"Лысенко не трогайте, головы рубить будем!"

@@

Взаимоотношения Академии наук и властей в воспоминаниях Александра Несмеянова

1999-09-09 / Андрей Ваганов



На сессии Верховного Совета СССР. Депутаты А.Н. Несмеянов и актриса МХАТа А.К. Тарасова. 1960.

Фото из книги: А. Н. Несмеянов. "На качелях XX века"
СЕГОДНЯ, 9 сентября, исполняется 100 лет со дня рождения Александра Николаевича Несмеянова, одного из самых авторитетных президентов Академии наук за всю ее историю. Фигура эта знаковая, символичная. И хотя период, в течение которого ему довелось возглавлять академию (1951-1961 гг.), никак не назовешь простым и спокойным (прежде всего в политическом смысле), сам Александр Николаевич оставался удивительно цельным, уверенным в себе. И как человек, и как ученый, и как организатор науки.

Однажды про одну из сотрудниц, занимавшуюся изучением какой-то химической реакции, он сказал: "Ну как она может сделать эту экспериментальную работу аккуратно, когда у нее шов на чулке набок всегда!" Конечно, по мнению академика Несмеянова, органический синтез был органически несоединим с таким разгильдяйством.

"Я был на втором курсе, когда открылось новое здание университета. Несмеянов нам читал лекции по органической химии, - рассказывает Юрий Бубнов, член-корреспондент РАН, директор Института элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН. - Диплом я делал на его кафедре. Нередко можно было наблюдать такую картину. Шел Несмеянов по коридору МГУ, на полшага сзади - два "больших" академика, еще на полшага шли четыре академика, потом - члены-корреспонденты. Профессора... "Свиньей" идут - шутили в университете. Манера говорить его была мягкой, спокойной. Лекции читал медленно, часто складывал руки на груди, задумывался. Но когда он сидел в президиуме, его взгляд был всегда как бы отсутствующим, прозрачным. Редко повышал голос. Но чувствовалось, что это - "патрон", хозяин. Его всегда слушались. Он говорил тихо, медленно, но если давал распоряжение, оно выполнялось всегда".

В эти дни в Москве под эгидой Международного союза теоретической и прикладной химии и ЮНЕСКО проходит юбилейная сессия, посвященная 100-летию Несмеянова. К этим же дням подоспели и мемуары Александра Николаевича Несмеянова - "На качелях ХХ века" (М., "Наука", 1999 г., 2000 экз.). Написанные в основном в декабре 1973 года, за семь лет до смерти автора, они никогда раньше не издавались.

Тема "наука и власть", неисчерпаемая само по себе, у нас в стране всегда была особенно актуальна и даже в "золотой век" советской науки, 50-70-е годы, имела особый оттенок и массу нюансов, о которых становится известно только сейчас. Воспоминания Александра Несмеянова дорогого стоят в этом смысле.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Кажется, впервые, например, мы теперь знаем, какой конкретно эпизод стал катализатором печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Академик Несмеянов с 1947 г. был председателем Комитета по Сталинским премиям СССР в области науки и техники. Комитет после тщательного отбора лишь предлагал работы на соискание премии. Утверждались же лауреаты - "на верху"...

"Заседание, на котором я присутствовал впервые, происходило в кабинете Сталина в кремлевском здании Совета Министров (в 1947 г.) <...>

Через какое-то время после начала доклада, но когда рассмотрение еще не было окончено, события приняли неожиданное направление в отвлечение от "повестки дня" или скорее от "повестки ночи". Сталин обратился к младшему Жданову (Юрию Андреевичу) (Ю.А. Жданов - зав. Отделом науки и высшей школы ЦК. - А.В.), спросив, что это такое за доклад он делал в Политехническом музее по поводу Лысенко. Надо сказать, что об этом на днях сделанном докладе много говорили в Москве, особенно в научных кругах, и те, с кем я мог разговаривать, радовались и хвалили Ю.А. Жданова. Юрий Андреевич ответил в таком роде, что он критически разбирал в свете современной науки теории Лысенко, что лысенковские воззрения с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, что они тормозят и тянут назад всю биологическую науку.

"Кто вам поручал этот доклад?" - последовал вопрос Сталина, в голосе его слышался металл. Юрий Андреевич уже стоял и, слегка побледнев, твердо отвечал, что он делал доклад по собственной инициативе <...> Сталин: "Как же так? Наше сельское хозяйство живет и дышит работами Лысенко, а вы идете против него и пытаетесь его дискредитировать. Слыхано ли у нас, чтобы работник ЦК проявлял собственную линию, выступал по собственной инициативе?! Ну-ка, скажите мне" (это уже в сторону членов Политбюро). - Голоса: "Так не бывает, это неслыханно". Шепилов (заведующий Отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), в который входил и Отдел науки ЦК. - А.В.) сидит бледный рядом с Ю.А. Ждановым (он как начальник отвечает за действия Ю.А. Жданова).

Сталин далее говорит: "Вот что. Вам надо подумать (как будто в сторону Шепилова), как ликвидировать сделанное, дезавуировать это выступление, поднять Лысенко. Только так, чтобы Юрия Жданова не ударить, ведь он это по младости и непониманию, а намерения у него были хорошие".

Так родилась знаменитая сессия ВАСХНИЛ 1948 г., чуть ли не на 20 последующих лет утвердившая лысенкоизм и затормозившая развитие биологической науки".

Причины прямо-таки мистической любви Сталина, а затем и Хрущева (об этом ниже) к академику Трофиму Денисовичу Лысенко до сих пор предмет многочисленных исследований и дискуссий для историков науки. Лично мне это напоминает раннефеодальное отношение к науке и к ученым как к придворным алхимикам: авось и добудут для своего барона способ превращения ртути в золото. Почему бы нет?! Абсолютное оружие, атомную бомбу, ведь создали! Остались сущие пустяки: найти способ накормить народ семью хлебами. Но зависимость тут получалась обоюдной. По мнению современников, Сталин не был компетентен в науке, но доверял ей абсолютно. "На заседании <Комитета Сталинским="" по="" премиям=""> в 1948 г., происходившем уже после постановления Совета Министров СССР о строительстве МГУ (в 1948-1951 гг. академик Несмеянов был ректором МГУ им. М.В. Ломоносова. По его инициативе и под его руководством был построен комплекс зданий МГУ на Ленинских горах. - А.В.), я чувствовал необходимость выразить Сталину благодарность за это решение, так много значившее для нас, работников МГУ, а как теперь ясно, и для всей страны. Когда заседание окончилось и Сталин еще стоял за председательским столом, я подошел к нему и кратко поблагодарил за МГУ. Его ответ был еще короче, и я его помню дословно: "Исполняю свой долг", - сказал он".

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Если правда, что от любви до ненависти всего один шаг, то в господской любви к своему вассалу это расстояние еще короче. Следующий руководитель государства, Никита Сергеевич Хрущев, с которым Несмеянову пришлось столкнуться в ранге президента АН СССР, в полной мере подтвердил эту народную примету.

Конфликт между Хрущевым и Несмеяновым был подобен торфяному пожару: пламя редко прорывается на поверхность, но внутри температура неимоверная. Александр Николаевич и в 1973 г., когда писал свои мемуары, был очень сдержан, рассказывая о своих взаимоотношениях с Хрущевым. Но многое читается и между строк. И опять появляется почти демоническая фигура Лысенко. "Разговорились однажды мы с И.В. Курчатовым, который был тогда членом президиума Академии наук, о невыносимом положении в биологии, задавленной лженаукой. Решили напроситься на прием к Н.С. Хрущеву, чтобы поговорить на эту тему. В кабинете у Н.С. Хрущева инициативу разговора захватил напористый Курчатов и начал ее не слишком удачно - с выгод, которые США получали от гибридных сортов кукурузы и которых мы лишаемся из-за предвзятого отношения к современной генетической науке. Я, сколько мог, поддакивал, а Н.С. Хрущев оживился, полез в письменный стол и достал тяжелые, толстые, более чем полуметровой длины кукурузные початки, погрозил ими и сказал: вот, дескать, какая у нас кукуруза, что вы мне рассказываете о сельском хозяйстве, в котором не вы, а мы понимаем. Ваше дело физика и химия, а в биологию вы не лезьте <...>.

На обратном пути я зашел к управляющему делами Совета Министров, там меня застал звонок Хрущева: "Тов. Несмеянов, только вот что - Лысенко у меня не трогайте, головы рубить будем!" На этом мы и расстались".

Относительно недавно, 14 февраля 1995 г., Комиссия по рассекречиванию документов КПСС сняла гриф с одного из них. "Мы разгоним к чертовой матери Академию наук", - заявил 11 июля 1964 г. первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев ("ВИЕТ", 1999, N 1, с. 167). Хрущев считал АН СССР чрезвычайно громоздкой, плохо управляемой и оторванной от реальных нужд народного хозяйства организацией.

В мае 1959 г. на высшем партийном уровне Н.С. Хрущев выдвинул предложение о реорганизации АН СССР путем ее раздробления на несколько академий. Несмеянову некоторое время удавалось отводить от академии эту угрозу. Но события развивались уже необратимо. 3 апреля 1961 г. партийное руководство СССР и правительство СССР принимают постановление, в соответствии с которым из Академии наук СССР были переданы в различные отраслевые министерства и ведомства значительная часть учреждений и занятых в них научных работников. В целом по АН СССР были переданы 92 учреждения с общей численностью сотрудников более 20 тыс. человек. Это составило почти половину всех научных учреждений АН СССР и одну треть численного состава ее сотрудников.

"У меня все в большей мере начало складываться убеждение, что многие действия Н.С. Хрущева вызывались его точкой зрения: чтобы часы ходили, их почаще нужно встряхивать. Такое "трясение" в применении к Академии наук было единственным доступным Хрущеву способом управления этим организмом. Способ этот применялся все чаще", - констатирует Несмеянов.

Как пишут в уже цитированном журнале "ВИЕТ" Виталий Афиани и Симон Илизаров, "строптивость Академии и непослушание по ряду вопросов привели в конце апреля 1961 г. к очередному конфликту и очередной угрозе Хрущева - распустить Академию. Президент Академии наук А.Н. Несмеянов вынужден был ответить: "Ну что же, Петр Великий открыл Академию, а Вы ее закроете". Итог: 4 мая 1961 г. А. Н. Несмеянов направил в Президиум АН СССР заявление об отставке, а 19 мая Общее собрание АН СССР освободило его от обязанностей президента".

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Однако "черно-белого кино" не получается. За время президентства Несмеянова организовано более 25 новых академических институтов.

28 марта Общее собрание АН СССР рассмотрело и утвердило новый устав академии. Как отмечается в предисловии только что вышедшей книги "Уставы Российской академии наук. 1724-1999" (М., "Наука", 1999), "это было первым в истории Академии наук актом самостоятельного утверждения собственного устава, право на которое она получила от правительства".

Сам Несмеянов очень гордился тем, что ему удалось создать Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); была организована государственная информационная служба и начат выпуск многосерийного "Реферативного журнала".

Справедливости ради необходимо отметить, что и тут было не все так просто. Академическое сообщество тоже отнюдь не было таким сплоченным и монолитным, как это может показаться сегодня. Мало того, часто оно сознательно провоцировало Хрущева к неадекватным шагам. Вот как описывает одну из самых принципиальных коллизий Несмеянов. "Академики М.А. Лаврентьев и С.А. Христианович от своего имени обратились к Н.С. Хрущеву с предложением организовать Сибирское отделение Академии наук, построив научный городок близ Новосибирска, с тем что они и ряд других академиков переедут туда для работы и жительства. Положительное решение Советом Министров было принято без консультации с Академией наук. Подоплека здесь была такая: академик М.А. Лаврентьев, бывший также академиком АН УССР и ранее живший в Киеве, по деятельности в украинской АН был знаком с Н.С. Хрущевым, и Хрущев принимал его в Кремле, когда Лаврентьев просил об этом".

Появившееся вскоре постановление Совмина предусматривало подчинение Сибирского отделения АН Совету Министров РСФСР и финансирование по бюджету РСФСР отдельной строкой. (Вся Академия наук финансировалась отдельной строкой по бюджету СССР.) Строительство новосибирского Академгородка велось потрясающими темпами: ежедневный расход составлял 1 млн. рублей!

Однако дело принимало куда более серьезный оборот, чем просто борьба академических кланов и амбиций. "В начале работы Сибирского отделения и организационных решений по этому отделению я присутствовал на заседании в Кремле, на котором Н.С. Хрущев поднял вопрос о том, не следует ли СО превратить в Академию наук РСФСР. Действительно, все союзные республики, кроме РСФСР, имели свои Академии наук <...>. После выступления Н.С. Хрущева я попросил слово и изложил некоторые из <...> соображений, обращая особое внимание на низведение академиков АН СССР в академики АН РСФСР. М.А. Лаврентьев не отстаивал ни той, ни другой точки зрения. Чувствовалось, что "низведение" академиков ему затруднит работу, с другой стороны, уже с 1957 г. Лаврентьев был не только председателем Сибирского отделения, но и вице-президентом Академии наук СССР, и его стремление быть самостоятельным хозяином в своем деле было удовлетворено, поскольку президиум Академии наук и президент старались во всем ему помогать и никак не хотели, да и не могли препятствовать. А кроме того, он имел основания думать, что по первой его просьбе Н.С. Хрущев всегда его примет и выполнит его просьбы и предложения".

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

@@@
"Лысенко не трогайте, головы рубить будем!"
"Чистое искусство" и практика
9-11 октября
В ожидании нового цикла
В погоне за золотым тельцом,
Возмездие ждет даже всесильных
Вьетнам между Тигром и Евфратом

Даешь подлодку!

@@

Будут ли в России марки, посвященные 100-летнему юбилею подводных сил?

2003-02-07 / Владимир Лодкин



Марки являются не только предметом коллекционирования, но и своего рода говорящими носителями истории и культуры Отечества. Почему говорящими? Потому, что в марках запечатлены наиболее значимые события и известные люди в истории государства и общества, зафиксированы серьезные достижения в науке, искусстве, образовании, здравоохранении. Одним словом, марки как зеркало истории отражают практически все важные стороны общественной жизни.

Сегодня существуют десятки тысяч различных марок на всевозможную тематику, посвященных важным военным, политическим событиям, а также культуре, искусству, науке, спорту и т.д., словом, всему тому, что связано с деятельностью общества. И именно этот факт способствует постоянному пополнению огромной армии коллекционеров почтовых знаков - филателистов. Но, как показывает опыт филателистов, относительно редко встречаются в филателии поклонники чисто морской тематики. И уж совсем уникален опыт коллекционирования марок, посвященных тематике подводного флота.

Сегодня можно пересчитать по пальцам выпущенные марки, посвященные подводному флоту. Но главное, что из какого-то десятка марок, циркулирующих во всем мире, с изображением подводных лодок, одна треть выпущена в бывшем СССР.

Первая марка по тематике отечественного подводного флота вышла в 1962 году в серии марок "Герои Советского Союза". Она была посвящена прославленному подводнику Северного флота Магомеду Гаджиеву, командиру бригады подводных лодок СФ, геройски погибшему в одном из походов на ПЛ "К-23" в 1942 году. Именем Магомеда Гаджиева назван один из кораблей СФ, а также пункт базирования объединения подводных лодок Северного флота. Характерно то, что марка с портретом Гаджиева выпущена именно в 1942 году. Марка ценна и тем, что на сегодня ни один из более чем 100 героев-подводников СССР и России не удостоился еще такой чести - запечатлеться навечно в истории филателии.

Вторая марка, выпуска 1970 года, посвящена легендарной ПЛ "Ленинский комсомол", которая первой в отечественном атомном подводном флоте покорила в 1962 году Северный полюс.

Третья отечественная марка, выпуска 1973 года, посвящена ПЛ "Красногвардеец" - подводной лодке типа "Декабрист". "Декабрист" - одна из первых подводных лодок советской постройки. Экипаж ПЛ составлял 53 человека. Подводная лодка этого типа "Красногвардеец" была заложена 5 марта 1927 года, спущена на воду 12 июля 1929 года. А вступила в состав ВМФ 14 ноября 1931 года. ПЛ "Красногвардец" Северного флота в период Великой Отечественной войны достигла выдающихся успехов. За 7 боевых походов она потопила 9 кораблей и транспортов противника, два повредила. За отличное выполнение боевых задач, мужество и героизм экипажа под командованием капитана 3 ранга М.Бибеева 17 января 1942 года награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля 1942 года ей присвоено гвардейское звание. Это был первый корабль ВМФ, удостоенный таких высоких отличий.

Следующая марка посвящена гвардейской ПЛ "С-56". Легендарная ПЛ "С-56" (командир - капитан 2 ранга Г.Щедрин, с 5 ноября 1944 года - Герой Советского Союза, впоследствии вице-адмирал), которая перешла с Тихоокеанского на Северный флот, совершила 8 боевых походов, уничтожила при этом 9 и повредила 4 вражеских корабля и транспорта. 3 марта 1944 года ПЛ "С-56" была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года стала гвардейской.

К 300-летию ВМФ была выпущена серия из шести марок, посвященных отечественным кораблестроителям. В их числе три марки, посвященные первым отечественным подводным лодкам и их конструкторам, в том числе первой в мире цельнометаллической ПЛ конструктора К.Шильдера; подводной лодке типа "Барс" конструктора И.Бубнова; подводной лодке типа "Декабрист" конструктора Б.Малинина.

Дополнительно в 1996 году была выпущена в серии из пяти марок, посвященных 300-летию Российского флота марка, посвященная легендарной подводной лодке "С-13", под командованием капитана 3 ранга А.Маринеско, уничтожившей фашистский транспорт "Вильгельм Густлав" с личным составом более 100 экипажей германских подводных лодок на борту.

С тех пор уже шесть лет марки, посвященные подводному флоту, не выпускаются. Таким образом, практически за всю историю подводного флота России не выпущено и десятка марок.

Близится 100-летний юбилей подводных сил России. Это не только юбилейная, но и знаковая дата. Ведь судьба отечественного подводного флота и самой России неотделима. И нам есть чем гордиться. В XX веке в России построены сотни подводных лодок, испытаны десятки новых проектов. Подводные атомоходы за последние каких-нибудь 50 лет совершили сотни походов во все точки Мирового океана, десятки походов в Арктику. Только за последние 50 лет в СССР и России построено более 200 атомных ПЛ. Успехи нашего Отечества в освоении подводной техники и Мирового океана столь очевидны, что даже далекая Индонезия выпустила в 1964 году марку с изображением нашей подводной лодки 613-го проекта. И сегодня подводные силы являются важнейшим военно-политическим фактором безопасности России. Ведь почти 60% ядерного потенциала сосредоточено на российском подводном флоте.

Было бы правильно, если бы на будущих отечественных марках нашлось место первой боевой русской подводной лодке "Дельфин", принятой в состав Императорского флота 5 июня 1904 года; "Пантере" типа "Барс", которая 31 августа 1919 года одержала первую победу в борьбе с интервенцией, потопив английский эсминец "Виттория"; легендарным подводным лодкам времен Великой Отечественной войны типа "С", "Л", "Щука", "Малютка". Безусловно, на будущих почтовых знаках, посвященных подводной тематике, должно найтись место и первым отечественным атомным ПЛ, покорявшим просторы Северного Ледовитого океана, ракетным АПЛ, осуществившим первые пуски баллистических ракет из подводного положения, первым атомным подводным лодкам, совершившим первое автономное кругосветное плавание в истории отечественного атомного подводного флота.

@@@
Даешь подлодку!
Девушка пела в церковном хоре...
Дело Пиночета: новый этап?
Европейское сафари Муамара Каддафи
Его оружье – лира
Еще один диктатор арестован
За неимением Рейхстага

Иголка принцессы Дианы

@@

На Госпремию Николай Цискаридзе купил мебель

2001-07-13 / Александр Щуплов Несмотря на свою юность, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе уже довольно именит: самый молодой Народный артист России, дважды лауреат "Золотой маски", в День независимости России получил Государственную премию.

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 23 года он стал заслуженным артистом России. Сегодня он - звезда Большого театра, народный артист России, обладатель многих наград: от хореографического приза "Душа танца" (по номинации "Восходящая звезда") в апреле 1996 года до Государственной премии России, врученной ему в июне 2000 года (см. "НГ" от 16.02.01 и 15.06.01). Альберт в "Жизели", Джеймс в "Сильфиде", Ферхад в "Легенде о любви", все это - Николай Цискаридзе. Сегодня солист Большого живет в Москве, в собственной квартире на Комсомольском проспекте.



- Для начала давайте определимся, как вас называть для наших читателей - как в жизни, или "с отчеством", или официально "господин Цискаридзе"?

- Дома меня зовут Ника. Для русскоязычных я - Коля (так меня называют и на работе), но в некоторых инстанциях меня называют Николай Максимович. Это, правда, очень приятно, но как-то не вяжется с моим возрастом - 27 лет.

- Должен ли художник заниматься политикой? У нас сейчас в Думе сидят несколько питомцев муз: кинорежиссеры, артисты, певцы...

- Наверное, и такие люди должны быть. Лично я не чувствую в себе склонности к этому. Но если люди имеют к этому способности, почему бы нет? Рональд Рейган - бывший актер...

- ...Билл Клинтон играл на саксофоне.

- Лично для нас играл: когда в 1995 году мы с училищем ездили в Америку, он на приеме сыграл нам на саксофоне... А вообще нет ни одного известного в мире президента или королевы, перед которыми я не танцевал.

- Какой король или президент вам показался лучшим зрителем?

- Принцесса Диана. По протоколу она не имела права выделять кого-то из артистов. Но после выступления ко мне подошла ее переводчица и сказала: мол, принцесса отметила ваше выступление, и вам будет передан от нее букет, который она не может преподнести лично по соображениям протокола. К букету была приколота карточка с именем принцессы Уэльской. У меня где-то сохранилась и карточка, и даже иголочка, которой она была приколота.

- Иголочкой принцессы никого не укалываете? Все-таки такая честь - быть уколотым иголкой самой принцессы Дианы!

- Говорят, у меня достаточно колкий язык. Так могу уколоть...

- Коля, вы политикой интересуетесь?

- Я стараюсь, конечно, смотреть телевизор. Мне достаточно тяжело вникать во что-то. Для меня политика - шахматная доска, на которой все время что-то меняется. Я и в театре-то не успеваю понять, как у какого директора называется должность. Честное слово! Боюсь все время перепутать эти названия.

- Начальство надо знать не только в лицо, но и по должности!

- Клянусь вам, я половины начальников не знаю. У меня иногда бывают такие смешные ситуации: думаю - передо мной директор, а оказывается совсем другой человек. А из правительства я знаю, что мэр Москвы - Юрий Лужков, потому что много раз видел Юрия Михайловича на наших спектаклях или приемах.

- А кто президент России, вы знаете?

- Конечно, знаю - Владимир Владимирович Путин. Он тоже бывал на моих спектаклях, а я - в Кремле на новогоднем приеме. Еще видел Касьянова, даже был ему представлен в ложе. А остальных всегда боюсь перепутать. Так что я не очень хорошо разбираюсь в политике и политиках. Кого чаще показывают по телевизору, тех и знаю. Единственно, что могу сказать: меня коробит, когда смотрю юмористические телепрограммы о нашем правительстве.

- Вы имеете в виду передачу "Куклы"?

- Да, всякие "Куклы"... Когда высмеивают именно так, я считаю, это не красит правительство. Например, меня жутко коробила во время полуторамесячных гастролей в США кампания, развернутая против президента Клинтона в связи со скандалом с Моникой Левински. Я считаю ужасным положение вещей, когда во всех газетах обсуждается детородный орган Клинтона: сколько в нем сантиметров, в какую сторону кренится и т.д. Ощущение такое, что в нашей стране все движется к этому. По-моему, мы не должны так поступать, раз выбрали этих людей и голосовали за них. Это нас не красит.

- Женщина в политике - это хорошо или плохо?

- А чем женщина хуже мужчины? Могу сказать, что многие женщины гораздо быстрее соображают, чем мужчины. Я не придерживаюсь того, что должен быть только патриархат, хотя и феминистическое движение тоже не очень воспринимаю.

- Теперь приобретете врага в лице Маши Арбатовой - нашей главной феминистки.

- Ну почему же? Если она не приобрела врагов в лице мужчин и спокойно живет...

- Кто Николай Цискаридзе по политическим взглядам?

- Я не знаю. Я прежде всего - за искусство. А вообще, мне хочется, чтобы пенсионеры получали хорошие пенсии, люди хорошо зарабатывали, чтобы уровень жизни в стране был хороший. Вот я - за это и за того, кто будет этому способствовать... И еще я - за свободу передвижения: пусть она останется такой, как сейчас есть! Это очень важно для моей профессии.

- Ходят слухи, что балетом управляет мафия - эстетическая, голубая, семейная...

- Неправда! Есть, конечно, такое явление, как актерские дети, и им - не всем! - бывает гораздо проще: их кто-то может защитить. Расскажу о своем опыте: я - человек, который пришел в балет со стороны и при поступлении в театр оказался как бы сиротой: ни мамы, ни папы - никого, разве что знакомые. Всего, чего я добился, я добился только благодаря своим способностям и тому, что все великие люди, которых я называл выше, в меня поверили и совершенно бескорыстно мне помогали. Только благодаря этому, а никакой не мафии! И вообще все становится очевидным в свете рампы. У нас есть очень много раскрученных звезд, о которых пишут: "гениальная, божественная, необыкновенная, супермодель" и т.д. Но вот человек выходит на сцену, и для профессионала становится ясно, кто перед ним. Зрителя часто не обманешь!.. Когда я шел в Большой театр, мой школьный педагог, Петр Антонович Пестов, очень этого боялся и говорил, что у меня ничего не получится, потому что есть кланы. Я в ответ сказал: пойду прорываться! Если человеку суждено что-либо совершить, он это совершит.

- Получается, вы приняли сторону какого-то клана.

- Нет, я принял сторону самого себя.

- Можно дружить в искусстве?

- Нет! Мой друг - это Марина Тимофеевна Семенова. Для меня этот человек стал в театре не только моей второй матерью - когда моя мама скончалась, она стала для меня всем. Это один из моих самых близких друзей в театре. За девять лет, что мы вместе, я не видел от нее ничего, кроме хорошего... А со своими коллегами у меня дружбы не получилось, потому что я человек принципиальный, и если вижу черное, не скажу, что белое!

- Можно промолчать или спрятаться за улыбку.

- Можно. Но улыбка может скрыть, а глаза - не скрывают.

- Как вы относитесь к своим врагам: даете им сдачи или по-христиански подставляете им вторую щеку?

- В искусстве нельзя подставлять щеку. Обязательно надо давать сдачи, иначе тебя сожрут и тебя просто не станет. Так получалось, что мне достаточно часто приходилось давать отпор. Я никогда не пойду первым, но, если мне мешают, не буду молчать. Не понимаю тех людей, которые это делают. В таком случае в искусстве все кончено, можешь сворачивать удочки.

- Можно ли жить на зарплату, которую вы получаете в Большом?

- Я же живу. Надо уметь соразмерять свои возможности. Когда мы с мамой приехали в Москву, мы очень нуждались, жили на гораздо меньшие деньги, сводили концы с концами - и ничего! Я вырос. К сожалению, мама скончалась.

- Государственная премия получена. Что-нибудь изменилось в жизни?

- Ничего! Я попытался ее благоразумно потратить.

- На что?

- На обстановку в квартире.

- Новые стулья?

- Новая мебель!

- Изменилось ли после получения Госпремии к вам отношение в театральном мире?

- Никак! Те, кто любил, продолжают любить, те, кто не любил, никогда не полюбят!

- Какой в таком случае смысл получать Госпремию?

- Как какой? Президента увидел. Чуть-чуть пообщались. Он выпил с нами шампанское, буквально с каждым чокнулся... Потом там было такое количество замечательных людей! Я сидел в одном ряду с Нееловой и Яковлевой. Рядом сидел Маковецкий, впереди меня сидели Фрейндлих, Ульянов, Демидова... Посидеть рядом с такими актерами - и то приятно. Мы с Вишневой сидели и не верили, что видим их живьем!

- Кто для вас идеал женщины?

- Для каждого человека идеал женщины - это его мать. У меня была замечательная мама. Она была физиком, работала педагогом.

- Что же яблочко от яблони так далеко укатилось?

- Наверное, потому, что мама всегда разрешала мне все делать по-своему, она считала, что у меня должно быть свое мнение обо всем... Помимо этого у меня есть много женских идеалов - я обожаю Вивьен Ли, очень люблю Одри Хепберн, Марию Каллас. Обожаю Пугачеву - это мой идеал на русской эстраде.

- Вы с Аллой Борисовной не знакомы?

- Не знаком, но я очень давнишний ее поклонник: наряду со сказками на пластинках - я собирал пластинки Пугачевой.

- Может быть, после выхода интервью она вам позвонит и скажет: "Коля, это Пугачева". А вы, как Наталья Медведева, ответите: "Это какая Пугачева?"

- Я так не скажу, потому что этот голос я узнаю из миллиона... Еще я обожаю Елену Васильевну Образцову. Для меня это идеал актрисы и женщины, которая ничего не боится. Я уж не говорю о таких богинях, как Уланова, Семенова, Максимова, с которыми мне удалось встретиться по жизни.

- В чем тайна обаяния женщины? Вы пытались разгадывать?

- Я считаю, что не надо разгадывать тайны, это уже становится непривлекательным.

- Какой самый большой недостаток и самое большое достоинство у женщины? Есть вообще у женщины недостатки?

- Наверное, есть, но у каждой это проявляется по-разному. Все зависит от личности: кому-то нравится белый цвет волос, кому-то черный, кому-то нравится веселая женщина, кому-то не нравится... Я уважаю прежде всего сочетание красоты и таланта. Когда человек талантлив, все, что он ни делает, делает его безумно красивым. Приведу пример - не женский, а мужской: я много общался с Владимиром Викторовичем Васильевым - в репетиционном: он мне что-то показывал, объяснял, ставил.

Очень часто мы ругались по поводу постановок - я отстаивал свое мнение. Но, когда Васильев начинал двигаться, я видел гениально созданного человека. Он гениален, когда двигается, от него невозможно глаз отвести. Несмотря на то, что у него для танцовщика весомый возраст и он не в классической форме, но когда Васильев просто двигал руками, это уже было очень красиво. И это все при том, что мы могли ругаться, вернее, спорить, и он не всегда со мной соглашался. В момент своего творчества каждый талантливый человек красив!

- А кто скажет, что Марина Цветаева, Лайза Минелли, Барбра Стрейзанд - не красавицы?

- Для меня Барбра Стрейзанд не просто красавица - она гений красоты.

- А идеал мужчины?

- Здесь сложнее, потому что мужчины далеки от идеала. Есть какая-то песня: "Мужчина - ангел с виду, мужчина - демон в глубине". Наверное, это правда. Как актер я обожаю Роберта Тейлора, из наших - Алексея Баталова: этот человек мне интересен, он потрясающий чтец, феноменально озвучивает мультфильмы. Все, что он делает, мне очень нравится: с самого детства - и до сих пор.

- Стихи писали в юности?

- Никогда. Я бесталанный человек.

- А если влюблялись, чем завоевывали? Как не написать любимому человеку стихи?

- Ничем не завоевывал. Пушкин до меня написал гораздо лучше. Зачем же я буду писать? Человек должен делать все очень хорошо. Для меня те, кто пишет стихи и сочиняет музыку, - уже что-то космическое. У меня таких способностей нет.

- От высоких материй перейдем к более простым: вы носите длинные волосы. В школе, наверное, учителя требовали постричься?

- В школе я всегда носил то, что считал нужным. Я вообще делаю то, что считаю нужным. К тому же в школе я был коротко стрижен. Когда вышел из стен школы, стал стричься так, как считаю нужным, как вижу себя на сцене. В жизни мне абсолютно все равно, как я выгляжу. Если кому не нравится - пусть не смотрят.

- А вот эта пятичасовая щетинка на щеках, вы ее всегда носите?

- Достаточно часто! Я не люблю бриться.

- И что - разрешают с щетинкой выходить на сцену?

- Нет. Перед выходом меня гримируют - и ничего этого не будет видно.

- Почему вы не заведете дома кошку?

- За ней надо ухаживать. Кошка - это ответственность. Когда я жил в коммунальной квартире здесь, моя соседка завела котенка. Мы, все соседи, его пестовали. Я обожал эту черную кошечку и был к ней очень привязан. Живое существо - это ответственность.

- За вас кто-нибудь несет ответственность?

- Я сам за себя отвечаю.

- Просто киплинговская кошка, которая гуляет сама по себе!?

- Да, я кошка, которая гуляет сама по себе.

- Все ли вы получили от жизни, что хотели?

- Господи, как можно об этом говорить в 27 лет? Нет, конечно. У меня дома стоит жираф из красного дерева. Я привез его из ЮАР. На его шею я вешаю на ленточках свои награды. Шея у него очень длинная. Хватит на многие новые награды... Впрочем, это совсем не то, что я хочу получить от жизни. Самое главное - завоевать уважение людей. Когда я стал участвовать в телепередаче "Взгляд", то в метро - а я пользуюсь общественным транспортом - ко мне стали подходить люди, некоторые благодарили за то, что я отстаивал свои взгляды и идеи. Мне было это очень приятно. И вообще лучшая похвала для меня, если скажут: "Ну вот, человек ведет себя честно!" У Блока есть замечательное стихотворение:

О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить.

Если кто-нибудь скажет про меня, что я - "дитя добра и света", я буду очень счастлив...

- Положим, о том, что Николай Цискаридзе - "свободы торжество", уже сейчас можно сказать.

- Да, я очень люблю свободу. Завидую свободным лебедям - они могут полететь, куда хотят.

@@@
Иголка принцессы Дианы
Йошке Фишеру мстят за прошлое
Казанская прелюдия большой Олимпиады
Как избавляться от сорняков
Киссинджер снова послужит нации
Клинтона тянет на Балканы
Коллекция Бар-Гера

Матвиенко обеспечит безопасность Внешторгбанка

@@

Сын губернатора Санкт-Петербурга меняет место работы

2004-11-11 / Бесик Пипия



Во Внешторгбанке, который в ближайшее время должен переехать из Москвы в Санкт-Петербург, собирается работать Сергей Матвиенко – сын питерского губернатора Валентины Матвиенко.

Елена Криворучко, начальник отдела корпоративных связей ОАО «Банк «Санкт-Петербург», где в последнее время работает Сергей Матвиенко, подтвердила корреспонденту «НГ», что переговоры о смене его места работы действительно ведутся.

Сергей Матвиенко родился в Ленинграде 5 мая 1973 года. У него два образования: международная экономика и финансово-кредитный менеджмент. В США изучал систему построения менеджмента, финансового контроля на базе крупных корпораций. Защитил диссертацию по теме «Финансово-организационный механизм развития инновационного бизнеса». Работал в таких крупнейших финансово-кредитных учреждениях, как Ленвнешторг, Инкомбанк, Балтийское финансовое агентство.

@@@
Матвиенко обеспечит безопасность Внешторгбанка
Металлисты-обновленцы
Наследство «кремлевского гонщика»
Не вернувшиеся из Вьетнама
Небесный конвой
ОПЕК против "большой семерки"
Палестинцы отвергают ультиматум Израиля

Первая революция Путина

@@

Президент предпочитает личную преданность

2001-03-29 / Лидия Андрусенко, Людмила Романова, Марина Волкова, Дмитрий Горностаев







Владимир Путин решил опереться на верных людей: Минобороны возглавил петербуржец Сергей Иванов, а МВД - его земляк Борис Грызлов.

ВЧЕРА Владимир Путин объявил о сенсационных перестановках, касающихся прежде всего силовых структур. В отставку отправлен министр обороны Игорь Сергеев, который теперь станет помощником президента. Его место в военном ведомстве займет Сергей Иванов, до сих пор возглавлявший Совет безопасности. Впервые в оборонном ведомстве России появляется женщина. Заместителем министра обороны становится Любовь Куделина, которая с 1996 года возглавляла оборонный департамент Минфина РФ, а затем была заместителем министра финансов со времен Сергея Степашина. Генерал-полковник, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Алексей Московский также переходит в Министерство обороны.

Глава МВД Владимир Рушайло становится руководителем Совета безопасности РФ, а Министерство внутренних дел возглавит теперь уже бывший лидер фракции "Единство" в Госдуме Борис Грызлов. Путин назвал это назначение "политическим". Это мнение президента разделяет бывший глава МВД Анатолий Куликов. Правда, в чем именно будет заключаться политическая функция, он не пояснил. Касаясь данного назначения, Владимир Путин заявил, что "это продуманное решение". Представление нового министра коллегии МВД состоялось вчера вечером. В самом МВД это назначение, по сообщениям информагентств, восприняли неоднозначно и предположили, что это может повлечь определенные кадровые перестановки.

В связи с назначением Грызлов срочно вынужден был вернуться из Санкт-Петербурга. Назначение Грызлова на столь ответственный государственный пост стало полной неожиданностью для его коллег-депутатов. В частности, и для главы комитета по безопасности, члена фракции "Единство" Александра Гурова. На помощь Грызлову был "откомандирован" экс-заместитель министра внутренних дел и замсекретаря Совбеза Владимир Васильев. Он будет координировать действия силовиков, уделяя особое внимание ситуации на Северном Кавказе.

Бывший директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов уходит в структуру Совбеза, где, по словам президента, он будет заниматься борьбой с коррупцией и нелегальным отмыванием средств. На место Солтаганова назначен бывший первый заместитель главы Совбеза Михаил Фрадков.

В вопросе передвижения финансовых потоков Фрадков не новичок. С 1973 года он работал в системе внешнеэкономических связей. В 1992-го возглавил пост заместителя главы соответствующего министерства. С 1993 по 1997 год работал первым заместителем министра внешнеэкономических связей РФ и еще год во главе этого министерства.

В правительстве Сергея Степашина Фрадков возглавлял Минторг, и за время его правления Россия проиграла несколько антидемпинговых процессов со стороны Запада.

В отставку также отправлен бывший министр по атомной энергии Евгений Адамов. Впрочем, по словам президента, он сам обратился к нему с просьбой об этом. Возглавлять Минатом теперь будет Александр Румянцев. Отставка Адамова в политическом смысле не стала такой уж неожиданной. В последние месяцы вокруг его фигуры ходило немало слухов о сближении министра с бизнес-кругами. В частности, в руководстве контролирующего финансовые потоки атомщиков "Конверс-банка" появились выходцы из "Альфа-групп". В Минатоме даже шутили, что по окружению Адамова можно анализировать расклад политических сил в стране. Кроме того, к деятельности Адамова последнее время проявляли интерес и представители правохранительных ведомств.

Александр Румянцев, как и его предшественник на посту министра по атомной энергии, - выходец из среды атомщиков. Сразу после окончания института в 1969 году он работал в Институте атомной энергии имени Курчатова и, пройдя все ступени служебной лестницы, в 1994-м возглавил этот научный центр. Интересно, что в том же институте с 1962 по 1986 год работал и Евгений Адамов на должности заместителя директора института.

Предваряя свое заявление о кадровом реформировании, президент подчеркнул, что в течение полутора лет велась работа комиссии по военной реформе, которая касается "всей военной организации государства". "Подошел период, когда настало время и кадровых изменений, что должно стать логическим завершением модернизации военной структуры", - сказал Путин.

***

КАК и предсказывала "НГ", год с момента избрания на должность президента Владимир Путин "отпраздновал" кадровыми перестановками. Впрочем, большая часть из них прошла в виде ротации, но по своему характеру они, конечно, беспрецедентны.

Впервые одновременно были отставлены руководители МВД, Совбеза, Минобороны (что и предсказывала "НГ") и ФСНП. Как правило, такого рода "пакетные" отставки, что называется, на ровном месте (как это было и вчера), означают, что в стране как минимум готовился госпереворот. Мысли о заговоре подогревают и перестановки в руководстве Сухопутных войск и МВО. В данном же случае ничего подобного в России вроде бы не предвиделось. Просто президент, видимо, посчитал, что новый расклад сил в силовом блоке принесет гораздо больше пользы и для военного дела, и для безопасности страны, чем предыдущий.

Впрочем, пока довольно трудно увидеть четкую логику в происшедших вчера перестановках, кроме той, что относится к формально гражданской принадлежности большинства назначенных на руководящие посты в силовом блоке. "Переброска" Сергея Иванова, долго занимавшегося проблемами военной реформы, в Минобороны, что бы ни пытались говорить, - явное понижение для Сергея Борисовича. Как бы ни пытались уверить, что военная реформа - задача номер один для государства и Иванов - чуть ли не единственный, кто может ее осуществить, место секретаря Совбеза все-таки гораздо привлекательней с чиновничьей точки зрения. Занимая его, Иванов имел возможность участвовать в принятии практически любых государственных решений, при этом фактически ни за что не неся персональной ответственности. Особенно учитывая его хороший личный контакт с президентом. Теперь же, хоть у него и свое "собственное" ведомство - Минобороны, задачи, стоящие перед ним, несопоставимы по масштабам с теми, которыми ему приходилось заниматься до того. Да и общение с президентом, а соответственно и возможность влиять на принятие государственных решений в областях, не связанных с военным строительством, у Иванова теперь будет ограничено.

Владимиру же Рушайло, пришедшему на смену Сергею Иванову (кстати, по данным "НГ", он был не единственным, кто рассматривался в качестве кандидатуры на пост секретаря Совбеза), в новом качестве тоже, думается, будет не слишком сладко. Что касается должности руководителя Совбеза, то вполне уместно будет выразиться в президентском стиле, используя поговорки и пословицы. Это как раз тот случай, когда "не место красит человека, а человек место". Пока довольно сложно представить себе Владимира Рушайло, отправляющегося, к примеру, в США с целью устроить встречу президентов двух стран. И не исключено, что пройдет немало времени, прежде чем Совбез Владимира Рушайло по своей влиятельности достигнет высот Совбеза Сергея Иванова. Если вообще такой момент наступит.

Что касается назначения на пост руководителя налоговой полиции Михаила Фрадкова, источники "НГ" утверждают, что его пролоббировал Сергей Иванов - совместная работа в Совбезе продолжится теперь в силовом блоке правительства.

Самым же странным стало назначение на пост руководителя МВД Бориса Грызлова - первого партийного руководителя, откомандированного в силовые структуры. Одни утверждают, что это назначение грозит полным развалом министерству, руководитель которого не имел никакого отношения к этой системе в прежней жизни. Другие считают, что в "Единстве" грядет серьезная реформа, и лидеру фракции нужно было найти "теплое" место, а заодно и утешить после конфуза с вотумом недоверия правительству в Думе. Третьи уверены, что президент командировал Грызлова в МВД для выполнения пары-тройки конкретных задач, а затем собирается отправить его в отставку. Четвертые пытаются найти объяснение данному "политическому назначению", уповая на первое слово этого нового в президентской лексике словосочетания. Как уверяют источники в Кремле, костяк министерства сохранится и, собственно, будет вести основную работу. Ничего же удивительного в том, что президент решил (а впоследствии это может стать нормальной практикой) поставить на ключевое министерство "своего" человека, нет. Со "своим" человеком Путин, по данным "НГ", переговорил насчет возможного назначения в правительство еще недели две назад, не раскрывая до конца собственных планов. Предметный же разговор состоялся незадолго до назначения.

Так или иначе, но первая революция Путина - кадровая - таковой не выглядела. Тихо, мирно, в пользу гражданских лиц и женщин сменилось силовое руководство страны. Собственно, как и предсказывала "НГ", те, кто не получил новых должностей взамен прежних, сами изъявили желание уйти в отставку. Президенту же лишь осталось подмахнуть указы. Впрочем, не забыв об утешительном призе, по крайней мере в отношении экс-министра обороны Игоря Сергеева - он стал помощником Путина.

Дальнейших отставок, как уверяют источники "НГ" в Кремле, не предвидится. Впрочем, премьер-министр Михаил Касьянов, присутствовавший на торжественном объявлении о новых назначениях, был как-то особенно грустен, видимо, экстраполируя происходящее на себя. Ведь впереди еще реформа правительства, предложения по которой никак не сподобится подготовить кабинет министров. Но это, как говорят в Кремле, "из другой оперы".

***

СЛУХИ о возможном назначении Сергея Иванова на пост министра обороны циркулировали уже давно, однако в российском военном ведомстве мало кто верил в их реальность. Тем не менее Путин решился на проведение кадровой рокировки в Минобороны, мотивировав ее необходимость тем, что именно Иванов возглавлял рабочую группу по подготовке проекта военной реформы, а следовательно, "обоснованным и справедливым будет поручить ему проводить эту реформу в жизнь". Вчера же состоялась церемония вступления в должность Сергея Иванова, которого Владимир Путин представил руководящему составу МО РФ. В распоряжение Иванова также перешел так называемый абонентский комплект # 2, или, как его именуют в прессе, "ядерный чемоданчик", позволяющий получить от средств СПРН сигнал о ракетно-ядерном нападении на Россию и санкционировать ответное применение российской ядерной триады против агрессора.

В истории современной России Иванов стал четвертым министром обороны - после Павла Грачева, Игоря Родионова и Игоря Сергеева - и вторым, кто возглавил военное ведомство в качестве гражданского человека (до этого непродолжительное время носил штатский костюм Игорь Родионов, расставшись в 60 лет с военным мундиром).

Указами президента произведено еще несколько кадровых назначений в МО. Командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Игорь Пузанов стал статс-секретарем - заместителем министра обороны. Начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Анатолий Перминов назначен командующим Космическими войсками.

Был ли готов Сергей Иванов к подобному повороту в своей судьбе? Можно с уверенностью сказать, что да. Не так давно он расстался с погонами генерал-лейтенанта СВР. На протяжении последних месяцев Иванов активно занимался анализом состояния дел в российском военном ведомстве исходя из перспективы своего нового назначения. За сравнительно короткий срок он посетил ряд военных округов и флотов, где проинспектировал состояние войск и сил флота, чтобы составить личное впечатление об уровне их боевой готовности. Последняя такого рода инспекция состоялась 24 марта в ходе пребывания Сергея Иванова в Калининградской области, где он посетил командный пункт Балтийского флота и ознакомился с задачами, стоящими перед флотом и приданной ему наземной группировкой войск.

Среди личностных качеств нового министра обороны близко знающие Иванова по конкретной работе люди отмечают его аналитические способности, четкое понимание очередности решения стоящих задач, умение следовать выбранным курсом, невзирая на внешние обстоятельства.

Сергей Иванов не поддается на лесть, говорят, что на него невозможно повлиять, тем более - навязать ему чужое мнение. Аккуратен в словах и поступках. Особо тщательно прорабатывает документы, эта привычка сохранилась неизменной со времен работы в СВР.

Очевидно, что с приходом Сергея Иванова на Арбатскую площадь последует достаточно широкомасштабная чистка в руководящем звене МО РФ, хотя этот процесс может и растянуться по времени. Ожидаются и серьезные кадровые перестановки на уровне командного состава военных округов и видов Вооруженных сил. Приоритет будет отдан генералам, имеющим боевой опыт и прошедшим Чечню.

В связи с последними перестановками следует отметить, что маршал Игорь Сергеев, имеющий несомненные заслуги перед государством и награжденный вчера орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, продолжит свою деятельность в качестве помощника президента РФ по вопросам стратегической стабильности. Это позволит нейтрализовать попытки некоторых "стратегов", и прежде всего начальника Генштаба Анатолия Квашнина, расправиться с РВСН, сведя их боевой потенциал к 150 моноблочным носителям. Впрочем, как заявил Сергей Иванов корреспонденту "НГ" в ходе недавнего рабочего визита во Францию и Польшу, он прекрасно понимает роль и значение РВСН, которые, по его словам, сохранят свою самостоятельность в качестве рода войск Вооруженных сил и не будут включены в состав ВВС, как это предполагалось первоначально.

Теперь можно ожидать и окончания затянувшегося противостояния на уровне министр обороны - начальник Генерального штаба. Хотя за неоднократное нарушение принципа единоначалия, утверждают наши источники в МО РФ, Квашнин как минимум заслуживает какого-то наказания.

После нового назначения Сергея Иванова статус Минобороны в общей структуре силовых министерств и ведомств значительно возрастет. Вместе с тем понизится статус Совета безопасности РФ, который из центра принятия важнейших решений превратится в орган, призванный достигать межведомственного консенсуса между заинтересованным сторонами.

***

@@@
Первая революция Путина
Пиночет арестован
Пиночет избежал возмездия
Почему ошибаются синоптики
Почти как 55 лет назад
Принял присягу новый президент Чили
Путешествие длиною в жизнь

Реформа танца

@@

В центре "Дом" Владимир Мартынов предложил станцевать галоп, полонез и рок-н-ролл "Кали-Юги"

2002-01-31 / Юлия Бедерова



Об авторском фестивале Мартынова еще несколько лет назад и помыслить было трудно. Уже много лет он последовательно и упрямо не то чтобы даже оспаривает (или развенчивает) культурный миф о всемогуществе автора и статусе искусства, но красиво, неловко, упрямо или ненавязчиво строит антистратегию. Утверждает, что настала (и давно) смерть музыки и смерть композитора, но сочиняет и сочиняет. Вместо фигуры автора он предлагает фигуру бриколлера (от леви-строссовского термина "бриколлаж"). Бриколлер - он вышивает по канону. Как житель архаических культур или распевщик богослужебного пения. Нанизывает формулы на модель, ставит крестики на структурной матрице.

Мартыновская концепция, внешне узнаваемая, но крайне индивидуальная, поскольку реализуется в не бартовских контекстах древнего и нового искусства, - прогремела в середине девяностых. Кому-то она теперь уже представляется старинной, но в данном случае без упоминания о ней не обойтись. Все-таки авторский фестиваль. Пусть он даже называется "фестиваль работ".

Кроме того, парадоксальная концепция опять не выглядит усталой. Поразительно, насколько способна обескураживать и завораживать одна и та же мысль в непредсказуемых ракурсах мартыновской оптики.

Публика привыкла наблюдать Мартынова стоящим в стороне от истеблишмента и магистральных линий нового искусства. Теперь видно, что он как-то сформировал вокруг себя собственное пространство, превосходно комуницирующее с соседними. Причем самыми разными - эзотерическими, замкнутыми, эпатажными, публичными, амбициозными, интимными и проч. Многие его проекты внешне камерны, а внутренне глобальны и подобны космогоническим происшествиям в сознании. В то же время многие его проекты оказываются лучшим украшением совсем не камерных затей - таких, как немецкий фестиваль "Сакро-арт" (опера "Гвидо Д"Ареццо") или местные "Страсти по Матфею-2000". Иные его акустические "процессы" строго и интимно музыкальны. Другие сложены как содержание и форма (одновременно) не музыкальных, но, к примеру, театральных предприятий (спектакли "Плач Пророка Иеремии", "Моцарт и Сальери", неоконченная "Илиада" театра Анатолия Васильева "Школа драматического искусства").

Внешне фестиваль под заголовком "Танцы Кали-Юги" демонстрирует (симулирует) горизонтальную линию творчества композитора со всеми ее атрибутами - периодами, вехами, пристрастиями, отрицаниями, верстами полосатыми и тому подобными вещами. Вот изысканно доминималистская "Соната" для скрипки и фортепиано 1973 года. За подобные ей вещи Эдисон Денисов напророчил Мартынову славу лидера в своем поколении. А вот и скрипичная "Партита" (1976), из-за которой тот же мэтр в Мартынове, ну, мягко говоря, разочаровался. Вот, пожалуйста, блистательные иллюстрации к не бархатной даже - плюшевой (назовем ее так из-за феерического мерцания детских, игрушечных ракурсов материала и интонирования) - революции, совершенной несколькими русскими авторами против догматов статусного - взрослого - авангарда. Революции настолько же громадной, насколько тихой. Далее концептуальный минимализм по пунктам: рок-влияния ("Иерархия разумных ценностей" для ансамбля ударных Марка Пекарского). Неоканоническая концепция в картинках прошлых стилей ("Passionlieder" в исполнении ансамбля "Opus Posth" Татьяны Гринденко и сопрано Галины Мурадовой). Следом - появление зыбучей архаики и мрачного обериутства. Потом - одержимая сперва формулами и паттернами бывшей музыки и, наконец, только точками и черточками звука и культурной геометрии - медитативность неистового бриколлажа.

На самом деле здесь ясно видно - Мартынов ходит кругами, его линии - завихрения. Он словно настырно топчется вокруг одного и того же. Процесс непредсказуем оттого, что то ли оно само всякий раз разное, то ли Мартынов разный, то ли восприятие и ситуация восприятия кардинально переменчивы. Свойственный Мартынову тип авторского движения - не развитие, но реформа. Бесконечная, упрямая реформа собственной речи. В формате фестиваля становится заметно, что фортепианные "Бриколлаж", "Народный танец" и "Танцы Кали-Юги" при всей разности - версии одного высказывания. Равно как "Партита" и "Коан". Так он, пританцовывая, топчется, а со стороны может показаться, что просто гуляет.

Подобным образом гуляли Мартынов с рижским композитором Георгом Пелецисом. Семидесятые на Чистых прудах, оторопь русского концептуального минимализма: "И длится, и длится, и длится". Из этой прогулки родилась "Переписка" двух реформаторов, кусок которой представлен на фестивале и в которой есть то, о чем так и не узнал ни один Найман этого постмодернизма. Больше, чем ортодоксального музыкального минимализма здесь, - Кабакова с Пивоваровым. Кто помнит - эти тоже гуляли, тоже были смешно похожи на двух студентов Каспара Давида Фридриха, и в результате тоже появился цикл. Не "Мартынов-Пелецис", а "Кабаков и Пивоваров".

"В сторону Людвига: Танцы Кали-Юги" в чутком ко всему нетривиальному "Доме" - первый опыт композитора в жанре авторского фестиваля. Как и все мартыновские сочинения, он устроен многоэтажно. На первом этаже - музыка, вся выдержанная в ритмических фигурах танца, даже если это не заметно на первый взгляд. На втором - выставка. Именно ради нее да еще презентации музыки "Илиады" ("Тризна по Патроклу") все первоначально и затевалось. "Тризна" - логическое продолжение знаменитой "Ночи в Галиции". И как обычно бывает с мартыновскими продолжениями, она сильно жестче. Шаманство, древние лады, стрекочущие звуки острова Бали - и все. И звонкий гром пустоты. И не в чем утонуть желающему культурного тепла восприятию.

Авторская инсталляция собрана из фотографий берега и моря с написанными на них столбцами слов и фраз, трансформирующихся в геометрическую пульсацию точек, шрифтов, языков. Еще - из фрагментов трех кино ("Смерть в Венеции", "Триумф воли", "Людвиг"). Еще - из следов, хвостов и теней великой западноевропейской музыки (Вагнер, Малер). Тень самолета Лени Рифеншталь движется в одном пространстве с очертаниями уходящего от Висконти молодого человека. С вами прощаются духи великой западноевропейской культуры, если она вообще была, а не была призраком. Все это может быть вашим опытом, а может быть просто личным делом Мартынова (звуки его фортепиано в наушниках, подсвеченная бутыль с водой и с разными нюансами возможной интерпретации вроде: "эй, старушка, где же кружка").

@@@
Реформа танца
Саудовские спецслужбы обезвредили террористов
Сергиево подворье в обмен на ракеты
Сердюков пересматривает стратегию
Три истории о потребностях и возможностях
Французская оппозиция отказалась от встречи с ливийцами
Царь Израиля

Чили помнит "черный сентябрь"

@@

И зачастую с теплотой вспоминает времена Альенде

2000-09-19 / Александр Иванович Трушин - корреспондент ИТАР-ТАСС в Мексике.



ОСКАР СОТО, личный врач и друг бывшего президента Чили Сальвадоре Альенде, проживающий в Мадриде, до самой последней минуты его жизни находился рядом с ним 11 сентября 1973 года, когда военные генерала Аугусто Пиночета атаковали президентский дворец Ла Монеда, покончив с демократией в этой стране.

В то сентябрьское утро, вспоминает Сото в интервью мексиканской газете "Универсаль", когда президент Альенде получил сообщение о мятеже военных, он был абсолютно спокоен. В два часа дня Ла Монеда был в руках мятежников. Оставшиеся в живых, кто был рядом с Альенде, под дулом автоматов покинули дворец и впоследствии были расстреляны.

Сото вспоминает, что до самого последнего момента президент Альенде, как и его окружение, не верили в возможность военного переворота. Они предполагали, что какие-то силы, например военно-морские, могут поднять мятеж, но он будет находиться под контролем тех, кто демонстрировал верность конституционному режиму и, в частности, тех высших военных чинов, которые были назначены самим президентом руководить чилийской армией, среди которых был генерал Пиночет.

Альенде чувствовал напряженность момента, но никогда не думал о массовом военном выступлении с участием всех трех родов войск и корпуса карабинеров (военной полиции). Никто из окружения президента, говорит Сото, не мог предположить, что государственный переворот может перевернуть чилийскую историю и привести к 17-летней преступной и кровавой диктатуре Пиночета.

В первые минуты после объявления мятежа находившиеся в Ла Монеде не могли поверить в то, что его возглавил Пиночет. Этот генерал, свидетельствует Сото, всегда проявлял на публике лояльность к президенту и правительству Народного единства. "Никто по-настоящему не знал Пиночета, в итоге он проявил себя подлинным предателем и амбициозным генералом с большой жаждой власти. Пиночет предал не только Альенде, но и некоторых генералов, которые были рядом с ним в момент переворота и затем погибли при невыясненных до сих пор обстоятельствах", - заявил Соте.

Он вспоминает, что около девяти часов утра Альенде объявил присутствовавшим во дворце о том, что нет ни одного воинского подразделения или группы вооруженных сил, которые оставались бы верными правительству. Оно было свергнуто, так как не располагало никакой другой опорой, кроме трудящихся, которые не имели оружия, чтобы его защитить.

Никто из окружения Альенде за все шесть часов пребывания во дворце под огнем мятежников, не помышлял оставить президента, хотя он и предлагал им покинуть его. Дважды Альенде отказывался от предложения Министерства обороны воспользоваться самолетом и вылететь из страны вместе с семьей, хотя впоследствии выяснилось, что это была бы ловушка. Альенде возглавил оборону Ла Монеды, защищая таким образом статус конституционно избранного президента. Он никогда не думал покинуть дворец и погиб в нем.

По тому, как Альенде спокойно организовывал оборону дворца, разговаривал с его защитниками, никто из них не мог предположить, что президент может покончить с собой. По прошествии времени, говорит Сото, стало ясно, что Альенде выполнил свой исторический долг и вписал важную страницу в истории Чили.

Сото, все время находившийся рядом с президентом, также не подозревал о том, что тот может покончить с собой. Но он знал, что Альенде ни в коей мере не может оказаться пленником военных.

В половине второго дня, когда мятежники заняли первый этаж Ла Монеды, для Альенде не оставалось другой альтернативы. Через минуту после того, как Сото сообщил президенту, что солдаты взяли первый этаж дворца, к врачу подбежал один из защитников - Энрике Уэрта и плача сообщил, что Альенде погиб.

"Для нас, - вспоминает Сото, это было большой болью, так как мы все любили президента. В тот момент был еще один драматический эпизод. За несколько минут до смерти Альенде покончил с собой директор национального телевидения Аугусто Оливарес, который пользовался огромным уважением и любовью из-за своей "харизмы" и высокого профессионализма.

Через полчаса мятежники вывели из дворца оставшихся в живых его защитников. Сото удалось спастись благодаря охранявшему его медику, оказавшемуся его хорошим знакомым. Личный врач Альенде разыскал свою жену, которая вместе с пятью детьми пряталась в доме Рикардо Лагоса, нынешнего президента Чили. Затем Сото скрывался с семьей в мексиканском посольстве в Сантьяго и месяц спустя после переворота был переправлен в Мехико, а затем оказался в Мадриде.

"Тогдашнее правительство Мексики Луиса Эчеверрии широко открыло двери страны для многих чилийских эмигрантов, и Мексика стала им второй родиной", - говорит Сото.

По его мнению, с момента пребывания в Лондоне под домашним арестом для Чили наступил исторический момент. До этого, сказал Сото, в стране практически ничего не предпринималось в плане борьбы с военными - нарушителями прав человека, что затрудняло ее полный переход к демократии. Начавшийся процесс над Пиночетом открыл возможности того, что в Чили наступит полная демократия, а не "охраняющая", которая имеет место сегодня.

Лишение бывшего диктатора парламентской неприкосновенности стало победой чилийского народа, всех жертв, боровшихся против диктатуры.

"Я всегда был пессимистом относительно того, что когда-нибудь Пиночет предстанет перед судом. Однако то, что произошло за 503 дня его пребывания под арестом в Лондоне и последующее за тем решение Верховного суда о лишении его неприкосновенности, стало историческим и очень позитивным фактом", - заявил Сото.

Полная демократия придет в Чили, и тогда, когда Пиночет исчезнет с политической арены и когда вооруженные силы страны осознают, что 11 сентября 1973 года они совершили государственный переворот, и что 17 лет в стране существовала диктатура. Чилийские военные должны находиться под гражданским контролем. Пока сохраняет силу принятая хунтой Пиночета в 1980 году Конституция, нельзя говорить о полном переходе к демократии.

По мнению Сото, в настоящее время Пиночета поддерживает меньшинство политических сил Чили. От него стремятся дистанцироваться многие представители правых партий.

В то же время Сото ответил отрицательно на вопрос корреспондента "Универсаль", последуют ли чилийские военные примеру своих аргентинских коллег, которые на этих днях попросили прощение у аргентинцев за преступления, совершенные в годы военной диктатуры 1976-1973 годов. Вооруженные силы Чили, сказал он, все еще убеждены в том, что они спасли страну от коммунизма и тоталитаризма. Чилийские военные не готовы просить прощения, так как все еще не могут признать, что переворот 1973 года был направлен против демократии, Конституции и прав человека.

@@@
Чили помнит "черный сентябрь"