставлению Обществу несвязанных займов под уступку экспортной выручки, готовность зарубежных банков предоставлять ОАО "Газпром" экспортные кредиты для финансирования товарных закупок под необеспеченные гарантии ряда европейских агентств экспортного кредитования. Представляется возможным продолжить привлечение необеспеченных банковских займов на срок до 2-х лет и размещение облигаций на сроки до 10-ти лет.

Вместе с тем существует ряд негативных факторов, сказывающихся на объемах возможных заимствований в 2003 году. Прежде всего, большой текущий размер кредиторской задолженности при значительной доле краткосрочных займов, а также наличие в портфелях многих кредиторов ОАО "Газпром" долговых обязательств Общества близких к максимальным лимитам, установленным кредитными комитетами банков.

Возможности привлечения обеспеченных займов на приемлемых условиях объективно ограничиваются отсутствием соответствующего кредитного обеспечения. Обременение экспортной выручки по действующим контрактам на поставку газа западноевропейским потребителям традиционно является привлекательным, а в большинстве случаев и единственно приемлемым для зарубежных банков обеспечением займов. В итоге в действующих кредитах обременено около 70% совокупной экспортной выручки, в том числе 97% выручки по контрактам с первоклассными европейскими партнерами (хотя, по мнению экспертов Европейского банка реконструкции и развития и других банков-кредиторов, этот показатель не должен превышать 60%).

Свободный остаток обеспечения, гарантирующего ОАО "Газпром" возможность оперативной организации среднесрочных иностранных займов, в том числе для замещения краткосрочной задолженности, сводится по существу к двум необремененным контрактам (с Газ-де Франс и Газуни).

В отношении прочих незадействованных контрактов существуют те или иные ограничения, препятствующие их оформлению в приемлемое для банков обеспечение. Соответственно, не представляется возможным сколь-нибудь определенно планировать сделки с их использованием, а также конкретные сроки завершения работы по таким транзакциям.

Контракты с покупателями из стран СНГ и ряда государств бывшего соцсодружества не отвечают условиям, предъявляемым к кредитному обеспечению международными банками. Данные контракты с недостаточно надежными (с точки зрения кредитного рейтинга) покупателями газа не имеют безупречной истории и поэтому могут использоваться лишь в обеспечение кредитов российских банков.

При планировании работы принят во внимание и такой дополнительный технический ограничитель, как обязательство заемщика предоставить банкам на период синдикации условия "чистого рынка", т.е. обязательство не осуществлять одновременно аналогичные или близкие по характеру сделки.

С учетом изложенного в течение 2003 года не представляется возможным осуществление более 2-3 синдицированных на международном банковском рынке коммерческих займов с единичной суммой до 300 млн. долларов, обеспеченных уступкой (в том числе субординированной) экспортной выручки. В условиях ограниченной возможности привлечения обеспеченных займов планируется повысить удельный вес необеспеченных облигаций в общем портфеле заимствований. В дополнение к ним возможно привлечение 2-3 необеспеченных синдицированных кредитов на единичную сумму от 50 до 200 млн. долларов и срок не более 2-х лет.

Низкие ставки ЛИБОР и ЕВРИБОР, видимо, позволят в течение года привлекать кредиты на достаточно выгодных условиях. Так, стоимость обеспеченных заимствований при сохранении благоприятной ситуации на рынке банковских кредитов, как ожидается, может составить около 5,1-5,5% (ставка ЛИБОР плюс маржа в 3,3-3,7%) по процентным платежам, а в случае необеспеченных займов - 9,0-9,5%. Совокупные комиссии по привлечению ресурсов - 1,75-2,15% от суммы каждой сделки.

Таким образом, возможности по привлечению в 2003 году заимствований (без учета сделок, структурированных на принципах проектного финансирования, заделов на последующий год и дополнительного облигационного займа для финансирования программы реконструкции газотранспортной системы) оцениваются примерно в 3,56 млрд. долларов США.

При выборе банков-организаторов кредитов и займов будет учитываться сложившаяся в Газпроме практика и критерии отбора. Главными среди них остаются: (а) надежность и авторитет банка на международном финансовом рынке, (б) наличие опыта организации аналогичных сделок (и для Газпрома в частности) на российском рынке, (в) возможность обеспечить 100-процентную подписку на всю сумму привлекаемого кредита, (г) синдикационные возможности, (д) стоимостные условия и сроки кредита, (е) дополнительный комфорт для заемщика в виде обязательства предоставить при необходимости промежуточный кредит, организовать дополнительно необеспеченное финансирование и т.д.

С учетом изложенного предлагается утвердить Программу заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год.

@@@
Справка к проекту Постановления "Об утверждении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год".
Станет ли Совет Федерации филиалом "Альфа-групп"?
ТВ-6 вернется через полгода
Цены на новостройки могут вырасти
Чернобыльцы при Остапе
Шел в прокуратуру - попал в ФСБ
Экономика работает на Путина

Экономика: коротко

@@

Меры по обеспечению электроэнергией и теплом; Выпуск новых госбумаг; Россия произвела платеж Парижскому клубу; Переговоры по экспорту холоднокатаной стали в США.

1999-12-09



Меры по обеспечению электроэнергией и теплом

КОМИССИЯ правительства РФ по оперативным вопросам утвердила перечень мер для гарантированного снабжения теплом и электроэнергией населения и отраслей экономики в зимний период 1999/2000 г. Комиссия поручила Минфину, МНС и Минтопэнерго погасить кредиторскую задолженность федерального бюджета перед бюджетными организациями по оплате потребленных ресурсов за счет увеличения дополнительных доходов бюджета в IV квартале 1999 г. от предприятий ТЭК. Минтопэнерго, "Газпрому" и РАО "ЕЭС России" поручено обеспечить выполнение заданий по производству топливно-энергетических ресурсов в объемах, предусмотренных на IV квартал 1999 г. и I квартал 2000 г., а МПС - обеспечить ритмичную подачу вагонов в соответствии с заявками для перевозки экибастузского и кузнецкого угля без авансовых платежей.

Выпуск новых госбумаг

МИНИСТЕРСТВО финансов РФ намерено в ближайшее время разместить новые краткосрочные государственные дисконтные рублевые облигации на общую сумму, эквивалентную 300 млн. долл., сообщила начальник департамента управления внутренним госдолгом Минфина РФ Белла Златкис. По ее словам, эти облигации будет предложено приобрести инвесторам, имеющим средства на счетах типа "С", на которые переводятся деньги в ходе новации "замороженных" ГКО-ОФЗ. Златкис отметила, что Минфин планирует осуществить выпуск нескольких облигаций с разными (но не более года) сроками погашения. Она напомнила, что Банк России по условиям новации ГКО-ОФЗ должен был провести 12 аукционов по продаже валюты нерезидентам на средства от новации ГКО, на каждом из которых предполагалось продать нерезидентам 50 млн. долл. "ЦБ провел только 6 валютных аукционов. Остальные будут проведены в виде размещения госбумаг с правом конвертировать выручку, получаемую инвесторами от погашения этих бумаг", - подчеркнула начальник департамента Минфина.

Россия произвела платеж Парижскому клубу

РОССИЯ осуществила запланированный платеж членам Парижского клуба в размере 170 млн. долл. Как сообщил источник, близкий к правительственным кругам, данная "выравнивающая" выплата, которая ставит в одинаковые условия всех кредиторов клуба, предусмотрена принятым в начале августа текущего года Меморандумом о рассрочке платежей, приходящихся на 1999-2000 гг. (включая невыплаты клубу в 1998 г.). Источник пояснил, что после августовского кризиса 1998 г. Россия не в полном объеме обслуживала свои обязательства перед рядом кредиторов и данный платеж предназначен для того, чтобы уравнять их положение.

Переговоры по экспорту холоднокатаной стали в США

@@@
Экономика: коротко